• Какие эпитеты использовал бунин в стихотворении "листопад". Анализ стихотворения «Листопад» Бунина Бунин листопад эпитеты и сравнения

    11.04.2024
    скажите пожалуйста

    стихотворение листопад иван алексеевич бунин
    что напомнил осений лес бунину?
    как подчёркнутые сравнения помогают нарисовать образ леса терема?
    а какие эпитеты использует для этого автор?
    почему слово Осень пишэться с большой буквы?
    чего он достигает необычным изоображэнием осени?
    какие согласные звуки повторяются?
    как можно догодаться что красота недолговечна?
    почему в стихотворении несколько раз повторяется слово сегодня?
    что хотел сказать бунин своим читателям?
    помогите пожалуйста

    Что напомнил осенний лес Бунину? А какие эпитеты использует для этого автор?

    Вот стих:
    Лес, точно терем расписной,
    Лиловый, золотой, багряный,
    Веселой, пестрою стеной
    Стоит над светлою поляной.
    Березы желтою резьбой
    Блестят в лазури голубой,
    Как вышки, елочки темнеют,
    А между кленами синеют
    То там, то здесь в листве сквозной
    Просветы в небо, что оконца.
    Лес пахнет дубом и сосной,
    За лето высох он от солнца,
    И Осень тихою вдовой
    Вступает в пестрый терем свой.

    Сегодня на пустой поляне,
    Среди широкого двора,
    Воздушной паутины ткани
    Блестят, как сеть из серебра.
    Сегодня целый день играет
    В дворе последний мотылек
    И, точно белый лепесток,
    На паутине замирает,
    Пригретый солнечным теплом;
    Сегодня так светло кругом,
    Такое мертвое молчанье
    В лесу и в синей вышине,
    Что можно в этой тишине
    Расслышать листика шуршанье.
    Лес, точно терем расписной,
    Лиловый, золотой, багряный,
    Стоит над солнечной поляной,
    Завороженный тишиной;

    Климкина Е.Е.

    учитель начальных классов

    МБОУ Школа № 11

    г. Саров Нижегородской области

    И.А.Бунин “Листопад”. Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты.

    (урок комплексного применения знаний и умений)

    Цель: Создать условия для развития навыков выразительного чтения, умения находить средства художественной выразительности в литературном произведении.

    Планируемые результаты

    Личностные результаты

    1) формировать способность оценивать собственные знания и умения

    2) формировать способность устно оценивать работу своих одноклассников в виде суждения и объяснения

    3) развивать читательский интерес к предмету

    Метапредметные результаты

    Регулятивные универсальные учебные действия:

    1) осознавать и принимать учебную задачу

    2) оценивать результат собственной учебной деятельности с помощью листов самоконтроля

    Познавательные универсальные учебные действия:

    1) добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.)

    2) перерабатывать полученную информацию, делать выводы

    Коммуникативные универсальные учебные действия:

    1) доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

    2) слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

    3) строить осознанно высказывание в устной форме

    Предметные результаты:

    Закрепить

    выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного и прочитанного;

    понимать содержание прочитанного;

    Развивать умение

    Выделять главную мысль произведения

    Находить в тексте средства художественной выразительности (олицетворение, сравнения. эпитеты, аллитерацию)

    - осознанно выбирать интонацию, темп чтения и логические паузы в соответствии с особенностями текста

    Оборудование:

    мультимедийный проектор

    интерактивная доска

    компьютер

    Дидактические средства и материалы:

    карточки “Таблица оценивания” у каждого ученика

    карточки с заданиями (одна на команду)

    карточки с названиями средств художественной выразительности

    рисунки детей “Осенний пейзаж” (на стенде)

    портрет Бунина И.А.

    задание для команд на карточках

    аудиозапись с исполнением стихотворения

    песочные часы

    презентация

    Структура урока :

    1. Организационный момент.
    2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
    3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
    4. Физкультминутка.
    5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
    6. Рефлексия (подведение итогов занятия).

    Ход урока

    1. Организационный этап.
    • Урок у нас не совсем обычный. Мы сегодня с вами исследователи. Как все ученые, нам нужно поставить перед собой задачи и попытаться их решить. А поможет речевая разминка .

