• Темы классных часов по толерантности в школе. Классный час, посвященный дню толерантности «Я – мир. Упражнение «Все мы разные и одинаковые»

    07.09.2020

    Внеклассное мероприятие

    "День толерантности"

    Цель:

      знакомство детей с понятием «толерантность, толерантное отношение»,

      воспитание уважения и доброго отношения к другим людям,

      развитие коммуникативных навыков.

    План занятия

    Введение :

    На свете живут разноцветные дети.

    Живут на одной разноцветной планете.

    И эта планета на все времена

    У всех разноцветных всего лишь одна!

    Кружится планета, большая планета,

    Ладонями солнца она обогрета.

    Но греют планету намного теплей

    Улыбки и смех разноцветных детей.

    Ведь правда, друзья, хорошо на планете,

    Когда на планете, хозяева - дети!

    Давайте беречь от невзгоды любой

    Большой и доверчивый шар голубой!

    Давайте, ребята, назло непогодам,

    Обнимем планету своим хороводом!

    Развеем над нею и тучи, и дым,

    В обиду её никому не дадим!

      Что же это за слово такое – толерантность?

      Какими чертами должен обладать толерантный человек?

    - он должен быть внимательным и добрым, уметь общаться с людьми, хорошо излагать свои мысли. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.

    - надо чтобы каждый человек развивал свои способности, много знал и умел, чтобы мог стать полезным и нужным нашей стране.

      Как по другому мы можем назвать сегодняшний день? (День взаимопонимания, взаимопринятия, взаимодоверия.)

      А как вы думаете вы сами люди толерантные? (Да, нет.)

    А вот мне кажется, что вы все добрые, понимающие, толерантные.

    И сейчас я вам это покажу, а вы мне поможете.

    I. Упражнение «Комплименты»

    Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно.

    Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.

    Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята расскажут про положительные качества этого человека.

    После того, как все дети побывают на «волшебном стуле», учитель обсуждает с классом то, что дети почувствовали во время упражнения.

      Что нового вы узнали друг о друге?

      Были комплименты одинаковыми или разными?

      Почему разные?

    Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.

    II. Упражнение. «Волшебный микрофон»

    Дети садятся в круг, вместе с учителем.

    Часто ребята, которые учатся в одном классе несколько лет очень мало знают друг о друге, не знают кто чем увлекается, кто что любит, а чего не любит. Когда знаешь человека, то можешь проявить к нему внимание, сравнить его интересы со своими. Попытаться понять совершенно не похожего на тебя человека, проявить к нему интерес, а если надо то и терпимость, толерантность не просто, потому что надо и себя хорошо знать, иметь представление о себе как о личности. Надо учиться жить не ущемляя как своих интересов так и интересов других людей.

    Каждый, кто по кругу получает микрофон, отвечает на два вопроса

      Ваше увлечение (чем вы любите заниматься?)

      О чем вы мечтаете?

      Узнали ли вы о своих друзьях что–то новое?

      Что нового вы узнали?

      Что вас удивило, что понравилось?

    III. Упражнение. «Нарисуй себя»

    Все дети получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности.

    Затем следует обсуждение.

      Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги...)

      Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.)

    Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.

    VI. Упражнение. «Звали, зовут, будут звать...»

    Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят:

    «Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич»

    Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.

    Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать, людей чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

    V. Творческая работа. «Толерантный мир»

    Требуемое оснащение: фломастеры, клеевые карандаши, ватман, вырезки из газет и рисунки детей с улыбающимися лицами людей (желательно разных рас и национальностей).

    Музыкальное сопровождение: детские песни о дружбе – «От улыбки станет всем светлей», «Вместе весело шагать», «Солнечный круг» и т.п.

    Детям предлагается сделать коллаж из вырезок и рисунков.

    После оформления коллажа-стенгазеты – она вывешивается в классе или рекреации.

    VI. Итог занятия:

      Ребята, я сегодня очень много нового узнала о вас, а вы друг о друге узнали что–то новое?

      Зачем нам надо стремиться узнавать новое друг о друге?

      Наше сегодняшнее занятие пригодится вам в будущем?

      Как вы считаете, наш праздник удался?

    К сожалению еще не всегда люди бывают толерантны по отношению друг к другу, но я надеюсь, что придет время и праздника «День толерантности» не будет точнее он будет каждый день, все люди будут уважительно относиться друг к другу, никто никого обижать не будет. Каждый человек будет иметь собственные убеждения, будет отстаивать свои убеждения и все люди научатся договариваться, а не станут воевать, ругаться, конфликтовать.

