Теория предложения в отличие от монетаризма, но подобно теории рациональных ожиданий сформировалась в 1970-е годы на волне острой критики кейнсианства. В силу этого она носила не столь явно выраженный теоретический характер, а сразу заявила о себе как практическая программа макротерапии. В отличие от монетаризма в центре внимания сэплайсайдеров (от англ. supply-sideeconomics) находились проблемы процесса накопления капитала и состояния государственных финансов в ракурсе налоговой политики.
Сторонники теории предложения разделяют и отчасти дополняют монетаристские оценки инфляции и безработицы, основанные на обновленной монетаристской трактовке кривой Филлипса. Однако природу инфляции они видят в высоких налоговых ставках, что также относится и к природе безработицы.
То новое, что привнесено в современную рыночную теорию сторонниками теории предложения, относится в основном к проблеме экономического роста, которая, безусловно, тесно связана с проблемой инфляции и безработицы. В отличие от монетаристской концепции центральное место в теории предложения занимает проблема сбережений, которая рассматривается в теснейшей связи с налоговой политикой государства. Теория объявляет причиной замедления темпов экономического роста дефицит, нехватку сбережений, что кардинально расходится с мнением кейнсианцев, доказывающих обратное.
Причиной же дефицита сбережений является неверная налоговая политика (политика высоких налоговых ставок), которая ведет к снижению предельной эффективности затрат капитала, что в свою очередь и вызывает снижение уровня сбережений и отрицательно влияет на инвестиционный процесс, отражается на общем замедлении темпов экономического роста. Поэтому государство должно снизить налоговые ставки до оптимального уровня, при котором возможен желаемый рост сбережений, инвестиций и в конечном счете экономический рост как таковой.
Теоретическим обоснованием позитивных последствий снижения уровня налоговых ставок (сокращение бюджетного дефицита, стабилизация инфляционного процесса и как следствие экономический подъем) стала так называемая кривая Лаффера, или эффект Анри Лаффера. На графике отображена зависимость между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок.
Однако практика показывает, что сокращение налоговых ставок на доходы населения и прибыль корпораций в краткосрочном плане ведет к сокращению доходов бюджета и влечет за собой рост его дефицита и в свою очередь может способствовать развитию инфляционного процесса. Поэтому рассматриваемая концепция вполне логично предполагает нейтрализовать эти краткосрочные, негативные результаты с помощью сокращения государственных расходов. В долгосрочном плане, по мнению теоретиков экономики предложения, временный негативный эффект от снижения уровня налогообложения должен быть перекрыт положительной динамикой сбережений, усилением инвестиционного процесса, сокращением безработицы, увеличением объема налоговых поступлений, снижением темпов инфляции и т.д.
Отсюда не менее важным звеном в теории роста экономики предложения стала серьезная критика социальной политики государства, которая не только не способствует росту сбережений, сокращению безработицы, но и инициирует рост незанятого населения. В этой части критики кейнсианства теоретики предложения пошли несколько дальше монетаристов, предлагая существенно сокращать бюджетный дефицит за счет сворачивания социальных программ, что в свою очередь являлось одним из условий снижения уровня налогообложения. Именно этот пункт неоконсервативной программы реформ, который зачастую связывают с монетаризмом, явился серьезным камнем преткновения, вызвал мощное сопротивление.
Среди прочих причин замедления роста теория предложения рассматривала инфляцию, переплетенную с высоким налогообложением, низкие темпы амортизации основного капитала, что также является следствием неоправданно высоких налогов.
Очевидно, что сторонники теории предложения отстаивают либеральные принципы, доказывая необходимость максимального ослабления системы государственного регулирования экономики. Подобно монетаристам, они доказывают необходимость переориентации государственной политики на долгосрочные цели, на стимулированиеактивной инвестиционной деятельности частного сектора.
