Японский минимализм: Японцы в космосе
Поражение во Второй мировой войне стало сущим подарком для Японии, как бы дико это ни звучало. Идеи национального превосходства ушли в прошлое вместе с милитаристским угаром, и нация смогла сосредоточиться на действительно важных вопросах - прежде всего, на эффективности. Так и появилось знаменитое японское чудо, о котором слышали все. Но вряд ли многие знают, что нечто подобное происходило и в области космических разработок. Японцы выстраивали свою космическую программу не славы ради, но исключительно для достижения утилитарных, пусть и масштабных целей.
Три сестры
Японский космический бюджет (по данным euroconsultec. com) составляет не более 12% от бюджета NASA. Тем не менее на эти деньги уже несколько десятилетий живут и процветают не одно, не два, а целых три независимых гражданских космических подразделения: космическое агентство NASDA (National Space Development Agency), институт астронавтики ISAS (Institute of Space and Astronautical Science) и научная лаборатория NAL (National Aerospace Laboratory). Причем единое руководство отсутствует и у каждого из трех подразделений есть собственные исследовательские центры и пусковые установки.
Среди специалистов распространено мнение, что именно благодаря конкуренции Япония в столь сжатые сроки и при довольно ограниченном финансировании достигла больших успехов. В последние годы, на фоне ухудшающегося экономического положения, появились разговоры о слиянии трех подразделений или хотя бы о едином руководстве ими, но «сестер» по-прежнему три и их суммарный бюджет по-прежнему находится в районе $2 млрд.
NASDA
Японское агентство космических разработок (NASDA) было образовано в 1969 году (см. врезку «Основные вехи истории NASDA»). С самого начала ставка была сделана на максимально эффективное использование средств. Технологией помогли американцы. В довольно короткие сроки Япония освоила технологию космических полетов и научилась выводить грузы на орбиту уже самостоятельно. Здесь важно заметить, что для Японии космос - не роскошь и не предмет национального престижа. И даже не военный объект. Жизнь всего населения страны зависит от погоды и стихий. Поэтому для Японии исследования в области метеорологии - вопрос буквально жизни и смерти. На этом в основном и сконцентрированы усилия ученых и инженеров.
Космический самолет «Надежда»
Все знают, что запускать ракеты очень-очень дорого. Просто неприлично
дорого. Поэтому во всем мире и фантасты и ученые придумывают самые разнообразные способы вывода грузов на орбиту. Японцы остановились на беспилотном космическом самолете. Назвав его HOPE-X («Надежда» - в переводе с английского), или H-II Orbiting Plane Experimental, они начали активно развивать технологии, составляющие этот грандиозный проект. На примере его реализации хорошо видно, насколько рачительно использовались средства налогоплательщиков и насколько продуманным был каждый этап.
«Летающая тарелка»
Первым шагом на пути создания HOPE-X стал эксперимент по возвращению с орбиты OREX (Orbital Re-Entry eXperiment), состоявшийся в 1994 году. Суть эксперимента заключалась в отправке небольшого объекта на орбиту и возвращении его после одного витка. Больше всего он был похож на «летающую тарелку», только очень маленькую (диаметр - 3,4 м, радиус носовой части - 1,35 м, высота - 1,46 м, вес - около 865 кг при запуске и около 761 кг к моменту возвращения). Сначала ракета H-II вывела OREX на орбиту высотой 450 км. Примерно через 100 минут после запуска устройство проходило над островом Танегасима. В этот момент согласно плану сработали тормозные двигатели и начался процесс схода с орбиты. За всем этим наблюдали наземные станции островов Танегасима и Огасавара. Покинув орбиту, OREX вошел в верхние слои атмосферы где-то в центре Тихого океана. Произошло это через 2 часа после запуска. Во время снижения носовая часть нагрелась до 15700C, что привело к потере связи с устройством, потому что плазма, образовавшаяся вокруг аппарата, отражала радиоволны. В эти моменты состояние OREX фиксировалось сенсорами и записывалось в бортовой компьютер. В момент восстановления связи устройство передало данные на станции телеметрии, расположенные на самолетах и судах. Затем OREX упал в океан примерно в 460 км от острова Рождества. Весь полет занял примерно два часа и десять минут. Все поставленные цели были достигнуты: в частности, собраны данные по аэродинамике и тепловым режимам в момент возвращения с орбиты, данные о поведении материалов обшивки, проведен анализ состояния аппарата в момент потери связи с Землей и получена навигационная информация, собранная при помощи системы глобального позиционирования GPS. Самый ценный результат - данные о поведении сверхпрочных материалов обшивки, которые планируется использовать в проекте космического самолета HOPE-X. В OREX принимала участие японская Национальная аэрокосмическая лаборатория (NAL).
