• Побег от самого себя: что такое диссоциативная фуга. Бегство от себя Смотреть что такое "Бегство от самого себя" в других словарях

    16.03.2024
    Карабущенко Наталья Борисовна 2006

    Психология личности

    Н. Б. Карабущенко Астраханский государственный университет

    «БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ»

    КАК «БЕГСТВО ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»

    Когда немецкий психолог Э. Фромм писал свою работу «Бегство от свободы» (1941), то, давая ей такое название, он имел в виду самое массовое явление, которое охватило весь мир в первой половине ХХ в. - в эпоху расцвета индустриализма и тоталитаризма. Он описывал «бегство от свободы» преимущественно как феномен массовой психологии. Но за этим бегством масс стояли вожди, которые и организовывали этот «побег» человека от самого себя. Сам по себе отказ от свободы есть нарушение человеческого естества. В ХХ в. этот процесс приобрел массовый характер. Остались единицы - те, кто не перешел за эту грань, остался свободным, но был вынужден взять на себя груз ответственности за всех остальных. «Бегство от свободы» стало фактически «бегством от ответственности».

    В психологии массового человека эпохи развитого индустриализма и господства тоталитарных политических режимов бегство от свободы стало реальным способом сохранить свою жизнь и не стать жертвой репрессивного аппарата. Бегство от свободы делает человека субъектом толпы,

    а, как известно, «осЫокга1;о8» («власть толпы») диктует человеку свои условия помимо его воли и желания . Психология масс («¥-осЫо8») и психология элит («¥-еШе») являются двумя разными полюсами в общественной психологии. Без анализа их сущности все наши представления об общественной психологии будут носить весьма приблизительный характер.

    Если в психологии элит на первом месте стоят такие ценности, как свобода и ответственность (долг), то в психологии масс мы, напротив, наблюдаем их полное или частичное отсутствие. Чувство долга и чести всегда было достоянием аристократического начала. Оно и порождало приверженность субъекта элиты к ответственному поведению. Массовый же человек (особенно в эпоху так называемого «восстания масс») демонстрирует «чудеса» своего безответственного поведения (Н. А. Бердяев, Х. Ортега-и-Гассет). Для демократии такой сценарий развития событий крайне нежелателен, но он вполне устраивает диктаторские политические режимы. Вот почему тоталитарные политические элиты устраивают «бегство» своих масс от свободы. Свобода, как и сама демократия, становится удобной для них фикцией, областью их постоянных политических манипуляций. В связи с этим у многих тоталитарных и авторитарных политиков происходит раздвоение личности на официальную (парадную) и теневую (деструктивную).

    Э. Фромм фактически провел водораздел между массовой и элитной психологией по линии разлома дихотомии «свобода - рабство», где «рабство» у него - это «бегство от свободы», а в качестве носителей свободы выступает «элита», т. е. те самые «смельчаки», которые не убоялись свободы, точнее, возникающей за ней ответственности, и приняли «вызов своего времени» как «вызов своей судьбы».

    В связи с этим у нас есть все основания утверждать, что в психологии современных элит содержится еще одно фундаментальное «бегство» (как отказ) - это бегство от ответственности. Анализ их духовной сущности (этика, интеллект, мотивы поведения и т. д.) указывают на то, что элиты эпохи развитого индустриального мира (конец ХХ - начало ХХ1 в.) не только не отвечают за вверенное их заботам общество, но отказываются также быть ответственными за свои собственные действия, они отказываются быть ответственными даже сами перед собой. Такое состояние мы могли бы с полным основанием назвать «бегство от ответственности».

    Отказывающийся от свободы человек осознанно подавляет в себе некоторое свои свойства, определяющие его как независимую личность. Такие понятия, как честь, долг, принципиальность, личные интересы и т. п., уступают место их имитации. Такой человек ограничивает себя в выборе. Перспективы его жизни сужаются до минимума. Он перестает быть хозяином своего «Я». Массовый человек бежит от свободы, для того чтобы исключить ответственность. Примерно по такому же сценарию начинают действовать и некоторые субъекты элиты, в характеристиках которых мы обнаруживаем присутствие скрытого «массового человека». В эпоху «восстания масс» массовый человек (как особый психологический тип) проник и в саму элиту.