    Использованная литература:

      Информационно-методический бюллетень КРОО «ИСТОК», вып. 1(3) «Толерантность», 2003-2004.

      Рожков М.И. и др. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003.

      Роу Д., Ньютон Д. Ты, Я, Мы. Книга для детей, учителей и родителей. Ростов-на-Дону, 1998.

    Тема

    Кол-во часов

    Кто я? Какие мы?

    О человеческом счастье.

    Человек – кузнец своего счастья.

    Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

    А нужны ли правила?

    Что мы знаем о правах человека?

    Мой дом – моя крепость.

    Я – часть своей страны.

    Итого:

    9 часов

    Тема

    Кол-во часов

    Закон и беззаконие.

    Жизнь дается один раз.

    Жизнь в неволе (рабство).

    «А я думаю по-другому…»

    Право на имя и гражданство.

    Дом, в котором я живу.

    Беда может случиться с каждым.

    Защита от дискриминации.

    Один для всех и все для одного.

    Итого:

    9 часов

    знания:

    приобретение навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

    умения:

    - умение достигать гармонию между «Я» каждого ученика и «МЫ», под которым подразумеваем школьное братство, причастность ко всем россиянам, людям.

    навыки:

    Ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе ;

    Ребенок, противостоящий нетолерантным отношениям;

    Социально адаптированный ребенок.

    Цель: формирование толерантных отношений между детьми, развитие желания становиться лучше, самосовершенствоваться.

    Воспитывать уважение к себе, сверстникам и старшим;

    Воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения людей;

    Формировать стремление оказывать помощь и быть готовым ее принять;

    Способствовать воспитанию у детей доброты и отзывчивости, развитию гуманистического, патриотического отношения к народу, к стране.

    Тема

    Кол-во часов

    О равнодушии и добре

    Друг познается в беде

    Душа народа к добру зовет

    Что значит быть дисциплинированным?

    Я придерживаюсь правил

    Учимся сочувствовать

    Нужны ли любовь и внимание?

    Что мы знаем о правах ребенка (интеллектуальный марафон)

    Итого:

    знания:

    Любовь и забота взрослых не сводится к исполнению всех желаний и вседозволенности;

    Все дети имеют равные права и должны уважать и соблюдать права других;

    Поступки, уважающие, защищающие права человека, - хорошие поступки и, наоборот, поступки, нарушающие права человека, - плохие.

    умения:

    Оценивать поступок человека с точки зрения права;

    Корректировать свое поведение, базируясь на понятии «соблюдение прав человека»;

    Оказывать помощь и быть готовым ее принять;

    Терпимо относиться к особенностям поведения людей.

    навыки: внимательно слушать и слышать; сочувствовать, сопереживать

    Цель: формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия, расширить представления детей о правах человека.

    Задачи:

    Создавать условия для формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания , поддержки;

    Развивать умения действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;

    Формировать качества, от которых зависит культура поведения;

    Помочь детям осознать значение труда и отдыха для человека.

    Тема

    Кол-во часов

    А нужны ли правила?

    ООН и Всеобщая декларация прав человека

    Документы ООН по правам ребенка

    Закон – один для всех

    Честь и репутация

    Свобода выбора: где жить и с кем жить

    Собственность

    Свободный труд

    Имею право достойно жить. Хочу быть образованным и культурным

    Итого:

    знания:

    Все люди равны в своих правах и равны перед законом;

    Всеобщая декларация прав человека, когда и зачем она принята, ее содержание;

    Права и обязанности имеют взаимную связь;

    Соблюдение прав невозможно без соблюдения условий для свободного и полноценного развития ребенка .

    умения:

    Оперировать терминами и формулировками;

    Отставать свое мнение, используя доказательства, ссылаясь на статьи основополагающих документов;

    Оценивать различные ситуации с точки зрения соответствия положениям «Декларации и конвенции по правам ребенка;

    Действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;

    Осознавать значение труда и отдыха человека.

    навыки:

    Соблюдение определенных правил в поведении, деятельности;

    Соблюдение закона в школе;

    Общественно-полезный труд.

    Цель: Воспитание у подростков терпимого отношения к себе и к окружающим, независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности.

