• Учебник: Налоги и налогообложение. Налоговое бремя Налоговое бремя экономики и расчет его уровня

    23.12.2023

    Общее налоговое бремя в экономике России (как сумма всех налоговых платежей и социальных взносов по отношению к ВВП) составляет сегодня 31,6%, отмечал в марте этого года министр финансов Антон Силуанов. А в июле добавил , что "уровень налоговой нагрузки в России не должен меняться на протяжении шести лет".

    За последние 10 лет налоговая нагрузка на экономику России как росла, так и сокращалась . Так, в 2007 году она составляла 36,5% ВВП, на пике кризиса в 2009-м – 30,9%, после чего вновь выросла – до 34,4% в 2014 году.

    Текущий ее показатель в России даже ниже среднего для 35 стран ОЭСР и остается примерно на одном уровне с такими из них, как Канада, Израиль или Турция.

    Вот только "почему-то" в текущей версии международного рейтинга конкурентоспособности экономик мира – Global Competitiveness Indeх 2016–2017 от Всемирного экономического форума (ВЭФ) – именно ставки налогов названы вторым по значимости среди 16 "наиболее проблематичных факторов для ведения бизнеса". Первым указывалась инфляция, которая с тех пор резко снизилась. Причем "удельный вес" фактора налогов почти на треть превышает "вес" следующего сразу за ним фактора коррупции и чуть ли не вдвое – фактора общего налогового регулирования.

    Примечательно и то, что при общем 43-м месте в рейтинге ВЭФ среди 138 экономик мира место России по отдельным категориям, связанным с расходованием собираемых налогов, оказывается даже за пределами первой сотни.

    Еще более неожиданным (при "официальном"-то уровне налоговой нагрузки ниже среднего по ОЭСР) оказывается место России в другом, "профильном" ежегодном рейтинге – Paying Taxes для 190 стран мира. Его уже 11 лет составляют эксперты Всемирного банка и международной аудиторской и консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers. Данные именно этого рейтинга по каждой стране указываются в соответствующей части общего международного рейтинга Всемирного банка – Doing Business. Того самого, который напрямую упоминается в "майских" указах президента России от 2012 года. В одном из них цель определяется так: "Повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса с 120-й в 2011 году до 50-й – в 2015 году и до 20-й – в 2018 году". В 2015 году страна получила 51-е место в этом рейтинге , в 2016-м – 40-е.

    Вот почему в конце марта первый вице-премьер России Игорь Шувалов, говоря о разных составляющих этого рейтинга, грозно предупредил чиновников: "Имейте в виду, что с нас спросят. В этом году, когда объявят рейтинг, все, кто будут ниже позиции, которая будет в целом, будут отвечать, прямо серьезно отвечать". Всемирный банк представит рейтинг Doing Business-2017 в конце октября.

    Так вот, согласно рейтингу Paying Taxes 2017 , реальная налоговая нагрузка на бизнес в среднем по миру составляет в целом 40,6%. Расчеты основаны на законодательно установленных в каждой стране налоговых обязательствах некой условной компании с персоналом в 60 человек (для России это – малое предприятие), полностью принадлежащей частным национальным собственникам. Показатель для России – 47,4%. Это выше среднего уровня даже для стран Африки, а среди всех регионов мира выше, чем в России, – только в Южной Америке.

    Обратим внимание, сколь велика в России, по сравнению с другими регионами мира, доля налогов на труд в общей структуре требуемых национальным законодательством от бизнеса налоговых платежей – 36,1% при среднемировой в 16,2%. А по сравнению с другими регионами мира она выше в 1,5–2,5 раза.

    "Нигде нет такой нагрузки на фонд оплаты труда, который есть в России, – признал , выступая в январе этого года на Гайдаровском форуме в Москве, министр экономического развития Максим Орешкин. – Понятно, что многие просто не платят. И это – самая большая проблема, с которой нужно работать".

    Речь идет прежде всего о страховых взносах (в целом – 30% фонда оплаты труда), которые работодатели обязаны перечислять за своих работников во внебюджетные фонды – пенсионный (22%), а также обязательного медицинского (5,1%) и социального (2,9%) страхования. По сравнению с ними, влияние подоходного налога на работников (НДФЛ) невелико, его базовая ставка в России с 2001 года остается единой и неизменной – 13%.

