• Понятие методов и приемов обучения в доу. Методы обучения дошкольников. Практические методы и приемы обучения дошкольников

    14.11.2020

    Мышление человека основано на создании идеальных образов действительности, которые мы воспроизводим в уме. Эти образы формируются под влиянием жизненного опыта. Чтобы ребенок понял такие абстрактные понятия, как величина, цвет, число, размер и т. д., он должен видеть реальные предметы, держать их в руках, совершать с ними разнообразные операции. Особое значение приобретает наглядно-практический метод в обучении дошкольников, так как у них еще не сформировано логическое мышление.

    Возрастные особенности

    С 3 до 7 лет развитие ребенка проходит очень интенсивно. Малышам свойственна любознательность и желание исследовать окружающий мир. Они задают множество вопросов, пытаются приобщиться к миру взрослых через ролевые игры, подражание. Центральным новообразованием дошкольного периода становится воображение, т. е. умение создавать образы в уме.

    Однако оно нуждается во внешней опоре. Малышам необходимо зрительно увидеть явление или предмет, чтобы потом представить его. Сравнение, обобщение, классификация возможны только в том случае, если ребенок оперирует реальными игрушками, дидактическими материалами. Выбирая методы и приемы обучения необходимо учитывать эти особенности.

    Использование наглядности

    Познавательную деятельность у детей можно формировать начиная с первого года жизни. Основные методы и приемы обучения дошкольников делят на три группы: словесные, практические и наглядные. Особенность последних в том, что они не являются самостоятельными, а всегда используются в сочетании с другими методами. Тем не менее значение их достаточно велико, ведь дошкольники нуждаются в чувственно-зрительном восприятии изучаемых объектов.

    В группу наглядных методов традиционно включают:

    • Наблюдение, когда дети сосредотачиваются на каком-то явлении или объекте (радуга, снегири на дереве, работа дворника и др.), выделяют его существенные признаки, происходящие с ним изменения.
    • Рассматривание картин, плакатов, схем, макетов, с помощью которых в воображении ребенка формируются статические наглядные образы.
    • Демонстрация мультфильмов, кинофильмов, спектаклей, слайдов, способствующих расширению кругозора и созданию динамических наглядных образов.

    Практические методы и приемы обучения дошкольников

    Рассматривая с малышами картинки или наблюдая за рыбками в аквариуме, взрослый прибегает к словесному объяснению, беседе. Однако ребенку проще запомнить и осознать те процессы, в которых он принимал непосредственное участие. Одно дело, если мальчик в фильме сравнивал длину бумажных полосок методом наложения. Другое дело, когда дошкольник сам воспроизводит это действие.

    Практические методы, направленные на реальное преобразование предметов и дидактических материалов детьми, очень важны в этом возрасте. В их число включают:

    • Упражнение, когда ребенок многократно повторяет разученные действия.
    • Опыты и эксперименты, предполагающие создание специальных условий с целью выявления скрытых качеств объектов или связей между ними.
    • Моделирование, в процессе которого создается обобщенный образ предмета или явления (план комнаты, дом из кубиков, звуковая схема слова).
    • когда дети включаются в воображаемую ситуацию, соревнуются между собой или подражают другим, одновременно развлекаясь и обучаясь.

    Связь практических и наглядных методов

    Сенсорный опыт - важное условие успешного развития ребенка. Прежде чем у человека сформируются умение решать примеры в уме, он много раз прибегает к помощи собственных пальцев. Эту особенность детей учитывали педагоги, разрабатывая свои дидактические материалы (например, М. Монтессори, супруги Никитины, Б. Зайцев). Кубики со слогами, рамки-вкладыши, буквы из бархатной бумаги служат средством наглядности и при этом с ними можно совершать практические действия, использовать в играх.

    Информация, которую ребенок не только увидел, но и прожил, запоминается непроизвольно. Таким образом, наглядно-практические методы в обучении дошкольников играют решающую роль и становятся основой для возникновения логического мышления. Многократное повторение одних и тех же действий с реальными предметами приводит к тому, что малыш начинает воспроизводить их мысленно, замещать оригиналы моделями, схемами.