    2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний

    Учитель. Проверим домашнее задание. С помощью видеоролика, дополнительной информации из интернета, энциклопедий расскажите, какие интересные факты из жизни о великого русского писателя и поэта Ивана Алексеевича Бунина вы узнали.

    (ученики просматривают видеоролик с прошлого урока с основными этапами биографии писателя, потом выступают с сообщениями - 1-2 человека)

    Примерное содержание (если посылать на сайт)

    1 ученик

    В 1933 Бунин стал первым русским лауреатом Нобелевской премии по литературе.

    Свои первые стихи Бунин написал в возрасте 7-8 лет, подражая Пушкину и Лермонтову , творчеством которых восхищался.

    2 ученик

    Маленький Ваня и сестра Маша в детстве проводили с пастушатами, которые научили их есть разные травы. Но однажды они чуть не поплатились жизнью. Один из пастушат предложил попробовать белены. Няня, узнав об этом, с трудом отпоила детей парным молоком, чем и спасла им жизнь.

    Иван Бунин собирал коллекцию аптечных флаконов и коробочек, которая заполняла до краев несколько чемоданов.

    3 ученик

    Иван Алексеевич признавался: «У вас есть нелюбимые буквы? Вот я терпеть не могу букву «ф». А меня чуть-чуть не нарекли Филиппом».

    Бунин всегда был в хорошей физической форме, обладал хорошей пластикой: был отличным наездником, на вечеринках танцевал «соло», повергая друзей в изумление.

    У Ивана Алексеевича была богатая мимика и незаурядный актерский талант. Станиславский звал его в художественный театр и предлагал ему роль Гамлета.

    Речевая разминка “Найди рифму”

    ПЕРВЫЙ СНЕГ

    Зимним холодом пахнуло

    На поля и на леса.

    Ярким пурпуром зажглися

    Пред закатом небеса.

    Ночью буря бушевала,

    А с рассветом на село,

    На пруды, на сад пустынный

    Первым снегом понесло.

    И сегодня над широкой

    Белой скатертью полей

    Мы простились с запоздалой

    Вереницею гусей.

    (На экране – стихотворение И.А.Бунина в сервисе LearningApps, созданное учениками, с пропущенными словами. Нужно подобрать слова, подходящие по смыслу и в рифму) Делала Просвиркина Вика

    Проверка (дети читают стихотворение выразительно по четверостишиям)

    Вика, как называлось стихотворение и кто его автор? Почему ты выбрала именно его?

    3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    О чём пойдёт речь сегодня на уроке?

    Вы правы, ребята, но чтобы увидеть эту красоту, нужно научиться читать так стихи, чтобы хотелось слушать и слушать. А если мы прочитаем по слогам, невыразительно, неинтересно, то никакого образа, картины не получится.

    - Обозначим тему урока. (учитель переворачивает табличку около портрета “Творчество Бунина И.А.”

    Да, ребята, в стихотворении так красиво описана природа осеннего леса, что чувствуешь, что попал на самом деле на эту полянку и все разглядел, услышал звуки, шелест листьев. Почему получилось стихотворение таким красочным?

    Правильно, поэт использовал разные средства художественной выразительности. (учитель прикрепляет табличку на доску). Это и будет нашей основной задачей на уроке - какие средства художественной выразительности использует автор и зачем. Повторим их.

    4. Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые); в изменённой ситуации (конструктивные).

    Составление кластера

    Составим кластер “Средства художественной выразительности”.

    Назовите средства художественной выразительности.

    Учитель прикрепляет параллельно с ответами детей карточки с названиями средств:

    сравнение, олицетворение, эпитеты, звукопись.

    • Дайте определения этим средствам художественной выразительности.
    • Посмотрите, какие определения даются в толковом словаре ОжеговаС.И.

    (учащиеся дают определения, учитель показывает на презентации по щелчку определения, появляются примеры примеры из стихотворений, дети могут добавить свои из изученных произведений).

    В презентации:

    Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для

    большей выразительности.

    Пример:

    Под ледяной своей корой

    Ручей немеет. (Баратынский Е.А.)

    Эпитеты используются для передачи чувств, настроения, через них автор передает свое отношение к происходящему.

    Сравнение - слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

    Примеры:

    Точно в храме стою я в тиши

    И в восторге молюсь от души. (Никитин И.С.)

    Олицетворение - воплощение чего - нибудь в образе живого существа.

