• Проектная работа по внеурочной деятельности. Практические основы применения проектной деятельности во внеурочной работе с младшими школьниками. Проектная деятельность во внеурочное время

    07.09.2020

    Метод проектов в учебной и во внеурочной деятельности учащихся.

    Учитель информатики и проектной деятельности Холодулин Юрий Анатольевич, государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.Д. Бузыцкова с. Нижнее Санчелеево муниципального района Ставропольский Самарской области


    2016 г.

    Содержание

    Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,

    Мудр бываешь лишь собственной мудростью.

    М.Монтень

    Введение

    Проблема: Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности . В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков в процесс развития личности ребенка.

    Актуальность: за последние годы произошли существенные изменения как в запросе к системе образования на региональном уровне, так и в содержании образования, заданным федеральным компонентом.

    Развитие рынка труда, появление новых профессий, требующих различных комбинаций знаний, умений, компетентностей, перспектива частой смены сферы приложения труда требует обновления целей не только профессионального, но и общего образования. Проекцией реальных изменений, которые происходят в экономике, в социальной сфере общества, является усложнение образовательного пространства школы.

    Одним из приоритетных направлений региональной образовательной политики в Самарской области провозглашена переориентация системы образования на компетентностный подход. Компетентность как результат образования выражается в овладении учащимися определенным меню способов деятельности по отношению к предмету воздействия. Такой набор осваиваемых способов деятельности должен являться предметом запроса работодателей и быть социально востребованным, что позволит учащемуся на выходе из школы оказываться адекватным типичным ситуациям.

    Цель: преобразовать образовательный процесс так, чтобы в школе возникали пространства для осуществления основных этапов формирования компетентностей школьников в учебной и во внеурочной деятельности, через использование метода проектов, как одной из компетентностно-ориентированных образовательных технологий.

    Задачи:

      Развивать умение самостоятельно творчески мыслить и использовать его на практике;

      Развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений;

      Формировать интересы, склонности учащихся, дать возможность ученику попробовать себя в разных видах деятельности;

      Формировать привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе;

      Формировать навыки диалогового общения и социального взаимодействия;

      Повышать уровень обученности и качества знаний;

      Организовывать взаимодействие родителей и детей, органов власти и детей, родителей и учителя.

    Проектная деятельность как форма организации внеурочной деятельности

    Демократические преобразования в обществе, динамизм окружающей действительности, конкурентоспособность и другие явления рыночной экономики на первое место ставят индивидуальность и неординарность личности человека, его умения взаимодействовать с этим миром на разных уровнях: от исполнительского до творческого, созидательного.
    Все это предъявляет подрастающему поколению особые требования: быть активными и инициативными, самостоятельными и ответственными, творческими личностями, доброжелательными и толерантными, умеющими владеть собой в любых обстоятельствах.
    Воспитание в школе не локализуется, не сводится к какому-то одному виду деятельности, оно пронизывает и учебную и внеурочную деятельность. В государственных стандартах нового поколения сказано, что именно внеурочная деятельность наиболее эффективно способствует процессу социализации личности каждого ребёнка.
    На организацию внеурочной деятельности отводится 12 часов в неделю. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, КВНов, викторин, игр, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Внеурочная деятельность в классе представлена следующими направлениями работы:
    спортивно-оздоровительное (ЛФК, «Подвижные игры», «Все цвета, кроме чёрного»);
    художественно-эстетическое (кружок «Умелые руки»);
    научно-познавательное («Мой друг - компьютер» (1-2 класс), «Я-исследователь» (3-4 класс), «В мире книг», кружки «Занимательная математика», «Школа волшебников», «От идеи до проекта»);
    духовно-нравственное («Азбука народной культуры», «Азбука народных праздников» (3-4 класс); «Этика: азбука добра», кружок «Я и толерантность» (1-2 класс).
    Именно во внеурочной деятельности наиболее успешно может быть организована среда для реализации собственных замыслов детей, реальной самостоятельной деятельности учащихся и, что особенно важно, для осуществления ими морально-нравственного выбора не на словах, а на деле. Основной формой организации внеурочной деятельности школьников является проектная деятельность учащихся.
    Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся, так как требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.
    На мой взгляд, проект – это решение проблемы в общении силами единого творческого коллектива. Создание проекта – это творчество в первую очередь учеников, работающих над проектом.
    П - Проблема
    Р – Решение решается
    О – Общение опытом
    Е – Единство единством
    К – Коллектив команды
    Т - Творчество творчеством
    Следует учитывать, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность.
    Учитывая уровень развития самостоятельности у ребенка, помощь учителя может состоять:
    в подборе литературы и других источников информации по теме;
    в формулировании гипотезы и определении целей, которых надо достичь;
    в показе способов и приемов работы с найденным материалом;
    в обсуждении собранного материала;
    в подготовке текста в моделировании, в том числе и компьютерном выступления.

