• Русский язык трудные случаи пунктуации. Введение. Трудные случаи пунктуации Сложные подчинительные союзы

    02.07.2021

    Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку

    Трудные случаи пунктуации

    Предложения с однородными членами

    Река сверкает ТО голубым, ТО зеленым блеском. В голосе Якова была неподдельная страсть, И молодость, И сила, И какая-то грустная скорбь. Территорию сада украшают КАК лекарственные, ТАК И ценные декоративные растения. В низкой, заметно осевшей избе тепло (однородны одиночное согласованное определение и следующий за ним причастный оборот).

    Не являются однородными : сказуемые, выраженные глаголами в одинаковой форме, образующими единое смысловое целое; слова во фразеологических оборотах.

    Возьми почитай свежие журналы. Выйди посмотри на лунное сияние. Ни рыба ни мясо. Ни дать ни взять. И днем и ночью шла работа.

    Неоднородные определения . В низком солнце кудрявилась молодая осиновая роща (сочетание качественного и относительного прилагательного). Светлые длинные волосы украшали ее лицо (определение характеризует предмет с разных сторон).

    Ряды однородных членов . Под ним и перед ним дышало и ревело не видимое в темноте холодное море (однородные обстоятельствава и однородные сказуемые – союз И не является повторяющимся).

    Запятая ставится перед одиночным союзом И , если ему предшествует обособленный оборот или придаточное предложение. Он закрыл глаза , привалившись спиной к креслу , И задремал. Вдруг он заметил, что к берегу подплыла лодка , И притаился в кустах.

    Стечение знаков препинания : И березовая роща, и могучий дуб, закрывший своим шатром поляну, - все по-своему было прекрасно.

    Предложения с обособленными членами

    Не выделяется определительный оборот, стоящий перед определяемым существительным : Вдоль заросшего кустами сирени забора мы вышли к калитке.

    Выделяется определительный оборот , имеющий значение причины или уступки: Связанный с великим поэтом сердечной дружбой, Жуковский тяжело переживал его гибель (переживал, потому что был связан дружбой – значение причины).

    Не разделяются запятой однородные причастные и деепричастные обороты , связанные одиночным соединительным или разделительным союзом: Поражает бескорыстие Плетнева, трудившегося во имя величия русской литературы и понимавшего неповторимость явления Пушкина. Они шли, настороженно посматривая по сторонам и не говоря ни слова.

    Не выделяются одиночные деепричастия , стоящие после сказуемого, если они являются обстоятельствами образа действия, а также близкие по функции к наречиям: Он шел прихрамывая. Читать лежа вредно.

    Не выделяются выражения со словами НАЧИНАЯ С, ИСХОДЯ ИЗ (их можно опустить без ущерба для смысла): К работе приступаем НАЧИНАЯ С будущей недели . Не выделяются фразеологизмы , в состав которых входят деепричастные обороты: Они слушали его рассказ ЗАТАИВ ДЫХАНИЕ.

    Пунктуация в сложном предложении

    Запятая не ставится

    Общий второстепенный член в ССП : НА НЕБЕ были звезды и светился молодой месяц. ИЗРЕДКА по дороге проедет скрипучая телега или проскочит мальчишка на лошади с почтальонной сумкой.

    Общая придаточная часть в ССП: КОГДА МЫ ВЫШЛИ ИЗ АВТОБУСА, шел неприятный косой дождь и было холодно (выделяется только придаточная часть). ПОКА Я ОПУСКАЛСЯ С ГОРЫ, тучи неожиданно расползлись и выглянул худосочный месяц.

    Однородные придаточные в СПП связаны одиночными соединительными или разделительными союзами : Как только снег растает и земля подсохнет, мы двинемся в путь. Полное ощущение, что самой воды нет и рыба плавает в воздухе.

    Придаточное предложение состоит только из одного союзного слова: Он хотел что-то спросить, но забыл ЧТО. Это очень важно, и вы сами понимаете ПОЧЕМУ.

    В сложных предложениях рядом могут оказаться подчинительный и сочинительный или два подчинительных союза . Между этими союзами запятая ставится, если «изъятие» придаточной части не нарушает структуры предложения и после придаточной части нет второй части двойного союза ТО, ТАК или союза НО:

    Трудна борьба с общим мнением, но в этой борьбе меня воодушевляет мысль, ЧТО, ЕСЛИ я достигну цели, мои труды потом оценят. Сравним: Трудна борьба с общим мнением, но в этой борьбе меня воодушевляет мысль, ЧТО ЕСЛИ я достигну цели, ТО мои труды потом оценят.