    Пример:

    Еще земли печален вид,

    А воздух уж весною дышит …. (Тютчев Ф.И.)

    Звукопись (аллитерация) - совокупность приемов для усиления звуковой выразительности.

    С ухие ли ст ья, сухие ли ст ья,

    Под ту с клым ветром, кружат, шуршат … (Брюсов В.Я.)

    Введение нового термина - аллитерация. (карточка)

    5. Физкультминутка.

    Давайте представим, как кружатся осенние листочки. (музыка Чайковского)

    - Работа в группах по 5-6 человек. Представитель команды вытягивает листок с заданием. Нужно на карточках выписать из стихотворения сравнения, олицетворения. эпитеты, строки с аллитерацией. время - 3 мин.

    (по песочным часам).

    Потом один человек из команды представляет общую работу у доски.

    (зачитывает ответы)

    Обратная связь: если вы согласны с ответом команды, то хлопните в ладоши.

    6. Т ворческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

    Ребята, наша основная задача урока - научиться читать выразительно.Ваша работа по нахождению средств художественной выразительности поможет нам прочитать стихотворение еще лучше. интереснее, выразительнее. Давайте послушаем. как читают артисты. (аудиозапись)

    Работа над выразительностью.

    Прочитаем 1 четверостишие(На экран выводятся слова, по 1 отрывку на слайд))

    Лес, точно терем расписной,
    Лиловый, золотой, багряный,
    Веселой, пестрою стеной
    Стоит над светлою поляной.

    Опишите своими словами картины, которые вы увидели.

    (словесное рисование)

    (учитель маркером выделяет слова с логическим ударением.)

    Прочитаем хором, но следим за мной, расставляем паузы, передаем радость. (прием диктором)

    Кто прочитает один?

    Прочитайте 2 отрывок про мотылька. “Сегодня целый день играет…..” до “Пригретый солнечным теплом”.

    Сегодня целый день играет
    В дворе последний мотылек
    И, точно белый лепесток,
    На паутине замирает,
    Пригретый солнечным теплом;

    Какую картину вы увидели?

    Мотылька, похожего на белый лепесток.

    Это последний мотылек, - уже нет насекомых. Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине.

    Возможно, это его последний полет.

    Какой темп нужно выбрать для чтения этой строчке? Быстрый или медленный?

    Громко или тихо? Почему? (приемы интонационного чтения)

    Чтение “диктором” и по 1.

    Учитель. А теперь прочитайте от строк «…сегодня так светло кругом…. и до …расслышать листика шуршанье…»

    Сегодня так светло кругом,
    Такое мертвое молчанье
    В лесу и в синей вышине,
    Что можно в этой тишине
    Расслышать листика шуршанье.

    Учитель. А почему о тишине автор говорит, что она - "мертвая"?

    Учащиеся - Чтобы понять, что в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов "в лесу и в синей вышине"…

    А еще чтобы услышать на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика:

    "Что можно в этой тишине

    Расслышать листика шуршанье".

    Учитель. Попробуйте найти в стихотворении слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика:

    Какой звук повторяется в этом отрывке? (с, ш)

    Для чего? (чтобы передать шорох листьев)

    Чтение “диктором” и по 1.

    Напомните, как называется этот прием. .

    Звукопись (аллитерация)

    Прочитайте последний отрывок.

    Лес, точно терем расписной,
    Лиловый, золотой, багряный,
    Стоит над солнечной поляной,
    Завороженный тишиной;

    Почему Бунин повторяет строчки, которые были в начале стихотворения?

    Да, осень - это радость, и осень - это грусть.

    Сравните настроение. Как мы читали 1 отрывок? А как нужно прочитать последний, с какой интонацией и темпом?

    Вывод: На что надо обратить внимание, чтобы прочитать стихотворение выразительно?

    · Темп чтения.

    · Громкость.

    · Логические ударения.

    · Паузы.

    Проверка выразительного чтения.

    На уроке ИЗО вы изображали осенний пейзаж. Вы были художниками, а теперь вы станете артистами. На экране появятся ваши картины, и мы услышим красивое выразительное чтение.

    (видеоролик)

    Чтение стихотворения 3 учениками вслух.

    Постарайтесь передать своё отношение к картинам осеннего леса в стихотворении Бунина.