    Дети с общим недоразвитием речи

    Особое значение приобретают практические методы в обучении дошкольников с ОНР, у которых существуют трудности со словесным пониманием. Мышление и речь тесно связаны между собой. Невозможность высказать свои мысли и понять взрослого приводит к тому, что ребенок медленно думает, не умеет делать выводы и сравнивать объекты, путается в терминах, испытывает проблемы в понимании символов.

    С такими детьми необходимо целенаправленно работать, используя невербальные задания. Специалисты рекомендуют:

    • учить детей составлять предмет из частей (мозаика, пазлы, аппликация);
    • формировать навык обобщения через выявление лишней картинки, группировку различных предметов по одному или нескольким признакам;
    • развивать воображение, предлагая детям превратить пятно или геометрическую фигуру в понятный рисунок;
    • работать над формированием образного мышления (узнавать предметы по контуру, рисовать план комнаты или игровой площадки, строить дома из конструктора по схеме).

    Дидактические игры

    Детям проще усваивать информацию, когда она подается в занимательной форме. Разновидностью практического метода обучения дошкольников стали дидактические игры с предметами (мозаика, вкладыши, сборные игрушки) или печатными материалами (карточки, лото, разрезные картинки).

    Ребятишки знакомятся со свойствами объектов, учатся сравнивать их, находить отличия или подбирать пару, группировать, классифицировать. При этом они увлечены процессом, получают положительные эмоции. Производя игровые действия с кубиками или геометрическими фигурами, ребенок непроизвольно концентрируется на поставленной задаче, прочнее усваивает знания и не ощущает давления извне.

    Инсценировки и драматизации

    Еще один практический метод обучения дошкольников - имитация. Детям свойственно подражать взрослым, копировать действия животных, сказочных героев. Играя роль, включаясь в воображаемую ситуацию, они познают мир, отношения между людьми. Активно развивается речь.

    Очень полезно ставить спектакли по мотивам прочитанных сказок, отправляться в воображаемые путешествия по странам и океанам, превращаться в представителей различных профессий. Дошкольники с удовольствием "проживают" интересный для себя материал, включая его таким образом в свой личный опыт. Это дает толчок к размышлениям, пробуждает воображение, развивает коммуникативные навыки и познавательные интересы.

    Экспериментальная деятельность

    Этот практический метод обучения дошкольников предполагает воздействие на объект с целью его изучения. Ребятишкам нравятся ставить элементарные опыты с водой во всех ее состояниях, глиной, песком, растениями, магнитами, наблюдать за происходящими на их глазах изменениями. Одновременно они учатся анализировать увиденное, делать выводы, включаются в поисковую деятельность.

    Нередко практическая сторона происходящего (специальные инструменты, необычные материалы) вызывает у малышей больше радости, чем сделанное открытие. Поэтому важно перед постановкой эксперимента мотивировать дошкольников на узнавание новой информации. Для этого могут вводиться сказочные персонажи (письмо от Снежной Королевы, которая предлагает изучить волшебные свойства снега и льда). Заинтересовать ребят могут также наглядные пособия (книги, яркие плакаты, карточки) или проведенная предварительно дискуссия, во время которой высказываются предположения о результатах эксперимента.

    Моделирование

    Не всегда изучаемый объект можно увидеть или пощупать. В таком случае создается его заместитель (макет, схема, символическое изображение), в котором наглядно воспроизводятся исследуемые свойства или взаимосвязи. Моделирование как практический метод обучения дошкольников исследовали Журова Л. Е. (для звукового анализа слов), Парамонова Л. А. (при конструировании), Терентьева Е. Ф. и Ветрова Н. И. (для изучения природы), Логинова В. И. и Крылова Н. М. (для знакомства с трудом взрослых). Использование наглядных моделей облегчает процесс познания, так как делают скрытые свойства предметов доступными для детского восприятия.

    Чтобы дошкольник мог работать с символическими аналогиями, у него должен иметься опыт замещения. Он формируется во время игр, когда малыши кормят куклу песком или превращаются в отважных капитанов, а также в творческой деятельности (рисование, лепка).

    Младшие дошкольники работают с предметными моделями, которые воспроизводят конструктивные особенности своего аналога (постройки из конструктора, макеты, технические игрушки). К 5-6 годам дети уже могут создавать предметно-схематические модели, в которых объекты и их свойства обозначены графическими символами. Ярким примером могут служить календарь природы или модель слова, где звуки обозначены разноцветными кружками.

