• Отговорила роща золотая творческая история. Анализ стихотворения "Отговорила роща золотая" С. А. Есенина. Структурный анализ стихотворения

    16.02.2022
    Это строки из стихотворения великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, прожившего короткую,но ослепительно яркую, как вспышка молнии, жизнь, трагически оборвавшуюся в тридцать лет. Этот удивительный человек принес в своем творчестве идею «узловой завязи» природы и человека. Как и все стихотворения Есенина, это произведение производит неизгладимое впечатление и поражает прелестью самобытности и неповторимости. О нем можно сказать словами критика В.Ходасевича:»Это… яркий ковер, сотканный из верной и нежной любви поэта к родной земле…»

    В этом стихотворении поэт создает яркий, красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов и изысканных оттенков. Лирический герой стихотворения восхищается «широким месяцем над голубым прудом», костром»рябины красной». Он ощущает себя неотъемлемой частью природы.
    Лирический герой относится к ней как к матери, природа видится ему
    Божественным храмом. Секрет обаяния стихотворения Есенина в той милосердной человечности, с которой он прикасается ко всему в природе.

    Лирический герой- уже немолодой человек. На его глазах происходит осеннее увядание природы. Он видит, что «отговорила роща», что «журавли печально» улетают.

    Состояние природы отражает состояние души лирического героя. Он одинок, ему грустно, он вспоминает юность веселую и «души сиреневую цветь». Однако ему не кого и «ничего в прошедшем не жаль». Да и стоит ли жалеть лет, «растраченных напрасно»? Стоит ли жалеть кого-нибудь? Ведь каждый в мире странник! Лирический герой понимает, что все проходит, и нет ничего вечного. Время все безжалостно «сгребает» « в один ненужный ком». Все погибает. Однако «не обгорят рябиновые кисти», «от желтизны не пропадет трава». Природа тоже «умирает», но она способна возродиться. И лирический герой пытается вылечить душу от грусти и тоски слиянием с природой, слиянием с прекрасным. В этом стихотворении Есенин предстает перед нами как поэт - философ. Он пытается решить проблему личности и ее связи с миром.

    Его философия разлита, растворена в поэтических словесных образах. Время - необратимое и безостановочное - воплощается в образе ветра, который все разметает. Есенин поэтически соединяет, сливает краткий миг человеческой жизни с вечным потоком мирового времени. Дмитрий Веневитинов писал: « Истинные поэты всех времен и народов были философами. Есенин не только истинный, но и уникальный поэт » .

    Проанализировав это стихотворение, можно сказать, что С.А.Есенин действительно - поэт гениальный и удивительный. Ему удалось передать в стихотворении сокровенные человеческие чувства, удалось нарисовать живописную картину природы во всей ее прелести и очаровании.

    Это стихотворение волнует, завораживает и озаряет душу каким-то таинственным, тихим светом.

    «Отговорила роща золотая...» - одно из самых «певких» (напевных) стихотворений Есенина, давным-давно положенное на «голос», оно стало народной песней.

    Н. В. Гоголь в знаменитой статье «В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность?» так определил особенность фольклорного лиризма: «В наших песнях... мало привязанности к жизни и ее предметам, но много привязанности... к стремлению унестись куда-то вместе с звуками».

    Соотнеся гоголевское определение с текстом есенинского стихотворения, мы замечаем, что и в этом произведении все, как и в народной песне, проникнуто стремлением «унестись куда-то вместе с звуками». Под «курлыканье» «отлетающих журавлей», под «рыдающую дрожь» их прощального «оклика»... Закавыченных слов нет в разбираемом тексте, но они сказаны в других, более ранних вещах, и Есенин уверен, что его читатель их помнит наизусть. За тридевять земель улетают подгоняемые ветром журавли, уносятся куда-то сброшенные березовой рощей пожухлые листья. Куда-то ушли и не вернулись хозяева брошенного дома. А ведь собирались в нем жить, жить-поживать да добра наживать, для того и вскопали в хорошем месте, над голубым прудом, конопляный клин. Вспахали, засеяли, да не сжали. Забытый конопляник отсылает нас к стихотворению Некрасова «Несжатая полоса». Шепот и ропот некрасовских колосьев: «Где же наш пахарь? Чего еще ждет?» - тихо вторит и журавлиному рыданью, и горьким грезам конопляника («О всех ушедших грезит конопляник...»).