    (учащиеся оценивают чтение в соответствии с критериями чтения)

    Ответы к школьным учебникам

    Осенний лес напоминает Бунину терем расписной. Помогают ему такие сравнения: лиловый, золотой, багряный расписной терем, пестрой стеной стоит над поляной, как вышки, елочки темнеют, воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра.
    Поэт использует следующие эпитеты: расписной, лиловый, золотой, багряный, голубая лазурь, тихою вдовой, пестрый терем, широкого двора, солнечным теплом, мертвое молчанье, в синей вышине, над солнечной поляной, завороженной тишиной.

    2. Почему слово Осень поэт пишет с большой буквы? Чего он достигает необычным изображением осени?

    Слово «Осень» у поэта с большой буквы, потому что он использует олицетворение, изображает ее как живое существо - тихую вдову. Этим поэт достигает особой выразительности, делает явление природы способным на активное действие, как человек, женщина, что и позволяет читателю более ярко представить себе описанную поэтом картину.

    Слова замирает, мертвое молчанье, тишина, листика шуршанье, завороженная тишина помогают автору показать, что в осеннем лесу необыкновенно тихо. Особенно усиливает ощущение наступающей тишины образ шуршащего листика, ведь если слышно, как шуршит листик, значит вокруг стоит мертвая тишина, нет никаких звуков в замершем лесу

    4. Прочитай ещё раз последние восемь строк стихотворения. Какие согласные звуки повторяются?

    В последних восьми строках стихотворения повторяются звуки: [ш], [ж], [ч] - шипящие.

    5. Как можно догадаться, что красота осени недолговечна? Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово сегодня? Что хотел сказать Бунин своим читателям?

    О том, что красота осени недолговечна, можно догадаться по следующим строкам:

    Сегодня на пустой поляне, сегодня целый день играет, сегодня так светло кругом. Слово «сегодня» повторяется три раза для того, чтобы подчеркнуть сиюминутность происходящего, ведь уже завтра будет все по-другому, каждый осенний денек приближает наступление холодов, мертвого для природы сезона, периода. Бунин хотел сказать читателям, как перехо- дяща красота природы, как недолговечны мгновения ее жизни, каждый миг природных явлений уникален, неповторим и недолговечен.

    6. Какое настроение ты передашь при чтении?

    При чтении надо передавать настроение грусти, восхищения красотой осеннего леса, стоящей в нем тишиной, завораживающим безмолвием и величием момента красочного увядания.

    Пейзажная лирика занимает в творчестве И. Бунина почетное место. Одним из лучших своих творений поэт считал «Листопад». В школе его изучают в 4 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Листопад» по плану.

    Краткий анализ

    История создания – было написано в августе 1900 г., а уже в следующем месяце его опубликовали в журнале «Жизнь», выходившем в Петербурге.

    Тема стихотворения – атмосфера осенней поры; осенне-зимний рубеж в природе.

    Композиция – Произведение по смыслу можно разделить на несколько частей: описания леса, залитого красками ранней осени, рассказ об Осени-вдове, пейзажи, изображающие позднюю осень, обращение Осени к лесу. Формально стихотворение строф, каждая из которых относительно завершенная по смыслу.

    Жанр – элегия.

    Стихотворный размер – четырехстопный дактиль, в тексте представлены все виды рифмовки.

    Метафоры «березы желтою резьбою блестят в лазури голубой», «пестрый терем», «мертвый сон».

    Эпитеты «лес… лиловый, золотой багряный», «мертвое молчанье», «глубокий и немой покой», «туманная высота».

    Сравнения - «лес, точно терем расписной» , «паутины ткани блестят, как сеть из серебра» , мотылек, «точно белый лепесток» .

    История создания

    Анализируемое стихотворение было написано И. Буниным в 30-летнем возрасте (1900 г.). Тогда поэт работал в газете «Орловский вестник». Известно, что он очень любил выезжать за город, чтобы прогуляться и насладиться природой. Она вдохновляла Ивана Алексеевича на создание прекрасных художественных образов и пейзажей, которые заняли почетное место в русской литературе.

    В том же 1900 году стихотворение напечатали в петербургском журнале «Жизнь». В первой публикации оно имело название «Осенняя поэма». Посвящено произведение М. Горькому.