    Практические дошкольников формируют наглядно-образное и наглядно-схематическое мышление. Благодаря им малыши не только познают мир, но и начинают мыслить логически, заранее планировать свои действия, предвидеть их результаты и абстрагироваться от несущественных признаков объекта.

  • 5. Вклад российских педагогов в развитие дошкольной педагогики (л.Н.Толстой, к.Д.Ушинский, п.Ф.Лесгафт, а.С.Симонович, е.Н. Водовозова).
  • 7. Связь дошкольной педагогики с другими науками, ее место в системе педагогических наук.
  • 8. Организация и этапы педагогического исследования.
  • 9. Методы педагогического исследования.
  • 10. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Влияние разных факторов на развитие личности ребенка.
  • 11. Педагогическая возрастная периодизация. Характеристика возрастных этапов дошкольного детства.
  • 1 З. Структура семьи и ее влияние на формирование личности дошкольника.
  • 14. Типы современных семей и их влияние на воспитание дошкольников.
  • 15. Различные стили семейного воспитания и их влияние на воспитание детей дошкольного возраста.
  • 16. История создания системы общественного дошкольного воспитания в Беларуси.
  • 17. Совершенствование общественного дошкольного воспитания в р. Беларусь на современном этапе.
  • 18. Структурная характеристика системы дошкольного образования в Республике Беларусь.
  • 19, Традиционные и перспективные типы дошкольных учреждений в Республике Беларусь.
  • 20. Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста.
  • 21. Социальная роль воспитателя в обществе.
  • 22. Специфика работы воспитателя, его профессиональные умения.
  • 23. Гуманистическая направленность деятельности воспитателя, его личностные качества.
  • 24. История создания и совершенствования программных документов по дошкольному воспитанию.
  • 25.Программа "Пралеска" - государственная национальная программа воспитания и обучения в детском саду.
  • 26. Белорусские вариативные программы воспитания и обучения дошкольников.
  • 27. Значение раннего возраста в формировании личности ребенка, особенности этого этапа.
  • 28. Организация жизни детей, впервые поступивших в дошкольное учреждение. Работа с родителями в этот период.
  • 29. Режим дня детей раннего возраста, методика проведения режимных процессов.
  • 31. Особенности воспитания и развития детей второго года жизни.
  • 32. Интеллектуально-познавательное воспитание детей дошкольного возраста.
  • 34. Принципы обучения детей дошкольного возраста.
  • 35. Методы и приемы обучения дошкольников.
  • 3Б. Формы организации обучения дошкольников.
  • 37.Анализ систем сенсорного воспитания дошкольников в истории дошкольной педагогики.
  • 38. Задачи и содержание сенсорного воспитания в детском саду.
  • 39. Условия и методика сенсорного воспитания дошкольников.
  • 40. Значение и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.
  • 41. Воспитание у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни.
  • 42. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (понятие, задачи, принципы).
  • 43. Методы социально-нравственного воспитания дошкольников.
  • 44. Воспитание культуры поведения в дошкольном возрасте.
  • 45. Формирование у дошкольников основ безопасного поведения.
  • 46. Воспитание коллективизма у детей дошкольного возраста.
  • 47. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
  • 48. Воспитание у дошкольников уважения к людям других национальностей.
  • 49. Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста (цель, задачи, своеобразие).
  • 50. Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
  • 51. Виды и содержание трудовой деятельности в разных возрастных группах детского сада.
  • 52. Воспитание hpabctbeHho-lзолевых качеств у дошкольников.
  • 53. Половое воспитание детей дошкольного возраста.
  • 54. Эстетическое воспитание дошкольников.
  • 55. Теоретические основы игры дошкольников.
  • 5Б. Сюжетно-ролевая игра дошкольника.
  • 55. Режиссерская игра дошкольника.
  • 56. Театрализованные игры дошкольников.
  • 59. Роль дидактических игр в развитии дошкольников. Структура дидактической игры.
  • 60. Виды дидактических игр. Руководство ими в разных возрастных группах детского сада.
  • 6L.Значение игрушек в жизни ребенка, их классификация, требования к ним.
  • 66. Содержание, формы и методы работы детского сада с семьей.
  • 67. Преемственность в работе детского сада и школы.
  • 35. Методы и приемы обучения дошкольников.

