• Преподобный мефодий пешношский. Преподобный мефодий, игумен пешношский. Тропарь преподобному Мефодию Пешношскому

    23.04.2024

    Преподобный Мефодий Пешношский.

    Преподобный Мефодий еще в молодых летах, в числе первых, пришел к преподобному Сергию и под руководством сего великого наставника иноческой жизни провел несколько лет. О его родителях, времени и месте рождения ничего неизвестно. Ревнуя жить в безмолвии, он по благословению прп. Сергия удалился искать пустынное место. И в глуши дубового леса за рекой Яхромой, в 25 верстах от Дмитрова, на небольшом возвышении среди болота поставил он себе келлию для подвигов отшельничества. В суровом посте и постоянных молитвах текла жизнь преподобного, и его душа все более и более отрешалась от мира тленного и земного, стремясь в страны горние, небесные. Но как пламень костра просвечивается даже и через лесную чащу, так и подвижническое житие св. Мефодия не укрыли болота и леса от ревнителей благочестия, которые не замедлили собраться, чтобы под его руководством сделаться достойными будущей награды, обещанной Господом всем верным Его последователям. В это время преподобный Сергий, посетив любимого ученика, дал ему совет построить обитель и храм на другом, более сухом и обширном месте и благословил то самое место, где и была основана обитель. Преподобный Мефодий, как послушный сын, исполнил волю наставника. Он сам трудился при строении храма и келлий, «пеш» нося деревья через речку, которую от того назвали Пешношею, а за обителью осталось навсегда имя Пешношской.

    С 1391 года преподобный Мефодий стал игуменом своего монастыря. Поселившиеся здесь иноки вели трудолюбивый образ жизни, сами себе добывая пропитание и исполняя все нужные для обители работы, так что эта обитель по преимуществу была обителью трудолюбия. Только частые посты и молитвы разнообразили жизнь пешношских иноков. Сам игумен подавал братии пример во всем и был между ними первым по подвигам труда, молитвы и поста и через это самое воспитывал многих благочестивых иноков. Но, строгий по отношению к себе, прп. Мефодий был нетребователен и милостив к братии, снисходя к их немощам и предостерегая от ошибок в будущем.

    По временам преподобный, как любитель безмолвия, удалялся за две версты от обители и здесь уединенно подвизался в молитве. Сюда же приходил к нему для духовных бесед преподобный Сергий. Потому эта местность названа была «Беседа». Преподобный Мефодий был погребен (ум. 1392 г.) в основанной им обители. В день преставления его, как видно из составленной в честь его службы, собралось множество народа - старцев, сирот и вдов - оплакивать кончину своего питателя.

    Со дня кончины преподобного Мефодия ублажали его на Пешноше как святого, но до половины XVI века он не был канонизован Церковью. В 1547 году митрополитом Макарием послана окружная грамота во все епархии собрать каноны, жития и чудеса новых чудотворцев, просиявших добрыми делами и чудесами, по свидетельству «местных жителей всякого рода и звания». Грамота получена и на Пешноше, при игумене Варсонофии, который в это время был направлен в Казань для основания там новой обители. Любивший Пешношу, взявший с собою в новые места несколько иноков, мог ли игумен не благоговеть перед памятью преподобного Мефодия? Нет сомнения, он представил митрополиту Макарию самые полные и точные сведения о житии и чудесах преподобного Мефодия.
    И вот Собор Московский 1549 года, свидетельствовав все эти каноны, жития и чудеса, «передал Божиим церквам петь, и славить, и праздновать новым чудотворцам». Каким именно чудотворцам положено на этом Соборе праздновать - сведений не сохранилось, но судя по тому, что Собору были представлены сведения, по возможности, о всех местных чудотворцах, можно думать, что теперь было установлено чествование всем русским святым, какие подвизались до половины XVI в. и которым еще не было установлено чествование. Что в числе канонизованных святых на этом Соборе был и преподобный Мефодий - видно из того, что в составленной в то время суздальским иноком Григорием службе всем российским новым чудотворцам в числе имен новых русских святых упоминается и преподобный Мефодий Пешношский.
    С того времени имя преподобного Мефодия стали вносить в русские месяцесловы. Собственно на Пешноше память преподобного издревле праздновалась 14 июня, в день тезоименитого ему Мефодия, патриарха Константинограда, а служба совершалась по особенной тетради монаха Мисаила.


