• Домашнее задание по физической культуре. Физкультура Домашние задания в V – XI классах Домашнее задание по гимнастике

    02.07.2021

    Авторы: Худанова М.М. Полехина Е.А.

    учителя физической культуры

    МОУ СОШ №32

    г. Энгельса Саратовской области.

    2010-2011 уч. год
    Оглавление

    Чтобы поддерживать и развивать уровень своей физической подготовленности и обеспечить необходимый минимум двигательной активности, недостаточно уроков физической культуры в рамках учебного процесса.

    Существенно повысить уровень двигательной активности и помочь развивать основные физические качества способны домашние задания по физической культуре .

    Выполняя домашние задания, учащиеся приобщаются к систематическим занятиям физической культурой. Стараясь хорошо выполнить домашние задания, они приучаются добросовестно работать, совершенствуют двигательные навыки и умения, развивают необходимые физические качества.

    Собственный опыт работы учителем физической культуры позволяет утверждать, что домашние задания по физической культуре, особенно в начальной школе, прививают интерес к предмету «физическая культура», способствуют повышению физической подготовленности и воспитанию самостоятельности и ответственности.

    Вопрос о домашних заданиях по физической культуре является проблемным, так как он очень слабо отражён в педагогической литературе, да и домашние задания по физической культуре характерно отличаются от заданий на дом по другим общеобразовательным предметам. Проблемы организации самостоятельных занятий в начальной школе не раскрыты в программах по физической культуре. Не хватает успешной разработки теоретических основ и практического подхода к организации самостоятельной учебной двигательной деятельности учащихся начальных классов, научно-обоснованной система домашних заданий по физкультуре.

    Между тем домашние задания по физической культуре способны не только развивать физические качества учеников, но и уменьшать умственную перегрузку детей.

    Основная цель домашних заданий по физической культуре

    подготовка учащихся к выполнению требований программы по физической культуре, развитие двигательных качеств и приобщение учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями.

    Задачи, которые решаются с помощью домашних заданий:

    1) увеличение двигательной активности учеников;

    2) развитие основных физических качеств;

    3) профилактика нарушений осанки;

    4) подготовка к выполнению требований программы по физической культуре;

    5).выработка у ребят простейших приемов самоконтроля за реакцией своего организма на нагрузку.

    Выполняя домашние задания, можно решать и такие оздоровительные задачи, как профилактика и коррекция осанки учащихся, формирование навыков личной гигиены.

    Домашние задания состоят из упражнений, направленных на развитие основных двигательных качеств. Они также могут включать простейшие элементы техники движения, имитационные упражнения, упражнения, выполняемые систематически, и одноразовые задания, подводящие упражнения. Это могут быть развивающие упражнения, упражнения для формирования прочных навыков ходьбы и бега.

    Домашние задания могут быть как теоретического, так и практического характера.

    Как форма домашнего задания приветствуется самостоятельная двигательная деятельность детей, которая заключается в том, что они сами выбирают себе вид занятий (катание на велосипеде, подвижные, игры с друзьями и т. д).

    Домашние задания должны быть гармонично связаны с работой на уроке и должны даваться после их освоения. Необходимо чтобы учитель наглядно показывал технику выполнения упражнения и давал строгую нагрузку. Задания задаются на дом, соответственно по теме, проходимого материала.

    Дома выполняются упражнения, требующие длительного, многократного повторения. Может входить в домашнее задание ежедневное выполнение под наблюдением родителей тех комплексов упражнений, которые разучивались в школе.

    Домашние задания могут быть как общими для всех, так и индивидуальными, если присутствует отставание в каком-либо разделе или теме.

    При заданиях на дом учителю необходимо ориентировать учеников на обязательное соблюдение санитарно-гигиенических условий для их выполнения, обращать большое внимание на обеспечение ими безопасности во время выполнения упражнений (подготовленность места - отсутствие лишних предметов, и т. д.).

    Время, затраченное на выполнение домашних заданий не должно превышать 15-20 мин.

    Чтобы домашние задания были результативными, необходимо выполнять их систематически. Учитель должен осуществлять контроль над их выполнением. Такой контроль осуществляется, прежде всего, на уроках. Он может состоять в проверке правильности выполнения упражнений, мониторинге физического развития, также в выполнении техники определённого упражнения.

    Контроль над выполнением домашних заданий проводится текущим, фронтальным способом. Проверяется правильность выполнения упражнений, оценивается прирост показателей уровня физической подготовленности.

    Вместе с тем учителю следует нацеливать и родителей на необходимость наблюдения, стимулирования и поощрения выполнения детьми заданных упражнений.

    Контроль за выполнением домашних заданий осуществляется методом опроса, проведением регулярного тестирования(фамилии победителей по каждому тесту помещаются на доску «Чемпион»),оценивания правильности выполнения заданных упражнений, которые демонстрируются учениками.

    Правила организации самостоятельных занятий по физической культуре.

    1. Упражнения должны быть несложными по координации и доступными для учеников.

    2. Подбирают упражнения, количественные результаты которых, при систематическом выполнении, увеличиваются через определённое время.

    3. По времени выполнения задания делятся на кратковременные и долговременные.

    4. Задания задаются индивидуально и по группам.

    5. Задания со временем усложняются.

    6. Задание соответствуют индивидуальным особенностям.

    Вывод

    Ученика начальных классов мало волнует, как отразятся его сегодняшние упражнения на его завтрашнем самочувствии, состоянии. Для него главное – получать сиюминутное удовлетворение своих потребностей. Поэтому в начальной школе большое значение имеют эмоциональная окрашенность упражнений, их образное объяснение. Для начальной школы предусмотрены виды занятий, которые содержат лишь элементы самостоятельности. Например, домашнее задание: учитель даёт точную инструкцию по выполнению упражнения, а ученику остается следовать данным рекомендациям и выполнять дома задания (повторение упражнений и является элементом самостоятельности).

    Итак, чтобы подготовить учащихся к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, необходимо дать им достаточно широкий круг знаний, сформировать навыки и умения, не ограничиваясь содержанием учебного материала программы. Прежде всего, учащиеся должны овладеть двигательными навыками, которыми они будут пользоваться во время самостоятельных занятий.

    С первых же занятий нужно требовать от учащихся соблюдения дозировки времени и нагрузки.

    Домашние задание по физической культуре.

    2 класс




    Домашнее задание

    Методические указания

    1четверть.

    1

    Выполнение комплекса У.Г.№1.

    (ежедневно).

    2

    Выполнение комплекса У.Г.№1.

    (ежедневно).

    3

    Составление индивидуального режима дня на новый учебный год. Бег в медленном темпе 300-500м.

    С учётом индивидуальной занятости в кружках, секциях и т. д.

    4

    Выполнение самоконтроля за правильной осанкой.

    (ежедневно)

    5



    Подводящие упражнения выполняют ученики, совсем не умеющие прыгать. Выполнять при наличии возможности.

    6

    Выполнение прыжков через скакалку или подводящих упражнений к прыжкам.

    7

    Выполнение поворотов на месте по команде.

    8

    Повторение техники прыжков в длину с места.

    Обратить внимание на согласованность работы рук и ног.

    9

    Закрепление техники прыжков в длину с места.

    Обратить внимание на технику приземления.

    10

    Выполнение комплекса У.Г№2 (ежедневно)

    (ежедневно)

    11

    Повторение техники метания в горизонтальную цель.

    С расстояния 2-4метра.

    12

    Закрепление техники метания в горизонтальную цель.

    13

    Нахождение своего пульса.

    На запястье, шее.

