• Татарский национальный костюм. Обычаи и традиции крымского полуострова Крымский старинный татарский военный мужской головной убор

    10.01.2024

    14.10.2009 00:00

    Жилища, одежда и обычаи крымских татар.. Крымское ханство.

    БОДАНИНСКИЙ УСЕИН АБДРЕФИЕВИЧ

    Усеин Абдрефиевич Боданинский (1877-1938) — один из известнейших деятелей крымскотатарской культуры, художник, искусствовед, общественный деятель. Родился он в семье учителя Симферопольского народного татарского училища. Рано проявил способности к рисованию. С 1895 г. получил возможность учиться в Строгановском училище в Москве. После его окончания в 1905 г. много работал в Москве и Санкт-Петербурге как художник-оформитель, декоратор, однако не забывал о своей родине. Боданинский создает эскизы для золотошвейных работ, в 1914-1916 гг. выходят его первые работы по истории и этнографии. Вернувшись в Крым, он принял активное участие в общественно-политической жизни полуострова, возглавил Бахчисарайский музей и был его бессменным директором почти 14 лет. Усеин Боданинский организовал археолого-этнографические экспедиции по изучению культурного наследия крымских татар, собрал со своими коллегами огромное количество материалов. К сожалению, многое он не смог воплотить в жизнь: в 1934 г. он был снят с поста директора, вскоре арестован, а 17 апреля 1938 г. расстрелян.

    Жилища

    Экспедиция занялась подробнейшим изучением татарского жилища в трех местах: Старом Крыму, дер. Ай-Серезе, дер. Сарай-Мин на Керченском полуострове, и дер. Бой-Казак под Перекопом, с детальными обмерами планов, фасадов, разрезов, с терминологией всех частей дома, описанием строительных материалов, системой их применения. Необходимо еще изучить наиболее типичные жилища в предгорной части Крыма и в районе Судака.

    В процессе выработки жилищ, несомненно, имели важное значение природное окружение, материал, имеющийся под рукой строителя, формы хозяйства, кроме того, целый ряд причин исторического порядка: взаимодействие иных культур, иных влияний и принесение из глубин Азии самобытных традиций. По строительным признакам и по употребляемому строительному материалу жилища в Крыму делятся на несколько типов:

    1. Чит - дома-плетенки; каркас состоит из деревянных столбов с подкосами пайванд, между которыми вплетается стена в виде корзинки из молодых веток лесного ореха фндык или четлеук; внутри и снаружи такие стены обмазываются смесью глины с соломой, саман. Верх состоит из основной балки ар-калык - хребтовой, которая лежит на фронтонах вдоль всего дома; его часто делали из тополя. Поверх аркалык поперек положены кериште или сайгак - ряд балок на 2 ската, на некотором расстоянии друг от друга. Концы их выступают снаружи по фасадам и дают типичный для татарских домиков выступ крыши сачак. На концы сайгак положен сачаклык, который служит рамой для плетеной опалубки, лежащей на всей балочной системе; поверх такой опалубки лежит слой глины, перемешанной с резаной соломой (саман), и перекрывается татарской черепицей в тех районах, где это возможно. В степной и восточной части, где нет этого материала, или он очень дорог, крыши Домов покрываются толстым слоем глины с соломой; этот тип распространен по всему Крыму .

    2. Второй тип жилья чатма - типа северных бревенчатых изб. Стены состоят из широких и толстых дубовых досок, которые кладутся ребрами друг на друга и по углам связываются системой макас - щипцов; кроме того, доски укрепляются деревянными накладными дугами пайванд, образующими на боковых фасадах стрельчатые арки, через посредство деревянных шипов чуй. Отсюда такие дома называются чуйли-чатма-эв (уй) . Район распространения: горный, предгорный Крым, Бахчисарай.

    3. Следующий тип более новый - сантрач, фафферковый . В этом случае каркас из дерева на вертикальных стройках дрек, кои скреплены наискось подкосами пайванд. Промежутки между стойками и подкосами закладываются кирпичом-сырцом калп, и с обеих сторон обмазываются глиной с примесью соломы, а сверху белится светлой жирной глиной. Район распространения-центральный, горный и предгорный районы Крыма.

    4. Последний тип домов - каменные, кладка на известковом растворе или глине связывается в различных горизонтах дубовыми лежнями, связанными между собой системой макас - ножниц. Такой прием возведения каменных стен очень древний: употреблялся в Сассанидской Персии, греками и сельджуками Малой Азии. В Крым был занесен, очевидно, малоазиатскими мастерами еще в XIV в. Район распространения - центральный, горный, предгорный, восточный Крым.

    Все старые татарские дома, построенные указанными методами, весьма устойчивы от землетрясения и, несомненно, являются результатом многовекового строительного опыта на почве и условиях Крыма . Для нашего советского антисейсмического строительства в Крыму мы должны внимательно изучить старинные методы возведения крестьянских жилищ и учесть все наиболее дешевые строительные материалы, имеющиеся на местах, для правильного и научного построения наших строительных планов.

    Одежда

    Одной из основных задач экспедиции было изучить и собрать все, что касается крестьянской одежды. С этим вопросом, вообще, нужно торопиться, ибо одежды с каждым годом подвергаются сильному изменению: в северной и центральной части Крыма национальная одежда исчезла. Осталась она еще в наиболее глухих частях горного и восточного Крыма. Новый быт с повелительной неизбежностью внедряется во все уголки татарской жизни, устанавливая свои законы, свои привычки. В самом деле, вместо неудобной, вредной летом и дорогой черной барашковой шапки на голове у крестьянина появляются легкая и дешево стоящая кепи или шляпа, на ногах - дешевая и прочная стандартизованная обувь, как верхнее платье - пальто и так далее, вытесняя собою неудобные и неприспособленные для современной жизни мест- мягкие сафьянные сапожки, или деревянные ходули табандрык, или налын и тому подобное.

    С таким же успехом вытесняются сокма-штан - шаровары из домотканого войлочного сукна (сокма - тат.) с учкур, собирающим шаровары широкими складками вокруг талии, или камзол - куртка в обтяжку с короткими или длинными рукавами и многочисленными пуговицами в прямом разрезе на груди. Зимняя одежда в виде короткого тулупчика кска-тончк, или тулуп из овчины узун-тон, ввиду их целесообразности, сохраняются в быту лучше.

    Такому же сильному изменению подвергается женская одежда, состоящая из широкой и длинной, ниже колен, рубашки ке-тен-кольмек из тонкого домотканого бумажного холста с примесью льна и шелка, с прямым коротким разрезом на груди и одной пуговицей на шее; подол и рукава рубашки заканчиваются волнистой каемкой оя или кружевной полоской. Под рубашку надеваются широкие шаровары думан или дон из белого холста: нижние части штанин, начиная от колен, делаются из ярко-красной материи, с таким расчетом, что они наполовину остаются снаружи, всегда видны из-под рубашки и придают фигуре женщин своеобразный вид. Поверх рубашки надевают короткий, до колен или несколько ниже, кафтан збн с короткими рукавами и с вырезом на груди кокус; вырез этот закрывается вне дома особым нагрудником кокслюк на шнурках; из-под рукавов збн видны широкие длинные рукава холщовой рубашки, которые во время работы засучиваются и собираются у локтей. Кафтан этот, плотно облегая торс женщины, ниже талии значительно расширяется при помощи особых клиньев джабу с боков. Талия в обычное время перевязана спускающимся сзади в виде треугольника шерстяным вязаным платком боин-явлук с бахромой, спереди завязывают на шнурках оглюк или пештмал - фартук из полосатой материи. На свадьбах или по праздникам талию опоясывают нарядными поясами, вышитыми серебром с чеканными или филигранными застежками - бляхами колан, или капаклы-кушак. На ноги надевают шерстяные чулки с цветным узором, сырлы-чорап, поверх которых надевают мягкие сафьянные туфли терлик с несколько загнутыми кверху остроконечными носками, или же туфли без задков папич; осенью и зимой на ноги надевают высокие деревянные ходули налын или табандрык с ремешком для продевания ноги. Летом часто ходят босиком или надевают сафьянные шлепанцы без задников папич, или стамбул-папичи на босые ноги. На зиму кафтаны збн делаются на вате стеганными, рукава и подол удлиняются.

