• Вычитание и сложение чисел с переходом через десяток. Сложение и вычитание целых чисел Игра "Быстрый счет"

    28.12.2023

    На данном уроке вы вспомните, как складывать и вычитать числа с переходом через десяток. Решая интересные задания, вы повторите алгоритм сложения и вычитания чисел с переходом через десяток. У вас будет возможность попрактиковать изученный ранее материал вместе с веселыми пчелками.

    Тема: Повторение

    Урок: Вычитание и сложение чисел с переходом через десяток

    Посмотрите на числовой ряд. (рис. 1)

    Рис. 1

    Как связаны пары чисел между собой? В сумме они дают 10.

    Запомните эти пары. (рис. 2)

    Рис. 2

    Это свойство чисел нам пригодится при решении задач.

    Выполним сложение по частям, для этого разбиваем второе слагаемое 6 на две части так, чтобы первая часть дополняла число 9 до десяти. (рис. 3)

    Рис. 3

    Первая часть - число 1, вторая часть - все что осталось - 5. (рис. 4)

    Рис. 4

    Значит, 9 + 6 = 15.

    1. Читаю пример

    Первое слагаемое …

    Второе слагаемое …

    2. Нахожу число, которое дополнит первое слагаемое до 10. Это число …

    3. Разбиваю второе слагаемое на 2 части … и …

    4. Дополняю первое слагаемое до 10 и прибавляю оставшиеся единицы. 10 + …

    5. Читаю ответ …

    Потренируемся в счёте.

    Решите примеры и узнайте, с какого цветка пчёлки соберут сладкий нектар. (рис. 5)

    Рис. 5

    Решение представлено на рисунке. (рис. 6)

    Рис. 6

    Если у вас возникли затруднения, повторите состав чисел, это вам обязательно поможет.

    А теперь рассмотрим пример на вычитание.

    Находим количество единиц в уменьшаемом - число 11 состоит из 1 десятка и 1 единицы. Разбиваем вычитаемое 6 на две части: первая равна количеству единиц уменьшаемого - 1, вторая - оставшихся единиц - 5. (рис. 7)

    Рис. 8

    Значит, 11 - 6 = 5

    1. Читаю пример

    Уменьшаемое …

    Вычитаемое …

    2. В разряде единиц уменьшаемого число …

    3. Разбиваю вычитаемое на две части … и …

    4. Вычитаю первую часть …, получаю 10, вычитаю из 10 вторую часть …

    5. Читаю ответ.

    Закрепим новое знание.

    У нас три кошки: рыжая, белая и чёрная. (рис. 9)

    Рис. 9

    У них родились котята. Хотите узнать сколько? Тогда правильно решите примеры и назовите цвет кошки, у которой больше всего котят. (рис. 10)

    Рис. 10

    Следовательно, больше всех котят у рыжей кошки.

    На данном уроке вы вспомнили алгоритм сложения и вычитания чисел с переходом через десяток. Вы закрепили изученный ранее материал, решая веселые задачи, что поможет вам в дальнейшем изучении математики.

    Список литературы

    1. Александрова Л.А., Мордкович А.Г. Математика 1 класс. - М: Мнемозина, 2012.
    2. Башмаков М.И., Нефедова М.Г. Математика. 1 класс. - М: Астрель, 2012.
    3. Беденко М.В. Математика. 1 класс. - М7: Русское слово, 2012.
    1. Пособия для начальной школы ().
    2. Социальная сеть работников образования ().
    3. 5klass.net ().

    Домашнее задание

    1. Вспомните алгоритм сложения и вычитания чисел с переходом через десяток.

    2. Решите примеры и узнайте, с какого цветка пчёлки соберут сладкий нектар.

    3. Решите примеры:

    Является немало важной даже в повседневной жизни. Вычитание часто может пригодиться при подсчете сдачи в магазине. Например, у вас с собой одна тысяча (1000) рублей, а ваши покупки составляют 870. Вы, еще не расплатившись, поинтересуетесь: «А сколько же сдачи у меня останется?». Так вот, 1000-870 и будет 130. И таких подсчетов много разных и не освоив эту тему, будет трудно в реальной жизни.Вычитание – это арифметическое действие, в процессе которого из первого числа вычитается второе число, а итогом будет третье.

    Формула сложения выражается так: a - b = c

    a – яблок у Васи изначально.

    b – количество яблок отданных Пете.

    c – яблок у Васи после передачи.

    Подставим в формулу:

    Вычитание чисел

    Вычитание чисел легко освоить любому первокласснику. Например, из 6 нужно вычесть 5. 6-5=1, 6 больше числа 5 на единицу, значит, и ответ будет единицей. Можно для проверки произвести сложение 1+5=6. Если вы не знакомы со сложением, то можете прочитать нашу .

    Большое число делится на части, возьмем число 1234, а в нем: 4-единицы, 3-десятки, 2-сотни, 1-тысячи. Если вычитать единицы, то все легко и просто. Но допустим пример: 14-7. В числе 14: 1-десяток, а 4- единицы. 1 десяток – 10 единиц. Тогда получаем 10+4-7, сделаем так: 10-7+4, 10 – 7 =3, а 3+4=7. Ответ найден верно!