    14

    Определение своего пульса.

    Время могут засекать родители, родственники.

    15

    Тренировка выносливости в беге в медленном темпе.

    На заданную дистанцию

    16

    Тренировка выносливость в беге в медленном темпе.

    17

    Подвижные игры с бегом и прыжками по выбору учащихся.

    При наличии погодных условий.

    18



    Майка, шортики. Чешки (кеты).

    2четверть

    1

    Повторение группировки сидя, лёжа на спине, в приседе.

    2

    Повторение и выполнение комплекса У.Г №3,разученного на уроке (ежедневно).

    (ежедневно)

    3

    Поднимание туловища из положения лёжа на спине (ежедневно.

    Дозировка индивидуальная. Руки к плечам.

    4

    Сгибание-разгибание рук в упоре лёжа (ежедневно). Девочки ставят руки на возвышение.

    (ежедневно).

    5

    Повторение упоров, седов, стоек.

    6

    Повторение поворотов на месте по команде.

    7

    Повторить выполнение поворотов на месте по команде.

    8

    Выполнение ходьбы под счёт.

    9

    Ходьба, бег, прыжки в темпе песни или музыки.

    10

    Повторение приставных шагов вправо, влево, вперёд, назад в темпе музыки.

    11



    12

    Выполнение танцевальных шагов, разученных на уроке в темпе музыки.

    13

    Выполнение произвольных танцевальных движений в темпе музыки.

    14

    Д\з на каникулы: активный отдых на катке, горке.Прогулки на лыжах.

    При наличии погодных условий

    3четверть

    1

    Выполнение упражнений на равновесие.

    2

    Выполнение комплекса У.Г. с мячом, разученного на уроке.

    При наличии возможности.

    3

    Перебрасывание мяча с руки на руку.

    При наличии возможности.

    4

    Подбрасывание и ловля мяча или предметов.

    Можно выполнять с малым мячом теннисным шариком, мягкой игрушкой. Подбрасывать на 1-1.5 метра.

    5

    Подбрасывание и ловля мяча или предметов с хлопком или двумя хлопками.

    6

    Подбрасывание и ловля мяча или предметов с выполнением приседаний.

    7

    Активный отдых на лыжах, коньках, ледянках.

    8



    9

    Катание на лыжах, коньках, ледянках.

    10

    Катание на лыжах, коньках, ледянках.

    11

    Выполнение упражнений на развитие силы мышц ног.

    Приседания, пистолетики (приседания на одной ноге).

    12

    Повторение речитатива подвижной игры «Космонавты»

    13

    Подготовить считалочки для подвижных игр.

    14

    Зимние подвижные игры.

    15



    Упражнения на укрепление мышц спины,брюшного пресса, ног рук. Нагрузка и варианты упражнений подбираются в зависимости от наличия условий, материальной базы: (гантели, спортивный уголок и т. д.); а так же уровня подготовленности учеников.

    16

    Имитация удара внутренней стороной стопы по ф/б мячу.

    17

    Выполнение упражнений на развитие силы основных мышечных групп.

    18

    Выполнение упражнений на развитие силы основных мышечных групп.

    19

    Подвижные игры с мячом

    20



    4четверть

    1

    Выполнение прыжков через небольшие препятствия (вертикальные и горизонтальные).

    Вертикальные - высотой 40 см. Горизонтальные- до 100см.

    2

    Имитация прыжка в высоту способом «согнув ноги» без преодоления планки.

    3

    Имитация прыжка в высоту «перешагиванием без преодоления планки

    4

    Равномерный бег.

    Провести инструктаж по регулированию нагрузки и темпа при выполнении бега. Напомнить основы правильной техники бега.

    5

    Равномерный бег.

    6

    Равномерный бег.

    7

    Равномерный бег.

    8



    Разобраться с движениями ног при разбеге отталкивании и приземлении. Выполнять схематично.

    9

    Подвижные игры с прыжками.

    10

    Подвижные игры с прыжками.

    11



    12

    Подвижные игры с мячом во дворе.

    13



    14

    Подвижные игры во дворе по выбору учащихся.

    15

    Подвижные игры во дворе по выбору учащихся.

    16



    3 класс

    1 четверть



    Выполнение комплекса У.Г.№1.

    Методические указания

    1

    Повторение техники высокого старта.

    2

    Закрепление техники высокого старта.

    3

    Составление индивидуального режима дня школьника.

    4


    5



    6

    Имитация прыжка в длину с разбега.

    Разобраться с техникой выполнения шагов разбега, отталкивания и приземления.

    7



    8

    Выполнение комплекса закаливающих процедур.

    9



    10

    Прыжки через короткую скакалку.

    11

    Равномерный бег.

    12

    Равномерный бег.

    13

    Равномерный бег.

    14

    Равномерный бег.

    15

    Метание на дальность.

    16



    17

    Подвижные игры с бегом и прыжками.

    18

    Приготовление одежды и обуви к занятиям гимнастикой.

    2четверть

    1

    Повторить и выполнять комплекс У.Г №3,разученный на уроке (ежедневно).

    2

    Повторение поворотов.

    3

    Повторение техники захвата каната ногами.

    Имитировать движение можно применяя верёвку, пояс(для не умеющих выполнять захват.

    4

    Выполнение комплекса упр. для профилактики нарушений осанки

    Выполнять систематически.

    5

    Повторение группировки и перекатов.

    Выполнять на г. мате, матрасе.

    6

    Имитация движений ног при выполнении наскока на гимнастический мост.

    7

    Подводящие упражнения к выполнению опорного прыжка (из упора лёжа переход в упор присев).

    Выполнять не отрывая руки от опоры.

    8

    Выполнение ходьбы, прыжков, движений в ритме музыки.

    9

    Закрепление шагов галопа и приставных шагов.

    10



    11

    Повторение сочетания изученных танцевальных шагов

    12



    13

    Выполнение танцевальных упражнений в ритме музыки.

    14

    Д\з на каникулы: Активный отдых на катке, горке. Прогулки на лыжах.

    При наличии погодных условий

    3четверть

    1

    Составление и выполнение комплекса ОРУ с мячом.

    2

    Выполнение подбрасывания и ловли мяча.

    Для учеников, слабо владевших навыками работы с мячом.

    3

    Выполнение упражнений с мячом.

    4

    Выполнение подбрасывания и ловли мяча с усложнением(приседанием,хлопком)

    5

    Выполнение комплекса ОРУ со скакалкой.

    6



    7

    Выполнение упражнений для развития силы мышц рук.

    8

    Имитация броска мячом по корзине с двух шагов.

    9



    10

    Положение рук при приёме в\б мяча.

    11

    Выполнение комплекса упр. для профилактики нарушений осанки.

    12



    13

    Выполнение комплекса упр. для профилактики плоскостопия.

    14

    Выполнение комплекса упр. для развития равновесия.

    15



    Разучить на уроке.

    16

    Повторение имитации удара внутренней стороной стопы по ф/б мячу.

    Строго объяснить правила выполнения и дозировку.

    17

    Выполнение комплекса упр. на развитие силы мышц живота.

    Разучить на уроке

    18

    Выполнение комплекса упр. на развитие силы мышц ног.

    19

    Составление комплекса физминутки.

    20

    Приготовление одежды и обуви к занятиям лёгкой атлетикой.

    Для занятий на площадке и в зале

    4четверть

    1

    Имитация прыжка в высоту с прямого разбега.

    С трёх-пяти шагов.

    2

    Определение пульса в состоянии покоя и после выполнения физической нагрузки.

