• Труба музыкальный инструмент звук. Труба (музыкальный инструмент). Одно из древнейших творений

    27.11.2021

    Музыкальный духовой инструмент труба - представитель приспособлений для образования звука альтово-сопранового регистра. Среди сходных инструментов этот имеет наиболее высокий звук. Использовалась труба еще с древних времен, тогда ее применяли в качестве сигнала. В оркестр она вошла уже примерно в 17 веке. После того как был изобретен механизм вентилей, труба играет роль полноценного инструмента для исполнения классической музыки. Тембр яркий, блестящий. Инструмент может использоваться в качестве сольного исполнителя в духовом и симфоническом оркестре, в джазе и подобных жанрах.

    История

    Этот инструмент является одним из самых древних. Первые упоминания о подобных приспособлениях возникли в период примерно 3600 лет Многие цивилизации использовали трубы - и Древний Египет, и Древний Китай, и Древняя Греция, и другие культуры применяли подобие труб в качестве сигнальных инструментов. Многие столетия это была основная роль данного изобретения.

    В Средние века в составе войска обязательно имелись трубачи, которые были способны передавать звуковой приказ другим частям, находящимся на значительном отдалении друг от друга. В те времена труба (музыкальный инструмент) хоть и не исполняла полностью своих функций, все же игра на ней была элитным искусством. Обучались этому мастерству только специально отобранные люди. В спокойные, невоенные времена трубачи являлись обязательными участниками праздников, рыцарских турниров. В больших городах были специальные башенные трубачи, сообщающие сигналом о прибытии значительных людей, смене времен суток, наступлении войск неприятеля или об иных важных событиях.

    Незадолго до наступления эпохи Возрождения новые технологии дали возможность выпускать более совершенный музыкальный Труба стала участвовать в выступлениях оркестра. Кроме того, трубачи стали гораздо более виртуозными, обучившись искусству кларино. Этим словом обозначалась передача диатонических звуков при помощи передувания. смело можно считать «золотым веком натуральной трубы». С тех пор как настал век классический и романтический, ставящий в основу всего мелодичность, натуральная труба отошла на задний план как неспособная воспроизводить мелодические линии. И лишь для исполнения основных ступеней звукоряда в оркестрах применялась труба.

    Современная труба

    Музыкальный инструмент, получивший в середине 19 века механизм вентилей, поначалу не имел заслуженной славы. Причина в том, что большая часть звуков еще не была чиста интонационно и не имела одинакового тембра. Все чаще передачу верхнего голоса стали поручать корнету, поскольку его тембр был гораздо мягче, а технические характеристики совершеннее. Но в начале века, когда была улучшена конструкция трубы, корнетам пришлось уйти из оркестра. Наконец труба смогла показать все звуки, которые требуются в оркестре от духовых. В настоящее время партии, ранее созданные для корнетов, исполняет труба. Музыкальный инструмент, фото которого прилагается к статье, полностью смог воспроизвести звукоряд, благодаря максимально усовершенствованному механизму.

    Сегодня инструмент используют в оркестрах при исполнении музыки в жанрах ска, а также в качестве сольного исполнителя.

    Строение трубы

    Медь и латунь - материалы, из которых наиболее часто изготавливается труба. Музыкальный инструмент из серебра или других металлов можно встретить гораздо реже. Даже в античные времена был изобретен способ изготовления из цельного листа металла.

    Интересную форму имеет этот музыкальный инструмент. Труба, как называется он благодаря своей форме, изгибы которой на самом деле созданы лишь для компактности, - это просто длинная трубка. У мундштука имеется небольшое сужение, у раструба - расширение. Основная длина трубы цилиндрической формы. Именно такая форма способствует яркости тембра. В процессе изготовления необычайно важно точно рассчитать не только длину, но и правильное расширение раструба - это обуславливает строй инструмента. Однако суть остается прежней: данный музыкальный инструмент - длинная труба и только.

    Игра

    Принцип игры - получение гармонических созвучий изменением положения губ и длины столба воздуха, которое достигается при помощи механизма вентилей. Применяют три вентиля, дающих возможность на тон, полтора или полтона понизить звук. Нажатие нескольких вентилей одновременно позволяет понизить строй инструмента до трех тонов. Именно этим способом достигается хроматический звукоряд.

    Существуют разновидности, на которых имеется четвертый вентиль, дающий возможность понизить строй на пять полутонов.

    Техника игры

    Имея высокую техническую подвижность, труба отлично выполняет диатонические пассажи, арпеджио и прочее. Дыхание расходуется очень экономно, поэтому вполне возможно исполнить фразы большой протяженности и яркого тембра.

    Вентильные трели отлично выходят на современных инструментах.

    Разновидности

    Самый популярный тип - труба в строе си-бемоль, которая звучит на тон ниже, чем указывают ноты, написанные для нее. В настоящее время ноты пишутся от ми малой октавы до третьей октавы, но все же реально извлечь из инструмента и более высокие звуки. Современная конструкция трубы дает возможность ей исполнять все необходимые тональности, крайне редко переходя к любимой американцами трубе в строе до.

    Кроме того, в наши дни существуют еще три очень распространенных ранее.

    Альтовая труба - музыкальный инструмент, призванный звучать почти на кварту ниже написанных нот. Этот инструмент необходим для передачи низкорегистровых звуков (пример - Третья симфония Рахманинова). Впрочем, сейчас эта труба используется редко, чаще всего ее заменяют флюгельгорном.

    Басовая труба - музыкальный инструмент, фото которого несложно обнаружить в любой музыкальной школе, звучит ниже обычной трубы на октаву. При этом на большую нону ниже предложенных нот. Использовалась до второй половины 20 века. Сейчас ее с успехом заменяют тромбоном - похожим по строению, регистру и тембру.

