• Просфоры на проскомидии. Проскомидия - что это такое? Проскомидия о здравии. Проскомидия за упокой

    31.12.2023

    Зачастую недавно пришедшие к Православию люди с трудом разбираются в нюансах богослужений, церковных словах и молитвах. В нашей статье вы узнаете, что такое проскомидия, как она совершается и в чем ее значение на Литургии.

    Значение проскомидии в Православии

    Проскомидия совершается только за Божественной литургией, которая служится обычно по утрам. По сути проскомидия — приготовление к Литургии. В этом повседневном богослужении и самом его событии — Таинстве Причастия — заключен огромный смысл, древняя традиция и сильная благодать Божия, поистине просвещающая каждого православного христианина.

    Самая сильная молитва — это любое поминовение и пребывание за Литургией. За человека во время Таинства Евхаристии (Причастия) молится вся Церковь. Таинство Причастия установил Сам Христос во время Тайной Вечери перед Крестной смертью Своей и заповедал апостолам всегда причащаться ради памяти о Нем и жизни в вечности: «Тот, кто ест Мою Плоть и пьет Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». Христос говорил о том, что в Таинстве Евхаристии хлеб и вино будут постоянно чудом преображаться в Его Тело и Кровь, а люди, которые едят (вкушают) их — соединятся с Ним Самим. Церковь благословляет причащаться не реже раза в год: лучше примерно раз в месяц.


    История проскомидии и Литургии (обедни)

    Таинство Литургии было установлено Самим Господом во время Тайной Вечери, в Страстной Четверг, перед Распятием. Это событие описывают все евангелисты и наиболее подробно — апостол Иоанн Богослов.

    Вечеря по-русски означает «ужин». Тайным он был потому, что Христа в тот момент уже разыскивали фарисеи, ожидая предательства Иуды, ради предания Господа смертной казни. Христос как Всеведущий Бог знал, что этот ужин — последний, и сделал его втайне, чтобы важную трапезу не прервали. Местом ее он избрал место в Иерусалиме, называемое ныне Сионская горница.

    Этот вечер стал поворотным в истории Церкви и всего человечества. Все дни окончания земной жизни Господа Иисуса Христа — Тайная Вечеря, Распятие, Воскресение — были наполнены таинственным богословским смыслом, событиями, творившими дальнейшую историю.

    За Тайной Вечерей Господь дал последние наставления апостолам, вновь напомнил, что Он должен покинуть них, умерев страшной смертью. Христос называет учеников детьми — как никогда раньше — и призывает их любить друг друга, как Сам Бог любит их. Ради укрепления их веры и рождения Церкви, скрепленной Самим Телом Христа, Господь совершает и устанавливает навечно величайшее Таинство, скрепившее Новый Завет между Богом и человеком — Таинство Евхаристии (по-гречески благодарения), по-русски обычно называемое Таинством Причастия.

    Христос взял в Свои руки хлеб и, благословив знамением, разломил, затем налил вина и раздал все ученикам, говоря: «Возьмите и ешьте: это Тело Мое и Кровь Моя». Этими словами священники по сей день благословляют вино и хлеб за Литургией, когда они пресуществляются в Тело и Кровь Христову.

    Трапеза была совершена вечером, поскольку Христос следовал одной из иудейских традиций Ветхого (Старого) Завета, на основании которых устанавливал традиции новозаветные, не разрушая прежних. Так, в тот день отмечался праздник Пасхи, память исхода предков иудеев из Египта ночью. В тот древний день каждая еврейская семья должна была заколоть ягненка и сделать пометку его кровью на дверях, чтобы Господь не направил на них свой гнев. Это был знак избрания евреев. Бог Отец в тот день покарал египтян за удержание евреев в рабстве смертью их первенцев. Только после этой страшной казни фараон отпустил племя иудеев во главе с пророком Моисеем в Обетованную Богом Землю.

    Иисус Христос за Тайной Вечерей, вспоминая этот праздник, устанавливает новый: Богу больше не нужны жертвенные убийства животных и кровь жертвенная, ведь Единственным Жертвенным Ягненком, Агнцем остается Сам Сын Божий, Который умирает, чтобы гнев Божий за каждый грех миновал человека, верующего во Христа, причащающегося Его.

    Именно опресноки — пресные хлеба — и красное вино были на столе во время Тайной Вечери. Поэтому по сей день освящают, пресуществляя в Святые Дары красное вино и просфоры. В первохристианские времена Таинство происходило за «вечерями любви», агапами, не столь торжественно. Хлеб преломляли сами апостолы, действом Святого Духа пресуществляя его в Тело Христово. Приносили будущие Святые Дары на встречи христиане, избирались для Литургии лучшие продукты, а остальные просто вкушали за столом во время трапезы с беседой, которая обязательно совершалась после Литургии.

    Сегодня просфоры выпекают в большой пекарне в главном городе епархии, часто — в монастырях, на приходах постоянную выпечку просфор устраивают редко.


    Проведение проскомидии

    Эта часть богослужения проходит в алтаре, за закрытой завесой. Проводит ее священник и диакон (в маленьких сельских храмах священник может служить без диакона), и простые миряне не могут увидеть ход богослужения. Проскомидия — часть Литургии или, в просторечии, обедни (это слово означает, что верующие едят Святые Дары, «обедают»).

    Вначале священнослужители готовятся к совершению проскомидии. Входя в алтарь, они совершают молитву, затем с особыми молитвами облачаются в священные одежды, которые надеваются перед каждым богослужением (у священника особо выделяется фелонь — верхняя жесткая накидка из парчи, и епитрахиль — парчовая лента, скрепленная металлическими круглыми пуговицами), а также совершают омовение рук, читая слова 25 псалма.

    Для проведения проскомидии и, в дальнейшем, Евхаристии (Таинство Причастия, пресуществления вина и хлеба в Тело и Кровь Христову), необходимо вино — обычно это кагор (во времена голода и гонений священники использовали и просто соки ягод или фруктов), а также особым образом выпеченная просфора — это маленький светлый пресный хлеб с выпеченным крестом наверху.

