• Что не входит в структуру морали. Функции и структура морали. Я ≤ МЫ Я ≠ МЫ

    16.06.2024

    Природа и сущность этики

    Может ли поведение крупной коммерческой организации строиться на основе принципов справедливости? В качестве вопросов о роли этики в деловых отношениях возьмём, например, следующие: насколько аморально подвергать сотрудников фирмы принудительному тестированию на предмет употребления наркотиков? Имеют ли предпринимательские организации моральные обязательства по защите и сохранению окружающей среды? Если «да», то каково их содержание?

    Мораль и этика

    Определения.

    1.«Мораль (от латинского обычаи, нравы; правильный, нравоучительный), с точки зрения современной социальной философии - это один из важнейших общественных институтов и основных способов нормативной регуляции деятельности и поведения людей.

    2. В то же время мораль представляет собойособую форму общественного сознания, вид общественных отношений (моральных отношений) и выступает как предмет специального изучения этики.

    3.Мораль наряду с другими типами нормативной регуляции (такими, как право, обычаи, традиции, организационные уставы, административные положения и др.) в любом обществе согласует действия громадного множества людей в совокупную массовую деятельность и подчиняет определённым общесоциальным законам.

    4.Термин «мораль» используют для обозначения всей совокупности принципов или правил морального поведения (т.е. поведения, регулируемого с помощью норм, основанных на представлениях о добре и зле, справедливом и несправедливом отношении к другим, правильном и неправильном поведении).

    5. Мораль – это социальный институт, состоящий из системы стандартов, признанных и разделяемых членами культурной общности.

    Т.о., мораль воплощается в моделях оценочных суждений о добре и зле. Модели передаются из поколения в поколение. Мораль, т.о., имеет объективный статус как совокупность правил поведения индивида. Аналогично политическому устройству общества и родному языку мораль существует до её принятия или непринятия отдельной личностью. Человек не создаёт собственных правил, мораль не может быть в чистом виде личным кодексом поведения.

    Мораль – это то, что должен делать человек, чтобы соответствовать общественным нормам поведения, в то время как этика занимается изучением философских доводов «за» или «против» норм морали, существующих в социальной среде.

    Этика (философия этики, моральная философия) представляет собой научную дисциплину, изучающую социальную мораль. Часто наблюдается смешение языков морали и здравого смысла. Людям деловым безразлично, определяется ли их деятельность соображениями здравого смысла или требованиями морали. Для философов разумное поведение может быть недопустимым с моральной точки зрения. Т.к. бизнес существует в социальной среде, бизнесмены должны оценивать степень моральности своих действий с точки зрения не здравого смысла, а морали. В интересах самого бизнеса нужно поступать морально, т.к. тогда здравый смысл рассматривается как мотив и обоснование этического поведения.

    Де Джордж Р.Т.: «Предмет изучения этики – нравственность . Нравственность – это термин, употребляемый для характеристики тех форм поведения и деятельности, которые считаются по существу правильными и неправильными; он употребляется для характеристики правил, которыми руководствуются при осуществлении этих форм деятельности, а также для характеристики ценностей, которые внедряются в сознание, обогащаются и реализуются в указанных формах деятельности и поведения».

    Общераспространенный нравственный опыт охватывает все наши моральные убеждения, суждения и ощущения, которые мы выражаем на языке нравственности. Моральные суждения включают оценки людей, или их поступков, или институтов в качестве хороших или плохих, правильных или неправильных, справедливых или несправедливых, честных или нечестных и т.д. Они выражают также эмоции, обычно отрицательные по поводу неправильных поступков, или положительные эмоции по поводу правильных поступков.

    «Этику вообще можно определить как систематическое стремление осмыслить наш индивидуальный и общественный нравственный опыт таким образом, чтобы

    - установить правила, которые должны управлять поведением людей,

    - выработать ценности, которых стоит придерживаться,

    - а также чтобы воспитать такие черты характера людей, какие им полезно в себе развить».

    Этика – это отрасль философии, которая занимается исследованием природы морали и моральной оценки, вопросов о том, что является добром и что злом.

    Отличие морали от этики:

    Мораль – это убеждения о добре и зле, посредством которых мы управляем нашим поведением.

    Этика – это рефлексивное осознание наших моральных убеждений и правил поведения.

    Этика – это система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. (?) Этические нормы служебных отношений базируются на общечеловеческих нормах и правилах поведения, однако имеют отличительные особенности

    Особенности этических норм и правил в отличие от других норм и правил, регулирующих поведение людей следующие: 1) нарушение их может угрожать благосостоянию, здоровью и безопасности других людей; 2) этические нормы имеют приоритет по отношению к другим критериям; 3) проблематичным является вопрос об источнике этических стандартов: сложно определить, кто устанавливает моральные нормы.

    Нравственность. Гегель рассматривает нравственность через понятие нравов. Для нравов характерно: общественным непререкаемым авторитетом обладает господствующая массовая привычка, установившаяся стихийно практика поведения, которая вследствие своей общепринятости имеет силу «действующего, существующего закона». Гегель рассматривает общеисторический переход от нравов к собственно морали. Гегель был первым, кто установил, что собственно морали предшествует такое состояние, когда общественные нормативы действуют автоматически через стихийную трансляцию от поколения к поколению и от общности к индивиду общепринятых форм поведения, где сам факт существования обычая является достаточным основанием его законности. Переход от нравов к собственно морали совершается, по Гегелю, т.о., что фактически общепринятое уже не имеет непререкаемого авторитета, а «должно оправдывать себя перед мыслью»

    Этика и этикет

    Этикет, как и этика, определённым образом регулирует поведение людей, устанавливая порядок и правила поведения где-либо. Раньше они были необходимы для регулирования поведения при дворах монархов и в дипломатических кругах. В настоящее время этикет означает некий кодекс вежливости. Правила этикета по сути не имеют моральной природы, речь идёт лишь о хороших или плохих манерах.

    ТЕМА 2

    Структура И функции морали

    В структуре морали существуют две самостоятельные сферы: моральное сознание и нравственная практика , в процессе которой реализуются нравственные идеи, чувства.

    Моральное сознание – синтез представлений, чувств. В моральном сознании специфически в понятиях «добро» и «зло», «справедливость», «совесть», «достоинство», в устремленности к высшим ценностям выражаются глубокие, основополагающие стороны человеческого существования – отношения индивида с другими людьми, с обществом и природой в целом.

    В зависимости от носителя моральное сознание бывает индивидуальным и общественным.

    Три базовых компонента индивидуального морального сознания: разум, нравственные чувства и воля. Разум – это понятия, представления о добре и зле, долге, совести, о высших ценностях и др. Разум вырабатывает стратегию нравственного поведения, тактику, анализирует ситуации. Нередки ситуации, когда разума не достаточно, он «дает сбои». Тогда на помощь приходят нравственные чувства . С их помощью мы улавливаем оттенки поступков и ситуаций, они являются мощным стимулятором тех или иных действий. Воля как третий компонент морального сознания проявляется в стойкости, решительности, в определенном психическом настрое и готовности к конкретным поступкам.

    Носителем общественного морального сознания является общество в целом, хотя различные социальные группы вносят разный вклад в его развитие. В повседневном моральном творчестве, в утверждении тех или иных нравов, привычек, обычаев проявляется сложное взаимодействие между индивидуальным и общественным сознанием. Общественное моральное сознание имеет структуру и включает обыденное моральное сознание (складывается стихийно, характеризуется размытостью, нечёткостью, противоречивостью) и теоретическое моральное сознание – тмс - (появляются профессии, представители которых рассматривают проблемы нравственной жизни; центральное место в тмс занимает нравственная философия (этика)). тмс - нацелено на центральные вопросы человеческого бытия, характеризуется четкостью, последовательностью, рациональностью и системностью.

