• Юрий куклачев и его театр кошек. «Он не умер, он ушел Где живет куклачев

    21.01.2024
    Юрий Куклачев – это совершено особенный артист, карьерный путь которого по-своему уникален. Созданный им театр кошек стал визитной карточкой артиста, а также принес ему большой успех во многих странах СНГ и всего света. Однако, как это ни удивительно, о жизни этого популярного и талантливого артиста известно очень и очень мало. Именно поэтому сегодня мы решили восполнить данный пробел, подготовив биографическую статью о данном уникальном клоуне.

    Детство и семья Юрия Куклачева

    Будущий известный дрессировщик появился на свет 12 апреля 1949 года в городе Москва. Несмотря на распространенное заблуждение, родители нашего сегодняшнего героя не принадлежали ни к одной известной цирковой династии и вообще не имели никакого отношения к искусству. Корни его семьи нужно искать в Чеховском районе Подмосковья. Именно там прошла большая часть жизни родителей выдающегося клоуна. Сам Юрий родился уже после того как его отец и мать получили престижное назначение в столице РСФСР. В Москве родители будущего дрессировщика работали инженерами.

    Почему Юрий Куклачев решил связать свою жизнь с театром – известно только ему самому. Лишь в одном из своих интервью наш сегодняшний герой мельком обмолвился о «серой действительности», которая царила в послевоенном Советском союзе. Возможно, именно эта серость и подтолкнула Юрия к яркому и веселому цирковому искусству, которое впоследствии стало всей его судьбой.

    Первые выступления Юрия Куклачева

    Доподлинно известно, что первое выступление молодого клоуна состоялось еще в шестидесятые годы. В тот период наш сегодняшний герой стал лауреатом Всесоюзного смотра артистов художественной самодеятельности. На финальном выступлении, которое проходило в Цирке на Цветном бульваре, Юрий поразил всех своим тонким юмором и безграничной энергией. После этого на талантливого парня обратили внимание лучшие специалисты СССР, которые очень скоро стали приглашать артиста в различные учебные заведения.

    Театр кошек Куклачёва

    Среди многих ВУЗов Куклачев выбрал Государственное училище циркового и эстрадного искусства. Здесь он стал обучаться эквилибристике, акробатике, жонглированию, клоунскому мастерству.

    Весьма примечательно, что никаких кошек в эстрадных номерах Юрия в тот период еще не было. Интересным и заслуживающим внимания представляется также и еще один факт – после окончания ГУЦЭИ Куклачев получил также еще одно образование в Государственном институте театрального искусства. Таким образом, в настоящее время наш сегодняшний герой может похвастаться не только диплом артиста, но и дипломом театрального критика.

    Юрий Куклачев в цирке: кошки-кошки-кошки

    В 1971-м году после получения необходимого образования наш сегодняшний герой начал выступать в Союзгосцирке. Именно в этот период фирменной «фишкой» Юрия Куклачева стало использование в своих представлениях дрессированных кошек. Впоследствии именно эти животные и принесли артисту международный успех. В середине семидесятых годов популярность артиста стала возрастать с невиданной быстротой.

    Его выступления, в которых были задействованы дрессированные кошки, собирали зрителей со всей Москвы. Впоследствии концерты Юрия Куклачева начались и в других крупнейших городах Советского союза. Клоуна и его театр кошек показывали по телевизору, привозили на встречи высокопоставленных иностранных чиновников. И наш сегодняшний герой со своими «подопечными» всегда показывал высокий класс.

    Уроки доброты с Юрием Куклачевым: Учим кошку трюкам

    Таким образом, уже в 1976-1977-м годах Юрий Куклачев стал обладателем канадской Золотой короны клоунов, почетным членом гильдии клоунов Америки, а также Заслуженным артистом РСФСР. Всего несколько лет спустя к этому также приложилась премия Ленинского комсомола, японская эстрадная премия «Золотой Оскар».

    В 1979-м году дрессировщик стал Народным артистом РСФСР. Кстати сказать, сам артист старается избегать слова «дрессировщик». Отвечая на вопросы о своих питомцах, Юрий Дмитриевич всегда говорит, что он не «дрессирует» кошек, а просто раскрывает их скрытые таланты. По его же признанию, в настоящий момент ему достаточно пообщаться с кошкой лишь пару минут, чтобы четко понять, на что она способна.

    В восьмидесятые годы в его выступлениях начали появляться также и собаки. Одним из самых известный артистов стал пес «Паштет». В этот период артист разработал две шоу-программы – «Город и мир», а также «Кошки и клоуны». С этими проектами наш сегодняшний герой исколесил полсвета. Его концерты часто проходили во всех крупнейших городах СССР, а также с успехом проводились в Румынии, США, Канаде, Японии, Германии, Аргентине, Уругвае, Франции, Израиле, Бельгии, Италии, а также многих других государствах планеты.


    После одного из таких концертов Юрию Куклачеву даже выпала честь отобедать с тогдашним премьер-министром Канады Пьером Трюдо.

    В девяностые годы артист образовал частный Театр кошек, а также начал тесно сотрудничать с театральным режиссером Юнгвальдом-Хинкевичем. Вместе они поставили несколько детских спектаклей с участием дрессированных кошек.

    Юрий Куклачев в настоящее время

    В двухтысячные годы популярность клоуна и его театра стала медленно идти на спад. Количество публикаций, посвященных его персоне, стало поступательно сокращаться. Интерес к выступлениям «кошачьего» театра также стал падать. Несмотря на это, в настоящее время Куклачев все также продолжает выступать на сцене вместе со своими кошками. Кроме того, под его началом создан особый проект Международная Ассоциация Школа Доброты, которая часто проводит выступления и показывает спектакли в школах, детских садах и прочих учреждениях.

    В 2011-м и 2012-м годах данная образовательная программа принесла артисту звание Почетного профессора Московского, а также Белорусского гос. университетов культуры и искусств (МГУКИ и БГУКИ).

