• 28 июля православный. Православные церковные праздники июля

    19.11.2020

    * Мучеников Кирика и Иулитты, матери его (ок. 305). *** Равноапостольного великого князя Владимира, во святом крещении Василия, Крестителя Руси (1015). Благоверных князя Владимира и княгини Агриппины, Ржевских (XVI)
    Мученика Авудима (ок. 284-305); Лоллиана. Благоверного царя Иустиниана II (695). Преподобной Матроны Хиосской (обретение главы). Священномученика Петра диакона (1938).

    Равноапостольный великий князь Владимир, нареченный во святом крещении Василием

    Князь Владимир до принятия крещения был грубым язычником. Но, ведя распутную, неосознанную жизнь, в 988 году князь принял святое крещение от византийского духовенства. Перед этим событием, в течение нескольких лет, он анализировал, более детально знакомился с мировыми концессиями. Но ислам, иудейство, христианство римского образца, оставило сердце языческого властителя холодным. Только лишь богослужение и обязательство личного преображения, проповедуемое в православии, побудило Владимира покаяться и стать христианином. При крещении Владимир был назван Василием. Вместе с великим князем крестились многие его друзья и соратники по военной и политической службе. Пример князя побудил к принятию христианства и значительную часть граждан Киева. Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Русь стала одной из митрополий (Киевской) Константинопольского патриархата. Епархия была создана также в Новгороде, а по некоторым данным - в Белгороде Киевском (не путать с современным Белгородом), Переяславле и Чернигове. Первые надёжные сведения об официальном почитании Владимира как святого равноапостола относятся к 2-й половине XIII века, так как именно этим периодом времени датируется Пролог с вставкой из проложного жития святого Владимира. В 1635 митрополит Киевский Петр Могила обрел мощи Владимира из руин Десятинной церкви, что полагает начало почитанию его останков.

    Мученики Кирик и Иулитта

    Мученики Кирик и Иулитта пострадали в начале IV в. Чтобы скрыться от гонителей, Иулитта с трехлетним сыном своим Кириком из Иконии, где жила, отправилась в Таре. Но вскоре прибыл сюда правитель Александр для преследования христиан. Иулитта была приведена к нему на суд. Она бесстрашно исповедала себя христианкой, и ее начали жестоко бить.
    Тогда Кирик, видя мучения матери, стал плакать. Александр взял на руки Кирика и начал успокаивать ласковыми словами. Но мальчик не перестал плакать и рваться к матери и при этом также назвал себя христианином. Тогда правитель с гневом бросил его на пол и убил. Иулитта, увидев смерть сына, благодарила Бога, что сын ее удостоился пострадать за Христа. Ее же Александр велел повесить, строгать тело острым железом и лить на раны кипящую смолу, наконец, умертвил мечом и тело бросил на съедение псам. Служанки Иулитты похоронили тело мученицы. При императоре Константине оно найдено нетленным и было положено в Софийском храме.

    Великий князь Киевский Владимир продолжил дело своих предшественников по объединению различных славянских племен в единое Русское государство. Однако в историю России и Православной Церкви он вошел в первую очередь как креститель. Именно в его правление произошло массовое обращение жителей Киевской Руси в христианство.

    Жизнь крестителя Руси Киевского князя Владимира можно разделить на две части. Первую ее половину князь был язычником и оставил о тех временах не самую лучшую память у своих подданных, но позже, приняв христианство, он полностью изменился. И перемена эта была поистине чудесна.

    Будущий правитель Киевской Руси родился около 962 года в селении Будутина Весь под Киевом. Он был сыном князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы княгини Ольги . После рождения Владимира отобрали у матери, воспитан он был при дворе Ольги. Из-за того, что его княжеское происхождение было неполноценным, в детстве и юности Владимира часто звали «робичичем», то есть сыном рабыни, что явно задевало его самолюбие.

    В 969 году, перед военным походом на Дунай, князь Святослав разделил свои владения между сыновьями. Старшему из них, Ярополку, достался Киев, другому сыну, Олегу – земля древлян, а Владимир отправился в Новгородскую землю. Эта область досталась княжичу неспроста. По совету Добрыни, дяди Владимира по материнской линии, прибывшие в Киев новгородцы сами попросили молодого князя себе в правители.

