• Ниневия к какой стране относится. Ниневия (древний город на территории современного Ирака). История поселений в Ниневии

    10.07.2020

    Город-крепость.

    Ассирия — это древнейшее из государств — существовала в Междуречье Тигра и Евфрата (нынешний Ирак) задолго до Рождества Христова. Цари, правившие этой могущественной им-, перией, вели захватнические войны и крайне жестоко относились не только к внешним врагам — вавилонянам, мидийцам, халдеям, но и к своим подданным — семитам-аккудам. Посадить

    архитектора, допустившего ошибку в градостроительстве, на кол считалось нормой. Понятно, что и соседи кротостью не отличались, при каждом удобном случае стараясь навредить ассирийцам. В 600-х годах до н. э. столицей Древней Ассирии стал крупнейший город Ниневия, стоявший на берегу полноводной реки Тигр. Чтобы избежать атак врагов, жители Ниневии воздвигли вокруг своей столицы мощнейшие крепостные стены высотой 30 метров. Боевые башни, шедшие по всему их периметру, были вдвое выше! При этом толщина стен составляла от 15 до 20 метров! По верхней части крепостных стен была проложена дорога, где свободно могли двигаться от 4 до 6 боевых колесниц одновременно. Кроме внутренней городской стены была еще и внешняя длиной 10 километров! А между стенами ассирийцы прорыли широкие (до 45 метров) и глубокие рвы, заполненные водой. Захватить такую крепость было непросто.

    На вершине славы.

    После того, как ассирийский царь Ашшурбанипал одержал победу над Вавилонией, покорил Тир Арвад, а в 663 году до Рождества Христова захватил Фивы, ассирийское государство достигло наивысшего могущества. К этому времени в Ниневии были построены два семиярусных храма-зиккурата, несколько дворцов для знати и самого правителя. При дворе работали высокопрофессиональные мастера — художники, архитекторы, скульпторы, ювелиры, повара, егери. От них требовалось одно — прославление мудрости и могущества своего патрона. Залы и помещения дворцов расписывались синей, красной, желтой и черной красками. На картинах изображались как сами правители, их военачальники, евнухи, так и поверженные враги. Внешний оригинал для художника не имел значения. Царь мог быть некрасив и сутул, но на всех картинах его изображали могучим, прекрасно сложенным и непременно с бородой. Поскольку любимейшим занятием царей была верховая охота на львов, гепардов, газелей и диких лошадей, чаще требовались и изображения на эту тему. В музеях Багдада и Лондона хранятся потрясающие картины сцен охоты на хищников, где художник во всех подробностях живописал битву царя со львами. Мерилом храбрости и умения считалось умерщвление сильнейшего из зверей стрелами, когда одна из них попадет в глаз, а другая — в пасть хищника. Любовные утехи со многими женами и наложницами, возлияние и чревоугодие также были в почете, но боевые походы и охота все же преобладали. Поскольку ассирийцы были типичными язычниками, украшениями их храмов и дворцов обычно служили огромные крылатые быки с человеческими лицами.

    Из Книги видений оракула.

    В качестве библейского предсказателя высшими силами был назван пророк Наум. Уже в первых строках своего сочинения он говорит, что пишет «Книгу видений Наума Елкосеянина». «Господь долготерпелив и велик могуществом, — подчеркивает автор, — и он никого не оставляет без наказания. Настала очередь и Ниневии, которую Господь затопит водой и разрушит до основания. Врагов его тоже постигнет мрак. Всевышний завершит истребление, и бедствие уже не повторится!».

    Пишет Наум Елкосеянин и о купцах, которых «стало больше, чем звезд на небе; но эта саранча рассеется и улетит». Досталось и князьям, которые, «когда взойдет солнце, разлетятся, как рой мошек». По наущению Господа Наум задолго до гибели Ниневии предупреждал жителей о грозящей опасности.

    Не захотели верить!

    Никто из ассирийских царей и военачальников не хотел верить пророчеству о затоплении города. К тому же на Тигре были построены мощные плотины и шлюзы! Ниневия казалась настолько сильной, что захватить ее невозможно, тем более что враги ослаблены или повержены. Однако к 612 году до н. э. бывший противник все же сумел объединенными усилиями подойти к Ниневии и осадить ее.

    Свидетельство Диодора Сицилийского.