    В первом классе у детей практически нет опыта совместной работы. Соответственно необходимо делать акцент на заданиях, которые позволяли им быстрее познакомиться друг с другом и начать формировать коллективные формы взаимодействия. По мере взросления детей и накопления опыта общения в классе акценты смещаются на: развитие навыков согласовывания личных интересов с интересами других, обучение правилам эффективной организации совместной работы становление эмоциональной сферы.
    Учащиеся выполняют КТР (коллективно-творческие работы), творческие проекты.
    Коллективно-творческие работы. Например, КТР (изготовление панно) «Дерево нашего класса», «Московский Кремль», «Мы прилетели на другую планету».
    Мы совершили первые шаги в проектную деятельность. Наша коллективная творческая работа (КТР) «Дерево нашего класса».
    Цель: вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс; формировать навыки совместной работы; развивать интерес к предмету, творческие способности учащихся, эстетический вкус; воспитание чувства уважения одноклассников.
    Этапы проведения КТР:
    на первом внеклассном занятии по теме « Давай познакомимся» рисование ребятами своих портретов и изображение на рисунках своих любимых занятий, увлечений; пояснение рисунков; игра «Кто я?».
    изготовление на занятиях кружка «Умелые руки» коллективной аппликации «Дерево», кроме дубовых листочков.
    на втором занятии крепление на дерево дубовых листочков, с написанными именами учащихся (рассказывание о себе).
    поиск и обсуждение названия и девиза классного коллектива с привлечением помощи родителей; название коллектива «Дружная семейка», девиз: «Двадцать один не один – в обиду не дадим»
    В результате КТР дети поняли, что надо учиться дружить с одноклассниками и уважать друг друга, потому что мы – одна семья.
    По аналогии было выполнено КТР «Московский Кремль» (панно) «Мы прилетели на другую планету».
    Начиная со 2-го класса, целенаправленно начинаю применять метод проектов. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления. Ученые определили, что одним из ведущих новообразований этого возраста является произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой имидж. Учителю необходимо только вовремя стимулировать эту деятельность.
    С интересом детьми воспринимаются творческие проекты. «Безопасность на дорогах».

    Этапы проведения проекта.