    Глаза у нее были молодые, блестящие, И, КОГДА она во время работы надевала очки, они становились озорными, как у подростка. Сравним: Глаза у нее были молодые, блестящие, И КОГДА она во время работы надевала очки, ТО они становились озорными, как у подростка.

    Знаки препинания в предложениях с прямой речью

    Хозяин в продолжение нескольких лет всякий раз предостерегал своего гостя словами: «Не садитесь на эти кресла, они еще не готовы». А: «П».

    «А знаете ли вы какого-нибудь вашего приятеля, которому бы понадобились беглые души?» - спросил Плюшкин, складывая письмо. «П?» - а.

    «Мне, однако же, сказывали, - скромно заметил Чичиков, - что у вас больше тысячи душ». «П, - а, - п».

    «Прощайте, сударыня, - сказал он, подходя к ручке Маниловой. – Прощайте, почтеннейший друг! Не забудьте просьбы!». «П, - а. – П».


    Слайд 2

    Мы с вами знаем основное правило пунктуации в сложном союзном предложении: все части сложного предложения отделяются друг от друга; если в сложноподчиненном предложении придаточное разрывает главное, оно выделяется запятыми. Однако существует некоторое количество синтаксических ситуаций, в которых это основное правило уточняется или даже отменяется. Например, в сложносочиненном предложении в одном случае части друг от друга не отделяются запятой. Какой это случай?

    Слайд 3

    Если у частей сложносочиненного предложения есть общий второстепенный член предложения, то запятая между частями сложносочиненного предложения не ставится. Например: Тогда растаяли повара и развалился театр с занавесом.

    Слайд 4

    Обычно запятая в сложноподчиненном предложении ставится перед подчинительным союзом независимо от того, является ли этот союз простым (что, чтобы, когда, пока…) или сложным (несмотря на то что, с тем чтобы, в то время как, с тех пор как, потому что, оттого что…) но бывает, что часть сложного подчинительного союза произносится с особой интонацией и отходит к главному предложению иными словами происходит расчленение сложного союза, тогда запятая ставится перед второй частью союза, а перед первой уже не ставится. Расчленение союза происходит – Если перед ним стоит отрицательная частица не, другие частицы или вводное слово; Например: Я не могу удрать отсюда не потому, что высоко, а потому, что мне удирать некуда.

    Слайд 5

    Если в предложении следуют два союза: сочинительный и подчинительный, то между ними ставится запятая в том случае, если далее не следует вторая часть союза то Например: Вцепившись в портфель влажными, холодными руками, финдиректор чувствовал, что, если еще немного продлится этот шорох в скважине, он не выдержит и пронзительно закричит. Воланд был встречен домработницей Груней, которая объяснила, что сама она только что пришла, что она приходящая, что Берлиоза дома нет, а что если визитер желает видеть Степана Богдановича, то пусть идет к нему в спальню сам.

    Слайд 6

    Бывают сложные предложения, части которых можно считать однородными, поскольку они соединены сочинительными союзами. На такие предложения распространяются правила пунктуации при однородных членах предложения. Например: Маргарита не помнит, кто сшил ей из лепестков бледной розы туфли и как эти туфли сами собой застегнулись золотыми пряжками Потом она, уже переставая что-либо соображать, видела темные подвалы, где горели какие-то светильники, где девушки подавали шипящее на раскаленных углях мясо, где пили из больших кружек за её здоровье.

    Н.А. ШАПИРО

    Продолжение. См. 39, 43, 47/2003 и № 3, 7, 11/2004

    Трудные случаи пунктуации в сложных союзных предложениях

    Компакт-тема № 7

    Основное правило пунктуации в сложном предложении

    Все части сложного предложения отделяются друг от друга знаками препинания: при союзной связи обычно запятыми, при бессоюзной – запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире. Если в сложноподчиненном предложении придаточное разрывает главное, оно отделяется запятыми с обеих сторон.

    Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Марья Ивановна должна была выехать, и там проститься с нею в последний раз. (А.С. Пушкин). [ , (откуда), ].

    Однако существует некоторое количество синтаксических ситуаций, в которых это основное правило уточняется или даже отменяется.

    Частица или сочинительный союз перед подчинительным союзом

    Если придаточное предложение следует за главным и перед подчинительным союзом или союзным словом стоит частица не или союзы и, либо, или, ни – ни и т.п., придаточное предложение не отделяется от главного.