Теоретические обоснования теорией предложения либерализации экономической политики, необходимости существенного снижения уровня налогообложения, прежде всего в отношении ведущих хозяйственных субъектов, нашли воплощение в «рейганомике» ив известной мере в «тэтчеризме». Не вызывает сомнения факт позитивных сдвигов в экономике США и Великобритании в середине 1980-х годов, который выразился в резком снижении уровня инфляции, сокращении безработицы, увеличении темпов экономического роста. Однако ряд причин не дает основания утверждать, что единственной причиной этих сдвигов явилась неоконсервативная экономическая доктрина, выстроенная в соответствии с теорией предложения. Так, например, динамика нормы сбережений не оказалась столь позитивной, как это предусматривалось теоретиками концепции предложения. Однако самым большим расхождением теории и практики оказался дальнейший рост дефицита бюджета (в особенности в США), что заставило пострейгановские администрации постепенно увеличивать уровень налогообложения с целью его сокращения. Тем не менее следует констатировать, что теория предложения сыграла в целом положительную роль, обратив внимание на безусловно существующие макроэкономические зависимости, предложила весьма ясные рецепты лечения ряда недугов, что не только способствовало дальнейшему развитию теории, но и обогатило хозяйственную практику.
Особенность экономики предложения состоит в том, что это не целостная концепция, не завершенная и взаимосвязная система взглядов, положений, методов теоретического анализа, а, главным образом, совокупность практических предложений и рекомендаций. Экономика предложения охватывает ряд практических вопросов, направленных на стимулирование производства, инвестиций и занятости. Среди них можно выделить рекомендации в области налоговой политики; политику приватизации государственных предприятий; оздоровление бюджета; сокращение расходов на социальные нужды.
Экономическая теория предложения разрабатывалась в основном американскими экономистами: А. Лаффером, М. Фелдстайном, Р. Риганом.
По мнению представителей этой теории, рынок является единственно нормальным способом организации хозяйства. Они выступают против регулирования экономики со стороны государства, считая, что регулирование - зло, ведущее к снижению эффективности, инициатив, энергии участников хозяйственной деятельности.
Основная идея экономики предложения состоит в отходе от кейнсианских методов стимулирования спроса, переводе усилий на поддержку факторов, определяющих предложение. Причины инфляции усматриваются в высоких налоговых ставках, в финансовой политике государства, провоцирующей рост издержек. Повышение цен - реакция производителей на нежелательные последствия экономической политики.
1. Сокращение налогов с целью стимулирования инвестиций. Снижение налогов для предпринимателей увеличит их доходы и сбережения; в результате будут расти накопления, снизится уровень процентной ставки. Снижение налогов на заработную плату увеличит привлекательность дополнительной работы, получения дополнительных заработков. В результате возрастет предложение рабочей силы, повысятся стимулы к участию в производственной деятельности. Отсюда и название рассматриваемой концепции - теория предложения.
2. Приватизация государственных предприятий. Она позволит получить дополнительные финансовые средства, сократить размеры государственного долга.
3. Бюджетное оздоровление. Теоретики предложения выступают против бюджетного дефицита. Они считают, что бюджет не должен рассматриваться в качестве инструмента денежной политики.
4. «Замораживание» социальных программ. Существующая на Западе система социального обеспечения имеет два отрицательных момента: 1) вызывает неоправданный рост государственных доходов, обостряет бюджетный дефицит; 2) сдерживает трудовую активность населения.
Налоговая политика должна опираться на эффект Лаффера. Такое название эффект получил по имени американского экономиста, обосновавшего указанный феномен и построившего кривую, иллюстрирующую существо предложения (рис. 2).
Кривая показывает, что при повышении ставки налога доходы государства за счет налоговых поступлений сначала будут увеличиваться, но, если налоговая ставка превышает некую границу (точка А), доходы от налогообложения начнут уменьшаться. Причина в том, что слишком высокие налоги снижают у людей желание работать в легальной экономике. Чем выше этой границы определена ставка налога, тем меньше они будут работать легально и, следовательно, тем меньше будет доход государственной казны. Если ставка налога будет постоянно повышаться, рано или поздно она достигнет такого уровня, при котором никто не захочет работать и, следовательно, прекратятся налоговые поступления.
Экономика предложения стала основой политики Р. Рейгана, М. Тэтчер и их нынешних приемников.
Оценивая роль теорий свободного предпринимательства, отметим следующее. Они зафиксировали ряд действительных слабостей и просчетов в государственном регулировании экономики. Вместе с тем имеется ряд противоречий, которые бросаются в глаза. Во-первых, авторы этого направления постоянно подчеркивают преимущества саморегулирования капиталистической экономики. Но ведь нынешняя экономика далека от свободной конкуренции, она в достаточной степени монополизирована. Следовательно, и результатом такого механизма никак не может быть оптимальное состояние.
