• Гален годы жизни. Клавдий гален - великий анатом и врач. Гален- великий врач древнего мира. Галенизм

    02.10.2020

    Гален (греч. Γαληνός; 129 или 131 год - около 200 или 217 года) - римский (греческого происхождения) медик, хирург и философ. Гален внёс весомый вклад в понимание многих научных дисциплин, включая анатомию, физиологию, патологию, фармакологию, и неврологию, а также философию и логику.

    Распространённое написание имени как Клавдий Гален (лат. Claudius Galenus) появляется лишь в эпоху Возрождения и не зафиксировано в рукописях; считается, что это ошибочная расшифровка сокращения Cl. (Clarissimus).

    Сын богатого архитектора, Гален получил прекрасное образование, много путешествовал, собрав множество медицинской информации. Поселившись в Риме, врачевал римскую знать, став со временем личным врачом нескольких Римских императоров.

    Его теории доминировали в Европейской медицине в течение 1300 лет. Его анатомией, основанной на диссекции обезьян и свиней, пользовались до появления в 1543 году труда «О строении человеческого тела» Андреаса Везалия, его теория кровообращения просуществовала до 1628 года, когда Уильям Гарвей опубликовал свой труд «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных», в котором дал описание роли сердца в кровообращении. Студенты медики изучали Галена до 19 века включительно. Его теория о том, что мозг контролирует движения при помощи нервной системы актуальна и сегодня.

    Имя Галена греч. Γαληνός, Galēnos происходит от прилагательного «γαληνός», «спокойный».

    Гален описывает свою молодость в труде «О привязанностях ума». Он родился в сентябре 129 года. Его отец, Никон, был богатым знатным архитектором и строителем, интересовавшимся философией, математикой, логикой, астрономией, сельским хозяйством и литературой. Гален описывает своего отца как «очень любезного, простого, хорошего и доброжелательного человека». В то время Пергам был значительным культурным и интеллектуальным центром, знаменитым своей библиотекой (Эвмен II), второй по величине после александрийской, и привлекавшем как философов-стоиков, так и платоников. Гален был представлен пергамским философам в возрасте 14 лет. Его занятия по философии включали все существовавшие в то время философские системы, включая философию Аристотеля и эпикуреизм. Его отец хотел, чтоб Гален стал философом или политиком, и старался просвещать его в вопросах литературы и философии. Гален утверждает, что примерно в 145 году его отцу приснился сон, в котором Асклепий велел Никону послать сына изучать медицину. Отец не пожалел денег, и в 16 лет Гален начал изучать медицину в Асклепионе, где проучился четыре года. Асклепион был одновременно и храмом, и больницей, в который любой больной мог прийти искать помощи священнослужителей. Сюда приезжали римляне в поисках лечения. Храм был также пристанищем известных людей, таких как историк Клавдий Харакс, оратор Элий Аристид, софист Полемон, консул Руфин Куспий.

    В 148 году, когда Галену было 19 лет, отец умер, оставив ему своё состояние. Гален последовал совету Гиппократа и отправился учиться, посетив Смирну, Коринф, Крит, Киликию, Кипр и наконец Великую медицинскую школу Александрии, тем самым изучив различные медицинские традиции. В 157 году, в 28 лет Гален вернулся в Пергам и стал врачом гладиаторов первосвященника Азии, одного из самых влиятельных и богатых людей в Азии. Гален утверждает, что первосвященник выбрал его после того, как он извлёк внутренности обезьяны и предложил другим врачам вернуть её в нормальное состояние. После того как они отказались, Гален сделал это сам, заслужив доверие первосвященника. За четыре года на этой должности Гален убедился в необходимости диеты, занятий спортом, гигиены и профилактики, изучил анатомию, лечение переломов и тяжёлых травм, называя травмы «окнами тела». За время его работы лишь пятеро гладиаторов умерли, в сравнении с 60 при его предшественнике, что говорит о большом внимании, которое Гален уделял их травмам. В то же время он продолжал изучать теоретическую медицину и философию.

    Гален приехал в Рим в 162 году и стал практикующим врачом. Его раздражительность стала причиной конфликта с другими врачами и он почувствовал угрозу. Его талант привёл к тому, что менее способные и оригинальные врачи настроились против него. Они организовали заговор, и он боялся быть изгнанным или отравленным, поэтому сам покинул город.

    С 161 года Рим был вовлечён в войну. и Луций Вер на севере воевали с маркоманами. Осенью 169 года, когда римские войска возвращались в Аквилею, разразилась страшная эпидемия, и Гален был призван обратно в Рим. Ему было велено сопровождать Марка Аврелия и Луция Вера в Германии. Следующей весной Марк Аврелий отпустил Галена, после сообщения о том, что Асклепий против этого предприятия. Он был послан в качестве врача к императорскому наследнику Коммоду. Именно здесь, при дворе, Гален много писал на медицинскую тематику. По иронии судьбы, Луций Вер умер в 169 году, а Марк Аврелий 180-м, оба стали жертвами эпидемии.

    Гален был личным врачом Коммода почти всю жизнь императора. По словам Диона Кассия, примерно в 189 году в царствование Коммода, произошла крупнейшая эпидемия из известных ему, по 2000 человек погибало в Риме каждый день. Скорее всего это была та же болезнь, которая поразила Рим во время правления Марка Аврелия.

