• Воскресная школа - уроки для детей до трех лет - ноев ковчег. Воскресная школа - уроки для детей до трех лет - ноев ковчег Урок для малышей ноев ковчег асд

    20.12.2023

    познакомиться с историей всемирного потопа

    Задачи:

    • познакомиться с историей построения Ноем ковчега
    • узнать об обстоятельствах начала и окончания всемирного потопа, его продолжительности
    • понять необходимость всемирного потопа

    Использованная литература:

    1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.1. Глава 7.
    2. Дорофеев В., прот., Янушкявичене О.Л. Основы православной культуры: Учебное пособие, 3 класс. – М., 2009. Урок 4.

    Дополнительная литература:

    1. Библия, пересказанная детям старшего возраста. – СПб.: Печатный Двор, 1991. Глава IV.

    Ключевые понятия:

    • Потоп

    Словарь урока:

    • Праведник
    • Ковчег
    • Голубь
    • Радуга
    • Знамение

    Содержание занятия (открыть )

    Иллюстрации:




    Проверочные вопросы:

    1. Кто был Ной?
    2. Что Бог ему велел сделать?
    3. Сколько времени шел дождь?
    4. Что Ной сделал после потопа?
    5. О чём напоминает нам радуга?

    Ход урока. Вариант 1:

    Рассказ учителя по новой теме, сопровождаемый иллюстрациями.

    Работа над «озвучиванием мультфильма»: просматривая музыкальный мультфильм, дети должны сами озвучить его. Дать возможность большему числу детей попробовать свои силы, разделив мультфильм на эпизоды.

    Выполнение письменной работы «Точка за точкой».

    Ход урока. Вариант 2:

    Просмотр видеоматериалов.

    Учитель дополняет своим рассказом увиденное детьми.

    Дети отвечают на проверочные вопросы.

    Выполнение коллективной поделки «Ноев ковчег». Каждый ребенок получает пару животных для вырезания и раскрашивания. Когда животные готовы, учитель помогает склеить заранее напечатанный большой Ноев ковчег, собрать и поместить в него всех животных.

    Видеоматериалы:

    1. Мультсериал «Истории Ветхого Завета». «Потоп»:

    1. Библейские истории. Ной и Великий потоп. Читает Иннокентий Смоктуновский:

    1. Мультсериал «Моя первая Библия». «Ноев ковчег»:

    1. Музыкальный мультфильм «Ноев ковчег»:

    1. Телепроект «Остров открытий». Часть «Ноев ковчег ».

    1) Гнев Божий на людей

    Со времени смерти Адама и Евы прошло много лет. Род человеческий размножился. Дети Божии и дети человеческие сначала жили раздельно, но потом сыновья Божии стали брать в жены дочерей человеческих и следовать их дурному примеру. Все люди стали жить в грехах: забывать Бога, обижать друг друга и заботиться только о земном.

    Бог, наконец, разгневался на людей и решил очистить землю от грехов их и поселить на ней новый человеческий род. Один только человек по имени Ной оставался праведным на земле. Бог сказал Ною: «Сделай себе ковчег... Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всё живущее на земле... и войдёшь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жёны сынов твоих с тобою».

    2) Повеление Ною строить ковчег

    В то время люди жили долго, и Бог назначил им сто двадцать лет на раскаяние. А Ной в это время должен был вести своё необычайное строительство. Получив откровение от Бога, Ной приступил к сооружению ковчега. Ковчег строился по точному указанию Божию – из дерева гофер и был осмолён внутри и снаружи. Длина ковчега была около 150 метров, ширина – 25 метров и высота – 15 метров. Наверху было сделано в полметра длинное отверстие по всему ковчегу для света и воздуха, а сбоку дверь. Он состоял из трёх ярусов со множеством отделений, предназначенных для животных и корма.

    И сделал Ной всё, что повелел ему Бог. Сооружение Ноем громадного корабля на суше, вдали от воды, вызывало у окружающих людей лишь насмешки. Бог ожидал пробуждения чувства покаяния у нечестивых людей во время этого строительства, но всё было напрасно. Ной говорил людям о грядущем потопе, но они лишь издеваясь над проповедью Ноя, становились ещё более беззаботными. Тогда, не видя больше надежды на покаяние грешного человечества, Господь повелел Ною войти в ковчег со всем своим семейством и взять с собой ото всех зверей, по 7 пар чистых и по 2 пары нечистых. (Чистыми назывались животные, которых можно было принести в жертву Богу.)

    3) Начало всемирного потопа

    Ной послушался Бога и вошёл в ковчег. И вот «...разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь 40 дней и 40 ночей». Вода всё прибывала и прибывала на земле. Сто пятьдесят дней поднимался её уровень, так что даже высокие горы покрылись водой. «И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле». Погибло всё живое, и только один Ноев ковчег носился по необъятному морю. Это ужасное наводнение называется «всемирным потопом».

    4) Окончание всемирного потопа

    Постепенно вода начала убывать, и в седьмой месяц ковчег остановился на одной из вершин Араратских гор. На двенадцатый месяц, когда вода значительно спала, Ной выпустил через окно ворона, чтобы узнать, найдёт ли он сухое место, но ворон то улетал, то вновь возвращался к ковчегу. Тогда через семь дней Ной выпустил голубя, но и он вернулся, не найдя места, где бы смог отдохнуть. Спустя семь дней Ной опять его выпустил, и голубь вернулся под вечер, держа в клюве свежий оливковый лист. Ной подождал ещё семь дней и в третий раз выпустил голубя. На этот раз он не вернулся, ибо земля уже просохла. Тогда Господь повелел Ною выйти из ковчега и выпустить животных для размножения на земле.

    5) Жертвоприношение Ноя

    Тогда Ной вышел с семьей из ковчега, выпустил всех зверей и принес жертву Господу в благодарность за чудесное избавление. Жертва Ноя была угодна Богу, и Господь сказал ему, что на земле никогда больше не будет потопа. Знамением (то есть знаком) этого обещания Богом была дана радуга. Так Господь водою потопа как будто смыл все грехи с земли, и на ней снова началась жизнь.

    6) Нравственные выводы

    Почему же Бог, столь любящий людей, навёл на них потоп? Очевидно, они настолько уже были заражены пороком, что не случись потопа, все люди погибли бы от собственных грехов. Ведь подумай, как живут очень порочные люди – злятся на других, обижают, дерутся, могут даже убить. Хорошо, что их немного. А, представь, что бы творилось в мире, если бы такими были почти все люди? Поэтому каждому из нас нужно помнить, что совершая плохие, порочные поступки, мы увеличиваем количество зла в мире. От этого становится тяжелее жить и нам, и окружающим нас людям. Человек призван быть творцом добра, умножать на земле любовь, поэтому мы должны быть на стороне добра.

    7) Необходимость беречь природу

    Потоп, по обещанию Бога, не угрожает нам, но существует, кроме греховной жизни, ещё одна опасность. Посмотри вокруг. Нередко на улицах, во дворах, в подъездах домов можно увидеть мусор, разрисованные стены. Загрязняются леса, реки, моря, воздух. Конечно, предпринимаются различные меры для поддержания чистоты. Но если каждый человек не будет заботиться о чистоте, разве будет в нашем большом доме, этом замечательном мире, чисто и уютно? Поэтому, чтобы не пришлось тебе и твоим детям дышать грязным воздухом, ходить в замусоренный лес, купаться в загрязнённом море, старайся беречь этот прекрасный данный нам Богом мир.

    Проверочные вопросы:

    1. Как люди жили после смерти Адама и Евы?
    2. Кто был Ной?
    3. Что Бог ему велел сделать?
    4. Почему ковчег был таким большим?
    5. Что произошло, когда Ной вошел в ковчег?
    6. Сколько времени шел дождь?
    7. Как Ной узнал, что можно выходить из ковчега?
    8. Что Ной сделал после потопа?
    9. О чём напоминает нам радуга?