    Волосы окрашиваются растительной краской хна, привозимой с Ближнего Востока, заплетаются в мелкие косички; женщины на висках оставляют локоны зульф, голова туго завязывается цветным узорчатым платком баш-явлук, а сверху вне дома набрасывается длинное белое прямоугольное покрывало баш-марам . Через плечо и на волосах носят дуа и сач-дуа - амулеты, зашитые в матерчатый прямоугольный мешочек или заключенные в серебряную оболочку, по праздникам или на свадьбу на голову надевают маленькие бархатные шапочки фес, гладкие, вышитые серебром или украшенные галунами шерт.

    Экспедиция собрала по несколько комплектов женских, мужских, детских одежд со всеми бытовыми предметами, имеющими связь с одеждой. Все это передано в Бахчисарайский музей, где экспонированы в общем комплексе динамики татарского быта в различных его проявлениях .

    Обычаи

    Среди многочисленных народных обычаев некоторые, под влиянием экономических причин и нового советского быта, быстро оставляются, видоизменяются и забываются. Среди них свадебные обычаи в полном объеме редко где теперь соблюдаются. Экспедиция записала 2 варианта свадьбы в дер. Тюп-Кенегез (Присивашский район) и в Старом Крыму у крестьянки родом из дер. Атан-Алчин на Керченском полуострове

    Читать дополнительно: Все о крымских татарах (оглавление раздела)

    Как известно, в одежде проявляется многовековой опыт народа, его хозяйственно-культурный уровень и уклад жизни, его эстетические понятия и навыки приспособления к условиям физико-географической среды обитания. Одежда крымских татар изготовлялась из шерсти, кожи, домотканных и привозных тканей.

    Женская одежда. Крымские татарки с особенным вниманием заботились об украшении головы. Разделив волосы на две ровные половины, они сплетали их в тонкие косички, которые отбрасывали на спину. Для предохранения от завистливого и дурного глаза (назар) к концам кос прикрепляли красиво отделанный прямоугольный талисман со священной молитвой (сач дувасы). На голову одевали бархатную, обычно бордового цвета шапочку (фес), вышитую золотом или серебром, иногда украшенную мелкими монетами и покрытую круглой с узорами пластиной золотого цвета (фес къалпагьы). Сверх фески набрасывается белого цвета тонкий длинный шарф (баш марама) из самотканной кисеи с вышивкой по краям, покрывающей заднюю половину головы и шеи. Женские головные уборы отличаются разнообразием. Кроме фески и марамы были распространены большой шерстяной платок (шал), легкий тонкий платок (чембер), цветной узорчатый платок (баш явлукъ). Одежда женщин, несмотря на местные различия, имела много общего. Это были широкие и длинные, ниже колен, хлопчатобумажные или холщовые рубашки (кетен-кольмек), длинные платья (антер) с широкими рукавами, цветные шаровары (шалвар или думан, дон), доходящие до ступни и завязываемые вокруг щиколотки на шнурок. Верхнюю одежду крымской татарки составляет кафтан (къафтан или зыбын), плотно обтягивающий весь стан, обыкновенно яркого, чаще всего розового иди малинового цвета, с золотым или серебряным галуном на вороте и груди. Кафтан этот с разрезом во всю длину спереди имеет узкие рукава и застегивается у кисти рук на несколько пуговиц, шьется постоянно на вате, для того, чтобы придавать стану полноту. На грудь, начиная от шеи до пояса, а иногда и ниже, подшивается нагрудник (кокюслик), на который густо нанизываются сверху мелкие, а дальше все более и более крупные золотые монеты (алтын). Затем идет вокруг талии широкий плисовый кушак (йипши къушакъ), шитый серебром или золотом с большими серебряными бляхами с рельефными узорами (копан). Иногда на пояс подвязывают шерстяной вязаный платок (бель явлукъ), таким образом, что позади образуется треугольник, доходящий чуть ли не до ног. Сверх кафтана надевают короткую шубу (джуббе), преимущественно из красной или зеленой материи, обитую по краям мехом и широкими позументами по всем швам. При выходе из дома кроме описанного костюма надевается накидка розового или зеленого цвета (фередже). Повседневной принадлежностью женского наряда является также фартук из ситцевой материи (оглюк или пештимал).

    Обувь крымской татарки представляет несколько различных фасонов, имеющих различное назначение, смотря по погоде: сафьяновые сапожки (мест), надеваются зимой в комнате, домашние туфли без задников с острыми носками (папуч), расшитые золотом и серебром - для лета. При выходе из дома в непогоду обували къатыры - нечто подобное калошам, или башмаки, закрытые сверху наполовину (терлик). В торжественных случаях одевали шитые золотом красивые туфли (аякъкъап). Вся эта обувь изготовлялась из сафьяна черного, желтого или красного цветов. Для дождливой погоды имелись ходули (налын или табалдрык), очень красиво отделанные и предохраняющие ноги от грязи. В комнате носили также вязанные из шерсти тапочки (кальчин), или шерстяные чулки с цветным узором (сырлы чорап).

    Мужская одежда. Голову крымские татары покрывают низкой чёрной барашковой шапкой (къалпакь), на дне которой иногда вышит полумесяц. Летом носят тюбетейку (такъие) или феску (фес) красного цвета. Рубаха с косым воротом (кольмек) заправлялась в широкие суконные шаровары (сокъма штан или шалвар) и подпоясывалась шерстяным кушаком (къушакъ) длинным и широким обычно красного или зеленого цвета. Поверх рубахи надевали короткую безрукавку типа жилета (илик), сделанную из бархата, иногда шитую золотом. На эту безрукавку надевается другая куртка с рукавами короткими или длинными (камзол), сверх всего надевается длинный кафтан (чекмен). Рубахи крымских татар изготовляются из домашнего полотна (кетен). Вся остальная одежда шьется, большей частью, из грубого сукна домашней работы, у степных татар часто из верблюжьего сукна. Зимой вместо кафтанов одевали овчинные тулупы (тонъ) или овчинные куртки (курк). Широкое распространение получили также такие разновидности и элементы одежды, как плащ (япынджа), башлык (башлыкъ), постолы обычно из воловьей кожи (чарыкъ). На ногах мужчины также носили сапоги (чизма), непременно с подковами на каблуках, кожаные башмаки без голенищ на каблуках (потюк). У пастухов (чобан) были распространены куртки из бараньей шкуры (курк, къыскъа тонъ) с кушаком, к которому прикреплялся нож (пычакъ) и сумка (чанта). Паломники, побывавшие в Мекке (аджы), носят чалму (сарыкъ), обернутую вокруг фески или колпака.

    Многие путешественники, в том числе и известный исследователь Крыма Е. Марков, в своих "Очерках Крыма" отмечает, что у крымских татар каждый ребенок имел свою одежду. "Самая крошечная двухлетняя девочка, возившаяся в пыли, одета почти также; у каждой - свой бешметик по мерке - это добрый обычай, не часто встречается в семье русского простолюдина; он свидетельствует об инстинктивном признании человеческого достоинства, человеческих прав даже в ребенке. Этот обычай мне особенно кидался в глаза по противоположности с нашим русским, в германской и швейцарской деревне. Там вы не встретите крошечного мальчишку, завернутого в отцовский тулуп или в дедовской шапке, нахлобученной на нос, босого и в одной рубашке".