    3

    Выполнять упражнения для развития силы мышц ног.

    Дозировка индивидуальная.

    4

    Выполнение упражнений для развития силы мышц ног.

    5



    6

    Выполнение упражнений для развития силы мышц плечевого пояса.

    7

    Разучивание речитатива п/и «Золотые ворота» и «Мышеловка»

    8

    Имитация метания мяча на дальность.

    Строго объяснить технику безопасности при выполнении метаний.

    9



    10

    Выполнение прыжков через длинную вращающуюся скакалку с забеганием.

    11

    Разобраться в шагах разбега при выполнении метания мяча на дальность.

    12

    Выполнение разбега при выполнении метания мяча на дальность.

    13

    Равномерный бег

    Дозировка индивидуальная.

    14

    Равномерный бег

    Выполнять систематически

    15

    Равномерный бег

    16

    Соблюдение правил приёма солнечных и воздушных ванн, правил поведения на воде. Варианты подвижных игр.

    4 Класс

    № п/п

    Домашнее задание

    Методические указания

    I Четверть

    1.

    Повторение правил безопасности на уроках физкультуры.

    2.



    3.

    Составление комплекса утренней гимнастики №1.

    4.

    Повторение режима дня школьника.

    5.

    Выполнение упражнений для развития мышц ног.

    6.

    Составление комплекса разминочных упражнений для выполнения прыжков.

    Индивидуально

    7.

    Повторение прыжка в длину с места.

    Прыгать после выполнения разминки.

    9.

    Составление упражнений для развития силы рук и спины.

    Задавать желающим.

    10.

    Повторение техники метания мяча в цель.

    11.

    Составление комплекса разминочных упражнений для выполнения метаний м.мяча на дальность.

    12.

    Составление комплекса разминочных упражнений для выполнения л\а упражнений.

    13.

    Составление и выполнение комплекса физ. минутки № 1.

    14.

    Повторение положения высокого старта.

    15.

    Составление комплекса ОРУ со скакалкой.

    При наличии скакалки.

    16.

    Приготовление одежды и обуви для занятий гимнастикой.

    17.

    Выполнение комплекса закаливающих процедур.

    Систематично

    II Четверть

    18.

    Повторение правил безопасности на уроках гимнастики.

    19.

    Составление комплекса утренней гимнастики № 2.

    20.

    Составление комплекса упражнений для развития гибкости.

    21.

    Разучивание танцевальных упражнений,шагов.

    22.

    Повторение техники выполнения переката вперёд, назад.

    23.

    Составление комплекса упражнений для развития мышц спины.

    24.

    Составление комплекса танцевальных упражнений.

    25.

    Составление и выполнения комплекса физ. минутки № 2.

    26.

    Повторение подводящих упражнений для лазания по канату. Захват веревки ногами.

    Подручные средства.

    27.

    Составление комплекса упражнений для развития равновесия.

    28.

    Повторение строевых упражнений.

    29.



    Систематично.

    30.

    Составление комплекса ОРУ с обручем.

    При наличии обруча.

    31.

    Активный отдых на лыжах коньках ледянках.

    III Четверть

    32.

    Повторение правил безопасности при занятиях подвижными играми.

    33.

    Приготовление одежды и обуви для занятий подвижными играми.

    34.

    Повторение речитатива подвижной игры «Два мороза».

    35.

    Повторение речитатива подвижной игры «Космонавты».

    36.

    Повторение речитатива подвижной игры «Мышеловка».

    37.

    Составление комплекса ОРУ с мячом.

    При наличии мяча.

    38.

    Повторение стойки баскетболиста.

    39.

    Составление комплекса упражнений для развития точности движения.

    40.

    Составление комплекса дыхательных упражнений.

    41.

    Выполнение комплекса упражнений для профилактики нарушений осанки.

    Систематично.

    42.

    Повторение стойки волейболиста.

    43.

    Составление комплекса упражнений для профилактики нарушения зрения.

    По желанию учащихся.

    44.

    Выполнение комплекса упражнений для профилактики нарушений зрения.

    По возможности ежедневно.

    45.

    Составление комплекса ОРУ со скамейкой.

    46.

    Составление комплекса утренней гимнастики № 3.

    47.

    Разучивание подвижной игры «Мяч над верёвкой».

    48.

    Повторение правил игры в пионербол.

    49.

    Составление и выполнение комплекса физ. минутки № 3.

    50.

    Выполнение комплекса упражнений для профилактики плоскостопия.

    Систематично.

    51.

    Дворовые подвижные игры.

    52.

    Подготовка подвижных игр с мячом.

    При наличии мяча.

    IV Четверть

    53.

    Приготовление одежды и обуви для занятий лёгкой атлетикой.

    54.

    Повторение правил безопасности в спортивном зале и на спортивной площадке.

    55.

    Повторение техники передачи мяча внутренней стороной стопы.

    При наличии мяча.

    56.

    Выполнение прыжков через скакалку.

    57.

    Составление и выполнение комплекса утренней гимнастики № 4.

    58.

    Повторение техники прыжка в длину с места.

    59.

    Повторение основных правил занятий самостоятельными упражнениями.

    60.

    Составление и выполнение комплекса физ. минутки № 4.

    61.

    Повторение имитации шагов разбега в технике метания мяча на дальность.

    62.

    Повторение стоек. Основная стойка, ст. с различным положением рук.

    63.

    Составление и выполнение комплекса упражнений на развитие мышц живота.

    64.

    Составление и выполнение комплекса упражнений с мячом.

    При наличии мяча.

    65.

    Равномерный бег.

    Индивидуально.

    66.

    Определение своего пульса в покое и после 12 приседаний.

    67.

    Выполнение комплекса упражнений для оценки общего состояния организма.

    68.

    Завести дневник самоконтроля.

    Заключение.

    Расширение физкультурной и спортивной работы, улучшение ее организации по месту учебы является одной из актуальных проблем физического воспитания в школе. Большое значение здесь имеет формирование у школьников стремления к самостоятельному физическому самосовершенствованию.

    Необходимо организовать ежедневные занятия всех учащихся физической культурой на уроках и во внеурочное время. Решение этой проблемы во многом зависит от умения учащихся использовать средства физической культуры для укрепления своего здоровья, поддержания высокой работоспособности, навыков самостоятельных занятий.

    Физическая культура, являясь частью общей культуры, во многом определяет поведение человека в учебе, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.

    8-е изд. - М.: 2012. - 207 с.

    Учебник содержит Обязательный минимум учебного материала по курсу "Физическая культура" и написан в соответствии с Комплексной программой физического воспитания учащихся 1-11 классов. Учебник содержит теоретические сведения об основах физической культуры, обязательный учебный материал по спортивным играм, легкой атлетике, гимнастике, элементам единоборств, плаванию и лыжной подготовке. Описаны также самостоятельные занятия хоккеем, бадминтоном, коньками и скейтбордом.

    Формат: pdf / zip

    Размер: 38,1 Мб

    Введение 5

    Раздел 1. Что вам надо знать

    § 1. Влияние возрастных особенностей организма на физическое развитие и физическую подготовленность 10

    § 2. Роль опорно-двигательного аппарата в выполнении физических упражнений 12

    § 3. Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции систем организма 14

    § 4. Психические процессы в обучении двигательным действиям 17

    § 5. Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями 18

    § 6. Основы обучения и самообучения двигательным действиям 25

    § 7. Личная гигиена в процессе занятий физическими упражнениями 26

    § 8. Предупреждение травматизма и оказание первой помощи при травмах и ушибах 28

    § 9. Совершенствование физических способностей 31

    § 10. История возникновения и формирования физической культуры 33

    § 11. Физическая культура и олимпийское движение в России 34

    § 12. Олимпиады...

