• Конспект занятия дифференциация с ш. Индивидуальное занятие «Дифференциация звуков. на развитие звуковой стороны речи

    26.11.2023

    Конспект фронтального занятия для детей подготовительной группы по теме: «Дифференциация звуков Р и Л»

    Цель : дифференциация звуков Р и Л

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные:

    сравнение, различение и правильное произношение звуков Р Л на материале слов;

    совершенствование навыков звукового анализа и синтеза одно-, двух- и трехсложных слов;

    понимание предложно-падежных конструкций;

    развитие фонематического восприятия;

    Коррекционно-развивающие:

    развитие внимания, мышления, памяти;

    формирование навыков словоизменения;

    закрепление умения согласовывать слова в предложении;

    развитие словесно-логического мышления.

    Воспитательные:

    воспитывать внимательное отношение детей к словам педагога;

    формировать личностные качества, умение работать в коллективе;

    формировать навыки самоконтроля.

    Ход занятия

      Организационный момент

    Л.: Я приглашаю вас прогуляться по необычной улице. На ней по соседству живут два звука. А какие это звуки, вы сейчас сами догадаетесь.

    Давайте поиграем в игру: «Называлки-повторялки». Посмотрите на картинки и назовите, что изображено.

    Д.: Лапа, лодка, ландыш, луна, лыжи.

    Л.: Какой первый звук во всех названных словах?

    Д.: Звук Л.

    Л.: Правильно, а теперь, посмотрите:

    Д.: Радуга, робот, рысь, рука, ракета.

    Л.: Какой первый звук во всех этих словах?

    Д.: Звук Р.

    Л.: Правильно. Так какие же звуки живут по соседству на этой улице?

    2. Основная часть

    Л.: Звук Л – гласный или согласный?

    Д.: Звук согласный, мы его не можем пропеть.

    Л.: Давайте немного «погудим». (Долгий звук Л.) Где находиться язык?

    Д.: Язычок упирается в верхние зубы.

    Л.: А звук Р? Гласный или согласный звук?

    Д. ---

    Л.: Давайте теперь порычим. (Долгий звук Р.) Где находится язык?

    Д.: Язык дрожит за верхними зубами, нужна сильная воздушная струя.

    Л.: Что общего между этими звуками и чем они отличаются?

    Д.: Общее: звуки согласные, язык во время произношения наверху. Различие: при Р - сильная воздушная струя, кончик языка дрожит, при Л – нет.

    Л.: Молодцы! В путь!! Ой, смотрите! Здесь, видимо, только что прошел дождь! Посмотрите, сколько лужиц! Чтобы их перепрыгнуть, надо выполнить задания! Попробуем!

    Первая лужица:

    Л.: Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши один раз - когда услышите звук Р . Два раза – когда услышите звук Л:

    С Ш Р Т Л Д Р В Л П Р Л

    Перепрыгивайте.

    Вторая лужица:

    Л.: Я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши один раз – когда услышите слог со звуком Р, два раза – со звуком Л.

    ПА ЛА СО РО ДУ ЛУ ВЫ РЫ РЭ ЛЭ

    Перепрыгивайте.

    Третья лужица:

    Л.: Игра «Договори словечко». Добавьте в конце слова звук Р или Л.

    Помидо… Пена… Пова… Забо… Ме… Вокза…

    Перепрыгивайте.

    Четвертая лужица:

    Л.: Добавьте в конце слог РЫ или ЛЫ.

    В лесу летают кома...; дети сели за сто...; у нас воздушные ша...; в доме вымою по...

    Перепрыгивайте.

    Пятая последняя лужица:

    Л.: Замените звук Л на звук Р в слове и получите новое слово.

    Лак - Рак Лама - Рама Игла - Игра Лука - Рука

    Ложки - Рожки Ложь - Рожь Жалко-Жарко

    Перепрыгивайте.

    Физкультминутка:

    Буратино потянулся,

    Раз нагнулся, два нагнулся,

    Руки в стороны развел,

    Ключик, видно не нашел.

    Чтобы ключик нам достать,

    Надо на мысочки встать.

    В первом вагоне слова, где звук Л или звук Р в начале слова.

    Во втором вагоне слова, где эти звуки в середине слова.

    В третьем вагоне слова, где Л или Р в конце слова.

    Разместим картинки правильно.

    Слова: Рыба, Пирог, Топор.

    Ласточка, Акула, Стол.