    Путешественники, описывавшие одежду крымских дворян (мурз), отмечают, что они одевались великолепно, с роскошью. "Платье их было из тонкого сукна, весьма чистое и подбитая долгая епанча опоясана длинным шелковым поясом. Сие одеяние, похожее более на платье польское, нравилось мне лучше турецкого; ибо оно придает приятность стану и сидит весьма хорошо", пишет Клееман в своем "Путешествии:".

    Очень интересными по крою были мужские и женские нижние домотканные рубахи крымских татар. Качество ткани, из которой они шились - тонкой и легкой, украшенной узором из узких, часто однотонных полос, по выражению путешественников, "доходило до совершенства". К сожалению, на предметах быта XIX в. признаки этого совершенства встречаются уже редко.

    Украшения. Крымские татарки были большими охотницами до колец (юзюк) и браслетов (билезлик) и носили, в особенности первые, в таком количестве, что ими нанизывались почти все пальцы. Кольца эти большей частью золотые, а браслеты серебряные, ниткообразные, или из стекляруса. Из украшений также распространены серьги (купе), бусы (боюнджакъ), изготовленные из цветных камней, стекла, горного хрусталя, а также монеты (алтын), которыми украшают также фески. Женщины обыкновенно красят волосы в бурый или ярко-рыжий цвет, для чего служит добываемая из растения краска (хна); такой же окраске подвергаются иногда ногти на руках и части ладони - особенно часто это практикуется на свадьбах.На ремешке через плечо крымские татарки носят сумочку с молитвой из Корана (дува), которая делается из серебра или сафьяна.

    Предметы ювелирного искусства, будучи очень близкими по технике производства и внешнему виду турецким образцам, производились в ремесленных центрах: Бахчисарае, Кезлеве, Карасубазаре. Характер декора каждой детали был настолько изыскан и богат, что серебряные и позолоченные филигранные элементы уже не требовали дополнения в виде драгоценных и поделочных камней.

    Крымскотатарская вышивка имеет за собой большие и длительные традиции. Прекрасная разнообразная природа Крыма оказала большое влияние на все народное творчество крымских татар и, в частности, на вышивку, которая достигла высоких художественных форм.

    Еще в 20-30-х годах нашего века в Бахчисарае были прекрасные вышивальщицы, владевшие техникой этого производства в совершенстве. Образцы их изделий экспонировались на международных и союзных выставках и отмечались самыми высокими наградами.

    В настоящее время традиционная одежда крымских татар практически не употребляется. Изредка лишь на свадьбах можно увидеть невесту в феске с национальным поясом и барашковую шапку на голове у жениха.

    Источник публикации

    Озенбашлы Энвер Мемет-оглу. Крымцы.

    Сборник работ по истории, этнографии и языку крымских татар.

    Акмесджит (Доля), 1997.

    КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    КАФЕДРА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Творческий проект

    На тему: «Традиционные костюмы народов Крыма. Народные ремесла Крыма»

    Студентки

    Факультета психологии и педагогического образования

    Заочной формы обучения

    Пинчук Екатерины Александровны

    Симферополь, 2016

    Актуальность творческого проекта - в современных условиях глобализации, миграции населения, демографические проблемы становятся особенно актуальными и острыми. Социально-психологические и этнические проблемы волнуют каждого человека. Духовное возрождение общества, его нравственные ценности влияют на уровень развития всех сфер жизни. Общество заинтересовано в прочной многонациональной семье. Крым - пример того, как на протяжении веков мирно и дружно жили разные этнические группы. Сегодня культура народов Крыма неизвестна большинству людей страны и города. Это притом, что у многих наших современников дедушки и бабушки были носителями этой культуры. К сожалению, современные школьники зачастую даже не подозревают, насколько красив, богат, удивителен, самобытен, интересен и разнообразен мир традиционной культуры народов Крыма. Главный шаг к изучению культуры народов Крыма - это приобщение к истории Крыма. Важно, чтобы учащиеся знали свои корни и понимали важность толерантного отношения к разным религиозным и культурным традициям народов, населяющих Крым. Ведь костюм представляет собой одно из самых устойчивых явлений традиционной культуры, а потому служит необходимым атрибутом при изучении этнической истории народа, его обрядов и обычаев. Как вид декоративно-прикладного искусства костюм дает представление о многих традиционных ремеслах белорусов: ткачестве, плетении, ювелирном искусстве, обработке кожи и др.

    Цель – формирование у учащихся интереса к истории и культуре разных народов Крыма, ознакомления с национальными костюмами этносов. Развитие гуманного, толерантного отношения, дружбе и взаимопонимания с другими нациями.

    Задачи:

    1) Обучающие:
    - формировать креативного, гуманного, толерантного ученика, способного к непрерывному обучению и совершенствованию;
    - изучить национальные костюмы народов Крыма.

    Учить анализировать различные данные и объединять их одной идеей;
    - систематизировать знания о национальностях Крыма;

    2) Развивающая:
    - развивать познавательную активность учащихся, расширять кругозор, углублять знания об истории Крыма, роли национальной культуры в современной жизни человека.
    - раскрывать творческий потенциал участников проекта через свободу творчества при создании образов этнических групп.

    3) Воспитательная:
    - сплочение коллектива;

    - воспитание творчески активной и самостоятельной личности с нравственной позицией и нравственным самопознанием;
    - воспитание в детях уважения к себе и к другим;
    - воспитание в детях доброго отношения к своим близким и родным, окружающим детям, взрослым;
    - развитие самооценки ребенка;
    - воспитание чувства уважения к обычаям разных народов.

    Теоретическая часть

    Традиционные костюмы наров Крыма

    На нашем прекрасном полуострове проживало и проживает в настоящее время много различных национальностей. Все живут в мире и согласии на «богом данной» земле. Ученые считают Крым уникальным потому, что в одном и том же месте, в один и тот же период времени находились и караимская кенаса, и еврейская синагога, и мусульманская мечеть, и православных храм. Не только народы уживались друг с другом, но и религии «уважали» друг друга. Да и может ли кто утверждать, что он чистокровный русский или украинец, болгарин или грек? Ведь «смешанных» браков не перечесть, об этом говорят судьбы наших пращуров. Они настолько переплелись, перемешались и породнились, что трудно представить себе «чистую» национальность того или иного горожанина.

    Но попробуем обратиться к корням наших предков. Акцентируя внимание на их национальных костюмах и нарядах. В старину по наряду можно было узнать о месте проживания, социальном статусе, семейном положении женщины. В каждом регионе, в каждой деревне были свои традиционные костюмы, отличающиеся и по стилю, и по цвету, и по материалу изготовления. У каждой женщины того времени было несколько костюмов на все случаи жизни: повседневный, свадебный, праздничный, для уборки урожая, для печали. Костюм девушки отличался от костюма замужней женщины, а последний от костюма старухи. Разные народы на Крымском полуострове сменяли друг друга: киммерийцы, скифы, сарматы, греки, византийцы и т.д. В настоящее время на Крымском полуострове проживает 125 различных народов и национальностей. (Приложение 1). Рассмотрим костюмы наиболее многочисленных наров Крыма

    Русские (Приложение 2)

    Одежда русских поселенцев в сначала отражала характер той местности, откуда они прибыли; позднее в ней появились черты одежды окружающего населения. Русские крестьяне, как и везде, носили длинную белую домотканую рубаху навыпуск, подпоясанную шерстяным или кожаным поясом, холщовые неширокие штаны. Из теплой одежды - телогрейку, сиряк (типа армяка, но сзади с капюшоном или башлыком); зимой - тулуп из кожи молодых ягнят или лентварей (кожи старых овец). На руках - вариги (шерстяные рукавицы) или накожни (кожаные). Из обуви были распространены постолы - кожаные лапти, стягивающие ногу ремнем или шнуром из хвоста или гривы лошади; но встречались и плетеные лапти. Постолы служили основным видом обуви не только русским, но и представителям многих других этносов.

