• Лексический разбор слов. Лексический разбор слов Как делать лексический разбор примеры

    14.03.2024

      Нужно узнать значение слова, многозначно ли оно, найти синонимы, омонимы и антонимы к этому слову, определить устаревшее ли это слово, русское ли оно или заимствованно из другого языка, а так же нужно установить к какому типу лексики относится это слово.

      Лексический анализ-это проше говоря разложение слова на лексические элементы.Первое что нужно сделать для лексического анализа это выявить в слове многозначность или однозначность(прямой,переностный смысл).Также

      Лексический разбор слова подразумевает анализ конкретного слова в качестве лексической единицы языка (производится с помощью словарей руссского языка: толкового, фразеологического, омонимов, синонимов, антонимов).

      Схема лексического разбора слова включает в себя следующие пункты:

      Схема разбора:

      1. Лексическое значение слова в данном контексте (в предложении)
      2. однозначное или многозначное слово (сколько значений у слова)
      3. в каком смысле употреблено (в прямом или переносном)
      4. имеет ли омонимы (слова разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию)
      5. имеет ли синонимы (близкое по смыслу с другим словом)
      6. имеет ли антонимы (противоположное по значению слово)
      7. исконно русское или заимствованное (можно посмотреть в словаре иностранных языков)
      8. общеупотребительное или нет (диалектное, специальное)
      9. входит в активный или пассивный словарный запас
      10. в каком стиле речи преимущественно употребляется
    • Лексический разбор слова проводится с использованием лингвистических словарей - толкового, фразеологического словаря, а также словарей антонимов, синонимов и омонимов.

      Разбор слова происходит по определнной схеме

      1. Сначала определяется лексическое значение данного слова в определнном контексте.
      2. При наличии нескольких значений слова, необходимо указать другие значения.
      3. Устанавливается, в каком смысле использовано слово - в прямом или переносном (ТИП лексического значения.
      4. Если слово использовано в переносном смысле, определяем ВИД переносного значения.
      5. Строится ряд из синонимов (именно для этого значения слова)
      6. Подбирается антонимическая пара.
      7. Определяется происхождение слова - из русского языка, или заимствовано из иностранных.
      8. Устанавливается, относится ли данное слово к общеупотребительным словам или к ограниченной в употреблении лексике.
      9. Определяется, устаревшее ли слово или более современное.
      10. Указывается, относится ли слово к составу фразеологизмов, является ли оно его частью.

      Лучше всего показать лексический разбор слова на определнном примере.

      Разбираем выражение старый друг из поговорки Старый друг лучше новых двух по пунктам.

      1. Старый друг - означает не новый, а уже долго существующий друг.
      2. Слово старый имеет несколько значений. а) достигший старости, существующий давно, долгое время (например - старый человек); б) уже не новый, а ветхий, поврежднный временем (когда идт речь о какой-то вещи - например, старый чемодан); в) не новый, а известный или давно привычный (о событиях, сказках, анекдотах итд - старый анекдот); г)древний, существующий уже очень давно (о произведениях искусства - например старая картина); д) прежний, предыдущий (например о профессии, работе - поменял старую работу на новую).
      3. Значение слова, в котором оно используется в предложении - прямое.
      4. Синоним - давний, прошлый.
      5. Антоним - новый.
      6. Происхождение слова - исконно русское.
      7. Слово является общеупотребительным, применяется во всех речевых стилях.
      8. Слово не устаревшее, а является частью активного словарного запаса.
      9. Слово применяется как часть фразеологизмов - например, старый конь борозды не портит, старый ворон зря не каркает.
    • Лексический разбор слова - это анализ слова как единицы русского языка. Этот разбор выполняется по определнной схеме, которая включает в себя десять пунктов.

      Рассмотрим этот план на определнном примере.

      Выполним лексический разбор слова Вода.

      1) Лексическое значение слова.

      В общем случае, вода - самая распространнная жидкость на нашей планете.

      2) Есть ли у слова несколько значений, если есть, то какие.

      Это слово имеет несколько значений: первое - жидкость, второе - лишние слова в тексте, не имеющие особого смыслового значения и затрудняющие его восприятие.

      3) Смысл слова - прямой или переносный.

      Если в контексте анализа текста или высказывания - то переносное значение, в остальных случаях - прямое значение.

