• Осенний вечер тютчев год написания. Анализ стихотворения «Осенний вечер. Туманная и тихая лазурь

    16.02.2022

    Пейзажная лирика всегда углубляет читателя в мир грез, надежд, созидательности и грусти. Именно такое произведение Федора Тютчева «Осенний вечер». Из самого названия уже понятно, что произведение об осеннем пейзаже, о прекрасной поре увядания природы.

    В самом начале автор показывает как восхитительны осенние пейзажи, все спокойно и умиротворенно, покой и прелесть, тишина и таинственный свет заката. Немного позже настроение не только читателя, но и поэта меняется, появляется тревога, в свете заката, который падает на упавшую листву, а в легком осеннем воздушном движении, кажется везде таится какая-то угроза. Дальше снова в душе поселяется тишина, покой, некая завораживающая неподвижная картина. Заход солнца, а на смену заката приходит лазурь и крайние солнечные лучики скрывает некая туманная дымка, тоска, грусть, расставание с солнцем и теплом, это все как сама жизнь для него. Вдруг, внезапные сильные порывы ледяного ветра, вестники неминуемой зимы, он грустит от окончания осени, волнуется и теряет спокойствие. Само произведение читается достаточно спокойно и не имеет резких эмоциональных скачков.

    Прочитав стихотворение «Осенний вечер», кажется будто все человечество, сам автор и природа стали одним целым, бессмертным, ведь на смену одному времени года придет другое, на смену одному жизненному циклу придет другой, точно так, как за днем наступает ночь.

    Перекрестная рифма, написанная пятистопным ямбом с двухсложной стопой с ударением на втором слоге. С точки зрения синтаксиса – это произведение сплошное сложное подчиненное предложение. Использование множества троп, метафор, сравнений, с эмоциональными эпитетами, сильными образами, емким глубоким философским смыслом, неким внутренним душевным движением.

    В таком маленьком стихотворении, столько человеческого чувства, столько образов, мыслей, и все это ни в коем случае не перегружает композицию.

    8 класс, 10 класс

    Анализ стихотворения Осенний вечер Тютчева

    Федор Тютчев – человек, который недаром занимает место, и очень достойное, в русской литературе 19 века. Так как именно этот человек смог описать все достоинства природы и красоту ее, и не просто это сделать, но к тому же соединить традиции европейской и российской литературы.

    Стихотворение «Осенний вечер» Федора Тютчева очень красиво, но не слишком большого размера. Оно состоит из двенадцати предложений, и не разделено на строфы. И это все создает эффект интересный и подробный. Именно это стихотворение Тютчева критики считают символом самого классического романтизма в литературе, и, конечно, не только в русской.

    Оно написано в 1830 году. Тогда, в то время, как было написано это произведение, Тютчев находился в Мюнхене, а потому, понятно, почему в его произведение такой необычный настрой. Ведь осень, да еще и в чужой стране, навевала на него такие печальные и тоскливые воспоминания и просто мысли. Тоска по родине может быть трагичной, но вместе с тем романтичной?

    Октябрьский вечер, погода дождливая, серое небо, ветер холодный – прекрасный фон для написания именно такого прекрасного и в какой-то степени, даже уютного стихотворения. Такая погода сильно повлияла на поэта, или же тоска по родине, но произведение – вышло прекрасным, и читается символом романтики, именно классической в литературе.

    Осень, сама по себе, как пора года, связана с тем, чтобы делать людей сумрачными, но она может помочь создать такое прекрасное произведение. Тютчев прекрасно использовал как время, так и место. Кроме того, поэт все-таки находит в такой погоде какую-то свою своеобразную прелесть. И это подчеркивает в начале произведения своего. Что даже такая пора года, и особенно ее тоскливая середина, может обладать своей необъяснимой манящей красотой и уютностью. Светлые осенние вечера – что может быть прекраснее для уставшей души, как себя тогда чувствовал на чужбине автор.