Во-вторых, вся аргументация теоретиков свободного предпринимательства направлена на доказательство, что государственное регулирование лишь понижает эффективность экономики. Но при всей громадной важности эффективности она не единственная цель. Есть ведь и социальные цели, которые не могут быть реализованы без государственного вмешательства. Вряд ли можносогласиться, скажем, с игнорированием проблемы безработицы, помощи бедным и т. п.
В-третьих, если саморегулирование - лучшее решение, то возникает вопрос о целесообразности какой-либо экономической политики вообще кроме предоставления полной свободы участникам хозяйственных отношений.
Экономическая теория предложения – это теория, которая в отличие от кейнсианства, отдает предпочтение предложению как фактору роста. Ее основателями стали американские экономисты А. Лаффер, Р. Манделл, журналист Дж. Гилдер , конгрессмен Дж. Кемп и др., которые разработали скорее не теорию, а совокупность практических предложений и рекомендаций, направленных на стимулирование производства, инвестиций и занятости.
По мнению представителей теории предложения, не только наиболее эффективным, а и единственно «нормальным» способом организации хозяйства является рынок. Это естественная система взаимосвязи и обмена экономической деятельности людей. Государственное регулирование – это неизбежное зло, которое ведет к снижению эффективности, связывает инициативу, энергию хозяйствующих субъектов. Роль государства сводится к устранению преград на пути расширения предложения экономических благ.
Одной из таких преград являются высокие налоги. Они снижают прибыльность производства, сокращают размер доходов, а затем и сбережений предпринимателя. И, наоборот, чем меньшие налоги, тем больше склонность к сбережениям, тем больше предложение ссудного капитала и ниже процентная ставка. У предприятий при снижении налогов возрастают возможности инвестирования за счет собственной прибыли.
Высокие прогрессивные ставки налогов сокращают и объем предложения труда. Рост налогов на заработную плату означает ее реальное снижение, а чем ниже оплата труда, тем меньше привлекательность работы сравнительно с досугом. Уменьшение налогов, с одной стороны, будет стимулировать трудовую активность работников, а с другой – положительно отразится на доходах предпринимателей и их инвестиционных возможностях.
Уменьшение налогов возможно при сокращении правительственных социальных программ. Существующая на Западе система социального обеспечения, во-первых, вызывает неоправданный рост государственных расходов и обостряет бюджетный дефицит; во-вторых, не стимулирует, а сдерживает трудовую активность населения. В условиях, когда выплаты по безработице приблизились к доходам от заработков, лицам, которые не имеют работы, порой выгоднее пользоваться свободным временем и не искать работу.
С целью уменьшения налогового бремени и бюджетного оздоровления теоретики экономики предложения рекомендуют сокращение расходов на содержание бюрократического аппарата, отказаться от расходов на субсидии промышленным предприятиям, развитие инфраструктуры и т. п.
Таким образом, сторонники экономики предложения особое значение придают использованию налоговых инструментов государственного регулирования экономики.
Они считают, что стимулирование предложения путем предоставления финансовых льгот для частных инвесторов автоматически создаст необходимый спрос и приведет в итоге к оздоровлению рыночного хозяйства. Жизнеспособность и эффективность рыночного хозяйства они связывают прежде всего с инициативой частного сектора. Поэтому они активно отстаивают приватизацию государственных предприятий. Она позволит получить дополнительные финансовые средства, сократить государственный долг. Возрастет эффективность приватизированных предприятий, обострится конкуренция, повысится конкурентоспособность национальной экономики.
Налоговая политика государства должна опираться на эффект Лаффера , суть которого заключается в том, что с повышением налоговых ставок поступления в бюджет сначала увеличиваются, но со временем начинают уменьшаться. Это происходит потому, что снижение прибыльности производства приводит к уменьшению заинтересованности в инвестировании, уклонению от уплаты налогов, переходу к теневому сектору экономики и т.п.
