• Интеллектуальное состояние человека примеры слов. Психические состояния. Другие синтаксические признаки

    02.10.2020

    Известный ученый А.В. Петровский писал: «… Одно и то же проявление психики может быть рассмотрено в различных отношениях. Например, аффект как психическое состояние представляет собой обобщенную характеристику эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов психики субъекта в определенный относительно ограниченный отрезок времени; как психический процесс, он характеризуется стадиальностью развития эмоций; он может рассматриваться и как проявление психических свойств индивида (вспыльчивости, несдержанности, гневливости). К психическим состояниям относятся проявления чувств (настроение, аффекты, эйфория, тревога, фрустрация и др.), внимания (сосредоточенность, рассеянность), воли (решительность, рассеянность, собранность), мышления (сомнения), воображения (грезы) и т.д. Предметом специального изучения в психологии являются психические состояния людей в условиях стресса при экстремальных обстоятельствах (в боевой обстановке, во время экзаменов, при необходимости экстренного принятия решения), в ответственных ситуациях (предстартовые психические состояния спортсменов и т.д.). В патопсихологии и медицинской психологии исследуются патологические формы психических состояний – навязчивые состояния, в социальной психологии – массовидные психические состояния» .

    «Психическое состояние – один из трех видов психических явлений, частнопсихологических категорий: у человека – промежуточное звено между кратковременным психическим процессом и свойством личности. Психические состояния достаточно продолжительны (могут продолжаться месяцами), хотя при изменении условий или вследствие адаптации могут и быстро изменяться» .

    «Психические состояния – (англ. –psychic states) – широкая психологическая категория, которая охватывает различные виды интегрированного отражения ситуации (воздействий на субъект как внутренних, так и внешний стимулов), без отчетливого осознания их предметного содержания. Примерами психических состояний могут служить: бодрость, усталость, психическое пресыщение, апатия, депрессия, отчуждение, утрата чувства реальности (дереализация), переживание «уже виденного», скука, тревога и др.» .

    В свою очередь эмоциональные состояния - это переживания человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе в определенный момент времени, относительно типичные для данного человека; те состояния, которые регулируются преимущественно эмоциональной сферой и охватывают эмоциональные реакции и эмоциональные отношения; относительно устойчивые переживания .

    Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты . Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются.

    Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение, как мы выяснили, связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.

    Эмоции и чувства – личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически. Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

    Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам.

    Чувства носят исторический характер. Они различны у разных народов и могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи у людей, принадлежащих к одним и тем же нациям и культурам. В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека.

    Чувства – продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться .

    Наиболее общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека называется настроением . Оно весьма разнообразно и может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т.п. Настроение является эмоциональной реакцией не на прямые последствия тех или иных событий, а на их значение для жизни человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий.

    Самой мощной эмоциональной реакцией является аффект. Аффект (от лат. affectuctus – «душевное волнение») - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов . Аффект полностью захватывает психику человека. Это влечет за собой сужение, а порой и отключение сознания, изменения в мышлении и, как следствие неадекватное поведение. Например, при сильном гневе многие люди теряют способность к конструктивному разрешению конфликтов. Гнев у них переходит в агрессию. Человек кричит, краснеет, размахивает руками, может ударить противника.

    Аффект возникает резко, внезапно в виде вспышки, порыва. Управлять и справиться с этим состоянием очень трудно. Любое чувство может переживаться в аффективной форме. В то же время было бы неверно думать, что аффект полностью неуправляем. Несмотря на кажущуюся внезапность, аффект имеет определенные этапы развития. И если на конечных этапах, когда человек полностью теряет контроль над собой, остановиться практически невозможно, то в начале это может сделать любой нормальный человек. Безусловно, это требует огромных волевых усилий. Здесь самое важное отсрочить наступление аффекта, «затушить» аффективную вспышку, сдержать себя, не терять власть над своим поведением.

    Аффекты - это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность. Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями .

    Аффекты отрицательно сказываются на деятельности человека, резко снижая уровень ее организованности, изменяют типичное поведение. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффекгогенных ситуаций, может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии .

    Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс . Под стрессом (от англ. stress - «давление», «напряжение») понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и, на физическое здоровье человека .

    Ни одному человеку не удается жить и работать, не испытывая стрессов. Тяжелые жизненные потери, неудачи, испытания, конфликты, напряжение при выполнении тяжелой или ответственной работы время от времени переживает каждый. Одни люди справляются со стрессами легче, чем другие, т.е. являются стрессоустойчивыми .

    Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек . С.Л. Рубинштейн писал, что страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели .

    Близким по своим проявлениям к стрессу является эмоциональное состояние фрустрации.

    Фрустрация (от лат. frustration - «обман», «расстройство», «разрушение планов») - состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (ли субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели .

    Фрустрация сопровождается целым набором отрицательных эмоций, способных разрушить сознание и деятельность. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию. Например, при выполнении какой-либо деятельности человек терпит неудачу, что вызывает у него отрицательные эмоции - огорчение, недовольство собой. Если в такой ситуации окружающие люди поддержат, помогут исправить ошибки, пережитые эмоции останутся лишь эпизодом в жизни человека. Если неудачи повторяются, и значимые люди при этом упрекают, стыдят, называют неспособным или ленивым, у этого человека обычно развивается эмоциональное состояние фрустрации.

    Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояние человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

    Эмоциональным состоянием, близким к стрессу, является синдром «эмоционального выгорания ». Данное состояние возникает у человека, если в ситуации психического или физического напряжения он длительное время испытывает отрицательные эмоции. При этом он не может ни изменить ситуацию, ни справиться с негативными эмоциями. Эмоциональное выгорание проявляется в снижение общего эмоционального фона, равнодушие, уход от ответственности, негативизм или циничность по отношению к другим людям, потеря интереса к профессиональным успехам, ограничение своих возможностей. Как правило, причинами эмоционального выгорания становятся монотонность и однообразие работы, отсутствие для карьерного роста, профессиональное несоответствие, возрастные изменения и социально-психологическая дезадаптация. Внутренними условиями для возникновения эмоционального выгорания могут быть акцентуации характера определенного типа, высокая тревожность, агрессивность, конформность, неадекватный уровень притязаний. Эмоциональное выгорание препятствует профессиональному и личностному росту и, также как и стресс, приводит к психосоматическим нарушениям.