    Анализ стихотворения Осенний вечер по плану

    Возможно вам будет интересно

    • Анализ стихотворения Пчелы Некрасова

      В своем стихотворении Некрасов рассказывает о спасении пасеки в период наводнения. Когда вода заполнила часть пути между ульями и пространством, где пчелки собирали нектар, они стали недолетать и тонули в водице.

    • Анализ стихотворения Метель Есенина

      Смена эпох, смена политической власти и идеологии для творческого человека, для поэта, безусловно, видится в канве общего понимания мира. Такой человек не обуславливается конкретикой

    • Анализ стихотворения Тютчева Зима недаром злится 5 класс

      Изучив стихотворение «Зима недаром злится...» мне кажется, что лирический герой в нем является насмешливой и комичной личностью. Автор вначале произведения дает нам понять, что пришла пора Весны, уже даже жаворонки в небе ждут ухода Зимы

    • Анализ стихотворения Приговор (И упало каменное слово…) Ахматовой

      Стихотворение Приговор было написано спустя совсем немного времени после трагических событий в жизни поэтессы. В 1938 году был расстрелян муж, через год попал в ссылку её единственный сын.

    • Анализ стихотворения Из омута злого и вязкого Мандельштама

      Стихотворение Мандельштам написал в 1910 году в возрасте 19 лет. На тот момент поэт пересмотрел свое увлечение символизмом в сторону акмеизма. В 1908 году он познакомился с Николаем Гумилевым

    Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Осенний вечер"

    Осенний вечер

    Есть в светлости осенних вечеров
    Умильная, таинственная прелесть!..
    Зловещий блеск и пестрота дерёв,
    Багряных листьев томный, легкий шелест,
    Туманная и тихая лазурь
    Над грустно-сиротеющей землею
    И, как предчувствие сходящих бурь,
    Порывистый, холодный ветр порою,
    Ущерб, изнеможенье - и на всем
    Та кроткая улыбка увяданья,
    Что в существе разумном мы зовем
    Божественной стыдливостью страданья!

    Стихотворение «Осенний вечер» относится к периоду раннего творчества Ф. И. Тютчева. Оно было написано поэтом в 1830 году во время одного из кратковременных визитов в Россию. Созданное в духе классического романтизма изящное, легкое стихотворение - не просто пейзажная лирика. Тютчев осмысливает в нем осенний вечер как феномен жизни природы, ищет аналогию явлению природы в явлениях человеческой жизни, и эти поиски придают произведению глубокий философский характер.
    «Осенний вечер» представляет собой развернутую метафору: поэт ощущает «кроткую улыбку увяданья» осенней природы, сравнивая ее с «божественной стыдливостью страданья» в человеке как прообразом нравственности.
    Стихотворение написано пятистопным ямбом , использована перекрестная рифмовка. Краткое, двенадцатистрочное стихотворение - одно сложноподчиненное предложение, читающееся на одном дыхании. Словосочетание «кроткая улыбка увяданья» объединяет все детали, создающие образ увядающей природы.
    Природа в стихотворении изменчива и многолика, насыщена красками и звуками. Поэт сумел передать неуловимое очарование осенних сумерек, когда вечернее солнце изменяет лик земли, делая краски насыщенней и ярче. Яркость красок (лазурь, багряные листья, блеск, пестрота дерев ) слегка приглушается создающими полупрозрачную дымку эпитетами - туманная, легкая.
    Для изображения картины осенней природы Тютчев использует прием синтаксического сгущения, соединяя воедино различные средства художественной выразительности: градацию («ущерб» , «изнеможенье» ), олицетворение («томный шепот» листьев), метафоры («зловещий блеск» , «Улыбка увяданья» ), эпитеты (умильная, кроткая, стыдливая, туманная ).
    «Осенний вечер» насыщен разнообразными по структуре и значению эпитетами - синтетическими («зловещий блеск и пестрота дерев» ), цветовыми («багряных листьев» ), сложными («грустно-сиротеющей» ). Контрастные эпитеты - «умильная, таинственная прелесть» и «зловещий блеск» , «туманная и тихая лазурь» и «порывистый, холодный ветр» - очень выразительно передают переходное состояние природы: прощание с осенью и предчувствие зимы.
    Состояние природы и чувства лирического героя помогает выразить используемая Тютчевым аллитерация , при помощи которой создается эффект падающих листьев («Багряных листьев томный шепот» ), свежее дыхание ветра («И, как предчувствие сходящих бурь//Порывистый, холодный ветр» ).
    Для поэта характерно пантеистическое осмысление пейзажа. Природа у Тютчева очеловечена: подобно живому существу она дышит, чувствует, испытывает радость и грусть. Тютчев воспринимает осень как кроткое страдание, болезненную улыбку природы.
    Поэт не отделяет мир природы от мира человека. Параллель между двумя этими образами создается с помощью олицетворения и составного эпитета «грустно-сиротеющая» , акцентирующего тему прощания. Легкая грусть, навеянная предчувствием скорой зимы, смешивается в стихотворении с радостным чувством - ведь природа циклична, и вслед за грядущей зимой окружающий мир вновь возродится, запестрев сочными весенними красками.
    В мгновенное впечатление от осеннего вечера Тютчев вместил свои мысли и чувства, всю бесконечность собственной жизни. Тютчев сравнивает осень с духовной зрелостью, когда человек обретает мудрость - мудрость проживать и ценить каждое мгновение жизни.

