• Какой жанр дед мазай и зайцы. "дедушка мазай и зайцы". Изучение нового материала

    07.09.2020

    Николай Алексеевич Некрасов - поэт, у которого детская поэзия явилась новой вехой в творчестве. Поэт прекрасно понимал, какую огромную роль в становлении личности ребенка и её личностных качеств играет детское чтение. Николай Некрасов посвятил свои произведения той группе людей, на которую он возложил ответственность за судьбу Родины, - простому, крестьянскому чаду. Очередное творение Николая Некрасова, появившееся в детском чтении, - "Дедушка Мазай и зайцы". Основной темой данного стиха является трепетное отношение к природе, добродушие по отношению к живым существам.

    Дед Мазай повествует о том, как в весеннюю пору, при половодье, подбирая зайчишек, плыл он по реке. Первым делом Мазай подбирает зайцев с островка, на котором те стояли, дабы не увязнуть в разливающейся повсюду воде. Немного позже дед снял зайца с пня, затем из-за преизбытка в лодке зверюшек, зацепил багром бревно вместе с обитающими на нём зайцами.

    В данном стихотворении Николай Некрасов, во всей красе показывает маленькому читателю простую жизнь, её поэзию, прививает уважительное отношение и любовь к крестьянскому люду, описывает необычайную доброту таких редких натур как дедушка Мазай.

    Деду Мазаю свойственна настоящая любовь ко всему живому. Он предстает перед читателем как подлинный альтруист, которому доброта и щедрость не дают наблюдать за горем, обрушившимся на зайцев. В произведении находятся эпитеты и сравнения.

    В стихотворении про старого, добродушного Мазая и зайцев есть использование доброго юмора, прослеживается большая и искренняя любовь ко всему живому. Речь деда Мазая - речь настоящего человека-гуманиста, поистине хорошего охотника. Она не утомляет маленьких читателей, ибо его внимание переносится с объекта на объект. Тут присутствуют и точные замечания, о том как поет пеночка, и уханье удода. Вниманию читателя представляется и простецкий анекдот о неведомом Кузе - человеке известном тем, что сломал курок у ружья; об ином охотнике, который на охоте, чтобы руки не мерзли, при себе всегда имел горшочек с углями.

    Стихотворение Некрасова "Дед Мазай и зайцы" понравится маленькому читателю. Оно даёт урок разумной и большой любви ко всему живому, к нашей хрупкой и беззащитной природе, прекрасные картины которой даны в произведении. Литератор не стремится пренебречь различными жестокими описаниями, он с большим доверием относится к уму и чувствам юного читателя.

    Вариант 2

    Разнообразие творческих направлений отличает творчество Н.А.Некрасова. Развитие человеческой личности начинает формироваться с детских лет и для писателя важно, что бы дети учились доброте, любви к окружающему. Эта основная тема произведений Некрасова для детей.

    Самым известным детским творением великого поэта является поэма «Дедушка Мазай и зайцы». Произведение создано в 1870г. События поэмы происходит после подписания манифеста о возвращении из ссылки бывших декабристов. Литераторы видели в главном герои, вернувшимся в дом сына, черты лица Волконского и характер Бестужева. Образ дедушки получился собирательным, но очень ярким и свободолюбивым.

    Описание главного героя писатель преподносит глазами его внука Александра. Первое знакомство с дедом было у Саши визуальное. Он видит портрет с изображением молодого героя Отечественной войны. Родители прямо не говорят о судьбе дедушке, но они дают понять мальчику, что он честный, смелый и порядочный человек.

    Появление в жизни Александра деда Мазая вносит в его жизнь множество интересных рассказов, учит мальчика смотреть на окружающий мир другими глазами. Дедушка поучает внука с добротой, рассказывая о простой крестьянской жизни, о природе родного края. Его повествование наполнено без граничной любовь к людям и всему живому.