    Личная жизнь Юрия Куклачева

    Всю свою жизнь Юрий Дмитриевич прожил с женщиной по имени Елена Исааковна Куклачёва. Вместе они работают в Театре Кошек. Здесь же трудится их сын Дмитрий (1975 г.р.), дочь Екатерина (1980 г.р.), а также невестка нашего сегодняшнего героя Марина.

    Кроме того, у известного клоуна есть также еще один сын – Владимир, который долгое время работал танцором в израильском Балетном театре Панова. В последние годы Владимир Куклачев также работает в Театре Кошек.

    Юрий Куклачев выделяется даже в ряду артистов цирка. Доброта и искренность дрессировщика располагают к себе маленьких зрителей и взрослых состоявшихся людей. Нет ни одного фото, на котором бы Юрий Куклачев выглядел без улыбки. Юрий Дмитриевич стал первым клоуном-дрессировщиком, который начал ставить номера вместе с домашней кошкой. Артист основал единственный в мире театр «Кошкин дом», в котором главными действующими лицами являются эти мурлыкающие создания.

    Юрий родился в Москве, но к династии людей искусства не принадлежал. Родители мальчика, Дмитрий Семенович и Валентина Ивановна, были обыкновенными рабочими. Куклачевы-старшие так и не смогли объяснить, откуда у сына взялся талант смешить людей и понимать зверей.

    В семь лет Юра впервые увидел в кинотеатре фильм с участием . Американский актер произвел на мальчишку сильное впечатление, после чего Куклачев дал слово стать клоуном. Юрий семикратно пытался попасть в детскую учебную студию при цирковом училище, но раз за разом получал отказ. Тем не менее, желание выступать в цирке эти отказы только делали сильнее.

    После выпуска из школы Юрий Куклачев устроился на работу в типографию «Молодая гвардия», а по вечерам обучался цирковому искусству в кружке при Доме культуры. Однажды на фестивале художественной самодеятельности 17-летний юноша стал лауреатом Всесоюзного смотра и получил приглашение учиться в Московском государственном училище циркового и эстрадного искусства. Позднее Куклачев получил и высшее образование по специальности «театральный критик» в ГИТИСе.

    Цирк

    Впервые о Юрии Куклачеве страна заговорила в феврале 1976 года. До этого у клоуна уже были выступления на арене цирка, но артист все время хотел придумать что-то новое, чего еще ни у кого не было. На том памятном концерте Юрий вышел к зрителям в сопровождении домашней кошечки по имени Стрелка.


    Кошка обладала уникальной способностью, которую ранее подметил начинающий дрессировщик – животное постоянно пряталось в кастрюле. Пользуясь приемами позитивной мотивации и подметив моменты, когда кошка устремлялась в кастрюлю, Куклачев создал номер под названием «Кот и повар». Легкий, эффектный номер стал первым в творческой биографии Юрия Куклачева – дрессировщика кошек.

    После этого циркового выступления маленькая труппа пополнилась следующими четвероногими артистами – котенком Кутькой, кошкой Ромашкой и мальтийской болонкой Паштетом.


    Постепенно созданные Куклачевым программы «Кошки и клоуны» и «Город и мир» покорили Советский Союз и весь мир. Зрители не могли понять, как же артисту удалось воспитать это домашнее животное, ведь раньше считалось, что кошка не поддается дрессировке. Сам Юрий Дмитриевич уверяет, что не применяет к маленьким артистам дрессуру как таковую, а только использует личные привычки каждого зверька.

    Юрий Дмитриевич внимательно следит за особенностями и интересами каждого конкретного зверька и просто помогает развить котятам таланты. Дрессировщик уверен, что у животных, как и у людей, всегда заложен определенный дар, и нужно найти тех, у кого есть талант выступать на арене. Со временем Куклачев уже достиг такого уровня в понимании четвероногих друзей, что артисту достаточно несколько минут подержать на руках кошку, чтобы понять особенности ее характера.


    Со временем достижения советского клоуна отметили и за границей: в Канаде Куклачев был удостоен награды «Золотая корона клоунов» и диплома «За гуманное отношение к животным и пропаганду гуманизма», на Международном цирковом фестивале в Монте-Карло – почетного второго места.

    В 1986 году артист выпускает концертную программу «Цирк в моем багаже», после чего Куклачеву присваивают звание народного артиста РСФСР.

    Творческий опыт и идеи Юрий Куклачев воплотил в первом и единственном в мире частном театре кошек, который получил название «Кошкин дом». Там клоун вместе с кошками предлагает зрителям более десятка различных постановок. Также есть в репертуаре Куклачева специальный спектакль «Задушевные беседы с заключенными», с которым артист ездит в российские колонии для оступившихся в жизни детей. Сейчас «Кошкин дом» уже превратился в настоящее семейное дело. В 2005 году театр получил статус государственного.

    Помимо выступления на сцене родного театрального коллектива, артист ведет просветительскую деятельность. Юрий Куклачев стал автором образовательного проекта для младшего школьного возраста «Школа доброты». Помимо «Уроков доброты», которые дрессировщик регулярно проводит в общеобразовательных заведениях и исправительных колониях для малолетних, Юрий Куклачев выступает радиоведущим одноименной передачи на «Детском радио».

    Фильмы

    В кинематографе Юрий Куклачев дебютировал в 1980 году. Сначала дрессировщик снимался в документальных лентах о цирковых артистах «С улыбкой доброй...», «Комсомол, любовь и весна» и в музыкально-развлекательной картине «А также цирк».


    В 1986 году Юрий дебютировал в игровом кино. Куклачеву предложили интересную роль в детском комедийном фильме , где также дебютировал в детском образе . Позднее клоун снимался в совместном советско-финском проекте «Микко из Тампере просит совета» и буффонаде «Кот и клоун». Последней картиной Юрия Куклачева стал познавательный сериал «Не может быть!», артист цирка там играет самого себя.