    Тема

    В анализируемом произведении автор развивает осеннюю тему, охватывая все перемены, которые мы можем наблюдать в это время года. В стихотворении три главных образа: лирический герой, осень и лес. Лирический герой выступает в качестве рассказчика.

    В начальных строках стихотворения лирический герой «подводит» читателя к лесу, который поражает буйством осенних красок. Оказывается, лес - терем, в котором живет Осень. Автор очеловечивает время года. Золотую пору он сравнивает с вдовой.

    Как только осень ступает на порог терема, природа замирает в ожидании перемен. Их предчувствует и лирический герой. Он знает, что это последние теплые деньки, но грусть не сразу одолевает его душу. Сначала герой позволяет себе насладиться солнечным светом, теплом, игрой последнего мотылька и шуршанием листьев. Настроению лирического «Я» вторит пение птиц.

    Вдруг пелена счастья спадает. Лес поглощается странным молчанием, которое является «предвестником долгого ненастья» . Ночи становятся белыми и холодными, даже Осень чувствует себя одиноко и неуютно. Все вокруг пророчит свою смерть. Мрачная картина дополняется описанием совиного хохота и аромата гнилых листьев. Лирический герой знает, что поздней осенью не стоит ждать утреннего солнца, ведь его сменяет холодный дождь и мгла. В этой части лес снова сравнивается с теремом, вот только теперь он лишился призора, «потемнел и полинял» . Зато теперь чаща наполняется воем охотничьего рога и собачьим лаем.

    Последние стихи написаны от имени Осени, которая не может уйти, не попрощавшись с лесом. Она утешает его тем, что скоро дни станут ласковее и укроют все порошей, украсят серебром. Осень уверенна, что все лесные жители будут радоваться зимней свежести, сугробам и сиянию.

    Главная мысль произведения - не стоит предаваться мимолетной грусти, навеянной погодой, ведь в каждом времени года есть что-то прекрасное.

    Композиция

    Разбор стихотворения будет неполным без характеристики композиции. По смыслу его можно разделить на несколько частей: описания леса, залитого красками ранней осени, рассказ об Осени-вдове, пейзажи, изображающие позднюю осень, обращение Осени к лесу. Формально стихотворение состоит из строф, каждая из которых относительно завершенная по смыслу.

    Жанр

    Жанр произведения - элегия, ведь в нем преобладают пейзажи, в которых преобладают нотки грусти и тоски. Есть в стихотворении и признаки сюжетной лирики. Стихотворный размер - четырехстопный ямб. В «Листопаде» представлены все виды рифмовки, есть мужские и женские рифмы.

    Средства выразительности

    Осенний пейзаж и образ Осени создаются при помощи художественных средств. Автор использовал олицетворение, чтобы очеловечить время года. В тексте есть метафоры - «березы желтою резьбою блестят в лазури голубой», «пестрый терем», «мертвый сон» , эпитеты - «лес… лиловый, золотой багряный», «мертвое молчанье», «глубокий и немой покой», «туманная высота» и сравнения - «лес, точно терем расписной», «паутины ткани блестят, как сеть из серебра», мотылек, «точно белый лепесток» .

    Урок 44 .

    Тема урока: И.А. Бунин «Листопад» Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты.

    Цели урока: способствовать формированию целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста произведения; содействовать формированию и развитию умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; содействовать воспитанию любви к природе.

    Планируемые результаты:

    предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение;

    метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П - анализ поэтического текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К - ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);

    личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества И.А. Бунина.

    Оборудование: портрет и выставка книг И.А. Бунина, видео- или фотоматериалы, репродукции картин по теме урока, аудиоприложение к учебнику.

    Ход урока

      Организационный момент.

    Учитель: Я прошу сесть того, в чьем имени есть слог: ТЯ, ВА, АР, Я, О, МА, КИ, НЯ, НА,

    ША.

    Молодцы!

    На уроке мы будем следить за своей речью.

    Повторим правила речи (слайд 2)

    ПРАВИЛА РЕЧИ.

    1.Все звуки произноси четко.

    2.Говори выразительно, неторопливо.

    3.Не разрывай слова.

    4.Перед началом речи сделай вдох и говори равномерно выдыхая.

    II. Формулирование учащимися темы и цели урока.

    Учитель: Назовем этапы урока литературного чтения.