    В глазах мальчика дедушка настоящий герой. Он в половодье спасает несчастных зайцев, обреченных на смерть от приближающейся воды. Дед относится к зверькам как к людям, разговаривает с ними. Мазай ласково относится к деревенским ребятишкам, ведет на равных разговор в простыми мужиками, поет народные песни. Человек с широкой русской душой, дед не сидит не месте. Он старается помочь по хозяйству: копает в огороде, плетет, помогает управляться с ребятишками.

    Прекрасно описание родной природы. В пении птиц, скрипе сосны, в дожде чувствуется отношение самого автора к происходящему. Красоту природы подчеркивают множество используемых эпитетов и сравнений.

    Но не все в жизни так прекрасно. Дед рассказывает об отрицательной стороне жизни. Чиновники, военные командиры, знать, которые не дают людям жить счастливо. При описании используются множество эпитетов, гиперболы, метафоры. Что подводит к мысли о необходимости реформ в стране и несмотря на то, что автор прямо не говорит, но читателю не стоит труда понять, что дело декабристов продолжается. За справедливость необходимо бороться- основной подтекст поэмы.

    Всего в произведении 22 небольшие главы. Простой, разговорный стиль повествования делает произведение понятным читателю разного возраста. Достигается это с помощью перекрестной рифмовки, когда женская рифма переходит в мужскую рифму.

    Некрасов тонко чувствует детскую душу, к сложным вопросам человеческих отношений он подходит психологически тонко, не раня маленькую, еще несформировавшуюся личность. Его любовь к живому миру, людям передается невольно и читателю.

    Анализ стихотворения Дедушка Мазай и зайцы по плану

    Возможно вам будет интересно

    • Анализ стихотворения Целый мир от красоты Фета

      Литературные критики, как правило, связывают стихотворение Фета Целый мир от красоты.. с его статьей на тему стихотворений Тютчева, в которой поэт рассматривал не только произведения своего современника

    • Анализ стихотворения Мандельштама Век

      События Октябрьской революции очень трагичны и кровавы. Многие из этих действий оставили неизгладимый отпечаток на личности многих авторов, в том числе и великого поэта Осипа Мандельштама.

    • Анализ стихотворения Я последний поэт деревни Есенина

      Весьма амбициозно и своенравно называть себя последний поэт деревни, но когда Есенин восклицает Я последний поэт деревни, он говорит не только про собственную личность, оно говорит об ушедшей, эпохе

    • Анализ стихотворения Осень Есенина

      Сергей Александрович Есенин, один из тех писателей, которые, очень много своих произведений писали о природе. Он был родом из деревни, именно это было причиной его большой любви к матушке природе.

    • Анализ стихотворения Творчество Ахматовой

      Произведение является составной частью поэтического сборника «Тайны ремесла», основной целью которого поэт представляет описание творческой процесса и объяснение появления поэтических строк.

    «Дедушка Мазай и зайцы» Некрасов

    « Дедушка Мазай и зайцы » анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

    История создания

    Поэма «Дедушка» написана Некрасовым в 1870 г. Она описывает приезд старого декабриста в усадьбу сына. Начало действия поэмы относится к 1856 году, когда был издан манифест, возвращавший декабристов из ссылки.

    Образ дедушки собирательный. Прототипом считают Сергея Волконского, вернувшегося 68-летним стариком, всё ещё красивым и статным. Разжалованный генерал Волконский любил беседовать с мужиками, а крестьянские дети звали его дедушкой. Прототипом считается также темпераментный Михаил Бестужев, с которым Некрасов общался в 1869 г.

    Поэма посвящена З-н-ч-е (Зиночке), то есть Зинаиде Николаевне Некрасовой, гражданской жене Некрасова.

    Литературное направление, жанр

    «Дедушка» - реалистическая поэма. По цензурным соображениям Некрасов не говорит прямо, что дедушка - декабрист. Герой мечтает о свободе и богатстве народа, обещая крестьянам, солдатам, что скоро им будет жить легче (намёк на реформы Александра ІІ).