До пятнадцати скоростей звука
В феврале 1996 года ракета-носитель J-I вывела на орбиту следующий аппарат - HYFLEX (Hypersonic FLight EXperiment). Целями проекта было научиться строить гиперзвуковые (то есть обладающие скоростью, в 3 раза выше скорости звука) летательные аппараты и собрать данные об их поведении.
На высоте около 110 км HYFLEX отделился от ракеты-носителя и совершил свободный полет со скоростью 3,9 км/с, временами доходившей до 15 Мах (за 1 Мах принимается скорость звука в атмосфере, или около 1200 км/ч). После прохождения «мертвой зоны» и восстановления радиоконтакта аппарат передал телеметрические данные на самолеты и суда, выбросил парашюты и попытался приводниться. Однако произошла неудача - он утонул, выполнив, тем не менее, всю программу полета. Важным аспектом эксперимента стало исследование навигационной системы и системы контроля высоты. Аппарат весил 1054 кг, площадь его поверхности составляла 4,27 кв. м, длина - 4,4 м, размах крыльев - 1,36 м, высота - 1,04 м.
Аспекты автоматической посадки
Проблема автоматической посадки так и не была решена промышленно. Такие системы существовали (например, военные Ил-76, да и «Буран» садился сам), но их надежность, мягко говоря, оставляла желать лучшего. Отработка системы беспилотной посадки на низких (относительно) скоростях ALFLEX стала следующим шагом на пути создания космического самолета. С июля по август 1996-го было проведено 13 экспериментов в рамках проекта ALFLEX. Аппарат, аналогичный будущему HOPE-X, поднимали при помощи вертолета на очень большую высоту и сбрасывали. Устройство захватывало посадочную линию и совершало автоматическую посадку. Все эксперименты завершились успешно. Длина устройства составляла 6,1 м, размах крыльев - 3,78 м, высота без шасси - 1,35 м, вес был 760 кг.
Как проходил эксперимент
Сначала ALFLEX прикреплялся к вертолету. Затем последний поднимался в воздух и следовал заданным курсом. Когда нос ALFLEX выравнивался с посадочной полосой, вертолет разгонялся до 90 узлов (примерно 166 км/ч) и отпускал устройство в свободный полет. Курс снижения составлял около 300. При отрыве от вертолета скорость аппарата была около 180 км/ч. В момент касания земли ALFLEX выпускал тормозной парашют, а также снижал скорость при помощи шасси. После каждого «забега» исследовались возможные повреждения вертолета и модуля ALFLEX. В результате были получены данные о поведении аппарата, по характеристикам аналогичного самолету HOPE-X в условиях низкоскоростного режима посадки. Опыт разработки системы автономного снижения и посадки был приобретен.
Как это было: «Фаза-1»
Собственно, поводом к написанию этой статьи послужило опубликование результатов эксперимента HSFD Phase-I («Фазы-1»). HSFD (Hish Speed Flight Demonstration) - это очередной шаг на пути строительства космического самолета. Уже создан аппарат с реактивным двигателем, способный разгоняться до 0,6 Мах (около 700 км/ч), который может сам взлетать, следовать заданным маршрутом и садиться в указанном месте.