    Этапы:

    1.Речевая разминка.

    3.Знакомство с произведением.

    4.Анализ произведения.

    5.Работа над выразительностью чтения.

    6.Творческая работа.

    7.Рефлексия.

    1.Речевая разминка (слайд 3):

    Унылая _________! Очей _____________!

    Приятна мне твоя прощальная ________ -

    Люблю я пышное природное __________,

    В багрец и ________ одетые леса………..

    Взрытая дорога.

    Ей сегодня ________________________,

    Что совсем-совсем немного

    Ждать зимы седой _________________.

    Лес, точно терем расписной,

    Лиловый, золотой, _________________.

    Справка: увяданье, осталось, очарованье, золото, дремлет, пора, краса, багряный,

    примечталось.

    Учитель: Познакомьтесь с содержанием карточки № 1. Прочитайте слова из справки. На какие

    3 группы я могу разделить все слова.

    Ученик: Данные слова можно разделить на 3 группы: 1 группа – имена сущ., 2 группа –

    глаголы, 3 группа – имена прилагательные.

    Учитель: Вставьте в каждое четверостишие пропущенные слова из справки, учитывая то, что:

    В четверостишии А.С. Пушкина пропущены имена существительные.

    В четверостишии С.А. Есенина пропущены глаголы.

    В четверостишии И.А. Бунина пропущено имя прилагательное.

    Работа в парах.

    Проводится в проверка.

    Ученик: Это Иван Алексеевич Бунин.

    Учитель: Определите название произведения, с которым мы будем знакомиться. Это имя существительное. Оно образовано от слов «листья, падают».

    Ученик: Произведение называется «Листопад».

    Учитель: Сформулируйте тему урока полностью.

    Ученик: Тема урока: «Иван Алексеевич Бунин «Листопад»».(слайд 8)

    Учитель: Поставьте цель урока.

    Ученик: Познакомиться с биографией автора и его произведением «Листопад»; учиться

    Ребята, а вы должны сформулировать вопрос к услышанному материалу.

    Текст: Иван Алексеевич Бунин родился в имении своих родителей под Воронежем. Он

    происходил из древнего дворянского рода. Великолепная природа, простой быт, домашнее

    воспитание помогли сформировать любознательного, наблюдательного, общительного

    человека.

    Иван Алексеевич рано начал печататься. Он опубликовал стихотворения: «Над

    могилой», «Железная дорога». За стихотворение «Листопад» он был награжден Пушкинской премией. Были изданы собрания его сочинений.

    Непреодолимая страсть была И.А. Бунина к путешествиям. Он объездил Европу и

    Азию. Побывал в Германии, Италии, Турции, Египте. В 1920 году переехал во Францию.

    Здесь он получил Нобелевскую премию.

    Учащиеся задают друг другу вопросы.

    3.Словарно-лексическая работа.

    В стихотворении «Листопад» встретятся слова, значение которых нужно уточнить. Определите,

    какие это слова, установите их значение.(слайд 9)

    ТЕРЕМЛИЛОВЫЙБАГРЯНЫЙЛАЗУРЬ

    Терем - в древности на Руси дом в виде башни. (слайд 10)

    Лиловый - голубой с розовым оттенком (светло-фиолетовый). (слайд 11)

    Багряный - красный густого, темного оттенка.(слайд 12)

    Лазурь - светло-синий цвет.(слайд 13)

    III. Введение учащихся в тему чтения.

    Учитель: Что может быть в природе багряного цвета?

    Ученик: Багряный закат, багряные листья.

    Учитель: В какое время года бывают багряные листья?

    Ученик: Багряные листья бывают осенью.

    Учитель: Как называют осень, когда на деревьях и кустарниках багряные, желтые, красные

    листья.

    Ученик: Такую осень называют золотой.

    Учитель: Давайте узнаем, как об этой необыкновенной поре писал И.А. Бунин.

    IV. Чтение учителем произведения И.А.Бунина «Листопад».

    Учитель: Во время прочтения попытайтесь мысленно представить себе созданные автором

    картины.

    V. Проверка первичного восприятия.

    Учитель: Какие картины вы себе представили?

    VI. Физкультминутка.

    Учитель: Я буду называть разные деревья. Если названия деревьев звучали в стихотворении,

    делаете наклон влево. Не звучали – наклон вправо.