    Диакон и священник встают напротив жертвенника — это небольшой столик слева от главного престола храма. На нем стоят священные сосуды: покрытые парчовыми салфетками («воздухами»), звездица, покровец, потир, копие и дискос.

    Готовя хлеб и вино, которые во время Таинства станут Телом и Кровью Христовыми, священник берет просфору, вырезает в ней кусочек и говорит: «Помяни, Господи, рабов Твоих (имена)…». Отдельно поминаются живые, отдельно — усопшие. Вино наливается в потир — Чашу для Причастия, хлеб кладется на дискос — плоскую тарелочку на ножке. Диакон в это время также читает особые тайные молитвы.

    Имена берутся из записок, отдельными просфорами поминаются все молящиеся за Литургией и все причастники. Все части просфор становятся Телом Христовым в Чаше Причастия. Так люди получают великую силу и благодать от Бога.

    Вот почему каждому человеку нужно иногда бывать на Литургии — подавать записку за себя и близких, причащаться Святых Христовых Тайн — Тела и Крови Господа. Это особенно важно сделать в трудные жизненные моменты, несмотря на нехватку времени.

    Церковь благословляет причащаться не реже раза в год: лучше примерно раз в месяц.


    Что значит Причастие Тела и Крови Христа в Церкви

    После слов Христа: «Возьмите и ешьте: это Тело Мое и Кровь Моя», — по благодати Спасителя хлеб и вино, имея свой прежний внешний вид, перестали тогда и перестают ныне за каждой Литургией быть вещами земными. Они становятся, по Евангельскому слову, хлебом, то есть пищей жизни — Плотью Христа, которую Он отдает ради прощения всех грехов людских.

    Апостолы смогли понять и принять это Таинство, ведь они уже видели, как насыщалось множество людей благословленными Господом малыми земными хлебцами. Они понимали, что земные вещи перестают быть таковыми по слову Христа.

    Святитель Иоанн Златоуст, записавший и зафиксировавший на все последующие века церковное последование Святой Литургии, начатое еще апостолами, отметил, что Ветхий Завет имел кровь овец и тельцов, а Новый имеет Кровь Божию: «Это Кровь Моя, за вас и за многих изливаемая ради прощения грехов» — сказал Сам Христос, подавая Чашу с вином ученикам. Под земным видом хлеба и вина Господь дал ученикам Божественное Тело и Божественную Кровь, которые на следующий день после Тайной Вечери Он добровольно отдаст на истязания и смерть. Он благословил апостолов совершать Причастие в Его воспоминание во все времена.

    Так до конца времен и Страшного Суда Таинство Причащения будет совершаться во всех храмах православных. Здесь земные вещи чудесно изменяются Духом Святым в Тело и Кровь Спасителя, чтобы каждый человек мог зримо соединиться с Богом, прощающим его грехи и направляющим его жизнь. И принятие Святого Причащения — долг и необходимость каждого православного христианина, ведь каждый истинно верующий человек стремиться соединиться с Богом, идти по пути Истины.


    Как готовиться к Причастию

    К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить. Подготовка, называемая по-церковнославянски говением, включает чтение особых молитв, пост и покаяние:

    • Готовьтесь двух-трехдневным постом. Ограничьте разнообразие в пище, откажитесь от мясной пищи, лучше — от мяса, молока, яиц, если вы не имеете тяжело болезни и не беременны.
    • Старайтесь в течение этих дней читать утреннее и вечернее молитвенное правило постоянно и с вниманием. Читайте духовную литературу.
    • Откажитесь от шумных развлечений, посещения мест активного отдыха.
    • За несколько дней (можно и за один вечер, но вы устанете) прочитайте по молитвослову или онлайн канон покаянный Господу Иисусу Христу, каноны Богородице и Ангелу-Хранителю (есть текст молитвы, где они соединены), а также Правило к Причастию (оно включает в себя небольшой канон, несколько псалмов и молитвы).
    • Примиритесь с людьми, если у вас есть серьезные конфликты.
    • Лучше посетить вечернее богослужение перед Литургией. Можно исповедоваться во время него, если в храме будет осуществляться Исповедь, или прийти в храм к утренней Исповеди.
    • Перед утренней Литургией не ешьте и не пейте ничего после полуночи и утром.
    • Исповедь перед Причастием является необходимой частью подготовки к нему. Никто не допускается к Причастию без Исповеди, кроме людей в смертельной опасности и детей до семи лет. Есть ряд свидетельств людей, пришедших к Причастию без Исповеди — ведь священники, бывает, не могут отследить этого большого греха. Господь наказывает людей за дерзость скорбями.

    Во время Исповеди человек называет свои грехи священнику — но, как сказано в молитве перед исповедью, которую прочитает священник, это исповедание Самому Христу, а священник — лишь служитель Бога, который подает зримо Его благодать. Прощение мы получаем от Господа: в Евангелии сохранились Его слова, которыми Христос дает апостолам, а через них — священникам, их преемникам, власть отпускать грехи: “Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся”.

    В Исповеди мы получаем прощение всех грехов, которые назвали и тех, которые мы забыли. Ни в коем случае нельзя утаивать грехи!

    Также нельзя причащаться женщинам во время месячных и сразу после родов: молодые мамы допускаются к Причастию только после прочтения священником над ними молитвы на очищение.


    Как вести себя во время Причастия?

    Вот, как конкретно принимать Святое Причастие и как же понять, что Причащение началось:

    • После пения молитвы “Отче наш” и закрытия Царских врат нужно подойти к алтарю (или встать в очередь у алтаря). Пропустите вперед детей и родителей с младенцами — они причащаются в начале; в некоторых храмах пропускают вперед и мужчин.
    • Когда священник вынесет Чашу и прочитает две молитвы (иногда они читаются всем храмом), перекреститесь, сложите крестообразно руки к плечам — правую на левую — и идите, не опуская руки, пока не причаститесь.
    • У Чаши не креститесь, чтобы случайно не толкнуть святыню. Назовите свое имя в Крещении, широко откройте рот. Священник сам вложит вам в рот ложечку с Телом и Кровью. Постарайтесь сразу Их проглотить Поцелуйте низ Чаши, отойдите. Идите к столику с «теплотой», чтобы запить и кусочком просфоры заесть Причастие. Оно не должно оставаться во рту, чтобы вы случайно не выплюнули Его. Теперь можно перекреститься на икону «Тайной Вечери» над алтарем и поклониться.