      4) Вид переносного значения.

      Если мы говорим о воде в тексте, то это метафора.

      5) Синонимы.

      Жидкость, влага.

      6) Антонимы.

      Суша, земля, камень, пустыня.

      7) Происхождение слова - русское или заимствованное.

      Заимствованное, из латинского языка.

      8) Слово является общеупотребительным или оно относится к лексике ограниченного употребления.

      Вода - это широко используемое слово, оно является общеупотребительным.

      9) Слово является устаревшим или современным.

      Данное слово является современным.

      10) Определить принадлежность слова к фразеологизмам.

      Со словом Вода есть немало фразеологизмов.

      Например:

      Воды в рот набрал - когда человек ничего не хочет говорить.

      Не разлей вода - сильная близость.

      Как рыба в воде - чувствовать себя уверенно.

      Носить воду в решете - бесполезно тратить сво время на что-либо.

      Лексический разбор слова может понадобится при изучении такого раздела русского языка как лексика и заданий по нему. Лексический разбор слова:1. определение однозначности и многозначности слова 2. что обозначает слово в данном тексте 3.есть ли синонимы, 4.антонимы 5.заимствованное ли слово, или свое6. входит ли слово в состав фразеологизмов, 7. есть ли у слова омонимы 8. Является ли слово устаревшим (дополнительно можно указать-слово историзм или архаизм.

      В школе лексический разбор слова мы часто делали устно. В схему разбора входят следующие шаги:

      1. Значение слова. Слово обычно берется из какого-нибудь контекста. К примеру, ученики читают текст, и учитель задает Иванову разобрать прочитанное слово. Он должен объяснить его значение в данном предложении.
      2. Помимо значения в контексте Иванов должен указать и другие его значения.
      3. Он должен определить значение слово Переносное или Прямое.
      4. В случае, если оно переносное, Иванов также должен объяснить его значение.
      5. Далее он подбирает синонимы.
      6. Потом - антонимы.
      7. Определяет происхождение слова: русское или нерусское.
      8. Делает вывод: слово употребляется в современной речи или уже устарело.
      9. Ищет фразеологизмы с данным словом в контексте.
    • Лексический разбор это анализ слова однозначности-многозначности слова,типа его лексическое значение в данном контексте,синонимов,антонимов,происхождения слова.Порядок у них там токой сначала определяют Значение слова,Многозначное,Происхождение слова,Сфера употребления слова вс это нужно делать с помощью словарей.

      Лексический разбор слова подразумевает анализ слова как единицы русского языка, при этом необходимо определить следующие характеристики слова:

      Является ли слово однозначным или многозначным,

      Какой тип лексического значения слова в конкретном контексте,

      Какие есть синонимы у слова,

      Какие у слова есть антонимы,

      Какое происхождение данного слова,

      Принадлежит ли данное слово к лексике, ограниченной в употреблении или это слово из общеупотребительной лексики,

      Какие у слова фразеологические связи.

      Чтобы правильно определить все эти характеристики для лексического разбора используются лингвистические словари (толковый, фразеологический, словари антонимов, синонимов и омонимов).

      Вот как выглядит схема лексического разбора слова.

    Лексический разбор слова предполагает анализ слова как лексической единицы русского языка, с указанием: 1) однозначности-многозначности слова; 2) типа его лексического значения в данном контексте; 3) синонимов; 4) антонимов; 5) происхождения слова; 6) принадлежности слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении; 7) фразеологических связей слова. Лексический разбор является факультативным видом разбора для школьной практики. Обычно он не даётся в качестве контрольного задания.

    Лексический разбор слова должен проводиться при помощи лингвистических словарей: толкового словаря, словаря синонимов, антонимов, омонимов; фразеологического словаря русского языка.

    Схема лексического разбора слова.

    1. Определите лексическое значение слова в контексте.

    2. Если слово многозначно, укажите другие его значения (при необходимости можно пользоваться толковым словарём русского языка).

    3. Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное.

    4. Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения.

    5. Постройте синонимический ряд для слова в данном значении.

    6. Подберите антонимическую пару к данному слову.

    7. Определите, является данное слово исконно русским или заимствовано из другого языка.

    8. Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении.

    9. Определите, является ли слово устаревшим.