    После того как в 972 году Святослав погиб, Ярополк и Олег развязали междоуслобную войну. Ее результатом стала гибель Олега. Владимир на время бежал «за море» – как предполагают историки, в Скандинавию или Прибалтику, однако вскоре вернулся с наемниками и начал войну против Ярополка. В результате сговора с одним из слуг своего брата Владимир убил Ярополка и завоевал право княжить в Киеве.

    Как отмечают летописцы, в то время язычник Владимир отличался жестокостью, злопамятством и порочностью. Только официально у него в это время было пять жен. Помимо этого, согласно летописям, у Владимира были сотни наложниц, в том числе из Чехии и Болгарии. Князь был убежденным язычником. Вскоре после восшествия на Киевский престол он устроил на холме близ своего дворца пантеон идолов, то есть поставил изваяния языческих богов – Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши. В 983, году в правление Владимира, в Киеве были убиты варяги-христиане – Феодор и его сын Иоанн, которые стали первыми мучениками за веру на Русской земле. В то же время Владимир проявил себя как мудрый правитель-государственник. В частности, он совершил несколько успешных военных походов на запад и восток, подчинил племена радимичей и вятичей, присоединил к Руси «Червенские города», то есть Волынь.

    В попытках укрепить единую власть на территории всего древнерусского государства князь пытался ввести единый культ бога Перуна. Но языческая реформа Владимира была неудачной, так как у каждого из племен были свои боги, в том числе и главное божество. Видимо, эта неудача, а также пример живших рядом с ним христиан, все чаще заставляла киевского князя задуматься о необходимости перемен и в своей жизни, и в жизни всей страны. И в конце концов он решился на серьезный шаг.

    Еще в детстве Владимир познакомился с христианством, так как его бабушка, княгиня Ольга, крестилась сама и распространила новую веру при своем дворе. Но свой собственный осознанный выбор в пользу Христовой веры князь сделал в 988 году, когда принял крещение. О том, что выбор Владимира был не просто формальностью (как это было со многими его современниками), а серьезно затронул его внутреннюю, духовную жизнь свидетельствуют дела, которые князь совершил, став христианином. Летописцы отмечают, что после крещения Владимир разительно и быстро изменился. Сложно сказать, что за чувства испытывал он и какие мысли подвигли его к крещению – заглянуть в душу человека всегда непросто. Но со стороны случившееся выглядело как чудо. Князь распустил свой многочисленный гарем, стал жить в полноценном христианском браке со своей супругой, царевной Анной. Он возвел церковь Пресвятой Богородицы (также называемую Десятинной) на месте убиения христиан-варягов Феодора и Иоанна. Можно сказать, что князь совершил публичный акт покаяния за свое прошлое – весьма серьезный поступок, на который отваживались немногие правители.

    Вообще отношение к смерти у Владимира изменилось в корне. Раньше, князь мог убить своего врага не задумываясь – а теперь, став христианином, опасался казнить даже преступников. Владимир стал активно творить дела милосердия. Так, он повелел всякому нищему и больному приходить на княжеский двор за едой, питьем или деньгами. Узнав, что многие не могут сами дойти до дворца, князь приказал снарядить специальные телеги со снедью и питьем, которые ездили по городу, насыщая нуждающихся.

    После своего крещения князь Владимир решил обратить в новую веру и весь свой народ. Это сказалось на многих сторонах жизни его подданых. В первую очередь, христианство меняло нравственные, моральные ориентиры славян. Вместо грубости и жестокости язычества оно учило людей любви, милосердию, жертвенности. Также новая вера позволяла Руси измениться в плане культуры и образования ведь с христианством к славянам пришла письменность, литература, искусство и многое другое. В 989 году Владимир начал массовое крещение руссов. По его приказанию было разрушено языческое капище на холме перед дворцом. Идолы были изрублены, сожжены, а главный из них – идол бога Перуна – сброшен в Днепр.

