• Анализ произведения айтматова плаха. Научная работа: Нравственно-религиозный аспект романа Чингиза Айтматова "Плаха" Плаха что хотел сказать автор

    27.12.2021

    Тема: "Основные проблемы в романе Ч.Айтматова «Плаха".

    Цели урока:

    Образовательная: изучение романа Ч. Айтматова «Плаха», помочь учащимся понять идейную направленность произведения, обсудить главные проблемы романа.

    Развивающая: повышать коммуникативную и речевую компетентность учащихся, развивать умения и навыки анализа текста.

    Воспитывающая: формировать ценностное отношение к жизни, природе; повышать культуроведческую компетенцию школьников.

    Тип урока: чтение и изучение художественного текста.

    Форма урока: работа в творческой мастерской.

    Оборудование урока: портрет писателя, картина Н.Н. Ге “Что есть истина? Христос и Пилат”, компьютерная презентация.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    План урока.

    I. Вступительное слово учителя.

    II. Слово о Ч. Айтматове.

    III. Сюжет,структура романа

    IV. Выяснение и обсуждение основных проблем:

    Экологическая проблема.

    Проблема богоискательства.

    Проблема наркомании.

    Проблема вседозволенности.

    Проблема совести.

    V.Итог урока.

    VI.Домашнее задание.

    Вступительное слово учителя.(Слайд 2.)

    Сегодня на уроке, ребята, мы обсудим некоторые проблемы романа Ч. Айтматова “Плаха”. Роман, появившись в 1986 году в журнале “Новый мир”, вызвал много разных споров. Споры не стихают до сих пор. Как все неординарное, и этот роман вызывает у читателей разную реакцию. От реакции восторга до полного отрицания как в смысле художественности, так и правдивости некоторых образов, обвиняют в бескомпозиционности роман, в бессюжетности. Много споров вызывает образ Авдия. Приписывают надуманность и ненужность линии Понтий Пилат - Христос.

    Считают самым слабым произведением писателя. Что касается первых утверждений, то они спорны. А то, что роман этот поднимает актуальные проблемы современности - это бесспорно.

    Ч. Айтматов - один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы, прежде всего с точки зрения нравственно-философских проблем.

    “Плаха” - многоплановое, очень сложное произведение, в котором переплетаются несколько сюжетных линий. Главная тема романа - противостояние человека и природы, о трагическом столкновении человека и природы. С необыкновенной яркостью Айтматов сумел передать свои переживания, свою боль и радость, изображая удивительный мир, живущий по своим законам природы, и человека, варварски относящегося к этому миру.

    Слово о Ч. Айтматове. (Сообщение подготовленного ученика). .(Слайд 3-8.)

    Родился в 1928 году в селе Шекер, ныне Таласской области Киргизии. Его отец Торекул Айтматов был видным государственным деятелем Киргизской ССР, но в 1937 году был арестован, а в 1938 расстрелян. Мать, Нагима Хамзиевна Абдулвалиева, татарка по национальности, была актрисой в местном театре.

    Окончив восемь классов, поступил в Джамбульский зоотехникум, который окончил с отличием. В 1948 году Айтматов поступил в сельскохозяйственный институт во Фрунзе, который окончил в 1953. В 1952 начал публиковать в периодической печати рассказы на киргизском языке. По окончании института в течение трёх лет работал в НИИ скотоводства, одновременно продолжая писать и печатать рассказы. В 1956 поступил на Высшие литературные курсы в Москве (окончил в 1958). В год окончания курсов в журнале «Октябрь» был опубликован его рассказ «Лицом к лицу» (перевод с киргизского). В том же году были опубликованы его рассказы в журнале «Новый мир», а также вышла в свет повесть «Джамиля́», принёсшая Айтматову мировую известность.

    31 августа 1973 года Чингиз Айтматов подписал Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года о Солженицыне и Сахарове.

    В 1990—1994 работал послом СССР и России в странах Бенилюкса. До марта 2008 года был послом Киргизии во Франции, Бельгии, Люксембурге и Нидерландах. С 6 января 1994 на пенсии.

    В 2006 г. участвовал в выпуске книги «Автограф века».

    Депутат Верховного Совета СССР, народный депутат СССР, член Президентского совета СССР, член ЦК Компартии Киргизии, член секретариата Союза писателей и Союза кинематографистов, один из руководителей Советского комитета солидарности со странами Азии и Африки, главный редактор журнала «Иностранная литература», инициатор международного интеллектуального движения «Иссык-кульский форум».

    Умер 10 июня 2008 года в больнице немецкого города Нюрнберг в клинике, где находился на лечении. Похоронен 14 июня в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит» в пригороде Бишкека.

    Сюжет,структура романа.

    Прочитайте эпиграф урока. Как вы его соотнесете с романом «Плаха»?

    (Роман Ч.Айтматова "Плаха" основан на идее противоречивости человеческой природы. С одной стороны - человек подчиняет себе и использует природу, потребляя её через плоды своей деятельности, а с другой стороны - разрушает своими преобразованиями. Таким образом, мир природы превращается в мир человеческий. Между ними должны быть установлены отношения родства, гармонии, но на самом деле - всё наоборот. Об этом и говорит Чингиз Айтматов. Дисгармония приводит к трагедии, приводит род человеческий на плаху!)

    .(Слайд 9-14.)

    Роман построен сложно. В нём переплетаются две основные сюжетные линии - жизнь волчьего семейства, и судьба Авдия Каллистратова.

    Что вы узнали об Авдии Каллистратове из романа?

    (Главный герой романа - Авдий Каллистратов, бывший семинарист, выезжает по заданию молодой редакции в Моюнкумскую саванну за материалом про анашистов, собирающих коноплю. Им движет не только задание газеты, а и мысль спасти павших и снова сделать из них людей. Его духовности и идеи утверждения добра только добром противостоит "идея" Гришана, вожака анашистов, убежденного в том, что и он помогает людям на их дороге к счастью. "Я - говорит он Авдию, - помогаю людям почувствовать счастье, познать Бога в кайфе. Я даю им то, что вы не можете дать им ни своими проповедями, ни молитвами... У меня к Богу есть свой путь, я вхожу к нему иначе, с черного хода. Не так твой Бог разборчив и недоступен, как тебе мнится...". Гришан не может понять того, сто не в кайфе человек получает наслаждение, теряя контроль над собой и настоящую свободу.

    Как видим, противостояние героев перерастает во взаимную непринимаемость понятий про добро и зло, про счастье и свободу человека. При этом выражается мысль о том, что какой-либо дурман - наркотический, религиозный - зло. Однако выход из этого зла каждый видит по-своему, и каждый идет на свою плаху: компания Гришана - на лаву подсудимых, а Авдий - не переубедив никого, побитый, летит, выкинутый ими на ходу с поезда, под укос.