    Рака над мощами преподобного Мефодия Пешношского, почивающими под спудом в Сергиевской церкви Николо-Пешношского монастыря.

    По рукописным святцам, «преподобный Мефодий, игумен Пешношской обители, ученик святого Сергия чудотворца, преставися в лето 6900 (1392), месяца июня в 14 день». Прп. Мефодия ублажали на Пешноши как святого со дня его кончины и память его праздновали в обители и в окрестных селениях июня 14-го дня. По другим источникам, преподобный Мефодий преставился месяца июня в 4-й день 1392 года, а память празднуется в один день с памятью свт. Мефодия, патриарха Константинопольского, 14/27 июня.

    К лику святых прп. Мефодий причислен на Московском Соборе 1549 года. Мефодий был захоронен близ церкви святителя Николая. Учениками его над гробом была построена дубовая брусчатая часовня, которая существовала более 300 лет. В 1732 году на ее месте была построена небольшая церковь во имя преподобного Сергия, а часовня была перенесена в дубовую рощу, туда, где Мефодий срубил свою первую келью.

    Источник информации.

    17 июня (4 июня по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Неделя 3-я по Пятидесятнице, Всех святых в земле Русской просиявших (то есть третий воскресный день после великого двунадесятого праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Согласно церковному Уставу, на трапезе благословляется употребление рыбы . Сегодня отдельно совершается память 13 известных по именам христианских святых, а также Празднества в Вологде всем преподобным отцам Вологодским, Собору Новгородских святых, Собору Белорусских святых, Собору Псковских святых и Собору Санкт-Петербургских святых .

    Преподобный Мефодий, игумен Пешношский . Этот русский святой XIV века известен как основатель подмосковного Пешношского монастыря (ныне — Дмитровский район Московской области). В тяжелейшие годы, когда на Руси, лишившейся единства и суверенитета, начала укрепляться православная вера, отец Мефодий основал святую обитель. Во многом это произошло по молитвам преподобного Сергия Радонежского , игумена Земли Русской, одним из учеников которого был отец Мефодий. Основатель обители лично трудился при построении обители, место возведения которой указал преподобный Сергий. Так, преподобный Мефодий сам пешком носил деревья через речку, которую с тех пор стали называть Пешноша, а возведенный монастырь — Пешношским. Слава этой обители распространилась очень широко, и было время, кода его именовали «Второй Лаврой».

    Столетиями Николо-Пешношский монастырь славился своими подвижниками. В том числе святителем Варсонофием, который одно время был игуменом этой обители. Монастырь избежал разорения в годы войн и смут. Даже в советское время его храмы уцелели. Но полноценная церковная жизнь здесь стала возрождаться лишь в 2007 году . И только в августе 2014 года монастырь был торжественно открыт после масштабных реставрационных работ. И сегодня в обитель преподобного Мефодия ежедневно приезжают многочисленные паломники, чтобы поклониться святым мощам ее основателя. И получают по его молитвам помощь и исцеления.

    Святитель Митрофан, Патриарх Константинопольский . Этот первый Предстоятель Константинопольской Церкви известен как современник святого равноапостольного императора Константина Великого . Император глубоко почитал этого мудрого старца, которому в начале IV века от Рождества Христова было уже около 90 лет. Отец святителя Митрофана, Дометий, был родным братом римского императора-язычника Проба (276-282 ). В годы жесточайших антихристианских гонений Дометий и его сыновья приняли христианство, а затем — священнический и епископский сан.

    Святитель Митрофан Константинопольский. Фото: pravoslavie.ru

    В годы своего правления император Константин Великий, сделавший Римскую Империю христианской, приблизил старца Митрофана, а затем сделал его Патриархом новой имперской столицы — Константинополя. Однако святитель недолго занимал Патриарший престол, в 326 году от Рождества Христова он мирно отошел ко Господу в возрасте 117 лет.