    Высокие ставки страховых взносов считаются одной из главных причин существования масштабного "теневого" сектора в российской экономике. По только что представленным оценкам Центра социально-политического мониторинга РАНХиГС в "теневой" рынок труда в России в 2017 году так или иначе включены около 33 млн человек, или 44,8% всех занятых (в 2006 году – 45,1%, в 2013-м – 44,5%, в 2016-м – 40,3%). "Это те люди, которые в течение года или имели "неоформленную" работу, или получали зарплату "в конверте", – поясняют авторы исследования.

    В правительстве обсуждаются планы заметного снижения общей ставки страховых взносов бизнеса (как вариант – до 22%) при одновременном повышении ставки налога на добавленную стоимость (с нынешних 18% до, не исключено, тех же 22%, что неизбежно повысит цены в стране), однако решение пока не принято.

    Но формально председатель правительства прав: "официальная" налоговая нагрузка в России действительно на "среднем" международном уровне. Другое дело, как она изменится, если долю "теневого" сектора удастся сократить и общие налоговые поступления в казну увеличатся, – при тех же объемах ВВП?..

    Налоговое бремя, обременение подразумевают под собой определенную нагрузку, тяжесть. На кого она ложится и что собой представляет, разберемся в данной статье.

    Понятие налогового бремени

    Налоговое бремя — экономические ограничения, которые возникают у хозяйствующих субъектов в результате отчисления средств на уплату налогов. Это значит, что налоги отбирают у юридических лиц и ИП определенную долю доходов, которые они могли бы потратить на свое развитие.

    Понятие «налоговое бремя » должно определяться на макро- и микроэкономическом уровнях. Так как одно дело — это налоги в рамках государства, и совсем другое — налоги организаций и физических лиц.

    В рамках страны налоговое бремя равно доле общей суммы налоговых платежей за конкретный год в валовом национальном продукте за этот же год.

    Точной методики расчета данного показателя для юридических лиц нет. В научной литературе предлагается рассчитывать этот показатель как долю налогов к выручке, прибыли (балансовой или чистой). Предлагается включать в этот показатель и расходы, связанные с уплатой налогов (например, на содержание сотрудников, занимающихся формированием отчетности в налоговые органы, судебные издержки и т. п.).

    С физическими лицами ситуация тоже непростая, поскольку население платит не только прямые налоги, но и косвенные.

    Налоговое бремя и налоговая нагрузка

    Несмотря на схожесть этих понятий, налоговая нагрузка все-таки не является синонимом налогового бремени . Налоговая нагрузка — сумма денежных средств, которую заплатил налогоплательщик в ходе исполнения своих обязанностей по уплате налогов. Тогда как налоговое бремя — это прямые и косвенные обязанности по уплате налогов.

    Важно! Налоговое бремя — обязанность по уплате. Налоговая нагрузка — свершившийся факт уплаты налогов.

    Показатель «налоговая нагрузка» используется ФНС России как 1 из критериев оценки налогоплательщиков при отборе кандидатов для выездной налоговой проверки.

    Такие критерии общедоступны, они утверждены приказом ФНС России от 30.07.2007 № ММ-3-06/333@.

    Так, поводом для проверки может стать налоговая нагрузка налогоплательщика меньшая, чем у других хозяйствующих субъектов в этой же отрасли или виде деятельности (п. 1 приложения 2 к приказу № ММ-3-06/333@).

    Расчет налоговой нагрузки достаточно прост:

    Нн = Ну / В,

    где: Нн — уплаченные налоги (по данным налоговых органов);

    В — выручка (по данным Росстата).

    Избыточное налоговое бремя и его последствия

    У налогоплательщиков в РФ существует обязанность по уплате достаточно большого количества налогов. Даже физические лица платят не только НДФЛ, но и транспортный, земельный налоги, налог на имущество. У организаций этот список гораздо больше.

    Помимо налогов, есть еще и страховые взносы во внебюджетные фонды. Это прямо не относится к налоговому бремени , но тоже обязанность со всеми вытекающими из нее последствиями.

    Рост величины налогов теоретически должен повышать доходы бюджета. Но в жизни получается так, что избыточное налоговое бремя способно задушить любую деятельность. А значит, налоги в бюджет платить будет некому. Следовательно, доходы бюджета, скорее всего, уменьшатся.