    В 2015 году на 25-летие театра кошек Юрий Куклачев представил спектакль под названием «Династия», в который вошли лучшие номера за всю творческую карьеру мастера. Для участия в постановке Юрий задействовал собственную семью, цирковую труппу и 35 кошек, в число которых вошли представители четырех поколений потомков кошки Стрелки.

    Личная жизнь

    Едва придя на работу в Союзгосцирк, Юрий Куклачев познакомился с очаровательной танцовщицей по имени Елена. Девушка вскоре стала супругой начинающего клоуна и верной спутницей жизни. В семье Куклачевых родилось трое детей – Дмитрий, Екатерина и Владимир. Все трое имеют непосредственное отношение к театру кошек, основанному отцом.


    Дмитрий окончил цирковое училище и сразу начал выступать с животными в театре. Старший сын создает для спектаклей акробатические этюды и цирковые трюки. Единственная дочь стала художницей и в театре отвечает за декорации и костюмы. Екатерина иллюстрирует книги отца, к тому же во время представлений девушка выступает с номером по созданию живых картин из песка.

    А младший сын Владимир окончил академию балета, был солистом Израильского театра оперы и балета, но сейчас тоже работает в театре «Кошкин дом». Куклачев-младший поставил спектакли «Волшебные краски» и «Люди и кошки».


    В свободное время, которого у Юрия Дмитриевича немного, Куклачев любит рисовать и увлекается резьбой по дереву. Но главным хобби остаются животные. Кошки – это не только работа для дрессировщика, мысли о пушистых зверьках занимают часы досуга Юрия Дмитриевича. Артист написал и выпустил десятки художественных и популярных книг и других иллюстрированных печатных изданий, посвященных этим животным.

    Перу циркового артиста принадлежат книги «Юрий Куклачев и его 120 кошек», «Друзья мои кошки», «Самый обычный сундучок» и «Кошкин дом». Помимо ряда фактов биографии, со страниц книг Юрий Дмитриевич делится секретами профессии дрессировщика.

    Юрий Куклачев сейчас

    В 2016 году российский артист задумал для четвероногих любимцев в Израиле, в городе Ашкелон. Идею Куклачева поддержали жители и администрация города. Предполагается, что во дворце будут расположены многоярусные вольеры, музей и учебные классы для кошек. В интервью Юрий Куклачев заявил, что стоимость дворца составит $ 1 млн.


    В октябре 2017 года автономная некоммерческая организация «Трансперенси Интернешнл - Россия» обвинила театр кошек Куклачева и еще 13 театральных коллективов в отмывании государственных денег и присваивании бюджетных средств. Были приглашены правоохранительные органы, которые проверили законность всех транзакций, совершаемых бухгалтерией театра Юрия Куклачева. Обвинение оказалось голословным, так как в документах не нашлось никакого компромата.

    Театр продолжает радовать маленьких зрителей новыми спектаклями. Ежегодно в праздничные дни проходит постановка, посвященная Новому году. В последних числах 2017 года стартовал спектакль «Новогодняя сказка», анонсы которого размещены на официальном сайте театра Юрия Куклачева.

    Награды и достижения

    • 1976 - «Золотая корона клоунов» и диплом «За гуманное отношение к животным и пропаганду гуманизма» (Канада)
    • 1977 - почетный член Ассоциации клоунов Америки
    • 1980 - премия Ленинского комсомола
    • 1980 - заслуженный артист РСФСР
    • 1981 - премия «Золотой Оскар» (Япония)
    • 1985 - приз «Серебряный клоун» на Международном конкурсе артистов цирка в Монте-Карло
    • 1986 - народный артист РСФСР
    • 1994 - орден Дружбы народов
    • 2011 - почетный профессор Московского государственного университета культуры и искусств
    • 2012 - почетный профессор Белорусского государственного университета культуры и искусств

    Материал из Википедии - свободной энциклопедии

    Юрий Куклачёв

    Ю. Д. Куклачёв и В. Ф. Базарный
    Имя при рождении:

    Юрий Дмитриевич Куклачёв

    Род деятельности:
    Место рождения:
    Отец:

    Куклачёв Дмитрий Семёнович

    Мать:

    Куклачёва Валентина Фёдоровна

    Супруга:
    Дети:

    Дмитрий
    Екатерина
    Владимир

    Награды и премии:

    Ю́рий Дми́триевич Куклачёв (род. 12 апреля , Москва) - советский и российский артист клоунады. Народный артист РСФСР (1979).

    Биография и награды

    Его родители Дмитрий Семёнович и Валентина Ивановна были рабочими, родом они из Чеховского района Московской области .

    • 1971 - окончил ГУЦЭИ
    • 1971-1990 - артист Союзгосцирка
    • 1976 - Золотая корона клоунов (Канада) за гуманное отношение к животным и пропаганду этого гуманизма
    • 1976 - посол доброй воли (Канада)
    • 1980 - премия Ленинского комсомола - за большие достижения в области оригинального жанра циркового искусства
    • 1981 - премия «Золотой Оскар» (Япония)
    • 1986 - на Всемирном конкурсе артистов цирка в Монте-Карло получает приз «Серебряный клоун»
    • 1990 - создание частного Театра кошек в Москве, на Кутузовском проспекте , 25
    • 1999 - Театр кошек получает орден Надежда наций орден СНГ, учрежденный Международной Академией экологических наук
    • 2005 - создание Государственного Театра кошек в Москве, на Кутузовском проспекте , 25
    • - Почётный профессор Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ)
    • - Почётный профессор Белорусского государственного университета культуры и искусств (БГУКИ)

    Семья

    • Жена - Елена Исааковна Куклачёва, актриса, работает в Государственном Театре кошек , работала в Ансамбле И. А. Моисеева .