    Во-первых, очевидно, что в процессе этих отношений воплощаются нравственные ценности, жизнь человека как бы соотносится с высши­ми ценностями. Во-вторых, нравственные отношения возникают не сти­хийно (как, например, нередко бывает с хозяйственными отношения­ми, отношениями к природе и т. д., которые часто осуществляются, можно сказать, механически, без должного осмысления), а целенаправ­ленно, сознательно, свободно. Можно без особых раздумий (конечно, в смысле определения их места в общественной жизни) покупать товары, получать заработную плату, но вряд ли можно стихийно быть добрым, ответственным, справедливым . Последнее требует соотношения конк­ретных поступков, ситуаций с высшими нравственными ценностями. Наконец, в-третьих, нравственные отношения не существуют, как пра­вило, в чистом виде, сами по себе, а являются компонентом, стороной отношений хозяйственных, политических, религиозных и т.д. Добро, например, реализуется в процессе самых разнообразных действий (ка­кая-то помощь, совет, поддержка и др.), а не в виде праздных мечтаний. В этом плане нравственные отношения в значительной степени зависят от характера отношений личности и общества, которые существуют в данной исторической эпохе, в конкретной стране, от политического устройства, основ экономической жизни. На нравственные отношения накладывают свой отпечаток особенности культуры, той или иной ре­лигии (например, нравственная жизнь мусульманина и христианина в деталях, конечно, не будет одинаковой), нации.

    Устойчиво повторяющиеся компоненты нравственных отношений (отношение к труду, родителей к детям, отношения мужчин и жен­щин, дружба и др.) часто фиксируются в различных традициях, обря­дах, обычаях и т.д., которые, как правило, приобретают национальную, историческую окрашенность (например, говорят о немецкой пункту­альности, восточном гостеприимстве, известна специфика межлично­стных отношений японцев, американцев и др.).

    Между моральным сознанием и нравственными отношениями име­ется теснейшая связь. Можно сказать, они не могут существовать друг без друга. С одной стороны, в нравственных отношениях реализуются нравственные чувства и представления. Вместе с тем сами эти чувства и представления могут ничего не стоить, если не будут реализованы в определенных отношениях, не пройдут в них своеобразную обкатку.

    Функции морали: оценочная, познавательная, мировоззренческая, воспитательная, регулятивная.

    Функции морали

    Для понимания сущности морали немаловажную роль играет и вы­явление тех функций, которые она выполняет. В процессе становления морали, ее выделения в относительно самостоятельную область куль­туры установился определенный ряд функций, которые для нее присущи в настоящее время. По мнению одного из известных российских исследователей, Л.А.Попова, основные функции морали сводятся к следующим:

    1. В качестве исходной выступает оценочная функция морали. Однако, известно, оценочная функция характерна не только для морали, но и для искусства, религии, права, политики и др. В чем же состоит специфика оценочной функции морали? Прежде всего оценка производится через призму особых понятий морального сознания: добро и зло, справедливость, долг, совесть и т.д. В моральном сознании сущее сопоставляется с должным. Моральные оценки носят универсальный характер и распространяются фактически на все действия человека. Этого нельзя сказать о праве. (Например, можно ли с позиций уголовного кодекса осудить бестактность, грубость, неуважительное отношение к кому-либо? Думается, нет.) Точно так же не везде уместны политические оценки. Определенные ограничения существуют лишь там, где действия производят под давлением, угрозой, под влиянием какого-либо аффекта (страха, ревности). Наконец, необходимо отметить, что мо­гильная оценка опирается на моральные убеждения индивида и авто­ритет общественного мнения.

    2. Познавательная функция морали . Она не имеет такого же значе­ния, как оценочная, но теснейшим образом с ней связана. В частности, когда индивид оценивает чужие поступки или свои собственные, он неизбежно получает известное (неполное, конечно) представление о внутреннем мире - как собственном, так и других людей. Когда с точ­ки зрения морали дается оценка общего состояния нравов, в опреде­ленной мере нам открывается, насколько соответствуют действия го­сударства высшим общественным ценностям, стратегическому направлению развития истории. Кроме того, следует иметь в виду, что нравственные качества являются необходимым условием всякого по­знания, особенно научного. Ученый, страдающий необъективностью, склонный к обману, к чрезмерной зависти, корыстолюбию, может исказить (под всякими предлогами) результаты опыта, обмануть дру­гих или (под действием чрезмерной одержимости к славе, корысти и т. д.) и самого себя.

    Конечно, необходимо помнить, что познавательная функция мо­рали осуществляется несколько иначе, нежели познание в науке. В об­ласти морали в значительной степени все образно, размыто, значи­тельно большую роль играют чувства, вера, интуиция. В научном же познании доминирует разум.

    3. Мировоззренческая функция морали. Как мы уже отмечали, мораль не может быть сведена к простым нормам. Она должна обосновывать, «оправдывать» эти нормы, указывать, во имя чего они должны выпол­няться, т. е. моральное сознание неизбежно выходит на высшие ценности, на вопросы, касающиеся смысла жизни. Но для решения таких вопросов очень важно выявить место человека в мире. Однако сделать это невозможно без какого-то (пусть даже наивного, как было в про­шлом) представления о мире в целом.

    Представление о мире в целом (мировоззрение) невозможно соста­вить на одних лишь выводах науки, ибо они неполны. Научная картина мира и мировоззрение - это совсем не одно и то же. Мировоззрение не только формируется на основе знания, но и включает сложную гамму чувств, представляет собой своеобразный образ мира . В моральном со­знании (прежде всего в нравственной философии) формируется миро­воззрение через призму специфических понятий: мир рассматривается добрым или злым (или нейтральным, в лучшем случае) по отношению к человеку, упорядоченным или хаотичным и т. д. От характера представ­ления о мире зависит решение вопроса о смысле жизни и счастье чело­века, понимание природы добра и зла, справедливости и т. д.

    4. Воспитательная функция - одна из важнейших функций морали. Без процесса воспитания - непрерывного, интенсивного и целенап­равленного - невозможно существование общества, становление от­дельной человеческой личности. Но необходимо подчеркнуть, что в центре воспитания стоит воспитание нравственное, которое и форми­рует духовный стержень личности.

    5. Регулятивная функция морали является своеобразным синтезом всех других функций, ибо в конечном счете задача морали состоит в направлении помыслов и действий отдельного человека. Но, как изве­стно, регулирует поведение человека не только мораль, но и право, религия, искусство, политическое сознание и др. Однако именно мо­раль предоставляет человеку наиболее важные, глубинные ориентиры. Только моральные ценности являются центром всего духовного мира личности и оказывают больше воздействие на ее политические пози­ции, на оценку тех или иных религиозных учений или произведений искусства.

    Специфика же регулятивной функции морали состоит в следую­щем. Во-первых, мораль регулирует практически все сферы жизнедея­тельности человека (чего нельзя сказать о праве, эстетическом созна­нии, политике). Во-вторых, мораль предъявляет к человеку максималь­ные требования, требует от него четко следовать нравственному идеалу. В-третьих, регулятивная функция морали осуществляется с опорой на авторитет общественного мнения и моральные убеждения (прежде все­го совесть) человека.

    Отмечая важность регулятивной функции морали, необходимо в то же время признать, что и мораль не всесильна, об этом свидетельству­ют и многочисленные преступления, и повседневная грубость, бестактность.

    ТЕМА 3

    Виды этики

    Когда человек воспринимает этику сквозь призму божественного откровения – например, через посредство Библии или религиозных учений, - речь может идти о теологической или религиозной этике .

    Если же трактовать этику, пользуясь лишь аргументами, базирующимися на рациональных принципах в их приложении к нерелигиозному опыту людей, можно говорить о философской этике, которая пытается установить, каких правил и ценностейдолжно придерживаться. По этой цели её можно отличить от антропологии, психологии и социологии, которые обычно изображают то, как люди себя ведут, но они обычно не предписывают , как они должны себя вести. Этика занимается человеческим поведением, которое здесь означает человеческую деятельность, осуществляемую сознательно и в большей степени добровольно. Она не занимается автоматической реакцией людей на внешние влияния или, например, действиями во сне или под гипнозом.

    Некоторые формы поведения могут быть общепринятыми, но оставаться нравственно порочными. Точно так же, как что-либо может быть предписано законом, но все же быть нравственно порочным.

    Общая этика (в отличие от специальной) – это три стадии исследования этики: описательная этика, нормативная этика и метаэтика.

    Описательная этика – охватывает изучение и описание нравственности народа, культуры или общества. Сопоставляет и различает разные моральные системы, кодексы, виды практической деятельности, принципы и ценности. Дает базисный материал, который нормативная этика призвана объяснять, и даёт также критерий осмысленной морали народа или общества, с которым нормативная теория должна более или менее считаться.