    Не обнаруживает привязанности к жизни и ее предметам и лирический герой стихотворения; ему ничего не жаль в прошедшем.

    Пять раз, слегка варьируя, употребляет Есенин выражения «не жалеют», «кого жалеть?», «уж никого не жаль», «не жаль». Последнее словосочетание употреблено дважды, причем в первой, второй и четвертой строфах оно, как и в народных лирических песнях, помещено в начале строки, т. е. на самом приметном месте. Сравните:

    Есенин:

    1-я строфа: Уж не жалеют...
    2-я строфа: Кого жалеть?
    4-я строфа: Не жаль мне лет...
    Не жаль души...

    Народная песня:

    Нету милого дружка,
    Нету друга, нет подружки,
    Нету матушки моей...

    Почти в точном соответствии фольклорному канону - особенностям построения лирической необрядовой песни - решена и композиция стихотворения.

    Описательная часть (первые две строфы), как и в фольклорных образцах, рисует общую картину:

    Отговорила роща золотая
    Березовым, веселым языком,
    И журавли, печально пролетая,
    Уж не жалеют больше ни о ком.


    Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
    Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

    О всех ушедших грезит конопляник
    С широким месяцем над голубым прудом.

    Описательная, двустрофная часть, помимо того, что объединена общим художественным заданием, связывается в некое целое (и тем самым отделяется от последующей части) еще и сквозной рифмой в четных строках: языком - ни о ком - дом - прудом.

    За описательной частью, как и предписано традицией, следует монолог лирического героя (три последующие строфы):

    Стою один среди равнины голой,
    А журавлей относит ветер в даль.
    Я полон дум о юности веселой,
    Но ничего в прошедшем мне не жаль.

    Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
    Не жаль души сиреневую цветь.
    В саду горит костер рябины красной,
    Но никого не может он согреть.

    Не обгорят рябиновые кисти,
    От желтизны не пропадет трава.

    Так я роняю грустные слова.

    Композиционный канон будет нарушен только пристройкой к идеально выверенному веками построению - добавлением шестой, не предусмотренной традиционным планом строфы. Об этой «самовольно» пристроенной строфе поговорим позже, а пока рассмотрим вторую, «законную» часть - монолог лирического героя.

    Лирический герой подхватывает и ведет, слегка изменив тональность лирического чувствования, взяв как бы на полтона выше, главные образные темы описательной части: образ роняющего листья дерева, образ отлетающих журавлей, а также ключевые, опорные слова и выражения: веселым - веселой; не жалеют - не жаль мне. Но не для того чтобы переписать по-своему изображенную в описательной части картину поздней осени, а чтобы почти теми же словами и красками, но не теми же средствами передать свое душевное состояние.

    В описательной части словосочетание с глаголом жалеть внетекстовых ассоциаций не вызывает. Перенесенное в лирический монолог, оно сразу же выдает свое высокое литературное происхождение: казавшаяся стопроцентно есенинской строка оказывается почти прямой цитатой из стихотворения «Выхожу один я на дорогу...».

    Есенин: «И ничего в прошедшем мне не жаль ...»
    Лермонтов: «И не жаль мне прошлого ничуть...»

    Весьма достойное родословие, если внимательно вслушаться, обнаруживается и у первой строки монолога: «Стою один среди равнины голой...» Она внятно перекликается с первым куплетом знаменитой песни учителя юного Лермонтова А. Ф. Мерзлякова:

    Среди долины ровныя,
    На гладкой высоте
    Стоял-шумел высокий дуб
    В могучей красоте...

    Разумеется, Есенин не перелистывал стихотворные тома в поисках подходящих цитат. Интуиция и художественный инстинкт случайно, но безошибочно, по мгновенному озарению, выхватили их из запасника памяти и уложили в строку. Однако то, что среди авторов как бы цитат и ассоциативных связей оказались Некрасов, Лермонтов и Мерзляков, а не другие поэты, уже не случайно. Ведь именно они, а не другие создали те таинственные авторские песни, что стали народными и даже потеряли-позабыли имена своих творцов. Иной судьбы в 1925 г. Есенин своим стихам уже не желал... Оттого и вглядывался в шедевры фольклорной безымянной лирики, но не как старательный стилизатор, а как конгениальный мастер - с почтительнопрофессиональным уважением к традиции, но и совершенно свободно.