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Всемирный потоп Презентацию подготовила Михалина Светлана Александровна МБОУ «НОШ № 29» Сергиев Посад

    Всемирный потоп Сей корабль огромный, славный Спас в беде народ избранный. Сквозь потоп направил бег, Ну а звался он ……………. ковчег

    От детей Адама и Евы род человеческий быстро размножился, люди в то время жили долго, до 900 лет и более. От Сифа произошли благочестивые и добрые люди – «сыны Божии», а от Каина нечестивые и злые - «сыны человеческие».

    Сначала потомки Сифа жили отдельно от потомков Каина, сохраняли веру в Бога и будущего Спасителя. Но впоследствии стали брать себе в жены дочерей из потомков Каина и стали перенимать от них худшие обычаи и забывать истинного Бога. Через продолжительное время нечестье между людьми дошло до того, что из всех людей на земле остался верным Богу только один потомок Сифа – праведный НОЙ со своим потомством.

    Милосердный Бог дал людям на покаяние 120 лет. Это время могло послужить людям для раскаяния, вразумления. Ной не переставал призывать людей к исправлению их жизни, пробуждению совести, обращению к Богу. Но они лишь насмехались над Ноем и его семьей, которые сохраняя верность господу, выполняли Его задание.

    Тогда Господь решил очистить землю водою от нечестивого рода человеческого. Бог повелел Ною построить ковчег, в котором могли поместиться семья Ноя и животные.

    Получив откровение от Бога, Ной приступил к сооружению ковчега. Ковчег строился по точному указанию Божию - из де­рева гофер и был осмолен внутри и снаружи. Длина ковчега 300 локтей, ширина - 50 локтей и высота - 30 локтей 1 . Наверху бы­ло сделано длинное отверстие по всему ковчегу, в локоть шири­ной, для света и воздуха, а сбоку - дверь. Он должен был состо­ять из трех ярусов со множеством отделений, предназначенных для скота и корма. «И сделал Ной все: как повелел ему [Гос­подь] Бог...» (Быт. 6, 22).

    Когда ковчег был готов, Ной, по велению Божию, вошёл в него со своею женою, тремя сыновьями и их жёнами.

    И по указанию Божию взял с собою всех животных и птиц по паре для продолжения рода. Взял и запас пищи на год.

    В тот день, когда Ной, выполнив все указания, вошел со своею семьей в ковчег, воды потопа пришли на землю.

    40 дней и 40 ночей шел дождь, и «умножилась вода и подняла ковчег, и он возвысился над землею; вода же усиливалась и весьма умножилась, и ковчег плавал по поверхности вод»

    По окончании 150 дней вода стала постепенно убывать. На седьмом месяце остановился ковчег на горах Араратских (в Армении) .

    Когда вода значительно ушла с земли, Ной открыл окно ковчега и выпустил ворона, который отлетал и вернулся.

    Потом Ной выпустил голубя, но и он вернулся, потому что вода была еще на поверхности земли.

    Через 7 дней Ной снова выпустил голубя, и он вернулся к вечеру с масличным листом в клюве. Ной подождал еще 7 дней и снова выпустил голубя, который улетел и не вернулся, потому что земля освободилась от воды и подсохла.

    Ной с семьей вышел из ковчега и выпустил из него всех животных, пресмыкающихся и птиц, которые спасались на ковчеге.

    Тогда устроил Ной жертвенник и принес жертву всесожжения от всех животных и птиц и сынов его. И разрешил Господь людям есть мясо животных.

    И сказал Господь: «Я поставлю завет Мой с вами и потомством вашим после вас». И было обещано, что больше не будет потопа для истребления земли.

    И установил Господь, что знамением вечного завета между Богом и землею будет радуга в облаке.

    Сыновья Ноя, вышедшие с ним из ковчега, были: Сим, Иафет и Хам.

    Ной начал возделывать землю, насадил виноградник и научился делать вино. Ной выпил вина и, охмелев, заснул нагим в шатре своем. А его младший сын Хам, увидев наготу отца своего, рассказал об этом братьям своим. Братья Сим и Иафет вошли в шатер и укрыли отца одеждой. Проспавшись и узнав о случившемся, Ной проклял Сына Хама. Которого звали Ханаан. А Сима и Иафета благословил за их почитание к отцу.

    Ной прожил 950 лет, он был последний, достигший такой глубокой старости. После него силы человеческие стали оскудевать, и люди доживали только до 400 лет.

    Всё, что предсказал Ной своим сыновьям в точности исполнилось. Потомки Сима - симиты поселились в Азии, по преимуще­ству на Аравийском полуострове с прилегающими к нему страна­ми; потомки Хама - хамиты поселились почти исключительно в Африке, а потомки Иафета - иафетиты заселили всю южную часть Европы и Среднюю Азию, где образовали Арийское царство. Истинная религия сохранится у потомков Сима - симитов, или семитов (евреев), в их племени явится Искупитель мира. Потомки же Иафета вселятся в шатры Симовы, т. е. они уве­руют во Христа, в то время как симиты (евреи) откажутся от Него.

    Кафедральный собор в Монреале

    КРЕСТОСЛОВИЦА 2 4 3 5 1 6 н о й м и с к е в о л е ч в к г е п о т п т ф а 1. Сын Ноя. Его потомки сохранили веру в Единого Истинного Бога. 2. Благочестивый человек, построивший ковчег. 3. Кто был создан Богом в шестой день? 4. Как назывался корабль, построенный Ноем? 5. Всемирный …? 6. Сын Ноя, от которого произошли европейские народы

    Список литературы Закон Божий для семьи и школы. Протоиерей Серафим Слободской. Переиздано в России в 2003 г. Шевченко Л.Л. Православная культура. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. М., 2004 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%E1%EE%F0_% CC%EE%ED%F0%E5%E0%EB%E5



    Послушание Ноя угодно Богу Бытие 7-9

    ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ВО ВРЕМЯ УРОКА

    Инсценируйте историю.

    Расскажите, как Ной послушался Бога.

    Сделайте аппликацию к истории.

    Расскажите детям об их послушании.

    Повторите и выучите новую рифму.

    Поблагодарите Бога за спасение Ноя.

    О чем этот урок

    Этот и следующий уроки посвящены истории о Ное. Вам потребуется два занятия, чтобы передать детям этот важный рассказ о послушании Ноя и его семьи, о его огромном ковчеге, губительном наводнении и радуге знаке завета Бога с человеком. Рассказывая историю, помните, что она повествует о спасении. В ней говорится о приговоре, вынесенном падшему человечеству, выборе жизни или смерти, о Божьем завете с человеком и будущем искуплении. Но по существу она рассказывает о том, как Бог спас одну семью от потопа который все уничтожил.