    Исследовательский (подготовительный) этап. На этом этапе осуществляется поиск проблемной области. Я использую метод мозговой атаки с целью коллективного поиска проблем. В результате область проблемы определена – «Безопасность на дороге». Проблемный вопрос: как защитить себя от опасностей на дороге?
    Обсуждение темы проекта . Выбор творческого названия проекта («На улице – не в комнате, о том, ребята, помните!»)
    Формирование 4 групп учащихся, состоящих из 5-7 человек. (1-ая - подбирает материал о светофоре; 2-ая – правилах пешехода; 3-ая – о дорожных знаках; 4-ая – о правилах поведения велосипедиста). Творческие группы комплектовались с учетом индивидуальных особенностей и пожеланий учащихся.
    Обсуждение и составление плана работы учащихся в группе с помощью учителя. Каждый учащийся получил свою часть работы.
    Обсуждение со школьниками возможных источников информации.
    Предварительное ознакомление с собранным учащимися материалом, консультация для учащихся проекта.
    Организация самостоятельной работы учащихся по выполнению заданий.
    Выполнение творческой работы . Проведение презентации творческой работы» Азбука дорожного движения». Были выпущены буклеты; проведено выступление агитбригады с информационной минуткой в классах начальной школе в форме участие в городской акции «Письмо водителю нарушителю».
    Оценивание проведенной работы. После защиты и просмотра проектов проводилось их обсуждение с акцентом на успехах детей и на организации работы в группах.
    Объективно и всесторонне оценить творческую проектную деятельность школьников помогают оценочные листы проектов. (Взаимопроверка и самооценка).
    Оценочный лист проекта
    Группа №__
    Тема проекта ___________________
    Этапы выполнения проекта Оценки
    1. Исследовательский (Сбор информации)
    2. Практический (Работа в группе)
    3. Творческий (Защита проекта)
    4. Самооценка
    Итоговая оценка
    Ребята высказали удовлетворенность результатами проделанной работы. Каждый учащийся в группе должен владеть учебным материалом по теме, уметь представить и свою работу, и работу других членов группы. Многие дети изъявили желание продолжать работать над проектами.
    В этом случае метод проектов используется не только для приобретения знаний, но и для выработки навыков культуры общения, как-то умение попросить о помощи или дать консультацию, так как именно в процессе взаимопомощи дети лучше усваивают изучаемый материал. Очевидно, что улучшается психологический микроклимат в группе.
    В 2008-2009 учебном году начата работа над долговременным совместным (учителя первых классов, мои ученики совместно с учащимися параллельных классов и родители) межпредметным (на 4 года) проектом «Сколько праздников в году». Результат проекта - выпуск детской газеты «Солнышко», в которой рассказывается о народных праздниках и о школьной жизни наших учеников, редактором которой я являюсь.
    За этот период было сделано 8 тематических выпуска и два специальных выпуска, посвященный правилам дорожного движения, в разработке которых принимали участие не только учителя и учащиеся первых классов, но и родители школьников. Родители помогают редактировать и опубликовывать выпуски газеты «Солнышко».
    Следует отметить, что мои учащиеся со своими проектами выступали на школьных научно-практических конференциях (призовые места) и на городских конференциях «Первые шаги в науку» и «Эвритошка». Школьники приняли участие в областной акции «Учись быть пешеходом» городской конкурс газет и журналов» (II, I место), в региональном этапе VIII Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле», во V всероссийском конкурсе «В мире прекрасного» в номинации исследовательских работ и проектов (I место), и в I Международной заочной студенческой научно-практической конференции «Наука глазами молодежи», которые были выставлены на сайте конференции, опубликованы в сборнике (выпуск 3) описаний работ.
    В рамках выполнения творческих проектов учащимися происходит развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей, что способствует ознакомлению работы в сотрудничестве (командная, групповая работа), которому я уделяю особое внимание.
    С второклассниками и третьеклассниками чаще используются групповые формы работы. Они способствуют вовлечению в проектную деятельность большего числа детей, которые приобретают навыки исследования. А четвероклассники предпочитают индивидуальную работу групповой, так как этими учениками уже получен некоторый опыт поисково-исследовательской деятельности.
    Представление результата исследования проходит в разной форме: праздники, викторины, защиты. Современный классный час – это представление результата исследовательской деятельности учащихся на определённую тему. В своей работе считаю традиционными праздники народного календаря: «Покров», «Рождество», «Масленица», «Пасха» при подготовке которых ребята проделывают большие исследования. Данные исследования помогают ученикам познакомиться с национальными традициями русского народа, узнать об истории возникновения этих традиций, технологию проведения таких праздников и ощутить своё присутствие и участие в праздниках народного календаря.
    Хочется отметить такую форму современного классного часа как защита коллективных исследовательских проектов. Так исследовательский проект «Будь природе другом!» сыграл огромную роль в нравственном воспитании младших школьников. Целью данного проекта являлось создание условий для осознания учащимися своей моральной ответственности за судьбу родной Земли, формирование экологической культуры.
    В рамках проекта ребята изготовили игры «Экологический светофор» и «Будь природе другом» и плакаты по охране природе. Интересная и познавательная игра «Будь природе другом!», которая поможет проверить свои знания по правилам поведения в природе. Демонстрируются слайды с вопросами и тремя вариантами ответов. Каждый ответ определенного цвета (синий, желтый, зеленый). Чтобы ответить на вопрос надо показать фишку того цвета, который соответствуют, по-вашему, мнению, правильному ответу
    Работу обобщили в виде электронного наглядного пособия «Практическая экология или что может сделать каждый». Своими выводами поделились с учащимися начальной школы.
    Многие дети увлеклись исследованием, им нравится наблюдать, экспериментировать, узнавать что-то неизвестное. «Баба-яга: кто она?», «Почему самолёт оставляет след в небе?», «Наша пища и витамины», «Вес школьного портфеля», «Какие бывают правила?» - вот лишь некоторые из работ учащихся, которые носили исследовательский характер и с которыми они успешно выступали на школьных и городских НПК.
    Организация поисково-исследовательской деятельности в воспитательной работе для ученика имеет следующие результаты: умение работать с информацией; ребёнок приобретает опыт планирования; расширение кругозора; развитие мышления; развитие эмоциональной сферы; опыт публичного выступления.
    Работа над проектом стимулирует интерес младших школьников, развивает познавательные навыки учащихся, побуждает к самостоятельной работе на уроке и дома. Интерес, радость, творческий поиск, жаркие споры – каждому находится дело по душе. Ребенок познает окружающую действительность, фантазирует, у него появляется возможность раскрыться и выразиться творчески.
    Анализируя работы учащихся, видны преимущества использования метода проектов в достижении качественно нового уровня обучения и воспитания, я пришла к выводу о продолжении его использования – такова не сила притяжения этого метода, а возможности, которые позволяют ученикам учиться, а учителям учить без принуждения, творчески.

