• Познавательно исследовательская деятельность на тему грибы. Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Грибы. Плесень вредная и полезная. Методическая разработка проекта

    07.09.2020

    Ирина Ефремова

    Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Грибы . Плесень вредная и полезная » .

    Цель : узнать условия появления и развития грибов .

    Задачи :

    Коррекционно-образовательные :

    - познакомить с разновидностью грибов – плесенью ,

    Закрепить строение грибов и познакомить с условиями произрастания грибов ,

    Объяснить на примере разницу между вредной и полезной плесенью .

    Коррекционно-развивающие :

    Формировать предпосылки поисковой деятельности , интеллектуальной инициативы;

    Развивать способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы,

    Развитие коммуникативных навыков.

    Коррекционно-воспитательные :

    Воспитывать бережное отношение к живой природе,

    Воспитывать умение работать в коллективе.

    Оборудование :

    Лупа, 2 банки с молоком, 3 куска хлеба, сыр плесневый , сыр с плесенью , сыр сливочный, творог в упаковке, пакеты для продуктов, зубочистки, блюдца, ИКТ монитор и экран.

    Предварительная работа :

    Выращивание плесени на сыре , беседа с детьми о грибах и их строении (шляпка, ножка, грибница ) .

    Ход познавательно-исследовательской деятельности :

    Ребята, вы уже знакомы со съедобными и несъедобными грибами .

    Назовите съедобные грибы .

    (Ответы детей)

    Назовите несъедобные грибы .

    (Ответы детей) .

    А теперь я вас приглашаю к столу.

    Воспитатель предлагает детям сесть за стол, на котором выставлены продукты (молоко в двух прозрачных банках, тарелка с сыром с плесенью , тарелка с плесневым сыром , тарелка со сливочным сыром, творог у прозрачной упаковке, 3 куска ржаного хлеба). Ребята, как вы думаете, а на этом столе есть грибы ?

    (Ответы детей)

    Оказывается, среди грибов есть плесень , которая приводит в негодность продукты. Определенные виды плесени разводят для придания вкуса продуктам. Такую плесень называют пищевой . Бывает она разных цветов : синяя, зеленая, голубая, белая.

    Посмотрите на стол, рассмотрите сыр, вооружитесь лупой и скажите, какой сыр свежий, какой плесневый , а который с плесенью .

    (Дети рассматривают сыры, высказывают предположения, пробуют сыры, кроме плесневого )

    - Ребята, как вы думаете : если срезать корочку у плесневого сыра , можно будет его кушать?

    (Ответы детей)

    - Плесень распространяется по воздуху в виде микроскопических частиц. При попадании на сырую поверхность она прорастает тончайшими нитями. Плесень способна выделять такие вещества, которые могут нанести вред организму людей и животных. Это значит, кушать сыр плесневый , даже если срезать корочку, нельзя! Такой сыр ядовит. Так же происходит и с другими заплесневевшими продуктами (показать фотографии на экране)

    Кто хочет, может попробовать сыр свежий и сыр с плесенью . Плесневый сыр мы не будем трогать! (Желающие кушают, пробуют)

    Ребята, следующий эксперимент поможет нам узнать, как появляется плесень . Хотите узнать, что это за эксперимент?

    (Ответы детей)

    Посмотрите, какие еще продукты лежат на столе.

    Возьмем 1 баночку с молоком и поместим ее в теплое место (куда, например? Ответы детей, 1 кусок ржаного хлеба поместим в теплое место в пакете, сыр, с которого снимали корочку, тоже поместим в пакете в теплое место, кусочек свежего сыра на забудем также поместить в пакете в теплое место, как и творог в упаковке.

    Вторую баночку молока и второй кусочек хлеба поместим в холодное место (куда, например) (Ответы детей)

    Третий кусочек хлеба оставим лежать на столе.

    Через несколько дней рассмотрим эти продукты.

    Итак, ребята, о каком виде грибов вы сегодня узнали ?

    (Ответы детей)

    Можно ли кушать сыр с плесенью ?