    Мученики Фронтасий, Северин, Севериан и Силан . Одни из первых страдальцев за Христа, пострадавшие при императоре-язычнике Клавдии, правившем Римской Империей в 41-54 годах от Рождества Христова . Эти четверо христианских проповедников просвещали Светом Христовой Истины южную Галлию (ныне — территория Франции). Местный правитель Скиридон узнал об их проповеди и приказал арестовать. Никакие мучения не заставили мучеников отречься от Христа. После долгих истязаний святые были обезглавлены.

    Мученик Конкордий . Святой II века . С детства будущий мученик был воспитан в христианском смирении, Слово Божие ему проповедал его отец, пресвитер Гордиан. Сам Конкордий был приближен епископом Рима Пием, который поставил юношу в свои иподиаконы. Но нельзя забывать, что в те годы церковное служение было добровольным выбором более чем возможного мученического венца. Такового сподобился и иподиакон Конкордий, о святой жизни и глубокой вере которого узнали языческие власти. После первого ареста он был на время освобожден, после чего святитель Анфим рукоположил страдальца в священнический сан. Однако время служения отца Конкордия было недолгим, его вновь арестовали, но попытки заставить мученика отречься от веры закончились ничем, и святой был казнен около 175 года от Рождества Христова.

    Священномученик Астий Диррахийский . Этот святой, как и мученик Конкордий, пострадал за Христа во II веке . Он погиб во времена антицерковных гонений императора-язычника Траяна (98-117 ). Святой Астий служил епископом в Македонии. Однажды ему приснилось, что в ближайшее время его ожидают страдания за веру. Епископ Астий сказал своим ученикам скрыться, а сам был арестован, подвергнут страшным мучениям и казни. Тело мученика было с почестями погребено местными христианами.

    Святитель Астий Диррахийский. Фото: pravoslavie.ru

    Преподобный Зосима, епископ Вавилонский . Этот святой VI века родился в Малой Азии в городе Киликия. С юных лет он посвятил жизнь Богу, рано принял монашеский постриг. Еще в молодые годы будущий святитель услышал предсказание старца, что ему суждено стать епископом в Вавилоне. И действительно, после долгих лет монашеского подвига отца Зосимы Александрийский Патриарх рукоположил его в Вавилонского епископа. До глубокой старости святитель служил на этой кафедре, а перед смертью вернулся на Синайскую гору, где долгие годы служил Господу простым монахом.

    Священномученик Георгий (Джордже) Богич . Этот сербский святой был молодым (30-летним) священником. 17 июня 1941 года он пал жертвой хорватских нацистов-усташей, которые, по научению одного католического клирика, убили страдальца после долгих и поистине чудовищных истязаний.

    Священномученик Иоанникий, митрополит Черногорско-Приморский . Этот святой Сербской Православной Церкви также пострадал в годы Второй мировой войны. Только, в отличие от священномученика Георгия, он пострадал не от хорватских нацистов-усташей, а от коммунистов-титовцев. После жестоких мучений 55-летнего владыку убили в июне 1945 года за духовное окормление сербских православных патриотов-четников.

    Священномученик Иоанникий Черногорско-Приморский. Фото: pravoslavie.ru

    Также в Русской Православной Церкви 17 июня совершается память двух новомучеников. Священномученика Петра Беляева , священника, убитого в 1918 году , на заре антицерковных гонений. И обретение мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского . Этот 50-летний архипастырь принял мученическую смерть в Соловецком лагере в феврале 1929 года .

    Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!». Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!

    17 июня, 27 июня, 19 июля (Собор Радонежских святых) и в сентябре, в день Собора Московских святых Русская Православная Церковь чтит память преподобного Мефодия Пешнонского , который входил в число первых учеников широко почитаемого в России и близлежащих странах преподобного Сергия Радонежского. Через некоторое время после усердного несения подвигов монашеской общежительной жизни угодник Божий Мефодий получил благословение от своего духовного наставника на совершение более высокого вида служения - пустынножительства, что свидетельствует о несомненном наличии великих духовных дарований от Господа у подвижника.