    Так куда же «бегут» сами элиты? Политические элиты традиционно «бегут» (стремятся) к власти, экономические - к богатству, культурные -к интеллектуальному обогащению и воплощению своих самых амбициозных планов, но все они так или иначе, но сообща бегут от главного своего преследователя - от ответственности за судьбу всего человечества. В век «восстания масс» (ХХ в.) элиты все как одна сложили с себя полномочия быть ответственными за судьбы человечества. Быть может, сущность «восстания элит» (ХХ1 в.) будет заключаться как раз в том, чтобы вернуться к осознанию этого долга и вновь стать ответственными за всё и всех?

    Психологические теории элит ХХ в. концентрировали свое внимание главным образом на проблеме власти политического лидера . Чаще всего они рассматривали его абстрактно и дистанцированно. В настоящее время обстоятельства требуют от психологических теорий элит, чтобы они разработали методики конкретных исследований конкретных обывателей элитных групп и элитного статуса. Самим элитам давно уже необходимо создать «службу психологического сопровождения» (профилактики и коррекции) своей деятельности.

    Сам феномен «бегства» не столь однолинейный, как это может показаться на первый взгляд. «Бегство» как минимум бывает двух видов: 1) «бегство» как отказ от чего-либо и 2) «бегство» как стремление к чему-

    либо. При этом одно «бегство» вовсе не исключает другого: «плюсы» и «минусы» могут распределяться по обе стороны этого деления, т. е. носить как массовый, так и элитный характер. При этом следует отметить, что понятие «массовое» здесь означает обыденное - то, что обычно встречается в нашей повседневности, в то время как «элитное» указывает на единичные и уникальные случаи. В последнем случае речь, скорее всего, может идти не столько о случайном, сколько об идеальном. В идеале элитность должна быть бегством от лжи, зла и насилия. На практике же элиты (особенно политические) начинают копировать свои массы и отказываются быть ответственными за принятые решения.

    Элитность, как главное из базовых свойств «души», возникает тогда, когда субъект совершает свой позитивный выбор (в данном случае из двух вариантов выбирает первый) - между «творчеством» и «рутинностью», между «свободой и ответственностью» и «несвободой и безответственностью», между «качеством» и «количеством», между «личностью» и «видимостью личности» («личины»).

    Возникающие в результате отказа от свободы психологические и социальные барьеры углубляют психологическую дистанцию между обыденностью и элитностью, ставят препятствия на пути реализации личностью себя как творческого начала . Возникает явление, которое мы могли бы назвать «психологией несвободы» (по аналогии с «психологией власти»). Если «психология власти» характеризует сущность лидера, то «психология несвободы» раскрывает перед нами духовный мир аутсайдера. Некую аналогию в этом дихотомическом противопоставлении психологии лидера и аутсайдера мы можем усмотреть в моральной дихотомии «благородства» и «низости», описание которой впервые дал еще сам Конфуций: «цзюньцзы» («благородный муж») и «сяо жэнь» («низкий человек»). При этом обращает на себя внимание тот факт, что при описании этой дихотомии философ затрагивает сугубо психологические аспекты, например: «Благородный муж живет в согласии со всеми. Низкий человек ищет себе подобных. Благородный муж беспристрастен и не терпит групповщины. Низкий человек любит сталкивать людей и сколачивать клики. Благородный муж стойко переносит беды. Низкий человек в беде распускается... Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен. То, что ищет благородный муж, находится в нем самом. То, что ищет низкий человек, находится в других» . При этом следует особо подчеркнуть, что деление на «благородство» и «низость» у Конфуция происходит без какого-либо учета социального статуса индивида. Этой же позиции в дальнейшем будут придерживать все представители антропологического элитизма (Платон, Сенека, Ф. Ницше, Н. А. Бердяев), что указывает на объективность антропологического фактора элитности и субъективность элитности социального типа.

    Свобода духа, по мнению Н. А. Бердяева, есть черта аристократической личности. Под «аристократической личностью» он понимал такую регеопа, которая не боится брать на себя ответственность, заключающуюся в том, чтобы быть в ответе за все человечество. «Главным признаками при-

    надлежности к массе нужно считать невыраженность личности, отсутствие личной оригинальности, склонность к смешению с количественной силой данного момента, необыкновенную способность к заражению, подражательность, повторяемость. Человек с такими свойствами есть человек массы, к какому бы классу он ни принадлежал» . Поэтому аристократической должна быть личность человека, а не его социальный статус .

    В нашем понимании проблема свободы и ответственности не может быть отделена от проблемы творчества и личности. Каждая личность должна непременно обладать такими качествами, как свобода, творчество, ответственность. Те, кто стремится как-то ограничить эти требования в себе или сделать их формальными, применив специальные технологии (например, РЯ-косметику) считаться 100-процентными личностями не могут.