    До окончания богослужения не уходите из церкви. Благодарственные молитвы после Причастия выслушаете в храме или прочитайте дома. Постарайтесь не заниматься делами в этот день, отдохните спокойно, за просмотром интересных добрых фильмов и чтением книг, общением.


    Записки на проскомидию и ектению

    В церковной лавке можно увидеть предложение написать записки на проскомидию и на ектению. При подаче записки на проскомидию вам дадут просфору с вынутыми из нее кусочками, а при подаче записки на ектению имена будут прочитаны в центре храма. По сути, записки на проскомидию имеют значение более сильной молитвы, но различие сделано по цене — ведь есть бедные люди, которым нужно экономить и на просфорах, они и подают списке только на ектению.


    Как писать записки о здравии и упокоении в церкви

    На прихрамовой территории или в храме найдите свечной ящик (церковную лавку). Заходя в храм, трижды перекреститесь, повторяя «Господи, помилуй меня», «Пресвятая Богородица, спаси нас», «Все святые, молите Бога о нас». Женщины должны посещать храм в платке и юбке — в большинстве храмов и юбки, и платки можно взять на время.

    Попросите бланк записки «О здравии» или «Об упокоении».

    Перечислите в записке имена (в родительном падеже) людей, о которых вы хотите помолиться. В одной записке традиционно помещают не более 10 имен, но вы можете написать и больше (однако тогда придется оплачивать больше записок — таково традиционное пожертвование). Перед именем больного напишите «болящего» или «болящей». Можно перечислить и имена здоровых людей в качестве некой духовной профилактики.

    В записке должны быть перечислены только имена крещеных людей.

    Помните, что молитва о здравии — это просьба о физическом и духовном здоровье. Поэтому можно заказывать молебен и о своих недругах, о близких, которые страдают неприятными эмоциональными реакциями, страдают от грехов. Так мы просим Господа о помощи таким людям, чтобы Он Сам коснулся их сердец.

    Вы также можете заказать и сорокоуст о здравии: это поминание человека в храме на протяжении сорока Литургий на проскомидии.

    Силой Своей благодати да хранит вас Господь!

    Слово «проскомидия», как и все другие православные термины, греческого происхождения. Оно переводится как «приношение» и служит для обозначения начальной части Божественной литургии - главной церковной службы. Литургию в народном обиходе нередко называют обедней, поскольку это утренняя служба, которая заканчивается как раз к обеденному времени. То есть проскомидия - это часть обедни, связанная с неким приношением.

    Во время Литургии проводится таинство причащения, для которого требуются хлеб и вино, символизирующие плоть и кровь Христа. К хлебу и вину предъявляются особые требования. Хлеб должен быть свежим, мягким и выпеченным из пшеничной муки. Вино допускается только красное виноградное. Приготовлению хлеба и вина к причащению и посвящена проскомидия.

    Просфоры на проскомидии

    Во время церковной службы используется не менее пяти особых хлебов , которые иначе называют . Все они имеют своё назначение.

    Из первой, самой большой, священник вырезает часть в виде куба и кладёт её на специальное блюдо - дискос. Эта часть символизирует жертвенного Агнца, именно она позже распределяется между причастниками.

    Вторая просфора называется Богородичной, из неё вынимается треугольная частица в честь Девы Марии.

    Из третьей просфоры, именуемой девятичинной, вырезается девять частиц, символизирующих святых: Иоанна Крестителя, апостолов и пророков, мучеников и бессребреников, святителей и преподобных, Иоакима и Анны, а также того святителя, во имя которого совершается Литургия.

    Четвёртая просфора используется для извлечения частиц о живых - патриархе и священнослужителях. Из пятой просфоры извлекаются частицы об усопших.

    Затем священнослужитель переходит к малым просфорам, поданным прихожанами. Начинается очень важный этап службы.

    До начала службы верующие подают записки , в которых указывают имена людей для поминовения. Священник зачитывает их вслух, на каждое имя из просфоры вынимается часть, при этом произноситься молитва: «Помяни, Господи, называется имя». Каждая такая частица символизирует душу указанного в записке человека и вместе с частицами из богослужебных просфор укладывается на дискос. Эти частицы не используются в причащении, но по окончании Литургии их опускают в вино, что означает омовение от грехов, очищение.

    Получается, что частицы, вынутые за упомянутых в записках людей, участвуют в богослужении. Поэтому такое поминовение считается очень важной, сильной молитвой, которая оказывает душе большую помощь.

    Важно понимать, что такое проскомидия о здравии и проскомидия за упокой. Для каждой из них подаются отдельные записки с именами здравствующих или покойных православных. Поминовение о здравии можно заказать не только о болеющем человеке, но и для здравия в широком смысле слова - для душевного покоя, для мира и благополучия, а в первую очередь для спасения души. Проскомидия за упокой предназначена для облегчения загробной участи усопших, которые уже не могут подать милостыню или покаяться, поэтому им необходима помощь живущих.

    Записка на проскомидию

    Обычно на свечном прилавке можно взять специальные бланки, на которых изображён крест и написан заголовок - «О здравии» или «Об упокоении». Если нет бланков, то обязательно найдутся чистые листки , на которых следует самостоятельно нарисовать крест и написать заголовок. Нужно быть внимательным и не перепутать заголовки.

    Для записок на проскомидию действуют те же правила, что и для записок на обедню или на панихиду. Имена пишутся столбиком, в родительном падеже, полностью. Следует писать имя, которое дано было при крещении, оно может отличаться от того, что стоит в документах. Например, не Иван, а Иоанн, не Светлана, а Фотиния. Женщина, официально носящая имя Олеся, может быть крещена и как Ольга, и как Александра. Поэтому необходимо точно знать церковные имена людей.