    Данный урок подчеркивает послушание Ноя. Послушание должно быть ответным чувством на Божию любовь и доброту. Другими словами, это не что то, посредством чего мы заслуживаем прощения, но наш практический ответ на зов Божий, на Его милосердие. Рука Господня всегда протянута к нам, и мы скорее можем рассчитывать на Его любовь и помощь, даже дети могут рассчитывать на любовь своих родителей. Ваша задача на этом уроке дать детям типичное представление о Ное. На протяжении всей истории он представляет собой предмет насмешек со стороны своих соседей. Люди смеялись буквально над всеми его действиями: над постройкой гигантского ковчега в сухой долине, над тем, как Ной загонял в него зверей и собирал для них корм. Однако Библия описывает Ноя, как человека, который «обрел благодать пред очами Господа» (Быт. 6,8). Что может быть лучше для человека, как угодить Богу, и что может быть более значительным для маленьких детей? Конечно, важность угождать, быть послушными родителям и учителям. Бог был доволен послушанием Ноя. Он также может быть доволен послушанием каждого человека. В мире, пропитанном убийствами и кровавым насилием, Ной был безупречен. В поколении, которое насмехалось и отвергало Бога, один Ной смиренно «ходил пред Богом» (ст. 9). Из всех семей на земле, только одна была праведной. Ной имел в себе благородство и силу противостоять беззакониям того времени. Он был исключением. Но в итоге эта история должна быть сконцентрирована на Божьей доброте. Праведность Ноя и его послушание были исключением в то время, однако они должны быть правилом для каждого из нас. Бог имеет право ожидать послушания от каждого из Своего творения. И все заслуживают смерти за непослушание Ему.  Также Бог был очень огорчен тем, что созданные Им люди оказались на таком печальном жизненном пути, низко пали и так далеко ушли от своего первоначального положения и предназначения, что «все мысли и помышления в сердце их было зло во всякое время* (ст. 5). Тем не менее, Он решил спасти одну семью, чтобы произвести от нее новое начало. Детально об этом новом начале будет рассказано в следующем уроке.

    ВСТУПЛЕНИЕ

    Материалы 1. Карточка с изображением животного (каждому ребенку). 2. Маркер или фломастер. 3. Нитки или безопасные булавки.

    Этот урок постройте на теме «послушание». Расскажите вашим трехлетним детям о том, как Божии люди ответили на Его доброту и любовь. Даже маленькие дети могут соприкасаться с этой любовью, и они должны понять через историю о Ное, что нам также необходимо отвечать Богу послушанием. Для того чтобы подготовить детей к слушанию истории о Ное, принесите на урок по две фигурки каждого животного. Покажите карточки малышам и дайте каждому возможность выбрать животное по желанию, а также попросите их всех ответить, что это за животное, Напишите на карточках названия зверей, которых они изображают. Приколите их детям (каждому) на одежду или прикрепите нитку и оденьте на шею. Спросите у учеников, что общего во всех карточках? Да, там изображены животные! Попросите детей найти парные изображения два жирафа, два слона, два зайца, две птицы и т.д. Скажите им, что карточками с изображениями животных они воспользуются позже, а сейчас у Вас есть для них Библейская история. Попросите детей внимательно слушать, чтобы в сегодняшнем рассказе найти своих животных.

    БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ

    Материалы 1. Коробка из под обуви для ковчега. 2. Липкая лента. 3. Ножницы, мелки или маркеры. 4. Маленькие игрушечные животные (или печенье в виде животных). 5. Большой кусок прочной цветной бумаги для крыши.

    Ковчег Вы будете собирать во время рассказа Библейской истории детям. Можете раскрасить его, имитируя дерево. С одной стороны ковчега прорежьте дверь, а плотный лист бумаги прикрепите вверху в виде крыши. Ваш готовый ковчег будет выглядеть примерно так: Бог был очень огорчен. Папы не слушались Его. Мамы тоже. Даже маленькие мальчики и девочки забыли любить и слушаться Бога. Поэтому Бог был огорчен. Он так опечалился, что даже пожалел, что создал растения, животных и людей в Своем мире. Могло ли что-нибудь в этом плохом мире порадовать Его? Да! Был один человек в Божьем мире, который очень радовал Бога. Его имя Ной. Ной любил Бога! Он слушался Бога! И так поступали жена Ноя, его три сына и их семьи. Бог был счастлив оттого, что семья Ноя по прежнему любила Его, хотя все остальные люди Его не слушались и не любили. И потому Бог решил остановить все плохие дела, которые они делали. Да! Он решил уничтожить Свой мир и все живое в нем. Все? Нет не все. Бог пообещал спасти Ноя и его семью особенным путем.

    Вот послушайте: Бог пришел к Ною и повелел ему построить лодку. Нет, это была не маленькая лодка. О, нет! Это должна была быть большая, очень, очень большая лодка, которая называется ковчег. Как много работы было у Ноя! Как много времени ему нужно было, чтобы построить этот ковчег. Как вы думаете, Ной послушался Бога? (Дайте возможность детям ответить). Да, он действительно послушался, и сразу сделал то, что повелел ему Бог. Он пошел и немедленно приступил к построению большого, пребольшого ковчега. Сначала Ной должен был собрать все свои инструменты. Он нашел свою большую пилу, молоток и гвозди. А также приготовил много, много дерева. «Что ты делаешь, Ной? спрашивали его соседи. Что ты строишь?» «Я строю ковчег», отвечал Ной. «Ковчег? Что ты будешь с ним делать? Здесь же нет воды для того, чтобы он плавал». Соседи Ноя смеялись над ним, но Ной сохранял спокойствие и продолжал работать. Он верил тому, что сказал ему Бог, и таким образом, слушался Его. Ной вставал каждое утро и прибивал, прибивал и прибивал один кусок дерева к другому. (Начинайте рисовать доски со всех сторон коробки из-под обуви).

    Вы только подумайте, сколько ему нужно было досок для строительства такого огромного ковчега. Иногда Ной очень уставал, но не переставал работать. Нет! Бог сказал ему, что ковчег должен быть большим и очень устойчивым. Почему? Потому что он должен выдержать людей, много, много животных и птиц. Поэтому Ной продолжал пилить доски и забивать гвозди. Это продолжалось много, много времени дольше, чем вы ждете свой день рождения или Рождество. (Нарисуйте гвозди на досках). В конце концов, корпус большого ковчега был построен. Но на этом работа не закончилась. В ковчеге еще не было двери. Эта дверь должна была быть особенной, чтобы через нее могли войти внутрь животные разных размеров; и большие, и маленькие. (Прорежьте в коробке дверь, откройте и закройте ее, показывая детям, как она работает). Для ковчега нужна была также и крыша. Ною потребовалось очень много времени, чтобы построить такую большую крышу, но он сделал и это. (Приклейте липкой лентой крышу). И вот, наконец, ковчег, был построен. И он был дел точно таким, каким Бог повелел Ною его сделать. Ной слушался Бога. Он выполнил каждую даже самую маленькую вещь, которую Бог поручил ему.

    Соседи Ноя удивленно смотрели на большой ковчег. «Что за непонятную вещь ты построил, Ной? Зачем тебе такая большая лодка? Что ты будешь с ней делать?» Ной попытался рассказать людям о Божьем плане. Он объяснил, что Бег очень недоволен тем, что все люди: мамы и папы, девочки и мальчики не слушаются Его. И поэтому Он решил погубить землю и всех живущих на ней. Люди не послушались Бога и потому не смогли попасть в ковчег и спастись. Нет! Один только Ной и его семья, птицы и животные поплыли в ковчеге. И вот настало "то время, когда Бог сказал Ною и его семье войти в ковчег и взять с собой животных. По двое из каждого вида зверей и птиц вошли в него. (Откройте дверь ковчега). Первыми вошли... (Начинайте двигать игрушечных животных по направлению к ковчегу; пусть дети перечисляют их названия по мере того, как они «входят» внутрь). Снова и снова новые животные подходили к ковчегу. Их было очень много. Одни прыгали, другие бежали, третьи шли вперевалку, четвертые летели. Наконец-то, все они вошли в ковчег. И вся семья Ноя также вошла в него. И вся еда, которая нужна была людям и животным, чтобы кушать во время плавания, была с ними. Когда все было готово, Кто-то закрыл дверь ковчега. Как вы думаете, Кто это был? Это был Бог. Правильно! Это Он очень плотно закрыл дверь. А затем, как вы думаете, что Ной услышал? (Приложите руки к Вашим ушам). Шшш! Начали падать дождевые капли все быстрее, быстрее, быстрее. Начался очень сильный дождь. Как были счастливы Ной и его семья! Им было уютно и безопасно в ковчеге. И они сказали: «Спасибо Тебе, Бог. Спасибо Тебе, что Ты сохранил нас и мы в безопасности!»