    Рассмотрим пример 23 -16. Первое число 2 десятка и 3 единицы, а второе 1 десяток и 6 единиц. Представим число 23 как 10+10+3, а 16 как 10+6, тогда представим 23-16 как 10+10+3-10-6. Тогда 10-10=0, останется 10+3-6, 10-6=4, тогда 4+3=7. Ответ найден!

    Аналогично делается с сотнями и тысячами

    Вычитание столбиком

    Ответ: 3411.

    Вычитание дробей

    Представим арбуз. Арбуз – это одно целое, а разрезав пополам, мы получим что-то меньшее, чем единица верно? Половинка единицы. Как это записать?

    ½, так мы обозначаем половину одного целого арбуза, а если поделить арбуз на 4 равные части, то каждая из них будет обозначаться ¼. И так далее…

    вычитание дробей, как это?

    Все просто. Вычтем из 2/4 ¼ -ую. При вычитании важно, чтобы знаменатель(4) одной дроби совпадал со знаменателем второй. (1) и (2) – называются числителями.

    Итак, вычитаем. Убедились, что знаменатели одинаковые. Тогда вычитаем числители (2-1)/4, так получаем 1/4.

    Вычитание пределов

    Вычитание пределов – это не сложно. Тут достаточно простой формулы, в которой говорится, что если предел разности функций стремится к числу а, то это равносильно разности этих функций, предел каждой из которых стремится к числу а.

    Вычитание смешанных чисел

    Смешанное число - это целое число с дробной частью. То есть если числитель меньше знаменателя – то дробь меньше единицы, а если числитель больше знаменателя, то дробь больше единицы. Смешанное число - это дробь, которая больше единицы и у которой выделена целая часть, изобразим на примере:

    Чтобы произвести вычитание смешанных чисел, нужно:

      Привести дроби к общему знаменателю.

      Целую часть внести в числитель

      Произвести вычисление

    Урок вычитание

    Вычитание – это арифметическое действие, в процессе которого ищется разность 2 чисел и ответов является третье.Формула сложения выражается так: a - b = c .

    Примеры и задачи Вы сможете найти ниже.

    При вычитании дробей следует помнить, что:

    Дана дробь 7/4, получаем, что 7 больше 4, а значит 7/4 больше 1. Как выделить целую часть? (4+3)/4, далее получаем сумму дробей 4/4 + 3/4, 4:4 + 3/4=1 + 3/4. Итог: одна целая, три четвертых.

    Вычитание 1 класс

    Первый класс – начало пути, начало обучения и изучения основ, в том числе и вычитания. Обучение стоит вести в игровой форме. Всегда в первом классе вычисления начинают с простых примеров на яблоках, конфетах, грушах. Используется этот метод не зря, а потому что детям намного интереснее, когда с ними играют. И это не единственная причина. Яблоки, конфеты и тому подобное дети видели очень часто в свой жизни и имели дело с передачей и количеством, поэтому научить сложению таких вещей будет не сложно.

    Задачи на вычитание первоклассникам можно придумать целую тучу, к примеру:

    Задача 1. Утром, гуляя по лесу ежик нашел 4 грибочка, а вечером, когда пришел домой, ежик на ужин скушал 2 грибочка. Сколько грибочков осталось?

    Задача 2. Маша пошла в магазин за хлебом. Мама дала маше 10 рублей, а хлеб стоит 7 рублей. Сколько Маша должна принести денег домой?

    Задача 3. В магазине утром на прилавке находилось 7 килограмм сыра. До обеда посетители выкупили 5 килограмм. Сколько килограмм осталось?

    Задача 4. Рома вынес во двор конфеты, который дал ему папа. У Ромы было 9 конфет, а своему другу Никите он дал 4. Сколько конфет осталось у Ромы?

    Первоклассники в основном решают задачи, в которых ответом будет число от 1 до 10.

    Вычитание 2 класс

    Второй класс это уже выше первого, а соответственно и примеры для решения тоже. Итак, приступим:

    Числовые задания:

    Однозначные числа:

    1. 10 - 5 =
    2. 7 - 2 =
    3. 8 - 6 =
    4. 9 - 1 =
    5. 9 - 3 - 4 =
    6. 8 - 2 - 3 =
    7. 9 - 9 - 0 =
    8. 4 - 1 - 3 =

    Двузначные числа:

    1. 10 - 10 =
    2. 17 - 12 =
    3. 19 - 7 =
    4. 15 - 8 =
    5. 13 - 7 =
    6. 64 - 37 =
    7. 55 - 53 =
    8. 43 - 12 =
    9. 34 - 25 =
    10. 51 - 17 - 18 =
    11. 47 - 12 - 19 =
    12. 31 - 19 - 2 =
    13. 99 - 55 - 33 =

    Текстовые задачи

    Вычитание 3-4 класс

    Суть вычитания в 3-4 классе – вычитание в столбик больших чисел.

    Рассмотрим пример 4312-901. Для начала запишем числа друг под другом, так чтобы из числа 901 единица была под 2, 0 под 1, 9 под 3.

