• Организация предпринимательской деятельности. Асаул А.Н. Минусы этой культуры

    18.04.2021

    Участника энциклопедии "Известные Ученые"

    Асаул Анатолий Николаевич. Доктор экономических наук, профессор, академик РАЕ

    Асаул Анатолий Николаевич родился в п. Решетиловка Полтавской области 31 октября 1948 г. В 1972 г. окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ) по специальности «Строительные, дорожные машины и оборудование» (инженер-механик, диплом Ю № 104548); в 1990 г. – факультет переподготовки Ленинградского инженерно-экономического института (ЛИЭИ) по специальности «Управление, экономика и организация строительного производства» (диплом ДВА № 104548). Вся трудовая жизнь А. Н. Асаула связана со строительством, где он прошел путь от рабочего до генерального директора (председателя совета директоров) ОАО «Проектно-строительное объединение Леноблагрострой». (1966-1999гг.). С 2000 г. по настоящее время – профессор Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета. С 1990 по 2007 год А. Н. Асаул работал в Санкт-Петербургском государственном инженерно-экономическом университете (по совместительству). С 2004 г. по 2007 г. – главный научный сотрудник Института проблем региональной экономики РАН (по совместительству). С 2016 г. по настоящее время − главный научный сотрудник и член Учёного совета Института проблем транспорта РАН им. Н.С. Соломенко

    Ученые степени и звания: 1993 г. – кандидат экономических наук; 1997 г. – доцент; 1997 г. – доктор экономических наук; 1999 г. – профессор.

    Научная деятельность: А. Н. Асаул является известным в стране и за рубежом ученым-экономистом. В рейтинге самых цитируемых российских учёных «Общественные науки» по данным elibrary.ru на сентябрь 2017 г. он занимает 3 строчку (http://dissertation-info.ru/index.php/-100-/176--100-.html). Возглавляемая им научная школа «Методологические проблемы эффективности региональных инвестиционно-строительных комплексов как самоорганизующейся и самоуправляемой системы», включенная в Реестр ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга (http://is.ifmo.ru/aboutus/2013/science-schools.pdf), получила широкое признание российской и международной научной общественности. За период деятельности научной школы по результатам исследований более 200 человек опубликовали свои научные работы. В рамках научной школы под руководством А.Н. Асаула защищено 33 кандидатских диссертации, а при научном консультировании - 10 докторских диссертаций.

    К выдающимся научным результатам А.Н. Асаула в области общественных наук относится создание научной школы «Методологические проблемы эффективности региональных инвестиционно-строительных комплексов как самоорганизующейся и самоуправляемой системы», разработка нового направления в отраслевой науке «Сетевые организации в строительстве» и подготовка кадров высшей квалификации.

    По материалам исследований в соавторстве с членами научной школы профессор А.Н. Асаул опубликовал более 500 научных статей. Издано более 70 монографий и 100 учебных изданий и научно-методических справочных пособий, больше половины учебников и учебных пособий с грифом Министерства образования РФ и УМО, 6 учебников в Украине, по два – в Абхазии, Азербайджане, Армении и Узбекистане, по одному – в Казахстане и Кыргызстане. Научные тексты, произведённые профессором А.Н. Асаулом, востребованы другими членами академического сообщества, о чём свидетельствует рейтинг самых продуктивных учёных-экономистов России («общественные науки»)(http://dissertation-info.ru/index.php/-100-h/288--100-.html), где он уверенно занимает 2 место (сентябрь 2017г.). Личный наукометрический показатель профессора А.Н. Асаула – индекс Хирша – 45. Цитируемость публикаций – более 11000 цитирований.

    С 2004 года профессор А.Н. Асаул издаёт серию научных книг «Экономическое возрождение России» (автор идеи и руководитель проекта). В настоящее время выпущено 58 томов. Об общественном признании изданий свидетельствуют медали и дипломы книжных выставок и ярмарок как в России так и за рубежом (Париж, Лондон, Франкфурт-на-Майне, Москва – ВДНХ, Екатеринбург и др.).

    Все книги удостоены национального сертификата качества в номинации «Лучший информационный проект», являются лауреатами всероссийской выставки «Лучшее учебно-методическое издание в отрасли» и широко представлены в сети Интернет. С 2005 года труды членов научной школы становятся лауреатами и победителями конкурса «Лучшая научная книга года», проводимого Фондом отечественного образования.

    Профессор А. Н. Асаул является инициатором и организатором проведения научных конференций в России. Под его руководством проведено 18 научных конференций. Он член оргкомитетов международных семинаров и конференций. За последние 5 лет выступал с докладом на 15 научных конференциях.

    В 2004 г. профессор А. Н. Асаул учредил научный журнал «Экономическое возрождение России» и восемь лет был главным редактором этого журнала. В 2010г.-2012 гг. журнал занимал второе место по импакт-фактору среди экономических журналов. Являлся членом редакционного совета Российской архитектурно-строительной энциклопедии (1996г.), и журналов «Экономика строительства» (2001г.-2008г.), «Мир перемен» (ИЭРАН) (2005г.-2008г.). В настоящее время активно работает в журналах «Регион: экономика, политика, социология» (с 2001г.), «Вестник гражданских инженеров» (с 2004г.), «Вестник Хмельницкого национального университета» (с 2009г.), «Региональная экономика» Львов (с 2010г.), «Экономика строительства и городского хозяйства» Донецк (с 2010г.). Научные труды «Вольного экономического общества России». Теоретическая и прикладная экономика «NOTABENE», «Современные технологии управления» (с 2017г.) и др.

    В 2013-2014 гг. под руководством профессора А.Н. Асаула выполнен проект РГНФ № 13-02-00065 «Исследование инвестиционно-строительного комплекса: теоретические, методологические и практические аспекты». Принял участие в проекте РГНФ № 13-12-17002 «Разработка организационно-экономического механизма формирования целевой экономической зоны на территории Республики Тыва» (2013-2014 г.г.). А. Н. Асаулом выполнено фундаментальное исследование «Формирование механизмов управления развитием регионального инвестиционно-строительного комплекса как самоорганизующейся системы» по программе Министерства образования РФ «Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники» (подпрограмма «Архитектура и строительство», раздел «Информационные технологии в строительстве, выявление эффективных экономических, организационных и управленческих механизмов, создание их математических моделей и численных методов реализации»).

