• Мхи — древние и важные. Виды мхов и места их обитания Что относится к группе мхи

    12.01.2022

    Царство растений делится на 2 подцарства - высших растений и низших растений. Низшие растения - это водоросли, высшие - мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные.

    Водоросли

    Отличаются от высших растений тем, что не имеют тканей (проводящих, механических и т.п.) и не имеют органов (корней, листьев, стеблей). Все тело водоросли представляет собой единое слоевище (таллом) . Бывают одноклеточные водоросли.

    Споровые растения

    Мхи, папоротники, хвощи и плауны размножаются спорами (бесполое размножение). Из споры вырастает заросток (гаметофит) , он производит гаметы (яйцеклетки и плавающие сперматозоиды). Для оплодотворения нужна вода. После оплодотворения образуется зигота, из которой вырастает новое растение – спорофит (на нем в спорангиях образуются споры).

    МХИ считаются первыми растениями, вышедшими на сушу. У них впервые появляются стебель и листья. Отличия мхов от остальных высших растений:

    • Корней нет, вместо корней ризоиды .
    • Ткани есть, но они плохо развиты (особенно механические и проводящие), из-за этого все мхи являются небольшими травами.
    • Гаметофит доминирует над спорофитом (является листостебельным растением). Спорофит – коробочка на ножке, растет на гаметофите.
    • Из споры вырастает зеленая нить предросток (протонема), а затем – гаметофит.

    Из белого мха сфагнума постепенно образуются залежи торфа.

    ПАПОРОТНИКИ, ХВОЩИ, ПЛАУНЫ имеют не только стебель и листья, но и корни , и хорошо развитые ткани. Были широко распространены в каменноугольном периоде, именно из них образовались залежи каменного угля.

    • У папоротников споры образуются на нижней поверхности листьев.

    Семенные растения

    Отличаются от всех предыдущих отделов тем, что мужские гаметы у них не плавают в воде. Они находятся внутри пыльцы, которая переносится ветром.


    ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) в настоящее время занимают господствующее положение в биосфере Земли. Семена покрытосеменных покрыты оболочкой (околоплодником). Только у покрытосеменных есть: цветы, плоды, , сосуды в ксилеме.

    ВОДОРОСЛИ - МХИ
    1. Установите соответствие между характеристикой и группой растений: 1) зеленые водоросли, 2) моховидные

    А) не имеют тканей
    Б) не имеют органов
    В) имеют коробочки со спорами
    Г) у некоторых представителей имеются водоносные клетки
    Д) спорофит развивается на гаметофите
    Е) содержат одноклеточные и многоклеточные организмы

    Ответ


    2. Установите соответствие между признаками и группами растений, для которых они характерны: 1) Зелёные водоросли, 2) Листостебельные мхи. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) из зиготы вырастает спорофит
    Б) отсутствуют ткани и органы
    В) на гаметофите развивается коробочка на ножке
    Г) органы размножения развиваются на верхушках побегов
    Д) имеются одноклеточные и многоклеточные формы
    Е) у большинства видов тело представлено слоевищем

    Ответ


    ВОДОРОСЛИ В ОТЛИЧ. ОТ МХОВ
    Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Водоросли, в отличие от мхов,

    1) одноклеточные и многоклеточные растения
    2) автотрофные организмы
    3) размножаются спорами
    4) не имеют тканей и органов
    5) относятся к низшим растениям
    6) выполняют роль продуцентов в экосистеме

    Ответ


    МХИ - ПАПОРОТНИКИ
    1. Установите соответствие между характерным признаком растения и отделом, к которому он принадлежит: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные

    А) листостебельные растения с ризоидами
    Б) наличие видоизмененного побега с придаточными корнями
    В) наличие большого количества воздухоносных клеток
    Г) преобладание гаметофита над спорофитом
    Д) наличие травянистых и древесных форм
    Е) наличие заростка в цикле развития

    Ответ


    2. Установите соответствие между признаками организмов и отделами, для которых они характерны: 1) Папоротниковидные, 2) Моховидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) наличие заростка в жизненном цикле
    Б) отсутствие корней
    В) преобладание гаметофита в жизненном цикле
    Г) развитие спор в коробочке
    Д) расположение спорангиев на нижней стороне листа
    Е) развитие протонемы из споры

    Ответ


    3. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) отсутствие корней
    Б) развитая проводящая система
    В) наличие водоносных клеток
    Г) слабо развитая механическая ткань
    Д) преобладание спорофита над гаметофитом
    Е) видоизменённый подземный побег – корневище

    Ответ


    4. Установите соответствие между признаками и отделами растений: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) у некоторых имеются водоносные клетки
    Б) спорофит преобладает над гаметофитом
    В) из споры вырастает заросток
    Г) споры развиваются в коробочке
    Д) корни отсутствуют
    Е) имеются сложные листья

    Ответ


    5. Установите соответствие между признаком растения и систематической группой, для которой он характерен: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные

    Б) взрослое растение – спорофит
    В) споры образуются в коробочках
    Г) споры образуются в спорангиях на нижней стороне листьев
    Д) из споры развивается заросток
    Е) из споры развивается предросток (протонема)

    Ответ


    6. Установите соответствие между особенностью размножения и отделом растений, для которого она характерна: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
    А) в цикле развития преобладает гаметофит
    Б) в цикле развития доминирует бесполое поколение растений
    В) образование спор происходит в коробочке (спорогоне)
    Г) спорофит не способен к образованию органических веществ из неорганических
    Д) гаметофит представлен заростком
    Е) спора прорастает в предросток

    Ответ


    ФОРМИРУЕМ 7:
    А) образование коробочки на ножке
    Б) развитие взрослых растений-гаметофитов
    В) развитие взрослого растения из зиготы
    Г) гаплоидный набор хромосом в соматических клетках взрослого растения
    Д) расположение спорангиев на листьях-вайях

    МХИ КАК И ПАПОРОТНИКИ
    Выберите три варианта. Папоротники, как и мхи

    1) являются высшими споровыми растениями
    2) имеют вегетативные и генеративные органы (цветки, плоды)
    3) являются многолетними растениями
    4) в процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических
    5) не нуждаются в воде при размножении и развитии
    6) не содержат в клетках хлоропласты и митохондрии

    Ответ


    МХИ - ГОЛОСЕМЕННЫЕ
    1. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого этот признак характерен: 1) Голосеменные, 2) Моховидные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

    А) образует древесный ярус леса
    Б) наличие стержневой корневой системы
    В) преобладание в цикле развития спорофита
    Г) произрастает в нижнем ярусе леса
    Д) наличие предростка (протонемы) в цикле развития
    Е) прикрепляется к почве ризоидами

    Ответ


    2. Установите соответствие между характеристиками жизненных циклов и отделами растений: 1) Голосеменные, 2) Моховидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) формирование эндосперма
    Б) преобладание гаметофита над спорофитом
    В) образование предростка (протонемы)
    Г) участие воды при оплодотворении
    Д) созревание пыльцы на спорофите

    Ответ


    3. Установите соответствие между признаками и отделами растений: 1) Моховидные, 2) Голосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) размножение не связано с водой
    Б) размножаются с помощью спор
    В) наличие ризоидов
    Г) гаметофит доминирует над спорофитом
    Д) представителями отдела являются кукушкин лен и сфагнум
    Е) представителями отдела являются лиственница, кипарис и можжевельник

    Ответ


    МХИ - ЦВЕТКОВЫЕ
    1. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Моховидные, 2) Покрытосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

    А) взрослая форма представлена спорофитом
    Б) в цикле развития преобладает гаметофит
    В) корни отсутствуют
    Г) растения имеют цветок и плод
    Д) опыление происходит при помощи ветра и насекомых
    Е) споры развиваются в коробочке

    Ответ


    2. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен: 1) Мхи, 2) Покрытосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) размножается семенами
    Б) наличие ризоидов
    В) наличие цветков
    Г) наличие корней
    Д) проводящих тканей нет
    Е) в жизненном цикле преобладает гаметофит

    Ответ


    МХИ В ОТЛИЧ. ОТ ЦВЕТКОВЫХ
    Выберите три варианта. Мхи, в отличие от покрытосеменных растений,

    1) образуют половые клетки
    2) не имеют тканей
    3) имеют ризоиды
    4) являются фототрофами
    5) размножаются спорами
    6) не имеют цветка

    Ответ


    ПАПОРОТНИКИ В ОТЛИЧ. ОТ МХОВ
    Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для папоротников, в отличие от мхов, характерно.

