• Чьи эстетические. Иерархия жанров. Особенности понятия художественный вкус

    26.01.2024

    Вкус (эстетический) Вкус эстетический, способность человека к различению, пониманию и оценке прекрасного и безобразного в явлениях действительности и произведениях искусства. В. представляет собой результат длительного исторического развития. В процессе общественной практической деятельности создаётся человеческий вкус к природе, «... музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз, ‒ короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям и которые утверждают себя как человеческие сущностные силы» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 593). Особое значение для воспитания В. имеет искусство .

    В эстетике нового времени вплоть до 19 в. шли споры, какую природу имеет В.: рациональную или иррациональную, основывается он на разуме или на чувстве, является прирождённой или воспитываемой способностью, имеют его суждения всеобщее или индивидуальное значение. Во Франции категория В. получила рационалистическое решение в сочинениях Н. Буало , Ш. Баттё, Ш. Монтескье, Вольтера и др. Начиная с Буало, находившегося под влиянием рационалистической философии Декарта, основой В. считается изучение произведений древности, а его главными признаками ‒ правдоподобие, разумность, ясность. В английской эстетике 17‒18 вв. понятие В. приобрело не только эстетический, но и нравственный смысл: согласно А. Шефтсбери и Г. Хому , истинный В. обусловлен не умом и знанием, а характером, гармонической уравновешенностью в человеке различных аффектов. В. проявляется не в следовании стеснительным правилам, а в чувстве правды, в соответствии истине, природе. Английские философы Ф. Хатчесон, а затем Э. Бёрк утверждали всеобщность эстетического В., коренящуюся в общности психофизиологической организации всех людей. Д. Юм акцентировал субъективность вкуса («о вкусах не спорят»).

    И. Кант в «Критике способности суждения» (1790) указал на основную трудность теории вкуса: В. должен быть признан одновременно и общественным, и индивидуальным, и обязательным для всех, и зависящим лишь от характера данного индивида, не подчиняющимся рассудочным правилам. Никакие логические доказательства и объяснения не могут заставить человека признать прекрасным то, что ему не нравится, и вместе с тем в природе В. заложено притязание на то, что прекрасное для одних людей должно быть прекрасным для всех. Противоречие это, по Канту, неразрешимо: «правила В.» не могут быть сформулированы теоретически и В. может развиваться лишь при постоянном непосредственном восприятии гениальных художественных произведений, являющихся образцом вкуса. Г. Гегель подверг критике универсализацию понятия В., в особенности применительно к оценке и восприятию художественных произведений.

    Марксистско-ленинская эстетика отрицает абстрактный нормативизм в подходе к В. и рассматривает его как выражение общественно-исторической культуры человека, проявляющейся во всех областях человеческой жизни ‒ художественном творчестве, многообразных видах трудовой деятельности, в быту, поведении людей и т.п. Видя во В. не только способность к созерцанию и пассивной оценке, но прежде всего способность к творчеству, марксистская эстетика преодолевает созерцательный подход в истолковании В., свойственный просветительской эстетике 18 в., и подчёркивает его деятельную природу и общественную предметную обусловленность. По словам К. Маркса, «предмет искусства... создает публику, понимающую искусство... и способную наслаждаться красотой» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 718). Формирование и развитие В. составляет предмет эстетического воспитания . В ряду проблем социологии В. важное значение имеет конкретное исследование влияния средств массовой коммуникации на формирование эстетических оценок.

    Лит.: Маца И. Л., Об эстетическом вкусе, М., 1963; История эстетики, т. 2, М., 1964, с. 93‒100, 140‒143, 160‒162, 166‒172, 274, 284‒288, 295‒297, 299‒307, 362‒364, 383‒390, 407‒409, 491‒492, 571‒575, 804, 818; Лосев А. Ф. и Шестаков В. П., История эстетических категорий, М., 1965, с. 258‒93; Chambers F. P., The history of taste, N. Y., 1932; Weisbach W., Vom Geschmack und seinen Wandlungen, Basel, 1947; Ziegenfuß W., Die Überwindung des Geschmacks, Potsdam, 1949; Della Volpe G., Critical del gusto, Mil., 1960.

    Б. И. Вязьмин.


    Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

    Смотреть что такое "Вкус (эстетический)" в других словарях:

      ВКУС эстетический, способность человека к различению, пониманию и оценке эстетических явлений во всех сферах жизни и искусства, непременное условие художественного творчества; аксиологическая (см. АКСИОЛОГИЯ) категория, отражающая систему… … Энциклопедический словарь

      Вырабатываемая общественной практикой способность человека эмоционально оценивать различные эстетические свойства, прежде всего отличать прекрасное от безобразного. В тех случаях, когда оценивается произведение искусства, вкус эстетический… … Энциклопедия культурологии

      Вкус (эстетический) - ВКУС эстетический, способность человека к различению, пониманию и оценке эстетических явлений во всех сферах жизни и искусства. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

      ВКУС ЭСТЕТИЧЕСКИЙ - способ ность человека по чувству удовольствия или неудовольствия («нравится» «не нравится») дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в иск ве, различать… … Эстетика: Словарь

      Чувство совершенства, имеющееся у человека и способное склонить его к принятию определенных суждений. Понятие В. существенно уже понятия здравого смысла, В. опирается на непосредственное чувство, а не на рассуждение. И. Кант характеризовал В. как … Философская энциклопедия

      Эстетический, способность человека к различению, пониманию и оценке эстетических явлений во всех сферах жизни и искусства … Современная энциклопедия

      Эстетический способность человека к различению, пониманию и оценке эстетических явлений во всех сферах жизни и искусства. Формирование и развитие вкуса задача эстетического воспитания … Большой Энциклопедический словарь

      эстетический - ая, ое. esthétique adj. <гр. aisthetikos способный чувствовать. 1. Отн. к эстетике <науке>. Эстетические теории. Эстетическая программа. БАС 1. Надеждин, опираясь на эстетические начала, ищет, есть ли высшие художественные достоинства в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

      А (у); м. 1. Ощущение, возникающее в результате раздражения рецепторов, расположенных на языке, мягком нёбе и задней стенке глотки различными веществами; способность ощущать такие воздействия одно из пяти внешних чувств. Горький, кислый, сладкий … Энциклопедический словарь

      Вкус художественно-эстетический - способность личности воспринимать и оценивать реалии окружающего мира и в первую очередь содержание и формы произведений искусства с позиций эстетических критериев прекрасного безобразного, возвышенного низменного, трагического комического и т … Эстетика. Энциклопедический словарь

    Книги

    • Фигурки из бумаги. Модульное оригами , Виктория и Владимир Серовы. Это уникальное практическое пособие с пошаговыми фотографиями, схемами и детальным описанием для каждой поделки от самых авторитетных российских специалистов покитайскому и японскому оригами.…
    В 1971 г. был сделан вывод о том что вВ 1971 г. был сделан вывод о том что в СССР возникла новая историческая общность-советский народ. В это

    общество включалось и всё население БССР. Кем считали себя жители республики- советскими людьми или белорусами?

    10. 1920-е гг. характеризуются обилием новых направлений и форм в советской культуре. Как изменилась политика Советского государства в области культуры в

    1930-е гг.? Какие факторы влияли на социокультурные процессы в советском обществе?

    1)Осуществление,какого мероприятия не было предусмотрено экономической реформой 1965 г? А)создание на предприятиях фонда материального

    стимулирования Б)приватизация нерентабельных производств

    В)улучшение системы планирования

    2)Какая пятилетка была наиболее успешной по экономическим показателям? А)8

    3)Что являлось главным предметом экспорта из СССр в 70е г?

    В)легковые автомобили

    4) По поводу какого события в августе 1968 г состоялось демонстрация группы советских граждан на Красной площади?

    А) по поводу ввода союзных войск Чехословакию

    Б)по поводу ввода ограниченного контингента советских войск в Афганистан

    В) в связи с размещением ГДР и Чехословакии советских ракет средней дальности

    5)В период руководства страной Л.И Брежневым

    А)сократилось влияние партийного аппарата на все сферы жизни общества Б)КПСС была провозглашена "руководящей и направляющей силой общества В)началась перестройка

    Г) началась приватизация

    6)Для экономической реформы 1965 года характерен(характерно)

    А)отказ от плановой системы

    Б)предоставление предприятиям полной хозяйственной самостоятельности В)прекращение партийного вмешательства

    Г)использование материальных стимулов к труду.