    Фильмография

    Юрий Куклачёв также снимался в кино:

    • - Выше Радуги - Иван Иванович
    • - Микко из Тампере просит совета
    • - Кот и клоун

    Ведущий на радиостанциях

    • с 1 сентября 2013 по 20 мая 2014 г. - ведущий программы «Школа доброты Юрия Куклачёва» на Детском радио. Программа продолжила вещание 17.01.15. в 11:00
    • с 7 сентября 2014 г. - третий ведущий рубрики «Школа доброты Юрия Куклачёва» на Детском радио в программе «Семейный доктор»

    Куклачёв о себе и кошках

    • Сам Ю. Куклачёв говорит, что он кошек не дрессирует, а просто играет с ними. Клоун видит у какой-либо определённой кошки какую-то особенность, талант и затем развивает в ней эти особенности. Куклачёв утверждает, что кошки так же, как люди: есть более талантливые, есть и менее талантливые.
    • Опыт работы с кошками у Куклачёва такой, что ему достаточно пару минут подержать в руках, пообщаться с любой кошкой, чтобы сразу определить её характер, привычки.

    Судебные процессы

    Книги

    • Школа доброты
    • Уроки доброты
    • Юрий Куклачёв и его 120 кошек
    • Друзья мои кошки
    • Килька, Стрелка, Ромашка и клоун Юрашка
    • Кошки в Париже
    • Самый обычный сундучок
    • Кошкин дом

    Напишите отзыв о статье "Куклачёв, Юрий Дмитриевич"

    Примечания

    Литература

    • Черноземова Е. Н. // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение ». - 2012. - № 1 (январь - февраль) .
    • Росин, Александр . // Библиотека журнала «Флорида» −2012 г.

    Ссылки

    Отрывок, характеризующий Куклачёв, Юрий Дмитриевич

    Никогда в доме Ростовых любовный воздух, атмосфера влюбленности не давали себя чувствовать с такой силой, как в эти дни праздников. «Лови минуты счастия, заставляй себя любить, влюбляйся сам! Только это одно есть настоящее на свете – остальное всё вздор. И этим одним мы здесь только и заняты», – говорила эта атмосфера. Николай, как и всегда, замучив две пары лошадей и то не успев побывать во всех местах, где ему надо было быть и куда его звали, приехал домой перед самым обедом. Как только он вошел, он заметил и почувствовал напряженность любовной атмосферы в доме, но кроме того он заметил странное замешательство, царствующее между некоторыми из членов общества. Особенно взволнованы были Соня, Долохов, старая графиня и немного Наташа. Николай понял, что что то должно было случиться до обеда между Соней и Долоховым и с свойственною ему чуткостью сердца был очень нежен и осторожен, во время обеда, в обращении с ними обоими. В этот же вечер третьего дня праздников должен был быть один из тех балов у Иогеля (танцовального учителя), которые он давал по праздникам для всех своих учеников и учениц.
    – Николенька, ты поедешь к Иогелю? Пожалуйста, поезжай, – сказала ему Наташа, – он тебя особенно просил, и Василий Дмитрич (это был Денисов) едет.
    – Куда я не поеду по приказанию г"афини! – сказал Денисов, шутливо поставивший себя в доме Ростовых на ногу рыцаря Наташи, – pas de chale [танец с шалью] готов танцовать.
    – Коли успею! Я обещал Архаровым, у них вечер, – сказал Николай.
    – А ты?… – обратился он к Долохову. И только что спросил это, заметил, что этого не надо было спрашивать.
    – Да, может быть… – холодно и сердито отвечал Долохов, взглянув на Соню и, нахмурившись, точно таким взглядом, каким он на клубном обеде смотрел на Пьера, опять взглянул на Николая.
    «Что нибудь есть», подумал Николай и еще более утвердился в этом предположении тем, что Долохов тотчас же после обеда уехал. Он вызвал Наташу и спросил, что такое?
    – А я тебя искала, – сказала Наташа, выбежав к нему. – Я говорила, ты всё не хотел верить, – торжествующе сказала она, – он сделал предложение Соне.
    Как ни мало занимался Николай Соней за это время, но что то как бы оторвалось в нем, когда он услыхал это. Долохов был приличная и в некоторых отношениях блестящая партия для бесприданной сироты Сони. С точки зрения старой графини и света нельзя было отказать ему. И потому первое чувство Николая, когда он услыхал это, было озлобление против Сони. Он приготавливался к тому, чтобы сказать: «И прекрасно, разумеется, надо забыть детские обещания и принять предложение»; но не успел он еще сказать этого…
    – Можешь себе представить! она отказала, совсем отказала! – заговорила Наташа. – Она сказала, что любит другого, – прибавила она, помолчав немного.
    «Да иначе и не могла поступить моя Соня!» подумал Николай.
    – Сколько ее ни просила мама, она отказала, и я знаю, она не переменит, если что сказала…
    – А мама просила ее! – с упреком сказал Николай.
    – Да, – сказала Наташа. – Знаешь, Николенька, не сердись; но я знаю, что ты на ней не женишься. Я знаю, Бог знает отчего, я знаю верно, ты не женишься.
    – Ну, этого ты никак не знаешь, – сказал Николай; – но мне надо поговорить с ней. Что за прелесть, эта Соня! – прибавил он улыбаясь.
    – Это такая прелесть! Я тебе пришлю ее. – И Наташа, поцеловав брата, убежала.
    Через минуту вошла Соня, испуганная, растерянная и виноватая. Николай подошел к ней и поцеловал ее руку. Это был первый раз, что они в этот приезд говорили с глазу на глаз и о своей любви.
    – Sophie, – сказал он сначала робко, и потом всё смелее и смелее, – ежели вы хотите отказаться не только от блестящей, от выгодной партии; но он прекрасный, благородный человек… он мой друг…
    Соня перебила его.
    – Я уж отказалась, – сказала она поспешно.
    – Ежели вы отказываетесь для меня, то я боюсь, что на мне…
    Соня опять перебила его. Она умоляющим, испуганным взглядом посмотрела на него.
    – Nicolas, не говорите мне этого, – сказала она.
    – Нет, я должен. Может быть это suffisance [самонадеянность] с моей стороны, но всё лучше сказать. Ежели вы откажетесь для меня, то я должен вам сказать всю правду. Я вас люблю, я думаю, больше всех…
    – Мне и довольно, – вспыхнув, сказала Соня.
    – Нет, но я тысячу раз влюблялся и буду влюбляться, хотя такого чувства дружбы, доверия, любви, я ни к кому не имею, как к вам. Потом я молод. Мaman не хочет этого. Ну, просто, я ничего не обещаю. И я прошу вас подумать о предложении Долохова, – сказал он, с трудом выговаривая фамилию своего друга.
    – Не говорите мне этого. Я ничего не хочу. Я люблю вас, как брата, и всегда буду любить, и больше мне ничего не надо.
    – Вы ангел, я вас не стою, но я только боюсь обмануть вас. – Николай еще раз поцеловал ее руку.