    Наивный Авдий воспринимает мир только через "свет добра" и, сам того не замечая, иногда становится орудием в руках зла. Не поняв навязанной ему роли, начинает бороться с этим злом и снова идет на плаху. Так случайно он становится участником "моюнкумской войны" - варварского уничтожения животных во имя выполнения плана мясозаготовки.)

    С огромной силой Ч. Айтматов изображает апокалипсическую картину побоища. "Врезаясь машинами в гущу загнанных, уже бессильных сайгаков, стрелки валили животных направо и налево, ещё больше нагнетая панику. Страх достиг таких апокалипсических размеров, что волчице Акбаре, которая от выстрелов, казалось, что весь мир оглох и онемел, что всюду царит хаос и само солнце, которое беззвучно пылает над головой, так же гонят с ними в этой облаве"

    Мимолетный участник этого побоища Авдий не может победить реальное зло, и только ратует пьяных облавщиков. И снова Авдий не снимает креста, который наложил на себя добровольно, и несёт его до приготовленной ему Голгофы.

    Этот роман - как крик. Как отчаянный призыв, обращенный к каждому из нас. Одуматься. Осознать свою ответственность. За всё, что так - на пределе - обострилось и сгустилось в мире.

    Синеглазая волчица пощадила Авдия, а люди - распяли. "Спаси меня, волчица", - произнёс вдруг умирающий Авдий. Услышь меня, прекрасная мать - волчица", - думает он и перед самой смертью он видит волчицу. "Ты пришла..." - И голова его безвольно упала вниз".

    IV. Обсуждение основных проблем.

    1)Экологическая проблема.

    Писатель признается, что “хотел бы отразить всю сложность мира, чтобы читатель вместе со мной прошел через большие духовные пространства и поднялся на более высокую ступень. Я хотел бы разбудить совесть в людях, глубокие мысли, с тем чтобы люди лучше понимали свое время, свою жизнь. Они не должны себя защищать ни в раю, ни в аду. Они должны действительно понимать реальность, и именно для этого им нужна литература”.

    Своеобразие задач вызвало и своеобразие поэтики романа. Глобальность замысла не укладывалась ни в рамки “обличительной”, ни “экологической”, ни традиционной социально-аналитической прозы. История волков была воспринята читателем благожелательно, эта линия повествования захватывала своей художественной мощью. Волки здесь не проходные, а может быть даже главные, либо в ряду главных, образы - характеры.

    Выступление обучающегося. (Журнал “Москва”)

    (Самое яркое и сильное в романе - начало. Сцена бойни сайгаков, когда, подобно пожару в Африке, мчатся рядом леопард, антилопа, тигр - все рядом, потому что общая беда гонит. Здесь то же самое - сайгаки, волки - все вместе, гонит общая беда - человек. Эти сцены блестяще написаны.)(Слайд 15-16)

    Ученик читает отрывок из начала.

    Случайно ли введены в роман волки? .)(Слайд 17-18)

    (Волки для тюрков - тотемные животные. И сами имена их: Акбара - “великая”, Ташчайнар - “переламывающий камни” - означают силу, уничтожающую все перед собой. У Айтматова всегда все ощущения точны, все продумано. И все-таки в этом произведении Айтматов - художник традиционный. Он работает в киргизской, казахской традициях. Образы животных проходят почти через все произведения Ч. Айтматова, восходят к народно - поэтическому эпосу.

    (“Прощай, Гульсары” - “великий конь” Гульсары,

    “Буранный полустанок” - верблюд Коронар,

    “Белый пароход” - рогатая мать - олениха).

    С образами волков связана в романе и проблематика человечности. Многие критики пытались говорить, что Айтматов пытается осмыслить старый тезис “человек человеку - волк”, а может быть, наоборот волк волку - человек? А мотив совести разве не проходит через синеглазую, очеловеченную волчицу Акбару?

    Волки не просто очеловечены в романе. Они наделены в нем высокой нравственной силой, благородством, чего лишены люди, противопоставленные им в романе. Именно в Акбаре и Ташчайнаре олицетворено то, что издавна присуще человеку: чувство любви к детям, тоска по ним. Причем они не сводятся к одному лишь инстинкту, а как бы озарены сознанием. Глубоко человечна и та высокая, самоотверженная верность друг другу, которая определяет все поведение Акбары и Ташчайнара.

    Даром нравственной памяти наделена Айтматовым Акбара. Она имеет в себе не только образ беды, постигшей ее род, но и осознает ее как нарушение нравственного закона, который никогда и нигде не должен быть нарушен. Пока не трогали ее саванну, Акбара могла, встретив в степи беспомощного человека, отпустить его. Теперь, загнанная в тупик, отчаявшаяся и озлобленная, она обречена на схватку с человеком. Очень важно при этом, что в борьбе гибнет не только Базарбай, заслуживший кару, но и невинный ребенок.

    Животные из киргизского эпоса в произведениях Ч. Айтматова, в частности волки, тесно связаны с родом человеческим. Мир природы и мир социальный взаимосвязаны. Вооружаемый научно - технической революцией и лишенный исторической памяти, природного чувства и социального разума человек обрекает природу, а значит и самого себя, на уничтожение - на смерть.

    Сайгаки - ровесники динозавров. Об этом пишут ученые. В роман вошли публицистические факты, картинки.

    С образами животных связаны и многие легенды у Ч.Айтматова.

    Какова роль легенд в произведениях Ч Айтматова?

    Обратимся к самым ярким.(Слайд 18)

    “Белый пароход”

    “Буранный полустанок”

    “Плаха” (“Шестеро и седьмой”)

    (Выступают заранее подготовленные ученики).

    В “Белом пароходе” легенда становится концептуальной основой повести - это образное выражение нашей “родственной связи” с матерью природой, напоминание об ответственности ныне живущих и будущих поколений за ее сбережение. Легенда о “манкурте”.

    Ракетный “Обруч” вокруг чела Земли - это ведь некий аналог того “шири” из сыромятной кожи, который по мере усыхания на голове человека - раба сдавливал ее с такой силой, что начисто лишал памяти. Ракеты - роботы вышли на перекрестные околоземные орбиты, мы боимся, что они также сдавят нашу прекрасную Землю, как эти “шири”. И мы должны спасти землю от ядерных ракет, взрывов. Это главная экологическая проблема. Спасти Землю.

    Проблема наркомании и тесно связанная с ней тема вседозволенности.