    Профессор А.Н. Асаул с 2000-2017 гг. заместитель председателя диссертационного совета Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Д 212.223.04. Действующий эксперт Российского фонда фундаментальных исследований.

    Воспитание и подготовка научных кадров. Профессор А.Н. Асаул придаёт большое значение вовлечению молодёжи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество, в целях увеличения объёма и расширения сферы учебно-исследовательской, научно-исследовательской (УИРС и НИРС) и инновационной деятельности студентов проводится планомерная работа по привлечению к участию студентов и аспирантов в научно-практических конференциях, проводимых научной школой. Он активно работает в качестве члена редколлегии в молодёжных научных журналах «Старт в науке», «Международный школьный научный вестник». По итогам открытых конкурсов на лучшую научную работу студентов вузов России по естественным, техническим и гуманитарным наукам в высших учебных заведениях Российской Федерации студенты, чьи работы выполнены под руководством профессора А.Н. Асаула, неоднократно награждались дипломом и медалью Минобразования России «За лучшую научную студенческую работу», а профессор А.Н. Асаул награжден дипломом Министерства образования. По представлению редакции научного журнала «Международный студенческий научный вестник», а также оргкомитета «Студенческого научного форума 2017» за активную работу в качестве руководителя научных исследований студентов и молодых учёных профессор А.Н. Асаул награждён медалью «За успехи в образовании юношества».

    Признание научной деятельности профессора А.Н. Асаула: заслуженный деятель науки РФ (2009г.), заслуженный деятель науки республики Тыва (2014г.) и Удмуртской республики (2008г.), почетный профессор Ижевского государственного технического университета имени М.Т.Калашникова, Грозненского государственного нефтяного технического университета имени акад. М.Д. Миллионщикова, Ростовского строительного университета. Тувинского государственного университета, Уфимской академии сервиса и экономики, Полтавского университета экономики и торговли (Украина), Полтавского национального технического университета (Украина), Ташкентского автомобильно-дорожного института. (Узбекистан), Львовского университета бизнеса и права (Украина), Киевского университета туризма, экономики и права (Украина), почетный доктор наук Новгородского государственного университета, Львовского университета бизнеса и права (Украина), Хмельницкого национального университета (Украина), действительный член восьми общественных научных академий, Лауреат премии Главы-Председателя Правительства Республики Тыва в области науки за 2012г. Награждён множеством отечественных и зарубежных наград, в том числе и престижной международной наградой в области научных исследований «Имя в науке» с вручением диплома и знака «За вклад в мировую науку» (Оксфорд). Награждён Серебряной медалью Вольного Экономического Общества России, медалью «250 лет ВЭО России», грамотой «За большой вклад в деятельность ВЭО России», грамотой «За большой вклад в деятельность ВЭО России, направленный на укрепление экономического могущества и процветания Родины. Профессор А.Н. Асаул является членом Международного Союза Экономистов, членом Президиума ВЭО России, Вице-президентом Межрегиональной Санкт-Петербурга и Ленинградской области общественной организации ВЭО России.

    Профессор А.Н. Асаул принимал активное участие в мероприятиях, посвященных семье Вернадских (в том числе и организованных МПА СНГ). За подготовку и активное участие в проведении мероприятий, посвящённых 150-летию академика В.И. Вернадского, а также за большой личный вклад в развитие и популяризацию его идей Президентом НАН Украины, академиком Б.Е. Патоном профессор А.Н. Асаул награждён Почётной грамотой (2013г.).

    Отмечен почётными грамотами, благодарностями, дипломами Минстроя (Госстроя) РФ, Минавтотранса РФ, Минобрнауки России и РАН; руководителей регионов: Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Тувинской и Удмуртской республик; саморегулируемых организаций (Национальное объединение строителей, Балтийский строительный комплекс, Национальное объединение проектировщиков, Союза строителей Удмуртии), Международного союза экономистов. Национальной академии наук Украины, Федерации профсоюзов России, множеством высших учебных заведений, хозяйственных и общественных организаций.

    НАУКОВ1ПОВ1ДОМЛЕННЯ

    А.Н. Асаул

    г. Санкт-Петербург

    Л.Ф. Манаков

    г. Новосибирск

    ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ В ВУЗАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Развитие образования определяет будущее страны на 30-40 лет. Менеджмент проник во все сферы человеческой деятельности и как учебная дисциплина изучается во всех университетах России. Предметное поле, теоретические основания и методологические основы университетского менеджмента неизмеримо расширились и вышли за пределы классического менеджмента прошлого века. Однако в последние годы в университетском менеджменте идет не усвоение новых взглядов на картину организационной реальности, а механическое заимствование «модных» терминов, повторение западных управленческих концепций. Такие менеджерские одежды скрывают новую сущность организационной деятельности. В теоретическом багаже университетского менеджмента по различным оценкам лишь 5-7 % «добавленной ценности (полезной стоимости) «приходится на университетских инноваторов. В мире менеджмента востребованы не создатели новых смыслов организационной деятельности, а толкователи упрощенных, примитивных основ менеджмента, умножители прописных истин. Идет скольжение по поверхности без погружения в глубину методологических оснований.

    В менеджменте должна наступить эпоха интеллектуального драйва, пока же «оковы узника в пещере» настолько тяжелы, что не позволяют ему выйти наружу, на свет, освободиться из плена навязанных представлений о сущем, об организационной реальности. Почву для «замораживания» менеджмента дает структура образовательных программ подготовки менеджеров наших университетов. Современное положение отечественного университетского менеджмента можно оценить как кризисное.

    В предельно обобщенном виде все претензии к менеджменту сливаются в одну - нечувствительность к интеллектуальным запросам современности и вызовам будущего.

    Университетский менеджмент ориентирован на усвоение и использование знаний уже где-то и кем-то добытых и поэтому становится препятствием на пути развития собственной университетской управленческой мысли, собственных научных поисков. Таким образом, освоением азов менеджмента мы заблокировали себя от серьезной менеджмент-науки. Все успешные начинания научных поисков в университетском менеджменте погибают, не доходя до стадии «зародыша» вследствие превращения менеджмента в словесно-историческую дисциплину, раздельного выполнения кафедрами менеджмента функций - подготовки профессионалов, проведения научно-исследовательских работ, освоения навыков организационно-управленческих действий.