    У Иогеля были самые веселые балы в Москве. Это говорили матушки, глядя на своих adolescentes, [девушек,] выделывающих свои только что выученные па; это говорили и сами adolescentes и adolescents, [девушки и юноши,] танцовавшие до упаду; эти взрослые девицы и молодые люди, приезжавшие на эти балы с мыслию снизойти до них и находя в них самое лучшее веселье. В этот же год на этих балах сделалось два брака. Две хорошенькие княжны Горчаковы нашли женихов и вышли замуж, и тем еще более пустили в славу эти балы. Особенного на этих балах было то, что не было хозяина и хозяйки: был, как пух летающий, по правилам искусства расшаркивающийся, добродушный Иогель, который принимал билетики за уроки от всех своих гостей; было то, что на эти балы еще езжали только те, кто хотел танцовать и веселиться, как хотят этого 13 ти и 14 ти летние девочки, в первый раз надевающие длинные платья. Все, за редкими исключениями, были или казались хорошенькими: так восторженно они все улыбались и так разгорались их глазки. Иногда танцовывали даже pas de chale лучшие ученицы, из которых лучшая была Наташа, отличавшаяся своею грациозностью; но на этом, последнем бале танцовали только экосезы, англезы и только что входящую в моду мазурку. Зала была взята Иогелем в дом Безухова, и бал очень удался, как говорили все. Много было хорошеньких девочек, и Ростовы барышни были из лучших. Они обе были особенно счастливы и веселы. В этот вечер Соня, гордая предложением Долохова, своим отказом и объяснением с Николаем, кружилась еще дома, не давая девушке дочесать свои косы, и теперь насквозь светилась порывистой радостью.
    Наташа, не менее гордая тем, что она в первый раз была в длинном платье, на настоящем бале, была еще счастливее. Обе были в белых, кисейных платьях с розовыми лентами.
    Наташа сделалась влюблена с самой той минуты, как она вошла на бал. Она не была влюблена ни в кого в особенности, но влюблена была во всех. В того, на кого она смотрела в ту минуту, как она смотрела, в того она и была влюблена.
    – Ах, как хорошо! – всё говорила она, подбегая к Соне.
    Николай с Денисовым ходили по залам, ласково и покровительственно оглядывая танцующих.
    – Как она мила, к"асавица будет, – сказал Денисов.
    – Кто?
    – Г"афиня Наташа, – отвечал Денисов.
    – И как она танцует, какая г"ация! – помолчав немного, опять сказал он.
    – Да про кого ты говоришь?
    – Про сест"у п"о твою, – сердито крикнул Денисов.

    Б росив родных, в последний день ушедшего 2015 года он сел в самолет до Кольцово. Потому что в этот день для него было важно встретиться и поговорить с воспитанниками колонии для несовершеннолетних в маленьком городке Кировграде. Объясняя смысл этого поступка, Юрий Куклачев пересказывает всю свою жизнь. И у этой истории нет ничего общего с красивой сказкой про веселого клоуна и его кошек.

    В холодном зале клуба воспитательной колонии для несовершеннолетних никто сперва даже не замечает низкорослого седого мужчину. Здесь ждут клоуна Куклачева, а он на него совершенно не похож. Но это он.

    И когда он начинает говорить, тут же упирается в стену непонимания: холодные, злые взгляды исподлобья ждут от него нудных нравоучений и заранее выставляют блок. Но через считанные минуты барьер пропадает. И это вопреки тому, что клоунады не будет. Не будет и дрессированных кошек. Будет простая беседа по душам.

    «Я просто хочу, чтобы, когда моя внучка вырастет, никто из вас её не обидел», - Куклачев честно сознается в том, зачем он из года в год ездит по детским колониям с такими вот «Уроками доброты». Иногда он срывается на крик, иногда он позволяет себе обзывать собравшихся «Бобиками»: «Потому что если вы сегодня не будете думать о том, чего вы хотите добиться, завтра у вас будет пустота. И эту пустоту за вас заполнят другие. А вы, как собачка, как Бобик, будете бегать за ними, хвостом вилять и ждать, где сахарок дадут!»

    Но ему это прощают, потому всё, что он рассказывает, - это и про его жизнь тоже, объясняет сам Куклачев:

    31 декабря мне говорили: «Юрий Дмитриевич, праздник же, стол уже накрыт, ну куда ты поедешь?» А я отвечал: «Нет. Не останусь. Мне надо к ребятам, чтобы они услышали меня, поняли». Я пришел не для того, чтобы чему-то учить, читать нравоучения. Нет. Это бесполезно. Я пришел рассказать о своей жизни.