    Свобода является неотъемлемой составляющей человеческой личности. Тот, кто отказывается от свободы духа, отказывается и от самой своей личности. Он превращается в «раба». Психология раба есть по сути своей психология ущербной личности. Несвободный человек не способен на искренние и настоящие чувства. Все они у него будут имитацией. И напротив, элитные качества человека могут развиваться исключительно на основе свободы его духа. Причем речь идет именно о подлинных элитных качествах, а не об их имитации. Имитация элитного (РЯ-косметика) приводит к появлению не личности, а «личины» (маски). Поэтому бегство от свободы есть бегство человека от возможности быть личностью.

    Сам Э. Фромм в 1959 г. дал следующее определение творчества: «Это способность удивлять и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» . Таким образом, он особо выделял значимость именно интеллектуальных и мотивационных качеств личности.

    Именно творчество спасает личность от деструктивности. Пребывание в толпе не позволяет человеку в полной мере проявить свои творческие способности. Напротив, как писал в свое время М. В. Бехтерев, толпа всячески подавляет в человеке его творческое начало . Психология толпы есть психология деструктивного начала. В толпе мы можем наблюдать имитацию творчества. Согласно теории подражания (Г. Тард), толпа может лишь создавать видимость, что она является больше того, чем является на самом деле.

    Деструктивность (разрушение) и конструктивность (творчество) представляют собой два вида выхода человеческой энергии - агрессии и (или) созидания. При этом элитность может быть как агрессивно разрушающим началом, так и активно созидающим актом творения. Все зависит от соотношения моральных ценностей добра и зла, которые во многом и предопределяют направление развития элитного качества. Отказ от свободы в конечном итоге оборачивается отказом от реализации себя как творческой личности, который в свою очередь становится отказом от элитности духа.

    Вне творчества всякая личность так или иначе скатывается на позицию деструктивного. Процесс элитизации личности через реализации ее творческих способностей представляет собой один из самых главных гарантов того, что личность не будет ввергнута в процесс деградации через активизацию в ней деструктивных начал .

    Некоторые бегут от свободы от безысходности, но большая часть -от того, что за нее надо нести ответственность. Именно ответственность и является тем самым проклятием, которое заставляет человека отказываться вполне «добровольно» от предоставленной ему самим Провидением свободы. Отказ сей делается легко и осознанно и не несет за собой угрызений совести. Отказываясь от свободы, человек массы стремится получить в качестве ее компенсации долгожданное спокойствие и комфортность своего обыденного бытия. Свобода же подталкивает человека к борьбе за нее. Но тут выясняется, что не всякий способен перейти этот Рубикон, что не всякий способен быть борцом за свою свободу. Неуверенность в своих собственных силах приводит к тому, что человек переоценивает угрозу стоящих перед ним проблем и принимает решение отказаться от того, что, по его мнению, вызывает наибольшую угрозу для его жизни. Тот, кто принимает вызов своей жизни и осознанно начинает бороться за свободу, как правило, имеет более достоверные сведения о своих возможностях и о качестве тех проблем, которые ему приходится решать в ходе отстаивания своего естественного права быть свободным.

    С точки зрения элитологии творчества отказ от свободы есть фактически отказ от творчества и склонность человека к деструктивному поведению. Отказ от творчества есть уже отказ индивида от себя как личности, а потеря личности представляет собой окончательную потерю человеком своего человеческого облика и сущности. Отказ от борьбы за свободу своего духа приводит к тому, что человек принимает ценности и истины, которые ему навязывают те, кто этой свободой обладает. Поэтому право на свободу есть право иметь свою истину, иметь свое собственное независимое ни от кого мнение. Бегство от истины есть фактическая ложь. Мы видим, как в этой одной «точке» переплетаются моральные, гносеологические и психологические характеристики человека. При этом все больше проясняется одна простая (банальная) истина: бегство от свободы означает бегство от ответственности быть самодостаточной личностью, а стремление к свободе всегда есть желание и возможность быть ответственной личностью.

    Свобода открывает перед человеком гораздо больший выбор стать такой личностью, которая ему больше всего подходит по его типажу. Те, кто становятся лидерами, чаще всего становятся обладателями наибольшей полноты и самой свободы. В этом плане деление людей на такие типы, как лидер, элита и масса, будет означать их подразделение на группы с разными ресурсами свободы. Последнее, без всякого сомнения, будет серьезно отражаться на психологии субъектов этих групп, мотивировать их поведение и определять систему их жизнеутверждающих ценностей.