Как раз такое устройство взлетело осенью 2002 года с острова Рождества. Аппарат разогнался, поднялся на высоту 5 км, затем спустился, спланировал и приземлился на ту же полосу. Он в точности выполнил программу полета, которая, кстати, может быть в любой момент изменена. Устройство «Фазы-1» является уменьшенной копией HOPE-X (составляет 25% от размера будущего самолета). Оно снабжено реактивным двигателем и шасси. Бортовой компьютер при помощи GPS и датчиков определяет параметры полета и управляет движением. Габариты аппарата «Фазы-1» такие: длина - 3,8 м, размах крыльев - 3 м, высота - 1,4 м. Вес - 735 кг. Площадь крыльев - 4,4 кв. м. Мощность двигателя - 4410 Н.
Как это будет: «Фаза-2»
Ничуть не менее интересной будет вторая фаза эксперимента HSFD. Аппарат будет такой же, как в «Фазе-1». Только вместо ракетного двигателя у него будет огромный парашют, а вместо шасси - надувные мешки, вроде подушек безопасности в автомобилях. Сначала устройство подцепят за хвостовую часть к небольшому воздушному шару. Он «донесет» аппарат до огромного аэростата, который в свою очередь вытащит его в стратосферу. Затем на высоте примерно 30 км челнок отстрелится и полетит вниз. Разогнавшись до околозвуковых скоростей, он соберет разнообразные аэродинамические данные, затем выберет направление и при помощи парашютов выйдет на посадку. Поскольку у него нет никаких двигателей, аппарат «Фазы-2» спланирует и использует для посадки только парашют и надувные мешки. Этот эксперимент планируется провести в 2003 году.
Если «Фаза-2» окончится так же успешно, как и все предыдущие эксперименты, следующим шагом станет TSTO (Two-Stage To Orbit), это будет что-то похожее на «Буран», но принципиально беспилотное, то есть там даже не предусмотрена возможность пилотируемых полетов. А следующим шагом станет уже полноценный космический самолет - устройство, способное взлетать с обычного аэродрома, долетать до орбиты и возвращаться. Когда это будет - совершенно неясно, но нынешние темпы японской программы внушают уверенность в том, что когда-нибудь это обязательно произойдет.
Основные факты в развитии космоса:
1969
Июнь
61-я сессия Парламента одобрила закон о создании NASDA.
Октябрь
NASDA получает прописку - Космический центр на острове Танегасима, два филиала в Токио - «Кодиара» и «Митака» и две станции слежения - «Кацура» и «Окинава».
1970 Октябрь
Начато создание ракеты N-I. Это трехступенчатый носитель, построенный по американской технологии Тop-Delta.
1972 Июнь
Основан Космический центр в городе ученых Цукуба.
1975 Сентябрь
Ракета N-I вывела на орбиту первый японский спутник «Кику-1», который проработал в космосе до 28 апреля 1982 года.
1976 Сентябрь
Начато создание ракеты N-II, тоже трехступенчатой и тоже по американской технологии Тop-Delta.
1977 Февраль
Запуск первого японского геостационарного спутника «Кику-2». Осуществлен ракетой № 3 серии N-I.
1978 Октябрь
Основан Центр наблюдения Земли.
1979 Август
Открыт музей в Космическом центре «Танегасима».
1980 Июль
Основан Центр изучения реактивного движения в городе Какуда.
1981 Февраль
Начало запусков ракет N-II и разработки ракет H-I.
Сентябрь
Завершение серии запусков ракет N-I (всего было запущено 7 спутников). Начало строительства в Центре «Танегасима»
пусковой площадки для ракет H-I.
1985 Август
Отобраны трое кандидатов на роль специалиста по полезной нагрузке для полета на шаттле. Ими стали Мамору Мори,
Такао Дой и Тиаки Наито. Начало предварительных разработок космической станции.
Сентябрь
Начало строительства в Центре «Танегасима» пусковой площадки для ракет H-II.
1986 Август
Начало разработки ракет серии H-II и запусков ракет серии H-I.
1987 Февраль
Завершение серии запусков ракет N-II (всего было запущено 8 спутников).
1988 Сентябрь
Подписано межправительственное соглашение (IGA) о разработке и совместном использовании космической станции. Страны-участницы: Япония, США, Канада и некоторые европейские. Окончание строительства полигона на острове Танегасима, где впоследствии испытывался ракетный двигатель LE-7.