    Труба пикколо. Сконструирована в конце 19 века, но сегодня переживает новую волну популярности благодаря интересу к старинной музыке. Применяют в стиле си-бемоль, при этом для диезных тональностей может перестроиться и в строй ля. Имеет четыре вентиля, а не три, как большая труба. Музыкальный инструмент используется с мундштуком меньшего размера, но это влияет на техническую подвижность и тембр.

    Репертуар

    Хотя современные трубы, которые могут исполнить без ограничений мелодические линии, возникли относительно недавно, написано огромное количество сольных произведений, которые были созданы еще для настоящих инструментов. Сегодня их исполняют на малой (пикколо) трубе. Для трубы писали многие Гайдн, Вайнберг, Блахер, Щедрин, Бах, Мольтер, Моцарт, Бетховен, Брамс, Малер, Мусоргский, Римский-Корсаков и многие другие, не менее

    Труба на викискладе

    Строение трубы

    Стаккатная техника на трубе блестящая и стремительная (за исключением самых крайних регистров). Одинарное, двойное и тройное стаккато получаются с предельной отчётливостью.

    На современных трубах хорошо получается большинство вентильных трелей .

    Применение сурдины

    Сурдина на трубе применяется достаточно часто, при необходимости изменить силу звука (чашечная сурдина-грибок, букет, планжеры и шляпки) или чаще тембр (обычная груша). Сурдина для классической трубы (груша ) - грушеобразная болванка из никеля, вставляющаяся в раструб. forte звучит резко и гротескно благодаря звенящему призвуку, создаваемому дрожанием стенки трубы, где сурдина почти перекрывает выход воздуха (сходный прием на валторне застопоривание), а Piano с такой сурдиной даёт эффект звучания в отдалении, при этом сохраняется типичная трескучесть звука, так же в современной музыке используется чашка для грушеобразной сурдины (сурдина целиком грибок ) она придаёт мягкий, слегка плаксивый звук. Джазовые трубачи используют самые разнообразные типы сурдин для создания всевозможных звуковых эффектов - рычания, кваканья и т. п. Главные среди них выпрямленная груша , которая открывает выход (звук резкий и жесткий, но без звенящего оттенка и трескучести), на прямой сурдине тихий отдаленный звук невозможен, Хармон - груша с стержнем для выхода воздуха, используемая для создания звучания в отдалении (что лучше получается, чем на обычной груше, так как отсутствует трескучесть) и для эффектов мяу-мяу (с помощью движений стержня) - Хармон всегда звучит только тихо и в отдалении. Такие сурдины как Вавер и Букет делаются из дерева и не имеют ничего общего с грушей (прямая и хармон это видоизмененные груши для усиления ее свойств в громкой и тихой звучности). Букет это деревянный конус (звук рассеивается и имеет слегка кларнетный оттенок) придающий тембру сладковатый, несколько смеющийся тон типичен для любовной лирики (тембр альтовой трубы букетом искажается наиболее сильно, у нее появляется совсем хриплый звук). Чаще однако для смягчения звука используется чашечная груша (грибок) , более универсальная по жанру музыки. (так как она сильно глушит звук, то в джазе, требующего строгой тесситурной динамики с гегемонией "женских" голосов, чашечная груша или грибок чаще используется на тромбонах, в симфонической музыке используется в равной степени на трубах и тромбонах) Вавер дает завывающий звук. Планшеты (или Планжеры) это внешние сурдины в форме шляпок, чашечек, как закрытых, так и с отверстиями, из меди и из дерева, есть и пластмассовые, мягко-пластиковые и даже резиновые шляпки (резиновая шляпка - знаменитая квакуша, звучащая в Chatanuga ChuChu Глена Миллера). Большая Шляпа ("глубинный планшет ") мало изменяет тембр, но сильнее всех сурдин глушит силу звука (используется для особо тихого звучания). Особого внимания заслуживает знаменитые мельхиоровые чаши - открытая сурдина Эллингтона (правильнее говорить сурдина оркестра Эллингтона, которую ввел его трубач Кути Вильямс), дающая невообразимый не то смеющийся, не то стонущий звук, особенно эффектная при параллельном использовании двойной сурдины (внутренняя мини-груша с более сладким звуком и внутренняя мини-груша - двойная сурдина груша-планшет использован в знаменитом Караване). Другая, закрытая никелевая чаша планшет Кубопа, пришедший из латиноамериканской музыки (Куба, Венесуэлла, Бразилия) - его тембр блистательный, слегка дрожащий.

    Разновидности трубы

    Наиболее распространенным типом трубы является труба в строе си-бемоль (in B), звучащая на тон ниже, чем написаны её ноты. В американских оркестрах нередко также используется труба в строе до (in C), нетранспонирующая и обладающая чуть более ярким, открытым звуком, чем труба in B. Применяемый объём действительного звучания трубы - от e (ми малой октавы) до c 3 (до третьей октавы), в современной музыке и джазе возможно извлечение и более высоких звуков. Ноты пишутся в скрипичном ключе, как правило, без ключевых знаков, на один тон выше действительного звучания для трубы in B, и в соответствии с действительным звучанием для трубы in C. До появления механизма вентилей и некоторое время после этого существовали трубы буквально во всех возможных строях: in D, in Es, in E, in F, in G и in A, каждая из которых предназначалась для облегчения исполнения музыки в определённой тональности. С повышением мастерства трубачей и усовершенствованием конструкции самой трубы необходимость в таком количестве инструментов исчезла, а сама трубка инструмента стала короче и толще (ее строй изменился на октаву, хотя тесситура осталась той же). В наше время музыка во всех тональностях исполняется или на трубе in B, или крайне редко на трубе in C.