    7)Что из названного относилось к итогам проведения во второй половине 1960 г экономической реформы под руководством А.Н Косыпина

    А)передача функций министерства совнархозам

    Б) рост объема промышленного производства

    В) приватизация мелких предстриятий торговли

    8)Инакомыслящий человек,не разделяющий господствующую идеологию,называется

    А)диссидент

    Б)компромат

    В)ренегат

    Г)бюрократ

    9)Какие три из перечисленных мер относятся к реформам 1965г в области сельского хозяйства? (несколько вариантов)

    А)увеличение финансирования сельского хозяйства

    Б)ликвидация МТС

    В)повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию Г)преобразование колхозов в совхозы

    Д)приятие программы химизации и мелиорации

    Е) установление пенсий колхозникам

    10)Что согласно Конституции СССР 1977 г являлось ядром советской политической системы?

    А) советы народных депутатов всех уровней

    Б)Коммунистическая партия

    В) союз коммунистов и беспартийных.

    В7. Прочтите отрывок из доклада Генерального секретаря ЦК КПСС.

    «Товарищи!
    На нас, членов Центрального Комитета, XXVII съездом партии возложена величайшая ответственность - обеспечить проведение в жизнь стратегического курса на ускорение социально-экономического развития страны. Политбюро именно так понимает ситуацию и роль Центрального Комитета на нынешнем этапе жизни советского общества.
    Исходя из этого, на обсуждение Пленума вынесен вопрос, имеющий первостепенное значение для успешной реализации политической стратегии, разработанной апрельским Пленумом ЦК и XXVII съездом КПСС, - вопрос о перестройке и кадровой политике партии. Мы должны рассмотреть его в широком социально-политическом плане, учитывая уроки прошлого, характер переживаемого момента и задачи на будущее».
    Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведенном списке три верных суждения.
    Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
    1) Генеральный секретарь ЦК КПСС, выступивший с данным докладом, - М.С. Горбачев
    2) на съезде руководитель партии выступил с докладом о культе личности И.В. Сталина
    3) доклад относится к периоду «оттепели»
    4) выступление относится к 1986 г.
    5) результатом работы съезда стало принятие Программы построения коммунизма за 20 лет
    6) перед съездом и в ходе съезда в партии была осуществлена «кадровая революция» - свои посты покинули многие прежние руководители
    Ответ:

    В 1971 г. был сделан вывод о том что вВ 1971 г. был сделан вывод о том что в СССР возникла новая историческая общность-советский народ. В это

    общество включалось и всё население БССР. Кем считали себя жители республики- советскими людьми или белорусами?

    10. 1920-е гг. характеризуются обилием новых направлений и форм в советской культуре. Как изменилась политика Советского государства в области культуры в

    1930-е гг.? Какие факторы влияли на социокультурные процессы в советском обществе?

    1)Осуществление,какого мероприятия не было предусмотрено экономической реформой 1965 г? А)создание на предприятиях фонда материального

    стимулирования Б)приватизация нерентабельных производств

    В)улучшение системы планирования

    2)Какая пятилетка была наиболее успешной по экономическим показателям? А)8

    3)Что являлось главным предметом экспорта из СССр в 70е г?

    В)легковые автомобили

    4) По поводу какого события в августе 1968 г состоялось демонстрация группы советских граждан на Красной площади?

    А) по поводу ввода союзных войск Чехословакию

    Б)по поводу ввода ограниченного контингента советских войск в Афганистан

    В) в связи с размещением ГДР и Чехословакии советских ракет средней дальности

    5)В период руководства страной Л.И Брежневым

    А)сократилось влияние партийного аппарата на все сферы жизни общества Б)КПСС была провозглашена "руководящей и направляющей силой общества В)началась перестройка

    Г) началась приватизация

    6)Для экономической реформы 1965 года характерен(характерно)

    А)отказ от плановой системы

    Б)предоставление предприятиям полной хозяйственной самостоятельности В)прекращение партийного вмешательства

    Г)использование материальных стимулов к труду.