    В последние годы общий менеджмент подвержен догматизму. Все чаще звучит вопрос: как и куда эволюциони-

    рует управленческая область знания? Эволюция управленческой мысли последние 20 лет представляет собой обширное кладбище слов и определений. Изначально они выражали вполне насущные понятия, затем от частого поверхностного употребления превратились в истертые пятаки, не раскрывающие новый смысл и содержание организационной реальности. Сегодня после короткого паралича управленческой мысли менеджмент снова становится системообразующим элементом организационной деятельности. Сегодня теория менеджмента, перегруженная устаревшими идеями (стереотипами), идет по бурному морю вызовов и у нее есть все шансы продвинуться вперед.

    Причин кризиса университетского менеджмента несколько, важнейшая из них заключается в том, что неверно была оценена скорость движения в будущее основных участников среды, в которой востребован качественный менеджмент. Темпы, размах изменений, набор траектории движения к успеху развиваются быстрее, чем об этом думали.

    Современная и будущая организационная реальность не может быть постигнута посредством понятий классического и неоклассического менеджмента, он дает только весьма общие и грубые рамки познания новых факторов, современных постановок непарадигмальных (кооперативных) проблем. Традиционный менеджмент неправомерно упрощает организационную деятельность, сужает спектр возможных состояний и путей развития, упускает из виду новые тенденции становления и саморазвития организованных систем. Возник огромный объем научных знаний в области управления сложными системами, требующий систематизации и упорядочения по основополагающим принципам.

    Fall и fail - похожие слова, означающие «падение» и «провал», они грозят тому, кто игнорирует новые знания, пытаясь спрятаться за славным прошлым, в то время как появилось новое поколение потребителей образовательных услуг, которым нужны компетенции, а не квалификация. Сегодня квалификация - это не путевка в жизнь, а туго зашнурованые ботинки на ногах пловца: «Знаем все больше, понимаем все меньше».

    Мы во многом до сих пор мыслим «старопрежними» категориями, по-прежнему «продаем» разрозненные знания, а не компетенции, используем устаревшие способы доставки знаний, в то время как сами знания, умения и навыки изменяются.

    Вызов будущего - потребители образовательно-информационных услуг сами выбирают любой удобный для них способ получения знаний, получают его в удобной форме, в нужном месте и в нужном объеме.

    Если раньше добродетель человека состояла в верности традициям, то теперь в креативности. Сохране-

    ние традиции превращает их в обузу, шоры для самореализации.

    Традиционный менеджмент практически не уделяет внимания непарадигмальным проблемам сложности, хаоса и самоорганизации, эффектам синергии. Необходим переход от исследования простых систем к исследованию сложных, от линейности мышления к нелинейности, от рассмотрения процессов вблизи равновесия к анализу нестабильных процессов, от контрольных параметров функционирования к параметрам порядка и хаоса. Новые знания в менеджменте вступают в соревнование со старыми, элементы нового знания проходят период созревания, и существует большая вероятность его выживания.

    Прежние хорошо разработанные методы линейного анализа, линеаризации малопригодны для изучения нелинейной динамики сложных систем, феноменов самоорганизации и самосборки сложных структур.

    Важной задачей менеджмента становится определение параметров организационного порядка сложных систем и поиска структур-аттракторов (центров притяжения и активной силы), позволяющих выводить организации в режим устойчивого функционирования и развития. Создание новых смыслов, новых интерпретаций, новых идей в более широком контексте - ключевая задача креативного менеджмента.

    Доминирование в университетах педагогической деятельности над научной привело к консервативному настроению большинства преподавателей менеджмента, отделению студентов от серьезной исследовательской работы, вытеснению ее в факультативы и кружки. «Зачем изменять себе, когда легче разбить зеркало».

    К тому же в отраслевых университетах имеет место негласная дискриминация менеджмента как учебной и научной дисциплины (сведение его к маркетингу, спецвопросам) как представителями «полезных» технических дисциплин, так и администрацией вузов, среди которых распространено удивительное незнание основ теории и практик современного креативного менеджмента.

    Все это привело к снижению планки предъявляемых к студентам требований в области менеджерской подготовки, ухудшению возможностей университетов в подготовке высококлассных специалистов, бакалавров и магистров менеджмента и погружению университетской управленческой мысли в анабиоз.

    Профессия педагога менеджмента сначала перестала уважаться, потом кормить, а теперь и вовсе грозит исчезнуть как престижная деятельность. Сегодня можно констатировать, зафиксировать исчезновение интеллектуальных менеджеров-педагогов как профессионального слоя. Обучаемые менеджменту одержимы прагматизмом, им подавай конкретные упрощенные указания, как достичь успеха или стать миллионером. Интеллектуал-педагог менеджмента нужен там, где деловое сообщество намерено заглядывать в себя. А у нас оно не намерено это делать, такое занятие рассматривается как скучное и вредное. Доминирует стереотипный тезис: «Чтобы ориентироваться в любой ситуации, следует знать всего две вещи: откуда светит солнце и куда дует ветер». Традиционно задаем вопрос: «хорошо или плохо», хотя актуальнее проблема другого интеллектуального уровня: «истинно или ложно».

    Сегодня считается, что судить о менеджменте способен только успешный персонаж, заработавший день-

    ги, ученый-педагог менеджмента - лох и лузер, и его мнение деловым людям неинтересно.

    Между тем правильное обучение менеджменту требует некой дистанцированности, известной отдаленности от повседневной практической деятельности. Лишь на расстоянии видны интенции и тенденции «лицом к лицу лица не увидать», и можно содержательно портретировать текущую реальность.

    В силу перегруженности учебным процессом, отсутствия свободного времени личность педагога менеджмента деформируется непоправимо, идет коррозия личности. Поэтому все выпущенные в свет в последнее время учебники, книги по менеджменту оказываются на поверку дурно «переваренными» западными образцами, либо «свинченными» из готовых блоков пособиями для «чайников», либо дешевой местнической самодеятельностью («пережевыванием мякины») по методу Рек-лем - «режем - клеим».

    Таким образом, сегодняшний педагог менеджмента по определению существо, не имеющее отношения к качественному менеджменту. Дефицит личностей в менеджменте - следствие данного явления (доминирование рациональности) и «застоя» в развитии управленческих идей (заявок на будущее), концепций, решений.

    Наблюдается много совершенно разноплановых кризисных проявлений в эволюции управленческой мысли. Если обратить внимание на состав ученых-менеджеров, т немногие из них имеют первичные созидательные профессии, как первые отцы менеджмента (инженеры-механики и электротехники). Среди них чистые экономисты, педагоги, историки и т. д., которые не учились материально строить и созидать.