    Свобода проявляется и в самом отказе индивида от свободы. Правда после этого отказа она в нем и завершается. Несвобода означает детерминированность со стороны свободного.

    СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

    1. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1990. - 269 с.

    2. Райгородский Д. Я. Психология и психоанализ власти. Хрестоматия: В 2 т. -Самара: Изд. дом «БАХРАХ», 1999.

    3. Пряжников Н. С. Психология элитарности. - М.: Моск. псих.-соц. ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.

    4. Ольшанский Д. В. Психология масс. - СПб.: Питер, 2001. - 368 с.

    5. Малявин В. Конфуций. - М.: Мол. гвардия, 1992. - С. 174-175.

    6. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Бердяев Н. А. Царство духа и царство кесаря. - М.: Республика, 1995. -С. 73.

    7. Fromm E. The creative attitude. In H. Anderson (Ed.), Creativity and cultivation. -New York: Harper & Row, 1959.

    8. Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. - М.: Колос, 1921. - 432 с.

    9. Карабущенко Н. Б. Феноменология духа и процесс элитизации творческой личности // Новая феноменология духа. - Т. 1. - М.: Прометей; МГПУ, 2004. -С. 123-134.

    Получено 15.05.2006

    ESCAPE FROM FREEDOM "AS ESCAPE FROM RESPONSIBILITY”

    N. B. Karabushchenko

    The article considers problems of psychology of a person in conditions of transformation of industrial society into an informational one. The author analyzes problems of mass and elite psychology, especially their reaction on such fundamental social and cultural principles as the principles of "freedom" and "responsibility".

    Бегство от себя

    Часто наблюдаю любопытный парадокс – человек весь в проблемах с ног до головы, постоянно на что-то жалуется, но при этом мысли его заняты разной чепухой.

    То есть он не только не думает о том, как решить свои проблемы, но он вообще не думает о самом себе . Он думает только об окружающих его подлецах и недоумках, которые портят ему жизнь.

    Если же мысли о себе все-таки приходят, то человек всячески старается отстраниться от этих мыслей любыми способами: сериалами, сплетнями, выпивкой и прочими средствами отключения интеллекта .

    Но от того, что вы прячетесь от проблем, они решаться не будут . Единственный способ их решить – это смело открыть завесу над непроницаемой тайной собственного «я».

    Знакомство с собой

    Люди опасаются бывать
    наедине со своими мыслями
    Блез Паскаль

    Как только вы решили заглянуть в себя, то самые первые вопросы будут такими:

    • Что я сейчас делаю?
    • Зачем я это делаю?
    • Насколько это делает меня счастливым?

    Часто ответ на эти вопросы настолько ужасающ, что человек бежит от этого не только в развлечения, но и в тупую бессмысленную работу. Только чтобы не думать. Ведь оказывается, что в большинстве случаев человек занимается неприятной, тоскливой и бесцельной деятельностью .

    Зачем он это делает?

    Затем, что эта деятельность позволяет отвлечься от потока неприятных мыслей, где крутятся надоедливые картины прошлых неудач и будущих опасностей .

    Человеку неуютно оставаться наедине со своими мыслями, потому что его мысли – неуютные.

    Но ведь это – ВАШИ мысли . Вы хозяин . И не нужно убегать от себя. Наоборот, идите и разбирайтесь – что не так в вашем душевном хозяйстве .

    Кто Я?

    Кто я такой, чтобы себя судить?
    Ефим Лазарчук

    Все, что вас окружает, сначала появляется в ваших мыслях. Вы получили вашу специальность после того, как у вас появилась мысль об этом. Вы работаете там, где в ваших мыслях однажды вам захотелось работать. Рядом с вами те люди, которые в ваших мыслях должны быть с вами.

    Все идет от ваших мыслей. Поэтому, если вам что-то не нравится в вашей жизни, то ищите, как и какие мысли привели к этому. Как вы приняли решение быть тем, кто вы есть сейчас.

    И вообще – кто вы? Кто вы в ваших собственных мыслях? Пока вы не ответите на этот вопрос, то счастье невозможно.

    Может быть, ваше счастье находится совсем рядом, но вы его не видите просто потому, что бежите от себя.

    А, как может стать счастливым человек, который не знает в чем его счастье?

    Сила личности

    Когда ищешь
    причину успехов
    великих полководцев,

    то удивляешься,

    находя, что они делали всё,

    чтобы обеспечить их.