    7)Что из названного относилось к итогам проведения во второй половине 1960 г экономической реформы под руководством А.Н Косыпина

    А)передача функций министерства совнархозам

    Б) рост объема промышленного производства

    В) приватизация мелких предстриятий торговли

    8)Инакомыслящий человек,не разделяющий господствующую идеологию,называется

    А)диссидент

    Б)компромат

    В)ренегат

    Г)бюрократ

    9)Какие три из перечисленных мер относятся к реформам 1965г в области сельского хозяйства? (несколько вариантов)

    А)увеличение финансирования сельского хозяйства

    Б)ликвидация МТС

    В)повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию Г)преобразование колхозов в совхозы

    Д)приятие программы химизации и мелиорации

    Е) установление пенсий колхозникам

    10)Что согласно Конституции СССР 1977 г являлось ядром советской политической системы?

    А) советы народных депутатов всех уровней

    Б)Коммунистическая партия

    В) союз коммунистов и беспартийных.

    В7. Прочтите отрывок из доклада Генерального секретаря ЦК КПСС.

    «Товарищи!
    На нас, членов Центрального Комитета, XXVII съездом партии возложена величайшая ответственность - обеспечить проведение в жизнь стратегического курса на ускорение социально-экономического развития страны. Политбюро именно так понимает ситуацию и роль Центрального Комитета на нынешнем этапе жизни советского общества.
    Исходя из этого, на обсуждение Пленума вынесен вопрос, имеющий первостепенное значение для успешной реализации политической стратегии, разработанной апрельским Пленумом ЦК и XXVII съездом КПСС, - вопрос о перестройке и кадровой политике партии. Мы должны рассмотреть его в широком социально-политическом плане, учитывая уроки прошлого, характер переживаемого момента и задачи на будущее».
    Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведенном списке три верных суждения.
    Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
    1) Генеральный секретарь ЦК КПСС, выступивший с данным докладом, - М.С. Горбачев
    2) на съезде руководитель партии выступил с докладом о культе личности И.В. Сталина
    3) доклад относится к периоду «оттепели»
    4) выступление относится к 1986 г.
    5) результатом работы съезда стало принятие Программы построения коммунизма за 20 лет
    6) перед съездом и в ходе съезда в партии была осуществлена «кадровая революция» - свои посты покинули многие прежние руководители
    Ответ:

    Теория жанровой иерархии была сформулирована в 1669 году Андре Фелибьеном , историографом, архитектором и теоретиком французского классицизма, секретарем Французской академии, в своем предисловии к курсу лекций, прочитанным студентам.

    Этой системы придерживались все художественные академии Европы (Париж, Рим, Флоренция, Лондон, Берлин, Вена, Санкт-Петербург и проч.).

    Высокий и низкий жанр

    Тот, кто изрядно пишет пейзажи, стоит выше пишущего единственно фрукты, цветы и раковины. Тот, кто пишет живых животных, ценится больше, чем рисующие лишь мёртвые и неподвижные вещи; и коль скоро образ человеческий есть самое совершенное творение Бога на Земле, столь же несомненно, что тот, кто становится подражателем Божиим, изображая человеческий образ, делается превосходнее всех других... Художник, делающий лишь портреты, ещё не достиг того высокого совершенства Искусства и не может претендовать на честь, которую получают наиболее умелые. Для того потребно ему перейти от единственной фигуры к представлению купно нескольких; должно обратиться к истории и баснословиям древних; надобно представить великие дела, подобно историкам, или предметы приятные, подобно Поэтам, и поднимаясь ещё выше, при помощи композиций Аллегорических надлежит уметь скрывать под покровом баснословия добродетели величайших мужей и возвышеннейшие из таинств.

    Согласно академической концепции, подобные «жанровые» картины стояли на низшей ступени, поскольку они являлись просто повествующим, запечатляющим искусством, без какой-то попытки морали и назидательности. Эта жанровая живопись, пусть и совершенная по стилю и рисунку, хвалилась только за умение, изобретательность и даже юмор, но никогда не считалась высоким искусством.

    Иерархии жанров соответствовала иерархия размеров: большой формат - для исторической живописи, маленький - для бытовой.

    Современная жизнь - современные события, манеры, одежда, внешний вид - считались несовместимым с высоким стилем, и лишь идеализированное прошлое могло служить подходящей, благородной и уместной темой. (Соответственно, обычное тело тоже не служило предметом изображения - рисовали лишь по-античному прекрасные, идеальные тела).