    Нормативная этика - строится на всех тех положениях, какие выдвигает описательная этика, и пытается представить и обосновать гармоничную систему нравственности. Обычно нормативная этика стремится выявить, развить, обосновать базисный моральный принцип (или принципы) или базисные моральные ценности нравственной системы, действующей в определенном обществе и ещё шире и идеальнее – в человеческом обществе в целом. Задача нормативной этики тройственная: 1) связать в единое целое различные нормы, правила и ценности нравственной системы общества. Она стремиться придать им возможно большую последовательность и гармоничность и даже выстроить иерархию нравственных норм; 2) пытается выявить основополагающие принципы, из которых можно вывести специфические нормы морали; 3) используя множество методов, стремится обосновать базисный принцип нравственности.

    Метаэтика (аналитическая этика) - изучение нормативной этики: 1)метаэтика имеет дело со значением моральных терминов; 2) исследует логику нравственного мышления.

    Овладение теорией этики дает в руки необходимые рычаги для разумного ведения личного и общественного анализа нравственных проблем.

    Специальная этика применяет принципы общей этики 1) для решения конкретных проблем и 2) для исследования принципов морали в специализированных сферах человеческой деятельности. Первое направление специальной этики называется казуистикой. Казуистика – это искусство разрешения трудных нравственных проблем, случаев или дилемм путём вдумчивого применения моральных принципов. Может выродиться в технику наблюдения за тем, насколько близко человек способен подойти к грани, отделяющей нравственный поступок от безнравственного.

    Второе направление специальной этики охватывает применение принципов общей этики в специализированных сферах. Сюда входят деловая этика, медицинская этика, техническая этика, этика людей свободных профессий и т.д.

    Этимологически термин «мораль» восходит к латинскому слову «mos»
    (множественное число «mores»), обозначающему «нрав». Другое значение этого слова — закон, правило, предписание. В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.
    Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества.
    Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе и т.п. Поведение людей, которое соответствовало этим представлениям объявлялось моральным, противоположное – аморальным. Иными словами, морально то, что, по мнению людей, отвечает интересам общества и индивидов. То, что приносит наибольшую пользу. Естественно, что эти представления менялись от века к веку, и, кроме того, они были различны у представителей различных слоев и групп.
    Отсюда же проистекает специфичность морали у представителей различных профессий. Все сказанное дает основание говорить, что мораль имеет исторический, социально-классовый и профессиональный характер.

    Сфера деятельности морали широка, но тем не менее богатство человеческих отношений можно свести к отношениям: индивида и общества; индивида и коллектива; коллектива и общества; коллектива и коллектива; человека и человека; человека к самому себе.

    Таким образом, в решении вопросов морали правомочно не только, коллективное, но и индивидуальное сознание: нравственный авторитет кого- либо зависит от того, насколько правильно он осознает общие моральные принципы и идеалы общества и отраженную в них историческую необходимость.
    Объективность основания как раз и позволяет личности самостоятельно, в меру собственной сознательности, воспринимать и реализовывать общественные требования, принимать решения, вырабатывать для себя правила жизни и оценивать происходящее. Здесь встает проблема соотношения свободы и необходимости. Правильное определение общего основания морали еще не означает однозначного выведения из него конкретных нравственных норм и принципов или непосредственного следования индивида «исторической тенденции». нравственная деятельность включает не только исполнение, но и творчество новых норм и принципов, нахождение наиболее отвечающих современности идеалов и путей их осуществления.

    Бесцельно искать точное определение сущности морали, это безуспешно пытались сделать еще в древности. Можно лишь обозначить основной каркас понятий, которые «складывают» эту науку:
    Моральная деятельность – важнейший компонент морали, проявляющийся в поступках. Поступок, или совокупность поступков, характеризующая поведение личности, дает представление о ее подлинной моральности. Таким образом, только деятельность и реализация моральных принципов и норм дают личности право на признание у нее подлинной моральной культуры. Поступок в свою очередь содержит три компонента:
    Мотив, — нравственно осознанное побуждение совершить поступок или же мотивация, — совокупность мотивов, означающая предпочтение тех или иных ценностей в моральном выборе, индивида совершающего поступок. Например,
    …Два приятеля, работники Кислородного завода, сидели у испарителя. Стояло жаркое лето. Один из них сказал: «Хорошо бы сейчас охладиться!». Другой быстро отвернул заслонку, в результате чего сказавший, был заживо заморожен, вырвавшимися парами кислорода …
    Казалось бы, в данном случае нет прямых побуждений к совершению преступления, и здесь преступный результат не совпадает с мотивами и целями действия. Здесь мотивация, является на первый взгляд, неадекватной совершенному деянию. Это деяние, скорее можно назвать безмотивным, однако
    «свернутость мотива», его ситуативная обусловленность не означает его отсутствия. В данном импульсном действии не было преступной цели и соответствующего мотива, но здесь сработала стереотипная готовность действовать легкомысленно, бездумно, под влиянием отдельных изолированных представлений …

    Результат,– материальные или духовные последствия поступка, имеющие определенное значение.
    Оценка окружающими, как самого поступка, так и его результата и мотива.
    Оценка поступка производится в соотнесении с его социальной значимостью: его значением для того или иного человека, людей, коллектива, общества и т.д.

    Следовательно, поступок это не всякое действие, но действие субъективно мотивированное, имеющее для кого-либо значение и потому вызывающее к себе определенное отношение (оценку). Поступок может быть моральным, аморальным или внеморальным, но, тем не менее, поддающимся оценке. Например, … поднять подразделение в атаку морально, но если атака безрассудна и приведет к бессмысленной гибели, то этот поступок не только аморален, но и преступен.

    Моральные (нравственные) отношения – отношения, в которые вступают люди, совершая поступки. Нравственные отношения представляют собой диалектику субъективного (побуждения, интересы, желания) и объективного (нормы, идеалы, нравы) с которыми приходится считаться, и которые имеют для инидивидов императивный характер. Вступая в нравственные отношения, люди возлагают на себя определенные моральные обязательства и вместе с тем возлагают на себя моральные права.
    Моральное сознание – включает в себя познание, знание, волевое побуждение и определяющее воздействие на моральную деятельность и моральные отношения.
    Сюда также относят: моральное самосознание, моральную самооценку. Моральное сознание всегда аксиологично, ибо в каждом своем элементе оно заключает оценку с позиции выработанной системы ценностей и опирается на определенную совокупность моральных норм, образцов, принципов традиций и идеалов.
    Моральное сознание как система оценок со знаками плюс или минус, отражает действительность сквозь призму одобрений и осуждений, через противоположность добра и зла, отношение и деятельность, намерения — эти категории в вопросах этики имеют первостепенное значение. Аристотель, впервые в европейской этике всесторонне рассмотрел понятие «намерение», понимал его именно как основание добродетели и сознательно противопоставлял, отличал от воли и представления («Никомахова этика», книга III, гл.4, 5, 6, 7). Намерение не имеет дело с тем, что невозможно осуществить, а направлено на то, что во власти человека, оно касается средств достижения цели (нельзя сказать: я намереваюсь быть блаженным) в отличие от воли вообще, которая может иметь дело с невозможным (желание бессмертия, например), и направлять на то, что вне нашей власти (желание победы тому или иному атлету в соревновании), касается целей человека.
    Рациональное зерно мысли Аристотеля, согласно которой намерение касается средств, а воля — целей человеческой деятельности, состоит в том, что содержанием намерения могут быть, как правило, цели осуществимые, реальные, взятые в единстве со средствами их достижения. Намерение также не есть представление. Первое всегда практически ориентировано, выделяет в мире только то, что во власти человека, второе простирается на все: и на вечное, и на невозможное; первое различается добром и злом, второе — истинностью и ложностью; первое есть указание к действию, говорит о том, чего добиваться и чего избегать, что делать с предметом; второе анализирует, что такое сам предмет и чем он полезен; первое хвалят, когда оно сообразуется с долгом, второе — когда оно истинно; первое касается того, что известно, второе того, что нам неизвестно. К тому же, завершает свою сравнительную характеристику Аристотель, лучшие намерения и лучшие представления встречаются не у одних и тех же людей.
    Собственный существенный признак намерения Аристотель усматривает в том, что ему предшествует предварительный выбор, взвешивание мотивов, под которыми он прежде всего понимает различную побуждающую роль разума и удовольствий: « Оно есть нечто, что избирается преимущественно перед другими».

    Человеческая мораль как особая форма человеческих отношений складывалась издавна. Это прекрасно характеризует заинтересованность общества к ней и то значение придаваемое морали как форме общественного сознания. Естественно нормы морали разнились от эпохи к эпохе, и отношение к ним всегда было неоднозначно.

