• Методика формирования элементарных математических представлений (фэмп) в средней группе. Семинар-практикум "формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность" Математическое развитие дошкольнико

    26.11.2023

    Формы контроля

    Промежуточная аттестация – зачет

    Составитель

    Гуженкова Наталья Валерьевна, старший преподаватель кафедры технологий психолого-педагогического и специального образования ОГУ.

    Принятые сокращения

    ДОУ - дошкольное образовательное учреждение

    ЗУН - знания, умения, навыки

    ММР - методика математического развития

    РЭМП - развитие элементарных математических представ­лений

    ТиММР - теория и методика математического развития

    ФЭМП - формирование элементарных математических представлений.

    Тема № 1 (4 ч-лек., 2 ч-практ., 2 ч- лаборат, 4 ч – с.раб)

    Общие вопросы обучения математике детей с отклонениями в развитии.

    План

    1. Цели и задачи математического развития дошкольников.


    в дошкольном возрасте.

    4. Принципы обучения математике.

    5. Методы ФЭМП.

    6. Приемы ФЭМП.

    7. Средства ФЭМП.

    8. Формы работы по математическому развитию дошкольников.

    Цели и задачи математического развития дошкольников.

    Под математическим развитием дошкольников следует пони­мать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

    Формирование элементарных математических представле­ний - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности (в области математики).

    Задачи методики математического развития как научной области

    1. Научное обоснование программных требований к уровню
    формирования математических представлений у дошкольников в
    каждой возрастной группе.

    2. Определение содержания математического материала для
    обучения детей в ДОУ.

    3. Разработка и внедрение в практику эффективных дидакти­ческих средств, методов и разнообразных форм организации ра­боты по математическому развитию детей.

    4. Реализация преемственности в формировании математических представлений в ДОУ и в школе.

    5. Разработка содержания подготовки высокоспециализированных кадров, способных осуществлять работу по математиче­скому развитию дошкольников.

    Цель математического развития дошкольников

    1. Всестороннее развитие личности ребенка.

    2. Подготовка к успешному обучению в школе.

    3. Коррекционно-воспитательная работа.

    Задачи математического развития дошкольников

    1. Формирование системы элементарных математических представлений.

    2. Формирование предпосылок математического мышления.

    3. Формирование сенсорных процессов и способностей.

    4. Расширение и обогащение словаря и совершенствование
    связанной речи.

    5. Формирование начальных форм учебной деятельности.

    Краткое содержание разделов программы по ФЭМП в ДОУ

    1. «Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.

    2. «Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, пло­щади, объеме, массе, времени).

    3. «Форма»: представления о форме предметов, о геометриче­ских фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях.

    4. «Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении.

    5. «Ориентировка во времени»: представление о частях су­ток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».

    3. Значение и возможности математического развития детей
    в дошкольном возрасте.

    Значение обучения детей математике

    Обучение ведет развитие, является источником развития.

    Обучение должно идти впереди развития. Необходимо ори­ентироваться не на то, что способен уже делать сам ребенок, а на то, что он может сделать при помощи и под руководством взрослого. Л. С. Выгодский подчеркивал, что надо ориентиро­ваться на «зону ближайшего развития».

    Упорядоченные представления, правильно сформированные первые понятия, вовремя развитые мыслительные способности, служат залогом дальнейшего успешного обучения детей в школе.

    Психологические исследования убеждают, что в процессе обучения происходят качественные изменения в психическом развитии ребенка.

    С ранних лет важно не только сообщать детям готовые зна­ния, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни.

    Обучение в повседневной жизни носит эпизодический ха­рактер. Для математического развития важно, чтобы все знания давались систематически и последовательно. Знания в области математики должны усложняться постепенно с учетом возраста и уровня развития детей.

    Важно организовать накопление опыта ребенка, научить его пользоваться эталонами (формы, величины и др.), рациональны­ми способами действия (счета, измерения, вычислений и др.).

    Учитывая незначительный опыт детей, обучение идет пре­имущественно индуктивным путем: сначала накапливаются с по­мощью взрослого конкретные знания, затем они обобщаются в правила и закономерности. Необходимо использовать и дедук­тивный метод: сначала усвоение правила, затем его применение, конкретизация и анализ.

    Для осуществления грамотного обучения дошкольников, их математического развития воспитатель сам должен знать пред­мет науки математики, психологические особенности развития математических представлений детей и методику работы.

    Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП

    I. Сенсорное развитие (ощущение и восприятие)

    Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребе­нок познает в процессе разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.

    В основе познания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы (движение глаз, прослеживающих форму и размер предмета, ощупывание руками и др.). В процессе разнообразной перцеп­тивной и продуктивной деятельности у детей начинают форми­роваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметов - цвете, форме, величине, их пространственном расположении, количестве. Постепенно нака­пливается сенсорный опыт, который является чувственной осно­вой для математического развития. При формировании элемен­тарных математических представлений у дошкольника мы опи­раемся на различные анализаторы (тактильный, зрительный, слуховой, кинестетический) и одновременно развиваем их. Раз­витие восприятия идет путем совершенствования перцептивных действий (рассматривание, ощупывание, выслушивание и пр.) и усвоения систем сенсорных эталонов, выработанных человечест­вом (геометрические фигуры, меры величин и др.).

    II. Развитие мышления

    Обсуждение

    Назовите виды мышления.

    Как в работе воспитателя по ФЭМП учитывается уровень
    развития мышления ребенка?

    Какие логические операции вы знаете?

    Приведите примеры математических заданий для каждой
    логической операции.

    Мышление - процесс сознательного отражения действи­тельности в представлениях и суждениях.

    В процессе формирования элементарных математических представлений у детей развиваются все виды мышления:

    наглядно-действенное;

    наглядно-образное;

    словесно-логическое.

    Логические операции Примеры заданий дошкольникам
    Анализ (разложение целого на составные части) - Из каких геометрических фигур составлена машина?
    Синтез (познание целого в единстве и взаи­мосвязи его частей) - Составь дом из геометрических фигур
    Сравнение (сопоставление для установления сходства и различия) - Чем похожи эти предметы? (формой) - Чем отличаются эти предметы? (размером)
    Конкретизация (уточнение) - Что ты знаешь о треугольнике?
    Обобщение (выражение основных результа­тов в общем положении) - Как можно одним словом назвать квадрат, прямоугольник и ромб?
    Систематизация (расположение в опреде­ленном порядке) Поставь матрешки по росту
    Классификация (распределение объектов по группам в зависимости от их общих признаков) - Разложи фигуры на две группы. - По какому признаку ты это сделал?
    Абстрагирование (отвлечение от ряда свойств и отношений) - Покажи предметы круглой формы

    III. Развитие памяти, внимания, воображения

    Обсуждение

    Что включает понятие «память»?

    Предложите детям математическое задание на развитие памяти.

    Как активизировать внимание детей при формировании эле­ментарных математических представлений?

    Сформулируйте задание детям на развитие воображения, используя математические понятия.

    Память включает в себя запоминание («Запомни - это квад­рат»), припоминание («Как называется эта фигура?»), воспроиз­ведение («Нарисуй круг!»), узнавание («Найди и назови знако­мые фигуры!»).

    Внимание не выступает как самостоятельный процесс. Его результатом является улучшение всякой деятельности. Для акти­визации внимания решающее значение имеет умение поставить задание и мотивировать его. («У Кати одно яблоко. К ней при­шла Маша, надо разделить яблоко поровну между двумя девоч­ками. Внимательно посмотрите, как я это буду делать!»).

    Образы воображения формируются в результате мысленно­го конструирования объектов («Представьте фигуру с пятью уг­лами»).

    IV. Развитие речи
    Обсуждение

    Как в процессе формирования элементарных математиче­ских представлений развивается речь ребенка?