    1) наличие заростка
    2) образование ризоидов у спорофита

    4) наличие корней
    5) размножение спорами
    6) преобладание в жизненном цикле спорофита

    Ответ


    ПАПОРОТНИКИ - ГОЛОСЕМЕННЫЕ
    1. Установите соответствие между процессами и отделами растений: 1) голосеменные, 2) папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

    А) формирование эндосперма
    Б) образование зеленого заростка
    В) слияние неподвижных гамет
    Г) развитие пыльцевой трубки
    Д) размножение и расселение спорами

    Ответ


    2. Установите соответствие между особенностью растения и отделом, для которого она характерна: 1) Папоротниковидные, 2) Голосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
    А) Яйцеклетки развиваются в гаметофите на чешуйках шишек.
    Б) Из споры развивается пыльцевое зерно.
    В) В цикле развития имеется гаплоидный заросток.
    Г) Жизненная форма - кустарник или дерево.
    Д) Придаточные корни развиваются от корневища.
    Е) Споры развиваются в спорангиях на листьях.

    Ответ


    3. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Папоротниковидные, 2) Голосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) наличие заростка в цикле развития
    Б) размножение спорами
    В) наличие семязачатков
    Г) наличие сперматозоидов
    Д) развитие главного корня
    Е) наличие древовидных и травянистых форм

    Ответ


    ПАПОРОТНИКИ - ЦВЕТКОВЫЕ
    1. Установите соответствие между признаком растения и отделом, к которому оно относится: 1) Папоротниковидные, 2) Покрытосеменные

    А) образование плодов
    Б) половое поколение представлено заростком
    В) размножение спорами
    Г) процесс оплодотворения зависит от наличия воды
    Д) наличие цветка
    Е) двойное оплодотворение

    Ответ


    2. Установите соответствие между особенностями развития растений и отделами, для которых они характерны: 1) Папоротниковидные, 2) Цветковые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) размножение спорами
    Б) образование на заростке мужских и женских половых клеток
    В) опыление ветром и насекомыми
    Г) двойное оплодотворение
    Д) образование семян внутри плода
    Е) образование спор на нижней поверхности листьев

    Ответ


    3. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Цветковые, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) Растения размножаются спорами.
    Б) В цикле развития имеется заросток.
    В) Семена защищены околоплодником.
    Г) Растения имеют как стержневую, так и мочковатую корневые системы.
    Д) Оплодотворение происходит при наличии воды.
    Е) Оплодотворению предшествует опыление.

    Ответ


    4. Установите соответствие между признаками и отделами растений: 1) Цветковые, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) развитие заростка
    Б) редукция гаметофита до нескольких клеток
    В) расселение спорами
    Г) оплодотворение при наличии воды
    Д) осуществление опыления и оплодотворения
    Е) развитие зародышевого мешка в семязачатке

    Ответ


    ГОЛОСЕМЕННЫЕ - ЦВЕТКОВЫЕ
    1. Установите соответствие между особенностью оплодотворения и отделом растений, для которых она характерна: 1) покрытосеменные, 2) голосеменные

    А) участвуют два спермия
    Б) участвует один спермий
    В) образуется триплоидный эндосперм
    Г) яйцеклетки развиваются в женских шишках
    Д) спермий сливается с центральной диплоидной клеткой зародышевого мешка

    Ответ


    2. Установите соответствие между отделом растений и особенностями спорофита его представителей: 1) Голосеменные, 2) Покрытосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) жизненная форма – в основном деревья
    Б) жизненная форма – травы, кустарники, деревья
    В) имеются специальные органы для вегетативного размножения
    Г) отсутствуют специальные органы для вегетативного размножения
    Д) ксилема представлена сосудами
    Е) ксилема представлена трахеидами

    Ответ


    3. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Голосеменные, 2) Покрытосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) представлены всеми жизненными формами
    Б) опыляются только ветром
    В) имеют разнообразные соцветия
    Г) наличие семян в шишках
    Д) наличие триплоидного эндосперма в семени
    Е) не имеют плодов

    Ответ


    ЦВЕТКОВЫЕ В ОТЛИЧ. ОТ ГОЛОСЕМЕННЫХ
    1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Покрытосеменные растения в отличие от голосеменных:

    1) Способны образовывать обширные леса
    2) Характеризуются многообразием жизненных форм
    3) Размножаются семенами
    4) Опыляются насекомыми и птицами
    5) Имеют хорошо развитые вегетативные органы
    6) Образуют сочные и сухие плоды

    Ответ


    2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Покрытосеменные, в отличие от голосеменных,
    1) являются многолетними растениями
    2) содержат хлоропласты с хлорофиллом
    3) имеют цветки и соцветия
    4) образуют плоды с семенами
    5) представлены тремя жизненными формами
    6) размножаются семенами

    Ответ


    Выберите один, наиболее правильный вариант. В процессе эволюции стебель с листьями впервые появился у
    1) водорослей
    2) моховидных
    3) папоротниковидных
    4) плауновидных

    Ответ


    Установите последовательность этапов индивидуального развития однолетнего покрытосеменного растения из семени
    1) образование плодов и семян
    2) появление вегетативных органов
    3) появление цветков, опыление
    4) оплодотворение и формирование зародыша
    5) прорастание семени

    Ответ


    Выберите три варианта. Какую функцию выполняет цветок растения?
    1) опыление
    2) поглощение веществ
    3) оплодотворение
    4) вегетативное размножение
    5) отложение запасных веществ
    6) формирование семян и плодов

    Ответ


    Выберите один, наиболее правильный вариант. Чем характеризуется группа моховидных по сравнению с другими группами растений
    1) в процессе развития происходит чередование поколений
    2) размножаются спорами
    3) имеют листья, стебель и ризоиды
    4) образуют органические вещества в процессе фотосинтеза

    Ответ


    Выберите три варианта. Семенами размножаются
    1) капуста белокочанная
    2) клевер ползучий
    3) плаун булавовидный
    4) олений мох
    5) хвощ полевой
    6) лук репчатый

    Ответ


    Выберите из перечисленных ниже растений два, размножающиеся спорами, и запишите цифры, под которыми они указаны.
    1) папоротник орляк
    2) хвощ полевой
    3) клевер красивейший
    4) можжевельник скальный
    5) пырей ползучий

    Ответ


    Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Что позволило покрытосеменным, в сравнении с голосеменными растениями, занять господствующее положение на Земле?
    1) расположение семян внутри плодов
    2) наличие в клетках хлоропластов
    3) симбиоз с бактериями и грибами
    4) наличие цветка
    5) двойное оплодотворение
    6) размножение семенами

    Ответ


    1. Выберите три верных ответа из шести и запишите в цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растения, изображенного на рисунке?
    1) в цикле развития преобладает спорофит
    2) гаметофит представлен заростком
    3) имеет видоизмененные листья
    4) семена не защищены околоплодником
    5) образует плоды
    6) опыление осуществляется насекомыми

    Ответ



    2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если у растения сформировались побеги, изображенные на рисунке, то для этого растения характерны

    1) оплодотворение при помощи воды
    2) отложение органических веществ в корневище
    3) размножение семенами
    4) преобладание в жизненном цикле спорофита
    5) наличие сухого многосемянного плода
    6) хорошо развитые трахеиды в древесине

    Ответ



    Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для изображенных на рисунке растений характерны следующие признаки
    1) низшие растения
    2) примитивные высшие споровые растения
    3) диплоидный спорофит преобладает над гаплоидным гаметофитом
    4) корней нет
    5) тело не разделено на ткани и органы
    6) гаплоидный гаметофит преобладает над диплоидныи спорофитом

    Ответ


    Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался побег, изображенный на рисунке, то для этого растения характерны
    1) мелкие чешуйчатые листья
    2) оплодотворение при помощи воды
    3) размножение семенами
    4) образование плодов на верхушке побега
    5) развитие листостебельного растения из протонемы (предростка)
    6) наличие хорошо развитой корневой системы

    Ответ


    Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для широколиственного леса характерны следующие растения:
    1) ель
    2) липа
    3) сосна обыкновенная
    4) дуб
    5) бук
    6) пихта

    Ответ


    Установите соответствие между примерами и категориями растений: 1) низшие растения, 2) высшие растения. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) хвощевидные
    Б) лишайники
    В) настоящие водоросли
    Г) плауновидные
    Д) моховидные
    Е) багрянки

    Ответ


    Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К растениям, не имеющим корней, относят
    1) кукушкин лён
    2) щитовник мужской
    3) плаун булавовидный
    4) хвощ полевой
    5) сфагнум
    6) ламинарию

    Ответ


    Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие растения имеют корни?
    1) плауны
    2) бурые водоросли
    3) зелёные мхи
    4) сфагновые мхи
    5) хвощи
    6) голосеменные

    Ответ


    1. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Для покрытосеменных характерно
    1) наличие заростка
    2) двойное оплодотворение
    3) созревание спор в спороносных колосках
    4) наличие плода
    5) триплоидный эндосперм
    6) преобладание в жизненном цикле гаметофита

    Ответ


    2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В процессе размножения и развития покрытосеменных растений происходит
    1) формирование пыльцы
    2) образование семязачатка в завязи пестика
    3) формирование заростка с ризоидами
    4) двойное оплодотворение
    5) формирование гаплоидного эндосперма
    6) расселение с помощью спор

