• Коаксиальная и компонентная акустика. Коаксиальная акустика - правильный ли это выбор

    22.07.2023

    Владельцы современных автомобилей с большим трепетом подходят к выбору акустических систем. Естественно, практически во всех машинах уже есть штатная система и обывателей она в целом устраивает. Однако среди автолюбителей есть настоящие ценители качественного, настоящего звука. Поэтому все чаще музыка в машине модернизируется. При этом возникает вопрос, что выбрать. На рынке доступна компонентная акустика и коаксиальная. И если последние системы подойдут для большинства, настоящим меломанам этого маловато.

    Компонентная система: характеристика

    Компонентная акустика - это комплект из нескольких динамиков, рассчитанных на воспроизведение аудио-частот в определенных частотных диапазонах.

    С помощью установки двух-трех и более таких акустических систем, можно охватить все частоты.

    Для чего нужна компонентная аудиосистема?

    Благодаря динамикам, рассчитанным на различные частотные диапазоны, автомобильная аудиосистема получает огромную гибкость в регулировке и настройке, если сравнивать с акустикой коаксиального типа. С помощью дополнительного оборудования (а это различные электронные процессорные системы, кроссоверы, усилители), каждый динамик компонентной системы можно заставить воспроизводить конкретный интервал частот.

    Также можно регулировать отдельную громкость. В результате таких манипуляций удается получить правильную звуковую сцену. З-компонентная акустика при правильной настройке дает очень реалистичный эффект присутствия. Звук сопоставим с дорогими домашними кинотеатрами. Меняя размещение динамиков и их направление, можно настраивать визуализацию звука. 3-компонентная акустика позволяет расширять звук, удалять на определенных частотах, либо приближать его. Это большой плюс.

    Динамики для компонентных акустических систем

    В то время как в коаксиальной акустической системе для автомобиля в одном динамике могут воспроизводиться две-три полосы, то компонентная акустика требует для каждого частотного диапазона использовать отдельный элемент.

    В систему входят несколько составляющих:

    • Твиттеры - предназначены для воспроизведения высоких частот. В народе их называют не иначе, как «пищалками». Они используются для озвучивания диапазона звуков от 1 кГц и более.
    • Мидренжи - это среднечастотные акустические системы. Их задача - воспроизведение звукового диапазона на частотах от 150 Гц и до 3 кГц.
    • Мидбассы - динамики, предназначенные для воспроизведения средних и низких частот. Рабочий диапазон составляет от 60 Гц до 3 кГц.

    Покупать и собирать компонентную акустическую систему можно, как по отдельности, так и в виде готовых комплектов от одного бренда. Сборка аудиосистемы из отдельных компонентов позволяет подбирать звук под необходимые нужды, в то время как комплект имеет неизменные характеристики. Также в составе системы обязательно должны быть два устройства. Это могут быть частотные делители либо кроссоверы.

    Они должны разделять звуковой поток на отдельные диапазоны и подавать эти сигналы на конкретные динамики. Если говорить проще, то благодаря кроссоверам, устройство будет озвучивать только строго те частоты, для которых оно и предназначено. Если применяется 2-компонентная акустика, тогда деление будет выглядеть следующим образом. Динамик, отвечающий за СЧ/НЧ, будет работать в пределах 60-4000 Гц. Высокочастотный элемент - 4000-20000 Гц. Если это 3-компонентная акустика, то здесь будет динамик для средних частот, который берет у СЧ/НЧ диапазон с 1000 до 4000 Гц. Конечно, эти варианты деления довольно абстрактны, так как каждый кроссовер работает так, как задумал производитель.

    Характеристики

    У любой компонентной аудиосистемы есть целый ряд особенностей и специальных характеристик. На это следует обращать внимание в процессе выбора и перед покупкой. Например, одна из важных характеристик - это размер, а точнее диаметр. Данный параметр очень важен для большого динамика в системе. Это СЧ/НЧ элемент, который монтируется в автомобильных дверях. Здесь изготовители зачастую стараются ориентироваться на размеры штатных мест для акустики на большинстве автомобилей. Наиболее широко в продаже представлены следующие акустические системы. Это 10 см, компонентная акустика 13 см, 15 и 16 см. Именно такие диаметры имеют практически все современные компоненты авто-акустики. В этом случае совсем необязательно подбирать размер динамиков под существующие места в автомобиле для их установки.