    Что дает математическое развитие для развития речи ре­бенка?

    Математические занятия оказывают огромное положитель­ное влияние на развитие речи ребенка:

    обогащение словаря (числительные, пространственные
    предлоги и наречия, математические термины, характери­зующие форму, величину и др.);

    согласование слов в единственном и множественном числе («один зайчик, два зайчика, пять зайчиков»);

    формулировка ответов полным предложением;

    логические рассуждения.

    Формулировка мысли в слове приводит к лучшему понима­нию: формулируясь, мысль формируется.

    V. Развитие специальных навыков и умений

    Обсуждение

    - Какие специальные навыки и умения формируются у дошко­льников в процессе формирования математических пред­ставлений?

    На математических занятиях у детей формируются специаль­ные навыки и умения, необходимые им в жизни и учебе: счет, вычисление, измерение и др.

    VI. Развитие познавательных интересов

    Обсуждение

    Каково значение наличия у ребенка познавательного интере­са к математике для его математического развития?

    Каковы пути возбуждения познавательного интереса к ма­тематике у дошкольников?

    Как можно возбудить познавательный интерес к занятиям по ФЭМП в ДОУ?

    Значение познавательного интереса:

    Активизирует восприятие и мыслительную деятельность;

    Расширяет кругозор;

    Способствует умственному развитию;

    Повышает качество и глубину знаний;

    Способствует успешному применению знаний на практике;

    Побуждает самостоятельно приобретать новые знания;

    Меняет характер деятельности и связанные с ней пережива­ния (деятельность становится активной, самостоятельной, разносторонней, творческой, радостной, результативной);

    Оказывает положительное влияние на формирование лич­ности;

    Оказывает положительное действие на здоровье ребенка (возбуждает энергию, повышает жизненный тонус, делает жизнь более счастливой);

    Пути возбуждения интереса к математике:

    · связь новых знаний с детским опытом;

    · открытие новых сторон в прежнем опыте детей;

    · игровая деятельность;

    · словесное возбуждение;

    · стимуляция.

    Психологические предпосылки интереса к математике:

    Создание положительного эмоционального отношения к педагогу;

    Создание положительного отношения к занятиям.

    Пути возбуждения познавательного интереса к занятию по ФЭМП:

    § объяснение смысла выполняемой работы («Кукле негде спать. Давайте построим для нее кровать! Каких размеров она должна быть? Давайте померяем!»);

    § работа с любимыми привлекательными объектами (игруш­ками, сказками, картинками и др.);

    § связь с близкой детям ситуацией («У Миши день рожде­ния. Когда у вас день рожденья, кто к вам приходит?
    К Мише тоже пришли гости. Сколько чашек надо поста­вить на стол для праздника?»);

    § интересная для детей деятельность (игра, рисование, кон­струирование, аппликация и др.);

    § посильные задания и помощь в преодолении трудностей (ребенок должен в конце каждого занятия испытать удовле­творение от преодоления трудностей)", положительное отношение к деятельности детей (заинтере­сованность, внимание к каждому ответу ребенка, доброже­лательность); побуждение инициативы и др.

    Методы ФЭМП.

    Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

    1. Перцептивный аспект (методы, обеспечивающие передачу учебной информации педагогом и восприятие ее детьми посред­ством слушания, наблюдения, практических действий):

    а) словесный (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.);

    б) наглядный (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.);

    в) практический (предметно-практические и умственные дей­ствия, дидактические игры и упражнения и др.).

    2. Гностический аспект (методы, характеризующие усвоение нового материала детьми, - путем активного запоминания, пу­тем самостоятельных размышлений или проблемной ситуации):

    а) иллюстративно-объяснительный;

    б) проблемный;

    в) эвристический;

    г) исследовательский и др.

    3. Логический аспект (методы, характеризующие мыслитель­ные операции при подаче и усвоении учебного материала):

    а) индуктивный (от частного к общему);

    б) дедуктивный (от общего к частному).

    4. Управленческий аспект (методы, характеризующие степень самостоятельности учебно-познавательной деятельности детей):

    а) работа под руководством педагога,

    б) самостоятельная работа детей.

    Особенности практического метода:

    ü выполнение разнообразных предметно-практических и ум­ственных действий;

    ü широкое использование дидактического материала;

    ü возникновение математических представлений в результате действия с дидактическим материалом;

    ü выработка специальных математических навыков (счета, измерения, вычислений и др.);

    ü использование математических представлений в быту, игре, труде и др.

    Виды наглядного материала:

    Демонстрационный и раздаточный;

    Сюжетный и бессюжетный;

    Объемный и плоскостной;

    Специально-счетный (счетные палочки, абак, счеты и др.);

    Фабричный и самодельный.

    Методические требования к применению наглядного мате­риала:

    · новую программную задачу лучше начинать с сюжетного объемного материала;

    · по мере усвоения учебного материала переходить к сюжетно-плоскостной и бессюжетной наглядности;

    · одна программная задача объясняется на большом разно­образии наглядного материала;

    · новый наглядный материал лучше показать детям заранее...

    Требования к самодельному наглядному материалу:

    Гигиеничность (краски покрываются лаком или пленкой, бархатная бумага используется только для демонстрацион­ного материала);

    Эстетичность;

    Реальность;

    Разнообразие;

    Однородность;

    Прочность;

    Логическая связанность (заяц - морковь, белка - шишка и т. п.);

    Достаточное количество...

    Особенности словесного метода

    Вся работа построена на диалоге воспитатель - ребенок.

    Требования к речи воспитателя:

    Эмоциональная;

    Грамотная;

    Доступная;

    Достаточно громкая;

    Приветливая;

    В младших группах тон загадочный, сказочный, таинствен­ный, темп небыстрый, многократные повторения;

    В старших группах тон заинтересовывающий, с использова­нием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый, приближающийся к ведению урока в школе...

    Требования к речи детей:

    Грамотная;

    Понятная (если у ребенка плохое произношение, воспита­тель проговаривает ответ и просит повторить); полными предложениями;

    С нужными математическими терминами;

    Достаточно громкая...

    Приемы ФЭМП

    1. Демонстрация (обычно используется при сообщении но­вых знаний).

    2. Инструкция (используется при подготовке к самостоятель­ной работе).

    3. Пояснение, указание, разъяснение (используются для пре­дотвращения, выявления и устранения ошибок).

    4. Вопросы к детям.

    5. Словесные отчеты детей.

    6. Предметно-практические и умственные действия.

    7. Контроль и оценка.

    Требования к вопросам воспитателя:

    точность, конкретность, лаконизм;

    логическая последовательность;

    разнообразие формулировок;

    небольшое, но достаточное количество;

    избегать подсказывающих вопросов;

    умело пользоваться дополнительными вопросами;

    давать детям время на обдумывание...

    Требования к ответам детей:

    краткие или полные в зависимости от характера вопроса;

    на поставленный вопрос;

    самостоятельные и осознанные;

    точные, ясные;

    достаточно громкие;

    грамматически правильные...

    Что делать, если ребенок отвечает неправильно?

    (В младших группах необходимо исправить, попросить по­вторить правильный ответ и похвалить. В старших - можно сде­лать замечание, вызвать другого и похвалить правильно ответив­шего.)

    Средства ФЭМП

    Оборудование для игр и занятий (наборное полотно, счет­ная лесенка, фланелеграф, магнитная доска, доска для письма, ТСО и др.).

    Комплекты дидактического наглядного материала (игруш­ки, конструкторы, строительный материал, демонстрационный и раздаточный материал, наборы «Учись считать» и др.).

    Литература (методические пособия для воспитателей, сбор­ники игр и упражнений, книги для детей, рабочие тетради и др.)...