    Ответ


    Установите соответствие между характеристикой и группой высших растений: 1) споровые, 2) семенные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) развиваются из зародыша
    Б) являются более древними по историческому происхождению
    В) имеют стержневую или мочковатую корневую систему
    Г) оплодотворяются при наличии воды
    Д) образуют зародышевый мешок и пыльцу

    Ответ


    Установите соответствие между признаками и группами растений: 1) низшие, 2) высшие. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) тело представляет собой таллом, или слоевище
    Б) имеют вегетативные и генеративные органы
    В) имеют светочувствительный глазок
    Г) имеют разнообразные ткани
    Д) живут главным образом в водной среде
    Е) включают одноклеточные организмы

    Ответ



    Установите соответствие между характеристиками и отделами растений. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) из прорастающей споры образуется протонема
    Б) гаметофит редуцирован до крошечного заростка
    В) имеют корневище с придаточными корнями
    Г) в жизненном цикле преобладает гаметофит
    Д) споры созревают в спорангиях, собранных в сорусы
    Е) имеют разнообразные жизненные формы

    Ответ



    Установите соответствие между характеристиками и представителями растений, изображенными на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) организм прикреплен к субстрату
    Б) тело представлено слоевищем
    В) в клетках присутствуют разнообразные пластиды
    Г) характерно семенное размножение
    Д) имеют вегетативные и генеративные органы
    Е) образует зимующую зигоспору

    Ответ


    Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания растения, изображенного на рисунке. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и за пишите цифры, под которыми они указаны.
    1) прикрепляется за счет ризоидов
    2) зеленое растение представлено гаметофитом
    3) имеет стробил на весеннем побеге
    4) размножается спорами
    5) имеет разветвленное корневище

    Ответ



    Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для отдела, к которому относится растение, изображенное на рисунке?
    1) двойное оплодотворение
    2) преобладание в цикле развития спорофита
    3) редукция гаметофита
    4) стебель соломина
    5) соцветие сложный колос
    6) вставочный рост

    Ответ


    Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Водоросли относятся к царству растений, так как
    1) в экосистемах являются продуцентами
    2) они осуществляют фотосинтез
    3) в экосистемах они являются консументами
    4) их клетки содержат пластиды
    5) их тело не дифференцировано на ткани
    6) они для дыхания поглощают кислород

    Ответ


    Проанализируйте текст «Мхи». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Мхи - это ________ (А) растения, поскольку размножаются спорами, которые образуются в особых органах - ________ (Б). В наших лесах встречаются зелёные мхи, например, кукушкин лён, и белые мхи, например, ________ (В). Для жизнедеятельности мхов крайне важна вода, поэтому они часто встречаются около лесных стоячих водоёмов: озёр и болот. Многовековые отложения мхов на болотах образуют залежи ________ (Г) - ценного удобрения и топлива.
    1) низшее
    2) коробочка
    3) семенное
    4) сорус
    5) споровое
    6) сфагнум
    7) торф
    8) цветковое

    Ответ


    © Д.В.Поздняков, 2009-2019

    На земле существуют представители растительного мира, которые считаются крупнейшими. Это различные виды мхов и лишайников. Практически любые их разновидности находят применение в производстве лекарственных препаратов. Некоторые используют даже в строительстве благодаря низкой теплопроводности. Выделена и специальная наука бриология, занимающаяся изучением моховидных.


    В природе насчитывается около 20 тысяч видов мхов

    Сфагновые виды

    Сфагнум - один из самых известных мхов России. Он растёт на болотах. Нижняя область у него сухая, жёлтого цвета, тогда как верхняя зона зелёная и влажная. Наблюдается такое из-за недостаточного поступления кислорода и минеральных соединений. Определённая часть растения со временем отмирает, превращается в торф. Его используют для производства топлива.

    Какие растения относятся к мхам группы сфагнума :

    • балтийский;
    • оттопыренный;
    • береговой;
    • прорезной.

    Сфагнум имеет множество применений

    Любые разновидности мха сфагнума характеризуются множеством полезных качеств. С его помощью можно дезинфицировать раны, обеззараживать гнойные поверхности. Повязки с марлей и сфагнумом накладывают на ожоги. Его можно использовать при иммобилизации конечностей, чтобы предотвратить трение повязки о кожу. Одновременно растение обеспечивает увлажняющий эффект.

    Растение характеризуется противогрибковыми свойствами. Изготовленные на его основе стельки для обуви уменьшают потоотделение. Сфагнум хорошо впитывает в себя жидкость. Известно, что он может вобрать в себя воды в 20 раз больше собственной массы. Его можно было бы использовать в борьбе с кровотечением вместо ваты благодаря указанному свойству. К тому же он не препятствует дыханию кожи, не формирует корок.

    Сфагнум находит применение в строительстве деревянных домов. Его используют для герметизации стыков между брёвнами, обеспечивая стабильную температуру в помещении. Хорош он и при возведении бань.

    Грунт благодаря такому приёму станет более плодородным. На дно цветочного горшка тоже можно положить сфагнум, пропитав его водой: так можно оставить растение надолго без полива.

    Печёночные разновидности

    Это отдельная группа моховидных растений, объединяющая несколько подвидов. Собственное название они получили благодаря характерной форме, напоминающей печень. Растения обитают в субтропиках и тропиках, обычно у них длинные листья и стебель. Кроме того, они образуют ещё и самое старое семейство мхов. Наиболее известным его представителем является блефаростома волосолистная. Для неё характерна плоская форма.

    Печёночные мхи обычно обнаруживаются на валежниках, камнях, пнях, по берегам водоёмов. Они формируют рыхлые и плотные слои. Отдельную категорию составляют бриофиты. Они разделены на несколько групп в соответствии с внешним видом листьев, стеблей и способа закрепления в грунте. Растения формируют плотные слои высотой от нескольких миллиметров до 3 см. Иногда на их долю приходятся огромные территории.


    Печёночный мох Пеллия можно вырастить в аквариуме

    Один из самых красивых представителей семейства печёночных мхов. Встречается она достаточно редко и произрастает в болотистых местностях Китая и Таиланда. Можно вырастить её и в домашних условиях, но потребуется аквариум. Мох способен расти на камне, песке и древесине. У него отсутствуют специальные ворсинки, которые позволяют прочно держаться на поверхности, поэтому лучше закреплять растения нитью или леской.

    Когда колония разрастётся, она будет самостоятельно поддерживать себя и обеспечивать всем необходимым. Стебли у пеллии довольно хрупкие, поэтому не стоит размещать её в тех местах, где обитают растительноядные рыбы. В целом при наличии правильного ухода пеллия способна превратиться в отличное украшение для аквариума.

    Печёночники размножаются половым и бесполым способом. По внешнему виду представители этой группы могут значительно отличаться друг от друга, так как сюда входит большое количество мхов и лишайников.

    Эта категория объединяет в себе 10 000 видов мхов. Кукушкин лён является классическим её представителем. Обнаружить его можно почти в любом лесу. Растение напоминает миниатюрное деревце, имеющее большое количество остроконечных листьев. В подходящих условиях обитания оно может формировать большие колонии и разрастаться до внушительных размеров. Если разместить кукушкин лён в саду, в дальнейшем от него придётся долго избавляться.

    Когда начинается цветение мха, на верхушке стебля формируется семенная коробочка. По мере созревания она открывается, и ветер разносит семена. Лесники считают это растение вредителем из-за того, что оно способно интенсивно разрастаться в условиях хорошего освещения и влажности почвы.


    Кукушкин лен относится к листостебельному виду мха

    По внешнему виду представители этого класса напоминают печёночников. Описание мха листостебельного такое: пластинчатая розетка тёмно-зелёного цвета, плотно прилегающая к грунту и достигающая диаметром до 3 см. На ней присутствуют роговидные выросты высотой до 3 см, представленные в большом количестве.

    Помимо кукушкиного льна, класс объединяет ещё несколько классических представителей. Список их включает :

    1. Гипнум кипарисовый. Обитает в лесу и покрывает значительные площади. Иногда поселяется на крышах и стенах домов. Стебли у него имеют удлинённую форму.
    2. Тортулу стенную. Растёт на известняках, стенах построек и образует миниатюрные подушечки, из которых вытягиваются длинные стебли.

    Еще одна разновидность листостебельных мхов – Политрихум можжевельникоподобный
    1. Политрихум можжевельникоподобный. Его коробочки со спорами напоминают цветы.
    2. Циррифиллум волосконосный. Формирует светло-зелёные дерновники. Отдаёт предпочтение почве, богатой известняком. Обнаружить его можно в зарослях кустарниковых, лесах. Можно сажать и на приусадебном участке.
    3. Хилокомиум блестящий. Встречается в лесах достаточно часто. Во время интенсивного роста формирует каскады, которые как бы поделены на несколько этажей.
    4. Антоцерос гладкий. Обитает в северных широтах. Обычно именно этот вид появляется первым после весенней оттепели.