    Проектная деятельность с обучающимися во внеурочной деятельности.

    Татьяна Михайловна Колесникова –

    учитель географии БОУ « Должанская сош»

    Орловская область, Должанский район, п. Долгое, ул. Ленина, 24

    «Час работы научит большему,

    чем день объяснений» (Ж. Ж. Руссо)

    Целью современного образования является обеспечение условий для успешной социализации учащихся, формирование у них основы для освоения социальных ролей и базовых коммуникативных компетенций. Учебный предмет география призван познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Основной технологией позволяющей заинтересовать учащихся, а обучающимся проявить свои способности, является метод проектов.

    Проектное обучение – вид обучения, базирующийся на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся
    самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

    Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

    Приобретают коммуникативные умения работая в группах;

    Развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

    Развивают системное мышление.

    Проектное обучение всегда ориентировано на самостоятельную деятельность обучающихся индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов нашёл широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания обучающихся из разных областей при решении одной проблемы, даёт возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. На уроках часто используется проектная деятельность, чаще - исследовательская. Дело в том, что именно исследовательская проектная деятельность (в отличие от других видов проектной деятельности) ставит целью проекта получение новых знаний в качестве результата.

    Каковы особенности внеурочной проектной деятельности? Основной целью внеурочной деятельности можно считать реализацию детьми своих способностей и потенциала личности. Формирование навыков работы с информацией во внеурочной проектной деятельности требует дополнительных организационных усилий. В результате проектная деятельность предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. В процессе работы над темой поиск информации не мотивирован исключительно потребностями проектной деятельности, а определяется интересами детей. В итоге внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная.

    Первый компонент – работа над темой – это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах. Второй компонент – работа над проектами – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта).

    Работа над темой и проектная деятельность позволяют связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое

    Для меня самым важным всегда считался вопрос как?

    Как вызвать интерес к занятиям?

    Как повысить мотивацию?

    Как добиться активности на занятии и одновременно обеспечить усвоение материала?

    Как обеспечить успешность каждого ученика в обучении?

    Ведь внеурочная деятельность не предполагает оценивания, а ребёнок чаще всего работает на результат. В своей практике по технологии проектной деятельности на занятиях внеурочной деятельности наиболее успешным считаю использование двух видов учебных проектов: практико – ориентированный проект и учебный творческий проект.

    Учебный творческий проект

    Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов.

    Практико – ориентированный проект. Особенностями практико-ориентированного проекта являются: реалистичность реализации, доступность изложения, возможность использования продукта проекта на занятиях по предмету, действия по решению реальных проблем: озеленение школьной территории, организация экологического субботника, очистка родников, берегов реки.

    Одним из первых наиболее успешно реализованных практико – ориентированных проектов можно считать работу учениц нашей школы Архиповой Полины «Цветы для школьного двора» и Колесниковой Софьи « Радуга», с которыми ученицы приняли участие в региональном конкурсе, проводимом ОГАУ, где заняли призовые места 2 и 3 соответственно. Работа « Декоративный огород в ландшафтном дизайне» была отправлена на Всероссийский конкурс «География каникул», где заняла 1 место в своей возрастной категории. Процитирую вводную часть проекта: « Целью работы является: благоустройство придомовой территории через создание французской грядки на участке, с использованием элементов ландшафтного дизайна

    Задачи проекта:

      Пропагандировать экологическую культуру среди населения посёлка.