    Эта проблема (наркомании) в романе считается “молодежной”. Эта конкретная проблема обращена к конкретной болевой точке нашего общественного бытия. В романе начат (проблема, естественно, не решена какими-то рекомендациями - рецептами) разговор о наркомании, о разветвленной системе самообслуживания в этой уголовно-наказуемой области. Эта проблема, как и проблема алкоголизма, волнует всех: общество в целом, родителей; нас, учителей и, конечно вас Еще страшнее становится от публикаций в газетах и журналах, связанных с проблемой наркомании. Вопрос очень актуальный и болевой.

    Что вы знаете о проблеме, о фактах? (из газетно-журнальных статей)(Слайд 19)

    А как решается эта проблема в романе? (характеристика группы Гришана) Волчица в конопле.

    Сегодня мы говорим Ч. Айтматову Большое спасибо за то, что он одним из первых поднял в художественной литературе тему наркомании, мы смотрим не только на факты, но на то, какая философская глубина за этим романом.

    Тема вседозволенности(.Слайд 20)

    Писатель видит внутреннюю связь между уголовниками - наркоманами, убивающими Авдия и считающими для все дозволенным. Сближает их равнодушие к человеку, их нравственная неполноценность. Резко прорезаются конфликты времени.

    Выступают ранее подготовленные ученики.

    Сегодня бытует идея вседозволенности. (Обер-Кандалов, Гришан, Базарбай).

    Как вы понимаете ее? Есть ли примеры в классической литературе? (Образ Раскольникова) Ницше - Гитлер.

    Чем страшна эта идея в современной литературе?

    (Гришан и Обер-Кандалов - бандитские лидеры. Гришан не лишен претензий на роль сатаны, а Кандалов - на роль выразителя традиций “работяги” - винтика.

    Писатель стремится досказать, довыразить то, что в жизни иногда выступает в стертом виде, не всегда формируется, он докапывается до дна - до идеологической сути наблюдаемого явления.)

    Чем опасны Гришаны, Обер-Кандаловы, Координаторы, Кочкорбаевы в нашем обществе?

    Идея, оторвавшаяся от живой реальности, жизни человека, общества, идея, безразличная к жизни, к живым нуждам человека, общества, будь она самая гуманная в своих истоках, перерождается, превращается в преступный тормоз развивающейся жизни, эволюции самого человека. Вот он, главный конфликт романа, - противостояние застылости и трепетной жизни, догматизма и творческого начала.

    В мире, где ни на миг не утихает борьба идеологий, миропониманий, мироотношений, писатель защищает приоритет мысли, опирающейся на живые реальности человеческого бытия, приоритет творческой гуманистической мысли.

    Когда угасает творческое начало, разрывается связь мысли и реальности, наступает застой в обществе, чреватый пагубными последствиями не только в экономической, но и социально-нравственной сферах жизни. Это случилось и в последнее десятилетие в нашей стране.

    Почему появились в обществе Обер-Кандаловы, Гришаны?

    В подобной обстановке безвременья появляются и начинают процветать такие преступные “функционеры”, как Гришан, вербующий и развращающий неоперившихся юнцов; в эту пору преуспевают такие типы, как бандит Обер-Кандалов, спаивающий современный деклассированный люд, толкающий их на убийство.

    Эти характеры имеют реальных прототипов и идут от нашей действительности.

    Проблема богоискательства.(Слайд 21-24)

    Зачем Ч. Айтматов обратился к христианству?

    Как вы понимаете эту проблему?

    Он обратился к максимально возможному мифу, ему нужен был рассуждающий Христос, философ, который сам объясняет свое учение, который увидел пророческим взглядом обезлюдевшую землю: люди сами себя могут уничтожить… И иные мысли очень глубоки в философском смысле, например, о жертве, как о форме существования идей.

    Может быть, плаха есть форма существования сверхидей, недаром и социальные идеи утверждаются жертвенной кровью?

    Линия Понтия Пилата и Христа. Чтобы до конца понять необходимость ее включения в роман, надо очень внимательно читать диалог Пилата и Христа. Это же диалог о соотносительности Добра и Зла!

    С этой проблемой тесно связан образ Авдия.

    В романе Ч. Айтматова есть внутренняя проблематика, а не только внешнее опоясывание, прошитое волками.

    Главная проблема, как поступать, какому закону подчиняться - закону свободы личности (линия Авдия, Христа) или закону рока, судьбы (линия Бостона). Судьба или свобода - это главное, что связует роман. Поэтому даже и последняя часть, написанная в духе других айтматовских произведений, читается только на фоне предыдущего табло.

    Там было “не убий”, здесь разыгрывается трагедия рока.

    Линию “не убий” проводит писатель через образ Авдия.

    V.Итог урока

    Реалистичен ли образ Авдия?

    Возможны ли в жизни такие люди? Как им живется? Не встречали ли вы подобных среди современной молодежи? Какие чувства он у вас вызывает? (скептицизм, жалость, недоверчивость, опасность и т.д.)

    Проблема совести решается через любимый образ писателя Бостона

    Существует в критике мнение, что герои Ч. Айтматова в “Плахе” - жертвы рока.

    Считаете ли вы Бостона жертвой рока?

    Против чего он борется? И кого? (Он не с роком борется, не с судьбой! Он выступает против универсальной развратной религии вооруженного превосходства. Ему противостоит совхозный парторг Кочкорбаев, тоскующий по былым временам; подлец Базарбай). Это тот же Едигей, который хочет честно жить и работать, не более того. Однако жестокий, чуждый, враждебный мир приходит к Бостону - не за его грехи, за чужие.

    Приходит трагедия, в которой он не виноват, а расплачиваться - ему.

    Он восходит на свою плаху.

    Как вы понимаете смысл названия “Плаха”?

    VI Д./з. Написать сочинение -миниатюру

    Айтматов Чингиз Торекулович - знаменитый киргизский и российский писатель. Его творчество было отмечено многими критиками, а произведения признавались поистине гениальными. Многие из них принесли автору мировую известность. Роман "Плаха" Чингиз Айтматов (краткое содержание книги, возможно, заинтересует поклонников этого писателя) издал в 1986 году.

    Начало произведения, или Волчье семейство

    Начинается повествование с описания заповедника, в котором обитает волчья пара. Звали их Акбара и Ташчайнар. Летом волчица родила маленьких волчат. Пришла зима, выпал первый снег, и молодое семейство отправляется на охоту. Волки были неприятно удивлены, когда обнаружили в заповеднике огромное количество людей. Как оказалось, последним было необходимо выполнить план по сдаче мяса, и они решили воспользоваться ресурсами заповедника.