    8. Формы работы по математическому развитию дошкольников

    Форма Задачи время Охват детей Ведущая роль
    Занятие Дать, повторить, закрепить и сис­тематизировать знания, умения и навыки Планомерно, регуляр­но, систематично (длительность и регу­лярность в соответст­вии с программой) Группа или под­группа (в зави­симости от воз­раста и проблем в развитии) Воспитатель (или дефек-толог)
    Дидактическая игра Закрепить, при­менить, расши­рить ЗУН На занятии или вне занятий Группа, под­группа, один ре­бенок Воспитатель и дети
    Индивидуальная работа Уточнить ЗУН и устранить про­белы На занятии и вне занятий Один ребенок Воспитатель
    Досуг (математи­ческий утренник, праздник, викто­рина и т. п.) Увлечь математи­кой, подвести итоги 1-2 раза в году Группа или не­сколько групп Воспитатель и другие специалисты
    Самостоятельная деятельность Повторить, при­менить, отрабо­тать ЗУН Во время режимных процессов, бытовых ситуаций, повседнев­ной деятельности Группа, под­группа, один ребенок Дети и вос­питатель

    Задание для самостоятельной работы студентов

    Лабораторная работа № 1: «Анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду» раздела «Формирование элементарных математических представлений».


    Тема № 2 (2 ч-лек., 2 ч-практ., 2 ч- лаборат, 2 ч – с.раб)

    ПЛАН

    1. Организация занятий по математике в дошкольном учреж­дении.

    2. Примерная структура занятий по математике.

    3. Методические требования к занятию по математике.

    4. Способы поддержания хорошей работоспособности детей на занятии.

    5. Формирование навыков работы с раздаточным материа­лом.

    6. Формирование навыков учебной деятельности.

    7. Значение и место дидактических игр в математическом развитии дошкольников.

    1. Организация занятия по математике в дошкольном учреж­дении

    Занятия являются основной формой организации обучения детей математике в детском саду.

    Занятие начинается не за партами, а со сбора детей вокруг воспитателя, который проверяет их внешний вид, привлекает внимание, рассаживает с учетом индивидуальных особенностей, учитывая проблемы в развитии (зрения, слуха и др.).

    В младших группах: подгруппа детей может, например, расса­живаться на стулья полукругом перед воспитателем.

    В старших группах: группа детей обычно рассаживается за парты по двое, лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности.

    Организация зависит от содержания работы, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Занятие может начинаться и проводиться в игровой комнате, в спортивном или музыкаль­ном зале, на улице и т. п., стоя, сидя и даже лежа на ковре.

    Начало занятия должно быть эмоциональным, заинтересо­вывающим, радостным.

    В младших группах: используются сюрпризные моменты, ска­зочные сюжеты.

    В старших группах: целесообразно использовать проблемные ситуации.

    В подготовительных группах, организовывается работа дежур­ных, обсуждается, чем занимались на прошлом занятии (в целях подготовки к школе).

    Примерная структура занятий по математике.

    Организация занятия.

    Ход занятия.

    Итог занятия.

    2. Ход занятия

    Примерные части хода математического занятия

    Математическая разминка (обычно со старшей группы).

    Работа с демонстрационным материалом.

    Работа с раздаточным материалом.

    Физкультминутка (обычно со средней группы).

    Дидактическая игра.

    Количество частей и их порядок зависят от возраста детей и проставленных задач.

    В младшей группе: в начале года может быть только одна часть - дидактическая игра; во второй половине года - до трех час рей (обычно работа с демонстрационным материалом, работа с раздаточным материалом, подвижная дидактическая игра).

    В средней группе: обычно четыре части (начинается регуляр­ная работа с раздаточным материалом, после которой необходи­ма физкультминутка).

    В старшей группе: до пяти частей.

    В подготовительной группе: до семи частей.

    Внимание детей сохраняется: 3-4 минуты у младших дошкольников, 5-7 минут у старших дошкольников - это и есть примерная длительность одной части.

    Виды физкультминуток:

    1. Стихотворная форма (детям лучше не проговаривать, а правильно дышать) - обычно проводится во 2-й младшей и средней группах.

    2. Набор физических упражнений для мышц рук, ног, спины и др. (лучше выполнять под музыку) - целесообразно проводить в старшей группе.

    3. С математическим содержанием (применяются, если занятие не несет большой умственной нагрузки) - чаще применяет­ся в подготовительной группе.

    4. Специальная гимнастика (пальчиковая, артикуляционная, для глаз и др.) - регулярно проводится с детьми с проблемами в развитии.

    Замечание:

    если занятие подвижное, физкультминутку можно не про­водить;

    вместо физкультминутки можно проводить релаксацию.

    3. Итог занятия

    Любое занятие должно быть законченным.

    В младшей группе: воспитатель подводит итог после каждой части занятия. («Как хорошо мы поиграли. Давайте соберем иг­рушки и будем одеваться на прогулку».)

    В средней и старшей группах: в конце занятия воспитатель сам подводит итог, приобщая детей. («Что мы сегодня узнали нового? О чем говорили? Во что играли?»). В подготовительной группе: дети сами делают выводы. («Чем мы сегодня занимались?») Организовывается работа дежурных.

    Необходимо оценить работу детей (в том числе индивидуаль­но похвалить или сделать замечание).

    3. Методические требования к занятию по математике (зависят от принципов обучения)

    2. Образовательные задачи берутся из разных разделов про­граммы по формированию элементарных математических пред­ставлений и комбинируются во взаимосвязи.

    3. Новые задачи подаются небольшими порциями и кон­кретизируются для данного занятия.

    4. На одном занятии целесообразно решать не более одной новой задачи, остальные на повторение и закрепление.

    5. Знания даются систематично и последовательно в доступ­ной форме.

    6. Используется разнообразный наглядный материал.

    7. Демонстрируется связь полученных знаний с жизнью.

    8. Проводится индивидуальная работа с детьми, осуществ­ляется дифференцированный подход к отбору заданий.

    9. Регулярно осуществляется контроль над уровнем усвое­ния материала детьми, выявление пробелов в их знаниях и их устранение.

    10. Вся работа имеет развивающую, коррекционно-воспитательную направленность.

    11. Занятия по математике проводятся в первой половине дне в середине недели.

    12. Занятия по математике лучше сочетать с занятиями, не требующими большой умственной нагрузки (по физкультуре, музыке, рисованию).

    13. Можно проводить комбинированные и интегрированные занятия по разным методикам, если задачи сочетаются.

    14. Каждый ребенок должен активно участвовать в каждом занятии, выполнять умственные и практические действия, отра­жать в речи свои знания.

    ПЛАН

    1. Этапы формирования и содержание количественных представлений.

    2. Значение развития количественных представлений у дошкольников.

    3. Физиологические и психологические механизмы восприятия количества.

    4. Особенности развития количественных представлений у детей и методические рекомендации к их формированию в ДОУ.

    1. Этапы формирования и содержание количественных представлений.

    Этапы формирования количественных представлений

    («Этапы счетной деятельности» по А.М. Леушиной)

    1. Дочисловая деятельность.

    2. Счетная деятельность.

    3. Вычислительная деятельность.

    1. Дочисловая деятельность

    Для правильного восприятия числа, для успешного формирования счетной деятельности необходимо прежде всего научить детей работать с множествами:

    Видеть и называл существенные признаки предметов;

    Видеть множество целиком;

    Выделять элементы множества;

    Называть множество («обобщающее слово») и перечислять его элементы (задавать множество двумя способами: указы­вая характеристическое свойство множества и перечисляя
    все элементы множества);

    Составлять множество из отдельных элементов и из под­множеств;

    Делить множество на классы;

    Упорядочивать элементы множества;

    Сравнивать множества по количеству путем соотнесения «один к одному» (устанавливая взаимно однозначные соот­ветствия);

    Создавать равночисленные множества;

    Объединять и разъединять множества (понятие «целого и части»).