    Попытки дать универсальные классификации эмоций предпринимали многие ученые, и каждый из них выдвигал для этого собственное основание. Так, Т. Браун в основу классификации положил временной признак, разделив эмоции на непосредственные, т. е. проявляемые «здесь и сейчас», ретроспективные и проспективные. Рид строил классификацию на основании отношения к источнику действия. Все эмоции он делил на три группы: 1) которым свойственно механическое начало (инстинкты, привычки); 2) эмоции с животным началом (аппетит, желание, аффектации); 3) эмоции с рациональным началом (самолюбие, долг). Классификация Д. Стюарта отличается от предыдущей тем, что первые две ридовские группы объединены в один класс инстинктивных эмоций. И. Кант сводил все эмоции к двум группам, в основе которых лежала причина возникновения эмоций: эмоции сенсуальные и интеллектуальные. При этом аффекты и страсти он относил к волевой сфере.

    Г. Спенсер предлагал разделять чувства по признаку их возникновения и воспроизведения на четыре класса. К первому он отнес презентативные чувства (ощущения), возникающие непосредственно при действии внешних раздражителей. Ко второму классу - презентативно-репрезентативные, или простые, эмоции, например страх. К третьему классу он отнес репрезентативные эмоции, вызываемые поэзией как раздражителем, не имеющим конкретного предметного воплощения. Наконец, к четвертому классу Спенсер отнес высшие, отвлеченные, эмоции, образующиеся без помощи внешнего раздражителя абстрактным путем (например, чувство справедливости).

    К примеру, А. Бэн выделял 12 классов эмоций, а основоположник научной психологии В. Вундт считал, что число эмоций (точнее было бы сказать - оттенков эмоционального тона ощущений) настолько велико (значительно больше 50 000), что язык не располагает достаточным количеством слов для их обозначения. Противоположную позицию занимал американский психолог Э. Титченер. Он полагал, что существует только два вида эмоционального тона ощущений: удовольствие и неудовольствие. По его мнению, Вундт смешивал два различных явления: чувства и чувствование. Чувствование, по представлению Титченера, это сложный процесс, состоящий из ощущения и чувства удовольствия или неудовольствия (в современном понимании - эмоционального тона). Видимость существования большого количества эмоций (чувств), по мнению Титченера, создается тем, что эмоциональный тон может сопровождать неисчислимые комбинации ощущений, образуя соответствующее число чувствований. Титченер различал эмоции, настроение и сложные чувства (sentimentes), в которых существенную роль играют состояния удовольствия и неудовольствия .

    Сложность классификации эмоций состоит и в том, что, с одной стороны, трудно определить, является ли выделяемая эмоция действительно самостоятельным видом или же это обозначение одной и той же эмоции разными словами (синонимами), а с другой стороны, не является ли новое словесное обозначение эмоции лишь отражением степени ее выраженности (например, тревога - страх - ужас).

    На это обращал внимание еще У. Джемс, который писал: «Затруднения, возникающие в психологии при анализе эмоций, проистекают, мне кажется, от того, что их слишком привыкли рассматривать как абсолютно обособленные друг от друга явления. Пока мы будем рассматривать каждую из них как какую-то вечную, неприкосновенную духовную сущность наподобие видов, считавшихся когда-то в биологии неизменными сущностями, до тех пор мы можем только почтительно составлять каталоги различных особенностей эмоций, их степеней и действий, вызываемых ими. Если же мы станем их рассматривать как продукты более общих причин (например, в биологии различие видов рассматривается как продукт изменчивости под влиянием окружающих условий и передачи приобретенных изменений путем наследственности), то установление различий и классификация приобретут значение простых вспомогательных средств» .

    Как отмечает П. В. Симонов, ни одна из предложенных классификаций не получила широкого признания и не стала эффективным инструментом дальнейших поисков и уточнений. Это объясняется тем, что все эти классификации были построены на неверной теоретической основе, а именно: на понимании эмоций как силы, непосредственно направляющей поведение. В результате появились эмоции, которые побуждают стремиться к объекту или избегать его, стеничные и астеничные эмоции и т. д.

    Деление эмоций по виду контакта живых существ. П.В. Симонов , исходя из характера взаимодействия живых существ с объектами, способными удовлетворить имеющуюся потребность (контактного или дистанционного), предложил классификацию эмоций, представленную в таблице 1.

    Таблица 1 - Классификация эмоций человека в зависимости от характера

    действия

    Величина потребности

    Оценка вероятности удовлетворения

    Контактное взаимодействие с объектом

    Дистанционные действия

    овладения, обладания объектом

    сохранения

    преодоления, борьбы за объект

    Нарастает

    Превышает

    имевшийся прогноз

    Наслаждение, удовольствие

    Бесстрашие,

    смелость, уверенность

    Торжество, воодушевление, бодрость

    Небольшая

    Безразличие

    Спокойствие

    Расслабление

    Невозмутимость

    Нарастает

    Неудовольствие,

    отвращение, страдание

    Беспокойство, печаль, горе, отчаяние

    Настороженность, тревога, страх, ужас

    Нетерпение, негодование, гнев, ярость, бешенство

    Автор этой классификации считает, что она справедлива и для тех эмоций человека, которые вызваны потребностями высшего социального порядка, поэтому не согласен с С.X. Раппопортом, оценившим ее как отражение биологической теории мотивации.

    По мнению Е.П. Ильина, достоинством описанной выше классификации является попытка найти критерий, по которому можно дифференцировать эмоциональный тон ощущений от собственно эмоций (контактные формы взаимодействия - для первых и дистантные -для вторых). Но в целом эта классификация мало способствует прояснению истины, так как в ней почему-то присутствуют не только эмоции, но и волевые качества (смелость, бесстрашие) или эмоционально-личностные особенности (невозмутимость, оптимизм) .

    Позже П.В. Симонов , несмотря на заявление о безнадежности построения полной классификации эмоций, снова воспроизводит свою классификацию, правда в укороченном виде. В ее основу он кладет систему из осей двух координат: отношение к своему состоянию и характер взаимодействия с объектами, способными удовлетворить имеющуюся потребность.

    В результате он получил четыре пары «базисных» эмоций: удовольствие-отвращение, радость-горе, уверенность-страх, торжество-ярость. Каждая из этих эмоций имеет качественные различия в переживаниях (оттенки), которые целиком определяются потребностью, в связи с удовлетворением которой возникает данное эмоциональное состояние. Автор считает, что данная классификация с непреложностью вытекает из развиваемой им «теории эмоций». Так это или нет, судить трудно, но возникает вопрос: почему уверенность - это эмоция, да еще базовая, почему при радости я не могу испытывать удовольствие, а при ярости - отвращение? А если могу, то какая тогда эмоция будет базовой, а какая - нет?