    Гален стал также врачом Септимия Севера. В своих записях он хвалит Септимия Севера и Каракаллу за помощь с поставкой лекарств.

    Антониновская чума названа в честь фамильного имени Марка Аврелия. Называлась также чумой Галена и занимала важное место в истории медицины благодаря тому, что была связана с именем Галена. Гален получил первые сведения о болезни. Он был в Риме в 166 году, когда началась эпидемия, а также зимой 168-69 года во время повторной эпидемии среди войск в Аквилее. Гален называл эпидемию очень длительной, описал симптомы заболевания и способы лечения. К сожалению, эти записи краткие и несистематичные, так как Гален не старался описать болезнь для потомков, его больше интересовали симптомы и способы лечения. Смертность составляла 7-10 %. Эпидемия за 165-6-168 года унесла от 3.5 до 5 миллионов жизней. Некоторые исследователи считают, что погибло более половины населения империи, и что эта эпидемия была самой масштабной в истории империи. Считается, что Антониновская чума была вызвана вирусом оспы, так как несмотря на неполное описание, Гален оставил достаточно информации о симптомах болезни.

    Гален писал, что сыпь, покрывавшая всё тело, обычно была чёрной, но не было никаких язв, а у тех, кто выжили, оставалась чёрная сыпь, из-за остатков крови в гнойничковых волдырях и присутствовали волдыри. Гален утверждает, что кожная сыпь была близка к той, которую описал . Гален описывает проблемы с желудочно-кишечным трактом и диарею. Если стул был чёрным, пациент умирал. Гален также описывает симптомы лихорадки, рвоту, неприятный запах изо рта, кашель.

    Ещё при жизни Гален считался легендарным врачом и философом, император Марк Аврелий описывал его как «Primum sane medicorum esse, philosophorum autem solum» (первый среди врачей и уникальный среди философов). Греческие авторы, такие как Феодот Кожевник, Афиней и Александр Афродисийский поддерживали это мнение.

    Тем не менее, вся важность его вклада в науку не была оценена по достоинству современниками. После падения Римской империи на Западе полностью прекратилось изучение трудов Галена. В Византии, тем не менее, многие труды Галена сохранились и изучались. Сирийские христиане узнали о трудах Галена в то время, когда Византия правила Сирией и Западной Месопотамией. В седьмом веке эти земли были захвачены мусульманами. После 750 года мусульмане и сирийские христиане перевели работы Галена на арабский язык. С тех пор Гален и вся греческая медицина были ассимилированы в средневековую культуру исламского Ближнего востока.

    Суда, энциклопедия конца 10 века, утверждает, что Гален умер в возрасте 70 лет, то есть около 199 года. Тем не менее, в трактате Галена «On Theriac to Piso» написано о событиях 204 года (что, однако, может быть подделкой). Есть также утверждения в арабских источниках, что он умер в возрасте 87 лет, после 17 лет изучения медицины и 70 лет практики, тогда получается, что он умер в 217 году. Исследователи склонны считать что «On Theriac to Piso» является подлинным, и арабские источники называют верную дату, тогда как в Суде неверно проинтерпретирована информация о 70 годах врачевания, как о 70 годах жизни.

    Наследие Галена в медицине:

    Описал около 300 мышц человека.
    Доказал, что не сердце, а головной и спинной мозг являются «средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности».
    Сделал вывод, что «без нерва нет ни одной части тела, ни одного движения, называемого произвольным, ни единого чувства».
    Перерезав спинной мозг поперёк, Гален показал исчезновение чувствительности всех частей тела, лежащих ниже места разреза.
    Доказал, что по артериям движется кровь, а не «пневма», как считалось ранее.

    Создал около 400 трудов по философии, медицине и фармакологии, из которых до нас дошло около сотни. Собрал и классифицировал сведения по медицине, фармации, анатомии, физиологии и фармакологии, накопленные античной наукой.

    Описал четверохолмие среднего мозга, семь пар черепномозговых нервов, блуждающий нерв; проводя опыты по перерезке спинного мозга свиней продемонстрировал функциональное различие между передними (двигательными) и задними (чувствительными) корешками спинного мозга.

    На основе наблюдений отсутствия крови в левых отделах сердца убитых животных и гладиаторов создал первую в истории физиологии теорию кровообращения (по ней считалось, в частности, что артериальная и венозная кровь - жидкости суть разные, и коль первая «разносит движение, тепло и жизнь», то вторая призвана «питать органы»), просуществовавшую до открытий Андреаса Везалия и Уильяма Гарвея. Не зная о существовании малого круга кровообращения, высказал предположение, что между желудочками сердца имеется соединяющее их отверстие (основанием для подобного умозаключения, по-видимому, могло послужить анатомирование трупов недоношенных младенцев, у которых такое отверстие действительно существует).

    Гален систематизировал представления античной медицины в виде единого учения, являвшегося теоретической основой медицины вплоть до окончания средневековья. Он внёс вклад в развитие библиографии в Древнем Риме. Гален является автором двух библиографических указателей - «О порядке собственных книг», «О собственных книгах». Первая из них является своего рода введением к собранию его сочинений с рекомендациями о том, в какой последовательности их следует читать. Во введении к второму указателю сказано о цели работы: помочь читателю отличить истинные труды Галена от тех, которые ему приписываются. В главах принята систематическая группировка трудов: работы по анатомии, терапии и прогнозу болезни, комментарии к трудам Гиппократа, работы, направленные против отдельных медицинских школ, работы по философии, по грамматике и риторике.