    Родился я после войны. Время было тяжелое. Всё время кушать хотелось. И родился я не в актерской семье. Всего добился сам. Своим трудом. Я хочу передать этот опыт, чтобы ребята тоже начали работать над собой.

    Мне было семь лет, когда дядя Вася мне сказал: «Юра, скажи мне, для чего ты пришел в этот мир?» Я на него посмотрел как на идиота. Как для чего? Для того чтобы жить. А он меня спрашивает: «Это понятно. Но кем ты хочешь быть?» А я не знал. И он говорит: «Так вот. Ты сегодня не спи. Ты думай, кем ты в жизни станешь». Я до сих пор вспоминаю это как кошмарный сон. Я вдруг понял, что я живу зря. Я ночь не спал. Я начал мысленно проигрывать разные профессии, примерять их на себя. И очень много, очень долго об этом думал.

    Однажды отец принес домой телевизор «КВН». Включил. И как раз показывали Чарли Чаплина. Мне так понравилось! Я так хохотал! В какой-то момент вскочил и начал сам пытаться что-то за ним повторять. Услышал смех, кто-то засмеялся. И мне так тепло стало от этого смеха, так радостно, что я сказал: «Я нашел! Себя нашел!» Я понял, что я буду в жизни делать, нашел дело, которое моему сердцу приятно. Клоуном стану! Поставил цель. Мне было восемь лет. И с этого момента я к этой цели шёл: преодолевал себя, работал над собой. Такова моя миссия. Я обязан был её выполнить.

    Вообще мы все пришли в этот мир, чтобы выполнить свою миссию. Мы все - избранные. Ещё совсем недавно мы были крохотными головастиками, которые наперегонки с миллионами своих братьев и сестер мчались к спасению, пытались выжить. И выжили. Вдумайтесь: 22 миллиона таких же, как вы, головастиков просто смыли в унитаз. А вам Господь дал возможность, разрешил продолжить жизнь. И потому никто из нас не имеет права тратить жизнь впустую.

    Миссия каждого - найти в себе свой дар, найти возможность своим трудом принести пользу людям. Мне повезло. Я нашёл. Но это не значит, что дальше всё было легко и просто. Да, я мастер, я люблю свою работу, я умею её делать, я единственный такой во всём мире. Но этого я добился сам. У меня до сих пор мозоли на руках.

    Я в цирковое училище поступал семь раз. Меня не брали. Объясняли: «Молодой человек, вы посмотрите на себя. Ну какой вы клоун?» Унижали. Смеялись надо мной. В лицо мне хохотали. А я с четвертого класса, год за годом, упорно пытался.

    И вот сижу я однажды дома после очередной провальной попытки попасть в это училище. Подавленный, униженный, обсмеянный. Приходит отец и говорит: «Ну что, сынок, приняли?» А я отвечаю: «Папа, в меня никто не верит». Он говорит: «Ты ошибаешься. Я знаю человека, который верит в тебя. Это я, твой отец».

    Он меня тогда спас. Я понял, что нет силы больше, чем та, что у меня внутри. Моё желание стать клоуном настолько велико, настолько я в себе уверен, что никто не сможет меня сломать. Я взмолился. Во Вселенную, туда, вверх, я каждой частичкой своего тела послал сигнал: «Господи, помоги мне! Помоги мне осуществить мою мечту! Помоги стать тем, кто я есть!»

    И буквально через два дня в троллейбусе я встретил девочку, которая играла в народном цирке. Это любительский цирк, художественная самодеятельность. Я и знать о таком не знал. Но вот так случайный разговор в общественном транспорте направил меня.

    Она меня привела в спортивный зал, где было всё: трапеции, маты, повсюду там прыгали, жонглировали, по проволоке ходили. Я подумал: слава Богу, вот оно, я попал куда должен был.

    И я начал заниматься. Молча, упорно, ежедневно работать над собой. В 16 лет я победил на конкурсе художественной самодеятельности, посвященном 50-летию советской власти. Я стал первым клоуном Советского Союза. И вот тогда-то меня взяли в цирковое училище. Я своего добился.

    Казалось, всё, трудности позади. Но нет. Дальше испытаний было ещё больше. Меня приняли досрочно - в марте, хотя вступительные экзамены только в июле. Но как только приняли - случилась беда: на тренировке упала банка и разрезала мне ногу. До кости. Перерезала мне большой берцовый нерв. Значит, всё. Нога, говорили врачи, скорее всего, на всю жизнь останется бесчувственной.

    Мне сделали операцию. И говорят: «Теперь надейся. Если нога начнет болеть, значит нерв восстанавливается. А если нет - прости, останешься инвалидом». И вдруг у меня пошли боли. Бились когда-нибудь локтем об угол? Помните эту резкую, обжигающую боль? Болело так же. Только не одну секунду, а постоянно, непрерывно. Ужасная боль начиналась у стопы и поднималась по телу к шее, душила меня. Всё сильнее и сильнее.

    Мне выписали обезболивающий укол. Морфий. Наркотик начали мне колоть в 16 лет. И я подсел. Помню, как было хорошо, как изо дня в день я улетал, как ждал этого укола, как зависел от него. Хорошо, что мать пришла. Увидела меня и испугалась: «Сынок, что с тобой? Что они здесь с тобой делают?» И когда она узнала, что мне колют, сказала: «Ты хотел быть артистом? Ты им никогда не станешь! Тебя уже после трех уколов тянет к этому наркотику. А они тебе 15 инъекций прописали. Ты так подсядешь, что никогда уже никем не станешь, ты исчезнешь, никогда ничего не добьёшься. Если хочешь выбраться - терпи». Ушла в слезах.

    Наступила ночь. Я терпел. Медсестры приходили. Предлагали укол. Я отказывался. А боль всё усиливалась, я горел весь, дышать не мог. Но терпел, боролся с этим ужасом. К шести утра только провалился в сон. Но в ту ночь я победил. Потому что у меня была цель в жизни. Я ради неё решил: «Умру, но не буду наркоманом. Я должен стать артистом. Другого пути нет».