    2. Счетная деятельность

    Владение счетом включает в себя:

    Знание слов-числительных и называние их по порядку;

    Умение соотносить числительные элементам множества «один к одному» (устанавливать взаимно однозначное со­ответствие между элементами множества и отрезком нату­рального ряда);

    Выделение итогового числа.

    Владение понятием числа включает в себя:

    Понимание независимости результата количественного счета от его направления, расположения элементов множества и их качественных признаков (размера, формы, цвета и др.);

    Понимание количественного и порядкового значения числа;

    Представление о натуральном ряде чисел и его свойствах вклю­чает в себя:

    Знание последовательности чисел (счет в прямом и обрат­ном порядке, называние предыдущего и последующего числа);

    Знание образования соседних чисел друг из друга (путем прибавления и вычитания единицы);

    Знание связей между соседними числами (больше, меньше).

    3. Вычислительная деятельность

    Вычислительная деятельность включает в себя:

    · знание связей между соседними числами («больше (мень­ше) на 1»);

    · знание образования соседних чисел (п ± 1);

    · знание состава чисел из единиц;

    · знание состава чисел из двух меньших чисел (таблица сло­жения и соответствующие случаи вычитания);

    · знание цифр и знаков +, -, =, <, >;

    · умение составлять и решать арифметические задачи.

    Для подготовки к усвоению десятичной системы счисления не­обходимо:

    o владение устной и письменной нумерацией (называние и запись);

    o владение арифметическими действиями сложения и вычи­тания (называние, вычисление и запись);

    o владение счетом группами (парами, тройками, пятками, десятками и др.).

    Замечание. Данными знаниями и умениями дошкольнику не­обходимо качественно овладеть в пределах первого десятка. Только при полном усвоении этого материала можно начинать работать со вторым десятком (лучше это делать в школе).

    О ВЕЛИЧИНАХ И ИХ ИЗМЕРЕНИИ

    ПЛАН

    2. Значение развития у дошкольников представлений о вели­чинах.

    3. Физиологические и психологические механизмы воспри­ятия размеров предметов.

    4. Особенности развития представлений о величинах у детей и методические рекомендации по их формированию в ДОУ.

    Дошкольники знакомятся с различными величинами: длина, ширина, высота, толщина, глубина, площадь, объем, масса, вре­мя, температура.

    Первоначальное представление о величине связано с созда­нием чувственной основы, формированием представлений о раз­мерах предметов: показать и назвать длину, ширину, высоту.

    ОСНОВНЫЕ свойства величины:

    Сравнимость

    Относительность

    Измеряемость

    Изменчивость

    Определение величины возможно только на основе сравне­ния (непосредственно или сопоставляя с неким образом). Характеристика величины относительна и зависит от выбранных для сравнения объектов (А < В, но А > С).

    Измерение дает возможность характеризовать величину чис­лом и перейти от сравнения непосредственно величин к сравне­нию чисел, что удобнее, так как делается в уме. Измерение - это сравнение величины с величиной того же рода, принятой за единицу. Цель измерения - дать численную характеристику величине. Изменчивость величин характеризуется тем, что их можно складывать, вычитать, умножать на число.

    Все эти свойства могут быть осмыслены дошкольниками в процессе их действий с предметами, выделении и сопоставлении величин, измерительной деятельности.

    Понятие числа возникает в процессе счета и измерения. Из­мерительная деятельность расширяет и углубляет детские представления о числе, уже сложившиеся в процессе счетной деятельности.

    В 60-70-е годы XX в. (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов) возникла идея об измерительной практике как основе формирования понятия числа у ребенка. Сейчас существуют две концепции:

    Формирование измерительной деятельности на базе знании числа и счета;

    Формирование понятия числа на базе измерительной дея­тельности.

    Счет и измерение не должны противопоставляться друг другу, они взаимно дополняют друг друга в процессе освоения числа как абстрактного математического понятия.

    В детском саду сначала учим детей выделять и называть разные параметры размеров (длину, ширину, высоту) на основе сравнения на глаз резко контрастных по величине предметов. Затем формируем умение сравнивать способом приложения и наложения незначительно различающиеся и равные по величине предметы с ярко выраженной одной величиной, потом по не­скольким параметрам одновременно. Работа по выкладыванию сериационных рядов и специальные упражнения для развития глазомера закрепляют представления о величинах. Знакомство с условной меркой, равной одному из сравниваемых предметов по величине, готовит детей к измерительной деятельности.

    Деятельность измерения довольно сложна. Она требует опре­деленных знаний, специфических умений, знания общеприня­той системы мер, применения измерительных приборов. Изме­рительная деятельность может формироваться у дошкольников при условии целенаправленного руководства взрослых и боль­шой практической работы.

    Схема измерения

    Прежде чем знакомить с общепринятыми эталонами (санти­метром, метром, литром, килограммом и др.), целесообразно сначала научить детей пользоваться условными мерками при из­мерении:

    Протяженности (длина, ширина, высота) с помощью поло­сок, палок, веревок, шагов;

    Объема жидких и сыпучих веществ (количество крупы, пес­ка, воды и др.) с помощью стаканов, ложек, банок;

    Площади (фигуры, листа бумаги и др.) клетками или квадра­тами;

    Массы предметов (например: яблоко - желудями).

    Использование условных мерок делает измерение доступным для дошкольников, упрощает деятельность, но не меняет ее сущ­ности. Сущность измерения во всех случаях одна и та же (хотя объекты и средства разные). Обычно обучение начинают с изме­рения длины, что больше знакомо детям и пригодится в школе в первую очередь.

    После этой работы можно познакомить дошкольников с эта­лонами и некоторыми измерительными приборами (линейкой, весами).

    В процессе формирования измерительной деятельности до­школьники способны понять, что:

    o измерение дает точную количественную характеристику ве­личине;

    o для измерения необходимо выбирать адекватную мерку;

    o число мерок зависит от измеряемой величины (чем больше
    величина, тем больше ее численное значение и наоборот);

    o результат измерения зависит от выбранной мерки (чем больше мерка, тем меньше численное значение и наоборот);

    o для сравнения величин необходимо их измерять одинако­выми мерками.

    Измерение дает возможность сравнивать величины не только на сенсорной основе, но и на основе умственной деятельности, формирует представление о величине как математическом

    Нуца Марина Геннадьевна
    Должность: воспитатель
    Учебное заведение: МАДОУ г. Мурманска №96
    Населённый пункт: г. Мурманск
    Наименование материала: Дидактические игры как средство развития математических способностей дошкольников
    Тема: Формирование элементарных математических представлений в соответствии с ФГОС ДО
    Дата публикации: 14.05.2017
    Раздел: дошкольное образование

    Нуца Марина Геннадьевна

    воспитатель МАДОУ г. Мурманска № 96

    Дидактические игры как средство развития

    математических способностей воспитанников

    старшего дошкольного возраста в дошкольной

    образовательной организации

    «От того, как заложены

    элементарные математические

    представления в значительной мере

    зависит дальнейший путь

    математического развития,

    успешность продвижения ребенка в

    этой области знаний»

    Л.А. Венгер

    Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного

    возраста– это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и

    способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

    Для современной образовательной системы проблема умственного

    воспитания (а ведь развитие познавательной активности и является одной из

    задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна. Так важно

    учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное

    математика

    оттачивает

    развивает

    гибкость

    мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

    овладения

    элементарными

    математическими

    представлениями

    привлекательным,

    ненавязчивым,

    радостным.

    Математическое развитие дошкольников – позитивные изменения в

    познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения

    математических представлений и связанных с ними логических операций.