    Возможно, ответом на последний вопрос может быть то, что помимо базовых положительных и отрицательных эмоций, проявляющихся в чистом виде, Симонов выделяет еще сложные смешанные эмоции, которые возникают при одновременной актуализации двух или нескольких потребностей. В этом случае, как пишет П.В. Симонов, могут возникать сложнейшие эмоциональные аккорды (таблица 2).

    Таблица 2 - Примеры эмоциональных состояний, возникающих на базе двух

    сосуществующих потребностей

    Вторая потребность

    Первая потребность

    удовольствие

    отвращение

    Удовольствие

    Суммация

    Отвращение

    Пороговые состояния, пресыщение

    Суммация

    Сочетаются нередко

    Поверженный негодяй

    Суммация

    Религиозное

    «принять

    страдание»

    Необходимость что-то делать в горе

    разлукой

    Суммация

    Аттракционы, риск

    Желанная встреча с неизвестным исходом

    Новая опасность на фоне уже понесенной утраты

    Суммация

    Презрение

    Злорадство, торжество

    Возмущение

    Разновидность ненависти

    Суммация

    Исходя из выделения базовых и вторичных потребностей эмоции делят на первичные (базовые) - радость, страх и вторичные (интеллектуальные) - интерес, волнение (Владиславлев, 1881; Кондаш, 1981; Ольшанникова, 1983). В этом делении непонятно зачисление волнения в интеллектуальные эмоции (если вообще о таких целесообразно говорить), и причисление к эмоциям интереса, - мотивационного, а не эмоционального образования. Если следовать этому принципу, тогда все мотивационные образования (влечения, желания, направленность личности и др.) надо отнести к эмоциям (что, к сожалению, и наблюдается у некоторых авторов) .

    Б.И. Додонов выделил следующие виды эмоций: альтруистические, коммуникативные, глорические, праксические эмоции, пугнические эмоции, романтические, гностические, эстетические, гедонистические и акизитивные эмоции. Он отмечает, что создать универсальную классификацию эмоций вообще невозможно, поэтому классификация, пригодная для решения одного круга задач, оказывается недейственной при решении другого круга задач. Он предложил свою классификацию эмоций, притом не для всех, а только для тех из них, в которых человек чаще всего испытывает потребность и которые придают непосредственную ценность самому процессу его деятельности, приобретающей благодаря этому качество интересной работы или учебы, «сладостных» мечтаний, отрадных воспоминаний и т. д. По этой причине в его классификацию вошла грусть (так как есть люди, любящие слегка погрустить) и не вошла зависть (так как даже о завистниках нельзя сказать, что им нравится завидовать). Таким образом, предложенная Додоновым классификация касается только «ценных», по его терминологии, эмоций» По существу, основой этой классификации являются потребности и цели, т. е. мотивы, которым служат те или иные эмоции. Нельзя не отметить, что в разряд «эмоционального инструментария», т. е. признаков выделения данной группы эмоций, у автора нередко попадают желания и стремления, что создает путаницу .

    Более адекватное понимание проведенной Б. И. Додоновым классификации, с точки зрения Е.П. Ильина, имеется у Е. И. Семененко, который рассматривает выделенные Додоновым эмоции как типы эмоциональной направленности. У студентов педагогического института эти типы по яркости проявления расположились следующим образом:

    При оценке себя: праксический, коммуникативный, альтруистический, эстетический, гностический, глорический, гедонистический, романтический, пугнический, акизитивный;

    При оценке товарищами: праксический, акизитивный, коммуникативный, гедонистический, романтический, глорический, эстетический, гностический, альтруистический, пугнический.

    Как видно из этого перечня, совпадение наблюдалось в отношении только праксического и пугнического типов эмоциональной направленности .

    Деление эмоций на первичные (базисные) и вторичные характерно для сторонников дискретной модели эмоциональной сферы человека. Однако разные авторы называют различное число базисных эмоций - от двух до десяти. П. Экман с сотрудниками на основе изучения лицевой экспрессии выделяют шесть Таких эмоций: гнев, страх, отвращение, удивление, печаль и радость. Р. Плутчик выделяет восемь базисных эмоций, деля их на четыре пары, каждая из которых связана с определенным действием: 1) разрушение (гнев) - защита (страх); 2) принятие (одобрение) - отвержение (отвращение); 3) воспроизведение (радость) - лишение (уныние); 4) исследование (ожидание) - ориентация (удивление).

    К. Изард называет 10 основных эмоций: гнев, презрение, отвращение, дистресс (горе-страдание), страх, вину, интерес, радость, стыд, удивление.

    С его точки зрения, базовые эмоции должны обладать следующими обязательными характеристиками: 1) имеют отчетливые и специфические нервные субстраты; 2) проявляются при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики); 3) влекут за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком; 4) возникли в результате эволюционно-биологических процессов; 5) оказывают организующее и мотивирующее влияние на человека, служат его адаптации .

    Однако сам Изард признает, что некоторые эмоции, отнесенные к базовым, не обладают всеми этими признаками. Так, эмоция вины не имеет отчетливого мимического и пантомимического выражения. С другой стороны, некоторые исследователи приписывают базовым эмоциям и другие характеристики.

    Очевидно, что базовыми можно называть те эмоции, которые имеют глубокие филогенетические корни, т. е. имеются не только у человека, но и у животных. Остальные эмоции, присущие только человеку (стыд, вина) к ним не относятся. Вряд ли можно назвать эмоциями также интерес и застенчивость.

    Близко к этому и деление эмоций Р. Плутчиком на первичные и вторичные (под последними подразумеваются комбинации двух или нескольких первичных эмоций). Так, к вторичным эмоциям он относит гордость (гнев + радость), любовь (радость + принятие), любопытство (удивление + принятие), скромность (страх + принятие) и т. д. Не трудно заметить, что в эмоции у него попали и чувства, и нравственные качества (скромность) и весьма странная эмоция – принятие .

    В.К. Вилюнас делит эмоции на две фундаментальные группы: ведущие и ситуативные (производные от первых). Первую группу составляют переживания, порождаемые специфическими механизмами потребностей и окрашивающие непосредственно относящиеся к ним предметы. Эти переживания возникают обычно при обострении некоторой потребности и отражении отвечающего ей предмета. Они предшествуют соответствующей деятельности, побуждают к ней и отвечают за общую ее направленность. Они в значительной степени определяют направленность других эмоций, поэтому они и названы автором ведущими .

    Ко второй группе относятся ситуативные эмоциональные явления, порождаемые универсальными механизмами мотивации и направленные на обстоятельства, опосредующие удовлетворение потребностей. Они возникают уже при наличии ведущей эмоции, т.е. в процессе деятельности (внутренней или внешней), и выражают мотивационную значимость условий, благоприятствующих ее осуществлению или затрудняющих его (страх, гнев), конкретных достижений в ней (радость, огорчение), сложившихся или возможных ситуаций и др. Производные эмоции объединяет их обусловленность ситуацией и деятельностью субъекта, зависимость от ведущих эмоциональных явлений.