    Взять хотя бы такой устойчиво-традиционный композиционный фольклорный прием, как ступенчатое сужение образа. Он типичен для русской необрядовой песни, но крайне труден для использования в лирическом стихотворении современного типа. Есенин в стихотворении «Отговорила роща золотая...» преодолел эту трудность.

    Ступенчатым сужением образа фольклористы называют такое сцепление образов, когда они следуют друг за другом цепочкой - от образа с наиболее широким объемом к образу с наиболее узким содержанием, но и с наиболее важным художественным заданием.

    Образ поздней осени в описательной части разбираемого стихотворения и впрямь так широк, что в нем Есенин разместил все, что любил в среднерусском пейзаже: березовую золотую рощу, дом, холм, на холме - конопляник, голубой пруд, рано потемневшее небо, а в нем - широкий месяц и невидимый, но еще слышный клин отлетающих журавлей. А может быть (по контрасту с березовым, ситцевым ландшафтом), и воспоминание о пушкинской медно-бронзовой осени, о его великолепно-царственных рощах, которые отряхают «последние листы с нагих своих ветвей» так, как будто и их «здоровью» «полезен русский холод», так, словно и они «рады проказам матушки-зимы»!..

    Спускаемся с этой высокой, двустрофной ступени - и попадаем во владения образа уже не столь широкого, серединного, и все же достаточно объемного, чтобы в нем мог раскинуть ветви символический «сад души», веселый и сиреневый по весне, горько-рябиновый осенью (иному, реальному, саду неоткуда взяться на «голой равнине»). Заметим кстати: красная рябина здесь, как и в народной песне, означает муку-горе-печаль. Но это не единственное и в данном контексте не самое важное ее значение, так как костер в системе есенинских иносказаний - символ творческого горения. Сдвоив («обвенчав!») две близкие фигуральности - красную рябину и костер, поэт получил нужный ему образ - рябинового неугасимого огня. Поэтому «не обгорят рябиновые кисти», сгорая, не сгорают. Видимо, поэтому цикл «Рябиновый костер» заключает последний прижизненный сборник Есенина («Персидские мотивы», изд. 1925 г.).

    Следующий, последний образ, как и предписывает фольклорный канон, предельно сужен, да и ведет к нему, замыкающему цепочку, уже не ступень, а низкая, высотой в две строки приступочка:

    Как дерево роняет тихо листья,
    Так я роняю грустные слова...

    Узловая завязь природы с сущностью человека (так перевел Есенин на свой образный язык тот прием, который фольклористы называют психологическим параллелизмом) стянута в этом узком месте образной цепочки в такой тугой узел, что образ почти перестает быть образом, превращаясь в некий иероглиф: человек-дерево. Однако именно в силу своей узкости он-то и доводит до четкости формулы вопрос, который лирический герой пытается, но не может разрешить. Что случилось, что сталось и по чьей вине, своей или чужой, он оказался в абсолютном одиночестве: безлиственным деревом на голой, пустыня из пустынь, равнине?

    Попытка разрешить этот роковой вопрос - в шестой, последней строфе:

    И если время, ветром разметая,
    Сгребет их все в один ненужный ком,
    Скажите так... что роща золотая
    Отговорила милым языком.

    Шестая строфа - третья часть стихотворения, или кольцо.

    Кольцо - композиционно-стилистический прием, заключающийся в повторении в конце произведения нескольких смысловых или формальных элементов, использованных в его начале.

    В кольце разбираемого текста повторены все сквозные рифмы описательной части и начальное двустишие в слегка измененном варианте. («Отговорила роща золотая березовым веселым языком» -описательная часть; «Скажите так... что роща золотая отговорила милым языком» - кольцо.)