Рекомендованное Лаффером уменьшение налоговых ставок приведет к неминуемому сокращению государственных доходов, однако это сокращение будет иметь краткосрочный характер. В долгосрочной перспективе снижение налоговых ставок обеспечит рост сбережений, инвестиций и занятости. В результате будет расти производство и доходы, которые подлежат налогообложению. С ростом доходов увеличится сумма налоговых поступлений в бюджет.
Таким образом, снижение налоговых ставок имеет значительное стимулирующее влияние на производство и расширение базы налогообложения, благодаря чему становится возможной компенсация потерь в налоговых поступлениях, вызванных снижением налоговых ставок.
Экономическая теория предложения имела значительное влияние на экономическую политику президента США Р. Рейгана в 1981-1989 гг. и премьер-министра Великобритании М. Тэтчер в 1979-1990 гг. Однако ни утверждения теоретиков экономики предложения, ни экономическая политика, в частности Р. Рейгана, не подтвердились экономической практикой 80-х годов ХХ в. Так, в США в результате налоговой реформы, налоговые поступления резко упали и привели к росту дефицита госбюджета в несколько раз. Норма национальных сбережений в 1987 году достигла наиболее низкого уровня со времен второй мировой войны. Средний темп роста потенциального производства упал с 3,6 % в год в 1960-1970 гг. до 3,1 % в год в 1980-1990 гг. Р. Рейгану удалось вывести экономику страны из глубокого кризиса 1981-1983 гг., но это оздоровление, по мнению ряда экономистов, было вызвано спросом, хотя и одетым в теоретическую мантию предложения.
В конце 70-х- начале 80-х годов в западной экономической науке стала разрабатываться концепция "экономики предложения". Это течение представляет собой разновидность неоклассицизма, и оно оказало заметное влияние на формирование экономической политики администрации США в годы президента Р. Рейгана, а также правительств М. Тетчер в Англии, христианских демократов в ФРГ.
В разработке и распространении теории большая роль принадлежит Американскому институту предпринимательства, являющемуся, по словам И. Стоуна, "вашингтонской фабрикой мысли, которую, пожалуй, можно считать ведущим источником консервативных идей".
Авторы теории предложения используют концепции различных школ, включая английскую, американскую, западногерманскую. Их теоретические источники восходят к работам Ф. Найта, Г. Саймонса, Л. Мизеса, В. Ойкена. Ведущими авторитетами для них являются Ф. Хайек, М. Фридмен, У. Берне, М. Уэйденбаум, Г. Стайн. Большое влияние наформирование экономической концепции предложения оказала работа Ф. Хайека "Новые исследования в области философии, политики и истории идей" (1978), а также монетарная теория М. Фридмена. Основателями теории экономики предложения явились американские экономисты А. Лаффер, Р. Мандель, М. Фелдстайн, Дж. Гилдер, М. Эванс и другие.
Отвергая кейнсианскую систему антициклического регулирования экономики представители экономики предложения переносят акцент с формирования, спроса на проблемы предложения ресурсов и их эффективного использования. Ориентируя не на формирование спроса, а на предложение факторов производства, они предлагают одновременно активизировать побудительные мотивы и стимулы предпринимательской деятельности экономических агентов. Соответственно меняется характер и содержание рекомендаций в области экономической политики, методов её реализации. Основную задачу своей концепции неоклассики видят в повышении долговременного темпа роста экономики при сохранении её динамического равновесия и недопущении инфляции.
Они видят основу всех неурядиц экономической системы капитализма в том, что вмешательство государства в хозяйственный процесс нарушает её стабильность, базирующуюся на свободном рынке, расстраивая его нормальный механизм. В результате ослабляется главный стимул хозяйственной деятельности - частная инициатива, без которой невозможны хозяйственные успехи. Отсюда низкий уровень использования ресурсов, их предложения. Рассматривая проблемы экономики сквозь призму предложения, неоклассики исходят из того, что они могут быть решены с помощью рынка. Только рынок обеспечивает экономическим агентам свободный выбор оптимальных хозяйственных решений, видов деятельности, выбор между потреблением в настоящем и будущем и т.д. Только таким путём, считают они, экономика способна набрать максимальный темп роста и дать наибольшую отдачу. Неограниченная частная инициатива в условиях максимальной свободы действия рыночного механизма - вот тот исходный принцип, который взят за основу экономики предложения.
