• Основы риторики: коммуникативные качества хорошей речи. Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Мастер-класс Культура речи. Основные аспекты культуры речи

    22.01.2024

    Козлова Ольга Леонидовна,

    Учитель русского языка и литературы

    МАОУ «Беркутская СОШ»

    Ялуторовского района

    УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ

    ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

    Тема урока: «Обобщающее повторение орфоэпии и лексики».

    Цель урока: систематизация объемного теоретического материала по данным темам, повторение орфоэпических норм, пополнение лексического запаса.

    Задачи учебного занятия: повторить и углубить знания учащихся по теме, организуя работу в парах, фронтальную беседу; с помощью выполнения практических заданий корректировать пробелы в ЗУН учащихся; повысить предметные и общеучебные компетенции учащихся; с помощью тестовых заданий выявить типичные ошибки, связанные с нарушением орфоэпических и лексических норм с целью планирования дальнейшей работы по теме; подготовка учащихся к ЕГЭ.

    Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, учебник (Власенков А.И.. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 350 с.).

      Оргмомент.

    Здравствуйте, ребята. С начала этого учебного года мы с вами начали готовиться к ЕГЭ. Сегодня первое предложение темы нашего урока так и сформулировано – «Подготовка к ЕГЭ». Откройте тетради, оформите необходимые записи.

    Слайд 1.

      Проблемная ситуация.

    Слайд 1. Посмотрите на экран. На слайде представлены слова. Подумайте, можно ли их использовать при составлении заданияЕГЭ, которое звучит так:

    ударный гласный звук?

    Слова: ледник, парить, рефлекторный, наголо, видение, проклятый, хоры, языковая.

    Предполагаемый ответ: Данные слова нельзя использовать при составлении задания А-1, так как их произнесение зависит от контекста.

    Слайд 2.

    леднИк (в горах) - лЕдник (погреб); пАрить (репу) - парИть (в облаках); рефлЕкторный (от рефлектор ) - рефлектОрный (от рефлекс ); наголО(держать шашки) - нАголо (остричь); видЕние (призрак) - вИдение (точка зрения); проклЯтый (ненавистный) - прОклятый (подвергшийся проклятью); хорЫ (балкон в верхней части зала) - хОры (певческие коллективы); языковАя (подготовка) - языкОвая (колбаса).

      Переход к теме урока. Постановка цели.

    - Как называются подобные слова, одинаковые по написанию, но различные по звучанию и значению? (разновидность омонимии - омографы). Мы убедились в том, что от значения слово может зависеть его произношение. Выполнение данного задания позволило нам убедиться в тесной связи двух разделов науки о языке. Назовите их, дав им определение.

    Предполагаемый ответ: Орфоэпия - раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного произношения.

    Лексика – раздел языкознания, изучающий словарный запас. Слайд 3.

    - Итак, сегодня на уроке мы должны повторить нормы произношения и отдельные сведения из Лексики, а также пополнить свои знания по данным разделам, что поможет нам научиться выполнять задания ЕГЭ. Но самое главное - каждый из вас должен понять, для чего нам необходимы эти сведения из орфоэпии и лексики. Запишем второе предложение темы урока: «Обобщающее повторение орфоэпии, лексики». Слайд 4.

      Работа с теоретическим материалом.

    Вспомните и назовите основное понятие орфоэпии. Слайд 5.

    Словесное ударение - это выделение какого –либо слога в слове большей силой произношения и увеличением длительности звучания.

    Назовите особенности русского словесного ударения.

    Особенности русского словесного ударения: свободное, разноместное, подвижное.

    Норма произношения – принятые в общественной языковой практике правила произношения отдельных звуковых сочетаний, произношение звуков в тех или иных грамматических формах в группах слов. Современное русское литературное произношение начало складываться в 18 веке на основе устной речи Москвы. К 19 веку московское произношение стало образцовым.

    Слайд 6.

    Для чего нужны нормы произношения?

    Предполагаемый ответ:

    Орфоэпические нормы называют также литературными произносительными нормами, так как они обслуживают литературный язык, т.е. язык, на котором говорят и пишут культурные люди. Литературный язык объединяет всех говорящих по-русски, он нужен для преодоления языковых различий между ними. А это значит, что у него должны быть строгие нормы: не только лексические - нормы употребления слов, не только грамматические, но и нормы орфоэпические. Различия в произношении, как и другие языковые различия, мешают людям при общении, переключая их внимание с того, о чем говорится, на то, как говорится.