    Образ главного героя

    Читатель видит дедушку глазами внука. Сначала Саша замечает портрет молодого генерала (очевидно, войны 1812 года). Затем узнаёт от родителей, что дедушка окружён какой-то печальной тайной. Потом мамаша открывает Саше, что дедушка добрый, смелый и несчастный. Приехав издалека, дедушка объявляет, что со всем примирился. Но дальнейшие события позволяют предположить, что это не так. Дедушка живёт мыслью о мести, призывает Сашу дорожить честью и отомстить за обиды. Он подобен библейскому герою, пострадавшему за народ: сын падает ему в ноги, мать Саши расчёсывает седые кудри, Саша спрашивает о ранах на руке и ноге.

    Портрет описан с помощью эпитетов: «Древен годами, но ещё бодр и красив». У дедушки целые зубы, твёрдые поступь и осанка, белые кудри, серебряная борода, святая улыбка.

    Библейскую природу образа дедушки подчёркивают перепевы героем библейских фраз: «Имеющий уши да слышит, имеющий глаза да видит».

    На родине дедушка гуляет с внуком, восхищается природой, сравнивая её с глухой, унылой, безлюдной природой места ссылки, «гладит крестьянских ребят», толкует с мужиками. Он не может сидеть без работы: пашет, копает гряды, переплетает, тачает.

    Дедушку приближает к народу песня. Он поёт о декабристах, об их ссылке. Некрасов тоже пел «о Трубецкой и Волконской»: его поэма «Дедушка» открывала цикл поэм о декабристах.

    Сокровенные мысли Некрасов доверил дедушке: успешна та страна, в которой населению присуща не тупая покорность, а сила, единодушье и разум. Некрасов словами дедушки взывает к читателю: «Горе стране разорённой, горе стране отсталой».

    Отрицательные образы поэмы

    Чиновники и господа давят из народа сок (метафора), подьячие подлые (эпитет), выходят в поход против войска, казны и народа (метафора), алчная стая хищников (метафора и эпитет) готовит гибель отчизне, «стоны рабов заглушая лестью да свистом бичей» (метафора). Военный начальник зверствует, душу вколачивает в пятки, так что зубы сыплются градом, даже дышать в строю не позволяет (гиперболы).

    Тема, основная мысль и композиция

    Тема поэмы - передача новым поколениям истинных, с точки зрения автора, ценностей (свобода и счастье народа, процветание страны).

    Основная мысль: дело декабристов не погибло. Его продолжат следующие, правильно воспитанные, поколения.

    Поэма состоит из 22 главок, многие заканчиваются рефреном: «Вырастешь, Саша, узнаешь...». Другие - риторическими вопросами: «Кто же имеющий душу мог это вынести? Кто?»

    Действие поэмы занимает несколько лет. Оно начинается с вопроса маленького Саши о портрете дедушки. Дедушка рассказывает внуку о произволе помещиков былых времён (очевидно, до восстания декабристов), обобщая его: «Зрелище бедствий народных невыносимо, мой друг». Заканчивается поэма готовностью Саши узнать печальную быль. Ему хватает и знаний, и сердечного расположения: «Глупых и злых ненавидит, бедным желает добра». У поэмы открытый финал.

    Во вставных эпизодах дедушка рассказывает Саше историю об утопическом поселении, которое он встретил в Сибири, в Тарбагатае. Раскольников сослали в пустынное место, и уже через год там стояла деревня, а через полвека вырос целый посад: «Воля и труд человека дивные дивы творят».

    Размер и рифмовка

    Поэма написана трёхстопным дактилем. Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

    Тема:

    Цел ь :

    Задачи:

    Методы:

    Тип урока: изучение нового материала

    Оборудование:

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    а/ поздороваться с учениками;

    2. Тренинг

    3

    - Все помогают ”.

    - Просмотр видео

    “Дедушка Мазай и зайцы”.

    3. Изучение нового материала

    Н. А. Некрасова


    б)

    Мазай

    в ) Чтение стихотворения

    г) Словарн ая работа .