    Подкласс Андреевые

    Эти растения предпочитают холодные участки с температурой около -5°С. Они имеют прямые маленькие и жёсткие листья. За счёт тонких ворсинок мхи проникают в структуру камня и укореняются в ней. В общей сложности насчитывается примерно 100 представителей этого класса. Наиболее известны из них дикранум многоножковый и родобриум розетковидный.


    Родобриум розетковидный один из 100 видов мхов подкласса Андреевые

    В России обнаруживается лишь 10 видов, которые размножаются декоративным путём. Они внешне чётко отличаются от зелёных мхов и сфагнума. Механизм их формирования следующий :

    1. Появляются бесцветные споры, которые в дальнейшем прорастают.
    2. Происходит деление клеток под оболочкой. Формируются клубневые тельца, состоящие из множества клеток.
    3. Образуется зелёная лентовидная протонема.

    Листья у таких растений однослойные, состоят из бесцветных волосков, обладающих повышенной впитывающей способностью. Они поглощают влагу из воздуха. На стебле отсутствуют проводящие пучки.

    Дубовый и обыкновенный

    Дубовый мох выделяют в отдельный вид. У него имеется мягкое кустовидное слоевище. Оно предпочитает северные и умеренные широты, растёт в горных лесах, укореняется на стволах сосны, дуба, ели и пихты. Слоевище может менять оттенок в зависимости от погодных условий. В засушливое время оно обычно имеет ярко-жёлтый или тёмно-красный тон. Как только наступает летняя жара, цвет растения меняется на бледно- голубой или белый.


    В зависимости от сезона и погодных условий дубовый мох меняет окраску

    Примечательно, что этот мох отличается сильными аллергенными свойствами . Несмотря на это, его в небольших количествах задействуют в производстве духов. Это объясняется его оригинальным терпким запахом хвои. В народной медицине дубовый мох тоже высоко ценится. Из него готовят настойку, которая эффективна против множества болезней.

    Мох обыкновенный встречается на территории Азии и Европы, Северной Америки и Африки. Он предпочитает стоячие воды, но встречаются и в водоёмах с течением. Он имеет тонкие разветвлённые стебли 40−50 см длиной. Листья заострённые, насыщенно-зелёные, длиной до 1 см.

    Места обитания

    Лучше всего мхи ощущают себя на скалах и камнях. Здесь им не приходится конкурировать с цветковыми растениями – последние просто не способны выжить в подобных условиях. Если неподалёку располагается водоём, то повышенная влажность тоже способствует их гармоничному росту.


    Болота – распространенные места обитания мхов

    В ткани мха присутствует специальный тип клеток, способных долго сохранять воду. При длительном отсутствии атмосферных осадков растения переходят в состояние покоя. Они снижают собственный метаболизм и меняют цвет. Вместе с тем им достаточно получить всего несколько капель влаги, чтобы вернуться к привычной жизни.


    Тортула стенная предпочитает солнечные и сухие места

    Чаще всего можно увидеть мох во влажных тенистых местах . Но есть виды, которые приспособились к сухим и солнечным территориям. Примером может послужить тортула стенная. У неё на листьях присутствуют прозрачные волоски, оберегающие растения от зноя. У этих растений имеются и другие приёмы для выживания. К примеру, сфагнум может сформировать кислую среду, что отпугивает бактерии, грибы, растений-конкурентов, которые могут его вытеснить. А антоцеросы предпочитают жить в симбиозе с синими водорослями. Последние вырабатывают азот и отдают его своему «соседу».

    Хотя мох имеет довольно неприметный вид, он играет весьма значимую роль в экосистеме. Растения эти способны удерживать в себе много влаги, что благоприятно отражается на водном балансе болотистой местности. На открытых пространствах эта его особенность способствует уменьшению почвенной эрозии. К тому же без сфагнума невозможно образование торфа, добываемого на болотах. Растения образуют плотный зелёный ковёр, который служит благоприятной средой обитания для мелких животных и множества насекомых.

    Мхи, они же мохообразные – это споровые растения, которые имеют стебель, зелёные листья, но лишены корней, системы сосудов, цветов и семян. Учёные, правда, не считают органы мхов настоящими стеблем и листьями, но мы не будем сейчас вдаваться в научные тонкости.

    Мхи – растения небольшие. Большинство сухопутных мхов достигает лишь нескольких сантиметров в высоту. Есть лилипуты, которые в пять раз меньше миллиметра. Но среди водных мхов бывают настоящие гиганты со стеблем метровой длины. Скромными размерами мхи, наверное, обязаны отсутствию проводящей системы. Как без неё они бы доставляли воду и питательные вещества во все концы большого тела?

    У мхов короткие, похожие на нитки, выросты нижней части тела. Они напоминают корни, но служат в основном для прикрепления к почве. А воду мхи поглощают всей поверхностью тела.

    Иногда название мох используют, путая разные растения. Например, известный всем «олений мох» () – никакой не мох, а растение из совсем другой группы, это лишайник.

    Где растёт мох?

    Мхи – обычные обитатели сырых, затенённых мест. Их можно встретить на гниющей древесине, стволах и ветках, скалах, камнях, бетоне, вдоль нижней кромки зданий, где скапливается влага. Иногда они появляются на крышах и между камнями брусчатки. Неудивительно, что эти любители влаги освоили и водоёмы.

    Пробурив не так давно ледник в Антарктике, англичане обнаружили мох, который пролежал тут полторы тысячи лет, со времен Римской империи. Более того – помещённый в воду мох пророс! Это говорит о том, что некогда в Антарктиде была , такая же, как в Северном полушарии.

    Среди туристов распространено мнение, что мхи чаще поселяются на северной стороне крупных камней, скал, стволов деревьев. Северная сторона и вправду чаще и дольше бывает влажной. Но так бывает не везде и не всегда. Да и у разных видов мхов неодинаковые требования к влажности и свету. Так что селиться мхи могут с любой стороны света, и ориентироваться по этому признаку надо с осторожностью.

    Чем мох отличается от водорослей?

    Главные отличия мхов от водорослей в том, что мхи:


    Чем мхи отличаются от папоротников?

    Мхи невозможно спутать с папоротниками, потому что у мхов:

    • нет настоящих крупных листьев и длинных корней;
    • очень слабо развиты специализированные ткани;
    • клетки бóльшую часть жизни имеют половинный, а не двойной, набор хромосом;
    • споры созревают не на листьях, а в коробочке, которая ножкой соединена со стеблем;
    • из споры вырастает разветвлённая нить, а не маленькая пластинка;

    Кроме того, мхи не бывают древовидными и появились на планете раньше папоротников.

    Чем полезен мох?

    Подобно прочим живым организмам, мхи важны в общем круговороте веществ. Многим животным и микроорганизмам они дают пищу, в ходе жизни изменяют место обитания. Например, покрывая почву плотным ковром, они могут привести к её заболачиванию. Неприхотливые мхи в числе первых поселяются там, где другим растениям жить трудно (например. в тундре). Отмирая и разлагаясь, мхи обогащают почву перегноем. В мох откладывают икру многие лягушки, мхом выстилают гнёзда птицы.

    Человек издавна использовал болотный мох сфагнум. Он нарастает вершиной, остальной стебель отмирает. Но поскольку растение содержит убийственный для бактерий фенол, то почти не перегнивает. Постепенно накапливаясь и спрессовываясь на дне болот, мох образует распространённое топливо и химическое сырьё – торф.

    Ещё одно свойство сфагнума – способность поглощать огромные количества влаги. Поэтому сухой мох используют как подстилку для скота, а во время войны он, случалось, заменял бинты.


    Кроме того, многие мхи очень декоративны, их ярко-зелёные подушечки украшают аквариумы, оранжереи, садовые композиции и т.п. В древней столице Японии городе Киото есть монастырь Сайходзи, где вот уж столетие как создан Сад мхов. Он признан объектом всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Вместо газонной травы и цветов землю тут покрывают мхи. Их тут 130 видов. Они украшают миниатюрные пруды, коврики из мха окружают камни и деревья.

    Мхи вообще легко поглощают из воздуха не только влагу, но и многие химические вещества. Это позволяет обнаруживать с помощью этих растений загрязнение атмосферы. Кстати, разрушение окружающей природной среды грозит многим мхам исчезновением. В Красную книгу России включено 60 видов мхов.

    Для систематизации знаний предлагаю заполнить следующую таблицу:

    Тема: Мохообразные. Характеристика мхов.

    Цель: 1. Познакомить учащихся с характерными особенностями высших растений на примере мхов. 2. Показать черты усложнения в организации мхов (по сравнению с водорослями).

    Оборудование: живые растения или гербарные экземпляры кукушкина льна, сфагнума или других мхов; микроскопы; таблицы.

