• Г.Т. Егораева. Презентация "Устный ОГЭ". Интернет позволяет знакомиться, находить друзей

    22.01.2024

    Невозможно не согласиться с точкой зрения автора.

    Умение дружить всегда было показателем нравственных качеств человека, его зрелости.

    Аргумент 1

    Во все времена дружбу ценили очень высоко, ведь именно в отношении к другому человек проявляет свою сущность, то, что часто скрыто от окружающих.

    Иллюстрации к аргументу 1

    Например, можно вспомнить, как дружили первые лицеисты. Верность своему братству они хранили всю жизнь, поддерживали друзей в самые тяжкие дни, проявляя смелость, благородство, верность. Думаю, что таким отношениям можно только позавидовать!

    Иллюстрации к аргументу 2

    Вспомним хотя бы Онегина – героя романа А.С.Пушкина. Воспитанный по законам светского общества, Евгений относится к Владимиру Ленскому свысока, считает его неопытным, пылким, наивным. У Онегина не хватает смелости отказаться от дуэли с другом. Следование светским правилам и условностям оказалось для него важнее жизни другого человека. Именно через отношение к Ленскому выражается духовная незрелость, эгоизм Онегина. Пожалуй, это одна из самых ярких характеристик, проявившаяся через дружбу.

    Таким образом, ничто не раскрывает человека лучше, чем отношение к другу.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    ОГЭ Пишем сочинение о речи как средстве характеристики человека

    Задание Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Л.С. Сухорукова: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

    Материалы к сочинению Как человека можно распознать по обществу, в котором он общается, так о нём можно судить по языку, которым он выражается. Писатель Д. Свифт. Речь - это зеркало души; как человек говорит, таким он и является. Римский поэт Публий Сир. Выражение лица в зеркале видится, души же - в беседах проявляются. Древнегреческий философ Демокрит Каков человек, такова его речь. Древнегреческий философ Сократ Заговори, чтобы я тебя увидел. Древнегреческий философ Сократ Каков общий смысл данных выражений?

    «Заговори, чтобы я тебя увидел!» Характер человека проявляется в содержании, форме социального поведения, особенностях языка. Нравственные убеждения всегда отражаются на семантической и на некоторых других сторонах речи. Тесную связь характера и языка демонстрируют известные литературные герои, например герои Н.В. Гоголя (речь Хлестакова, Чичикова, Ноздрева, Собакевича, Манилова и т.д.) По отличительным особенностям речи судят о различных свойствах характера, что вполне правомерно и справедливо.

    Речь как показатель особенностей человека По речи судят о степени владения языком, об интеллектуальном развитии человека, об уровне образования.

    Функции речевой характеристики персонажа Эмоциональная функция передаёт психологическое состояние героя, его оценку окружающего, отношение к предмету речи. Характеризующая подчеркивает индивидуальные или типичные черты характера говорящего.

    Способы создания речевой характеристики персонажа Речевая характеристика персонажа создается манерой речи, ее стилистической окрашенностью, характером лексики, интонацией, построением синтаксических конструкций и т.п.

    Текст для работы

    05/03/17 (1)С того самого дня, как сыну передалось моё давнее увлечение марками, и у меня кончилась спокойная жизнь. (2)Я снова стал вести существование дикого охотника за марками... (3)Я выменивал, выклянчивал, покупал, нервничал… (4) - Ну что ты волнуешься? (5)У мальчика это возрастная болезнь вроде кори. (6)Переломный этап в психике. (7)Это пройдет!- убеждала меня жена. (8)Пройдет... (9)Святое материнское заблуждение! (10)Если бы она знала, что из заначек, которые теперь значительно превышали мои былые дофилателистические потребности, можно было бы купить ей давно обещанную шубку, она не говорила бы так легкомысленно… (11)Филателистические бури продолжали расшатывать корпус нашего семейного корабля и вызывали всё усиливающуюся финансовую течь. (12)И во всем были виноваты марки! (1 3)В конце концов я смирился: они заставляли нас с сыном нырять в разные словари и справочники, каждый раз позволяли чувствовать себя первооткрывателями. (1 4)Мне уже мерещилась мировая известность моего выдающегося собирателя... (1 5)- Ну-с, брат, - обратился я как-то к сыну после вечернего чая, в блаженном предвкушении потирая руки. (1 6) - Мне удалось выцарапать две прелюбопытнейшие марочки Британской Гвианы. (1 7)Доставай-ка свой альбомчик... (1 8)- Понимаешь, папа... - сын посмотрел на меня распахнутыми до дна глазами. (19)- Я давно хотел тебе сказать....(2 0)У меня нет альбома... (2 1)- Потерял?! - всхлипнул я и в предынфарктном состоянии опустился на диван.