    Наполеон

    Понятие силы личности окружено густым туманом непонимания. Почему-то в популярной литературе постоянно муссируются темы по самоподавлению и насилию над собой. Хотя и подается это под очень привлекательными лозунгами:

    • Возьми себя в руки.
    • Не ной и не жалуйся
    • Упорно работай
    • Тащи воз

    И прочая белиберда.

    Все это не работает. И не может работать. Любое насилие над собой очень кратковременно. Попробуйте перестать ходить в туалет и засеките время, сколько продержитесь.

    Путь насилия – глупый путь.

    Сила личности не в том, чтобы с собой бороться .

    Сила личности в знании себя.

    Только в том случае, если вы

    • знаете свои сильные и слабые стороны,
    • знаете ваши таланты и способности,
    • знаете, отчего вы получаете заряд энергии, а что погружает вас в скуку и многое-многое другое.

    Только тогда вы можете реально чего-то достичь в жизни.

    Если вы недовольны своей жизнью, то у вас только один путь это изменить – понять самого себя.

    Возможно, что у вас иллюзия, что вы себя знаете. Может быть.

    Только я вижу, что большинство людей, которые приходят ко мне на коучинг и на живые тренинги, совершенно себя не видят и не знают.

    Повторюсь, не то, чтобы они себя чуть-чуть не знали. Нет. Они СОВСЕМ себя не видят. Чаще всего их внутренний образ – это образ сверхумного человека, который все знает о людях, о деньгах, о любви, о сексе, об успехе и о себе. Но при этом они жалуются на то, что у них нет денег, секса, никто их не понимает, не ценит и не любит .

    Поэтому если у вас есть сходные жалобы, то начните с себя. Поговорите с людьми и задайте им просто вопрос, что они думают о вас. Сходите на тренинги и узнайте о себе хоть что-нибудь. Попробуйте себя в новых видах деятельности.

    Чем больше себя вы будете узнавать, тем более сильной личностью вы будете становиться.

    Как радоваться жизни, имея серьезные проблемы?

    Если погрузиться в проблему достаточно глубоко,
    мы непременно увидим себя как часть проблемы.
    Аксиома Дюшарма

    Как только перед вами встает СЕРЬЕЗНАЯ ПРОБЛЕМА, то первый шаг в ее решении – это обратиться к самому себе. Почему лично вы считаете эту проблему серьезной?

    А другие люди? Как они видят эту проблему? Сталкиваются ли они с ней?

    Как только вы начинаете смотреть на ситуацию чужими глазами, то она также превращается в задачу, которую интересно решать.

    Часто бывает, что только эмоциональный запал мешает вам понять, что именно нужно делать, поэтому и проблема выглядит очень серьезной. Потому что на самом деле, если вы живы, то какие у вас могут быть проблемы?

    Дейл Карнеги писал:

    ...Однажды я спросил Эдди Рикенбенера, какой урок - самый важный - он вынес после того, как он провел 21 день с товарищами по спасательному полету, безнадежно затерянный в тихом океане.
    «Самый большой урок, который я получил, состоит в том, что я понял, что человек, имеющий воду, чтобы утолить жажду, и пищу, не имеет оснований жаловаться на что-либо» .

    Когда накапливается клубок проблем, часто возникает соблазн все бросить и убежать туда, где их нет, начать жизнь с чистого листа. Иногда это действительно оправдано и является единственной возможностью разрубить клубок проблем, но в большинстве случаев это является серьезной ошибкой.

    Давайте представим себе самого среднего человека, назовем его Васей. У Васи куча проблем, как и у большинства людей. Ему не хватает денег, отношения в семье не такие, как хотелось бы, не особо хорошая работа. И в какой-то момент Василий понимает, что улучшений не предвидится, что жизнь так и пройдет, а он так и не урвет свой кусочек счастья. И тогда он начинает искать выход.
    Он начинает придумывать место, где ему хорошо, где он богат и уважаем, где всегда тепло, не надо работать и вообще всё идеально. Тогда он начинает думать, а почему же он не в этом замечательном месте и начинает выдумывать причины.

    Кто-то винит во всем власть, кто-то место, где живет, кто-то близких, кто-то кредитно-денежную систему, а кто-то вообще считает, что во всем виноваты инопланетяне. Считает, что ему надо с чем-то бороться и го используют, как . И невдомек ему, что единственный фактор, который все это объединяет — это он сам.

    Бегство в другое место

    Люди не слишком склонны к сложным решениям. Поэтому они часто выбирают что-то максимально простое. По количеству физических усилий это может быть очень сложно, но зато это может быть просто на уровне выбора. Я имею ввиду физическое перемещение в другое место.