    Отдохни - посмотри картинки,приколы и смешные статусы

    Разные афоризмы

    Если ты способен выдумать что-то, ты можешь и сделать это. (Уолт Дисней)

    Цитаты и Статусы со смыслом

    В тюрьме столько не сидят, сколько я вКонтакте.

    Приколы из школьных сочинений

    Иван IV с детства не любил людей, из-за чего случались массовые казни.

    Комплексы упражнений (Домашнее задание)

    1 четверть
    1. И.п.: о.с. 1 - наклонить голову вправо; 2 - прямо; 3 - влево; 4- прямо. Вначале выполнять медленно, затем быстро. Повторить 6 раз.
    2. И.п.: ноги на ширине плеч, руки вверх. 1-3-пружинящие наклоны вперед - выдох; 4- и. п.- вдох. Повторить 5-6 раз.
    3. И.п.: о.с. руки на пояс. 1- подняться на носки; 2-3- постоять, сохраняя равновесие; 4- и. п. Повторить 5-6 раз.
    4. И.п.: ноги шире плеч, руки вниз. 1-2- прогибаясь назад, слегка согнуть колени, достать правой рукой голень правой ноги; 3-4- и. п. То же, к другой ноге. Повторить 4-5 раз.
    5. И.п.: о.с. руки вверх. 1-поднять согнутую в колене ногу с одновременным махом рук назад; 2- и. п. Сделать упражнение 3-4 раза одной ногой, затем другой.
    6. И.п.: о.с. 1-правую руку в сторону; 2-левую в сторону; 3- правую вниз; 4- левую вниз. Упражнение на координацию движения. Повторить 5-6 раз, меняя темп.
    7. И.п.: о.с. Прыжки на месте (десять прыжков), чередуя с ходьбой на месте. Повторить 3-4 раза.
    2 четверть
    1. И.п.: о.с. 1 - поднять плечи вверх; 2 - и.п. Повторить упражнение 8-10 раз.
    2. И.п.: о.с. 1-повернуть голову вправо; 2-прямо; 3- влево; 4 - прямо. Вначале выполнять медленно, затем быстро. Повторить 4-5 раз.
    3. И.п.: ноги шире плеч, руки вверх. 1- наклон вперед, коснуться руками пяток с внутренней стороны; 2- и. п. Повторить 8 раз.
    4. И.п.: о.с. руки на пояс. 1-поднять прямую ногу вперед; 2- махом отвести назад; 3- снова вперед; 4- и. п. То же, другой ногой. Повторить 3-4 раза.
    5. И.п.: ноги на ширине плеч, руки за головой. 1- наклон вправо, одновременно руки поднять вверх; 2-и. п.; 3-4-то же, в другую сторону. Повторить 4-5 раз.
    6. И.п.: о.с. 1-присесть, разводя колени, отрывая пятки от пола, руки за голову; 2- и.п. Повторить б-8 раз.
    7. И.п.: о.с. 1-правая рука вперед; 2-левая вперед; 3-правая вверх; 4- левая вверх. Обратное движение в том же порядке. Упражнение на координацию движения. Повторить 4-5 раз, меняя темп.
    8. И.п.: ноги слегка расставлены. Прыжки на двух ногах с поворотом вокруг себя в одну, другую сторону. Повороты делать на 4 счета. Повторить 4-5 раз.
    3 четверть
    1. И.п.: о.с. 1 -резко опустить подбородок на грудь - выдох; 2- поднять голову вверх - вдох. Повторить 6 раз.
    2. И.п.: о.с. руки на пояс. 1 - отвести локти назад до сведения лопаток; 2 - и.п. Повторить 8 раз.
    3. И.п.: ноги на ширине плеч, руки вверху. 1 - наклон вперед, коснуться руками пола - выдох; 2 - и.п.- вдох. Повторить 6-8 раз.
    4. И.п.: о.с. руки на пояс. 1 - отставить ногу вперед на носок;
    2 - поднять ее вверх; 3 - на носок; 4 - и.п. То же, другой ногой. Повторить 3-4 раза.
    5. И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 - поворот вправо, руки за спину - выдох; 2 - и.п.- вдох; 3-4 - то же, в другую сторону. Повторить 6 раз.
    6. И.п.: стоя на коленях, руки на пояс. 1 - сесть на пятки - выдох; 2 - и.п.- вдох. Повторить 6-8 раз.
    7. И.п.: о.с. руки на пояс. 1 - руки к плечам; 2 - руки вверх;
    3 - к плечам; 4 - и.п. Упражнение на координацию движения. Повторить 5-6 раз.
    8. И.п.: о.с. Прыжки на месте на двух ногах (десять прыжков), чередуя с ходьбой на месте. Повторить 4-5 раз.
    4 четверть
    1. И.п.: о.с. 1 -руки через стороны вверх, хлопок над головой с одновременным подниманием на носки; 2 - и.п. Повторить 6- 8 раз.
    2. И.п.: о.с. 1 -повернуть голову вправо; 2 - влево; 3 - поднять вверх; 4 - опустить вниз до касания подбородком груди. Повторить 4-5 раз.
    3. И.п.: ноги на ширине плеч, руки вверх. 1 - наклон вперед с одновременным отведением рук назад; 2 - и.п. Повторить 6-8 раз.
    4. И.п.: о.с. руки на пояс. 1 - поднять согнутую ногу; 2 - отвести колено в сторону; 3 - колено вперед; 4 - и.п. То же, другой ногой. Повторить 3-4 раза.
    5. И.п.: сидя, ноги прямые вместе, руки упор сзади. 1-2- поднять таз и бедра, прогнуться в спине, голову назад; 3-4 - и.п. Повторить 5-6 раз.
    6. И.п.: то же. 1 - сгибая ноги, подтянуть к груди; 2 - и.п. Повторить 5-б раз.
    7. И.п.: о.с. 1 - правую руку и ногу в сторону; 2 - и.п.; 3 - левые руку и ногу в сторону; 4 - и.п. Повторить 4-5 раз, убыстряя темп.

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

    ГОРОДА Н ИЖНЕГО НОВГОРОДА

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    «Школа №84»

    Методическая разработка

    «Домашние задания по физической культуре»

    8-11 классы

    Толочманова Д.И.

    учитель физической культур

    Домашние задания по физической культуре

    А: -развитие силы и силовой выносливости.


    1. в подтягивании и лазанию по канату.
    2. - упражнения для подготовки к выполнению учебных требований
      в упорах.
    3. - упражнения для подготовки к выполнению учебных требований связанных с использованием мышц брюшного пресса и спины.

    Б- развитие ловкости, прыгучести, быстроты.

    1 - упражнения для подготовки к выполнению учебных требований в прыжках.

    В: - развитие гибкости

    1 - формирование правильной осанки, профилактика и коррекция плоскостопия.