    Формирование элементарных математических представлений – это

    целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов

    умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.

    Основная

    подготовка

    успешному

    овладению

    математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

    Математическое образование дошкольника – это целенаправленный

    обучения

    элементарным

    математическим

    представлениям

    способам

    познания

    математической

    действительности

    дошкольных

    учреждениях

    которого

    является

    воспитание

    культуры

    мышления и математическое развитие ребенка.

    Организация образовательной деятельности по математическому

    развитию детей старшего дошкольного возраста

    дошкольного возраста.

    В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического

    развития детей дошкольного возраста являются:

    1. Развитие логико-математических представлений о математических

    свойствах

    отношениях

    предметов

    (конкретных

    величинах,

    геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);

    Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания

    математических

    отношений:

    обследование,

    сопоставление,

    группировка, упорядочение, разбиение);

    Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов

    познания

    математического

    (э кс п е р и м е н т и р о ва н и е,

    моделирование, трансформация);

    Развитие у детей логических способов познания математических

    отношений

    абстрагирование,

    отрицание,

    сравнение,

    классификация);

    Овладение

    математическими

    способами

    познания

    действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;

    Развитие

    интеллектуально-творческих

    проявлений

    находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску

    нестандартных решений;

    Развитие

    аргументированной

    доказательной

    обогащение словаря ребенка;

    8. Воспитание готовности детей к обучению в школе,

    активности,

    инициативности,

    самостоятельности, ответственности, настойчивости в

    преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики

    рук, умений самоконтроля и самооценки.

    Все задачи математического развития старших дошкольников

    решаются,

    обучение

    занимательным.

    занимательном

    обучении

    обостряются

    эмоционально-мыслительные

    проце ссы,

    заставляющие

    наблюдать,

    сравнивать,

    рассуждать,

    аргументировать,

    доказывать

    правильность

    выполненных

    действий.

    взрослого-

    поддержать

    Стараюсь

    выстраивать

    образовательную

    деятельность

    активно и увлеченно занимался. Предлагая детям задания математического

    учитываю

    индивидуальные

    способности

    предпочтения

    различными

    освоение

    математического содержания носит сугубо индивидуальный характер.

    Овладение математическими представлениями будет эффективным и

    результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им

    кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых

    действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают

    логические

    Возможности

    организации

    деятельности

    расширяются при условии создания в группе детского сада развивающей

    предметно-пространственной среды. Поэтому прикладываю все усилия для

    создания в группе правильно организованной предметно-пространственная

    среды, которая позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить

    в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со

    сверстниками, понимать и оценивать чувства и поступки, аргументировать

    свои выводы.

    по математическому

    развитию детей старшего

    дошкольного

    возраста

    разнообразны,

    использование

    конкретной учебной задачи, режимного момента, развивающей среды и т.д.:

    организованная образовательная деятельность, дидактические игры, опыты,

    эксперименты, математические праздники, досуги, повседневные бытовые

    ситуации, беседы, самостоятельная деятельность детей.

    Основополагающий принцип развития современного дошкольного

    о б р а зо ва н и я,

    п р ед ложе н н ы й

    Фед е р а льн ы м

    г о с уд а р с т в е н н ы м

    образовательным

    стандартом

    дошкольного

    образования

    интеграции

    образовательных

    областей.

    Развитие

    математических

    представлений детей, приобретение ими основных математических знаний в

    соответствии с программными требованиями и возрастными особенностями

    осуществляется

    образовательные

    социально-

    коммуникативное

    развитие,

    познавательное

    развитие,

    развитие,

    художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Необходимыми

    педагогическими

    условиями

    математического

    развития

    дошкольников

    интегрированного

    являются:

    продуманная

    организованной

    образовательной

    деятельно сти,

    в к л юч а ю щ а я

    интегрированные

    рациональное

    совмещение

    различных

    деятельности (игровой, изобразительной, познавательной, исследовательской

    активизация

    познавательного

    интереса

    математике

    дошкольников и стремления к усвоению новых знаний.

    Новиковой

    «Математика

    позволяет

    осуществлять

    образовательную работу по формированию математических представлений

    интегрированного

    большинство

    деятельности. Использую при работе по данной программе разнообразные

    методические

    сочетание

    практической

    деятельности,

    решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций. Все полученные в ходе

    занятий знания, умения, навыки закрепляются в дидактических играх, т.к.

    каждый сценарий занятия по математике имеет раздел «Поиграем»,

    значение

    формирования

    математических

    представлений

    дошкольников

    технологии, в частности, такой её компонент, как дидактическая игра.

    2. Значение дидактической игры как компонента игровой

    технологии в математическом развитии детей старшего дошкольного

    возраста.

    Дидактические игры играют важную роль в решении конкретных

    задач математического развития старших дошкольников; они активизируют

    умственную деятельность, заинтересовывают математическим материалом,

    увлекают

    развлекают

    развивают

    интеллектуальные

    способности,

    углубляют математические представления, закрепляют полученные знания и

    умения. Они важны как одно из средств, обеспечивающих упражняемость

    различении,

    выделении,

    назывании

    множеств

    предметов,

    геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх

    возможность

    формировать

    знакомить

    способами

    действий.

    дидактическая

    эффективным,

    результативным

    средством

    математического

    развития

    дошкольников,

    необходимо

    создание

    целенаправленно

    организованной

    предметно-развивающей среды, насыщенной разнообразными предметами и

    игровым материалом математического содержания, включающей в себя:

    1.Дидактические,

    развивающие

    логико-математические

    направленные

    развитие

    действия

    сравнения,

    логических

    операций

    классификации,

    узнавание

    описанию,

    воссоздание,

    преобразование,

    ориентировку по схеме, модели; на осуществление контрольно-проверочных

    действий, на следование и чередование и др.

    2. Игры с логическими блоками Дьенеша, палочками Кюизенера.

    3. Игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности.

    4.Разнообразные

    развивающие

    дидактические

    позволяющие детям упражняться в установлении отношений, зависимостей.

    5. Развивающие игры на плоскостное и объемное моделирование, в

    которых дети не только выкладывают картинки, конструкции по образцам,

    но и самостоятельно придумывают и составляют силуэты.

    варианты

    воссоздание

    («Танграм»,

    «Монгольская

    игра», «Листик», «Колумбово яйцо»), игры – головоломки.

    7. Игры на способ образования и состав числа, сравнение чисел.

    В математическом развитии старших дошкольников я использую

    разнообразные дидактические игры, но особенно эффективными

    дидактические игры с логическими блоками, разработанными венгерским

    психологом и математиком

    Золтаном Дьенешем (см. Приложение 2), т.к. в них

    успешно решаются

    познавательные,

    образовательные и развивающие

    Ознакомление

    геометрическими

    фигурами,

    размером

    предметов;

    2. Развитие мыслительных умений;

    3.Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

    Развитие

    познавательных

    процессов:

    восприятия,

    внимания,

    воображения, творческих способностей.

    Каждый блок характеризуется четырьмя свойствами: цветом,

    формой, размером и толщиной.

    В дидактических

    используются

    карточки с условным указанием (символами) того или иного свойства блоков

    карточки

    отрицанием

    Использование

    карточек

    дидактических играх позволяет развивать у детей способность к замещению

    и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о

    них. Дидактические игры с логическими блоками помогают ребёнку овладеть

    мыслительными операциями и действиями, важными с точки зрения общего

    интеллектуального

    развития,

    развивают

    познавательную

    активность,

    способность

    действовать

    осваивать

    представления

    числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Таким

    образом, дидактические игры с блоками Дьенеша являются незаменимым

    средством

    формирования

    математических

    представлений

    дошкольников, для развития их познавательной активности.