    Мы так и не узнали ни кто звонил в нашу дверь, ни что ему было нужно. Важно не когда начнется концерт, а кто будет петь.

    Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоят слова особенно, в частности, то есть, например, просто и т.п., запятая после этих слов не ставится.

    История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собой и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление. (М.Ю. Лермонтов)

    Если перед подчинительным союзом стоят частицы только, как раз, лишь, исключительно и т.п., запятая ставится перед ними (хотя при произнесении таких предложений пауза перед частицей не делается).

    Я приду, только чтобы лишний раз убедиться в бесполезности этого предприятия.

    Сложные подчинительные союзы

    Обычно запятая в сложноподчиненном предложении ставится перед подчинительным союзом независимо от того, является ли этот союз простым (что, чтобы, когда, пока и т.д.) или сложным (несмотря на то что, с тем чтобы, в то время как, с тех пор как, потому что, оттого что и т.п.).

    Доказательство было разительно, и я, несмотря на то что посмеялся над нашими предками и их услужливой астрологией, попал невольно в их колею. (М.Ю. Лермонтов) Он был испачкан и, прежде чем пойти на трибуну, долго мыл в конторе лицо и руки. Проект трамвая, снова поданный на рассмотрение, барахтался в высших губернских инстанциях, одобрялся, не одобрялся, переходил на рассмотрение в центр, но независимо от одобрения или неодобрения покрывался пылью, потому что ни в том, ни в другом случае денег не давали. (И.Ильф, Е.Петров). Дело в том, что по договоренности с бригадиром мы должны были собрать яблоки с одной старой яблони, с тем чтобы половину урожая отдать колхозу, а половину себе. (Ф.Искандер)

    Но бывает, что первая часть сложного подчинительного союза произносится с особой интонацией и отходит к главному предложению, как будто возвращая себе значение указательного слова (иными словами, происходит расчленение сложного союза); тогда запятая ставится перед второй частью союза (а перед первой уже не ставится!).

    Самым разумным было бы, конечно, кричать до тех пор, пока кто-нибудь не придет, и потом сдаться пришедшему в плен. (И.Ильф, Е.Петров)

    Расчленение сложного союза обычно происходит,

      если перед ним стоит отрицательная частица не , другие частицы или вводное слово;

    ...И, может быть, именно потому , что она о шахматах не знала ровно ничего, шахматы не были для нее просто домашней игрой, приятным времяпрепровождением, а были таинственным искусством, равным всем признанным искусствам. (В.В. Набоков); Мне хотелось вас заставить рассказать что-нибудь, во-первых, потому, что слушать менее утомительно... (М.Ю. Лермонтов); При первом взгляде на лицо Николая она увидела, что он приехал только для того, чтобы исполнить долг учтивости... (Л.Н. Толстой);

      если первая часть включена в ряд однородных членов или параллельных конструкций;

    Одновременно ему приходилось делать большие усилия как для того, чтобы не утратить руководства игрой, так и для того, чтобы не выйти из состояния игралища... (В.В. Набоков) Но от сильного волнения или , как уточняют другие, оттого, что у него были скользкие после персика руки, он никак не мог расстегнуть кобуру. (Ф.Искандер). Яшка уговаривал меня остаться на ночь, но я отказался. И потому, что спешил, и потому, что оскорбил бы этим наших, к которым не зашел. Он сказал, что снова напоминает об этом не для того, чтобы упростить подвиг Колчерукого, а для того, чтобы молодежь лишний раз убедилась в преимуществе смелых решений. Но или потому, что он не удовлетворился одним французом, или потому, что он проспал ночь, он днем залез в кусты, в самую середину французов... (Л.Н. Толстой).

    Если придаточное предложение предшествует главному, запятую перед второй частью союза ставить нельзя.

    В то время как я был углублен в разрешение этого вопроса, в замке моей темницы повернулся ключ . (Л.Н. Толстой) С тех пор как грозный судия мне дал всеведенье пророка, в сердцах людей читаю я страницы злобы и порока. (М.Ю. Лермонтов)

    Упражнения

    1. На месте каких цифр нужны запятые?

    Греки считали (1) что у их обожаемого Гомера (2) был соперник по имени Гесиод. Они хранили легенду (3) о том (4) как два поэта состязались в поэтическом мастерстве. Победителем вышел Гесиод – и не (5) потому (6) что Гомер был хуже (7) а (8) потому (9) что его поэмы о войне (10) а Гесиод воспевал мир.

    Ответ. 1, 4, 6, 7, 9, 10.

    2. В каком предложении нет пунктуационных ошибок?