    МЕТОД (гр. - путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

    МЕТОД ОБУЧЕНИЯ - способ упорядоченный взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

    ПРИЕМ - часть метода, его конкретный элемент.

    КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ - это упорядоченная по определенному признаку их система.

    В современной дидактике существуют разнообразные классификации методов обучения (см. таблицу).

    Возрастным особенностям и возможностям дошкольников соответствует классификация, по которой методы подразделяются по источникам передачи и: характеру восприятия информации (Е.Я.Го-лант, С.И.Петровский).

    Наглядные – наблюдение, демонстрация, использование ТСО;

    Словесные – объяснение, рассказ, чтение, беседа

    Практические и игровые – упражнение, игровые методы влементарные опыты,моделирование

    Наглядные методы и приемы - использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.

    Наблюдени е - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.

    В обучении детей используются наблюдение разного вида:

    I) распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т.д.);

    2) за изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных и т.д.) -дает знания о процессах, объектах окружающего мира;

    3) репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливается состояние объекта, по части - картина всего явления.

    Метод демонстрации , включает различные приемы:

    а) показ предметов - один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.;

    б) показ образца - один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка;

    в) показ способа действий - используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;

    г) демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.

    Использование ТСО - в обучении дошкольников используется демонстрация диапозитивов, диафильмов, кинофильмов. В последнее время используются компьютеры. Этот метод позволяет показать детям те явления жизни, непосредственное знакомство с которыми невозможно; делает учебный процесс более привлекательным.

    Словесные методы и приемы - их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от ее образности, эмоциональной выразительности, доступности для детского понимания.

    Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т.д.; с его помощью уточняются непосредственные восприятия детей; должно быть выразительным, эмоциональным, доступным детям. Рассказ - это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее фактический материал. Один из наиболее эмоциональных методов обучения. Рассказчик имеет возможность свободно общаться с детьми, замечать и учитывать их реакции.

    Рассказ воспитате ля : должен быть образцом литературно правильной, образной и выразительной речи.

    Рассказ детей - это может быть пересказ сказок, литературных произведений, рассказы по картинам, предметам, из детского опыта, творческие рассказы.

    Чтение расширяет, обогащает знания детей об окружающей, формирует способности-детей к восприятию и пониманию художественной литературы.

    В современных учебно-воспитательных учреждениях за последние годы значительно расширился арсенал средств обучения, применяемых учителями и воспитателями в своей работе. Средства обучения постоянно совершенствуются в соответствии с уровнем развития науки и техники. Качество современного учебно-воспитательного процесса тесно связанно с коренными улучшениями в технологиях, методах обучения и воспитания, что в свою очередь засвистит от применения педагогами комплекса технических средств обучения (ТСО).

    Широкое применение ТСО одна из закономерностей, характеризующих современный учебный процесс в переживаемую нами эпоху всеобщей информатизации общества, которая ставит новые проблемы пред системой образования и воспитания подрастающего поколения.

    Использование на занятиях с детьми компьютера, телевизора, видеомагнитофона должно приводить к совершенствованию процесса обучения.

    В настоящее время для обучения дошкольников широко используют такие наглядные методы как: «Обучающие и развивающие» видеофильмы и мультфильмы; презентации.

    Технологии презентаций

    Прогресс в области информационных технологий (ИТ) сегодня позволяет включать в образовательный процесс качественные продукты, разрабатываемые на основе мультимедийных технологий, позволяющие представлять информацию в разнообразных формах – текстовой, графической, видео и аудио, что значительно повышает их дидактическую ценность.

    Использование ИТ может преобразить современные занятия, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к занятиям. Использование презентаций могло бы решить проблему дефицита наглядности. Экран притягивает внимание, которого порой трудно добиться при фронтальной работе с группой.

    Технология презентаций все шире используется как средство предъявления детям учебного материала: иллюстраций; фотографий; анимации; вопросов и заданий и т.д. Есть возможность самостоятельно создавать необходимые материалы, планировать их применение по личной программе, оптимизируя тем самым, познавательную деятельность старших дошкольников.

    При проведении занятий с использованием мультимедийных технологий соблюдается основной принцип дидактики - наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала детьми, повышает эмоциональное восприятие, развивает пространственное воображение и все виды мышления у детей.