    Ярким примером того, как увеличение бремени обязательных платежей приводит не к росту доходов, а к сворачиванию деятельности предпринимателей, является попытка увеличения страховых взносов для ИП в 2014 году. После такого маневра многие ИП формально закрылись. При этом они продолжали свою деятельность, но неофициально. В результате запланированного увеличения доходов бюджетов не получилось.

    Налоговое бремя в России в 2016 году

    Озвучивая свои планы в «Основных направлениях налоговой политики РФ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», Минфин России обозначил, что больших изменений в налоговой политике не будет.

    Важно! Увеличения налоговых ставок в 2016 году не произойдет.

    Некоторые виды деятельности планируется поддержать особо, например:

    1. Новые производства, которые подпадают под критерии региональных инвестиционных проектов (ст. 288.2 НК РФ). Для них может быть установлена ставка 0 % по налогу на прибыль в части, уплачиваемой в федеральный бюджет, снижена до 10 % ставка налога, зачисляемого в региональный бюджет.
    2. Малое предпринимательство. Для некоторых видов деятельности, перечень которых предполагается расширить, планируется ввести патентную систему налогообложения. Для «упрощенцев» и тех, кто находится на патентной системе и работает в сфере бытовых услуг, могут быть установлены 2-летние налоговые каникулы.
    3. Самозанятых физических лиц. Для них планируется упростить процедуру регистрации и уплаты налогов. Это делается для того, чтобы лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью и не встающие на учет как ИП, все-таки зарегистрировались и платили налоги. В результате бюджет получит дополнительный доход, а физические лица — гарантию того, что их не привлекут к ответственности за ведение деятельности без регистрации.

    Итоги

    Налоговое бремя несут все хозяйствующие субъекты во всем мире. Без уплаты налогов невозможно существование тех сфер, которые финансируются за счет бюджета. Самое главное при установлении налоговых ставок и правил уплаты налогов — выдержать баланс между обременением и возможностью существования коммерческих организаций.

    Избыточное налоговое бремя может поставить под вопрос ведение деятельности многими организациями и ИП. Если хозяйствующие субъекты будут отдавать львиную долю государству, у них не останется средств на развитие.

    В настоящее время политика Минфина России направлена на то, чтобы наполнять бюджет не за счет увеличения налогов, а благодаря развитию производства и поддержке малого и среднего предпринимательства. Организациям и ИП дают возможность работать, чтобы они, в свою очередь, могли платить налоги и тем самым формировать доходную часть бюджетов всех уровней.

    Такой экономический показатель, как налоговое бремя отражает уровень воздействия налоговой системы на конкретного налогоплательщика, а также экономику страны в целом. Он определяется как соотношение доходов, полученных за определенный период времени, и налогов, подлежащих к уплате за аналогичный период.

    Величина налогового бремени зависит от двух факторов:

    • базы налогообложения;
    • размера налоговой ставки.

    Исследователи еще в восемнадцатом веке доказали, что существует непосредственная взаимосвязь между налоговым бременем и количеством поступающих в бюджет средств. Чем выше уровень первого показателя, тем ниже опускается величина второго, и наоборот. Эту тенденцию уже давно поняли на Западе, поэтому начиная с восьмидесятых годов, экономическая политика большинства стран предусматривает постепенное уменьшение налоговых ставок.

    Как уменьшить налоговое бремя?

    Нужно отметить, что большинство компаний стремится снизить уровень налогового бремени. Сделать это можно при помощи следующих методов:

    • использовать разнообразные льготы в области налогов;
    • уменьшить законным способом налогооблагаемые суммы (речь идет об увеличении уровня отчислений в фонды, средства которых не облагаются налогом (например, амортизационный );
    • большинство стран применяет пониженные налоговые ставки для компаний, имеющих небольшой оборот;
    • в некоторых государствах на законодательном уровне материнская компания может выплачивать на за отдельную фирму, которая входит в ее состав (таким образом, удается снизить налогооблагаемую базу;
    • практически все страны практикуют применения системы, позволяющей организации покрыть свои убытки за счет прибыли, полученной за прошлые годы или той, которая только будет получена в будущем.

    Что такое коэффициент эластичности налогов?