    Содержательный повтор выделяет как доминирующий образ золотой рощи и ее березового милого-веселого языка. Рифменный повтор акцентирует, как особо значные, слова, оказавшиеся под двойным рифменным нажимом: разметая - ненужный ком. Это во-первых. Во-вторых, повтор повышает мелодичность кольцевой части. А это, в свою очередь, как бы отторгает и тем самым тоже подчеркивает те элементы, которые мелодику строфы подавляют. Подчеркнуты слова время и ветром: на них падает сильное ритмическое ударение, не свойственное напевному стиху; а также словосочетание «скажите так...». На этом месте напев словно спотыкается, преодолевая песенному стилю «чужое», слишком уж разговорное выражение: слова «скажите так...» нельзя спеть, их можно только произнести речитативом.

    Кроме того, обращение «скажите так...» вводит в подтекст еще один содержательный элемент - образ дальнего собеседника, незримо присутствующего. Больше всего на эту роль подходит «читатель в потомстве», если воспользоваться известным выражением Е. Баратынского («И как нашел я друга в поколенье, / Читателя найду в потомстве я»).

    Помня, что ключ к этому шифру (образ-иероглиф: человек-дерево ) спрятан в последнем двустишии лирического монолога («Как дерево роняет тихо листья, / Так я роняю грустные слова»), мы уже можем попробовать прочитать зашифрованное послание, то, о чем поэт не решается сказать вслух, о чем мыслит «тенями мыслей». Вот как примерно выглядит после расшифровки послание Есенина в будущее:

    Моим согражданам, «ловцам вселенной», мнится: стихи, на березовом языке сложенные, не созвучны Великой Эпохе. По их планетарной логике, это мусор истории, ненужный суровому времени ком. На то лишь и годный, чтобы сгрести да разметать ветром. Но это ложный рев-приговор - истина откроется. И первыми, кому откроется... будете вы, читатели в потомстве. А когда придет пора открыть ее всем россиянам, скажите так... Скажите им так... что роща золотая, «в могучей своей красоте», стоит, где стояла - «среди долины ровныя, на гладкой высоте ». По весени распуская, по осени сбрасывая лист...

    И так скажите... что березовая сия опада, сия золотая словесная груда - не ушедшая в кабак контрреволюция и не застрявший в пути избяной обоз, а золотой запас поэтической России - «все, что зовем мы родиной».

    Русская поэзия двадцатого века дала миру множество блистательных имен. И в этом разнообразии великих поэтов и писателей творчество Сергея Есенина занимает одно из первых мест. Он стремился – насколько это возможно сделать с помощью стиха – вселить в человека веру в свет, раскрыть для него радость земного бытия.
    Горький писал об этом поэте: «…Сергей Есенин - не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое более всего иного заслежено человеком».

    Именно умение чувствовать окружающих, любовь ко всему живому во многом формировали мировоззрение Есенина и его отношение к жизни вообще. Нужно отметить, что внутренняя эволюция Есенина очень ярко прослеживается в его лирике.

    Так, стихотворение «Отговорила роща золотая» является одним из произведений, написанных в переломные годы жизни поэта. В нем Есенин снова обращается к вопросу о смысле жизни человека и быстротечности времени.

    Особенностью этого стихотворения является, по моему мнению, крепкая связь, сопоставление жизни человека и мира природы. Данное лирическое произведение начинается с пейзажной зарисовки:

    Отговорила роща золотая

    Березовым, веселым языком,

    И журавли, печально пролетая,

    Уж не жалеют больше ни о ком.

    Перед нами оживает картина увядающей осени, все вокруг подчинено какой-то печали и тоске. Такое состояние природы заставляет лирического героя думать о прошедших днях:

    Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –

    Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

    По моему мнению, эти строки являются в некотором смысле тезисными. Автор говорит о том, что является законом для всего живого и человека, в том числе.

    Воспоминания лирического героя о годах прошедших очень неоднозначны. С одной стороны, ему не жаль того, что было:

    Стою один среди равнины голой,

    А журавлей относит ветер в даль,

    Я полон дум о юности веселой,

    Но ничего в прошедшем мне не жаль.

    С другой – нотки грусти присутствуют в интонации стихотворения, да и сам лирический герой говорит:

    Так я роняю грустные слова.