    Если ведущие переживания открывают субъекту значимость самого предмета потребности, то производными эмоциями эта же функция выполняется по отношению к ситуации, условиям удовлетворения потребности. В производных эмоциях потребность как бы объективируется вторично и уже более широко - по отношению к условиям, окружающим ее предмет.

    Анализируя ситуативные эмоции у человека, Вилюнас выделяет класс эмоций успеха-неуспеха с тремя подгруппами:

    1) констатируемый успех-неуспех;

    2) предвосхищающий успех-неуспех;

    3) обобщенный успех-неуспех.

    Эмоции, констатирующие успех-неуспех, отвечают за смену стратегий поведения; обобщенная эмоция успеха-неуспеха возникает в результате оценки деятельности в целом; предвосхищающие эмоции успеха-неуспеха формируются на основе констатирующих в результате ассоциации их с деталями ситуации. При повторном возникновении ситуации эти эмоции позволяют предвосхищать события и побуждают человека действовать в определенном направлении .

    Л.В. Куликов делит эмоции («чувства») на активационные, к которым относит бодрость, радость, азарт, тензионные (эмоции напряжения) - гнев, страх, тревога, и самооценочные - печаль, вина, стыд, растерянность.

    Таким образом, эмоции отличаются по многим параметрам: по модальности (качеству), по интенсивности, продолжительности, осознанности, глубине, генетическому источнику, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм. По последнему из названных параметров эмоции делят на стенические и астенические. Первые активизируют организм, поднимают настроение, а вторые – расслабляют, подавляют. Кроме того, эмоции делят на низшие и высшие, а также по объектам, с которыми они связаны (предметы, события, люди и т.д.).

    Прочитайте. С помощью каких языковых средств описано состояние природы или человека?

    Иногда явления природы, состояние окружающей среды или человека описываются как независящие от действия каких-либо внешних сил и от нас самих. Такие ситуации имеют в языке специальные средства выражения.

    Например:

    • Морозило крепко. От надвигающихся туч в комнате темнело . (И. Бунин)
    • Его знобило и ломало . (Л. Толстой)
    • В переулках пахнет морем. (А. Блок)
    • В сосновом лесу легко дышится . (К. Паустовский)

    Грамматическая основа этих предложений состоит из одного главного члена - сказуемого.

    314. Глаголы, стоящие в скобках, употребите в той форме, которая представляет действие или состояние независимо от действующего лица (предмета). Выпишите сначала предложения, обозначающие состояние природы, окружающей среды, затем предложения, обозначающие состояние человека.

    В каждом предложении подчеркните грамматическую основу и определите, чем она выражена.

    1. Уже совсем (стемнеть) и (начинать) холодать; в роще звучно щёлкал соловей. 2. На дворе чуть (брезжить). 3. Ещё нигде не румянилась заря, но уже (забелеться) на востоке. (И. Тургенев) 4. Навстречу (тянуть) сладким ветром летней ночи и моря. 5. Кажется, погода портится. Как бы не (затянуть) всё облаками. (И. Бунин) 6. Лодырю всегда (нездоровиться). (Пословица) 7. От усталости (стучать) в висках. 8. Так бы и побежала. Без цели, без оглядки, только чтоб (дышаться) сильнее, чтоб грудь (саднить). (М. Салтыков-Щедрин) 9. Мне часто (вспоминаться) теперь и эта река, затенённая скалистыми горами, и этот живой огонёк. (В. Короленко) 10. К ночи в погоду (становиться) очень холодно и росисто. (И. Бунин) 11. Знала, что он в меня влюблён был, и от этого мне тоже гордо (быть). (В. Розов)

    Сказуемое в предложениях, характеризующих состояние природы или состояние человека, может быть выражено специальными словами, образующими самостоятельную часть речи, которая получила название «категория состояния».

      Например:

        В небесах торжественно и чудно !
        Спит земля в сиянье голубом...
        Что же мне так больно и так трудно ?
        Жду ль чего? Жалею ли о чём?

    (М. Лермонтов)

    Слова категории состояния так же, как и наречия, не изменяются. Но в отличие от них категория состояния в предложении синтаксически независима и может сочетаться только с глаголами быть, становиться, делаться или употребляться без них: Утром холодно . Днём было жарко . Мне стало стыдно . Ему сделалось грустно .

    Состояние может быть выражено не только в положительной, но и в сравнительной степени. Например: Вчера ему нездоровилось, а сегодня стало лучше . В комнате становилось всё холоднее .

    Сравните предложения:

    Тихо ответили жители, тихо проехал обоз . (Н. Рубцов); Тонко пахло в чистом ночном воздухе зеленями, мирно было в степи, тихо в тёмной деревне. (И. Бунин)

    Одинаковы ли общее значение и синтаксическая роль выделенных слов?

    В первом предложении слово тихо обозначает признак действия, не изменяется, примыкает к глаголу и является обстоятельством. Следовательно, слово тихо в первом предложении - наречие. Во втором предложении слово тихо обозначает состояние природы, является сказуемым в предложении, где нет подлежащего. Следовательно, во втором предложении слово тихо не наречие. Это категория состояния .

    Применяя данное правило, рассуждайте так: Мне сегодня весело . - Слово весело обозначает душевное состояние человека (мне каково? что со мной происходит?); оно не изменяется:

    В предложении с одним главным членом это слово является сказуемым (так как субъект испытывает состояние весело , а не является активным деятелем). Следовательно, слово весело - категория состояния.

    315. Выпишите сначала предложения, в которых слова категории состояния обозначают состояние природы, окружающей среды; затем предложения, в которых слова категории состояния обозначают душевное состояние человека. Подчеркните грамматические основы. Какие глаголы сочетаются со словами категории состояния? Какие дополнительные значения они вносят в предложение?

    1. В комнате было тихо, в доме тоже не начиналось ещё движение дня. 2. Голодный и прозябший, возвращаюсь я к сумеркам в усадьбу, и на душе становится так тепло и отрадно, когда замелькают огни Выселок. 3. К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. 4. Было ещё жарко, от туч сумрачно. 5. По ночам, особенно в грозу, в доме было страшно. 6. Хорошо и беззаботно мне на траве, среди берёз зелёных, в тихой и безвестной стороне! (И. Бунин) 7. Я даже выразить не пробую, как на душе светло и тихо. (Б. Пастернак)

    316. Продолжите ряды слов, которые могут выражать:

    • состояние природы - ветрено, жарко, солнечно, ...
    • состояние среды - грязно, сыро, темно, ...
    • физическое состояние живых существ - больно, дурно, приятно, ...
    • эмоциональное состояние человека - весело, грустно, страшно, ...
    • интеллектуальное состояние человека - интересно, ясно, понятно, ...
    • оценку какого-либо состояния, положения - легко, рано, хорошо, ...