    Практическое применение

    Проведите практическую деятельность, инсценируя сегодняшнюю историю. Начните вместе с детьми «строить» ковчег. Если вы имеете достаточно картонных кубиков, то отгородите ими большую площадь и назовите это ковчегом. (Не забудьте оставить место для двери). Если у вас нет кубиков, то попросите детей помочь Вам расставить стулья и, таким образом, вы получите огороженное место. Другой вариант это очертить на полу мелом или выложить лентой площадь ковчега, оставив открытое место для двери. После того, как вы огородили площадь ковчега, сядьте в него и обговорите, как вы будете инсценировать историю о Ное. Скажите детям, что Вы будете Ноем, а они будут животными, которые пришли в ковчег. Попросите детей еще раз посмотреть на свои карточки, чтобы знать, какое животное они будут представлять в этой игре. Затем дайте им время найти свою пару, напоминая этим, что животные пришли по двое. Вы можете разрешить нескольким парам показать, как они будут заходить в ковчег (топать, как «слоны», вытянув руки вперед в виде хобота; прыгать, как зайцы; бежать галопом, как лошади и т.д.). Затем попросите детей разойтись в разные стороны комнаты. При этом они должны сохранять пары, взявшись за руки. Начните вкратце рассказывать сегодняшнюю историю, подходя к тому месту, где животные заходят в ковчег. И потом позовите их, называя каждую пару, войти и заполнить ковчег. Когда все соберутся внутри ковчега, спросите у детей, Кто закрыл дверь (закройте кубиками, стульями или лентой отверстие для двери). Затем вспомните, чем заканчивается история, спросив у учеников, что же случилось, когда Бог закрыл дверь ковчега. Напомните детям, что Ной и его семья были очень благодарны Богу за тот чудесный путь, которым Он их спас.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Материалы Картинка к Библейской истории. (Каждому по одной). Оставаясь в ковчеге, закончите урок молитвой. Попросите детей присоединиться к Вам. (Повторите молитву несколько раз перед тем, как вы склоните головы и будете молиться вместе). Не забудьте отдать детям домой картинки по Библейской истории.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    1. Легкая закуска. Для легкой закуски приготовьте печенье в виде различных животных, которое будет напоминанием о сегодняшней истории. Поставьте на стол Ваш ковчег и предложите детям наполнить его этими «животными». После печенье можно съесть.

    2. Аппликация к истории. Прикрепите большой лист бумаги к стене. Нарисуйте мелом или фломастером контуры ковчега. Затем раздайте детям заранее приготовленные фигурки животных.

    3. Попросите учеников мелками или фломастерами разукрасить их. Затем Вы называете одного за другим всех животных, а дети, чье животное будет названо, подходят и приклеивают его клеем или липкой лентой к ковчегу. Проследите, чтобы животные были парами. Если хотите, то Вы можете также вырезать деревья, солнце, тучи, цветы и др., и приклеить их к аппликации. Пригласите родителей после урока посмотреть на сделанную вшей работу.

    4. Игра: «Спрятанные животные». Перед уроком вырежьте животных (каждого вида по два). Спрячьте этих животных в разных местах классной комнаты так, чтобы дети, после недолгих поисков, могли их найти. Поставьте ваш ковчег посреди класса и скажите ученикам, чтобы они, по мере того, как будут находить фигурки зверей, складывали их в него. Напомните при этом, что животных должно быть по два. Для подсказки Вы можете Называть их: слон, заяц, лошадь, черепаха, белка, жираф, утка. Проследите за тем, как животные будут «входить» в ковчег. Позвольте детям проверить набор животных, чтобы убедиться в том, что их в ковчеге действительно подвое.

    5. Можешь пи ты мне сказать? Здесь несколько вопросов, которые Вы или кукла Аня можете задать детям по теме сегодняшнего урока. 1. Что Бог сказал сделать Ною? 2. Послушался ли Ной Бога? 3. Что построил Ной? 4. Можешь ли ты рассказать мне случай, когда ты слушался кого-нибудь? (Дайте возможность ответить каждому ребенку).

    ЕСЛИ У ВАС ОСТАЛОСЬ ВРЕМЯ

    1. Поставьте сцену «вхождения» в ковчег.

    2. Если у Вас есть возможность, то покажите детям фильм о Ное или послушайте вместе с ними аудио рассказ.

    3. Используйте разную литературу о Ноевом ковчеге. Это могут быть книга, журналы, детские Библии в картинках.

    4. Сегодня вы можете сделать:

    Аппликацию к сегодняшней истории;

    Раздать детям формочки в виде животных и тесто или пластилин для того, чтобы они могли выдавливать различных зверюшек;

    Вырежьте фигурки животных из картона.

    …Долголетие нечестивых людей (а люди тогда жили по 800-950 лет и стали рождаться исполины) могло послужить средством умножения и распространения зла в человечестве. И вот, действительно, зло стало быстро распространяться в мире. Своего высшего развития оно достигло вследствие смешения между собой потомков Каина и Сифа. В это время земля была уже значительно заселена, а вместе с ее заселением распространялось страшное зло порочности и развращения. «И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время...» (Быт. 6, 5). Это, очевидно, была не простая естественная порочность испорченной натуры, а всеобщее господство открытого и дерзкого греха и восстания против Бога.

    От преступно-сладострастного общения сифитов с каинитами стали рождаться исполины. Полагаясь на свою силу, они внесли в человеческое общество ужасы насилия, бесправия, хищничества, сладострастия и всеобщего неверия в обетование будущего избавления. И вот, при виде такого состояния людей «...раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человеков до скотов и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» (Быт. 6, 6-7). Как созданные вместе с человеком и для человека, животные тоже должны разделять участь человека. Но волны порока еще не залили всего человечества. Среди него оказался человек, который «обрел благодать пред очами Господа». Это был Ной, сын Ламеха, «человек праведный и непорочный в роде своем». Он «ходил перед Богом», как и его предок Енох. И вот, когда земля «растлилась пред лицем Божиим и наполнилась... злодеянием», когда «всякая плоть извратила путь свой на земле», Господь сказал Ною: «Конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ...Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег... Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами... Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою» (Быт. 6, 9-18). Бог назначил сто двадцать лет на раскаяние человеческому роду, и в это время Ной должен был вести свое необычайное строительство, которое вызывало у окружающих людей лишь насмешки и угрозы. Но вера Ноя была непоколебима.

    Получив откровение от Бога, он приступил к сооружению ковчега. Ковчег строился по точному указанию Божию - из дерева гофер и был осмолен внутри и снаружи. Длина ковчега 300 локтей, ширина - 50 локтей и высота - 30 локтей (локоть составляет примерно полметра). Наверху было сделано длинное отверстие по всему ковчегу, в локоть шириной, для света и воздуха, а сбоку - дверь. Он должен был состо¬ять из трех ярусов со множеством отделений, предназначенных для скота и корма. «И сделал Ной все: как повелел ему [Господь] Бог...» (Быт. 6, 22).

    Разумеется, в продолжение всего строительства Ной не переставал проповедовать, призывать людей к покаянию. Но самой красноречивой его проповедью было, конечно, сооружение им громадного корабля на суше, вдали от воды. Долготерпение Божие все еще ожидало пробуждения чувства покаяния у нечестивых людей во время этого строительства, но все было напрасно. Издеваясь и кощунствуя над проповедью Ноя, люди становились еще более беззаботными и беззаконными. Они «ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех» (Лк. 17, 27).

    Архиепископ Вениамин (Пушкарь) "Священная Библейская история", часть I. гл.II, 3; изд. С-Петебрург, 2008 г.