    10. Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов.

    Образец лексического разбора слова.

    Завершив свои операции , фронты один за другим останавли­вались на достигнутых к весне рубежах. (К. Симонов)

    1. Операция - ряд стратегических действий, проводимых в период наступательных или оборонительных боев (воен., проф.).

    2. Слово многозначно: а) хирургическая операция; б) торговая операция; в) финансовая операция; г) почтовые операции.

    3. Значение прямое.

    4. Синонимический ряд: операция, бой, сражение, военные действия.

    5. Слово заимствовано из латинского языка.

    6. Слово профессиональной лексики (военная терминология).

    7. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.

    Лексический разбор слова предполагает анализ слова как лексической единицы русского языка, с указанием: 1) однозначности-многозначности слова; 2) типа его лексического значения в данном контексте; 3) синонимов; 4) антонимов; 5) происхождения слова; 6) принадлежности слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении; 7) фразеологических связей слова. Лексический разбор является факультативным видом разбора для школьной практики. Обычно он не даётся в качестве контрольного задания.

    Лексический разбор слова должен проводиться при помощи лингвистических словарей: толкового словаря, словаря синонимов, антонимов, омонимов; фразеологического словаря русского языка.

    Схема лексического разбора слова.

    1. Определите лексическое значение слова в контексте.

    2. Если слово многозначно, укажите другие его значения (при необходимости можно пользоваться толковым словарём русского языка).

    3. Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное.

    4. Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения.

    5. Постройте синонимический ряд для слова в данном значении.

    6. Подберите антонимическую пару к данному слову.

    7. Определите, является данное слово исконно русским или заимствовано из другого языка.

    8. Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении.

    9. Определите, является ли слово устаревшим.

    10. Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов.

    Образец лексического разбора слова.

    Завершив свои операции , фронты один за другим останавли­вались на достигнутых к весне рубежах. (К. Симонов)

    1. Операция - ряд стратегических действий, проводимых в период наступательных или оборонительных боев (воен., проф.).

    2. Слово многозначно: а) хирургическая операция; б) торговая операция; в) финансовая операция; г) почтовые операции.

    3. Значение прямое.

    4. Синонимический ряд: операция, бой, сражение, военные действия.

    5. Слово заимствовано из латинского языка.

    6. Слово профессиональной лексики (военная терминология).

    7. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.

    Лексический разбор слова (разбор под цифрой 5)

    Лексический разбор слова должен проводиться при помощи лингвистических словарей: толкового словаря, словаря синонимов, антонимов, омонимов; фразеологического словаря русского языка.

    Схема лексического разбора слова

    1. Определите лексическое значение слова в контексте.

    2. Если слово многозначно, укажите другие его значения.

    3. Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное.

    4. Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения.

    5. Постройте синонимический ряд для слова в данном значении.

    6. Подберите антонимическую пару к данному слову.

    7. Определите, является данное слово исконно русским или заимствовано из другого языка.

    8. Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении.

    9. Определите, является ли слово устаревшим.

    10. Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов.

    Примеры лексического разбора слова

    Завершив свои операции, фронты один за другим останавливались на достигнутых к весне рубежах . (К. Симонов)

    1. Операция - ряд стратегических действий, проводимых в период наступательных или оборонительных боев (воен., проф.).

    2. Слово многозначно: а) хирургическая операция; б) торговая операция; в) финансовая операция; г) почтовые операции.

    3. Значение прямое.

    4. Синонимический ряд: операция, бой, сражение, военные действия.

    5. Слово заимствовано из латинского языка.

    6. Слово профессиональной лексики (военная терминология).

    7. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.

    С лечебной целью используют корни и корневища элеутерококка, собранные осенью. (В. Ягодка)

    1. Корень – в данном предложении слово “корень” имеет значение “вросшая в землю часть растения, через которую оно всасывает соки из почвы”.

    2. Слово многозначно: а) часть растения, б) часть основания, в) первопричина, г) часть слова, д) алгебраическая операция, функция, е) число, обращающее в ноль или тождество

    4. Омонимов, синонимов, антонимов в данном значении не имеет.

    5. Исконно русское.

    6. Слово общеупотребительное, употребляется во всех стилях речи.

    7. Слово не является устаревшим, входит в активный словарный запас.