    Инструктивная карточка.

    1. Рассмотрите внешнее строение мха. Найдите стебель и листья. Укажите форму, расположение, размер и окраску листьев, характер стебля (ветвистый, не ветвистый).

    2. Рассмотрите верхушку стебля и найдите коробочку со спорами. Установите значение спор в жизни растения.

    3. Рассмотрите под микроскопом лист мха и зарисуй его в тетради, подпишите названия основных частей листа.

    4. Ответьте на вопросы: чем отличаются мхи от водорослей и цветковых растений по строению? В чем сходство и различие в питании мхов и цветковых растений?

    2. Физиологические особенности растений

    Тема: Клеточное строение корня.

    Цель: Исследовать особенности внешнего и внутреннего клеточного строения корня.

    Оборудование: Проросшие луковицы репчатого лука с водой, проростки редиса, салата, пшеницы, покровные и предметные стекла, стакан с водой, препаровальная игла, микропрепараты корневого чехлика, корневые волоски, поглощающего участка.

    Инструктивная карточка.

    1. Рассмотрите корни репчатого лука невооруженным глазом и при помощи лупы. Найдите корневой чехлик. Рассмотрите микропрепарат корневого чехлика под микроскопом. Нарисуйте клеточное строение чехлика. Обозначьте его части.

    2. Найдите на корнях редиса, пшеницы, салата участки с корневыми волосками. Отметьте их расположение на корне. Нарисуйте корень и корневые волоски. Подпишите каждый участок корня.

    3. Рассмотрите его при помощи микроскопа. Найдите корневой волосок и рассмотрите его. Зарисуйте корневой волосок и обозначьте все его части. Почему изменилась форма клетки?

    4. Рассмотрите поперечный разрез проводящего участка корня. Найдите сосуды корня. Зарисуйте клеточное строение этого участка корня. Найдите сосуды корня. Зарисуйте клеточное строение этого участка корня.

    5. Сравните внутреннее строение плодов помидора и арбуза и строение корня. Найдите черты сходства и отличия. Чем объяснить особенности растительных тканей корня, сделайте вывод.

    Тема: Строение стебля.

    Цель: Изучение внутреннего строения стебля на примере хвойных и лиственных деревьев.

    Оборудование: части стеблей деревьев, препаровальные иглы, альбом.

    Инструктивная карточка.

    1. Рассмотри поперечный и продольный срезы веток и найди слои стебля древесного растения.

    2. На продольном срезе ветки отдели кору, на ощупь определи свойство поверхности древесины, найди в тексте учебника объяснения этого свойства.

    3. Рассмотри строение коры, древесины и сердцевины с помощью лупы. Препаровальной иглой выдели части коры (пробку и лубяные волокна), древесину и сердцевину. Расположи их на лабораторном месте и подпиши названия каждой из этих частей.

    4. Оформи аппликацию “Строение древесного растения”, зарисуй в тетради продольный срез ветки и подпиши название каждого слоя, используя при этом соответствующий текст и рисунок учебника.

    Тема: Видоизмененные побеги.

    Цель: Исследовать побеги клубней картофеля в связи с выполняемыми функциями.

    Оборудование: клубни картофеля, скальпель, альбом.

    Знакомить учащихся с видоизмененными побегами начинаем в ходе беседы о значении картофеля (пищевая, кормовая и техническая культура). С целью актуализации ранее усвоенных учащимися знаний об органах цветкового растения предлагаем для обсуждения вопрос: можно ли назвать клубень картофеля корнем, листом, цветком, плодом? В результате создается проблемная ситуация (что же такое клубень картофеля?) и необходимость решения учебной задачи, в ходе которого учащиеся должны опровергнуть ошибочные предположения и доказать, что клубень картофеля – видоизмененный побег.

    Решение этой задачи проводится в такой последовательности: учащиеся перечисляют признаки плода и побега, выясняют, какие из этих признаков присущи клубню, и делают вывод о том, что клубень – видоизмененный побег. Они убеждаются в этом в ходе лабораторной работы, предусматривающей изучение внешнего и внутреннего строения клубня. Выполняя работу по инструктивной карточке.

    Инструктивная карточка.

    1. Рассмотри клубень, найди почки. Зарисуй контур клубня и обозначь глазки и расположенные в них почки.

    2. Вспомни, как располагаются почки на клубне.

    3. Сосчитай число глазков на клубне; большее число их располагается на верхушке, меньше – на основании; определи, где у клубня верхушка, где – основание.

    4. Рассмотри тонкие поперечные срезы клубня картофеля на свет и найти части стебля; зарисуй строение поперечного среза клубня картофеля; подготовь ответ на вопрос: почему очищенный молодой картофель скользит в руках?

    5. Сравни внутреннее строение стебля липы и внутреннее строение клубня; объясни черты отличия.

    Тема: Передвижение воды по растению

    Цель: Ознакомиться с принципом поступления воды к листьям и почкам растения.

    Оборудование: поперечные срезы древесных пород растений, альбомы.

    Изучение вопроса о передвижении воды и минеральных веществ по стеблю начинаем с повторения материала о корне, поступлении воды и минеральных веществ в растение, взаимосвязях строения и функции корня. Проводим беседу о строении и функциях листа и предлагаем учащимся ответить на вопрос: по какой части стебля вода поднимается в листья?

    Обсуждение этой темы завершаем демонстрацией опыта, доказывающего, что вода и минеральные соли передвигаются по древесине стебля, и предлагаю учащимся изучить результаты этого опыта руководствуясь при выполнении лабораторной работы инструктивной карточкой.

    Инструктивная карточка.

    1. Рассмотри поперечный и продольный срезы веток липы, поставленных в подкрашенную воду.

    2. Зарисуй их, подпиши названия слоев, с помощью цветного карандаша изобрази результаты опыта.

    3. Объясни, почему окрасилась древесина, а не сердцевина и кора.

    3. Экологические особенности растений.

    Тема: “Многообразие соцветий цветковых растений”.

    Цель: 1. Познакомиться со строением простых и сложных соцветий. Научиться распознавать типы соцветий.

    На данном уроке знакомимся с многообразием соцветий в связи с привлечение насекомых для опыления.

    Мхи относятся к высшим растениям. Однако это наиболее древняя и просто устроенная группа. При этом моховидные очень разнообразны и многочисленны и уступают по количеству видов только цветковым растения. Насчитывается около 25 тысяч видов мхов.

    Подавляющее число мхов являются многолетними растениями, их высота от нескольких миллиметров до 20 см. Мхи растут только в хорошо увлажняемых местностях.

    Мхи имеют подобие корней - ризоиды, которые поглощают воду и закрепляют растение в почве. Кроме основной и фотосинтезирующей ткани мхи не имеют других тканей.

    Так у мхов нет покровных, механических, проводящих и запасающих тканей.

    Отдел Мхи (Моховидные) делится на два класса - Печеночные мхи и Листостебельные мхи.

    Печеночники являются наиболее древними мхами. Их тело представлено разветвленным плоским слоевищем. Много печеночников в тропиках. Мох маршанция растет во влажных местах, которые не заросли травой. Маршанция имеет стелющееся слоевище, которое похоже на листовую пластинку. В верхней части ее слоевища находится фотосинтезирующая ткань, в нижней - основная. Другим представителем мхов является риччия.

    У листостебельных мхов тело имеет побеги, состоящее из стеблей и листьев. Типичный представитель - кукушкин лен, который часто встречается в хвойных лесах и тундре, около сфагновых болот и в сырых местах. Он представляет собой растение больше 10 см высотой.

    У мхов есть бесполое и половое размножение. Бесполое представлено как вегетативным размножением, когда растение размножается частями слоевища, стеблей или листьев, так и размножением спорами.

    При половом размножении у мхов вырастают специальные органы в верхней части тела. В них образуются гаметы - подвижные сперматозоиды и неподвижные яйцеклетки. По воде сперматозоиды передвигаются к яйцеклетке и оплодотворяют ее. После оплодотворения на растении вырастает так называемая коробочка со спорами. После созревания споры рассыпаются и разносятся на большие расстояния.

    Спора, попав в благоприятную среду развивается в многоклеточную зеленую нить протонему, на которой потом вырастают талломы или побеги.

    Кукушкин лен может приводить к заболачиванию почвы, так как он создает на почве плотные покровы, что приводит к накоплению воды. Там, где растет кукушкин лен, может появляться другой представитель моховидных - сфагнум (белый мох). В его листьях клетки с хлорофиллом чередуются с большими клетками, содержащими воздух и воду. Сфагнум может быстро накапливать в теле воду и еще больше способствовать заболачиванию почвы. Отмершие части сфагнума входят в состав торфа.

    Биология
    5 класс

    § 20. Мхи

    1. Что такое ризоиды?
    2. Почему водоросли относят к низшим растениям?
    3. Что такое спора?