    В древности «этика» («учение о нравственности») означала жизненную мудрость, «практические» знания относительно того, что такое счастье и каковы средства для его достижения. Этика — это учение о нравственности, о привитии человеку деятельно—волевых, душевных качеств, необходимых ему в первую очередь в общественной жизни, а затем и личной. Она учит практическим правилам поведения и образу жизни отдельного человека. Но являются ли нравственность, этика и политика, а также искусство, науками?
    Можно ли считать учение соблюдать правильные нормы поведения и вести нравственный образ жизни, наукой? Согласно Аристотелю, “всякое рассуждение направлено либо на деятельность или на творчество, либо на умозрительное…”. Это значит, что через мышление человек делает правильный выбор в своих действиях и поступках, стремясь добиться счастья, воплотить в жизнь этический идеал. То же самое можно сказать относительно произведений искусства. Мастер воплощает в своем произведении идеал красоты сообразно своему пониманию. Значит, практическая сфера жизни и различные виды производительной деятельности невозможны без мышления. Поэтому они входят в сферу науки, но это не науки в строгом смысле слова.
    Нравственная деятельность направлена на самого человека, на развитие заложенных в нем способностей, особенно его духовно-нравственных сил, на совершенствование его жизни, на реализацию смысла своей жизни и назначения.
    В сфере “деятельности”, связанной со свободой воли, человек “выбирает” личности, сообразующей свое поведение и образ жизни с нравственным идеалом, с представлениями и понятиями о добре и зле, должном и сущем.

    Этим Аристотель определил предмет науки, названной им этикой.

    Христианство, бесспорно, представляет собой одно из самых величественных явлений в истории человечества рассматривая в аспекте нравственных норм.
    Религиозная мораль представляет собой совокупность нравственных понятий, принципов, этических норм, складывающихся под непосредственным влиянием религиозного мировоззрения. Утверждая, что нравственность имеет сверхъестественное, божественное происхождение, проповедники всех религий провозглашают тем самым вечность и неизменность своих моральных установлений, их вневременной характер.
    Христианская мораль находит свое выражение в своеобразных представлениях и понятиях о нравственном и безнравственном, в совокупности определенных моральных норм (например, заповедях), в специфических религиозно- нравственных чувствах (христианская любовь совесть и т.п.) и некоторых волевых качествах верующего человека (терпение, покорность и пр.), а также в системах нравственного богословия и теологической этики. Все вместе перечисленные элементы составляют христианское нравственное сознание.
    Главной особенностью христианской (как и вообще всякой религиозной) морали является то, что ее основные положения ставятся в обязательную связь с догматами вероучения. Так как “богооткровенные” догматы христианского вероучения считаются неизменными, основные нормы христианской морали, в их отвлеченном содержании, также отличаются относительной устойчивостью, сохраняют свою силу в каждом новом поколении верующих людей. В этом заключается консервативность религиозной морали, которая и в изменившихся социально-исторических условиях несет груз нравственных предрассудков, унаследованных от прошедших времен.

    Другой особенностью христианской морали, вытекающей из ее связи с догматами вероучения, является то, что в ней есть такие нравственные наставления, которые невозможно найти в системах нерелигиозной морали.
    Таково, например, христианское учение о страдании-благе, о всепрощении, о любви к врагам, непротивлении злу и другие положения, находящиеся в противоречии с насущными интересами реальной жизни людей. Что касается положений христианства, общих с другими системами морали, то они получили в нем значительное изменение под влиянием религиозно-фантастических представлений.
    В самом сжатом виде христианскую мораль можно определить как систему нравственных представлений, понятий, норм и чувств и соответствующего им поведения, тесно связанную с догматами христианского вероучения. Поскольку религия есть фантастическое отражение в головах людей внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, постольку и в христианском сознании отражаются реальные межчеловеческие отношения в измененном религиозной фантазией виде.
    В основании всякого кодекса морали лежит определенный исходный принцип, общий критерий нравственной оценки поступков людей. Христианство имеет свой критерий различения добра и зла, нравственного и безнравственного в поведении. Христианство выдвигает свой критерий — интерес спасения личной бессмертной души для вечной блаженной жизни с Богом. Христианские богословы говорят, что Бог вложил в души людей некий всеобщий, неизменный абсолютный
    «нравственный закон». Христианин «чувствует присутствие божественного нравственного закона», ему достаточно прислушаться к голосу божества в своей душе, чтобы быть нравственным.
    Моральный кодекс христианства создавался столетиями, в разных социально- исторических условиях. Вследствие этого в нем можно обнаружить самые различные идеологические напластования, отражавшие нравственные представления разных общественных классов и групп верующих. Этим определяется крайняя противоречивость христианского нравственного сознания и практической морали христиан.

    Среди философских трактатов по этике особенно выделяются труды И. Канта.
    Этика Канта во многих отношениях явилась вершиной философии морали нового времени. Среди классиков немецкой философии Кант уделил наибольшее внимание нравственности (причем именно ее специфике), и его этическая концепция, последовательно развитая в целом ряде специальных трудов, была наиболее разработанной, систематической и завершенной. Кант поставил целый ряд критических проблем, связанных с определением понятия нравственности. Одна из заслуг Канта состоит в том, что он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы - вопросы теоретического разума - от вопроса практического разума: что я должен делать? Практическая философия Канта оказала огромное воздействие на следующие за ним поколения философов (А. и В. Гумбольдты,
    А. Шопенгауэр, Ф. Шеллинг, Ф. Гельдерлин и др.).

    Изучение этики Канта продолжает развиваться с 20-х годов. Существует много разнообразных оценок этики Канта. С точки зрения метафизики, наиболее ценными являются идеи Канта о свободе и об автономии этики.

    Современные исследования кантовской этики являются попыткой дать новые способы ее переосмысления и новые подходы реконструкции критической этики. Критическая этика Канта своим исходным пунктом имеет осознание практики, в которой воплощается разумное поведение человека. Подобно тому как теоретическая философия выясняет вопрос о возможности истины и научного знания, вся практическая философия посвящена человеческой практике, причем рассмотрение соотношения действительной свободы и морального закона является одной из существенных проблем осмысления кантовской практической философии. По Канту, единство критической философии с кантовской философией морали следует искать в фундаментальном положении человека в мире и в понимании единства его и раздвигающего границы знания поведения.
    Действительно, моральное поведение требует не только осознания долженствования, но и практического выполнения долга.

    Учение о нравственности находится в центре всей системе Канта. Канту удалось обозначить, если и не объяснить полностью, целый ряд специфических черт морали. Нравственность не есть психология человека как такового, она не сводится ни к каким-то присущим всем людям элементарным стремлениям, чувствам, влечениям, побуждениям, ни к каким-то особенным уникальным переживаниям, эмоциям, побуждениям, отличным от всех остальных психических параметров человека. Нравственность, конечно, может принимать форму тех или иных психологических явлений в сознании человека, но лишь через воспитание, через подчинение стихии чувств и побуждений особой логике морального долженствования. Вообще, мораль не сводится к «внутренней механике» душевных импульсов и переживаний человека, а имеет нормативный характер, то есть вменяет человеку определенные действия и сами побуждения к ним по их содержанию, а не по психологическому облику, эмоциональной окраске, душевному настрою и т. п. В этом прежде всего и состоит объективно — долженствовательная природа моральных требований по отношению к индивидуальному сознанию. Этим методологическим разграничением “логики чувств” и “логики морали” Канту удалось обнаружить суть нравственного конфликта в сфере индивидуального сознания в конфликте долга и склонностей, влечений, желаний, непосредственных стремлений. Долг по Канту - односторонняя и прочная цельность, реальная альтернатива моральной мягкотелости и противостоит последней как принципиальность компромиссам.
    Одна из исторических заслуг Канта в развитии понятия морали состоит в его указании на принципиальную всеобщность нравственных требований, которая отличает мораль от многих иных схожих с ней социальных нормативов (обычаев, традиций). Парадокс кантовской этики состоит в том, что, хотя моральное действие и направлено на осуществление природного и морального совершенства, достичь его в этом мире невозможно. Кант пытался наметить и разрешение парадоксов своей этики, не прибегая к идее Бога. Он видит в нравственности духовный источник коренного преобразования и обновления человека и общества.
    Постановка Кантом проблемы автономности этики, рассмотрение этического идеала, размышления о практическом характере нравственности и т. д. признаются неоценимым вкладом в философию.

