• Как часто получают переломы с парашютом. Прыжок с парашютом. Полезные советы, описание, тонкости. Примеры реальных несчастных случаев

    02.08.2020

    28.11.2016

    Говорят, что прыгать с парашютом страшно. Ну, да. Страшно. Особенно второй раз. Первый прыжок как то не понимаешь. Пока всё в новь. Одел ранец с куполом, пристегнул запасной парашют, прошёл контроль, сел в самолёт. Потом самолёт поднимается в небо, открывается дверь, и по команде выпускающего «Пошёл!» делаешь шаг вперёд.

    На земле долго соображаешь, как вообще ты дошёл до такой жизни, сворачиваешь купол и идёшь на укладку.

    А вот второй раз, уже зная что и как будет – мандраж пробирает до кончиков пальцев.

    А потом – привыкаешь к выбросам адреналина и уже не можешь без них жить.

    Кстати парашютный спорт считается одним из самых безопасных и малотравматичным. На первом месте по количеству погибших всегда оставалось за альпинизмом. А парашют где то на пятом или шестом месте. Не верите? Тогда милости просим к нам.

    Зима. Взлётная полоса расчищена грейдером. По её бокам – высокие, ещё не заледенелые сугробы только что наваленного снега. Грейдер постарался на славу – показал зиме, кто на лётном поле хозяин, и, что снегопад, длившийся всю ночь не смог победить его многосильный мотор и жажду выпустить в небо самолёты – кукурузники с парашютистами на борту.

    Именно этот сугроб, который справа от полосы, если смотреть против ветра, спас когда то мою нынешнюю жизнь.

    Сразу, после раскрытия купола всё пошло не по сценарию. Порывом ветра купол крыло перехлестнуло тремя или четырьмя стропами и погасило. На трепещущей по ветру тряпочке пролетел метров сто вниз, пытаясь снять перехлёст. Потом плюнул на это дело (комочек слюны сразу улетел куда то вверх), и «отцепился», одновременно нажав на кнопки двух замков подвесной системы. Удачно получилось, перекоса замков не случилось (не зря на земле дрессировали), и тряпочка основного купола улетела куда то вверх и в бок. Теперь согнуть ноги в коленях, откинуть голову назад, кольцо запаски выдернуто… Фууу. Есть раскрытие. Теперь ноги бы не поломать. До ближайшего травмпункта час на Скорой.

    Уже у самой земли, уже ножки сжал, готовясь к приземлению – внезапный, какой то дикий порыв ветра резко уводит купол наискось вверх, закручивает каруселью и со всей дури швыряет меня на землю. Вся подготовка к посадке – коту под хвост. Приземляюсь, ударившись об сугроб, что рядом со взлёткой, в последний момент смягчив удар развернувшись на стропах, чтобы долбануться не в лоб, а размазать удар по касательной.

    Очухался в больнице с сотрясением мозга. Но ничего не поломал. Лечащий врач, отбиваясь от десятка товарищей по команде, сказал, что всё хорошо, дня через три выпишут. А пока, говорит, витамины ему нужны. Яблоки там, апельсины. Ага. Фрукты. Зимой. В глуши сибирской. В восьмидесятые...

    Было проще купить на рынке двухлитовую банку чёрной икры. Тоже витамины. И не намного дороже, чем фрукты, но искать проще.

    Травматологу надолго запомнился утренний обход. В палате, как Карлсон с банкой варенья, сидел семнадцатилетний пацан с банкой чёрной икры и уплетал её ложкой прям из банки, не забывая угощать соседей по палате. Увидев врача, жестом показал на стол, где на тарелке лежало около десятка бутербродов с чёрной икрой и стоял чайник с заваркой.

    Доктор! Хорош лечить! Присаживайтесь.

    Завтрак удался на славу. Степенно откушав чаю, врач поднялся из за стола, сказал спасибо и, уже в дверях, обернулся ко мне.

    Завтра выпишу. Но ты заходи, если что. И всё будет по первому разряду. И , и гипс, и вообще.