Большое место в работах авторов экономики предложения занимает проблема инфляции. Они во многом воспринимают монетаристское толкование этого явления. Преувеличивая роль денег в функционировании хозяйства, монетаристы исходят из денежной природы инфляции, оказывающей большое влияние на состояние экономики. Их программа предусматривает меры антиинфляционного характера, в том числе снижение налогов, сокращение расходов государства на социальные нужды, ликвидацию бюджетного дефицита, отмену административных ограничений, мешающих свободной предпринимательской деятельности
Теория предложения не исключает использования бюджетных и кредитно-денежных методов воздействия на экономический процесс. Однако в отличие от сторонников регулируемой экономики, предлагаемый характер такого воздействия и его масштабы иные. Сторонники экономики предложения категорически отвергают наращивание бюджетных расходов для стабилизации или формирования спроса, квалифицируя их как фактор дестабилизации экономики и подталкивания инфляции. Отвергая политику бюджетной экспансии, они выступают за сбалансированный бюджет, оздоровление финансов.
Сторонники теории предложения ориентируются на внутренние, свойственные индивидууму субъективные мотивы поведения и стимулы. Считается, что таким путём наилучшим образом импульсируется экономическая активность как отдельных лиц, так и фирм. Основным препятствием называют систему налогообложения, высокие налоговые ставки. По словам Л. Лаффера, люди работают не для того, чтобы платить налоги. В отличие от кейнсианцев, сторонники экономики предложения по-иному относятся к сбережениям. Они исходят из того, что рост сбережений оказывает не отрицательное, а положительное влияние на экономический процесс, являясь источником наращивания инвестиций и повышения темпа динамического равновесия.
Так же как и монетаристы, авторы теории предложения отвергают использование налогов как средства антициклического воздействия на экономику. Прогрессивно возрастающий налог на доходы отдельных лиц и корпораций рассматривается как препятствие для роста сбережений, а следовательно, и новых вложений капитала, наращивания деловой активности, устойчивого экономического роста. Заботясь о тех, кто получает монопольные прибыли, о получателях высоких доходов, сторонники экономики предложения включили в свою теорию в качестве важнейших требований снижение налогов и сокращение степени прогрессивности налогового обложения доходов.
Обосновывая курс на снижение налогов, теория предложения опирается на "эффект Лаффера", базирующийся на математической модели, проектирующей соотношение и взаимосвязь государственных доходов и налогов. Согласно построению А. Лаффера, рост государственных доходов происходит лишь до определённого уровня налоговых ставок. Затем он замедляется, а при достижении критической отметки начинает снижаться. Если налоги поглощают всю предпринимательскую прибыль, что можно представить в основном как абстракцию, то произойдёт снижение темпов роста производства или даже его прекращение. Это повлечёт за собой резкое сокращение поступлений налогов в казну. Иллюстрируя действие механизма "эффекта Лаффера", сторонники экономической теории предложения настоятельно рекомендовали администрации США произвести налоговую реформу, что и имело место в начале 80-х годов.
Таким образом, экономическая теория предложения ориентирует на стимулирование широкой частной инициативы, частного предпринимательства. Её сторонники видят в этом ключ к решению наиболее острых экономических проблем. Важнейшим рычагом стимулирования частной инициативы считается снижение налоговых ставок и обеспечение привилегий корпорациям. Только через стихийный рыночный механизм и всемерное повышение предложения - утверждают они - возможно обеспечить эффективное использование ресурсов и стимулировать спрос на продукцию. Любое увеличение бюджетных расходов на эти цели отвергается, как и повышение расходов на социальные нужды. Бюджетный дефицит, как один из отрицательных показателей состояния экономики, предлагается устранить. Как отмечает Дж. Тобин, представляющие "фискальную ортодоксию" сторонники экономической теории предложения выступают за экономию на государственных расходах и сбалансированный бюджет.