1989 Июнь
IGA утверждено японским парламентом.
Октябрь
Празднование 20-летия NASDA.
1990 Апрель
Отбор специалиста по полезной нагрузке для шаттла.
1991 Июль
Начало процесса отбора кандидатов на роль первого японского астронавта (любопытно, что первый японец, побывавший в космосе, Акияма Тоёхиро, не имел отношения к NASDA, а летал с русскими космонавтами в 1990 году по инициативе
телекомпании TBS, в которой работал редактором и ведущим международных новостей).
1992 Февраль
Завершение серии запусков ракет H-I (всего запущено 9 спутников).
Апрель
Принято решение о кандидатуре первого космонавта. Им стал Мамору Мори.
Сентябрь
Во время полета на шаттле Мори провел 34 эксперимента в рамках проекта «Fuwatto′92» - разработки в области создания новых материалов в условиях микрогравитации.
Октябрь
Отбор второго специалиста по полезной нагрузке для продолжения исследований в области микрогравитации.
1993 Апрель
Начало разработки ракет серии J-I.
1994 Февраль
Начало запусков ракет серии H-II. Запущено устройство OREX (эксперимент по возвращению с орбиты) и VEP (система оценки полезной нагрузки).
Июль
Второй международный эксперимент по изучению микрогравитации.
Август
Запуск спутника «Кику-6» при помощи ракеты H-II № 2 (окончился неудачей из-за отказа БДУ, бортовой двигательной
установки, также называемой маневровыми двигателями).
1995 Март
Ракета H-II № 3 выводит на орбиту SFU (возвращаемый исследовательский спутник) и геостационарный метеорологический спутник GMS-3.
1996 Январь
Шаттл возвращает на Землю модуль SFU.
Февраль
Ракета J-I № 1 выводит на орбиту гиперзвуковой тестовый модуль HYFLEX.
Июль-август
Выполнено 13 экспериментальных полетов в рамках проекта автоматической посадки ALFLEX.
1996 Август
Четвертая ракета серии H-II выводит на орбиту спутники «Мидори» в рамках проекта наблюдения за окружающей средой ADEOS.
1997 Ноябрь
Впервые японский астронавт, Такао Дой, совершает выход в открытый космос.
1998 Февраль
Пятая ракета H-II выводит на орбиту радиоретрансляционный спутник COMETS.
1999 Ноябрь
Неудачный старт восьмой ракеты серии H-II.
2001 Август
Запуск первой ракеты серии H-IIA.
Так художник представляет себе аппарат «Фазы-2» сразу после отстрела от аэростата
Комбинированная схема аппаратов «Фазы-1» и «Фазы-2»
Запуск первого образца семейства H-IIA
Поражение во Второй мировой войне стало сущим подарком для Японии, как бы дико это ни звучало. Идеи национального превосходства ушли в прошлое вместе с милитаристским угаром, и нация смогла сосредоточиться на действительно важных вопросах — прежде всего, на эффективности. Так и появилось знаменитое японское чудо, о котором слышали все. Но вряд ли многие знают, что нечто подобное происходило и в области космических разработок. Японцы выстраивали свою космическую программу не славы ради, но исключительно для достижения утилитарных, пусть и масштабных целей.
Три сестры
Японский космический бюджет (по данным euroconsultec. com) составляет не более 12% от бюджета NASA. Тем не менее на эти деньги уже несколько десятилетий живут и процветают не одно, не два, а целых три независимых гражданских космических подразделения: космическое агентство NASDA (National Space Development Agency), институт астронавтики ISAS (Institute of Space and Astronautical Science) и научная лаборатория NAL (National Aerospace Laboratory). Причем единое руководство отсутствует и у каждого из трех подразделений есть собственные исследовательские центры и пусковые установки.