    8. Слово входит во фразеологизмы: зри в корень, вырывать с корнем, корень зла, на корню, под корень, пустить корни.

    Старый друг лучше новых двух.

    1. Старый друг – друг, существующий с давнего времени, долго.

    2. Слово старый является многозначным: а) проживший или просуществовавший долгое время, достигший старости (Старый человек), б) не новый, повреждённый временем или пришедший в ветхость (Старый чемодан), в) не новый, давно известный или издавна привычный (Это старый анекдот), г) существовавший давно, древний (Картины старых мастеров), д) прежний, предшествующий (Он бросил старую работу и устроился на новую).

    3. В предложении употреблено в прямом значении.

    4. Синоним - давний.

    5. Антоним - новый.

    6. Исконно русское.

    7. Слово общеупотребительное, употребляется во всех стилях речи.

    8. Слово не является устаревшим, входит в активный словарный запас.

    9. Слово входит во фразеологизмы: старый конь борозды не испортит, старый ворон зря не каркает.

    1. Определить лексическое значение слова (самостоятель­но или с помощью словаря).

    2. Установить, в прямом или в переносном значении упот­реблено слово. Если в переносном значении, то указать вид тропа (метафора, олицетворение, эпитет).

    3. Установить, есть ли у слова синонимы, антонимы, омо­нимы.

    4. Определить стилистическую окраску слова (разговорное, нейтральное или книжное), особенность употребления в речи (для устаревших, диалектных, профессиональных слов).

    5. Определить происхождение слова (самостоятельно или с помощью словаря) - исконно русское или заимствован­ное.

    Образец записи :

    Задремали звёзды золотые. (С. Есенин)

    1. Задремать - впасть в дремоту, заснуть лёгким сном.

    2. Перен, знач. - олицетв.

    3. Забыться, заснуть, погрузиться в сон, уснуть, забыть­ся сном - синонимы.

    5. Исконно русское.

    КАКИЕ ЗАДАНИЯ экзаменационного теста проверяют знания и умения по лексике и фразеологии?

    АЗ. Какое из перечисленных слов имеет значение «презри­тельно-надменный»?

    1) высокомерный

    2) фамильярный

    3) тщеславный

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

    Чтобы справиться с этим заданием, нужно обладать в ре­чи большим запасом слов. Кроме того, нужно опираться и на языковую интуицию, которая может подсказать вам пра­вильный ответ

    Суть задания в том, что из четырёх предложенных слов нужно найти именно то, лексическое значение которого дано среди других перечисленных. Например: значение «человек, занимающийся рискованными и сомнительными делами, в расчёте на случайный успех» имеет первое из нижепере­численных слов (авантюрист, аферист, эгоист, экстре­мист), значение «действующий без всякого стеснения» при­суще третьему прилагательному (стеснённый, скованный, бес­церемонный , демократичный), к выражению «презрительно-надменный» - второе прилагательное (энергичный, фамиль­ярный, невоспитанный, наглый), к «лицемерие, ханжество»- последнее из данных на выбор слов (хвастовство, равноду­шие, авантюризм, фарисейство) , «лишённый необходимого присмотра» - первое слово (безнадзорный , безнаказанный, безнадёжный, беззащитный), к «музыкальное сопровожде­ние голоса» - третье слово (аранжировка, анонс, аккомпа­немент, экспромт), к «удобный случай для отправки с кем-либо письма, посылки» - четвёртое из перечисленных слов (экспресс, факс, экспедиция, оказия ), к «человек, испыты­вающий ненависть к людям» - третье слово (меланхолик, максималист, мизантроп , куратор) и т.п.

    А4. В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОН­НЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?

    1) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой ин­формации, в том числе представленных в электронном виде на различных ИНФОРМАЦИОННЫХ носителях.


    2) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой ИНФОРМАЦИОННОЙ телепрограммы.

    4) Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии помо­гают успешно и быстро решать многие проблемы.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ !

    Задание проверяет умение правильно употреблять слова с учётом их лексического значения. При этом для анализа предлагаются четыре предложения, в которых употреблены паронимы - близкие по звучанию однокоренные слова, обо­значающие разные понятия.