    317. Спишите, расставляя и объясняя пропущенные запятые. Подчеркните грамматическую основу предложений, в которых главный член выражен категорией состояния. Определите, к каким группам по значению относятся слова категории состояния.

    1. Сегодня так светло кругом... (И. Бунин) 2. И скучно и грустно и некому руку подать в минуту душевной невзгоды... (М. Лермонтов) 3. Я вступил в эту жизнь пережив её уже мысленно и мне стало скучно и гадко. 4. Смотрите ведь уже поздно холодно. (М. Лермонтов) 5. Шалун уж заморозил пальчик: ему и больно и смешно, а мать грозит ему в окно. (А. Пушкин) 6. Пушкин любил эту землю. Он ходил по лесу без сюртука, в рубашке, часто на босу ногу, в ветер, и дождь, и прохладу а не только когда было тихо и жарко. (С. Гейченко) 7. Ясно было что раненый не мог жить и что последний час его был уже близок. (А. Пушкин)

    318. Прочитайте отрывок из стихотворения И. Бунина «В степи». С помощью каких слов передается в нем состояние природы и человека, оценка происходящего в природе? К каким частям речи они относятся? Какие знаки препинания пропущены? Запишите стихотворение по памяти, вставляя пропущенные знаки препинания.

        Бывают дни: повеет тёплым ветром,
        Проглянет солнце ярко озаряя
        И лес и степь и старую усадьбу,
        Пригреет листья влажные в лесу,
        Глядишь - и всё опять повеселело.
        Как хорошо, кочующие птицы,
        Тогда у нас! Как весело и грустно
        В пустом лесу меж чёрными ветвями,
        Меж золотыми листьями берёз
        Сияет наше ласковое небо!

    319. Прочитайте отрывки из рассказа Ю. Казакова «Тихое утро». К какому типу речи можно отнести первый из них? Докажите свою мысль. Выделенные слова и словосочетания помогут вам в этом. Выпишите словосочетания с наречиями и словами категории состояния из второго и третьего отрывков. Кратко перескажите один из отрывков. Какие способы сжатия текста вы будете использовать?

    1. Ещё только-только прокричали сонные петухи, ещё темно было в избе, мать не доила коровы и пастух не выгонял стадо в луга, когда проснулся Яшка. Он сел на постели, долго таращил глаза на голубоватые потные окошки, на смутно белеющую печь. Сладок предрассветный сон, и голова валится на подушку, и глаза слипаются , но Яшка переборол себя. Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху.

    2. Володя жестоко страдал . Он сердился на себя за грубые ответы Яшке, сердился на Яшку и казался сам себе в эти минуты неловким и жалким . Ему было стыдно своей неловкости , и он думал , ожесточаясь: «Ладно, пусть... Подумаешь, велика важность босиком идти!» Но в то же время он с откровенной завистью и даже с восхищением поглядывал на босые Яшкины ноги, на холщовую сумку для рыбы и заплатанные, надетые специально на рыбную ловлю штаны и старую рубаху.

    3. Володе стало необыкновенно весело , и он только теперь почувствовал , как хорошо выйти утром из дому. Как славно и легко на душе, как хочется побежать по этой мягкой дороге, помчаться во весь дух, подпрыгивая и взвизгивая от восторга !

    320. Перепишите, расставляя пропущенные запятые. Какие слова обозначают состояние природы, какие - придают высказыванию оттенок возможности?

    1. В Мещёрском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик заблудшей коровы слышен далеко, почти за километр. 2. В Мещёрском крае можно увидеть лесные озёра с тёмной водой обширные болота покрытые ольхой и осиной одинокие избы лесников пески можжевельник вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звёзды. (К. Паустовский)

    ОЦЕНКА ДУШЕВНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ

    Страшно, весело, приятно,
    Радостно, смешно, досадно,
    Горько, сладко и отрадно,
    Беспокойно, беспощадно,
    Жалко, жаль, противно, грустно,
    Жутко, боязно, печально
    Совестно, тревожно, "вкусно" -
    Мне душевно…
    _
    "Вкусно" - не является словом, оценивающим эмоциональное, душевное состояние человека. Блюдо вкусно. "Вкусно" - имя прилагательное. "Вкусно" сделан эстрадный номер. Как сделан? "Вкусно" - наречие. Ой, как мне вкусно! "Вкусно" - оценивает физическое восприятие, отвечает на вопросы как? каково? кому? - значит, в данном примере, это слово категории состояния...

    ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ

    Больно, плохо, жёстко, душно,
    Тесно, тяжело, "не скучно",
    Мягко, хорошо, просторно…
    Вам физически…
    __________________________________________________
    "Не скучно" - не является словом, оценивающим физическое состояние. Мне не скучно с вами. "Не скучно" - оценивает интеллектуальное состояние человека.

    Дымно, облачно, туманно,
    Ветрено, темно, обманно,
    Чисто, ясно, и морозно,
    Холодно, свежо, и грозно,
    Пыльно, жарко, сухо, тихо…
    В лесу, на улице…

    ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЯ + ИНФИНИТИВ

    Надо, нужно, невозможно,
    Возможно, можно, и нельзя,
    Да необходимо…


    Слова категории состояния отвечают на вопросы как?, каково? и обозначают оценку физического и эмоционального состояния человека и животных, оценку интеллектуального состояния человека, оценку состояния природы и окружающей среды, оценку действий по возможности их выполнения, желательности выполнения этих действий, а также эмоционально оценивают действие происходящее в предложении. Слова категории состояния в предложении всегда сказуемые!

    __________________________________________________
    Далее, для любителей русского языка и тем, кто желает лучше разобраться с этой, новой для языка, частью речи.

    СЛОВА СОСТОЯНИЯ

    Развитие русского языка предопределяет, что в скором времени слова состояния займут своё законное место среди частей речи, как вполне самостоятельная (знаменательная) часть речи. Ещё в середине прошлого века в школьных учебниках о таковых и не упоминалось. Сейчас в комплексе учебников М. М. Разумовской, С. И. Львова слова состояния выделяются из наречия как группа слов, отличающаяся от наречий по ряду признаков. В комплексе учебников В. В. Бабайцевой слова состояния так же изучаются в главе «Наречие» и даются отличия от наречий. А вот в учебниках М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской категория состояния выделена в самостоятельную часть речи и дан её морфологический разбор. Попытаюсь обобщить известные факты.
    У каждой части речи мы можем выделить ОГЗ, МП, СП. ОГЗ – общее грамматическое значение, МП – морфологические признаки, СП – синтаксические признаки. Самостоятельные части речи отвечают на вопросы.