    Женщины привозили одежду с собой в сундуках. Это были длинные холщовые рубахи, поверх которых одевался сарафан. Шился он из тонкой домотканой шерсти (волосени), окрашенной в черный, темно-синий, изредка красный цвета. К середине XIX в. сукно вытеснили фабричные ткани - ситец, китайка, атлас, штоф. Дети (как мальчики, так и девочки) носили длинную рубаху, шитую из полотна, зачастую привезенного с собой. В нынешнем столетии домотканина у русских почти не использовалась. На фотографиях начала XX в. одежда мужчин чаще состоит из рубахи-косоворотки, сюртука и узких брюк, заправленных в сапоги; женщин - из пестрой или однотонной кофты из фабричных тканей, длинной юбки с повязанным поверх фартуком.

    Украинцы (Приложение 3).

    Народная этика требовала различения одежды взрослых людей по признакам пола. Между тем, материал и типы кроя давали возможность создавать фасон, который лишь в общих чертах приближался к фигуре человека. Расширение одежды от талии к низу (особенно для женщин) определенной мерой подчеркивало силуэт и пропорции человека. И основную роль в обозначении пола выполняли декоративно-художественные средства.
    Женской фигуре предавала уравновешенности значительная по площади поясная одежда, орнаментированная, с преобладанием горизонтальных линий и геометрических фигур. Она воспринималась как более массивная, сравнительно с рубашкой и плотно прилегающей нагрудной одеждой, декор который тяготел к вертикальной оси. Чтобы достичь желаемого впечатления полноты и роста, с которыми было связанно понимание женского идеала, линии кроя делали большей частью в виде плавных кривых. Размещение пояса на линии талии подчеркивало пропорции женщины. Компоненты мужского костюма декорировались значительно скупее и не предусматривали изменение восприятия объемов и пропорций тела. Возрастная градация костюма - ряд признаков, которые удостоверяли принадлежность человека к определенному поколению. Довольно часто такие признаки дополнялись символами семейного состояния. Особенно развитая возрастная градация в женской одежде. Согласно этическим нормам более всего внимания отводилось одежде девушек и молодых женщин. Для них шили рубашки из тончайшего полотна, украшенные пышной вышивкой. Крой нагрудной одежды, в частности керсетки, должен был подчеркивать фигуру, для чего завышали линию талии, расширяли низ вставными клиньями (усами). Украшалась керсетка аппликациями и нашивками, а широкий вырез горловины оставлял открытыми декоративные элементы нательной одежды. Разнообразные украшения делали девушку или молодицу еще более привлекательной.

    С возрастом женщины, особенно замужней, ее костюм постепенно становился сдержанным, главным образом благодаря уравновешенности декора напольной плахты с равным количеством красных и синих нитей.

    Женщина среднего возраста могла донашивать некоторые вещи своего девичьего костюма, за исключением своеобразных символов девичества: венков, красных лент. Силуэт одежды лишь в общих чертах подражал фигуре.

    Тональная сдержанность, почти полное отсутствие украшений, а также ярких цветов характеризуют основные признаки костюма женщин старшего и преклонного возраста.

    Мужской костюм также имел свою систему соответствующих признаков, тем не менее, он был значительно более простой. Вековые отличия, кроме колористки одежды, в которой с годами уменьшалось количество ярких тонов и контрастных объединений, подчеркивались отдельными элементами костюма (поясом, шапкой) и его аксессуарами (колыбелью, палкой), особенностями прически, усами и бородой.

    У украинцев не было детской одежды как таковой: она отличалась от взрослой лишь размерами. Больше того, в детском возрасте по сути не было деления одежды. Статус "взрослости" среди украинцев был неотрывным от участия в трудовых процессах, и когда дети начинали выполнять определенные виды работ, они переходили на взрослую одежду.

    Признака семейного состояния в костюме большей частью дополняли символы вековой градации. Такие признаки были главным образом в женском костюме, где они, в частности, выполняли магические функции. Это касается прежде всего головных уборов. Ленты и венки, которые носили девушки на праздники, служили символами достижения ими брачного возраста. Свадебный венок, несмотря на свою схожесть с праздничным, был действительно универсальным знаком, который содержал в себе значительное количество разнообразных символов - от любви и брака к оберегам от "плохого глазу" и других злых сил. Поэтому начиная с собирание барвинка и других цветов для его изготовления обязательно придерживались определенных ритуалов. Снятие венка с молодой и одевание на нее очіпка и наметки удостоверяло ее переход в статус замужней женщины. Окончательно он устанавливался в доме молодого, где вместо наметки его избранница завязывала платок.

    Символику семейного состояния передавали в особенности прически. Девушки ходили с непокрытой головой, заплетая волосы в одну или несколько селезенок. На свадьбе селезенку расплетали, а кое-где даже отрезали. В дальнейшем замужняя женщина до конца своих дней полностью закрывала волосы головным убором.

    Крымские татары (Приложение 4)

    Основные материалы, из которых изготовлялась одежда крымских татар, были шерсть, кожа, домотканные и привозные ткани. Женская одежда . Особое внимание крымские татарки уделяли украшениям головы. Волосы девушки обычно заплетали в две косички, которые откидывали на спину. Чтобы предохраниться от дурного глаза (назар) к концам кос был прикреплен красиво отделанный прямоугольный талисман, внутри которого находилась священная молитва (сач дувасы). Головным убором считалась бархатная, обычно бордового цвета шапочку (фес), вышитая золотом или серебром, иногда украшенная мелкими монетами и покрытая круглой с узорами отделкой золотого цвета (фес къалпагьы). Поверх фески одевался тонкий длинный шарф белого цвета (баш марама) из самотканной кисеи, вышитый по краям. Из широких и длинных, ниже колен, хлопчатобумажных или холщовых рубашек (кетен-кольмек), длинных платьев (антер) с широкими рукавами, цветных шароваров (шалвар или думан, дон), достигающих ступни и завязываемых вокруг щиколотки на шнурок, состоял гардероб крымской татарки. Верхняя одежда состояла из кафтана (къафтан или зыбын), плотно обтягивающего весь стан, обыкновенно яркого, чаще всего в розовом иии малиновом цвете, с золотым или серебряным галуном на вороте и груди. На грудь, начиная от шеи до пояса, а иногда и ниже, подшивается нагрудник (кокюслик). Затем идет вокруг талии широкий плисовый кушак (йипши къушакъ). Иногда пояс подвязывали шерстяным вязаным платком (бель явлукъ), таким образом, что позади образовывался треугольник, который чуть ли не достигал ног. В повседневной жизни обязательной принадлежностью женского наряда является также фартук из ситцевой материи (оглюк или пештимал). Вся эта обувь изготовлялась из сафьяна черного, желтого или красного цветов. В дождливую погоду одевались ходули (налын или табалдрык), очень красиво отделанные и предохраняющие ноги от грязи. В комнате носили также вязанные из шерсти тапочки (кальчин), или шерстяные чулки с красивым цветным узором (сырлы чорап). Мужская одежда . Голову крымские татары обычно покрывали низкой чёрной барашковой шапкой (къалпакь), на дне которой иногда вышит полумесяц. Летом были распространены тюбетейки (такъие) или фески (фес) красного цвета. Рубаха с косым воротом (кольмек) заправлялась в широкие суконные шаровары (сокъма штан или шалвар) и затягивалась шерстяным кушаком (къушакъ) длинным и широким обычно красного или зеленого цвета. Поверх рубахи надевали короткую безрукавку типа жилета (илик), сшитую из бархата, иногда украшенную золотом. Зимой вместо кафтанов одевали овчинные тулупы (тонъ) или овчинные куртки (курк). Широко использовались также такие разновидности одежды, как плащ (япынджа), башлык (башлыкъ), постолы обычно из воловьей кожи (чарыкъ). Из обуви мужчины предпочитали носить сапоги (чизма), непременно с подковами на каблуках, кожаные башмаки без голенищ на каблуках (потюк).