    Ко времени подхода неприятеля последний ассирийский царь Сарданапал благодушествовал, предаваясь всевозможным излишествам. Как свидетельствует древнегреческий историк Диодор Сицилийский — автор 40 книг «Исторической библиотеки», расположившись лагерем за пределами городских стен, царь не догадывался о резком ухудшении военного положения. Памятуя о своих былых победах над врагами, он потерял бдительность и присоединился к своим воинам, «веселящимся, подобно животным, и предающимся пьянству». Об ослаблении ассирийской обороны стало известно от перебежчиков предводителю мидийцев и халдеев Арбасу. Он не замедлил воспользоваться случаем и организовал ночную атаку. Ассирийцы с Сарданапалом бежали под защиту крепостных стен. Противник преследовал их и уничтожил многих бегущих. Все же часть войска успела достичь спасительной Ниневии и запереть все 15 городских ворот. В крепости был солидный запас продовольствия на случай длительной осады, так что прибежавшие могли особенно не волноваться о своей судьбе — по крайней мере, на ближайшее время.

    Наводнение.

    Атаки мидийцев и халдеев проводились весной, когда из-за паводка Тигр разливался особенно широко. К тому же хлынул ливень. Одна из плотин не выдержала напора и рухнула.. Вода подошла к крепостной стене и образовала пролом, в который устремились осаждавшие. В этот момент Сарданапал, охваченный страхом, понял, что сбылось древнее пророчество, гласившее, что «многие ассирийцы погибнут в огне». Он заперся вместе со своими сокровищами и наложницами в одном из дворцовых помещений, после чего приказал слугам поджечь помещение, предпочитая сгореть, нежели стать рабом у мидийцев.

    Раскопки археологов.

    Известный британский археолог сэр Генри Лейард был первым, кто раскрыл загадку Ниневии, долгое время считавшуюся мифическим городом. Раскопки начались в середине XIX века и продолжаются до сих пор в окрестностях иракского холма Куюльджука, где когда-то проходило русло Тигра. Теперь эта река протекает в другом месте, но вскрыть культурный слой, пролегающий на глубине 15 метров, здесь мешают построенные уже в наши дни поселки и проложенные транспортные коммуникации.

    Ниневия - столица Ассирии в VIII-VII столетии до н. э. - была расположена на территории современного Ирака, на левом берегу реки Тигр.
    Согласно преданию, название Ниневии, происходит от имени первого царя Ассирии Нина, которого древние греки считали сыном титана Кроноса, братом Зевса. Нину приписывали изобретение искусства ведения войн. Его власть распространялась над всей Азией. Женой Нина была знаменитая царица Семирамида.
    Первое упоминание о ней — в надписях Иудеи; самая древняя надпись, обнаруженная здесь, — царя Дунги, составленная по-семитски. Как важный торговый пункт на пересечении путей с юга на север и от Средиземного моря к Персидскому заливу, Ниневия в скором времени смогла достичь вершин благосостояния, а как стратегический пункт, защищенный с запада Тигром, с востока Забом и горами и отдаленный от враждебного Вавилона, она еще в древности часто служила резиденцией ассирийских царей.
    Во время своего расцвета Ниневия простиралась вдоль реки на 4 км, а главная улица имела ширину в 26 м. Столица Ассирии отличалась четкой и строгой планировкой, нарушать которую было категорически запрещено.
    Столицу Ассирии - город Ниневия - населяло 170 тыс. человек! Его окружность доходила до 150 км. В черте поселения располагались не только царские дворцы и храмы, но и пастбища, сады. Царскую улицу, залитую асфальтом, украшали искусные статуи.

    Упоминания о Ниневии в Библии
    В течении долгого времени у ученых не было других источников упоминания о Ниневии, кроме Библии, потому само существование этого города подвергалось сомнению. Согласно легенде Бог велел пророку Ионе отправиться в Ниневию и возвестить ее жителям, что через 40 дней город будет разрушен, а сами они истреблены за свои грехи. Но Иона не хотел идти в город, посчитав, что жители ему не поверят.
    Понуждаемый Богом, он все же прибыл под городские стены, но решил скрыться от Бога и возложенного на него Создателем поручения. Иона сел на корабль, чтобы уплыть подальше от обреченного города. Но в море поднялась буря, и моряки решили, что это Бог гневается на кого-то из тех, кто взошел на судно. Понял Иона, что это он навлек гнев Господа и попросил бросить его в море, где его и проглотил кит. Три дня провел пророк в желудке кита, после чего взмолился Создателю, прося освободить его из плена и обещая выполнить все, что прикажет Бог.
    Бог услышал Иону, и, когда кит в очередной раз распахнул пасть, набежавшие волны подхватили пророка и выбросили на берег. Завидев вдали город, Иона спросил, как он называется, и услышал в ответ, что это Ниневия. Страшно стало Ионе, потому что понял он, что не уйти ему от предначертанного Богом. И пошел Иона в Ниневию, и взывал к жителям, говоря, что своими грехами прогневали они Господа, за что город будет разрушен. В страхе внимали ему люди, как написано в книге пророка Ионы: «И поверили ниневитяне Создателю: и объявили пост и оделись во вретища, от большого из них до малого». Увидав их раскаяние, Господь простил жителей Ниневии и не разрушил город.