    Крещение жителей Киева произошло в водах реки Почайны – притока Днепра. Совершили таинство священники, которых Владимир привез с собой из города Корсунь, а также те, кто прибыл на Русь в свите его новой жены – византийской царевны Анны. Однако христианизация Руси не произошла в один момент, на это потребовалось несколько веков. Изначально новая вера распространилась в Поднепровье и ряде княжеских городов. Да и там христианство активнее принимали представители знати, а вот среди простого народа оно утверждалось медленнее.

    В некоторых частях княжества, как, например, в Новгородской земле, происходили даже конфликты между представителями власти – христианами и духовными вождями язычников. В Северо-Восточной Руси христианство, вероятно, появилось только в 11 веке. При Владимире же на Руси была образована Киевская митрополия, которая стала частью Константинопольского патриархата. Первым митрополитом Киевским был Михаил (988–991), предположительно, родом из Сирии.

    В государственном плане князь Владимир и после крещения продолжил политику централизации власти вокруг Киева. В конце 10 – начале 11 века. он вел продолжительную борьбу с главными врагами Руси: печенегами – степными кочевниками. Для отражения их нашествий он построил по южным границам Руси «засечную черту» – города-крепости, которые все вместе образовали своего рода пограничные заставы, соединенные между собой мощным земляным валом. Также он совершил ряд походов на запад и заключил мирные договоры с соседними государствами – Польшей, Чехией, Венгрией. Для укрепления власти внутри государства князь поставил в главнейших городах своих сыновей: в Новгороде – Вышеслава, в Полоцке – Изяслава, в Ростове – Ярослава, и так далее. Князь также стремился просвещать подданных, следил за развитием образования. По его повелению из лучших семей брались дети и направлялись на обучение грамоте. Таким образом, за пару десятков лет на Руси выросло совершенно новое поколение образованных людей.

    Просветитель и креститель Русской земли скончался 15 июля 1015 года в сельце Берестове недалеко от Киева. К сожалению, вскоре после его смерти на Руси разгорелись междоусобные войны между его сыновьями. Народное почитание князя Владимира как святого началось уже с 11 века. Люди прозвали его Владимир Святой, Владимир Креститель, а ласково – Владимир Красное Солнышко. Однако официально его канонизировали позже; первые достоверные сведения об этом относятся только к 14 веку. За труды, направленные на просвещение языческих славянских племен светом Христовой веры, князь был прославлен в чине Равноапостольного Святого.

    Икона Святого Равноапостольного князя Владимира

    Молитва Князю Владимиру

    "О великий угодниче Божий, равноапостольный княже Владимире! Призри на немощи наши и умоли Премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело и да не погубит пас со беззаконьями нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша покаяние и спасительный страх Божий, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже оставити нам стези нечестия и на путь спасения обратится, неуклонно же заповеди Божия творити и уставы Святыя Церкве соблюдати. Моли, благосерде, Человеколюбца Бога, да явит нам великую милость Свою: да избавит нас от смертоносных болезней и от всякаго зла, да сохранит и спасет рабов Божиих (имена) от всех козней и наветов вражиих и да все мы сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков".

    Имена 28 июля по церковному календарю (святцам)

    28 июля / 10 августа

    Акакий - не делающий зла, незлобивый, невинный (греч.);
    Анастасия (Настасья) – воскресение, воскресшая, воскрешенная, возрожденная (греч.);
    Арефа - обрабатывать землю, пахать или орел (араб.);
    Василий - царь, царский, царственный (греч.);
    Евстафий (Астафий, Евстафей, Астафей) - устойчивый, твердостоящий (греч.); тихий, покойный, мягкий, ровный, кроткий (лат.);
    Елена - факел, светлая, солнечная или избранная (греч.);
    Иоанн (Иван) - Бог смилостивился, благодать Божия, Бог благоволит, Бог милует (евр.);
    Иулиан (Юлиан, Ульян) - римское личное имя - Юлиев (греч.);
    Никанор - видящий победы (греч.);
    Николай - побеждающий народ (греч.);
    Мавра - затемнять, лишать блеска, черная, темная, мавр (греч.);
    Моисей (Мосей) - от воды взятый (егип.); вынутый из воды (евр.);
    Пармен – верный, прочный, надежный, стойко держаться, твердостоящий (греч.);
    Питирим - стар. редк.;
    Прохор - плясать впереди, вести, начальник хора (греч.);
    Тимон - почитающий (греч.).