    Развивающие мультфильмы

    Развивающие мультфильмы от обычных отличаются тем, что их герои постоянно обращаются к ребенку, предлагают провести несложные арифметические действия, различить цвета, отыскать предмет на картинке, помогают развивать речь. Однако они далеки от компьютерных игр тем, что ребенку достаточно просто смотреть на экран. Как правило, дети, даже самые маленькие, стараются повторять слова вслед за героями мультфильмов, разговаривать с персонажами (отвечая на их вопросы) и позже удивляют родителей своими знаниями.

    Существуют мультфильмы, рассчитанные на разный возраст ребенка – от 5 месяцев до 10 лет. И если с мультфильмами для детей более старшего возраста все понятно, для 5 – 10 летних мальчиков и девочек продаются конкретные обучающие программы в игровой форме по математике, истории, географии и т.д., то к малышам нужен более тонкий подход.

    Обучающие видеофильмы.

    С их помощью воспитатель формирует представление у детей о динамике явлений природы, росте, развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время. Кинофильмы вызывают у детей особое эмоциональное отношение, интерес, а это способствует более успешному усвоению занятий. Даже самые пассивные дети способны быстрее воспринимать новое и связывать его с известным старым.

    В работе с детьми младшего дошкольного возраста лучше использовать неозвученные мультфильмы, сопровождая их своими словами воспитателя «Бэби-Эйнштейн».

    К 4 – 5 годам ребенок начинает понимать короткие кинорассказы. Так же как в младшей группе просмотр должен сопровождаться словами воспитателя. Перед просмотром просмотров воспитатель проводит подготовительную работу: организует наблюдения; экскурсии, связанные с содержанием фильма; читает детям книгу.

    В работе с детьми старшего дошкольного возраста используются все виду фильмов, но основное место занимают озвученные фильмы. Так же как в средней группе детей готовят к их восприятию, непосредственно перед просмотром проводят короткую вступительную беседу, привлекая внимание к основной идее фильма, его содержанию. В ходе беседы задают вопросы, ответы на которые предлагается найти в фильме. После просмотра проводится беседа, цель которой – выделить наиболее значимые по содержанию и воспитательному воздействию фрагменты. Поскольку после первого просмотра, как правило, многие важные моменты не воспринимаются детьми, организуется повторный просмотр также с предварительной беседой. Далее необходимо продолжать работы по освоению содержания фильма, используя его пересказ, рисование.

    Процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста предполагает правильный и точный подход. Развитие личностных качеств, выработка умений и навыков, коммуникативность и творчество, физическое развитие - для каждой цели существуют определенные методики. С помощью точного подхода можно обеспечить интерес детей к образовательному процессу, благодаря чему усиливается эффективность усвоения знаний и информации.

    Виды методов обучения

    Для детей процесс обучения предполагает особенный подход. В данном случае необходимо обеспечить комфортное, эффективное и правильное усвоение образовательной информации. Такой принцип действует и для развития личностных качеств ребенка, что имеет важное значение.

    Усвоение и применение накопленных знаний является важным моментом всех методик обучения. В процессе применения различных программ следует учитывать следующие факторы:

    • Возраст ребенка;
    • Целевое назначение методики;
    • Особенности воздействия обучающей программы;
    • Развитие индивидуальных личностных качеств;
    • Умеренность воздействия методов обучения.

    Важным принципом развивающих способов является гармоничное сочетание физических, умственных мероприятий с комфортным периодом отдыха. Все это обеспечивает наиболее эффективное усвоение знаний, развитие качеств и навыков.

    Цель каждого образовательного процесса заключается в повышении интереса детей к получению новых знаний и освоения навыков. Таким образом, достигается эффективность и качество методов обучения. Основные методики предполагают предоставление ребенку следующих вещей: свобода выбора, активная и продуктивная деятельность, открытость и коммуникабельность. Так происходит комплексное развитие личностный и творческих качеств.

    Различные методы преследуют определенные цели. Каждый основывается на развитии конкретных навыков. Некоторые методы и приемы обучения осуществляют комплексное воздействие, например, служат для развития физических и умственных навыков. Также являются эффективными и общеразвивающие занятия, которые обеспечивают интерес детей к получению новой информации. Такой способ воспитания позволяет эффективно, правильно и качественно осуществлять занятия.