    Откуда было это знать волкам? Когда они окружили сайгаков, за которыми охотились, неожиданно появились вертолеты. Сайгаки были и добычей людей. Неслось испуганное стадо, кружили вертолеты, стреляли люди, мчащиеся на "УАЗиках", бежала семья волков... Так начался роман Чингиза Айтматова "Плаха".

    Конец охоты, или Новые персонажи

    Закончилась погоня. Во время нее погибли маленькие волчата, которых затоптало обезумевшее стадо сайгаков, а одного застрелил человек. Остались только мать и отец, Акбара и Ташчайнар. Уставшие и израненные, они, наконец, добрались до своего логова, но люди и там хозяйничали, как у себя дома. Складывали мясные туши в машины, обсуждали охоту и веселились.

    В вездеходе, на котором приехали охотники, лежал связанный человек, которого звали Авдий Калистратов. Он был сотрудником комсомольской газеты. Его статьи очень нравились читателям, в них присутствовала довольно своеобразная манера изложения мысли. Мать молодого человека умерла, когда он был еще маленьким.

    Продолжал воспитывать мальчика отец. Но после того как Авдий поступил в училище, скончался и он. Роман "Плаха", краткое содержание которого начиналась с описания стаи волков, заставляет переключить внимание на судьбу этого молодого газетчика и некоторые фрагменты его жизни.

    Сотрудник газеты, или Откуда наркотики

    После смерти отца Авдия выгнали из казенной квартиры, и он фактически остался на улице. Тогда он принимает решение отправиться в свою первую командировку в Среднюю Азию. Руководством (издательство газеты) ему было поручено проследить, откуда начинается путь наркотиков, которые стремительно распространялись среди молодежи.

    Во время этого задания Авдий знакомится с некоторыми молодыми людьми, занимающимися доставкой анаши. Одного из них звали Петя. Ему было около двадцати лет, а второму, по имени Леня, - вообще шестнадцать. Парни ехали в одном поезде с Авдием. Во время пути газетчик узнает многие подробности такого рода бизнеса и постепенно начинает постигать проблемы, которые приводят к возникновению этого ужасного порока - наркомании.

    Роман "Плаха" Чингиз Айтматов (краткое содержание уже начало затрагивать эту тему) посвящает ряду таких проблем, о которых многие писатели стараются умалчивать. Во время дальнейшего повествования читатель сам поймет, о чем идет речь.

    Дальнейшее знакомство с персонажем

    После четырех суток путешествия попутчики, наконец, добрались до места назначения. По дороге Авдий узнает, что операцией руководит некто по прозвищу Сам. Конечно, газетчик его не видел, но зато много услышал о нем. Из чего сделал вывод, что таинственный незнакомец не просто недоверчив, но еще и очень жесток.

    Авдий и его новые знакомые, Петя и Леня, отправились в поселок, где и собирались разжиться коноплей. Но перед этим газетчик встретил кареглазую девушку. Она произвела самые приятные впечатления на молодого человека. Встретятся ли они вновь? Пока неизвестно.

    В романе не будет останавливаться на таких тонкостях) очень подробно описывает процесс сбора упомянутого выше наркотика. Стоит лишь сказать, что молодые "коммерсанты", набрав полные сумки травы, отправляются в обратное путешествие.

    Знакомство с таинственным человеком

    Обратная дорога была намного опаснее: сумки, набитые травой, нужно было пронести, не попавшись милиции. Но путешественники удачно добрались до Москвы, а там произошла долгожданная встреча с незнакомцем, которого все называли Сам. На самом деле имя его - Гришан.

    Немного пообщавшись с газетчиком, он сразу понял, что тот поехал за товаром не ради наживы. А ради того, чтобы в одиночку исправить то, с чем борются тысячи. У них были совершенно противоположные взгляды на жизнь. Гришан хотел, чтобы Авдий ушел и не морочил голову его поставщикам ненужными им разговорами о Боге и о спасении души. Но газетчик заупрямился. О чем же дальше рассказывает Айтматов? "Плаха", краткое содержание которой четко придерживается описываемых событий, продолжает раскрывать образ работника газеты.

    Сдали нервы, или Упрямство Авдия

    Вечером Гришан решил раззадорить газетчика и разрешил своим ребятам, которые поставляли ему наркотик, покурить травку. Все с наслаждением затягивались и по очереди предлагали Авдию. Тот прекрасно понимал, что Гришан сделал это специально, чтобы позлить его, но в конце концов не смог сдержаться, вырвал из рук курильщика самокрутку и выбросил. А затем стал высыпать из всех сумок опасное для здоровья содержимое.

    Как описал реакцию курильщиков Чингиз Айтматов? "Плаха" - это роман, где довольно четко переданы эмоции не только главного героя, но и тех, кого он пытается наставить на путь истинный. Молодой человек столкнулся со всей жестокостью, на которую только были способны наркоманы. Его нещадно избивали, не жалея сил. А Гришан наблюдал за этой сценой, не скрывая удовольствия. Наконец, окровавленного Авдия сбросили с поезда. Очнулся он от потоков дождевой воды.

    Ночевать пришлось под мостом, а утром он увидел, что документы его превратились в мокрый комок, денег практически нет, а своим видом он напоминает обитателя помоек. Но домой было необходимо как-то добраться. Далее роман "Плаха" Айтматова продолжает описывать приключения незадачливого работника газеты.

    Дорога домой, или Болезнь молодого газетчика

    Попутная машина довезла молодого человека до станции, а там его практически сразу увидели на посту милиции. Хотели арестовать, но приняли за сумасшедшего и отпустили, посоветовав как можно быстрее убираться отсюда. Но газетчику становится плохо, и он попадает в больницу, где снова встречается с кареглазой девушкой. Ее зовут Инга.

    Роман "Плаха" Айтматова еще вернется к этой героине. А пока вернемся к нашему бедолаге. Авдий вылечился и вернулся домой. Придя в редакцию газеты, он приносит добытый с таким трудом материал. Но там ему сообщают, что это уже никому не интересно. Более того, он заметил какое-то странное отношение к себе со стороны коллег. Многие отворачивались, и никто не смотрел в глаза.

    "Плаха" (Чингиз Айтматов). Краткое содержание по главам, где заканчивается жизнь газетчика

    У Инги, оказывается, был маленький сын, с которым она хотела познакомить Авдия. Пришла осень, и молодой человек решил съездить к ней в гости. Но не застал. Вместо нее он нашел письмо, где она сообщает, что вынуждена скрываться от бывшего мужа вместе с ребенком. На вокзале газетчик встречает Кандалова и отправляется с ним в уже знакомый читателю заповедник.