    Тютчев является одним из великих русских поэтов XIX века, тонко чувствовавшим красоту окружающей природы. Его пейзажная лирика занимает значимое место в отечественной литературе. «Осенний вечер» - стихотворение Тютчева, соединившее в себе европейские и русские традиции, по стилю и по содержанию напоминающее классическую оду, хотя его размеры куда скромнее. Федор Иванович увлекался европейским романтизмом, его кумирами были и Генрих Гейне, поэтому его произведения выдержаны в этом направлении.

    Содержание стихотворения «Осенний вечер»

    Тютчев оставил после себя не так уж много произведений - около 400 стихов, потому что всю жизнь занимался дипломатической государственной службой, на творчество практически не оставалось свободного времени. Но абсолютно все его работы поражают красотой, легкостью, точностью описания тех или иных явлений. Сразу видно, что автор любил и понимал природу, был очень наблюдательным человеком. «Осенний вечер» Тютчев написал в 1830 году во время командировки в Мюнхен. Поэту было очень одиноко и тоскливо, а теплый октябрьский вечер навеял ему воспоминания о родине, настроил на лирико-романтический лад. Так и появилось стихотворение «Осенний вечер».

    Тютчев (анализ показывает наполненность произведения глубоким философским смыслом) не изъяснялся с помощью символов, в его время это было не принято. Поэтому поэт не связывает осеннюю пору с увяданием красоты человека, угасанием жизни, завершением цикла, делающего людей старее. Вечерний сумрак у символистов связан со старостью и мудростью, осень навевает ощущение тоски, но Федор Иванович попытался в осеннем вечере найти что-то положительное и прелестное.

    Тютчев просто хотел описать открывшийся его взору пейзаж, передать свое видение этой поры года. Автору нравится «светлость осенних вечеров», на землю опускаются сумерки, но грусть озаряется последними лучами солнца, которые дотронулись до верхушек деревьев и осветили листву. Это Федор Иванович сравнил с «кроткой улыбкой увядания». Поэт проводит параллель между людьми и природой, ведь у человека подобное состояние называется страданием.

    Философский смысл стихотворения «Осенний вечер»

    Тютчев в своем произведении не проводил разделения между живой и потому что он считал все в этом мире взаимосвязанным. Люди очень часто даже неосознанно копируют какие-то поступки или жесты, которые видят вокруг. Осенняя пора тоже отождествляется с человеком, ассоциируется с его духовной зрелостью. В это время люди запасаются знаниями и опытом, осознают ценность красоты и молодости, но не могут похвастаться чистым взглядом и свежим лицом.