    Разумеется это не всегда плохо, например, когда человек решает переехать в более крупный город, страну, ищет более широкие возможности. Такой переезд — это попытка роста. Другое дело, когда человек, проиграв конкуренцию в одном месте, рассчитывает, что он станет более счастлив в другом, более спокойном.

    Такому человеку думается, что ему бы куда лучше жилось в деревне, в лесу, на Гоа.

    И тогда человек начинает мечтать. Мечтать о том, как сбежит в это благодатное место, где все проблемы развеются. Довольно часто человек этим и ограничивается, убежав от проблем только в своих фантазиях. Но иногда бывает, что человек решает действительно сбежать. И вот, оказавшись в том месте, в котором он рассчитывал быть счастлив, он (она) обнаруживает, что изменилась лишь форма, а проблемы остались те же.

    Иногда это явление выражается в бегстве из семьи или из отношений. Такой человек постоянно убегает, как только сталкивается со сложностями. Постоянно ищет свою фантастическую ситуацию, где он или она никому ничего не должны, а лишь непрестанно осыпаются подарками и благами. Но с каждым годом такой человек все меньше может предложить взамен.

    Почему же так происходит? Почему человек убегает от сложностей? Дело в том, что человек не понимает, что он бежит не от сложностей, а от своего страха и лени. Это все равно, что сбежать с экзамена. Сначала облегчение, что не надо перебарывать себя, а потом жизнь опять ставит тот же вопрос перед нами.

    Бегство в мыслях

    Иногда у человека нет возможности убежать физически и тогда он пытается убежать в мыслях. Самый простой вариант, это когда человек просто игнорирует проблему. Старается о ней не думать.

    Но люди не глупы и постепенно их начинает одолевать беспокойство, ведь они понимают, что надо что-то делать. Тогда возможна еще одна уловка. Человек бежит в выдуманные миры: в книги, в фильмы и сериалы, в компьютерные игры. Там человеку всё понятно. Там совсем другой контекст. Кто-то пытается совсем убежать из реальности и все время спит.

    Кому-то этого хватает, а кому-то нет. Тогда люди находят еще более простой способ сбежать — алкоголь, наркотики и другие зависимости. С помощью них они пытаются отключиться и забыть про жизнь, в которой им надо что-то делать.

    Именно поэтому зависимости так плохо лечатся. Дело ведь не в ломках и похмелье, а в том, что когда человек становится трезв, он видит со всей отчетливостью, как много проблем у него накопилось и что он или она сделали со своей жизнью. И тогда человеку хочется опять в забвение. Убежать от себя.

    Настоящий выход

    Зачастую, пытаясь убежать от сложностей, человек бежит к еще более суровым проблемам. Почему? Из-за страхов и ограничивающих убеждений.

    К таким убеждениям относится, например, мысль, что “Решение проблем — это тяжело”. Но ведь это и есть суть жизни! Если не решать проблемы в жизни, ты решаешь их в компьютерной игре или во сне. Чтобы человек не делал, он должен принимать решения и налаживать все вокруг себя. Это наша суть и единственный способ жить.

    Нельзя никуда убежать, а можно лишь поменять контекст, декорацию. Где бы человек не был: на Гоа, в деревне, в компьютерной игре, погруженным в фильм, в алкогольном угаре — человек все равно наедине с собой.

    Поэтому единственный выход — это работать над собой. При этом вы можете делать что угодно, главное не бежать. Для этого стоит всегда задавать себе вопрос — “Я это делаю из силы или из слабости?”. Если из слабости, то вы бежите. Да прибудет с вами сила!

    Все мы часто находим причины и оправдания, чтобы не смотреть в лицо нашим собственным проблемам. Многим людям легче переложить ответственность за ту или иную проблему на других людей и на внешние обстоятельства, чем взглянуть в корень проблемы. Но страх столкнуться с этим препятствием лицом к лицу может привести к замкнутому кругу стресса и негативного отношения к себе, а в долгосрочной перспективе привычка игнорировать свои проблемы только способствует тому, что они будут расти и накапливаться, и решить их будет все сложнее. Когда вы перестанете убегать от себя, вы сможете вернуть в свою жизнь умиротворение и чувство контроля над ситуацией.

