• Конспект занятия по фгос на дифференциацию звуков. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков – в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Конспект занятия по дифференциации звуков

    07.09.2020

    Цель: совершенствовать умение детей различать и правильно произносить звуки (с) - (ш) изолированно, в слогах, словах, в предложениях, воспитывать умение определять звуки в словах, сравнивать их между собой, подбирать слова с заданным звуком. Воспитывать умение подбирать признаки и действия к предмету. Развивать фонематическое процессы (представление, восприятие, воспроизведение), слуховую память, логическое мышление, чувство ритма, воспитывать активность.

    Оборудование: предметные картинки, лепестки слоги, мозаика, говорящие деревья, листочки-слова, листочки-признаки, листочки-действия, мяч, карточки со словами для индивидуальной работы, цветочек с синими и зелеными лепестками.

    Ход занятия

    1. Организационный момент.

    Л - д: - Дети, добрый день начинается с хорошего настроения, веселой улыбки, полезных дел. Поэтому улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.

    Дети: - Доброе утро, все дети!

    2. Диференциация звуков (с) - (ш) в изолированном звучании.

    Л - д: В наш класс пришел новый гость! Давайте отгадаем, кто это?

    Светит, сверкает, всех согревает? (Солнышко)

    Как вы здороваетесь с солнцем?

    Какое солнце?

    Солнышко грустное?

    Дети, а вот в эту щель к нам залетел еще один гость. Давайте отгадает кто он.

    Веет, свистит,

    Все вокруг сдувает (ветер)

    А теперь представим, что нежные лучики солнышка касаются нашего лица. Мы закрываем глаза и нежно, тихо, плавно тянем первый звук слова солнышко: ссссссс........

    Но вот вдруг в щелочку залетел ветерок, солнышко скрылось, нам стало холодно, мы подняли ручки вверх и плавно, тихо сказали звук ветра: шшшш.......

    а) Игра: «Солнышко - ветерок»

    б) Игра: «Подбери звук»

    Л - д: - Вспомним дети быстро,

    Как пшениченька шумит? (Шшшшш.....)

    Как в роще ручей журчит? (Ссс.....)

    Как оса в саду жужжит? (Сссс.....)

    Как шумят у птицы крылья? (Шшш...)

    В море синем паруса (шшшш....)

    И пшениченька шумит (шшшш....)

    И листочек шелестит (шшшш.......)

    И ручей (ссссс......)

    И оса кусается (сссс....)

    Вот мы немного пошумели, произнося звук (ш) и посвистели произнося звук (с).

    3.Артикуляционная и акустическая характеристика звуков (с) и (ш).

    Л - д: - Давайте еще раз вспомним звук солнца (с). Звук ветра (ш).

    Помогите мне вспомнить, как мы произносим звук (с).

    Губы - улыбаются.

    Зубы - заборчиком.

    Кончик языка - за нижними зубами.

    Посередине языка проходит холодный воздух.

    Горлышко - отдыхает, спит.

    Губы - круглые как калачик.

    Зубы - заборчиком.

    Язык - круглый как чашечка.

    Кончик языка за верхними зубами.

    Посередине языка через щелку проходит теплый воздух.

    Горлышко - отдыхает.

    Л - д: - Дети, какие отличия в произношении этих звуков?

    Чем похожи эти звуки?

    Как мы обозначаем эти звуки? Почему?

    4. Развитие фонематического слуха.

    а) Игра «Шаг вперед, шаг назад».

    Л - д: - Сейчас мы с вами отправимся в небольшое путешествие. Мы должны дойти вот до тех волшебных цветочков. А первым в цветочки дойдет самый внимательный, кто правильно научился различать слоги со звуками [с-ш]

    На слог со звуком (с) делаем два шага вперед, на слог со звуком (ш) - шаг назад.

    (Са, со, су, сы, ши и т.п.)

    в) Игра «Сорви лепесток».

    Л - д: - Вот и наш цветочек. Давайте рассмотрим какого цвета лепестки в цветочке? (Синие и зеленые).

    Сейчас я вам расскажу стишок. Если вы услышите слово со звуком (с) сорвете синий лепесточков, а если слово со звуком (ш) - зеленый.

    Из тоненьких ниточек,

    Шьет шубку паучок,

    А рубашки из листочков,

    А юбки из травки.