    8 Класс

    А- 1

    1. Подтягивания в висе лежа (опираясь о пол только пятками) - 2х22(м), 2х17(д)
    2. Вис на согнутых руках. 19сек. (м) 15сек. (д)
    3. Из виса подтягивание (м) - 6 под (мах) раз.(Можно с помощью)
    4. Лазание по канату без помощи ног 200см. (м)
    5. Из виса на перекладине поднимание ног до угла 90°. 16р (м) 14р (д)

    А-2

    1. Сгибание и разгибание рук в упоре стоя. - 2x17(д)
    2. Сгибание и разгибание рук, в упоре лежа на бедрах не отрывая коленей от пола. - 2x17(д)
    3. Сгибание и разгибание рук, в упоре лежа.-2х24 (м) 2x12 (д).
    4. Из упора лежа руки на скамейке отталкивание с хлопком 20р. (м) 10 р. (д)
    5. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа с хлопком. - 17р. (м)
    6. Передвижение с поворотами в упоре лежа на полу с опорой ногами о скамейку - 5 под. (м) 3 под (д).
    7. Из упора стоя на коленях выйти в упор присев.2х20р(м) 2x15(д)
    8. Вскок в упор присев на скамейку и прыжок прогнувшись.-20раз (м, д)

    А-3

    1. туловище коснуться локтями колен.28р (м) 22р(д)
    2. Лежа на спине поднимание прямых ног.28р (м) 22р (д)
    3. Сед углом: разведение ног в стороны и сведение; сгибание ног, подтягивание коленей к груди; разведение и сведение ног со скрещениями.-2х25р (м) 2х20(д). Вращение прямыми ногами – 16 раз.
    4. Лежа на животе руки за головой не касаясь локтями пола руки вверх прогнуться отрывая ноги и придти в и.п..-22р (м) 18р (д).
    5. Лежа на спине, ноги влево поднимая ноги перевести вправо (часики).-18р (м) 16р (д).

    Б-1

    1. Прыжки через скакалку вчетверо сложенную вперед и назад.20(м)
    2. Вскок на козла в упор присев с места, (высота 80 см)-14 р(м) 10 р (д)
    3. Прыжки со скакалкой – 110 (м), 120(д).
    4. Выпрыгивание из глубокого приседа -30р (м), 25р (д)
    5. Прыжки с возвышения на пол и обратно на возвышение.- 30р(м), 25р(д).
    6. Прыжки через скамейку боком.5под. (м), 3 под. (д).
    7. Прыжки вверх прогнувшись, прыжок вверх на 360°слитно - кол. Раз 14р (м)10р(д)
    8. Высоко подпрыгнув, поднять вперед - врозь прямые ноги, достать руками носки мягко приземлиться -14р (м) 10р (д)
    1. Наклон, вперед касаясь лбом колен
    2. Полуприседания и приседания.
    3. Ходьба на носках, на пятках, с поджатыми пальцами, на наружных сторонах стопы.

    9 класс

    А - 1

    1. Подтягивания в висе лежа (опираясь о пол только пятками) - 2 х 20(д)
    2. Вис на согнутых руках. 20сек. (д)
    3. Лазание по канату без помощи ног.250см на время -5сек. (м)
    4. Из виса на перекладине поднимание ног до угла 90°. 18р (м) 15р (д)
    5. Лазание по Шведской стенке без помощи ног. 7р (м) 5р (д)
    6. Вис углом (держать) (м) - мах (сек)
    7. Подъем переворотом в упор из виса - 4р (м)

    А-2

    1. Сгибание и разгибание рук в упоре стоя. - 2х20(д)
    2. Сгибание и разгибание рук, в упоре лежа на бедрах не отрывая коленей от пола. - 2х20(д)
    3. Сгибание и разгибание рук, в упоре лежа.-2х27 (м) 2x 14 (д).
    4. Из упора лежа руки на скамейке отталкивание с хлопком 25р. (м) 12 р. (д)
    5. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа с хлопком. - 20р (м)
    6. Вскок в упор присев на козла и прыжок прогнувшись.-15раз.(м), 10 р(д).

    А-3

    1. Лежа на спине ноги согнуты в коленях руки за головой поднимая туловище коснуться локтями колен. 30 р(м) 25р(д)
    2. Лежа на спине поднимание прямых ног 30р (м) 24р (д).
    3. Сед углом: разведение ног в стороны и сведение; сгибание ног, подтягивание коленей к груди; разведение и сведение ног со скрещениями.-2х25р (м) 2х20(д).Вращение прямыми ногами-18раз.
    4. Лежа на животе руки за головой не касаясь локтями пола руки вверх прогнуться отрывая ноги и придти в и.п..-24р (м) 20р (д).
    5. Упражнение складной нож-15р - (м) 12р(д)

    Б-1

    1. Прыжки через скакалку вчетверо сложенную вперед и назад.25р(м)
    2. Вскок на козла в упор присев с места, (высота 80 см)-16 р(м) 12р (д)
    3. Прыжки со скакалкой 125(м), 130(д).
    4. Выпрыгивание из глубокого приседа.-35р (м), 30р (д)
    5. Прыжки с возвышения на пол и обратно на возвышение.- 30р (м),25р(д).
    6. Прыжки ноги врозь и ноги вместе на скамейке.-2х35(м).2х30(д)
    7. Прыжки вверх прогнувшись, прыжок вверх на 360°слитно - кол. Раз 16р (м)12р(д)
    8. Прыжки с высоты 80 см с мягким приземлением- 20р (м) 18р (д).
    9. Прыжок вверх с разведением ног и мягким приземлением.- 20р (м)18р(д).
    10. Приседания на левой и правой ноге без опоры – 10 р (м) 8р (д).

    В -1 (Выполняется в каждом домашнем задании)

    1. влево.
    2. Поднимание и опускание плеч отведение и сведение, круговые движения плечами.
    3. Упражнения с палкой. Палка за головой, на лопатках, сзади на изгибах локтей. Внизу сзади на прямых руках - выкруты.
    4. Перекладывание, броски и ловля набивных мячей.
    5. Наклоны и повороты туловища в различных положениях.
    6. Мост из положения, лежа на спине
    7. правую (левую) ногу не касаясь «кольца», то же сидя, стоя.
    8. Лежа на спине поднять ноги коснуться коленями справа, затем слева за головой.
    9. Упражнения с удержанием груза на голове.
    10. Полуприседания и приседания.
    11. Ходьба на носках, на пятках, с поджатыми пальцами, на наружных сторонах стопы.
    12. Ходьба вправо, влево по рейке гимнастической скамейки, по шесту, канату, гимнастической палке (свод стопы должен обхватывать предмет).
    13. Захватывание перекладывание мелких предметов пальцами ног и сводами ступней.
    1. Перекатывание с пяток на носки и обратно, с носков на наружные стороны стопы и пятки.
    1. Упражнения у стены (касаясь стены затылком, плечами, ягодицами и пятками).

    10 класс

    А-1

    1. Подтягивания в висе лежа (опираясь о пол только пятками) - 2 х 25(д)
    2. Вис на согнутых руках. 22сек. (д)
    3. Из виса подтягивание (м) - 6 под(мах) раз.
    4. Из виса на перекладине поднимание ног до угла 90°. 20р (м) 15р (д)
    5. Лазание по Шведской стенке без помощи ног. 7р (м) 5р (д)
    6. Вис углом (держать) (м) - мах (сек)

    А-2

    1. Сгибание и разгибание рук в упоре стоя. - 2х22(д)
    2. Сгибание и разгибание рук, в упоре лежа на бедрах не отрывая коленей от пола. - 2х22(д)
    3. Сгибание и разгибание рук, в упоре лежа.-2х35 (м) 2x15 (д).
    4. Из упора лежа руки на скамейке отталкивание с хлопком 30р. (м) 15р.(д)
    5. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа с хлопком. - 25р (м)
    6. Из упора стоя на коленях выйти в упор присев. 2x15(д)
    7. Вскок в упор присев на козла и прыжок прогнувшись.-15раз (м), 10р (д).
    1. Лежа на спине ноги согнуты в коленях руки за головой поднимая туловище коснуться локтями колен.35р (м) 30р(д)
    2. Лежа на спине поднимание прямых ног 33р (м) 25р (д).
    3. Сед углом: разведение ног в стороны и сведение; сгибание ног, подтягивание коленей к груди; разведение и сведение ног со скрещениями.-2х25р (м) 2х20(д).Вращение прямыми ногами-20раз(м).
    4. Лежа на животе руки за головой не касаясь локтями пола руки вверх прогнуться отрывая ноги и придти в и.п..-25р (м) 20р (д).
    5. Лежа на спине, ноги влево поднимая ноги перевести вправо (часики).-20р (м) 16р (д).
    6. Упражнение складной нож-20р - (м) 15р(д)