    Теоретики академического искусства считали, что эта иерархия была оправдана, поскольку она отражала присущую возможность морального воздействия для каждого из жанров. Так, например, художник намного эффектнее донесет мораль через историческое полотно, затем портрет или жанровую живопись, чем через пейзаж или натюрморт. Кроме того, мастера античности и ренессанса считали, что высшей формой искусства является изображение человеческой фигуры. Таким образом, пейзаж или натюрморт, где человека не изображали, действительно является более «низкой» формой жанра. Наконец, система академической иерархии отображает потенциальную стоимость каждого из полотен: крупная историческая живопись является наиболее подходящим и удобным жанром для государственного заказа, далее портрет, бытовой жанр и пейзаж - а натюрморты, как правило, мелки и выполняются для личных интерьеров.

    Воздействие

    Эта иерархическая система, основанная на традициях греческого и римского искусства, подытоженных в ходе итальянского Возрождения, была использована академиями в качестве основы для присуждения премий и стипендий, а также системы развески на с публичных выставках (Салонах). Она также оказывала значительное влияние на предполагаемую стоимость произведений искусства.

    Французская академия имела конкурсы Grand и Petits Prix соответственно по двум направлениям. Таким образом, самые высокие призы априори доставались произведениям в историческом жанре - практика, которая вызвал много недовольства среди студенческой художников. Эта негибкая иерархия вызывала много недовольства среди известных художников, что со временем привело к подрыву авторитета академий. Кроме того, ради престижа некоторые живописцы совершали попытки писать грандиозные исторические полотна, что получалось не у всех. Если художник обладал даром скорее портретиста, чем исторического живописца, то неудача могла нанести ему душевную травму.

    Портрет

    Любопытно угнетённое место портрета в данной иерархии. В обзоре Салона 1791 года можно было прочесть: «Исторический живописец, который должен подражать природе во всех ее аспектах, должен уметь написать портреты. Однако портрет не может считаться самостоятельным жанром».

    Катрмер де Кенси, один из самых влиятельных теоретиков классицизма, считал жанр портрета настолько низким, что даже не удостаивал его специального внимания: «Нет ничего более ограниченного, чем удовольствие, которое получаешь от созерцания портрета. Если отбросить в сторону тот интерес, который придают портрету личные или общественные привязанности и талант художника, то совершенно очевидно, что разум и воображение почти не участвуют в такого рода подражании». Получаемое от портрета удовольствие не может сравниться с эстетическим наслаждением, достижение которого является целью изящных искусств. Портрет показывает то, что существует в действительности, в то время как «большое искусство с помощью того, что есть, должно изображать то, чего реально не существует, должно показывать идеал».

    Критики, впрочем, допускали неизбежность существования исторического портрета, который, по их глубокому убеждению, может быть создан только историческим живописцем. «Именно они, исторические живописцы, могут написать настоящий портрет». Об исторических портретах нередко пишут в обзорах выставок, подчас их рассматривают сразу же за исторической картиной. О портретах же частных лиц (которых с каждым годом становилось все больше) предпочитают не упоминать или просто перечисляют их по названиям, никак не комментируя. Понимание портрета как некоего дополнения к исторической картине было весьма распространено. Об этом писали не только известные приверженцы классицизма Катрмер де Кенси, Делеклюз, но и критики следующего поколения, чьи эстетические воззрения отличались большей гибкостью, например Г.Планш .

    Поджанры и попытки найти выход

    Хотя европейские академии, как правило, строго настаивали на этой иерархии, некоторые художники оказывались способными изобретать поджанры, благодаря чему поднимались в этой иерархии наверх:

    • Джошуа Рейнольдс создал стиль портретов, называемый им Grand Manner , в котором он льстил своим моделям, изображая их в качестве мифологических персонажей.
    • Антуан Ватто изобрел Fêtes galantes - сценки развлечений придворных, которых он помещал в ландшафт Аркадии. Таким образом, картина с «пастушками» приобретала аллегорический и поэтический смысл, что её с точки зрения академиков облагораживало.
    • Клод Лоррен практиковался в жанре, называемом «Идеальный пейзаж» , где полотно в основном наполнял пейзаж, который дополнялся не очень заметными мифическими или библейскими фигурами. Он был так искусен в сочетании пейзажа и исторической живописи, что тем самым его «легализировал». Таким образом, появился «Исторический пейзаж» , который получил официальное признание во Французской Академии, когда в 1817 году за этот жанр был учрежден Prix de Rome .
    • Жан-Батист Шарден писал натюрморты, которые благодаря выбранным предметам воспринимались как аллегорические полотна.