      Мотивация.

    Как вы думаете, для выполнения каких заданий ЕГЭ необходимо знание орфоэпических норм?

    А-1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая

    ударный гласный звук? Слайд 8.

      Повторение орфоэпических норм. Слайды 9- 10.

    Задание №1. (учащиеся работают с раздаточным материалом № 1 в паре)

      Поставьте ударение в выделенных словах.

      Прочитайте вслух.

      Отметьте случаи, когда литературный язык допускает вариативное произношение.

    4. Какое из слов имеет устаревший вариант произношения?

    Орфоэпический словарь русского языка под редакцией Р. И. Аванесова, Москва, 2000 год

    Балованный агент действительно черпал мальчиковых штанишек, подростковых туфель , а также пеленок для новорожденной мельком . Вероисповедание агента , которого не компроме(н)тировала принадлежность к аристократии (свой гербовый умершего дяди-украинца ), не позволяло ему менять гражданство , испытывать катарсис от пребывания в партере театра, читать пасквили и выносить приговоры . На его мышление иконописи , свидетельств о посмертных мытарствах апокалипсиса . Он ощущал себя не еретиком , а избранником небес и видел знаменье изобретении .

    Проверим: Слайд 11.

    Бал о ванный аг е нт действительно ч е рпал удовольствие в покупке для своих детей м а льчик о вых штанишек, подр о стк о вых туфель , а также пеленок для новорожд е нной дочери, которую он видел только м е льком . Вероиспов е дание аг е нта , которого не компрометировала принадлежность к аристокр а тии (свой г е рбовый знак он хранил вместе с фотографией ум е ршего дяди-укра и нца ), не позволяло ему менять гражд а нство , испытывать к а т а рсис от пребывания в парт е ре театра, читать п а сквили и выносить пригов о ры . На его мышл е ние влияло изучение традиций русской и конописи , свидетельств о посмертных мыт а рствах души и размышление о близости апок а липсиса . Он ощущал себя не еретик о м , а избр а нником небес и видел зн а менье последних времен в каждом новом изобрет е нии .

      Вариативное ударение допускается в словах подростковый и катарсис.

    Подростковый – пять лет назад разрешалось только подр о стковый , сегодня Орфоэпический словарь русского языка под редакцией Р. И. Аванесова, Москва, 2000 год рекомендует подростк о вый . В слове к а т а рсис Большой толковый словарь под редакцией С.А. Кузнецова, СПб.: Норинт, 2009 г. допускает два ударения – на первый и второй слоги, а словаре Русское словесное ударение. Словарь нарицательных имён. (Автор М. В. Зарва. Печатное издание М.: ЭНАС, 2001.) – на второй слог, в справочнике Розенталя Д.И.и в словаре Р.И. Аванесова - на первый.

    Устаревший вариант произношения имеет слово зн а мение (устар. знам е ние ).

      Повторение сведений из раздела «Лексика». Слайд 12.

    Задание №2 .

    Духовная разрядка (через испытание страха, жалости, сострадания),
    испытываемая зрителем, читателем в результате сопереживания героям драмы,трагедии.
    Нравственное очищение.
    Ответ: катарсис.

    Какое из подчёркнутых слов имеет следующее лексическое значение:

    Произведение оскорбительного, клеветнического характера в публицистической или беллетристической форме (близкой к памфлету).

    Ответ: пасквиль.

    Слайд 13.

    Какое из подчёркнутых слов имеет следующее лексическое значение:

    Мучение, страдание, невзгоды.

    Ответ: мытарства.

    Слайд 14.

      Мотивация.

    Мы с вами подошли к повторению сведений из раздела «Лексика». Давайте с вами посмотрим, для выполнения каких заданиях ЕГЭ необходимо умение определять лексическое значение слова.(чтение информации с экрана):

    Задание А-2 на различение паронимов, А-11 на определение значения многозначного слова в определенном контексте, А-30 на умение находить в тексте слово с переносным значением, фразеологический оборот, группы слов по происхождению и употреблению.