    Среди других разновидностей трубы ныне распространены:

    • Труба-пикколо (малая труба). Разновидность, сконструированная в конце XIX века, в настоящее время переживает новый подъём в связи с возродившимся интересом к старинной музыке (барокко), особенно музыка И.С. Баха. Используется в строе си-бемоль (in B) и имеет возможность перестройки в строй ля (in A) для диезных тональностей. В отличие от обычной трубы, имеет четыре вентиля и перестраивается в строй Фа или Ми бемоль (в зависимости от сменяемой кроны). Многие трубачи используют для малой трубы мундштук меньших размеров, что, однако, влияет на тембр инструмента и его техническую подвижность. Среди выдающихся исполнителей на малой трубе - Уинтон Марсалис, Морис Андре , Хокен Харденбергер. Обычно малая труба нотируется не в си бемоль (транспонирует на септиму вверх), а в Ми бемоль или Фа (как прочие малые инструменты), так как потребность в сверхвысоких звуках, при которых она перестраивается в строй си бемоль октавино, возникает довольно редко и трубач играет всегда с прижатым четвертым вентилем. Тембр малой трубы более резкий и яркий в целом сохраняет светлоту тембра трубы. Используется малая труба в основном для продления диапазона вверх, учитывая что большинство композиторов любит писать все выше и выше трубе, чувствуя невероятную красоту ее высшего регистра (хотя он же невероятно труден, если не играть на малой трубе). Иногда малая труба используется в связи со спецификой ее тембра в мажоре очень кокетливого, а иногда используется в трагических кульминациях, как страстный крик души. Особенно часто малая труба используется в связи со стилистикой в эпизодах необарочного характера и в джазовых эпизодах, с характерным стилем трубачей высшего регистра (Уинтон Марсалис, Кэт Андерсон, Артуро Сандоваль). Малая труба звучит сильнее и ярче обычной трубы (что обычно для всех малых инструментов).
    • Альтовая труба in G или in F, звучащая на чистую кварту или квинту ниже написанных нот и первоначально предназначавшаяся для исполнения звуков в низком регистре создана была по заказу Римского-Корсакова, для духовых оркестров, где не хватало альтового инструмента тромбоновой группы (сейчас на тенор тромбоне играют в высшем регистре партии альтового тромбона без труда и альтовая труба ушла на то место, которое ей уготовано природой - инструмент характерной жанровости и тембра). Однако ее крайне необычный тембр заставил использовать ее тут же в собственной опере Млада. На Альтовой трубе ВСЕГДА играют знаменитый мотив Кармен из оперы Бизе, так как он будто специально создан для этого инструмента по тембру, но и почти НЕ исполним на обычной трубе (труба в строе Ля сейчас вышла из употребления). Ясно что это после малой трубы важнейший инструмент и распространен во Франции, Испании, странах Нового Света (у нас где она крайне редка мотив Кармен играется на тромбоне - пример жуткого варварства). На ее необычный тембр обратили внимание многие русские композиторы конца 19 начал 20 века (тогда она была как раз особо популярна в России). Среди них Шостакович и Рахманинов - Третья симфония, где этой трубе поручен традиционный для романтизма Мотив Томления. В духовых оркестрах, в тех эпизодах, где ее особая звучность претит, ее партия исполняется либо на высоком теноровом тромбоне (в альтовом ключе), либо чаще если нет низких нот применяется флюгельгорн . Тембр Альтовой Трубы крайне специфичен, поэтому она используется довольно редко и никак не для продления диапазона вниз (это слишком дорогое удовольствие, кроме того в музыке не соответствующего содержания она претит, так как отличается по тембру от обычной трубы). Крайне резкий, очень сильный (это самый сильно звучный медный духовой инструмент), невероятно страстный, почти обжигающий, ее тембр отчасти напоминает тембр низкого женского голоса (контральто). Как ни странно она хорошо звучит и в высоком регистре, почему отдельные трубачи имитируют ее тембр на обычной трубе, используя всего лишь специальную внешнюю сурдину планжер (эллингтоновский), и особую постановку губ для расширенного вибрато (отчего она стала очень редким инструментом). Ее форте громоподобно, а в пиано доступны нюансы тончайшего томления. В связи с тембром ее область ограничена - трагическая любовная лирика, патетические восклицания, образы бурных (иногда даже роковых) страстей, апофеоза радости, добытого кровью. Вообще ее сфера - драматическая (преимущественно любовная) лирика. В маршах и вальсах она звучала бы смешно и дико.
    • Басовая труба in B, звучащая на октаву ниже обычной трубы и на большую нону ниже написанных нот. Ее широкому употреблению препятствует во первых ее строение, из-за чего не ней играет тромбонист тромбон - исполнитель на инструменте, схожем с ней по регистру и строению. Однако по тембру она сильно отличается и от тенорового тромбона и даже от трубы. Ее тембр еще более специфичен, чем тембр альтовой трубы и ей тем более трудно найти достойное применение (это вторая причина редкости этого инструмента). Бас Труба сконструирована по заказу Вагнера, но в других строях и форме. Сразу же использована как характерный тембр в операх цикла "Кольцо Нибелунга". Усовершенствована по заказу Рихарда Штрауса и использована им (современная форма, не изменившаяся до наших дней). Ее тембр, суровый и страшный, пригоден для самых трагических образов, величественных монологов, зловещих фанфар, образов страданий. Сила звука выше чем у всех тромбонов, но не достигает силы и Альтовой, и даже малой трубы (но бас труба сильнее обычной сопрановой трубы). В духовых оркестрах на басовой трубе играет не тромбонист, а теноргорнист (так как ему легче овладеть вентильной техникой, а тесситура теноргорна и тромбона схожи).

    Репертуар

    Несмотря на то, что хроматические трубы, способные исполнять мелодические линии без ограничений, появились только в начале XIX века, существует большое количество сольных произведений, написанных для натуральных инструментов , которые в настоящее время исполняются на малой трубе.