      Использовать возможности для привлечения школьников к социально-активной жизни

      Осваивать навыки коммуникативной культуры.

      Оценить результаты деятельности»

    В этих работах были предложены варианты озеленения пришкольной территории, школьного опытного участка, представлен опыт работы девочек на своём приусадебном участке, цветнике, как в школе, так и дома. Данные творческие работы обучающиеся выполняли, являясь членами кружка «Цветоводство и ландшафтный дизайн». Их макеты легли в основу оформления цветника школы.

    Ещё одним примером такого проекта может служить выполнение учебного проекта “Проблема хозяйственного освоения Севера ”, который выполнили обучающиеся, посещающие занятия элективного курса « Природные ресурсы России и использование их в экономике страны». Тема обеспеченности ресурсами севера России и трудностями в их добыче заинтересовала группу ребят. Приведу в качестве примера план работы над проектом.

    1 этап – погружение в проблему:

    Условия жизни человека на Севере существенно отличаются от условий средней полосы, где живём мы. Но запасы ресурсов очень велики. На территорию российского Севера приходится 11 млн. кв. км с населением 10 млн. человек.

    2 этап – реализация проекта (Самостоятельные исследования, поиск информации и представление результатов обучающимися по теме учебного проекта)

    1. Тема: «Природные условия данной территории»

    Вопрос для исследования: В чем особенности климата территории, запасы ресурсов.

    Цель исследования: Объяснить причины суровости климата,

    Варианты представления результатов исследования: презентация, коллаж.

    2. Тема: «Особенности освоения территории»

    Вопрос для исследования: Какие трудности встречаются во время освоения данной территории?

    Цель исследования: Объяснить причины необходимость освоения территории.

    Варианты представления результатов исследования: презентация, буклет.

    3.Тема: «Профессии необходимые для освоения данной территории»

    Вопрос для исследования: Топ профессий российского Севера

    Цель исследования: Выяснить профессиональные особенности работников.

    Варианты представления результатов исследования: презентация, буклет

    Результатом явилось создание презентаций, книжки- раскладушки и карты в которых была собрана информация по условиям жизни на севере, условиям работы. Проектная работа обучающихся используется мною на уроках географии в 9 классе при изучении темы «Европейский Север».

    В данном учебном году на занятиях кружка «Занимательное краеведение» начат новый проект по ландшафтному дизайну – оформление территории создаваемого в районе музея земляка – писателя. Участницами проекта являются члены кружка – ученицы 6 класса, а руководят ими « профессионалы» ученица 11 класса Архипова Полина и ученица 9 класса Колесникова Софья, которые делятся теоретическими знаниями.

    Учебный творческий проект – самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга) от идеи до ее воплощения, обладающее субъективной или объективной новизной, выполненное под контролем и консультированием учителя.

    Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов

    В 2014-2015 учебном году наша школа перешла на ФГОС второго поколения, и в 5 классе появился новый предмет – география, а вместе с ним и занятия внеурочной деятельностью, факультативный курс «Я – исследователь». На занятиях внеурочной деятельности обучающиеся с удовольствием создавали макеты вулканов из подручного материала, которые в этом учебном году используются как демонстрационные модели. Группа обучающихся после изучения темы « Вселенная» изготовила модель Вселенной. Теперь это моя любимая модель, которую я с гордостью демонстрирую пятиклассникам. Обучающиеся посещают кружок «Удивительный мир», где знакомятся с редкими и необычными растениями и животными, процессами, происходящими в природе. Практическое применение знаний проявилось в создании мини- проектов «Самые удивительные животные» и « Добрые и злые растения». Форма реализации: книжка – раскладушка и коллаж. Надо сказать, что обучающиеся хорошо владеют компьютерными технологиями и поэтому для занятий ими были созданы презентации по темам занятий кружка.

    Результатом внеурочной деятельности становятся выступления обучающихся на уроке, научно-практической конференции, на конкурсах. Следует отметить, что проектная деятельность для ученика особенно значима тогда, когда он видит результаты своего труда. Поэтому учителю необходимо подумать, где и как будут представлены работы его учеников. Рефлексия учеников, рефлексия учителя - ученики обмениваются своими идеями, знакомятся с различными представлениями исследований других групп, анализируют собственные успехи и недочёты, сообщают о приобретённых в ходе работы над проектом новых умений и качеств, необходимых человеку в его профессиональной деятельности.