    Л.: Всё правильно. А теперь попробуем отгадать загадки.

      Это чей тоскливый вой часто слышится зимой? (Волк.) В слове «волк» звук Л где находится? (в середине)

      Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом и ребятам помогаю делать гору, строить дом. (Лопата.) Где находится звук Л?

      Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук»? (Дятел.)

      Блещет в речке чистой спинкой серебристой. (Рыба.)

      Без рук, без ног ползет. (Червяк.)

    Л.: Мы подошли к «Площади Путаниц»! Кто-то всё перепутал и составил неправильно предложения. Нужно исправить эти ошибки.

    Ватрушка съела старушку.

    Рубашка стирает Рому.

    Стол поставили на лампу.

    На белке сидит ёлка.

    Бревно ползет по муравью.

    3.Итог занятия.

    Ну, вот и подошла к концу наша прогулка! Давайте вспомним, что мы делали и о каких звуках мы говорили?

    1. Тимофеева Оксана Васильевна

    2. Учитель - логопед

    3. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №195» компенсирующего вида

    Тимофеева Оксана Васильевна

    Учитель – логопед

    МБДОУ «Детский сад №195» компенсирующего вида

    Тема: "Дифференциация звуков С-Ш"

    Цель : Закрепление произношения и дифференциация звуков «С-Ш».

    Задачи:

    1. Закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи;

    2. Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;

    3. Учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных;

    5. Формировать фонематический слух;

    6. Развивать речевое дыхание;

    7. Продолжать формировать грамматический строй речи.

    Ход занятия.

      Оргмомент.

    Логопед:

    - Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, щедры.

    - Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохните через ротик все обиды, злобу, огорчения (Звучит лирическая музыка.)

    (Дети делают вдох и выдох три раза)

    А теперь, посмотрите, кто пришёл к нам в гости? (два медвежонка)

    Не выспались Мишутки. Им нужна бодрящая гимнастика. А стать бодрыми поможет гимнастика для ушек.

    Подходи ко мне, дружок,

    И садись скорей в кружок.

    Ушки ты свои найди

    И скорее покажи.

    Оттяну вперед я ушки, а потом назад.

    Словно плюшевые мишки, детки в ряд сидят.

    Не забудь: массаж для ушек нужно делать всем.

    А теперь по кругу щечки дружно разотрем:

    Так забывчивым мишуткам память разовьем.

    Раз, два, три - скажу, четыре, пять и шесть, и семь.

    Не забудь: массаж для щечек нужно делать всем!

    Чтобы думали получше озорные мишки, мы погладим лобики

    Плюшевым плутишкам.

    Раз, два, три - скажу, четыре, пять, и шесть, и семь.

    Не забудь: массаж такой нужно делать всем!

    Отдохнули наши мишки, тихо в ряд сидят.

    Знают: польза от массажа будет для ребят!

      Артикуляция, дифференциация звуков [С-Ш] по артикуляторным и акустическим

    признакам.

    Я - Свисток, люблю свистеть, а вы ребята умеете свистеть? (показывают, объясняя артикуляцию звука)

    Я - Шумок, люблю шипеть, а вы покажете. Как умеете шипеть? (показывают, объясняя артикуляцию звука)

      Дифференциация изолированных звуков в игре «Стрелочки».

    Детям выдаются карточки со стрелочкой, на звук [Ш] они показывают стрелочку вверх, на звук [С] – вниз.

    В листьях ветер шелестит: то свистит он, то шуршит.

    Шуршит Шшш, свистит Сссс, шуршит…, свистит … и т.д.

    (стрелочка вверх, вниз)

      Дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах д/и « Повтори за мной»

    ша – са шу – су аш – яс ош – ос шо – со ши – сы уш – ус

    са – ша су – шу яш – аш ши – ис со – шо сы – ши еш – ЕС

      Дидактическая игра «Доскажи словечко».

    А ещё, наши Мишутки большие шутники. Послушайте, что они придумал:

    Как – то вечером старушки

    Пили чай и грызли …сушки.

    Кошка на подушке

    Лапкой моет...ушки.

    Ложится спать, кряхтя, старушка,

    Кладёт под голову … подушку.

    Испекла старушка пышки

    И сложила пышки в … миску.

      Физминутка. Выполнение движений в соответствии с текстом.

    Молодцы, ребята! Давайте поиграем с нашими мишутками.

    Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша,

    Са – са – са – голубые небеса,

    Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу,

    Су – су – су – и водички принесу,

    Ши – ши – ши – наши детки хороши,

    Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы ,

    Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки.

      Дифференциация звуков в игре «Свистяще – шипящая сказка».

    Надеть шапочки мишек на детей. Дети по ходу сказки выбирают картинки со звуками [С-Ш].

    Жили – были, поживали,

    Никаких забот не знали … (собака, кошка, мышка и свинья)

    Скучно было им без дела.

    Тут – то к ним и прилетела … (кукушка и сорока)

    Принесла им приглашенье

    На весёлый день рождения (кого?) (лисы, лягушки)

    Как подружки были рады!

    Стали примерять наряды …(шапка, сарафан, шарф, сапоги.)

    Быстро по коробкам ярким

    Разложили все подарки . (шарик, сумка, самовар, шуба)

    Две подружки так спешили,

    Что отправиться решили …. (на самокате, на машине)

    Именинница встречала

    И подружек угощала … (сыр, салат, сок, сахар, груша, шоколад, каша)

    А потом все гости встали,

    Инструменты в лапки взяли (скрипку, гармошку)

    Начались тут песни, пляски…

    Жаль, пришёл конец всей сказке.

      Произношение звуков [С-Ш] во фразовой речи (дети по – очереди повторяют за логопедом)

    Давайте покажем нашим гостям, как правильно мы умеем повторять чистоговорки.

      Мышки мишке вымоют миску.

      Кошка спит, а мышку видит.

      У шалунов и шалунишек,

    От шалостей большие шишки.

      Шесть мышат в камышах шуршат.

      Кашку ест корова Машка.

      Пушистая кошка на солнышке сушит

    Шерстку на спинке, хвостик и уши.

      Саша ест сушки, а Маша – ватрушки.

      Саша любит сушки, Сонюшка – ватрушки.

      Слушала старушка, как куковала кукушка на опушке.

      Саша с Машей весело смеялись.

    Шесть пушистых кошек мышонка испугались.

    Повторение пословиц и поговорок. Объяснить их смысл, назвать слова со звуком [С] и со звуком [Ш].

    Кашу маслом не испортишь. Поспешишь - людей насмешишь.

    Что посеешь, то и пожнешь. Меньше слов, да больше дела.

    Не спеши языком, а спеши делом.

    Упражнение «Исправь небылицы».

    Кошка боится мышку.

    Лежали на улице свежие доски.

    На них отдыхали ленивые коски.

    Миша и Маша лежали в коляске.

    Были они, безусловно, двойняски.

    Двое маленьких мышат

    Тоже ходят в детский шад.

    В нашем доме на окошке сидят серенькие... (коски).

    Кто альбом раскрасил наш? Ну, конечно... (карандас).

      Итог.

    Литература.

      Е.Г. Карельская «Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев» М. «Дрофа» 2007 г.)

      Лебедева И.Л.Трудный звук, ты наш друг! Звуки Ш,Щ,Ж. Вентана-Граф,
      2008.

    Цели занятия:

    • уточнить артикуляцию звуков [с], [ш];
    • закреплять правильное произношение звуков [с], [ш];
    • учить различать эти звуки на слух;
    • развивать фонематический слух;
    • повторить родовые отличия имен существительных;
    • повторить категорию числа имен существительных.

    I. Орг. Момент

    Посмотри внимательно на картинки. Этих веселых сказочных человечков зовут Соня и Шутник.


    Эти человечки приготовили нам много интересных заданий.
    - С какого звука начинается имя первого героя? [с]
    - С какого звука начинается имя второго героя? [ш]
    - Сегодня мы будем учиться различать эти два звука.

    II. Основной этап

    Уточнение артикуляционных укладов.
    - Покажем Соне, как мы умеем «свистеть». Губы в положении улыбки, я зык упирается в нижние зубы. Зубы расположены близко друг к другу. Воздух проходит посредине языка.
    - Теперь, «пошипим» для Шутника. Губы «рупором», чуть вытянуты вперед. Зубы на расстоянии друг от друга. Язык в форме «чашечки» поднимается за верхние зубы.
    - Посмотри на картинку. У наших гостей есть любимое задание – летать на самолете. Когда самолет набирает высоту и летит вверх, он издает звук [ш], когда летит вниз, звук [с]. Поставь пальчик на начало путешествия. Давай поможем самолету облететь все высокие горы.

    

    Работа на уровне слога.