    Археологические исследования развалин Ниневии
    Только в XIX столетии результаты археологических раскопок полностью подтвердили подлинность библейского рассказа. Это событие относят примерно к 785 г. до н. э. Через несколько лет после проповеди Ионы в Ассирии была предпринята попытка религиозной реформы, которая должна была привести к установлению монотеистического культа. Об этой реформе сохранилось мало сведений, известно только, что она так и не была завершена. Но сам факт попытки от многобожия перейти к вере в единого Бога указывает на влияние монотеистов, которыми в то время были иудеи.

    Активные археологические исследования развалин Ниневии производились в 40-х годах XIX столетия - 30-х годах XX века.
    Экспедиция под руководством французкого исследователя П.Э.Бота в 1840 г. работала в Хорсабаде, древнем ассирийском городе, расположенном в 50 км к северу от Мосула (Ирак), и обнаружила развалины древних стен. Ученые установили, что это останки дворца одного из ассирийских царей, Саргона II (правил в 722-705 гг. до н. э.). Огромное сооружение, состоявшее из комплекса зданий, было возведено в 709 г. до н. э. после победы, которую одержал Саргоном над Вавилонией. На развалинах царского дворца обнаружили множество статуй богов и древних царей, а также скульптурное изображение самого царя Саргона.
    Благодаря раскопкам в Хорсабаде получили реальные доказательства существования великой державы и царя Саргона, о которых раньше можно было узнать лишь из Библии. Вот что написано в книге пророка Исайи: «В год, когда Тар-тан пришел к Азоту, был послан от Саргона, царя Ассирийского, и воевал против Азота, и взял его». Благодаря полученным данным исследователями было установлено, что именно Саргон уничтожил царство Северного Израиля и увел в плен 10 колен Израиля.
    Другим исследователем, который продолжил раскопки Ниневии, стал О.Г.Лэйярд. 1845 год — он начал раскопки на холме Нимруд, где нашел развалины огромных дворцов, статуй царей, богов и фантастических существ, а также высеченные в камне рельефы со сценами войны и повседневной жизни древних ассирийцев.

    Раскопки царского дворца
    1849 год — Лэйярд начал раскопки Куюнджикского холма. Спустя несколько дней на глубине 20 м. были найдены развалины дворца ассирийского царя Синахериба, правившего в 705-681 гг. до н. э. Этот царь упоминается в Библии в связи с предпринятым им походом на Иудею, который окончился для царя Ассирии крайне неудачно. Его войска заболели неизвестной болезнью, от которой каждый день умирало множество воинов, и в скором времени были разгромлены израильтянами.
    Подтверждения библейского рассказа о походе Синахериба на Иудею есть в хрониках тех времен, которые неоднократно указывают на огромное количество воинов, умерших в ходе разразившейся эпидемии. Возможно, это была тропическая лихорадка.

    Раскопки царского дворца и многочисленные находки дали возможность воссоздать образ царя Синахериба, одно имя которого нагоняло страх на жителей соседних государств. Царь Ассирии был образованным человеком: разбирался во многих науках и искусствах, проявлял большой интерес к спорту и технике. Но Синахериб нередко впадал в бешенство, теряя над собой контроль и проявляя чудовищную жестокость. Так, в 689 г. до н. э., захватив Вавилон, который осмелился поднять восстание, он почти полностью истребил население взбунтовавшегося города, разрушил храмовый комплекс Эсагила и знаменитую Вавилонскую башню, а после затопил то, что осталось от города.
    Желая абсолютно уничтожить саму память о мятежном городе, царь повелел развеять по ветру землю, взятую с места, где находился Вавилон.
    Но деспотический нрав царя стал причиной его насильственной смерти от рук собственных сыновей. Из хроник стало известно, что царь, желая сделать приятное своей фаворитке Накии, назначил наследником престола своего младшего сына Асаргаддона, проигнорировав права старших, которые и убили царя. И все-же трон перешел к их младшему брату, а отцеубийцам довелось сбежать из страны.
    Вот как говорится о конце Синахериба в Библии: «И когда он поклонялся в доме Нисхора, бога своего, то Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо них». Аналогичная запись имеется в ассирийской хронике: «20 Тевера (января) Синахериб был убит его восставшими сыновьями. 18 дня Сивана (июня) его сын Асардан воцарился на престоле своего отца».