    Б-1

    1. Прыжки через скакалку вчетверо сложенную вперед и назад.25р (м)
    2. Вскок на козла в упор присев с места, (высота 80 см)-18 р (м) 12р (д)
    3. Прыжки со скакалкой - 130(м), 140(д).
    4. Выпрыгивание из глубокого приседа.-40р (м), 30р (д)
    5. Прыжки с возвышения на пол и обратно на возвышение - 35р (м),25р (д).
    6. Прыжки вверх прогнувшись, прыжок вверх на 360°слитно - кол. Раз 18р (м)15р(д)
    1. Прыжки с высоты 80 см с мягким приземлением- 20р (м)18р (д).
    2. Прыжок вверх с разведением ног и мягким приземлением - 20р (м)18р (д).
    1. Высоко подпрыгнув, поднять вперед врозь прямые ноги, достать руками носки мягко приземлиться.-16р (м) 12р (д)
    2. Приседания на левой и правой ноге без опоры -12р (м) 10р (д).

    В -1 (Выполняется в каждом домашнем задании)

    1. Наклоны головы вперед назад вправо влево повороты головы вправо влево.
    2. Поднимание и опускание плеч отведение и сведение, круговые движения плечами.
    3. Упражнения с палкой. Палка за головой, на лопатках, сзади на изгибах локтей. Внизу сзади на прямых руках - выкруты.
    4. Перекладывание, броски и ловля набивных мячей.
    5. Наклоны и повороты туловища в различных положениях.
    6. Мост из положения, лежа на спине
    7. Лежа на спине, руки вперед к низу пальцы переплетены, продеть
    8. Лежа на спине поднять ноги коснуться коленями справа, затем слева за головой.
    9. Упражнения с удержанием груза на голове.
    10. Полуприседания и приседания.
    11. Ходьба вправо, влево по рейке гимнастической скамейки, по шесту, канату, гимнастической палке (свод стопы должен обхватывать предмет).
    12. Захватывание перекладывание мелких предметов пальцами ног и сводами ступней.
    13. Перекатывание с пяток на носки и обратно, с носков на наружные стороны стопы и пятки.
    14. Упражнения у стены (касаясь стены затылком, плечами, ягодицами и пятками).

    11 класс

    А- 1

    1. Подтягивания в висе лежа (опираясь о пол только пятками) - 2 х25(д)
    2. Вис на согнутых руках. 25сек. (д)
    3. Из виса подтягивание (м) - 6 под (мах) раз.
    4. Лазание по канату без помощи ног.400см на время -8сек. (м)
    5. Из виса на перекладине поднимание ног до угла 90°. 25р (м) 15р (д)
    6. Из виса подтягивание в широком хвате за голову-(м)- мах
    7. Вис углом (держать) (м) - мах (сек)
    8. Подъем переворотом в упор из виса.-5р (м)

    А-2

    1. Сгибание и разгибание рук в упоре стоя. – 2х25(д)
    2. Сгибание и разгибание рук, в упоре лежа на бедрах не отрывая коленей от пола. – 2х25(д)
    3. Сгибание и разгибание рук, в упоре лежа.-2х45 (м) 2x18 (д).
    4. Из упора лежа руки на скамейке отталкивание с хлопком 35р. (м) 15р (д)
    5. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа с хлопком. – 30 р (м)
    6. Из упора стоя на коленях выйти в упор присев.-15раз (м)
    7. Передвижение в упоре на брусьях с поворотами-5р
    8. Отжимание на брусьях с провисанием-10 р

    А-3

    1. Лежа на спине ноги согнуты в коленях руки за головой поднимая туловище коснуться локтями колен.40р (м) 30р(д)
    2. Лежа на спине поднимание прямых ног 40р (м) 30р (д).
    3. Сед углом: разведение ног в стороны и сведение; сгибание ног, подтягивание коленей к груди; разведение и сведение ног соскрещениями.-2x30р(м) 2х25(д). Вращение прямыми ногами - 20раз (м).
    4. Лежа на животе, руки за головой не касаясь локтями пола руки вверх прогнуться отрывая ноги и придти в и.п..- 30р (м) 25р (д).
    5. Лежа на спине, ноги влево поднимая ноги перевести вправо (часики).-20р (м) 16р (д).
    6. Упражнение складной нож-25р - (м) 18р(д)

    Б-1

    1. Прыжки через скакалку вчетверо сложенную вперед и назад 30р (м)
    2. Вскок на козла в упор присев с места, (высота 80 см)-20 р (м) 15р (д)
    3. Прыжки со скакалкой 140(м), 150(д).
    4. Выпрыгивание из глубокого приседа.-50р (м), 30р (д)
    5. Прыжки с возвышения на пол и обратно на возвышение.- 40р (м),30р (д).
    6. Прыжки вверх, прогнувшись, прыжок вверх на 360°слитно - кол. Раз 20р (м)15р (д)
    7. Прыжки с высоты 80 см с мягким приземлением- 20р (м)18р (д).
    8. Прыжок вверх с разведением ног и мягким приземлением.- 20р (м)18р (д).
    9. Высоко подпрыгнув, поднять вперед врозь прямые ноги, достать руками носки мягко приземлиться.-18р (м) 12р (д)
    10. Приседания на левой и правой ноге без опоры -14р (м) 10р (д).

    В -1 (Выполняется в каждом домашнем задании)

    1. Наклоны головы вперед назад вправо влево повороты головы вправо влево.
    2. Поднимание и опускание плеч отведение и сведение, круговые движения плечами.
    3. Упражнения с палкой. Палка за головой, на лопатках, сзади на изгибах локтей. Внизу сзади на прямых руках - выкруты.
    4. Перекладывание, броски и ловля набивных мячей.
    5. Наклоны и повороты туловища в различных положениях.
    6. Мост из положения, лежа на спине
    7. Лежа на спине, руки вперед к низу пальцы переплетены, продеть правую (левую) ногу не касаясь «кольца», то же сидя, стоя.
    8. Лежа на спине поднять ноги коснуться коленями справа, затем слева за головой.
    9. Упражнения с удержанием груза на голове.
    10. Полуприседания и приседания.
    11. Ходьба на носках, на пятках, с поджатыми пальцами, на наружных сторонах стопы.
    12. Ходьба вправо, влево по рейке гимнастической скамейки, по шесту, канату, гимнастической палке (свод стопы должен обхватывать предмет).
    13. Захватывание перекладывание мелких предметов пальцами ног и сводами ступней.
    14. Перекатывание с пяток на носки и обратно, с носков на наружные стороны стопы и пятки.
    15. Упражнения у стены (касаясь стены затылком, плечами, ягодицами и пятками).

    Как известно, урок не может восполнить тот необходимый минимум двигательной активности, который нужен нашим детям, чтобы поддерживать свой организм на достаточно высоком функциональном уровне. Многие ученые и педагоги ищут пути увеличения двигательной активности, способствующие увеличению функциональных возможностей организма школьников, развитию у них основных физических качеств.