    Положил начало фармакологии. До сих пор «галеновыми препаратами» называют настойки и мази, приготовленные определёнными способами.

    Лечение по Галену - правильная диета и лекарственные средства. В противоположность Гален утверждал, что в лекарствах растительного и животного происхождения имеются полезные и балластные вещества, то есть впервые ввёл понятие о действующих веществах. Гален лечил извлечениями из растений, широко использовал сиропы, вина, смесь уксуса и мёда и др.

    В сочинениях Гален упоминал 304 растения, 80 животных и 60 минералов.


    Вклад в науку, в анатомию, в биологию, в фармакологию римского медика, хирурга и философа изложен в этой статье.

    Клавдий Гален вклад в биологию и открытия

    Гален — выдающийся врач древнего мира. Он создал теорию кровообращения, описал около трехсот человеческих мышц, определил роль нервов в организме человека, был основоположником фармакологии. Его теории доминировали в Европейской медицине в течение 1300 лет.

    Клавдий Гален является создателем такой науки как этиология, систематизировав причины недугов своего времени . Ему принадлежит разделение болезнетворных факторов на наносных (ingesta), твердых (circumfusa), жидких (excreta) и тех, которые вызывают рост.

    Важнейший вклад в науку Клавдия Галена в том, что он был первым, кто указал, что болезнь развивается от влияния причинных факторов на состояние организма. Он разделил все недуги на внутренние и внешние, а причины, вызывающие их – на причины отдаленного и непосредственного действия. Врач показал, что физиология и анатомия являются основными составляющими для научной диагностики, профилактики и лечения.

    Также открытие Клавдия Галена состоит в том, что он впервые ввел в медицинскую практику эксперимент. За это его считают основателем экспериментальной физиологии. Что сделал Клавдий Гален, проводя эксперименты в медицине? Он изучал функции легких и механизмы дыхания и установил следующее: грудные мышцы и диафрагма способны расширять грудную клетку путем втягивания в легкие воздуха. Он описал строения тела человека, дал названия отдельным суставам, мускулам и костям, которые используются в медицине до сих пор.

    Ему принадлежит разработка методики вскрытия мозга, в ходе процесса которой было установлено, что при рассечении мозгового вещества боль полностью отсутствует. Немаловажны достижения Клавдия Галена и в описании нервной системы. Ученый утверждал, что она являет собой разветвленный ствол, а его ветви живут отдельной жизнью. Он различал мягкие и твердые нервы, выполняющие произвольные движения.

    Кроме этого, Гален описал много недугов органов тела человека, глазные заболевания. Ему принадлежит разработка практических советов и рекомендаций по лечебной гимнастике, прикладывания компрессов, оперированию ран.

    К тому же, Клавдий Гален вклад в медицину внес еще и с такой стороны: он составил множество рецептов пилюль, порошков, вытяжек, настоек и мазей. Сегодня их несколько в видоизмененном виде применяют в фармацевтике под названием «галеновых препаратов». Врачеватель создал рецептуру некого косметического средства, которое применяют до сих пор — «кольдкрем», состоящий из воска, эфирного масла и розовой воды.

    Клавдий Гален вклад в медицинскую терминологию : грудобрюшная преграда, опухолевидное образование, нервный узел, грудина, зрительный бугор мозга, непарная вена, поднимающая яичко, мышца, перистальтика и другие.

    Его идеи в медицине были новаторскими и господствовали они в мире вплоть до эпохи Возрождения, целых 14 веков.

    Клавдий Гален вклад в анатомию

    • Описал около 300 мышц человека.
    • Доказал, что не сердце, а головной и спинной мозг являются «средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности».
    • Сделал вывод, что «без нерва нет ни одной части тела, ни одного движения, называемого произвольным, ни единого чувства».
    • Перерезав спинной мозг поперёк, Гален показал исчезновение чувствительности всех частей тела, лежащих ниже места разреза.
    • Доказал, что по артериям движется кровь, а не «пневма», как считалось ранее.

    Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какой вклад Клавдия Галена в биологию, в анатомию, и другие науки. Если Вы знаете что сделал Клавдий Гален еще, можете расширить статью через форму