    Зовет мышку в щелочку,

    Выбирай платок,

    Прыг - скок, прыг - скок,

    Не поймаешь паучок.

    Л - д: - Давайте еще раз вспомним лепестком какого цвета мы обозначали звук (с) - синим,

    Звук (ш) - зеленым.

    5. Дифференциация звуков (с), (ш) в слогах.

    а) Игра «Найди лепесточков картинка»

    Л - д: - Над цветком ветер пролетел и ромашка лепесточков свой потеряла. Пока лепесточков к вам летит к нему слово найдите.

    К лепесткам слогов (са, со, су, си, шу, ши)

    Найдите лепестки слова

    (Предметные картинки)

    Са - сани Ша - шапка

    Со - сова Шо - шорты

    Это - серп Ши - шило

    Сы - сыр Ша - шарф

    в) Игра «Мозаика»

    Л - д: - Серая мышка, по мозаике гуляла и все слоги хвостиком посметала.

    Сейчас мы попробуем составить на мозаике.

    Звук (с) - синяя фишка, звук (ш) - зеленая фишка,

    Громкие звуки - красная фишка.

    я - са аш - ас аша - аса шпа - спа

    что - со ош - ос ошо - осо шпу - вспу

    6. Диференциация звуков (с), (ш) в словах.

    а) Самостоятельная работа.

    Л - д: - Каждый из вас получит карточку с предметными картинками. Вы должны определить, какой звук спрятался в названиях этих картинок (с) или (ш) и соответственно у каждого слова нарисовать зеленый или синий кружочек.

    Следующая задача-определить звуки (с) или (ш) в слове и в соответствующей картинке обозначить синий или зеленый кружочек

    Разделите слова на слоги и поселите слова в избушке.

    сани груша душ

    сыр машина

    шарф коса

    сом колосок ананас

    в) Игра «Выбивалочка».

    Л - д: - Сейчас мы с вами поиграем в выбивалочку.

    Я вам бросаю мяч и называю слово со звуком (с) или (ш). А вы должны вернуть мяч меняя звук (с) на звук (ш), или наоборот.

    миска - мишка

    кашка - каска каша - касса

    кошка - косичка

    нас - наш вам - ваш

    с) Игра «Подпиши картинку».

    7. Релаксация.

    Игра «Релаксация»

    Дети, лягте удобно на коврик. Представьте, что вы легли на большой лист. Почувствуйте, как ваша голова, руки, спинка, ножки удобно на нем разместились. Представьте, что листочек несет вас на очень высокое дерево, вы чувствуете дыхание легкого ветра (шшшш....), ваше лицо греют лучи теплого солнышка (ссс...). Вы на вершине очень высокого дерева желаний. Помечтайте, пофантазируйте немного. И вот вы снова на листочке возвращаетесь. Откройте глаза и продолжим работать.

    8. Диференциация звуков (с), (ш) в предложениях.

    а) Л - д: - У каждого из вас есть листочек на котором написано слово. Прочитайте слово, которое на нем написано.

    (Шоколад, пшеница, шарф, сарафан)

    Подберите к своим словам листочки со словами-признаками и листочки со словами-действиями.

    (Вкусный, шелковая, высокая, шерстяной, широкий),

    (Кусать, сплела, висит, выросла, одевать)

    Кусать вкусный шоколад.

    Сплела шерстяной шарф.

    Выросла высокая пшеница.

    Надевать широкий сарафан.

    б) Игра «Дополни предложение».

    Л - д: - Серая мышка

    По книге гуляла

    И последние слова

    Хвостиком посметала.

    Дополните предложения, подобрав правильное слово

    У Сони теплая. . . . . . (Шапка)

    У Шуры острая. . . . . . (Тяпка)

    На столе стояла. . . . . . . (Миска)

    В норку залезла. . . . . . . . (Мышь)

    Маша ела. . . . . . . . (Кашку)

    Рабочий одел на голову. . . . . . (Каску)

    Дифференциация «С» – «Ш».

    Закрепить слияние букв в один слог и в слова. Повторить умение проводить звуковой анализ изученных слогов и слов. Повторить понятия «звук», «буква», «гласный, согласный звук», «мягкий, твердый звук», «звонкий, глухой звук».

    Печатание данных слогов.

    Учить выделять согласный звук из начала, конца слова.

    Учить соотносить звук с символом.

    Закрепление знаний о буквах Ш, Р, А,О,У, М, С, Х.

