• Развитие детского и молодежного общественного движения. История развития детских общественных объединений в россии и современное состояние детских движений. Впрочем, главное дело писателя - отнюдь не книги. А школьные Майские союзы, где дети соревновались

    30.01.2024

    Выбор приоритетов развития общественной активности подрастающего поколения опирается на представление о том, что воспитание процесс трансформации ценностей общества в потребности личности. Детские общественные организации от ученического самоуправления отличает самостоятельность выбора детьми конкретного направления деятельности (по интересам).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «КАЗАЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНАП БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

    Развитие детского движения в

    МБОУ «Казацкая СОШ».

    Подготовила

    Старшая вожатая

    МБОУ «Казацкая СОШ»

    Чернушенко Т.В.

    Выбор приоритетов развития общественной активности подрастающего поколения опирается на представление о том, что воспитание процесс трансформации ценностей общества в потребности личности. Для достижения положительных результатов на практике необходимо объединение усилий всех социальных институтов воспитания.
    Демократические преобразования в обществе длительностью более десятилетия, признание приоритета гуманизма, плюрализма культур и социальных свобод создали условия для становления личности, осознающей свою роль в событиях современной истории, способной к осознанному профессиональному и жизненному выбору и ответственной за его последствия.
    В проекте Концепции федерального государственного стандарта общего образования второго поколения говорится о том, что Россия, провозгласив цели построения демократического общества, живущего в условиях современной рыночной экономики, предъявляет подрастающему поколению высокие требования. У юного гражданина должны быть сформированы способности и качества: выбора идеологических ориентиров, устойчивых критериев оценки совершаемых поступков, прогнозирования жизненных перспектив.

    Таким образом, миссией образовательных учреждений становится воспитание человека умеющего оптимально прожить жизнь, максимально используя свой потенциал и реализуя себя в социально значимой деятельности.
    В процессе развития ребенка трудно переоценить роль педагогической поддержки, концептуальные положения которой были разработаны членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом. Главным постулатом данной концепции выступает тезис о том, что воспитание есть не что иное, как помощь школьнику в его саморазвитии.
    Воспитание невозможно без личностно-ориентированной системы деятельности педагога, без тесного взаимодействия педагога и ребенка. Не случайно О.С. Газман рекомендует педагогам строить взаимодействие с ребенком в первую очередь на основе гуманистических принципов. Каждый педагог должен знать и понимать, что:

    Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;
    - Самореализация педагога в творческой самореализации ребенка;
    - Все трудности непринятия нужно преодолевать нравственными средствами;
    - Нельзя унижать достоинства своей личности и личности ребенка;
    - Дети носители грядущей культуры. Необходимо соизмерять свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание диалог культур;
    - Нельзя сравнивать никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий;
    - Надо признавать право на ошибку и не судить за нее;
    - Надо уметь признать свою ошибку;

    Защищая ребенка, надо учить его защищаться.
    Раскрывая сущность педагогической поддержки, автор особо выделяет, что поддерживать можно лишь то, помогать можно лишь тому, что имеется уже в наличии, но на недостаточном уровне, количестве, качестве.
    В Конвенции ООН о правах ребенка определено, что детство это время от рождения человека до 18 лет. В этом жизненном пространстве особое место занимают школьные годы как годы становления и интенсивного развития личности.
    Все, что ребенку необходимо в школьные годы, а он стремится понять и проявить себя (потребность в самореализации), войти в различные человеческие сообщества (потребность в социализации) и утвердиться в них (потребность в самоопределении и самоутверждении), невозможно без педагогов.
    Среди представителей различных педагогических профессий вожатый занимает особое место. На него ложится большая социальная ответственность за подрастающее поколение. Поэтому к вожатому предъявляются высокие требования: он должен строить воспитание на основах личностно значимых и общечеловеческих ценностей; уметь организовать коллективно-творческую и социально значимую деятельность; развивать творчество детей и подростков; знать, понимать и использовать в работе возрастные и половые особенности детей; уметь управлять детским коллективом; развивать самостоятельность и инициативу детей. Вожатый в первую очередь грамотный педагог и умелый воспитатель. Он не может начать практическую реализацию той или иной программы без осознания базовой концепции как установки и мотива собственной деятельности в процессе воспитания и развития подрастающего поколения.
    Опыт показывает, что именно старшие вожатые становятся организаторами общественно-полезной, творческой деятельности в детском коллективе, способствуют развитию самоуправления, поддерживают детские инициативы.
    Педагогическая позиция старшего вожатого по отношению к детям друг, старший товарищ. Он изучает интересы детей, их способности, выявляет лидерские качества, развивает активность, самодеятельность, инициативу, создает дружный сплоченный коллектив и т.д.
    Разнообразие детских объединение по своей сути является школой общественной жизни, так деятельность объединений создает возможность содержательного насыщения свободного времени ребенка, дает реальную возможность ее участнику научиться выбору, сформировать свой интерес.

    Развитие детских общественных объединений в МБОУ «Казацкая СОШ» и взаимодействие с органами ученического самоуправления

    Наряду с развитием ученического самоуправления большое значение в воспитательной системе образовательного учреждения имеют и другие формы ученической самодеятельности и активности, в том числе детские общественные организации и объединения. Детские общественные организации от ученического самоуправления отличает самостоятельность выбора детьми конкретного направления деятельности (по интересам).

    Большинство организаций и объединений созданы по военно-патриотическому, гражданско-патриотическому, экологическому, социальному, спортивному, художественному, туристическому направлениям.

    В нашей школе существует детская общественная организация «Доброград». Вместе с этим объединением сохранились пионерские и кадетские отряды.

    Среднее количество участников таких объединений составляет от 50 до 80 человек.

    Если ученическое самоуправление по возрастному составу больше опирается на старшую школу (от 100% - 55%) – период социального становления личности, то детские общественные формирования – на среднюю школу (от 100% - 73%) – период творческого развития личности.

    Общую координацию деятельности детского общественного объединения и организации, также как и ученического самоуправления, находящихся на базе школы осуществляет муниципальный Дом Детского Творчества. Организационно-методическую работу ведут в основном педагоги школы и учреждения дополнительного образования.