    Знаете ли вы, что...

    28 июля (10 августа) совершается празднование Смоленской иконе Божьей Матери.

    По преданию, икона была написана евангелистом Лукой. В Россию она попала в XI веке и была родовой святыней русских князей символом единства Константинополя и России. С начала XII века святыня находилась в Смоленском храме Успения Богоматери. Среди чудес, которые приписывают иконе, - избавление Смоленска от татар.

    С 1404 года икона находилась в Благовещенском соборе Московского Кремля; в 1456 году по просьбе смоленских граждан святыня снова была возвращена в Смоленск.

    Узнайте о значении и характеристике имен

    Женские имена
    Большинство родителей, выбирая имя для своей дочери, руководствуются, помимо других причин, и его значением. Рассмотрим происхождение и значение популярных на сегодня женских имен.
    .

    Имя и карьера

    Наряду с характером, имя определяет и профессию – на каком поприще человек сможет наиболее успешно построить свою карьеру. Имя может помочь или помешать достижению целей.

    -> Мобильная версия

    Православные церковные праздники июля

    Православный церковный календарь, сегодня праздник:

    * Мучеников Кирика и Иулитты, матери его (ок. 305). *** Равноапостольного великого князя Владимира, во святом крещении Василия, Крестителя Руси (1015). Благоверных князя Владимира и княгини Агриппины, Ржевских (XVI)
    Мученика Авудима (ок. 284-305); Лоллиана. Благоверного царя Иустиниана II (695). Преподобной Матроны Хиосской (обретение главы). Священномученика Петра диакона (1938).

    Равноапостольный великий князь Владимир, нареченный во святом крещении Василием

    Князь Владимир до принятия крещения был грубым язычником. Но, ведя распутную, неосознанную жизнь, в 988 году князь принял святое крещение от византийского духовенства. Перед этим событием, в течение нескольких лет, он анализировал, более детально знакомился с мировыми концессиями. Но ислам, иудейство, христианство римского образца, оставило сердце языческого властителя холодным. Только лишь богослужение и обязательство личного преображения, проповедуемое в православии, побудило Владимира покаяться и стать христианином. При крещении Владимир был назван Василием. Вместе с великим князем крестились многие его друзья и соратники по военной и политической службе. Пример князя побудил к принятию христианства и значительную часть граждан Киева. Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Русь стала одной из митрополий (Киевской) Константинопольского патриархата. Епархия была создана также в Новгороде, а по некоторым данным - в Белгороде Киевском (не путать с современным Белгородом), Переяславле и Чернигове. Первые надёжные сведения об официальном почитании Владимира как святого равноапостола относятся к 2-й половине XIII века, так как именно этим периодом времени датируется Пролог с вставкой из проложного жития святого Владимира. В 1635 митрополит Киевский Петр Могила обрел мощи Владимира из руин Десятинной церкви, что полагает начало почитанию его останков.

    Мученики Кирик и Иулитта

    Мученики Кирик и Иулитта пострадали в начале IV в. Чтобы скрыться от гонителей, Иулитта с трехлетним сыном своим Кириком из Иконии, где жила, отправилась в Таре. Но вскоре прибыл сюда правитель Александр для преследования христиан. Иулитта была приведена к нему на суд. Она бесстрашно исповедала себя христианкой, и ее начали жестоко бить.
    Тогда Кирик, видя мучения матери, стал плакать. Александр взял на руки Кирика и начал успокаивать ласковыми словами. Но мальчик не перестал плакать и рваться к матери и при этом также назвал себя христианином. Тогда правитель с гневом бросил его на пол и убил. Иулитта, увидев смерть сына, благодарила Бога, что сын ее удостоился пострадать за Христа. Ее же Александр велел повесить, строгать тело острым железом и лить на раны кипящую смолу, наконец, умертвил мечом и тело бросил на съедение псам. Служанки Иулитты похоронили тело мученицы. При императоре Константине оно найдено нетленным и было положено в Софийском храме.