    Мхи распространены преимущественно в хорошо увлажнённых местах и лишь изредка в засушливых областях (в сухой период они находятся в состоянии покоя и возобновляют жизнедеятельность при выпадении осадков).

    В отличие от водорослей, мхи имеют стебель и листья, за исключением ряда видов примитивных печёночных мхов, у которых тело представлено слоевищем. Настоящих корней у мхов нет, их заменяют ризоиды, которыми они укрепляются в почве и всасывают воду.

    Так как тело мхов расчленено на стебель и листья, а размножаются они спорами, то их относят к высшим споровым растениям.

    Различают печёночные и листостебельные мхи.

    Печёночные мхи . Те, у кого дома есть аквариум, хорошо знают плавающее растение, зелёным ковром покрывающее поверхность воды. Это один из печёночных мхов - риччия (рис. 68). Тело её состоит из вильчато разветвлённого слоевища. При хорошем освещении риччия быстро разрастается, образуя плотные подушки на поверхности воды.

    Рис. 68. Печёночные мхи

    У плавающей риччии ризоидов нет, но при высыхании водоёмов, оставшись на сырой почве, она может их образовать. Различные виды печёночных мхов встречаются в сырых лесах, на болотах, в водоёмах.

    Листостебельные мхи . Один из самых известных листостебельных зелёных мхов - кукушкин лён (рис. 69), его часто можно встретить в заболоченных или просто во влажных местах. Его стройные коричневатые стебельки покрыты маленькими тёмно-зелёными листиками и похожи на миниатюрные растения льна.

    Мхи - древние и важные

    69. Мох кукушкин лён

    У кукушкина льна есть мужские и женские растения. На верхушках мужских растений размещаются половые органы, в которых развиваются подвижные половые клетки (гаметы) - сперматозоиды (от греческих слов «сперма» - семя, «зоон» - живое существо и «эйдос» - вид).

    У женских растений на верхушках расположены половые органы с женской половой клеткой (гаметой) - яйцеклеткой.

    На женских растениях развиваются коробочки на длинных ножках, покрытые волосистыми заострёнными колпачками. Они напоминают сидящую кукушку. Отсюда и название мха - кукушкин лён. В коробочках развиваются споры. Высыпаясь и прорастая, они образуют новые растения мха.

    Кукушкин лён - многолетнее растение. Покрывая в сырых местах почву сплошным ковром, он часто вытесняет другие зелёные мхи.

    Строение мха

    1. Рассмотрите растение мха. Определите особенности его внешнего строения, найдите стебель и листья.
    2. Определите форму, расположение, размер и окраску листьев. Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте его.
    3. Определите, ветвистый или неветвистый стебель у растения.
    4. Рассмотрите верхушки стебля, найдите мужские и женские растения.
    5. Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов?
    6. Сравните строение мха со строением водоросли. В чём их сходство и различие?
    7. Запишите свои ответы на вопросы.

    Представителем белых, или сфагновых, мхов является сфагнум.

    Сфагнум - растение с сильно ветвящимся стеблем (рис. 70). В отличие от кукушкина льна и других зелёных мхов, он не имеет ризоидов. Стебель и ветви большинства видов сфагнума покрыты мелкими светло-зелёными листьями. Каждый лист состоит из одного слоя клеток. Клетки эти двух разных типов, их различия хорошо заметны под микроскопом.

    Рис. 70. Мох сфагнум

    Узкие зелёные клетки, содержащие хлоропласты, соединены друг с другом и образуют сплошную сеть. В этих клетках образуются органические вещества, которые поступают из листьев в стебель.

    Между зелёными клетками находятся другие, более крупные. Их цитоплазма разрушена, сохранились только оболочки с отверстиями, поэтому эти мёртвые клетки прозрачны и могут заполняться водой или воздухом. До 2/3 поверхности листа состоит из этих клеток. Благодаря такому строению сфагнум быстро всасывает и проводит воду.

    Снаружи стебли также покрыты прозрачными мёртвыми клетками. Мёртвые клетки листьев и стеблей сфагнума способны поглощать воды в 20-25 раз больше своей массы, долго её удерживать, постепенно отдавая живым клеткам.

    Обычно сфагнум растёт на верховых болотах, покрывая поверхность почвы сплошным ковром, но он может расти и под пологом леса среди кукушкина льна. Там, где поселился сфагнум, почвы переувлажнены. На избыточно влажной почве деревья растут плохо, становятся угнетёнными, а сфагнум, напротив, разрастается пышным ковром, и лес постепенно заболачивается.

    Размножается сфагнум спорами, так же как кукушкин лён и другие мхи. На концах верхних ветвей у него образуются маленькие коробочки, в которых споры созревают.

    Значение мхов в природе и жизни человека . Мхи, поселяясь на лугах, в лесах, сплошным ковром покрывают почву, затрудняя поступление воздуха.

    Это ведёт к закисанию и заболачиванию почв.

    Листостебельные, особенно сфагновые, мхи сплошным ковром покрывают болота и, отмирая, образуют торф, который широко используется человеком. Торф применяется как топливо, удобрение и как сырьё для промышленности. Из торфа получают древесный спирт, карболовую кислоту, пластмассы, изоляционные ленты, смолу и многие другие ценные материалы.

    Новые понятия

    Мох. Спора. Высшее споровое растение. Сперматозоид. Яйцеклетка

    Вопросы

    1. Почему мхи называют высшими споровыми растениями?
    2. Каково строение кукушкина льна?
    3. Чем сфагнум отличается от кукушкина льна?
    4. Чем мох отличается от водоросли?
    5. Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека?

    Подумайте

    Почему даже самые крупные мхи не достигают размеров более 80 см?

    Задания для любознательных

    1. Рассмотрите под микроскопом листья мха сфагнума. Отметьте особенности строения двух типов клеток, из которых они состоят.
    2. Поместите в банку с влажной почвой немного риччии. Банку накройте стеклом и поставьте в тёплое светлое место. Следите, чтобы почва была постоянно влажной. Наблюдайте, что будет происходить с риччией.

    Знаете ли вы, что…

    • В слоях торфа сохраняются пни и корни деревьев, листья и пыльца растений, живших тысячелетия назад. Полностью они не разрушаются, так как в торфяной толще мало кислорода, кроме того, сфагнум выделяет вещества, препятствующие развитию бактерий. При осушении и разработке болот в толще торфа иногда находят хорошо сохранившиеся старинные лодки, останки погибших в болоте животных и людей.
    • Сфагнум широко использовали в годы войны как заменитель ваты из-за его высокой влагоёмкости и хороших бактерицидных свойств.

    Мхи - это группа высших растений. Отличаются таким сложным строением и разнообразием, что сформировалась целая наука, их изучающая - бриология.

    Несмотря на то, что моховидные относятся к высшим растениям, у них нет корней и цветков, а размножаются они с помощью спор и вегетативно.

    Распространены эти растения повсеместно - их можно встретить даже в Антарктиде, настолько они неприхотливы и устойчивы к любому климату.

    Мхи - низкорослые, многолетние растения, высотой от 1 мм до 60 см. Растут на деревьях, земле, камнях, стенах домов, в пресных водоёмах и на болотах.

    Мох - одно из древнейших растений Земли. Его возраст - около 300 миллионов лет.

    Виды мхов

    Прежде всего необходимо различать мохообразные и собственно мхи. Современная наука признаёт три класса мохообразных:

    • моховидные;
    • печёночники;
    • антоцеротовидные.

    Из них только первый класс относится к настоящим мхам. Остальные классы с недавнего времени стали рассматриваться как самостоятельные ботанические отделы.

    Самый крупный класс моховидных - листостебельные мхи. Их больше 14 тысяч видов, и они составляют 95 % всех моховидных.

    Название этого класса отражает его внешний вид и строение - растения состоят из стеблей с покрывающими их выростами-листьями разнообразной формы, расположенными по спирали.

    На подземной части стеблей вместо корней расположены ризоиды - длинные нитевидные выросты. С их помощью растение втягивает воду и минеральные вещества из почвы.

    Сложное строение, уникальный процесс размножения, способность впадать в состояние анабиоза помогает мхам выживать в любых климатических условиях и играть ведущую роль во многих растительных сообществах - в тундре, замоховелых лесах и т. д.

    Самый известный подкласс листостебельных мхов - зелёный. К нему относится, в частности, такое популярное у аквариумистов водное растение, как яванский мох.

    Царство растений

    С его помощью аквариум становится зелёным и красивым; растение легко крепится, а в его листьях любят нереститься аквариумные рыбки.

    На территории России обитают около 1500 видов моховидных, из которых самые распространенные:

    • Кукушкин лён. Встречается в лесах и лугах средней полосы России, имеет ярко-зеленую окраску.
    • Сфагнум, или торфяной мох. Основное место распространения - болота, отличается более светлой окраской.