    05/03/17 (2 2) - Ну что ты, папочка! - снисходительно пожал плечами сын, видимо, несколько шокированный такой вопиющей глупостью родителя. (2 3)- Просто у меня сейчас его нет. (2 4)- Ага... - радостная догадка осенила меня. (2 5)- Ты на время дал посмотреть его своему товарищу? (2 6)Молодец! (2 7)А далеко он живет, этот твой товарищ?! (2 8)- Папа... (29)Это мальчик, у которого парализованы обе ноги, над ним шефствует наша школа. (3 0)Он не может ходить, понимаешь, - совсем не может! (3 1)Никуда не может ездить. (3 2)Разве в его коляске далеко уедешь? (3 3)Я подарил ему свой альбом…(3 4)Ты не будешь очень на меня сердиться, а, пап? (3 5)Я ведь могу пойти и в музей, и на стадион, и в кино, и потом, попозже, съездить в другие страны... (3 6)- А ты не жалеешь о своем альбоме? - безжалостно спросил я. (3 7)- Только честно? (3 8)- Да, папа, жалею... (39)Сначала – очень жалел, а теперь - чуть-чуть... (40)Видишь ли, он так обрадовался, что даже заплакал. (41)Понимаешь, не кричал, не смеялся, а заплакал. (42)Неужели от радости тоже можно плакать?(43) А, пап? (44)И мне теперь очень-очень хорошо... (45)Так ты не сердишься? (46)Ну что я мог сказать? (47)У него в руках был целый мир - он щедро подарил его другому. (48)Это был мой сын, и он стал взрослым. (49)Поэтому я не обнял его и не поцеловал, как раньше, а только молча протянул ему руку. (50)И мы обменялись крепким понимающим рукопожатием... (По Л.Куклину)

    Работаем с текстом Проанализируйте лексику, интонацию, построение синтаксических конструкций речи сына рассказчика: « (2 8)- Папа... (29)Это мальчик, у которого парализованы обе ноги, над ним шефствует наша школа. (3 0)Он не может ходить, понимаешь, - совсем не может! (3 1) Никуда не может ездить. (3 2)Разве в его коляске далеко уедешь? (3 3)Я подарил ему свой альбом…(3 4)Ты не будешь очень на меня сердиться, а, пап? (3 5)Я ведь могу пойти и в музей, и на стадион, и в кино, и потом, попозже, съездить в другие страны... … (3 8)- Да, папа, жалею... (39) Сначала – очень жалел, а теперь - чуть-чуть... (40)Видишь ли, он так обрадовался, что даже заплакал. (41)Понимаешь, не кричал, не смеялся, а заплакал. (42)Неужели от радости тоже можно плакать?(43) А, пап? (44)И мне теперь очень-очень хорошо... (45)Так ты не сердишься? О каких чертах характера говорящего они свидетельствуют? Каким видится Вам сын рассказчика?