    Шаги

    Определите свои проблемы

      Практикуйте самоосмысление. Самоосмысление означает умение четко и ясно видеть свое истинное "я". Это значит, что вам нужно научиться принимать себя таким, какой вы есть, а также понимать, что каждый из нас может совершить ошибку. Никто не идеален. Вам нужно научиться проявлять к себе то сочувствие, терпение, силу и человечность, которую вы проявляете к близким людям, когда они переживают тяжелые ситуации. Каждый из нас совершает ошибки, переживает стрессовые ситуации и сталкивается с проблемами, которые возникают на нашем жизненном пути. И лучший способ пройти через все это - научиться самоосмыслению и принятию себя. Познав себя через самоосмысление, вы сможете понять, что вам требуется для того, чтобы изменить свою жизнь и решить свои проблемы, улучшив свои личностные качества.

    1. Дайте себе время подумать. Если вы чувствуете себя беспомощным или уставшим, это знак того, что вам нужно немного времени, чтобы отдохнуть и поразмышлять. Подумайте о фактических проблемах, которые вам нужно решить. Затем спросите себя, какие личностные проблемы могли стать причинами тех ситуаций, в которые вы попали.

      • Например, если в последнее время ваши оценки ухудшаются, корень проблемы может быть в вашем перфекционизме или депрессии.
      • Если у вас в голове постоянно негативные мысли по отношению к себе, разберитесь с ними. Попробуйте выяснить, какой страх (или неуверенность) вызывают такие мысли.
    2. Взгляните на себя со стороны. Посмотрите на свою жизнь с точки зрения незнакомца. Сможете ли вы увидеть причины и шаблоны того поведения, из-за которого у вас возникают проблемы? Посмотрев на свою ситуацию глазами другого человека, вы сможете более объективно оценить те проблемы, с которыми вам пришлось столкнуться.

      • Если вам сложно посмотреть на свою жизнь более объективно, попросите друга или близкого человека, которому вы доверяете, помочь вам понять причины своего отрицательного поведения. Можно сказать: "Слушай, мне сложно объективно оценить некоторые мои проблемы. Как думаешь, какие плохие привычки и шаблоны поведения ограничивают мои возможности личностного роста и хорошего самочувствия?"
    3. Перестаньте пытаться "убежать". Попытки бегства могут выражаться в разных формах - от пристрастия к видеоиграм и интернету до трудоголизма. Проще посмотрите на жизнь и отбросьте любые отвлекающие моменты, чтобы лучше понять, в чем заключаются ваши проблемы.

      • Например, вы можете принять решение ограничить просмотр кино и сверхурочную работу, пока решаете свои личностные проблемы.
      • Не так уж плохо иногда позволять себе отвлекаться, но если вы действительно хотите посмотреть в лицо своим проблемам, такое бегство от самого себя только усложнит вам эту задачу.
      1. Наберитесь смелости. Нужна невероятная сила духа, чтобы справиться с теми особенностями своей личности, которые вам не нравятся или которые вы не понимаете. Сделайте глубокий вдох и начните работать над своими проблемами независимо от того, насколько этот процесс неудобен и некомфортен.

        • Напомните себе, насколько счастливее и свободнее вы себя почувствуете после того, как признаете свои проблемы и постараетесь с ними справиться.
        • Хороший способ набраться смелости - повторять себе позитивные мантры, например: "У тебя получится это сделать", - или: "Каждый с чего-то начинает". Затем сконцентрируйтесь на том, чтобы сделать хотя бы один положительный шаг навстречу своей цели.
      2. Простите себя за то, что совершаете ошибки. Никто из нас не идеален, поэтому не будьте слишком строги к себе за свои промахи. Сконцентрируйтесь на том, чтобы стать лучше в будущем, а не корить себя за ошибки прошлого.

        • Хороший способ отпустить прошлое и двигаться дальше - написать самому себе письмо с извинениями. Отправьте себе это письмо. Как только вы его получите, не пожалейте времени, чтобы прочитать его и поразмышлять.
      3. Не делайте из себя жертву. Изо всех сил старайтесь избегать позиции жертвы. Когда вы чувствуете себя в позиции жертвы, очень вероятно, что вы станете менее общительны и более замкнуты в себе. Но вы не бессильны, у вас есть выбор, и вы можете изменить свою жизнь, встретиться лицом к лицу со всеми трудностями и выстоять против них. Вам предстоит столкнуться со множеством препятствий в своей жизни, из-за которых на вас могут свалиться разные проблемы, но нужно постараться решить их и вынести из них урок. Ниже перечислены некоторые мысли, которые могут одолевать человека в позиции жертвы и которых следует избегать:

        • Вы часто оправдываете себя в тех случаях, когда были неправы в подобных ситуациях.
        • Вы часто сожалеете о том, как вы были неправы, о том, что чувствуете себя беспомощно, что эта проблема загоняет вас в тупик, но при этом даже не пытаетесь сделать хоть что-то для улучшения этой ситуации.
        • Вы буквально одержимы мыслями о том, что чувствуете грусть, злость, вину, стыд, беспомощность и безнадежность.
      4. Не воспринимайте себя слишком серьезно. Попробуйте найти способ посмеяться над своими ошибками. Немного легкомыслия поможет вам отпустить прошлое и почувствовать себя лучше и увереннее насчет своего будущего.