    Какой праздник 28 июля по церковному календарю, знают немногие, так как это относительно недавно появившееся торжественное событие. Крещение Руси узаконил бывший президент РФ Д. А. Медведев в 2010 году. Эту дату приурочили ко дню великого свершения, когда в 988 году на языческой земле провозгласили христианство, ставшее основной религией молодого государства. И теперь 28 июля православные отмечают день крещения Руси. Святая церковь в этот день молитвенно чтит память князя Владимира, который сам сначала крестился, а потом, благодаря ему же, произошло крещение всего русского народа. После этого люди стали иметь возможность спасать свои души и жить по святому Евангелию.

    Какой церковный праздник 28 июля (история): роль Владимира

    Как же это все происходило? Окунемся немного во времена древней Киевской Руси. Углубляясь дальше в то, какой праздник 28 июля по церковному календарю, надо отметить, что в истории церкви князь упоминается как Владимир Креститель, в старинных былинах его называют Красное Солнышко. В древнерусских писаниях называли равноапостольным, так как его княжеский подвиг приравнивается к апостольскому служению.

    Он родился примерно в 963 году. Его отцом был киевский князь Святослав, а матерью - древлянская княжна Малуша. Вскоре после рождения Владимира забирают в Киев, и его воспитанием занимается его бабка - княгиня Ольга и его дядя - языческий воевода Добрыня.

    Святослав

    В 969 году князь Святослав распределил уделы между своими сыновьями. Киев достался Ярополку, земля древлян - Олегу. В это же время к князю пришли новгородцы и, по совету Добрыни, стали просить себе в правление князя Владимира. Так, будучи ребенком, Владимир стал правителем новгородских земель. В 972 году Святослав погибает, и его сыновья начинают воевать за земли. В итоге Ярополк убивает Олега. Владимир в это время уезжает в Скандинавию и хочет собрать наемное войско, чтобы идти на Киев. Предатель приводит Ярополка к Владимиру, и тот решается на убийство брата. С этого момента и начинается эпоха правления Владимира.

    Владимир

    Говоря о том, какой праздник отмечается 28 июля, надо добавить, что до того, как князь Владимир принял христианство, в летописях его описывали как злопамятного и жестокого правителя, убежденного язычника. На киевских горах в то время стояли языческие идолы, которым требовались человеческие жертвы.

    Вызов язычеству бросили христиане-варяги Феодор и его сын Иоанн, они стали первыми христианскими мучениками на Руси, так как не захотели приносить жертву идолу.

    И тогда князь впервые задумался об истинности его веры. Владимир заботился о мощи государства и совершал военные походы. Он присоединял другие земли, хотел внести что-то новое и провел языческую реформу, объединив языческих богов на установленном им самим пантеоне. Это стало его первой ступенькой в поисках истины.

    Философ

    Сильное впечатление на князя произвел посетивший его тогда греческий философ, который рассказал ему о православии. И тогда Владимир отправляет своих посланников в разные земли, чтобы они собственными глазами увидели красоту той или иной веры, сравнили и по приезду рассказали обо всем, что видели. По истечении определенного времени посланники начали возвращаться. Рассказ о торжественности службы, пениях и великолепии храма св. Софии и патриаршем служении тронул до глубины души.

    Посланники произнесли фразу о том, что во время службы они не знали, где находятся - на небе или на земле! Бояре заметили, что ведь и княгиня Ольга приняла христианство, а они считали ее мудрейшей из всех женщин.

    Крещение

    Крещение Владимира было связано с завоеванием города Херсонес. Он дал обет после победы креститься. Однако не сильно торопился с этим вопросом. Из Херсонеса он посылает послов в Константинополь к императору Василию и Константину, чтобы те отдали ему в жены их сестру Анну. Но те ответили, что только за христианина может выйти замуж их сестра. Когда приехала к нему царевна Анна со своей свитой и священниками, князь внезапно ослеп. Царевна, чтобы исцелить недуг, просит его поскорее креститься. В 988 году Владимир крестился и получил имя Василий. Из купели он вышел исцелившимся от физического недуга и прозрел духовно. Он воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога».