    Моральная ценность — не самое сложное для понимания явление ценности. По крайней мере, здесь ясно видна его общественная природа. Лишь религиозное сознание может наделять явления природы моральным смыслом, видеть в них действие злых сил или проявление божественной кары. Мы же знаем, что область морали целиком исчерпывается сферой действия социальных законов.
    Однако, откуда могло возникнуть представление о том что моральная оценка есть акт непосредственного усмотрения, кажущегося «самоочевидным». Таким может представиться акт оценки обыденному моральному сознанию. Ученый- теоретик подходит к анализу нравственных явлений и оценивает их с точки зрения их социального значения. Человек, испытывающий эмоции на предмет определенного поступка, может и не подозревать о тех социальных условиях и сложном переплетении общественных связей, которые делают оцениваемый им поступок добром или злом.
    Очевиден весьма определенный подход к человеку в условиях частнособственнических интересов, свойственным эпохе современного капитализма. Поскольку индивид достигает своих частных целей лишь путем служения «общественному интересу» фирмы, постольку частнособственнический эгоизм должен всячески скрываться, снаружи должно быть видно только его служебное рвение, преданность заинтересованность в процветании не принадлежащего ему дела. Индивид теперь не эгоист, а «беззаветный служитель общему делу». Эта общераспространенная и неофициальная узаконенная в буржуазном обществе ложь становится моралью личности. Она витает в виде общеупотребительных фраз, одобрения начальства, лицемерных заверений в своей собственной лояльности и спорадических наговоров на других, такой лояльности не проявляющих.
    В свое время В. И. Ленин писал: — «Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов». Из сказанного ясно, что этика органически включена в идеологическую борьбу.
    Уместно вспомнить еще недавнее противостояние буржуазной и социалистической этике. Предполагалось, что буржуазная идеология не может выполнить свое классовое назначение без определенного минимума знаний о природе и функционировании нравственности, ибо без этого невозможно целенаправленно влиять на реальное нравственное сознание общества. Но в целом адекватное теоретическое воссоздание сущности и закономерностей развития нравственности находится в прямом противоречии с классовыми интересами буржуазии. Это социальное противоречие находит свое разрешение в идеалистической этике. Подразумевалось, что социалистическая идеология, напротив, стремится к развитию нравственных возможностей трудящихся.
    Считалось, что объективные потребности борьбы за коммунизм требуют, чтобы миллионные массы населения пробудились к активному историческому творчеству, чтобы они поверили в свои силы, сплотились в солидарной борьбе, возненавидели любые формы эксплуатации и угнетения, чтобы они постоянно становились лучше и чище. Нравственное здоровье рассматривалось как необходимая предпосылка как для усвоения классовых целей пролетариата, так и для борьбы для за их осуществление (однако, несмотря на логическую стройность и завершенность ряда коммунистических нравственных основ, материальные условия жизни привели впоследствии к их эррозии, появлению «кухонного синдрома», — синдрома раздвоения личности советского человека). Но как бы там ни было та или иная теоретическая интерпретация нравственности независимо, а часто даже вопреки субъективным намерениям исследователей приобретает определенный классовый смысл, оказывается выгодной той или иной группе людей в обществе. Социальная природа нравственности становится очевидной, если проанализировать какие изменения претерпевает мораль при смене одной общественно-экономической формации другой.
    Одним из важнейших вопросов, вокруг которого разворачивается острая борьба идей в этике, является вопрос о социальной природе нравственности.
    Формулируя исходные принципы материалистической этики (лично мне весьма симпатичен уклон политэкономии), К. Маркс и Ф. Энгельс подвергли резкой критике философскую спекуляцию, которая отрывала «представления индивидов от условий их жизни, от их практических коллизий и противоречий», которая переворачивала вверх ногами действительные отношения, мистифицировала сущность морали, наделяла ее самостоятельным бытием.
    Оторванные от своего эмпирического базиса, нравственные представления из следствия становятся причиной, из предиката — субъектом, искаженное сознание идеологов наделяет их такими способностями, такими творческими потенциями, которые на самом деле они никогда не обладали. Практически- политическим следствием этой идеалистической иллюзии является морализирование — бессилие, обращенное в действие, попытка заменить действительную борьбу сентиментальным благодушием.
    Нравственность есть сугубо исторический социальный феномен, тайна которого заключена в условиях производства и воспроизводства общества, именно установление таких, казалось бы простых истин, что моральное сознание, как и всякое сознание, «никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием», что, следовательно, моральное обновление человека и общества не только не является основанием и производящей причиной исторического процесса, но само может быть рационально осмыслено и правильно понято лишь как момент практической миропреобразующей деятельности, ознаменовало переворот во взглядах на нравственность, положило начало ее научному осмыслению. Вся последующая история марксистской этики была дальнейшим углублением, конкретизацией, развитием и защитой этих положений, по основам которых постоянна шла борьба с буржуазно-идеалистическими концепциями. Вскрывая принципиальные различия между материалистической этикой марксизма и всякими прочими теориями морали, В.И. Ленин говорил: «Всякую такую нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем. Мы говорим, что это обман, что это надувательство и забивание умов рабочих и крестьян в интересах помещиков и капиталистов». Социальная обусловленность нравственности допускается в буржуазной этике лишь в тех пределах, которые ограничиваются исходным идеалистическим постулатом о первичности и безусловности мира моральных ценностей. Напротив, с точки зрения научной методологии исторического материализма социальное — это не аспект, сторона, внешнее условие, свойство и т. д. морали, а ее суть, подлинная и единственная природа. Иной природы, иного источника у нее нет. Искать тайну нравственности вне общественно-исторической практики, будь то вымышленные миры теологов и идеалистов или вполне реальные биологические основы человеческого существования, является абсолютно бесперспективным. Всякие попытки выйти для объяснения нравственности за социальные границы бесплодны в теоретическом отношении. Кстати, это один из тех пунктов, в котором позиции марксистско-ленинской этики и идеалистических концепций нравственности диаметрально противоположны.
    Конечно, далеко не со всеми положениями теории марксизма можно согласиться, однако мысль о признании коренных интересов общества
    (классов) в качестве масштаба нравственного действия, существенного содержания морального долженствования, — представляется весьма логичной.
    Конкретизируя вопрос о социальной природе нравственности, марксистская этика в соответствии с историко-материалистической теорией общественно- экономических формаций рассматривает ее в качестве формы общественного сознания. Наряду с другими формами ей свойственны следующие признаки.
    Нравственность уходит своими корнями в обьективно-экономические отношения.
    Ф. Энгельс писал, что «люди, сознательно или бессознательно, черпают свои нравственные воззрения в последнем счете из практических отношений, на которых основано их классовое положение, т.е. из экономических отношений, в которых совершается производство и обмен».
    В обществе, которое основано на классовых противоположностях, мораль всегда носит классовый характер, она или оправдывает господство и привилегии эксплуататорских классов, или является средством выражения интересов угнетенных. «Вот почему мы говорим: для нас нравственность, взятая вне человеческого общества, не существует …»
    Нравственность по своему существу есть явление историческое, она коренным образом меняется от эпохи к эпохе. « Не подлежит сомнению, что при этом в морали, как и во всех других отраслях человеческого познания, в общем и целом наблюдается прогресс». Однако, будучи явлением вторичным, производным, нравственность в то же время обладает относительной самостоятельностью, в частности, она имеет свою логику исторического движения, оказывает обратное воздействие на развитие экономического базиса, играет социально-активную роль в обществе.
    Словом, тайна нравственности заключена не в индивиде и не в ней самой; как явление вторичное, надстроечное, она уходит своими истоками и целями в материально-экономические потребности и ее содержание, как уже отмечалось, не может быть чем-либо иным, как осознанным общественным бытием. (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, с. 25).
    Чтобы выявить специфику нравственности, ее внутренние качественные границы, необходимо определить ее своеобразие в рамках самого общественного сознания. Формы общественного сознания принято различать между собой по следующим критериям: роли в обществе; способу отражения; социальному источнику.
    Имеет смысл рассмотреть особенности нравственности в свете этих критериев.
    Нравственность является одним из основных типов социальной регуляции, своеобразным способом организации реального процесса человеческой жизнедеятельности. Объективные потребности общества, фиксируясь в нравственности, принимают форму оценок, общих правил и практических предписаний. Материальные отношения отражаются в ней под углом зрения того, как они могут и должны реализоваться в непосредственной деятельности отдельных индивидов и групп. Фиксируя те требования, которые общественное бытие предъявляет к сознательно действующим индивидам, нравственность выступает как способ практического ориентирования людей в общественной жизни. Она по своей роли в обществе однопорядкова с правом, обычаями и т.д. Мораль, согласно понятию
    «практически-духовного освоения мира» — это форма духовного отношения к миру, но такая, которая практически ориентирована, и ее непосредственная задача состоит в организации реального общения между людьми
    Для понимания регулятивной природы нравственности представляются существенными, по крайней мере, четыре момента: а) она представляет собой определенное ценностное отношение к миру, — точнее — субъективно-заинтересованное. Она рассматривает мир, отдельные социальные явления и акты (действия индивидов и групп, социальные институты, их решения и т. д.) не сами по себе, а с точки зрения их значения для общества (класса). Многообразие эмпирических событий она классифицирует или как положительные, или как отрицательные, или как нейтральные. Мир воспринимается в черно-белом изображении. б) нравственность является выражением активности человеческого сознания, — ценностное отношение к миру есть в то же время отношение деятельное.
    Характеризуя нечто как добро или зло, нравственность одновременно подразумевает, что к первому надо стремиться, а второго избегать. В.И.
    Ленин в конспекте «Науки логики» Гегеля делает такую заметку: «…переход идеи истины в идею добра, теории в практику и vice versa». Движение от истины к добру есть движение в направлении от теории к практике. Здесь подчеркнута практическая нацеленность нравственных понятии. в) нравственные взгляды и представления даны в единстве с практическими отношениями, — особенность нравственного сознания, рассмотренного в целом, состоит в том, что оно является нормативно-предписательным, нацеленным на определенные действия, поэтому моральные взгляды и представления надо брать в единстве с реальными нравственными отношениями. Это верно и тогда, когда речь идет об отдельных индивидах и тогда, когда речь идет о большой группе людей. Типичным заблуждением идеалистических этических учений как в прошлом, так и в настоящем является то, что они суживают содержание нравственности, односторонне сводят его к сфере внутриличностной мотивации. Известный позитивист Виктор Крафт в своей книге «Рациональное обоснование нравственности» пишет, что специфика
    «морали в отличие от всех регуляторов состоит в том, что последние касаются только внешнего поведения, в то время как предметом морали является убеждение, желание». Но из этого вовсе не вытекает, что внутренняя мотивация является единственным предметом или, что право и иные социальные регуляторы совершенно равнодушны к субъективным основаниям действия. Таким образом, точка зрения идеалистов дает искаженное изображение, обедняет нравственность, смазывает ее основную общественную функцию, социально — организующую роль. г) основным средством освоения действительности является нравственное требование, — понятие нравственного требование здесь имеет смысл употребить не в узком значении (требование как один из структурных элементов в отличие от принципов, норм и т. д.), а в широком, понимая под ним некий общий знаменатель нравственных принципов, норм, качеств, понятий, идеалов, а также реальных нравов. Понятие нравственного требования концентрированно фиксирует тот факт, что нравственность является способом регламентирования человеческой деятельности.
    Таким образом, основной мыслью всех предыдущих рассуждения является то, что социальная сущность нравственности находит свое концентрированное выражение в регулятивной функции.