    Несмотря на то, что стихотворение представляет собой монолог, тем не менее, в нем лирический герой обращается к невидимому собеседнику:

    И если время, ветром разметая,

    Сгребет их все в один ненужный ком,

    Скажите так… что роща золотая

    Отговорила малым языком.

    По моему мнению, особую роль в стихотворении играют эпитеты, которые создают настроение как окружающего мира, так и душевного состояния героя. Несмотря на то, что осень, которая вырисовывается в воображении читателя, тосклива и холодна, Есенин наделяет это время года яркими эпитетами. Они свидетельствуют о любви лирического героя к родной природе: роща золотая, рябина красная, широкий месяц, голубой пруд.

    В стихотворении много метафор. Например, «в саду горит костер рябины красной». С его помощью создается удивительный образ рябины, красной, как костер. Юность ассоциируется у лирического героя с весной, о чем говорит метафорический эпитет «не жаль души сиреневую цветь».

    Герой Есенина неотрывно связан с миром природы:

    Как дерево роняет тихо листья,

    Так я роняю грустные слова.

    Данное стихотворение глубоко психологично, поскольку автор обращается к проблеме, о которой задумывается, по моему мнению, почти каждый человек. Произведение носит философский характер. Кроме того, к теме осмысления жизни обращались многие поэты, поэтому следует говорить о программности этого произведения.

    «Отговорила роща золотая» написано амфибрахием, который придает стихотворению мелодичность. Музыкальность произведению придает также преобладание сонорных звуков Р, Л, М, Н, Й. Неслучайно, что к этому произведению в дальнейшем была написана музыка. Что касается синтаксиса, то здесь преобладают сложносочиненные предложения, части которого осложнены причастными и деепричастными оборотами. Все это помогает погрузить читателя в мир лирического героя, его мироощущение и мировоззрение.


    Поделиться в социальных сетях!

    Анализ стихотворения Есенина Отговорила роща золотая

    1. История создания . Стихотворение "Отговорила роща золотая", по свидетельству А. А. Есениной, было написано поэтом в августе 1924 г. в с. Константиново. В этот период он работал над "Поэмой о 36", но сумел найти время для создания очень лиричного и красивого произведения. Оно было впервые напечатано в газете "Бакинский рабочий" (сентябрь 1924 г.).

    2. Жанр стихотворения - философская лирика, элегия.

    3. Центральная тема произведения - сравнение человеческой жизни с природой. Есенин был еще достаточно молодым человеком, но в его творчестве стали появляться мотивы жизненного заката и скорой смерти. Он вводит образ осенней "рощи золотой". Природа готовится к погружению в долгую зимнюю спячку. Печальный отлет журавлей на юг заставляет лирического героя задуматься о смысле собственной жизни.

    Размышления сводятся к тому, что не стоит жалеть прожитых лет. Любой человек - всего лишь "странник", который ненадолго посетил этот мир. Автор представляет себя одиноким путником, стоящим "среди равнины голой". Мотив одиночества вообще очень часто использовался в русской поэзии. Но Есенин не испытывает сожаления или страдания. Он вспоминает свою буйную жизнь.

    Поэт признается, что совершил большое количество ошибок, даром потратил свои лучшие годы. Юность безвозвратно ушла, поэтому нет смысла переживать по поводу утраченных возможностей. Есенин переходит к прямым, очень красивым параллелям: произведения - это падающие с деревьев листья. Поэт пессимистично отзывается о собственном творчестве, заявляя, что в конце концов оно превратится "в один ненужный ком". В финале он уподобляет себя "роще золотой", отговорившей "милым языком".

    4. Композиция произведения кольцевая. В конце с некоторыми изменениями повторяются первые две строки.

    5. Размер произведения - пятистопный ямб.

    6. Выразительные средства . Есенин с помощью эпитетов использует богатую палитру цветов: "золотая", "голубым", "сиреневую". Очень выразительны метафоры: "березовым... языком", "души сиреневую цветь", "костер рябины красной". Отождествление человека с природой достигается при помощи олицетворений ("отговорила роща", "журавли... не жалеют", "грезит конопляник", "время... сгребет") и сравнения ("как дерево").