    Задачи:

      Ознакомить с понятиями «толерантность», «толерантная личность»; Обсудить проявление толерантности и нетерпимости в обществе; Развить чувства собственного достоинства и умения уважать достоинства других; Учить осознавать многообразие проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии; Развить способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного диалога о самом себе.

    Тема

    Кол-во часов

    Сентябрь

    Что такое толерантность?

    Эмблема толерантности

    Черты толерантной личности. Чем отличается толерантная личность от интолерантной.

    Я и группа: толерантность к себе. Чувство собственного достоинства.

    Я и группа: толерантность к себе и другим.

    Толерантное общение.

    Толерантность к другим: разные миры

    Толерантность к другим: неведомые миры

    Толерантность к другим: учимся сочувствию

    Итого:

    В результате школьники приобретают:

    знания: п онятие «толерантность», особенности толерантной и интолерантной личности, знания своих способностей, личностных черт; причины и следствия непонимания, возникающего в результате взаимодействия человека с представителями других культур.

    умения: о тличать толерантного человека от интолерантного; умение показать, как отношение к себе связано с толерантностью к другим; какими способами можно сделать общение толерантным.

    навыки: определение толерантной личности; толерантное общение; успешное взаимодействие с представителями другой культуры.

    Цель: Развитие социального интеллекта подростков, повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы, развитие способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию.

    Задачи:

      Развитие рефлексии подростков путем обращения к проективным формам и обратной связи от одноклассников; Развитие групповой сплоченности; Создание условий для развития позитивного самоотношения учащихся; Создание условий для развития эмпатии в игровых моделях межличностного взаимодействия.

    Тема

    Кол-во часов

    Сентябрь

    Что я знаю о себе? Моей уникальное «Я»

    Я глазами других.

    Мои достоинства и недостатки.

    Мои «плюсы» и «минусы» со стороны.

    Как превратить недостатки в достоинства?

    Чувства «полезные» и «вредные».

    Злость и агрессия.

    Что такое эмпатия?

    Эмпатия в действии.

    Итого:

    В результате школьники приобретают:

    знания: собственный «Я-образ»; польза и вред эмоций; понятие «эмпатия».

    умения: самоанализ собственных достоинств и недостатков, определение своего уровня эмпатии.

    навыки: внимательное отношение к другому человеку, взаимодействие в группе.

    Цель: Способствовать повышению уровня толерантности у учащихся

    Задачи:

    Развитие умения слышать и слушать. Воспитание чувства коллективизма.

    Тема

    Кол-во часов

    Что мы знаем о себе?

    «Добрым быть совсем не просто»

    Эмоции и чувства

    «Чувствовать рядом с собой человека»

    Общение и умение общаться

    Основы этикета и искусства общения

    «Как стать лучше?»

    Нужно ли управлять своими эмоциями?

    Итого часов:

    В результате школьники приобретают

    знания: понятие толерантности общения, терпения и терпепимости.

    умения: умение слушать своего собеседника, уважать.

    навыки: анализировать различные ситуации, которые могут привести к конфликту.

    Цель : Способствовать становлению толерантной личности.

    Задачи:

    Развитие эстетических качеств. Воспитание уважительного отношения к окружающим.

    Тема

    Кол-во часов

    Мы и наши способности

    Психологические тесты (психологи)

    Что может человека?

    «Будьте добрыми и человечными»

    Я и мир вокруг меня

    Проблемные ситуации (с психологами) тренинг

    Итого часов:

    В результате школьники приобретают

    знания: понятия милосердие, сострадание, гуманизм.

    умения: умение объяснять термины нравственного характера. Умение объяснять и аргументировать свою позицию, свою точку зрения.

    навыки: участие в диспутах, спорах, диалогах.

    Учебно-тематический план занятий в 9-10-Х КЛАССАХ

    Цель: формирование нравственных качеств личности школьника для практической деятельности познания, ориентации в окружающем мире.

    Задачи:

    Освоение школьниками этических понятий, формирования познавательного интереса к этическому знанию, основам этической культуры. Развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения.

    Темы классных часов:

    Мой разум – основа моего поведения, а мое сердце – мой закон. Прекрасно там, где бывает милосердие. Жизнь как познание добра. Как бороться с конфликтами. Стремление к счастью – закон жизни. Всему начало – любовь… Нравственный закон внутри каждого. 9. Будущая жизнь – завтрашний день жизни настоящей.