    Таких слов в русском языке немало, и употребление их в речи связано с определёнными затруднениями: абонент­ный - абонентский, представить - предоставить, здравица - здравница, гарантийный - гарантированный, скрыт­ный - скрытый, запасный - запасливый, памятный - памятливый, понятный - понятливый, соседний - сосед­ский, угодный - угодливый, одеть - надеть, удачный -удачливый и т.п.

    Ошибки в употреблении слов-паронимов связаны прежде всего с тем, что эти слова обладают определённым сходством в звучании, морфемном строении (у них один и тот же ко­рень), грамматических признаках (это слова одной части ре­чи). Корень придаёт им и общность в лексическом значении. Тем не менее у этих слов разные значения, что и нужно учи­тывать при употреблении их в речи.

    Следовательно, при анализе предложений, в которых ис­пользованы слова этой группы, нужно прежде всего опреде­лить, в чём состоит смысловое различие указанных в задании слов. Например, если требуется найти ошибку в употребле­нии слов вечный и вековой, то нужно попробовать сформули­ровать их лексическое значение, а затем попытаться опреде­лить, в чём состоит различие в этих значениях. Сравним, на­пример, такую пару слов:

    вековой - живущий, существующий столетия, очень долго;

    вечный - бесконечный во времени, не имеющий ни нача­ла, ни конца; неизменный, постоянный; не перестающий су­ществовать, бессрочный, не имеющий срока; постоянно су­ществующий, находящийся в природе.

    Различие в лексическом значении этих слов отчётливо проявляются в сочетаемости их с другими словами. Так, при­лагательное вековой соотносится с существительным столе­тие, век и употребляется со словами, которые называют то, что живёт очень долго, века: вековой дуб - дуб, живущий век, века, вековые традиции - традиции, бытующие очень давно (век, века). Прилагательное вечный связано с поняти­ем бесконечности во времени и постоянства.

    Разобравшись в различии лексического значения парони­мов, вы можете приступать к смысловому анализу тех че­тырёх предложений, которые предложены в задании. В од­ном из этих предложений допущена ошибка в употреблении слова. Проанализируйте, например, следующие примеры и попытайтесь доказать, что в предложениях № 4,6,8 и 10 вместо слова вечный нужно употребить прилагательное ве­ковой.

    1) Любовь - чувство прекрасное, и оно должно быть по­стоянным и вечным. 2) Хотя остров находится в зоне веч­ного тепла, но в это время года часто бывает шторм и сильный ветер.

    3) Нет ничего тайного, что бы не стало яв­ным, и это вечная истина. 4) Однажды, роясь на чердаке среди пыльного вечного мусора, я наткнулся на ящик с любо­пытными документами. 5) Есть вечные человеческие цен­ности, среди них - честность. 6) Это была массивная, щер­батая от времени деревянная мебель, покрытая толстым слоем вечной пыли. 7) Они всю жизнь прожили на одной пло­щадке, дверь в дверь, в вечных обидах и ссорах. 8) Это было их любимое, уютное в место в парке, где сосновые деревья пе­ремешивались с вечными дубовыми рощами. 9) Все-таки в лесу лучше ходить одному, иначе вам придется решать веч­ную проблему: громко звать тех, кто отстанет, уйдёт в сторону. 10) Исследователи осторожно спустились в подземелье, и перед ними открылись вечные тайны этого ста­ринного замка. 11) Они молча постояли у могилы Неизвест­ному солдату, поглядели на голубое, мечущееся на ветру пла­мя вечного огня.

    Итак, при выполнении этого задания правильно найти предложение с лексической ошибкой, нужно учитывать смы­словые различия однокоренных слов, указанных в формули­ровке задания.

    А29. Укажите значение слова ДЕЙСТВЕННАЯ (предложе­ние 12).

    1) глубокая, всепоглощающая

    2) способная воздействовать, активная

    3) находящаяся в постоянном движении

    4) настоящая, подлинная

    обратите внимание:

    Это задание проверяет способность определять лексиче­ское значение многозначного слова, опираясь на контекст; обнаруживать в тексте синонимы, антонимы, определять сло­ва, которые употреблены в переносном или прямом значении.

    В8 . Какие три из перечисленных ниже средств выразитель­ности использованы в тексте? Напишите номера этих средств выразительности.

    1) метафоры

    2) аллитерация

    3) инверсия

    4) олицетворение.