    Отсюда корабль научного и реального менеджмента дает заметный крен на гуманитарный берег.

    Происходит радикальное обособление исследовательских подходов от объекта и субъекта управления, в область менеджмента вторгаются экономисты со своими модельными построениями и рамками рационального поведения, социологи со структурным функционализмом, социальными конструкциями организации, психологи - с психологией управления и т. д. Представители этих наук претендуют на универсальность своих подходов в изучении и познании любых организованных структур и, подобно удаву, пытаются проглотить весь объект (организацию) целиком.

    И обратного пути здесь, по-видимому нет, единственное, что возможно, так это привлечь новые принципы синтеза (синергетики) полезных предпосылок, идей из смежных областей знаний в менеджмент, сначала в периферийный пояс, а затем и в ядро теории менеджмента, которые «прикрепляются» к менеджменту «не намертво», а используются в различных исследовательских программах познания организаций с различных точек зрения. Так, например, экономическое понятие рациональности, освобождаясь от связи с эгоистическим интересом, превращается в менеджменте в простое принятие управленческого решения при выборе из нескольких вариантов действий.

    При формулировании сетевой экономики уже невозможно в менеджменте отмахнуться от сетевого взаимодействия людей, где много полезного сделано представителями социальных наук. Сегодня сети имеют та-

    кое же важное значение, как и институты, и организационные структуры.

    Экономисты и социологи справедливо обвиняют менеджеров в откровенном прагматизме: исследуются не столько внешние и внутренние обстоятельства построения, функционирования и развития организаций (хозяйствующих субъектов), скорее, речь идет о конструировании и проектировании желаемого, лучшего, более эффективного их образа, замещении вопроса «что происходит» вопросом «как делать». В этих условиях менеджер из «человека познающего» превращается в «человека делающего». Поэтому становится понятным, почему экономисты и социологи начинают завоевывать опустевшее методологическое и теоретическое пространство менеджмента «с деревьями без корней и зданиями без фундаментов» (В. В. Радаев).

    Менеджерам не следует предаваться чувству раздражения от вторжения других дисциплин в область менеджмента и спорить с экономистами и социологами в стиле «Вы здесь не стояли». Хотя ряд экономистов и социологов видит в менеджменте и менеджерах общего врага, называя их «конструкторами несуществующей реальности». У нас разные исходные предпосылки, иной состав ключевых переменных.

    Менеджмент и так тратит много сил на обоснование очевидного, проявляя свою слабость, вместо того чтобы раскрывать сущность вещей, явлений и процессов в организацонно-управленческих отношениях. Экономисты и социологи лишь заявляют о насущих проблемах, а сами проблемы решаются менеджментом. Менеджмент должен строиться по синтетическому принципу - берем что-то позитивное от экономической теории, что-то от социологии, что-то от психологии, что-то от антропологии, что-то от общей эволюционной теории («многое в одном» или «все сразу»). Это предполагает голографическое отображение, скольжение по многим граням с погружением в методологические положения многих дисциплин. Следующей причиной кризиса университетского менеджмента является неверная педагогическая установка: мы стремимся дать множество разрозненных знаний вместо того, чтобы заложить основы для построения студентом собственной системы знаний. Интернет «знает» на многие порядки больше, чем самый хороший педагог менеджмента. Время универсалов ушло в прошлое, действительно, многознание уму не научит. Избыток информации ведет к оскудению души (А. Леонтьев). Главное - уметь находить путь к знанию, находить путь решения и делать выверенные действия по достижению успеха.

    В этих условиях задача педагога не столько дать ученику (студенту) знание, сколько научить его приобретать, в случае необходимости, это знание; постоянно пополнять и достраивать свою личностную систему знаний. «Лучше иметь хорошо устроенную голову, чем голову, наполненную многочисленными знаниями» (Э. Морен). От всезнающего человека - к человеку, могущему знать, к человеку с потенциальностью ума. Ключевая же цель учителя состоит в том, чтобы раскрыть потенциал ученика, его креативные и конструктивные возможности, помочь ему найти собственный путь в профессиональной среде и в жизни в целом.

    Сегодняшняя подготовка менеджеров ведется с позиций гиперспециализации - процесса, ведущего к

    драматическому росту фрагментации и раздробления организационно-управленческого знания, к разрушению целостного интеллектуального пространства менеджеров. Каждая дисциплина, включенная в образовательную программу менеджеров, имеет закрытый и замкнутый характер, свой ракурс не сопряженного методического обеспечения и не связана и не скооперирована с другими учебными дисциплинами.

    В последние годы в ведущих зарубежных и отечественных вузах для синтеза (связывания) различных дисциплинарных знаний, навыков и умений, фундаментального и прикладного, знаний и деятельности широко используются концептуальные идеи и закономерности синергетики - нового научного направления. С позиций синергетики образовательные программы менеджеров должны обладать системными свойствами: междисциплинарностью, поли-дисциплинарностью, трансдисциплинарностью.

    Междисциплинарность означает кооперацию различных учебных дисциплин, использование общего понятийного аппарата для понимания и обеспечения основных явлений и процессов в управленческой деятельности. Это также обмен результатами междисциплинарных исследований.

    Полидисциплинарность, являющаяся характеристикой образовательной программы, означает, что какой-либо феномен объекта и субъекта управления, процессов их функционирования и развития изучается одновременно с разных сторон несколькими учебными дисциплинами. Например, развитие организаций рассматривается с позиций теории прогресса > теории экономического роста > теории эволюционного развития > теории инфраструктурного развития > теории стратегических решений > теории инновационного развития > теории нелинейной динамики.

    Трансдисциплинарность - это перенос познавательных схем из одной дисциплинарной области в другую, выход «за пределы» конкретных дисциплин, проход «сквозь» дисциплинарные границы, например, перенос познавательных схем биологии, психологии, культурологии, коэволюции в теорию организационных изменений. Таким образом, каждая учебная дисциплина, входящая в меж-, поли- и транс- дисциплинарный комплекс, является одновременно открытой и закрытой, сопряженной, взаимосвязанной и локализованной. Изученная в более широком контексте, постоянно самообновляясь, она приобретает гибкость.

    Постулат объективности заменяют постулатом про-активности, делаются первые шаги к синтезу дисциплин, формированию единого интеллектуально-образовательного пространства менеджеров. Синергетика в образовании сегодня рассматривается как подход, метод и содержание образования. Здесь процедура обучения, способ связи педагога и обучаемого - это взаимное становление и развитие, создание условий для порождения знаний самим обучаемым, открытый диалог, совместная активность, прямая и обратная связь, жизнь в одном темпе.