    На доске:

    Багор

    Гуторить – разговаривать;

    Половодье – разлив реки;

    Гинут – гибнут;

    Аршин –

    Сажень

    Зипун Кафтан – одежда.

    Дали стречка – убежали;

    Измокли – промокли;

    Силки – небольшая сетка.

    Как описывает поэт природу?

    4 . Закрепление

    а/ Кластер

    Зайцы дедушка Мазай

    6. Вывод.

    Рефлексия

    1) Ответы на вопросы.

    Тема: Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

    Цел ь : познакомить учащихся с отрывком стихотворения Н.А.Некрасова “Дедушка Мазай и зайцы”;

    Задачи:

    1. Познакомить учащихся с отрывком стихотворения Н. А. Некрасова “Дедушка Мазай и зайцы”; умение понимать прочитанное, улавливать главную мысль произведения;

    2. Развивать мыслительную память, устную речь, воображение, умения и навыки;

    3. Прививать любовь к окружающему миру, к природе, к животным.

    Методы: репродуктивный, частично- поисковый, объяснительно- иллюстративный.

    Тип урока: изучение нового материала

    Оборудование: учебное пособие; портрет Н. А Некрасова;магниты; лист оценки; А4; цветные карандаши; фломастеры.

    Эпиграф: «Любить природу- значит любить Родину»

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    а/ поздороваться с учениками;

    б/ проверить посещаемость учащихся;

    в/ проверить готовность класса к уроку /учебные принадлежности

    2. Тренинг

    3 . Постановка темы, целей урока.

    - Работать будем по группам. Девиз у нас такой: “Все помогают каждому, каждый помогает всем ”.

    - Просмотр видео

    Догадались, о каком произведении идет речь?

    Сегодня мы познакомимся с отрывком стихотворения Н. А. Некрасова

    “Дедушка Мазай и зайцы”.

    3. Изучение нового материала

    а) Краткое знакомство с биографией Н. А. Некрасова

    Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в городе Немирове Подольской губернии в зажиточной семье помещика. Детские годы писатель провел в Ярославской губернии, селе Грешнево, в родовом имении. Семья была многодетной - у будущего поэта было 13 сестер и братьев.
    В возрасте 11 лет он поступил в гимназию, где учился до 5 класса. С учебой у юного Некрасова не складывалась. Именно в этот период Некрасов начинает писать свои первые стихотворения сатирического содержания и записывать их в тетрадь. Один из его стихотворений – это «Дедушка Мазай и зайцы».

    б) А теперь, послушайте небольшую историю о том, что послужило основой этого произведения.

    – В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек, влюбленный в природу. Он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н. Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, поохотиться. В этих походах его спутником был дед Мазай. Мазай знал много рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, пошел дождь. Они спрятались в заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы».

    в ) Чтение стихотворения

    г) Словарн ая работа .

    В стихотворении очень много слов, непонятных вам выражений.

    На доске:

    Багор – шест, длинная палка с металлическим крюком и острием;

    Гуторить – разговаривать;

    Половодье – разлив реки;

    Гинут – гибнут;

    Аршин – старинная русская мера длины, равная 71 см;

    Сажень – старинная русская мера длины, равная трем аршинам;

    Зипун – крестьянский кафтан из грубого толстого сукна. Сукно – ткань. Кафтан – одежда.

    Дали стречка – убежали;

    Измокли – промокли;

    Силки – небольшая сетка.

    д) Метод «Тонкие и толстые вопросы»

    Мы прочитали с вами стихотворение, кто является главными героями?

    Что особенного было в деревне, где жил Мазай?

    (Домики в ней на высоких столбах, вода весной прибавляется буд-то в Венеции.)

    Что вы узнали о самом Мазае? (Дедушка Мазай был вдов, бездетен, имеет внука. Мазай – охотник.)

    Когда произошел этот случай? (Весной.)

    Как относится Мазай к своим односельчанам – охотникам? (Он их осуждает.)