Среди специалистов распространено мнение, что именно благодаря конкуренции Япония в столь сжатые сроки и при довольно ограниченном финансировании достигла больших успехов. В последние годы, на фоне ухудшающегося экономического положения, появились разговоры о слиянии трех подразделений или хотя бы о едином руководстве ими, но «сестер» по‑прежнему три и их суммарный бюджет по‑прежнему находится в районе $2 млрд.
NASDA
Японское агентство космических разработок (NASDA) было образовано в 1969 году (см. врезку «Основные вехи истории NASDA»). С самого начала ставка была сделана на максимально эффективное использование средств. Технологией помогли американцы. В довольно короткие сроки Япония освоила технологию космических полетов и научилась выводить грузы на орбиту уже самостоятельно. Здесь важно заметить, что для Японии космос — не роскошь и не предмет национального престижа. И даже не военный объект. Жизнь всего населения страны зависит от погоды и стихий. Поэтому для Японии исследования в области метеорологии — вопрос буквально жизни и смерти. На этом в основном и сконцентрированы усилия ученых и инженеров.
Космический самолет «Надежда»
Все знают, что запускать ракеты очень-очень дорого. Просто неприлично
дорого. Поэтому во всем мире и фантасты и ученые придумывают самые разнообразные способы вывода грузов на орбиту. Японцы остановились на беспилотном космическом самолете. Назвав его HOPE-X («Надежда» — в переводе с английского), или H-II Orbiting Plane Experimental, они начали активно развивать технологии, составляющие этот грандиозный проект. На примере его реализации хорошо видно, насколько рачительно использовались средства налогоплательщиков и насколько продуманным был каждый этап.
«Летающая тарелка»
Первым шагом на пути создания HOPE-X стал эксперимент по возвращению с орбиты OREX (Orbital Re-Entry eXperiment), состоявшийся в 1994 году. Суть эксперимента заключалась в отправке небольшого объекта на орбиту и возвращении его после одного витка. Больше всего он был похож на «летающую тарелку», только очень маленькую (диаметр — 3,4 м, радиус носовой части — 1,35 м, высота — 1,46 м, вес — около 865 кг при запуске и около 761 кг к моменту возвращения). Сначала ракета H-II вывела OREX на орбиту высотой 450 км. Примерно через 100 минут после запуска устройство проходило над островом Танегасима. В этот момент согласно плану сработали тормозные двигатели и начался процесс схода с орбиты. За всем этим наблюдали наземные станции островов Танегасима и Огасавара. Покинув орбиту, OREX вошел в верхние слои атмосферы где-то в центре Тихого океана. Произошло это через 2 часа после запуска. Во время снижения носовая часть нагрелась до 15700C, что привело к потере связи с устройством, потому что плазма, образовавшаяся вокруг аппарата, отражала радиоволны. В эти моменты состояние OREX фиксировалось сенсорами и записывалось в бортовой компьютер. В момент восстановления связи устройство передало данные на станции телеметрии, расположенные на самолетах и судах. Затем OREX упал в океан примерно в 460 км от острова Рождества. Весь полет занял примерно два часа и десять минут. Все поставленные цели были достигнуты: в частности, собраны данные по аэродинамике и тепловым режимам в момент возвращения с орбиты, данные о поведении материалов обшивки, проведен анализ состояния аппарата в момент потери связи с Землей и получена навигационная информация, собранная при помощи системы глобального позиционирования GPS. Самый ценный результат — данные о поведении сверхпрочных материалов обшивки, которые планируется использовать в проекте космического самолета HOPE-X. В OREX принимала участие японская Национальная аэрокосмическая лаборатория (NAL).
До пятнадцати скоростей звука
В феврале 1996 года ракета-носитель J-I вывела на орбиту следующий аппарат — HYFLEX (Hypersonic FLight EXperiment). Целями проекта было научиться строить гиперзвуковые (то есть обладающие скоростью, в 3 раза выше скорости звука) летательные аппараты и собрать данные об их поведении.