    Основными формами работы детской общественной организации являются: конкурсы, презентации и клубные дни по тематическим направлениям, турслёты; фестивали: экологические «Родная Земля», «Чистая вода», «Живая природа», театральные «Дети детям», «Мир Дому твоему», «Пусть всегда будет солнце», журналистские, различные военно-патриотические и гражданско-патриотические и т. д.

    Стали уже традиционные мероприятия: День детского общественного объединения, Весенняя неделя добра, акции «Нет наркотикам!» и «За здоровый образ жизни», акции «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила» и журналистские, спартакиады для школьников.

    Взаимодействие с детскими общественными объединениями и органами ученического самоуправления.

    Работа по методическому сопровождению деятельности органов ученического самоуправления и детских общественных объединений, поддержке деятельности школьных вожатых осуществляется центрами по взаимодействию с детскими общественными объединениями и ученическим самоуправлением.

    Свою работу «Доброград» организует по следующим направлениям: поддержка и развитие органов ученического самоуправления; подготовка и обучение детского актива; добровольческое движение; организация и проведение мероприятий и конкурсов разработка и реализация программ перспективного развития ученического самоуправления.

    Активизация деятельности ученического самоуправления, расширение работы с детскими объединениями и старшими вожатыми требует увеличения численности сотрудников.

    Работа «Доброграда» строится на основе лидерских смен в каникулярное время, смены также проводятся в зимние, осенние и весенние каникулы. На каждую смену разрабатывается тематическая программа.

    Развивается участие подростков в работе смен – в том числе в качестве помощников вожатых – инструкторов с последующим привлечением старшеклассников к работе в школах с активом младших классов. Таким образом, создается непрерывная цепочка передачи опыта и традиций.

    Необходимым условием успешного развития системы ученического самоуправления является обеспечение высокого уровня кадрового потенциала педагогических работников, курирующих работу.

    Учитывая недостаточно высокий уровень профессиональной подготовки старших вожатых приоритетным направлением является повышение их квалификации и оказание систематической методической помощи.

    Ещё одним важным направлением в работе с вожатским корпусом является подготовка вожатских педагогических отрядов для работы в детских лагерных лидерских сменах из числа студентов педагогических вузов. Благодаря такой направленности в деятельности педагогических отрядов студенты во время летней педагогической практики получают навыки работы с ученическими активами и учась на старших курсах начинают свою педагогическую деятельность в качестве старших школьных вожатых.

    Серьёзной поддержкой в работе старшего вожатого является наличие у него закрепленной комнаты, помещения.


    Развитие молодежного и детского движения в России в современных условиях и его роль в социальном становлении и защите прав молодежи

    Молодежь – инновационная сила, будущее любого государства. Каким будет уровень образованности, воспитанности молодежи, таким будет и государство. В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению форм и методов работы.

    Сегодня настала пора активизировать молодежь через развитие общественного движения, в том числе молодежных общественных организаций. Развивая социальную работу с молодежью в общественных организациях, мы можем задействовать такие механизмы как взаимоподдержка, взаимоответственность, взаимоконтроль. В результате социальный работник может выполнять функцию координатора, а главными помощниками молодому человеку будут представители молодежи, его референтная группа, его друзья.

    Для того, чтобы социальная работа с молодежью приобрела комплексный, всесторонний и целенаправленный характер, она должна опираться на государственную молодежную политику, как на федеральном, так и на региональном уровне.

    В нашей стране новая концепция ГМП сформировалась в 1988-1991 гг. в период разработки Закона о молодежи, когда было решено закрепить законом не особые права молодежи, а обязанности государства по поддержке молодого человека путем принятия социальных мер.

    Нормативно-правовая база государственной молодежной политики включает:

    Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (1991), который отразил новый подход. Основные принципы и направления ГМП в РФ на современном этапе были определены в 1992 году Указом Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики». В 1993 году с принятием «Основных направлений ГМП в РФ» была продолжена данная линия развития ГМП как области государственной деятельности.

    Данным документом определяется, что государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.

    За последние годы удалось лишь частично заложить правовые основы для осуществления ГМП. Исключительно важное значение имеет принятый в 1995 году Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». В это же время в более чем 40 субъектах Российской Федерации приняты региональные законы. В Тюменской области закон «О молодежной политике в Тюменской области» принят 6 февраля 1997 года, а в 2001 году принят закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Тюменской области «О молодежной политике в Тюменской области» от 27.02.2001 г.

    Действия федеральных органов исполнительной власти по отдельным аспектам государственной молодежной политики нормативно закреплены ежегодным принятием федеральных целевых программ. То есть, в реализации ГМП на федеральном и региональном уровнях широко используется программно-целевой подход: в 1994 г. Указом Президента РФ от 15.09.1994 г. № 1922 утверждена федеральная целевая программа (ФЦП) «Молодежь России», которая действует и сегодня.

    Муниципальная молодежная политика является продолжением государственной молодежной политики. Основное отличие муниципальной молодежной политики от социальной политики в отношении пенсионеров, инвалидов и других социально незащищенных категорий состоит в том, что она не сводится только к помощи и поддержке, а предполагает активное инновационное участие молодежи в жизни общества, опирается на трудовой и творческий потенциал молодого поколения. Компенсаторные действия подразделений муниципальных образований должны быть строго ограничены четко выделенными категориями нуждающихся в помощи молодых людей и точно очерченным кругом задач.

    Социальная работа с молодежью в нашей стране является частью государственной молодежной политики, механизмом ее реализации.

    Специфика социальной работы с молодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не как объект воспитания, а в качестве субъекта социального действия, социального обновления.

    На наш взгляд, наиболее продуктивным решением данной проблемы является активизации сил самой молодежи в решении собственных проблем, посредством молодежных организаций, обладающих огромным потенциалом в сфере социальной защиты подростков и молодежи.

    Сегодня государство на разных уровнях стремится реализовать ГМП в отношении молодых людей, вкладывая немало средств в решение молодежных проблем.

    Но, во-первых, нередко отсутствует единый координирующий орган, работа с молодежью подчинена различным ведомствам и структурным подразделениям.