    Развивать фонематические процессы, мелкую моторику руки, логическое мышление.

    Воспитывать аккуратность, целеустремленность.

    Оборудование: предметные картины, символы, буква Ш, Р, Х, М, А,О,У.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент:

    Игра «Скажи наоборот».

    У маминой шляпы поля – широкие, а у папиной шляпы – узкие.

    У девочки шапочка светлая, а у полицейского фуражка – темная.

    У Кати берет новый, а у бабушки платок – старый.

    И Вити кепка грязная, а у Коли – чистая.

    Мамина шляпа большая, а танина – шляпа маленькая.

    У повара колпак высокий, а у поваренка колпак низкий.

    Летняя косынка тонкая, а зимний пуховой платок – толстая.

    II. Знакомство с новой темой:

    Артикуляционная гимнастика

    Вкусное варенье;

    Барабанчик.

    Дыхательная гимнастика «Ветерок»

    Приготовьте руку.

    Наберите воздух и слегка подуйте. Выдох медленный, плавный.

    Ветерок слабый!

    Наберите воздух, подуем сильно – сильно! Ветер сильный и быстрый!

    Повторение стихотворения:

    Кыш – кыш – кыш – шумит камыш,

    Притаилась мама – мышь.

    «Не шумите, камыши!

    Испугались малыши,

    Разбежались кто куда,

    Вот несчастье, вот беда!»

    Игра «Угадай, чья песня».

    «С» – это песня воды,

    «Ш» – это песня змеи.

    Угадайте, кто поет эту песню: «С», «Ш», «С», «С», «Ш», «С», «Ш», «С».

    Игра «Дирижер»

    Если я поднимаю кисть наверх, то вы поете песню змеи.

    Если опускаю вниз – песню воды.

    Прочитайте слоги:

    СА СО СУ ША ШО ШУ;

    ША ШО ШУ СА СО СУ;

    АР ОР УР АР ОР УР;

    АРШ ОРШ УРШ АРС ОРС УРС.

    Прочитайте слова:

    Саша. Что означает слово? Сколько слогов в этом слове? Назовите первый слог, второй.

    Сколько звуков? Назовите первый звук. Назовите первый звук второго слога и второй звук второго слога.

    На какую букву начинаются слово МАРШ, на какой звук заканчиваются? Какая буква посередине?

    Суша, Маша, хорошо (аналогично анализу слову Сашу).

    ФИЗМИНУТКА «СОЛНЦЕ».

    Солнце землю греет слабо,

    По ночам трещит мороз.

    Во дворе у Снежной Бабы

    Побелел морковный нос.

    В речке стала вдруг вода

    Неподвижна и тверда,

    Вьюга злится, снег кружится,

    Заметает все кругом

    Белоснежным серебром

    Повторение чистоговорок:

    Ша – ша – ша – маша моет малыша,

    Шу – шу – шу – я письмо пишу,

    Ши – ши – ши – наши каши хороши,

    Шо – шо – шо – отвечаем хорошо,

    Ши – ши – ши – зашумели камыши.

    Прочитайте слоги:

    РА РО РУ СМА СМО СМУ;

    МРА МРО МРУ СХА ХМО ХМУ;

    Выкладывание слогов под диктовку:

    САШ СОШ СУШ;

    ШУС ШОС ШАС;

    Чтение предложений:

    Марш хорош.

    Саша хорош.

    Маша хороша.

    Шар хорош.

    Паузы должны быть между буквами? Как мы соединяем буквы в один слог?

    Тянем первую букву до тех пор, пока не дойдете пальчиком до второй буквы, паузы между звуками не должно быть!

    Список литературы:

    Баскакина И.В. Свистелочка. Логопедические игры: рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука «С». – М.: «Айрис – Пресс», 2007 год.

    Баскакина И.В. Жужжалочка и Шипелочка. Логопедические игры: рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука «С». – М.: «Айрис – Пресс», 2007 год.

    Волина В.В. Праздник Букваря / В.В. Волина. – М.: «АСТ – ПРЕСС», 1997 год.

    Коноваленко В.В. Домашняя тетрадь № 3 для закрепления произношения шипящих звуков «Ш», «Ж»: пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: Издательство «Гном и Д», 2007 год.

    Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и буквами: пособие для воспитателей и родителей. – М.: Издательство «Гном – Пресс», 1999 год.

