• София. Боянская церковь и Боянский водопад. Боянская церковь Живопись Боянской церкви

    18.12.2023

    Древний храм – один из немногих, уцелевших до наших дней практически в идеальном состоянии, знаменит хорошо сохранившимися средневековыми фресками – главным достоянием небольшой Боянской церкви.



    Описание

    Древний храм – один из немногих, уцелевших до наших дней практически в идеальном состоянии, знаменит хорошо сохранившимися средневековыми фресками – главным достоянием небольшой Боянской церкви , расположенной в пригороде столицы Болгарии - Софии. Охраняют этот памятник архитектуры ЮНЕСКО.

    Мифы и факты

    Боянская церковь уникальна тем, что за всю свою десяти вековую историю пережила всего лишь два существенных архитектурных вмешательства. Она была построена в X веке на территории крепости Батил (ныне село Бояна) как церковь святых Николая и Пантелеймона. Спустя три века севастократор Средеца (так называлась София в средние века) Калоян проспонсировал первую достройку святыни, которую в его честь стали называть «Калояновой», а в XIX веке было осуществлено третье и последнее расширение.

    Показать больше

    Ныне в храме постоянно проводятся работы по сохранению фресок, он открыт для посещения, однако полюбоваться настенными росписями разрешается недолго, посетителей впускают небольшими группами, а фото- и видеосъемка запрещены. Вдоволь насладиться живописью древности можно в музее (расположен рядом с церковью), где выставлены списки с фресок.

    Что посмотреть

    Аскетичная внешне Боянская церковь – памятник средневековой архитектуры и живописи. Состоит она из трех частей, построенных соответственно в разное время, которые вместе смотрятся единым архитектурным ансамблем.

    Самая старая – восточная часть – однокупольный храм XI века, в плане имеет форму креста. Вторая часть – двухэтажный храм (XIII век), в котором нижний этаж служил усыпальницей боярам, а верхний – непосредственно храмом. Третья, западная часть церкви – пристройка 1882 года, без особых украшений.

    Интересны росписи XI, XIII-XX веков. Самыми ценными являются фрески из второй церкви (XIII в), где изображены сцены из жизни Иисуса и 89 библейских праздников (всего 240 персонажей). Впечатляют как изображения святых (покровителя Болгарии Иоанна Рильского, Петки Тырновской), так и портреты правителей Второго Болгарского царства (Калояна и его жены Десиславы). Каждый образ индивидуален и довольно реалистичен: черты лица, эмоции, роскошные одеяния, мелкие детали. Интересно, что уникальная портретная техника, в которой выполнены бояновские фрески, больше нигде не встречается.

    Адрес: ул. „Боянско езеро“ 3,София,Болгария
    Телефон(ы): +359 2 959 0939

    Церковь Святого Пантелеймона или, как её еще называют, Боянская церковь - небольшой, но тем не менее очень любопытный храм находится в Бояне, пригороде столицы Болгарии, неподалеку от подножия горы Витоша. Здание это строилось в несколько этапов: восточная часть (самая старая) появилась не позднее X-XI вв. и представляла собой небольшую часовню. В XIII веке к ней, по указанию царя Калояна, пристроили двухэтажный храм, а спустя еще несколько столетий, в XX веке, к архитектурному комплексу добавился еще и двухэтажный западный притвор.

    Церковь Святого Пантелеймона является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, здесь находятся уникальные по своим художественным качествам фрески, являющиеся, по мнению многих исследователей, одними из лучших образчиков изобразительного искусства периода средневековья. Здесь сохранились настенные росписи двух периодов: XI-XII вв. и 1259 года. Ранние фрески выполнены в суховатой манере (впрочем, традиционной для того времени) византийского стиля и сопровождены надписями на греческом языке. Но более интересными представляются фрески второго периода: в 1259 году они были нанесены на стены прямо поверх старых, и являются общепризнанным шедевром мировой живописи.