    Предлагаем вашему вниманию цикл занятий с детьми по Ветхому Завету в воскресной школе при Свято-Вознесенском храме г. Тулы , который проводил заместитель руководителя Миссионерского отдела Тульской епархии Валерий Отставных . Данный опыт может быть полезен учителям религиозной культуры при разработке программы и содержания занятий.

    В мае 2011 г. завершился первый учебный год в нашей детской воскресной школе. Я вел Основы Православия для детей, курировал школу. Принципиально отверг и отвергаю школьные парты, «звонки на переменку» и оценки «за знания». В условиях обычного православного прихода это не работает, тем более, когда возраст детишек от 6 до 9 лет. Кто-то еще не привык к «урокам», а кто-то (И ЭТО ФАКТ!) успел от них устать.

    У нас всё было построено на игре. Играя, мы постигали основы Православия (главная форма общения – беседа), рисовали (чаще всего то, о чем беседуем), лепили, занимались рукоделием, бисероплетением, пели немножко обиход и православные песенки, читали христианские фэнтэзи, смотрели назидательные мультики, ездили в паломничество, исповедовались и причащались. Естественно, что небольшой опыт общения с детьми на тему «Основы Православия» появился. С чего все началось?

    Встал вопрос о «программе». О чем, в какой последовательности И КАК говорить детям?
    Оказалось, что замечательный пилотный учебник ОПК о.Андрея Кураева не совсем подходит т.к. он очень культурологический. В нем принципиально нет библейской истории: от творения мира до праведников, пророков, Моисея и т.д.
    Он намеренно подчеркивает именно этическую сторону христианской культуры. Да, о. Андрей объясняет некоторые культовые понятия: «храм», «икона», «причастие», «монастырь», но у автора я не нашел даже попыток дать определение Бога (прошу прощения, если определение, есть и я просто плохо смотрел). Кто-то может подумать, что это неважно, это слишком сложно: подрастет - поймет. У меня лично иная точка зрения и я укрепился в ней, когда попросил детей своими словами рассказать, кто для них Бог. Ответы привели меня в тихий ужас!
    За основу пришлось взять всё тот же «золотой стандарт» - "Закон Божий" прот. Серафима Слободского. Книга Слободского хорошая, просто замечательная. По ней учатся дети в воскресных школах, по ней же сдают вступительные экзамены в православные богословские вузы доктора наук. Книга, действительно, для всей семьи. Хотя многие справедливо подчеркивают, что она изобилует изображениями как бы Бога-Отца на престоле славы. И у детей может, несмотря на текст, сложиться представление о том, что Бог- это «дедушка с бородой». Не совсем устраивает композиция. По крайней мере, в первой трети книги. В «Свойствах Бога», делается попытка дать определение, Кто такой Бог. Затем много сведений о церковной обрядовой жизни и потом только --продолжение истории падения и спасения человечества: Рай, грехопадение и т.д.
    Здесь некая «скомканность» повествования абсолютно понятна. По идее, надо начать с определения, Кто такой Бог, потом объяснить, как можно доказать, что Он есть, затем о творении Богом мира «из ничего» и дальше всю историю рассказывать до воплощения Бога, до Господа Иисуса Христа. Но детям -то посещать храм, исповедоваться, причащаться, молиться НАДО СЕЙЧАС. Поэтому, не уйти никуда от параллельного рассказа о Боге, о Библейской истории мира, с одной стороны и,одновременно, о церковной обрядовой жизни, с другой. Дети, конечно, должны сразу знать, что такое молитва, пост, благословение, икона, храм, его устройство, исповедь, причастие, должны иметь пусть самое начальное представление о Христе, ведь именно Его Плотью и Кровью причащаются дети.
    Самое трудным (но без этого нельзя) оказалось объяснить детям на понятном им языке, но без сюсюканий и профанаций темы беседы, Кто такой Бог, что такое духовная жизнь. Сложности возникали и могут возникнуть у всех при объяснении первых двух дней творения. Имею в виду «свет-энергию» и «твердь». Это не могут понять даже взрослые люди…Но объяснить надо. И в 10-ти заповедях я лично не употребляю термины «блуд» или «прелюбодеяние», чтобы не разжигать детскую фантазию, которая пока в этой «пище» (сексуальные отношения с др. полом) даже и не нуждается. Объясняю заповедь о запрете блуда ценностями семейной жизни, которые надо сохранять, необходимостью добрых отношений мальчиков к девочкам, необходимостью подготовки детей к роли будущих пап и мам, т.е. воспитанием качеств, присущих папам и мамам (помощь друг другу, хозяйственность, умение "держать молоток", ухаживать за грудничком, варить кашу и т.д.). Кстати, ряд заповедей дети могут просто не понять. Их надо обязательно, как я думаю, «переводить» с церковнославянского на «детский».
    Ну, а с самой Библейской историей достаточно просто. Здесь можно смело опираться на Слободского. Только я предпочитаю вычленять в рассказах о жизни потоков Адама и Евы самое главное. Убирая на задний план второстепенные детали.
    Если мои конспекты для пап и мам пригодятся кому-то в семейном постижении вместе с детьми Основ Православия, буду очень рад. Еще раз напомню, что это только, если можно так выразиться, теоретическая часть Основ Православия. Практическая, т.е. постижении детьми обрядовой стороны родной религиозной культуры, знакомство с храмом, иконами, молитвой, участие в Таинствах, должна идти параллельно.

    Занятие 1. Кто такой Бог.
    Сказать, Кто Такой Бог чрезвычайно трудно. Самым важным определением Бога до сих пор остается определение Святого Апостола и любимого Ученика Господа Иисуса Христа (Бога,ставшего однажды человеком по имени Иисус Христос,но не переставшего быть Богом) Иоанна Богослова. «Бог – есть (это) Дух…» (Евангелие от Иоанна. Глава 4,стих 24).. А дальше можно говорить о том, чем Невидимый Бог (Дух) отличается от чего-нибудь также невидимого. Например, от воздуха в доме, где вы живете. Воздух можно «увидеть». Как? Его можно охладить и сжать и тогда он станет жидкостью. Дождь ведь это и есть воздух, ставший жидкостью. При большем охлаждении воздух превратится в твердое вещество. Например, в снег. Снег – это тоже воздух, но ставший видимым. Воздух в комнате можно ощутить органами осязания, взяв веер и обмахивая им лицо. В жаркий день это очень приятно.
    А вот Бога, Его духовную природу, нельзя «потрогать руками», увидеть, ощутить кожей и органами чувств. С ней «нельзя ничего сделать». Ни сжать, ни охладить. До нее нельзя «дотронуться» пальчиком. Вот так…
    Далее. За пределами земной атмосферы воздуха нет. Бог же не органичен пространством. Он – везде, но ни с чем не смешивается. Везде, но ни с чем не смешивается. Как это? Вы, наверное, видели всякие фантастические фильмы, в которых герой проходит сквозь стену. При этом человек не становится частью стены, не правда ли? Вот так и Бог. Везде присутствует, но не становится ни стеной, ни деревом, ни травой. Еще отличие. Было время когда не было воздуха, земли, вас, но не было времени «когда не было Бога». Он был всегда, Он есть сейчас и Он всегда будет. Он – ВЕЧЕН. Он создал само время. Вчера, сегодня, завтра. Жизнь человека можно сравнить с прямой линией, которая начинается в какой-то точке, но не заканчивается нигде. То есть человек бессмертен, но не вечен. А Бога можно сравнить с прямой линией, не имеющей ни начала, ни конца. Это символ вечности. Бог не только «бессмертен», как человек, Он ВЕЧЕН. Хотя представить себе это трудно, может быть, даже невозможно.
    Еще отличие. Бог-Творец. Он создал все видимое и невидимое, всех живых существ. В том числе, человека. Человек же творение Бога. Он создан Богом. Иногда он уподобляется Богу-Творцу, когда творит сам: строит красивейшие здания и храмы, пишет иконы и картины, книги и песни. Но всегда человек использует не только способности, данные ему Богом, но и вещества, созданные Богом для человека. Кисти, краски, кирпичи, бумагу, карандаши и многое другое. Тело человека, созданное Богом, тоже «инструмент» для творчества. Например, именно свое тело для создания танца используют танцоры и артисты балета, голосовые связки служат людям для чтения стихов и пения, без рук невозможно вылепить замечательную скульптуру. Бог же создал весь видимый мир и весь невидимый мир «из ничего». Таким образом, в отличие от человека, пишущего картину, Бог создал не только картину, но и сами «краски». И Ему для творчества не нужны руки или ноги. Одно Его желание создает из ничего видимый и невидимый миры.
    И еще. Последнее. О том, что объединяет человека и Бога, делает их «похожими». И человек, и Бог – Личности. Что такое личность? Определений этого много и все они слишком для вас научны и сложны. Достаточно пока понять, что личность – это живое существо, которое имеет волю, чувства, разум и сознает само себя как «Я». Коля. Ваня, Саша. Ангелина. Животное не может осознавать себя Шариком, Буренкой, Дружком, а человек может назвать себя Петр или Василий. Его воля и разум могут контролировать его чувства и поведение.Бог и человек – личности, но, в отличие от человека, Бог это – не одна,а Три Личности. Отец, Сын и Святой Дух. При этом, это не три разных Бога, а один. Это один Бог, являющийся Тремя Личностями, которые имеют одну природу, или сущность, но Три Лица. Представить это трудно даже взрослому и ученому человеку. Тем более вам. Приводят часто немного грубый, но яркий и понятный пример триединства. Он связан с Солнцем. Что такое Солнце? Это раскаленный шар, это свет, излучаемый шаром, и тепло, которое на земле создают солнечные лучи, нагревая ее. И шар, и свет, и тепло – это Солнце. Вот так и Бог – это Отец, Сын и Святой Дух. И при этом – Бог. Правда, интересно?
    И пока этой информации для вас будет достаточно.