    Так, интересно и загадочно, разворачиваются события в романе "Плаха". Чингиз Айтматов (краткое содержание его произведения, наконец, объединило все события) снова переходит к описанию волчьей стаи. Судьба ее не менее трагична, чем жизнь молодого Авдия. Газетчик хотел остановить обезумевших охотников, но те связали его и бросили в машину, а после охоты распяли на сухом дереве.

    Там и нашли его молодые волки Ташчайнар и Акбара. Они бродили в поисках своих маленьких детенышей. Утром охотники решили вернуться за Авдием, но тот уже умер. Волки навсегда ушли из заповедника и поселились в камышах. Снова появились на свет детеныши. Но когда стали прокладывать дорогу, камыши сожгли, и малыши погибли. И опять пошли волки искать другое место. Так роман Чингиза Айтматова "Плаха" описывает жизнь бедных животных.

    Судьба маленьких волчат

    Однажды Базарбай шел домой и услышал в котловане непонятные звуки, как будто плакал ребенок. Он подошел поближе и нашел там маленьких волчат, сложил их в сумку и забрал с собой. Но Ташчайнар и Акбара отправились за ним. На пути у Базарбая был дом колхозника Бостона, в котором он спрятался от преследующих его животных.

    Немного переждав, он отправился дальше, а волки остались возле дома Бостона, где продолжали выть каждую ночь, пытаясь найти своих детенышей. Роман "Плаха", краткое содержание которого подходит к концу, очень печально описывает последние события, связанные с парой волков.

    В чем виноваты волки

    Бостон жалел волков и даже поехал к Базарбаю, чтобы купить у него их маленьких детенышей. Но тот отказался. Вскоре животные стали нападать на жителей, и Бостон понял, что ему придется их застрелить. Но убить удалось только волка. А волчица затаилась. Она долго выжидала и, наконец, отомстила колхознику, украв его ребенка.

    Бостон долго не решался выстрелить в Акбару, боясь ранить сына. А когда попал, было уже поздно: мальчик был мертв. Тогда он пошел и застрелил Базарбая, который продал волчат и получил за них отличные деньги. А затем колхозник Бостон сдался милиции. Вот так заканчивает свой роман Чингиз Айтматов. "Плаха", краткое содержание которой не может передать всей трагичности произведения, не оставит равнодушным ни одного читателя. Проблемы, которые автор поднимает в своей книге, и параллели, проведенные между стаей волков и человеческим обществом, актуальны и сегодня. Постарайтесь выделить время и прочесть роман полностью, он того стоит.

    Бедственное положение экологической среды давно является одной их актуальнейших тем современных писателей. Ч. Айтматов в своем знаменитом романе «Плаха» тоже обращается к этой проблеме. Этот роман - призыв одуматься,

    Осознать свою ответственность за все, что беспечно разрушено человеком в природе. Примечательно, что проблемы экологии писатель рассматривает в романе неразрывно с проблемами разрушения человеческой личности.

    Роман начинается с описания жизни волчьей семьи, которая гармонично обитает в своих угодьях, пока не появляется человек, нарушающий покой природы. Он бессмысленно и грубо уничтожает все на своем пути. Становится не по себе, когда читаешь про варварскую облаву на сайгаков. Поводом для проявления такой жестокости послужило всего лишь затруднение с планом мясосдачи. «Вовлечение в плановый оборот невскрытых резервов» вылилось в страшную трагедию: «...по степи, по белой снежной пороше катилась сплошная черная река дикого ужаса». Это избиение сайгаков читатель видит глазами волчицы Акбары: «Страх достиг таких апокалиптических размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох и онемел, что везде воцарился хаос и само солнце... тоже мечется и ищет спасения и что даже вертолеты вдруг онемели и уже без грохота и свиста беззвучно кружатся над уходящей в бездну степью, подобно гигантским безмолвным коршунам...»

    В этой бойне погибают волчата Акбары. На этом несчастья Акбары не кончились: еще пять волчат погибают во время пожара, который специально устроили люди, чтобы легче было добывать дорогое сырье: «Ради этого можно выпотрошить земной шар, как тыкву». Так говорят люди, не подозревая, что природа за все отомстит раньше, чем они предполагают. У природы в отличие от людей есть только одно несправедливое действие: она, мстя людям за разор, не разбирает, виновен ты или нет перед ней. Но природа все же лишена бессмысленной жестокости. Волчица, оставшись одна по вине человека, все же тянется к людям. Свою неистраченную материнскую нежность она хочет перенести на человеческого детеныша. Это обернулось трагедией, но на этот раз и для людей. Но Акбара не виновата в гибели мальчика. Это человек в своем жестоком порыве страха и ненависти к непонятному поведению волчицы стреляет в нее, но промахивается и убивает собственного сына.

    Волчица Акбара наделена писателем нравственной памятью. Она не только олицетворяет собой несчастье, постигшее ее род, но и осознает это несчастье как нарушение нравственного закона. Пока человек не трогал среду ее обитания, волчица могла встретить беспомощного человека один на один и отпустить его с миром. В навязанных ей человеком жестоких обстоятельствах она вынуждена вступить с ним в смертельную схватку. Но гибнет не только Базарбай, заслуживший кару, но и невинный ребенок. Личной вины перед Акбарой у Бостона нет, но он несет ответственность за Ба-зарбая, своего нравственного антипода, и за варварство Кандарова, погубившего Моюнкумы. Хочу отметить, что автор хорошо понимает природу такой жестокости человека в отношении к окружающей среде. Это - элементарная алчность, борьба за собственное благополучие, оправдываемое чуть ли не государственной необходимостью. И читатель вместе с Айтматовым понимает, что, коль скоро бандитские действия совершаются под прикрытием государственных планов, значит, это явление общее, а не частное, и с ним надо бороться.

    Я считаю, что нам всем надо всерьез задуматься о том, какой станет природа нашего отечества в будущем. Разве можно пожелать нашим потомкам жизни на голой земле, без рощ и соловьиных трелей?! Вот поэтому я совершенно согласен с автором «Плахи»: экология и нравственность соединены одной линией жизни.

    Многие в современной русской литературе писали о честности, доброте и любви. Но мне все-таки хочется поговорить о честности. И вначале я хочу назвать имя Ч. Айтматова и его роман «Плаха». Ч. Айтматов давно уже стал одним из ведущих писателей нашего времени. В романе он поднимает вопросы, которые требуют своего осмысления: Иисус Христос, наркоманы, чабан, волки - все это в романе связано.