    Современная макроэкономика активно использует такой показатель, как коэффициент эластичности налогов. Он фиксирует уровень уменьшения налоговых поступлений в зависимости от определенного фактора. Так, если анализируемый фактор изменяется скорее, чем бюджетные поступления, то налоги считаются неэластичными. И наоборот, если сумма поступлений изменяется быстрее, чем определяющий фактор, то есть все основания утверждать, что налоги эластичны. Различают еще единичную эластичность, для которой характерно пропорциональное изменение налогов и контрольного фактора.

    Поэтому при формировании налоговой системы необходимо учитывать эластичность налогов. Такой подход дает возможность определить оптимальные направления развития экономики. В результате утвержденная на государственном уровне сможет эффективно решить задачу, связанную с получением максимального количества налоговых поступлений при определенном налоговом бремени. Или, наоборот, уменьшить налоговое бремя, сохранив при этом налоговые поступления на предыдущем уровне.

    Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

    Налоговое бремя (налоговый гнет)

    Налоговое бремя – это меры экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов.

    На макроэкономическом уровне показатель налогового бремени определяется как отношение общей суммы налоговых отчислений к совокупному национальному продукту.

    Средний уровень налогового бремени в зарубежных странах составляет обычно 40–45%.

    Показатель налогового бремени конкретного налогоплательщика отражает долю его совокупного дохода (выручки от реализации продукции, услуг и прочей реализации), изымаемую в бюджет:

    Данный показатель дифференцирован по предприятиям различных отраслей производства. Так, на предприятиях по производству винно-водочных изделий и в транспортных организациях этот показатель выше, чем на предприятиях строительной индустрии, и много выше, чем на предприятиях сельского хозяйства.

    Снижение ставок налогов (налогового бремени) позволяет увеличивать инвестиции в производство и повышать заработную плату (усиливать мотивацию труда и повышать покупательную способность населения), что в совокупности приводит к повышению эффективности производства, увеличению доходов предприятия и росту товарооборота, а следовательно, к росту налоговой базы.

    Повышение ставок налогов при неизменном значении налоговой базы ведет к увеличению суммы налоговых поступлений пропорционально росту ставок. Однако повышение ставок приводит к уменьшению налоговой базы на последующих этапах налогообложения (кривая А на рис. 12.2), в силу чего сумма налоговых поступлений сначала растет с замедлением темпов роста, а по достижению некоторого порогового значения налогового бремени – уменьшается (кривая Б на рис. 12.2).

    Соответственно снижается сумма доходов, остающаяся у налогоплательщика после уплаты налогов (кривая В на рис. 12.2), вследствие чего неизбежно уменьшаются инвестиции в производство и снижается заработная плата производственного персонала.

    На приведенном графике (рис. 12.2) максимальная сумма налоговых поступлений в бюджет 0) будет получена при ставке налога Т 0 (налоговый предел). При дальнейшем

    Рис. 12.2. Влияние налогового бремени (ставки налогов) Т на доход налогоплательщика до уплаты налогов (А), после уплаты налогов (В) и на доход бюджета (Б), а также на уход капитала в теневую экономику (Г )

    увеличении ставки налога, например до величины Т 2 > Т 0, доход бюджета уменьшится до величины Д1,2. Такой же доход можно получить, не увеличивая, а уменьшая ставку налога до величины T 1 < T 0. При этом у предприятий возрастет доход после внесения налоговых платежей и, следовательно, расширятся возможности развития производства, что создаст перспективы существенного роста налоговой базы. Кроме того, при ставке налога Г, имеется возможность, в случае необходимости, быстро пополнить бюджет за счет повышения налоговых ставок до величины Т 0. Если же ставка налога превышает величину Т 0, то увеличить доходы бюджета за счет дальнейшего повышения ставок практически невозможно, а за счет снижения налоговых ставок до величины Т 0 возможно лишь в перспективе по мере развития производства.

    Следует также отметить, что тяжелое налоговое бремя понуждает многих предпринимателей скрывать свои доходы (занижать величину декларируемых доходов) и переводить капиталы в теневую экономику.

    Коэффициент эластичности налогов

    Для характеристики уменьшения налоговых поступлений под влиянием определяющих экономических факторов (валовой национальный продукт, доходы населения и др.) в макроэкономике применяется коэффициент эластичности налогов (Э ):

    где X – начальный уровень анализируемого фактора; прирост значения анализируемого фактора; у – начальный уровень налоговых поступлений (всех налогов, группы налогов или отдельного налога);– прирост налоговых поступлений.