    Отличие мхов от лишайников и папоротников

    Мох очень часто путают с лишайником. Примеры: исландский и олений (ягель) мхи на самом деле являются лишайниками. Исландский мох известен своими лечебными свойствами - с его помощью лечат туберкулез, простуду, восстанавливают силы.

    Отличие мхов от лишайников в том, что лишайники - более древнего происхождения и являются представителями низших споровых растений.

    А вот папоротники занимают более высокую ступень эволюции, и у них есть сосудистая проводящая система. Объединяет растения способ размножения: и те, и другие используют для этого споры, а не семена.

    Значение моховидных

    Значение мхов в природе и жизни человека огромно. Моховидные:

    • Первопроходцы. Они первыми осваивают земли с неблагоприятными климатическими условиями.
    • Регулируют водный баланс в почве.
    • Сфагнум - источник торфа, полезного ископаемого, используемого как горючее и удобрение.
    • Обладают обеззараживающими свойствами.
    • Накапливают и удерживают радиоактивные вещества.
    • Являются источником пищи для многих видов животных.
    • Предохраняют почву от эрозии.

    Однако распространение мхов может привести к заболачиванию сельскохозяйственных угодий.

    Мхи играют ведущую роль в формировании особых природных комплексов. Например, тундры.

    Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя в группе ВКонтакте. А ещё - спасибо, если ты нажмёшь на одну из кнопочек «лайков»:

    Вы можете оставить комментарий к докладу.

    Отдел моховидные, их классификация, экологические особенности и индикационное значение.

    У мхов нет цветков, корней и проводящей системы. Размножаются мхи спорами, которые созревают вспорангиях на спорофите. В жизненном цикле, в отличие от сосудистых растений, преобладает гаплоидный (то есть с одинарным набором непарных хромосом) гаметофит (половое поколение). Гаметофит мхов - многолетнее зелёное растение, нередко с листоподобными боковыми выростами и корнеподобными выростами (ризоидами), в то время как спорофит (или бесполая стадия жизненного цикла) короткоживущий, быстро усыхает и состоит только из ножки и коробочки, в которой созревают споры.

    Спорофит моховидных (носящий название спорогоний , или спорогон ), имеет более простое строение, чем у других групп высших растений. Он не способен укореняться и располагается на гаметофите. Спорофит состоит, как правило, из трёх элементов:

    · коробочка (или спорангия), в которой развиваются споры;

    · ножка (или спорофора), на которой располагается коробочка;

    · стопы, обеспечивающей физиологическую связь с гаметофитом.

    В природе:

    · Участвуют в создании особых биоценозов, особенно там, где почти сплошь покрывают почву (тундра).

    · Моховой покров способен накапливать и удерживать радиоактивные вещества.

    · Играют большую роль в регулировании водного баланса ландшафтов, так как способны впитывать и удерживать большое количество воды.

    В деятельности человека:

    · Могут ухудшать продуктивность сельскохозяйственных земель, способствуя их заболачиванию.

    · Предохраняют почву от эрозии, обеспечивая равномерный перевод поверхностного стока вод в подземный.

    · Некоторые сфагновые мхи применяются в медицине (в качестве перевязочных средств при необходимости).

    · Сфагновые мхи - источник образования торфа.

    МХИ (моховидные), отдел высших растений. Включает 22–27 тыс. видов. Выделяют антоцеротовые мхи,печёночные мхи и листостебельные мхи . Известны с карбона. Распространены повсеместно.

    Чем отличаются мхи и папоротники от цветковых растений?

    Особое значение имеют в тундре, где играют ландшафтную роль. В тропиках обычны высоко в горах, где расположен особый пояс мшистых лесов. В большинстве мхи – многолетние низкорослые растения. Отличаются сравнительно простой внутренней организацией (у них слабо выражены проводящие, механические, запасающие и покровные ткани). Мхи лишены корней, расчленены на стебель и листья или образуют стелющийся по земле таллом (слоевище). Однодомные, двудомные или многодомные растения. В чередовании поколений у мхов господствует гаметофит (половое поколение). Наряду с обеспечением полового размножения он выполняет основные вегетативные функции (фотосинтез, водоснабжение, минеральное питание). Спорофит (бесполое поколение) развит слабо, он всегда соединён с гаметофитом (существуют совместно на одном растении) и никогда не расчленяется на стебель и листья.

    Органы полового размножения – антеридии (муж-ские) и архегонии (женские) чаще располагаются на растении группами, обычно окружены листовидными выростами или другими защитными образованиями. Оплодотворение яйцеклетки подвижными двухжгутиковыми сперматозоидами, образующимися в антеридиях, возможно только при наличии капельно-жидкой воды. Слияние гамет и развитие зиготы происходит внутри архегония. Из зиготы в течение определённого времени (от нескольких месяцев до 2 лет) развивается многоклеточный диплоидный спорофит (специализированный орган размножения), называемый спорогоном. Он состоит из верхней спороносной части (коробочки) и нижней – ножки со стопой, врастающей в ткань гаметофита. Из образующихся путём редукционного деления спор развивается многоклеточное ветвистое нитчатое или пластинчатое образование – протонема, на которой закладываются почки, дающие начало пластинчатым талломам или облиственным побегам – гаметофорам. Массовое участие мхов в растительном покрове оказывает существенное воздействие на среду обитания других растений и животных. В районах повышенного увлажнения в умеренных зонах накапливаются значительные (толщиной до 11 м) залежи торфа с преобладанием мхов.

    Некоторые мхи (сфагнум ) обладают антибиотическими свойствами и применяются в медицине.

    Предыдущая12345678910111213141516Следующая

    ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

    Разнообразие моховидных. Их роль в природе и жизни человека

    Разнообразие моховидных. Моховидные распространены во всех климатических зонах суши. В наше время известно свыше 25 тыс. видов мхов (в Украине – приблизительно 800). Это преимущественно многолетние, реже однолетние травянистые растения. Зеленые стебли особей полового поколения у разных видов бывают длиной от 1–2 мм до одного метра. Мхи растут на поверхности почвы практически повсеместно – от болот до пустынь, некоторые виды освоили пресные водоемы. Наибольшее количество видов произрастает в хорошо увлажненных местах – влажных лесах, на лугах и т. д. На болотах и в тундре мхи составляют основу растительных сообществ. Часто они поселяются на деревьях и скалах. Мхи, растущие в пустынях, на протяжении нескольких лет могут сохранять жизнеспособность, находясь в высушенном состоянии.

    Свыше 300 видов рода Сфагнум распространены на болотах и других переувлажненных местах, преимущественно Северного полушария. Стебли сфагнумов достигают в высоту 50 см. Растения сильно разветвляются у верхушки и лишены ризоидов. Листья состоят из клеток двух типов: одни из них живые, а другие – мертвые. Живые клетки зеленые, в них происходит фотосинтез. Мертвые клетки бесцветные, в их оболочках есть поры, через которые они впитывают воду.

    Среди сфагнумов имеются как однодомные, так и двудомные виды. Сфагнумы растут верхушкой, а нижняя часть стебля постепенно отмирает. Отмершие части растений погружаются в воду. Поскольку в болотной воде обычно мало кислорода, а сфагнум выделяет кислоты, убивающие микроорганизмы, то отмершие его части не перегнивают. Они оседают на дне болот на протяжении десятков, сотен и тысяч лет, спрессовываются и образуют торф. Слои торфа иногда могут достигать в толщину нескольких десятков метров. Но скорость образования торфа незначительна: за десять лет откладывается слой не толще одного сантиметра.

    Значение моховидных в природе и жизни человека. Мхи не требовательны к условиям произрастания, они могут поселяться там, где отсутствуют другие растения.

    Что такое мхи? Строение, размножение, виды мхов, их значение и применение

    Выделяя кислоты, мхи вызывают постепенное разрушение скал, а их отмершие части накапливаются между обломками. Так возникают первичные почвы, на которых со временем поселяются и другие растения. Интересно, что животные почти не питаются мхами. Это способствует накоплению их остатков в почве и, таким образом, увеличению запасов перегноя.

    Сплошной слой живых мхов и их отмерших частей в лесах, тундре препятствует испарению воды и способствует ее сохранению в почве. Часто это приводит к заболачиванию, то есть образованию болот на местах лесов и других растительных сообществ. Болота играют исключительную роль в поддержании стока рек, так как именно от них берут начало ручьи и небольшие реки. Но с увеличением степени заболачивания местности могут сокращаться площади пахотных земель.

    Важную роль в хозяйственной деятельности человека играет торф, мировые запасы которого оцениваются в 270 млрд тонн. Торф используется как органическое удобрение и топливо. В виде прессованных плит его используют в строительстве как теплоизоляционный материал. В химической промышленности торф служит сырьем для производства пластмасс, красок, лаков, спиртов, кислот и т. д. Высушенный сфагнум имеет обеззараживающие (антибактериальные) свойства, поэтому его ранее использовали для перевязки ран.