    Прыжок с парашютом – это круто. Те, кто делает это регулярно, признаются, что на ТАКОЙ адреналин подсаживаешься, как на наркотик. Как и все экстремальные виды спорта, прыжок с парашютом требует подготовки и физического здоровья.

    Противопоказания для прыжков с парашютом

    Хотите жить долго? Мы тоже волнуемся о здоровье тех, с кем работаем. Поэтому от прыжка с парашютом придется отказаться тем, у кого имеются прямые медицинские противопоказания :

    • Эпилепсия или склонность к обморокам.
    • Сахарный диабет.
    • Проблемы с вестибулярным аппаратом.
    • Заболевания нервной системы.
    • Астма.

    Обратите внимание!

    Существует мнение, что имеется ограничение по весу для прыжка с парашютом. Однако это не совсем так. Действительно, если идет речь о самостоятельном прыжке на круглом парашюте, вес должен быть не меньше 50 и не более 130 кг (если вы весите более 100 кг обратите на это внимание инструктора, он выдаст вам купол увеличенной площади). Однако при тандемном прыжке с инструктором это правило не действует.

    Когда прыжок придется перенести

    Если имеются временные проблемы со здоровьем или влияние определенных факторов окружающей среды, прыжок лучше отложить. Некоторые заболевания, которые не критичны на земле, недопустимы в воздухе, особенно в экстремальных условиях высоты. Следует подлечиться перед прыжком, если у вас:

    • Насморк, простуда (при прыжке возникают ОЧЕНЬ неприятные и болезненные ощущения, а мы о вас заботимся).
    • Болезни, связанные со слухом (в процессе прыжка важно выполнять команды инструктора).
    • После глубоководных погружений (более 10 м) противопоказаны прыжки в течение суток.

    Инструктор не допустит вас делать прыжок с парашютом в СПб, если вы находитесь в состоянии измененного сознания (алкогольное, наркотическое опьянение). Это правило работает всегда, даже на День Рождения и 9 Мая!

    Нужна ли консультация врача перед прыжком с парашютом?

    Если вы – молоды, здоровы и не имеете категорических противопоказаний, то перед прыжком с парашютом консультация врача понадобится в нескольких случаях:

    1. Проблемы со зрением.

    Близорукость может быть несовместима с самостоятельными прыжками – при сильных нарушениях человек просто не видит земли и не успевает приготовиться к приземлению. Однако в случае парных прыжков все действия координирует инструктор, так что прыгайте на здоровье!

    1. Зажившие переломы ног, позвоночника или костей таза.

    В некоторых случаях прыжок может привести к повторному перелому, поэтому подстрахуйтесь и уточните степень риска у врача (обычно должно пройти более года после выздоровления).

    1. Проблемы с сердцем.

    Безопасность полета мы гарантируем, однако самый первый прыжок – это всегда огромный стресс. Посоветуйтесь с врачом, можно ли подвергать ваше сердце такой нагрузке.

    1. Возраст.

    Формально ограничений не существует. Однако мы рекомендуем клиентам от 45 лет перед прыжком пройти осмотр врача.

    Наша компания «Два пилота» гарантирует незабываемый прыжок с парашютом. Будьте здоровы, остальное мы берем на себя!

    Парашютный спорт – экстремальная дисциплина, сопряженная с повышенной опасностью для здоровья и жизни. Перед тем как подняться в воздух и прыгнуть с парашютом человека попросят подписать бумагу о добровольном характере прыжка и отсутствии претензий к организаторам в случае каких-либо неприятностей. И это – непростая формальность.

    Вероятность несчастного случая

    Информация о смертности, связанной с парашютным спортом, не является публичной. В открытом доступе можно найти данные за период 1998-2005 гг., опубликованные российским Федеральным управление авиационно-космического поиска и спасения. В соответствии со статистикой этого ведомства за 7 лет в России был зафиксирован 91 смертельный случай в результате неудачного прыжка с парашютом. Что составляет в среднем 13 человек в год.

    Много это или мало?

    Если говорить о месте парашютных инцидентов со смертельным исходом в структуре общей смертности от внешних причин (около 200000 случаев ежегодно), то они занимают самое последнее – с долей 0,007%.