    Затем производим вычитание справа налево, то есть из числа 2 число 1. Получаем единицу:

    Вычитая из тройки девять, нужно позаимствовать 1 десяток. То есть из 4 вычитаем 1 десяток. 10+3-9=4.

    А так как у 4 заняли 1, то 4-1=3

    Ответ: 3411.

    Вычитание 5 класс

    Пятый класс – это время для работы над сложными дробями с разными знаменателями. Повторим правила:1. Вычитаются числители, а не знаменатели.

    Итак, вычитаем. Убедились, что знаменатели одинаковые. Тогда вычитаем числители (2-1)/4, так получаем 1/4. При складывании дробей, вычитаются только числители!

    2. Чтобы осуществить вычитание, убедитесь, что знаменатели равны.

    Попалась разность дробей, к примеру, 1/2 и 1/3, то домножить придется не одну дробь, а обе, чтобы привести к общему знаменателю. Самый простой способ сделать это: первую дробь умножить на знаменатель второй, а вторую дробь на знаменатель первой, получаем: 3/6 и 2/6. Складываем (3-2)/6 и получаем 1/6.

    3. Сокращение дроби производится путем деления числителя и знаменателя на одинаковое число.

    Дробь 2/4 можно привести к виду ½. Почему? Что из себя представляет дробь? ½ = 1:2, а если делить 2 на 4, то это тоже самое, что делить 1 на 2. Поэтому дробь 2/4 = 1/2.

    4. Если дробь больше единицы, то можно выделить целую часть.

    Дана дробь 7/4, получаем, что 7 больше 4, а значит 7/4 больше 1. Как выделить целую часть? (4+3)/4, далее получаем сумму дробей 4/4 + 3/4, 4:4 + 3/4=1 + 3/4. Итог: одна целая, три четвертых.

    Вычитание презентация

    Ссылка на презентацию находится ниже. Презентация рассматривает основные вопросы вычитания шестого класса:Скачать презентацию

    Презентация сложение и вычитание

    Примеры на сложение и вычитание

    Игры на развитие устного счета

    Специальные развивающие игры разработанные при участии российских ученых из Сколково помогут улучшить навыки устного счета в интересной игровой форме.

    Игра "Быстрый счет"

    Игра «быстрый счет» поможет вам усовершенствовать свое мышление . Суть игры в том, что на представленной вам картинке, потребуется выбрать ответ «да» или «нет» на вопрос «есть ли 5 одинаковых фруктов?». Идите за своей целью, а поможет вам в этом данная игра.

    Игра "Математические матрицы"

    «Математические матрицы» великолепное упражнение для мозга детей , которое поможет вам развить его мыслительную работу, устный счет, быстрый поиск нужных компонентов, внимательность. Суть игры заключается в том, что игроку предстоит из предложенных 16 чисел найти такую пару, которая в сумме даст данное число, например на картинке ниже данное число «29», а искомая пара «5» и «24».

    Игра "Числовой охват"

    Игра «числовой охват» нагрузит вашу память во время занятий с данным упражнением.

    Суть игры – запомнить цифру, на запоминание которой отводится около трех секунд. Затем нужно ее воспроизвести. По мере прохождения этапов игры, количество цифр растет, начинаете с двух и далее.

    Игра "Математические сравнения"

    Прекрасная игра, с которой вы сможете расслабиться телом, а напрячься мозгом. На скриншоте показан пример данной игры, в которой будет вопрос, связанный с картинкой, а вам надо будет ответить. Время ограниченно. Как много вы успеете ответить?

    Игра "Угадай операцию"

    Игра «Угадай операцию» развивает мышление и память. Главная суть игры надо выбрать математический знак, чтобы равенство было верным. На экране даны примеры, посмотрите внимательно и поставьте нужный знак «+» или «-», так чтобы равенство было верным. Знак «+» и «-» расположены внизу на картинке, выберите нужный знак и нажмите на нужную кнопку. Если вы ответили правильно, вы набираете очки и продолжаете играть дальше.

    Игра "Упрощение"

    Игра «Упрощение» развивает мышление и память. Главная суть игры надо быстро выполнить математическую операцию. На экране нарисован ученик у доски, и дано математическое действие, ученику надо посчитать этот пример и написать ответ. Внизу даны три ответа, посчитайте и нажмите нужное вам число с помощью мышки. Если вы ответили правильно, вы набираете очки и продолжаете играть дальше.

    Игра "Визуальная геометрия"

    Игра «Визуальная геометрия» развивает мышление и память. Главная суть игры быстро считать количество закрашенных объектов и выбрать его из списка ответов. В этой игре на экране на несколько секунд показываются синие квадратики, их надо быстро посчитать, потом они закрываются. Снизу под таблицей написаны четыре числа, надо выбрать одно правильное число и нажать на него с помощью мышки. Если вы ответили правильно, вы набираете очки и продолжаете играть дальше.

    Игра "Копилка"

    Игра «Копилка» развивает мышление и память. Главная суть игры выбрать, в какой копилке больше денег.В этой игре даны четыре копилки, надо посчитать в какой копилке больше денег и показать с помощью мышки эту копилку. Если вы ответили правильно, то вы набираете очки и продолжаете играть дальше.