    Одной из действенных форм повышения уровня двигательной активности и продолжения учебно-воспитательной работы с учащимися должны стать домашние задания по физической культуре.

    В процессе выполнения домашних заданий учащиеся приобщаются к систематическим занятиям физическими упражнениями, физическая культура постепенно входит у школьников в привычку. Кроме того, стараясь хорошо выполнить домашние задания, они приучают себя активно и добросовестно работать, совершенствовать двигательные навыки и умения, развивать необходимые физические качества. Все это постепенно приводит к формированию личности ученика в процессе обучения.

    В своих исследованиях Л.С. Выготский выдвинул положение о ведущей роли обучения относительно психического развития. Эта идея находит отражение и в деятельности педагога, который предлагает домашние задания как продолжение процесса обучения. Учеными замечено, что через целенаправленное изменение содержания основного дидактического материала при обучении путем увеличения доли и меры самостоятельной работы можно стимулировать систематические занятия. Поэтому увеличения двигательной активности и повышения двигательной подготовленности школьников можно добиться через увеличение доли самостоятельных занятий школьников физическими упражнениями. И первым этапом будет систематическое выполнение всеми учащимися домашних заданий по физической культуре.

    Чем же мотивирована необходимость проработки проблемы домашних заданий по физической культуре?

    Во-первых , вопрос о домашних заданиях по физической культуре не нашел еще своего отражения в общепедагогической литературе и слабо изучается с точки зрения оздоровления и образования. Есть еще педагоги, которые не признают домашние задания по физической культуре, считая, что они увеличивают и без того очень большую учебную нагрузку школьников.

    Во-вторых , домашние задания по физической культуре, решая определенные задачи, имеют свои характерные особенности, которые отличают их от заданий на дом по другим общеобразовательным предметам.

    В-третьих , домашние задания не только способствуют популяризации физических упражнений среди школьников, но и являются фактором, уменьшающим умственную перегрузку детей и стимулирующим правильную организацию их свободного времени.

    Основная задача домашних заданий по физической культуре – создать условия для подготовки учащихся к выполнению требований государственной программы по физической культуре, развить двигательные качества и приобщить учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями. Кроме этого, используя домашние задания, можно решать и такие задачи, как улучшение и коррекция осанки учащихся, обучение изготовлению несложного спортивного инвентаря, формирование навыков личной гигиены и т.п. Следовательно, содержание домашних занятий зависит от того, какие задачи ставит учитель физической культуры перед учащимися.

    Почему же не приживаются домашние задания по физической культуре, почему они малоэффективны и не приносят должного удовлетворения ни учителю физической культуры, ни учащимся?

    Видимо, здесь сказывается отсутствие теоретических разработок по данной проблеме.

    При организации и проведении домашних занятий возникает много вопросов, решение которых вызывает трудности у учителей физической культуры. Попробуем решить их.

    Надо ли давать домашние задания по физической культуре всем учащимся в классе?

    Многие учителя жалуются на то, что учащиеся не делают домашних заданий или выполняют их без особого интереса. Это происходит потому, что они не всегда понимают смысл заданий или считают их неинтересными. Получается это тогда, когда учитель всему классу дает одно и то же задание. Следовательно, домашние задания должны быть не очень трудными, и в то же время необходимо, чтобы при их выполнении учащиеся прикладывали определенные усилия.

    Но в классе бывают ученики, имеющие высокую двигательную подготовленность и выполняющие все требования учителя с первой попытки. Нужно ли им давать задание, как и всем? Наверное, не всегда. Во-первых, они, в силу своей подготовленности, все равно не будут его выполнять, так как хорошо справляются со всеми нормативами. Во-вторых, эти школьники, как правило, отрицательно влияют на других учащихся, отговаривают их от выполнения домашних заданий.

    Не следует давать домашних заданий и учащимся, которые занимаются в спортивных секциях добровольных обществ и ДЮСШ. Такой подход позволит больше внимания уделить тем, кто имеет слабую физическую подготовленность.

    Однако домашние задания могут быть предложены всему классу. Здесь необходимо учитывать типы заданий, которые получают учащиеся, и поставленные перед ними задачи.

    Так, например, если учитель стремится развивать скоростно-силовые качества, то домашнее задания (комплекс специальных упражнений) следует давать только тем, у кого эти качества развиты слабо и кто не выполняет требования учебной программы. В этом случае задания должны быть строго индивидуальны в зависимости от уровня подготовленности учащихся и с учетом их возможностей. С другой стороны, если решается задача (скажем, в четвертом классе) формирования у школьников навыков личной гигиены, то домашние задания должны даваться всему классу и соответствующим образом должна быть организована их проверка.

    Способы дифференцирования и индивидуализации домашних заданий должны основываться на задачах, которые решает учитель физической культуры. Многие учителя связывают их с освоением программного материала. Это хорошо, но индивидуализация заданий предусматривает учет возможностей каждого учащегося. Один отстает в развитии выносливости, другой – в силе, третий – в быстроте и т.д. Поэтому целесообразно строить домашние задания таким образом, чтобы они помогали учащимся развивать те качества, которые им необходимы.

    Так, в первой четверти совсем не обязательно всем давать комплексы, способствующие развитию быстроты или скоростно-силовых качеств. Может быть и так, что мальчик или девочка быстро бегают и хорошо прыгают, но силовые качества у них развиты недостаточно. В этом случае не следует ждать второй четверти, а с сентября задавать таким учащимся комплексы силовых упражнений, которые помогут им развить силовые качества. А если учитель будет ждать, когда начнется гимнастика, то он может упустить время, и учащиеся не подготовятся достаточно хорошо к выполнению силовых нормативов.

    Кроме того, использование комплекса силовых упражнений, выполняемых в различных режимах, позволит учащимся лучше подготовиться и выполнить упражнения не только силовые, но и требующие хорошего развития скоростно-силовых качеств и даже выносливости. С другой стороны, учащемуся, имеющему хорошие силовые способности, даже в период освоения раздела гимнастики целесообразно давать задания на развитие быстроты, координации, если эти качества у него заметно отстают.

    Все домашние задания, которые учитель предлагает учащемуся, должны отвечать следующим требованиям:

      задания должны быть в меру трудными, чтобы учащиеся прилагали определенные усилия при их выполнении, но не превышать возможности детей данного возраста;

      подбирать упражнения и задания следует с учетом выполнения их в домашних условиях;

      комплексы упражнений должны быть строго индивидуальны и учитывать уровень подготовленности учащегося;

      задания и комплексы упражнений должны быть хорошо освоены учащимися на уроках физической культуры для того, чтобы школьники могли правильно выполнять их дома;

      все задания должны систематически проверяться, оцениваться и пропагандироваться среди учащихся;

      в задания по развитию двигательных качеств в течение года необходимо включать упражнения, направленные на их комплексное развитие, с учетом недостаточно развитых качеств;

      периодически комплексы упражнений должны меняться, корректироваться с целью более качественного воздействия на развитие определенных двигательных качеств.

    Коротко остановимся на методике домашних заданий, которая заключается в следующем:

    1. Побудить учащихся к тому, чтобы они внимательно выслушивали задания, и после этого показать им упражнение, предназначенное для отработки дома, с тем чтобы они могли зрительно запомнить его смысл и исполнение, и в процессе самостоятельного разучивания использовать его в качестве образца.

