• Тексты гиа фипи. Готовимся к огэ По Е. Дубровскому. Ранним утром лисица вышла из норы

    22.01.2024

    (1)Славка заметил картину на тускло-зелёной стене биллиардной случайно. (2)Обычно она висела в тени, а в тот раз на неё падали лучи. (3)На картине было лунное море. (4)Сама луна скрывалась за светлыми облаками, но её лучи пронизывали воздух и рассыпали свет по высоким волнам. (5)Среди волн шёл двухмачтовый парусник. (6)Несмотря на волны, он шёл ровно и спокойно. (7)У него были сплошь дырявые паруса, и сквозь них виднелось небо, но всё равно он шёл уверенно. (8)В этих рваных и гордых парусах, в этой уверенности маленького судна была загадка. (9)Какая-то заманчивость и притягательная сила. (10)И была в лунном неспокойном просторе музыка – непохожая ни на что. (11)Славка молча привёл за руку слегка испуганную маму и только тогда шёпотом спросил: – (12)Это что? – (13)Это бриг «Меркурий». (14)Копия картины художника Айвазовского. (15)Что тебя испугало? (16)Славка досадливо поморщился. (17)Его ничего не пугало.(18)Просто он не хотел говорить громко, когда рядом тайна, мечта… – (19)Почему рваные паруса? – (20)Кажется, после боя.

    Картинка 40 из презентации «Пример текста» к урокам литературы на тему «Текст»

    Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока литературы, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Пример текста.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 111 КБ.

    Скачать презентацию

    Текст

    «Текст повествование описание» - 2. Текст, в котором описывается предмет или явление, - описание. Типы текста. «Текст». Задачи урока. 5. 3. 1. Тема урока: Текст состоит из нескольких предложений. Предложения в тексте связаны по смыслу. Повествование; описание; рассуждение. 4.

    «Сочинения в начальной школе» - Фрагмент урока литературного чтения. Моя зима? С.Я.Маршак Надвижная Игривая Строгая Мрачная. Составление инструкций, словарных статей. Жанр сказки. У каждого ученика на парте в блюдечке лежал снег. Научно – популярная статья. Расширение представлений об этимологии, омонимах, антонимах, синонимах, многозначности.

    «Слова из произведений» - 12. 9. 5. Тест: 10. 8. 2. 14. Общественный смотр знаний по литературе. 4. Викторина.

    «Типы текста» - Московский городской педагогический университет Факультет начальных классов. Автор: Львова А.С. В проекте участвуют: ученики начальной школы. Данный проект охватывает учебный предмет: русский язык. Цель проекта: познакомить младших школьников с типами текста. Учебно-методический пакет «Изучаем типы текста».

    «План сочинения» - Или, например, доказательства к теме «Я болею». Аргумент 3: вспоминаю, как отдыхала летом в Испании. Таким стал бы Онегин в годы реакции. План построения сочинения - сравнения. Например, вы выбираете тему «Ранние романтические произведения М.Ю.Лермонтова». Не хочу идти на улицу и даже смотреть в окно.

    «Комплексный анализ текста» - Связность текста. Проблема текста? Комплексный анализ текста (5 класс). Син… небо. Тип речи? Выпишите грамматическую основу из № 6. Местоимения из №5-6? № ССП? № СПП? Слово неморфологического способа образования из №1? Причастный оборот с определяемым словом из №1-3? Грамматические задания. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы.

    Всего в теме 18 презентаций




    Основные умения и навыки: - умение понимать чужую речь(осознавать тему и основную мысль высказывания, проникать в авторский замысел, осознавать значение использованным автором средств выражения мысли, в том числе и знаков препинания); - умение продуцировать собственное связное высказывание, посвященное лингвистической проблеме или составленное в связи с содержанием исходного текста; - способность этически корректно доказывать правильность понимания авторского текста или назначения языковых средств; -умение цитировать и использовать цитаты из исходного текста как средство аргументации; - умение композиционно оформлять текст; - умение выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы литературного языка и демонстрируя такие коммуникативно значимые качества речи, как богатство, выразительность, точность, ясность, чистоту и др.