    В общей сложности на стенах храма Св. Пантелеймона изображено почти девяносто сцен из Священного Писания. Очень часто встречается фигура Иисуса Христа (больше 20 раз). Здесь мы видим его в разном возрасте и различных жизненных ситуациях, что символизирует его трудный путь и препятствия, которые он преодолел, чтобы принести людям любовь и прощение. Также на стенах церкви можно увидеть изображения святого Пантелеймона, святого Николая (храм был посвящен ему какое-то время), Девы Марии, покровителя церкви царя Калояна и его жены – Десиславы.

    Уникальность фресок этой церкви заключается в том, что они были написаны в стиле острохарактерной живописи. Все герои крайне индивидуализированы и среди сотен лиц не встретишь ни одного повторяющегося: каждый образ выражает свой характер и свои эмоции. Эти фрески также тяготеют к реализму в отображении действительности: люди разных социальных слоев здесь нарисованы в одежде и в окружении предметов, традиционных для своего статуса и времени, в которое жили.

    БОЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

    Боянская церковь – часть мирового культурного наследия, памятник болгарской средневековой архитектуры и живописи, расположенная в предместьях Софии, состоит из трех пределов.
    Решением ЮНЕСКО с октября 1979 года в Люксоре (Египте) она была включена в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО под номером 42.

    Боянская церковь, известная как один из самых совершенных и полностью сохраненных памятников восточно-европейского средневекового искусства, находится в 8 км от Софии, в селе Бояна в подножии гор Витоша, откуда церковь и получила свое имя – Боянская церковь, среди огромных деревьев в утонувшем в зелени дворе.
    Восточная церковь была построена 10-ом столетия, затем в начале 13-ого столетия расширена Себастократором Калояном, который приказал установить рядом с ней второе двух-этажное здание. Фрески в этой второй церкви, выполненные в 1259 году, являются одними из наиболее ценных средневековых изображений. Ансамбль закончен третьей церковью, построенной в начале 19-ого столетия. Все вместе представляет собой один из наиболее законченных и совершенных комплексов памятников восточноевропейского средневекового искусства.
    История храма Святого Николая и Святого Пантелеймона возвращает нас к далекому Х веку, когда на этом месте была построена небольшая церковь. Само село Бояна было крепостью, известной под именем Батил. В ХІ веке существовало укрепление, которое играло важную роль в войнах с Византией.
    Позднее, в ХІІІ веке, по воле севастократора Калояна – владетеля Средеца (это средневековое имя Софии), старая церковь была расширена, рядом с ней воздвигнута новая двухэтажная церковь, обе были богато разукрашены. В начале ХІХ века к так называемой «Калояновой церкви» была добавлена еще одна пристройка.
    Церковь состоит из трех частей, построенных в различные эпохи. Самая старая – восточная - представляет собой небольшую однокупольную церковь ХІ века, построенную согласно местным традициям.

    Вторая часть - двухэтажная, плотно прилегает к западному фасаду старой церкви и стилево связана с ней. Надпись на северной стороне нижнего этажа гласит следующее: “Воздвигнута на средства, и с большой любовью Калояна… в лето 6767 – 1259 г. Нижний этаж был гробницей местных бояр и непосредственно связана с часовней, а верхняя часть - церковь. Третья, самая западная часть церкви представляет собой позднюю пристройку с ХІХ века (1882 г.) без особой художественной стоимости.

    Боянская церковь получила мировую известность, прежде всего, благодаря уникальным стенописям с 1259 года - дело неизвестного иконописца периода Второго болгарского царства (12-14 вв.), являющих собой одну из самых ценных коллекций средневековой живописи.

    Стенописи в Боянской церкви - из трех разных эпох- ХІ, ХІІІ и ХІV-ХV веков. То, что придает им высокую художественную стоимость - это изображения с 1259 года. Сценами или в отдельности исписаны 240 фигур, 89 сцен и композиций. Среди них самым древними считаются изображения Святого Иоанна Рильского Чудотворца (Небесного покровителя Болгарии), Святой Петки (Параскевы) Тырновской, ктиторов и владетелей Второго болгарского царства царя Константина-Асена Тихого и царицы Иоанны, Калояна и Десиславы, которые были ктиторами церкви, т.е. на их средства была построена и изрисована церковь.