    Соня очень любит малину. Когда он собирает ягодки, то поет свою песенку: «Са-са-са», «со-со-со», «су-су-су, «сы-сы-сы». Давай соберем ягодки вместе с Соней. Ставим пальчики на рисунок, шагаем по малинкам, напевая песенку.

    Шутник очень любит клубнику. Когда он собирает ягодки, то поет свою песенку: «Ша-ша-ша», «шо-шо-шо», «шу-шу-шу», «ши-ши-ши». Давай соберем ягодки вместе с Шутником.

    Работа на уровне слова.

    Соня и Шустрик очень хорошие друзья и любят играть вместе. Сегодня они опять перепутали все свои вещи. Помоги друзьям разделить их. Вещи Сони начинаются со звука [с], а вещи Шутника со звука [ш].

    Какие вещи возьмет себе Шустрик? (шапка, шорты, шары, шуба).
    - Какие вещи возьмет себе Соня? (савок, сумка, сапоги, санки).
    - Назови картинку, которой мы можем сказать: «Он мой» (савок)
    - Назови картинки, которым мы можем сказать: «Она моя» (сумка, шапка, шуба)
    - Есть ли здесь картинки, которым мы скажем: «Оно мое»? (нет)
    - Каким картинкам мы скажем: «Они мои?» (шорты, санки, шары, сапоги)

    Работа на уровне словосочетания.

    Наши друзья большие выдумщики. Они любят придумывать разные словосочетания. А ты можешь? Придумай по 3 признака к каждому слову.
    - Шуба какая? (Шуба теплая, шуба большая, шуба мохнатая)
    - Шорты какие? (Шорты короткие, шорты удобные, шорты синие)
    - Шапка какая? (Шапка какая? (Шапка вязаная, шапка разноцветная, шапка красивая)
    - Шары какие? (Шары воздушные, шары лёгкие, шары красивые)
    - Сумка какая? (Сумка удобная, сумка вместительная, сумка женская)
    Савок какой?

    Работа на уровне предложения.

    Посмотри на картинки. Их названия очень похожи, будь внимателен. Покажи крышку, крыску, уши, усы, мишку, миску, каску, кашку.
    - Придумаем предложения с каждой картинкой. Не забывай правильно произносить звуки [с] и [ш].

    III. Итог занятия

    С какими звуками мы сегодня играли? [с] и [ш]
    - Вспомним 5 слов, в которых есть звук [с] и 5 слов, в которых есть звук [ш].
    - Выполним последнее задание. Необходимо раскрасить только те картинки, в названиях которых есть звук [ш]. Слова, в которых есть звук [с], необходимо обвести простым карандашом.

    Задачи:

    Коррекционно-обучающие: уточнение и сравнение артикуляции звуков С- Ш; закреплять умение правильного произношения их в речи, дифференцировать их в словах, словосочетаниях, предложениях; продолжать учить правильно образовывать относительные прилагательные, обучать правильному составлению сложных предложений с союзом А.

    Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мелкую моторику, внимание, память.

    Коррекционно-воспитывающие: воспитание заботливого и внимательного отношения к людям, самоконтроля.

    Оборудование : телеграмма, колечки Су Джок, 2 куклы, песочница, маленькие игрушки(собака, сумка, колесо, слон, машина, кошка, шарик, лошадка), контурные изображения (собака, сумка, колесо, слон, машина, кошка, шарик лошадка),предметные картинки(сок, суп, салат, ватрушка, паштет, каша, колбаса, сыр, рис, пастила, ананас, шпикачки, шпроты, пшено, шоколад, груша),мяч.

    Ход занятия

    1. Оргмомент

    Я сегодня получила телеграмму от сестёр Сони и Шуры, давай посмотрим, что же в ней написано.

    Девочки приглашают нас на свой день рождения.

    Отправимся к ним в гости?

    2. Основная часть

    · Дыхательное упражнение «Ветерок»

    Дорога предстоит нам через лес. В лесу подул тёплый ветерок Ш-Ш-Ш-Ш. И мы подуем Ш-Ш-Ш-Ш. А сейчас дует холодный ветерок С-С-С-С. И мы подуем С-С-С-С.

    Какой звук мы произносили, когда пели песенку теплого ветра?

    А какой звук произносили, когда пели песенку холодного ветра?

    Как ты думаешь, какие звуки мы будем различать на занятии?