    Во-вторых, необходим мониторинг и молодежных проблем и эффективности применяемых мер.

    В-третьих, в силу социально-психологических, возрастных особенностей молодые люди могут реализовать себя только в сообществе себе подобных.

    В-четвертых, молодой человек может реально реализовать свою субъектность в рамках государства и общества через общественные организации.

    Все это делает работу с общественными организациями особенно актуальной. Общественные организации, известные как «неправительственные организации» или «третий сектор» являются одним из важнейших субъектов социальной политики и социальной работы с молодежью наряду с государственными структурами.

    Среди общественных организаций особое место занимают детские и молодежные объединения, работа которых строится, прежде всего, с уче­том интересов молодых людей и предполагает развитие их инициати­вы и общественной активности.

    Молодежное объединение это реальное формирование, в которое самостоятельно или вместе со взрослыми добровольно объединяются молодые граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности.

    Общественным считается молодежное объединение, которое:

    · создается по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей, молодежи и взрослых и не является непосредственным структурным подразделением государственного учреждения, но может функционировать на его базе и при его поддержке, в том числе материально-финансовой;

    · осуществляет социально-творческую деятельность;

    · не ставит своей (уставной) целью получение прибыли и распределение ее между членами объединения.

    К молодежным общественным объединениям могут быть отнесены различные организации, общества, клубы, союзы, команды, отряды, иные формирования, а также ассоциации (федерации, союзы) таких объединений.

    Молодежные организации, с одной стороны, объединяя молодежь, сами становятся субъектом их социальной защиты, с другой - призваны подготовить молодых людей к социальной само­защите, к выживанию в наше нелегкое время. Следовательно, в общественных организациях молодой человек рассматривается не только как объект, но и как субъект социальных действий.

    За период с 1990 по 2005 год общественное молодежное движение в РФ претерпело серьезные изменения. Наблюдается активный рост детских и молодежных формальных организаций. Они не стали массовыми, но их разнообразие и широкая география, а также более активная поддержка со стороны государства создали предпосылки для их дальнейшего роста.

    Основной чертой эволюции общественного движения в начале 90-х годов была его демонополизация, а во второй половине 90-х годов – стабилизация. Активизировался процесс прекращения деятельности слабых, неустойчивых организаций и поступательного развития сильных организаций. Итогом развития общественного сектора стало оформление в целом стабильной системы функционирования общественных организаций.

    В зависимости от путей включения молодых людей в социальные отношения удовлетворения их интересов общественные объединения можно классифицировать следующим образом:

    1. Детские и молодежные организации - особый тип общественных отношений, представляющий собой самодеятельное, самоуправляемое общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социально ценной цели, имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в Уставе или другом учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство. Такие объединения предлагают молодым людям систему ценностей, на основе которой строится деятельность, формирующая определенные отношения между детьми, молодежью и взрослыми. Сюда относятся национальные организации, религиозные детские и молодежные объединения, пионерские и скаутские организации и др. Таким объединениям противопоказана «повелительная» позиция взрослого. Здесь нужен человек социально активный, лидер и организатор детской самодеятельности.

    2. Объединения клубного типа, предлагающие различные виды творческой деятельности и через нее и с ее помощью включающие ребят в социальную практику. Благоприятные условия для влияния на развивающуюся личность создают отношения между взрослыми и детьми, среди самих детей и самих взрослых. Клубный тип объединений отличается большей вариативностью выбора. Сюда относятся е «профильные» объединения: военно-патриотические и военно-спортивные, краеведческие и туристические, экологические, юнкоровские, этнокультурные. Как правило, такие объединения действуют на базе каких-либо взрослых формирований или в тесной связи с нами. Здесь нет строго заданной программы, пропуск части которой влечет за собой практически невозможность продолжения участия в объединении. В клубном типе объединений возможно действительное самоуправление или соуправление, хотя взрослый и находится в позиции организатора.

    3. Спонтанно образующиеся детские и молодежные объединения, которые отличаются саморегуляцией своей деятельности. Это могут быть команды, группы, клубы, возникшие на основе общей увлеченности, неформальные по своей сути и структуре. Доверительные отношения, такт, находчивость – необходимые средства для вступления взрослых в контакт с такими объединениями.

    Разделы: Социальная педагогика

    Мы все созданы для взаимодействия.
    М. Аврелий.

    Введение.

    Успешное решение задачи создания в России демократического государства неразрывно связано с процессами формирования и развития у подрастающего поколения гражданского демократического сознания. Такое сознание предполагает потребность человека жить в социальном пространстве конституционных прав и свобод, проявлять свою индивидуальность и неповторимость.

    Сегодня подростки и молодёжь получили реальную возможность практически осваивать действия, ведущие к овладению конструктивным социальными отношениями людей, через участие в деятельности детских общественных формирований.

    Предметом педагогической деятельности становится совместное с подростком определение его интересов, целей. Возможностей самоопределении, самопознании, самоорганизации. Развитие демократических принципов как основы жизнедеятельности личности.

    Определение общественного объединения чётко сформулировано в статье 5 Федерального закона «Об общественных объединениях». Это добровольное некоммерческое формирование, создано по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе объединения. В соответствии с направлениями деятельности общественных организаций и объединений выделяют различные их группы: общественные организации спортивные, занимающиеся военно – патриотическим воспитанием и развитием исторических традиций, организации социальной направленности.

    Деятельность общественных формирований регламентируется нормативно-правовыми документами: на уровне государства- Декларацией прав человека, конвенцией о правах ребёнка, Конституцией РФ, Законами РФ «Об общественных объединениях» «О гарантиях прав ребёнка в РФ «Об общественных объединениях», « О гарантиях прав ребёнка в РФ», « О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений», «Об образовании»; на муниципальном уровне – нормативными актами, которые позволяют на основании вышеперечисленных документов взаимодействовать с общественными объединениями (к ним относятся договоры о совместной деятельности, постановления, программы деятельности и развития, уставы общественных организаций и т.д.).