    Калоян изображен как высокий мужчина с черной бородой и усами. На голове у него корона, украшенная синими драгоценными камнями и жемчугом, как этого требовал установленный этикет. В руках он держит модель храма, который подносит Богу - это символическое выражение того, что Калоян потратил и украсил на свои средства церковь. Десислава изображена как молодая, стройная женщина. Одета она в длинную до земли золотистую одежду, украшенную концентрическими окружностями и вписанными в них львами. Голова Десиславы увенчана короной, богато украшенной красными и зелеными драгоценными камнями и жемчугом. Портреты севастократора Калояна и его жены Десиславы - одни из самых замечательных примеров болгарской живописи.

    Боянская церковь – один из немногих сохранившихся средневековых памятников, свидетельство значимого вклада болгарского монументального изобразительного искусства этого периода в европейское культурное наследство.

    София, Бояна. Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Болгарии: Боянская церковь. Горный туризм в Болгарии. Витоша. Река Боянска, Боянский водопад.

    В Болгарии находится 9 объектов из списка всемирного наследия ЮНЕСКО. Это, конечно, существенно меньше, чем в Италии, Испании или Германии, но больше, чем во многих других странах Европы. Боянская церковь — один из объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в Болгарии, к тому же расположенный более, чем удобно — в пригороде Софии, в престижном районе Бояна, раскинувшемся на подножии горы Витоши, одного из символов столицы Болгарии.

    Добраться до Боянской церкви не сложно. Нужно на 64 автобусе доехать до остановки «Боянското ханче» («Боянская гостиница»).

    «Боянското ханче» — большой болгарский ресторан, вход в него в нескольких шагах от остановки. По ресторану отзывы смешанные. Но вроде как летом вечерами там бывают нестинарские танцы — ритуальные танцы на углях босыми ногами в состоянии транса. Нестинарство — это болгарский христианский религиозный культ с явными языческими элементами. Православная церковь относится к нестинарству с неодобрением из-за его языческих корней (поклонения солнцу и огню), несмотря на то, что нестинары славят святых Константина и Елену. Константин I Великий, римский император (правил в 306 — 337 гг), был занесен в ранг святых за легализацию христианства. Константин не сделал христианство официальной религией империи, как считают некоторые, но даровал христианам равные права с римлянами, поклонявшимся пантеону своих многочисленных богов. Константин также перенес столицу империи на берега Босфора, отстроив Новый Рим на месте старинного Византия, предсказуемо назвав его Константинополем (он же Царьград и Стамбул). Святая же Елена — мать Константина, христианка, которая и сподвигла его улучшить положение своих единоверцев.

    Нестинаров осталось в Болгарии не так много. Их главный центр — деревня Странджа. Именно там проводятся аутентичные нестинарские танцы — раз в году, на 3-4 июня, в день празднования дня святых Константина и Елены. Хождение по углям в остальное время — аттракцион для туристов.

    На противоположной от остановки стороне площади Сборище («Место встречи») будет гостиница — Villa Boyana, по отзывам — весьма комфортная и с высоким рейтингом (9 из 10).

    Боянская церковь находится в 3-4 минутах ходьбы от остановки. Направление подскажут указатели.

    У входа в церковь стоит небольшой обелиск жителям Бояны, погибшим в I и II Балканских войнах начала ХХ века.

    Обелиск павшим боянцам у Боянской церкви

    Часы работы Боянской церкви:

    Вход на территорию Боянской церкви

    Сразу за воротами растет гигантская секвойя обхватом в несколько метров. Всего на территории церковного двора таких секвойи три — посадил их в 1905 году Фердинанд I — князь (а с 1908 года — царь) Болгарии. Церковь не действующая — музей. Посему, хоть на территорию церковного двора вход и свободный, но для посещения самой церкви нужно купить билет. Стоимость билета в Боянскую церковь 10 левов (около 2 евро) для обычных посетителей, 2 — для школьников и студентов. Для инвалидов, а также для всех по понедельникам после 15:00 вход бесплатный. Экскурсия с гидом стоит 5 левов на болгарском языке, 10 на иностранном (желательно заказывать заранее) и 6 левов — «на болгарском с переводом».