    Можно кушать плесневый сыр ? Другие заплесневевшие продукты ?

    (Нет)

    Верно. В следующий раз узнаем, как появляется плесень на продуктах .

    Спасибо за внимание!

    Публикации по теме:

    Конспект организации познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Сельскохозяйственный труд» (интеграция содержания.

    Цели: Расширение представлений детей о грибах. Систематизация знаний детей по теме «Грибы».

    Задачи:

    • Обобщение и систематизация знаний детей по данной теме.
    • Расширение, обобщение активизация и актуализация словаря по теме «Грибы».
    • Обучение детей устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
    • Развитие умений детей в продуктивной и других видах детской деятельности.
    • Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада.

    Виды совместной деятельности: Познавательно-речевое развитие. Коммуникация, познание, чтение художественной литературы.

    Коммуникация

    • беседа с использованием личного опыта детей.
    • рассказы родителей, обирающих грибы.

    Свободное общение:

    • «Что такое грибы»
    • «Какая польза от грибов»

    Совместное обновления рубрики/стенда для родителей:

    • «Осторожно, ядовитые грибы!»
    • «Съедобные грибы»

    Познание

    Рассказ воспитателя

    • «Что посеешь, то и пожнёшь»
    • «Нет трудов нет и плодов»

    Заучивание загадок, стихов.

    Рассматривание:

    • фото, репродукций, иллюстраций, муляжей, натуральных грибов, рисунки других детей

    Исследовательская, деятельность:

    • рассматривание и сравнение грибов (по форме, размеру, длине, вкусу).

    Дидактические, познавательно-речевые, пальчиковые игры:

    • Кто скорее соберет
    • Большой-маленький
    • Подскажи словечко
    • Съедобные и ядовитые
    • Пальчиковые игры «Раз грибок, два грибок»
    • ФЭМП (по той методике, по которой работаете).

    Чтение художественной литературы

    Чтение стихотворений, рассказов и сказок по данной теме (см. создание условий для самостоятельной деятельности детей)

    Социально-личностное развитие

    Социализация

    Экскурсии: В лес.

    Участие в приготовлении грибного салата, др. блюд из грибов.

    Сюжетно-ролевые игры:

    • «Магазин»
    • «Кафе»

    Составление алгоритмов к сюжетно-ролевым играм с помощью моделей совместно с педагогом.(последовательность приготовления грибного салата, икры)

    Обыгрывание сказки «Под грибком» для малышей

    Труд

    Ручной труд:

    • участие в приготовлении блюд из грибов.
    • изготовление муляжей грибов.

    Безопасность

    Беседа с детьми

    • «Почему нельзя употреблять в пищу сырые грибы?»
    • «Почему нельзя собирать ядовитые грибы?»

    Беседа со старшей мед. сестрой «Если хочешь быть здоров!»

    Художественно-эстетическое развитие

    Художественное творчество

    Продуктивная деятельность.

    • Рисование «Грибочки»
    • Лепка «Угощение для ежа»
    • Аппликация «Боровички»
    • Оригами «Грибочки»

    Музыка

    По плану музыкального руководителя. М/и «А мы по лесу шли»

    Физическое развитие

    Физкультура

    Подвижные игры

    • «Кто быстрее под грибок»
    • Здоровье

    Свободное общение «О пользе съедобных грибов» , «О вреде ядовитых грибов».

    Создание условий для самостоятельной деятельности детей

    Книжный уголок:

    Предметные картинки по теме «Грибы»

    В.Сутеев «Под грибком»

    Стихотворения: «Грибы» Т.Днепровская

    Разные книжки-малышки

    Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.

    «Магазин»: спец. одежда, весы, муляжи грибов, касса, чеки, «деньги», сумки, гирьки...

    «Повар»: плита игрушечная,игр. кухня, посуда, муляжи грибов, спец. одежда.

    Алгоритмы приготовления простейших блюд (грибной суп, салат, грибная икра,

    Центр продуктивной деятельности: Картинки для сказки «Под грибком», подборка материалов для изготовления масок по сказке «Под грибком». Материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.