    Уточнить артикуляцию звука С и звука Ш. Показать кистью руки положение языка для данных звуков(С- ладошка «Блинчик», Ш - ладошка «Чашечкой»)

    · Пальчиковая гимнастика с колечками Су Джок

    Надеваем колечко на пальчик произносим слог со звуком С (СА), снимаем - слог со звуком Ш (ША). И т.д.

    · Игра «Магазин подарков»

    На день рождения нельзя прийти с пустыми руками, нужны подарки. И сейчас мы их «купим».

    Из песочницы, с закрытыми глазами достаём игрушки, на ощупь определяем, что это, называем игрушку (собака, сумка, колесо, слон, машина, кошка, шарик, лошадка) .

    После того, как достали все игрушки, спросить.

    Как ты думаешь, какие игрушки мы подарим Соне, а какие Шуре? Почему?

    Распределить игрушки между куклами Соней и Шурой.

    · Составление предложений по образцу.

    Образец: Соне я подарю собаку, а Шуре - машину.

    Соне я подарю сумку, а Шуре - кошку.

    Соне я подарю колесо, а Шуре - шарик.

    Соне я подарю слона, а Шуре - лошадку.

    · Дид. игра «Продукты»

    Сестрички готовились к нашему приходу и поэтому сходили в магазин за продуктами. Посмотри, сколько всего они купили (предметные картинки: колбаса, сыр, рис, пастила, ананас, шпикачки, шпроты, пшено, шоколад, груша). Как ты думаешь, что купила Соня, а что- Шура?

    (распределить соответствующие картинки между Соней и Шурой)

    Перечисли всё, что купила Шура, а теперь всё, что купила Соня.

    · Дид. игра «Поварята»

    Соня и Шура приготовили угощения, каждая своё. Догадайся, что готовила Соня, а что Шура (предметные картинки: сок, суп, салат, ватрушка, паштет, каша).

    (Соня готовила сок, суп и салат. Шура готовила ватрушку, паштет и кашу.)

    · Дид.игра «Какой? Какая?»

    Проводится как игра с мячом.

    Логопед бросает мяч и произносит: «Суп из риса, какой?»

    Ребёнок ловит мяч и отвечает: «Рисовый суп». И т.д.

    (Сок из ананаса, салат из мяса, паштет из шпрот, каша из пшена, ватрушка с шоколадом)

    · Игра «4 лишний»

    На праздниках всегда есть развлечения, вот и сестрёнки подготовили для тебя одну игру «4 лишний».

    (убрать лишнюю карточку)

    Колбаса, рис, сыр, пшено.

    Шоколад, груша, рис, шпикачки.

    Пастила, шпроты, ананас, сыр.

    Суп, сок каша салат.

    3. Итог

    Пора прощаться с Соней и Шурой. А какие же звуки нам помогли познакомиться с этими девочками?

    Конспект индивидуального логопедического занятия для 2 класса

    Тема: Дифференциация звуков [С]-[Ш].

    Цель : научить дифференцировать звуки [с] и [ш] в слогах, словах, предложениях.

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные : закрепление правильное произношение звуков [с] и [ш];дифференцирование звуков [с] и [ш] по акустическим и артикуляционным признакам в слогах и словах, предложениях; определение их при проведении звуко-слогового анализа слов.

    Коррекционно-развивающие : развитие мелкой и артикуляционной моторики, развитие фонематического слуха и слухового внимания, совершенствование грамматического стоя речи, обогащение словарного запаса учащихся и стимулирование детей к полным речевым высказываниям посредством различных тренировочных упражнений и обучающих игр.

    Коррекционно-воспитательные :воспитание умения слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда; формирование контроля за собственной речью, воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.

    Оборудование : тематические картинки, карточки с заданиями, зеркало, тетрадь и ручка.

    План занятия:

    I. Организационный момент

      Приветствие

    II. Основной этап

      Артикуляционная гимнастика

      Дыхательная гимнастика

      Объявление темы урока

      Тренировочные упражнения

    III. Подведение итогов занятия

    IV. Домашнее задание

    ХОД ЗАНЯТИЯ :

    Деятельность ребенка

    Оборудование

    I. Орг.момент

    Пишет школьник Паша

    Шапка, шайба, каша

    Мышка, мошка, шутка,

    Шахматы, мишутка.

    А теперь в другом стихотворении:

    Самолет построим сам,

    Понесемся над лесами,

    Понесемся над лесами,

    А потом вернемся к маме.