    Дальнейшая история

    До середины XIX века женщинам не разрешалось обращаться к исторической живописи, поскольку они не были допущены к заключительному этапу обучению в Академиях - обнаженной натуре, так как это нарушало правила приличия. Женщины могли работать в Petit genre - писать портреты, натюрморты и т. п., а также копировать старых мастеров, скульптуру и гравюру.

    К концу XIX художники и критики начали бороться против правил Французской Академии, а также утверждать, что оценка этих жанров в истории искусства является неправильной. Появившиеся новые художественные течения - реализм, а позже импрессионизм, были заинтересованы в изображении повседневной жизни и текущего момента. «Иго» было сброшено.

    В настоящий момент потомками ценятся именно полотна низкого жанра, в особенности, портреты и сценки из жизни, в то время как академическая историческая живопись в большинстве случаев кажется скучной и незанимательной.

    В литературе

    Соответственно возвышенным этическим идеям, эстетика классицизма устанавливала иерархию литературных жанров

    • «высоких» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.)
    • «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.).

    Библиография

    • Paul Duro. Giving up on history? Challenges to the hierarchy of the genres in early nineteenth-century France // Art History. Volume 28 Issue 5, Pages 689-711

    Примечания


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Иерархия жанров" в других словарях:

      У этого термина существуют и другие значения, см. Gerarchia. Иерархия (от др. греч. ἱεραρχία, из ἱερός «священный» и ἀρχή «правление») порядок подчинённости низших звеньев высшим, организация их в структуру типа дерево; принцип управления в … Википедия

      литературные направления - 1) классицизм время: XVII – начало ХIХ в.; типичные представители: П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Лафонтен, Н. Буало, Мольер, А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин; стилеобразующие особенности:… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

      литературные направления - 1) классицизм (время: XVII – начало ХIХ в.; типичные представители: П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Лафонтен, Н. Буало, Мольер, А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин; стилеобразующие… … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

      Основная статья: Портрет … Википедия

      - (от лат. classicus, букв. – принадлежащий к первому классу римских граждан; в переносном смысле – образцовый) – художеств. направление и соответствующая ему эстетич. теория, возникновение к рых относится к 16 в., расцвет – к 17 в., упадок – к… … Философская энциклопедия

      классицизм - (от лат. classicus образцовый) литературное направление, сложившееся в европейской литературе XVII в., в основе которого: 1) Признание античного искусства высшим образцом, идеалом, а произведений античности художественной нормой. 2) Принцип… … Словарь литературоведческих терминов

      ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ IV - Изобразительное искусство является важнейшей по значению в христ. культуре и наиболее обширной по количеству сохранившихся памятников частью художественного наследия В. и. Хронология развития визант. искусства не вполне совпадает с хронологией… … Православная энциклопедия

    1. Определение понятия эстетический вкус

    2. Формирование и развитие эстетического вкуса

    3. Особенности понятия художественный вкус

    Заключение

    Список использованных источников


    Введение

    Актуальность работы обусловлена тем, что эстетический и художественный вкус – это разные наименования одного и того же явления или это разные модификации некоего психического механизма. Если второе верно, то чем художественный вкус отличается от эстетического? Может они реально существуют в многообразии конкретных вариаций.

    Эстетический вкус – это понятие более широкое, чем вкус художественный, который проявляется в отношении к искусству. Художник, обладая художественным вкусом, имеет, безусловно, и эстетический вкус, проявляет свое эстетическое отношение к объективной реальности в целом, и к отдельным ее областям. Художественный вкус художника – это и чувствование, понимание красоты в жизни, это и передача чувства прекрасного в произведениях искусства.

    Цель работы – изучить особенности эстетического и художественного вкуса.

    Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

    1. Дать определение понятия эстетический вкус;

    2. Изучить формирование и развитие эстетического вкуса;

    3. Раскрыть особенности понятия художественный вкус.

    Эстетический и художественный вкус человеку не дается с рождения, так же как и способности; он развивается с развитием человека, его органов чувств, психики, его опыта познания жизни.