    Задание- напишите сочинение – рассуждение. Объясните, как понимаете смысл фразы… Приведите в сочинение два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование(избегайте чрезмерного цитирования). Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


    Содержание работы пишущего сочинение: 1.Перечитать исходный текст, выделить в нём указанный в задании фрагмент, вдуматься в смысл фрагмента, проникнув в авторский замысел, осознав явные и скрытые значения, поняв значение всех входящих в выделенный фрагмент слов и фраз, метафорических, образных выражений и позицию автора. Сформулировать собственное мнение о смысле фрагмента текста. Привести два аргумента, подтверждающие правильность понимания смысла фрагмента. Подобрать из исходного текста два примера, подкрепляющие вашу аргументацию. Приводя примеры из текста, следует цитировать или указывать в скобках номера предложений, на которые делаются ссылки в ходе рассуждения; Надо оформить текст композиционно: сочинение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к тексту – рассуждению, то есть содержать тезис, доводы и вывод, а также вступление и заключение. Следует развивать мысль так, чтобы объём сочинения был не менее 50 слов. Писать надо аккуратно, чтобы экзаменатор мог прочитать написанное без труда, то есть соблюдать требования каллиграфии.


    Значение терминов Рассуждение - функционально – смысловой тип текста с обобщённым причинно – следственным значением. Суть рассуждения в объяснении какого – либо утверждения или в обосновании истинности какой – то основной мысли (тезиса). В рассуждении преобладают причинно – следственные отношения, то есть рассматриваются разные явления, причины их возникновения и наступающие последствия. Содержание, цель высказывания и характер смысловых отношений определяют композицию и языковые особенности рассуждения. В рассуждении, как правило, имеются три части: тезис, доказательства и вывод


    Индуктивные рассуждения Индуктивные рассуждения представляют собой такой ход движения мысли, при котором сначала рассматриваются частные случаи, а потом делается обобщение(от частного, конкретного к общему). Например, если в сочинении сначала рассмотрены примеры использования знаков препинания, роль этих конкретных знаков в конкретных предложениях, а потом делается вывод о важной роли знаков препинания в письменной коммуникации, то это индуктивное рассуждение. Таким образом, в рассуждении, построенном индуктивным путём, вначале излагаются мысли и факты, на основе их рассмотрения делается вывод, обобщение.


    Дедуктивное рассуждение Дедуктивные рассуждения построены на таком движении мысли, когда сначала рассматриваются общие положения, а потом подтверждаются конкретными примерами(от общих суждений к частным выводам). Например, вначале перечисляются функции знаков препинания вообще, а затем разбираются конкретные предложения и роль использованных в них знаков препинания. Таким образом, в рассуждении, построенном методом дедукции, сначала высказывается общее положение, а затем мысли и факты, подтверждающие общие положения.






    Позиция Позиция – это точка зрения, мнение относительно того вопроса, который составляет суть рассматриваемой проблемы. Позиция формируется при усвоении определённого опыта, накопленного человечеством, и пропускании этого опыта сквозь призму собственного мировоззрения. Авторская позиция – это отношение автора к той или иной проблеме текста. Авторская позиция может выражаться прямо, что характерно для текстов научного и публицистического стилей. А в текстах художественного стиля и часто в публицистике позиция выражается скрыто, через подтекст.




    Аргументация Аргументация – это приведение доводов с целью доказательства истинности собственной позиции. Аргументация состоит из тезиса и аргументов (доводов) и может быть дополнена иллюстрациями. Аргумент – это логический довод, служащий основанием доказательства истинности или ложности тезиса. Подбор аргументов может быть основан на собственном жизненном опыте и сформированных на его основании жизненных установках, на знаниях, полученных в ходе обучения, или на читательском опыте.


    Иллюстрация Иллюстрация- это конкретный пример, иллюстрирующий довод. Это пример может быть взят из собственного жизненного опыта, из жизни великих людей, художественной литературы, другого вида искусства, Библии, СМИ, статистических данных и т.д. В части С сочинения – рассуждения иллюстрации следует приводить из исходного текста.








    Вопросы для понимания содержания текста 1.О чём говорится в тексте и указанном фрагменте? 2.Какова общая мысль текста? 3.Какая микротема представлена в данном фрагменте? 4.Как выделенный фрагмент связан с остальными частями текста? 5.Что хотел передать автор в этом фрагменте? 6.Почему он включил этот фрагмент в текст? 7.Каковы детали, представленные во фрагменте? 8.Каков подтекст фрагмента? 9.Почему автор выбрал именно эти слова и конструкции для выражения смысла?