    Здоровается, определяет звуки Ш, С.

    II. Основной этап

    Артикуляционная гимнастика

    Давай вспомним, что нужно делать для того, чтобы правильно произносить эти звуки.

    Начинаем нашу зарядку для языка и губ:

      «Улыбочка»,

      «Заборчик»,

      «Блинчик» счет до 5/ остудили,

      «Чистим зубки» (с внутренней стороны вверху/внизу; с внешней стороны), прижали язык к нижним зубам,

      «Чашечка» (счет до 10),

      «Вкусное варенье» (5 раз),

      «Маляр» (5 раз),

      «Лошадка»

    Ребенок делает артикуляционную гимнастику.

    Дыхательная гимнастика

    А что нужно еще, чтобы звуки нашей речи правильно звучали и были понятны окружающим? Правильно дышать:

    1. «Кучер»: логопед и ребенок по очереди исполняют роль лошадки (цокают) и кучера (при сомкнутых губах говорят «тпру-у-у») - развиваем силу выдоха.

    2.“Греем руки”: дуем на ладошки, меняя силу выдоха.

    Ребенок делает дыхательную гимнастику.

    Объявление темы занятия.

    Сегодня будем различать звуки С и Ш.

    Ребенок дает утвердительный ответ.

    Анализ артикуляции звуков

    Характеристика звуков

      Давай вспомним, как получаются эти звуки и дадим им характеристику:

    Произнеси звук [с]

    «Песенку змеи» - ШШШ.

    Теперь давай дадим характеристику этим звукам: (общее – согласные, глухие, парные; различие – звук С – бывает твёрдый и мягкий, а звук Ш – всегда твёрдый).

    А какими буквами обозначаются эти звуки? Давай их назовем и напишем: буква [эс] и буква [ша].

    Ребенок слушает, произносит звуки.

    Звук «С»- губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние передние зубы, по середине языка идет холодная струя воздуха. Голосовые складки не работают.

    Звук «Ш»- губы вытянуты вперед, язык принимает форму чашки, находиться вверху, посередине языка идет теплая воздушная струя воздуха. Голосовые складки не работают. Покажем

    Ребенок дает характеристику звука [С] – согласный, звонкий, твердый.

    Ребенок дает характеристику звука [Ш] – согласный, глухой, всегда твердый.

    Ребенок называет и прописывает звуки.

    Зеркало, тетрадь, ручка

    Дифференциация С-Ш в слогах

    1. Игра ”Старый и молодой попугай”: повторяй за мной как попугай:

    Из тебя получился замечательный молодой попугайчик!

    2. Теперь читаем слоги по

    таблице слева направо:

    3. Постарайся повторить за мной чистоговорки:

    СА-СА-СА – под сосной живет лиса.

    ША-ША-ША – мы шагаем неспеша.

    СУ-СУ-СУ – Соне мёду я несу.

    ШУ-ШУ-ШУ – мы готовим кашу.

    СО-СО-СО – у машины колесо.

    ШО-ШО-ШО – летом очень хорошо.

    СЫ-СЫ-СЫ – не боимся мы осы.

    Ты отлично справилась!

    Ребенок повторяет.

    Ребенок читает.

    Ребенок повторяет.

    Таблица со слогами

    Дифференциация С-Ш в словах

    4. Если я скажу слово со звуком [c], ты должна опустить ручки вниз, а если я скажу слово со звуком [ш], ты поднимаешь ручки вверх:

    СОК, ШУМ, КОСА, ПУШОК, ШАГ, СОМ, СУП, ШИНА.

    Ты очень внимательная! Умница!

    5. Сравним пары слов по звучанию и по смыслу:

    Карточка №1

    КАШКА-КАСКА;

    МИШКА – МИСКА; МАШКА – МАСКА;

    КРЫСА – КРЫША;

    СУТКИ – ШУТКИ;

    УСЫ – УШИ;

    БАСНЯ- БАШНЯ.

    6. Теперь впиши, пожалуйста, недостающие буквы и назови лишнее слово:

    Карточка № 2

    …ашка, мы…и, кры…а, бир…а, ма…ина, кату…ка.

    Воспроизведи этот

    ряд слов по памяти (в прямом и обратном порядке).

    Это было сложное задание и ты с ним неплохо справилась!

    7.Закончи слово, добавив слог СА или ША:

    Карточка № 3

    ли-…, ка-.., ко-.., су-.., кры-…, коле-…, колба-…, но-…, ро-….