    Немцы (Приложение5)
    На протяжении первой половины XIX в. крымские немцы сохраняли традиционный национальный костюм, характерный для той земли, откуда они были родом, и имевший четкую градацию по временам года и сфере применения: для повседневной носки, работы, обрядов (свадьба, траур), праздников.
    Женщины носили корсаж или кофту, сборчатую юбку, передник и наплечный платок. Головные уборы отличались разнообразием, соломенные шляпы, платки, чепцы разной формы и размеров. Черный креповый чепец надевался только в церковь по большим праздникам. Своеобразную форму имел "чепец -колесо", над верхом которого, вышитым золотом, поднимается высокое "колесо" из синели (бархата), шелка и золотой канители. Были и простые чепцы, например, швабский чепец, который плотно прилегал к затылку и охватывал щеки. На ноги надевались кожаные башмаки, полусапожки, сохранялись и деревянные башмаки. Мужчины носили рубахи, длинные или короткие (до колен) штаны, жилет, куртку, шейный платок, башмаки или сапоги. Постепенно в костюме стали появляться местные элементы одежды: овчинные тулупы, полушубки, картузы, меховые шапки, кожаные "постолы", которые немцы считали особенно удобными для работы.
    С конца XIX - начала XX вв. среди крымских немцев, проживавших в сельской местности, начали распространяться элементы городской одежды. Эта тенденция была характерна для всей Европы, причем более консервативной оказалась женская крестьянская одежда, тогда как мужская уже в XIX в. приблизилась к уравнивающей всех городской моде и во многом утратила собственно деревенские особенности.

    В настоящее время традиционный немецкий костюм можно наблюдать только в фольклорных ансамблях.

    Армяне (Приложение 6)

    Национальная одежда у армян существует теперь как праздничная и театральная. В мужском костюме преобладали рубахи с низким воротом, архалук сатиновый, холщовый или шёлковый, доходивший почти до колен, а поверх него более длинная тёмная суконная или шерстяная чоха, присборенная и застёгивающаяся в талии. В отличие от черкески, чоха газырей на груди обычно не имела. Пояс был кожаный, наборный, серебряный или шёлковый. Мелкие торговцы и ремесленники особое внимание уделяли дорогим поясам, в основном из серебра, украшенным филигранной работой, дорогими каменьями и золотом. Шаровары заправляли в узорчатые носки или обматывали полотняной лентой до колена.

    Некоторые мужские костюмы не предусматривали архалук. Вместо него носили поверх расшитой рубахи жиле, а сверху ещё короткую куртку. Шаровары бывали либо суженными, либо расклешёнными. Кроме пожилых людей, все старались как можно богаче расшивать и жилет, и куртку, и даже шаровары по бокам. Орнамент вышивки был в основном растительный – цветы, стебли, листья. Вокруг талии обматывали широкий шарф, в складки которого закладывали кисет, кошелёк, трубку, нож и другие предметы. На голове мужчины носили меховые папахи разных фасонов, вязаные или войлочные шапки, обмотанные по краю платком, как тюрбаном. Женские головные уборы были сложны и разнообразны – например, высокая «башенка» из нескольких слоёв жёстко накрахмаленной ткани, а поверх неё ещё несколько платков, один из которых прикрывал рот и нос. Такие «башенки» украшали расшитыми лентами, ленточками с монетками, серебряными и коралловыми подвесками. В головных уборах армянок сохранились до наших дней короны и диадемы. Такой сложный убор «строили» на несколько дней и, чтобы не разрушить его, спали, положив затылок на валикообразную подушку. Наряду с такими сложными носили и простые, но более практичные головные уборы с платками. Из одежды женщины носили присборенные шаровары, выглядывавшие из-под края рубахи. Поверх рубахи надевали длинный архалук с вырезом на груди и высокими разрезами по бокам. Подпоясывали его серебряным поясом или цветным шарфом. По праздникам надевали платье почти такого же покроя, но без разрезов. Рукава платья и архалуков имели также разрез от локтя до запястья, скреплённый серебряными пуговицами, трубочками, цепочками или другими украшениями. Женское платье шили из ткани более светлых оттенков. Поверх него обязательно надевали фартук из сатина с тесьмой, из бархата с золотой вышивкой или ковровой выделки. Традиционный костюм у крымских армян уже к началу ХХ века в городе почти совсем вывелся, уступив место форме одежды и обуви соседей, в основном русских крестьян. Долго ещё в сёлах можно было видеть на замужних женщинах традиционный головной убор поши (небольшая круглая шапочка из материи, украшенная бисером или вышивкой), но вскоре он тоже практически исчез и был заменён обычным платком, причём – повязывать его стали не вокруг головы, как это делают армянки, а под подбородком. Девушки и молодые женщины, в отличие от сельских жительниц Армении, носят более открытые платья, сарафаны, модные брюки. Свадебной одеждой стал общераспространённый ансамбль. Специальной траурной одежды у современных армян, как правило, нет.

    Белорусы (Приложение 7)

    Основой костюма белорусов, как и других восточных и западных славян, как у мужчин, так и у женщин была рубаха с прямыми поликами из льняной или конопляной домотканины. Прямой разрез ворота характерен для всех белорусов, независимо от того, с воротником или без воротника шилась рубаха. Белорусы носили рубаху поверх узких холщевых (зимой суконных) штанов - ногавиц на вздежке ("очкуре"). Поверх рубаху и штаны опоясывали широким шерстяным тканым поясом. На ногах в зависимости от времени года, региона, праздников или будней носили лыковые лапти, кожаные постолы, ходаки или сапоги. Непременным дополнением к мужскому комплекту одежды были курительные принадлежности - кисет с табаком, кресало, кремень, сухой трут, трубка с проволочными "протичками", а также нож. Ключи носили в сумочке либо крепили на тонкий ремешок непосредственно к тканому или вязаному поясу.
    В летнее время мужской костюм у белорусов дополняла соломенная шляпа - "брыль", "капелюх", картуз, а в зимнее - шапки из барашкового меха или войлока. Женские рубахи на всей территории проживания белорусов были с прямыми поликами. Белоруссии наметка была широко распространенным типом головного убора с многочисленными вариантами и способами навивания, носящими локальный характер. Сохранялись также архаичные простеганные, сделанные из луба или жгута льна в виде обруча вкладыши под мягкие чепцы, на которые женщины накручивали волосы, чтобы они не выбивались из-под головного убора.