  • 4. Медицина эпохи возрождения. Главные черты естествознания. Опытный метод в науке.
  • 5. Медицина эпохи возрождения (анатомия а. Везалий, физиология у. Гарвей).
  • 10. Медицина Нового времени: развитие естествознания и медико-биологических наук (18 век)
  • 11. Медицина Нового времени: Общая патология (патологическая анатомия и физиология)
  • 12. Медицина Нового времени: клиническая медицина. Терапия (внутренние болезни)
  • 13. Медицина Нового времени: клиническая медицина. Хирургия. Борьба с болью.
  • 14. Медицина Нового времени: клиническая медицина. Хирургия. Борьба с инфекцией.
  • 15. Медицина Нового времени: клиническая медицина. Хирургия. Борьба с кровопотерями.
  • 17. Медицина Нового времени: предупредительная медицина 18 века. Б.Рамаццини, э.Дженнер
  • 18. Медицина Нового времени: зарождение медицинской бактериологии и иммунологии. Роль Пастера, Коха, Мечникова.
  • 19. Медицина Нового времени: экспериментальная гигиена. Роль м. Петтенкофера.
  • 20. Медицина Нового времени: Гигиена и общественное здоровье. Й.П.Франк. Первый закон об общественном здравии и государственное учреждение по охране общественного здоровья.
  • 21. Медицина Нового времени:Развитие экспериментального направления(мировая медицина XIX Века)
  • 22. Медицина Нового Времени: Диагностика. Методы объективного исследования больного
  • 23. Успехи хирургии в связи с великими научными открытиями XIX века
  • 24. Медицина Московского Государства. Создание государственной медицины. Аптекарский приказ, аптеки, больницы, военная медицина, военные госпитали.
  • 25. Развитие медицинского образования в России (18 век).Становление и подготовка первых врачебных кадров. Первые российские профессора медицины.
  • 29. П.А.Загорский и его анатомическая школа.
  • 30. А.М. Филомафитский – создатель первой физиологической школы в России.
  • 34. Мудров-основоположник клинической медицины в россии
  • 36. Развитие экспериментально - физиологического направления (медицина России 1-ой половины 19 века)
  • 37. Клиническая медицина России 1-ой половины 19 века.
  • 39. Развитие теоретической медицины 2-ой половины 19 века (морфологические науки: анатомия, гистология, пат. Анатомия).
  • 40. Развитие теоретической медицины 2-ой половины 19 века (физиологической направление)
  • 46. Развитие общественной медицины в России. Земская медицина.
  • 47. Развитие общественной медицины в России. Городская и Фабрично- заводская медицина.
  • 48. Экспериментальная гигиена в России 2 половины 19 века а.П.Доброславин.
  • 49. Общественная гигиена в России 2 половины 19 века ф.Ф. Эрисман.
  • 2.Период становления советского здравоохранения (1917-1920 гг.)
  • 3. Гален- великий врач древнего мира. Галенизм.

    Гален - римский (греческого происхождения) медик , хирург и философ. Гален внёс весомый вклад в понимание многих научных дисциплин, включая анатомию , физиологию , патологию , фармакологию , и неврологию , а также философию и логику .

    Естественнонаучные позиции Галена проявились в его обширной врачебной практике и исследованиях в области анатомии и физиологии (греч. physiologia – учение о жизненных процессах, от греч. physis – природа и logos – учение). К тому времени, когда Гален прибыл в Александрию, там уже перестали производить секции человеческих трупов (влияние христианства), и Гален анатомировал высших обезьян, свиней, собак, копытных, а иногда даже львов и слонов; часто производил вивисекции. Данные, полученные при многочисленных вскрытиях животных, он переносил в анатомию человека. Так, в трактате «Об анатомии мышц» им описано около 300 мышц. Среди них есть такие, которые отсутствуют у человека и существуют лишь у некоторых животных. В то же время Гален не описал характерную для человеческой руки мышцу, противопоставляющую большой палец. Впоследствии эту и многие другие ошибки Галена исправил выдающийся анатом эпохи Возрождения Андреас Везалий (1514-1564).

    Гален подробно изучил анатомию всех систем организма. Он описал кости, мышцы, связки, внутренние органы, но особенно велики его заслуги в исследовании нервной системы. Гален описал все отделы головного и спинного мозга, семь (из двенадцати) пар черепно-мозговых нервов, 58 спинномозговых нервов и нервы внутренних органов. Он широко использовал поперечные и продольные сечения спинного мозга в целях исследования чувствительных и двигательных расстройств ниже места, сечения.

    Он подробно описал анатомическое строение сердца, венечные сосуды к артериальный (боталлов) проток. Притом перегородку сердца Гален ошибочно считал проницаемой для крови (как это имеет место у плода). По его мнению, кровь могла беспрепятственно переходить из правого сердца в левое, минуя периферические сосуды и известные нам круги кровообращения (Гален не знал кругового движения крови). Эта ошибочная точка зрения в течение многих столетий считалась в Европе абсолютно верной и не подлежала критике вплоть, до XVI в., когда испанский ученый-богослов М. Сервет в своем труде «Возрождение христианства» впервые (в Европе) описал малый круг кровообращения (см. с. 185). Математическое и экспериментальное обоснование кругового движения крови было дано лишь в 1628 г, английским ученым У. Гарвеем.

    Гален широко занимался лечебной практикой. Его учение о болезни носило гуморальный характер и основывалось на представлениях о четырех главных соках организма: крови, слизи, желтой и черной желчи. Он был опытным хирургом и считал анатомию фундаментом хирургии. «Мне часто приходилось, – писал он, – водить рукой хирургов, мало изощренных в анатомии, и тем самым спасать их от публичного позора».

    Гален внес большой вклад в развитие фармакологии. Ряд лекарственных средств, получаемых путем механической и физико-химической обработки природного сырья (как предложил это Гален), до настоящего времени носит название «галеновы препараты» (термин, введенный Парацельсом, 1493-1541).

    Гален жил в период разложения рабовладельческого строя, когда в философии оживились идеалистические тенденции. Большое влияние на формирование мировоззрения Галена оказали как философия Платона, которая наряду с космологическим дуализмом (идеи и материи) признавала антропологический дуализм (тела и души), так и учение Аристотеля о целесообразности всего созданного в природе (телеология).