    Критерии оценивания С2К1- понимание смысла фрагмента текста 2 балла –экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет. 1 балл- экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержание фрагмента, но допустил 1 ошибку в его интерпретации. 0 баллов –экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует


    Оценка работы по критерию К1-2 балла 2 балла ставится в том случае, если экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента текста. При этом не учитывается полнота раскрытия смысла данного фрагмента. Это значит, что, если в указанной в задании части текста содержится несколько аспектов смысла, экзаменуемый может выбрать по своему усмотрению только один или некоторые из них и прокомментировать.


    Текст для сочинения и задание Объясните смысл последних фраз текста: "С того дня Славка почти забыл про все на свете. Он ушел в чтение словаря, как уходят в дальнее плавание -надолго и без оглядки..." Текст для чтения. (I)Славка заметил картину на тускло-зеленой стене биллиардной случайно.(2)Обычно она висела в тени, а в тот раз на нее пaдали лучи.(3)На картине было лунное море. (4)Сама луна скрывалась за светлыми облаками, но её лучи пронизывали воздух и рассыпали свет по высоким волнам.(5)Среди волн шел двухмачтовый парусник. (6)Несмотря на волны, он шел ровно и спокойно. (7) У него были сплошь дырявые паруса, и сквозь них виднелось небо, но все равно он шел уверенно. (8)В этих рваных и гордых парусах, в этой уверенности маленького судна была загадка.(9)Какая-то заманчивость и притягательная сила.(10)И была в лунном неспокойном просторе музыка - непохожая ни на что. (11)Славка молча привел за руку слегка испуганную маму и только тогда шепотом спросил: - (12)Это что? - (13)Это бриг «Меркурий». (14)Копия картины художника Айвазовского.(15)Что тебя испугало? (l6)Славка досадливо поморщился. (17)Его ничего не пугало.(18) Просто он не хотел говорить громко, когда рядом тайна, мечта... - (19)Почему рваные паруса?


    Текст для сочинения -(20)Кажется, после боя. (21)Это русский корабль, он сражался.(22)Вражеских кораблей былo много, а он один, но он победил. - (23)Что такое "бриг"? - (24)Ты же сам видишь - корабль... - (25)Нет, почему "бриг"? - (2б) Ты меня уморишь, - сказала мама. (27)Она не понимала! (28)У Славки отозвалось в душе звучание когда-то слышанных и забытых морских слов:"Бриг... брег... регата... фрегат... навигатор..." (29)Это были слова про что-то загадочное, связанное с этим лунным морем. (30)А где их разгадка? (31)Мама, вздохнув, повела Славку в библиотеку. (32)Там она отыскала cтарую книгу, которая называлась «Морской словарь». (33)Если хочешь и есть еще вопросы, читай и разбирайся. (34)Славка нaшёл быстро. (35)Прочитал и почти ничего не понял. (36) Но незнакомыe корабельныe слова опять отозвались в нём странной зовущей музыкой. (37)И он стал искать дальше, слово за словом. (38) С того дня Славка почти позабыл про всё на свете. (39)Он ушёл в чтение словаря, как уходят в дальнее плавание - надолго и без оглядки... (По В. Крапивину)


    Оценка работы по критериюК1-2 балла «По моему мнению смысл последних фраз текста заключается в том, что Славка нашёл свою мечту и начал свой путь к ней. В доказательство этого можно сказать, что желание побольше узнать о море, а может быть даже покорить эту стихию - это давняя мечта. Ведь Славка действительно прочувствовал всю прелесть этой тайны. Это видно в предложении номер 28 («У Славки отозвалось в душе звучание когда-то слышанных и заветных морских слов: «Бриг... брег... регата... фpeгaт.. навигатор... ») Так же можно сказать, что в стремлении к желаемому юного мечтателя не останавливают жизненные трудности. Потому что нужно действительно во что-то верить, чего-то хотеть, чтобы упорно исследовать словарь, вникать в нелёгкие термины. Получается, что юный Славка приобрёл мечту, движется к ней. Кто ведает, достигнет ли он чего-либо, но мы знаем точно, что первым шагом, началом всего этого стал «Морской словарь». (129 слов) Ошибки в работе не исправлены!