    В результате ученик приобретает не столько «знаю что», сколько «знаю как». Педагог и студент становятся партнерами по кооперации, находятся в синергетичес-кой связке, не знающий превращается в знающего, знающий в понимающего. Не только идущий прокладывает дорогу, но и дорога делает идущего. Трата душевной энергии педагога есть одновременно ее приращение,

    обеспечивающее раскрытие и рост души (В. П. Зинчен-ко). Наши ученики влияют на нас, наши работы строят нас (М. Бубер). Главная проблема в том, как управлять процессом обучения, не управляя им, как преодолеть хаос в голове, не преодолевая его, а путем малых резонансных побуждающих и стимулирующих воздействий обеспечить самоуправляемое и самоподдерживающее обучение и развитие студента, пробудить в нем глубоко затаенные импульсы и желания (в том числе и заложенную в каждом тягу к постижению нового).

    Достигается это на основе инактивного ситуационного познания. Субъект и объект обучения находятся в обоюдном и синхронном становлении, пробуждают друг друга в процессе взаимодействия, имеет место переплетение прямых и обратных связей, они взаимно детерминируют друг друга и используют взаимно предоставленные возможности.

    Важнейшее в современном образовании - это обучение методу и искусству познания. Современное менеджмент-образование - это передача целостных блоков информации, нелинейное мышление в альтернативах, переход к визуальному мышлению и эффективным способам передачи знаний: «текст + образ», «формула + визуализация», описываемый ею ход организационно-управленческого процесса.

    Это одновременное использование логико-понятийного и наглядно-образного мышления, постижение организационного мира через образ и число. Особенно велика роль синергетики как метода в прогнозировании и конструировании достижимого будущего саморазвития организационных систем, сценариев их эволюции.

    Синергетическое мышление, ориентированное на будущее, позволяет увидеть реальные черты будущей организации, личности со следующих позиций:

    Будущее открыто и непредсказуемо, но не произвольно, в силу закона коэволюционного запрета существует определенный спектр возможных будущих состояний;

    Наличное положение дел строится из будущего и в соответствии с будущим;

    Возможные изменения собственных свойств сложных систем могут привести к трансформации набора возможных путей в будущее;

    Для достижения будущего необходима определенная типология резонансных воздействий, где важна не интенсивность, а точная их конфигурация (мягкое побеждает твердое, слабое побеждает сильное);

    Искусство мягкого управления кроется в способах самоуправления, саморазвития и самоконтроля (малые причины больших событий);

    Чтобы верно сконструировать будущее, необходимо принимать во внимание широкий контекст изучаемых потенциальных явлений и событий.

    По Т. Куну, мы стоим перед рождением новой научной парадигмы менеджмента. Пришло время «перетряхнуть до дна всю шкатулку научных знаний о менеджменте». В этой работе мы должны опираться на вывод об отсутствии в управленческих науках вневременных теорий, поскольку никакие предположения об организационном и экономическом поведении субъектов хозяйствования не могут быть абсолютно верными и никакие теоретические заключения не являются истинными повсеместно.

    Как верно отмечает Ю. Яковец, «любая область науки неоднородна, многоукладна, она предполагает одновременное сосуществование и борьбу парадигм: реликтовых, уходящих, господствующих, приходящей, утверждающейся». Все то, что подвергается изменениям по своей природе, но не изменяется, как того требует время, оборачивается застоем.

    Французский историк Жак Ле Гофф утверждал, что условием успешного развития являются два фактора - преемственность и перемены. При отсутствии первого нас ждет поражение, при отсутствии второго - смерть на медленном огне. Лозунг дня - «живи в настоящем, не расставайся при этом с прошлым и устремляйся в будущее. Меняй время и пространство».

    Важная задач дальнейших исследований - проследить, как изменились теоретические основания менеджмента, как согласовать используемые многообразные теоретические подходы при описании, интерпретации и объяснении явлений и процессов роста, эволюции, развития сложных нелинейных систем, обогащая теоретические положения, концептуальный аппарат и логику доказательств при разработке стратегии устойчивого функционирования и динамичного развития организационных образований. Чем более разнообразны теоретические положения, чем глубиннее их содержание, тем более осознанными являются стратегические решения и действия по изменению.

    Уже сегодня любая организационно-управленческая деятельность становится практически креативной и конструктивной деятельностью, и здесь нужны концептуальный сдвиг, изменение понятийного строя мышления, переход от категорий бытия к событию, от существования к становлению и сосуществованию элементов прошлого, настоящего и будущего (к искусству жить вместе), от независимости к связанности, от эволюции к ко-эволюции, от размерности к со-размерности, от подобия к масштабной инвариантности участников ИСД, от актуального к потенциальному. При этом прежние категории не исчезают, а приобретают новый смысл со смещением фокуса внимания. Нужно обобщение и новое толкование огромного эмпирического материала, всей суммы новейших фактов об организационной динамике сложных систем в нелинейной среде, неоднозначных путях их развития, предзаданных на данной среде. Эволюция организаций определяется не их начальными условиями и не их прошлым (они «забываются»), а будущим, новыми структурами-аттракторами, на которые выходят процессы самодостраивания. Сегодня главная проблема состоит в том, как управлять, не управляя, т. е. обеспечивать не управляемое извне, а самоуправляемое развитие аттракторами, дать простор для самоорганизации эффективных структур, содействовать выбору кратчайших путей ускоренного развития. Эти резонансные воздействия на инвестиционно-строительную среду (в нужное время и в нужном месте), их «своевременность» и «уместность» выверяются и апробируются контурами будущего, нежели наличными несовершенными надорганизационными структурами инвестиционно-строительного комплекса.

    На наш взгляд, ядром позитивного прагматизма менеджмента должно стать не только лучшее познание организационной реальности, но и разработка способов

    активного формирования организационных образований, которые трактуются как своего рода «мыслительная деятельность», а в подготовке менеджеров нового поколения - формирование профессионала «познающего, думающего и делающего». Вторжение в менеджмент методов и подходов, издавна присущих другим смежным наукам, становится не только модой, но и желанием найти новое объяснение знакомым и вновь возникшим реалиям организационно-управленческой деятельности. «Хочешь решить задачу, думай не о ней, думай около нее» (А. Пуанкаре).