    Почему осуждает? За что? (Осуждает за ловлю зверей силками, за истребление дичи в больших количествах, так как он сам добрый человек, любит природу. Дедушка Мазай хоть и охотится, но разумно.)

    Как он называет зайцев? Выборочное чтение.

    (Бедные зверьки, зайцы мои, команда косая, зайчики, зайчишки, плуты косые.)

    Какова главная мысль Н. А. Некрасова в стихотворении “Дедушка Мазай и зайцы”?

    (К природе нужно относиться бережно, надо ее любить.)

    С кем мы можем сравнить зайцев?(с детьми, с людьми)

    Как описывает поэт природу?

    А как вы относитесь к природе?

    Как бы вы поступили на месте Мазая?

    Понравился вам рассказ? Почему?

    4 . Закрепление

    а/ Кластер

    Зайцы дедушка Мазай

    б/Видеоролик «Защита природы»

    6. Вывод.

    Рефлексия

    1) Ответы на вопросы.

    Какие мысли и чувства вы пережили сегодня, читая стихотворение?

    Для чего поэт написал это стихотворение?

    (Чтобы мы бережно относились к природе.)

    Над чем вы задумались, когда прочитали стихотворение?

    7. Домашнее задание: написать эссе на тему «Мое любимое животное»

    Тот, кто рассказал эту достаточно удивительную историю (назовем его рассказчиком), любил приезжать в деревню Малые Вежи. Там всегда его ждал старый охотник, которого звали Мазаем. У Мазая рассказчик гостил и с ним ходил на охоту. И вот как-то раз на охоте попали они под проливной дождь, и пришлось искать убежище.

    «Дед Мазай и зайцы»: краткое содержание

    Укрылись они в каком-то сарае, где сразу пошли веселые разговоры. Дед Мазай был большой мастак на разные байки и интересные истории. Сначала он травил про деревенских охотников, среди которых один сломал курок ружья и ходил на охоту с коробкой спичек, у другого постоянно мерзли руки и он согревался горшочком с углями, который носил с собой. А один был случай уникальнейший с самим Мазаем, и поэтому рассказчик решил записать его собственноручно.

    И вот поэтому сюжет произведения «Дед Мазай и зайцы» (краткое содержание) весьма интересен.

    Старый охотник стал рассказывать о том, что если бы в весенние паводки в низменных местах мужики не убивали дичь, то ее в здешних местах водилось бы гораздо больше.

    Некрасов «Дед Мазай и зайцы»: краткое содержание

    Итак, однажды по весне, во время одного из таких сильных паводков, дед Мазай выбрался в лес за дровами.

    Так начинается история под названием «Дед Мазай и зайцы». Краткое содержание - далее. Плавая на лодке, дед обнаружил небольшой островок в воде, на котором, спасаясь от паводка, сгрудились зайцы. Старый охоник забрал их к себе в лодку. А потом он заметил на пне зайчиху и тоже спас ее от верной гибели. Немного отплыв дальше, он увидел бревно, на котором сидели еще несколько зайцев. Тогда он зацепил бревно багром и поволок за собой. Дед вывез всех животных в безопасное место и отпустил их - они кинулись врассыпную. Две пары зайцев сильно ослабли и не могли бежать. Мазай засунул их в мешок и принес домой, отогрел и утром выпустил.

    Вот так и закончилось произведение «Дед Мазай и зайцы». Краткое содержание можно завершить тем, что после этого случая вся деревня смеялась над дедом Мазаем. А он с тех пор зайцев ни весной, ни летом не стрелял, только исключительно зимой. Летом он охотился на уток, собирал ягоды и грибы да судачил с охотниками и часто ходил пешком в Кострому.

    Жанна Еремченко
    Урок чтения по теме: Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

    Конспект урока по чтению

    Цель : Учить воспринимать содержание поэтического произведения.

    Задачи :

    1. Познакомить с произведением Н. А. Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы ";

    2. Учить правильному осмысленному выразительному чтению ;

    3. воспитывать любовь и бережное отношение к природе, животным.