    Таблица 1. Структура смертности от внешних причин (100% — все случаи со смертельным исходом)

    Причина смерти Доля в общей смертности от внешних причин, %
    Убийства 16,5
    ДТП 10
    Пожары 5
    Прыжки с парашютом 0,007

    Ежегодно в России совершаются около 40 тыс. прыжков. Из них:

    • смертельный исход – 0,03% — 3 из 10000 человек;
    • травматизация (переломы, ушибы, сотрясения) – около 0,1% — 1 из 1000 человек.

    Если учесть, что аналогичный показатель смертности при пожарах составляет 6,7%, то вероятность погибнуть при совершении прыжка с парашютом в 233 раза меньше, чем от огня.

    Примеры реальных несчастных случаев

    Ниже приведены случаи реальных инцидентов, имевших место при совершении прыжков опытными парашютистами.

    • 2 парашютиста при спуске находились рядом друг с другом, допустили столкновение на высоте 60 м., произошло частичное гашение куполов, увеличение скорости приземления. Результат – переломы. В других аналогичных случаях – травмы, несовместимые с жизнью.
    • Произошло неправильное раскрытие основного парашюта в результате некорректно произведенной укладки. Прыгающий пытался выправить ситуацию, но ничего не вышло. Запасник открыт на высоте ниже 100 м. Приземлялся на частично наполненном куполе запасника и нескольких секциях основного купола. Результат – перелом бедра и ребер.
    • Парашютист опасно выполнил разворот на 180° на высоте 30 м при ветре 10 м/с. Результат – переломы ног и сотрясение мозга. В других аналогичных случаях – травмы, несовместимые с жизнью.
    • Приземление на крышу здания с гашением купола, последующим протаскиванием парашютиста и падением на землю. Результат – тяжелые травмы.
    • Приземление на неровность: одной ногой на кочку. Результат – перелом лодыжки.
    • Потеря человеком сознания при спуске. Приземление происходило в неуправляемом режиме. Результат – смерть парашютиста.

    Причины несчастных случаев

    1. В почти 80% случаях причиной несчастного случая является неправильные действия парашютиста:
    • 30% несчастных случаев происходит в результате неправильного приземления (резкое управление, низкие развороты, недооценка метеоусловий и др.);
    • 27% отсутствовала попытка открытия запаски;
    • 21% — запасной парашют открыт на низкой высоте.

    Как видно, почти 50% смертей происходит в результате неправильного раскрытия или нераскрытия запаски.

    1. Оставшиеся 20% несчастных случаев связаны:
    • с неправильной работой страхующего прибора или его с его отсутствием;
    • с потерей сознания парашютистом во время спуска;
    • другими не зависящими от прыгающего человека факторами.
    1. Неправильно думать, что при прыжке погибают только прыгающие первый раз. Они составляют менее 30% от общего количества смертей. 70% — те, кто имеют опыт более 25 прыжков. Это свидетельствует о том, что несчастные случаи в парашютном спорте происходят в результате:
    • неосмотрительности;
    • недисциплинированности;
    • самоуверенности;
    • принятия неверного решения во время спуска.

    Как предостеречься от несчастного случая

    Успех (или неудача) прыжка определяется:

    • на 20% — подходом к организации и к инструкторской работе в выбранном парашютном клубе;
    • на 80% — дисциплинированностью и алгоритмичностью действий самого парашютиста.

    Выбрать правильный парашютный клуб

    Собравшись первый раз прыгнуть, примите во внимание два момента:

    • рекомендации других людей;
    • стоимость прыжка.

    С первым – все понятно: вряд ли кто обратится к организаторам, за которыми идет не очень хорошая слава. Клубы, понятно, не афишируют и любым образом скрывают случаи «происшествий». Но мир слухами полнится. Никогда не прыгайте за дешево. Самолет, горючее, услуги пилота и инструктора – все это стоит денег. Если стоимость невысока, значит, в конторе на чем-то экономят.

    1. Экономят на горючем.