    Пишем сочинение

    «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума», - утверждает писатель Л.С. Сухоруков. В самом деле, речь может отразить настроение говорящего, его характер, эмоции, интеллект, душевное состояние. Обратимся к тексту Л.Куклина. Так, о сыне рассказчика можно сказать, что он, безусловно, добрый, сострадательный человек, который чувствует чужую боль и готов облегчить её. Лексический повтор в его речи «не может» (ходить, ездить) и риторические вопросы (предложения 32, 42) подчеркнули то, что поразило подростка и повлияло на его решение подарить чужому мальчику альбом с марками – ценную коллекцию, которая собиралась годами. В самом деле, речь – зеркало нашего внутреннего мира, потому что наше мышление неразрывно связано с языком.

    Егораева Г.Т., ведущий методист издательства «Экзамен», Москва

    Литература Белянин В.П. Психолингвистика. М.: изд-во Флинта, 2003. Белянин В.П. Психологическое литературоведение. Текст как отражение внутренних миров автора и читателя. М.:Генезис, 2006 Глухов В., Ковшиков В. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М.: АСТ: Астрель, 2007 Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М., 1997. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М.: Высшая школа,1989. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.: «Айрис Пресс», 2001.



    Исследование термина Комментарий - рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего- либо. (Большой толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова. Комментарий- 1.пояснения;2. примечания; 3. толкование (Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник)










    Как подготовиться к контекстуальному комментированию проблемы? Четко придерживаться сформулированной проблемы! Проследить, как автор раскрывает в тексте эту проблему («вслед за автором»). Вопросы На каком материале раскрывается проблема? На какие аспекты проблемы обращается внимание? Почему именно эти аспекты его волнуют? Как автор позволяет читателю увидеть эти аспекты?


    Учитесь видеть подтекст! Подтекст – способность слов, словосочетаний и предложений в отдельных фрагментах таить в себе скрытый смысл, который может кардинально изменить истолкование текста. Прочитать подтекст поможет анализ Заглавия, предисловия (если есть) Языковых особенностей текста Ключевых моментов текста Художественных деталей






    Как оформить комментарий? Этапы комментирования Слова- «маркеры» Начало комментирования Проблему (чего?) автор раскрывает на примере… Этот вопрос автор раскрывает, изучая… Рассматривая проблему (чего?) на примере…, автор с иронией (тревогой, возмущением и т.п.) рассказывает о том, что… Комментируя данную проблему, хочется отметить её (типичность,новизну, актуальность и т.п.) Продолжение (контекстуального комментария) Автор текста обращает внимание читателей на… Писатель, ведя повествование от лица…, дает возможность… Ни одна деталь не остается незамеченной автором, и поэтому… Автор за частными судьбами видит…, и поэтому на протяжении всего текста звучит мысль о…


    Этапы комментирования Слова- «маркеры» Продолжение (контекстуального комментария) Автор объективно показал, почему… Композиция текста помогает понять, что… … - все это углубляет восприятие текста. Автор не делает прямых выводов, а… Автор замечает, что… Писатель всем ходом повествования доказывает… Автор через события рассказа показал (нравственную, философскую, культурную и т. п.) проблему, раскрыл её сущность. Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя…




    Типичные ошибки Комментарий отсутствует. Прокомментирована проблема, имеющаяся в тексте, но Вами не сформулированная. Прокомментирована только часть проблемы, поднятой автором. Допущены фактические ошибки, связанные с пониманием исходного текста. Проблема прокомментирована неточно или противоречиво. Комментарий заменяется цитированием текста или его фрагмента. Комментарий заменяется пересказом. Комментарий заменяется перечнем проблем.



    Cлайд 1

    Cлайд 2

    Для понимания смысла любого текста важно определить тип речи, использованный в нем, так как именно тип речи определяет способы формирования и разворачивания основной мысли. Традиционно наша речь делится на три типа (т.е. может быть представлена в типовых речевых формах): описание повествование рассуждение

    Cлайд 3

    Описание - тип речи, при помощи которого изображается окружающий мир – предметы, явления, человек. Например. Слышно только, как глухо шумит внизу Днепр и с трёх сторон один за другим отдаются удары мгновенно пробудившихся волн. Он не бунтует. Он, как старик, ворчит и ропщет; ему всё немило; всё переменилось около него; тихо враждует он с прибрежными горами, лесами, лугами и несет на них жалобу в Чёрное море.(Н. Гоголь)

    Cлайд 4

    Описание - По объекту описания можно выделить описание места, описание состояния, описание предмета.