    Сольные сочинения

    Хроматическая труба

    • Йозеф Гайдн Es-dur
    • Иоганн Гуммель - Концерт для трубы с оркестром E-dur (часто исполняется в Es-dur)
    • Александра Пахмутова - Концерт для трубы с оркестром (1955)
    • Альберт Лорцинг - Интродукция и вариации для трубы с оркестром B-dur
    • Джордже Энеску - «Легенда» для трубы и фортепиано
    • Сергей Василенко - Концерт для трубы с оркестром
    • Александр Гедике - Концерт для трубы с оркестром; Концертный этюд для трубы и фортепиано
    • Малькольм Арнольд - Фантазия для трубы и фортепиано
    • Александр Арутюнян - Концерт для трубы с оркестром As-dur
    • Мечислав Вайнберг - Концерт для трубы с оркестром
    • Пауль Хиндемит - Соната для трубы и фортепиано; Концерт для трубы и фагота с оркестром
    • Анри Томази - Концерт для трубы с оркестром; Триптих
    • Борис Блахер - Концерт для малой трубы с оркестром
    • Алан Хованесс - «Молитва Св. Григория» для трубы и струнного оркестра; «Вернитесь и возродите заброшенные селения» концерт для трубы и духовых инструментов
    • Родион Щедрин - Концерт для трубы с оркестром

    Натуральная труба

    • Иоганн Себастьян Бах - Бранденбургский концерт № 2 F-dur
    • Михаэль Гайдн - Концерт D-dur
    • Иоганн Мольтер - три концерта
    • Леопольд Моцарт - Концерт
    • Георг Филипп Телеман - Концерт для трубы и струнных D-dur
    • Джузеппе Торелли - Соната для трубы и струнных D-dur

    Соло в оркестре

    • Иоганн Себастьян Бах - Бранденбургский концерт № 2 F-dur; Месса h-moll; Рождественская оратория; Магнификат; Сюита для оркестра № 3 D-dur
    • Бела Барток - Концерт для оркестра (части I, II и V)
    • Людвиг ван Бетховен - увертюры «Леонора» № 2 и № 3
    • Иоганнес Брамс - Академическая праздничная увертюра; Симфония № 2
    • Аарон Копленд - балеты «Тихий город» и «Родео»
    • Клод Дебюсси - «Море»; «Празднества»
    • Джордж Гершвин - «Американец в Париже»; Концерт F-dur (II часть)
    • Густав Малер - Симфонии № 1 (часть I), № 2 (части I, II, III, V), № 3 (соло за сценой), № 5 (части I, III, V)
    • Модест Мусоргский (в оркестровке Мориса Равеля) - Картинки с выставки («Прогулка», «Два еврея»)
    • Морис Равель - Концерт для фортепиано с оркестром G-dur (части I и III)
    • Отторино Респиги - симфоническая сюита «Пинии Рима» (части I, II и IV)
    • Николай Римский-Корсаков - сюита «Шехерезада» (части III и IV); Испанское каприччио (часть IV)
    • Александр Скрябин - Симфония № 3 («Божественная поэма»); «Поэма экстаза»; «Прометей»
    • Дмитрий Шостакович - Концерт для фортепиано с оркестром № 1 c-moll (с солирующей трубой)
    • Рихард Штраус - «Альпийская симфония»; симфонические поэмы «Дон Жуан» и «Жизнь героя»
    • Игорь Стравинский балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная», опера «Соловей»
    • Пётр Ильич Чайковский - симфонии № 4 (вступление), № 5 (части I и IV) № 6 (III часть); Итальянское каприччио (корнет), балет «Лебединое озеро» (Неаполитанский танец - корнет)
    • Джузеппе Верди - опера «Аида»

    См. также

    Примечания

    Ссылки

    • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
    • . Архивировано из первоисточника 27 сентября 2007.
    • От Древнего мира до XX века . Архивировано
    • Устройство трубы . Архивировано из первоисточника 6 февраля 2012.

    Труба с древних времен использовалась как сигнальный музыкальный инструмент, за счет своего пронзительного звучания она вовремя оповещала об опасности, привлекала внимание и поддерживала боевую отвагу. А в польском городе Кракове до сих пор храниться история о герое-дозорном, который несмотря на ранение, смог предупредить жителей о надвигающейся опасности. Он успел вовремя подать знак о приближении вражеского войска в медную трубу, однако до конца так и не доиграл. До сих пор в этом городе позывной сигнал – это мелодия, которая внезапно обрывается на последнем звуке.

    По мере совершенствования труба стала занимать все более значимое место в музыкальной культуре. Первоначально обладая способностью исполнять лишь отдельные ноты, она со временем превратилась в полноценный инструмент, для которого многие композиторы стали сочинять отдельные произведения.

    Историю трубы и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

    Звук трубы

    Ясный, выразительный, блестящий, иногда даже пронзительный - так можно описать голос трубы. Она имеет характерный насыщенный тембр, который придает звучанию оркестра величественность и патетичность. Также звук трубы применяется для придания музыке драматического характера, когда внутреннее напряжение достигает своей кульминации. Голос этого инструмента создает героические, волевые и мужественные образы, он умеет звучать очень тихо и мягко, но в то же время и удивительно мощно, когда озвучивает сцены сражений.


    Диапазон трубы от ми малой октавы до ре третьей октавы, но это не предел, мастерство музыкантов позволяет его немного увеличивать.

    Для расширения средств художественной выразительности трубачи очень часто применяют сурдину - приспособление которое по форме напоминает грушу. Главное ее назначение - это изменение силы звука и некоторые звуковые эффекты. Так, на трубе "форте" с сурдиной звучит вызывающе дерзко, а "пиано" дает эффект звучания на расстоянии. С помощью сурдины инструмент может издавать мяукающие, квакающие и рычащие звуки, а также она помогает музыканту создавать разные образы: от суровых и мрачных, до необыкновенно нежных.