    Исходя из учения Платона о пневме, Гален считал, что в организме «пневма» обитает в различных видах: в мозге – «душевная пневма» (spiritus animalis), в сердце – «жизненная пневма» (spiritus vitalis), – в печени – «естественная пневма» (spiritus naturalis). Все жизненные процессы он объяснял действием нематериальных «сил», которые образуются при разложении пневмы: нервы несут «душевную силу» (vis animalis), печень дает крови «естественную силу» (vis natu-ralis), пульс возникает под действием «пульсирующей силы». (vis pulsitiva) и т, п. Подобные трактовки придавали идеалистическое содержание кропотливо собранному экспериментальному материалу Галена. Он правильно описывал то, что видел, но полученные результаты трактовал идеалистически. В этом и состоит дуализм учения Галена.

    Галенизм.

    В средние века католическая церковь и схоластика использовали идеалистические стороны учения Галена и связали их с богословием. Так возник галенизм – искаженное, одностороннее понимание учения Галена.

    Медицина эпохи Возрождения (в общем, чтобы не писать об этом в каждом вопросе)

    Период Возрождения, начавшийся в 14 в. и продолжавшийся почти 200 лет, был одним из самых революционных и плодотворных в истории человечества. Изобретение книгопечатания и пороха, открытие Америки, новая космология Коперника, Реформация, великие географические открытия - все эти новые влияния способствовали освобождению науки и медицины от догматических оков средневековой схоластики. Падение Константинополя в 1453 разбросало греческих ученых с их бесценными манускриптами по всей Европе. Теперь Аристотеля и Гиппократа можно было изучать в оригинале, а не в переводах на латынь с еврейских переводов арабских переводов сирийских переводов с греческого.


    Не следует, однако, думать, что старые медицинские теории и методы лечения сразу уступили место научной медицине. Догматические подходы были слишком глубоко укоренены; в медицине эпохи Возрождения оригинальные греческие тексты просто заменили неточные и искаженные переводы. Но в родственных дисциплинах, физиологии и анатомии, составляющих основу научной медицины, произошли поистине грандиозные изменения.

    Леонардо да Винчи (1452-1519) был первым современным анатомом; он производил вскрытия и открыл гайморову пазуху, проводящий пучок в сердце, желудочки головного мозга. Его мастерски выполненные анатомические рисунки очень точны; к сожалению, они не были опубликованы до самого недавнего времени.

 Анатомические работы другого мастера, однако, были опубликованы в 1543 вместе с замечательными рисунками. Родившийся в Брюсселе Андреас Везалий (1514-1564), профессор хирургии и анатомии в Падуе, опубликовал трактат О строении человеческого тела (De humani corpore fabrica, 1543), основанный на наблюдениях и вскрытиях. Эта эпохальная книга опровергла многие ошибочные представления Галена и стала основой современной анатомии.

 Легочное кровообращение было открыто независимо и почти одновременно Реальдо Коломбо (1510-1559) и Мигелем Серветом (1511-1553). Габриеле Фаллопий (1523-1562), преемник Везалия и Коломбо в Падуе, открыл и описал общее число анатомических структур, в частности полукружные каналы, клиновидные пазухи, тройничный, слуховой и языкоглоточный нервы, канал лицевого нерва и маточные трубы, до сих пор часто называемые фаллопиевыми. В Риме Бартоломео Евстахий (ок. 1520-1574), формально еще последователь Галена, сделал важные анатомические открытия, впервые описав грудной проток, почки, гортань и слуховую (евстахиеву) трубу.

 Творчество Парацельса (ок. 1493-1541), одной из выдающихся личностей Возрождения, полно противоречий, свойственных тому времени. В ряде аспектов оно чрезвычайно прогрессивно: ученый настаивал на преодолении пропасти между медициной и хирургией; требовал содержать раны в чистоте, не признавая идеи о необходимости их нагноения; упростил форму рецептов. С другой стороны, он был глубоко погружен в алхимию и симпатическую магию.

 Если в Средние века свирепствовала чума, то Возрождение стало жертвой другой страшной болезни. Вопрос о том, где и когда впервые появился сифилис, остается нерешенным, но внезапное распространение его острой и скоротечной формы в Неаполе в 1495 - исторический факт. Французы называли сифилис «неаполитанской болезнью», а испанцы «французской». Название «сифилис» появилось в поэме Джироламо Фракасторо (1483-1553), которого можно считать первым эпидемиологом. В его основном труде О заражении… (De contagione…) представление о специфике заболеваний заменило старую гуморальную теорию. Он первым определил тиф, описал различные способы заражения, указал на инфекционный характер туберкулеза. Микроскоп еще только предстояло изобрести, а Фракасторо уже выдвинул идею о существовании невидимых «семян заражения», которые размножаются и проникают в организм.

 Хирургия в эпоху Возрождения все еще находилась в руках цирюльников и как род занятия стояла ниже медицины. Пока оставалась неизвестной анестезия, а нагноение считалось необходимым для заживления ран, нельзя было ожидать существенного прогресса. Однако некоторые операции были в то время выполнены впервые: Пьер Франко осуществил надлобковую цистотомию (вскрытие мочевого пузыря), а Фабриций Гильдан провел ампутацию бедра. Гаспаро Тальякоцци, несмотря на противодействие клерикальных кругов, делал пластические операции, восстанавливая форму носа у больных сифилисом.

 Знаменитый своими многочисленными открытиями в области анатомии и эмбриологии Фабриций Аквапенденте (1537-1619) с 1562 преподавал в Падуе анатомию и хирургию и обобщил хирургические знания своего времени в двухтомном труде Opera chirurgica, изданном уже в 17 в. (в 1617).