    Ниневия столица Ассирии
    Именно в период правления Синахериба Ниневия становится столицей Ассирии. До этого царскими резиденциями были Ашшур и Кальха. Меньше чем за сто лет из обычной провинции она превратилась в город контрастов, в котором роскошь соседствовала с крайней нищетой. В Ниневии, как и во многих других древних государствах, процветали оргиастические культы жестоких богов, которым приносили человеческие жертвы.
    Даже веселье ассирийских правителей нередко переходило в череду казней. Есть предание, что царь Ассирии Сарданапал (Ашшурбанипал) (669 год - около 633 года до н. э.), которому наскучили роскошь, разврат и кровопролитие, обещал отдать половину своей державы тому, кто сможет выдумать для него новое развлечение.
    Как установили археологи, город состоял из двух частей, которые условно можно назвать большой и малой Ниневией. Большая Ниневия представляла из себя территорию, на которой находились поселения, окруженные системой крепостных стен и рвов. Малая Ниневия являлась как бы крепостью внутри крепости, будучи окружена собственной системой укреплений. Эта малая Ниневия и была столицей Ассирийского царства, так как на ее территории были расположены царские дворцы.
    Ниневея была осаждена в 612 г. объединившимися войсками Вавилонии и Мидии. Его жители дали достойный отпор, но силы были неравны. Кроме этого, нападающие пошли на хитрость: они разрушили плотину, в результате чего Тигр вышел из берегов и размыть часть крепостных стен. Некогда великая столица была разграблена завоевателями, после чего ее сровняли с землей.
    Только в середине XIX столетия Ниневия снова возвратилась из небытия благодаря усилиям археологов. При раскопках обнаружили множество глиняных табличек с клинописными текстами - библиотеку Ашшурбанипала, благодаря чему удалось подтвердить факт существования великой державы.
    Л. Антонова

    «В нескольких десятках километров от Багдада сегодня можно наблюдать останки от великого города Ниневии - последней столицы мощной Ассирийской державы. Некогда этот город был обычной провинцией, пока к власти не пришёл Синаххериб (705–680 гг. до н. э.). Как известно из древних источников, новый царь выстроил невероятно роскошный город, который защитил двенадцатикилометровой стеной с более чем 12 воротами. Город был таким большим, что в нём умещались пастбища для скота, дворцы и храмы. Но, несмотря на свою красоту, простор и величие, городу не суждено было сохраниться до наших дней. Однако, Ниневия оставила свой след не только на страницах учебников и энциклопедий, но и в Библии. Учёные находят множество различных преданий, связанных с этим городом.»

    История появления Ниневии

    История создания «логовища львов» довольна необычна. Так как Ниневия упоминается не только в исторических источниках, но и в Библии , то она имеет два различных варианта происхождения. Согласно первому, библейскому варианту, город построил некий Ассур - сын Сима. Сегодня же ассур стало именем нарицательным, которое обозначает еврейский народ в целом. По преданию, у города была недолгая жизнь, потому что Бог решил разрушить его, а оповестить об этом он отправил Иона. Ион попал в Ниневию только со второго приказа Господа, так как пророк не хотел выполнять это указание. Если обратиться к исторической литературе, то окажется, что Ниневию построил Синаххериб, сын правителя Ассирии, однако, «город крови» упоминается уже в 1930 г. до н. э. Это означает, что город существовал давно, но вторую жизнь он пробрёл, став столицей при Синаххерибе . Ниневия была очень богата внутри и хорошо защищена снаружи. Её улицы были ровными, гладкими и просторными. Самой широкой улицей в 26 метров считалась Царская, она была залита асфальтом, по её обеим сторонам стояли статуи. Дворец царя был украшен плитами, на которых изображались войны, крепости, рабы, возводящие дворцы и храмы.

    Само слово «Ниневия » происходит от хурритского Ni-nu-a-a. Оно упоминается в надписях царя Дунги, жившего в XXIV веке до н. э. Ниневию по-другому называют Ninua, что означает «селиться ».