    Моральное сознание, порождаемое потребностями общественного развития, как средство регуляции общественной жизни людей и их взаимоотношений, призвано обслуживать эти потребности. Будучи формой отражения действительности, моральное сознание, как и другие формы общественного сознания, может быть истинным или ложным, критерием его истинности служит практика. Однако оно обладает некоторыми специфическими свойствами. Прежде всего, оно способно оказывать активное воздействие на повседневное поведение людей. Моральные представления, принципы, идеалы вплетены в человеческую деятельность, выступая мотивами поступков. В отличие от науки моральное сознание действует в основном на уровне общественной психологии, обыденного сознания. Моральное сознание, моральные знания носят обязательный характер.

    Моральные чувства, помноженные на теоретические элементы морального сознания, проявляются и, многократно реализуясь в поступках, в конце концов закрепляются в человеке как его нравственные качества, целостные духовно- практические образования, проявляющиеся в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности. Какими они станут, зависит от нас.

    Литература:
    Волченко Л.Б., Добро и зло как этические категории, -Москва, 1975
    Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С., Введение в философию. –
    М., Просвещение, 1995
    Философский словарь, под. ред. И. Т. Фролова, -М. Политиздат, 1986
    Философия, под ред. В. П. Кохановского, -Ростов-на-Дону / Книга, 1995
    Франк С.Н., Понятие Философии // Взаимоотношение философии и науки, 1990 —
    2
    М.Хайдеггер., Что такое философия? // Вопросы философии, 1993 — 4
    «Антология мировой философии», Универсальный словарь-справочник, Лондон,
    -Слово, 1993
    Аристотель, Сочинения в 4-х томах, том 4, -Москва, 1989
    Кант И., Сочинения в шести томах, -М.,1963 — 1966 г., т.1-6.
    Т. Б. Длугач “И. Кант: от ранних произведений к “Критике чистого разума”,
    -М., Наука, 1990

    Для анализа любого явления чрезвычайно важным является выделение его основных элементов. Мораль представляет собой единое целое трех структурных элементов: морального сознания, моральной деятельности, моральных (нравственных) отношений. Разделение их происходит лишь в теории для осмысления особенностей каждого из них.

    Начнем рассмотрение структуры морали с морального сознания.

    Моральное сознание - это осознание человеком тех требований, которые общество предъявляет ему. Моральное сознание представляет собой субъективную сторону морали и носит обязательный характер. Не существует человека, не имеющего представлений об общепризнанной системе нравственных ценностей .

    Моральное сознание включает представления о моральных нормах, моральных принципах, нравственных идеалах, моральных оценках и др.

    Моральные нормы предписывают как принято поступать в определенной ситуации, т.е. отражают присущие данному обществу, социальной группе нравы. Нравами называются реально практикуемые, наиболее удобные, выгодные устоявшиеся общественные формы поведения. Моральные нормы в отличие от правовых не имеют принудительной силы и рассчитаны на добровольное их исполнение. Но их нарушения влекут за собой «моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке или осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии».

    Нравственные нормы названных профессий содержатся в документах ненормативного характера. К ним относятся всевозможные моральные кодексы, присяги, клятвы и т.д. в которых объединены нормы, обязывающие работников уважать и защищать человеческое достоинство, поддерживать и защищать права человека, сохранять в тайне сведения конфиденциального характера, получаемые в процессе осуществления своей деятельности, если исполнение их обязанностей или требования правосудия не требуют иного, нетерпимо относиться к любому действию, представляющему собой унижающие достоинство виды обращения.

    Моральные принципы - основополагающие требования, предъявляемые обществом к личности. Содержание принципов раскрывается, детализируется и конкретизируется в частных нормах поведения. Моральная норма определяет, как необходимо поступать в типичных, часто повторяющихся ситуациях, принцип же дает человеку общее направление, основную линию деятельности.

    Основу нравственных принципов составляют общепринятые нравственные ценности: гуманизм, демократизм, патриотизм, интернационализм, справедливость и законность и др.

    Нравственные идеалы - это высшие моральные требования, представления о нравственно совершенной личности. Идеалы не обладают повелительной силой, а лишь предполагают возможность доведения существующей нормы до совершенства. Идеалы - это желаемое будущее.


    Моральные оценки основаны на представлениях о должном поведении. Основой их являются представления людей о добре и зле, положительном и отрицательном, достойном и недостойном. Результатом нравственных оценок могут служить одобрение, похвала, согласие, симпатия или, напротив, порицание, осуждение, критика, неприязнь и т.п. Важное значение имеет и самооценка человека, определяемая нравственными чувствами (угрызения совести, досада на себя, стыд, раскаяние, гордыня, и т.п.).

    Итак, первая составляющая морали - моральное сознание. Данный элемент обладает относительной самостоятельностью, так как, во-первых, моральное сознание может обусловить различные варианты поведения (возможность морального выбора) и, во-вторых, может быть воплощено или не воплощено в практические действия.