    Этот роман - крик, отчаянный призыв задуматься, осознать свою ответственность за все то, что так обострилось в мире. Экологические проблемы, затронутые в романе, автор стремится постичь прежде всего как проблему состояния души человеческой. Роман начинается темой волчьей семьи, перерастающей потом в тему гибели Моюнкумы по вине человека: человек врывается в саванну как преступник, как хищник. Он уничтожает бессмысленно и грубо все живое, что есть в саванне. Он уничтожает и сайгаков, и волков.

    Волки не просто очеловечены в романе. Они наделены высокой нравственной силой, благородством, чего лишены люди, противопоставленные им в романе. Именно в Акбаре и Ташчай-наре олицетворено то, что издавна присуще человеку: чувство любви к детям, тоска по ним.

    В романе затронута еще одна острая социальная тема - проблема наркомании. Автор показывает гонцов, устремляющихся в Моюнкумскую саванну в поисках дикорастущей конопли и ищущих не столько денег, сколько возможности пожить в ином мире, в иллюзиях.

    Этих людей пытается понять и спасти Авдий Каллистратов. Авдий - сын священника, изгнанный из академии как «еретик-новомысленник». Авдия мучает мысль о спасении хотя бы одного человека, он не хочет ждать, пока человек придет к Богу, и сам устремляется навстречу падшим. Авдий, по замыслу писателя, вряд ли сможет помочь наркоманам, хотя он незаурядный по своему духовному складу человек. Поступки его достойны глубокого уважения.

    Есть в Авдии почти детская беспомощность, беззащитность. Айтматов наделяет его способностью к самопожертвованию, силой, достаточной, чтобы не бросить крест, им же на себя возложенный. С образом Каллистратова Айтматов связал идею гуманизма, идею веры и доброе начало в человеке, но автор подвергает сомнению теорию Авдия о том, что Бог всемогущ, всемилостив, вездесущ.

    Роман Айтматова - воззвание к совести каждого: не ожидая, выходи воином в поле за правду. Тревога - вот лейтмотив романа. Это тревога за утрату веры в высокие идеалы, за падение нравов, за рост наркомании, тревога за человека и окружающую его среду. Роман заставляет задуматься, как мы живем, вспомнить, как коротка жизнь.

    В наше время очень остро стоит вопрос наркомании, особенно наркомании среди подростков. Каждый день умирают десятки наркоманов из-за передозировки и еще сотни заражаются СПИДом. К тому же, если смотреть с точки зрения нравственности, все наркоманы - глубоко безнравственные люди. И это не от того, что были такими, такими их сделали именно наркотики. Они делали их холодными, бездумными. Человек становится полностью зависимым от них. Наркоману неведомо чувство жалости, сострадания. Наркотики полностью овладевают человеком. Наркоманы не видят вокруг той красоты, которая видна человеку нормальному.

    Впервые эту острую социальную проблему затрагивает в своем романе «Плаха» Ч. Айтматов. Он описывает нам образ Авдия Каллистратова, человека, который был честным, добрым и порядочным.

    Он всегда хотел что-нибудь исправить в жизни в лучшую сторону, помочь людям, наставить их на путь истинный, из-за чего и поплатился своей жизнью. Авдий думал, что у каждого человека должно быть что-нибудь хорошее в душе, но люди оказались бесстрастными и равнодушными не только к природе, но даже к своим близким.

    В романе подробно описывается, как наркоманы добывают те самые наркотики, из-за которых рушится вся жизнь, и зачастую рушится навсегда. Авдий Каллистратов, попадая в общество наркоманов, если это можно назвать обществом, пытается исправить их, разуверить в том, что только таким образом можно жить хорошо.

    Он пытается объяснить, что нужно жить не ради денег и кратковременных удовольствий, а для того, чтобы приносить пользу людям. Авдий протестует против наркомании, убийств, против безжалостности к природе, человеку. Одновременно с протестом Авдий пытается понять, раскрыть причину роста наркомании, помочь. Особенно жалко ему тех, кто еще сам не понимает, насколько все это серьезно. Но как Авдий Каллистратов ни старался сделать мир лучше, он не смог один противостоять этой безнравственности, бесчеловечности, которая толкает человека на самые безумные поступки. Чингиз Айтматов своим произведением призывает читателя не смотреть на эту трагедию, а бороться и бороться всем вместе, всем обществом.

    (1 вариант)

    «Обитателям уникальной Моюнкумской саванны не дано было знать, что в самых обычных для человечества вещах таится источник добра и зла на земле». «И уж вовсе неведомо было четвероногим и прочим тварям Моюнкумской саванны, отчего зло почти всегда побеждает добро...»

    В романе Чингиза Айтматова «Плаха» подписан, пожалуй, самый жестокий приговор из тех, что довелось мне услышать. Зло побеждает, а значит, совсем скоро люди не смогут больше испить чашу мучения и восторга, познав музыку ветра, не увидят вечного

    И бесконечного неба… Приговор Айтматова – это уже не лермонтовское учение о тождестве добра и зла, выдвинувшее принципы оправдания зла из-за того, что родились эти противоположности из одного корня; это и не булгаковское зло, которое совершает благо.

    Герои Айтматова идут на Голгофу, другой дороги нет. А почему? Да потому, что умирает душа человеческая, а когда это происходит, умирает и сам человек. Поэтому возникает потребность говорить об экологии духа.

    Не случайно все события романа в большей или меньшей степени связаны с природой. В мировой литературе духовность и богатство внутреннего содержания

    Героев определялись степенью их близости к природе. Герои, у которых внутреннее содержание преобладает над внешней формой, «любят русскую зиму», мечтают улететь в небо или просто находят великое удовлетворение в работе на земле-матушке. Но в «Плахе» люди разрушают природу, и проблемы экологии природы оборачиваются опасной деформацией человеческой души.

    Забота волков о потомстве – это самая настоящая забота о детях на человеческом уровне. Акбара и Ташчайнар гордятся своими неловкими, смешными малышами, а Акбара дает им имена и пытается, как и всякая мать, предугадать их будущее. «У самого крупного из волчат был широкий, как у Ташчайнара, лоб, и потому воспринимался он Большеголовым, другой, тоже крупнячок, с длиннющими ногами-рычагами, которому быть бы со временем волком-загонщиком, так и воспринимался Быстроногим, а синеглазая, как и сама Акбара, игривая любимица значилась в ее сознании бессловесном Любимицей». Такое удивительное перевоплощение волков открывает для читателя неизведанные кладовые природы, но в то же время это чудо диктует новые, более совершенные нравственные законы для человека, но вся беда в том, что и старые законы человек не в силах исполнить, ведь душа его умирает…