Экономическая теория предложения вызвала резкую критику со стороны известных западных авторов. По словам Дж. Гэлбрейта, экономическая теория предложения носит более чем преходящий характер, являясь "временным отклонением в государственной политике". Он убеждён, что эта теория вместе с монетаризмом будет "отвергнута и даже сейчас отвергается опытом и здравым смыслом" 1 . Низкую практическую эффективность экономики предложения отмечает американский экономист Б. Босворт. Хотя, по его мнению, проблема предложения ресурсов заслуживает большего внимания, авторы не сумели разработать обоснованных рекомендаций по её реализации. Исключение составляет лишь рост инвестиций в результате налоговой реформы 1981 г. В целом же экономическая политика администрации США в 80-е годы имела серьёзные просчёты. Так, например, несмотря на принятые меры по стимулированию сбережений, их доля в ВНП фактически не изменилась. Босворт считает, что эти просчёты рейганомики связаны главным образом с гиперболизацией налоговых льгот корпорациям в ущерб другим методам государственного регулирования экономики. Авторы популярного в США и других странах учебника "Экономикс" П. Самуэльсон и У. Нордхауз убеждены в том, что оздоровление американской экономики связано не с предложением, как утверждают неоклассики, а со спросом.
В государственный бюджет . Согласно концепции американского экономиста Артура Лаффера, наиболее известного сторонника теории экономики предложения (см. подробнее гл. 26), стремление правительства пополнить казну, увеличивая налоговый пресс, может привести к противоположным результатам. Это и продемонстрировал американский ученый при помощи своей известной кривой.
В конце 1970-х - начале 1980-х гг. основными противостоящими экономическими школами были неокейнсианство и монетаризм. Наряду с ними, в начале 1980-х годов активно заявила о себе еще одна группа экономистов, которых называют сторонниками теории экономики предложения.
Лаффер - сторонник теории - экономики предложения , считает, что более низкие ставки налогов вполне совместимы с возросшими налоговыми поступлениями (рис. 19.1).
Вторая группа экономистов в настоящее время развивает основные положения кейнсианства. Так же как Дж. М. Кейнс и его первые сторонники, эти экономисты считают, что информационные недостатки и неэластичность цен, заработной платы и процентных ставок являются главными элементами для понимания и прогнозирования будущего развития экономики. Они утверждают, что необходимы теории, сочетающие в себе анализ этих элементов. В то же время они понимают недостатки традиционной кейнсианской концепции. Таким образом, эти экономисты развивают современные теории, используя при этом отдельные положения классической школы , которые, по их мнению, имеют важное значение. Современные кейнсианцы разработали теорию, в которой неэластичность цен, заработной платы и процентных ставок является следствием рациональных решений , принятых индивидами, которые преследуют собственные интересы. В результате получилась неокейнсианская экономическая теория , которая утверждает, что спрос порождает предложение.
Сторонники этого направления развили количественную теорию денег, модели которой объясняют соотношение предложения денег, скорости обращения денег и других подобных факторов с общим уровнем цен в экономике.
Второй подход - немонетаристский - предусматривает необходимость возрождения отечественного Производства , обеспечивающего макроэкономическую стабилизацию . Этот подход рекомендуется сторонниками кейнсианства, теории экономики предложения и неоклассического синтеза российскими экономистами в лице Е.11рима-кова, С.Глазьева и др. предлагается более активное регулирующее воздействие государства, включая временное замораживание или сдерживание роста цен с целью предотвращения высокого уровня инфляции, участие в создании рыночной инфраструктуры , налоговое стимулирование производства, поддержка жизненно важных отраслей и производств, регулирование внешней торговли и валютных операций.
Названа по имени американского экономиста французского происхождения профессора Артура Лаффера - сторонника теории предложения , который доказывал, что более низкие ставки налогов вполне совместимы с прежними и даже возросшими налоговыми поступлениями . Лаффэр построил количественную зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета в виде параболической кривой и пытался доказать, что по мере роста ставки налога от О до 100% налоговые поступления будут расти до некоторого максимального уровня, затем этот рост немного замедляется и далее идет либо такое же плавное снижение налоговых поступлений , а соответственно и доходов бюджета , либо наблюдается их резкое падение. Налоговые поступления падают после некоторой точки потому, что более высокие налоговые ставки , по предположению Лаффэра, сдерживают экономическую активность и, следовательно, налоговая база сокращается. Например, 100%-ная налоговая ставка имеет характер конфискации и останавливает производство налоговая база становится равной 0 и приносит нулевой налоговый доход . Если успешное функционирование рынка будет сталкиваться с усиливающейся дискриминацией в виде более высоких и прогрессивных налогов ... то экономическая активность будет падать, - отмечал Лаффэр. Предельной ставкой для налогового изъятия в бюджет является, по оценкам Лаффэра, 30% суммы доходов 40-50-процентное изъятие доходов сокращает сбережения населения , влечет за собой незаинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и, следовательно, означает сокращение налоговых поступлений.