    Крымчаки (Приложение 8)

    Мужская одежда крымчаков, по описанию начала текущего столетия, состояла из "синего архалука, стянутого широким поясом с серебряными украшениями, независимо от небольшого кинжала или медной чернильницы со всеми принадлежностями письма". Этот облик мужского костюма существенно дополнен свидетельством И.С. Кая: "Характерная одежда у крымчаков - круглая барашковая шапка, длинный до колен черный не то пиджак, не то пальто, широкие внизу брюки, мягкие сапоги "мест", поверх которых носят "катыр" - тяжелые твердые кожаные галоши".
    Одежда крымчачек состояла из нижнего белья - шаровар различных расцветок, нижняя часть которых закреплялась на лодыжках ног подвязками (чарап) в виде лент, украшенных орнаментальным шитьем из золотых и серебряных нитей. Верхней одеждой был длинный до уровня лодыжек кафтан, обычно лиловых тонов, запахивающийся влево, оставлявший широкий вырез на груди (коклюк), который закладывался цветным платком.

    Борта кафтана и отвороты рукавов украшались узорами золотого и серебряного шитья.

    Поверх кафтана обычно надевался черный шелковый передник, нередко с кружевами.
    Головной убор крымчачек соответствовал возрастной и социальной категории носящей. Девочки и девушки носили фески лиловых тонов, орнаментированные узорами золотых и серебряных нитей, нередко их украшали, пришивая мелкие золотые или серебряные монетки.

    Молодые замужние женщины были обязаны носить "къыйих" - сложенный наискось большой цветной платок.


    Старые женщины надевали ложный головной убор "баш багы", состоявший из нескольких отдельных частей. Традиционной обувью крымчачек были мягкие кожаные туфли - "папучи".


    Молодые крымчачки показывались на улице редко, "и то не иначе, как покрытые с ног до головы включительно белыми покрывалами". Одежда крымчачек дополнялась украшениями, среди которых обязательным было шейное, типа монист, состоявшее из подвешенных на шнурке серебряных и золотых монет. Среди других украшений отмечались кольца, серьги и браслеты. Пояса, обычно наборные (филигранные для прошлого - начала нашего столетия), - обязательный подарок родителей дочери-невесте в день ее свадьбы - повседневно не носились.

    Болгары (Приложение 9)

    В фондах Крымского этнографического музея хранится фотоматериал с изображением болгар начала ХХ века уже не в традиционных "ризах", а в косоворотках без вышивки или с элементами вышивки растительно-геометрическим орнаментом. Прослеживаются новые элементы: застежки на пуговицах, манжеты. Рубахи обычно заправлялись в штаны "гашти" с широким шагом до колен и узкой нижней частью, которые стягивались вверху шнурком "уркузун", "буркузун". По свидетельству информаторов, "гашти" шили из сукна черного цвета для стариков и темно-синего, темно-коричневого – для молодых. Зимой носили еще "чишири" – штаны из бараньей кожи мехом внутрь. К началу ХХ в. "чишири" уже не носят, остаются "гашти", причем в Феодосийском уезде появляется новый вид одежды – нижние "гашти".


    Подпоясывались цветным шерстяным домотканым поясом, чаще красного цвета и с бахромой. Концы пояса подтыкались. В холодную погоду болгары носили несколько видов курток: из сукна в талию – "дулма"; из сукна с подкладкой на вате – интерия; из овечьей кожи, однобортная, с невысоким воротником. Общее для всей мужской одежды болгар Крыма – балканский элемент: узкий крой верхней одежды, почти полное отсутствие аппликаций и украшений. Головной убор болгар – смушковая шапка цилиндрической и островерхой формы "колпак", "пула", летом – соломенная шляпа "паралия". В начале ХХ века появляются, как дань моде, картузы.
    Повседневной обувью были кожаные постолы – "цервули", кожаные сапоги – "чизми", "бутоши" и суконные "терлики" – тапочки для дома.
    На ноги надевали вязаные шерстяные чулки "кальцони"
    Нательной одеждой болгарки была сорочка – "риза", первоначально из шерстяной, а в начале ХХ века из льняной, фабричной хлопчатобумажной, реже конопляной ткани.. Традиционный крой – туникообразный, состоит из верхней короткой части, к которой под прямым углом пришивались короткие рукава без манжет, под них вставляли треугольные клинья – "клину". Округлый вырез для шеи прорезался впереди и соединялся вверху при помощи нитяной петли и пуговицы. В начале ХХ в. появился прилегающий сарафан, чаще отрезной, с высокой талией, собранный в фигурные складки впереди и сзади. Появляются такие новые элементы, как карманы: прорезные и накладные. Сарафаны, которые шили из домотканого полотна, называли "чукман", из покупного – "рокла", бытовало также название "куфтань".
    из шерстяной ткани темно-бордового цвета, на хлопчатобумажной подкладке, украшена черным кружевом, волнистой тесьмой и гарусом, а также вышивкой металлической нитью по краю рукава. Женская кофта из тонкой черной шерстяной ткани с купонным рисунком фабричного производства на хлопчатобумажной подкладке. Украшена пришитыми на край рукава и распашной край вставками из черного бархата.
    Обязательной частью женского костюма был суконный домотканый передник – "престелка", узкий, не более двух четвертей шириною, карманов не было. Завязки были из тесьмы и шерстяных ниток. Нижняя часть украшалась геометрическим орнаментом в виде ромбов, зигзагообразных линий, двух скрещивающихся полос и др. В фондах КЭМ есть четыре "престелки" из сел Кишлав, Кабурчак, Андреевка начала ХХ века. Основной фон "престелок" темно-коричневый, низ украшен геометрическим орнаментом из цветных шерстяных нитей, на "престелке" из с. Кишлав с вплетением металлической нити.

    Традиционным элементом женской одежды был пояс: шерстяной, парчовый, гарусный, мишурный, на кожаной ленте с металлическими пряжками и кованый из серебра – "кулане". В начале ХХ века ношение поясов уже не распространено, хотя металлический пояс сохраняется как обязательный элемент свадебного обряда, передаваясь по наследству от матери к дочери.
    Дополнял женский и девичий костюм платок: пестрый и красный у девушек, черный у пожилых женщин. До 20-30-х гг. ХХ в. болгарки прятали волосы под чепчик "капа" и сверху набрасывали, не завязывая концы, платок. Платки начала ХХ в. – кашемировые и ситцевые "калинкерки". На праздник девушки украшали головы живыми и искусственными цветами на платок.
    На ноги летом без чулок надевали вязаные тапочки "терлики", кожаные постолы "царвули" и кожаные туфли с острыми носками "катери". Девушки носили "катери" красного цвета, пожилые женщины – черного. Зимою носили вязаные чулки "хабени" или "кальцони" – чулки из белого сукна, обшитые черным шнуром и застегивающиеся на крючки.
    Важным элементом традиционного костюма болгарок были украшения. На руках кольца и серебряные браслеты: большой "гривни", малый "интимий".

    В ушах золотые серьги, которые мать передавала дочери по наследству.
    Традиционными остаются названия элементов костюма, причем с местными вариациями, что свидетельствует о переселении болгар из разных историко-этнографических районов Болгарии, и в то же время не воспринимаются местные названия одежды у соседних народов Крыма.

    Практическая работа

    Народные ремесла Крыма

    Культура Крыма – это феномен, а уникальна она из – за смешения многочисленных этносов на полуострове. И по сей день у нас спокойно сосуществуют десятки различных национальностей, у которых, как мы знаем, есть свой быт, своя история.