    Cлайд 5

    Повествование - тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности. Например. Я пошёл по направлению Ириновского шляха и уже через минуты две услыхал, что собака опять гонит где-то недалеко от меня. Охваченный охотничьим волнением, я побежал, держа ружье наперевес, сквозь густой кустарник, ломая ветви и не обращая внимания на их жестокие удары. Я бежал так довольно долго и уже стал задыхаться, как вдруг лай собаки прекратился. Я пошёл тише. (А. Куприн)

    Cлайд 6

    Повествование - Повествование дает нам представление о развитии событий, их последовательности. С точки зрения композиции в повествовании выделяют: экспозицию – обстановку, которая предшествует действию; завязку – начало развития действия; развитие действия; развязку – окончание действия.

    Cлайд 7

    Рассуждение - тип речи, при помощи которого излагаются и разъясняются какие-либо идеи, отрицается или подтверждается какая-либо мысль. В любом рассуждении есть тезис и обоснование высказанной мысли, логический вывод. Например. Жизнь Пушкина, все её романтические порывы и озарения готовят столько же ловушек, сколько искушений сочинителям модных биографий. В последнее время в России их много написано, я видел одну или две достаточно безвкусных. Но помимо этого существует ещё благой, бескорыстный труд нескольких избранных умов, которые, копаясь в прошлом, собирая мельчайшие детали, вовсе не озабочены изготовлением мишуры на потребу вульгарного вкуса. И всё-таки наступает роковой момент, когда самый целомудренный учёный почти безотчётно принимается создавать роман, и вот литературная ложь уже поселилась в этом произведении добросовестного эрудита так же грубо, как в творении беспардонного компилятора. (В. Набоков)

    Cлайд 8

    Рассуждение - В типичном рассуждении обычно выделяются следующие части: тезис – мысль, которую надо доказать; аргументы – факты, примеры, высказывания, которые доказывают или опровергают тезис; вывод – общий итог, заключение по поводу тезиса.

    Cлайд 9

    Cлайд 10

    Тест. Проверьте себя. 1) «Как многоярусные соты, дымился, и шумел, и жил Город Прекрасный в морозе и тумане на горах над Днепром. Целыми днями винтами шёл из бесчисленных труб дым к небу. Улицы курились дымкой, и скрипел сбитый гигантский снег». (М. Булгаков «Белая гвардия») Определите тип речи:

    Cлайд 11

    Тест. Проверьте себя. Определите тип речи: 2) «Между тем черт крался тихонько к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Пробежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки.» (Н.В. Гоголь)

    Cлайд 12

    Тест. Проверьте себя. 3) «Сколько чуши в последние годы попадается в качестве незыблемой истины! Сколько дров наломано! Взять хотя бы тему отцов и детей. Только родители стали опоминаться и меньше доверять детским передачам, подростковым журналам, школьным инновациям, как – хлоп! – взялись за них же, за родителей. …Школа для родителей, курсы для будущих пап и мам, родительские университеты… А в некоторых наиболее продвинутых умах уже вызрела идея экзамена, по успешной сдаче которого человек имеет право носить звание родителя.» (И. Медведева) Определите тип речи:

    Cлайд 13

    Cлайд 14

    Cлайд 15

    Cлайд 16

    Выполните тест. 1. Что такое liberte? Свобода. Какая свобода? Одинаковая свобода всем делать все что угодно в пределах закона. Когда можно делать все что угодно? Когда имеешь миллион. Дает ли свобода каждому по миллиону? Нет. Что такое человек без миллиона? Человек без миллиона есть не тот, который делает все что угодно, а тот, с которым делают все что угодно. Что ж из этого следует? А следует то, что, кроме свободы, есть еще равенство, и именно равенство перед законом. 2. За голубым альпийским лугом вставали огромные синие ели; их раздвигал, разгонял, прижимал то слева, то справа белый ручей-река, словно гнал вниз это еловое стадо: суровый лес начинал круглеть, кудрявиться, разливаясь в мягко волнующееся лиственное море, и глубокая сапфировая по цвету лохань долины, тихая и сплошная, лежала в самой глубине, а за ней вставали, так же медленно обретаясь, горы. 3. Словарь - собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык; совокупность слов какого-нибудь языка, а также слов, употребленных в одном произведении, произведении какого-нибудь писателя или вообще употребляемых кем-нибудь. 4. Вначале Репин шел по стопам Василия Перова, строя композицию на контрасте заплывших благополучием попов и нищих - забитых крестьян. Потом был «Крестный ход в дубовом лесу», где главный акцент делался на колористических эффектах - пестрая поляна, сочная зелень, солнце, пробивающееся сквозь листву, и проч... И наконец, в третьем варианте, «Крестный ход в Курской губернии», Репин отказывается от прежней красочности и от лобовых классовых сравнений. Прочитайте текст. Определите тип речи.

    Cлайд 17

    Выполните тест. 5. Если бы область человеческого знания ограничивалась одним отвлеченным мышлением, то, подвергнув критике то объяснение власти, которое дает наука, человечество пришло бы к заключению, что власть есть только слово и в действительности не существует. Но для познания явлений, кроме отвлеченного мышления, человек имеет орудие опыта, на котором он проверяет результаты мышления. И опыт говорит, что власть не есть слово, но действительно существующее явление. 6. На Арбате - весна. Нынче такая запоздалая, робкая, переменчивая, она все-таки берет свое. Временами то снег, то дождь обрушиваются на тротуарную плитку, но тут же из-за туч выглядывает солнце, радуя прогулочный народ, который бродит взад-вперед, ест чипсы, приценивается к сувенирам, разглядывает картины, заполняет кафе... Привычный ритм и облик самой московской из московских улиц. Но многие из тех, кто помнит ее 30-40-летней давности, наверняка испытывают чувство ностальгии. Этот Арбат тоже новый - с его тотальной пешеходностью, туристской подноготной, рядом похожих на театральную декорацию фонарей, многоэтажными комодами, построенными и строящимися, которые, несмотря на запреты, все-таки прорвались сюда. 7. Рыжий, востроносый Макс вышел на площадку тоже. Подметал. В углу заметил золотой луч. Нагнулся. Кольцо. Спрятал в жилетный карман. Юрко огляделся, не видел ли кто. Спина Лужина в пройме двери была неподвижна. Макс осторожно вынул кольцо: при смутном свете разглядел прописное слово и цифры, вырезанные снутри. Подумал: «По-китайски...» А на самом деле было: «1 августа 1915г. Алексей». Сунул кольцо обратно в карман. Прочитайте текст. Определите тип речи.

    Похожие статьи
    • Поход в Бактрию и Согдиану

      Согдийцы позаимствовали у Ирана свою письменность; из послеахеменидского канцелярского арамейского письма возникли четыре идеографические системы письма: парфянское, персидское, согдийское и хорезмийское. Эти системы письменности сохранялись в...

      Теплый пол
    • Чем образована мочевыделительная система

      Важную роль для человека играет мочевыделительная система, имеющая свои уникальные особенности и функции, которая выводит шлаки и продукты жизнедеятельности, вырабатываемые клетками при обмене веществ.Мочевыделительная система человека избавляет...

      Лаги
    • Преподобный мефодий, игумен пешношский

      Преподобный Мефодий Пешношский.Преподобный Мефодий еще в молодых летах, в числе первых, пришел к преподобному Сергию и под руководством сего великого наставника иноческой жизни провел несколько лет. О его родителях, времени и месте рождения ничего...

      Керамическая плитка