    Развитие феноменального устного счета

    Мы рассмотрели лишь верхушку айсберга, чтобы понять математику лучше - записывайтесь на наш курс: Ускоряем устный счет - НЕ ментальная арифметика.

    Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.

    Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

    Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в крепкий орешек.

    Деньги и мышление миллионера

    Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

    Знание психологии денег и способов работы с ними делает человека миллионером. 80% людей при увеличении доходов берут больше кредитов, становясь еще беднее. С другой стороны миллионеры, которые всего добились сами, снова заработают миллионы через 3-5 лет, если начнут с нуля. Этот курс учит грамотному распределению доходов и уменьшению расходов, мотивирует учиться и добиваться целей, учит вкладывать деньги и распознавать лохотрон.

    В этом уроке мы изучим сложение и вычитание целых чисел , а также правила для их сложения и вычитания.

    Напомним, что целые числа — это все положительные и отрицательные числа, а также число 0. Например, следующие числа являются целыми:

    −3, −2, −1, 0, 1, 2, 3

    Положительные числа легко , и . К сожалению, этого нельзя сказать об отрицательных числах, которые смущают многих новичков своими минусами перед каждой цифрой. Как показывает практика, ошибки сделанные из-за отрицательных чисел, расстраивают обучающихся больше всего.

    Содержание урока

    Примеры сложения и вычитания целых чисел

    Первое чему следует научиться, это складывать и вычитать целые числа с помощью координатной прямой. Совсем необязательно рисовать координатную прямую. Достаточно воображать её в своих мыслях и видеть, где располагаются отрицательные числа, и где положительные.

    Рассмотрим простейшее выражение: 1 + 3. Значение данного выражения равно 4:

    Этот пример можно понять с помощью координатной прямой. Для этого из точки, где располагается число 1, нужно сдвинуться вправо на три шага. В результате мы окажемся в точке, где располагается число 4. На рисунке можно увидеть, как это происходит:

    Знак плюса в выражении 1 + 3 указывает нам, что мы должны двигаться вправо в сторону увеличения чисел.

    Пример 2. Найдём значение выражения 1 − 3.

    Значение данного выражения равно −2

    Этот пример опять же можно понять с помощью координатной прямой. Для этого из точки, где располагается число 1 нужно сдвинуться влево на три шага. В результате мы окажемся в точке, где располагается отрицательное число −2. На рисунке можно увидеть, как это происходит:

    Знак минуса в выражении 1 − 3 указывает нам, что мы должны двигаться влево в сторону уменьшения чисел.

    Вообще, надо запомнить, что если осуществляется сложение, то нужно двигаться вправо в сторону увеличения. Если же осуществляется вычитание, то нужно двигаться влево в сторону уменьшения.

    Пример 3. Найти значение выражения −2 + 4

    Значение данного выражения равно 2

    Этот пример опять же можно понять с помощью координатной прямой. Для этого из точки, где располагается отрицательное число −2 нужно сдвинуться вправо на четыре шага. В результате мы окажемся в точке, где располагается положительное число 2.

    Видно, что мы сдвинулись из точки где располагается отрицательное число −2 в правую сторону на четыре шага, и оказались в точке, где располагается положительное число 2.

    Знак плюса в выражении −2 + 4 указывает нам, что мы должны двигаться вправо в сторону увеличения чисел.

    Пример 4. Найти значение выражения −1 − 3

    Значение данного выражения равно −4

    Этот пример опять же можно решить с помощью координатной прямой. Для этого из точки, где располагается отрицательное число −1 нужно сдвинуться влево на три шага. В результате мы окажемся в точке, где располагается отрицательное число −4

    Видно, что мы сдвинулись из точки где располагается отрицательное число −1 в левую сторону на три шага, и оказались в точке, где располагается отрицательное число −4.

    Знак минуса в выражении −1 − 3 указывает нам, что мы должны двигаться влево в сторону уменьшения чисел.

    Пример 5. Найти значение выражения −2 + 2

    Значение данного выражения равно 0

    Этот пример можно решить с помощью координатной прямой. Для этого из точки, где располагается отрицательное число −2 нужно сдвинуться вправо на два шага. В результате мы окажемся в точке, где располагается число 0

    Видно, что мы сдвинулись из точки где располагается отрицательное число −2 в правую сторону на два шага и оказались в точке, где располагается число 0.

    Знак плюса в выражении −2 + 2 указывает нам, что мы должны двигаться вправо в сторону увеличения чисел.

    Правила сложения и вычитания целых чисел

    Чтобы сложить или вычесть целые числа, вовсе необязательно каждый раз воображать координатную прямую, и тем более рисовать её. Удобнее воспользоваться готовыми правилами.

    Применяя правила, нужно обращать внимания на знак операции и знаки чисел, которые нужно сложить или вычесть. От этого будет зависеть какое правило применять.