Теоретические высказывания А. Смита стали аксиомой не только для его последователей, но и для всех ученых-экономистов . Они были взяты на вооружение представителями теории предложения от снижения налогового бремени государство выиграет больше, нежели от наложения непосильных податей, на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог. Таким образом, сторонники теории предложения , развитой в начале 80-х годов в США М. Уэйденбаумом, А. Бернсом, Г. Стайном, А. Лаффером, руководствовались главной идеей, заключающейся в радикальном сокращении предельных налоговых ставок, понижая тем самым прогрессивность налогообложения , устанавливая оптимальную границу обложения. Рост налоговых ставок лишь до определенного предела поддерживает рост налоговых поступлений , затем этот рост немного замедляется и далее идет либо такое же плавное снижение доходов бюджета , либо их резкое падение. Таким образом, когда налоговая ставка достигает определенного уровня, губится предпринимательская инициатива, сокращаются стимулы к расширению производства , уменьшаются доходы, предъявляемые к налогообложению, вследствие чего часть налогоплательщиков переходит из легального в теневой сектор экономики . И наоборот, снижение налогов стимулирует развитие экономики. Это приводит к тому, что Доходы государства увеличиваются за счет расширения налоговой базы , а не за счет увеличения налоговой ставки и налогового бремени.
Д. т. в нач. 20 в. претерпела изменение под влиянием работ М. И. Туган-Барановского , в к-рых он изложил историю спора между сторонниками теорий диспропорциональности и недопотребления и попытался обосновать свой вариант Д. т. Осп. его идея заключалась в положении об абсолютной независимости реализации обществ, продукта от размеров личного потребления . Согласно теории Тугай-Барановского, произ-во не зависит от личного потребления , а I подразделение - от II, для реализации же общественного продукта требуется только пропорциональность между различными отраслями произ-ва, к-рая якобы может быть обеспечена при любых размерах личного потребления за счёт роста произ-ва средств произ-ва для самого I подразделения. Его последователи - А. Шпитхоф, Г. Касселъ и И. Шумпетер - восприняли идею диспропорций в валовом общественном продукте , выступающих как результат колебаний произ-ва осн. капитала, и развили её, создав разные виды инвестиционной теории цикла . Напр., Шумпетер считал, что причиной кризиса является однобокий, прерывистый и дисгармоничный характер развития различных отраслей в фазе подъёма, когда в ряде отраслей волна инвестиций несёт с собой массу нововведений. Технич. и организац. отставание др. отраслей приводит к нарушению структуры в целом, т. к. ставит тормоз дальнейшим инвестициям в динамичных отраслях. Происходят резкие взрывы и катастрофы и возникает промежуточный период перестройки, необходимый для внедрения новшеств и приспособления к ним экономики в целом. Мнение Туган-Баранов-ского, что при пропорциональном распределении обществ, продукта даже сокращение потребительского спроса не в силах вызвать превышения общего предложения продукции по сравнению со спросом, благодаря
Этот анализ позволит нам оценить некоторые аргументы, выдвигаемые экономистами - сторонниками теории предложения . Эти экономисты, как правило, подчеркивают роль налоговой системы в определении уровня потенциального объема выпуска. Они утверждают, что изменения в налоговой системе могут в значительной степени увеличить потенциальный объем производства и, следовательно, оказать огромное благотворное влияние на экономику. Один из их главных аргументов состоит в том, что высокое налогообложение доходов сокра- щает стимулы к труду и, следовательно, количество труда , предлагаемого при каждом уровне зарплаты, выплачиваемой фирмами. При снижении занятости объем производства также снижается по сравнению с уровнем, который мог бы быть достигнут при более низких налогах.
В целом именно неоклассики являются наиболее последовательными сторонниками доктрины свободы предпринимательства . Монетаристы (влице непререкаемого лидера М. Фридмена), представители экономической теории предложения (М. Фелдстайн, А. Лаффер), школы