    Что называется Категорией состояния? Как можно это сформулировать?
    Категорией состояния называются слова, отвечающие на вопросы:
    как? каково? (кому-либо),
    как? каково? (где-либо, когда-либо),
    как? каково? (что-то делать),
    и обозначающие:
    1) оценку состояния живых существ (физического, эмоционального, интеллектуального…);
    2) оценку состояния природы и окружающей среды;
    3) оценку действия по возможности-желательности или эмоционально.
    1), 2), 3) – это и есть ОГЗ – общее грамматическое значение слов состояния.
    В учебниках пишут: Слова состояния обозначают состояние… Получается некая тавтология. Более грамотно и правильно, что слова категории состояния оценивают состояние.

    ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ

    Оценивать можно физическое состояние, эмоциональное состояние, интеллектуальное состояние и т. д. человека, животных, мифологических, сказочных существ и т.п. Общая "формула" выглядит так:

    КАК? КАКОВО? – КОМУ-ТО физически; эмоционально, интеллектуально.
    Кому-то – это мне, тебе, ему, ей, нам, вам, им (личные местоимения в форме дательного падежа). Или кому-то – это имя, кличка, прозвище в форме дательного падежа: Васе, Ире, Мяврику, Муське плохо, хорошо, жарко, холодно…
    Мне сейчас плохо (физически или эмоционально).
    Вам не жарко? (физически)
    Им смешно… (эмоционально).
    Да, мне понятно (интеллектуально).
    На душе радостно (эмоционально).
    Выучите рифмовку и у Вас, как говорится, под рукой всегда будут слова эмоционального состояния человека, животных:

    Страшно, весело, приятно,
    Радостно, смешно, отвратно,
    Горько, сладко и досадно,
    Беспокойно, безотрадно…

    Жалко, жаль, противно, грустно,
    Жутко, боязно, печально,
    Совестно, тревожно, вкусно –
    МНЕ ДУШЕВНО.

    Одно из слов – лишнее. Найдите его и добавьте свои слова Категории эмоционального состояния.
    В следующей рифмовке примеры слов категории состояния, обозначающих оценку физического состояния человека и животных:

    Больно, плохо, жёстко, душно,
    Тесно, тяжело, не скучно,
    Мягко, хорошо, просторно –
    ВАМ ФИЗИЧЕКИ.

    Здесь также одно из слов лишнее. Найдите его и добавьте свои слова Категории физического состояния.
    Примерами интеллектуальной оценки состояния человека могут быть слова:
    ясно, понятно, интересно, скучно, невдомёк, неохота, лень …

    ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПРИРОДЫ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

    Слова, оценивающие окружающую среду и природу отвечают на вопрос:

    КАК? КАКОВО? ГДЕ-ТО (дома, на улице, в населённом пункте – географическое или родовое название);
    КАК? КАКОВО? ГДЕ-ТО (место природы - в лесу, на речке, на озере, на море, у водопада, в горах, в атмосфере, являющееся в предложении обстоятельством места…).
    КАК? КАКОВО? КОГДА-ТО, слово, отвечающее на вопрос когда-то, является в предложении обстоятельством времени.

    У нас ночью очень светло от звёзд (К. Паустовский).
    Как? Каково? Когда-то – ночью светло;

    В Крыму жарко.
    Как? Каково? Где-то – в Крыму жарко;

    Завтра будет холодно.
    Как? Каково? Когда-то – завтра холодно.

    Выучите рифмовку:

    Дымно, облачно, туманно,
    Ветрено, темно, обманно,
    Чисто, ясно и морозно,
    Холодно, свежо и грозно,
    Пыльно, жарко, сухо, тихо…
    В ЛЕСУ, НА УЛИЦЕ…

    ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЯ ПО ВОЗМОЖНОСТИ-ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ
    ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО
    ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЯ ПО ВРЕМЕНИ

    По возможности-желательности действия оценивают следующие слова состояния (их легко запомнить): надо, нужно, невозможно, возможно, можно и нельзя. В предложениях от этих слов зависит глагол в форме инфинитива:
    Надо обязательно выучить к уроку эту тему. (Надо - что сделать? – выучить).
    Невозможно поверить своим глазам… (Невозможно - что сделать? – поверить).
    Нельзя допустить их встречи. (Нельзя – что сделать – допустить).
    Есть и другие слова Категории оценки действия по возможности-желательности:
    Хорошо бы поспать. (Оценка действия по желательности).
    Не прочь полакомиться. (Оценка действия по желательности).
    Не мудрено ошибиться. (Оценка действия по возможности).

    Эмоционально оценивают действие (глагол в форме инфинитива) те же слова оценки эмоционального состояния живых существ:
    жаль расставаться;
    страшно подумать;
    приятно познакомиться;
    смешно так говорить;
    горько вспоминать;
    грустно возвращаться.

    Пора вернуться. (Оценка действия по времени).
    Время разбрасывать камни и время их собирать. (Оценка действия по времени).

    МП – МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ

    МП - морфологические признаки бывают постоянные и непостоянные.
    ПП – постоянные признаки принадлежат слову, так сказать «от рождения» и всегда с ним, то есть не меняются, как бы слово не изменялось. Слова состояния, «выросшие» из наречия, как и наречие – неизменяемая часть речи.
    Таким образом, слова состояния – это производная часть речи, в основном из наречия:
    страшно, весело, приятно, надо, нужно;
    Но бывают СС – слова состояния, пришедшие из существительного:
    лень (мне как? каково? – лень); время, пора.

    И из постоянных признаков отметим, что, в соответствии с ОГЗ – общим грамматическим значением, СС – слова состояния можно поделить на три разряда:
    1) СС, оценивающие состояние живых существ: мне грустно, человеку больно, одинокой собаке тоскливо и голодно;
    2) СС, оценивающие состояние природы и окружающей среды: на улице темно, в лесу сыро, на озере прохладно, вчера было ветрено;
    3) СС, оценивающие действие: грустно вспоминать, нельзя останавливаться, нужно собраться, поздно возвращаться.