    Труба является технически подвижным инструментом, на котором исполнитель, в зависимости от его мастерства, может виртуозно играть самые сложные пассажи и различные трели.

    Фото :





    Интересные факты

    • Труба может показаться небольшим и компактным инструментом по сравнению с более крупными, такими, как тромбон или валторна , но если ее выпрямить, то длина трубы будет составлять примерно 190 см, а это выше, чем рост среднего человека.
    • Самые ранние трубы делались из различных материалов, в том числе из раковин и дерева.
    • Самая большая труба имеет длину 32 метра, диаметр раструба составляет 5,2 метра. Звук на ней воспроизводится с помощью воздушного компрессора.
    • На трубе играли такие знаменитости, как Джеймс Хант (автогонщик), Ричард Гир (актер), Джеймс Вуд (актер),Джастин Бибер (певец), Стивен Тайлер (рок музыкант), Сэмюэл Л. Джексон (актер), Пол Маккартни (Битлз), Джейн Мэнсфилд (Актриса).
    • Самая высокая нота, которую когда либо исполняли на трубе, «До» четвертой октавы.


    • Две трубы, одна серебряная, другая бронзовая, были найдены в гробнице египетского фараона Тутанхамона. Были предположения, что они имеют магическую силу и их звук может вызывать начало войны. На этих инструментах сыграли 1939 году, незадолго до Второй мировой войны, также трубы звучали перед войной в Персидском заливе в 1990 году, и не так давно на бронзовой трубе играли снова, за одну неделю до египетской революции 2011 года.
    • Первая фабрика по изготовлению труб была основана в 1842 году в Париже выдающимся конструктором музыкальных инструментов Адольфом Саксом.
    • Крупнейший ансамбль трубачей, в котором участвовали 1166 участников, выступил на концерте, организованном в городе Оруро, Боливия, 19 февраля 2006. Ансамбль трубачей был частью большого мероприятия с участием 5000 различных музыкантов.
    • Самая длинная шеренга из трубачей состояла из 105 исполнителей и была задействована в рамках мероприятия, организованного на футбольном стадионе города Эвелей, в Великобритании, 7 сентября 2014 года.
    • В Японии фирмой Тойота в 2005 году был разработан первый в мире робот, который может играть на трубе.
    • Tromba – так называют трубу итальянцы, trompette - французы, die Trompete - немцы, trumpet – американцы.
    • Знаменитая труба с изогнутым раструбом торговой марки «Мартен комитет», которая принадлежала джазовой легенде Диззи Гиллепси, была продана на аукционе Кристис в 1995 году за 55000 долларов.

    Произведения для трубы

    И. Гайдн - Концерт для трубы с оркестром ми-бемоль мажор (слушать)

    Г. Томази - Концерт для трубы с оркестром (слушать)


    Конструкция трубы

    Современные трубы изготавливаются из латуни - это особый сплав меди и цинка, затем покрываются лаком или гальваническим покрытием с содержанием серебра, никеля, реже золота. Кроме латуни, трубы изготавливают из серебра, меди, а иногда из золота.

    Труба имеет форму тонкого цилиндра, который остается неизменным по всей длине, что придает инструменту характерный для него живой звук. С одной стороны у трубы имеется расширенное отверстие чашевидной формы – это раструб, с другой - мундштук.

    Этот инструмент, сложенный в два раза в форме овала, кажется очень компактным, но если его выпрямить, то длина составит 1,5 метра, а иногда и больше.

    Труба состоит из следующих элементов: основная крона, раструб, добавочные кроны, вентили, мундштук.

    Трубач с помощью всего 3 клапанов может извлекать 45 разных звуков.

    Применение


    Труба - это универсальный музыкальный инструмент. Спектр применения ее очень разнообразен - симфонический, духовой, эстрадный оркестры, джаз, фанк, ска – джаз, рок и многие другие музыкальные направления. Тембр трубы - яркий, чистый, чуть резковатый, очень часто привлекал внимание композиторов разных эпох. И.С. Бах , Л.В. Бетховен , И. Брамс, Ф. Лист , К. Дебюсси, Д. Верди , Ж. Бизе. Д. Гершвин, Г. Малер, М. Мусоргский , М. Равель, Н. Римский-Корсаков , А. Скрябин, Д. Шостакович, П. Чайковский , Д. Верди и многие другие доверяли трубе сольные моменты. Трубы зазвучали в торжественных, героических, а иногда и лирических эпизодах.

    В духовом оркестре трубе отводится ведущая роль, она, как и скрипка в симфоническом, играет первый голос.

    Примой труба является и в джазовой музыке. Символом и душой джаза она стала, когда появились такие разновидности жанра, как диксиленд, новоорлеанский джаз, чикагская школа и прочее.

    Репертуар и известные исполнители

    Техника исполнения на трубе и ее выразительные возможности очень большие, и, восхищаясь ее красивым и богатым звучанием, композиторы охотно писали для нее свои произведения. Следует особо отметить концертные произведения Й. Гайдна , И. Гуммеля, А. Гедике, С. Василенко, А. Арутюняна, А. Пахмутовой, М. Вайнберга, А.Томази, Р. Щедрина, Б. Блахера.


    Исполнительский репертуар для трубы очень богат. Композиторы в своих произведениях показали, что этот инструмент также виртуозен как скрипка, нежен как человеческий голос и обладает стилистической пластичностью фортепиано, а известные исполнители-виртуозы, такие как М. Андре, Л. Армстронг , Д. Гиллеспи, Т. Докшицер, К. Браун, М. Дэвис, С. Накаряков, Ч.Бейкер, А. Сандоваль, Э. Кэлверт, Г. Орвид, У. Морсалес, Ф. Хаббард и многие другие доказали это своим мастерством.