 Амбруаз Паре (ок. 1510-1590) отличался простым и рациональным подходом к хирургии. Он был военным хирургом, а не ученым. В то время для прижигания ран применялось кипящее масло. Однажды в военной кампании, когда запас масла был израсходован, Паре применил простую перевязку, что дало превосходные результаты. После этого он отказался от варварской практики прижиганий. Его вера в целительную силу природы выражена в знаменитом высказывании: «Я его перевязал, а Бог его вылечил». Паре также восстановил древний, но забытый метод наложения лигатур.

    Клавдий Гален – римский медик, хирург и философ греческого происхождения, живший во II веке нашей эры. Он получил прекрасное образование, много путешествовал, собрав множество информации по медицине. В Риме Гален врачевал знать, был личным врачом нескольких императоров.

    Теории Галена доминировали в Европейской медицине в течение 1300 лет. Студенты-медики изучали труды Галена до XIX века включительно, а его теория о том, что мозг контролирует движения при помощи нервной системы, актуальна и сегодня.

    – В современной популярной культуре образ хорошего врача – это некий эксцентричный или даже циничный человек. Герой того же Охлобыстина – доктор Быков – ведет себя подобным образом. Как, по-вашему, сочетается в этом контексте христианство и медицина в наши дни? Должен ли хороший врач быть циником?

    Начну с того, что ни сериал «Интерны», ни «Доктор Хаус» не появились бы, если бы их герои соответствовали реальности. Конечно, каждая профессиональная категория богата на разных чудаков, но на самом деле подобного рода психология скорее большое препятствие для преуспевания в клинической медицине, потому что эта специальность сама по себе очень иерархична.

    Большое значение имеет опыт, и всегда велика вероятность ошибки. Этот апломб (поведение эксцентрика на грани эпатажа), скорее, нехарактерная вещь. Среди хирургов есть условный типаж – «великие»: когда человек знает, что у него за спиной большой опыт, и он знает, что его оперативное искусство на грани возможного, у него может быть резковатое поведение. Но это не эксцентрика, как у Быкова, который тратит на это время и наслаждается этим.

    Хирурга можно судить по тому, выжил больной, или его повезли в морг. У каждого хирурга есть свое кладбище. И вроде бы операция прошла хорошо, а тут – бац! – и осложнения на ровном месте. В неожиданных смертях могут быть виноваты и не связанные с заболеванием факторы. А в другой раз врач вроде бы и недоволен качеством операции, и сомнений много, а пациент прекрасно выздоравливает. На все воля Божья!

    В «Искусстве медицины» Галена, величайшего теоретика и практика медицины II века от Р.Х., была фраза о том, что задача врача – создать условия для выздоровления. С пациентом можно надевать различные маски, чтобы добиться нужного эффекта, но гордыня тут совершенно не уместна. Лечит Господь, а врач или хирург должны ощущать себя лишь инструментами в руках Божьих. Кстати, и этика, и упование на Бога непосредственно формируют психотип врача.

    – Расскажите, как возникла фигура Галена, философа, врача римских императоров и гладиаторов, в качестве предмета вашего изучения?

    Буквально недавно, года четыре назад, я неожиданно столкнулся с фактом, что более крупного явления в истории медицины, чем Гален и галенизм, начиная с рождения метарационального познания, на самом-то деле и нет, нет источников, их надо перевести и ввести в научный оборот.

    Очень интересна история перевода корпуса Галена на русский язык. Первый перевод относится к XV веку. Кирилл Белозерский перевел фрагменты «Комментариев Галена к творениям Гиппократа» для обучения братии, трудившейся в монастырской больнице. Рукопись «Галиново на Ипократа» (именно так озаглавил свой перевод святой Кирилл) была найдена в XIX столетии и опубликована Н.С.Тихонравовым.

    Этот перевод хронологически совпадает с концом эпохи галенизма в медицине. Возможно, именно поэтому на русский язык вплоть до второй половины XX века труды Галена больше не переводились. Впрочем, русские историки медицины во многом стали новаторами.

    В 1971 году под редакцией академика Терновского вышел обширный комментированный перевод работы “О назначении частей человеческого тела”. Однако после этого в отечественном, да и мировом галеноведении, наметилось затишье. И лишь в 2014 году благодаря стараниям нашей кафедры вышла коллективная монография “Гален: врач и философ”, а затем первый том “Сочинений” Галена.

    – Как Гален повлиял на христианскую традицию?

    Гален прекрасно знал про христианство и иудаизм. Есть фрагменты текстов, которые на это прямо указывают. Христиане знали про Галена, это точно. Существовала даже маленькая квазигностическая ересь, так называемая Симеона Кожевника, образовавшаяся под влиянием чтения Галена и его философских трактатов.

    К первой половине III века складывается натурфилософская позиция христианской церкви. В части общего богословия, что касается границы с естественными науками, эта позиция складывается совершенно определенно. Я это связываю с именем святого Дионисия Великого. Фрагменты работы «О природе», что нам удалось перевести части текста это отрицательные отзывы Дионисия Великого о методистах, оппонентах Галена.