    6. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей / И.С. Лопухина – СПб.: «Дельта», 1997 год.

    7. Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал для дошкольного и младшего школьного возраста / А.Ф. Рыбина. – Волгоград: «Учитель», 2003 год.

    8. Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. Дифференциация звуков в речи дошкольника. – М.: «Школьная Пресса», 2006 год.

    9. Ткаченко Т.А. Правильно произносим звук «Ш»: логопедический альбом, Екатеринбург «Издательский дом Литур», 2007 год.

    Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

    Конспект индивидуального логопедического занятия для 2 класса

    Тема: Дифференциация звуков [С]-[Ш].

    Цель : научить дифференцировать звуки [с] и [ш] в слогах, словах, предложениях.

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные : закрепление правильное произношение звуков [с] и [ш];дифференцирование звуков [с] и [ш] по акустическим и артикуляционным признакам в слогах и словах, предложениях; определение их при проведении звуко-слогового анализа слов.

    Коррекционно-развивающие : развитие мелкой и артикуляционной моторики, развитие фонематического слуха и слухового внимания, совершенствование грамматического стоя речи, обогащение словарного запаса учащихся и стимулирование детей к полным речевым высказываниям посредством различных тренировочных упражнений и обучающих игр.

    Коррекционно-воспитательные :воспитание умения слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда; формирование контроля за собственной речью, воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.

    Оборудование : тематические картинки, карточки с заданиями, зеркало, тетрадь и ручка.

    План занятия:

    I. Организационный момент

      Приветствие

    II. Основной этап

      Артикуляционная гимнастика

      Дыхательная гимнастика

      Объявление темы урока

      Тренировочные упражнения

    III. Подведение итогов занятия

    IV. Домашнее задание

    ХОД ЗАНЯТИЯ :

    Деятельность ребенка

    Оборудование

    I. Орг.момент

    Пишет школьник Паша

    Шапка, шайба, каша

    Мышка, мошка, шутка,

    Шахматы, мишутка.

    А теперь в другом стихотворении:

    Самолет построим сам,

    Понесемся над лесами,

    Понесемся над лесами,

    А потом вернемся к маме.

    Здоровается, определяет звуки Ш, С.

    II. Основной этап

    Артикуляционная гимнастика

    Давай вспомним, что нужно делать для того, чтобы правильно произносить эти звуки.

    Начинаем нашу зарядку для языка и губ:

      «Улыбочка»,

      «Заборчик»,

      «Блинчик» счет до 5/ остудили,

      «Чистим зубки» (с внутренней стороны вверху/внизу; с внешней стороны), прижали язык к нижним зубам,

      «Чашечка» (счет до 10),

      «Вкусное варенье» (5 раз),

      «Маляр» (5 раз),

      «Лошадка»

    Ребенок делает артикуляционную гимнастику.

    Дыхательная гимнастика

    А что нужно еще, чтобы звуки нашей речи правильно звучали и были понятны окружающим? Правильно дышать:

    1. «Кучер»: логопед и ребенок по очереди исполняют роль лошадки (цокают) и кучера (при сомкнутых губах говорят «тпру-у-у») - развиваем силу выдоха.

    2.“Греем руки”: дуем на ладошки, меняя силу выдоха.

    Ребенок делает дыхательную гимнастику.

    Объявление темы занятия.

    Сегодня будем различать звуки С и Ш.

    Ребенок дает утвердительный ответ.

    Анализ артикуляции звуков

    Характеристика звуков

      Давай вспомним, как получаются эти звуки и дадим им характеристику:

    Произнеси звук [с]

    «Песенку змеи» - ШШШ.

    Теперь давай дадим характеристику этим звукам: (общее – согласные, глухие, парные; различие – звук С – бывает твёрдый и мягкий, а звук Ш – всегда твёрдый).

    А какими буквами обозначаются эти звуки? Давай их назовем и напишем: буква [эс] и буква [ша].

    Ребенок слушает, произносит звуки.

    Звук «С»- губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние передние зубы, по середине языка идет холодная струя воздуха. Голосовые складки не работают.

    Звук «Ш»- губы вытянуты вперед, язык принимает форму чашки, находиться вверху, посередине языка идет теплая воздушная струя воздуха. Голосовые складки не работают. Покажем

    Ребенок дает характеристику звука [С] – согласный, звонкий, твердый.