    5) эпитеты

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

    Это задание проверяет умение определять наиболее ти­пичные средства выразительности, которыми пользуется ав­тор прочитанного вами текста, чтобы более точно и вырази­тельно передать свои мысли и чувства. Результаты ЕГЭ пока­зывают, что это одно из самых сложных заданий. Трудность его выполнения объясняется тем, что нужно прежде всего иметь полное представление об основных языковых средст­вах художественной изобразительности, то есть знать пере­чень таких средств, понимать особенности каждого из них, знать термины, с помощью которых называются эти средст­ва, осознавать отличия между этими средствами. Кроме того, нужно научиться так анализировать текст, чтобы не только обнаруживать эти языковые средства, но и правильно их на­зывать.

    Изобразительно-выразительные средства русского языка настолько многочисленны и разнообразны, что до сих пор нет чёткой их классификации. Поэтому в некоторых учебниках, по которым вы учились в школе, используются разные тер­мины, с помощью которых называются эти средства: тропы, фигуры речи, изобразительно-выразительные средства, сред­ства художественной выразительности и т.п. Единый госу­дарственный экзамен по русскому языку не требует знания этих классификаций, а проверяет умение обнаруживать в ис­ходном тексте самые распространённые средства выразитель­ности, с которыми вы неоднократно сталкивались при анали­зе текста на уроках русского языка и литературы.

    Напомним наиболее типичные средства художественной выразительности, которые основываются на лексической сис­теме русского языка и связаны прежде всего с употреблением слова в переносном значении.

    Эпитет (греч.epitheton- «приложенное», «прибавленное») - это художественное, образное определение, обладающее осо­бой художественной выразительностью, выражающее чувства автора к изображаемому предмету, создающее живое пред­ставление о предмете. Как правило, эпитет выражен именем прилагательным, употреблённым в переносном значении. С этой точки зрения, например, прилагательные голубой, се­рый, синий в сочетании со словом «небо» не могут быть на­званы эпитетами; таковыми служат прилагательные свинцо­вый, стальной, янтарный и т. п.

    Однако не каждое определение можно назвать эпитетом. Сравните: железная кровать и железный характер, серебряная ложка и серебряный ключ (в значении - родник). Толь­ко в словосочетаниях железный характер и серебряный ключ перед нами эпитеты, которые несут смысловую и экспрессив­но-эмоциональную нагрузку в высказывании.

    В художественных текстах встречаются редкие (индиви­дуально-авторские) эпитеты. В их основе лежат неожидан­ные, часто неповторимые смысловые ассоциации: мармелад­ное настроение (А. Чехов), картонная любовь (Н. Гоголь), овечья любовь (И. Тургенев), цветастая радость (В. Шук­шин), мотыльковая красота (А. Чехов), мокрогубый ве­тер (М. Шолохов), слезливое утро (А. Чехов), дряблый смех (Д. Мамин-Сибиряк), конфетная боль (Вс. Иванов) и т. п.

    Иногда среди редких эпитетов встречаются сочетания про­тивоположных понятий (оксюмороны). Нелогичность соеди­нения слов приковывает внимание читателя, усиливает вы­разительность образа. Функции таких эпитетов сходны с приемом антитезы (противопоставления). Например: седая юность (А. Герцен), радостная печаль (Короленко), сладкая грусть (А. Куприн), ненавидящая любовь (М. Шолохов), гру­стная радость (С. Есенин) и т. д.

    Метафора (греч.metaphora-«перенесение») пред­ставляет собой перенесение значения по сходству. Это средст­во выразительности очень близко к сравнению. Иногда мета­фору и называют скрытым сравнением, так как и в основе её лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравни­тельных союзов: сонное озеро города (А. Блок), взлетающий бубен метели (А. Блок), слов моих сухие листья (В.Маяков­ский), костер рябины красной (С. Есенин), моих слов соловьи (Б. Ахмадулина), вранья холодный дым (А. Твардовский), ручей улыбки (М. Светлов), серебряная ложка луны (Ю. Мориц) и т.п.

    Иногда весь текст или значительный по объёму его фраг­мент строится на основе переноса значения по сходству. В этом случае говорят о развёрнутой метафоре . Примером такого вида метафоры может служить стихотворение М. Лермонто­ва «Чаша жизни», которое построено на развёртывании ме­тафорического высказывания пить чашу жизни.