На высоте около 110 км HYFLEX отделился от ракеты-носителя и совершил свободный полет со скоростью 3,9 км/с, временами доходившей до 15 Мах (за 1 Мах принимается скорость звука в атмосфере, или около 1200 км/ч). После прохождения «мертвой зоны» и восстановления радиоконтакта аппарат передал телеметрические данные на самолеты и суда, выбросил парашюты и попытался приводниться. Однако произошла неудача — он утонул, выполнив, тем не менее, всю программу полета. Важным аспектом эксперимента стало исследование навигационной системы и системы контроля высоты. Аппарат весил 1054 кг, площадь его поверхности составляла 4,27 кв. м, длина — 4,4 м, размах крыльев — 1,36 м, высота — 1,04 м.
Аспекты автоматической посадки
Проблема автоматической посадки так и не была решена промышленно. Такие системы существовали (например, военные Ил-76, да и «Буран» садился сам), но их надежность, мягко говоря, оставляла желать лучшего. Отработка системы беспилотной посадки на низких (относительно) скоростях ALFLEX стала следующим шагом на пути создания космического самолета. С июля по август 1996-го было проведено 13 экспериментов в рамках проекта ALFLEX. Аппарат, аналогичный будущему HOPE-X, поднимали при помощи вертолета на очень большую высоту и сбрасывали. Устройство захватывало посадочную линию и совершало автоматическую посадку. Все эксперименты завершились успешно. Длина устройства составляла 6,1 м, размах крыльев — 3,78 м, высота без шасси — 1,35 м, вес был 760 кг.
Как проходил эксперимент
Сначала ALFLEX прикреплялся к вертолету. Затем последний поднимался в воздух и следовал заданным курсом. Когда нос ALFLEX выравнивался с посадочной полосой, вертолет разгонялся до 90 узлов (примерно 166 км/ч) и отпускал устройство в свободный полет. Курс снижения составлял около 300. При отрыве от вертолета скорость аппарата была около 180 км/ч. В момент касания земли ALFLEX выпускал тормозной парашют, а также снижал скорость при помощи шасси. После каждого «забега» исследовались возможные повреждения вертолета и модуля ALFLEX. В результате были получены данные о поведении аппарата, по характеристикам аналогичного самолету HOPE-X в условиях низкоскоростного режима посадки. Опыт разработки системы автономного снижения и посадки был приобретен.
Как это было: «Фаза-1»
Собственно, поводом к написанию этой статьи послужило опубликование результатов эксперимента HSFD Phase-I («Фазы-1»). HSFD (Hish Speed Flight Demonstration) — это очередной шаг на пути строительства космического самолета. Уже создан аппарат с реактивным двигателем, способный разгоняться до 0,6 Мах (около 700 км/ч), который может сам взлетать, следовать заданным маршрутом и садиться в указанном месте.
Как раз такое устройство взлетело осенью 2002 года с острова Рождества. Аппарат разогнался, поднялся на высоту 5 км, затем спустился, спланировал и приземлился на ту же полосу. Он в точности выполнил программу полета, которая, кстати, может быть в любой момент изменена. Устройство «Фазы-1» является уменьшенной копией HOPE-X (составляет 25% от размера будущего самолета). Оно снабжено реактивным двигателем и шасси. Бортовой компьютер при помощи GPS и датчиков определяет параметры полета и управляет движением. Габариты аппарата «Фазы-1» такие: длина — 3,8 м, размах крыльев — 3 м, высота — 1,4 м. Вес — 735 кг. Площадь крыльев — 4,4 кв. м. Мощность двигателя — 4410 Н.
Как это будет: «Фаза-2»
Ничуть не менее интересной будет вторая фаза эксперимента HSFD. Аппарат будет такой же, как в «Фазе-1». Только вместо ракетного двигателя у него будет огромный парашют, а вместо шасси — надувные мешки, вроде подушек безопасности в автомобилях. Сначала устройство подцепят за хвостовую часть к небольшому воздушному шару. Он «донесет» аппарат до огромного аэростата, который в свою очередь вытащит его в стратосферу. Затем на высоте примерно 30 км челнок отстрелится и полетит вниз. Разогнавшись до околозвуковых скоростей, он соберет разнообразные аэродинамические данные, затем выберет направление и при помощи парашютов выйдет на посадку. Поскольку у него нет никаких двигателей, аппарат «Фазы-2» спланирует и использует для посадки только парашют и надувные мешки. Этот эксперимент планируется провести в 2003 году.