    На Западе исследователи разделились на два лагеря: тех, кто считает, что Гален представитель античности, и тех, кто причисляет его к новой христианской цивилизации. Для меня Гален, безусловно, второе, хотя он не был христианином. Но он был совершенно лояльным христианам мыслителем. Несколько его трактатов имеют прямые параллели с работами Пахомия Великого, Антония Великого, порой есть даже буквальные совпадения. Отношения галенизма и христианства глубже и теснее, чем мы считали. Я думаю, что нас ждет еще немало сюрпризов в этой области.

    – Существуют ли в современном мире в отношениях между Церковью и медициной следы галенизма?

    Безусловно! Этика Галена и Гиппократа – это неразрывные вещи, они никуда не делись. Возьмите клятву Гиппократа. Это IV век до Р.Х., когда аборты не просто норма, а убийство детей распространено. В клятве Гиппократа категорический запрет помощи врача при абортах. А самоубийство! Скажем, у стоиков, достойный уход из жизни Сенеки – это почетно. Но по Гиппократу, врач не должен потворствовать эвтаназии.

    Я сотрудничаю с Синодальным советом по биоэтике, который возглавляет отец Дмитрий Смирнов. Недавно мы обсуждали выведение абортов из системы ОМС. Какое бы я мнение, как врач и как верующий человек не имел, с точки зрения государственной политики, в здравоохранении мы не вправе запрещать любой женщине делать аборт, это ее собственный выбор.

    Но почему мы должны за это платить? За убийство своих собственных детей, будущего нации? А платим за это из своих собственных отчислений, из налогов. Вот так причудливо переплетается этика Гиппократа и Галена с христианскими взглядами на современные вопросы биоэтики и систему здравоохранения.

    – Если галенизм как парадигма медицинской науки не противоречит христианству, можно ли говорить о конфликте религии и науки вообще?

    Разумеется, нельзя. Концепция конфликта науки и религии – относительно недавнее “изобретение”. Просто зарождение такой дисциплины как история науки связано с сильным влиянием этой идеи конфликта, связанной в первую очередь с «концепцией Дрейпера - Уайта». Два ученых, Эндрю Уайт и Томас Дрейпер, написали довольно фундаментальные по объему книги, которые были посвящены попытке доказать, что вся история зарождения, становления и развития науки это бесконечная история борьбы науки с религией, прежде всего с христианством, которое постоянно мешало развитию.

    И до 90-х годов XX века концепция конфликта науки и религии это доминирующий в историографии взгляд на проблему. Это очень связано с идеей прогресса, которая очень популярна в начале XX века. Эта концепция, созданная либеральными учеными удивительным образом комплиментарна марксистской теории науки.

    Однако, на мой взгляд, именно изучение галенизма и его взаимосвязей с христианством показывает, что ни протонаука, ни наука в собственном смысле слова, то есть наука Нового времени не смогла бы появиться без монотеистического, в первую очередь, христианского представления о мире. Усилия Альберта Великого и Фомы Аквинского в наибольшей степени позволили преодолеть в Западной Европе конфликт богословия и научного мировоззрения.

    Вследствие дискуссии, которая имела место в стенах, прежде всего, Парижского университета и ряда других крупных образовательных площадок, были осуждены аверроисты, или неоаристотелики. В их осуждении заключалась очень важная и опасная ловушка, которая могла привести христианское богословие того времени к пониманию науки как врага.

    Этого не произошло. И вследствие этого с XIII века начинается очень бурное развитие естествознания в Западной Европе. Именно об этом я говорил в Гарварде и нашел позитивный отклик у зарубежных коллег.

    «Вставайте из-за стола голодными, и вы всегда будете здоровы», говорил римский врачеватель II века нашей эры Клавдий Гален , на 13 веков покоривший своими идеями европейскую медицину. Он считал, что «здоровье - это вид гармонии, но его границы широкие и не у всех одинаковые». Его труды об анатомии являлись основой для изучения строения человеческого тела вплоть до 16 века, пока не появился новый труд по анатомии Везалиса. Студенты изучали медицину по Галену до XIX века.

    Считается, что имя Клавдий, присоединенное в Галену в эпоху Возрождения, ошибочное, и происходит от неверной расшифровки латинского сокращения Cl. (Clarissimus - светлейший), которым подписывались труды Галена. Древнеримский медик родился в 129 году н.э., а умер между 200 и 217 годами.

    Отец Галена был богатым скульптором с разносторонними взглядами в различных областях. Он интересовался философией, логикой, математикой, астрономией, а также литературой и сельским хозяйством. Никон привил своему сыну любознательность и страсть к обучению, он прочил сыну карьеру философа и политика, и мальчик начал заниматься в этом направлении. Юноша много времени проводил в библиотеке Пергама, самой большой после знаменитой александрийской. Древний город Пергам, столица Пергамского царства, был крупнейшим культурным и интеллектуальным центром эллинистического мира. На окраине современного города Бергама в Турции находятся руины этого древнего города.

    В то время очень серьезно относились к сновидениям и толковали их как прямое указание к действию. Когда Галену было примерно 16 лет, его отцу приснился сон, в котором Асклепий (в древнеримской мифологии бог медицины) наказывает Никону послать сына обучаться медицине. Так Клавдий Гален отправился в Асклепион, где посвятил изучению медицины четыре года. Асклепион - интересное заведение, о котором стоит рассказать чуть подробнее. Это был самый известный в Пергаме и далеко за его пределами храм. В нем поклонялись культу бога врачевания Асклепия. Перейдя из частного владения в государственное, храм приобрел статус святыни для паломничества. Поскольку в эллинистическом мире (господства греков) жрецы являлись также и врачевателями, а медицина была тесно связана с религией, то Асклепион со временем стал своеобразной лечебницей. Больные приходили к жрецам за излечением и одновременно жертвовали храму. На стенах храма вывешивались записи и наблюдения о болезнях, которые нередко сопровождались рецептами лекарств. За шесть веков до Галена там учился началам медицины Гиппократ.