    Территориально Ниневия была расположена очень удачно: она находилась в восточной части реки Тигр . В древние времена он занимал площадь от холма Куюнжик до современного поселения Наби-Юнус. В III тыс. город являлся центром культа богини Хуррита под названием Шавушки. При Ашшурубаллите Ниневия насильно была присоединена к Ассирии, но в 612 г. она была разрушена до основания.

    История поселений в Ниневии

    На сегодняшний день историкам мало известно о поселениях на просторах Ниневии, особенно это касается времён эллинов и персов. Однако до наших дней сохранились записи некоторых современников Эллады . Опираясь на данные древнегреческого историка Кнесия , можно сделать вывод, что в V–IV вв. до н. э. на месте города находились руины, а все жители переместились в неизвестном направлении. То же самое подтверждает и Ксенофонт, афинский историк и писатель. Однако Кнесий и Ксенофонт ошибочно полагали, что те развалины, которые они видели, относятся к Мидийскому государству . Они понимали, что это останки некой мощной державы, но какой именно, они так и не смогли точно установить, ведь что за государство их окружало, было неясно. В дальнейших сообщениях древнегреческих писателей было сказано о том, что все же были найдены некоторые следы восстановления города, и что поселение на месте разрушенной Ниневии возникало, но оно стало обычным центром Ассирии. Страбон в своих трудах указывает на то, что этот центр был назван Нином , сокращением от полного названия города.

    Ближе к парфянской эпохе источники говорят о том, что в городе проживает исключительно греко-парфянское население, говорившее на арамейском языке. От этой эпохи до нас не дошло никаких важных археологических находок кроме нескольких монет и надписей на греческом языке.

    Эпоха войн римлян с персами оказывается закатом поселений на территории Ниневии. В VII в. город полностью захватывает арабское войско, и спустя один век могущественная столица Древнего Востока становится центром мусульманского паломничества. Начиная со II столетия, около Ниневии концентрируется христианское население, и в VI веке начинается постройка большой церкви. Этой церковью управляла епархия Ниневии, пропагандируя движение иночества.

    Библия и Ниневия

    В библии с Ниневией было связано несколько удивительных фактов, описанных многими пророками. Самый известный пророк ветхого времени - Иона - в своей книге рассказал человечеству о четырёх невероятных событиях о Ниневии.

    В Ниневии проживало 120 000 человек

    Современники пророка Иона говорили о Ниневии как о негусто заселённом городе, однако, археологические раскопки подтвердили тот факт, что в столице Ассирии могло проживать и большее количество людей. В городе Нимруде , неподалёку от Ниневии, археологи раскопали монумент, на котором описывалась поимённо знать «грешного города». Там же был найден список гостей, имена которых были высечены на камне. Их количество составляло около 70 000 человек. Этот список готовился по случаю открытия дворца в IX в. до н. э. Само празднество длилось около 10 дней.

    Три дня на Ниневию

    Иона пишет о том, что весь город можно обойти всего за три дня. Городов, которые можно обойти за 72 часа, в древности не было. Но нужно обратить внимание на то, что Ниневия состояла из нескольких частей: Великая, Большая и сама Ниневия. Все эти части соединены между собой оросительной системой и одной структурой безопасности - речной. Каждая часть охватывала земли вместе с городами. Например, в Великую Ниневию вошли сама Ниневия, города Нимруд и Дур-Шаррукин . Поэтому ряд исследователей Древнего Востока считают, что слова Ионы - непустой звук. Значение Ионы в самой Ниневии было велико, также его величие и авторитет подтвердили и ряд советских исследователей, и зарубежные историки.

    Чрево кита

    В своей книге Иона писал о том, что он угодил в живот кита и жил там 3 дня. Стоит обратить внимание на то, что Иисус говорил о действительности этого происшествия. Но некоторые богословы не принимают всерьёз данную историю, в то время как её не отвергают учёные-атеисты.

    Исследователи доказывают, что эта история имеет место быть, так как бывают такие киты, во чреве которого можно спокойно жить некоторое время. Желудок, в котором побывал Иона , имеет четыре отделения, помещающих в себя сразу несколько человек. Эти киты могут дышать исключительно воздухом, поэтому природа их снабдила специальной камерой, в которой имеется некоторый запас кислорода. Перед тем как проглотить попавший к киту предмет, животное бросает его в кислородную камеру, и, если этот предмет оказывается непосильной ношей, кит подплывает к берегу его выкидывает на сушу. Объём воздушного пространства в кислородном пузыре кита составляет около 20 м3. Проглотить человека таким большим млекопитающим не составляет и труда, так что есть все основания верить этой истории.