    Одновременно в этом случае вторгаются проблемы других наук - не менеджмента в менеджмент. В развитии менеджмента как научной дисциплины можно выделить несколько периодов: «додисциплинарный» (до 1950 г.), «дисциплинарный» (до 2000 г.); «междисциплинарный» и сегодня «полидисциплинарный-трансграничный» или в рамках другой топологической схемы: «рассеянный», «сосредоточенный», «разделенный», «интегрированный», «гармоничный».

    Таким образом, менеджмент превращается в область междисциплинарного и трансграничного пересечения множества научных дисциплин, и только при дальнейшем углублении синтеза этой полидисциплинар-ности можно рассчитывать на получение адекватных организационной реальности моделей эффективного поведения и результативного развития сложных социально-экономических систем. Это предполагает переход на фундаментальный уровень системных, коэволюцион-ных и синергетических законов и закономерностей организации, самоорганизации и хаотизации сложных систем, когда особое внимание уделяется их нелинейным свойствам, которые ответственны за процессы организационных изменений. Мы коснулись только части теоретико-методологических проблем в университетском менеджменте. Существует еще целый пласт проблем, связанных с обоснованием применимости тех или иных законов, принципов синергетики и коэволюции в познании социально-экономических систем. С одной стороны, они становятся стимулом развития новых научных направлений (например, системно-нелинейной организационной динамики), с другой - преградой, объектом критики, непонимания и невосприятия, повторить судьбу первых этапов развития как всего нового, ранее не реализованного. Эти новые законы, закономерности и принципы познания сложных систем станут базой, императивными критериями социально-экономического и организационного устойчивого развития при условии сведения их в парадигмальную схему сис-темно-синергетического подхода. Поэтому вполне справедливо наше утверждение о том, что намечается разрыв между темпами развития теоретико-методического основания университетского менеджмента и ростом сложности, неопределенности, нелинейности организационной динамики, движения вызовов будущего и ответов на них, конкретного знания о них. Отсюда рост недоверия к возможностям традиционного менеджмента. Эта ситуация сложилась в соответствии с «принципом организационной деградации» (Г. Хильми), «система, работающая в хаотической среде или в среде с уровнем организации более низким, чем уровень самой системы, обречена: постоянно теряя свою структуру, она

    растворяется через некоторое время в окружающей, более хаотичной среде».

    Наличие концептуального разрыва в видении перспектив разрешения кризиса в университетском менеджменте - серьезное препятствие для разработки согласованных единых подходов к раскрытию (познанию) закономерностей создания, функционирования и развития эффективных организационных образований. В более широком контексте это связано с общенаучным процессом смещения методического фокуса в исследовании социально-экономических сложных, открытых, нелинейных систем в сторону системно-синергетичес-кой парадигмы. Новая методологическая установка в менеджменте позволяет не только снять линейные очки, но и выделить достаточно небольшое количество параметров порядка (переменных), описывающих поведение и динамику таких систем, которые позволяют проводить диагностические и прогнозные процедуры и преодолеть «проклятие размерности».

    Таким образом, дальнейшее развитие менеджмента возможно лишь на основе естественно-научной аргументации его концептуальных оснований в рамках синтеза традиционного системного, структурно-функционального, коэволюционного и системно-синергетичес кого подходов, а также данных системно-имитационного моделирования.

    Например, рассмотрим одно из свойств сложных систем - регенерацию, т. е. способность систем к восстановлению деформированных структур и функций. Это свойство находит свое отражение в процессах самоорганизации, саморегуляции, самовосстановления, самоочищения, самодостраивания, самосборки, которые следует рассматривать как важнейшие составляющие организационного потенциала по тому или иному направлению социально-экономического развития, как пути выхода из кризиса. При всем идейном и методологическом богатстве указанных подходов доминантными особенностями последних лет являются «отделенность» и «остановленное» развитие университетского менеджмента.

    Неразработанность системно-коэволюционно-си-нергетической парадигмы, неточная (зачастую неверная) трактовка особенностей современной организационной реальности оставляет серьезные пробелы в интеллектуальном пространстве организационной проблематики и вызывает ощущение естественной неполноты организационно-управленческого знания, мешает принятию решений в практике внутренне эффективного и внешне результативного хозяйствования компаний и сетей компаний. Работа по учебникам уходит в прошлое. Менеджеры должны научиться эффективно думать, действовать и достигать без видимых подпорок иерархии при наличии большого числа потенциальных центров власти. Способность менеджеров достигать успеха зависит в большей мере от числа партнерских связей, в центре которых они находятся, чем от их положения в иерархии.

    Эпоха расщепления менеджмента на отдельные области заканчивается, необходимо вести поиск общезначимых принципов, связывающих дисциплинарные области менеджмента. Еще одной причиной кризиса университетского менеджмента является то, что он попал в жесткую зависимость от предшествующего развития (path depedence) или в «ловушку развития» (Р. Чамберс, Р. Ну-

    риев, К. Полтерович), когда прошлое определяет настоящее и он находится в точке бифуркации (критическом узле, critical junction), когда возникает благоприятная возможность выбора качественно новой теоретической и методологической базы менеджмента. Это означает революционное изменение содержательной сущности менеджмента как объекта изучения, определяющего в конечном счете компетенции и структуру поведения менеджеров - выпускников университетов.

    Поиск оптимальной зависимости от предшествующего развития - это маневрирование между «ловушкой унификации» (доминирование одной парадигмы в ущерб «бритве Оккама», применимой к большинству организационно-управленческих проблем), и «ловушкой фрагментации», возникающей при наличии множества пока еще недостаточно развитых качественно новых парадигм (социокультурного, синергетического, антроп-ного, коэволюционного и иных подходов). Очевидно, в первом случае деятельность педагога чрезмерно ограничена пройденным путем менеджмента, а во втором - требует необходимости разработки «новых подходов и методов», находящихся на периферии теории менеджмента.

    Перемещение периферийных концепций в ядро теории менеджмента возможно на основе идей методологической комплементарности: действенность конкретной концепции напрямую зависит от ее сравнительных преимуществ, привлекательности и сопряженности с концепциями ядра теории. Данную проблему также решают разделение концепций на «быстрые» и «медленные» и учет скорости изменения друг друга. Свойства «медленных» концепций обусловливают скорость проникновения «быстрых» в ядро теории на основе коллективного отбора, последние закрепляют характер медленных. В качестве «селектората» выступает круг ученых-педагогов, способных принять участие в разработке нетрадиционных концепций, пользующихся доверием и способных ослабить теоретико-методологическую инерцию в управленческих науках, снять «блокаду» изменениям университетского менеджмента. В этом случае все концепции оказываются коэволюционно связанными между собой, с конкурентным проявлением каждой.