    Выполнение заданий ЕГЭ. Слайд 22.

    Вспомните, что такое паронимы, дайте определение.

    Так как паронимы сходны по звучанию, их часто неправильно употребляют в речи. Выполняя это задание, следует помнить, что лексическое значение слова можно понять через подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов, истолкование слова, а затем сделать смысловой анализ предложений и определить верный ответ. Слайды 23-25.

      В каком предложении вместо слова АКУЛИЙ нужно употребить АКУЛОВЫЙ?

    1) В Англии XVIII-XIX веков таможенников и вербовщиков в королевский флот презрительно называли акулами за их АКУЛИЙ характер.

    2) Коварные АКУЛЬИ повадки хорошо известны ныряльщикам за жемчугом.

    3) В океанариуме живут свыше двадцати семейств АКУЛЬИХ рыб.

    4) Ему снились проклятые АКУЛЬИ пасти, и тогда он вновь переживал ужасы тех четырёх часов.

    Ответ: 3.

      В каком предложении вместо слова БАРСКИЙ нужно употребить слово БАРСТВЕННЫЙ?

    1) Собирая БАРСКУЮ ягоду, крепостные женщины пели.

    2) БАРСКАЯ осанка и походка Лигова невольно привлекали внимание.

    3) Крестьянские ребятишки старались избегать игр с БАРСКИМ сыном.

    4) БАРСКИЙ указ вызвал бунт не только у него в имениях, но и во всей губернии.

    Ответ: 2.

    3. В каком предложении вместо слова ПРИЗНАНИЕ нужно употребить ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ?

      Нобелевская премия - ПРИЗНАНИЕ выдающихся заслуг физика Жореса Алферова.

      Его любовное ПРИЗНАНИЕ смутило женщину до слез.

      Учительница горячо защищала Вовку, и он испытывал к ней глубокое чувство ПРИЗНАНИЯ.

      Мальчишки бросились врассыпную, и это было ПРИЗНАНИЕМ несомненной моей победы.

    Ответ: 3.

    Выполнение заданий ЕГЭ (учащиеся работают с раздаточным материалом № 2). Слайд 26.

    (1)... (2) Прежде всего, письменная речь не ограничена временем общения, в то время как устное высказывание воспринимается и понимается слушающим по мере того, как говорящий его произносит. (3) Кроме того, письменная речь не может быть связана определённым физическим пространством общения, психологическим состоянием её участников и требованием немедленного ответа. (4) Дело в том, что письменная речь монологична: когда мы пишем, то только внутренне представляем нашего читателя-собеседника с его ответами и поэтому имеем возможность обдумать и переделать наше высказывание, не стесняясь ограничениями во времени и пространстве. (5) Одно и то же письменное высказывание может быть прочитано многократно, разными лицами и в разное время, поэтому в нём можно обнаружить и исправить допущенные грамматические ошибки и неясности выражения мысли. (6)... эти различия необходимо учитывать в процессе устного и письменного общения.

    Укажите значение слова ГРАММАТИЧЕСКИЙ в пятом (5) предложении текста. Слайд 27.

    1) связанный с постановкой знаков препинания

    2) связанный с правописанием слов

    3) связанный с правильным произношением слов и форм слова

    4)связанный с нормами изменения слов и построения словосочетаний и предложений

    Проверим: 4.

      Самостоятельная работа (учащиеся работают с раздаточным материалом № 3).

    Задание по паронимам, как и остальные, входит в самостоятельную работу, которую вы выполняете каждый на персональном листе «Раздаточный материал № 3». Не забудьте подписать его.

    Желчный старик из 56-й квартиры, бывший столяр и завсегдатай шахматного клуба, ранним августовским утром с грохотом выбросил в мусоропровод старую туфлю с явным намерением разбудить весь дом. Он давно вёл тяжбу с жильцами дома и всего квартала , и каждый квартал составлял подробный отчёт. Соглядатай старика, избалованный ветчиной кот, знавший толк в гастрономии , ходил по водо­сточному желобу . К коммивоя­жеру из 55-й квартиры приходит в гости танцовщица из кабаре, а у эксперта этажом ниже отбоя нет от клиентов. Жилец из 54-й, в прошлом колхозный дояр , активно продает сливовый сок, объясняя это тем, что слива у тещи в саду обильно плодоносит и плоды некуда девать. Его жена сидит на яблочной и вишневой диете, но вид у нее далеко не заморенный . Дрессировщик из 50-й держит дома сетчатого питона, кормит эту нечисть творогом , потчует хлебом, нарезанным толстыми ломтями и политым оливковым маслом. Питон ест, пока не одолеет его дремота ион не попадёт во власть Морфея. Всем завидно .