    Взаимодействие с семьёй

    • Создание папки-передвижки «Съедобные и несъедобные грибы»
    • Проект: Обыгрывание сказки «Под грибком» для малышей (изготовление костюмов)
    • Конкурс совместных работ детей и родителей « Дары осени»: поделки с детьми из грибов и природного материала.

    Направление «Познавательно – речевое развитие» Образовательные области: (познание, физическая культура, здоровье, социализация, труд)

    Дети входят в группу и садятся за стол.

    Воспитатель: Дети, сядьте прямо, прислонитесь к спинке стула.

    Восп.: Кто мне скажет какое сейчас время года?

    Дети: Осень.

    Восп.: Правильно. Время года – осень. А какие осенние месяцы вы знаете?

    Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

    Восп.: Правильно. Это - сентябрь, октябрь, ноябрь.

    Восп.: А какой сейчас осенний месяц?

    Дети: Октябрь.

    Восп.: Молодцы. Октябрь – очень красивый месяц.

    Восп.: А как вы думаете, почему он красивый? (ответы детей)

    Восп.: Правильно. Потому, что начинается листопад. Солнышко еще светит, и листья кажутся золотыми.

    Восп.: Многие поэты тоже писали об осени. Восхваляли ее красоту. Давайте почитаем стихотворения об осени. (Дети читают стихотворения).

    Листопад, листопад,

    Листья желтые летят.

    Желтый клен, желтый бук,

    Желтый в небе солнца круг.

    Желтый двор, желтый дом.

    Вся земля желта кругом.

    Желтизна, желтизна,

    Значит, осень – не весна.

    Улетает лето

    Стало вдруг светлее вдвое,

    Двор, как в солнечных лучах.

    Это платье золотое

    У березы на плечах...

    Утром мы во двор идем -

    Листья сыплются дождем,

    Под ногами шелестят

    И летят, летят, летят...

    Восп.: Молодцы! Очень красивые стихи.

    Восп.: А давайте вспомним, куда вы осенью часто ходили с родителями? (ответы детей)

    Восп.: А сейчас послушайте загадку.

    Кто стоит на крепкой ножке

    В бурых листьях у дорожки?

    С виду он похож на зонтик,

    Только меньше во сто крат.

    Коль гроза на горизонте,

    Он бывает очень рад.

    Если дождик и тепло,

    Он считает – провезло!

    Дети: Гриб.

    Восп.: Правильно – это гриб. А кто из вас ходил в лес за грибами? (ответы детей)

    Восп.: Названия каких грибов вы знаете? (ответы детей)

    Восп.: Молодцы, вы знаете очень много грибов.

    А какие грибы собирали вы? (ответы детей)

    Восп.: В лесу много знакомых грибов, но немало и тех, которые мы не знаем. Незнакомые грибы собирать нельзя, среди них могут оказаться и ядовитые.

    Назовите грибы, которые нельзя есть. (ответы детей)

    Восп.: Правильно. Мухомор, бледная поганка, зеленая поганка, желчный гриб.

    Восп.: Есть немало пословиц и поговорок о грибах. Какие вы знаете пословицы?

    1-ый реб.: «Всякий гриб берут, да не всякий в кузовок кладут».

    2-ой реб.: «Мухомор красен, да для здоровья опасен».

    Восп.: Молодцы. А сейчас посмотрите, что у меня есть? (Воспитатель достает корзину)

    Сейчас я буду доставать из корзины грибы, а вы будете их называть. Посмотрите. что это за гриб?

    Дети: Масленок.

    Восп.: Правильно, а кто может рассказать о маслятах, где они растут?

    1-ый реб. Маслята очень любя расти под сосновыми деревьями, они растут целыми семьями, их бывает очень много. У масленка светлая ножка и коричневая липкая шляпка, которая снизу закрывается юбочкой. Это съедобный гриб. (прикрепляет гриб на магнитную доску)

    Восп.: Молодец! А как называется следующий гриб?