    С тех пор я даже не выпиваю. Вообще ни грамма. Потому что это мешает достижению моей цели. А важнее нее нет ничего.

    Но в училище я пришел на костылях. Четыре года меня пытались исключить как профнепригодного. Им не нужен был инвалид. В итоге написали коллективное письмо с просьбой выгнать меня, передали его директору училища. Он собрал комиссию. Позвал меня. Я прибежал и прошу его: «Не исключайте меня! Я хочу учиться!» Он посмотрел на меня, взял эту бумажку и в присутствии комиссии, на глазах у всех тех, кто требовал моего исключения, порвал её: «Иди сынок, учись». Комиссия зашипела, конечно: «Как же так?» Но он меня защитил, заявил им: «Пока я здесь, мальчик будет учиться. У него сердце клоуна».

    Только благодаря ему я закончил училище. Стал клоуном. Обычным ковёрным клоуном. Я владею всеми жанрами. Но я был таким же, как все остальные. Ничего особенного. И меня никуда на работу не брали. Потому что и без меня очередь стоит: народные артисты, дети народных артистов… А я кто? Никто.

    И я опять обратился к Господу. И он снова помог. Послал мне тощего, мокрого, жалкого, слепого котёночка. Я его на улице нашёл. Хотел мимо пройти. Но он так жалобно кричал, что сердце не позволило мне его бросить. Принес домой, отмыл, накормил. И он остался у меня. Вместе с ним в дом пришла любовь. Но главное - он помог мне ещё раз найти себя. Я решил: «Ну конечно! Правильно! Никто ведь до меня с кошками номер не делал! Никто во всём мире не знает, как их дрессировать».

    Я попробовал. Не получалось. Но я настырный. Я разработал свою программу, подошёл к вопросу не так, как все, а по-другому: не стал кошку ломать, заставлять её делать что-то. Я стал за ней наблюдать, искать то, что ей самой нравится. Короче, не я её, а она меня дрессировать стала.

    Пришел как-то домой, а кошки нет. Пропала. Искал-искал, нашел на кухне, в кастрюле. Вытащил её оттуда - она обратно. И тут я сообразил. Вот оно! Вот мой номер! Так появился «Кот и повар». Мы с этим номером исколесили весь мир. Все призы, какие есть в мире, получили.

    Я ушёл из цирка и создал свой театр. Но и это было непросто. Идея была, номера были, а помещения не было. В 1990 году мне из США прислали контракт. Позвали туда работать. А я так не хотел уезжать! Ситуация безвыходная. И всё бы пропало, если бы однажды я не соскочил с кровати в семь утра. Внутренний голос меня разбудил:

    Чего лежишь? Вставай срочно и беги!
    - Куда бежать-то?
    - В Моссовет беги.
    - Почему в Моссовет?
    - Не спрашивай, езжай. Время уходит!

    Поймал машину. Уехал. Вхожу в здание - и тут же встречаю мэра. Говорю: «Здравствуйте! Помогите. Мне контракт пришел, в Америку зовут работать. Я ведь уеду. И не вернусь. Дети там учиться будут, домом там обзаведусь, хозяйством. Не смогу уже вернуться никогда. А я хочу здесь остаться. Ради бога, дайте мне помещение». Он к каким-то своим подчиненным поворачивается и внезапно говорит: «Да дайте вы ему кинотеатр».

    Честное слово, так и было. Ни рубля взяток я не платил, ни шоколадки, ни бутылки шампанского никому не сунул. А мне дали 2 тыс. кв. м. в центре Москвы, напротив Белого дома. Нашлись добрые люди. За два дня мы сделали сцену. И начали выступать.

    Театру уже 25 лет. Я его очень люблю. Он прекрасен - такой, каким я его видел в своих мечтах. Я сделал это, потому что за 25 лет не дал никому украсть ни копейки. Я, как зверь, сидел на каждом рубле, чтобы ничего мимо театра, чтобы всё в дело шло.

    У меня здание забирали. Уже в двухтысячных один банкир на мой театр покусился. Времена были уже другие. Захватчики отбирали у меня имущество интеллигентно, через суды. Работали так красиво, что комар носа не подточит. Но мы театр отстояли. Хорошие люди помогли. А тот банк, что на него покушался, оказался первым, у кого забрали лицензию. Бог помог.

    Бог - в каждом из нас. Он разговаривает с нами через нашу совесть. Если вы её слышите, значит всё в порядке. А если нет - беда вам. У гробовой доски она подойдёт, возьмёт за шею и скажет: «Ну, как ты, дружок, прожил без меня?»

    Помните того олигарха, который родился в России, образование здесь хорошее получил, ум, связи нажил, но потратил их на то, чтобы обманывать и грабить? Помните его? Помните, как он в Англию уехал? Вот там-то его совесть и придушила. В последний момент его жизни вся мерзость, которую он же породил, набросилась на него. Вот тогда он понял: яхты, дома, миллионы награбленные с собой не заберёшь. Ты пришел в этот мир голенький, голеньким и уйдешь. Тебя черви сожрут - и тело твоё, и душу. Кроме ненависти, грязи и дерущихся за наследство детей он ведь не оставил ничего.

    Потому важно, чтобы каждый из нас нашёл себя, понял свою миссию и жил честно.

    Слушайте своё сердце, но не ждите, что всё будет легко.

    Будет очень тяжело.

    Потому что просто так ничего не даётся.

    Юрий Дмитриевич Куклачев родился в Москве 12 апреля 1949г. Его родители были инженерами, но Юрий с детства мечтал стать клоуном.