    Задания к тексту:

      Поставьте ударение в выделенных словах.

      Отметьте случаи, когда литературный язык допускает вариативное произношение.

      Какое из выделенных слов является многозначным? Выпишите данное слово, определите его лексические значения.

      Какое из подчеркнутых слов имеет следующее лексическое значение: «представитель фирмы, в поездках заключающий торговые сделки; разъездной агент, предлагающий товары фирмы по образцам и каталогам»? Выпишите это слово.

      Найдите в данном тексте фразеологизм, выпишите его.

      Рефлексия.

    Тот, кто сумел на уроке осознать то, что было важным для него, тот будет активно двигаться вперед.

      Отметьте, что сегодня на уроке было для вас полезно?

      Интересно?

      Объявление оценок. Итоги урока.

      Домашнее задание:

    Расставьте ударения в словах орфоэпического минимума, подлежащего проверке на едином государственном экзамене по русскому языку в 2017 году.

    Каждый встреченный мной человек

    в чём-то меня превосходит,

    и мне есть чему у него поучиться.

    Эмерсон

    Конспект консультации по русскому языку в 11 классе

    Распределение по группам – 5 минут (карточки на столе при входе)

    Учащиеся заходят со звонком. При входе берут карточки, на которых написаны названия синтаксических средств, лексических средств и их примеры. Ребятам нужно найти свою пару и организовать две группы. Потом объяснить свой выбор.

    - Молодцы, ребята, садитесь.

    - Ребята, с каким настроением вы пришли на урок?

    - Замечательно, ведь от настроения зависит итог работы, итог нашего сотрудничества.

    - Сегодня у нас необычная консультация: во-первых у нас гости, а во-вторых продолжительность консультации всего 40 минут, поэтому я прошу Вас работать в ускоренном темпе.

    - Итак начнём.

    Задание №1 по группам – 7 минут (карточка №2 на партах)

    Задание №4

    Расставить ударения в выделенных словах

    БалОванный агЕнт действительно чЕрпал мАльчикОвых штанишек, подрОсткОвых тУфель , а также пеленок для новорождЕнной мЕльком . ВероисповЕдание агЕнта аристокрАтии (свой гЕрбовый украИнца ), не позволяло ему менять граждАнство , испытывать кАтАрсис от пребывания в партЕре театра, читать пАсквили и выносить приговОры . На его мЫшление Иконописи , свидетельств о посмертных мытАрствах апокАлипсиса . Он ощущал себя не еретикОм , а избрАнником небес и видел знАменье изобретЕнии .

    ЗАПОМНИ! Вариативное ударение допускается в словах подростковый и катарсис. Подростковый – пять лет назад разрешалось только подростковый , сегодня Орфоэпический словарь русского языка под редакцией Р. И. Аванесова, Москва, 2000 год рекомендует подростковый . В слове катарсис Большой толковый словарь под редакцией С.А. Кузнецова, СПб.: Норинт, 2009 г. допускает два ударения – на первый и второй слоги, а словаре Русское словесное ударение. Словарь нарицательных имён. (Автор М. В. Зарва. Печатное издание М.: ЭНАС, 2001.) – на второй слог, в справочнике Розенталя Д.И.и в словаре Р.И. Аванесова - на первый.

    Задание №2 по парам – 5 минут (карточка №3 на партах)

    Задание №5

    1 пара.

    Вставить в предложение подходящее по смыслу слово

    1. ОБСУЖДЕНИЕ - ОСУЖДЕНИЕ

    1) ОБСУЖДЕНИЕ проблемы загрязнения окружающей среды стало важней темой.

    2) Никогда нельзя предугадать результаты ОБСУЖДЕНИЯ сути научного открытия.

    3) Урок был посвящен ОБСУЖДЕНИЮ новой книги В. Распутина.