    Если у читателя есть возможность взглянуть на героев романа со стороны, то сами герои лишены этой возможности из-за того, что «зеркало души» покрылось черной пеленой, правда, по вине самих же людей. Но в романе есть человек, который видит, как нарушаются нравственные законы, благодаря вере в Бога. Авдий Каллистратов пытается образумить людей, призывает их покаяться вместе с ним. Но «не подумал в ту пору малоопытный юнец: а что, если существует на свете закономерность, согласно которой мир больше всего и наказывает своих сыновей за самые светлые идеи и помыслы?» А когда выбрал Авдий путь на Голгофу, то не знал еще, что его ждет, не знал, что «зло противостоит добру даже тогда, когда добро хочет помочь вступившим на путь зла…». Первое «поражение» Авдий потерпел в «сражении» с теми, кто «входил к Богу с черного хода». Его спасло только чудо, дождь и добрые люди. Но интересно, что добытчики анаши отвергли Авдия дважды: когда он хотел их спасти и когда хотел разделить с ними страдания. Да, в «гонцах» было человеческое, и именно Авдий увидел живую частичку их души, но станут ли они людьми, если «общество, сделало все для того, чтобы они стали преступниками?! В данном случае с «гонцами» Авдий не «проиграл», но и не «выиграл»; вера в Бога спасла его, но, по-моему, не спасла самих «гонцов». Когда же Авдий попал в воинство Обер-Кандалова, которое отправилось на кровавую бойню сайгаков под красивым названием «сафара», то вера в Бога оказалась роковой. Авдия распяли за чужие грехи на моюнкумском саксауле, но некому было прийти ему на помощь. Тогда, собрав последние силы своей многострадальной души, Авдий обратился к Акбаре. Волчица действительно пришла, но даже ей не дано было понять, какая высокая нота одиночества прозвучала в двух простых словах: «Ты пришла…» «И ведь был уже один чудак галилейский, который не поступился парой фраз и лишился жизни. Но кто бы мог подумать, что все забудется в веках, только не этот день…» Та жизнь, которая дана была Авдию, оборвалась, и никто из людей не видел той смерти… Неужели зло все-таки победило?..

    Был еще один человек, взошедший на Голгофу, сильный, честный и добрый. Но трагедия, один раз родившаяся в Моюнкумах, искала новых жертв. В схватке человека, «зверя» и волчицы погибнет не только Базарбай, который похитил у Акбары волчат, навсегда погубив ее вольную, дикую и прекрасную, как степная ночь, жизнь. Погибнет и Бостон, которого будут обвинять в том, что он хочет расплодить волков назло людям, а на самом деле в том, что он хочет вернуть плачущей матери-волчице ее волчат. Трагедия Акбары была слишком велика, жить она уже не могла, но она еще могла мстить. Правда, очень скоро останутся только слезы, потеря которых будет означать только одно – смерть. Но накануне своей гибели Акбара встретит сына Бостона, и ей откроется, что это такой же детеныш, как и любой из ее волчат, только человеческий.

    Волчица унесет малыша с собой, но не в логово, а туда, откуда не возвращаются… Прозвучат два выстрела, сделанные Бостоном против воли: «Акбара была еще жива, а рядом с ней лежал бездыханный, с простреленной грудью малыш…» Затем прозвучит еще один выстрел: Бостон убьет Базарбая, но этими тремя выстрелами он убьет и себя, ведь «он был и небом, и землей, и горами, и волчицей Акбарой, великой матерью всего сущего… и Базарбаем, отвергнутым и убитым в себе». Теперь тот мир, та природа, которая жила в нем и для него, больше не существует. «Это и была его великая катастрофа. И это был конец его света…» Еще один человек взошел на «плаху», но мог ли он предотвратить катастрофу, мог ли он вылечить души тех существ, для определения которых немыслимо слово «люди», а слово «звери» слишком свято и непорочно? Нет, он был один. Но Бостон и Авдий пострадали за чужие грехи, они чувствовали себя виноватыми более других, поэтому их души не погибли, а напомнили, что жизнь продолжается, что ценить ее нужно не у последней черты, а всегда, что жизнь человека, его душа – самое хрупкое и самое великое творение природы.

    Размышляя над романом, я поняла, что экология духа – та проблема, которая ставит человека перед выбором между жизнью и смертью. Странно, что именно приближение смерти пробуждает в человеке все лучшее и худшее. Важно, чтобы этот момент стал тем единственным шансом из многих сотен или тысяч шансов, когда добро все-таки побеждает. Пожалуй, надежда на лучшее живет в романе только в словах «почти всегда». Но и это много значит, если только мы помним, что гибель одного человека не изменит жизнь всего человечества, но «мир – неповторимый, невозобновимый – будет потерян для этого человека навсегда. И больше не возродится. Ни в ком и ни в чем».

    (2 вариант)

    Одним из наиболее ярких произведений последних лет стал роман Ч. Айтматова «Плаха», написанный в 1986 году. Его справедливо можно отнести к произведениям современной русской литературы, так как до недавнего времени, а точнее, до распада Советского Союза литература нашей многонациональной страны не делилась на украинскую, казахскую, киргизскую и так далее, так как проблемы, основные темы отражали живую жизнь народа, а, следовательно, связи были многочисленны и неразрывны во всех сферах жизни.

    Ч. Айтматов – киргиз. В его произведениях есть черты национального колорита (пейзажи, имена героев), но проблематика «Плахи» абсолютно интернациональна. Кроме того, Авдий Каллистратов – главный герой романа – русский, образ Христа обобщает и концентрирует идеи произведения, и все это позволяет не сужать значение этого замечательного произведения до узконационального.

    «Плаха» своего рода кульминационное произведение автора, в котором он сконцентрировал свой писательский и человеческий опыт, свою гражданскую тревогу, вызванную состоянием общества, жизнью большой, многонациональной, такой великой и сильной, как все привыкли считать, страны.

    Действительно, поражает многообразие проблем, затронутых автором в таком небольшом по объему произведении. Это и наркомания, которая уже давно поразила общество, но тщательно скрывалась официальными структурами, и бездуховность, порожденная ложью и мистификацией общественного сознания. На такой почве взрастают Гришан и Базарбай. Это и разрушение этических связей между людьми, падение нравов и многие, многие другие.

    Роман был воспринят критикой неоднозначно. Многие видели действительно глубокий смысл произведения, а многие осуждали Айтматова за то, что он собрал в «Плахе» все проблемы, существовавшие в то время в обществе, не предлагая выхода из сложившейся ситуации. Действительно, показывая такое множество проблем, автор не дает их однозначного решения, не отвечает на поставленные вопросы. Он лишь приводит факты, раскрывает образы героев через их поступки, рисует картину бытия, предупреждает нас о расплате за многочисленные грехи, тем самым заставляя задуматься над своими поступками, осознать свои ошибки и самим найти единственно правильный жизненный путь.