        • Например, если вы все время проигрываете в голове одну неприятную ситуацию, попробуйте подойти к этой ситуации с юмором - это поможет вам справиться с ней.
      5. Сосредоточьте внимание на тех принципах и ценностях, которые для вас наиболее важны. Спросите себя, придерживаетесь ли вы своих моральных ориентиров, или вы живете согласно ценностям других людей? Если вы чувствуете, что у вас нет определенного направления в жизни, подумайте о том, какой курс возьмете теперь, основываясь на своих ценностях.

        • Например, если у вас высокие моральные ориентиры, которые для вас важны, но вы работаете в компании, которая идет нечестными путями для получения прибыли, подумайте о том, чтобы уволиться с этой работы и найти ту, которая не будет противоречить вашим принципам.
        • Если у вас нет четкого представления о своих моральных принципах и ценностях, постарайтесь узнать больше о мире, изучите разные идеи и точки зрения. Больше читайте, общайтесь с разными людьми, будьте в курсе последних событий. Знания помогут вам обрести свои моральные ориентиры, в которые вы будете верить.
      6. Реализуйте свой потенциал. Понаблюдайте за нынешним собой, за тем, как вы реагируете на те или иные ситуации. Ваши действия осознанны, вы несете за них ответственность и предпринимаете определенные меры для решения своих проблем? Или вы выбрали позицию жертвы, прячась от забот и отдавая предпочтение негативным мыслям и замкнутости? Возьмите в привычку действовать и реализовывать свой потенциал, попробуйте следующее:

        • Отпустите любые негативные мысли и откажитесь от позиции жертвы.
        • Примите на себя ответственность за решение своих проблем и признайте свою роль в решении проблем и выполнении конкретных задач.
        • Признайтесь себе, что изменения требуют действий, а это возможно лишь тогда, когда вы измените свое мышление и поведение.
      7. Решите, нужна ли вам помощь специалиста. Если ваши проблемы засели слишком глубоко, и вам тяжело решить их в одиночку, запишитесь к психологу. Психолог поможет вам определить, какие проблемы влияют на ваше поведение, а также поможет найти способы справиться с ними.

        • Посещение психолога - не то, чего стоит стесняться. Требуется смелость и решительность, чтобы заставить себя обратиться за помощью такого рода. Психолог поможет выявить ваши потаенные страхи и убеждения насчет самого себя и других людей - возможно, именно они тянут вас назад. Кроме того, психолог сможет непредвзято выслушать вас (в отличие от друзей и родственников).
      8. Составьте план. Признав свои проблемы, подумайте о том, как вы собираетесь их решать. Решите, какой вы хотите видеть свою жизнь после того, как вам удастся разрешить свои проблемы, подумайте о том, каким способом вы сможете это сделать. Затем составьте цепочку шагов, которые необходимо предпринять для реализации вашего плана.

        • Например, если вас подводит здоровье и вы хотите его улучшить, возможно, вы примете решение начать заниматься спортом. Также можно купить шагомер, ежедневно прогуливаться после обеда или записаться в тренажерный зал.


    Похожие статьи
    • Поход в Бактрию и Согдиану

      Согдийцы позаимствовали у Ирана свою письменность; из послеахеменидского канцелярского арамейского письма возникли четыре идеографические системы письма: парфянское, персидское, согдийское и хорезмийское. Эти системы письменности сохранялись в...

      Теплый пол
    • Чем образована мочевыделительная система

      Важную роль для человека играет мочевыделительная система, имеющая свои уникальные особенности и функции, которая выводит шлаки и продукты жизнедеятельности, вырабатываемые клетками при обмене веществ.Мочевыделительная система человека избавляет...

      Лаги
    • Преподобный мефодий, игумен пешношский

      Преподобный Мефодий Пешношский.Преподобный Мефодий еще в молодых летах, в числе первых, пришел к преподобному Сергию и под руководством сего великого наставника иноческой жизни провел несколько лет. О его родителях, времени и месте рождения ничего...

      Керамическая плитка