    НП – непостоянных признаков у СС – слов состояния нет, так как слова состояния – неизменяемая часть речи. Но СС – слова состояния с суффиксом «о» - имеют формы степеней сравнения, как наречия и прилагательные. Слова категории состояния, прилагательные и наречия в форме простой сравнительной степени (с суффиксами е-ее-ей-ше-же) нужно различать:
    Вода в речке холоднее, чем в озере. (Вода холоднее – признак предмета, краткое прилагательное).
    Сегодня холоднее, чем вчера. (Сегодня – как? каково? – холоднее – слово состояния, оценивающее состояние окружающей среды).
    Так мне больнее – (Мне - как? каково? – больнее – слово состояния).
    Так делаешь больнее – (делаешь как? каким образом? – признак действия – наречие).

    СП – СИНТАКСИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СЛОВ СОСТОЯНИЯ

    Слова Категории состояния употребляются в основном в односоставных безличных предложениях без подлежащего. В предложении слова состояния не зависят ни от каких слов и являются всегда сказуемыми в односоставном безличном предложении:
    Что же мне так больно и так трудно? (М.Ю. Лермонтов). (СИС - составное именное сказуемое)
    Слова Категории состояния могут сочетаться с глаголами: быть, становиться, делаться:
    Мне было так больно. Ему сделалось грустно. (СИС)
    От слов Категории состояния могут зависеть глаголы в форме инфинитива в СГС – составном глагольном сказуемом:
    Жаль с вами расставаться. Нельзя шуметь! (СГС)

    Таким образом, мы рассмотрели, что слова категории состояния имеют все признаки (ОГЗ, МП, СП), присущие самостоятельным частям речи и вправе занять своё место в морфологической таблице.

    Категория состояния (другое название - безлично-предикативные слова) - знаменательные неизменяемые наречные и именные слова, обозначающие состояние. Они употребляются в безличном предложении в функции сказуемого. Тем самым подчеркивается их роль предиката.

    Можно ли считать категорию состояния частью речи?

    Развитие русского языка идет к тому, что в скором времени они займут законное место среди знаменательных (самостоятельных) частей речи. В школьных учебниках еще в середине 20 века о категории состояния и вовсе не упоминалось. Сейчас в комплексе книг С. И. Львова и М. М. Разумовской они выделяются из наречия как особая группа слов, которая отличается от них по ряду признаков. А в учебниках Т. А. Ладыженской и М. Т. Баранова категория состояния и вовсе представлена как самостоятельная часть речи, предложен ее морфологический разбор.

    Пример для понимания категории состояния

    В качестве примера можно привести следующее предложение: Приедет Владимир, всем нам будет весело. Здесь слово весело используется для обозначения психического состояния и является сказуемым в соответствующем безличном предложении. Оно сочетается в нем со связкой будет , которая является аналитической формой будущего времени. Слово "весело " безлично-предикативное, является омонимом краткой форме наречия и прилагательного. Сравните его использование в следующем предложении: Выражение лица ребенка весело . Здесь это слово является кратким прилагательным. А вот еще один пример: Он весело улыбнулся . Здесь уже оно выступает в качестве наречия. Однако являясь категорией состояния, весело отличается от прилагательного отсутствием форм рода, таких как весела, весело, весел . Кроме того, по нему нельзя определить имя. От наречия же слово весело отличается своей неспособностью определять имя прилагательное и глагол. Более того, ему чуждо значение признака.

    Общее значение всех безлично-предикативных слов

    Все слова категории состояния имеют общее значение - это выражение определенного состояния или же его оценки. Например, речь может идти о нем в отношении живых существ как с физической точки зрения, так и с психической; окружающей среды и природы; модальной окраски. Кроме того, оценка состояния может происходить с точки зрения протяженности в пространстве и времени, а также с морально-этической. Слова, относящиеся к этой категории, всегда мыслятся безлично. Например: ребенку больно . Сравните это предложение со случаями, когда состояние выражается глаголом и прилагательным: ребенок болеет и ребенок болен .

    Основные морфологические признаки

    Можно выделить следующие морфологические признаки, которые имеют слова категории состояния. Во-первых, у них отсутствует спряжение и склонение, то есть они являются неизменяемыми. Во-вторых, категория состояния как часть речи характеризуется наличием суффикса в случае, если эти слова образованы от наречий и имен прилагательных (нужно, обидно, видно, холодно ). Кроме того, для них характерна способность выражать передаваемое связкой значение времени. С этой связкой сочетаются различные слова категории состояния. Предложения с ними можно составить следущие: Мне будет весело; Мне было весело; Мне станет весело; Мне стало весело. Если же связка отсутствует, речь идет о настоящем времени. Категория состояния как часть речи характеризуется наличием еще одного морфологического признака. Он заключается в том, что слова на , образованные от наречий и кратких прилагательных, сохраняют формы сравнения. Примеры: Было легко - стало легче; Было тепло - стало теплее.

    Соотносительность с частями речи

    Соотносительность этих слов с такими частями речи, от которых они произошли, - последний морфологический признак, по которому определяется категория состояния. Примеры приведем следующие: грустно соотносится с грустный , тяжело - с тяжелый , тепло - с теплый, морозно - с морозный . Этот признак также следует запомнить.

    Слова, обозначающие категорию состояния, могут соотноситься не только с наречиями, но и с существительными, такими как пора, стыд, позор, грех . Пример: Пора туда, куда мы давно стремились . Совпадая внешне с группами существительных и наречий, они отличаются от них тем, что имеют категориальное значение, а также особые грамматические свойства. К примеру, в отличие от наречий, весело, трудно, жарко, как категории состояния, не определяют глагол. Эти слова составляют грамматическое и семантическое ядро предложения.

    Тем не менее признак соотносительности с частями речи несвойствен ряду слов категории состояния. В современном русском языке, к примеру, совестно нельзя соотнести с совестный , а можно - с можный . Существуют и другие примеры.

    Однако не соотносится ни с какой из частей речи только немногочисленная группа слов, которая входит в категорию состояния. Это надо, можно, нельзя , а также жаль . В настоящее время последнее слово имеет соотносительное существительное лишь тогда, когда оно используется в просторечных словосочетаниях.

    Важнейший синтаксический признак

    Перейдем теперь к рассказу о синтаксических признаках категории состояния. Прежде всего эти слова имеют функцию сказуемого и выступают в безличном предложении как вместе с инфинитивом, так и без него. Пример: Грустно и тяжело было видеть ее в столь нелегком положении.

    Отсутствие управления и согласования

    Следующий признак заключается в том, что категория состояния не управляется и не согласуется. Данные слова могут сочетаться с полуотвлеченной или отвлеченной связкой (делаться, становиться, стать, быть ), выражающей наклонение и время. Это важный признак, по которому мы можем узнать, что перед нами категория состояния. Примеры: Когда я ее слушал, мне становилось грустно; Мне сделалось неловко и неприятно.