    Многие критики отрицательно отзывались о композиции романа, подчеркивая несвязанность между собой отдельных его частей. Дело в том, что построение романа очень своеобразно, В романе три различных сюжетных линии, которые прямым или косвенным образом связаны между собой. Это линии Авдия Каллистратова, Бостона и Базарбая и пары волков – Акбары и Ташчайнара. Их объединяют общие события, описанные в произведении, также на основе каждой из трех сюжетных линий автором раскрывается одна, на мой взгляд, из наиболее важных проблем романа – проблема выбора определенного пути, то есть нравственный выбор героев.

    И эти пути у каждого из героев романа далеко не одинаковы. Авдия Каллистратова автор наделяет лучшими нравственными качествами, такими, как доброта, искренность, безграничная любовь к людям, способность к самопожертвованию. Он верит в Бога, в добро, в справедливость, в свою правоту, в силу слова. Он видит в каждом человеке, пусть даже в самом отъявленном негодяе, не его отрицательные стороны, а прежде всего частичку человеческой души. Он убежден, что каждый человек в глубине души стремится к гармонии, поэтому Авдий пытается переубедить людей, наставить их на путь истинный, помочь им обрести веру и «жить во Христе». Но он переоценил свои силы, и в этом его трагедия. Его никто не хотел слушать, и он сам становится жертвой насилия, против которой борется. И в конце концов Авдий Каллистратов погибает, распятый на саксауле, но не отрекшийся от веры.

    Недаром в романе проводится параллель между Авдием Каллистратовым и Иисусом Христом. Бывший семинарист становится в романе последователем Христа в его вере и убеждениях. Оба верят, что все люди добры изначально, оба жертвуют жизнью ради того, чтобы спасти человечество от греха. Авдий в романе – праведник. Он является носителем идеи христианства. Но он не служит тем догмам, которые провозглашает церковь. Авдий выдвигает идею современного Бога, который не стоит на месте, развивается с течением времени. Он считает, что у каждого человека есть свой Бог, имя которому – совесть. И пытаясь обратить людей в веру, Авдий тем самым пытается разбудить их совесть. Но, несмотря на то что Авдий Каллистратов наделен в романе лучшими человеческими качествами, мы видим, что его жизненный путь не избран автором как идеальный. Айтматов не встает полностью на сторону Авдия. Он не согласен с идеей его героя о всемогуществе Бога. Мы видим, что автору важна вера не только в Бога, но в первую очередь в человека. Самопожертвование единиц не спасет человечество, не избавит мир от абсолютного зла.

    Интересно противопоставление в романе Авдия Каллистратова Гришану – главарю «гонцов» за анашой. Гришан реально смотрит на жизнь. Он знает, что в мире существуют насилие и зло и что добро и справедливость побеждают далеко не всегда. Он видит людей в их худших проявлениях, их пороках и слабостях. Человек слаб, и это позволяет более сильным жить по звериным законам, где должен выжить сильнейший. Гришан уверен в себе и в своих убеждениях, поэтому он даже не пытается предотвратить попытки Авдия переубедить «гонцов», обратить их в свою веру. Напротив, он говорит, что не будет этому препятствовать. И, как мы видим, Гришан оказывается прав. «Гонцы» – дети своего поколения, воспитанные не только на атеизме, но и на безверии вообще, на отрицании веры не только в Бога, но и в моральные человеческие принципы, не способны, да и не хотят выслушать и понять Авдия. Насилие – их естественное состояние, и они, не задумываясь, совершают его еще раз, сбросив Каллистратова с поезда. Но что мы можем требовать от этих совсем еще мальчишек – Петрух и Ленек, у которых с самого детства не было ни нормальной семьи, ни дома, которых жизнь беспощадно кидала в различные авантюры? Разве можно требовать от них, что бы после того, как они сполна хлебнули горя, они сохранили веру в светлые и чистые идеалы и остались людьми? Здесь, на фоне нравственного выбора героев, перед нами раскрываются еще две важнейшие проблемы – общественного устройства, порождающего устройства, порождающего такого рода людей, и наркомании, которая становится все актуальнее, несмотря на то что о ней никогда не говорилось открыто. Безусловно, жизненный путь гонцов, пусть даже не выбранный ими, а определенный им судьбой, является предостережением для нас, людей молодого поколения, ищущих ответы на самые главные и серьезные вопросы жизни.

    Интересны с точки зрения выбора жизненного пути Бостон и Баразбай – главные герои другой сюжетной линии. Оба они пастухи, живущие в Моюнкумских степях. Бостон, как мы увидим из содержания романа, – это человек со сломанной судьбой. Он обладает лучшими человеческими качествами, способен сочувствовать другим, раскаиваться, переживать, у него есть вера и определенные идеалы в жизни. Кроме того, он очень трудолюбив, ответственно выполняет свою работу. Баразбай же, напротив, пьяница и бездельник. Он недоволен жизнью, озлоблен и ни во что не верит.

    Именно от него в романе мы слышим слова о том, что справедливости в мире как не было никакой, так и нет. Между этими двумя героями – Бостоном и Базарбаем – развязывается открытая вражда, которая приводит к трагическим последствиям. Бостон, один из наиболее положительных героев романа, совершает самосуд и убивает Базарбая. Отчаявшись и разочаровавшись в жизни, когда, целясь в волчицу Акбару, убивает собственного сына, он совершает поступок, который никогда не сможет себе простить. Убив Базарбая, Бостон разрушает свой внутренний мир, сам ведет себя на «плаху» за самый тяжелый грех – убийство, так как он не сможет жить с такой виной на душе. Здесь перед нами не только социальной конфликт личности и общества, но и психологический, внутренний конфликт человека, совершившего убийство, с самим собой.

    Вряд ли мы имеем право осуждать или оправдывать Бостона за совершенное преступление. С одной стороны, Базарбай заслуживал наказания за свои грехи, но с другой стороны, ни один человек не вправе вершить судьбы других людей.

    Так что же получается? Мы видим, что в романе нет идеального героя, ни один жизненный путь, выбранный различными героями, не является до конца правильным. Судьбы всех героев заканчиваются трагично. Авдий распят, Базарбай убит, «гонцы» арестованы, а Бостон сам разрушил свою жизнь, совершив самый страшный грех – убийство.

    Может быть, в этой трагичности финала произведения и заключается его смысл? Может быть, автор хочет показать, что за грехи человечества со времен Иисуса Христа расплачиваются самые лучшие? Но кто же тогда продолжит род человеческий?



    Похожие статьи