    Проверочные вопросы: 1) Дайте определение Бога, которое предложил Церкви любимый ученик Христа святой апостол Иоанн Богослов.
    2) Разделите чистый лист на две половинки. В одной напишите слово «Бог», в другой – слово «воздух». Под словом «воздух» напишите свойства обычного воздуха, а под словом «Бог» напишите то, чем Бог отличается от воздуха.
    3) Разделите чистый лист на две половинки. В одной напишите слово «человек», в другой – слово «Бог». Под словом «человек» напишите свойства человека, а под словом «Бог» напишите то, чем Бог отличается от человека.
    4) Нарисуйте на листе бумаги символические изображения Бога (прямая линия) и человека (точка и прямая линия, выходящая из нее). Объясните, что значит прямая линия и точка с прямой линией.

    Новые понятия: Бог, Христос, Вечность, Бессмертие, Вездеприсутствие, творение «из ничего», личность, Троица.

    Занятие 2. Как доказать, что Бог существует на самом деле? Умные дяди богословы знают много доказательств существования Бога, но мы, давайте, запомним хотя бы три основных.

    Посмотрите вокруг. Как разумно устроен мир, как он гармоничен, как красив. Когда появляется солнце – открывают свои бутоны прекрасные цветы, с наступлением сумерек они снова складывают лепестки для «сна». Пчела чувствует благоуханную пыльцу цветка, которая станет медом, за несколько километров, и безошибочно летит к ней. Осенью птицы отправляются на юг, чтобы весной снова прилететь к нам. При этом они летят точно туда, где должна произойти их зимовка. Без компаса и карты. Сотни километров, над морями и лесами.Все это говорит нам о том, что жизнь возникла НЕ СЛУЧАЙНО. Что есть некий ТВОРЕЦ, создавший ее, давший ей мудрые законы существования. Который продолжает заботиться о жизни растений, животных и людей постоянно. Не дает им погибнуть. Сохраняет мир от разрушения. Без сомнения, это – БОГ!

    В человеческой жизни мы и наши знакомые сталкиваемся подчас с такими явлениями, которые называем чудесами. Иногда то, что происходит с нами, может кому-то показаться случайностью, но мы сами прекрасно знаем, что такое в нашей жизни случайность, а что чудо. Например, ты поссорился с другом. А потом раскаялся. Стал молиться Богу и просить Его сделать так, чтобы друг тебя простил. И вдруг ты слышишь звонок в дверь. Это пришел твой друг, который больше на тебя не сердится. Кто-то скажет, что это простая случайность, но мы то знаем, что это чудо. А бывают события, когда привычные законы жизни людей и природы преодолеваются совсем явно. И это тоже чудо. Явное. Видимое многими. И его нельзя объяснить законами, которые нам пока не известны. Например, ставший живым мертвый человек. Или человек, идущий по поверхности воды. Или огонь, который горит, но не обжигает твое тело.В жизни может происходить много необычного. Но не всякое необычное событие является чудом, Творцом которого является Бог.Чем же настоящее чудо отличается от лжечуда? Не только тем, что чудо необычно, что в нем преодолеваются законы природы, но и тем, что оно имеет одну единственную цель: спасение человека от греха и смерти. Через утверждение его в вере, приведение его к Богу, в Его Церковь. Представим себе. В окне нашей квартиры появились какие-то существа, «зеленые человечки», «помахали нам ручкой» и исчезли. Чудо ли это? Нет. Потому как случившееся никак не помогло нам в нашей вере в Бога, в Господа Иисуса Христа, не сделало нас более добросовестными членами Святой Церкви.
    И, наконец, есть люди особые, чистые, праведные, добрые. Еще их называют святыми. Они удостаиваются особого общения с Богом. Бог является им в образе Иисуса Христа, необыкновенного Света, Голоса. Бог посылает им Своих ангелов (бестелесных невидимых служителей, обладающих разумом и волей, являющихся личностями). И мы верим опыту и свидетельствам этих людей. Мы верим им и верим в то, что Бог, с Которым они общаются, существует!

    Проверочные вопросы:
    1) Назовите три основных доказательства существования Бога.
    2) Приведите свои собственные примеры разумности устроения мира, которые доказывают, что мир сотворен Богом, а не возник «случайно», «сам собой».
    3) Чем настоящее чудо отличается от лжечуда?
    4) Приведите свои примеры настоящих чудес и лжечудес.

    Новые понятия: чудо, лжечудо, ангелы, святые люди.