    Покаяние Ниневии

    Иона в своей книге повествует о том, что жители Ниневии склонились перед Богом . Считается, что это самая неправдоподобная история из всех четырёх. Хотя на сегодняшний день книгу Иона все считают правдивой, раньше её достоверность доказать было сложно. Подняв кое-какие документы, учёные нашли некоторые выдержки-описания происходящего, из которых следует, что жители всё-таки приняли Господа Бога . Из более весомых доказательств историки считают введение реформ, которые привели к монотеизму и как следствие, к снижению греховных поступков.

    Сегодня все эти библейские факты из книги Иона подтверждены историей. Сам Иона также был признан исторической наукой. В Ассирии именем Ионы были названы постройки, географические места, а сам пророк упоминаем в народе благодаря легендам местных жителей.

    Ниневия - город грехов и крови, остаётся одним из загадочных и старейших. О нём известно не так много, но историки каждый год находят в руинах Ниневии частички её истории. Самая большая ниневийская находка - это библиотека Ашшурбанапала . Конечно, в свете последних событий на сирийской земле ещё труднее найти и сохранить останки истории, но все же учёные стараются сберечь самобытность этого города, для того чтобы следующим поколениям было легче отыскать и положить в копилку знаний крупицы самой загадочной земли Древнего Востока.

    Некогда величественный сегодня - это пара холмов с руинами дворцов и реконструкции фрагментов городских стен. С незапамятных времен на месте Ниневии существовало поселение, волею царей Ассирии ставшее большим городом и столицей. Цари не только украшали ее дворцами, но и создавали в них библиотеки: собрание аккуратно расставленных по каталогу глиняных таблиц - десятки и десятки тысяч.

    Древняя Ниневия, история происхождения

    Кто построил Ниневию — вот вопрос, который и сегодня занимает умы ученых, так как археологические раскопки и расшифровка десятков тысяч клинописных табличек не закрыли громадные пробелы в изучении истории столицы Ассирии. Значительная часть того, что осталось от некогда большого ассирийского города Ниневия, долгое время скрывалось под холмами Куюнджик и Тель-Неби-Юнус на территории современного Ирака.

    Ниневия, один из древнейших городов Ассирии, воспетый поэтами как символ величия ассирийских царей, стоял на восточном берегу реки Тигр, около ее левого притока Верхний (Большой) Заб, там, где сегодня стоит город Мосул. Все, что осталось непосредственно от Ниневии, можно увидеть на двух холмах - Куюнджик и Тель-Неби-Юнус (пророк Иона), хотя на самом деле город занимал огромную площадь и древние именовали его не иначе, как Великая Ниневия.

    Как выяснили археологи, в середине 5-го тысячелетия до н.э. на месте этих руин уже было обустроено поселение. Таким образом Ниневия является одним из древнейших городов в мире. Первое упоминание о Ниневии содержится на клинописных табличках, датируемых 3-м тысячелетием до н. э. Они же повествуют о вассальной зависимости Ниневии в XV-XIV вв. до н. э. от Митанни - государства хурритов и семитов. Митанни было могущественным государством, от которого поначалу зависела расположенная восточнее Ассирия.

    Ранняя Ниневия занимала место на пересечении торговых путей из Индии к берегам Средиземного моря и сыграла значительную роль в развитии межгосударственных связей в Передней Азии. В надписи на камне, относящемся к 1930 г. до н.э., вавилонский царь Хаммурапи упоминал о стоящем в Ниневии храме Иштар - богине всей Древней Месопотамии, построенном около 2300 г. до н.э.

    Со временем Митанни утратило политическое значение, а в 1250 г. до н.э. было окончательно уничтожено окрепшим государством ассирийцев. Ассирия стала одной из самых могущественных держав Междуречья, простираясь на западе до Сирии и Палестины. Расширив границы, ассирийцы присоединили Ниневию к своему государству, но столицей она стала не сразу. Пока Ашшура и Калах сохраняли статус царских резиденций, Ниневия оставалась провинциальным городом.

    Начиная с царствования Салманасара I (правил приблизительно в 1274-1244 гг. до н. э.), Ниневия приобретала все большее влияние. Столицей город стал при ассирийских царях Синаххерибе (705-681 гг. до н. э.) и Ашшурбанипале (669 - около 635 г. до н. э.) — Именно им Ниневия обязана своими многочисленными постройками. Ради строительства дворцов, Синаххериб приказывал сносить целые кварталы со старыми постройками, изгоняя жителей и расчищая место для роскошных зданий.