    Дети: Опята.

    Восп.: Правильно. Кто нам расскажет об опятах?

    2-ой реб.: Опята растут в лесу на пеньках. С одного пенька целую корзину можно насобирать. У опят длинные ножки и круглые шляпки. А еще опята бывают

    луговые, они растут в траве. (прикрепляет гриб на доску)

    Восп.: Какой следующий гриб?

    Дети: Это белый гриб.

    Восп.: Верно. Расскажите о нем.

    Этот гриб живет под елью,

    Под ее огромной тенью,

    Мудрый бородач – старик,

    Житель леса боровик.

    Это очень красивый гриб, его называют царем всех грибов. У него толстая ножка и красивая темная шляпка. (прикрепляет гриб на доску)

    Восп.: Молодец. Следующий гриб из корзинки. Что это за гриб?

    Дети: Подосиновик.

    Восп.: Кто может рассказать о подосиновике?

    Я в красной шапочке расту

    Среди корней осиновых,

    Меня увидишь за версту,

    Зовусь я подосиновик.

    Он растет в лесу, под осинками. Очень красивый гриб, с ярко оранжевой шляпкой.

    Этот гриб – съедобный. (прикрепляет гриб на доску)

    Восп.: Молодец! Достает мухомор. А это что за красавец?

    Дети: Мухомор.

    Возле леса на опушке,

    Украшая темный бор,

    Вырос пестрый, как Петрушка,

    Ядовитый мухомор.

    Этот гриб есть нельзя. Хотя он очень красивый.

    Восп.: Правильно. Мухомор опасный для здоровья гриб. Молодец! А теперь соберем все съедобные грибы в корзину. (Дети встают около стульев)

    Восп.: А вы хотите нарисовать грибы, тогда подготовим наши пальчики.

    Пальчиковая игра «Корзинка» .

    Раз, два, три, четыре, пять

    Грибы будем собирать

    (Сжимают и разжимают пальцы)

    На пенечке,

    (Загибают пальцы по - очереди, начиная с большого)

    Возле кочки,

    Под осинкой,

    Под сосенкой,

    Под березкой

    Гриб найдем,

    (сжимают и разжимают кулачки)

    И в корзиночку кладем.

    Восп.: Молодцы. Садитесь на места.

    Посмотрите, перед вами лежит альбомный лист, смятая бумага, фломастеры и гуашь. Сейчас мы будем рисовать грибы – опята. Они растут целыми семейками,

    их много. Поэтому, рисовать мы будем сразу пять опят. (Демонстрация воспитателя) Обрисуем коричневым фломастером свою ладошку. Это будут ножки у опят.

    Затем, над каждой ножкой смятой бумагой нарисуем эскиз шляпки, делая примакивание. (Демонстрация воспитателя) Затем, возьмите фломастер зеленого цвета и нарисуйте траву. (Демонстрация воспитателя)

    Восп.: Но, посмотрите, шляпки опят у нас получились расплывчатые, поэтому мы промокнем палец в коричневую краску и подрисуем контур у шляпок.

    (Демонстрация воспитателя)

    Восп.: После выполнения работ, вытираем пальцы влажной салфеткой. Дети приступают к работе. Звучит музыка. Готовые работы воспитатель выкладывает на стол.

    Восп.: Посмотрите, сколько красивых опят у нас получилось. А кто вспомнит стихотворение про грибы – опята?

    Сбились в стайку, как цыплята,

    Возле пня грибы – опята.

    Вот какая возле пня

    Собралась в лесу родня.

    Восп.: Молодец! Мне очень понравились ваши работы, выполнены они аккуратно, у всех получились красивые грибы с интересными ножками и оригинальными шляпками.

    Восп.: Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. Знаете много названий грибов, какие они – съедобные или нет. И в следующий раз, когда вы пойдете в лес то уже будете знать, какие грибы можно класть в корзинку, а какие – нет.

    На этом наше с вами занятие закончилось. Вы все молодцы!