    Коэффициент эластичности налогов показывает, на сколько процентов изменяются налоговые поступления при изменении определяющего фактора на 1 %.

    Если , то . При будем иметь Э = 1,0. Единичная эластичность свидетельствует о том, что налоговые поступления в бюджет (во внебюджетные фонды) изменяются пропорционально изменению анализируемого фактора.

    При имеем – налоги неэластичны, то есть налоговые поступления изменяются в меньшей степени, чем анализируемый фактор.

    При – налоги эластичны, то есть налоговые поступления увеличиваются (изменяются) более быстрыми темпами, чем величина анализируемого фактора.

    Исследование эластичности отдельных видов налогов при проектировании налоговой системы позволяет найти ее оптимальный вариант, обеспечивающий максимизацию поступлений налогов при заданном налоговом бремени или минимизацию налогового бремени при заданном уровне налоговых поступлений (например, в частности, выявление оптимального соотношения налога на прибыль и налога на пользование недрами).

    Такие исследования позволят также находить оптимальные с точки зрения роста налоговых поступлений направления экономического развития в сферах производства и потребления (например, повышение конкурентоспособности товара на основе улучшения его качества и расширения границ товарного рынка дает возможность увеличить сбор налога с продаж).

    • В теории налогообложения известна как кривая Леффера.

    Избыточное налоговое бремя

    Налогоплательщики выплачивают огромное количество фискальных платежей (как физические, так и юридические лица), что порождает избыточное налоговое бремя. Хоть в теории рост налогов должен вызывать увеличение бюджета, на практике это не так.

    Последствием избыточности налогового бремени станет ситуация, при которой пополнять бюджет будет попросту некому. Ярким примером такой ситуации стало увеличение объема страховых взносов, которые также принимаются во внимание, для ИП в 2014 году.

    Планировалось увеличение бюджета, однако на деле вышло иначе. Многие предприниматели не выдержали налогового бремени и формально ликвидировали организационно-правовой статус. Тем не менее, деятельность ими велась, но не официально. В результате объем поступлений в бюджет снизился.

    После этой ситуации политика Минфина сменила направление на поддержку малого бизнеса и предпринимательства.

    Распределение налогового бремени

    В общем смысле распределение налогового бремени — это разделение фискальных обязательств между налогоплательщиками, основанное на принципах целесообразности и справедливости. По сути, это переложение части налогового бремени на другого участника экономико-хозяйственных отношений.

    Перераспределение может быть:

    • предусмотренным государством – касается косвенных налогов (НДС и акцизы);
    • не предусмотренным государством – например, возникающее в условиях свободного рынка.

    В качестве примера можно привести ситуацию, когда предприниматель устанавливает цену на товар с учетом НДС. По факту фирма выступает сборщиком налога, а реальный груз несет покупатель. Такая схема выгодна государству, так как взыскивать налоги с юридических лиц проще и надежнее.

    Если рассматривать ситуацию на свободном рынке, то фискальное бремя будет зависеть от эластичности спроса и предложения. Так, при эластичном предложении бремя косвенных налогов несет покупатель. И, наоборот – при эластичном спросе производитель или продавец понесут более значительные потери, чем потребитель.



    Похожие статьи
    • Поход в Бактрию и Согдиану

      Согдийцы позаимствовали у Ирана свою письменность; из послеахеменидского канцелярского арамейского письма возникли четыре идеографические системы письма: парфянское, персидское, согдийское и хорезмийское. Эти системы письменности сохранялись в...

      Теплый пол
    • Чем образована мочевыделительная система

      Важную роль для человека играет мочевыделительная система, имеющая свои уникальные особенности и функции, которая выводит шлаки и продукты жизнедеятельности, вырабатываемые клетками при обмене веществ.Мочевыделительная система человека избавляет...

      Лаги
    • Преподобный мефодий, игумен пешношский

      Преподобный Мефодий Пешношский.Преподобный Мефодий еще в молодых летах, в числе первых, пришел к преподобному Сергию и под руководством сего великого наставника иноческой жизни провел несколько лет. О его родителях, времени и месте рождения ничего...

      Керамическая плитка