    Нельзя указывать самоубийц, некрещенных, иноверцев . Имена священнослужителей нужно писать с указанием сана, желательно записывать их первыми. Детей в возрасте до семи лет указывают как младенцев, от семи до четырнадцати лет - как отроков (или отроковиц). Кроме того, в списке на поминовение о здравии допустимы такие уточнения, как «болящего», «путешествующего», «воина», «заключённого». Беременных женщин возможно записывать как «плодоносящих». Вот примерный образец записки о здравии:

    • протоиерея Виктора;
    • Геннадия.
    • болящей Татианы;
    • младенца Марии;
    • путешествующего Иоанна;
    • отроковицы Анны.

    В записке об упокоении допустимы следующие уточнения: «воин», «убиенный», «приснопамятный» (указывается, если служба проходит в день именин или смерти покойного). В течение сорока дней после смерти покойный именуется новопреставленным. Например, вот так:

    Сами записки на проскомидию могут никак не отличаться от записок на обедню или панихиду, достаточно написать их отдельно, а затем сказать служителю церковной лавки, что они предназначены именно на проскомидию.

    Проскомидия (греч. Προθησις, «приношение») — первая часть литургии (как Иоанна Златоуста, так и Василия Великого). На ней путем особых священнодействий, из принесенных хлеба и вина приготовляется часть просфоры для евхаристии и при этом совершается поминовение всех членов Церкви, как живых, так и усопших. Проскомидия совершается священником в алтаре на жертвеннике во время чтения часов.

    Первая часть литургии происходит от обычая древних христиан приносить хлеб, вино и все нужное для совершения литургии, поэтому и самый хлеб, употребляемый на ней, называется просфорою, что значит "приношение". Хлеб (просфора) должен быть квасной (поднявшийся), чистый, пшеничный. Сам Господь Иисус Христос для совершения Таинства св. Причащения взял квасной, а не пресный хлеб. Просфора должна быть круглой и состоять из двух частей в образе двух естеств Иисуса Христа - Божеского и человеческого; на верхней части просфоры имеется печать с изображением креста и по углам его - начальных букв имени Христа Спасителя: ИС. ХР. - и греческого слова: НИКА, что означает: "Иисус Христос побеждает". Вино для Таинства требуется виноградное, красное, потому что красный цвет напоминает цвет крови; вино смешивается с водой в воспоминание того, что из прободенного ребра Спасителя на кресте истекли кровь и вода. Для проскомидии употребляются пять просфор в воспоминание чудесного насыщения Христом пятью хлебами более пяти тысяч человек, каковое обстоятельство дало Иисусу Христу повод учить народ о духовном насыщении и о нетленной, духовной пище, подаваемой в таинстве св. Причащения (Ин. 6: 22-58). Но, собственно, для причащения употребляется одна просфора (Агнец), по слову апостола: "Один хлеб, и мы многие - одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба" (1 Кор. 10: 17), а потому по своей величине эта просфора должна соответствовать числу причастников.

    Поминание имен.

    Особенность проскомидии заключается в том, что за каждое подаваемое имя в Храме вынимается частичка из просфоры Священником во время чтения часов. Совершение самой проскомидии имеет цель заготовлениеАГНЦА, для дальнейшего совершения самой ЛИТУРГИИ.Во время литургии произносятся ектинии (прошения)на которых поминаются члены Церкви и те за кого приносится молитвенная жертва Богу. Священник, вынимая частички из просфоры, поминает о здравии и об упокоении всех кого подают Православные Христиане на проскомидию. На самой литургии поминаются имена на ектиниях (прошениях) возносимые перед всей Церковью. Затем во время пения ХЕРУВИМСКОЙ песни с жертвенника переносятся на престол чаша и дискос, на котором находятся вынутые частички. В период совершения литургии «Верных» происходит таинство, на котором хлеб - претворяется в тело, а вино - в кровь Христа. По окончании литургии совершается причастие телом и кровью всех Православных Христиан, где АГНЕЦ раздробляется и опускается в чашу с кровью, поминаемые частички в этот момент находятся на дискосе. В момент окончания причастия мирян, Священник заносит чашу в алтарь, ставит на престол, берет дискос с поминаемыми частичками просфоры и высыпает в чашу с кровью. Он читает в этот момент молитву: «Омой Господи грехи здесь поминавшихся кровью Твоею Честною, молитвами Святых Твоих.» Этим действием заканчивается поминовение всех за кого на проскомидии и на ектиниях (прошениях) во время литургии молились всей Церковью Христиане, принося в жертву Богу свои сердечные молитвы за близких своих.

    ПРОСКОМИДИЯ

    Совершению проскомидии предшествуют входные молитвы и облачение священнослужителей.

    Входные молитвы:

    Перед началом литургии, утром в назначенное время священнослужители, подготовившиеся накануне к совершению Божественной литургии, приходят в храм и, став пред царскими вратами, трижды осеняют себя крестным знамением, соверша три поклона, и читают входные, то есть приготовительные к совершению литургии, молитвы (стоя с покрытой головой, в скуфье или камилавке, до чтения тропаря ). По сложившейся практике приготовившийся литургисать священнослужитель входит в алтарь, совершает по Уставу два земных или поясных поклона пред престолом, целует его, совершает третий поклон, возлагает на себя епитрахиль, снимает покрывало с престола и северной дверью выходит из алтар на солею для совершения входных молитв. Если совершают литургию несколько священнослужителей, то старший надевает епитрахиль, остальные-в рясах.

    Диакон: Аминь. Царю Небесный... Трисвятое по "Отче наш".
    Священник: Яко Твое есть Царство...
    Диакон: Аминь.