    Необходимость изучения нравственных норм и принципов для формирования личности юриста бесспорна. Они являются исходными ориентирами, определяющими ответственное отношение сотрудника к собственному поведению и поведению других людей. Сформированное нравственное сознание юриста позволяет ему противостоять негативным явлениям, неизбежно сопутствующим повседневной профессиональной деятельности.

    Моральное сознание, являясь относительно самостоятельным, неотделимо от других элементов морали. Если суждения, переживания, оценки тех или иных моральных ситуаций являются областью морального сознания, то реализация принятых решений - это уже область моральной деятельности.

    Моральная деятельность - важнейший определяющий элемент морали. Он представляет собой объективную сторону морали и является отражением взаимосвязи личного и общественного интересов. По конкретной деятельности, поведению человека мы определяем каков он, какова система его нравственных ценностей.

    Первичным элементом моральной деятельности является поступок. Любое человеческое действие можно рассматривать как поступок и давать ему моральную оценку в соответствии с:

    Моральным мотивом (во имя чего совершается действие);

    Положительным или отрицательным результатом для другого человека или общества (его последствиями);

    Выбором средств для достижения цели.

    Необходимо уточнить, что поступок может и не заключать в себе материально ощутимого действия. В определенных случаях бездействие, отказ от оказания помощи человеку, нуждающемуся в ней, квалифицируется моралью (и правом) как недостойный поступок. В поступке выражается степень нравственной зрелости личности или ее деградации.

    Итак, сознание определяет поступки человека по отношению к другим людям. Это свидетельствует о неразрывном единстве всех трех элементов морали.

    Последним элементом морали являются моральные (нравственные) отношения . Это своеобразная нравственная практика. Нравственные отношения вырабатывают и закрепляют в сознании человека систему ценностей, которая включает нормы, правила, запреты. Следовательно, любые отношения предполагают определенные моральные обязательства и моральные права их участников. Они выступают прежде всего в форме внутрислужебных отношений и отношений с различными категориями населения, где профессионально-этическая культура приобретает исключительно важное значение.

    В наиболее общем виде выделяют следующие группы нравственных отношений в деятельности юристов:

    I. Служебные отношения.

    Они подразделяются на следующие уровни:

    1) субординированные - отношения между начальниками и подчиненными;

    2) отношения между коллегами;

    3) отношения между юристами и гражданами;

    4) отношения юристов с кругом лиц и организаций, имеющих отношение к делу;

    5) отношения юристов с представителями общественности, религиозных объединений, средств массовой информации.

    II. Внеслужебные отношения.

    Перечисленные группы различны и по характеру и по содержанию. Каждая из них предъявляет к юристам особые нравственные требования, часть из которых закреплена в нормативно-правовых документах.

    От правильных отношений между членами коллектива во многом зависят психологический настрой каждого из них, оказывающий заметное влияние на качество и эффективность служебных обязанностей, успехи и своевременность выполнения повседневных задач.

    В основе отношений между сослуживцами должна лежать взаимная вежливость, доброжелательность и все, что ассоциируется с понятием человечности, гуманности, чувством такта, скромностью, сдержанностью. Не нужно проявлять излишнего любопытства к сугубо личным делам в жизни своих товарищей, обсуждать их поступки за их спиной. Пересуды и сплетни портят людям настроение, мешают выполнению служебных задач.

    Если сотрудник допускает в работе недостатки и ошибки, надо указать на них, но тактично, по-товарищески. Если он нуждается в помощи, следует обязательно оказать ее, хотя бы словом. Дружеские отношения на службе должны проявляться в разумных пределах, не нарушая должностного положения, уставов и инструкций. Культура труда и взаимоотношений - это моральное богатство юриста, признак его организованности и аккуратности.

    Немаловажную роль в предотвращении и разрешении конфликтов играет позиция юриста.

    Все взаимоотношения юристов с гражданами должны способствовать обязательному соблюдению принципов гуманизма, справедливости и законности. Данные требования являются гарантами прав граждан.

    Соблюдение моральных норм, дисциплинированность юриста, его умение найти общий язык с гражданами, доверие с их стороны позволяют успешно исполнять повседневные служебные обязанности; этически грамотно действовать в чрезвычайных ситуациях.

    Специфические служебные нормы поведения и общения в юридической профессии регламентируются нормативными правовыми актами и закрепляются нравственным опытом сотрудников, профессиональными традициями. Эти нормы образуют служебный этикет.

    Вывод:

    Этика - это учение о морали, законах ее возникновения и развития.

    Предметом исследования этики является мораль, нравственность. Мораль - это предъявляемая обществом система исторически сложившихся требований, норм и правил поведения человека, верность которым носит добровольный характер. Мораль включена во все сферы человеческой жизни. Мораль выполняет в обществе определенные функции, важнейшей из которых является регулятивная.

    Для каждого человека того или иного общества требования, нормы морали едины, кем бы он ни был, какую бы должность не занимал, какую бы профессию не имел.

    В то же время к отдельным профессиям предъявляются специфические нравственные требования. Такие повышенные требования предъявляются к юристам. Юрист - понятие чрезвычайно широкое, включающее в себя множество профессий. Деятельность юриста касается важнейших благ, интересов людей, нередко связана с вторжением в их личную жизнь, а иногда и с ограничением прав, принятием решений, влияющих на судьбу человека.

    Современный юрист - это человек, который действует в самых разных сферах общественной жизни. Не только знание норм действующего законодательства, но и умение правильно их применять, отслеживать непрерывный процесс их изменения составляет необходимый комплекс качеств, которыми должен обладать человек, посвятивший себя и свою жизнь служению юриспруденции. Вместе с тем весь отечественный опыт свидетельствует о том, что решающую роль в реализации законодательных норм, сколь бы гуманными они сами по себе ни были, играет то, в чьи руки и при каких условиях отдается приложение этих правил.

    Нравственные качества - важнейшая сторона личности юриста.

    В предыдущем вопросе мы определили мораль как форму общественного сознания, но явления относящиеся к нравственным очень разнородны: одни из них относятся к сознанию, другие к реалиям жизни, третьи – к отношениям между людьми. Структура морали многоярусна и многопланова. Нравственность – это, с одной стороны, понятия, убеждения, намерения, а, с другой, – практические действия. Соединение слова и дела составляют суть нравственного отношения к действительности и нравственных отношений между людьми.

    Таким образом, структура морали имеет три основных элемента:

    1) моральное сознание;

    2) нравственную деятельность;

    3) нравственные отношения

    Моральное сознание – форма сознания, отражающая социальное бытие людей. Оно фиксирует исторически изменяющиеся и развивающиеся моральные отношения, представляет собой субъективную сторону нравственности. В моральных представлениях объективная общественная необходимость, потребности и интересы выражаются в особой форме – в виде идеи о должном (о том, что нечто должно или не должно существовать). Поступки должны совершаться постольку, поскольку они представляют собой благо, добро, предпочтительны перед всеми другими возможными вариантами поступков.

    Из сказанного следует, что нравственное сознание рассматривает явления и поступки не с точки зрения их причинной обусловленности, а с точки зрения их достоинства и ценности. Нравственное сознание является формой оценочного сознания.

    Нравственное сознание имеет свою ограниченную сферу действия. Оно способно направлять поступки людей лишь постольку, поскольку перед ними раскрывается возможность свободного выбора . Вместе с тем оно способно изменить или хотя бы объяснить социальную практику того или иного общества.

    Моральное сознание имеет два уровня:

    1. обыденный (чувства, переживания, настроения, привычки, традиции);

    2. теоретический (понятия, категории).

    В этике выделяют две группы категорий :

    1) структурные характеризуют мораль с точки зрения взаимосвязи ее компонентов: норма, принцип, мотив, оценка, идеал, убеждение и др.;

    2) сущностные характеризуют качественную определенность морали.

    · ценностные (например, добро и зло );

    · императивные (например, долг, совесть, честь, достоинство, ответственность, обязанность, требование );

    · экзистенциальные (например, справедливость, счастье, смысл жизни, дружба, любовь, удовольствие ).

    Нравственная деятельность – это деятельность, в которой выделяется нравственная сторона всех видов побуждений и специфических нравственных мотивов: желание совершить добро, подчинение чувству долга, стремление осуществить определенные идеалы.

    Основной единицей моральной деятельности выступает поступок. Под моральнойдеятельностью в этике понимают только те поступки, которые сознательно подчинены определенным моральным целям. Поступок – это то, что разворачивается и в сфере сознания (намерения, мотивы, стимулы, средства, решение, цель, а затеет и самооценка), и в объективной действительности (действие или бездействие, которое тоже может оказаться нравственным актом).