    7. Главная мысль произведения заключается в том, что жизнь человеку дается всего лишь раз. Совершенные ошибки исправить невозможно. Это наводит на грустные размышления, но не должно вызывать жалости к ушедшим годам. Есенин призывает учиться жизни у циклически умирающей и вновь возрождающейся природы. Осень традиционно считается печальным временем года. Но "от желтизны не пропадет трава". После долгой зимы снова забурлит жизнь. Начнется новый этап, который можно сравнить со следующим человеческим поколением.

    Произведение позволяет понять философские убеждения Есенина и отчасти раскрывает мотивы, толкнувшие его на самоубийство. "Народный певец" допускает одну большую ошибку. Его творчество не превратилось в "ненужный ком", а заняло достойное место в русской поэзии.

    Стихотворение «Отговорила роща золотая…».

    Восприятие, толкование, оценка

    Стихотворение «Отговорила роща золотая» было написано С.А. Есениным в 1924 году. Основная тема произведения - про­щание поэта с юностью. Стихотворение относится к пейзажной и философской лирике, жанр - элегия. Жизнь человека здесь уподобляется жизни природы.

    Лирический герой здесь осознает, что юность ушла безвозв­ратно, что впереди - «возраст осени». И он грустит о ней, о прошедшем «веселом лете»:

    Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком,

    И журавли, печально пролетая,

    Уж не жалеют больше ни о ком.

    Эта грусть в душе лирического героя порождена его осозна­нием быстротечности времени, мыслью о том, что жизнь чело­веческая очень коротка, мгновенна. Здесь возникает мотив про­тивостояния вечной природы и человеческого бытия:

    Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник – Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

    О всех ушедших грезит коноплянник С широким месяцем над голубым прудом.

    Наиболее остро в русской поэзии этот мотив звучит у Тют­чева:

    За годом год, за веком век…

    Что ж негодует человек,

    Сей злак земной!..

    Он быстро, быстро вянет - так,

    Но с новым летом новый злак И лист иной!

    («Сижу задумчив и один»)

    Тютчев не находил для себя разрешения этого конфликта, мироощущение его было пронизано извечным трагизмом брен­ности человеческого бытия. Равнодушная природа вселяла ужас, тоску, страх в сознание его лирического героя. У Есенина же мо­тив этот не получает дальнейшего развития. Внимание наше концентрируется на чувствах лирического героя. Он вспоминает о юности, и в интонациях его звучат тоскливые ноты. Это под­черкнуто многочисленными отрицаниями: «Но ничего в про­шедшем мне не жаль», «Не жаль мне лет, растраченных напрас­но», «Не жаль души сиреневую цветь», «Но никого не может он согреть», «Не обгорят рябиновые кисти», «От желтизны не про­падет трава». Эмоции лирического героя переданы в его мыслях, грустных словах, которые, по мнению его, никому не нужны:

    Как дерево роняет тихо листья,

    Так я роняю грустные слова.

    И когда это чувство безысходности достигает в стихотворе­нии кульминации, поэт внезапно снимает его в последней строфе:

    И если время, ветром разметая,

    Сгребет их все в один ненужный ком…

    Скажите так… что роща золотая Отговорила милым языком.

    Интонации вопроса, ответа, воспоминаний сменяются у ге­роя интонацией обращения. Поэт признает разумность законов природы и человеческой жизни.

    Стихотворение написано пятистопным ямбом. Есенин ис­пользует различные средства художественной выразительности: эпитет («роща золотая», «березовым, веселым языком»), вопрос­но-ответную форму стиха («Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник..»), анафору и синтаксический параллелизм («Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь»), развернутое сравнение («Как дерево роняет тихо лис­тья, Так я роняю грустные слова»).

    Произведение характерно для лирики Есенина. Печаль по уходящей юности пронизывает многие его стихи - «Не жалею, не зову, не плачу..», «Письмо матери», «Эта улица мне знако­ма…», «Этой грусти теперь не рассыпать…». Однако здесь мы видим примирение героя и с природой, и с жизнью.

    Здесь искали:

    • тема стихотворения отговорила роща золотая
    • отговорила роща золотая тема
    • отговорила роща золотая тема стихотворения


    Похожие статьи