    При выборе также важен такой параметр, как чувствительность. Данный параметр акустической системы - это отношение давления звука к мощности, которая подводится к динамику. Это техническое понятие, в котором отражено КПД акустической системы. Чувствительность выражается в том, что при одной и той же подводимой мощности компонентная акустика (16 см в том числе), чувствительность которой значительно выше, выдаст более сильное звуковое давление, то есть, будет громче звучать.

    Для многих любителей звука важен такой параметр, как мощность. Компании-производители на упаковке к продукции часто указывают не те мощностные характеристики, которую выдает компонентная акустика. На коробке пишут параметр, который способна выдержать катушка на динамике - это та самая подводимая мощность. Делать какие-либо оценки об акустической системе и ее мощности на основе этих цифр не следует. Поэтому необходимо всегда искать показатели номинальной мощности. Практически вся компонентная автомобильная акустика, представленная на рынке, имеет мощность в пределах 60-120 Вт. Выбор же зависит от множества факторов.

    Плюсы и минусы компонентных акустических систем

    Основное преимущество таких систем - возможность использовать все преимущества, которые дает разнесенная установка. Если коаксиальные динамики монтируются в нижней части двери и все излучаемые ими частоты идут в ноги, то в случае с компонентными акустическими системами у автовладельца есть отличная возможность устанавливать элементы там, где они должна быть. Например, основные динамики снизу, а твиттеры - сверху.

    Для того чтобы частоты могли разделяться, в компонентных акустических системах применяются кроссоверы, в то время как в коаксиальных - только конденсаторы. Последний может срезать лишь нижнюю границу высокочастотного динамика. Кроссовер может работать с более чем двумя границами частот для каждой отдельной акустической системы. Это явный и неоспоримый плюс.

    Также в качестве достоинства таких систем можно назвать широкие возможности настройки. Для этого необходимо головное устройство на базе процессора или же внешний процессор. Что до недостатков, то их два. Это цена и сложности установки. Стоимость - важный параметр для большинства автовладельцев. Если выбирается 2-компонентная акустика или коаксиальная система, то в большинстве случаев будет приобретена именно коаксиальная акустика.

    Она более бюджетная. Очень жаль, что из-за желания экономии (а это часто - несколько десятков тысяч рублей), большинство автомобилистов получают совсем не тот звук, о котором они мечтали.

    Лучший выбор

    Morel Tempo 6

    Это двухполюсная компонентная система с динамиками размером в 16 см. Производитель - израильский бренд Morel. Комплектация включает в себя два твиттера и два кроссовера. В качестве основной здесь - компонентная акустика 16 см с сеткой, а также монтажный комплект. Комплект качественно собран и изготовлен из хороших материалов. Звучание очень детальное на всех диапазонах частот. Стоимость комплекта начинается от 6330 рублей.

    Focal Performance PS 165

    Это если не самая лучшая компонентная акустика, то однозначно очень солидная, и при этом доступная. Она идеально подойдет для большинства автомобилей. При умеренных ценах данные АС имеют ряд преимуществ. Это потрясающее качество звучания, динамичный и насыщенный яркими красками звук. Система звучит весьма сбалансированно. Стоимость комплекта от 14 тысяч рублей. За такую цену, это самая лучшая компонентная акустика.

    Так сложилось, что иногда в нашем блоге мы задеваем вопросы, вызывающие достаточно бурное, живое обсуждение на этом и других ресурсах. Полагаю, что так будет и в этот раз, так как речь пойдёт о почти философском (для некоторых людей) вопросе: преимуществах и недостатках широкополосных АС в сравнении с многополосными.

    Дискуссии на тему: имеет ли размер значение, что лучше – одна широкая или много узких, сотрясает форумы филофонистов и меломанов не один год. Как и прежде я не намерен ставить в спорах точку и лишь подготовлю почву для дискуссии, подробно изложив некоторые факты, и обозначу собственное субъективное мнение о проблеме.

    Отмечу, что я являюсь сторонником многополосных АС, и по ряду причин полагаю, что чем больше полос (в разумных, конечно, пределах), тем лучше. В силу изложенного выше, я могу быть несколько необъективным в оценке полярной точки зрения (но буду стараться сохранить нейтральный подход).

    Суть споров

    Практика применения широкополосных динамических излучателей и АС, созданных на их основе, сформировала устойчивый стереотип о том, что чем шире частотный диапазон электродинамического излучателя, тем ниже его линейность. Соответственно, у подавляющего большинства широкополосных излучателей, как правило, не очень ровная АЧХ, также для многих излучателей этого типа характерен высокий уровень гармоник и интермодуляционных искажений.