    Ребенок дает характеристику звука [Ш] – согласный, глухой, всегда твердый.

    Ребенок называет и прописывает звуки.

    Зеркало, тетрадь, ручка

    Дифференциация С-Ш в слогах

    1. Игра ”Старый и молодой попугай”: повторяй за мной как попугай:

    Из тебя получился замечательный молодой попугайчик!

    2. Теперь читаем слоги по

    таблице слева направо:

    3. Постарайся повторить за мной чистоговорки:

    СА-СА-СА – под сосной живет лиса.

    ША-ША-ША – мы шагаем неспеша.

    СУ-СУ-СУ – Соне мёду я несу.

    ШУ-ШУ-ШУ – мы готовим кашу.

    СО-СО-СО – у машины колесо.

    ШО-ШО-ШО – летом очень хорошо.

    СЫ-СЫ-СЫ – не боимся мы осы.

    Ты отлично справилась!

    Ребенок повторяет.

    Ребенок читает.

    Ребенок повторяет.

    Таблица со слогами

    Дифференциация С-Ш в словах

    4. Если я скажу слово со звуком [c], ты должна опустить ручки вниз, а если я скажу слово со звуком [ш], ты поднимаешь ручки вверх:

    СОК, ШУМ, КОСА, ПУШОК, ШАГ, СОМ, СУП, ШИНА.

    Ты очень внимательная! Умница!

    5. Сравним пары слов по звучанию и по смыслу:

    Карточка №1

    КАШКА-КАСКА;

    МИШКА – МИСКА; МАШКА – МАСКА;

    КРЫСА – КРЫША;

    СУТКИ – ШУТКИ;

    УСЫ – УШИ;

    БАСНЯ- БАШНЯ.

    6. Теперь впиши, пожалуйста, недостающие буквы и назови лишнее слово:

    Карточка № 2

    …ашка, мы…и, кры…а, бир…а, ма…ина, кату…ка.

    Воспроизведи этот

    ряд слов по памяти (в прямом и обратном порядке).

    Это было сложное задание и ты с ним неплохо справилась!

    7.Закончи слово, добавив слог СА или ША:

    Карточка № 3

    ли-…, ка-.., ко-.., су-.., кры-…, коле-…, колба-…, но-…, ро-….

    Отлично справилась!

    8.Дети выбирают картинки, в названии которых есть звуки [С, Ш], раскладывают их на две группы и определяют место звука в слове (ребенку предъявляются картинки).

    Хорошо получилось!

    9. Нужно ответить на все вопросы полным ответом:

    Кто поднимает штангу? (штангист)

    Кто играет в шахматы? (шахматист)

    А кто играет в хоккей? (хоккеист)

    Кто водит поезда? (машинист)

    А кто водит такси? (таксист)

    Кто играет на пианино? (пианист)

    Кто играет на гитаре? (гитарист).

    Какие у нас получились слова (такси – таксист, гитара - гитарист)? – однокоренные.

    10. Рифмовки-путаницы:

    Помоги вернуть звуки и слова на место и произнеси рифмовки правильно.

    Кошка ловит «миску»,

    Мама моет «мышку».

    На виду у детворы

    «Крысу» красят маляры.

    Пожарный носит «кашку»,

    Саша ела «каску».

    Танцует Миша в «машке»

    Конфету дали «маске».

    У тебя все получилось!

    Ребенок поднимает/опускает руки.

    Ребенок объясняет смысл слов.

    Ребенок выполняет задание.

    Ребенок выполняет задание.

    Ребенок раскладывает картинки в две стопки.

    Ребенок отвечает.

    Ребенок восстанавливает правильный порядок звуков и слов.

    Карточка с заданием

    Карточка с заданием, тетрадь, ручка

    Карточка с заданием

    Предметные картинки

    Дифференциация С-Ш в предложениях

    11.Измени словосочетания по образцу:

    Карточка №4

    Ты носишь – я ношу

    Ты спешишь –

    Ты спишь –

    Ты рисуешь –

    Ты сыплешь –

    Ты сеешь –

    Я ношу – ты носишь

    Я прошу –

    Я спешу –

    Я рисую –

    Я сыплю –

    12.Составь словосочетания, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика:

    Карточка №5

    Веселый шоссе

    Ясное пастушок

    Сухое солнышко

    Интересное кошка

    Серая путешествие

    Ты все правильно подобрала!