    Олицетворение - художественный приём, заключаю­щийся в том, что при описании животных или неодушевлён­ных предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями, речью: Усядься, муза: ручки в рукава, под лавку ножки! Не вертись, резвушка! Теперь начнём... (А. Пушкин) Луна хохотала, как клоун. (С. Есенин) Устало всё кругом: устал и цвет небес, и ветер, и река, и месяц, что родился... (А. Фет) Приподнимается Рассвет с одра его томившей Те­ни. (Анненский) Поют деревья, блещут воды, любовью воз­дух растворён... (Ф. Тютчев) Полночь в мое городское окно входит с ночными дарами. (А. Твардовский)

    Гипербола (греч. hуреrbо1е - «преувеличение») - изо­бразительный приём, построенный на количественном уси­лении признаков предмета, явления, действия. Другими сло­вами, это «художественное преувеличение»:

    Пройдёт - словно солнцем осветит! Посмотрит - руб­лём подарит! (Н. Некрасов) Я видывал, как она косит: что взмах - то готова копна. (Н. Некрасов) Я никогда не знал, что столько тысяч тонн в моей позорно легкомыслой го­ловёнке. (В. Маяковский)

    Антитеза (греч. апtithesis - «противоположение») - это приём контраста, противопоставления явлений и поня­тий. Как правило, антитеза основывается на употреблении антонимов: Смерть и бессмертье, жизнь и погибель и деве и сердцу ничто. (М. Лермонтов) Расстаться казалось нам трудно, но встретиться было б трудней. (М. Лермонтов) Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь! (Н. Некрасов) Возникают, стираются ли­ца, мил сегодня, а завтра далёк. (А. Ахматова)

    Оксюморон, или оксиморон (греч. охутоrоп - «ост­роумно-глупое») - сочетание противоположных по значению слов: Порой влюбляется он страстно в свою нарядную пе­чаль. (М. Лермонтов) Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг. (М. Лермонтов) Жить, храня веселье го­ря, помня радость прошлых вёсен... (В. Брюсов) И невозмож­ное возможно, дорога долгая легка. (А. Блок) Из ненавидя­щей любви, из преступлений, исступлений - возникнет праведная Русь. (М. Волошин)

    Лексический повтор - намеренное повторение в тексте одного и того же слова в тексте. Как правило, с по­мощью этого приёма в тексте выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя: Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза. (С. Есе­нин) Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится ре­ка. И в тверди пламенной и чистой лениво тают облака. (Ф. Тютчев)

    Градация (лат.gradatio- «постепенное возвышение») - расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости: Что-то неуловимо восточное было в его лице, но седой дремучести светились, горели, сияли огром­ные голубые глаза. (В. Солоухин) Музыки бесполезные зву­ки, лишние звуки, непримеряемые тоны, болью не вызван­ные стоны. (Б. Слуцкий) Я звал тебя, но ты не оглянулась, я слезы лил; но ты не снизошла. (А. Блок)

    Экзаменационная работа в целом проверяет уровень вла­дения лексическими нормами современного русского литера­турного языка. Информацию об этом будут содержать ответы не только на задания АЗ, А4, А29, но и текст, который вы на­пишете, выполняя задание С1 .



    Похожие статьи
    • Поход в Бактрию и Согдиану

      Согдийцы позаимствовали у Ирана свою письменность; из послеахеменидского канцелярского арамейского письма возникли четыре идеографические системы письма: парфянское, персидское, согдийское и хорезмийское. Эти системы письменности сохранялись в...

      Теплый пол
    • Чем образована мочевыделительная система

      Важную роль для человека играет мочевыделительная система, имеющая свои уникальные особенности и функции, которая выводит шлаки и продукты жизнедеятельности, вырабатываемые клетками при обмене веществ.Мочевыделительная система человека избавляет...

      Лаги
    • Преподобный мефодий, игумен пешношский

      Преподобный Мефодий Пешношский.Преподобный Мефодий еще в молодых летах, в числе первых, пришел к преподобному Сергию и под руководством сего великого наставника иноческой жизни провел несколько лет. О его родителях, времени и месте рождения ничего...

      Керамическая плитка