    Пример 1. Найти значение выражения −2 + 5

    Здесь к отрицательному числу прибавляется положительное число. Другими словами, осуществляется сложение чисел с разными знаками. −2 это отрицательное число, а 5 — положительное. Для таких случаев применяется следующее правило:

    Чтобы сложить числа с разными знаками, нужно из большего модуля вычесть меньший модуль, и перед полученным ответом поставить знак того числа, модуль которого больше.

    Итак, посмотрим какой модуль больше:

    Модуль числа 5 больше, чем модуль числа −2. Правило требует из большего модуля вычесть меньший. Поэтому мы должны из 5 вычесть 2, и перед полученным ответом поставить знак того числа, модуль которого больше.

    У числа 5 модуль больше, поэтому знак этого числа и будет в ответе. То есть ответ будет положительным:

    −2 + 5 = 5 − 2 = 3

    Обычно записывают покороче: −2 + 5 = 3

    Пример 2. Найти значение выражения 3 + (−2)

    Здесь как и в предыдущем примере, осуществляется сложение чисел с разными знаками. 3 это положительное число, а −2 — отрицательное. Обратите внимание, что число −2 заключено в скобки, чтобы сделать выражение понятнее. Это выражение намного проще для восприятия, чем выражение 3+−2.

    Итак, применим правило сложения чисел с разными знаками. Как и в прошлом примере, из большего модуля вычитаем меньший модуль и перед ответом ставим знак того числа, модуль которого больше:

    3 + (−2) = |3| − |−2| = 3 − 2 = 1

    Модуль числа 3 больше, чем модуль числа −2, поэтому мы из 3 вычли 2, и перед полученным ответом поставили знак того числа модуль, которого больше. У числа 3 модуль больше, поэтому знак этого числа и поставлен в ответе. То есть ответ положительный.

    Обычно записывают покороче 3 + (−2) = 1

    Пример 3. Найти значение выражения 3 − 7

    В этом выражении из меньшего числа вычитается большее. Для такого случая применяется следующее правило:

    Чтобы из меньшего числа вычесть большее, нужно из большего числа вычесть меньшее, и перед полученным ответом поставить минус.

    3 − 7 = 7 − 3 = −4

    В этом выражении есть небольшая загвоздка. Вспомним, что знак равенства (=) ставится между величинами и выражениями тогда, когда они равны между собой.

    Значение выражения 3 − 7 как мы узнали равно −4. Это означает, что любые преобразования которые мы будем совершать в данном выражении, должны быть равны −4

    Но мы видим, что на втором этапе располагается выражение 7 − 3, которое не равно −4.

    Чтобы исправить эту ситуацию, выражение 7 − 3 нужно взять в скобки и перед этой скобкой поставить минус:

    3 − 7 = − (7 − 3) = − (4) = −4

    В этом случае равенство будет соблюдаться на каждом этапе:

    После того, как выражение вычислено, скобки можно убрать, что мы и сделали.

    Поэтому, чтобы быть более точным, решение должно выглядеть так:

    3 − 7 = − (7 − 3) = − (4) = − 4

    Данное правило можно записать с помощью переменных. Выглядеть оно будет следующим образом:

    a − b = − (b − a)

    Большое количество скобок и знаков операций могут усложнять решение, казалось бы совсем простой задачи, поэтому целесообразнее научиться записывать такие примеры коротко, например 3 − 7 = − 4.

    На самом деле сложение и вычитание целых чисел сводится только к сложению. Это означает, что если требуется осуществить вычитание чисел, эту операцию можно заменить сложением.

    Итак, знакомимся с новым правилом:

    Вычесть одно число из другого означает прибавить к уменьшаемому такое число, которое будет противоположно вычитаемому.

    Например, рассмотрим простейшее выражение 5 − 3. На начальных этапах изучения математики мы ставили знак равенства и записывали ответ:

    Но сейчас мы прогрессируем в изучении, поэтому надо приспосабливаться к новым правилам. Новое правило говорит, что вычесть одно число из другого означает прибавить к уменьшаемому такое число, которое будет вычитаемому.

    На примере выражения 5 − 3 попробуем понять это правило. Уменьшаемое в данном выражении это 5, а вычитаемое это 3. Правило говорит, что для того, чтобы из 5 вычесть 3 , нужно к 5 прибавить такое число, которое будет противоположно 3. Противоположное для числа 3 это число −3. Записываем новое выражение:

    А как находить значения для таких выражений мы уже знаем. Это сложение чисел с разными знаками, которое мы рассмотрели ранее. Чтобы сложить числа с разными знаками, мы из большего модуля вычитаем меньший модуль, и перед полученным ответом поставить знак того числа, модуль которого больше:

    5 + (−3) = |5| − |−3| = 5 − 3 = 2

    Модуль числа 5 больше, чем модуль числа −3. Поэтому мы из 5 вычли 3 и получили 2. У числа 5 модуль больше, поэтому знак этого числа и поставили в ответе. То есть ответ положителен.

    Поначалу быстро заменять вычитание сложением удаётся не всем. Это связано с тем, что положительные числа записываются без знака плюс.

    Например, в выражении 3 − 1 знак минуса, указывающий на вычитание, является знаком операции и не относится к единице. Единица в данном случае является положительным числом, и у неё есть свой знак плюса, но мы его не видим, поскольку плюс перед положительными числами не записывают.