    1) После того, как затихла история с анонимным письмом, родственник Колчерукого снова через одного человека осторожно напомнил ему насчет телки. (Ф.Искандер)

    2) Напоследок он передал, чтобы его родственник прислушивался и присматривался к окружающим, с тем, чтобы при первом же подозрении дать ему, Колчерукому, сигнал... (Ф.Искандер)

    Ответ. 3.

    Стык двух союзов

    Если в предложении подряд следуют два союза, то запятая между ними обычно ставится; при этом придаточное, которое начинается со второго по порядку союза, можно опустить или перенести в другое место:

    Мне приходит в голову, что, пока мы их ищем, они вернулись на наше место и ждут нас.

    , (что, (пока), ...).

    (Ср.: Мне приходит в голову, что они вернулись на наше место и ждут нас.) К этому привыкли настолько, что, когда кто-нибудь из учеников забывал выполнять обязанности дежурного, учителя под одобрительный шум класса заставляли меня стирать с доски или тащить в класс физические приборы. Скажи ему, что, если я скоро умру, можно будет ему приходить без подношенья... (Ф.Искандер)

    Но если нельзя изъять придаточное, начинающееся со второго союза, без перестройки всего предложения, то запятая между союзами не ставится; обычно это бывает, если у второго подчинительного союза есть вторая часть (если... то, когда... то, хотя... но).

    что если отец станет ее требовать, то надо будет отдать.

    , (что _ (если), то...)

    (Если изъять второе придаточное, получится Однако ж после некоторого молчания я ему сказал, что то надо будет отдать). Но помните, что если вы меня не убьете, то я не промахнусь... (М.Ю. Лермонтов) Воробьянинов оказался бездарным железнодорожным зайцем, и так как попытки его сесть в поезд оказались безуспешными, то ему пришлось выступить около «Цветника» в качестве бывшего попечителя учебного округа. (И.Ильф, Е.Петров).

    Если придаточное предложение идет после присоединительного союза (в начале предложения, после точки), то запятая никогда не ставится после союза а , обычно не ставится после и, обычно ставится после союза однако и может ставиться или не ставиться после союза но .

    А если к сказанному добавить, что Глав. Экс. вез в Москву большую корзину божественных персиков, нежных и желтых, как свежевылупленные цыплята, все становится еще более понятным и человечным. И хотя все, безусловно, знали, что поезд приближается именно к Москве, напоминание диктора было приятно. (Ф.Искандер) И чтобы никто не разгадал его второй и главной жизни, он вел нищенское существование, стараясь не выйти за пределы сорокашестирублевого жалованья... Но так как он обитает на третьем этаже, а служебный день уже окончился, он быстро бежит вниз и покидает учреждение... (И.Ильф, Е.Петров)

    Однородные части сложных предложений

    Бывают сложные предложения, части которых можно считать однородными, поскольку они соединены сочинительной связью и при этом имеют какой-либо общий элемент: общий член предложения, общее придаточное или общее главное предложение для двух или нескольких придаточных. На такие предложения распространяются правила пунктуации при однородных членах, в частности, не ставится запятая между однородными частями, если они соединены одиночным союзом и, или, либо.

    Примеры сложноподчиненных предложений с однородными придаточными.

    Подумайте, что будет, когда турнир окончится_ и когда уедут все гости.

    , (что), (когда) и (когда).

    Мы видим, что блондин играет хорошо, а брюнет играет плохо.

    , (что), а ().

    Пока «Скрябин» готовился к дальнейшему плаванью, пока капитан переговаривался в трубку с машинным отделением и топки пылали, грея воду, духовой оркестр снова сошел на берег и, к общему удовольствию, стал играть танцы.

    (пока), (пока)_ и (), .

    Ипполит Матвеевич побрел к источнику только тогда, когда музыканты складывали свои пюпитры, праздничная публика расходилась_ и только влюбленные парочки усиленно дышали в тощих аллеях «Цветника». (И.Ильф, Е.Петров)

    , (когда), () и ().

    Примеры сложносочиненных предложений с общим для двух частей членом.

    Во «Франции» заходили сонные фигуры и раздались крики барана, которого волокли за ноги на кухню. Были куплены билеты в Батум и заказаны места во втором классе парохода «Пестель». (И.Ильф, Е.Петров)

    Пример сложной синтаксической конструкции (предложения с сочинительной и подчинительной связью), где у двух частей, соединенных сочинительной связью, есть общее придаточное предложение:

    По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза его делались веселее_ и улыбка раздвигалась более и более. (Н.В. Гоголь)

    (по мере того как), _ и .