    2. Потребовать, чтобы учащиеся все вместе (вслух или мысленно про себя) «проговорили» это задание, пользуясь специальной терминологией, а в необходимых случаях проанализировали его и здесь же, на уроке, попытались выполнить предлагаемое упражнение самостоятельно.

    3. Убедить учащихся в практической пользе для них предлагаемого задания с тем, чтобы заинтересовать их, сформировать у них более внимательное отношение к нему, вызвать желание выполнять задания как можно лучше и с большой пользой для себя.

    4. Выделить главное, над чем ученику следует поработать дома и чего он должен добиться в процессе самостоятельного разучивания упражнения, а также указать, какая работа будет считаться хорошо выполненной и как надо выполнять задание, чтобы получить требуемый результат (выделение цели и создание определенных перспектив).

    5. Основательно изучить материал на самом уроке, что не исключает возможности заданий для самостоятельного изучения его дома без предварительного ознакомления на уроке. Предварительное домашнее задание имеет своей целью подготовку детей к лучшему и более глубокому восприятию нового учебного материала на уроке, и мы отводили ему значительное место.

    6. Дать инструкцию по организации самостоятельных занятий и выполнению домашних заданий, а также напомнить, чтобы, придя в класс, учащиеся записали его по памяти в свою специальную рабочую тетрадь (дневник и т.д.). Лучше всего, если инструкция заранее будет вывешена на доске заданий и поручений, – тогда учащиеся будут иметь возможность в любой момент обратиться к ней.

    В комплексы упражнений могут быть включены упражнения, способствующие совершенствованию какого-либо навыка. Например, при обучении одновременному лыжному ходу учитель требует, чтобы учащиеся в финальном движении отталкивания заканчивали толчок кистями. Но они не сразу приобретают навык финального усилия кистями. Учитель может еще до начала занятий по лыжной подготовке предложить учащимся в качестве домашнего задания такое упражнение: встать спиной к стене, на шаг от нее. Руки опустить вдоль туловища ладонями к стене. Выполняя наклон спиной назад, опереться руками о стену и, резко разгибая их, оттолкнуться от стены, заканчивая отталкивание разгибанием кистей. Выполнять упражнение следует на время, по 40–50 сек., после чего необходимо немного отдохнуть (60–80 сек.) и повторить движение еще 3–4 раза. Такое упражнение не только поможет ученику отработать навык отталкивания кистью, но и разовьет силу рук при отталкивании.

    Учитель может подобрать и другие технические упражнения, но необходимо помнить: техническое упражнение должно быть хорошо освоено на уроке физической культуры, прежде чем учитель предложит его в качестве домашнего задания. Это вызвано необходимостью правильного выполнения упражнения для того, чтобы правильно сформировать навык.

    Одним из условий, способствующих популяризации домашних заданий по физической культуре, является методика их проведения и оценки. Учащиеся будут выполнять домашние задания по физической культуре только в том случае, если будут уверены, что учитель обязательно оценит их работу. Если же этого не будет, то у детей постепенно пропадет интерес к выполнению упражнений дома.

    С другой стороны, проверка домашних заданий отнимает много времени на уроке, в силу чего учитель не успевает или проверять заданное, или выполнять план урока, осваивая с классом намеченные двигательные действия. Видимо, поэтому учитель не всегда последователен в своих действиях: дает задания на дом, но проверять их порой не имеет возможности. И, как следствие этого, дети перестают воспринимать их всерьез и выполнять дома.

    В публикациях не очень четко показана методика их проверки, не отражены приемы и возможности организации проверки и оценки выполнения. Многое здесь зависит от условий в школе, возможностей учащихся и учителя физической культуры, его способности к организации проверки. Некоторые специалисты предлагают проверять задания во внеурочное время. Но на занятия, проводимые после уроков, не всегда можно пригласить тех учащихся, которые нужны учителю. И все же, не отрицая такой возможности (при правильной организации), нам представляется, что лучше всего проверять задания на уроке.

    Наиболее рациональным, по нашему мнению, будет работа учащихся дома над комплексом упражнений (заданий) в течение максимум двух недель. Через две недели те задания, которые учащиеся получили от учителя, должны быть проверены – желательно у всех, кому они задавались. Детям следует заранее объявить о дне проверки, с тем чтобы они были к этому готовы, и не переносить его.

    Например, на уроках с использованием материала из раздела «Легкая атлетика» проверить домашнее задание можно во время вводной части урока или в начале основной. Если задание было дано не всему классу, а индивидуально – отстающим и менее подготовленным учащимся, – то, проверяя беговые и прыжковые упражнения в конце вводной части урока или в начале основной, учитель оценивает усвоение учащимися заданий, которые они готовили дома (к примеру, бег на месте с высоким подниманием бедра). Это упражнение вырабатывает быстроту движений, способствует полному выпрямлению толчковой ноги и тренирует мышцы передней поверхности бедра и брюшного пресса. Именно эти мышцы играют важную роль в беге на скорость.

    Такая проверка может быть организована фронтально (упражнение выполняет весь класс, а учитель оценивает только тех учащихся, кому он дал задание) или по группам. В этом случае учитель не специально тратит время на проверку, а проводит учебную работу на уроке, обучая и развивая определенные двигательные качества у всего класса, и в то же время следит за теми, кому было дано задание освоить это упражнение. Точно так же можно организовать проверку домашних заданий и в основной части урока, выполняя любые двигательные действия.

    На уроках гимнастики для проверки домашних заданий целесообразно использовать круговую тренировку. Например, учителю необходимо проверить задание по подтягиванию у мальчиков и сгибанию и разгибанию рук в упоре на гимнастической скамейке у девочек. В основной части урока одной из «станций» круговой тренировки будут перекладина и гимнастическая скамейка, на которых учащиеся выполняют упражнения. Учитель проверяет задания на этой «станции», выставляя оценки за выполнение, и в течение урока перед ним проходит весь класс. Следовательно, все учащиеся (и мальчики, и девочки) выполняют упражнения, заданные на дом.

    Если учитель дает задание индивидуально, исходя из подготовленности каждого учащегося, то он должен оценивать задание по приросту показателей в том или ином упражнении. Можно оценить выполнение упражнений и заданий таким образом: прирост в 30–40% соответствует оценке «5», в 15–20% – «4» и в 8–12% – «3».

    В том случае, когда учитель физической культуры предлагает домашнее задание всему классу, оценка выполнения индивидуальна. Это значит, что для каждого конкретного ученика, в зависимости от его подготовленности на данный период, дается определенный норматив прироста в процентах за отведенное на домашнее задание время. Например, для сильных учащихся процент прироста результата на оценку «5» составит 5–10%, для средних – 10–15% и для слабых учащихся – 15–20%. Такой порядок подсчета требует составления специальной таблицы, отражающей процент прироста включаемых в комплекс упражнений и заданий. Поэтому при определении уровня двигательной подготовленности учащихся в начале учебного года следует записать результаты тестирования в специальные карточки или тетради, в которых школьники будут отмечать рост своих результатов.

    Однако опыт проведения и оценки домашних заданий говорит о том, что наиболее эффективной может быть только одна оценка – «5». Ведь если ученик занимался и имеет некоторый сдвиг в показателях, а ему учитель за выполнение ставит оценку «3» или «4», то это, как правило, вызывает отрицательную реакцию со стороны ребенка, который в следующий раз не будет стараться при подготовке домашних заданий по физической культуре. Учителю необходимо приветствовать и положительно оценивать малейший успех своих учеников, способствовать тому, чтобы они стремились к систематическим занятиям физическими упражнениями в свободное время и с удовольствием выполняли домашние задания.



    Похожие статьи
     
    Категории