    Жизнеописание преподобного Мефодия Пешнонского
    Житие преподобного Мефодия Пешношского повествует о том, что местом для удаления от людских взоров и общения святой избрал окрестность реки Яхромы, расположенную на расстоянии 25 верст от Дмитрова: там он собственноручно построил скромную келью, в которой и стал совершать подвиги поста, непрестанной молитвы, трудничества.
    Желающие посвятить свою жизнь служению Богу братия в скором времени узнали о новом подвижнике и стали к нему стекаться в великом множестве для получения душеспасительных наставлений, а также подражания его житию и несению подобных подвигов. Чувствуя волю Божию в наставлении иноков и их духовном руководстве, преподобный Мефодий благословлял их на основание келий возле его жилища и с усердием наставлял ко спасению.
    Спустя некоторое время количество учеников святого Мефодия, населявших его обитель, стало настолько значительным, что возникла острая необходимость в строительстве церкви. На такой ответственный шаг преподобный Мефодий попросил благословения у своего духовного наставника. Преподобный Сергий Радонежский согласился с тем, что нужно воздвигнуть храм и определил место для новой обители, на его взгляд более удобное по своему расположению: оно находилось на устье небольшой реки за Яхромой, которая со временем стала именоваться Песношей. Такое название возникло благодаря тому, что монахи во главе со своим руководителем святым Мефодием пешью переносили через реку необходимые строительные материалы для основания храма и постройки келий. Таким образом, именование этой маленькой реки означает «пеш ноша».
    Новый монастырь был основан в 1361 году. Житие преподобного Мефодия повествует об удивительном смирении подвижника, ярким свидетельством которого является его отказ от несения звания игумена в основанной им обители на протяжении трех десятков лет. Угодник Божий, посвятив построенный под его руководством храм и монастырь святителю Николаю Чудотворцу, отвечал, что руководить иноков ко спасению будет сам святитель Николай, а сам согласился принять сан игумена только за год до окончания своего жизненного пути. Пустынь получила название в народе «Никола на Песнуше».
    Заботясь о душевном спасении вверенной ему братии святой Мефодий хотел ввести строгий монашеский устав, но часто имел снисхождение к немощи насельников, постоянно предостерегал братий от духовных падений. Известно, что преподобный любил посещать «ближнюю пустынь», находящуюся на расстоянии двух верст от новой обители, где уединялся для молитвы, встречался с духовным руководителем и беседовал с ним, благодаря чему это место стали называть «беседа».
    Упокоился преподобный Мефодий Пешношский 14 июня (по старому стилю) в 1392 году. Погребение было совершено в основанной им обители, где мощи преподобного были с благоговением положены иноками под спуд.
    Дивным образом Господь являет факт бессмертия человеческой души, благодатную силу помощи Своих святых угодников. После смерти святого Мефодия произошло много чудес по молитвам к нему, благодаря чему основанный преподобным монастырь постоянно посещали богомольцы, а благодарные жертвователи способствовали процветанию обители.

    Тропарь, глас 8:
    Божественною любовию от юности распаляемь, / вся, яже в мире красная, возненавидев, / Христа Единаго возлюбил еси, / и, сего ради в пустыню вселився, / в ней обитель сотворил еси, / и, собрав инок множество, / приял еси от Бога чудес дар, отче Мефодие, / и был еси о Христе собеседник и спостник преподобному Сергию, / с нимже у Христа Бога испроси православным Христианом здравие, и спасение, / и душам нашим велию милость.

    Кондак, глас 4:
    Послушания добрый рачитель быв,/ безплотныя враги слезными молитвами твоими крепко посрамил еси/ и явился еси Пресвятыя Троицы жилище,/ Юже зря, блаженне, ясно,/ Богомудре Мефодие преподобне,/ чудес дар от Ней приял еси./ Темже исцелявши с верою приходящих недуги,/ утолявши скорби/ и молишися непрестанно о всех нас.