    Занятие 3. Сотворение мира Богом.
    Библия говорит нам о том, что Бог сотворил мир в течение 7 дней, но надо помнить, что под названием «дни» надо понимать не наши земные дни. Наш земной «день» или сутки -- это 24 часа, в течение которых земной шар поворачивается вокруг своей оси, и то одна, то другая его части оказываются освещенные солнцем. Это мы называем днем (светлая часть суток) и ночью (темная). Но солнце было сотворено Богом лишь на четвертый «день» творения, поэтому семь «дней» Библии это, как считают богословы, семь отрезков времени, в которые Создателем было создано все видимое и невидимое. Нам надо запомнить последовательность этих семи «дней» и то, что было в них сотворено из ничего Господом Богом.
    Еще перед началом создания мира видимого Бог творит мир невидимый. Это мир невидимых Божьих слуг, .АНГЕЛОВ. Именно «здесь» они обитают. После предательства Бога частью ангелов и превращения их в бесов (демонов, противников Бога), они тоже стали существовать в этом невидимом мире. А после того, как стали умирать люди, их души также стали обитать в этом невидимом мире, сотворенном Богом до начала создания видимого мира.
    После того, как появился невидимый мир, Бог начинает творить видимый. Вот последовательность этого творения.
    1-ый «День». В первый «день» Бог повелевает появиться «свету». Но не привычному нам свету солнца или электрической лампочки, а некой ЭНЕРГИИ, которая лежит в основе всего видимого мира и которую мы будем называть «свет».
    2-ой «День». Бог творит «твердь». То есть все окружающее нас пространство. Как художник вначале готовит краски, которые потом превратятся в рисунки людей, строений, животных.
    3-ий «День». Творец начинает, подобно художнику, «рисовать» «красками»- «твердью» наш мир. Он создает нашу планету Земля. Сушу и океаны на ней. Зелень, траву и деревья.
    4-ый «День». Бог создает солнце, луну и звезды.
    5-ый «День». Бог создает на Земле пресмыкающихся, насекомых, слизняков, рыб и птиц.
    6-ой «День». Бог творит животных. И,наконец, в заключение, людей. Мужчину Адама (в переводе с еврейского языка – «земного»), и Еву («мать всех людей»).
    7-ой «День». Про этот «день» Библия говорит, что Бог, благословя Свое творение, то есть дав ему Свою Божественную силу для спокойной,безопасной жизни, «почил», как бы мы сказали, стал "отдыхать". Но Бог не человек, Он не может устать. Библия имеет ввиду то, что Бог перестал творить. В седьмой «день» должно было совершиться важное событие. Люди, созданные Богом, должны были утвердиться в своем добровольном послушании Ему. А еще «покой» или «отдых» Бога в седьмой «день» напоминают нам о том, что седьмой «день» нашей обычной недели необходимо посвящать не работе и делам, а Богу: посещать храм, молиться, исповедоваться и причащаться.

    Проверочные вопросы:
    1. В какой «День» Бог творит Землю?
    2. В какой «День» Бог создал Солнце?
    3. В какой «День» были сотворены люди?
    4. Что создал Бог в первый «День»?
    5. Что создал Бог во второй «День»?
    Проверочное задание: нарисуйте любой из дней творения, так как вы это понимаете.
    Новые понятия: творение из ничего, бесы, первозданный «свет», «твердь», первые люди (Адам и Ева). Благословение Бога.

    Занятие 4. Грех и грехопадение первых людей в Раю.
    Ребята, вы часто слышите слово ГРЕХ. А что оно значит? Вы догадываетесь, что это что-то плохое, нехорошее. Какой-то плохой поступок, за который взрослые вас укоряют. Так оно и есть. Грех это непослушание Богу. Его воле, Его Законам. Грех можно назвать и преступлением, то есть нарушением Закона. Но не человеческого закона, а Божьего, который говорит о том, ЧТО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ. Почему нельзя? Да потому что, делая непозволительное и плохое, мы сами становимся плохими и все дальше и дальше удаляемся от Бога. Грязного человека не пустят в чистую комнату. Вот так и плохой человек не может находиться рядом с Самой Чистотой, Самим Добром и Светом. С Богом. Потому нарушать Божий Закон нельзя.
    Создав видимый мир и людей в нем, Бог поселил Адама и Еву в особом месте, в прекрасном саду под названием Рай (это слово с еврейского языка так и переводится – сад). Дал им кушать плоды со всех деревьев, в том числе Дерева Жизни, плоды которого давали людям бессмертие, но запретил срывать и кушать плоды всего с одного дерева – Дерева познания добра и зла. Противник Бога, падший ангел, сатана (что так и переводится с еврейского – противник), приняв образ змея, оболгав Бога, подтолкнул Еву и Адама к греху, к непослушанию Богу, к совершению беззакония. Они сорвали и съели плоды Дерева познания добра и зла. Этот первый грех, совершенный людьми, и его последствия называют грехопадением. Вместо раскаяния, и Адам, и Ева стали обвинять в случившемся грехе друг друга и сатану. Потому были изгнаны Богом из Рая. Человек потерял прямую связь с Богом, Источником Жизни и бессмертия, потому Адам, Ева и их дети стали физически умирать. То есть их души (такие невидимые части человека, обладающие разумом, волей, чувствами, соединенные с телом), стали терять с течением времени связь со стареющими телами и существовать отдельно. В невидимом мире. Кроме того, свойства душ Адама, Евы и их потомков, как солдаты в армии, «потеряли управление». Разум (командир души) перестал полностью управлять подчиненными (волей души и чувствами). Воля ослабла и все чаще слушалась не разума, а чувств. Чувства «взбунтовались» и не слушались никого, кроме физического тела, которое без контроля разума, как конь без седока, всегда "несет" человека к "обрыву греха". В результате человек, со времени греха в Раю, стал все время стремится совершить все новый и новый грех и «командиру человеческой природы» - разуму приходится очень стараться, чтобы тренировать волю ("закалять" ее, как закаляют тело) и сдерживать чувства ("держать их в узде", как всадники не дают строптивой лошади нестись по полю куда попало). Разуму приходится постоянно заставлять свою непослушную душу и свое непослушное тело не совершать новых беззаконий (грехов).
    Еще одно последствие греха в Раю. Адам и Ева были тесно связаны, как с Богом, так и с окружающим их миром. Через них Творец-Бог изливал в мир Свою благодать (то есть, Свою Божественную энергию или силу, помогающую миру быть радостным и прекрасным). Потеря связи людей с Богом сказалась и на природе Земли. Она потеряла благодать, или, как говорят, «повредилась»: появилась бесплодная земля, пески, болота, холодные горы, морские впадины, задышали вулканы, земля стала сотрясаться от землетрясений. Животные, жившие в мире друг с другом, стали врагами. Одни – хищниками (теми, кто охотится и питается другими живыми существами) и жертвами (теми, кто становится пищей для хищников). В этих новых условиях земного существования у Адама и Евы стали рождаться дети….

    Проверочные вопросы:
    1. Что такое ГРЕХ?
    2. В чем выразилось непослушание Адама и Евы Богу?
    3. Кто подтолкнул людей к первому греху?
    4. Раскаялись ли первые люди сразу после совершения греха в Раю?
    5. А какие грехи совершаете вы?
    6. Как совершенный грех в Раю сказался на душах первых людей?
    7. Как совершенный грех в Раю сказался на природе Земли?
    Новые понятия: грех, Закон Божий, Рай, Дерево Жизни, Дерево познания добра и зла, сатана, принявший образ змея, смерть, душа, Божественная благодать, тело, хищники, жертвы.

    Занятие 5. Дети Адама и Евы Каин и Авель. Первое убийство в истории человечества.
    У Адама и Евы появились дети. Среди них были два брата. Каин (более старший) и Авель (младший). Каин и Авель жили рядом. Чтобы восстановить связь с Богом, разрушенную в Раю их родителями, Адамом и Евой, они начали приносить Богу жертвы – плоды своего труда. На жертвенных кострах братья сжигали то, чем обладали. Авель, занимавшийся разведением животных, лучших животных из своих стад, а Каин, бывший земледельцем, произраставшее на земле. Причем, не самое лучшее из того, что росло. Дым от жертвенного костра Авеля поднимался вверх, что означало, что Бог принимает его жертву, а дым от костра Каина стелился по земле, что означало, что небо не принимает жертву Каина. Полагают, потому что делал это Каин не от чистого сердца, без страха и уважения к Богу. Каин стал завидовать брату. И однажды, выманив его в поле, убил. На вопрос Бога о брате Каин надменно ответил, что не знает, где он. Каин сказал: «Не сторож я брату моему». Что значит: мне не дорог мой брат, мне он не нужен, меня не интересует его жизнь.
    Каин был проклят Богом и отмечен особой «печатью». Как полагают некоторые богословы, «печатью» стало особое выражение лица, по которому все люди узнавали Каина - братоубийцу и его потомков и избегали их.

    Проверочные вопросы:
    1. Почему Каин убил брата?
    2. Что ответил Каин Богу об отсутствующем брате? Что это значит?
    3. А вам знакома зависть? Как вы с ней боритесь?