Что же дальше
Если «Фаза-2» окончится так же успешно, как и все предыдущие эксперименты, следующим шагом станет TSTO (Two-Stage To Orbit), это будет что-то похожее на «Буран», но принципиально беспилотное, то есть там даже не предусмотрена возможность пилотируемых полетов. А следующим шагом станет уже полноценный космический самолет — устройство, способное взлетать с обычного аэродрома, долетать до орбиты и возвращаться. Когда это будет — совершенно неясно, но нынешние темпы японской программы внушают уверенность в том, что когда-нибудь это обязательно произойдет.
19:32 05/02/20180 👁 802
Самое важное, чему научились японцы после приведения их в чувство мировым сообществом в 1945 году – это маскировать свои военные приготовления. Тогда «варвары» очень быстро опустили их на грешную землю, с заоблачных высот самооценки. Хотя до этого, страна «восходящего », целое десятилетие наводила животный ужас, своей «цивилизованностью, на страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
И надо отдать им должное, в настоящее время они, находясь в оккупации, умудряются не сильно отстать технологически, в ряде критически важных отраслей. Не трудно догадаться, что страна способная строить и эксплуатировать АЭС, без сомнения справится (рано или поздно) и с созданием ядерного оружия. Авария на Фукусиме, открыла эту внешне не заметную деталь.
В свою очередь, космическая программа Японии преследует другую фундаментальную цель – создание (разных), и под ядерное оружие в том числе. Просто все это маскируется под мирное и даже местами коммерческое (порой откровенно клоунское) изучение и освоение космоса.
Причем, Северной Корее (КНДР) – это нельзя в принципе, хотя она не уничтожала десятки миллионов людей, а Японии – это можно. С учетом исторических знаний, даже сомнений не возникает – они, в отличие от корейцев, уже бы применили ОМП (оружие массового поражения). Опыт имеется, причем колоссальный, правда химический и бактериологический, но это тоже весьма неприятно.
Позор и унижение, от своего поражения, японцы не забыли и не простили – они затаились. Япония напоминает хитрую лисицу, которая медленно, буквально по частям (лапка, хвостик, носик), попадает в домик зайца погреться. Что происходило дальше вы в курсе. И «лисице» конечный результат тоже понятен. Но амбиции и инстинкты хищника, снова толкают её (в итоге), под увесистую лапу медведя, который обязательно вступится за зайца.
А пока, 3 февраля 2018 года, японская ракета успешно вывела на микроспутник TRICOM-1R, весом 3 кг. Сама ракета весит около 2,6 тонн, при этом её диаметр – 52 см, длина – 9,54 м. Публика от восторга фонтанирует кипятком.
Предыдущая попытка, в январе 2017 года, закончилась провалом, однако определенные выводы были сделаны. И все подается в СМИ таким образом, чтобы сложилось впечатление, что это все не серьезно, а понарошку. Японцы очень наловчились пускать пыль за прошедшие годы. Они с наигранной наивностью сообщают, что в ракете используются аккумуляторные батареи, предназначенные, в том числе, и для обычных бытовых целей.
А малые размеры ракеты, это для экономичности (расходы составляют 3,6 млн. долларов). Хотя тут они лукавят. Вывод на орбиту груза весом 3 кг, за 3,6 млн. долларов – это все что угодно, но не экономия. Достаточно поинтересоваться, во сколько обходится доставка на орбиту 1 кг груза в других странах. Вас ждут поразительные открытия.
По вполне понятным причинам, «самураи» не могут открыто заявить об окончании оккупации. Объявить о создании ракет малой и средней дальности и разместить их на колесных пусковых установках, они тоже не могут. У них нет главного компонента – ядерной боеголовки. Фукусима все «наломала».
А обычные боеприпасы не помогут Японии, а лишь навредят. Старательно выстраиваемый имидж миролюбивой нации, сползет как поломавшаяся маска. Поэтому они продолжают возить ракеты на обычных грузовиках.