    Придаточное, состоящее из одного слова

    Если придаточное предложение состоит из одного только союзного слова – относительного местоимения или наречия, оно не отделяется запятой от главного.

    Не знаю для кого , но вас я воскресил. (А.С. Грибоедов) «Я не знаю почему », – продолжала она, оправившись. Люди этой бывшей армии бежали с своими предводителями, сами не зная куда . (Л.Н. Толстой)

    Упражнения

    1. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые.

    Когда прошло минут пять после звонка (1) и никто еще не входил (2) наступило такое предчувствие счастья (3) что, казалось, сердце не выдержит (4) если все-таки стеклянная дверь сейчас откроется (5) и географ, по привычке своей почти бегом, влетит в класс. (В.В. Набоков)

    Ответ. 2, 3, 4.

    2. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?

    1. ...Поручик Гернет сказал, что если бы Пушкин не был психологом, то ему не поставили бы в Москве памятника. (А.П. Чехов)

    2. ...Иван Иваныч идет к Петру Петровичу, и все в городе знают зачем. (И.А. Гончаров)

    3. А хуже всего было то, что когда он произнес эту свою шутку богатого гуляки, я заметил, что она улыбнулась в уже пригубленный стакан... (Ф.Искандер)

    4. Я успеваю сообразить, что, если она ужаснется от стыда или отвращения, когда я ее поцелую, я постараюсь объяснить это своим невменяемым состоянием. (Ф.Искандер)

    5. Но судьба судила так, что, прежде чем свидеться с Эрнестом Павловичем, Остапу пришлось задержаться часа на два для подписания небольшого протокола. (И.Ильф, Е.Петров)

    Ответ. 3.

    3. Укажите, на месте каких цифр обязательно должны стоять запятые и где запятая возможна, но не обязательна.

    Подобно тому (1) как нетерпеливый юноша (2) ждет часа свидания (3) я ждал часа ночи. Но (4) лишь кондукторша рванула веревку (5) и трамвай тронулся (6) кот поступил, как всякий (7) кого изгоняют из трамвая (8) но (9) которому все-таки ехать-то надо. (М.А. Булгаков)

    Ответ. 3, 6, 7, 8; 4.

    Ответьте на вопросы:

    1) Можно ли поставить запятую перед второй частью сложного подчинительного союза, если придаточное предложение предшествует главному?

    2) На какие сложные предложения распространяются правила пунктуации при однородных членах?

    Урок русского языка в 11 классе по т еме «Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И»

    Цели урока:

      повторение и обобщение знаний учащихся по разделам: «Синтаксис простого и сложного предложения», «Словообразование», «Лексика», «Орфография»;

      закрепление и отработка умений и навыков постановки знаков препинания перед союзом И в простых и сложных предложениях;

      закрепление и отработка умений и навыков, связанных с анализом текста как речевого произведения;

      отработка навыков выполнения тестовых контрольных заданий, связанных с анализом языковых явлений, представленных в тексте;

      подготовка к написанию сочинения-рассуждения по предлагаемому тексту в соответствии с форматом ЕГЭ.

    Задача урока: активизировать самостоятельную работу учащихся с тестовыми контрольными заданиями на основе предложенного для анализа текста.

    Оборудование: ноутбук, медиапроектор, портрет С. Есенина, раздаточный материал.

    Ход урока

    I. Сообщение темы и цели урока

    1. Словарная работа (мультимедийное использование)

    А) Вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки в следующих словах:

    Меценат, беспристрастный, толерантность, консолидация, альтернатива, (в)расплох, (в)одиночку, (во)вторых, (по)неволе, апелляция, интеллигентный, пацифист.

    Б) Определить способ образования следующих слов:

    Беспристрастный (¬ пристрастный; приставочный)

    Во-вторых (¬второй; приставочно-суффиксальный)

    Поневоле (¬ неволя; приставочно-суффиксальный)

    В) Работа с лексическим значением слова:

    Терпимость к чужим взглядам, мнению, поведению (ТОЛЕРАНТНОСТЬ)

    Укрепление, сплачивание чего-нибудь (КОНСОЛИДАЦИЯ)

    Необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями (АЛЬТЕРНАТИВА)

    Человек, осуждающий всякие войны и требующий мира на земле (ПАЦИФИСТ)

    МЕЦЕНАТ – (богатый покровитель наук и искусств)

    Г) Составить словосочетания с этими словами и указать вид связи.