    Народ

    И вот отсюда начинается самое главное событие для Руси - крещение народа. Сначала крестились все дети Владимира, затем бояре и народ. Князь начинает беспощадную борьбу с языческими идолами. Перуна - главного языческого идола - привязали к конскому хвосту, дотащили до Днепра и кинули в воду, да так, чтобы никто его не смог снова найти и забрать.

    А приехавшие с царевной Анной священники начинают рассказывать по Руси о спасителе мира - Иисусе Христе.

    Потом был назначен день, когда все жители Киева должны будут собраться на берегу Днепра для совершения обряда крещения.

    Был и князь, который благодарил Господа за Его великие к его народу милости. Люди заходили в воду, а священники читали над ними молитвы.

    Распространение христианства по Руси

    В заключении изучения вопроса о том, какой праздник 28 июля по церковному календарю, надо сказать, что за Киевом христианство принимают Новгород, Муром, Ростов, Суздальский край, Луцк, Псков, Смоленск… Дети князя, которым были отделены их уделы, тоже крестили людей в своих землях.

    Христианская вера в основном распространялась успешно, так как проповеди и беседы велись мирно и на понятном людям языке благодаря Кириллу и Мефодию. Хотя бывало по-разному.

    К X-XIII векам православную веру принимают и другие народы, соседствующие с Киевской Русью. А в Киеве на месте, где стоял языческий идол, была построена церковь святого Василия - небесного покровителя киевского князя. Немного позже был построен храм Пресвятой Богородицы (Десятинная). С ее появлением будет связана важная административная реформа - установление церковной десятины.

    Святые мученики

    28 июля - церковный святых мучеников Иулитты (Улиты) и Кирика, которые приняли мученическую смерть при императоре Диоклетиане (конец III - начало IV века). Иуллита была вдовой из богатого рода. Кирик был ее сыном. Во времена яростных гонений на христиан она оставила свой дом и имущество, вместе с трехлетним сыном и двумя рабынями ушла в другой город, где стала бродяжничать, как нищенка. Но однажды ее узнали, отвели к правителю и стали требовать отречения от веры. Но Иулитта и слышать об этом не хотела. Тогда ее стали бить плетками и отобрали сына.

    Мальчик расплакался, увидев, как пытают его мать. Правитель хотел приласкать малыша, но тот сказал, что он тоже христианин и захотел, чтобы его отпустили к матери. Тогда правитель сбросил его со своего каменного помоста. А Иулитту сначала зверски били, а потом отрубили ей голову.

    Святые мощи этих мучеников были обретены при правителе Константине Великом, одна из рабынь показала, где были похоронены их тела.

    Старообрядцы тоже почитают этих святых. По народной традиции этот праздник считается серединой лета, и именно в этот день солнце светит особенно ярко.

    В заключение исследования вопроса о том, какой праздник 28 июля по церковному календарю, надо особо заметить, что женщины любили отмечать день матушки Улиты больше всего. Они называли эту святую своею заступницей. Им полагалось как можно лучше отдохнуть. Считалось, что в этот день лучше в поле не выходить, так как там в это время гуляет нечистая сила. В народе ходила молва, что тот, кто будет жать в это время, может увидеть дурное предзнаменование, которое может сбыться. Логично это объясняют тем, что в этот день зачастую идет сильный дождь, поэтому делать в это время на огороде нечего.

    Кирики - всегда мокродырики. Так говорили крестьяне. Но и дома всегда было полно работы для всех. Детей тоже очень рано приучали к труду. И они становились надежной опорой для своих матерей, как святой Кирик для Иулитты.

    Православный церковный календарь в июле содержит в себе такие замечательные даты, что нам остается только молиться нашим святым, чтобы они помогали нам в наших испытаниях, посланных нам самим Господом.



    Похожие статьи
     
    Категории