    Конспект НОД «Осенние забавы» (с элементами познавательно-исследовательской деятельности)

    Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, умение делать умозаключения, устанавливать причинно - следственные связи.
    Задачи:
    1. Обучающие: Разучить с детьми новую пальчиковую гимнастику «Осень». Повышать уровень развития логического мышления с помощью решения проблемных ситуаций.
    2. Развивающая: Формировать умение устанавливать последовательность в чередовании карточек. Развивать у детей пространственное воображение, память, внимание, мелкую моторику рук.
    3. Воспитательная: воспитывать доброжелательное отношение друг другу.

    Материалы и оборудование: проектор, ноутбук для демонстрации презентации; демонстрационные и раздаточные карточки для игры «Продолжи ряд»; листы бумаги, коктейльные трубочки, коричневая краска, салфетки.

    Воспитатель собирает всех детей на ковре. Дети располагаются по кругу, предлагает позвать в гости «Осень».
    Пальчиковая гимнастика «Осень»:
    Приходи! – по очереди сжимаем кулачки
    Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
    Погляди! – положить ладошки на щеки
    Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз
    Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки
    Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки
    Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны
    К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками
    Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам
    Шапки, куртки надеваем – делаем вид

    И ботинки обуваем – постучать ногами
    Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам
    Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. - кулак, ребро, ладонь

    Воспитатель на глазах у детей одевает элементы костюма «Осень». Она предлагает детям поучаствовать в Осенних забавах. Дети соглашаются. «Осень» предлагает сначала поиграть в игру «Да или нет».
    Игра «Да или нет»

    Осенью цветут цветы?
    Осенью растут грибы?
    Тучки солнце закрывают?
    Колючий ветер прилетает?
    Туманы осенью плывут?
    Ну а птицы гнезда вьют?
    А букашки прилетают?
    Урожай все собирают?
    Птичьи стаи улетают?
    Часто- часто льют дожди?
    Достаем ли сапоги?
    Солнце светит очень жарко?
    Можно детям загорать?
    Ну а что же надо делать?
    Куртки, шапки надевать?

    «Осень» поощряет всех детей опавшими листьями. Предлагает следующую осеннюю забаву «Каверзные вопросы»
    Каверзные вопросы:
    В осеннем небе летели воздушный шар, воздушный змей и крокодил. Сколько всего предметов летело по небу?
    За правильный ответ «Осень» продолжает награждать детей осенними листьями. После этого объявляет следующую забаву «Продолжи ряд».
    Игра «Продолжи ряд»:
    На слайде определена последовательность осенних листьев. «Осень» разбрасывает подготовленные карточки с изображением листьев и предлагает детям продолжить ряд у себя на столе. Дети собирают листья (по одному листочку), переносят их к себе на стол и выполняют задание в парах.
    «Осень» аналогично награждает детей за правильное продолжение ряда. Если дети увидели свою ошибку и исправили её, «Осень» также считает это за правильный ответ.
    После этого «Осень» вносит на подносе листы бумаги, коричневую краску и коктейльные трубочки.
    Проблемная ситуация: «Осень» предлагает нарисовать осенние деревья только с помощью этих предметов, а каким образом предлагает вам самим поразмыслить.
    Дети высказывают гипотезы. «Осень» предлагает попробовать осуществить детские предложения. Если дети не смогут выбрать лучшее решение, «Осень» демонстрирует технику рисования «Выдувание».
    После выполнения задания «Осень» спрашивает: «Какие изменения происходят осенью в жизни некоторых птиц?» Предлагает выложить летящую птицу из фигур игры «Танграм».

    Игра «Танграм»: «Летящая птица»

    По окончании выполнения задания дети подсчитывают собранные за правильные ответы листья, таким образом, подводится итог работы детей в ходе ОД.
    Использованные источники:
    журнал «Дошкольная педагогика» №10 – 2012 г.
    А.В. Горячев, К.И. Горина, Н.И. Суворова, Все по полочкам. Пособие для дошкольников 5 - 6 лет.



    Похожие статьи