    Социально ориентированные объединения как фактор личностной успешности

    В современном обществе всё более востребованной становится ориентированная деятельность людей. Поэтому необходимо уже в школьные годы приобщать растущего человека к накоплению опыта социально ориентированной деятельности. Такая деятельность организованно осуществляется в социально ориентированных объединениях школьников.

    В учреждениях дополнительного образования создаются разнообразные объединения воспитанников, которые не только расширяют сферу деятельности своих членов, но и дают возможность осваивать опыт межличностного взаимодействия и сотрудничества.

    К социально ориентированным объединениям детей можно отнести различные организации, общества, клубы, союзы, команды, отряды и иные формирования. Разнообразны задачи, решаемые таким социально ориентированным объединением:

    включение детей в социальную практику с целью обеспечения условий для приобретения ими опыта субъектной самореализации, успешной адаптации к социальной среде; удовлетворение и развитие разнообразных, в том числе и социально ориентированных, потребностей и интересов воспитанников; защита прав, достоинства, интересов воспитанников, в том числе и от встречающегося негативного влияния окружающей этих детей социальной среды.

    Детские объединения социально-педагогический феномен, имеющий собственную специфику функционирования и педагогического руководства. В частности, нормы, зафиксированные в уставе объединения, носят самообязывающий характер, как правило, тесно связаны с нормами морали. Именно поэтому детское общественное объединение правомерно рассматривать как начальную школу демократии.

    Общественно-ориентированные объединения детей и подростков, существующие в настоящее время в нашей стране – организованные по инициативе детей и взрослых, возникающие целенаправленно или спонтанно, призваны не только удовлетворять потребность людей в передаче и усвоении опыта позитивного социального взаимодействия, но и обеспечивать условия успешной личностной самореализации, включение в процесс социально ориентированной деятельности, обусловливающий, как это ни громко звучит, существование и прогрессивное развитие нашей цивилизации.

    Жизнедеятельность объединения воспитанников во многом определяют принципы, т.е. руководящие положения, регулирующие деятельность и взаимоотношения членов объединения. Успех деятельности социально-ориентированного объединения детей определяется способностью решать поставленные задачи. В силу этого объединению следует развиваться, опираясь в своей жизнедеятельности на следующие принципы:

    • принцип социализации , определяющий непрерывность и открытость освоения воспитанниками социального опыта, включение объединения в широкие социальные связи и его место в социальной среде в целом и школьной среде в частности;
    • принцип гуманизации , обеспечивающий объединение и личности в нём самоценное существование;
    • принцип демократизации , гарантирующий воспитаннику осуществлению его прав и предусматривающий его ответственность в деятельности объединения, а также, гарантирующий реализацию прав и обязанностей объединения в социуме;
    • принцип индивидуализации , признающий учёт и развитие индивидуальной личности и своеобразие объединения;
    • принцип сотрудничества , обусловливающий субъектное взаимодействие как внутри, так и вне объединения, а также гарантирующий реализацию прав и обязанностей объединения в социуме;
    • принцип гармонизации , определяющий согласованность интересов личности и общества;
    • принцип интеграции , обусловливающий объединение усилий всех членов организации в целях её успешной деятельности.

    Построенная на указанных выше принципах жизнедеятельность социально ориентированного объединения детей предполагает осуществление последовательных взаимосвязанных процедур: стратегического целеполагания, программирования, диагностики, конструирования деятельностного, информационного, коммуникативного, эмоционального и личностного пространства, анализа, синтеза, принятия решения, ориентированного на дальнейшее движение к цели объединения как условие его прогрессивного развития.

    В зависимости от направленности и содержания деятельности различают следующие объединения:

    • расширяющие общий кругозор воспитанников на основе их интересов и потребностей (клубы: весёлых и находчивых, интеллектуальные, волонтёрские и др.). В них дети приобретают и накапливают новые знания и умения, расширяют свои интеллектуальные, эмоционально- коммуникативные возможности, обмениваются интересующей их информацией, приобретёнными умениями, осваивают практику личностной самореализации. Такие объединения имеют относительную социальную направленность, так как большей частью ограничивают свою деятельность рамками учреждения, в котором находятся.
    • предполагающие воспитанника различные виды социально ориентированной деятельности как форму социальной практики (патриотические, спортивные, краеведческие, экологические, миротворческие, вожатские объединения органы самоуправления и др.);
    • нацеленные на создание специальных ценностно – ориентированных организаций, союзов, сообществ.

    Детские объединения в значительной мере выполняют функции учреждений и структур дополнительного образования. Среди этих функций выделяют деятельностно – активизирующую, мотивационно- потребностную, прогностическую. В детских объединениях воспитанники включаются в разнообразные виды деятельности на основе своих интересов и потребностей, что несомненно, расширяет границы реализации их личностных возможностей в системе общественных отношений. В объединениях воспитанники удовлетворяют свою потребность в неформальном общении, в активной самореализации овладевают умением прогнозировать своё будущее, осознавать общественное предназначение. Объединения осуществляют защиту прав и свобод личности от негативных влияний социальной среды, расширяют социальные права (сравнительно с теми, что имеет ученик в школе и в семье).

    Социально ориентированное объединение воспитанников имеет свою специфику. Во-первых, объединение привлекает всех желающих независимо от того, как человек учится в школе, как к нему относятся педагоги, есть ли у него отклонения в поведении. Эта специфика объединения определяется как его гуманистическая направленность, проявляющаяся в свободе субъектной самореализации всех членов. Во-вторых, объединение воспитанников реализует свою общественную направленность, тем самым, помогая каждому члену объединения развивать свои «социальные чувства» характеризующие человека как зрелого социального субъекта. Наконец, социально ориентированное объединение детей успешно в том случае, если сформировано сообщество единомышленников. Общеизвестно, что подростки и юноши придают большое значение коллективу сверстников, его установкам, мнениям, оценкам. Именно поэтому так важна в объединении совместная деятельность. Если объединение воспитанников социально ориентированно, то оно выступает как сообщество, объединённое стратегической общественно значимой целью жизнедеятельности, со своим распределением полномочий внутри объединения, взаимоотношениями ответственности, зависимости, взаимодействия.