    Сделав поклонение иконе Спасителя, они целуют ее. Затем, подойдя к иконе Пресвятой Богородицы, совершают поклонение иконе и также целуют ее, читая тропарь:

    Став снова пред царскими вратами и преклонив главы, они, в сознании своего недостоинства и немощи, устами священника возносят Господу молитву, прося укрепляющей и восполняющей помощи Божией к совершению Божественной литургии:

    По произнесении этой молитвы священнослужители кланяются друг другу и, обратившись лицом к молящимся, кланяются им, делают по одному поклону к северной и южной сторонам солеи (хорам певчих), произнося:

    входят в алтарь при чтении 8-го-1.3-го стихов 5-го псалма:

    1. Чтением этого псалма они выражают свое благоговение пред святостью храма Божия, молясь, чтобы Господь исправил их путь к достойному совершению Святой Евхаристии.
    2. В дни Недели Святой Пасхи и в отдание Пасхи после начального возгласа и троекратного "Христос воскресе..." принято читать: "Предварившыя утро..." , "Во гробе плотски..." , "Слава"- "Яко Живоносец, яко рая краснейший..." , "И ныне"-"Вышняго освященное..." , "Пречистому Твоему образу..." ; далее в обычном порядке. От Антипасхи (Недели о Фоме) до отдания Пасхи после начального возгласа и троекратного "Христос воскресе..." следует читать Трисвятое по "Отче наш..." , далее - обычный порядок. "Царю Небесный..." в это время не читается - до Дня Святой Троицы (Пятидесятницы).
    В первый день Святой Пасхи входные молитвы читаются до так называемой пасхальной полунощницы, когда пасхальные молитвословия читать еще рано, а "Царю Небесный" на полунощнице - уже не читается, входные молитвы начинаются с "Святый Боже" .

    Понятие о проскомидии

    Проскомидией называется первая часть литургии, на которой, чрез особые священнодействия, из принесенных хлеба и вина приготовляется вещество для Святой Евхаристии и при этом совершается поминовение членов Церкви Христовой - Небесной и земной.

    От древнего обычая приносить в храм хлеб и вино для таинства Святой Евхаристии первая часть литургии и называется проскомидией - приношением. Хлеб, требуемый для Святого таинства, должен быть чистым, пшеничным и квасным (т. е. вскисшим).
    На проскомидии употребляются в настоящее время в Русской Церкви пять хлебцев, именуемых просфорами. По внешнему виду просфора должна быть кругловидной и двухсоставной, в таинственное ознаменование двух естсств в Господе Иисусе Христе- Божеского и человеческого, с изображением на ней (обычно) креста, в знак того, что эта просфора назначена для священного употребления: по сторонам креста она имеет надпись:

    ИС. ХС. = Иисус Христос
    НИ. КА. = Победитель (побеждает)

    Просфора со знаком креста употребляется для изъятия Агнца па проскомидии. На прочих просфорах могут быть изображения Божией Матери пли святых.
    Просфоры для проскомидии приготовляются несколько больше других просфор. Выпекаютс просфоры особо назначенными для этого церковнослужителями.
    Вино должно быть виноградным, красным и, по примеру Самого Господа, употребившего па Тайной вечери вино с водой, соединяется с водой, в воспоминание Крови и воды, истекших из прободенного ребра Спасителя во время Его страданий. Никаких фруктовых соков вместо виноградного вина употреблять не положено.

    Значение священнодействий проскомидии.

    На проскомидии вместе с воспоминанием о воплощении Господа Иисуса Христа воспоминаютс Его страдания и смерть, предсказанные прообразовательно ветхозаветными пророками. Вследствие этого слова и Действия проскомидии имеют двоякое значение с одной стороны, изображают Рождество Христово, с другой - страдания и смерть Его. Так, приготовление Святого Хлеба и изъятие Агнца знаменуют рождение Иисуса Христа. Жертвенник изображает вертеп, дискос ясли, в которых был положен Младенец Христос, звездица - звезду, которая привела волхвов в Вифлеем, покровцы - пелены, которыми был повит Спаситель. Чаша, кадильница и фимиам напоминают о дарах, принесенных волхвами. Молитвы и славословия, совершаемые священником и диаконом, изображают поклонение и славословие, которые воздали Спасителю вифлеемские пастыри и волхва.

    Крестообразное разрезание Агнца и прободение Его означают распятие Иисуса Христа и излияние Его Крови, в это время читаются слова пророка Исаии, пророчески указывавшие на страдания Спасителя: "Яко овча на заколение ведеся..."
    Соединение всех частиц вокруг Святого Агнца на дискосе символизирует Церковь Божию, Глава которой Господь Иисус Христос.

    Чинопоследование проскомидии

    По облачении священник и диакон при чтении 25-го псалма умывают свои руки в знак душевной чистоты, с которой они начинают богослужение. Словами этого псалма они выражают любовь к храму Божию и молятся, чтобы Господь не погубил их с творящими нечестие:

    Далее диакон приготовляет все необходимое для совершения Святой Евхаристии: снимает покрывала с престола и жертвенника, зажигает на жертвеннике свечу или лампаду, ставит дискос (слева) и чашу (справа), а также копие, лжицу, покровцы, воздух, просфоры, вино, ковшичек, тарелочку и губку.
    Приготовив для проскомидии все потребное, священник и диакон подходят к жертвеннику и, благоговейно совершив пред ним троекратное поклонение, молятся об очищении своих грехов, читая:

    и тропарь Великого пятка, напоминающий о смерти Господней и плодах ее-нашем искуплении:

    По долгу благоговения к евхаристическим сосудам священник при чтении этого тропаря обычно целует их. При произнесении слов "Искупил ны еси от клятвы законныя " он целует дискос, при словах "честною Твоею Кровию " - чашу. Произнося "на Кресте пригвоздився" , целует звездицу, "и копием прободся" - копие и, наконец, при словах "безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе" - лжицу.
    Чтение этого тропаря знаменует, что священник приступает к приготовлению таинственной жертвы Богу - Евхаристии в воспоминание великой Господней Жертвы на Голгофе.
    Затем диакон тихо говорит:

    Священник возглашает:

    Чтец после возгласа священника начинает на клиросе чтение часов и во время совершения проскомидии прочитывает 3-й и 6-й часы, которые по содержанию находятс в тесной связи с проскомидией. В псалмах тропарях и других молитвах часов преобразовательно, как и на проскомидии, изображается земная жизнь Господа Иисуса Христа.
    Священник по возгласе "Благословен Бог наш " берет левой рукой просфору со знаком креста для Агнца и, держа в правой руке копие, троекратно благословляет ее им, творя знамение креста над печатью просфоры, с троекратным же произнесением слов: В воспоминание Господа, и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа.
    И копием надрезает лежащую на тарелочке просфору с правой стороны ее (от себя-с левой) со словами: Яко овча на заколение ведеся .
    (Для удобства допускается повернуть просфору так, чтобы ее правая сторона была обращена к правой стороне совершителя).
    Делая надрез с левой стороны (от себя - с правой), священник говорит:

    Верхняя сторона просфоры надрезается со словами:

    Диакон, взирая с благоговением на приготовление Агнца, при каждом надрезании священником Агнца говорит:

    держа орарь в руке, как при чтении ектений. После надрезания просфоры диакон говорит:

    Священник надрезает просфору с нижней ее части и вынимает Агнца от надрезанных нижней и четырех внешних сторон ее, произнося слова:

    (от слав. слова "пожрети"-принести в жертву).
    При этих словах диакона священник делает на нижней стороне Агнца глубокий крестообразный надрез (до печати), говоря:

    Затем обращает (переворачивает) Агнец печатью вверх. Диакон:

    При этих словах диакона священник прободает Агнец копием с правой Его стороны, говоря:

    Получив благословение, диакон вливает в потир вино, соединенное с небольшим количеством воды.
    Священник, взяв вторую просфору, говорит:

    Священник, взяв третью просфору, произносит:

    и отделяет от просфоры частицу, кладя ее на дискосе с левой стороны Агнца (от себя - с правой), ближе к верхней его части, начиная этой частицей первый ряд.
    Затем священник говорит:

    и, отделив от просфоры третью частицу, полагает ее ниже второй, оканчивая ею первый вертикальный ряд частиц.
    Затем священник произносит:

    и, отделив четвертую частицу, полагает ее на одном уровне с первой частицей, начиная ею второй ряд.
    Потом священник говорит:

    и, отделив пятую частицу, полагает ее ниже первой частицы второго ряда.
    Затем священник говорит:

    и, отделив шестую частицу, полагает ее ниже второй, заканчивая второй ряд.
    Продолжая, священник произносит:

    и, отделив седьмую частицу, полагает ее вверху, начиная ею третий ряд.
    Далее священник говорит:

    и, отделив восьмую частицу, полагает ее ниже первой третьего ряда. Обычно здесь поминаютс и другие святые, имена которых не вошли в Служебник.
    Затем священник говорит:

    и, отделив девятую частицу, полагает ее в конце третьего ряда, заканчива ею этот ряд.
    Взяв четвертую просфору и вынимая первую большую частицу, священник говорит:

    Вынимая вторую большую частицу из четвертой просфоры, священник произносит:

    и потом, вынимая из нее же и затем из принесенных народом на проскомидию просфор частицы, поминает живых членов Церкви с произнесением слов:

    Наконец, взяв пятую просфору и вынимая из нее частицы, священник говорит

    В это время священник поминает также рукоположившего его архиерея, если тот скончался. Из этой же пятой просфоры или из просфор, поданных верующими, священник вынимает частицы о упокоении почивших, произнося:

    Заканчивая поминовение, священник произносит:

    Частицы из просфор об упокоении он полагает на дискосе, ниже частиц, вынутых за живых.
    Закончив поминовение усопших, священник снова берет четвертую просфору и вынимает из нее частицу за себя со словами:

    После этого при помощи губки священник собирает с краев дискоса частицы, чтобы ни одна из них не могла упасть с него. Диакон берет кадильницу и, вложив в нее ладан, приносит к священнику, говоря:

    Священник, благословляя кадило, читает молитву:

    Диакон, держа кадило на уровне жертвенника, говорит:

    Священник, взяв развернутую звездицу, надносит ее над кадилом так, чтобы она была окурена дымом кадильным, поставляет ее на дискосе, над Агнцем, и произносит при этом слова:

    Священник надносит над кадильницей первый покровец и, покрывая им дискос, говорит:

    Священник надносит над кадильницей второй покровец и покрывает им потир (чашу) со словами:

    Священник надносит над кадильницей воздух и, покрывая им вместе дискос и потир, произносит:

    Диакон же каждый раз молитву священника заканчивает словами:

    Произнося это, священник и диакон благоговейно поклоняются при каждом славословии.
    Диакон, приняв кадильницу от священника, глаголет:

    Священник читает молитву предложения:

    По прочтении этой молитвы священник оканчивает проскомидию славословием, произнося:

    В заключение проскомидии священник произносит краткий отпуст:

    На литургии святого Василия Великаго поминается:

    Диакон: Аминь.

    Частные просфоры

    После совершения проскомидии священник вынимает частицы о живых и умерших из подаваемых мирянами просфор, причем он вынимает особую частицу за каждого из живых и умерших отдельно, а не должен ограничиваться изыманием одной частицы за многих.

    Изымание частиц о здравии и упокоении из одной и той же подаваемой кем-либо из молящихся просфоры нигде не запрещается и допускается практикой. Когда на проскомидии подаются одни помянники (записки) без просфор, тогда о здравии или упокоении вынимаются частицы из служебных просфор.

    Священник может вынимать частицы за живых и умерших не только на проскомидии, но и на самой литургии до великого входа, до перенесения Даров с жертвенника на престол, особенно когда он служит литургию с диаконом и когда, следовательно, имеет свободное для этого время. После же великого входа поминовение с изыманием частиц не может быть допускаемо как действие, не оправдываемое смыслом проскомидии, древнехристианской практикой и противоречащее Уставу (см. в чине литургии молитву проскомидии - приношения по поставлении Божественных Даров на святой трапезе; сравни эту молитву с молитвой предложения в конце проскомидии).

    Обычно при изымании частиц помянники читаются диаконами или церковнослужителями.