    Продаются билеты в нескольких метрах от входа на территорию, на крыльце домика около сувенирного прилавка.

    Боянская церковь, вход в церковь

    Есть также комбинированные билеты на посещение Боянской церкви + Национального исторического музея (при желании до него можно дойти пешком через парк «Резиденция Бояна» — он в двух километрах от Боянской церкви в сторону центра Софии) — 12 левов. Церковь + музей + Земенский монастырь XI века (в 60 км. от Софии) — 14 левов. Такой странный набор достопримечательностей, куда можно купить билет, объясняется тем, что и Боянская церковь, и Земенский монастырь формально являются филиалами Национального исторического музея. Комбинированный билет действителен 1 месяц.

    Место ожидания экскурсии

    Церковь мальенькая, пускают в нее по 8 человек примерно на 10 минут. Поэтому приходится дожидаться своей очереди в специально отведенном для этого месте. Но никто к вам не подойдет и не предложит пройти в церковь — нужно проявлять инициативу. Как только увидите, что из двери вышла очередная группа, идите к смотрителю и заходите, показав билеты.

    План Боянской церкви

    Первое здание церкви, маленькое, всего 6 кв.м., с единственным куполом было возведено в XI веке (на плане под цифрой 1; цифра 2 — алтарь церкви). В XIII веке, в 1259 году, к нему пристроили большее здание с двумя этажами — на первом этаже притвор, в котором расположены боярская усыпальница и часовня (на плане под цифрой 3), на втором — собственно церковь святого Пантелеймона, но на второй этаж нас не пускали (на плане под цифрой 5). В XIX веке пристроили внешний притвор (под цифрой 4).

    София. Боянская церковь — справа налево — постройки XI, XIII и XIX веков

    Пристрой XIII века был выполнен по указанию севастократора (высший византийский придворный титул, «благородный владетель») Калояна. Он же стал формальным ктитором — основателем и хранителем Боянской церкви. Под его чутким руководством храм был украшен многочисленными фресками, выполненными в реалистичном стиле, не характерном для того периода. Считается, что этот стиль, более характерный для Западной Европы, мог быть привнесен из Константинополя, захваченного в 1204 г. крестоносцами. Именно фрески представляют главный интерес во внешне довольно скромной церкви.

    Боянская церковь с гигантской секвойей за ней

    Внутренние стены и своды Боянской церкви украшают фрески восьмидесяти девяти сюжетов из двухсот сорока фигур, выполненные в разные периоды, преимущественно XIII и XIV-XVI веков. Фрагменты изображений XI-XII веков можно увидеть местами под фресками более поздних периодов.

    В наиболее древней части церкви свод расписан ликом Христа Вседержателя. Под ним евангелисты, за которыми следуют святые воины в доспехах, включая Георгия и Димитрия. В первом этаже притвора изображены 18 сцен из жития святого Николая Мирликийского. Там же находятся сюжеты Тайной вечери, распятия и воскресения Христа, а также лик Иоанна Рильского (один из наиболее ранних из сохранившихся), святого покровителя Болгарии (а также российского города Рыльска Курской области — после смерти Иоанна Рильского мощи его много путешествовали по свету, но это отдельная история).

    На северной стене притвора изображен сам севастократор Калоян (с моделью церкви в руке — так обычно обозначали тех, чьими чаяниями строился храм) и жена его, севастократорица Десислава. Напротив них — царь Болгарии Константин I Асень Тих (1257-1277 гг) с царицей Ириной.

    В 1912 году Боянскую церковь чуть было не снесли — хотели на ее месте построить новую, большую. Но царица Элеонора не позволила этого сделать, организовав выделение другого участка земли под строительство новой Боянской церкви (рядом с нынешним Национальным историческим музеем). Элеонора вообще была привязана к этому месту. Личная жизнь у нее не сложилась — брак носил исключительно формальный политический характер, никаких чувств Фердинанд к царице не испытывал и внимания ей практически не уделял. В маленькой тихой Боянской церкви Элеонора находила успокоение. Здесь же, в соответствии с завещанием, ее и похоронили в 1917 году у южного фасада церкви. В коммунистический период могила была вскрыта, разорена и уничтожена. Восстановили ее лишь в 1989 г.