    4) Осуждение преступника судом на 3 года исправительных работ вызвало недовольство горожан.

    2 пара.

    2. ОСВОИТЬ - УСВОИТЬ

    1) Завод ОСВОИЛ выпуск новой продукции.

    2) Ученик сумел быстро усвоить новый материал.

    3) Жители деревни решили ОСВОИТЬ новые земли для посева зерновых культур.

    4) Пришлось ОСВОИТЬ новую технику.

    3 пара.

    Выберите нужное слово или словосочетание.
    1. В нем проснулся (ярый , яростный) рыболов.
    2. Он надеялся на (
    удачный , удачливый) улов.
    3. Вода (нетерпимо,
    нестерпимо ) блестит на солнце.

    4 пара.

    1. НАДЕТЬ - ОДЕТЬ

    1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся НАДЕТЬ охотничьи сапоги.

    2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

    3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.

    4) Танцоров одели в национальные костюмы.

    Задание №3 по группам – 5 минут (карточка №4 на партах)

    Задание №7

    1. В повести «Василий Тёркин» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющим верность долгу и отчизне. - В повести «Василий Тёркин» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющего верность долгу и отчизне. (нарушение в построении предложения с причастным оборотом )

    2. Благодаря обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом. - Благодаря обучению в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом. (неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом )

    3. В минувшую субботу для родителей, у кого дети-дошкольники, в Доме культуры состоялась конференция. - В минувшую субботу для родителей, у которых есть дети-дошкольники, в Доме культуры состоялась конференция. (ошибка в построении сложноподчиненного предложения )

    4. Они разбредались кто куда, а некоторые совсем близко подошли к рассказчику. - Они разбрелись кто куда, а некоторые совсем близко подошли к рассказчику. (нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм )

    Задание №4 по группам – 3 минуты (карточка №5 на партах)

    Задание №8

    Даны карточки со словами

    1 группа: вставить пропущенные буквы

    2 группа: разделить слова на 3 группы

    1. словарные слова: экстремальный, силуэт, гипотеза

    2. слова с безударной проверяемой гласной в корне: покаяние, опоздание, долина, громадный, оправдать

    3. слова с чередующимися гласными в корне слова: поплавок, подрастающий

    Итоговое сочинение. (10 минут)

    Коллективное сочинение

    Структура сочинения (на доске)

    1. Тезис

    2. Доказательство № 1.

    3. Доказательство №2.

    4. Вывод.

    - Напишите сочинение рассуждение. Каждую часть пишет 1 пара. (часть выбирают наугад, карточки приготовлены на учительском столе, 1 уч. от группы подходит и берёт)

    - Наше занятие подошло к концу. Сейчас я попрошу вас взять белые листы, которые находятся на краю парты. Согнуть. Соединить линии. В центре напишите 6.12.2016. в 1 квадрате напишите - Что у вас получилось легко, во втором – над чем нужно поработать ещё. В третьем – опишите своё состояние с помощью 1 предложения, в четвёртом - пожелание одноклассникам.

    Спасибо за работу, ребята. Я желаю Вам достичь хороших результатов на итоговом сочинении и во время государственной итоговой аттестации. Всегда помните Успех – это не цель, а следствие кропотливой работы.

    Карточка № 1

    Сравнительный оборот

    Как трепетная птица

    Тревожно-счастливые глаза

    Эпитет

    Клубочек, слабеньких

    Слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом

    Глядела на меня своими чёрными бусинками выхухоль

    Метафора

    Карточка №2

    Балованный агент действительно черпал удовольствие в покупке для своих детей мальчиковых штанишек, подростковых туфель , а также пеленок для новорожденной дочери, которую он видел только мельком . Вероисповедание агента , которого не компрометировала принадлежность к аристократии (свой гербовый знак он хранил вместе с фотографией дяди- украинца ), не позволяло ему менять гражданство , испытывать катарсис от пребывания в партере театра, читать пасквили и выносить приговоры . На его мышление влияло изучение традиций русской иконописи , свидетельств о посмертных мытарствах души и размышление о близости апокалипсиса . Он ощущал себя не еретиком , а избранником небес и видел знаменье последних времен в каждом новом изобретении .