    Парашютистов выбрасывают не на минимально положенной высоте 800 м, а на 600 м или даже 400 м. Прыгающему не нужно ничего предпринимать: парашют выдергивается стропой, закрепленной на самолете, при совершении прыжка. Однако если по какой-то маловероятной причине что-то пойдет не так, у человека должно быть время для раскрытия запасного парашюта. Предельная высота, на которой это можно делать безопасно – 300 м.

    Скорость свободного падения – около 50 м/с. Т.е. если организаторы экономят и опасно выбрасывают парашютистов на высоте 600 м, у человека есть всего 6 секунд, чтобы сориентироваться и выдернуть чеку из запасного парашюта. Если – на высоте 400 м., то – всего 2 секунды. Этого катастрофически мало даже для профессионала.

    1. Экономят на экипировке

    Автоматическое страховочного устройство – ППКУ – должно раскрыть запаску на высоте 400-500 м. Но и на нем организаторы могут экономить. Они рассуждают так: все равно основной парашют раскроется принудительно, высота небольшая. Чтобы ППКУ не сработало, нужно выдернуть специальную чеку из устройства в течение первых секунд спуска.

    Многие новички от охватившего восторга и нервного возбуждения забывают об этом. В результате в дополнение к основному выбрасывается еще и запасной парашют.

    Но так как человек уже находится не в свободном падении, раскрыться куполу нет возможности. Запаска начинает наматываться на парашютиста, затруднять подвижность ног – все это вносит дополнительные риски уже на стадии контакта с землей. Поэтому многие организаторы, уменьшая высоту прыжка, вообще не используют автоматическую страховку. В совокупности эти два фактора – опасно низкая высота выхода из самолета и отсутствие или неработоспособность ППКУ – существенно увеличивают риск несчастного случая.

    Кроме того, парашютное снаряжение должно периодически проверяться и заменяться. Экономные конторы не уделяют этому должного внимания, используют нештатные элементы в парашютах (проще говоря, отремонтированные), что катастрофически увеличивает вероятность несчастного случая.

    1. Экономят на квалифицированных кадрах.

    От слаженной работы летчика и инструктора во многом зависит успех прыжка. Парашютистов нельзя выбрасывать в любое время. Это делается на определенной скорости, чтобы самолет «не болтало», выброс должен быть без «скольжения». В противном случае, колесо самолета – и такие случаи бывали – может зацепить за какую-либо функциональную часть экипировки парашютиста, сделав невозможным и неполным раскрытие парашюта.

    Таким образом, при выборе аэроклуба для первого прыжка примите во внимание следующие советы:

    • выбирайте известные клубы с хорошей историей;
    • интересуйтесь деталями предстоящего прыжка (высотой, типом парашюта, наличием ППКУ)
    • не экономьте.

    Быть готовым к прыжку

    Несмотря на кажущуюся простоту, прыжок с парашютом – ЭТО СЛОЖНО. В человеке не заложены способности к полету и к управлению куполом парашюта. Более того, все имеющиеся от природы рефлексы противоречат тому, что требуется при прыжке и приземлении. Для большинства людей выпрыгнуть из самолета – уже подвиг.

    1. Подойдите к подготовке серьезно.

    Сегодня многие организаторы ограничиваются экспресс подготовкой непосредственно перед прыжком. Для спуска на круглым куполе с принудительным раскрытием на 800-метровой высоте этого достаточно. Но, если в ваши планы входят захватывающие полеты с высоты 3-4 км, то начните сразу с парашютной школы. Не ленитесь и перед пряжками пройдите полную теоретическую и практическую подготовку.

    1. Будьте дисциплинированы и психологически готовы

    Аэроклубы часто не ставят ограничений по возрасту, а в тандеме с инструктором позволяют прыгать даже детям школьных лет. Стоит помнить, что инструктор – это не панацея, и разбиваются даже самые опытные, имеющие за плечами десяток тысяч прыжков.

    Опасность представляет самостоятельный прыжок в подростковом возрасте. В голове прыгающего должен быть четкий доведенный до автоматизма алгоритм действий. Это предполагает определенную психологическую подготовку, эмоциональную зрелость. Чего, например, в 14 лет не хватает.

    В любом случае, чтобы подписывать все необходимые бумаги, человек должен быть совершеннолетним, т.е. достигнувшим 18 лет. Иначе – требуется присутствие родителей.