    «Обоз отсталости» университетского менеджмента формирует верхушечные сословия высоковозрастных профессоров менеджмента, обремененных учеными степенями социологических, педагогических и экономических наук, обладающих властью, но не могущих считаться элитой менеджмента по критериям компетенции и критериям эффективности - носителями инновационных достижений. Более 80 % их работ не выходят за рамки одного научного пространства (структурно-функционального, системного, социоэкономического, ситуационного), а «образованное сообщество рядовых педагогов менеджмента» не имеет самостоятельных научных интересов в области качественного (креативного) менеджмента и не имеет средств организованного публичного выражения своей самостоятельности. В вузах практически отсутствуют инновационные научные школы в области управленческих наук, находящиеся в центре внимания и способные вести за собой сообщество педагогов менеджмента, формируя образцы для подражания и ориентиры для других школ, кафедр,

    отдельных педагогов-ученых. Такие научные школы должны выступать созидателями пространства новых смыслов, закономерностей, принципов, моделей в области менеджмента.

    Для консолидации и проявления своей субъективности сообщество педагогов менеджмента должно объединяться не на основе административного принуждения, а на осознанной заинтересованности в интеграции своих усилий в развитии университетского менеджмента. Действующее УМО менеджмента не выполняет и не может выполнять по существу объединяющую функцию, оно «служит себе», примитивизирует элементы инноваций и не обеспечивает горизонтальную сетевую структуризацию (каждого с каждым) сообщества педагогов менеджмента. Необходимо создание российской и региональной ассоциаций, союзов педагогов менеджмента и практикующих менеджеров. Только в рамках ассоциаций можно перейти от фрагментарной догоняющей и периферийной траектории развития к многоголосной модернизации университетского менеджмента, к его целостному обновлению, прекратить инерционный «бег по кругу», покинуть «коммунальную квартиру» и выйти из «исторической колеи» на качественно новый интеллектуальный уровень и интегрированное менеджмент-мышление (сознание), соответствующие современной цивилизационной матрице, построенной на рыночном архетипе, компетентнос-тном подходе и механизме обратной связи.

    Следует признать, что только менеджмент, «охваченный» научными школами и самоорганизованной сетью ассоциаций педагогов, может преодолеть кризис и динамично развиваться, превращаясь из предмета веры в рациональное мультипарадигмальное знание. Фиксация научных школ и укорененность педагогов в сетях личностных отношений позволит повысить научные коммуникации на стыке парадигм менеджмента, интенсивность и креативность их взаимодействий, сформировать в процессе диалога единое проблемное поле университетского менеджмента и убрать границы между концептуальными пространствами, а представителям разных школ - понимать друг друга, сохраняя свою аргументированную не-слиянность, множественность равноправных сознаний. Это также позволит ослабить зависимость молодых педагогов - рядовых граждан республики «Менеджмент» от научных школ. Пока же учебный менеджмент представляет собой «разделенную» дисциплину - несколько слабо связанных между собой интеллектуальных пространств, использующих собственный категорийный аппарат, свою методологию анализа-синтеза, представления результата и не имеющих общего системообразующего знаменателя (эсперанто).

    В условиях экономики знаний и информационного общества наши выпускники-менеджеры должны (а пока не могут) выступать одними из основных носителей инновационно-креативного потенциала хозяйствующих субъектов, обладая неотчуждаемым ресурсом - специальными знаниями, умениями, навыками, формализованными в университетских дипломах и голове менеджера. Они становятся ключевым звеном нового класса информаци-ональных производителей (М. Кастельс, 2000, с. 497-501) с высокой рефлексивностью, т. е. способностью представить различные пути решения новых, плохо определенных проблем и делать выбор между ними. Кроме того,

    менеджер должен обладать способностью к мультидис-циплинарной, многоплановой предпринимательской деятельности. Креативные менеджеры заслуженно входят в ядро «нового среднего класса», производящего экономические ценности (Р. Флориди, 2007, с. 85). Понятно, что выход на качественно новый уровень университетского менеджмента - проблема очень большой размерности. Но она вполне разрешима.

    Литература

    1. Асаул А. Н. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики / А. Н. Асаул, Б. М. Капаров; под ред. А. Н. Асаула. СПб. : «Гуманис-тика», 2007.

    2. Асаул А. Н. Подготовка инженеров-менеджеров по управлению инновациями - залог успешного развития компании / Асаул А. Н. // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 1 (19).

    3. Асаул А. Н. Престижное экономическое образование на благо России / Асаул А. Н. // Экономическое возрождение России. 2006. - № 1 (7).

    4. Асаул А. Н. Подготовка кадров высшей квалификации в сфере архитектуры и строительства / Аса-ул А. Н. // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 3 (13).

    5. Бездудная А. Г. Тенденции развития высшего образования США и России / Бездудная А. Г. // Экономическое возрождение России. 2008. - № 1 (15).

    6. Капаров Б. М. Повышение конкурентоспособности современного вуза на основе теории самоорганизации / Капаров Б. М. // Экономическое возрождение России. 2006. - № 3 (9).

    7. Капаров Б. М. Проблемы трансформации вуза в высшее учебное заведение инновационного типа / Капаров Б. М.// Экономическое возрождение России.

    2006. - № 4 (10).

    8. Кастельс М. Информационная эпоха, экономика, общество и культура / М. Кастельс. - М., 2000.

    9. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. - М. : Прогресс, 1977.

    10. Песоцкая Е. В. Этологический подход к управлению рынком образовательных услуг / Песоцкая Е. В. // Экономическое возрождение России. - 2004. - № 1.

    11. Морен Э. Природа природы / Э. Морен. - М. : Прогресс, 2005.

    12. Сергеева М. Г. Подготовка специалистов экономического профиля посредством разработки модели профессиональной компетентности на пути экономического возрождения России / Сергеева М. Г. // Экономическое возрождение России. - 2004. - № 1 (15).

    13. Туренко Б. Г. Формирование кадров руководителей и специалистов: методологические аспекты развития / Туренко Б. Г. // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 1 (11).