    1. Определение понятия эстетический вкус

    Эстетический вкус обычно рассматривают как способность человека к эстетической оценки явлений действительности и искусства. Эта традиция определения заложена Кантом, который считал, что вкус – это «способность судить о красоте». Вопрос, однако, издавна носит дискуссионный характер. Вопреки латинском пословице, которое было известно еще в Древнем Риме, а в ХVШ в. опять «поднята на щит» английским философом Давидом Юмом. О вкусах спорили всегда и весьма оживленно.

    В чем причина такого противоречия признания права личности на индивидуальный вкус, с одной стороны, и согласны принять чужую эстетическую оценку, с другой?

    Сразу оговоримся: в жизни есть одно исключение, где о вкусах действительно не спорят и спорить было бы просто неразумно. Но это из области чисто физиологического вкуса: что вкусно, а что невкусно. Здесь уже прямая зависимость от особенностей человека и отчасти его психологической своеобразия. Это, скорее, не вкус, а преимущество, которое отдает личность соленом или сладком, холодном или горячем, громком или тихом (звука). Такие характеристики объектов не имеют общественного значения, не затрагивают интересов другого человека.

    Совсем другое дело – эстетический вкус. Он, конечно, также глубоко индивидуальный, но принадлежит совсем к другой сферы – сферы общественной, социальной. Эстетический вкус не есть врожденное качество личности, и его нельзя сводить к психофизиологических инстинктов, к реакциям. Это социальная способность человека, которая формируется, как и многие другие социальные способности, в процессе воспитания и образования человека.

    Эстетический вкус является важнейшей характеристикой становления личности, отражающий уровень самоопределения человеческой индивидуальности. То есть эстетический вкус не сводится к простой способности эстетической оценки, поскольку не останавливается на самой оценке, а завершается присвоением или отрицанием культурной, эстетической ценности. Так что правильнее будет определить эстетический вкус как способность личности к индивидуального отбора эстетических ценностей, а тем самым и к саморазвитию и самоформування. Действительно, человек, обладающий эстетическим вкусом, отличается определенной завершенности, целостности, то есть является не просто человеческим индивидом, а личностью. Отличительная особенность здесь состоит в том, что кроме таких индивидуальных особенностей, как пол, возраст, рост, цвет волос и глаз, тип психики, личность обладает также индивидуальным внутренним духовным миром, который определяется социальными ценностями и преимуществами.

    2. Формирование и развитие эстетического вкуса

    Становление личности – процесс длительный, не завершается окончательно никогда. Есть однако возрастной границе от 13 до 20 лет, когда формируются основные социальные характеристики личности, в том числе эстетический вкус. В возрасте 18–25 лет, что соответствует возрастной психологии студентов высшей школы, эстетические вкусы уже должны быть сформированы, а преподавателям и кураторам необходимо лишь направить их в правильное русло. Ценность каждой личности как раз и заключается в ее своеобразия, неповторимости. В значительной степени это достигается тем, что в процессе формирования на личность влияет свой, неповторимый комплекс культурных ценностей и духовных ориентации. Таким способом состоит уникальность формирования каждого человека. И эстетический вкус становится не только инструментом формирования этой уникальности, но и способом ее объективации, общественного самоутверждения.

    Если говорить об отсутствии эстетического вкуса, то идет прежде всего речь о проявлении всеядность, т.е. присвоении человеком любых общепризнанных эстетических и культурных ценностей. Всеядность как раз характеризует недостаточность личностного отношения к миру, неспособность отобрать из богатства культуры те ценности, которые в наибольшей мере развивают, дополняют, шлифуют природные задатки, способствуют профессиональному, гражданскому, нравственному совершенствованию личности.

    Эстетический вкус является своеобразным чувством меры, умением находить необходимую достаточность в личностном отношении к миру культуры и ценностей. Наличие эстетического вкуса проявляется как пропорциональность внутреннего и внешнего, гармония духа, социального поведения, социальной реализации личности

    Часто эстетический вкус сводят только к внешним форм его проявления, Например, рассматривают вкус как способность человека следовать моде как в узком, так и в самом широком смысле. То есть сводят к умению модно одеваться, посещать модные выставки и спектакли, быть в курсе последних литературных публикаций. Все это не противоречит формам объективации вкуса, однако эстетический вкус – не только и, пожалуй, не столько внешние проявления, сколько глубокое гармоничное сочетание духовного богатства личности с бескомпромиссностью ее социального выражения. Потому что личность, обладающей эстетическим вкусом, не следует слепо за модой, и если модная одежда деформирует индивидуальные особенности, нивелирует ее своеобразие, такая личность может иметь смелость быть старомодной или нейтральной в моду. И в этом окажется ее эстетический вкус. В еще большей степени избирательным она может быть по отношению к формам поведения и общения. Особенности личности в общении являются ее ведущими характеристиками. Вот почему составить верное представление о человеке можно лишь в условиях общения или совместной деятельности. Способность человека последовательно и целенаправленно развивать и культивировать личностные социокультурные характеристики через отбор и усвоение определенных культурных ценностей и является индивидуальным эстетическим вкусом.