    Ориентиром в деятельности объединений детей и подростков служат принципы устройства и функционирования детских общественных объединений, осмысления практики детского движения в целом. Значительное место здесь занимают:

    • самостоятельность как личностная ориентация;
    • самореализация как смысл включённости личности в объединение;
    • самоорганизация как механизм, образующий общественное объединение детей и подростков;
    • самодеятельность как способ существования объединения и субъектной самореализации его членов;
    • самоуправление как средство, обеспечивающее функционирование объединения;
    • социальная реальность как содержательный источник организованной детской самодеятельности и сфера реализации детской активности;
    • участие и поддержка со стороны взрослых как их ответственность за педагогические последствия организованной детской самодеятельности;
    • возрастающая включённость детей в общественные отношения как способ их личностного становления в детском объединении.

    Успешность деятельности социально ориентированного объединения во многом определяется соблюдением законов субъектной самореализации. Такие законы имеют общую направленность: самореализация во благо себе и другим людям.

    Закон правды : запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив.

    Закон добра : будь добр к ближнему, и добро вернётся к тебе.

    Закон заботы : прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим тебя людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.

    Закон любви : любовь – одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйтесь его.

    Закон милосердия : тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай о них.

    Закон памяти: народ, забывший свою историю, умрёт. Помни о своём народе. Сохрани эту память, передай другим.

    Закон уважения : хочешь, чтобы тебя уважали, уважай сам человеческое достоинство других.

    Закон старости : помни, что старость уважается всеми народами, это закон природы. Будь цивилизован, уважай, понимай и принимай старость.

    Закон свободы : каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.

    Закон смелости : пусть вчера струсил, помни, что мы всегда с тобой рядом. Впредь будь смел.

    Закон чести : помни о своей физической силе. Но чаще вспоминай о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.

    Честь - самая высшая сила.

    Социально ориентированные объединения обычно создаются для определенной деятельности и дают возможность ребятам в них самореализоваться. Как добиться успеха в деятельности такого объединения, как умножить свои достижения, как самосовершенствоваться, развиваться, помогая и другим делать это?. Существует немало способов, приёмов, индивидуальных вариантов достижения личностной успешности в деятельности, успешной организации жизнедеятельности социально ориентированного объединения.

    Рассмотрим условия личностной успешности воспитанников в деятельности социально ориентированного объединения.

    Первое условие – ДЕЙСТВУЙТЕ!

    Мы стоим на верном пути!
    Мы стоим на верном пути!!
    Мы стоим на верном пути!!!
    Мы стоим, а надо ИДТИ!!!
    А.М. Моисеев

    Второе условие – ИЗУЧАЙТЕ, ПОЗНАВАЙТЕ, ПОНИМАЙТЕ

    Боишься по-настоящему лишь того, чего не понимаешь.
    Явления, события, людей.
    И.С. Тургенев

    Третье условие – ПРИОБРЕТАЙТЕ И НАКАПЛИВАЙТЕ свой опыт!

    Нельзя съесть яблоко за другого.
    Народная мудрость

    Четвёртое условие – ДЕЛИТЕСЬ накопленным опытом с другими!

    Истинно щедр тот, кто даёт из того,
    Что принадлежит ему самому.
    Сенека Младший

    Пятое условие - СОВЕРШЕНСТВУЙТЕСЬ!

    Верь сам в себя наперекор вселенной…
    Р. Киплинг

    Шестое условие – НЕ ОСТАНАВЛИВАЙТЕСЬ!

    Мы видим себя входящими в грядущие времена…
    Ю.А. Яковлев

    Седьмое условие – ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ с единомышленниками!

    Воспитывает всё: люди, вещи, явления,
    но прежде всего и дольше всего люди.
    А. С Макаренко

    Социальная практика воспитанников МОУ ДОД подростковый клуб «Ровесник»

    В МОУ ДОД подростковый клуб «Ровесник» занимаются 210 ребят в возрасте от 6 до 35 лет. Ежегодно проводятся более 25 мероприятий, которые охватывают около 500 детей и взрослых. Разрабатываются образовательные и воспитательные программы различной степени сложности, ориентированных на индивидуальные возможности и способности ребёнка. Работа подросткового клуба «Ровесник» направлена не только на культурно – досуговый характер, но и на определение помощи интеграции ребёнка в обществе, помощь в его развитии, воспитании, дополнительном образовании, профессиональном становлении – помощь в социализации ребёнка, поэтому педагогический коллектив клуба «Ровесник» ставит перед собой задачи – воспитание личности творческой, конкурентоспособной, интеллигентной, готовой к непрерывному саморазвитию, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям.

    Любимым времяпровождением большинства подростков являются бесцельные прогулки, посещение дискотек, сборы в подъездах. Поэтому сегодня как никогда актуальна организация досуга подростков. С этой целью в клубе «Ровесник» разработана комплексная программа социально – педагогической помощи «ОБЕРЕГ» для подростков, которая включает в себя три блока: работа с подростками, родителями, педагогами.

    Деятельность учреждения дополнительного образования увеличивает пространство, в котором подростки могут развивать свою активность, демонстрирует те качества, которые часто остаются невостребованными основным образованием. Интеграция основного и дополнительного образования может дать положительный эффект в работе по предупреждению преступлений и правонарушений.

    В связи с социальными потребностями нашего современного общества была организована волонтёрская группа из активных и желающих воспитанников клуба «Ровесник», деятельность, которой направлена на реализацию программы «Оберег». Содержанием программы является: организационно-практическое (проведение социально-ориентированных акций), спортивно-развлекательных игр, информационное (создание информационного фотостенда «Это мы можем».

    В течение двух лет наш подростковый клуб «Ровесник» сотрудничает с УСОШ №2. п. Уренгой. Участие педагогов и волонтёров клуба в правовом турнире «Каждый правый имеет право», проводимом в рамках районной профилактической акции «Правовая пропаганда», 14.04.2009г., политическая игра «Политическая палитра», организаторами, которой являлись педагоги подросткового клуба «Ровесник», октябрь 2008г., на базе клуба прошла акция «Задумайся сейчас», посвящённая Всемирному дню борьбы со СПИДом, поселкового уровня, 1 декабря 2008 г. А также волонтёры Юля Бобрышева, Татьяна Польща под руководством Э.М. Проценко являлись участниками окружного семинара-тренинга «Волонтёрское движение – эффективный путь в молодёжной среде» в г. Ноябрьск, сентябрь 2008г. Рисунок 1; 2;3;4;5.