    Величание:
    Ублажаем тя, / преподобне отче Мефодие, / и чтим святую память твою, / наставниче монахов / и собеседниче ангелов.

    Молитва:
    О великий угодниче Христов и преславный чудотворче, преподобне отче наш Мефодие! Призри на ны грешныя, обуреваемыя треволнением житейских страстей, и к тебе вопиющыя: мы бо чада твоя духовныя, и ограды твоея словесныя овцы, на тя, по Бозе и Богородице, упование наше возлагаем, и тя со умилением просим; твоим ходатайством ко Господу Богу испроси нам мир, здравие, долгоденствие, воздуха благорастворение, земли плодоносие, дожди благовременны, и вся ны избави от всяких бед: града, глада, потопа, огня, меча, вредоноснаго червия снедающаго плоды земныя, тлетворных ветров, смертоносныя язвы и напрасныя смерти, и во всяких скорбех и печалех наших, буди нам утешитель благий и помощник скорый, сохраняя нас молитвами твоими от падений греховных, и сподобляя наследники быти Царствия Небеснаго. Да прославляем вкупе с тобою всех благ Подателя, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

    17 июня исполняется 625 лет со дня преставления – основателя Николо-Пешношского монастыря, верного ученика .

    Время земной жизни преподобного Мефодия пришлось на ХIV век, когда Русь находилась под ордынским игом и была раздираема княжескими междоусобицами. Но в то же время начался новый и очень важный этап в духовной жизни страны и Православной Церкви. Связан он, прежде всего, с именем святого преподобного Сергия Радонежского. Примером своей жизни и высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, вдохнул веру в будущее. Великий подвижник показал людям образец христианской жизни, дал новый импульс монашескому деланию и устроению монастырского бытия на истинно евангельских началах. «Игумен земли Русской», как называли его современники, стал, по словам летописца, «начальник и учитель всем монастырем, иже в Руси».

    Примером своей жизни преподобный Сергий поднял упавший дух народа

    Если многие из первых русских монастырей, со времен , вслед за Киево-Печерской обителью, были общежительными, то к началу XIV века уже практически нигде не осталось общежительного устава. Преобладали особножительные обители, где каждый спасался по своему усмотрению и где осталось очень мало от духа древней киновии. В это время, воплощая в жизнь основы христианской общины, о которых повествует книга Деяний апостольских: У множества же уверовав­ших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из име­ния своего не называл сво­им, но всё у них было общее (Деян., 4, 32), преподобный Сергий Радонежский ввел в своем монастыре и распространил общежительный устав. Таким образом, в Троице-Сергиевой обители возродилась древняя духовная традиция и аскетическая школа, в лоне которой выросло целое множество замечательных православных подвижников. Словно «птицы красные» из родного гнезда, разлетелись они по Руси, создавая новые обители по заветам своего великого наставника. Благодаря движению, начатому радонежским подвижником, в XIV–XV вв. возникло множество новых монастырей.

    Своим примером и наставлением преподобный Сергий подготовил множество учеников, которые продолжали его дело.

    Одним из ближайших учеников Сергия Радонежского был Мефодий

    Одним из ближайших учеников святого Сергия Радонежского был Мефодий, впоследствии ставший основателем монастыря во имя на речке Пешноше. Первоначальный список жития преподобного Мефодия, в котором могли быть более подробно изложены факты биографии основателя Пешношской обители, был утрачен еще в конце XVIII века. Поэтому, как указывает видный историк Николо-Пешношского монастыря К.Ф. Калайдович, «подробности святой жизни сего угодника… очень мало известны». До нас не дошло никаких письменных свидетельств и сведений ни о дате его рождения, ни о том, кто были его родители, ни о том, какого он был сословия, откуда он был родом и чем занимался до того, как пришел к преподобному Сергию Радонежскому. То немногое, что мы знаем о преподобном Мефодии, передавалось в устном предании от поколения к поколению монахов основанной им обители на Пешноше. Автор рукописной «Летописи Николо-Пешношской обители», созданной в XIX в., иеромонах Иероним (Суханов), писал: «Отцы наши издревле чтили святого отца Мефодия, не по мощам или по жизнеописанию, но по единому святому его имени, так и нам не имеется особой нужды слушать укоризненные и разногласные мнения, и любопытствовать то, о чем не открыто было прежде». Может быть, в этом есть особый Промысл Божий, чтобы сохранить в памяти потомков только самое важное, самое главное, оставив другие, не столь существенные детали во мраке забвения.