    Постепенно Ниневия превратилась в центр искусств, науки и культуры Месопотамии. В то же время библейские источники отмечают падение нравов в городе, вызванное развращенностью богатством и близостью к царскому двору. Теперь уже город фигурирует в Библии не как центр Великой Ниневии, а как «…город торжествующий, живущий беспечно, говорящий в сердце своем: „я, и нет иного, кроме меня»» (Соф. 2:15). Понятно, что наказание за беспечность неизбежно, и Библия предрекает гибель городу устами пророков и Ионы, и Наума: «Несется конница, сверкает меч и блестят копья; убитых множество…» (Наум. 3:3)

    В 630-х гг. до н. э. Ассирия начала воевать с мидянами и хеттами, в 612 г. до н. э. Ниневию захватили те же мидяне, войско Циаксара. Им помог разлив Тигра: вода разрушила часть городских укреплений, чьи стены построили из необожженного кирпича: «Речные ворота отворяются, и дворец разрушается…» (Наум. 2:6). Затем огонь уничтожил все, что осталось после разграбления Ниневии - последней столицы Ассирийского царства.

    В плане древняя Ниневия представляла собой треугольник с границами, четко обозначенными городской стеной и прямыми улицами. Согласно воле царя Синаххериба, всякий, кто осмелится на «самострой» и поставит здание, выходящее за прямую линию улицы, должен быть незамедлительно посажен на кол на крыше своего дома.

    Ниневия, город, занесенный песком

    В течение последующих 2000 лет бури заносили город песком, а ученые неустанно спорили: так существовала ли на самом деле библейская Ниневия?

    Действительно, к нашему времени уже мало что напоминало о том, что тут стоял цветущий город. Спустя 200 лет после захвата Ниневии мидянами древнегреческий писатель и историк Ксенофонт (около 430 - не ранее 356 г. до н.э.) побывал в этих местах и в своем труде «Анабасис», описывая здешнюю местность, упомянул Ниневию, приняв развалины за останки индийских городов.

    Первым европейцем, увидевшим руины Ниневии, стал немецко-голландский путешественник Карстен Нибур (1733-1815 гг.), наткнувшийся на безымянные руины во время экспедиции 1761-1768 гг. Однако честь сделать первое описание руин принадлежит консулу Франции в Мосуле и археологу Полю-Эмилю Ботта (1802-1870 гг.): в 1843 г. он начал раскопки на месте бывшей Ниневии и обнаружил несколько дворцов, в том числе дворец царя Саргона II.


    В 1847 г. английский археолог и искатель приключений Остин Генри Лэйард (1817-1894 гг.) продолжил раскопки и в 1849 г. обнаружил дворец царя Синаххериба и библиотеку царя Ашшурбанипала из 22 тыс. глиняных табличек. Сейчас они находятся в фондах лондонского Британского музея и музея Метрополитен в Нью-Йорке. После этого раскопки Ниневии уже не прерывались.

    Самой ценной находкой стала обнаруженная в храме богини Иштар скульптурная бронзовая голова - предполагаемое изображение Нарамсина, внука царя Саргона Древнего, называвшего себя «богом Аккада» (вторая половина 3-го тыс. до н. э.). Раскопки привели к обнаружению нескольких археологических слоев. Самый нижний - пятый - представляет культуру раннего Шумера, тут найдена многоцветная керамика 5-4-го тыс. до н. э. Самый верхний - эпоха Ниневии как одной из столиц Ассирии в начале 1-го тыс. до н. э. Именно к этому периоду принадлежат монументальные дворцы, резные рельефы и клинопись.

    Ниневия, как и другие ассирийские города, построена на искусственной платформе высотой 20 м, на которой сооружены храмы, дворцы и разбит большой сад. Раскопки обнаружили пять из 15 ворот городской стены. В восточной части города был проложен водопровод. Миновав ворота и пройдя широкой дорогой к дворцам, посольства, прибывшие к царю Ассирии, видели статуи крылатых быков и львов - стражников дворцовых врат.

    Дворцы Ниневии различаются не столько архитектурой - она достаточно традиционна для Ассирии в целом, сколько тематикой каменных рельефов, найденных в них. Во дворце Синаххериба на рельефах, которыми облицованы дворцовые покои - 75 комнат и галерей, изображены военные походы, триумф и подвиги царя, захват городов и крепостей, изощренные пытки пленных. Мастера особенно постарались в передаче характерных антропологических и этнографических особенностей военнопленных и данников - представителей различных народов.