    Карточка №3

    1. ОБСУЖДЕНИЕ – ОСУЖДЕНИЕ

    1) ____________________ проблемы загрязнения окружающей среды стало важней темой.

    2) Никогда нельзя предугадать результаты _____________________ сути научного открытия.

    3) Урок был посвящен ____________________ новой книги В. Распутина.

    4) ____________________ преступника судом на 3 года исправительных работ вызвало недовольство горожан.

    Карточка №3

    2. ОСВОИТЬ - УСВОИТЬ

    1) Завод ________________ выпуск новой продукции.

    2) Ученик сумел быстро ___________________ новый материал.

    3) Жители деревни решили __________________ новые земли для посева зерновых культур.

    4) Пришлось __________________ новую технику.

    Карточка №3

    Выберите нужное слово или словосочетание.


    1. В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.
    2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.
    3. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце.
    4. (Экономичный, экономический) эффект превзошел наши ожидания.

    Карточка №3

    1. НАДЕТЬ - ОДЕТЬ

    1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся _________________ охотничьи сапоги.

    2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее ________________ детей завтра.

    3) Хвойный лес ____________________ все горы и подошёл вплотную к морю.

    4) Танцоров ________________________ в национальные костюмы.

    Карточка №4

    Исправить грамматические ошибки, назвать ошибку

    1. В повести «Василий Тёркин» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющим верность долгу и отчизне.

    2. Благодаря обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом.

    3. В минувшую субботу для родителей, у кого дети-дошкольники, в Доме культуры состоялась конференция.

    4. Они разбредались кто куда, а некоторые совсем близко подошли к рассказчику.

    Карточка №5

    Экстремальный, покаяние, опоздание, поплавок, долина, подрастающий, громадный, оправдать, силуэт, гипотеза

    Карточка №5

    Экстр__мальный, пок__яние, оп__здание, попл__вок, д__лина, подр__стающий, гром__дный, опр__вдать, с__луэт, г__потеза

    Балованный агент действительно черпал удовольствие в покупке для своих детей мальчиковых штанишек, подростковых туфель, а также пеленок для новорожденной дочери, которую он видел только мельком. Вероисповедание агента, которого не компроме(н)тировала принадлежность к аристократии (свой гербовый знак он хранил вместе с фотографией умершего дяди-украинца), не позволяло ему менять гражданство, испытывать катарсис от пребывания в партере театра, читать пасквили и выносить приговоры. На его мышление влияло изучение традиций русской иконописи, свидетельств о посмертных мытарствах души и размышление о близости апокалипсиса. Он ощущал себя не еретиком, а избранником небес и видел знаменье последних времен в каждом новом изобретении.

    Экзальтированным друзьям агента было завидно, что он как глубоко верующий христианин посвящает свой досуг дому и никогда не покидает семью по воскресеньям. Они мастерски устроили заговор и начали его третировать. Они дразнили агента, называя его «бесчувственной статуей, красивее обнаженного Давида» и утверждали, что его «жизнь нормирована донельзя». В конце концов они принудили его нарушить все табу.

    Завсегдатаи ресторанов, работники таможни и хозяева рудников, они повели его на воскресную вечеринку в кулинарию, где спиртное лилось прямо из водопровода, и поэтому его продавали втридорога. И только для давнишних друзей хозяева отпускали товар по оптовой цене. Очутившись за столиком, друзья заказали гренки, вино в пиале, свеклу, творог, щавель и языковую колбасу. Исчерпав все средства убедить нашего героя пригубить вина, его друзья подлили ему малую толику медицинского спирта в газированную воду. Но и этого мизерного количества оказалось достаточно для того, чтобы облегчить намерение компании устроить дебош. Лицо агента начало багроветь, очки на три диоптрии сползли, он кашлянул и предложил ходатайствовать о заключении договора об организации целой индустрии по добыче гусениц и обеспечению их превращения в бабочек. «Нас ждет, - уведомил он всех, - гарантированный успех, ведь аналога подобной индустрии не существует, прибыль мы будем получать каждый квартал и сможем баллотироваться на пост президента». Произнесенная речь повлекла рассредоточение общего внимания, и агент ощутил тошноту, предвещающую инсульт. Блокировав приступ, агент предложил друзьям поехать в его зимовье, находящееся в 735 километрах от кулинарии, если двигаться наискось. Но тут он полностью забыл алфавит и всю языковую систему в целом и потерял сознание.