    Новые понятия: дети первых людей (Каин и Авель, братья), жертвы Богу, неугодная жертва, первое убийство, зависть, «каинова печать».

    Занятие 6. Всемирный потоп. Ной и его дети. Ковчег. Человечество со временем стало совершать множество грехов и забыло Бога. Осталось лишь одно семейство во главе c человеком по имени Ной (в еврейского языка его имя можно перевести как «мирный», «миролюбивый»). Это семейство помнило Бога и доверяло Ему. Бог решил послать на людей, развращенных грехами, потоп (наводнение), но Ноя и его близких спасти, чтобы те стали родоначальниками нового человечества. Бог повелел Ною строить на суше большой Ковчег (огромное судно, закрытое со всех сторон, наподобие бочки, держащееся на воде и не тонущее). Люди смеялись над строительством, потому что Ной строил корабль на суше, но он, доверяясь Богу, продолжал создание Ковчега спасения. Когда строительство было окончено, Ной собрал в Ковчег запасы еды и питья, семь пар «чистых» животных (которых приносили в жертву Богу) и столько же пар «нечистых» (которых не приносили на жертвенник), своих детей с женами. Началось наводнение. Погибли все, кроме семейства Ноя внутри Ковчега. Когда вода начала спадать, Ной открыл Ковчег и увидел безбрежный океан. Посланный ворон вернулся ни с чем, а голубь принес радостную весть. Он держал в клюве лист. Значит, впереди была спасительная земля. И, стало быть, Бог больше не сердится на людей. Между Богом и человеком вновь установился мир. Появившаяся радуга (как бы мост между небом и землей) это подтвердила. С тех пор символом мира стало изображение голубя с веточкой в клюве.

    Проверочные вопросы:

    1. Что такое Ковчег и почему Ной начал его строить?
    2. Почему люди смеялись над ним?
    3. Что такое потоп?
    4. Почему Бог послал на людей потоп?
    5. Что значит изображение голубя с веточкой в клюве?
    6. Что означала радуга, появившаяся после потопа?
    Новые понятия: Ной – прародитель нового человечества, потоп, Ковчег, «чистые» и «нечистые» животные.
    Занятие 7. Дети Ноя. Сим, Хам, Иафет.
    У Ноя родились дети, которых звали: Сим, Хам, Иафет. И Бог благословил их. Даровал им Свою силу, Свою божественную энергию для долгой счастливой жизни. Ной, первым из людей, стал выращивать виноград. Люди еще не знали, что забродивший виноградный сок может стать вином. И вот Ной, не зная этого, однажды выпил много забродившего сока, опьянел и упал голым в своем шатре. Хам увидел это и посмеялся над отцом. Потом побежал к братьям и предложил пойти в шатер и вместе смеяться над голым и беспомощным родителем. Но его братья, Сим и Иафет, осудили брата, пошли и прикрыли наготу отца. Проснувшись и узнав о случившемся, Ной проклял своего сына Хама и его потомков, прекратил общение с ним. Но Бог не стал проклинать Хама, потому что накануне его греха благословил его вместе с другими детьми Ноя. Благословение - Божий дар и Бог никогда не "забирает" его назад по "Собственному желанию", только сам человек может отказаться от дара, отказавшись вначале от Дарителя. Не стал Бог проклинать и ноево потомство, дав возможность всем трем детям Ноя плодиться и размножаться в мире. С тех пор Землю населяют народы, являющиеся потомками трех братьев: семиты (евреи,арабы,ассирийцы), иафетиты (все европейцы и русские) и хамиты (африканцы, среди которых египтяне, эфиопы, ливийцы,финикийцы и др.). А неуважение к старшим стало именоваться «хамством», в память о греховном поступке Хама, сына Ноя.

    Проверочные вопросы:
    1. Почему Ной опьянел?
    2. Что сделал Хам?

    3. Что сделали его братья?

    4.Почему Бог не проклял Хама и его потомков, как его отец Ной?
    5. Кто такие хамиты, иафетиты и семиты?
    6. Что такое хамство?

    7. А вы когда нибудь грубили старшим? Не забыли попросить у старших прощения?
    Новые понятия: дети Ноя – прародители современного человечества: Сим (семиты), Хам (хамиты), Иафет (иафетиты)., хамство, благословение Бога людям.

    Занятие 8. Закон Божий. 10 заповедей Бога.
    Позднее, через Божьего пророка Моисея (одного из людей через которых Бог объявляет свою волю, передает народу Свои послания) Бог дал людям, записанные на двух каменных плитах, 10 главных заповедей (то есть завещаний, наставлений, которые нельзя никогда забывать). О том, что СЛЕДУЕТ делать и что НЕ СЛЕДУЕТ. Что есть добро (доброе дело, добродетель), а что зло (плохой поступок, грех).
    Перескажу вам эти заповеди своими словами.
    1. Веруй только в одного, Истинного Бога. Бога, которого исповедует Православная Церковь. Бога-Троицу. Отца, Сына и Святого Духа.
    2. Не верь в других богов, потому что все другие боги – ложные. Не «создавай» в своем уме богов из чего-нибудь, что Богом не является (кумиров): из уважаемых людей, интересных занятий, красивых вещей.
    3. Не превращай свою веру в Бога во что-то будничное, скучное. Помни, что когда произносишь имя Бога, зовешь своего Создателя и Покровителя, от которого зависит и твоя жизнь, и твоя смерть. Не беседуй о Боге и вере с кем попало и где попало. Беседуй только с теми, кому, правда, интересно что-то узнать о твоей вере, и не второпях.
    4. Не забывай о Боге. Один особый день недели посвящай Ему. Для нас, православных, это Воскресенье, когда мы посещаем храм.
    5. Уважай своих родителей, слушай их, и заботься о них. И теперь, и когда он станут старенькими.
    6. Не убивай никого из людей или животных из греховных побуждений (например, желая обогатиться, многие люди начинают неправедные, грешные войны) или «просто так» (например, некоторые дети «просто так», «от нечего делать», стреляют из рогаток в кошек или птиц).
    7. Веди себя прилично по отношению к девочкам (если ты мальчик) и к мальчикам (если ты девочка). Мальчики и девочки – будущие взрослые люди, папы и мамы. К этому надо себя готовить с детства. Не только через воспитание уважения друг к другу, но и через приобретение навыков ведения домашнего хозяйства. Мальчик должен учиться всему тому, что умеет папа (забивать гвозди, клеить обои, ремонтировать сломавшийся стул и другое) , а девочка – всему тому, что умеет мама (готовить вкусную еду, шить, ухаживать за карапузами и многое другое). При этом, и мальчики, и девочки должны учиться помогать друг другу. До взрослого возраста, до свадьбы и создания семьи, между мальчиками и девочками могут быть ТОЛЬКО ДРУЖЕСКИЕ отношения.
    8. Не воруй. Не бери чужого.
    9. Не ври.
    10. Не завидуй другим. Помни, что именно из-за зависти произошло первое убийство в истории человечества.

    Проверочные вопросы:
    1. Перечисли наизусть все 10 заповедей Бога.
    2. Что говорит в них Бог о том, КАК СЛЕДУЕТ ПОСТУПАТЬ?
    3. Что говорит в них Бог о том, КАК НЕ СЛЕДУЕТ ПОСТУПАТЬ?
    4. А ты сам в своей жизни следуешь этим заповедям или нет?
    Новые понятия: заповеди Бога, пророк, добро (добродетель),зло, кумир.

    Желаем вам, дорогие ребята, летом не нарушать Божьи Заповеди, быть послушными, не огорчать старших и родителей!
    (Продолжение – в новом «учебно-игровом» году).
    Спасай вас Господь!



    Похожие статьи