    Вокруг дворца Синаххериба - парки, зверинцы, конюшни, склады. И еще - ворота с крылатыми быками и львами колоссальных размеров. Зато во дворце Ашшурбанипала рельефы не столь воинственны, здесь преимущественно сцены охоты. Невероятно выразительно показаны мучения раненых львов.




    Рельефы в обоих дворцах были выдержаны в нарочито холодных тонах: черном, желтом и темно-лиловом. Находка всемирного значения сделана во дворце Ашшурбанипала и храме бога Набу - книги на 30 тыс. клинописных глиняных табличках, названные «библиотекой Ашшурбанипала». Самые ценные - «Эпос о Гильгамеше», содержащий историю потопа, и поэма о сотворении мира «Энума Элиш».

    Древняя Ниневия находится на окраине Мосула, в 44 км к северу от Багдада. Руины этого города были открыты осенью 1849 года Остином Генри Лэйярдом. Ниневия была последней столицы Ассирийской империи и возникла в древнейшие времена. Уже примерно в 1930 году до н. э. упоминает о храме Иштар, вокруг которого была расположена Ниневия.

    В ту пору, когда Ашшур и Калах уже были царскими резиденциями, Ниневия все еще продолжала оставаться провинциальным городом. Ее возвышение связано с именем ассирийского царя Синаххериба, за которого Ниневия в 7 веке до н.э. стала столицей. В то время Ассирия была одной из могущественных держав Востока. Ее границы включали в себя все Двуречье: на западе вплоть до Сирии и Палестины, а на востоке – до владений диких горных народов.

    Царь Синаххериб – одаренный полководец, сделал все, чтобы его новая столица Ниневия затмила славу прежних столиц Ассирии. По его приказу сносились целые кварталы старых построек, чтобы освободить место для новых гигантских дворцов, площадей и улиц. В западной части города был построен дворец царя, для описания которого у древних авторов не хватило слов. Город окружала 25-метровая стена.

    При сыне Синаххериба, Ашшурбанапале, Ниневия достигла своего расцвета. Она стала могущественнейшим городом, крупнейшим политическим и хозяйственным центром, а также центром культуры, науки и искусства – настоящим ассирийским Римом.

    Ниневия была и крупнейшим торговым центром страны. Как писал древний автор, в городе "купцов было больше, чем звезд на небе".

    Ниневия навеки осталась в истории как нарицательный символ столицы языческой азиатской империи. Это был город гигантских, имевших сверхчеловеческие масштабы дворцов, площадей и улиц, городом новой, неслыханной дотоле техники. Кроме этого, Ниневия была городом, где власть принадлежала узкому слою жрецов и вождей, независимо от того, на чем они основывали свое право господства: на праве происхождения, праве силы, расовом превосходстве, деньгах или же на совокупности всего этого.

    В Библии есть пророчество о гибели Ассирии. Это пророчество сбылось. Ниневия была разрушена полностью. В 612 году до н.э. объединенная армия мидийского царя Киаксара и вавилонского царя Набопаласара осадила город, и Ниневия была взята штурмом. Дворцы и стены были разрушены, жители перебиты или угнаны в рабство.

    Сохранились остатки дворца царей Синаххериба и Ашшурбанапала. Росписи, рельефы, великолепные изразцы, мозаики; все это выдержано в холодных – преимущественно черном, желтом и темно-лиловом. Рельефы и скульптуры отличаются удивительной выразительностью по натурализму деталей.

    Самой значительной находкой Ниневия прославилась благодаря библиотеке царя Ашшурбанапала. Она состояла из 30 тыс. систематизированных и классифицированных табличек с царскими указами, дворцовыми записями, религиозными текстами и магическими заговорами, эпическими повествованиями, песнями и гимнами, текстами, содержащими сведения о медицине, астрономии и других науках.

    Другой знаменитой находкой города Ниневия стал архив царей. Среди найденных здесь более двух тысяч писем и их фрагментов около двухсот являются личной корреспонденцией царей, охватывающей период от Саргона второго до Ашшурбанапала.

    Раскопки города Ниневия продолжаются до наших дней. В 1956 году здесь были раскопаны, а затем реставрированы ворота Нергала, которые вели в древний город. Их украшают древние росписи, подходы вымощены большими каменными плитами. Сейчас здесь устроен небольшой музей. У восстановленных ворот безмолвно высятся два стража – крылатые быки Ассирии.



    Похожие статьи