    Очнулся он утром в помещении, где были закупорены все форточки, поэтому он понял, что находится в аэропорту. Как он добрался до аэропорта, он не знал. Сидевший рядом столяр рассказал ему, как он брыкался, кричал, что не хочет идти в диспансер, кидался невесть откуда взявшимися кухонными ножами, за что его чуть не заключили под арест.

    Агент решил тотчас же позвонить домой и вдоль старого бензопровода, оставленного ржаветь, и мешков с цементом отправился к ближайшему таксофону, на ходу придумывая алиби.

    Часть 2. Прочитайте текст, соблюдая орфоэпические нормы .

    Балованный агент действительно черпал удовольствие в покупке для своих детей мальчиковых штанишек, подростковых туфель, а также пеленок для новорожденной дочери, которую он видел только мельком. Вероисповедание агента, которого не компроме(н)тировала принадлежность к аристократии (свой гербовый знак он хранил вместе с фотографией умершего дяди-украинца), не позволяло ему менять гражданство, испытывать катарсис от пребывания в партере театра, читать пасквили и выносить приговоры. На его мышление влияло изучение традиций русской иконописи, свидетельств о посмертных мытарствах души и размышление о близости апокалипсиса. Он ощущал себя не еретиком, а избранником небес и видел знаменье последних времен в каждом новом изобретении.

    Экзальтированным друзьям агента было завидно, что он как глубоко верующий христианин посвящает свой досуг дому и никогда не покидает семью по воскресеньям. Они мастерски устроили заговор и начали его третировать. Они дразнили агента, называя его «бесчувственной статуей, красивее обнаженного Давида» и утверждали, что его «жизнь нормирована донельзя». В конце концов они принудили его нарушить все табу.

    Завсегдатаи ресторанов, работники таможни и хозяева рудников, они повели его на воскресную вечеринку в кулинарию, где спиртное лилось прямо из водопровода, и поэтому его продавали втридорога. И только для давнишних друзей хозяева отпускали товар по оптовой цене. Очутившись за столиком, друзья заказали гренки, вино в пиале, свеклу, творог, щавель и языковую колбасу. Исчерпав все средства убедить нашего героя пригубить вина, его друзья подлили ему малую толику медицинского спирта в газированную воду. Но и этого мизерного количества оказалось достаточно для того, чтобы облегчить намерение компании устроить дебош. Лицо агента начало багроветь, очки на три диоптрии сползли, он кашлянул и предложил ходатайствовать о заключении договора об организации целой индустрии по добыче гусениц и обеспечению их превращения в бабочек. «Нас ждет, - уведомил он всех, - гарантированный успех, ведь аналога подобной индустрии не существует, прибыль мы будем получать каждый квартал и сможем баллотироваться на пост президента». Произнесенная речь повлекла рассредоточение общего внимания, и агент ощутил тошноту, предвещающую инсульт. Блокировав приступ, агент предложил друзьям поехать в его зимовье, находящееся в 735 километрах от кулинарии, если двигаться наискось. Но тут он полностью забыл алфавит и всю языковую систему в целом и потерял сознание.

    Очнулся он утром в помещении, где были закупорены все форточки, поэтому он понял, что находится в аэропорту. Как он добрался до аэропорта, он не знал. Сидевший рядом столяр рассказал ему, как он брыкался, кричал, что не хочет идти в диспансер, кидался невесть откуда взявшимися кухонными ножами, за что его чуть не заключили под арест.

    Агент решил тотчас же позвонить домой и вдоль старого бензопровода, оставленного ржаветь, и мешков с цементом отправился к ближайшему таксофону, на ходу придумывая алиби.

    Задания:

      Прочитайте вслух.

    Балованный агент действительно черпал мальчиковых штанишек, подростковых туфель , а также пеленок для новорожденной мельком . Вероисповедание агента аристократии (свой гербовый умершего дяди-украинца ), не позволяло ему менять гражданство , испытывать катарсис от пребывания в партере театра, читать пасквили и выносить приговоры . На его мышление иконописи , свидетельств о посмертных мытарствах апокалипсиса . Он ощущал себя не еретиком , а избранником небес и видел знаменье изобретении .