    Комментарий к работе В этой работе выбрана и верно объяснена основная мысль данного в задании фрагмента, при этом остались вне внимания экзаменуемого другие аспекты содержания, на которые указывают последние фразы текста (например, самозабвенная поглощённость мальчика мечтой, в возможность осуществления которой он наконец поверил). Нужно отметить также, что в работе отчётливо прослеживается понимание экзаменуемым смысловой связи между текстом для аудирования и текстом для чтения. Однако это никак не влияет на оценку по критерию C2K1. Вывод. Верное понимание смысла фрагмента (хотя бы в одном его аспекте) в контексте всего текста - достаточное основание для выставления высшей оценки по данному критерию.


    Оценка работы по критерию К1-1 балл С2К1 1 балл ставится в том случае, если экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил 1 ошибку в его интерпретации. «Славка заметил картину на стене биллиардной случайно. Корабль, волны, паруса сразу поразили его. Мальчик привел маму к картине и начал задавать вопросы, которые вскоре ее утомили. (26) Она дала сыну книгу «Морской словарь».(32) Слава почти ничего не понимал, но это еще больше привлекало его. Картина стала для мальчика чем-то особенным, живым. Славку больше ничего не интересовало кроме кораблей, которые с тех пор глубоко запали ему в душу. Мы часто не замечаем волшебного и прекрасного, что так близко к нам, а усердно ищем это где-то далеко-далеко, пока луч солнца не попадет на предмет наших поисков». 95 слов Ошибки в работе не исправлены!


    Комментарий к работе Интерпретация фрагмента в основном верна, однако экзаменуемый допустил одну существенную ошибку: мечта о море и кораблях появилась у Славки вовсе не в тот момент, когда он заметил картину Айвазовского на стене биллиардной, и не тогда, когда начал читать «Морской словарь», а когда-то раньше(предложения 18,28).


    Оценка работы по критериюК1-0 баллов С2Кl 0 баллов ставится в том случае, если экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует. «Славку поразила картина, потому что он мало что понял (8), как и моряк выходящий в открытое море, так и он знал лишь курс. Его затянул словарь, словно течение. Ему хотелось открывать новые земли, острова. Они были ему непонятны и неизвестны и ему хотелось узнать о них. В данных предложениях использована метафора. Славка представляется в виде моряка, а словарь в виде корабля. Неудивлюсь, если в будущем Славка возглавит такой же бриг». (70 слов) Ошибки не исправлены!


    Комментарий Здесь ученик предпринял попытку объяснить смысл последних фраз текста, но не сумел этого сделать. Попытка объяснить содержащееся в финале текста сочетание метафоры и сравнения (в работе это предложение выделено и подчёркнуто) не привела к успешной интерпретации фрагмента. На основании этого можно сделать вывод о несформированности в данном случае важного коммуникативного умения - умения создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста.


    Характеристика критерия К2-наличие примеров аргументов 2 балла – экзаменуемый привёл из текста 2 примера- аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента. 1 балл –экзаменуемый привёл 2 примера –аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента:1 пример из исходного текста и1пример-аргумент не из исходного текста или экзаменуемый привёл из текста 1 пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента. 0 баллов- экзаменуемый не привёл ни одного примера – аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента или он привёл в качестве примера –аргумента данную в задании цитату или её часть, или он привёл примеры – аргументы не из прочитанного текста


    К2 – 2 балла «Славка давно мечтал о море и парусниках. Поэтому на него огромное впечатление произвела копия картины. Мальчик увидел в ней тайну, загадку: « он не хотел говорить громко, когда рядом тайнa, мечта...» (18). Славка не хотел разрушать гармонию, которой для него была наполнена эта картина. Но, тем не менее, ему хотелось знать об интересующем его предмете больше. Мальчик очень хотел получить разгадку. Потому-то его мама и отыскала для него книгу «Морской словарь». Думаю, она поступила мудро - что, как словарь, может пояснить значение неизвестных слов? Словарь стал для Славки путём к заветной мечте: он «cлово за словом» приближался к ней (37). Поэтому Славка «ушёл в чтение словаря, как уходят в дальнее плавание - надолго и без оглядки...». Автор сравнил мечту мальчика - морские путешествия - с путешествием по словарю: может, мальчик никогда не побывает на море, но он узнает морскую жизнь из книги». (138 слов)


    27. По В. Крапивину. Славка заметил картину на тускло-зелёной стене биллиардной случайно. (1)Славка заметил картину на тускло-зелёной стене биллиардной случайно. (2)Обычно она висела в тени, а в тот раз на неё падали лучи. (3)На картине было лунное море. (4)Сама луна скрывалась за светлыми облаками, но её лучи пронизывали воздух и рассыпали свет по высоким волнам. (5)Среди волн шёл двухмачтовый парусник. (6)Несмотря на волны, он шёл ровно и спокойно. (7)У него были сплошь дырявые паруса, и сквозь них виднелось небо, но всё равно он шёл уверенно. (8)В этих рваных и гордых парусах, в этой уверенности маленького судна была загадка. (9)Какая-то заманчивость и притягательная сила. (10)И была в лунном неспокойном просторе музыка - не похожая ни на что.