    В своих трудах Мефодий повторил путь своего прославленного учителя

    Видимо, еще достаточно молодым человеком, в середине XIV века, Мефодий пришел в обитель к преподобному Сергию, поступил в число братии и стал одним из первых последователей великого подвижника. О влиянии, которое оказал прп. Сергий на своего ученика, говорит то, что в своих трудах Мефодий фактически повторил путь своего прославленного учителя.

    Прп. Мефодий провел у «игумена земли Русской» несколько лет, а затем, как и его великий наставник, начал подвиг с отшельничества в пустынном месте. В 1361-м году он, по благословению своего учителя, удалился в непроходимые леса и болота в окрестностях Дмитрова. Там, на расстоянии 25 верст от города, у слияния Яхромы и небольшой речки Пешноши, подвижник устроил свою келью и жил некоторое время в совершенном одиночестве, в месте, окруженном непроходимыми лесами и болотами. Однако не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф. 5,14). Святость жизни отшельника стала известна в миру, и скоро вокруг него стали собираться люди, жаждавшие богоугодной жизни и наставления.

    Очень показательна характеристика прп. Мефодия, данная ему в предании об основании монастыря. Согласно легенде, когда местный князь, желавший изгнать подвижника со своей земли, вошел в келию, то «узрел старца, яко Ангела Божия, живущего в неописуемой нищете». И постепенно, в ходе беседы с преподобным, князь «умилился, взирая на его богоугодное житие», сменил гнев на милость, возлюбил его и просил оставаться на княжеской земле.

    Постепенно число братии умножалось, и возникла необходимость построить церковь. Тогда преподобный Сергий Радонежский навестил своего ученика и благословил перенести обитель в более удобное, просторное и сухое место, за реку Яхрому, к устью Пешноши. Здесь же была воздвигнута первая деревянная церковь во имя чудотворца святителя Николая Мирликийского, а монастырь был посвящен этому глубоко почитаемому русским народом угоднику Божию.

    Основатель монастыря сам трудился на строительстве церкви и келий

    Как свидетельствует устное предание, сохраненное насельниками обители, название речки, а от нее и название монастыря («Николо-Пешношский») непосредственно связаны с трудами преподобного Мефодия и произошли от того, что основатель монастыря, по примеру своего учителя, сам трудился на строительстве церкви и келий и носил вброд через речку бревна («пеш ноша»).

    Основав Николо-Пешношскую обитель, прп. Мефодий, с благословения святого прп. Сергия, стал в ней и первым игуменом, имея под своим руководством множество иноков. Как гласит устное предание, св. прп. Мефодий особенно прославил себя милосердием к нищим, сиротам и вдовицам. Нищелюбие, трудолюбие, смирение и скромность, милосердие, душевная чистота и непорочность – такими мы видим основные черты святого Мефодия, с поэтической силой выраженные в акафисте.

    Все монастыри, основанные учениками преподобного Сергия, были общежительными. Поэтому и созданный преподобным Мефодием Николо-Пешношский монастырь также получил общежительный устав. С самого основания обители в ней гармонично сочетались такие направления монашеского делания, как отшельничество, или скитское подвижничество, и общежительное устроение монастырской жизни.

    Известно, что преподобный Сергий не оставлял духовного попечения над своим учеником и нередко навещал его. Согласно преданию, св. Сергий часто приходил к своему ученику на Пешношу, а прп. Мефодий был, говоря словами тропаря, «О Христе собеседник и спостник преподобному Сергию».