    II. Работа над темой урока.

    2. Вопросы к классу:

      На какие два вида делятся союзы? (Сочинительные и подчинительные)

      Назовите основные виды сочинительных союзов. (соединительные: И, ДА (=И), НИ…,НИ; ТОЖЕ; ТАКЖЕ; НЕ ТОЛЬКО…, НО И; КАК…, ТАК И; разделительные: ТО…,ТО; НЕ ТО…, НЕ ТО; ИЛИ; ЛИБО; ТО ЛИ…, ТО ЛИ; противительные: А, НО, ДА (=НО); ОДНАКО; ЗАТО; НО ЗАТО; частицы ТОЛЬКО; ЖЕ в значении противительных союзов).

      Назовите основную функцию союза И. (Соединяет однородные члены предложения в составе простого предложения; соединяет предикативные части сложных предложений)

      Всегда ли перед союзом И ставится запятая? (Нет, не всегда)

    Рассмотрим случаи постановки запятой перед союзом И и случаи отсутствия запятой перед этим союзом.

    3. Презентация

    Запятая перед союзом И ставится

    А) В простом предложении:

    Между однородными членами перед повторяющимся союзом

    Ты мне пой, ведь моя отрада –

    Что вовек я любил не один

    И калитку осеннего сада,

    И опавшие листья с рябин (С.Есенин)

    Б) В сложном предложении:

    Между частями сложносочиненного предложения

    Вот уж осень улетела, и примчалася зима. (С. Есенин)

    Соловей не поёт, и дергач не кричит. (С. Есенин)

    Между однородными придаточными перед повторяющимся союзом И

    Старайтесь жить так, чтобы руки ваши были чисты, и совесть была чиста, и помыслы были чистыми.

    Запятая перед союзом И не ставится

    А) В простом предложении:

    Между однородными членами с одиночным союзом.

    • Люблю я ропот буйных вод

    И на волне звезды сиянье.

    • Запрокинулась и отяжелела

    Золотая моя голова (С. Есенин)

    Б) В сложном предложении:

    Между частями ССП, которые имеют общий второстепенный член предложения

    Там синь и полымя воздушней и легкодымней пелена (С. Есенин)

    Между однородными придаточными, связанными одиночным союзом И

    Приезжая сюда, я видел, как разрастается сад и как старятся дом и его хозяйка. (К.Паустовский)

    В) Если союз И соединяет два назывных предложения

    Мелколесье. Степь и дали (С. Есенин)

    4. Упражнение для закрепления (У доски работают 3 ученика)

    Расставьте знаки препинания и постройте схемы предложений

    1. Эта улица мне знакома, и знаком этот низенький дом.

    [- =], и [= - ]. ССП

    2. Душно в кузнице угрюмой,

    И тяжел несносный жар,

    [=], и [ = - ]. ССП

    3. Шелестят зелёные серёжки,

    И горят серебряные росы.

    [ = - ], и [= - ]. ССП

    4. Брожу по улицам и лужам,

    Осенний день пуглив и дик.

    [ = -·- и -·-], [ - = и = ]. БСП

    5. Ручей волной гремучею все ветки обдает

    И вкрадчиво под кручею ей песенки поёт.

    [ - = и = ]. Простое с однородными сказуемыми.

    6. Сердцу снится душистый горошек,

    И звенит голубая звезда.

    [ = - ], и [= - ]. ССП

    Необходимо быть предельно внимательными, встречаясь в предложениях с союзом И.

    5. Слово учителя

    Вы, наверное, обратили внимание на то, что в качестве примеров и тренировочных упражнений используются цитаты из стихотворений Сергея Александровича Есенина. И это не случайно: следующий этап урока – анализ текста, содержание которого непосредственно связано с творчеством поэта.

    Итак, выразительно прочитаем фрагмент статьи известной исследовательницы творчества Есенина А. Марченко.

    6. Работа с текстом.

    (1) Большой художник, Есенин зажег публику свежестью и яркоцветностью своего творчества. (2) Первых своих читателей поэт пленил тем, что повел по забытой ими прекрасной земле, заставляя ощутить шелк трав, запомнить шепот и тишину природы, всем существом впитать ее запахи.

    (3) Есенин залил голубизной рязанские пейзажи, наполнив и поля, и чащобы то нежной, то почти черной синью, по которой мы отчетливо узнаем его руку. (4) Стремясь придать пейзажу звучность, поэт насыщал его малиновым и кумачовым цветами, но пользовался ими редко. (5) Сбереженные рябиновые и алые краски делали стихотворные образы четкими и ощутимыми.