    А стало быть, для наглядности данное выражение можно записать следующим образом:

    (+3) − (+1)

    Для удобства числа со своим знаками заключают в скобки. В таком случае заменить вычитание сложением намного проще.

    В выражении (+3) − (+1) в ычитаемое это число (+1), а противоположное ему число это (−1).

    Заменим вычитание сложением и вместо вычитаемого (+1) записываем противоположное ему число (−1)

    (+3) − (+1) = (+3) + (−1)

    Дальнейшее вычисление не составит особого труда.

    (+3) − (+1) = (+3) + (−1) = |3| − |−1| = 3 − 1 = 2

    На первый взгляд покажется, какой смысл в этих лишних телодвижениях, если можно старым добрым методом поставить знак равенства и сразу записать ответ 2. На самом деле это правило ещё не раз нас выручит.

    Решим предыдущий пример 3 − 7, используя правило вычитания. Сначала приведём выражение к понятному виду, расставив каждому числу свои знаки.

    У тройки знак плюса, поскольку она является положительным числом. Минус, указывающий на вычитание не относится к семёрке. У семёрки знак плюса, поскольку она является положительным числом:

    Заменим вычитание сложением:

    (+3) − (+7) = (+3) + (−7)

    Дальнейшее вычисление не составляет труда:

    (+3) − (−7) = (+3) + (-7) = −(|−7| − |+3|) = −(7 − 3) = −(4) = −4

    Пример 7. Найти значение выражения −4 − 5

    Перед нами снова операция вычитания. Эту операцию нужно заменить сложением. К уменьшаемому (−4) прибавим число, противоположное вычитаемому (+5). Противоположное число для вычитаемого (+5) это число (−5).

    (−4) − (+5) = (−4) + (−5)

    Мы пришли к ситуации, где нужно сложить отрицательные числа. Для таких случаев применяется следующее правило:

    Чтобы сложить отрицательные числа, нужно сложить их модули, и перед полученным ответом поставить минус.

    Итак, сложим модули чисел, как от нас требует правило, и поставим перед полученным ответом минус:

    (−4) − (+5) = (−4) + (−5) = |−4| + |−5| = 4 + 5 = −9

    Запись с модулями необходимо заключить в скобки и перед этими скобками поставить минус. Так мы обеспечим минус, который должен стоять перед ответом:

    (−4) − (+5) = (−4) + (−5) = −(|−4| + |−5|) = −(4 + 5) = −(9) = −9

    Решение для данного примера можно записать покороче:

    −4 − 5 = −(4 + 5) = −9

    или ещё короче:

    −4 − 5 = −9

    Пример 8. Найти значение выражения −3 − 5 − 7 − 9

    Приведём выражение к понятному виду. Здесь все числа, кроме числа −3 являются положительными, поэтому у них будут знаки плюса:

    (−3) − (+5) − (+7) − (+9)

    Заменим вычитания сложениями. Все минусы, кроме минуса, стоящего перед тройкой, поменяются на плюсы, и все положительные числа поменяются на противоположные:

    (−3) − (+5) − (+7) − (+9) = (−3) + (−5) + (−7) + (−9)

    Теперь применим правило сложения отрицательных чисел. Чтобы сложить отрицательные числа, нужно сложить их модули и перед полученным ответом поставить минус:

    (−3) − (+5) − (+7) − (+9) = (−3) + (−5) + (−7) + (−9) =

    = −(|−3| + |−5| + |−7| + |−9|) = −(3 + 5 + 7 + 9) = −(24) = −24

    Решение данного примера можно записать покороче:

    −3 − 5 − 7 − 9 = −(3 + 5 + 7 + 9) = −24

    или ещё короче:

    −3 − 5 − 7 − 9 = −24

    Пример 9. Найти значение выражения −10 + 6 − 15 + 11 − 7

    Приведём выражение к понятному виду:

    (−10) + (+6) − (+15) + (+11) − (+7)

    Здесь сразу две операции: сложение и вычитание. Сложение оставляем без изменения, а вычитание заменяем сложением:

    (−10) + (+6) − (+15) + (+11) − (+7) = (−10) + (+6) + (−15) + (+11) + (−7)

    Соблюдая , выполним поочерёдно каждое действие, опираясь на ранее изученные правила. Записи с модулями можно пропустить:

    Первое действие:

    (−10) + (+6) = − (10 − 6) = − (4) = − 4

    Второе действие:

    (−4) + (−15) = − (4 + 15) = − (19) = − 19

    Третье действие:

    (−19) + (+11) = − (19 − 11) = − (8) = −8

    Четвёртое действие:

    (−8) + (−7) = − (8 + 7) = − (15) = − 15

    Таким образом, значение выражения −10 + 6 − 15 + 11 − 7 равно −15

    Примечание . Приводить выражение к понятному виду, заключая числа в скобки, вовсе необязательно. Когда происходит привыкание к отрицательным числам, это действие можно пропустить, поскольку оно отнимает время и может запутать.