    Вплоть до революции 1917 г. в двух верстах от Николо-Пешношского монастыря почиталось место с часовней, называемое «беседным». Здесь, по преданию, для совместного поста и молитвы уединялись преподобные Сергий и Мефодий. Ученик и учитель были также и соработниками: известно, что они вместе устраивали кельи, выкопали два пруда и посадили аллею из вязов.

    Преподобный Мефодий управлял монастырем более 30 лет. За это время обитель окрепла, отстроилась. Слава преподобного Мефодия распространилась далеко и привлекла в его монастырь множество насельников. 8 октября 1392 г. (25 сент. ст.ст.) отошел ко Господу преподобный Сергий Радонежский. И, как будто не желая разлучаться со своим учителем, вскоре за ним последовал и пешношский игумен. Преподобный Мефодий преставился 17 июня 1393 г. (4 июня ст.ст.). Согласно преданию, умирая, игумен Мефодий благословил братии сохранять общежитие, быть милостивыми к нищим и странным.

    Преподобный Мефодий был прославлен в лике святых на московском Соборе 1549 года, причем материалы для канонизации готовил другой прославленный настоятель Николо-Пешношского монастыря, игумен Варсонофий – будущий святитель Варсонофий Казанский.

    В XIV веке монастырь на Пешноше представлял собой небольшую монашескую общину с единственной деревянной церковью во имя святителя Николая Чудотворца. Через три с половиной столетия после своего основания, к началу XVIII века, обитель превратилась в большой монастырь с каменными храмами и колокольней, мощными стенами и башнями, стала одним из крупнейших духовных центров на подмосковной земле.

    В различные исторические эпохи обитель, основанная преподобным Мефодием, видела периоды расцвета и запустения, мирные времена и нашествия врагов, была названа митрополитом Платоном (Левшиным) «Второй лаврой», ее дважды, в XVIII и XX вв., закрывали и снова возобновляли. Окончательно, после последнего разорения, монастырь был возрожден в 2007-м году, – последним из монастырей Московской епархии. С тех пор в обители восстановлены все храмы, в числе которых – храм во имя преподобного Мефодия Пешношского.

    Столь быстрое возрождение монастыря, произошедшее в краткий по историческим меркам срок, стало возможным, как верят насельники, благодаря заступничеству первого игумена, который покровительствует своей обители. Имя преподобного Мефодия Пешношского глубоко почитается в монастыре; к раке над мощами и к большому образу святого приходят для молитвы и поклонения братия и многочисленные паломники.

    В обители постоянно читается акафист Мефодию Пешношскому. С особенной торжественностью в Николо-Пешношском монастыре отмечают дни памяти преподобного Мефодия: 17 (4) июня – преставление и 27 (14) июня – тезоименитство. В эти дни поклониться святому Мефодию Пешношскому приезжают многочисленные верующие из Дмитрова, Москвы, многих городов Московской области. После литургии обычно бывает крестный ход и молебное пение у раки над мощами преподобного Мефодия.

    Преподобный Мефодий подает современникам самый высокий образец монашеского делания

    Преподобный Мефодий, как и в дни своего земного поприща, самым непосредственным образом участвует в современной жизни монастыря тем, что подает нашим современникам самый высокий образец монашеского делания и идеал, к которому стоит стремиться. Как свидетельствует акафист о преподобном Мефодии, он словом и примером своей жизни всех направлял к Солнцу правды – ко Христу, ибо всего себя посвящал на служение Богу и ближним.

    Песнопения в честь преподобного Мефодия называют его «дивным учеником дивного учителя», свидетельствуют о том, как св. Мефодий трудился, рубил и носил бревна для строительства монастыря, о том, в какой убогой, «раздранной и многошвенной ризе» он ходил и как с равной любовью принимал всех: богатых и бедных, вельмож и простых людей, как был примером странноприимства, смирения, трудолюбия, любви, многих других добродетелей.

    Главной причиной, обеспечившей расцвет Николо-Пешношского монастыря, его стойкость во время суровых испытаний, выпавших на долю нашей страны и Русской Православной Церкви, а также быстрое возрождение обители в нынешнее время, явился духовный фундамент, заложенный в основание монашеской жизни преподобным Сергием Радонежским и привнесенный на Пешношу его верным учеником – преподобным Мефодием.