    Всего: 9 часов

    В результате школьники приобретают:

    Знания: расширение и углубление нравственных занинй:

    Что же есть добро и зло, благо, справедливость;

    Что означают честь, совесть, долг, свобода;

    Умения и навыки : нравственное развитие учащихся, выраженное в восприятии жизнь и другого человека как наивысшей ценности, проявлении доброжелательности и уважения к другому, чувстве эмпании, а также ответственности за слова и поступки, чувстве собственного достоинства; стремлении к самоопределению, самосовершенствованию, самовоспитанию.

    Моя дорога к себе и другим

    Культура человека. Человек среди людей

    Толерантность и межнациональные отношения

    «Отцы и дети» в современном обществе

    Я отвечаю за свои поступки

    Не отрекаются любя

    Все мы родом из детства

    Литература:

    Антонов школьникам о Всеобщей декларации прав человека. М.: Вита-Пресс, 1997 г. Бескоровойная книга классного руководителя 8,9,10,11 классов – Ростов/ и Д: издательство «Деникс», 2002 г. , . Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М. «Просвещение», 1985. . Азбука права. Волгоград. «Учитель», 2005. , Калинина этических бесед с младшими школьниками. И., 1985 Всеобщая декларация прав человека. 1948 г. Декларация прав ребенка. 1959 г. . Начальная школа от А дл Я. Ростов –на-Дону. «Феникс». 2006. Журналы: Директор школы. 2002 №4. Внешкольник. 2002. №6, Классный руководи№6, 2003 №3, 2002.№6, 2005 №3. Закон РФ «Об образовании». М., 1992. Зинченко В. Культура и духовность// Вопросы философии. 1996. №2. , . Азбука нравственного воспитания. М.: «Просвещение». Конвенция ООН по правам ребенка, 1990 г. , Селиванова? Воспитание… Воспитание! М., 2002 , Локк Д., Руссо Ж., Песталоцци наследие. М., 1988. . Как воспитать настоящего человека. М. «Педагогика», 1990. Свадковский воспитание. М., 1997. Скоморохова М. Ориентация младших школьников на нравственные ценности// Начальная школа. 1997. №5 , Шарова в мире с самим собой и другими: тренинг толерантности. Изд. 2-е. М., 2001 Степанова руководителю о классном часе. М., 2002. Строганова часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности). М.: Педагогическое общество России. 2006. Сухомлинский власть коллектива. М., 1975. Справочник классного руководиклассы)/ Под ред. – М. 2005. , . Воспитание первый класс. Минск. «Интерпрессервис». 2002. , . Воспитание второй класс. Минск. «Интерпрессервис». 2003. . Организация воспитания младших школьников. М. «Просвещение», 2003.\ Марченкова милосердия у детей// Начальная школа. 2000 №5. Шабельник Е..С. Права ребенка. М.: Вита-Пресс, 2002 г. Шеншурина этической культуры. Книга для учителя. – М: ГИЦ «ВЛАДОС», 1999 Щуркова школьной жизни. М., 2000 Щуркова. Новый взгляд с позиции культуры. М., 1997 Щуркова жизни, достойный человека, и его формирование у школьника. Смоленск., 1995 Философский словарь. М., 1997 . Нравственное воспитание школьника. М. «Просвещение», 1983.

    Классный руководитель : Кузьменко А.В.

    Дата проведения: 15.11.2016 г.

    Единый урок на тему:

    «Международный день толерантности »

    Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.

    Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.

    Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать

    традиции и продолжать историю Планеты Толерантности.

    Цели:

    Образовательные:

      познакомить с понятием «толерантность»;

      выявить основные черты толерантности;

      сформировать правильное представление о толерантном поведении.

    Воспитательные:

      воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

      воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и взаимопонимание.

    Развивающие:

      продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой;

      способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;

      развивать терпимость к различиям между людьми.

    Оборудование:

      Учитель:

      Теперь попрошу всех встать в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Затем положите руки друг другу на плечи, поднимите правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по моей команде все делают шаг внутрь, и хором весело скажем:

      Если каждый друг к другу будет терпим,

      То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

      (раздача памятных закладок «Условия для реализации принципа толерантности» для книг всем участникам классного часа. (Приложение 4.)

      Учитель:

      Благодарю всех за активное участие. Вижу, что классный час понравился, и я надеюсь, что он оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

      Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш посёлок и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.

      Слайд 22.

      Спасибо за внимание!

      (Звучит песня «Дети Солнца» («Deti_solntsa», группа «Непоседы», альбом «10 лет – Лучшее», 2001г.)



    Похожие статьи