    Как выбрать трубу для ребенка

    Труба – это инструмент, который, несомненно, привлекает к себе пристальное внимание, в том числе и детей. Если ребенок услышал трубу и выразил большое желание научиться играть на этом инструменте, что должны знать родители. Во-первых, с обучением на трубе лучше всего не торопиться, начинать нужно в возрасте 10-12 лет, организм ребенка должен быть уже достаточно развит: хороший объем легких, развитая артикуляция и музыкальный слух. Учиться игре на трубе довольно не просто, трубач не видит клавиатуру, а только может мысленно представлять ее. Ребенок должен быть готов хоть и не к продолжительным, но систематическим занятиям, только тогда инструмент будет покорным в руках юного музыканта. Если ваш ребенок еще довольно мал, чтобы приступать к занятиям на трубе, можно не откладывать начальный период музыкального образования, а сначала овладеть инструментом, который больше подходит по возрасту, например, пианино или блок- флейта. Это будет очень хорошей базой - ребенок познакомится с музыкальной грамотой, разовьет слух, память и внимание.

    Занятия на трубе, как говорят врачи, очень благотворно сказываются на здоровье: укрепляют легкие и нервную систему. Непоседливые и неуравновешенные дети превращаются в спокойных и выдержанных.

    Обучение необходимо начинать на хорошем инструменте, с приятным тембром, мягкой и легкой механикой. Фирмы, которые выпускают трубы различных модификаций – это AMATI, BACH, BOSTON, BRAHNER, CONN, KING, ROY BENSON, VESTON, YAMAHA. Большинство моделей, предназначенных для начинающих музыкантов и студентов, достаточно высокого качества и по разумной цене.

    История трубы

    История трубы начинается в далекие времена, сведения об этом инструменте доходят до нас из Древнего мира: Египта, Греции, Индии, Китая. Сохранились античные рисунки, на которых изображены люди, играющие на трубе,

    В течение большей части своего существования, этот инструмент мог издавать только один или два звука и выполнял в основном функцию фанфары по особым случаям: придворные церемонии, рыцарские турниры, объявление о прибытии важных гостей, королевская свадьба. Труба также сопровождала религиозные обряды или военные действия, звучание ее было хорошо слышно на большие расстояния и сквозь грохот боя. На трубах играли специально обученные люди, к которым относились с большим уважением.

    До 14-15 веков эти инструменты были довольно длинными, и играть на них было очень неудобно, тогда трубы начали скручивать и инструмент приобрел свою характерную форму. Но это еще были натуральные трубы, без вентилей, которые могли извлекать только звуки натурального звукоряда.

    В 16 веке ремесленники из Нюрнберга (Германия) начали изготавливать и распространять эти инструменты по всей Европе. И в конце столетия трубы стали использовать в музыкальных произведениях, сначала низкий регистр, а затем и верхний.

    В течение 17 и 18 веков натуральная труба достигла вершины своего развития и использовалась с большим успехом в составе оперного оркестра. Мы встречаем ее в произведениях Генделя и многих других композиторов. Роль трубы в то время очень скромная: несложные, короткие мелодии по звукам трезвучия, сигналы и участие в гармоническом сопровождении. Сложенная в традиционной форме, длина инструмента варьировалась от 1,8 до 2,5 м.

    Очень важным событием в истории трубы стало ее механическое улучшение, изобретенное в 1814 году – это клапана. На трубе появилась возможность исполнять хроматический звукоряд, а также точнее интонировать. Звук стал красочнее и сильнее. В 1832 году труба еще более усовершенствовалась: клапаны заменили на помповые вентили. Хроматическая труба очень долго внедрялась в оркестр, так как композиторы относились к ней с большой предосторожностью. Только в 1831 году новая труба вошла в состав оркестра, и первый, кто признал ее достоинства, был Р. Вагнер .

    Труба - это удивительный музыкальный инструмент, который приковывает внимание и завораживает слушателей с первого звука. Она имеет не только славную историю и выделяется универсальностью своего использования, труба способна заполнить своим волшебным звучанием всю вселенную. Обо всех достоинствах этого инструмента, его неповторимом тембре или его богатой технике исполнения, можно рассказывать очень долго, но лучше всего, просто послушать как он звучит.

    Труба

    Музыкальные инструменты предназначены для извлечения различных звуков. Если музыкант играет неплохо, то эти звуки можно назвать музыкой, если же нет, то какафонией. Инструментов настолько много, что их изучение похоже на увлекательную игру похлеще Ненси Дрю! В современной музыкальной практике инструменты делятся на различные классы и семейства по источнику звука, материалу изготовления, способу звукоизвлечения и другим признакам.

    Духовые (аэрофоны): группа музыкальных инструментов, источник звука которых - колебания столба воздуха в канале ствола (трубки). Классифицируются по многим признакам (по материалу, конструкции, способам звукоизвлечения и др.). В симфоническом оркестре группа духовых музыкальных инструментов подразделяется на деревянные (флейта, гобой, кларнет, фагот) и медные (труба, валторна, тромбон, туба).

    1. Флейта - деревянный духовой музыкальный инструмент. Современный тип поперечной флейты (с клапанами) изобретен немецким мастером Т. Бемом в 1832 году и имеет разновидности: малая (или флейта-пикколо), альтовая и басовая флейта.

    2. Гобой - деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Известен с 17 в. Разновидности: малый гобой, гобой д"амур, английский рожок, геккельфон.

    3. Кларнет - деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Сконструирован в нач. 18 в. В современной практике употребительны сопрановые кларнеты, кларнет-пикколо (итал. piccolo), альтовый (т. н. бассетгорн), басовый.

    4. Фагот - деревянный духовой музыкальный инструмент (преимущественно оркестровый). Возник в 1-й пол. 16 в. Басовая разновидность - контрафагот.