    «Осенний вечер» Тютчев написал с легкой грустью о безвозвратно ушедших днях, но в то же время с восхищением совершенства окружающего мира, у которого все процессы цикличны. У природы нет сбоев, осень навевает тоску холодным ветром, срывающим желтые листья, но за ней придет зима, которая покроет все вокруг белоснежным покрывалом, затем земля проснется и запестрит сочными травами. Человек же, переживая очередной цикл, становится мудрее и учится наслаждаться каждым мигом.

    Анализ стихотворения «Осенний вечер»

    Анализ стихотворения «Осенний вечер»

    Цель урока – совершенствование умений анализа и интерпретации литературно-художественного произведения.

    Воспитательные цели – воспитание ответственного отношения к чтению.

    Обучающие цели – развивая эстетический вкус учащихся, научить их всестороннему постижению литературного произведения.

    Форма работы – практическое занятие и организация самостоятельной работы учащихся.

    Одной из важнейших задач для реализации названной цели является развитие способности эстетического восприятия учащимися явлений литературы и отраженной в ней действительности, воспитание эстетического вкуса.

    Художественное произведение постигается не только умом, но и чувствами, эмоциональной памятью. Предельная эмоциональность характерна для такого рода литературы, как лирика.

    Специфика стихотворного текста состоит в том, что он, во-первых, как правило, бессюжетен, во-вторых, наполнен скрытым смыслом, выраженным очень сжато. Преодолеть эту форму и раскрыть глубину содержания можно только при медленном, вдумчивом чтении, которому и необходимо научить школьников.

    Борис Корнилов, поэт, считает, что равнодушие к музыке говорит о неразвитости слуха, а равнодушие к поэзии говорит о неразвитости души.

    Почему такая особая роль отводится поэзии? Лирика – это род литературы, характеризующийся субъективностью, прямым выражением чувств и переживаний автора, лаконичной, аккумулирующей природой стиха, и многозначностью поэтического образа.

    Эти свойства лирики – в центре внимания при изучении стихотворных произведений на уроках литературы.

    В статье Н. Гумилева «Анатомия стихотворения» говорится: «Стихотворение же - это живой организм, подлежащий рассмотрению: и анатомическому, и физиологическому».

    Организация работы с поэтическим текстом должна быть основана на главном принципе: от слова – к мысли и чувству, от формы – к содержанию .

    1. Вариант анализа лирического произведения (выведен на экран проектора)

    1. Какое настроение становится для стихотворения определяющим. Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся?

    2. Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически (по ассоциациям или по звукам).

    3. Роль первой строки. Какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо?

    4. Роль последней строки. На каком эмоциональном уровне, по сравнению с началом, заканчивает поэт стихотворение?

    5. Звуковой фон стихотворения.

    6. Цветовой фон стихотворения.

    9. Особенности композиции стихотворения.

    10. Жанр стихотворения. Тип лирики.

    11. Литературное направление (если можно определить).

    12. Значение художественных средств.

    13. История создания, год создания, значение этого стихотворения в творчестве поэта. Есть ли в творчестве этого поэта стихотворения, сходные с ним или противоположные по каким-либо признакам: форме, теме? Можно ли сравнить это стихотворение с произведениями других поэтов.

    14. Сопоставьте начало и конец стихотворения: часто они представляют собой лексико-грамматическую и смысловую соотнесенность.

    15. Сделайте вывод об эмоционально-содержательном смысле стихотворения (интерпретируйте стихотворение). Кратко запишите свое понимание основного содержания стихотворения.

    2. Вариант анализа стихотворения (выведен на экран проектора)

    Время написания.

    Лексика. Если есть слова, требующие пояснения их лексического значения, посмотрите по словарю. Какие лексические пласты использует автор в произведении (профессиональную лексику, диалектную, разговорную, сниженную экспрессивную, книжную, возвышенную и др.)? Какую роль они играют? В какие тематические группы можно объединить лексические единицы?