    Существуют основные и наиболее популярные методики обучения детей дошкольного возраста:

    • Информационная методика предполагает взаимосвязь деятельности ученика и педагога. Особенностью такой технологии является то, что происходит эффективный процесс воспитания, вследствие которого усваиваются навыки и приемы развития;
    • Активная двигательная методика для обучения и воспитания детей способствует развитию физической выносливости, гибкости и ловкости. Такие способности необходимы, а занятия могут проводиться в игровой форме, что обеспечивает усиленный интерес ребенка. В данном процессе осуществляется обучение прыжкам, ходьбе, гимнастике и др.;
    • Технология проблемного обучения предполагает развитие мышления и представляет собой дополнительную часть комплекса методик для детей дошкольного возраста. В данном случае происходит формирование личностных качеств, развивается мышление , применяются полученные знания. Технология является эффективной для полноценного развития понимания, сознательного усвоения и решения каких-либо задач;
    • Способ четко регламентированных упражнений предполагает точное соблюдение всем правил и поставленных целей. В процессе необходимо соблюдать определенную программу, норму нагрузки, а также обеспечить необходимые условия для успешного выполнения задачи ребенком.

    Данные способы являются основными для физического воспитания ребенка. Существуют также и другие технологии, которые также предполагают определенное воздействие, благодаря которому развиваются навыки и формируются личностные качества и способности, например, обучение пению, грамоте или конструированию. Все это позволяет осуществлять комплексный подход, например, при обучении прыжкам можно использовать упражнения, которые предназначены для тренировок при ходьбе. Правильные приемы позволяют детям быстро и эффективно усваивать и применять на практике полученные знания, а также развивать физическую форму.

    Эффективное обучение

    Важное значение имеет и умственное развитие ребенка. В данном случае применяются различные образовательные программы , технологии и методы. При обучении грамоте или пению, конструированию или счету - необходим правильный подход с учетом возрастной категории и особенностей метода. Именно тогда занятия будут наиболее эффективными и полезными, а информация усвоится верно.

    Для оптимального развития дошкольников существуют различные виды методов обучения. Все способы предполагают комплексный подход, который соответствует цели занятий, возрасту детей, особенностям развития. Так достигается наиболее комфортное усвоение и применение информации. Для детей используются следующие техники и виды занятий:

    • Метод Глена Домана предназначен для работы с детьми до 4 лет. Принцип такой технологии достаточно прост и заключается в том, что ребенку показывают карточку, на которой ровными яркими буквами написано слово. Рядом нужно расположить изображение этого предмета вслух назвать его. В данном процессе задействована память, то есть мозг запоминает слова. Такая техника имеет и некоторый недостаток, который заключается в невозможности изобразить очень многие слова;
    • Техника Монтессори предполагает предоставление детям 3 лет свободного выбора, осуществив который, они могут выполнять любое понравившееся им занятие. В данном случае присутствуют различные упражнения, материалы (фигурки, дощечки и др.), благодаря которым, свободно посвящают время занятию. В этом процессе отсутствует четкое планирование, что является недостатком таких методов обучения;
    • Кубики Зайцева используются для обучения грамоте чтения в возрасте 3 лет. Способ представляет собой набор различных кубиков и плакаты, на которых изображены слоги. Техника является не простой, а достаточно сложной, требующей предельного внимания педагога;
    • Система Никитиных основана на гармоничном сочетании занятости ребенка и свободного времени. Технология акцентирует внимание на полноценном развитии творческих навыков детей в период дошкольного возраста, например, обучение пению или конструированию. В данном случае происходит принятие ребенком самостоятельных решений, что способствует применению на практике полученных навыков и развитию мышления;
    • Вальдорфская техника существует уже достаточно долгое время. Данная методика предполагает развитие духовности, творческих талантов детей до 7 лет. Такая система не предусматривает активное обучение детей грамоте, но акцентирует внимание на обучении пению, конструированию, рисованию и других творческим процессам;
    • Система Сесиль Лупан предполагает регулярные и систематические обучающие занятия для детей. Таковыми являются ежедневное чтение книг, визуализация букв, живопись, обучение пению. В данном процессе придается важное значение развитию навыков чтения и правильной речи. Например, к букве «А» следует нарисовать арбуз и соответственно осваивать другие буквы и обучаться грамоте.