    Итак, для сложения и вычитания целых чисел необходимо запомнить следующие правила:

    Вступай в нашу новую группу Вконтакте и начни получать уведомления о новых уроках

    Цель: в ходе практической работы и наблюдений развить умение прибавлять и вычитать число 1.

    Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять сложение и вычитание вида +1, – 1; моделировать действия сложения и вычитания с помощью предметов, рисунков, числового отрезка; устанавливать аналогии и причинно – следственные связи, делать выводы; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Давайте, ребята, учиться считать:
    Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
    Запомните все, что без точного счета
    Не сдвинется с места любая работа.
    Без счета не будет на улице света,
    Без счета не сможет подняться ракета.
    Беритесь, ребята, скорей за работу!
    Учитесь считать, чтоб не сбиться со счету!

    2. Актуализация знаний.

    1) Логическая разминка.

    Сколько на рисунке (Рисунок 1) треугольников? (3.)

    Рисунок 1

    Решите задачи:

    • Саша грустнее, чем Толик. Толик грустнее, чем Алик. Кто веселее всех? (Алик.)
    • Ира аккуратнее, чем Лиза. Лиза аккуратнее, чем Оля. Кто всех аккуратнее? (Ира.)

    2) Индивидуальная работа.

    (У доски работают три ученика.)

    2 5 2 + 1 3 6 5
    6 9 6 – 1 6 4 1

    Вопросы остальным учащимся:

    Сосчитайте от 2 до 7, от 8 до 4.

    Назовите:

    • соседей чисел 5, 8;
    • число, которое на 1 больше, чем 3;
    • число, которое на 2 меньше, чем 8;
    • соседей числа 7;
    • число, которое стоит между числами 4 и 6.

    3) Устный счет.

    Игра «Кто быстрее».
    На доске два перемешанных магнитных набора чисел от 1 до 10. По команде первая колонка расставляет числа в порядке возрастания, а вторая – в порядке убывания.

    Игра «Молчанка».
    Учитель молча показывает пропуск, учащиеся – карточку с цифрой или знаком.

    3 + = 4 2 – = 1
    4 – = 3 2 2 = 4
    1 3 = 4 3 1 = 2

    3. Самоопределение к деятельности.

    Игра «Где мое место?»
    К доске выходят десять учеников, каждый получает карточку с числом от 1 до 10 (карточки раздаются произвольно). Дети должны быстро построиться по порядку номеров у доски.

    Правильно ли построились ребята?

    Первый, второй, третий, четвертый, пятый – шаг вперед. Сколько здесь ребят? (5.)

    Прибавим к этому числу 1. Какой ученик сделает шаг вперед? (Шестой.)

    К 5 прибавили 1 и получили 6. А если к 6 прибавим 1, ученик, с какой карточкой сделает шаг вперед? (7.)

    По аналогии рассматриваются случаи 7 + 1, 8 + 1, 9 + 1.

    Сделайте вывод: какое число мы получаем, если прибавляем к числу 1? (Если прибавляем к числу 1, получается следующее число.)

    Вывод повторяют несколько учеников друг за другом.

    Сколько было учеников? (10.)

    Сколько учеников село на место? (1.)

    Сколько учеников осталось? (9.)

    Как это записать? (10 – 1 = 9.)

    Аналогично рассматриваются случаи 9 – 1,8 – 1,7 – 1 и т.д.

    Кто догадался, чему мы научимся на уроке? (Прибавлять и вычитать число 1.)

    Правильно, сегодня мы с вами вспомним, как прибавлять и вычитать число 1, узнаем, как это можно сделать при помощи числового отрезка.

    4. Работа по теме урока.

    Работа по учебнику

    Откройте учебник на с. 80. Посмотрите, правильно ли мы определили, чем будем заниматься на уроке.

    Прочитайте в учебнике предложение, котором говориться о том, как прибавить число 1.

    Кто может закончить следующее предложение? (Чтобы вычесть из числа… (надо назвать предыдущее число.))

    Посмотрите на таблицы и рисунок, приведенные ниже. Каким видом спорта занимаются лягушата? (Прыжками в воду.)

    Сколько всего лягушат? (10.)

    Сколько лягушат уже в воде? (1.)

    В воде 1 лягушонок, и еще один уже прыгнул с мостика. Сколько лягушат сейчас будет в воде? (2.)

    Как это записать? (1 + 1 = 2.)

    Сколько всего лягушат было на вышке? (10.)

    Сколько лягушат прыгнуло? (1.)

    Сколько осталось? (9.)

    Как это записать? (10 1=9.)

    Сделайте вывод. Как прибавить или вычесть число 1? (Чтобы прибавить 1, нужно назвать следующее число. Чтобы вычесть из числа 1, надо назвать предыдущее число.)

    5. Физкультурная минутка.

    Утором бабочка проснулась,
    Улыбнулась, потянулась.
    Раз – росой она умылась,
    Два – изящно покружилась,
    Три – нагнулась и присела,
    На четыре – улетела.

    6. Закрепление изученного материала.

    1) Работа с электронным приложением к учебнику «Математика» М.И. Моро.

    Тема «Числа от 1 до 10». Сложение и вычитание. Прибавить и вычесть 1.

    2) Практическая работа.