    Морфологические особенности. Есть ли какие-либо закономерности в использовании автором частей речи? Преобладают ли глаголы, существительные, прилагательные или другие части речи ? Особенности использования форм частей речи. Какую роль они играют в тексте?

    Синтаксические особенности. Обратите внимание на структуру предложений. Какие преобладают: сложные, простые? Каков эмоциональный характер предложений?

    Образ-переживание. Как меняются чувства лирического героя от начала к концу произведения? Какие слова можно назвать ключевыми в отображении динамики образа-переживания?

    Художественное время и пространство произведения. Какие художественные детали формируют пространственно-временной континуум произведения?

    Цветовая гамма произведения. Имеются ли в тексте слова, прямо обозначающие цвет, либо слова и образы, подразумевающие определенный цвет? Каково сочетание цветовых элементов в тексте произведения? В какое соотношение они вступают (дополняют, плавно переходят один в другой, контрастируют)?

    Звуковая гамма произведения. Имеются ли в тексте слова, прямо обозначающие звук, либо слова и образы, подразумевающие определенный звук? Какой характер носит звуковая гамма произведения? Меняется ли характер звука от строфы к строфе, от начала к концу произведения?

    Средства художественной выразительности. Какие тропы, фигуры использует автор для создания образов (эпитеты, метафоры, анафору, антитезу, синекдоху, инверсию, перенос и т. д.)? Охарактеризуйте их значение. Имеется ли выраженное преобладание какого-либо приема? Его значение. Обратите внимание на использование звукописи. Какой вид звукописи использует автор (ассонанс, аллитерацию)? Какую роль она играет?

    Особенности ритмической структуры. Определите размер стихотворения (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), его особенности (пиррихий, спондей). Какую роль в создании настроения, динамики образов играет размер? Опишите характер рифмы, способ рифмовки, строфическую организацию произведения. Какие именно слова рифмует автор? Почему?

    Художественные детали. Какие еще детали и образы необходимо охарактеризовать? Какие из них особенно выделяются в произведении? Какое место в системе образов они занимают? Есть ли в тексте произведения детали и приемы, характерные для творчества данного автора, проявляющиеся и в других его произведениях? Есть ли в тексте данного произведения детали и приемы, связанные с приверженностью автора к какому-либо литературному течению?

    Лирический герой. Что вы можете сказать о характере лирического героя, о его чувствах, отношении к миру, к жизни?

    Жанр произведения. Какие жанровые особенности проявляются в произведении (элегия, дума, сонет и др.)? К какому виду искусства близко данное произведение (кино, драма, музыка и др.)? Почему?

    Тема произведения. О чем говорится в произведении? Какой предмет, проблема, чувство, переживание стоит в центре изображения?

    Идея произведения. Как воспринимает названный предмет, проблему, чувство, переживание автор? О чем автор заставляет задуматься читателя? Зачем написано это произведение?

    В стихотворениях филология и философия помогают понять друг друга.

    В центре тютчевской философии – первозданный Хаос. Хаос – изначальная стихия бытия , бездна, которая обнажается ночью. Ему противостоит Космос – упорядоченный благоустроенный мир. Хаос – первоматерия, грубая здоровая сила, от которой человек отделился, создал цивилизацию. Но цивилизация – это только покров над бездной. Она не изолирует эти силы. Поэзия Тютчева – это диалог борьбы Хаоса и космоса.

    Тютчевская природа – это не пейзаж, населенный растениями, животными и людьми, а космос, в котором живут и действуют стихии воды, грозы, ночи, представляющие собой самостоятельные силы мироздания. Ночь для поэта не только одна из сторон бытия, но и выражение его сути. День – исцеление души после мучительной ночи, время, когда человеческая душа чувствует себя освобожденной от мучений и страданий. Это благодатный покров рокового мира. Поэт одинаково чуток к обеим сторонам действительности. Он понимает, что светлый златотканый покров – это всего лишь вершина, а не основа мироздания. Хаос – отрицательная беспредельность, зияющая бездна всякого безумия и безобразия, демонические порывы, восстающие против всего положительного и должного – вот глубочайшая сущность мировой души.