    Рисунок 1

    Рисунок 2

    Рисунок 3

    Рисунок 4

    Рисунок 5

    Политическая игра «Политическая палитра», октябрь 2008г.

    Рисунок 6

    Рисунок 7

    Рисунок 8

    Рисунок 9

    Рисунок 10

    Рисунок 11;

    Поездка на окружной семинар воспитанников волонтёрского объединения в г. Ноябрьск под руководством Проценко Э.М.

    Рисунок 12

    Ожидаемая и реальная социальная практика, показывает, что подростки максимально ориентированы на успешную социальную самореализацию. Эта ориентация осуществляется в ходе продуктивного взаимодействия процессов ожидаемой и реальной практики ребят, профессиональной постоянной педагогической поддержки, определяющей сущность педагогического процесса как культурной, социально ориентированной деятельности.

    ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА О РАЗВИТИИ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

    В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    29 октября 2015 года был подписан Указ Президента Российской Федерации "О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников" (РДШ).

    19 мая 2016 года в Москве прошел первый съезд РДШ. Открывается новая страница в истории детского движения нашей страны.

    В этом году детскому движению исполняется 108 лет.

    Зарождение детского движения в России было связано с распространением идей скаутизма. Создание скаутских отрядов, анализ первого опыта их деятельности привели к тому, что общественность пыталась использовать не только их социальную значимость, но и оценить педагогические возможности. Возникновение скаутизма в России в 1908 году не случайно. Интересы правительства России, занятого подготовкой к войне перекрещивались с вопросами физического воспитания молодежи и совершенствования подготовки детей для армии через внешкольные организации.

    Так же широко было распространено, находившиеся под опекой военного ведомства, движение «потешных». В 1908-1912 годах при помощи Министерства просвещения, Святейшего Синода в России через «потешных» реализовывалось предложение Николая II об обучении военному делу детей и подростков.

    Социально-экономические преобразования в России дали толчок широкому движению учащихся школ. Ученические кружки в России получили определенное развитие после революции 1905 года, были разнообразны по характеру, целям, задачам, возрасту, объединяя молодежь от 9 до 19 лет.

    Октябрьская революция и гражданская война, разделившие страну на непримиримые стороны, сказались и на скаутских организациях. Одни скауты покинули пределы России, другие оставались нейтральными, третьи - «находились под покровительством генералов и активно выступали против большевиков». Судя по материалам газет и журналов тех лет и воспоминаниям скаутов, к 1918 году их деятельность была связана преимущественно с тыловым обслуживанием, приемом раненых на вокзалах, сбором средств, голодающим и беженцам, военизированной охраной, тушением пожаров.

    Попыткой приспособить воспитательную систему скаутинг к новым социально-политическим условиям можно считать отряды «юных коммунистов», создаваемые с 1918 года при активном содействии многих бывших скаутмастеров. В 1918 – 1919 гг. созданный Российский Коммунистический Союз молодежи принимал активное участие в укреплении местных отрядов юных коммунистов, а зачастую выступал их организатором.

    Среди разнообразных организационных форм детского движения определенное развитие получали детские клубы. Основной задачей клубов было «умственное, эстетическое самообразование, приучение к общественной работе».

    В России в 1917 - 1925 гг. существовало более 17 детских организаций. Появляющиеся в это время в России детские организации и объединения все отчетливее стали рассматриваться не только как форма внешкольного воспитания, но и как «наиболее полноценная форма классового воспитания».

      1921 году 3 июня коллегия Наркомпроса, рассмотрев вопрос о работе среди подростков, предложила Главсоцвосу совместно с комсомолом прийти к окончательному решению вопроса о детской организации.

    Первый пионерский отряд возник 13 февраля 1922 г. в Краснопресненском районе г. Москвы при комсомольской ячейке 16-й типографии. В него вошли 52 пионера. В мае на 2-ой Всероссийской конференции РКСМ по докладу Оскара Тарханова была принята резолюция, одобряющая московский опыт и рекомендующая распространить его повсеместно.

    Так 19 мая 1922 года стал днем рождения пионерской организации. Идеологом пионерского движения была Н.К. Крупская. Основными ориентирами в деятельности пионерской организации становятся: общественно-политическая, социально-значимая, трудовая деятельность пионеров по улучшению окружающей жизни, строительству социалистического государства. Основной базой пионерского движения стали промышленные предприятия.

    Практическое руководство по созданию детской коммунистической организации возлагалось на комсомол. Пионерские звенья объединялись в группу во главе с советом и инструктором, назначенным ячейкой или райкомом РКСМ. Все группы города или поселка объединялись в «организацию юных пионеров» при местной организации РКСМ. Руководил ею Совет, назначенный комсомольским комитетом, ему же подчинялись и все местные группы.

    С середины 30-х гг. разрабатывается новая концепция детской общественно-политической пионерской организации. Базой функционирования становится школа, усиливается педагогическое руководство пионерскими объединениями. Вводятся единая организационная структура, символы, атрибуты, Законы, Торжественное обещание пионера; штатная пионерская должность «старший вожатый».

    1933 – 1934 гг. - завершена перестройка пионерской организации по школьному принципу. С этого времени все пионерские отряды создаются в школах и детских домах. Пионеры включаются в реализацию программ построения социалистического общества.

    Массовый характер организации, новые задачи, поставленные перед ней, предъявляли и более повышенные требования к руководителям пионеров – вожатым. Комсомол проводит мобилизацию 50 тысяч наиболее грамотных комсомольцев для работы вожатыми отрядов, обучив их на краткосрочных курсах; каждой комсомольской ячейке было дано задание организовать не менее одного пионерского отряда в школе.

    Годы великой Отечественной войны занимают особое место в истории нашей страны и пионерской организации.

    Широкий размах получило тимуровское движение по оказанию помощи семьям погибших воинов, инвалидов, престарелым.