    Другие синтаксические признаки

    Мы описали еще не все синтаксические признаки. Категория состояния может распространяться различными формами существительных, а также местоимений без предлога в Д.п. и с предлогами в П.п. и Р.п. Другими словами, эти слова могут управлять данными формами. Примеры: Мне стало грустно и досадно на нее; Тебе может быть у меня скучно, но я всегда тебе рад .

    Следует отметить и то, что зависимый инфинитив часто употребляется при этих словах. Это также один из синтаксических признаков, по которым определяется категория состояния как часть речи. Пример: Снег лежал такой белоснежный, что было больно глядеть.

    Еще один синтаксический признак заключается в том, что безлично-предикативные слова, в отличие от прилагательных и наречий, не определяют никаких слов. Пример: Она глядела грустно (здесь наречие определяет глагол) - Лицо девушки было грустно (в данном случае краткое прилагательное определяет существительное) - Девушке было грустно

    В заключение

    Итак, безлично-предикативные слова, иначе называемые категорией состояния, выделяют в отдельную лексико-грамматическую группу. Они имеют общие семантические, синтаксические и морфологические признаки. Главные из них следующие: роль безличного сказуемого, значение так называемого недейственного состояния, неизменяемость, а также соотносительность с существительными, наречиями и прилагательными. Слова категории состояния, предложения с которыми были представлены выше, следует отличать от наречий, кратких прилагательных и существительных.

    Категория состояния (имя состояния) — это самостоятельная часть речи, в которую входят неизменяемые слова, обозначающие состояние предмета (живых существ, природы, окружающей среды) и отвечает на вопрос как?, каково?: Вам будет немного скучно Существует и другое название – предикативы .

    Это относительно новая часть речи. В некоторых учебниках слова категории состояния не признаются самостоятельной частью речи и рассматриваются как особая группа наречий — наречия состояния. Некоторые ученые относят к ним и краткие прилагательные (рад, согласен, должен), и наречные выражения (быть начеку, быть замужем ).

    К словам категории состояния относят только те слова, которые являются главным членом безличных предложений (сказуемым) или входят в его состав : Мне недосуг спорить с вами; Надо торопиться ; Грех смеятьс я над людьми.

    Общее грамматическое значение слов категории состояния — состояние .

    Морфемные признаки (сходно с наречиями): специфических признаков нет, но большинство слов категории состояния имеет -о-: скучно , весело .

    Морфологический признак — неизменяемость (сходно с наречиями).

    Синтаксическая функция: сказуемое в односоставном безличном предложении (в предложении без подлежащего) : Грустно (сказуемое).

      В предложении с именами состояния
    • часто употребляется дополнение (существительное и местоимение) в дательном падеже без предлога: Ему грустно (кат.сост. грустно — сказуемое, Ему — дополнение, Д.п. );
    • существительное и местоимение в родительном и предложном падежах с предлогами: Легко на сердце от песни веселой; Чудесно в лесу.
    • К словам категории состояния может примыкать инфинитив, который входит в состав сказуемого: Скучно нам сидеть дома . (скучно сидеть — сказуемое).
    • Слова категории состояния употребляются со связкой быть , указывающей время: Было душно . Иногда в роли связки выступают глаголы становиться, делаться, казаться : Душно стало; Внезапно сделалось темно .
    1. Слова на -о, соотносимые с наречиями и краткими формами прилагательных (до 90% всех слов категории состояния) : свежо, приятно, прохладно, душно, жарко, весело, удобно, приятно, красиво, тоскливо и т.п.
      Слова категории состояния, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения (как наречия и прилагательные). Способы и средства образования степеней сравнения слов категории состояния, прилагательных и наречий обычно совпадают.
      • Сравнительная степень (простая) образуется при помощи суффиксов -ее (ей) и (иногда с добавлением по- ): К вечеру потише стало; Веселее и приятнее было ходить на речку.
      • Превосходная степень (обычно составная) образуется при помощи слова всех , прибавляемого к сравнительной степени: Всего обиднее стало матери; Ему тошнее всех в неволе.
    2. слова, образованные от существительных: пора, время, грех, стыд, охота и др. Напр.,
      Мне лень вставать рано. Грех смеяться. Шутить не время . Пора домой.
    3. Неизменяемые слова, которые не находят соответствий в других частях речи: надо, можно, нельзя, нет, жаль . Напр., Вам нельзя опаздывать.
    1. Качественные выражают:
      • состояние природы: жарко, знойно, прохладно, солнечно, ветрено, сумрачно, холодно, пыльно и др. Было сухо и пыльно;.
      • состояние окружающей среды: грязно, сыро, темно, росисто, сухо, светло и др.: Голо и неприветливо в лесу;
      • физическое состояние человека и животных: больно, дурно, зябко, щекотно, тошно, душно, тяжело, жарко, холодно и др.: Тепло ему стало.
      • душевное (эмоциональное) состояние человека: весело, грустно, обидно, жутко, досадно, горько, радостно, смешно, жалко, приятно, совестно, боязно, печально, стыдно, легко, тяжело, скучно: Опять тревожно ,больно сердцу стало.
        Слова категории состояния, обозначающие физическое и душевное состояние человека, обязательно связаны с дательным падежом лица. Если дательный падеж отсутствует, то состояние приобретает обобщенный смысл: Ивану стало досадно . Досадно , когда тебя не замечают.
      • интеллектуальное состояние человека: интересно, ясно, понятно, известно, характерно и др.: Ясно было, что на поезд мы опаздываем;
    2. Модальные выражают:
      • оценку какого-либо состояния, положения: легко, хорошо, красиво, верно, правильно, трудно и др.: Хорошо в лесу; Было приятно смотреть на их работу.
      • временные отношения: поздно, долго, рано: Пока не поздно , надо что-то сделать.
      • пространственные отношения: далеко, близко, высоко, низко, узко и др.: Мне было далеко до дому.
      • возможность (невозможность), долженствование, необходимость, оценка различных ситуаций и состояний: можно, нельзя, надо, нужно, необходимо, невозможно, должно, надобно и др. Нельзя читать чужие письма.

    Список использованной литературы.

    • Справочник школьника под ред. В.Славкина, “Слово”, 1994
    • Бабайцева В.В. Русский язык. Теорияю 5-9 кл., М.:Дрофа,2208, — 414 с.
    • Панова Е.А., Позднякова А.А. Справочные материалы по русскому языку для подготовки к экзаменам. — М.: — ООО «Издательство Астрель», 2004.-462 с.
      • Баранов М.Т., Костяева А.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы, М.:Просвещение,2209, — 285 с.


    Похожие статьи