    В ремеслах народов нашей малой Родины отражена многовековая история, древние ремесленные традиции, большинство из которых и сегодня передаются из поколения в поколение. С древних времен крымчане старались окружить себя красивыми вещами. Тысячи кузнецов, гончаров, столяров, вышивальщиц, кружевниц, резчиков, ювелиров трудились в Крыму, создавая уникальные произведения декоративно-прикладного искусства – одежду, посуду, мебель, оружие, украшения. С давних времен они занимались шорным делом, резьбой по дереву, лоскутным шитьем, ковкой метала, расписывали и художественно обрабатывали дерево и железо, изготовляли изделия из керамики. Кружевные подзоры, рушники, скатерти («столешницы», «настольники»), тканые дорожки - все это придавало дому неповторимое своеобразие. Любой дом- бедный или богатый, обязательно украшали, создавали уют. (Приложение 10)

    А знаете ли вы, что первыми переселенцами, сумевшими создать на территории Крыма свои колонии, были греки, а произошел этот исторический момент в далеком 7 веке до нашей эры? Они основали свои города на полуострове, для развития культурных и торговых связей. Жители этих городов жили в каменных домах, занимались торговлей, ремеслами, рыбной ловлей, скотоводством и земледелием. Очень быстро эта народность зарождает различные ремесла - строительное, ювелирное, металлообрабатывающее, ткацкое, керамическое дело.

    Позднее, уже в 5 веке до н. э. , на территории восточного Крыма возникло могущественно е государственное образование - Боспорское царство. Развивались ремесла: ткачество, гончарное дело, обработка металла и изготовление металлических изделий.

    Мы можем сделать вывод, что в 7 – 5 веках до н.э. уже были развиты такие ремесла, как: вышивка, гончарное дело, керамика, ткачество, ювелирное дело, ковка (кузнечное дело), др. А как вы думаете, какие из ремесел дошли до наших дней? Сегодня мы имеем возможность обучиться любому из перечисленных ремесел, и знаем о них не понаслышке. В летнее время, в курортных городах Крыма, можно повстречать целую дюжину ремесленников, которые и обучат ремеслу, и предложат купить сувенир! Познакомимся поближе с народными ремеслами.

    1. Ткачество - древнейшее занятие жителей крымского полуострова. Но с 13 века нашей эры, этим ремеслом занималась уже новая, только пришедшая на наш полуостров народность. Это крымские татары. Ткацкий станок был практически в каждом доме, поскольку девушек с малых лет обучали работе на станке. В Крыму ткачеством занимались мужчины-ремесленники, объединенные в цеха вышивальщики и ткачи, изготавливавшие более плотные суконные ткани «сокма» из овечьей шерсти. Со времен Крымского ханства эти цеха работали не только на весь правящий двор, но и на внутренний рынок.

    2. Шитье золотом имеет многовековую историю среди жителей татарской национальности. В Крым такое шитьё пришло из Византии, в середине 19 века. В Византию же это искусство попало через ближневосточные страны, точнее из Вавилона, Междуречья и Месопотамии. Ремесло и сейчас востребовано, и не имеет равных по своей декоративности и многофункциональности.

    3. Вышивка. Возродили это искусство в Крыму к началу 18 века караимы. Вышивка имела глубокие традиции: каждый шов имел свои незатейливые, но образные названия. Своеобразие крымской вышивки – в особенности орнамента, его ритма. В основном, изначально, это были строгие геометрические линии. И только к 20 веку в строгие геометрические линии орнамента ввелись объемность деталей, используется растительный мир.

    4. Ковроткачество. Основным занятием жителей западного побережья Черного моря в далекие времена было овцеводство. Следовательно, из пряжи, которую получали от овец - ткали ковры. Датируется это ремесло серединой 19 века.

    Особенностью ковров того времени является сильно схематизированные растительные орнаментальные мотивы, редкость бытовых сцен в оформлении. Нетрадиционной является и гамма красок, использованная при росписи ковров: преобладают темно-синий, желтый, рыжий, коричневые цвета. Окраску производили растительными, минеральными и животными красками..

    5. Керамика. Уклад жизни обуславливал многообразие форм керамической и металлической посуды. Макитры, глечики, куманы, различные формы кувшинов и кружек из керамики украшались поливой, росписью, несложным и рельефным орнаментом.

    6. Изделия бондарей. Сосуды (бочки, буты, чаны, кадки и др.), предназначенные дляхранения и транспортирования жидких, полужидких и сыпучих продуктов. . Различают и деревянные, фанерные, древесноволокнистые, древесностружечные и полимерные.Наиболее распространены деревянные бочки,сухотарные для мороженой рыбы, застывающих жиров, сыпучих и других видов продуктов, несодержащих жидкостей. Кадки, ушаты и т.п. служат для перевозки и храненияплодоовощных и молочных продуктов (капуста, творог, сметана и др.).

    Как вы догадались, это далеко не все. Множество ремесел, которые и приходят с новыми народами, рано или поздно также становятся народными . (Приложение 11)

    Приложения

    Приложение 1.

    Приложение 3

    Приложение 2


    Приложение 4


    Приложения 6

    Приложение 5

    Приложение 9

    Приложение 7

    Приложение 8


    Приложение 10






    Приложение 11

    Как известно, в одежде проявляется многовековой опыт народа, его хозяйственно-культурный уровень и уклад жизни, его эстетические понятия и навыки приспособления к условиям физико-географической среды обитания. Одежда крымских татар изготовлялась из шерсти, кожи, домотканных и привозных тканей.

    Женская одежда. Крымские татарки с особенным вниманием заботились об украшении головы. Разделив волосы на две ровные половины, они сплетали их в тонкие косички, которые отбрасывали на спину. Для предохранения от завистливого и дурного глаза (назар) к концам кос прикрепляли красиво отделанный прямоугольный талисман со священной молитвой (сач дувасы). На голову одевали бархатную, обычно бордового цвета шапочку (фес), вышитую золотом или серебром, иногда украшенную мелкими монетами и покрытую круглой с узорами пластиной золотого цвета (фес къалпагьы). Сверх фески набрасывается белого цвета тонкий длинный шарф (баш марама) из самотканной кисеи с вышивкой по краям, покрывающей заднюю половину головы и шеи. Женские головные уборы отличаются разнообразием. Кроме фески и марамы были распространены большой шерстяной платок (шал), легкий тонкий платок (чембер), цветной узорчатый платок (баш явлукъ). Одежда женщин, несмотря на местные различия, имела много общего. Это были широкие и длинные, ниже колен, хлопчатобумажные или холщовые рубашки (кетен-кольмек), длинные платья (антер) с широкими рукавами, цветные шаровары (шалвар или думан, дон), доходящие до ступни и завязываемые вокруг щиколотки на шнурок. Верхнюю одежду крымской татарки составляет кафтан (къафтан или зыбын), плотно обтягивающий весь стан, обыкновенно яркого, чаще всего розового иди малинового цвета, с золотым или серебряным галуном на вороте и груди. Кафтан этот с разрезом во всю длину спереди имеет узкие рукава и застегивается у кисти рук на несколько пуговиц, шьется постоянно на вате, для того, чтобы придавать стану полноту. На грудь, начиная от шеи до пояса, а иногда и ниже, подшивается нагрудник (кокюслик), на который густо нанизываются сверху мелкие, а дальше все более и более крупные золотые монеты (алтын). Затем идет вокруг талии широкий плисовый кушак (йипши къушакъ), шитый серебром или золотом с большими серебряными бляхами с рельефными узорами (копан). Иногда на пояс подвязывают шерстяной вязаный платок (бель явлукъ), таким образом, что позади образуется треугольник, доходящий чуть ли не до ног. Сверх кафтана надевают короткую шубу (джуббе), преимущественно из красной или зеленой материи, обитую по краям мехом и широкими позументами по всем швам. При выходе из дома кроме описанного костюма надевается накидка розового или зеленого цвета (фередже). Повседневной принадлежностью женского наряда является также фартук из ситцевой материи (оглюк или пештимал).