    В 1963 году он поступил в ПТУ, а по вечерам занимался в народном цирке при Доме культуры "Красный Октябрь". Первое выступление Юрия Куклачева состоялось на Всесоюзном смотре художественной самодеятельности в 1967 году, где он получил звание лауреата и приглашение учиться в Московское государственное училище циркового и эстрадного искусства, которое Юрий Куклачев успешно окончил в 1971 году. Позднее он получил диплом по специальности «театральный критик» Государственного института театрального искусства.

    С 1971 по 1990 год Куклачев выступал в государственном цирке. В 1976 году в его номере впервые появилась домашняя кошка . Созданные артистом программы «Кошки и клоуны» и «Город и мир» покорили зрителей и в России и за рубежом.

    В 1990 Юрий Куклачев основал первый в мире частный театр кошек в помещении бывшего кинотеатра «Призыв» на Кутузовском проспекте. В театре были поставлены и с успехом проходят уникальные спектакли «Ледяная Фантазия», «Кошкин Дом», «Художник и Кошки», «Олимпиада Кота Бориса», «Королева Кошек», «Кошки из Вселенной», «Мои Любимые Кошки», «Кот в Сапогах», «Принц Щелкунчик», «Кошки и Любовь», «Кот в Сапогах против Карабаса», «Похитители Кошек».

    Гастроли театра Юрия Куклачева проходят в самых разных уголках мира. Театр кошек Куклачева любят в Японии, США, Канаде, Финляндии, Китае. Театр удостоен множества международных наград, в том числе Золотого кубка и звания «самого оригинального театра в мире» во время гастролей в Париже.

    Супруга Юрия Куклачева - Елена - также артистка, работает в Театре Кошек. У них трое детей: Дмитрий, Екатерина и Владимир. Старший Дмитрий - клоун, солист и руководитель Театра кошек, сменивший отца на этом ответственном посту. Дочь Екатерина является главным художником театра. Младший сын Владимир является артистом балета, в качестве балетного режиссера-постановщика он работал в Израиле, однако с недавних пор работает в России. 13 апреля 2009 года в Москве состоялся первый спектакль его нового театра классического балета и пантомимы.

    Талант Юрия Куклачева отмечен множеством призов и наград:

    • 1976 - «Золотая корона» в Канаде за выдающиеся достижения в дрессуре, за гуманное отношение к животным и пропаганду этого гуманизма
    • 1976 - лауреат премии Ленинского комсомола
    • 1977 - почетное звание «Заслуженный артист РСФСР»
    • 1979 - звание «Народный артист РСФСР» за постановку спектакля «Цирк в моем багаже» и исполнение в нем главной роли.
    • 1981 - «Золотой Оскар» в Японии
    • 1986 - приз «Серебряный клоун» на Всемирном конкурсе артистов цирка в Монте-Карло
      1995 - орден Дружбы
    • 2001 - орден «Надежды наций»и звание «Академика естественных наук». за создание Театра кошек.
    • В 2005 году "Театр кошек Куклачева" получил статус Государственного учреждения культуры города Москвы. Театр - обладатель золотого кубка и звания «самого оригинального театра в мире», полученного по итогам гастролей в Париже.

    Почта Сан-Марино в знак признания уникального таланта артиста выпустила почтовую марку, посвященную Куклачеву, который стал вторым клоуном на планете (после Олега Попова), удостоенным такой чести.

    «У меня нет стремления получить еще какое-то звание, все звания уже есть. В том числе и самое главное – Куклачев», - комментирует сам артист.

    Особо хочется отметить благотворительную и просветительскую деятельность Юрия Дмитриевича. На представлениях Театра кошек всегда присутствуют специальные гости - воспитанники детдомов; есть льготные билеты предлагаются инвалидам и ветеранам. Театр регулярно делает благотворительные выступления в детских домах, санаториях, больницах.

    Куклачев является автором нескольких книг, среди которых «Мои любимые кошки», «Кошкин дом», «Килька, Стрелка, Ромашка и клоун Юрашка», «Юрий Куклачев и его 120 кошек» и учебного пособия «Если хочешь быть клоуном» для студентов Циркового училища.

    Во время пятилетней работы Куклачева в Париже выступления «Уроки доброты», проводимые Юрием Куклачевым, были приняты с восторгом. Каждый курс там длился неделю, и на него собиралось несколько тысяч слушателей. о нас с кошками можно После этого в учебнике французского языка, в книге для внеклассного чтения четвёртого класса французских государственных школ появилась глава «Уроки доброты».

    В 2003 году Юрий Куклачев предложил программу «Школа Доброты» в России (повторно, первое предложение артиста не нашло поддержки среде чиновников). Для проведения уроков он написал серию книг «Школа Доброты» и методические рекомендации для педагогов и психологов по проведению «Уроков Доброты и самопознания» для детей начальных классов. Книги прошли экспертный совет, «Министерством Образования Российской Федерации», и включены, как пособие для внеклассного чтения, в урок «Окружающий мир». Программа «Школа Доброты» успешно проводит свою работу на протяжении шести лет в школах, интернатах, центрах социальной помощи г. Москвы.



    Похожие статьи
    • Поход в Бактрию и Согдиану

      Согдийцы позаимствовали у Ирана свою письменность; из послеахеменидского канцелярского арамейского письма возникли четыре идеографические системы письма: парфянское, персидское, согдийское и хорезмийское. Эти системы письменности сохранялись в...

      Теплый пол
    • Чем образована мочевыделительная система

      Важную роль для человека играет мочевыделительная система, имеющая свои уникальные особенности и функции, которая выводит шлаки и продукты жизнедеятельности, вырабатываемые клетками при обмене веществ.Мочевыделительная система человека избавляет...

      Лаги
    • Преподобный мефодий, игумен пешношский

      Преподобный Мефодий Пешношский.Преподобный Мефодий еще в молодых летах, в числе первых, пришел к преподобному Сергию и под руководством сего великого наставника иноческой жизни провел несколько лет. О его родителях, времени и месте рождения ничего...

      Керамическая плитка