    Преподобный Мефодий Пешношский проходил свой жизненный путь в середине XIV века. Кто были его родители, где и когда он родился, мы не знаем. Но известно, что преподобный Мефодий в числе первых пришел в пустыню к преподобному Сергию Радонежскому и «от него в иночество облеченный, подражатель ревностный подвигов его был».

    Со временем обитель Сергия стала наполняться иноками. В окрестностях монастыря селились земледельцы и, как повествует преподобный Епифаний, «исказиша пустыню и не пощадиша, и составиша селы и дворы многи». Преподобный Мефодий, желая работать Господу наедине, в безмолвии, просит своего учителя благословить его на особое пустынное пребывание.

    В 25 км от города Дмитрова, на берегу реки Яхрома, среди непроходимых болот и лесов, преподобный Мефодий срубил себе келию и поселился в ней. Зная трудности подвига пустынножительства, преподобный Сергий поспешил навестить своего ученика, ободрить и утешить. Осмотрев место, на котором поселился Мефодий, прп.Сергий дает совет переселиться на устье малой речки Пешноша, где пространства сухого больше и удобнее.

    Строго-подвижническая жизнь Мефодия в обители Сергия, удаление на пустынножительство и посещение Сергия скоро сделались широко известными. К нему начали стекаться отовсюду ревнители богоугодной жизни. Тогда и явилась необходимость в постройке храма. Митрополит благословил, дмитровский князь дал землю, и вот на берегу реки Пешноша построен деревянный храм во имя святителя Николая.

    Положивши начало обители в 1361 году, преподобный Мефодий был и первым в ней игуменом. Игуменский посох вручен ему если не самим святителем Алексеем, митрополитом Московским, то одним из епископов, по его благословению.

    Основатель обители Пешношской, первый игумен ее был и первым между братии по подвигам поста, труда и молитвы. Примером подвижнической жизни он воспитал добрых иноков. Строгий к себе, он был милосерден к другим. Из древних стихир, составленных в честь его, мы знаем, что каждый день при вратах обители его сидело множество нищих, и всех он питал.

    Hет сомнения, что преподобный Сергий неоднократно бывал в обители Мефодия. Не случайно, в 2 км от монастыря есть место, называемое беседным. Туда, по преданию, удалялись для духовных бесед и молитвы преподобные Сергий и Мефодий, когда бывали вместе.

    Преподобный Мефодий тоже посещал своего учителя. В 1380 году, когда золотоордынский хан Мамай повел полки на разорение земли русской, прп.Мефодий пришел в Троицкую обитель и был среди иноков, молившихся с преподобным Сергием о даровании победы русским воинам на поле Куликовом.

    Более 30-ти лет преподобный Мефодий мудро и богоугодно правил обителью. Умирая, он дал заповедь ученикам своим хранить в монастыре введенное им общежитие и быть милостивым к нищим и странникам. Оплакав кончину своего учителя, преподобного Сергия (8 октября 1392 г.н.ст.), он и сам вслед за ним переселился в небесные обители (17 июня 1393 г.н.ст.). Собеседники на земле скоро опять соединились на небе.

    Нетленное тело его погребено в основанной им обители, близ церкви святителя Николая. Над гробом его ученики соорудили дубовую брусяную часовню, которая стояла более 300 лет. В 1732 году одним из настоятелей обители вместо часовни была сооружена небольшая церковь во имя преподобного Сергия Радонежского.

    До середины 19 века в обители не было храма во имя прп. Мефодия. Но в 1859 году под колокольнею, близ самых мощей преподобного, был устроен алтарь с престолом во имя прп. Мефодия.

    В 1549 году Московский собор причислил к лику святых преподобного Мефодия, установив празднование ему в день преставления – 17 июня, а также в день тезоименитого ему Мефодия, патриарха Константинопольского – 27 июня и в Соборе Радонежских святых - 19 июля.



    Похожие статьи