    Обувь крымской татарки представляет несколько различных фасонов, имеющих различное назначение, смотря по погоде: сафьяновые сапожки (мест), надеваются зимой в комнате, домашние туфли без задников с острыми носками (папуч), расшитые золотом и серебром - для лета. При выходе из дома в непогоду обували къатыры - нечто подобное калошам, или башмаки, закрытые сверху наполовину (терлик). В торжественных случаях одевали шитые золотом красивые туфли (аякъкъап). Вся эта обувь изготовлялась из сафьяна черного, желтого или красного цветов. Для дождливой погоды имелись ходули (налын или табалдрык), очень красиво отделанные и предохраняющие ноги от грязи. В комнате носили также вязанные из шерсти тапочки (кальчин), или шерстяные чулки с цветным узором (сырлы чорап).

    Мужская одежда. Голову крымские татары покрывают низкой чёрной барашковой шапкой (къалпакь), на дне которой иногда вышит полумесяц. Летом носят тюбетейку (такъие) или феску (фес) красного цвета. Рубаха с косым воротом (кольмек) заправлялась в широкие суконные шаровары (сокъма штан или шалвар) и подпоясывалась шерстяным кушаком (къушакъ) длинным и широким обычно красного или зеленого цвета. Поверх рубахи надевали короткую безрукавку типа жилета (илик), сделанную из бархата, иногда шитую золотом. На эту безрукавку надевается другая куртка с рукавами короткими или длинными (камзол), сверх всего надевается длинный кафтан (чекмен). Рубахи крымских татар изготовляются из домашнего полотна (кетен). Вся остальная одежда шьется, большей частью, из грубого сукна домашней работы, у степных татар часто из верблюжьего сукна. Зимой вместо кафтанов одевали овчинные тулупы (тонъ) или овчинные куртки (курк). Широкое распространение получили также такие разновидности и элементы одежды, как плащ (япынджа), башлык (башлыкъ), постолы обычно из воловьей кожи (чарыкъ). На ногах мужчины также носили сапоги (чизма), непременно с подковами на каблуках, кожаные башмаки без голенищ на каблуках (потюк). У пастухов (чобан) были распространены куртки из бараньей шкуры (курк, къыскъа тонъ) с кушаком, к которому прикреплялся нож (пычакъ) и сумка (чанта). Паломники, побывавшие в Мекке (аджы), носят чалму (сарыкъ), обернутую вокруг фески или колпака.

    Многие путешественники, в том числе и известный исследователь Крыма Е. Марков, в своих "Очерках Крыма" отмечает, что у крымских татар каждый ребенок имел свою одежду. "Самая крошечная двухлетняя девочка, возившаяся в пыли, одета почти также; у каждой - свой бешметик по мерке - это добрый обычай, не часто встречается в семье русского простолюдина; он свидетельствует об инстинктивном признании человеческого достоинства, человеческих прав даже в ребенке. Этот обычай мне особенно кидался в глаза по противоположности с нашим русским, в германской и швейцарской деревне. Там вы не встретите крошечного мальчишку, завернутого в отцовский тулуп или в дедовской шапке, нахлобученной на нос, босого и в одной рубашке".

    Путешественники, описывавшие одежду крымских дворян (мурз), отмечают, что они одевались великолепно, с роскошью. "Платье их было из тонкого сукна, весьма чистое и подбитая долгая епанча опоясана длинным шелковым поясом. Сие одеяние, похожее более на платье польское, нравилось мне лучше турецкого; ибо оно придает приятность стану и сидит весьма хорошо", пишет Клееман в своем "Путешествии:".

    Очень интересными по крою были мужские и женские нижние домотканные рубахи крымских татар. Качество ткани, из которой они шились - тонкой и легкой, украшенной узором из узких, часто однотонных полос, по выражению путешественников, "доходило до совершенства". К сожалению, на предметах быта XIX в. признаки этого совершенства встречаются уже редко.

    Украшения. Крымские татарки были большими охотницами до колец (юзюк) и браслетов (билезлик) и носили, в особенности первые, в таком количестве, что ими нанизывались почти все пальцы. Кольца эти большей частью золотые, а браслеты серебряные, ниткообразные, или из стекляруса. Из украшений также распространены серьги (купе), бусы (боюнджакъ), изготовленные из цветных камней, стекла, горного хрусталя, а также монеты (алтын), которыми украшают также фески. Женщины обыкновенно красят волосы в бурый или ярко-рыжий цвет, для чего служит добываемая из растения краска (хна); такой же окраске подвергаются иногда ногти на руках и части ладони - особенно часто это практикуется на свадьбах.На ремешке через плечо крымские татарки носят сумочку с молитвой из Корана (дува), которая делается из серебра или сафьяна.

    Предметы ювелирного искусства, будучи очень близкими по технике производства и внешнему виду турецким образцам, производились в ремесленных центрах: Бахчисарае, Кезлеве, Карасубазаре. Характер декора каждой детали был настолько изыскан и богат, что серебряные и позолоченные филигранные элементы уже не требовали дополнения в виде драгоценных и поделочных камней.

    Крымскотатарская вышивка имеет за собой большие и длительные традиции. Прекрасная разнообразная природа Крыма оказала большое влияние на все народное творчество крымских татар и, в частности, на вышивку, которая достигла высоких художественных форм.

    Еще в 20-30-х годах нашего века в Бахчисарае были прекрасные вышивальщицы, владевшие техникой этого производства в совершенстве. Образцы их изделий экспонировались на международных и союзных выставках и отмечались самыми высокими наградами.

    В настоящее время традиционная одежда крымских татар практически не употребляется. Изредка лишь на свадьбах можно увидеть невесту в феске с национальным поясом и барашковую шапку на голове у жениха.

    Сложно определить единый тип татарского национального костюма, ведь существует немало подгрупп татар. На формирование национального образа в одежде оказали влияние восточные народы, ислам, особенности национального костюма поволжских татар.

    Как и традиционные костюмы всех прочих народов, национальная одежда прошла долгий и непростой путь исторического развития.

    В национальном костюме татар представлены в гармоничном сочетании ткани ярких «восточных» цветов, головные уборы с непростым орнаментом, обувь разных видов и назначений, изящные и сложные ювелирные украшения. За счет всех этих элементов формируется особенный характер национальной татарской одежды.

    Элементы национального татарского костюма

    Основу традиционного костюма татар составляют шаровары (ыштан) и рубаха-платье (кулмэк). Поверх рубахи традиционно надевали кафтан или халат. Причем само слово «халат» имеет арабские корни и очень созвучно с подобным элементом арабской одежды – хильгатом.

    Также татары часто надевали чобу. Это была легкая верхняя одежды без подкладки, достигавшая длины чуть ниже колена. Обычно ее шили из льняных или конопляных тканей.

    Обычно верхняя распашная одежда татар не имела застежек, поэтому несомненным атрибутом национального костюма является пояс. Он мог в равной степени быть сшитым из ткани или связанным из шерсти.

    Еще одним отличительным моментом татарской одежды была ее трапециевидная форма. А также большой размер и удивительная яркость тканей. Для было характерно надевать большое количество украшений, что только добавляло яркости образу.

    Женская традиционная одежда

    Татарская была более разнообразна, нежели мужская. Она различалась не только по сезонным периодам, но и по назначению (повседневная, праздничная), и даже по возрастному признаку. Именно в женской традиционной одежде ярче были видны территориальные особенности той или иной подгруппы татар.

    Основу женского традиционного костюма составляли рубаха, штаны и нижний нагрудник. Также часто использовались камзолы и бишметы. Камзолом называлась короткая безрукавная одежда, чаще всего приталенная, в отличие от мужского варианта камзола. А бишметом - кафтан с длинными рукавами и приталенной спинкой. Его часто шили из бархата и отделывали мехом. Он застегивался с помощью большой серебряной застежки, которая выполняла еще и эстетическую функцию.



    Похожие статьи