    Заключение

    Именно формирование

    математических представлений о

    свойствах,

    логико-математических

    отношениях

    взаимосвязи,

    способах

    изменений

    преобразований

    объектов

    пространстве

    количественных характеристиках, о делении на части и воссоздании целого

    из частей, развитие познавательно-исследовательских умений

    реализует

    цель познавательного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

    Первоначальная математическая подготовка в дошкольном образовательном

    учреждении

    способствует:

    развитию

    любознательности,

    познавательной

    мотивации, воображения, творческой активности, формированию первичных

    представлений об объектах окружающего мира, свойствах и отношениях

    объектов,

    вычислениях,

    измерении,

    моделировании,

    овладению

    математиче ской

    терминологией;

    развитию

    познавательных

    интересов

    способностей,

    логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка. От того,

    в какой мере, на каком уровне

    заложены элементарные математические

    представления

    дошкольном

    детстве,

    значительной

    дальнейший

    путь математического

    развития

    ребёнка,

    успешность

    продвижения в этой области знаний. Овладение детьми элементарными

    представлениями из области математики имеет

    важный воспитательный

    аспект: оно требует от дошкольников организованности, самостоятельности,

    внимательности,

    усидчивости,

    дисциплинированности,

    способствует

    формированию у них целенаправленности, ответственности.

    Многочисленные психолого-педагогические исследования и

    передовой

    педагогический

    дошкольных

    учреждениях

    показывают, что только правильно организованная детская деятельность и

    систематическое

    обучение

    обеспечивают

    своевременное

    математическое

    развитие дошкольника. Занимательный математический материал является

    хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса

    к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять

    умственное

    напряжение,

    сосредоточивать

    внимание

    проблеме.

    Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания как

    компоненты игровой технологии - наиболее известные и часто применяемые

    современной

    практике

    дошкольного

    воспитания

    занимательного

    математического материала, поэтому они обязательно должны включаться

    в процесс обучения дошкольников математике как средство формирования

    новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.

    Литература

    1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. и др. Комплексная

    образовательная программа дошкольного образования «Детство». – СПБ.:

    Детство-Пресс,2016

    2. Истомина Н.Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей

    старшего дошкольного возраста. - М.: Ассоциация XXI век, 2015

    3. Колесникова Е.В. Математические ступеньки. Программа развития

    математических представлений у дошкольников. - М.: Сфера, 2015

    Лелявина

    Финкельштейн

    поиграем.

    Методические

    использованию

    дидактических

    Дьенеша и логическими фигурами. – СПБ.: Корвет,2012

    4. Маврина

    Математические игры для дошкольников. - М.:

    Стрекоза, 2012

    5. Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников. –

    СПБ.: Детство-Пресс, 2015

    6. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития для

    детей дошкольного возраста. – СПБ.: Детство –Пресс, 2008

    Считайка.

    развития

    математических представлений у старших дошкольников. - СПБ.: Детство-

    Пресс, 2013

    8. Новикова В.П. Математика в детском саду. Сценарии занятий. 5-6 лет.

    – М.: Мозаика-Синтез, 2016

    9. Новикова В.П. Математика в детском саду. Сценарии занятий. 6-7 лет.

    М.: Мозаика-Синтез,2016

    № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного

    стандарта дошкольного образования»

    МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    Цель математического развития дошкольников

    Всестороннее развитие личности ребенка.

    Подготовка к успешному обучению в школе.

    Коррекционно-воспитательная работа.

    Задачи математического развития дошкольников

    1. Формирование системы элементарных математических представлений.

    2. Формирование предпосылок математического мышления.

    3. Формирование сенсорных процессов и способностей.

    4. Расширение и обогащение словаря и совершенствование
    связанной речи.

    5. Формирование начальных форм учебной деятельности.

    Краткое содержание разделов программы по ФЭМП в ДОУ

    I. «Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.

    И. «Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, пло­щади, объеме, массе, времени).

    III. «Форма»: представления о форме предметов, о геометриче­ских фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях.

    IV. «Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении.

    V. «Ориентировка во времени»: представление о частях су­ток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».

    Принципы обучения математике

    Сознательность и активность.

    Наглядность.

    Деятельностный подход.

    Систематичность и последовательность.

    Прочность.

    Постоянная повторяемость.

    Научность.

    Доступность.

    Связь с жизнью.

    Развивающее обучение.

    Индивидуальный и дифференцированный подход.

    Коррекционная направленность и др.

    Особенности практического метода:

    Выполнение разнообразных предметно-практических и ум­ственных действий;

    Широкое использование дидактического материала;

    Возникновение математических представлений в результате действия с дидактическим материалом;



    Выработка специальных математических навыков (счета, измерения, вычислений и др.);

    Использование математических представлений в быту, игре, труде и др.

    Особенности наглядного метода

    Виды наглядного материала:

    Демонстрационный и раздаточный;

    Сюжетный и бессюжетный;

    Объемный и плоскостной;

    Специально-счетный (счетные палочки, абак, счеты и др.);

    Фабричный и самодельный.

    Методические требования к применению наглядного мате­риала:

    Новую программную задачу лучше начинать с сюжетного объемного материала;

    По мере усвоения учебного материала переходить к сюжетно-плоскостной и бессюжетной наглядности;

    Одна программная задача объясняется на большом разно­образии наглядного материала;

    Новый наглядный материал лучше показать детям заранее...

    Требования к самодельному наглядному материалу:

    Гигиеничность (краски покрываются лаком или пленкой, бархатная бумага используется только для демонстрацион­ного материала);

    Эстетичность;

    Реальность;

    Разнообразие;

    Однородность;

    Прочность;

    Логическая связанность (заяц - морковь, белка - шишка и т. п.);

    Достаточное количество...

    Особенности словесного метода

    Вся работа построена на диалоге воспитатель - ребенок.

    Требования к речи воспитателя:

    Эмоциональная;

    Грамотная;

    Доступная;

    Достаточно громкая;

    Приветливая;

    В младших группах тон загадочный, сказочный, таинствен­ный, темп небыстрый, многократные повторения;

    В старших группах тон заинтересовывающий, с использова­нием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый, приближающийся к ведению урока в школе...

    Требования к речи детей:

    Грамотная;

    Понятная (если у ребенка плохое произношение, воспита­тель проговаривает ответ и просит повторить); полными предложениями;

    С нужными математическими терминами;

    Достаточно громкая...

    Приемы ФЭМП

    1. Демонстрация (обычно используется при сообщении но­вых знаний).

    2. Инструкция (используется при подготовке к самостоятель­ной работе).

    3. Пояснение, указание, разъяснение (используются для пре­дотвращения, выявления и устранения ошибок).

    4. Вопросы к детям.

    5. Словесные отчеты детей.

    6. Предметно-практические и умственные действия.

    7. Контроль и оценка.

    Требования к вопросам воспитателя:

    Точность, конкретность, лаконизм;

    Логическая последовательность;

    Разнообразие формулировок;

    Небольшое, но достаточное количество;

    Избегать подсказывающих вопросов;

    Умело пользоваться дополнительными вопросами;

    Давать детям время на обдумывание...

    Требования к ответам детей:

    Краткие или полные в зависимости от характера вопроса;

    На поставленный вопрос;

    Самостоятельные и осознанные;

    Точные, ясные;

    Достаточно громкие;

    Грамматически правильные...

    Лекция № 2

    ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

    ДЕТЕЙ В ДОУ

    Примерная структура традиционных занятий

    1. Организация занятия.

    2. Ход занятия.

    3. Итог занятия.

    Организация занятия

    Занятие начинается не за партами, а со сбора детей вокруг воспитателя, который проверяет их внешний вид, привлекает внимание, рассаживает с учетом индивидуальных особенностей, учитывая проблемы в развитии (зрения, слуха и др.).