    "Проскомидия" - слово греческое и значит принесение. Так называется первая часть Литургии от обычая древних христиан приносить хлеб, вино и все нужное для совершения Литургии; поэтому, и самый хлеб, употребляемый на ней, называется просфорою, что значит приношение. Хлеб (просфора) должен быть квасный (поднявшийся), чистый, пшеничный. Сам Господь Иисус Христос для совершения Таинства Св. Причащения взял квасный, а не пресный хлеб. Просфора должна быть круглою и состоять из двух частей во образ двух естеств Иисуса Христа - Божеского и человеческого; на верхней части просфоры имеется печать с изображением креста и по углам его - начальных букв имени Христа Спасителя: IС-ХС и греческого слова NI-КА ; это означает: Иисус Христос побеждает. Вино для Таинства требуется виноградное, красное, потому что красный цвет напоминает цвет крови; вино смешивается с водой в воспоминание того, что из прободенного ребра Спасителя на кресте истекли кровь и вода. Для проскомидии употребляется пять просфор в воспоминание чудесного насыщения Христом пятью хлебами более пяти тысяч человек, каковое обстоятельство дало Иисусу Христу повод учить народ о духовном насыщении и о нетленной, духовной пище, подаваемой в Таинстве Св. Причащения (Ин. 6, 22-58). Но собственно для причащения употребляется одна просфора (Агнец), по слову апостола: "Один хлеб, и мы многие - одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба" (1 Кор. 10, 17), а потому по своей величине эта просфора должна соответствовать числу причастников.

    СОВЕРШЕНИЕ ПРОСКОМИДИИ

    Приготовившись, по церковному уставу, к совершению Литургии, священник и диакон читают пред закрытыми царскими вратами так называемые "входные" молитвы и облачаются в алтаре в священные одежды. Подойдя, затем, к жертвеннику, священник, благословив начало проскомидии, берет первую (агничную) просфору и копием делает на ней трижды изображение креста, произнося: "В воспоминание Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа" . Это значит проскомидия совершается по заповеди Иисуса Христа. Из этой просфоры священник копием вырезает средину в форме куба с произнесением слов прор. Исаии: "Яко (как) овча на заколение ведеся, и яко Агнец непорочен, прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзает уст Своих; во смирении Его суд Его взятся; род же Его кто исповесть; яко вземлется от земли живот (жизнь) Его" (Ис. 53, 7-8). Эта кубическая часть просфоры называется Агнцем (Иоан. 1, 29) и полагается на дискос. Затем, священник крестообразно надрезает с нижней стороны Агнец с произношением слов: "Жрется (приносится в жертву) Агнец Божий, вземляй (взявший на Себя) грех мира, за мирский живот (жизнь) и спасение" , и прободает правую сторону Агнца копием, произнося слова евангелиста: "един от воин копием ребра Ему прободе и абие (тотчас) изыде кровь и вода; и видевый свидетельства и истинно есть свидетельство его" (Ин. 19, 34); сообразно с этими словами в чашу (потир) вливается вино, смешанное с водою.

    Из второй просфоры, называемой "богородичною", священник вынимает одну частицу в честь Божией Матери и полагает ее по правую сторону Агнца на дискосе. Из третьей просфоры, называемой "девятичинной", вынимается девять частиц в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, Богоотец Иоакима и Анны, святых, чья память совершается в нынешний день, и того святителя, имени которого совершается Литургия; эти части полагаются по левую сторону Агнца на дискосе, по три частицы в ряд. Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых и полагаются ниже Агнца на дискосе; из пятой - за умерших и полагаются ниже частиц, вынутых за живых. Наконец вынимаются частицы из просфор, подаваемых верующими; одновременно прочитываются соответствующие "поминания" о здравии и спасении живых и об упокоении усопших рабов Божиих; частицы из этих просфор полагаются вместе с частицами, вынутыми из четвертой и пятой просфор.

    В конце проскомидии священник благословляет кадило с фимиамом и, покадив звездицу, ставит ее на дискосе над Агнцем и частицами, чтобы сохранить их в положенном порядке, покрывает дискос и потир двумя небольшими покровцами и поверх них еще одним, несколько больших размеров, называемым "воздухом", кадит пред Дарами и молит Господа благословить предложенные Дары, помянуть принесших эти Дары и тех, за кого они принесены, самого же его соделать достойным для священнодействия божественных Таин.

    Применяемые на проскомидии священные предметы и совершаемые действия имеют символическое значение: дискос знаменует и вифлеемскую пещеру и Голгофу; звездица - вифлеемскую звезду и крест; покровы - пелены рождественские, пелены и плащаницу, бывшие во гробе Спасителя; потир - ту Чашу, в которой священнодействовал Иисус Христос; приготовление Агнца - суд, страдания и смерть Иисуса Христа, а прободение его копием - прободение, сделанное одним из воинов на Теле Спасителя. Соединение всех частиц в известном порядке на дискосе означает всю Церковь Божию, членами которой состоят Божия Матерь, ангелы, все святые угодники Божий, все верующие христиане - живые и умершие, а Главою ее Сам Господь наш Спаситель. Каждение знаменует осенение Св. Духа, благодать Которого сообщается в таинстве Св. Причащения.

    Проскомидия совершается священником на жертвеннике, при закрытом алтаре, вполголоса. Завершается она, когда на клиросе читаются 3-й и 6-й (а иногда и 9-й) часы по Часослову.

    «Проскомидия», как и многие другие слова церковного обихода, пришло из греческого языка и в переводе означает «принесение». Это понятие связано с тем, что в первые века христианства все необходимое для совершения богослужения приносилось в храм участниками общины. Сегодня обычай приношения также сохранился, но осуществляется он в ином виде: мы покупаем свечи, делаем пожертвования на храм, из которых и приобретается все нужное для Евхаристии.

    Проскомидия является вводной, подготовительной частью, с которой начинается Божественная литургия. Ее совершает иерей в алтаре, когда читаются третий и шестой часы.

    Чинопоследование проскомидии связано с воспоминанием двух важных событий евангельской истории — Рождества Христова и Его смерти на Кресте. Кроме того, именно во время проскомидии происходит поминовение всех членов Церкви (живых и умерших), а также приготовление к главному таинству Православия — Евхаристии.

    Когда проскомидия не совершается

    Прежде всего, в те дни, когда не служится и сама литургия. Они в основном приходятся на период Великого поста и подготовительных недель.

    Кроме этого, проскомидия не совершается перед Литургией Преждеосвященных Даров:

    • по средам и пятницам первых шести недель Великого поста;
    • по вторникам и четвергам пятой недели;
    • в первые три дня Страстной седмицы;
    • в понедельник, вторник и четверг со второй недели поста, если на эти дни выпадают полиелейные службы.