    (11)Славка молча привёл за руку слегка испуганную маму и только тогда шёпотом спросил:

    - (12)Это что?

    - (13)Это бриг «Меркурий». (14) Копия картины художника Айвазовского. - (15)Что тебя испугало?

    (16)Славка досадливо поморщился. (17)Его ничего не испугало. (18) Просто он не хотел говорить громко, когда рядом тайна, мечта…

    - (19)Почему рваные паруса?

    - (20)Кажется, после боя. (21)Это русский корабль, он сражался. (22) Вражеских кораблей было много, а он один, но он победил.

    - (23)Что такое "бриг"?

    - (24)Ты же сам видишь - корабль…

    - (25)Нет, почему "бриг"?

    - (26)Ты меня уморишь, - сказала мама.

    (27)Она не понимала! (28)У Славки отозвалось в душе звучание когда-то слышанных и заветных морских слов: «Бриг... брег... регата... фрегат... навигатор...» (29)Это были слова про тайну, связанную с этим лунным морем, про что-то загадочное. (30)А где их разгадка?

    (31)Мама, вздохнув, повела Славку в библиотеку. (32)Там она отыскала старую книгу, которая называлась «Морской словарь».

    - (33)Если хочешь и есть ещё вопросы, читай и разбирайся.

    (34)Славка нашёл быстро. (35)Прочитал и почти ничего не понял. (36)Но незнакомые корабельные слова опять отозвались в нём странной зовущей музыкой. (37)И он стал искать дальше, слово за словом. (38)С того дня Славка почти позабыл про всё на свете. (39)Он ушёл в чтение словаря, как уходят в дальнее плавание - надолго и без оглядки…

    (По В. Крапивину)

    28. А. Алексин. Колькину маму никто по имени-отчеству не величал

    (1)Колькину маму никто по имени-отчеству не величал, все, даже ребята, называли ее просто Лёлей... (2)«Вот придёт наша Лёля с работы, мы вам покажем!» - кричали они волейболистам соседнего двора. (3)И Колька ходил гордый, будто это он сам умел гасить так, что все игроки по ту сторону сетки боязливо приседали на корточки. (4)Будто он сам умел принимать труднейшие мячи, а подавал так, что мяч стремительным чёрным ядром пролетал в нескольких миллиметрах над сеткой, чудом умудряясь не задеть её.

    (5)Отец был намного старше мамы. (6)Он не умел играть в волейбол, плавать диковинным стилем баттерфляй и бегать на лыжах так хорошо, как умела мама. (7)И мама почему-то не заставляла его учиться всему этому. (8)Но зато она научила его ходить в спортивной майке с распахнутым воротом, долго гулять перед сном и делать утреннюю гимнастику.

    (9)А ещё она научила отца судить волейбольные матчи. (10)И когда отец со свистком во рту усаживался сбоку возле сетки, он тоже казался Кольке, а может быть, и всем остальным совсем молодым человеком. (11)И его в те минуты тоже хотелось называть просто по имени... (12)Хотя никто его всё же так не называл. (13)Зато вслед за мамой все уважительно именовали его: «О справедливейший из справедливых!» (14)И папин свисток был для спортсменов законом.

    (15)Ну, а дома судьёй была мама. (16)Она никогда не давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы. (17)Если мама задерживалась, Колька и отец чувствовали себя какими-то удивительно неустроенными, словно они сидели на вокзале в ожидании поезда, который опаздывал и неизвестно когда должен был прийти. (18)Мамино возвращение с работы мигом преображало всё: зажигался всюду свет, утолялся голод, комната становилась уютной и чистой... (19)Словом, мама умела делать достижимым всё, что нужно было отцу и Кольке.

    Вариант 39

    1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

    Объём изложения - не менее 70 слов.

    Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

    Часть 2

    Прочтите текст и выполните задания 2 - 15.