    Раздаточный материал № 1 (работа в паре)

    Задания:

      Поставьте ударение в выделенных словах.

      Прочитайте вслух.

      Отметьте случаи, когда литературный язык допускает вариативное произношение.

      В чём заключается особенность произношения и написания слова «компроме(н)тировать»?

      Какое из слов имеет устаревший вариант произношения?

    Балованный агент действительно черпал удовольствие в покупке для своих детей мальчиковых штанишек, подростковых туфель , а также пеленок для новорожденной дочери, которую он видел только мельком . Вероисповедание агента , которого не компроме(н)тировала принадлежность к аристократии (свой гербовый знак он хранил вместе с фотографией умершего дяди-украинца ), не позволяло ему менять гражданство , испытывать катарсис от пребывания в партере театра, читать пасквили и выносить приговоры . На его мышление влияло изучение традиций русской иконописи , свидетельств о посмертных мытарствах души и размышление о близости апокалипсиса . Он ощущал себя не еретиком , а избранником небес и видел знаменье последних времен в каждом новом изобретении .

    Раздаточный материал № 2

    Раздаточный материал № 2

    (1)... (2) Прежде всего, письменная речь не ограничена временем общения, в то время как устное высказывание воспринимается и понимается слушающим по мере того, как говорящий его произносит. (3) Кроме того, письменная речь не может быть связана определённым физическим пространством общения, психологическим состоянием её участников и требованием немедленного ответа. (4) Дело в том, что письменная речь монологична: когда мы пишем, то только внутренне представляем нашего читателя-собеседника с его ответами и поэтому имеем возможность обдумать и переделать наше высказывание, не стесняясь ограничениями во времени и пространстве. (5) Одно и то же письменное высказывание может быть прочитано многократно, разными лицами и в разное время, поэтому в нём можно обнаружить и исправить допущенные грамматические ошибки и неясности выражения мысли. (6)... эти различия необходимо учитывать в процессе устного и письменного общения.

    Укажите значение слова ГРАММАТИЧЕСКИЙ в пятом (5) предложении текста.

    1) связанный с постановкой знаков препинания

    2) связанный с правописанием слов

    3) связанный с правильным произношением слов и форм слова

    4)связанный с нормами изменения слов и построения словосочетаний и предложений

    Самостоятельная работа

    ученика 10 класса _____________________________________

    Прочитайте текст.

    Желчный старик из 56-й квартиры, бывший столяр и завсегдатай шахматного клуба, ранним августовским утром с грохотом выбросил в мусоропровод старую туфлю с явным намерением разбудить весь дом. Он давно вёл тяжбу с жильцами дома и всего квартала , и каждый квартал составлял подробный отчёт. Соглядатай старика, избалованный ветчиной кот, знавший толк в гастрономии , ходил по водо­сточному желобу . К коммивоя­жеру из 55-й квартиры приходит в гости танцовщица из кабаре, а у эксперта этажом ниже отбоя нет от клиентов. Жилец из 54-й, в прошлом колхозный дояр , активно продает сливовый сок, объясняя это тем, что слива у тещи в саду обильно плодоносит и плоды некуда девать. Его жена сидит на яблочной и вишневой диете, но вид у нее далеко не заморенный . Дрессировщик из 50-й держит дома сетчатого питона, кормит эту нечисть творогом , потчует хлебом, нарезанным толстыми ломтями и политым оливковым маслом. Питон ест, пока не одолеет его дремота ион не попадёт во власть Морфея. Всем завидно .

    Задания к тексту:

      Поставьте ударение в выделенных словах.

      Отметьте случаи, когда литературный язык допускает вариативное произношение.

      Какое из выделенных слов является многозначным? Выпишите данное слово, определите его лексические значения.

    Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Какое из подчеркнутых слов имеет следующее лексическое значение: «представитель фирмы, в поездках заключающий торговые сделки; разъездной агент, предлагающий товары фирмы по образцам и каталогам»? Выпишите это слово.

    Ответ: _________________________________________

      Найдите в данном тексте фразеологизм, выпишите его.

    Ответ: ________________________________________________



    Похожие статьи