    В горах Европы, в частности в Карпатах, на скалах и в пещерах встречается особый вид мхов. Зеленая нить, прорастающая из спор этого мха, живет длительное время, достигая значительных размеров, и способна к свечению в полутьме. Особые линзовидные клетки улавливают слабый свет и направляют его на хлоропласты, создавая условия для фотосинтеза. Свет, проходя через хлоропласт, отражается стенкой клетки как зеленый луч. Свечение этого мха породило народные легенды о гномах, которые ночами в пещерах с фонарями охраняют сокровища.

    Водный мох фонтиналис, половое поколение которого имеет вид разветвленных стелющихся стеблей, аквариумисты используют во время нереста декоративных рыб. Икра, находящаяся среди плотно переплетенных побегов мха, надежно защищена от поедания другими обитателями аквариума и действия вредных микроорганизмов, так как мох выделяет особые вещества, убивающие их.

    В коробочках разных видов мхов содержится от нескольких десятков до миллиона спор диаметром от 5 до 200 мкм. Споры мхов не утрачивают способности к прорастанию после пребывания в течение нескольких часов при температуре –200 °С или кратковременного нагревания до +100 °С.

    Листаем страницы биологии:

    Папоротниковидные
    Плауновидные и хвощевидные
    Общая характеристика семенных растений
    Виды корней. Типы корневых систем
    Строение корня
    Корень – орган, обеспечивающий минеральное питание растений
    Видоизменения корня и их функции
    Побег и его строение. Развитие побега из почки
    Биология (содержание)

    Чтобы разобраться, что такое мхи, нужно изучить древнейшую эта - высшего типа, обособленная и многочисленная. В наше время на всей планете существует почти 30 тысяч разновидностей мхов.

    Классификация

    Ботаники открыли и исследовали все известные виды классификация которых базируется на различиях в морфологическом строении, способах распространения и строении споровых коробочек. условно можно подразделить на такие классы: лиственные, печёночные и антоцеротовые мхи.

    Лиственные мхи

    Что такое мхи лиственные? Их иначе называют бриопсидами. Это многочисленный класс, насчитывающий около 15 тысяч видов. Представители данной группы признаны самыми высокоразвитыми из всех растений этого отдела. Бриопсиды очень разнообразны, причем как по форме, так и по габаритам. Иногда они достигают значительных размеров. Наиболее жизнеспособный этап их существования - гаметофит. Выглядит растение как стебель с однослойными листьями, расположенными по спирали. Размножаются бриопсиды спорами. Распространены они в тундре, болотистых и влажных местностях. Представители: кукушкин лен,

    Печеночные мхи

    Что такое мхи печеночные (печеночники)? Они насчитывают около 8,5 тыс. видов и подразделяются на два подкласса: маршанциевые и юнгерманниевые печёночники. Преобладающая жизнеспособная стадия - гаметофит. Внешне растение напоминает уплощенный "стебель" с листьями, расположенными вдоль. Размножается спорами при помощи элатеры (специальной пружинки). Печеночники распространены в тропическом и умеренно-влажном климате. Типичные представители: блефарострома волосолистная, маршанция полиморфная, барбилофозия плауновидная, птилидиум реснитчатый.

    Антоцеротовые мхи

    Что такое мхи антоцеротовые? Этот класс мхов специалисты часто расценивают как подкласс печеночных мхов. Он включает в себя почти 300 видов.

    В преобладает стадия спорофит. Внешне растение выглядит как розеткоподобное или лопастное слоевище. Эти мхи встречаются в климатических зонах умеренного влажного и тропического типа. Представитель класса - антоцерос.

    Обобщенная характеристика мхов

    Итак, что такое мхи? Это - низкорослые растения, высота которых может варьироваться от 1 мм до 60 сантиметров. Растут они на стволах деревьев, на стенах домов, на земле, в пресных водоемах и болотах. По причине непереносимости соли растения не встречаются в морях и на засоленных почвах. Чаще всего строение мхов весьма простое - стебли и листья. А вот корни у рассматриваемых растений отсутствуют вовсе. Воду и полезные вещества они впитывают ризоидами или всем телом. Адаптация к наземному существованию привела к тому, что у мхов появились покровные и механические ткани, а также новые клетки, выполняющие проводящую функцию. Растение это многолетнее, чаще всего небольшого размера (высотой всего несколько мм), реже крупное (до 60 см). Тело его выглядит как слоевище (антоцеротовые или отдельные печеночники) или же разделяется на “стебель” и “листья”. Прикрепление к субстрату и всасывание воды осуществляется выростами клеток, так называемыми ризоидами (у них, как правило, отсутствует проводящая система).

    Также не отличается замысловатостью. Это крупные светло-зеленые или немного красноватые куртинки. У них прямостоячие “стебли”, с расположенными пучковидно олиственными “ветвями”. Без ризоидов стебель мха прямостоячий (постепенно отмирающий снизу), облиственный в несколько рядов, с многочисленными облиственными боковыми отростками, которые собраны на верхушке стебля в плотную головку. На протяжении остального стебля ветви собраны пучками. Последние состоят из 3-13 ветвей, свисающих и отстоящих от стебля. На верхушке “ветки” укорачиваются и собираются в плотную головку. Бесцветные водоносные клетки с порами составляют наружный слой “стебля”.

    Однослойные “листья” сфагнума включают клетки двух видов: фотосинтезирующие и водоносные. Первые имеют червеобразную форму и содержат хлоропласты, расположенные между водоносными клетками. Таких клеток много, что позволяет сфагнуму всасывать большой объем воды. Спорофит сфагнума представляет собой коробочку округлой формы, в которой появляются споры, с крышечкой. Когда споры созревают, увеличивается давление внутри коробочки, вследствие чего крышечка открывается, и созревшие споры выбрасываются наружу. Этот процесс протекает в теплую погоду для лучшего распространения спор.

    Что такое мхи зеленые? К ярким их представителям можно отнести кукушкин лен. Его “стебель” покрывают жесткие, темно-зеленые шиловидные “листья”. Он имеет ризоиды и вырастает до 30-40 см. Листья мха отогнутые и прямоотстоящие, с удлиненным пленчатым влагалищем и жилкой, выступающей из верхушки. “Стебель” обладает примитивной проводящей системой и раздельнополыми гаметофитами. Верхушка "стеблей" завершается антеридиями и архегониями. Из зиготы после оплодотворения развивается спорофит, который представляет собой коробочку на длинной ножке для созревания в ней гаплоидных спор. Коробочка прикрыта опадающим колпачком с тоненькими, опущенными волосками, подобными льняной пряже. Коробочка мха подразделяется на крышечку, шейку и урночку. Внутри коробочки "спрятана" колонка, наполненная бесплодными клетками. Вокруг колонки располагается спорангий. Урночка и крышечка граничат с кольцом, состоящим из клеток с утолщенными стенками. Это кольцо отвечает за сбрасывание урночки и ее отделение от крышечки.

    Способы размножения мхов

    Половое поколение в преобладает над бесполым. Органы размножения мха образуются непосредственно на его теле. Это упомянутые выше архегонии и антеридии. Архегонии ответственны за формирование и развитие одной неподвижной женской гаметы, а антеридии - за множество гамет мужских. В оплодотворенной женской гамете (условие - наличие воды) начинает развиваться бесполое поколение мха - спорофит. Это своеобразная коробка на ножке, прикрепленная к телу мха. Она содержит много спор, которые способны прорастать при благоприятных условиях, образуя новое растение. Некоторые виды способны размножаться вегетативным способом. При этом от взрослого организма отделяется таллома, которая прикрепляется в непосредственной близости к растению, и начинает самостоятельное существование и размножение.

    Распространение мхов

    Сложнее определить, где нет мха, чем рассказать, где растет мох. Этот представитель флоры распространен почти везде - от тропиков до полярных областей. В тропических регионах мох растет преимущественно в гористой местности и в лесах, т. е. там, где преобладает повышенная влажность воздуха. Иногда почва, покрытая мхами, встречается и на засушливой территории, так как растение это обладает способностью временно останавливать свою жизнедеятельность в сухой период, а с появлением влаги возобновлять ее. В основном же, мхи преобладают в умеренном и субарктическом поясах северного полушария.

    Мох и его значение

    Значение мхов в природе огромно. Во-первых, благодаря этим представителям растительного мира регулируется ландшафтный водный баланс, ведь они способны аккумулировать в талломе большие запасы влаги. Во-вторых, растение мох создаёт особый биоценоз, особенно на таких территориях, где оно полностью покрывает почву. Кроме того, данная группа обладает свойством накапливать и удерживать радиацию. Значение мхов для животных также велико, ведь мохообразные являются основным видом корма для некоторых особей. Да и в жизнедеятельности человека это растение также играет немаловажную роль. Так, многие виды эффективно применяются в фармакологии. А торф, образующийся после отмирания мхов, используется в качестве топлива.



    Похожие статьи