    (1)Славка заметил картину на тускло-зелёной стене биллиардной случайно. (2)Обычно она висела в тени, а в тот раз на неё падали лучи. (3)На картине было лунное море. (4)Сама луна скрывалась за светлыми облаками, но её лучи пронизывали воздух и рассыпали свет по высоким волнам. (5)Среди волн шёл двухмачтовый парусник. (6)Несмотря на волны, он шёл ровно и спокойно. (7)У него были сплошь дырявые паруса, и сквозь них виднелось небо, но всё равно он шёл уверенно. (8)В этих рваных и гордых парусах, в этой уверенности маленького судна была загадка. (9)Какая-то заманчивость и притягательная сила. (10)И была в лунном неспокойном просторе музыка — не похожая ни на что.

    (11)Славка молча привёл за руку слегка испуганную маму и только тогда шёпотом спросил:

    — (12)Это что?

    — (13)Это бриг «Меркурий». (14) Копия картины художника Айвазовского. — (15)Что тебя испугало?

    (16)Славка досадливо поморщился. (17)Его ничего не испугало. (18) Просто он не хотел говорить громко, когда рядом тайна, мечта…
    — (19)Почему рваные паруса?

    — (20)Кажется, после боя. (21)Это русский корабль, он сражался. (22) Вражеских кораблей было много, а он один, но он победил.

    — (23)Что такое "бриг"?

    — (24)Ты же сам видишь — корабль…

    — (25)Нет, почему "бриг"?

    — (26)Ты меня уморишь, — сказала мама.

    (27)Она не понимала! (28)У Славки отозвалось в душе звучание когда-то слышанных и заветных морских слов: «Бриг... брег... регата... фрегат... навигатор...» (29)Это были слова про тайну, связанную с этим лунным морем, про что-то загадочное. (30)А где их разгадка?

    (31)Мама, вздохнув, повела Славку в библиотеку. (32)Там она отыскала старую книгу, которая называлась «Морской словарь».

    — (33)Если хочешь и есть ещё вопросы, читай и разбирайся.

    (34)Славка нашёл быстро. (35)Прочитал и почти ничего не понял. (36)Но незнакомые корабельные слова опять отозвались в нём странной зовущей музыкой. (37)И он стал искать дальше, слово за словом. (38)С того дня Славка почти позабыл про всё на свете. (39)Он ушёл в чтение словаря, как уходят в дальнее плавание — надолго и без оглядки…

    (По В. Крапивину)

    2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мальчик «не хотел говорить громко, когда рядом тайна, мечта»?»

    1)Воинственный вид огромного корабля внушил герою страх, но Славка боялся признаться в этом маме.

    2)Картина поразила героя, так как напомнила ему о том, о чём он давно мечтал, — о море и парусниках.

    3)Герой боялся, что его разговор с мамой кто-нибудь услышит и будет над ним смеяться.

    4)Герой оказался во власти бурных эмоций, но их чрезмерным проявлением он боялся помешать окружающим.

    3.Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 4: «Сама луна скрывалась за светлыми облаками, но её лучи пронизывали воздух и рассыпали свет по высоким волнам».

    1)сравнительный оборот

    2)аллегория

    3)фразеологизм

    4)метафора

    4. Из предложения 4 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначенного следующей за ней буквой.

    Ответ: ______________________________________________________

    5. Из предложений 8—10 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого оканчивается на , пишется НН».

    Ответ: _________________________________________________

    6. Замените слово УМОРИШЬ в предложении 26 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

    Ответ: _____________________________________________

    7. Замените словосочетание ДОСАДЛИВО ПОМОРЩИЛСЯ (предложение 16), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

    Ответ: __________________________________________________

    8. Выпишите грамматическую основу предложения 15.

    Ответ: ____________________________________________

    9. Среди предложений 27—31 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

    Ответ: ____________________________________________________

    10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

    Просто он не хотел говорить громко, (1) когда рядом тайна, (2) мечта…

    — Почему рваные паруса?

    — Кажется, (3) после боя.

    Ответ: ______________________________________________________

    11. Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.

    12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

    Мама, (1) вздохнув, (2) повела Славку в библиотеку. Там она отыскала старую книгу, (3) которая называлась «Морской словарь».

    — Если хочешь и есть ещё вопросы, (4) читай и разбирайся.

    Ответ: _____________________________________________________

    13. Среди предложений 32—37 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

    Ответ: ____________________________________________________________

    14. Среди предложений 19—23 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

    Ответ: _______________________________________________

    Примеры сочинений-рассуждений на тему, связанную с анализом текста

    Задание С2.1.