    Священные предметы и их значение

    Священные предметы, используемые во время богослужения, имеют глубоко символическое значение. Перед началом службы эти предметы размещаются на жертвеннике в алтаре, где и происходит проскомидия.

    Среди предметов богослужения особое значение имеют следующие:

    • чаша, или потир — символизирует саму Христову жертву;
    • дискос (небольшое блюдо на подставке) — является символом пещеры, в которой родился Младенец, а также Голгофы;
    • нож — это копье, которым воин проткнул ребра Христа;
    • звездица (две скрещенные дужки из металла) — вифлеемская звезда и крест;
    • покровцы (крестообразно сшитые покрывала) — рождественские и погребальные пелены, а также плащаница.
    Хлеб, вино и вода

    Кроме всех описанных предметов, на жертвеннике располагаются хлеб (просфора — в пер. с греч. «принесение»), а также сосуды с вином и водой. По традиции для богослужения используется квасной хлеб (приготовленный на закваске или дрожжах), потому что Сам Господь предложил ученикам именно такой хлеб во время Тайной Вечери.

    К вину, которое употребляется на проскомидии, также есть определенные требования: оно должно быть красным, сделанным из винограда, без всяческих добавлений и примесей.

    Вода, которой разбавляют вино, должна быть свежей, сырой и чистой.

    Как происходит проскомидия

    Среди членов древних христианских общин было принято собираться за некоторое время до начала богослужения и ожидать предстоятеля. Сегодня практика выглядит иначе: священник обычно появляется первым, облачается в алтаре и начинает богослужение. «Со встречей» происходят только архиерейские службы.

    Облачившись в богослужебные одежды, священник провозглашает: «Благословен Бог наш...» (этот возглас является одновременно сигналом к чтению часов) и начинает проскомидию.

    В практике Русской Православной Церкви для проскомидии используется пять больших просфор (в память чуда насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами). По форме они должны быть двухъярусными, что символизирует двойственную природу Иисуса Христа — Богочеловека.

    Одна из просфор (именуемая агничной) имеет на своей верхней части изображение круга с вписанным в него крестом и буквами (сокращение греческой фразы «Иисус Христос побеждает»). Из этой просфоры вырезается четырехугольный фрагмент — агнец — и кладется на дискос. Все молитвы и действия, совершаемые с агничной просфорой, символически связаны с судом и смертью Господа на Кресте.

    Вторая большая просфора посвящена Богородице. Из нее иерей извлекает одну большую частицу в честь Девы Марии и кладет ее рядом с агнцем — в знак того, что Матерь Божия сидит в Царстве Небесном одесную Христа.

    Из третьей просфоры (девятичинной) священник вынимает соответственно девять частиц, поминая разные чины святых: Иоанна Предтечу, святителей, мучеников, пророков, безсребренников, праотцев Иоакима и Анну, а также святых, которые наиболее почитаются в этом городе или стране, или же тех, чья память совершается в этот день. Последняя частица из третьей просфоры извлекается за создателей чинопоследования литургии — святых Василия Великого и Иоанна Златоуста. Все девять частиц кладутся слева от агнца в строго обозначенной последовательности.

    Из четвертой и пятой просфор (а также из принесенных прихожанами) извлекаются частицы соответственно за живых и за мертвых, при этом поминаются Предстоятель Церкви, церковные и мирские власти, а также те, чьи имена были перечислены в записках, которые подают прихожане.

    Поверх всех сложенных на дискосе частиц для сохранения порядка размещается звездица. Дискос и Чаша накрываются двумя небольшими покровцами и одним побольше, который называется воздухом. По окончании Евхаристии все частички просфор будут ссыпаны в Чашу, что также является глубоко символичным моментом.

    После того как действия с просфорами закончены, дьякон с кадилом обходит храм по периметру, останавливаясь и кланяясь у икон и перед прихожанами. Завершив каждение, дьякон становится перед престолом рядом со священником и произносит: «Время сотворити Господеви». Эти слова означают, что пришел момент, когда действия людей окончились, а началось время действия Самого Бога через священнослужителей.

    Как подать записку на проскомидию

    Существуют определенные правила составления записок на проскомидию.

    1) Отдельно подаются записки с именами живых и умерших. Обычно в храме можно найти специально подготовленные листочки, в которые остается только вписать имена. Однако составить список имен можно и заранее, сделав в верхней части записки соответствующую надпись — «О здравии» или «Об упокоении».

    2) В записках на проскомидию можно указывать только имена православных христиан. Часто это условие становится причиной непонимания и обид для людей малоцерковных. Однако следует понимать, что запрет вписывать имена католиков, буддистов, мусульман или людей неверующих отнюдь не связан с восприятием их как недостойных. Дело в том, что во время проскомидии те люди, за которых вынимаются частички, становятся участниками таинства. Но если они не являются членами Православной Церкви, то, соответственно, и в таинствах Ее участвовать не могут.

    3) Запрещается вписывать имена самоубийц. По православному учению, самоубийцы — это люди, которые сами отделили себя от тела Церкви, поэтому за них не вынимаются частицы из просфор (как и не совершается отпевание). Из этого правила существуют определенные исключения, о которых следует подробно расспросить священника. Кроме того, запрет вписывать определенные имена в записки никоим образом не означает, что нельзя молиться за этих людей в храме или во время домашней молитвы.

    4) Что касается формальной стороны, имена православных христиан следует вписывать в полной форме (например, Надежды, а не Нади) в родительном падеже (о здравии кого? — Николая, Нины, мл. Ольги). Такое требование не является догматическим вопросом, но лишь вопросом удобства. Во время проскомидии священник называет сотни женских и мужских имен, и чтобы облегчить ему задачу, мы вписываем имена в той форме, в которой они должны звучать, — в форме родительного падежа.

    Заключение

    Проскомидия — это подготовительный, но очень трепетный и таинственный этап литургического цикла. Во время нее происходит самое важное поминовение всех живых и усопших членов Церкви, а также совершается подготовка к Причастию. Подавая записки с именами наших близких на проскомидию, мы даем им возможность участвовать в Божественной литургии наряду со всеми, кто присутствует в храме.



    Похожие статьи