    В тылу пионеры собирали железный лом, лекарственные травы, работали на заводах, полях, организовывали вечера в госпиталях, собирали посылки на фронт.

    Только факты:

    Более 20 тыс. пионеров были награждены медалями «За оборону Москвы». Дети вместе со взрослыми строили оборонительные рубежи, сооружали противотанковые заслоны, рыли земляные щели, обезвреживали зажигательные бомбы и т.д.

    15250 ленинградских пионеров получили медаль «За оборону Ленинграда».

    4 пионера – Герои Советского Союза: Зина Портнова, Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик.

    Впервые послевоенные годы комсомол и пионерская организация были призваны помочь школе значительно улучшить состояние учебной и воспитательной работы с учащимися. В педагогических училищах начинают создаваться отделения по подготовке старших вожатых (их по стране открылось более 100). Утверждается положение о старшем и отрядном пионерском вожатом.

    50 – 60 гг. ХХ века – годы восстановления единой Всесоюзной пионерской организации (ВПО) и октябрятских групп при дружинах. Способствует этому создание Центрального Совета ВПО им. В.И.Ленина, на который возлагались координационные и методические функции. ЦС ВПО действует с 1957 года.

    Пионерская работа тесно связана с учебно-воспитательными задачами школы. Тематика пионерских сборов этого времени: «Знание - сила», «Знания нужны как винтовка в бою», «Книги – наши друзья» и т.п.

    Появляются новые формы работы: создаются Клубы Интернациональной Дружбы, организуется работа красных следопытов.

      60-е гг. по инициативе газеты «Пионерская правда» взяли старт спортивные соревнования «Кожаный мяч» и «Золотая шайба». С 1967 г. проводится военно-спортивная игра «Зарница».

    Организация награждается двумя орденами Ленина (в 1962г. и 1972г.). Всесоюзная пионерская организация им. В.И.Ленина занимала важное место в общественно-политической структуре общества, являясь ее «младшим звеном». Выполняя социальный заказ современного общества, все годы существования организация участвовала в различных общественно значимых делах, связанных с деятельностью взрослых, от ликвидации безграмотности и помощи стране в борьбе с фашистами на фронте и в тылу до миротворческих акций и масштабных трудовых операций.

    Однако, будучи теснейшим образом связанной со школьной системой, став монопольной по существу, государственно-общественной детской организацией, охватывая многие миллионы ребят (в середине 80-х гг. организация насчитывала около 25 млн. детей), ВПО им. В.И. Ленина постепенно теряла свой самодеятельный характер, утрачивала внутренние стимулы к развитию, что порождало проблемы, сложности и кризисные явления, которые усугублялись сложностями всех сфер жизни советского общества.

    X Всесоюзный пионерский слет, проходивший в 1990г. принял решение о преобразовании ВПО им. В.И. Ленина в СПО (ФДО) СССР, по сути дела, уже новую детскую организацию, которая, являясь ее правопреемником, избрала своей формой федеративное устройство, статусом юридического лицо, девизом слова: «За Родину, Добро и Справедливость!».

    На сегодняшний момент СПО-ФДО – Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций», который объединяет юридические лица - детские общественные организации, союзы, ассоциации и другие общественные объединения, созданные с участием детей или в их интересах.

    Новые исторические вызовы требуют новых ответов от современного государства. Формирующееся гражданское общество России предполагает наличие различных форм самоорганизации граждан. И, создавая Российское движение школьников, государство начинает новый период развития и становления детских общественных объединений как особого социального института общества.

    И эту новую историю мы пишем вместе!

    ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ

    ОБЪЕДИНЕНИЙ В РОССИИ

    В современных условиях в России количество детских и молодежных общественных объединений возросло в несколько десятков раз по сравнению с 90-ми годами прошлого века. Эти объединения характеризуются многоликостью, разноплановостью, разномасштабностью; тем не менее, для каждого из них справедлива главная задача социального воспитания: научение и оказание помощи в самоопределении каждого подростка в ситуации выбора.

    Историю детских общественных объединений в России можно рассматривать как организацию социального воспитания, понимая под ним процесс социального становления, осуществляемый в условиях воспитательных организаций.

    Мысль о том, что коллектив – важнейшее средство социального воспитания, появилась очень давно и интенсивно разрабатывалась отечественной педагогикой, начиная с середины 19 века.

    В начале 20 века появляются различные экспериментальные учебно-воспитательные учреждения для детей рабочих (1906-1917),основателями которых были Шацкий С.Т., Венцель К.Н., Зеленко А.У. Первые клубы по месту жительства для детей рабочих существовали в 1906-1917 г.г., одним из основателей был Шацкий С.Т1910-1920гг. Самым многочисленным и получившим наибольшее распространение в России в начале прошлого века можно назвать скаутское движение. Первые отряды скаутов, идеологом которых был скульптор Жуков И.Н., появились в России в 1909 году, хотя Россия – не родина скаутинга. Жуков И.Н. подчеркивал, что с самого раннего возраста необходимо прививать детям социальные «альтруистические привычки». Он был убежден, что «в этом и заключается социальное воспитание». Главное в социальном воспитании он видел в «воспитании альтруистического характера» в процессе длительной заботы о людях и помощи им. Скаутинг – это стремление молодежи к чистой правдивой жизни на лоне природы, стремление к благородному.

    Взрослые, по мнению Жукова И.Н., «общающиеся со скаутами», должны занимать по отношению к детям позицию «на равных», т.е. вместе с детьми участвовать во всех делах и направлять деятельность детей таким образом, чтобы развить у них инициативу, находчивость, смелость и другие положительные качества.

    После Октябрьской революции, в 20-х годах 20 века скаутинг, как детская организация, давшая толчок к возникновению и развитию пионерской организации, оказался на грани распада. Причины распада были объективные и субъективные. Во-первых, в насквозь пропитанном идеологией обществе, невозможно было оставаться нейтральными. Во-вторых, работа организации, практически в подполье, не давала возможности выхода общественной энергии ребят. Это, в свою очередь, затруднило приток новых сил в скаутские отряды. В-третьих, не было поддержки со стороны государства. В-четвертых, существенным для организации ударом стали откровенные преследования лидеров скаутинга со стороны пионерской организации.