    Наиболее древняя часть Боянской церкви

    На старинной двери Боянской церкви следы ударов штыков и прикладов турецких солдат, разграбивших ее во времена османского владычества. Дверка маленькая — чтобы каждый входящий волей-неволей вынужден был поклониться при входе.

    Старинная дверь Боянской церкви

    И вот заходишь ты в предвкушении в притвор — вау, какая красота впереди, и, поднимаешь фотоаппарат, и … И оказывается, что снимать запрещено. И без вспышки тоже. И за деньги. Никак. И за этим бдительно следят гид и служитель. Вот такой облом. А жаль. Фрески, конечно, красивые.

    Стена XIII века в Боянской церкви — все, что я успел сфотографировать внутри.

    Поэтому могу дать лишь фото с официального туристического портала Болгарии bulgariatravel.org для того, чтобы можно было общее представление составить.

    Фрески Боянской церкви

    Пока мы ожидали своей очереди насладиться интерьерами Боянской церкви, нам явилось чудо. Предо мной во плоти чудесным образом у стен Боянской церкви предстал Саня Гуменный — коллега, 15 лет назад уехавший жить в Германию. Оказалось, провидение направило Саню купить билеты на Wizz-air и прилететь с женой и друзьями на выходные посмотреть Софию. Это ж надо умудриться столкнуться через столько времени абсолютно случайно у маленькой болгарской церкви!

    Чудесная встреча с Саней Гуменным у Боянской церкви

    Я предложил им пройти дальше с нами на Боянский водопад, но Саша и компания вежливо отказались — добрые люди сказали им, что от Боянской церкви до водопадов идти час, а то и два. Я усомнился в истинности сего замечания — замечательное приложение MAPS.ME обещало, что по тропинке вдоль речки Боянска до водопадов всего пара километров с небольшим хвостиком. А я уже ходил в Софии на трекинг и знаю туристские маршруты Витоши — это . Полчаса, не больше.

    В доказательство я открыл приложение MAPS.ME на телефоне. И MAPS.ME мне вдруг, прежде чем показать карту, написало русским языком: «Умный в гору не пойдет». Оно впервые мне так хамило. Эта дерзость со стороны навигатора укрепила Сашу с компанией в их желании променять непринужденную прогулку по лесу к водопадам на банальные пару бокалов вина в ближайшем ресторанчике.

    Но нас так просто не возьмешь. И моя спутница жизни, с сожалением попрощавшись с туристами, отправлявшимися наслаждаться прелестями сытого и пьяного досуга, мужественно последовала за мной.

    За церковью улица приобрела заметный уклон вверх. Бояна считается престижным районом Софии — здесь, в предгорье Витоши, всегда тихо, спокойно, прохладно. Поэтому здесь довольно много новых дорогих вилл и кондоминимумов. Но и старенькие домики-полуразвалюхи тоже пока имеют место быть.

    Улица Боянско езеро, дорога к Боянскому водопаду

    Быстро дошли до леса, и MAPS.ME сделал последнюю попытку меня образумить, резко изменив свое мнение о маршруте к водопадам. Теперь до них стало 14 км вместо 2, и предлагалось топать вокруг всей Витоши, похоже. Поэтому это малодушное предложение было мною отвергнуто, и мы по тропинке углубились в лес.

    Лес был таким, каким и должен был быть — с довольно пологой тропинкой среди деревьев. Поначалу.

    Но вскоре ландшафт изменился. Приходилось карабкаться по склонам, ступая по выпирающим камням и корням, как по ступенькам.

    Пересекли живописное заваленное камнями русло какого-то ручейка.