    Раздать детям карточки с числами от 0 до 10, они строят числовой ряд.

    2 + 1 – с какого деления начнете движение? В каком направлении пойдете? Сколько шагов сделаете? Возле какого числа вы остановились? Какой ответ в примере?

    3) Работа по учебнику №2 (с.81).

    Рассмотрите рисунки. Составьте по ним выражения и объясните, что они означают.

    Работа в парах. Учащиеся соотносят число, рисунок и количество точек на костяшках домино.

    4) Работа в тетради с печатной основой (с.29).

    Расскажите, что вы видите на первом рисунке. (Было 3 воробья, к ним прилетел еще 1 воробей.)

    Какое равенство можно составить? (3 + 1 = 4.)

    Самостоятельно составьте равенство по второму рисунку. (Проверка.)

    Самостоятельное выполнение следующего задания. Проверка. Учащиеся хором читают состав каждого числа.

    Прочитайте следующее задание. Вычислите.

    Какую закономерность вы обнаружили в первом столбике? (Первое число становится меньше на 1, вычитаем везде 1. Ответ уменьшается на 1.)

    Назовите закономерность во втором столбике. (Первое число увеличивается на 1, прибавляем везде 1. Ответ становится больше на 1.)

    Чем интересен первый столбик? (И первое, и второе числа уменьшаются на 1. Ответ везде равен 0.)

    7. Рефлексия.

    «Проверь себя» (учебник, с. 81). Работа в парах.

    8. Подведение итогов урока.

    Что вы запомнили на этом уроке? (Чтобы прибавить 1, нужно назвать следующее число. Чтобы вычесть из числа 1, надо назвать предыдущее число.)

    Самые первые примеры, с которыми знакомится ребенок еще до школы - это сложение и вычитание. Не так уж сложно посчитать животных на картинке и, зачеркнув лишних, посчитать оставшихся. Или перекладывать счетные палочки, а потом считать их. Но для ребенка несколько труднее оперировать с голыми цифрами. Именно поэтому нужна практика и еще раз практика. Не бросайте заниматься с ребенком и летом, поскольку за лето школьная программа из маленькой головки просто выветривается и долго приходится наверстывать потерянные знания.

    Если ваш ребенок первоклашка или только идет в первый класс - начните с повторения состава числа по домикам. А теперь можно браться и за примеры. Фактически сложение и вычитание в пределах десяти - это и есть первое практическое применение ребенком знания состава числа.

    Кликайте по картинкам и открывайте тренажер в максимальном увеличении, далее можно скачать изображение себе на компьютер и распечатать в хорошем качестве.

    Есть возможность разрезать А4 пополам и получить 2 листа с заданиями, если хотите уменьшить нагрузку на ребенка, или давать решать по столбику в день, если решили позаниматься летом.

    Решаем столбик, отмечаем успехи: тучка - не очень хорошо решили, смайлик - хорошо, солнышко - замечательно!

    Сложение и вычитание в пределах 10

    А теперь вразброс!

    И с пропусками (окошками):

    Примеры на сложение и вычитание в пределах 20

    К моменту, когда ребенок приступит к изучению этой темы математики, он должен очень хорошо, на зубок знать состав чисел первого десятка. Если ребенок состав чисел не освоил, ему сложно придется в дальнейших вычислениях. Поэтому постоянно возвращайтесь к теме состава чисел в пределах 10, пока первоклассник не освоит его до автоматизма. Также первоклассник должен знать, что значит десятичный (разрядный) состав чисел. На уроках математики учитель рассказывает, что 10 - это, по-другому, 1 десяток, поэтому число 12 состоит из 1 десятка и 2 единиц. При сложении единицы складываются с единицами. Именно на знании десятичного состава чисел основываются приемы сложения и вычитания в пределах 20 без перехода через десяток .

    Примеры для печати без перехода через десяток вперемешку:

    Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток основаны на приемах добавления до 10 или убавления до 10 соответственно, то есть на теме "состав числа 10", поэтому ответственно подойдите к изучению с ребенком этой темы.

    Примеры с переходом через десяток (половина листа сложение, половина вычитание, лист также можно распечатать в формате А4 и разрезать пополам на 2 задания):



    Похожие статьи
    • Поход в Бактрию и Согдиану

      Согдийцы позаимствовали у Ирана свою письменность; из послеахеменидского канцелярского арамейского письма возникли четыре идеографические системы письма: парфянское, персидское, согдийское и хорезмийское. Эти системы письменности сохранялись в...

      Теплый пол
    • Чем образована мочевыделительная система

      Важную роль для человека играет мочевыделительная система, имеющая свои уникальные особенности и функции, которая выводит шлаки и продукты жизнедеятельности, вырабатываемые клетками при обмене веществ.Мочевыделительная система человека избавляет...

      Лаги
    • Преподобный мефодий, игумен пешношский

      Преподобный Мефодий Пешношский.Преподобный Мефодий еще в молодых летах, в числе первых, пришел к преподобному Сергию и под руководством сего великого наставника иноческой жизни провел несколько лет. О его родителях, времени и месте рождения ничего...

      Керамическая плитка