    1. Учитесь управлять парашютом.

    Даже купольным парашютом можно «подруливать», не говоря о «крыле». Например: если ветер сносит не в ту сторону, внизу сложный и опасный для приземления ландшафт и во многих других случаях. Несмотря на кажущийся с земли медленный спуск человека под парашютом, дующий ветер сносит его на километр, а иногда и более, от точки выхода из самолета.

    Для корректировки нужно правильно применять технику скольжения. Подтягивая или отпуская нужные стропы, парашютист затормаживает или ускоряет горизонтальное движение.

    1. Приземление важнее, чем спуск.

    Большинство травм происходит при касании земли. Скорость человека в этот момент – 3-5 м/с или 11-18 км/ч, что соответствует скорости интенсивного бега. Теперь представьте, что в определенный момент перед вами оказывается стена, и вы врезаетесь в нее со всей силой – примерно то же самое происходит при касании земли, только врезаетесь вы не в вертикальную, а в горизонтальную плоскость. В ветреную погоду скорость приземления еще выше: доходит до 36 км/ч. И это может стать большой проблемой, если спускающийся не прошел подготовку по управлению скоростью спуска и не умеет правильно группироваться при приземлении.

    Заключительное замечание

    Если вы чувствуете неуверенность, сомневаетесь, что все пройдет благополучно, если вы нервничаете, и вас панически пугает мысль о нераскрытом парашюте – то лучше воздержитесь от прыжка. Возможно, вы еще не совсем готовы к этому шагу. Возможно, вы никогда не будете к нему готовы. Это не должно расстраивать: парашютный спорт требует значительного преодоления себя, обладание мужеством, 100%-уверенности в том, что прыжок удастся. Другой вариант — прыгнуть в тандеме с инструктором, что вселит вам больше уверенности, позволит почувствовать себя в безопасности рядом с профессионалом, а также даст возможность сделать фото и видео с вашим прыжком. Именно так и поступила ведущая проекта «Амазонка» Оксана:

    Благодаря комментариям под публикацией сайт, журналисты узнали, что 8 июля на площадке для приземления парашютистов в селе Октемцы Хангаласского улуса вторая девушка получила травмы.

    Она прыгнула после Софии, которая повисла на проводах в жилом секторе. 26-летняя Мария, так же как и София, попала под восходящий термический поток. Ее доставили в республиканскую больницу №2.

    В ходе первого интервью в ДОСААФ эту информацию скрыли.

    Дмитрий Нетесов, и.о. начальника парашютно-десантной службы якутского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ:

    Да, была вторая девушка. Она не смогла погасить купол, и ее протащило по полю. Спасательная группа незамедлительно помогла ей, купол погасили, ее доставили в больницу на обследование. На днях ее выпишут, она будет находиться дома. Если бы было что-то серьезное, она пробыла бы там месяц.

    Вы разговаривали с врачами, родственниками?

    Нет, мы общаемся только с ней.

    Почему нам сразу не сказали, что вторая девушка получила травмы?

    Про такое не сообщается, не афишируется. Еженедельно на каждой дропзоне травмируются парашютисты. Никто от этого не застрахован. Часто бывают растяжения, потому что люди любят смотреть под ноги, мы это категорически запрещаем. Вроде на земле все отлично сдают, а на воздухе все по-другому.

    Мария не хочет комментировать этот случай, особенно после статьи с Софией, не желает, чтобы ее обсуждали и осуждали.

    Какие травмы она получила?

    У нее ушибы мягких тканей. Ноги целы. Она приземлилась на край площадки. К сожалению, там место бугристое.

    Она приземлилась после Софии?

    Из-за случая с Софией до нее не сразу добежали или как?

    Нет, за ней сразу выдвинулась группа.

    В таких случаях как-то компенсируете?

    Они все застрахованы, выплачивается денежная компенсация. Без страховки никого не допускаем. В любом экстремальном спорте страховка должна быть.

    Сколько человек получили травмы в этом сезоне?

    Эта первая травма, были растяжения, но мы их не считаем. Там просто нужно недельку не напрягать связки.



    Похожие статьи