    13.Придумай предложения с данными словосочетаниями:

    Карточка №6

    Вкусная лапша, душистый ландыш, катаешься на санках, моешься под душем.

    У тебя получились замечательные полные предложения!

    Ребенок выполняет задание.

    Ребенок выполняет задание.

    Ребенок выполняет задание.

    Карточки с заданиями

    III. Итог занятия

    Какие звуки мы сегодня различали?

    Повторим правило.

    Что вам понравилось на занятии?

    Как ты оцениваешь свою работу (если все получилось – подними правую руку вверх, если не все – правую руку на уровень груди, ничего не получилось – правую руку опусти вниз).

    Язык кверху…шш.

    Язык книзу…ссс.

    Ребенок отвечает.

    Ребенок оценивает себя.

    IV. Домашнее задание

    Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы:

    Куку…ка ве…ело кукует. Са…а не…ет гру…у. Па…ту…ок …пе…ит домой. Се…тра …шила Са…е руба…ку.

    Таблица со слогами

    Карточка №1

    КАШКА-КАСКА; МИШКА – МИСКА; МАШКА – МАСКА; КРЫСА – КРЫША; СУТКИ – ШУТКИ; УСЫ – УШИ; БАСНЯ- БАШНЯ;)

    Карточка № 2

    …ашка, мы…и, кры…а, бир…а, ма…ина, кату…ка.

    Карточка № 3

    ли-…, ка-.., ко-.., су-.., кры-…, коле-…, колба-…, но-…, ро-….

    Карточка №4

    Ты носишь – я ношу

    Ты спешишь –

    Ты спишь –

    Ты рисуешь –

    Ты сыплешь –

    Ты сеешь –

    Я ношу – ты носишь

    Я прошу –

    Я спешу –

    Я рисую –

    Я сыплю –

    Карточка №5

    Веселый шоссе

    Ясное пастушок

    Сухое солнышко

    Интересное кошка

    Серая путешествие

    Карточка №6

    Вкусная лапша, душистый ландыш, катаешься на санках, моешься под душем.

    Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы:

    Куку…ка ве…ело кукует. Са…а не…ет гру…у. Па…ту…ок …пе…ит домой. Се…тра …шила Са…е руба…ку.

    1. Тимофеева Оксана Васильевна

    2. Учитель - логопед

    3. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №195» компенсирующего вида

    Тимофеева Оксана Васильевна

    Учитель – логопед

    МБДОУ «Детский сад №195» компенсирующего вида

    Тема: "Дифференциация звуков С-Ш"

    Цель : Закрепление произношения и дифференциация звуков «С-Ш».

    Задачи:

    1. Закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи;

    2. Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;

    3. Учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных;

    5. Формировать фонематический слух;

    6. Развивать речевое дыхание;

    7. Продолжать формировать грамматический строй речи.

    Ход занятия.

      Оргмомент.

    Логопед:

    - Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, щедры.

    - Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохните через ротик все обиды, злобу, огорчения (Звучит лирическая музыка.)

    (Дети делают вдох и выдох три раза)

    А теперь, посмотрите, кто пришёл к нам в гости? (два медвежонка)

    Не выспались Мишутки. Им нужна бодрящая гимнастика. А стать бодрыми поможет гимнастика для ушек.

    Подходи ко мне, дружок,

    И садись скорей в кружок.

    Ушки ты свои найди

    И скорее покажи.

    Оттяну вперед я ушки, а потом назад.

    Словно плюшевые мишки, детки в ряд сидят.

    Не забудь: массаж для ушек нужно делать всем.

    А теперь по кругу щечки дружно разотрем:

    Так забывчивым мишуткам память разовьем.

    Раз, два, три - скажу, четыре, пять и шесть, и семь.

    Не забудь: массаж для щечек нужно делать всем!

    Чтобы думали получше озорные мишки, мы погладим лобики

    Плюшевым плутишкам.

    Раз, два, три - скажу, четыре, пять, и шесть, и семь.

    Не забудь: массаж такой нужно делать всем!

    Отдохнули наши мишки, тихо в ряд сидят.

    Знают: польза от массажа будет для ребят!

      Артикуляция, дифференциация звуков [С-Ш] по артикуляторным и акустическим

    признакам.