    В младших группах: подгруппа детей может, например, расса­живаться на стулья полукругом перед воспитателем.

    В старших группах: группа детей обычно рассаживается за парты по двое, лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности.

    Организация зависит от содержания работы, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Занятие может начинаться и проводиться в игровой комнате, в спортивном или музыкаль­ном зале, на улице и т. п., стоя, сидя и даже лежа на ковре.

    Начало занятия должно быть эмоциональным, заинтересо­вывающим, радостным.

    В младших группах: используются сюрпризные моменты, ска­зочные сюжеты.

    В старших группах: целесообразно использовать проблемные ситуации.

    В подготовительных группах, организовывается работа дежур­ных, обсуждается, чем занимались на прошлом занятии (в целях подготовки к школе).

    Ход занятия

    Примерные части хода математического занятия

    1. Математическая разминка (обычно со старшей группы).

    2. Работа с демонстрационным материалом.

    3. Работа с раздаточным материалом.

    4. Физкультминутка (обычно со средней группы).

    5. Дидактическая игра.

    Количество частей и их порядок зависят от возраста детей и проставленных задач.

    В младшей группе: в начале года может быть только одна часть - дидактическая игра; во второй половине года - до трех час рей (обычно работа с демонстрационным материалом, работа с раздаточным материалом, подвижная дидактическая игра).

    В средней группе: обычно четыре части (начинается регуляр­ная работа с раздаточным материалом, после которой необходи­ма физкультминутка).

    В старшей группе: до пяти частей.

    В подготовительной группе: до семи частей.

    Внимание детей сохраняется: 3--4 минуты у младших дошкольников, 5-7 минут у старших дошкольников - это и есть примерная длительность одной части.

    Виды физкультминуток:

    1. Стихотворная форма (детям лучше не проговаривать, а правильно дышать) - обычно проводится во 2-й младшей и средней группах.

    2. Набор физических упражнений для мышц рук, ног, спины и др. (лучше выполнять под музыку) - целесообразно проводить в старшей группе.

    3. С математическим содержанием (применяются, если занятие не несет большой умственной нагрузки) - чаще применяет­ся в подготовительной группе.

    4. Специальная гимнастика (пальчиковая, артикуляционная, для глаз и др.) - регулярно проводится с детьми с проблемами в развитии.

    Замечание:

    Если занятие подвижное, физкультминутку можно не про­водить;

    Вместо физкультминутки можно проводить релаксацию.

    3. Итог занятия

    Любое занятие должно быть законченным.

    В младшей группе: воспитатель подводит итог после каждой части занятия. («Как хорошо мы поиграли. Давайте соберем иг­рушки и будем одеваться на прогулку».)

    В средней и старшей группах: в конце занятия воспитатель сам подводит итог, приобщая детей. («Что мы сегодня узнали нового? О чем говорили? Во что играли?»). В подготовительной группе: дети сами делают выводы. («Чем мы сегодня занимались?») Организовывается работа дежурных.

    Необходимо оценить работу детей (в том числе индивидуаль­но похвалить или сделать замечание).

    Методические требования к занятию по математике (зависят от принципов обучения)

    1. Образовательные задачи берутся из разных разделов про­граммы по формированию элементарных математических пред­ставлений и комбинируются во взаимосвязи.

    2. Новые задачи подаются небольшими порциями и кон­кретизируются для данного занятия.

    3. На одном занятии целесообразно решать не более одной новой задачи, остальные на повторение и закрепление.

    4. Знания даются систематично и последовательно в доступ­ной форме.

    5. Используется разнообразный наглядный материал.

    6. Демонстрируется связь полученных знаний с жизнью.

    7. Проводится индивидуальная работа с детьми, осуществ­ляется дифференцированный подход к отбору заданий.

    8. Регулярно осуществляется контроль над уровнем усвое­ния материала детьми, выявление пробелов в их знаниях и их устранение.

    9. Вся работа имеет развивающую, коррекционно-воспитательную направленность.

    10. Занятия по математике проводятся в первой половине дне в середине недели.

    11. Занятия по математике лучше сочетать с занятиями, не требующими большой умственной нагрузки (по физкультуре, музыке, рисованию).

    12. Можно проводить комбинированные и интегрированные занятия по разным методикам, если задачи сочетаются.

    13. Каждый ребенок должен активно участвовать в каждом занятии, выполнять умственные и практические действия, отра­жать в речи свои знания.

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 47 «Веселинка» города Димитровграда Ульяновской области»

    Консультация для педагогов

    «Формирование у дошкольников основ математической культуры. Современные подходы в соответствии с требованиями ФГОС».

    Подготовила:

    Назарова Г.Ф. – старший воспитатель

    Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО

    «От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний» Л.А. Венгер

    Цель консультации:

    Повышение компетентности педагогов и предупреждение возможных педагогических ошибок при организации развивающей предметно-пространственной среды по реализации задач познавательного развития детей-дошкольников в процессе формирования у них элементарных математических представлений.

    Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

    Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (а ведь развитие познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна . Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.

    Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

    ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным .

    В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются:

      Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);

      Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);

      Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);

      Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);

      Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;

      Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;

      Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

      Развитие инициативности и активности детей.

    Целевые ориентиры по формированию элементарных математических представлений :

    Ориентируется в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности

    Считает, вычисляет, измеряет, моделирует

    Владеет математической терминологией

    Развиты познавательные интересы и способности, логическое мышление

    Владеет простейшими графическими навыками и умениями

    Владеет общими приемами умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т.д.)

    Математическое развитие дошкольников – позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.

    Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

    Математическое образование дошкольника – это целенаправленный процесс обучения элементарным математическим представлениям и способам познания математической действительности в дошкольных учреждениях и семье, целью которого является воспитание культуры мышления и математическое развитие ребенка.

    Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка?

    Ответы: новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.

    Т.е необходимо сделать обучение занимательным . При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.

    Задача взрослого - поддержать интерес ребенка!

    Сегодня воспитателю необходимо так выстраивать образовательную деятельность в детском саду, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался. Предлагая детям задания математического содержания, необходимо учитывать, что их индивидуальные способности и предпочтения будут различными и поэтому освоение детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер.

    Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.

    Возможности организации такой деятельности расширяются при условии создания в группе детского сада развивающей предметно-пространственной среды. Ведь правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать чувства и поступки, аргументировать свои выводы.

    Использовать интегрированный подход во всех видах деятельности педагогам помогает наличие в каждой группе детского сада занимательного материала, а именно картотек с подборкой математических загадок, весёлых стихотворений, математических пословиц и поговорок, считалок, логических задач, задач-шуток, математических сказок. Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявления детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно- ориентированного взаимодействия ребёнка со взрослым и другими детьми.

    Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи – шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Ребёнку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его.

    Особое внимание уделяется насыщенности среды – образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими). Это различные современные развивающие игры : конструкторы – конструктор Поликарпова, сюжетный конструктор «Транспорт», «Город», «Замок», конструктор ТИКО «Шары», «Геометрия», математический планшет, арифметический счет, логические пирамидки «Цветные столбики», "Учимся считать" с цифрами, логическое домино, лабиринты, деревянные строительные конструкторы «Томик», счетный материал «Геометрические фигуры», развивающие игры Воскобовича.

    Конструирование

    В игре с конструктором ребёнок запоминает названия и облик плоскостных фигур (треугольники – равносторонние, остроугольные, прямоугольные), квадраты, прямоугольники, ромбы, трапеции и др. дети учатся моделировать предметы окружающего мира и приобретают социальный опыт. У детей развивается пространственное мышление, они могут легко изменить цвет, форму, размер конструкции, если это необходимо. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школьном возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».