    Оборудование : компьютер, проектор, экран, выставка книг, портрет.

    Ход урока:

    1. Введение в тему

    Сегодня на уроке мы продолжим тему природы и познакомимся еще с одним из произведений Н. А. Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы ".

    С какими произведениями Н. А. Некрасова вы уже знакомы ?

    2. Подготовка к первичному чтению

    а) Рассказ учителя о творчестве Н. А. Некрасова , знакомство с его произведениями (выставка книг) .

    Н. А. Некрасов провел свое детство в деревне, около реки Волги. Будучи мальчишкой, он убегал в деревню, где у него было много друзей. Он купался с ребятами в речке, собирал с ними грибы, ягоды. Мальчик был рад проводить дни с утра до вечера под открытым небом, в лесах, полях.

    Любовь к лесам, полям своей Родины, к ее снегам и морозам, к ее "зеленому шуму" зародилась у него еще в детские годы.

    Посмотрите, ребята, ка хороша русская природа! Она украшает нашу жизнь. Сколько радости она нам доставляет! С каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса! С каким наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек! Очень любил Н. А. Некрасов родную природу и ей посвящал свои стихи. В них он воспевал ее красоту, величие, богатство.

    Ребята, скажите, богатства природы вечны? Мы можем ими пользоваться бесконечно долго?

    Да, люди должны беречь природные богатства Родины, правильно их использовать, заботится, чтобы природа не истощалась и еще долго-долго служила людям и украшала жизнь.

    Н. А. Некрасов описывает тот промежуток времени, когда основной лед уже прошел, а вода еще не спала - она затопила поля, леса, даже деревни, то есть о половодье, а животные во время половодья нуждаются в помощи.

    Послушайте, что же однажды увидел, а потом описал Н. А. Некрасов .

    3. Работа над текстом.

    а) Первичное чтение (Просмотр презентации "Дедушка Мазай и зайцы ") .

    б) Беседа по прочитанному.

    О каком интересном случае рассказал дед Мазай ?

    Кто главные герои этого произведения?

    Когда этот случай произошел?

    Кто рассказывает эту историю?

    в) Чтение стихотворения детьми.

    г) Словарная работа.

    Уточнение смысла слов : разболтался, болотистом, впятеро больше, кабы сетями, гинут, баграми.

    д) Анализ прочитанного.

    О каком событии рассказал Н. А. Некрасов в этом отрывке ?

    А что такое половодье?

    Какой вы представляете себе деревеньку, в которой происходят события?

    А к какому жанру относится данное произведение?

    Почему Мазай отправился за дровами на лодке?

    Что увидел дед? Как он поступил?

    Как дед Мазай обращается с зайцами ?

    О какой черте характера Мазая говорится в этой части?

    Найдите в тексте слова, которые указывают на то, как дед относится к животным?

    С каким ласковым словом обращался Мазай к длинноухим серым существам?

    Физминутка

    Скачет зайка по опушке (сидя за столом)

    Возле заячьей избушки (встают)

    Ищет он грибы, волнушки (наклоны в стороны)

    Чтоб засаливать в кадушке.

    Ни горькушки, ни серушки (повороты)

    Сел и с горя чешет ушки

    У избушки на опушке (кивают головой)

    4. Закрепление изученного.

    Как односельчане отнеслись к поступку деда Мазая ?

    Прочитайте совет деда Мазая зайцам .

    Давайте поиграем в Мазая . Кто хочет быть Мазаем ? Автором?

    Чтение по ролям . Инсценирование отрывка "Спасение зайцев ".

    5. Итог урока .

    Понравился ли вам дед Мазай ?

    Как бы вы поступили в данной ситуации?

    Кто из некрасовских героев нам показывает пример в охране всего живого?

    Вывод : Наш идеал - дедушка Мазай . он - охранитель природы, защитник своей Родины.



    Похожие статьи