    14. Флорида Р. Креативный класс / Р. Флорида. - М.,

    1. Асаул А.Н. Предпринимательская деятельность в строительном комплексе

    (экономические проблемы). – СПб.: ИСЭП РАН, 1996. – 236 с.

    2. Асаул А.Н., Головач Л.Г., Глущенко В.Ф., Краюхин Г.А., Старинский В.Н.

    Экономика предприятия. Ч. 1. Основные экономические концепции функцио-

    нирования предприятия: Учеб. пособие. – СПб.: СПбГИЭА, 1999. –130 с.

    3. Бусыгин А.В. Предпринимательство. – М.: Дело, 2000. – 640 с.

    4. Дойников И.В. Предпринимательское право. – М.: ПРИОР, 1968. – 368 с.

    5. Основы предпринимательства. Серия «Учебники, учебные пособия». –

    Ростов н/Дону: Феникс, 1999. – 512 с.

    6. Тренев Н.Н. Предприятие и его структура: Диагностика. Управление. Оз-

    доровление: Учеб. пособие для вузов. – М.: «Издательство ПРИОР», 2000. – 240с.

    Задания

    1. Установите тип организации (коммерческая, некоммерческая):

    а) хозяйственное товарищество;

    г) ассоциация;

    д) производственный кооператив;

    е) учреждение;

    ж) общество с ограниченной ответственностью;

    з) потребительский кооператив;

    и) артель.

    2. Составьте таблицу основных типов коммерческих организаций по сле-

    дующей форме:

    организации Учредители

    управления

    венность

    Уставный

    (складочный)

    реорганиза-

    ликвидации

    3. Установите соответствие:

    Товарищество Договор об учреждении Уставный капитал разбива-

    ется на акции

    Открытое акционерное

    общество

    Устав и учредительный

    Уставные капитал разбива-

    ется на доли определенного

    Общество с ограниченной

    ответственностью Учредительный договор Складочный капитал

    разбивается на вклады

    4. Определите, в каких отраслях российской экономики следует применять

    механистический подход к построению организационной структуры организа-

    ции, а в каких – органический.

    Тесты

    1. Комбинированные организации:

    а) выпускают продукцию различного назначения и широкого ассортимен-

    б) выпускают из одного вида сырья различную по виду, структуре и хими-

    ческому составу продукцию;

    в) создаются на основе комбинирования различных форм собственности.

    2. Организация, созданная на основе добровольных взносов для реализа-

    ции общественно полезных целей гражданами и юридическими лицами – это:

    а) потребительский кооператив;

    в) учреждение;

    3. Предельный уровень численности персонала малого промышленного

    предприятия составляет:


    4. По какому признаку определяют отраслевую принадлежность организаций:

    а) продуктовому;

    б) административно-организационному;

    в) все перечисленное.

    5. Организация, в которой все участники занимаются предпринимательской деятельностью от ее имени и несут полную материальную ответственность по ее обязательствам своим имуществом, – это:

    а) акционерное общество;

    б) полное товарищество;

    в) производственный кооператив.

    6. Общество с ограниченной ответственностью – это:

    а) общество, уставный капитал которого разделен на доли участников, не-

    сущих материальную ответственность только в пределах стоимости внесенных

    ими вкладов;

    б) организация на основе добровольного объединения граждан и юридиче-

    ских лиц с целью удовлетворения материальных и иных потребностей путем

    объединения имущественных паевых взносов;

    в) объединение граждан и юридических лиц для совместной хозяйственной

    деятельности, имущество которого формируется главным образом за счет

    продажи акций.

    7. Количество учредителей закрытого акционерного общества ограничива-

    ется … лицами:

    8. Основное отличие унитарных предприятий, основанных на праве хозяй-

    ственного ведения, от унитарных предприятий на праве оперативного управле-

    ния состоит в том, что:

    а) предприятие является собственником имущества;

    б) собственник не отвечает по обязательствам;

    в) предприятие может создавать дочерние предприятия.

    9. Высший орган управления акционерного общества – это:

    а) генеральный директор;

    б) совет директоров;

    в) общее собрание акционеров.

    10. Кем утверждается устав предприятия?

    а) регистрационной палатой;

    б) учредителем;

    в) налоговыми органами.

    11. Порядок и сроки внесения вкладов в уставный капитал акционерного

    общества определяется:

    а) уставом;

    б) договором об учреждении;

    в) учредительным договором и уставом.

    12. Может ли организация участвовать в других видах предприниматель-

    ской деятельности без изменения юридических документов?

    а) только на основании лицензии;

    б) на некоторые виды деятельности необходимо получить лицензию;

    в) не может.

    13. Имущественной основой деятельности акционерного общества является:

    а) складочный капитал;

    б) уставный капитал;

    в) основной капитал.

    14. Общая стоимость имущества, вносимого всеми учредителями (участни-

    ками) в качестве оплаты приобретаемого права в организации, – это:

    а) уставный капитал;

    б) складочный капитал;

    в) все перечисленное.

    15. К типам организационных структур по уровню взаимодействия с чело-

    веком относятся:

    а) корпоративный;

    б) индивидуалистский;

    в) все перечисленное.

    16. К индивидуалистским структурам относятся:

    а) эдхократическая;

    б) многомерная.

    в) все перечисленное.

    Контрольные вопросы для самопроверки

    1. По каким критериям можно типологизировать организации?

    2. Что включает в себя понятие «субъект малого предпринимательства» и

    по каким критериям предприятия относятся к малым?

    3. Объясните суть понятия «диверсификация».

    4. Какие существуют виды некоммерческих организаций, и в чем их осо-

    бенности?

    5. Назовите типы коммерческих организаций, определенных ГК РФ.

    6. В чем состоят отличия между хозяйственным обществом и хозяйствен-

    ным товариществом?

    7. Какие существуют виды хозяйственных обществ и товариществ?

    8. Какие предприятия относятся к унитарным, и каковы их основные раз-

    новидности?

    9. Назовите факторы, влияющие на выбор организационно-правовой фор-

    мы предприятия.

    10. Какую информацию должен включать устав предприятия?

    11. Какие вопросы относятся к компетенции общего собрания акционеров?

    12. В чем состоит отличие между юридическим и неюридическим лицом?

    13. Расскажите о формировании уставного капитала в акционерном обще-

    14. В чем отличия формирования складочного капитала от уставного?

    15. На основе каких основных подходов строится организационная струк-

    тура организации?

    16. Расскажите об основных типах организационных структур.



    Похожие статьи