    Ясень, береза, дуб, липа, клен, ольха, сосна, ель, пихта.

    VII. Чтение стихотворения учащимися .

    Учитель: Теперь вы прочитаете стихотворение. Постарайтесь определить основной образ

    этого стихотворения.

    VIII. Анализ стихотворения.

    Учитель: Слушаю ответ на поставленный вопрос.

    Ученик: Основной образ прочитанного стихотворения – это осенний лес.

    Учитель: С чем сравнивается осенний лес в этом произведении?

    Ученик: Осенний лес сравнивается с расписным теремом.

    Учитель: Почему лес сравнивается с расписным теремом?

    Ученик: Лес стоит разноцветный, нарядный. В нем много жителей и все они разные.

    Учитель: каких жителей лесного терема вы увидели?

    Ученик: Блестят желтой резьбой на фоне ярко-голубого неба стройные березки.

    Как вышки елочки темнеют.

    Клены раскинули свои ветви. Между ними просвечивает осеннее небо.

    Учитель: Что можно увидеть в лесу на лесной поляне?

    Ученик: На пустой поляне летает воздушная легкая серебристая паутина.

    Учитель: Кто нашел приют на этом дворе?

    Ученик: На воздушной паутине замер пригретый солнечным теплом последний мотылек.

    Учитель: Чем до краев наполнен осенний лес в золотую пору.

    Ученик: Осенний лес наполнен мертвой тишиной. В этой тишине даже слышно, как падает

    листок с дерева.

    Учитель: Чем дал возможность насладиться автор, создав такое стихотворение?

    Обобщающее слово учителя: лес действительно красив в пору золотой осени. Он поражает

    яркими красками, умиротворением, покоем и тишиной. Такие стихи мог написать человек,

    который любил родную землю, её необозримые просторы.

    Ученик: С помощью художественных средств выразительности.

    Учитель: Какие художественные средства выразительности использовал Иван Алексеевич в своем стихотворении?

    Учитель: Что такое эпитет?

    Ученик: Эпитет – образное описание предмета.

    Учитель: Перечислите эпитеты.

    Какие средства художественной выразительности еще нашли?

    Ученик: Сравнение?

    Учитель: Что такое сравнение?

    Ученик: уподобление одного предмета другому.

    Учитель: Перечислите.

    Учитель: Какие средства художественной выразительности еще нашли?

    Ученик: Олицетворение.

    Учитель: Что такое олицетворение?

    Ученик: Олицетворение – перенесение свойств с одушевленных предметов на

    неодушевленные.

    Учитель: Назовите.

    Учитель: Какое средство еще использовал автор?

    Ученик: Аллитерация.

    Учитель: Что такое аллитерация?

    Ученик: Аллитерация – повторение согласных звуков.

    Учитель: Какие звуки чаще всего звучали в произведении?

    Учитель : Для чего автор использует эти языковые средства?

    Ученик: Благодаря всем этим выразительным средствам языка мы увидели красоту золотой

    осени, прочувствовали настроение автора

    XI. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

    Ученик: Памятка.(слайд 14)

    Памятка.

    а) Правильно ставь ударения.

    б) Соблюдай паузы.

    г) Определи темп (быстро, медленно) Неторопливо, спокойно

    д) Читай эмоционально.

    Чтение учащимися произведения.

    X. Творческая работа.

    Составление учащимися синквейна к произведению. (слайд 15)

    1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна,

    выраженное в форме существительного.

    2 строка – два прилагательных (по цвету, форме, настроению)

    3 строка – три глагола.

    4 строка – фраза, несущая определенный смысл (вопрос)

    5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное, пожелание.

    Листья.

    Золотые, багряные и кружевные

    Летите, танцуйте, грустите

    Куда вы несетесь, скажите?

    Бабочки.

    XI. Итог урока.

    Учитель: О творчестве какого автора мы говорили на уроке?

    XII. Рефлексия.

    На доске изображение дерева без листьев. Перед вами на столах 2 листочка: Желтый и

    красный. Если вам урок понравился, прикрепите к веткам дерева желтые листочки. Если не все понравилось – красные.

    XIII. Домашнее задание.

    Учитель: Подготовить выразительное чтение.



    Похожие статьи