    (6) Очень характерно для палитры Есенина пристрастие к желто-золотому цвету. (7) В этой гамме выдержаны все его автопортреты. (8) И это не случайно. (9) В образе, затушеванном словом его языческой фамилии, образе, который расшифровывался как осень, Есенин ощущал свое предназначение в мире. (10) Поэтому своя судьба виделась поэту в «золототканом цветенье». (11) В желто-золоченом цвете видел Есенин рожок над крышей, долину, освещенную солнцем, и даже зелень деревьев.

    (12) Часто пейзаж у поэта был решен в два цвета: синяя полоса близкой реки и желтое пятно дальней рощи, алые, словно зажженные светом огня, одежды Руси и шаль с зеленой каймой, красно-шерстяная верблюдица и желтый горб зари.

    (13) Красный, желтый, зеленый и, конечно, синий цвета составили основной колорит пейзажной лирики Есенина. (14) Врожденная точность художественного зрения поэта служила ему эстетическим камертоном. (15) Его звук не позволял поэту не заметить удивительного цвета освещенной заходящим солнцем печи, напряженно синего плата небес, гаснущей желтизны вечера, густо-черного крыла глухарки.

    (16) Среди этого буйного многоцветья яснее и легче становилась словесная походка Есенина. (А. Марченко)

    7. Вопросы к предлагаемому тексту.

    7.1. Выберите наиболее подходящее название для этого текста.

    А) Природа в поэзии Есенина

    Б) Певец Весны

    В) Мир есенинских красок

    Г) Последний поэт деревни Ответ: В

    7.2. На какой вопрос нельзя найти в тексте ответ?

    А) Чем покорил своих читателей Есенин?

    Б) Каковы характерные черты есенинского стиля?

    В) С какой целью Есенин использовал цветовые эпитеты в своих лирических произведениях?

    Г) Почему Есенин никогда не изображал зимние пейзажи? Ответ: Г

    7.3. В каком предложении используется сравнение?

    А) 2 Б) 4 В) 9 Г) 12

    Ответ: Г

    А) Особый «душевный прибор», позволяющий нарисовать такие образы, которые наиболее полно передают мысли и чувства поэта.

    Б) Образное обозначение читательской молвы, мнением которой всегда руководствовался поэт, работая над своими произведениями.

    7.5. Среди предложений 12 – 16 найдите предложение с вводным словом. Укажите его номер. Ответ: № 13

    7.6. Определите основную функцию союза И в предложениях №1 – 5. Ответ: связ.однородн.чл.предложения

    7.7. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

    Читая стихи Есенина,

    А) открываешь для себя чарующую прелесть мира, который прежде не замечал.

    Б) у нас в душе рождается чувство горячей любви к родной земле.

    В) к тебе в сердце приходит какое-то волнующее, трепетное чувство.

    Г) перед нами предстают яркие картины родной природы.

    В издательстве Эксмо вышел в свет словарь-справочник «Трудные случаи русской пунктуации». Его авторы — сотрудники портала Грамота.ру Владимир Пахомов, Виктор Свинцов и Ирина Филатова, а составлена книга на материале вопросов, поступавших в течение ряда лет в «Справочное бюро» этого сетевого ресурса.

    Между тем, в какой-то момент эта очень востребованная служба прекратила работу. Теперь, сообщает Владимир Пахомов, она вновь действует:

    — 6 июня, в День русского языка, мы снова запустили эту службу. Так что, теперь мы по-прежнему будем рады ответить на вопросы.

    — С чем был связан этот перерыв, который огорчил многих пользователей?

    — Был ряд причин, в том числе и технических. Мы хотели наладить поиск по материалам портала, потому что на многие из тех вопросов, которые нам задают, пользователи и сами могли бы найти ответы, используя наши материалы. Но потом мы поняли, что и все материалы, которые есть, и словари, и справочники, и система поиска все-таки не заменяют он-лайновую справочную службу. Все равно нас постоянно спрашивали, когда можно снова задавать вопросы сотрудникам справочной службы? Мы решили, что все-таки этот сервис нужен. Его надо было реанимировать, и мы это сделали.


    — Ваш словарь построен таким образом, чтобы максимально упростить пользование им людьми, которые не слишком хорошо разбираются в тонкостях русской пунктуации.