    С каждым проектом навыки проектной деятельности обучающихся совершенствуются. Обучение проектной деятельности позволяет ребёнку проявить свои способности, научиться его защищать, аргументировать свои выводы, просто стать успешным. В проектной деятельности получают развитие и психологические качества личности человека. Растет самооценка, уверенность в себе, усиливается мотивация на достижение успеха, развивается внимание, память, осваиваются различные формы межличностной коммуникации.

    Список использованной литературы

      Русских Г. А. Технология проектного обучения / /Биология в школе. – 2003. - №3.

      Самкова В. А. Проекты как форма организации экологически ориентированной деятельности школьников// Биология в школе. – 2002. - №7.

      А. И. Савенков Психология исследовательского обучения. – М., Академия, 2005

    Проектная деятельность учащихся во внеурочное время
    в рамках реализации ФГОС
    КазминаМ.В., МОУ СШ № 57 Волгоград
    Работая в начальных классах, вот уже несколько лет на своих уроках и во
    внеурочной деятельности я использую метод проектирования, так как считаю,
    что этот метод положительно влияет на мотивацию, заставляет обучающихся
    добывать самим знания, а не получать их в готовом виде, расширяет их
    кругозор, учит работать с дополнительной литературой.
    Все проекты, используемые во внеклассной работе, групповые, и каждый
    участник находится в одной из ролей (лидер, организатор, критик,
    исполнитель), которые постоянно меняются. В процессе проектной
    деятельности у обучающихся формируются навыки, необходимые им для
    дальнейшей успешной самореализации.
    Дети учатся проектировать
    положительный результат, планировать свою деятельность и деятельность
    группы, рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения и нести за них
    ответственность, взаимодействовать с другими участниками, отстаивать свою
    точку зрения, защищать результаты своей деятельности публично.
    Одним из результатов проектной деятельности, можно считать также
    включённость в неё родителей обучающихся, что способствует сплочению
    коллектива детей и родителей класса. Большинство наших родителей являются
    постоянными участниками классных мероприятий по защите проектов.
    По результатам анкетирования обучающихся
    мероприятия,
    организованные с помощью метода проекта, запомнились моим ребятам как
    самые интересные. Обучающиеся отмечают, что работа над проектами помогла
    им лучше узнать друг друга, научила находить взаимопонимание, ответственно
    относиться к порученному делу. По моим наблюдениям и наблюдениям
    родителей опыт участия в проектной деятельности дает ребятам результаты,
    дети стали более дружными, стали больше доверять друг другу, получили
    навыки бесконфликтного общения и техники безопасного выхода из конфликта.
    Такие формы работы очень нравятся детям.
    На современном этапе становления образования существуют
    разнообразные программы, призванные расширить знания обучающихся в какой­
    либо области знаний. Такой программой является программа “Разговор о
    правильном питании”, разработанная сотрудниками Института возрастной
    физиологии Российской академии образования, авторами которой являются
    М.М. Безруких, Т.М. Филиппова, А.Г. Макеева. Ее основная цель –
    формирование у детей и подростков культуры питания как составляющей
    здорового образа жизни. На базе класса существует творческое объединение
    дополнительного образования «Разговор о правильном питании», руководителем
    которого я являюсь. Программа последовательно применяет метод проекта,
    строится серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных
    жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим

    ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя)
    необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной
    жизнью задач.
    Приведу пример возможного проекта по программе «Разговор о
    правильном питании» с применением технологии проектной деятельности и
    здоровьесбережения.
    Название проекта: «Правила столового этикета».
    Авторы проекта: обучающиеся 4 класса, родители, учитель начальных классов.
    Вид проекта: практико­ориентированный, групповой, краткосрочный.
    Краткая аннотация проекта: жизнь человека постоянно протекает во
    взаимодействии с другими людьми. Для того чтобы контакты не приводили к
    конфликтам, чтобы повседневное общение было гармоничным, приятным и
    полезным с древних времен выработались правила столового этикета. В
    последние десятилетия стало актуальным знание правил этикета, умение вести
    беседы, сидеть за столом и правильно есть. Знание этикета позволит сохранить
    собственное достоинство, достоинство семьи, школы, страны и уважать
    окружающих даже в сложных ситуациях.
    Цель проекта: привлечь внимание детей к необходимости выполнения правил
    поведения за столом как одному из способов проявления культуры человека.
    Задачи:
    ­ выяснить что такое «этикет»;
    ­ определить, каковы знания обучающихся о правилах поведения за столом;
    ­ расширить представление детей о предметах сервировки стола (столовых
    приборах и столовой посуды), правилах сервировки стола;
    ­ сформировать представление о правилах поведения за столом, необходимости
    соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека;
    ­ разработать советы ­ правила поведения за столом для школьников;
    ­ воспитывать в детях самостоятельность, инициативу, творчество, а также
    ответственность за своё здоровье и жизнь.
    Исследовательская проблема: как чувствовать себя уверенно за столом в
    обществе.
    Основополагающий вопрос: как чувствовать себя уверенно за столом.
    Методическое сопровождение проекта:
    1. Анкетирование и тестирование. Среди множества проблем, связанных с
    воспитанием детей, одной из самых сложных остается проблема поведения
    ребят дома и в обществе. Всегда приятно общаться с культурным и воспитанным
    человеком, который умеет вести себя дома, на работе, в школе и на улице. Дети
    должны не только знать элементарные правила общежития, но и всегда
    соблюдать их. Приступая к изучению темы, я предложила обучающимся
    ответить на вопросы анкеты:
    1. Что такое этикет?
    2. Какие правила поведения за столом ты знаешь?

    3. Почему необходимо выполнять правила столового этикета?
    4. Как используется полотняная салфетка?
    5. Куда вы положите ложку, если уже поели?
    6. Как едят хлеб: кусают от целого ломтика или отламывают небольшими
    кусочками?
    7. Вы размешиваете сахар в чае, кофе. Что делать с ложкой?
    На родительском собрании, посвященном вопросу организации питания в
    школе и семье, мамам и папам своих обучающихся я сообщила о результатах
    анкетирования и предстоящей работе над проектом. Предложение расширить
    знания по теме «Столовый этикет» нашло отклик в сердцах родителей. Исходя
    из результатов опроса, были определены основные направления работы с
    родителями:
     психолого­педагогическое просвещение родителей по вопросам правил
    столового этикета;
     вовлечение родителей в учебно­воспитательный процесс через участие в
    открытом внеклассном мероприятии по данной теме.
    2.Час общения. Обучающиеся познакомились с историей столового этикета,
    сформировали представление о правилах поведения за столом, узнали о
    необходимости соблюдения этих правил как проявления уровня культуры
    человека.
    3. Практическое занятие. Результатом практического занятия является то, что
    обучающиеся смогли познакомиться с правилами столового этикета; развили
    навыки поведения за столом в общественных местах, расширили представление
    о предметах сервировки стола (столовых приборах и столовой посуды),
    правилах сервировки стола.
    4. Праздник. В ходе мероприятия, дети и их родители, обобщили и закрепили
    правила столового этикета, сформировали навыки культурного поведения.
    5.Рецепты. Участники праздника познакомились с традициями питания в
    разных семьях, узнали о вкусных и полезных блюдах, научились самостоятельно
    составлять сбалансированное меню.
    6. Советы.
    поведения за столом для школьников.
    В ходе проекта были проведены самостоятельные исследования

    обучающихся. В начале работы над проектом ребята разделились (по желанию
    и интересу) на 4 группы, каждая группа получила свою тему исследования,
    самостоятельно изучала свою тему, оформляла документацию. Родители
    помогали в поиске информации, делились своим опытом, который обучающиеся
    смогли использовать в оформлении проектов.
    1 группа занялась работой над инсценировкой стихотворения о правилах
    поведения за столом, ее целью являлось ­ получить знания о сервировке стола.
    2 группа решила искать информацию об истории столовых приборов.
    Участники проекта разработали советы ­ правила хорошего

    3 группа заинтересовалась вопросом о том, что такое салфетка, как и
    откуда она появилась, какова роль салфетки в жизни человека, обучалась
    приемам сворачивания салфетки.
    4 группа сделала фотографии на тему «Как правильно есть фрукты»,
    выполнила рисунки.
    По окончанию работы группы представили различные варианты своего
    результата исследования: инсценировка, практическая работа, сообщение,
    фотографии, рисунки.



    Похожие статьи