    Нравственные отношения – особый вид общественных отношений, которые возникают между людьми в процессе их нравственной деятельности. По содержанию нравственные отношения определяются как обязанности. Например, общественные обязанности (трудовые, патриотические, интернациональные), профессиональные, брачно-семейные. Но какой бы не была конкретная сфера обязанностей человека, в любом случае он находится в нравственных отношениях к обществу в целом и к самому себе как к члену данного общества.

    По форме нравственные отношения определяются как требования , с помощью которых регулируется отношение человека к конкретной ситуации. Требование может быть выражено в виде единичного предписания конкретному человеку совершать определенные поступки в определенной ситуации или оно может повелевать всем людям совершать определенные действия в сходных ситуациях (нравственные нормы).

    Обязательным элементом формы нравственного отношения является санкция (лат. - непреложный закон) – поддерживает обязательность внутреннего и внешнего императива. Это подтверждение нравственных требований посредством одобрения или осуждения уже совершенных поступков людей, а также общественных явлений.

    Моральная санкция не предполагает материального воздействия на человека, она связана с духовными стимулами: поощрением и наказанием, одобрением и осуждением. Так как мораль не институциональна, то для применения санкции не нужны особые полномочия: всякий моральный субъект имеет право оценивать поступки окружающих его людей и свои собственные. То, что в сознании выглядит как оценка, в отношениях может становиться санкцией. Идеальная, по своей природе, она имеет власть над людьми, во многом определяя их поведение.

    Итак, указанные структурные компоненты морали (нравственное сознание, нравственная деятельность и нравственные отношения) в действительности тесно взаимосвязаны, то есть мораль всегда есть одновременно и деятельность, и сознание, и отношения, что не противоречит осуществлению их раздельного теоретического исследования.

    Мораль, будучи сферой общественных отношений и способом регуляции общественных отношений, включает в себя психологические свойства индивидов и нравственные мотивы и ценности, правила и добродетели и тому подобное. Из этого можно сделать вывод, что структура морали многоярусная и многоплановая, поэтому существует несколько вариантов ее структуры:

    1. Биологический - рассматривает мораль на уровне отдельного организма и на уровне популяции.

    2. Психологический - раскрывает психологические механизмы, обеспечивающие выполнение нравственных норм.

    3. Социологический - выясняет общественные условия, в которых состоит нравственность и роль морали для поддержания устойчивости общества.

    4. Нормативный - формулирует мораль как систему обязанностей, предписаний, идеалов.

    5. Личностный - предусматривает те же идеальные представления в личностном аспекте, как факт индивидуального сознания. Напрямую связан с этикой перфекционализма.

    6. Философский - представляет мораль как особый мир, мир смысла жизни и назначения человека.

    Рассматривая мораль с разных сторон, нужно заметить, что структурирование морали весьма условно. В то же время наиболее простой вариант структуры морали был обозначен еще в древности. Поскольку, с одной стороны, мораль - понятие, убеждения, намерения, а с другой - поступки, то это позволяет выделить как структуру морали основные три элемента: моральное сознание, нравственная деятельность и нравственное отношение.

    Нравственное сознание является духовной стороной морали и структурно характеризуется наличием иерархии нравственных ценностей; нравственным представлениям; нравственных взглядов; нравственным убеждениям и мотивов, которые проявляются в поступках и поведении, моментов рационального и эмоционального. Однако мы можем обратиться и к другому варианту структуры нравственного сознания, в котором выделяют три компонента: во-первых, нормативный, к которому относятся нравственные знания, нравственные понятия, принципы, идеи, выражающие требования общества к поведению людей и стали достоянием личности, по -вторых, оценочный, в который входят оценка и самооценка, идейно осознаны оценочные критерии, которые использует личность в практической деятельности, и в-третьих, регулятивный, к которому относятся чувство, отношение, убеждения и другие компоненты сознания, влияющие на поведение людей.

    Рассматривая различные подходы ученых к определению структуры нравственного сознания, можно выделить общие структурные компоненты, характерные для каждого из них. К таким структурных компонентов нравственного сознания, предварительно сгруппировав их, мы относим:

    Когнитивных нравственные представления, понятия, знания;

    Мировоззренческий: моральные убеждения, ценностные ориентации, отношение и интерес к моральным проблемам;

    Поведенческих моральный мотив и нравственные отношения;

    Эмоциональный: нравственные чувства.

    Важным структурным компонентом нравственного сознания есть интересы. Они активизируют деятельность, играют важную роль в направлении личности. Интерес как выборочная направленность личности на те или иные объекты выражается в стремлении познать их и выступает важным мотивом нравственной поведения человека.

    Осложнения механизмов регуляции поведения, отражается нравственным сознанием, можно представить и в виде другой ряда понятий: моральные нормы - моральные качества - моральные принципы - нравственные идеалы.

    Моральная норма является простейшей формой морального требования, она приказывает или запрещает поведение определенного типа ("говори правду!", "Не укради!" И т.д.).

    Понятие "моральное качество" в логической структуре нравственного сознания является более сложным образованием. Отражая полярность нравственного мира, оно включает в себя два других понятия: "добродетели" и "недостатки". В отличие от норм, на этом уровне не фиксируются конкретные приказы или запреты, поскольку обладает добродетелями человек способен самостоятельно принимать решения.

    Еще более обобщенно моральное сознание выражает себя в понятии "моральный принцип", обозначая в нем такую стратегическую установку, которая может выступать критерием измерения отдельных моральных феноменов.

    И, наконец, наиболее абстрактный и сложный слой нравственного сознания связывается с понятием "нравственный идеал", потому что именно он синтезирует в себе представление о "морально выше".

    Можно сказать, что моральное сознание функционирует на двух уровнях: эмоционально-чувственном и рациональном. На эмоционально чувственном уровне нравственного сознания проявляются отношения человека к другим людям, к самому себе, к обществу. Нравственные чувства к другим людям (любовь, ненависть, симпатия, антипатия и т.д.), к самому себе (достоинство, себялюбие и т. Д.), К обществу (патриотизм, чувство общественного долга и т.п.) характеризуют моральный облик человека и культуру его нравственных чувств.

    Рациональный уровень нравственного сознания представляет собой систему этических принципов, знаний о нормах поведения, является теоретическим обоснованием нравственности. Высшим выражением формирования рационального уровня нравственного сознания является убеждение. Наличие убеждений является свидетельством того, что человек осознает необходимость следовать должном в морали.

    Эмоционально-чувственный и рациональный уровни морального сознания взаимодействуют друг с другом. Много моральных норм и принципов проявляются на каждом из этих уровней. Некоторые нравственные понятия (добро, зло, долг, ответственность и т.д.) проявляют себя не только на уровне чувств, но и на уровне убеждений.

    Роль чувств и ума одинаково важны в моральном сознании. Еще Сократ и Платон отмечали важную роль разума в нравственной жизни человека. Действительно, на рациональном уровне нравственного сознания формируются понятия, убеждения о добре и зле, справедливости, долг, ответственность. Однако, как ум вырабатывает стратегию нравственной поведения, возникают такие ситуации, в которых необходима помощь нравственным чувств (милосердие, совесть, долг и др.). Это особенно необходимо в тех ситуациях, когда человек не имеет еще четкой нравственной стратегии поведения, когда он не знает, как правильно поступить.

    Становясь носителями нравственного сознания, реализуя тенденции в ее развитии, индивиды возносятся к нравственной деятельности в соответствии с выраженной в нормах меры человечности, которая существует для них в форме категорического императива, регламентированная нравственными ценностями и принципами нравственного сознания. Будучи выразителями нравственного сознания, индивиды развивают ее в соответствии с обогащенной теперь нравственной деятельности, реализуя таким образом ее тенденции к уровню их общего освоения. Такой ход развития, обогащения норм, нравственных ценностей, принципов - не одномоментный акт, а процесс, в котором осуществляется становление человека.

    Итак, мораль существует не только на уровне сознания. Нравственнее чувства, понятия, убеждения проявляют себя в различных действиях, то есть в реальных поступках людей, в том числе в их профессиональной деятельности. Практический аспект морали находит выражение во всех сферах человеческой деятельности (духовной, профессиональной, бытовой, экологической, политической, научной и т.д.).



    Похожие статьи