    5. Труба - духовой медный мундштучный музыкальный инструмент, известен с древних времен. Современный тип вентильной трубы сложился к сер. 19 в.

    6. Валторна - духовой музыкальный инструмент. Появился в конце 17 века в результате усовершенствования охотничьего рога. Современный тип валторны с вентилями создан в первой четверти 19 века.

    7. Тромбон - духовой медный музыкальный инструмент (главным образом оркестровый), в котором высота звука регулируется специальным приспособлением - кулисой (т. н. раздвижной тромбон или цугтромбон). Существуют и вентильные тромбоны.

    8. Туба - самый низкий по звучанию духовой медный музыкальный инструмент. Сконструирована в 1835 в Германии.

    Металлофоны - род музыкальных инструментов, основной элемент которых пластины-клавиши, по которым бьют молоточком.

    1. Само звучащие музыкальные инструменты (колокола, гонги, вибрафоны и др.), источником звука которых служит их упругое металлическое тело. Звук извлекается молоточками, палочками, особыми ударниками (языками).

    2. Инструменты типа ксилофона, в отличие от которого пластины металлофона - из металла.


    Струнные музыкальные инструменты (хордофоны): по способу звукоизвлечения делятся на смычковые (напр., скрипка, виолончель, гиджак, кеманча), щипковые (арфа, гусли, гитара, балалайка), ударные (цимбалы), ударно-клавишные (фортепиано), щипково-клавишные (клавесин).


    1. Скрипка - 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру в скрипичном семействе, которое составило основу симфонического оркестра классического состава и струнного квартета.

    2. Виолончель - музыкальный инструмент скрипичного семейства басо-тенорового регистра. Появился в 15-16 веках. Классические образцы созданы итальянскими мастерами 17-18 веках: А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари.

    3. Гиджак - струнный смычковый музыкальный инструмент (таджикский, узбекский, туркменский, уйгурский).

    4. Кеманча (каманча) - 3-4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Распространен в Азербайджане, Армении, Грузии, Дагестане, а также странах Среднего и Ближнего Востока.

    5. Арфа (от нем. Harfe) - многострунный щипковый музыкальный инструмент. Ранние изображения - в третьем тысячелетии до нашей эры. В простейшем виде встречается почти у всех народов. Современная педальная арфа изобретена в 1801 году С. Эраром (S. Erard) во Франции.

    6. Гусли - русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Крыловидные гусли («звончатые») имеют 4-14 и более струн, шлемовидные - 11-36, прямоугольные (столообразные) - 55-66 струн.

    7. Гитара (исп. guitarra, от греч. кифара) - струнный щипковый инструмент лютневого типа. В Испании известна с 13 века, в 17-18 веках распространилась в странах Европы и Америки, в том числе как народный инструмент. С 18 века общеупотребительной стала 6-струнная гитара, 7-струнная получила распространение преимущественно в России. В числе разновидностей так называемая гавайская гитара; в современной эстрадной музыке используется электрогитара.

    8. Балалайка - русский народный 3-струнный щипковый музыкальный инструмент. Известна с нач. 18 в. Усовершенствована в 1880-х гг. (под руководством В. В. Андреева) В. В. Ивановым и Ф. С. Пасербским, сконструировавшими семейство балалаек, позднее - С. И. Налимовым.

    9. Цимбалы (польск. cymbaly) - многострунный ударный музыкальный инструмент древнего происхождения. Входят в состав народных оркестров Венгрии, Польши, Румынии, Белоруссии, Украины, Молдавии и др.

    10. Фортепьяно (итал. fortepiano, от forte - громко и piano - тихо) - общее название клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Фортепьяно было изобретено в нач. 18 в. Появление современного типа фортепьяно - с т.н. двойной репетицией - относится к 1820-м гг. Расцвет фортепьянного исполнительства - 19-20 вв.

    11. Клавесин (франц. clavecin) - струнный клавишно-щипковый музыкальный инструмент, предшественник фортепьяно. Известен с 16 века. Существовали клавесины различных форм, типов и разновидностей, в том числе чембало, верджинел, спинет, клавицитериум.

    Клавишные музыкальные инструменты: группа музыкальныхинструментов, объединённых общим признаком - наличием клавишной механики и клавиатуры. Разделяются на различные классы и виды. Клавишные музыкальные инструменты бывают сочетаются с другими категориями.

    1. Струнные (ударно-клавишные и щипково-клавишные): фортепьяно, челеста, клавесин и его разновидности.

    2. Духовые (клавишно-духовые и язычковые): орган и его разновидности, фисгармония, баян, аккордеон, мелодика.

    3. Электромеханические: электропиано, клавинет

    4. Электронные: электронное пианино

    фортепьяно (итал. fortepiano, от forte - громко и piano - тихо) - общее название клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Было изобретено в начале 18 в. Появление современного типа фортепьяно - с т.н. двойной репетицией - относится к 1820-м гг. Расцвет фортепьянного исполнительства - 19-20 вв.

    Ударные музыкальные инструменты: группа инструментов, объединяемых по способу звукоизвлечения - удару. Источником звука служат твердый корпус, мембрана, струна. Различаются инструменты с определенной (литавры, колокольчики, ксилофоны) и неопределенной (барабаны, бубны, кастаньеты) высотой звука.


    1. Литавра (литавры) (от греч. polytaurea) - ударный музыкальный инструмент котлообразной формы с мембраной, часто парный (нагара и др.). Распространен с древнейших времен.

    2. Колокольчики - оркестровый ударный самозвучащий музыкальный инструмент: набор металлических пластинок.

    3. Ксилофон (от ксило... и греч. phone - звук, голос) - ударный самозвучащий музыкальный инструмент. Состоит из ряда деревянных брусочков различной длины.

    4. Барабан - ударный мембранный музыкальный инструмент. Разновидности встречаются у многих народов.