    Такое мнение подтверждается целым рядом чистых, с точки зрения физики звука и психоакустики, экспериментов, проведенных за последние 40 лет. В экспериментах сравнивались широкополосные и многополосные АС. В связи с наличием серьёзных недостатков (низкая линейность компонентов, оборудованных широкополосными излучателями), подавляющее большинство производителей отказались от широкой полосы и стали выпускать многополосную акустику.

    Противники многополосной акустики утверждают, что низкая линейность динамиков подобных систем с лихвой компенсируется отсутствием «ужасных фазовых искажений», «чудовищных проблем» с линейностью кроссоверов, разделяющих звук на полосы.

    Иными словами: у многополосников фильтры «безбожно крутят фазу», что «ужасно» отражается на звуке. Кроме того, не редко заявляется о том, что пассивные кроссоверы способны существенно ухудшить динамические характеристики системы, снизить детальность звучания и сделать его «плоским». Перечисленные недостатки относятся в основном к пассивным кроссоверам, а недостатком активных является их стоимость.

    Кроме прочего, приверженцы широкополосных АС часто апеллируют к неким магически-метафизическим особенностям влияния, воспроизведённого ими звука. В качестве демонстрации «магического» воздействия звука, издаваемого такой АС, приведу одну цитату (она вполне отражает мнение тех, кто апеллирует к «шаманизму» в этом вопросе):

    «Но с другой стороны, сам не заметив, я через какое-то время я перешел от анализа звучания к прослушиванию музыки. Ставил композицию за композицией, слушал час вместо запланированных 10-15 минут. Потом появилось очень интересное ощущение - захотелось подпевать за исполнителем, попытаться сыграть аккорд за инструментом - хотя и то и другое после привычной уху самоделке на СканСпиках разбиралось с трудом =). Выключив аппаратуру, ушел в очень положительном настроении - появилось ощущение, что услышал что-то то, что никогда не слышал раньше - что именно, сказать сложно. Но - получается правы те, кто говорит о какой-то магической стороне широкополосников...»

    (орфография и пунктуация сохранены)

    Многополосные АС

    Объективно, подавляющее большинство многополосных АС обладают рядом преимуществ. Для большинства многополосных систем с пассивными кроссоверами характерны:
    • Более равномерная АЧХ, в сравнении с широкополосными системами;
    • Частотный спектр, достаточный для воспроизведения всех слышимых частот (20 Гц – 20кГц против 60 – 18 000 Гц у большинства широкополосных);
    • Меньшая чувствительность, но за счет этого большая линейность компонента;
    • У систем высокого класса, как правило, решена проблема фазолинейности фильтров (фазовые задержки находятся за порогом человеческого восприятия).
    АС с активными кроссоверами обладают теми же достоинствами, при этом имеют значительно меньшее количество проблем с ФЧХ и большую крутизну среза (порядка 10-25 Дб). Основной недостаток систем с активным кроссовером является стоимость, они, как правило, в 2-3 раза дороже своих пассивных собратьев.


    АЧХ качественной трехполосной акустики

    Как я уже отмечал, помимо сложности конструкции и цены для многополосных систем характерно наличие фазочастотных искажений. При этом следует учитывать, что этот тип искажений может быть заметен только в случае, если превышаются пороги слышимости ГВЗ (которые в области 2 кГц составляют около 1 мс). Подавляющее большинство производителей акустических систем ориентируются на этот критерий с середины 90-х по нынешнее время.

    «За» и «против» широкой полосы

    Несмотря на «засилье» многополосной акустики на современном рынке, не все компании отказались от разработок в области «широкой полосы». Так, например, компании В&С, BHL, P.audio, Edge и Beyma считают исследования в этой области оправданными и продолжают выпускать широкополосные динамические громкоговорители высокой чувствительности. В частности, этими компаниями были предложены технические решения, позволяющие увеличить диапазон ВЧ подобных динамиков. Это было сделано за счет использования коаксиальной конструкции излучателей и других оригинальных решений (размещение специальных диффузорных «надстроек», присоединяющихся к центральному керну динамика и пр.). Такие системы особенно популярны в автозвуке и встраиваемой акустике.


    Сравнение АЧХ 2-х шмирокополосных динамиков

    АС на основе таких динамиков близки к многополосным по графику АЧХ. Однако, в силу использованного принципа, все равно склонны к образованию горба в области средних и «урезанию» остальных частот, особенно в области НЧ-диапазона. Следует также отметить, что расширение спектра широкополосных динамиков в сторону НЧ неизбежно связано с увеличением площади излучателя, что, как правило, приводит инженеров в тупик.