    Таким образом, за каждой пейзажной зарисовкой, созданной в стихотворениях, стоит философская картина мира.

    Осенний вечер

    Есть в светлости осенних вечеров

    Умильная, таинственная прелесть;

    Зловещий блеск и пестрота дерев,

    Багряных листьев томный, легкий шелест,

    Туманная и тихая лазурь

    Над грустно-сиротеющей землёю,

    И, как предчувствие сходящих бурь,

    Порывистый, холодный ветр порою,

    Ущерб, изнеможенье – и на всем

    Та кроткая улыбка увяданья,

    Что в существе разумном мы зовем

    Божественной стыдливостью страданья.

    Это стихотворение написано Тютчевым в 1830 году во время одного из кратковременных приездов в Россию. Возможно, поэтому оно проникнуто таким тонким, как натянутая струна, чувством, сравнимым с чувством, возникающим в момент прощания с дорогим человеком, причем, прощания неизбежного. Что создает такое чувство?

    Рассмотрим цветовую гамму стихотворения. Она, с одной стороны, достаточно пестрая: блеск и пестрота, багряные листья, лазурь; но, в то же время, поэт слегка приглушает эту пестроту, делает её осторожной. С помощью чего? С помощью эпитетов: умильная, таинственная, томный, лёгкий, туманная, тихая, грустно-сиротеющая, стыдливая, кроткая. Вообще стихотворение насыщено эпитетами. Эпитет – это яркое, образное, художественное определение, функция которого – создание красочных образов, эмоциональной атмосферы, передача авторской позиции.

    В этом стихотворении эпитеты многообразны по структуре, значению. Составной эпитет грустно-сиротеющая передает и отношение поэта к изображаемому, и состояние природы: грусть, сиротство, одиночество, именно этот эпитет акцентирует тему прощания, расставанья. Но это расставанье, причиной которого является смерть.

    Эпитеты контрастируют друг с другом. Вслед за «умильная, таинственная прелесть» появляется «зловещий блеск». Затем чередуется «туманная и тихая лазурь» и «порывистый, холодный ветр». Контрастные состояния поэт не противопоставляет, а соединяет, так как стремится изобразить переходный момент в жизни природы: прощание с осенью и предчувствие зимы.

    Все стихотворение – это одно предложение. Предложение сложноподчиненное, в первой части – однородные члены с обобщающим словом. Местоимение с предлогом на всём вбирает в себя и шелест, и пестроту, и лазурь, и «ветр». Как бы по-разному не были охарактеризованы эти детали, составляющие картину природы, объединяет и завершает этот образ кроткая улыбка увяданья. Текст произносится на одном дыхании, как прощальный выдох.

    Осенняя красота умирает. За образом природы возникает человеческий образ. Созданию этой параллели способствует, в том числе, и уже обозначенный эпитет грустно-сиротеющая. Еще более усиливается это олицетворение в строках: Ущерб, изнеможенье - и на всем// Та кроткая улыбка увяданья,// Что в существе разумном мы зовем// Божественной стыдливостью страданья.

    Кроткая – незлобивая, покорная, смирная. Возникает образ девушки, смиренно ждущей неизбежности конца.

    сказал по поводу стихотворения Ф. Тютчева «Осенний вечер»: «Впечатление, которое испытываешь при чтении этих стихов, можно только сравнить с чувством, какое овладевает человеком у постели молодой, умирающей женщины, в которую он был влюблен».

    Тютчева перекликается со стихотворением «Осень» написанным позже.

    … … … Мне нравится она,

    Как, вероятно, вам чахоточная дева

    Порою нравится. На смерть осуждена,

    Бедняжка клонится без ропота, без гнева.

    Улыбка на устах увянувших видна;

    Могильной пропасти она не слышит зева;

    Играет на лице багровый цвет.

    Она жива еще сегодня, завтра нет.