    5. Бубен - ударный мембранный музыкальный инструмент, иногда с металлическими подвесками.

    6. Кастаньетвы (исп. castanetas) - ударный музыкальный инструмент; деревянные (или пластмассовые) пластинки в форме раковин, укрепляемые на пальцах.

    Электромузыкальные инструменты: музыкальные инструменты, в которых звук создается в результате генерирования, усиления и преобразования электрических сигналов (с помощью электронной аппаратуры). Имеют своеобразный тембр, могут имитировать различные инструменты. К электромузыкальным инструментам принадлежат терменвокс, эмиритон, электрогитара, электроорганы и др.

    1. Терменвокс - первый отечественный электромузыкальный инструмент. Сконструирован Л. С. Терменом. Высота звука в терменвоксе изменяется в зависимости от расстояния правой руки исполнителя до одной из антенн, громкость - от расстояния левой руки до др. антенны.

    2. Эмиритон - электромузыкальный инструмент, снабженный клавиатурой фортепьянного типа. Сконструирован в СССР изобретателями А. А. Ивановым, А. В. Римским-Корсаковым, В. А. Крейцером и В. П. Дзержковичем (1-я модель в 1935).

    3. Электрогитара - гитара, как правило из дерева, с электрическими звукоснимателями, преобразующими колебания металлических струн в колебания электрического тока. Первый магнитный звукосниматель в 1924 году смастерил инженер компании Gibson Ллойд Лоэр. Наиболее распространены шестиструнные электрогитары.


    Труба это духовой музыкальный инструмент из семейства мундштучных (амбушюрных) инструментов, альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых.

    В качестве сигнального инструмента натуральная труба использовалась с древнейших времён, примерно с XVII века вошла в состав оркестра. С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и с середины XIX века стала полноценным инструментом классической музыки.

    Инструмент обладает ярким, блестящим тембром, используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе и других жанрах.

    В наше время труба широко используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе, фанке, ска и других жанрах.

    Среди выдающихся сольных трубачей различных жанров - Морис Андре, Луи Армстронг, Диззи Гиллеспи, Тимофей Докшицер, Майлз Дэвис, Уинтон Марсалис, Сергей Накаряков, Георгий Орвид, Эдди Кэлверт.

    Разновидности трубы

    Наиболее распространенным типом трубы является труба в строе си-бемоль (in B), звучащая на тон ниже, чем написаны её ноты. В американских оркестрах нередко также используется труба в строе до (in C), нетранспонирующая и обладающая чуть более ярким, открытым звуком, чем труба in B. Применяемый объём действительного звучания трубы - от e (ми малой октавы) до c3 (до третьей октавы), в современной музыке и джазе возможно извлечение и более высоких звуков. Ноты пишутся в скрипичном ключе, как правило, без ключевых знаков, на один тон выше действительного звучания для трубы in B, и в соответствии с действительным звучанием для трубы in C. До появления механизма вентилей и некоторое время после этого существовали трубы буквально во всех возможных строях: in D, in Еs, in E, in F, in G и in A, каждая из которых предназначалась для облегчения исполнения музыки в определённой тональности. С повышением мастерства трубачей и усовершенствованием конструкции самой трубы необходимость в таком количестве инструментов исчезла. В наше время музыка во всех тональностях исполняется или на трубе in B, или на трубе in C.

    Альтовая труба in G или in F, звучащая на чистую кварту или квинту ниже написанных нот и которая предназначена для исполнения звуков в низком регистре (Рахманинов - Третья симфония). В настоящее время используется крайне редко, а в сочинениях, где предусмотрена её партия, применяется флюгельгорн.

    Басовая труба in B, звучащая на октаву ниже обычной трубы и на большую нону ниже написанных нот. Вышла из употребления ко второй половине XX века, в настоящее время её партию исполняют на тромбоне - инструменте, схожем с ней по регистру, тембру и строению.

    Труба-пикколо (малая труба). Разновидность, сконструированная в конце XIX века, в настоящее время переживает новый подъём в связи с возродившимся интересом к старинной музыке. Используется в строе си-бемоль (in B) и имеет возможность перестройки в строй ля (in A) для диезных тональностей. В отличие от обычной трубы, имеет четыре вентиля. Многие трубачи используют для малой трубы мундштук меньших размеров, что, однако, влияет на тембр инструмента и его техническую подвижность. Среди выдающихся исполнителей на малой трубе - Уинтон Марсалис, Морис Андре, Хокен Харденбергер.

    Баритон:

    Тенор:

    Корнет:

    Устройство трубы

    Трубы делают из латуни или меди, реже - из серебра и других металлов. Уже в античности существовала технология изготовления инструмента из одного цельного листа металла.

    По сути своей труба представляет длинную трубку, которая изгибается исключительно для компактности. Она слегка сужается у мундштука, расширяется у раструба, а на остальных участках имеет цилиндрическую форму. Именно такая форма трубки придаёт трубе её яркий тембр. При изготовлении трубы важен предельно точный расчёт, как длины самой трубки, так и степени расширения раструба - это кардинальным образом влияет на строй инструмента.

    Основным принципом игры на трубе является получение гармонических созвуков путём смены положения губ и изменение длины столба воздуха в инструменте, достигаемое с помощью механизма вентилей. На трубе применяется три вентиля, понижающих звук на тон, полтона и полтора тона. Одновременное нажатие двух или трёх вентилей даёт возможность понизить общий строй инструмента до трёх тонов. Таким образом, труба получает хроматический звукоряд.

    На некоторых разновидностях трубы (например, на трубе-пикколо) есть также четвёртый вентиль (квартвентиль), понижающий строй на чистую кварту (пять полутонов).

    Труба - правосторонний инструмент: при игре вентили нажимают правой рукой, левая рука поддерживает инструмент.



    Похожие статьи