    Деревянные конструкторы - это удобный дидактический материал. Разноцветные детали помогают ребенку не только выучить называния цветов и геометрических плоских и объёмных фигур, но и понятия «больше-меньше», «выше-ниже», «шире-уже».

    Детям раннего возраста работа с логической пирамидкой дает возможность манипулировать составляющими и сравнивать их по размеру методом сравнения. Складывая пирамидку, ребенок не только видит детали, но и ощущает их руками.

    Для 1

    В центре сенсорного развития рекомендуется иметь разнообразный дидактический и наглядный материал:

    Дидактические игры на цвет, форму, величину, развитие тактильных ощущений;

    Развивающие игры – блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, рамки-вкладыши Монтессори и т.п., с методическими пособиями к ним (альбомы, инструкции и т.п.);

    Атрибуты, материалы для игр с песком и водой;

    Наглядный материал по сенсорному воспитанию;

    Настольно-печатные игры;

    «Чудесный мешочек»;

    Картотека художественного слова по ознакомлению детей с сенсорными эталонами.

    Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки, резиновые груши разного объема

    Для детей 3-4 лет

    В центре занимательной математики могут быть расположены дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:

    группировать предметы на основе общих признаков(это - посуда, это - обувь; ленты одинаковой длины и одинакового цвета); составлять целое изображение из 6-8 частей («Игрушки», «Животные», «Цветы»): лото (посуда, одежда, мебель, животные, растения);

    реальных объектов: игры «Замри», «Волшебные картинки», «Придумай сам», и др.;

    Дидактические игры: «Лото», парные картинки, крупная и средняя пластиковая мозаика, например: «Геометрические фигуры», пазлы из 6 – 18 частей, наборы разрезных картинок на кубиках, картинки – трафареты: «Сложи цветок», «Сложи елочку», «Сложи домик с окошком (для петушка)», «Чудесный мешочек» и т.д.

    Развивающие игры: «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори и т.д. в соответствии с возрастными задачами.

    Для детей 4-5 лет

    Центр занимательной математики средней группы может содержать:

    Дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:

    - сравнивать предметы по различным признакам - размеру, форме, цвету, назначению и т.д.;

    - группировать предметы на основе общих признаков (это - посуда,
    это – обувь, это - мебель; ленты одинаковой длины и одинакового цвета); составлять целое изображение из 6-8 частей («Игрушки», «Животные», «Цветы» и т.п.): лото (посуда, одежда, мебель, животные, растения); мозаика геометрическая;

    - составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т.д.;

    - составлять простой план-схему с использованием разнообразных замещенийреальных объектов: игры «Замри», «Волшебные картинки», «Придумай сам», «Где мама?» и др.;

    Дидактические игры:

    Игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой»);

    Модели: числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на познание временных отношений;

    Игры для освоения величинных, числовых, пространственно-временных отношений («Составь такой же узор»);

    Игры с алгоритмами, включающие 3-5 элементов («Выращивание дерева») и т.п.

    Развивающие игры: «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори и т.д. в соответствии с возрастными задачами

    Для детей 5-7 лет

    В группах старшего дошкольного возраста центр занимательной математики может содержать:

    Трафареты, линейки и другие измерительные эталоны

    Дидактические игры:

    - игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей («Дроби», «Составь круг»);

    - игры с цифрами, монетами;

    - игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины. («Сравни и подбери»);

    - Игры с алгоритмами («Вычислительные машины»).

    - Модели числовых и временных отношений («Числовая лесенка», «Дни недели»).

    - Календарь, модель календаря.

    Развивающие игры

    - игры, развивающие психические процессы: шахматы, шашки, нарды, лото-бочонки и т.п.

    - игра-пособие «Стосчет» Н.А. Зайцева, часы-конструктор, весы;

    - игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др. в соответствии с возрастными задачами, природный и «бросовый» материал.

    Ирина Скрябина
    Формирование элементарных математических представлений в соответствии с ФГОС дошкольного образования

    «Формирование элементарных математических представлений в соответствии с ФГОС ДО »

    Ведь от того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития , успешность продвижения ребенка в этой области знаний".

    Л. А. Венгер

    С вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят существенные изменения.

    Впервые в истории российского образования дошкольное образование является начальным уровнем общего образования . Новый статус дошкольников предусматривает разработку Федерального государственного стандарта дошкольного образования .

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию , это документ, который обязаны реализовывать все дошкольные образовательные организации

    Двигательная;

    Игровая;

    Коммуникативная;

    Познавательно – исследовательская;

    Восприятие художественной литературы и фольклора;

    элементарной трудовой деятельности;

    Конструирование из различных материалов ;

    изобразительной ;

    Музыкальной.

    Рассмотрим подробнее образовательную область «Познавательное развитие» , а именно «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников » в содержание Федерального государственного образовательного стандарта .

    С учётом Федерального государственного образовательного стандарта к структуре общеобразовательной программы , она подразумевает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения , а также способностей к умственной деятельности, умение элементарно сравнивать , анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.

    Большое значение в умственном воспитание детей имеет развитие элементарных математических представлений .

    Математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников , умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, фоормирует память, внимание, воображение , речь.

    Цель программы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников - интеллектуальное развитие детей, формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.

    Традиционными направлениями формирования элементарных математических представлений у дошкольников являются : количество и счёт, величина, форма , ориентировка во времени, ориентировка в пространстве.

    В организации работы по ознакомлению детей с количеством, величиной, цветом, формой предметов выделяется несколько этапов, в ходе которых последовательно решается ряд общих дидактических задач :

    Приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме , пространстве и времени как основы математического развития ;

    формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

    формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании

    Овладение математической терминологией ;

    Развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка

    формирование простейших графических умений и навыков;

    формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.) ;

    Образовательно – воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей строится с учётом следующих принципов :

    Принцип интеграции образовательных областей в соответствие с возрастными возможностями и особенностями детей;

    формирование математических представлений на основе перцептивных действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления;

    Использование разнообразного и разнопланового дидактического материала , позволяющего обобщить понятия «число» , «множество» , «форма » ;

    Стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий;

    возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий ;

    Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников необходимо использовать следующие методы :

    элементарный анализ (установление причинно-следственных связей) ;

    Сравнение;

    Метод моделирования и конструирования;

    Метод вопросов;

    Метод повторения;

    Решение логических задач;

    Экспериментирование и опыты

    В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, занятия с воспитанниками могут проводится в различных формах :

    Организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив; интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг)

    Демонстрационные опыты;

    Сенсорные праздники на основе народного календаря;

    Театрализация с математическим содержанием ;

    Обучение в повседневных бытовых ситуациях;

    Самостоятельная деятельность в развивающей среде

    Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является – игра. Руководствуясь одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта - реализация программы происходит, используя различные формы , специфичные для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры .

    Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений , понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ”

    Именно игра с элементами обучения , интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника . Такой игрой являются дидактическая игра.

    Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы.

    1. Игры с цифрами и числами

    2. Игры путешествия во времени

    3. Игры на ориентировку в пространстве

    4. Игры с геометрическими фигурами

    5. Игры на логическое мышление

    В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения. Дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста . Таким образом , дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

    Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Для организации работы с детьми необходимо иметь наборы обычных счетных палочек для составления из них наглядно представленных задач-головоломок . Кроме этого, потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами , которые подлежат преобразованию . Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования (трансфигурации) . Их нельзя решать каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск пути решения, стремясь при этом к конечной цели, требуемому видоизменению или построению пространственной фигуры. Также условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация развивающей предметно – пространственной среды в возрастных группах. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта развивающая предметно – предметно – пространственная среда должна быть :

    трансформируемой ;

    Полуфункциональной;

    Вариативной;

    Доступной;



    Похожие статьи