    Объясните смысл последних фраз текста: «С того дня Славка почти позабыл про всё на свете. Он ушёл в чтение словаря, как уходят в дальнее плавании -- надолго и без оглядки...»

    Текст для чтения.

    (1)Славка заметил картину на тускло-зелёной стене биллиардной случайно. (2)Обычно она висела в тени, а в тот раз на неё падали лучи. (3)На картине было лунное море. (4)Сама луна скрывалась за светлыми облаками, но её лучи пронизывали воздух и рассыпали свет по высоким волнам. (5)Среди волн шёл двухмачтовый парусник. (6)Несмотря на волны, он шёл ровно и спокойно. (7)У него были сплошь дырявые паруса, и сквозь них виднелось небо, но всё равно он шёл уверенно. (8)В этих рваных и гордых парусах, в этой уверенности маленького судна была загадка. (9)Какая-то заманчивость и притягательная сила. (10)И была в лунном неспокойном просторе музыка - непохожая ни на что.

    (11)Славка молча привёл за руку слегка испуганную маму и только тогда шёпотом спросил:

    -(12)Это что?

    - (13)Это бриг «Меркурий». (14)Копия картины художника Айвазовского.

    (15)Что тебя испугало?

    (16)Славка досадливо поморщился. (17)Его ничего не пугало. (18)Просто он не хотелговоритьгромко,когдарядомтайна,мечта...

    -(19)Почему рваные паруса?

    - (20)Кажется, после боя. (21)Это русский корабль, он сражался. (22)Вражеских кораблей было много, а он один, но он победил.

    -(23)Что такое "бриг"?

    -(24)Ты же сам видишь -корабль...

    -(25)Нет, почему "бриг"?

    -(26)Ты меня уморишь, -сказала мама.

    (27)Она не понимала! (28)У Славки отозвалось в душе звучание когда-то слышанных и забытых морских слов: «Бриг... брег... регата... фрегат... навигатор...» (29)Это были слова про что-то загадочное, связанное с этим лунным морем. (30)А где их разгадка?

    (31) Мама, вздохнув, повела Славку в библиотеку. (32)Там она отыскала старую книгу, которая называлась «Морской словарь».

    (33) Если хочешь и есть ещё вопросы, читай и разбирайся.

    (34) Славка нашёл быстро. (35)Прочитал и почти ничего не понял. (З6) Но незнакомые корабельные слова опять отозвались в нем странной зовущей музыкой. (37)И он стал искать дальше, слово за словом. (38) С того дня Славка почти позабыл про всё на свете. (39)Он ушёл в чтение словаря, как уходят в дальнее плавание - надолго и без оглядки…

    (По В. Крапивину)

    Пример №1.

    «По моему мнению смысл последних фраз текста заключается в том, что Славка нашёл свою мечту и начал свой путь к ней.

    В доказательство этого можно сказать, что желание побольше узнать о море, а может быть даже покорить эту стихию - это давняя мечта. Ведь Славка действительно прочувствовал всю прелесть этой тайны. Это видно в предложении номер 28 («У Славки отозвалось в душе звучание когда-то слышанных и заветных морских слов: («Бриг... брег.. .регата... фрегат... навигатор...»)

    Так же можно сказать, что в стремлении к желаемому юного мечтателя не останавливают жизненные трудности. Потому что нужно действительно во что-то верить, чего-то хотеть, чтобы упорно исследовать словарь, вникать в нелёгкие термины.

    Получается, что юный Славка приобрёл мечту, движется к ней. Кто ведает, достигнет ли он чего-либо, но мы знаем точно, что первым шагом, началом всего этого стал «Морской словарь».

    Пример № 2.

    «Славка заметил картину на стене биллиардной случайно.Корабль,волны,паруса сразу поразили его.

    Мальчик привел маму к картине и начал задавать вопросы, которые вскоре ее утомили. (26)Она дала сыну книгу «Морской словарь». (32) Слава почти ничего не понимал, но это еще больше привлекало его.

    Картина стала для мальчика чем-то особенным, живым. Славку больше ничего не интересовало кроме кораблей, которые с тех пор глубоко запали ему в душу. Мы часто не замечаем волшебного и прекрасного, что так близко к нам, а усердно ищем это где-то далеко-далеко, пока луч солнца не попадет на предмет наших поисков».

    Похожие статьи