    В формировании и развития эстетического вкуса очень большую роль играет музыкальное восприятие. Во-первых, это конечная цель деятельности, на которую направлена творчество композитора и музыканта-исполнителя. Во-вторых, это способ отбора и закрепления различных композиторских приемов, стилистических находок и открытий, которые, в конце концов, становятся частью целостной музыкальной культуры. В-третьих, это то, что объединяет все виды музыкальной деятельности – от первых шагов ученика к зрелым авторских произведений. Каждый музыкант есть и своим собственным слушателем. Вместе с тем каждый слушатель индивидуально расшифровывает содержание музыкального произведения, интерпретирует нотный текст. Такой процесс восприятия можно назвать субъективным.

    Сущность познания заключается не только в осмыслении определенного музыкального произведения в истории музыкального искусства, даже в осмыслении эволюции искусства. Так начинает срабатывать эволюционно-синергетический метод, направленный на целостное овладение мира музыкальных ценностей.

    3. Особенности понятия художественный вкус

    Эстетический вкус имеет также и особую модификацию – художественный вкус. Развивается он на базе эстетического и влияет в свою очередь на него. Художественный вкус формируется только через общение с миром искусства и в значительной мере определяется художественным образованием, то есть знанием истории искусства, законов формообразования различных видов искусства, знакомством с литературно-художественной критикой. Но поскольку содержанием искусства является все та же система общественных ценностей, только представленная в художественной форме, то, как и эстетический, художественный вкус становится предметом споров, по крайней мере с тех пор, как возникло само понятие вкуса

    Этот спор не только возможно, но и необходимым именно потому, что касается ценностей, которые касаются самой духовной структуру человеческой личности, то есть ценностей личностно значимых и определяющих не только характер личностного самосознания, но и характер индивидуальной жизнедеятельности, индивидуальной жизнестроительства. Поэтому личность как общественное существо заинтересована в общественном признании тех, ценностей, которые определяют систему его духовности, ее ориентиры и жизненные потребности.

    В такой же мере, как и по отношению к личности, эстетический и художественный вкус могут характеризовать страсти, симпатии и антипатии социальной группы или класса. Эстетический вкус обусловлен всем комплексом общественных условий, и в классовом обществе он всегда несет на себе отпечаток классовых предпочтений, целей и ценностей. Единых эстетических вкусов и норм, пригодных для всех времен и народов, для всех общественных групп, не существует. Очень хорошо это замеченное Н.Г. Чернышевским, ярко показал, насколько отличаются эталоны женской красоты в зависимости от условий существования простого народа и зажиточного класса. Поэтому необходимо приучать студентов тактично и терпимо относиться к мнению других людей, признавая за ними равное право на самостоятельный поиск и самостоятельную мысль.



    Похожие статьи
    • Поход в Бактрию и Согдиану

      Согдийцы позаимствовали у Ирана свою письменность; из послеахеменидского канцелярского арамейского письма возникли четыре идеографические системы письма: парфянское, персидское, согдийское и хорезмийское. Эти системы письменности сохранялись в...

      Теплый пол
    • Чем образована мочевыделительная система

      Важную роль для человека играет мочевыделительная система, имеющая свои уникальные особенности и функции, которая выводит шлаки и продукты жизнедеятельности, вырабатываемые клетками при обмене веществ.Мочевыделительная система человека избавляет...

      Лаги
    • Преподобный мефодий, игумен пешношский

      Преподобный Мефодий Пешношский.Преподобный Мефодий еще в молодых летах, в числе первых, пришел к преподобному Сергию и под руководством сего великого наставника иноческой жизни провел несколько лет. О его родителях, времени и месте рождения ничего...

      Керамическая плитка