    Когда умер отец Галена, юноше было 19 лет. Поддерживаемым отцовским наследством, он отправился путешествовать и учиться медицине по примеру Гиппократа. Путешествия дали немало медицинских знаний, которые он закрепил в самой авторитетной и знаменитой медицинской школе Александрии. Проведя в путешествиях 9 лет и вернувшись в Пергам, он начал врачебную практику. Первыми его пациентами стали гладиаторы первосвященника Азии, богатого и влиятельного человека. Первосвященник устроил врачам, претендующим на место, испытания. Клавдий Гален вышел из них победителем, доказав блестящее знание анатомии. Препарировав обезьяну и вынув ее внутренности, он предложил соперничавшим с ним коллегам привести обезьяну в нормальное состояние. Убедившись, что коллеги Галена расписались в полном неумении, первосвященник Азии дал ему место врача при своих гладиаторах. В этой должности он провел несколько лет, значительно сократив смертность среди гладиаторов - до пяти человек против шестидесяти за тот же период работы его предшественников. Он хорошо изучил анатомию, хирургию, правил переломы и вывихи. Также он открыл огромное влияние на здоровье физических упражнений, диеты и упреждающих мер.

    Переехав в Рим и став известным практикующим врачом, Клавдий не мог усмирить свой гневливый характер, чем постоянно навлекал на себя неодобрение и злость со стороны своих коллег, менее талантливых и успешных врачей. В какой-то момент Гален покинул Рим, опасаясь отравления, но вскоре вернулся, обязанный сопровождать императора Марка Аврелия и его соправителя Луция Вера во время разразившейся на фоне войны страшной эпидемии чумы, уносившей по две тысячи человек в день. Всего в той эпидемии погибло пять миллионов человек. Позже император направил Галена на службу к своему сыну, будущему императору Коммоду, которому тот служил долгие годы. Именно на службе у Коммода Гален написал свои основные работы, многие из которых дошли до нас, благодаря переводам на разные языки. Из 400 известных работ Галена около 200 посвящены медицине, но половина была утрачена из-за пожара Храма Мира в Риме 191 года. Храм Мира представлял собой огромное хранилище, где военачальники берегли свои трофеи, богатые люди - драгоценности, а Гален использовал эту сокровищницу для своих рукописей.

    Медицина обязана Клавдию Галену созданием этиологии - науки о происхождении. Он систематизировал причины возникновения болезней и делил источники недугов на внешние и внутренние. Древний врачеватель считал, что анатомия и физиология - это фундамент для диагностики. Гален был первым, кто описал методику вскрытия мозга. Он ввел понятие вивисекции и ставил эксперименты на животных (обезьянах, свиньях, коровах). Несмотря на то, что вскрытие человеческих тел в западном мире в то время не было запрещено, древнеримский врач не вскрывал трупы людей, а изучал анатомию человека по аналогии со строением тела животных. Поскольку он лечил гладиаторов, часто имевших внутренние повреждения и переломы конечностей, он смог подробно изучить и человеческую анатомию, хотя и с большим количеством заблуждений. Галену принадлежит описание около трехсот мыщц человека.

    Великий врач сделал важные открытия, изучая головной мозг. Он доказал, что при иссечении мозгового вещества болевой синдром отсутствует. Он объяснил строение нервной системы по аналогии с деревом, от которого расходятся нервы - ветки, которые отвечают за движение и ощущения. Гален открыл зрительный нерв, идущий к сетчатке глаза. Он избавил врачей от заблуждения, связанного с ролью сердца в человеческом организме, объяснив, что именно головной и спинной мозг являются основой чувствительности, эмоций и движения.

    Именно Гален доказал, что по венам движется кровь, а не «пневма», как было принято считать на протяжении многих веков.

    В описаниях по практической медицине врач отводил большое место описаниям болезней основных человеческих органов. Много рекомендаций дано по болезням зрения. Уже тогда Гален лечил людей электричеством, которое добывал из морских скатов. Он стал основателем фармакологии, создав множество настоек, снадобий, притирок, мазей. Приготовленные по особому принципу, они так до сих пор и называются - «галеновы препараты». Дамы обязаны Галену изобретением первого косметического крема - так называемого кольдкрема, в который входила розовая вода, масло и воск.

    Клавдий был замечательным библиографом. Свои книги он упорядочил в определенном порядке, указав рекомендуемую последовательность прочтения и принцип систематизации по целям работ. Так, по его мнению, можно было отличить его работы от подделок.

    Влияние медицинской и философской, преподавательской и литературной деятельности Галена на умы того времени колоссально. Церковь канонизировала его учение как «галенизм» и объявила Клавдия Галена столпом рационального учения. Вплоть до эпохи Возрождения во многих областях науки безраздельно господствовало имя и мнение почитаемого великого врача, пока его авторитет не был низвергнут Парацельсом и Везалием, о которых мы расскажем в следующих статьях.



    Похожие статьи