    Кроме того необходимо учитывать, что среди приверженцев подобной акустики «true-вариантом» считается применение закрытого акустического оформления. Это, в свою очередь, не даёт производителям использовать фазоинверторный тип «ящиков», который смог бы усилить низкие в общей «картине». По той же причине в таких АС используются динамики с высокой чувствительностью, что отнюдь не добавляет линейности таким системам.

    Известно, что наиболее серьёзные проблемы с линейностью широкополосных излучателей отмечаются в границах частотного раздела, что и объясняет большую распространённость многополосников.

    Итог

    Как я ни старался быть нейтральным – не получилось. В заключение могу отметить, что мои личные впечатления от прослушивания широкополосной акустики вполне совпадают с тем, что мне доводилось читать о проблемах этих систем. Звучание изобилует средними частотами и не создаёт ожидаемой объёмной сцены, низов – нет. Иными словами, несмотря на отсутствие фазовых проблем, присущих многополосным системам, широкополосники удовлетворительными считать не могу. Нелинейность, особенно выраженная в спектрах частотного раздела, убивает все достоинства «широкой полосы».

    Пока писал пост, в гости зашел знакомый звурежиссер, резюмировал: «Все утверждения, что линейный звук добывается из одного излучателя - глупость полная».

    Искренне надеюсь, что среди читателей найдутся люди, которые знают, по какой ещё причине среди аудиофилов пользуется популярностью широкополосная акустика. Как я уже написал, мне не удалось быть объективным. Жду комментариев, опровергающих мою точку зрения.

    Новые автомобили часто комплектуются довольно простыми акустическими системами. Они не дают ни глубокого баса, ни чистых высоких частот. Конечно, для прослушивания новостей подойдут и такие динамики, однако у настоящих меломанов такие акустические системы вызовут настоящее отвращение, ведь нормальную музыку в них не услышишь. Совсем другое дело - приобретение нормальной В таком случае нужно выбирать один из двух вариантов: компонентная или коаксиальная акустика.

    Одни становятся приверженцами коаксиальных акустических систем. Такая всепогодная акустика состоит из нескольких динамиков, каждый из которых воспроизводит звуки строго определенной частоты. По разделяются специальными фильтрами - кроссоверами. Они распознают частоту сигнала и передают его в определенный динамик. Иногда, в основном в более дорогих моделях стереосистем, кроссоверы оформляются отдельным корпусом, что защищает звуки от непреднамеренного смешивания.

    Для правильного звучания необходимо правильно подойти к выбору материалов фильтра. Благодаря фильтрам, коаксиальная акустика воспроизводит более широкий, чем широкополосная, Нередко такая акустика также размещается на специальных подиумах, что сильно улучшает качество звука.

    Другой вид более широко распространившийся среди настоящих автолюбителей-меломанов - это Как и коаксиальная акустика, она получила широкое распространение. Принцип её устройства очень похож на устройство коаксиальной акустики, однако существует одно небольшое отличие. Если в предыдущей акустической системе динамики всех трех групп частот расположены в одном корпусе, то в компонентной системе низкочастотные, среднечастотные и высокочастотные динамики отделены друг от друга. Следовательно, автомобилист получает три отдельных динамика, которые лучше всего разместить недалеко друг от друга. В таком случае получается хорошая музыкальная картина, которая удовлетворит даже самого переборчивого слушателя.

    Есть несколько основных советов, которые важны при выборе любой системы коаксиальной акустики. Во-первых, главное выбирать динамики по их звучанию, а не по внешнему виду. Конечно, дизайн динамиков должен подходить к дизайну салона автомобиля, однако это не так важно, как правильное звучание. Во-вторых, помните, что кроссоверы динамиков - главная рабочая деталь. Степень разделения звука зависит от количества элементов фильтра, потому чем их больше, тем качественнее звук. В-третьих, независимо от вида акустической системы (компонентная или коаксиальная акустика) желательно использовать их с внешним усилителем. В таком случае звучание будет лучше. Если акустическая система присоединена к автомагнитоле или другому головному устройству, обращайте внимание на чувствительность динамика, так как именно от нее будет зависеть максимальная громкость звука. Рекомендованная чувствительность - от 92 децибел.

    Наряду с узкоспециализированными динамиками, воспроизводящими звук из определенных частот, существуют широкополосные динамики, которые в качестве основной полосы выбирают средние частоты, но подключают к ним и нижние, и верхние. Конечно, на дешевой технике звук кажется совсем скудным, но при покупке качественного оборудования можно его в разы улучшить. Правда, считается, что такое смешение частот в любом случае дает искажения, поэтому для особых ценителей качественного воспроизведения музыки такие динамические излучатели не подойдут.