    Я - Свисток, люблю свистеть, а вы ребята умеете свистеть? (показывают, объясняя артикуляцию звука)

    Я - Шумок, люблю шипеть, а вы покажете. Как умеете шипеть? (показывают, объясняя артикуляцию звука)

      Дифференциация изолированных звуков в игре «Стрелочки».

    Детям выдаются карточки со стрелочкой, на звук [Ш] они показывают стрелочку вверх, на звук [С] – вниз.

    В листьях ветер шелестит: то свистит он, то шуршит.

    Шуршит Шшш, свистит Сссс, шуршит…, свистит … и т.д.

    (стрелочка вверх, вниз)

      Дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах д/и « Повтори за мной»

    ша – са шу – су аш – яс ош – ос шо – со ши – сы уш – ус

    са – ша су – шу яш – аш ши – ис со – шо сы – ши еш – ЕС

      Дидактическая игра «Доскажи словечко».

    А ещё, наши Мишутки большие шутники. Послушайте, что они придумал:

    Как – то вечером старушки

    Пили чай и грызли …сушки.

    Кошка на подушке

    Лапкой моет...ушки.

    Ложится спать, кряхтя, старушка,

    Кладёт под голову … подушку.

    Испекла старушка пышки

    И сложила пышки в … миску.

      Физминутка. Выполнение движений в соответствии с текстом.

    Молодцы, ребята! Давайте поиграем с нашими мишутками.

    Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша,

    Са – са – са – голубые небеса,

    Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу,

    Су – су – су – и водички принесу,

    Ши – ши – ши – наши детки хороши,

    Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы ,

    Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки.

      Дифференциация звуков в игре «Свистяще – шипящая сказка».

    Надеть шапочки мишек на детей. Дети по ходу сказки выбирают картинки со звуками [С-Ш].

    Жили – были, поживали,

    Никаких забот не знали … (собака, кошка, мышка и свинья)

    Скучно было им без дела.

    Тут – то к ним и прилетела … (кукушка и сорока)

    Принесла им приглашенье

    На весёлый день рождения (кого?) (лисы, лягушки)

    Как подружки были рады!

    Стали примерять наряды …(шапка, сарафан, шарф, сапоги.)

    Быстро по коробкам ярким

    Разложили все подарки . (шарик, сумка, самовар, шуба)

    Две подружки так спешили,

    Что отправиться решили …. (на самокате, на машине)

    Именинница встречала

    И подружек угощала … (сыр, салат, сок, сахар, груша, шоколад, каша)

    А потом все гости встали,

    Инструменты в лапки взяли (скрипку, гармошку)

    Начались тут песни, пляски…

    Жаль, пришёл конец всей сказке.

      Произношение звуков [С-Ш] во фразовой речи (дети по – очереди повторяют за логопедом)

    Давайте покажем нашим гостям, как правильно мы умеем повторять чистоговорки.

      Мышки мишке вымоют миску.

      Кошка спит, а мышку видит.

      У шалунов и шалунишек,

    От шалостей большие шишки.

      Шесть мышат в камышах шуршат.

      Кашку ест корова Машка.

      Пушистая кошка на солнышке сушит

    Шерстку на спинке, хвостик и уши.

      Саша ест сушки, а Маша – ватрушки.

      Саша любит сушки, Сонюшка – ватрушки.

      Слушала старушка, как куковала кукушка на опушке.

      Саша с Машей весело смеялись.

    Шесть пушистых кошек мышонка испугались.

    Повторение пословиц и поговорок. Объяснить их смысл, назвать слова со звуком [С] и со звуком [Ш].

    Кашу маслом не испортишь. Поспешишь - людей насмешишь.

    Что посеешь, то и пожнешь. Меньше слов, да больше дела.

    Не спеши языком, а спеши делом.

    Упражнение «Исправь небылицы».

    Кошка боится мышку.

    Лежали на улице свежие доски.

    На них отдыхали ленивые коски.

    Миша и Маша лежали в коляске.

    Были они, безусловно, двойняски.

    Двое маленьких мышат

    Тоже ходят в детский шад.

    В нашем доме на окошке сидят серенькие... (коски).

    Кто альбом раскрасил наш? Ну, конечно... (карандас).

      Итог.

    Литература.

      Е.Г. Карельская «Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев» М. «Дрофа» 2007 г.)

      Лебедева И.Л.Трудный звук, ты наш друг! Звуки Ш,Щ,Ж. Вентана-Граф,
      2008.



    Похожие статьи