    В итоге, скаутская детская организация, временно действовавшая в подпольных условиях, перестала существовать вообще. Перерыв длился до 90-х годов.

    20-ые гг. Заявившая о себе в первые годы советской власти, пионерская организация стала активно развиваться в 24-30-е годы. Первые пионерские отряды появились во дворах, при фабриках и заводах. Первыми делами пионеров были сбор продуктов в помощь голодавшим Поволжья, сбор металлолома, участие в программе ликвидации безграмотности.

    За несколько десятков лет своего существования Всесоюзная Пионерская Организация им. В.И.Ленина сложилась как массовая самодеятельная коммунистическая организация детей и подростков. Вместе с тем за весь период своей деятельности наиболее яркими являются первые 10-15 лет, когда организация была самоуправляемой, проявляющей большую работоспособность. Постепенно из организации детей и подростков она превратилась в организацию для детей и подростков – средство в руках взрослых для воздействия на подрастающее поколение. Можно проследить следующие изменения в занимаемой педагогом позиции по отношению к детям в процессе развития пионерской организации. В только сформировавшейся пионерской организации, взрослый отводил себе роль организатора и инициатора всех детских дел, но не находился «над детьми», а был рядом с ними. Позже в 30-е годы такая позиция стала сменяться на авторитарную, в которой воспитатель становился диктатором, руководящим делами детей. Смена позиций объективно вытекала из сложившейся в то время социально-политической ситуации в стране.

    30-ые гг. В отличие от первых детских объединений, созданная единая пионерская организация потеряла статус института самореализации, оставаясь лишь институтом социализации. Пионерские отряды прикрепляются к школам, класс становится отрядом, школа – дружиной. Вследствие привязанности к школьной системе, врастания и слияния со школьными структурами, пионерская организация стала деградировать, становиться более формализованной, что повлекло за собой резкий спад интереса детей к организации.

    В дальнейшем, время от времени, внутри нее стали появляться неформальные течения, являющиеся подлинно самоуправляемыми и социально активными.

    К числу таких течений можно отнести движение тимуровских отрядов, возникшее как институт самореализации детей и подростов в 30-е годы.

    Это движение являло собой неосознанный протест против формализации пионерии. Оно принесло в детское движение игру, романтику тайны, общественно полезную деятельность, заботу о людях, стремление любить и защищать свою страну.

    Нельзя не отметить опыт создания трудовой коммуны А.С.Макаренко, который продолжил традиции С.Т. Шацкого, с одной стороны, а с другой – и в этом его главная заслуга – создал коммуны из социально дезадаптированных детей.

    Кроме этого, следует назвать коммунарское движение, возникшее в 50-60-х годах. Коммунарское движение - это создание детского, подросткового самостоятельного коллектива, организация свободного творчества личности; это попытка возродить детские клубы, где подростки стремились освободиться от давления извне, от формальных установок поведения молодежи. В основе коммунарской методики лежала мысль о гуманистических отношениях между воспитателем и воспитанниками, деятельность коммуны носила характер коллективного творчества. В основе всех дел, их планировании и организации – забота об окружающей жизни.

    Тимуровские, коммунарские движения и другие им подобные были отдельными очагами решения вопроса социального воспитания. Подобные клубы и объединения не просто готовили детей к будущей жизни, а непосредственно включали их в окружающую жизнь, наполняли ее общественно полезной деятельностью, посильной для подростков. Названные выше объединения способствовали самоопределению детей и подростков, свободному проявлению их интересов и дарований, возможности отстаивать свою собственную позицию в ситуациях необходимости выбор дела, линии поведения, оценки поступка и т.п.

    Воспитатели, педагоги-организаторы выше названных детских объединений занимали по отношению к ним позицию «не над детьми, не рядом, а вместе» (О.С.Газман), при которой детям предоставлялась свобода выбора действий, возможность проявления инициативы, творчества, самостоятельности.

    Начиная с 90-х годов, идет перерождение и активизация всех детских, юношеских и молодежных организаций и объединений, во многом благодаря деятельности Ассоциации исследователей детского движения. Во-первых, происходит возрождение пионерской организации, ее качественное изменение; во-вторых, оформляется скаутское движение в различных его формах; в-третьих, в качественно новом статусе возродились тимуровцы и коммунары. Они представлены такими организациями, как «Орден милосердия», ДИМСИ и др.; в-четвертых, наблюдается устойчивый рост числа досуговых, а также различного типа профильных объединений. В целом изменилась направленность организаций.

    На современном этапе развития детских общественных объединений они представлены множеством форм, разнообразием содержания деятельности. Поддержанные нормативно - правовыми государственными законами «Об общественных объединениях» (1990г.), «О поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995г.), «Об образовании в Российской Федерации» (2012г.), а также региональными правовыми актами, детские общественные объединения возникают, оформляются, действуют, реализуя свои огромные воспитательные возможности, а именно:

    Предоставляя возможность получения разностороннего социального опыта, формирования готовности к выполнению разнообразных социальных функций. А также возможность формирования гражданской позиции в рамках разумно организованного досуга детей и микросоциума, в котором ребенок реально может проявить себя (не случайно во многих объединениях дети подражают взрослому обществу, играя в «президентов», «республики» и т.д.);

    Формирование основ жизненного самоопределения, способностей к рефлексии, самостоятельному выбору, готовности брать ответственности на себя, поскольку данные формы социального воспитания детей, включили в себя важнейшее условие целостного развития личности (что достигается за счет сочетания средств обучения, воспитания, самовоспитания, самообразования, социализации, самореализации).

    Предоставляя в процессе работы объединения доступ к знаниям и опыту, более разнообразным и зачастую опережающим школьные. Предоставляя возможность получить опыт лидерства, руководства, сотрудничества, осознанного подчинения определенным нормам поведения. Является эффективным средством приобретения личного жизненного опыта, самостоятельности, человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также средством эмоционально-нравственного развития в кругу единомышленников, людей увлеченных.



    Похожие статьи