    Пушкинский образ, так же как и тютчевский, хранит отголоски былой красоты и смущен уже явными признаками увяданья. Оба стихотворения объединяет и предчувствие еще далеких, но приближающихся потрясений.

    Стремление уловить переходное состояние как в жизни человека, так и в жизни природы характерно для творчества Ф. Тютчева. Тютчева интересуют наблюдения над стихиями природы и ее закономерностями. С помощью таких наблюдений поэт стремится познать сущность бытия, всеобщие законы вселенной.

    Домашнее задание:

    Самостоятельно сделать анализ стихотворения . «Как богат я в безумных стихах!..»

    План

    1.Вступление

    2.Особенности размера, рифмовки и идейного содержания

    3.Художественные приемы и их роль в тексте

    4.Вывод

    Ф. И. Тютчев по праву считается одним из гениальнейших поэтов- пейзажистов девятнадцатого века. В его стихотворениях не просто изображается красота природы, а еще и проводится незримая параллель её и человеческого мира. И пусть большую часть своей жизни он посвятил государственной деятельности, однако среди его четырехсот стихотворений, каждое непременно является величайшим творением поэтической и философской мысли истинного творца. Данное произведение было написано поэтом в 1830г.

    Текст создан пятистопным ямбом с перекрестной рифмовкой. Удивительна и сама структура стиха, ведь состоит он из одного сложносочиненного предложения, которое читается на одном дыхании. Бесспорно, сделано это не случайно. Образ осени, как момента подготовки к своего рода смерти - сну в природе, столь кратковременен, что как раз и призвана подчеркнуть подобная синтаксическая особенность.

    Созданное в романтическом ключе стихотворение является образцом пейзажной лирики, но в то же время наполнено глубоким философским смыслом, который заключен в образной метафоричности осени, как поры определенной зрелости в человеческой жизни. Поэт сумел в унылом осеннем пейзаже разглядеть ту мгновенную красоту, порой неуловимую взором каждого человека, именно поэтому возникает понятие «светлость вечеров».

    Использование эпитетов «умильная, таинственная прелесть» - подчеркивает красоту момента, загадочность, происходящих в природе изменений, которые мы воспринимаем как должное. Метафорический эпитет «зловещий блеск» говорит о том, что вся эта красота вот вот исчезнет, в этом и заключено коварство законов мироздания.

    Использование ассонансов с «и», «а», «е», «у», создают определенную протяжность поэтических строк, привнося ощущение уныния в душу читателя. Аллитерации с « л», «с», «р» позволяют передать плавность движений, заключенную в падении листа, трепетании ветвей от порыва ветерка. Олицетворение «грустно-сиротеющая земля» так емко изображает осенний пейзаж, в котором сразу представляются оголенные кроны деревьев, словно кто-то нарочно украл эту красоту и убранство у мира.

    Но, несмотря на то, что повсюду лирический герой наблюдает ущерб, принесенный осенней порой, в каждой детали он отмечает улыбку. И это неспроста, ведь общеизвестно, что за осенью придет зима, и долгожданная весна, когда природа вновь переродиться и предстанет во всем своем ослепительном блеске. Таков закон жизни, и именно в этом состоит её прелесть. Именно в последней строке поэт проводит параллель всех описанных природных ощущений с человеком. Ведь в жизни каждого из нас наступает своя осень, время мудрости, открытий самого себя, время, когда мы с кроткой улыбкой оглядываемся назад, время, когда мы начинаем ценить каждый миг нашей жизни.

    Именно в человеческую осень мы осознаем, как быстротечна жизнь, что она проходит так же мгновенно, как и осень, что нет уж в нас былой красоты и пышности, которой так гордились ранее. Но и человек имеет в своей жизни своего рода весну, новое перерождение, которое он непременно ощутит в своих детях и внуках. Как тонко подмечены Тютчевым такие животрепещущие вопросы в данном стихотворении. Как умело он изобразил единым целым все живое и неживое, наделил их схожими чертами и ощущениями, словно нарочно напомнив нам - читателям об истинных ценностях.



    Похожие статьи
     
    Категории