    — Это действительно так. От аналогичных изданий словарь отличается тем, что он построен по алфавитному принципу. Как построены традиционные справочники по правописанию? Есть, например, раздел «Знаки препинания при обособленных оборотах». Это обособленные обстоятельства, обособленные определения, дополнения. Есть раздел «Знаки препинания в сложных предложениях». Есть раздел «Знаки препинания в оборотах, не являющихся частью сложного предложения». Например, обороты с союзом «как». Есть раздел, посвященный запятым при вводных словах.

    — То, что вы перечислили, для многих уже звучит пугающе и будет способствовать тому, чтобы человек, увидев такое оглавление, захлопнул справочник.

    — Конечно, в справочниках в конце обычно есть алфавитный указатель, да и то не во всех. Например, издание 2010 года — «Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию» (авторы Д.Розенталь, Е.Джанджакова и Н.Кабанова). Там нет в конце алфавитного указателя. Но даже если он где-то есть, не всегда можно, пользуясь им, найти нужное слово. Например, в списке указывается, что вводными не являются слова «авось», «вдобавок» и так далее. А в конце перечня — буковки и т. п. Что скрывается за этими буквами? Это пользователю не лингвисту непонятно. Также непонятно ему, почему, например, ответ на вопрос, когда обособляется оборот со словом «вместо», нужно искать в одном разделе справочника (конкретно — в разделе «Обособленные дополнения»), а ответ на вопрос, когда ставится запятая внутри союза «вместо того, чтобы», надо искать совсем в другом разделе справочника через много-много страниц. Для читателя-неспециалиста это очень трудно, это непонятно. Поэтому он не всегда может найти в справочнике нужный раздел.

    В силу всех этих причин у нас возникла такая идея — сделать справочник пунктуации, построенный по алфавитному принципу. Читателю достаточно открыть словарь на словарной статье «вместо» и прочитать нужную рекомендацию, или на статье «вместо того, чтобы» и прочитать нужную рекомендацию. Еще мы столкнулись с тем, что рекомендации в справочниках не всегда точно соответствуют сложившейся практике письма. Например, в справочнике Розенталя сказано, что не являются вводными обороты «по замыслу», «по решению», «по распоряжению» и т. д. Да, эти обороты не являются вводными, но дело в том, что все равно, не являясь вводными, некоторые из этих оборотов на практике письма последовательно обособляются. Например, оборот «по замыслу». Он последовательно обособляется, даже не будучи вводным. В справочниках об этом не говорится. О таких вещах мы тоже говорим, приводим примеры, даем рекомендации, что такие выражения стоит обычно выделять запятыми.

    — Почему обособляются? Потому что такова практика, или потому что здесь начинают действовать другие правила?

    — Сложилась практика письма. Во-первых, он чем-то близок к таким обособленным оборотам — «по распоряжению директора необходимо сделать то-то и то-то», «по замыслу строителей в здании должны быть...» и т. д. Этот оборот чем-то близок все-таки к вводным оборотам. Не является вводным, но чем-то близок им. Поэтому его можно назвать просто обстоятельственным оборотом, который обычно выделяется запятыми. Таких случаев много. Мы отмечали и те случаи, когда есть разнобой в лингвистических источниках, или когда рекомендации справочников противоречат сложившейся практике письма. Например, в справочниках сейчас есть рекомендация обособлять конструкцию «вместо ответа», если она не связана с глаголом в предложении. Например, «вместо ответа, ему подали письмо». Здесь справочник рекомендует ставить запятую на том основании, что нельзя подать ответ. Можно подать письмо, но нельзя подать ответ — поэтому надо ставить запятую. Но практика показывает, что запятая в этих случаях почти никогда не ставится. Мы приводим примеры из романа Гончарова «Обрыв»: «Вместо ответа она подвинула Райскому стул». Или, например, из «Приключений Чонкина» Войновича: «Вместо ответа он приложился щекой к прикладу». Нельзя подвинуть ответ, нельзя приложиться щекой к ответу, но все равно запятых нет. Эта рекомендация не работает на практике — запятые все равно не ставятся. Об этих случаях мы тоже пишем.

    Мы честно говорим читателю, когда нет однозначного ответа. Мы столкнулись с тем, что некоторые слова так себя ведут, что в корпусе примеров буквально через один — пример с запятой, пример без запятой. Например, обособление слов «как» и «никак». «А все-таки, как ни крути...» и т. д. Через один пример — запятые и нет запятых, то есть здесь мы имеем дело с непоследовательным обособлением. Мы об этих случаях тоже пишем и говорим, что в таких случаях решает автор. Здесь однозначной рекомендации дать нельзя.



    Похожие статьи