    Различные методы обучения детей дошкольного возраста периода позволяют осуществить качественный, оптимальный и комфортный процесс подачи информации. Игровые занятия, творческое развитие также имеет важное значение для эффективного усвоения ребенком необходимых сведений. В процессе обучение важно вызвать заинтересованность детей в происходящем и желание узнать больше, применить знания. Так обеспечивается оптимальный эффект обучения и правильное усвоение знаний.

    Существует определенная классификация методов, что позволяет подобрать оптимальную программу в конкретном случае. Все техники разделяются на игровые, словесные, практические и наглядные. В первом случае осуществляется игровой процесс, целью которого является комфортная подача знаний детям. Принцип словесных методик заключается в том, что педагог читает книги, рассказы, стихи, беседует с детьми. Так ребенок осваивает правильную речь, узнает новую информацию, обучается грамоте. Практический способ закрепления или получения знаний заключается в многократном выполнении какого-либо упражнения (умственного или физического). В процессе же наглядной методики происходит наблюдение, например, за погодой, за растением или просмотр фильмов.

    Каждый метод предполагает определенное воздействие на детей, то есть обучение ходьбе, конструированию, грамоте или пению. Основным принципом успешного применения какой-либо техники обучения является то, что следует заинтересовать ребенка происходящим процессом, получением новых знаний или умений. В противном случае вся информация не будет качественно усвоена. Учитывая все необходимые факторы, можно подобрать оптимальный способ и проводить обучающие мероприятия достаточно эффективно.

    Надо в комплексе, и тогда они принесут нужный результат. Таким образом можно достигнуть нужного уровня детей гораздо быстрее и эффективнее.

    Чтобы раскрыть тему о , я предлагаю рассмотреть следующие вопроса:

    • Классификации
    • Наглядные
    • Практические методы
    • Словесные методы
    • Требования к

    Классификации методов обучения

    Можно классифицировать по-разному, взяв за основу какую-то определенную педагогическую задачу. Поэтому единой классификации методов обучения нет. Разные ученые выдвигают свои варианты классификаций, и каждый из этих вариантов используется в педагогической практике. Я приведу здесь несколько наиболее распространенных классификаций.

    В первые годы развития отечественной педагогики все методы обучения делили на две большие группы: методы готовых знаний и методы исследования.

    В современной педагогике существует несколько классификаций.

    1. По решению дидактических задач (авторы Данилов, Есипов):

    • методы приобретения знаний
    • методы формирования навыков и умений
    • методы использования знаний
    • методы творческой деятельности

    2. По характеру познавательной деятельности (авторы Лернер, Скаткин):

    • информационно-рецептивные
    • репродуктивные (закрепление полученных знаний)
    • эвристические, в дошкольной педагогике — частично-поисковые
    • исследовательские

    3. По компонентам учебной деятельности (автор Бабанский)

    • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
    • методы стимулирования мотивации учебной деятельности
    • методы контроля и самоконтроля

    4. По источнику передачи и получения знаний, проще говоря, по источнику получения информации (авторы Перовский, Голант)

    • словесные
    • наглядные
    • практические

    Остановимся подробнее на классификации по источнику получения знаний. Она является наиболее распространенной в дошкольной педагогике.

    Наглядные методы

    1) Наблюдение — основной метод в обучении дошкольников.

    Виды наблюдений:

    • распознающего характера (например, форма, цвет, величина)
    • за изменениями и преобразованиями объектов (например, рост и развитие растений, животных)
    • репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта (например, по цвету ягоды определяется ее спелость)

    2) Рассматривание картин в целом и детально

    3) Демонстрация кинофильмов, мультфильмов, диафильмов, диапозитивов.

    Этапы демонстрации:

    • предварительная беседа о том явлении, о котором будет фильм
    • после просмотра фильма — обмен впечатлениями
    • через несколько дней — повторный показ
    • беседа после повторного просмотра

    Практические методы

    1) Упражнения — многократный повтор ребенком умственных и практических действий.

    Виды упражнений: подражательно — исполнительские, конструктивные, творческие.

    2) Игровой метод. Можно использовать разные компоненты деятельности и сочетать их с вопросами, указаниями, объяснениями.

    3) — преобразование жизненной ситуации с целью выявления скрытых свойств объекта.

    4) Моделирование — процесс создания моделей и их использование для формирования знаний о свойствах, структуре объектов.



    Похожие статьи