    Отлично справилась!

    8.Дети выбирают картинки, в названии которых есть звуки [С, Ш], раскладывают их на две группы и определяют место звука в слове (ребенку предъявляются картинки).

    Хорошо получилось!

    9. Нужно ответить на все вопросы полным ответом:

    Кто поднимает штангу? (штангист)

    Кто играет в шахматы? (шахматист)

    А кто играет в хоккей? (хоккеист)

    Кто водит поезда? (машинист)

    А кто водит такси? (таксист)

    Кто играет на пианино? (пианист)

    Кто играет на гитаре? (гитарист).

    Какие у нас получились слова (такси – таксист, гитара - гитарист)? – однокоренные.

    10. Рифмовки-путаницы:

    Помоги вернуть звуки и слова на место и произнеси рифмовки правильно.

    Кошка ловит «миску»,

    Мама моет «мышку».

    На виду у детворы

    «Крысу» красят маляры.

    Пожарный носит «кашку»,

    Саша ела «каску».

    Танцует Миша в «машке»

    Конфету дали «маске».

    У тебя все получилось!

    Ребенок поднимает/опускает руки.

    Ребенок объясняет смысл слов.

    Ребенок выполняет задание.

    Ребенок выполняет задание.

    Ребенок раскладывает картинки в две стопки.

    Ребенок отвечает.

    Ребенок восстанавливает правильный порядок звуков и слов.

    Карточка с заданием

    Карточка с заданием, тетрадь, ручка

    Карточка с заданием

    Предметные картинки

    Дифференциация С-Ш в предложениях

    11.Измени словосочетания по образцу:

    Карточка №4

    Ты носишь – я ношу

    Ты спешишь –

    Ты спишь –

    Ты рисуешь –

    Ты сыплешь –

    Ты сеешь –

    Я ношу – ты носишь

    Я прошу –

    Я спешу –

    Я рисую –

    Я сыплю –

    12.Составь словосочетания, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика:

    Карточка №5

    Веселый шоссе

    Ясное пастушок

    Сухое солнышко

    Интересное кошка

    Серая путешествие

    Ты все правильно подобрала!

    13.Придумай предложения с данными словосочетаниями:

    Карточка №6

    Вкусная лапша, душистый ландыш, катаешься на санках, моешься под душем.

    У тебя получились замечательные полные предложения!

    Ребенок выполняет задание.

    Ребенок выполняет задание.

    Ребенок выполняет задание.

    Карточки с заданиями

    III. Итог занятия

    Какие звуки мы сегодня различали?

    Повторим правило.

    Что вам понравилось на занятии?

    Как ты оцениваешь свою работу (если все получилось – подними правую руку вверх, если не все – правую руку на уровень груди, ничего не получилось – правую руку опусти вниз).

    Язык кверху…шш.

    Язык книзу…ссс.

    Ребенок отвечает.

    Ребенок оценивает себя.

    IV. Домашнее задание

    Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы:

    Куку…ка ве…ело кукует. Са…а не…ет гру…у. Па…ту…ок …пе…ит домой. Се…тра …шила Са…е руба…ку.

    Таблица со слогами

    Карточка №1

    КАШКА-КАСКА; МИШКА – МИСКА; МАШКА – МАСКА; КРЫСА – КРЫША; СУТКИ – ШУТКИ; УСЫ – УШИ; БАСНЯ- БАШНЯ;)

    Карточка № 2

    …ашка, мы…и, кры…а, бир…а, ма…ина, кату…ка.

    Карточка № 3

    ли-…, ка-.., ко-.., су-.., кры-…, коле-…, колба-…, но-…, ро-….

    Карточка №4

    Ты носишь – я ношу

    Ты спешишь –

    Ты спишь –

    Ты рисуешь –

    Ты сыплешь –

    Ты сеешь –

    Я ношу – ты носишь

    Я прошу –

    Я спешу –

    Я рисую –

    Я сыплю –

    Карточка №5

    Веселый шоссе

    Ясное пастушок

    Сухое солнышко

    Интересное кошка

    Серая путешествие

    Карточка №6

    Вкусная лапша, душистый ландыш, катаешься на санках, моешься под душем.

    Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы:

    Куку…ка ве…ело кукует. Са…а не…ет гру…у. Па…ту…ок …пе…ит домой. Се…тра …шила Са…е руба…ку.



    Похожие статьи
     
    Категории