    Горный туризм популярен в Болгарии. Маршруты по Витоше из-за ее непосредственной близости к Софии довольно оживленные. То и дело кто-то обгонял нас. А иногда даже и мы кого-то обгоняли.

    Тропинка между тем становилось все уже, а уклон к речке Боянска, журчащей между камней внизу, все круче.

    Круче становились и подъемы.

    А лес становился каменистей и дремучей.

    Минут через тридцать мы дошли до небольшого водопадика.

    — Это он? — с надеждой спросила Танюсик.

    — Нет. Это лишь жалкое подобие! Но мы уже почти рядом. С серединой маршрута. Судя по карте.

    Тропинка становилась все более интересной.

    Кое-где приходилось пролезать через узкие расщелины

    Но цель уже близка!

    Боянский водопад уже близко

    Хоть дорога легче не становится.

    Боянский водопад. Витоша

    Вот уже почти пришли.

    Боянский водопад. Витоша

    Все, добрались! Перед водопадом довольно оживленно — несколько групп отдыхают и наслаждаются видами.

    Некоторые даже шашлыки жарят.

    Пикник на Боянском водопаде.

    Ну, Боянский водопад, конечно, не Ниагара и даже не Нильский водопад. Высота его тридцать метров. Говорят, особенно хорош весной, когда на Витоше тает снег.

    Но все равно и осенью достаточно красиво. Танюсик, правда, думала, что будет лучше. А я — что хуже.

    То, что туристы там были с маленькими детьми и велосипедами нас озадачило — ну не могли же они по той же тропе, что и мы, карабкаться. Наверное, приехали по той человечьей дороге, которую нам малодушный MAPS.ME предлагал.

    На площадке перед водопадом имеется щит, на котором наглядно изображены скалолазные маршруты Витоши в районе Боянского водопада.

    MAPS.ME утверждало, что где-то еще выше неподалеку есть обзорная площадка. Но половина нашей маленькой экспедиции предложила желающим посетить ее в следующий раз, а на сегодня ограничиться тем, что есть.

    Там же, на площадке у водопада, имелся щит со схемой туристических маршрутов по Витоше, ведущих к Боянскому водопаду.

    Половина нашей группы предложила вернуться по новому маршруту, посмотрев заодно на Боянское озеро. Но ввиду того, что этот путь был на километр длиннее, вторая половина твердо отвергла этот план. И, похоже, зря — судя по тому, что этот маршрут нарисован как основной, он, вероятно, более легкий и пологий. Позже я прочитал, что так оно и есть.

    Но мы двинулись назад тем же путем, что и пришли.

    А подниматься по крутым тропинкам, конечно, не просто, но спускаться по ним куда тяжелее, надо отметить.

    Суровый путь назад от Боянского водопада

    Временами приходилось практически ползти на пятой точке, придерживаясь за корни деревьев, натертые руками туристов до блеска.

    Зато солнце переместилось так, что дорога стала значительно веселее.

    Тропа в Боянском лесу, Витоша

    Легкий привал

    Наверх мы поднялись за примерно за час. Спустились за час двадцать минут где-то.

    Другие фотографии из Софии можно посмотреть в .

    Если эта заметка понравилась, буду премного благодарен, если вы поделитесь ею в соцсетях, нажав на соответствующие кнопки ниже — это поможет продвижению сайта. Спасибо!

    Ну уж а если на форму для покупки авиабилетов нажмете, то будет совсем хорошо:)

    Самые дешевые билеты из Москвы в Софию в этом месяце

    Дата вылета Дата возвращения Пересадки Авиакомпания Найти билет

    1 пересадка

    1 пересадка

    1 пересадка

    1 пересадка

    1 пересадка

    1 пересадка

    1 пересадка

    1 пересадка

    Боянская церковь – часть мирового культурного наследия.

    Боянская церковь - памятник болгарской средневековой архитектуры и живописи.

    Решением ЮНЕСКО с октября 1979 года в Люксоре (Египте) она была включена в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО под номером 42.

    В 1996 году в цикле документальных программ «Сокровища мира» немецкая программа 3-САТ показала фильм о Боянской церкви по заказу ЕС при содействии ЮНЕСКО.

    МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ

    Боянская церковь, известная как один из самых совершенных и полностью сохраненных памятников восточно-европейского средневекового искусства, находится в 8 км от Софии, в селе Бояна в подножии гор Витоша, откуда церковь и получила свое имя – Боянская церковь, среди огромных деревьев в утонувшем в зелени дворе.

    Расположенная в предместьях Софии, Боянская Церковь состоит из трех пределов.

    Восточная церковь была построена 10-ом столетия, затем в начале 13-ого столетия расширена Себастократором Калояном, который приказал установить рядом с ней второе двух-этажное здание. Фрески в этой второй церкви, выполненные в 1259 году, являются одними из наиболее ценных средневековых изображений. Ансамбль закончен третьей церковью, построенной в начале 19-ого столетия. Все вместе представляет собой один из наиболее законченных и совершенных комплексов памятников восточноевропейского средневекового искусства.

    ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ

    История храма Святого Николая и Святого Пантелеймона возвращает нас к далекому Х веку, когда на этом месте была построена небольшая церковь. Само село Бояна было крепостью, известной под именем Батил. В ХІ веке существовало укрепление, которое играло важную роль в войнах с Византией.

    Позднее, в ХІІІ веке, по воле севастократора Калояна – владетеля Средеца (это средневековое имя Софии), старая церковь была расширена, рядом с ней воздвигнута новая двухэтажная церковь, обе были богато разукрашены. В начале ХІХ века к так называемой «Калояновой церкви» была добавлена еще одна пристройка.

    АРХИТЕКТУРА

    Церковь состоит из трех частей, построенных в различные эпохи. Самая старая – восточная - представляет собой небольшую однокупольную церковь ХІ века, построенную согласно местным традициям.

    Вторая часть - двухэтажная, плотно прилегает к западному фасаду старой церкви и стилево связана с ней. Надпись на северной стороне нижнего этажа гласит следующее: “Воздвигнута на средства, и с большой любовью Калояна… в лето 6767 – 1259 г. Нижний этаж был гробницей местных бояр и непосредственно связана с часовней, а верхняя часть - церковь. Третья, самая западная часть церкви представляет собой позднюю пристройку с ХІХ века (1882 г.) без особой художественной стоимости.

    СТЕНОПИСИ

    Боянская церковь получила мировую известность, прежде всего, благодаря уникальным стенописям с 1259 года - дело неизвестного иконописца периода Второго болгарского царства (12-14 вв.), являющих собой одну из самых ценных коллекций средневековой живописи.

    Стенописи в Боянской церкви - из трех разных эпох- ХІ, ХІІІ и ХІV-ХV веков. То, что придает им высокую художественную стоимость - это изображения с 1259 года. Сценами или в отдельности исписаны 240 фигур, 89 сцен и композиций. Среди них самым древними считаются изображения Святого Иоанна Рильского Чудотворца (Небесного покровителя Болгарии), Святой Петки (Параскевы) Тырновской, ктиторов и владетелей Второго болгарского царства царя Константина-Асена Тихого и царицы Иоанны, Калояна и Десиславы, которые были ктиторами церкви, т.е. на их средства была построена и изрисована церковь.

    Калоян изображен как высокий мужчина с черной бородой и усами. На голове у него корона, украшенная синими драгоценными камнями и жемчугом, как этого требовал установленный этикет. В руках он держит модель храма, который подносит Богу - это символическое выражение того, что Калоян потратил и украсил на свои средства церковь. Десислава изображена как молодая, стройная женщина. Одета она в длинную до земли золотистую одежду, украшенную концентрическими окружностями и вписанными в них львами. Голова Десиславы увенчана короной, богато украшенной красными и зелеными драгоценными камнями и жемчугом. Портреты севастократора Калояна и его жены Десиславы - одни из самых замечательных примеров болгарской живописи.

    Боянская церковь – один из немногих сохранившихся средневековых памятников, свидетельство значимого вклада болгарского монументального изобразительного искусства этого периода в европейское культурное наследство.



    Похожие статьи