    Основная информация о широкополосных динамиках

    Акустика высокого качества, в которую встроен широкополосный динамик, охватывает весь спектр частот, при этом не нужно перегружать систему несколькими колонками. Такая возможность позволяет слушателям избавить себя от необходимости покупать кроссовер, который необходим для окрашивания звука. На практике такого динамика вполне достаточно, чтобы звук был насыщенным, но многое зависит не только от излучателя, но и от короба и, в частности, производителя устройства.

    Так, английская фирма Lowther производят по-настоящему качественные широкополосные динамики, способные конкурировать с целой акустической системой. Также по всему миру распространились продукты под брендом Fostex, их можно включить в число топовых брендов в этой области. Помимо вышеперечисленных торговых марок, колонки с широкополосными динамиками производят:

    • Саба;
    • Jordan;
    • Diatone Mitsubishi;
    • Reps,
    • Supravox;
    • Кинап ЛОМО;
    • Fertin;
    • Radio Shack;
    • Сонидо;
    • Ноэма;
    • Телефункен и прочие.

    Правда, далеко не все динамики, заявленные как широкополосные, воспроизводят весь спектр частот. Для многих необходимо приобретение дополнительного оборудования в виде кроссовера или твиттера, чтобы они были в состоянии полноценно покрыть звуковой диапазон.

    Типы широкополосных динамиков

    Существует два типа широкополосных динамиков:

    • с центральным колпачком;
    • с конус-визером «дудка».

    Первый напоминает простой динамик, у которого встроен один конус-купол. Второй имеет два конуса, один из которых большой, как в стандартных динамиках, а другой, меньшего размера, расположен внутри большего.

    Кроме того, широкополосные динамики могут сильно отличаться друг от друга в зависимости от производителя и конструкции. Это значит, что одни динамики практически не выдают искажений, имеют высокую эффективность и чувствительность, но плохо выдают низкие частоты. Чтобы сгладить этот недостаток, требуется разработать специальный короб, повышающий басы. Высокая производительность широкополосных динамиков позволяет ограничиваться усилителями с малой мощностью (ДО 3 Вт). У других широкополосных динамиков хорошо передается звук на всем спектре частот, но их эффективность ниже. К тому же они требуют более сильного усилителя.

    Есть ли необходимость в широкополосных динамиках?

    Широкополосные динамики явно уступают аналогам, так как один излучатель не может эффективно преобразовывать весь спектр частот. В результате – искажения звука, отсутствие объемности и глубины. Настоящие ценители аудио категорически против подобных устройств, так как ощущают разницу в качестве звука. но существуют ситуации, когда широкополосные динамики могут вполне сгодиться.

    Нередко их используют в автомобилях, так как установить в транспортное средство мощную акустическую систему может не каждый, да и не всем она нужна. Для прослушивания попсовой музыки не необходимости подключать басы и высокочастотные звуки. При этом искажения в передаче звуковых волн вряд ли станут первоопределяющим фактором для оснащения автомобиля мощной и дорогостоящей системой.

    Широкополосным динамикам отдают предпочтение люди, которые не принимают во внимание качество звука. Им достаточно средних частот, с которыми легко справляются излучатели такого типа, поэтому они не задумываются о сборе акустической системы, состоящей из нескольких элементов.

    Сравнение широкополосных динамиков от разных производителей

    Если задаться целью изучения рынка широкополосных динамиков, можно обнаружить, что он не настолько богат по-настоящему качественными системами с единственным динамиком, отвечающим за воспроизведение всех частот. Например, Diatones выпускают подобные устройства, но они не дотягивают до высокого качества при преобразовании басов.

    В большей степени высоким стандартам качества соответствуют динамики, выпущенные в 80-х годах. Они захватывают и низкие частоты от 30 Гц, и воспроизводят высокие до 16 кГц. Конечно, это не полный охват существующих звуковых волн, но его достаточно для максимального окраса в условиях работы единственного динамика. Такая редкость объясняется тем, что найти или создать полноспектровый динамик крайне сложно. Выйти из такой ситуации можно при установке хотя бы двух динамиков, отвечающих за разные диапазоны, но это уже выходит за пределы понятия широкополосного динамика.

    В этой связи большинство производителей, указывающих, что колонки оснащены широкополосным динамиком, дополнительно встраивают элементы, сглаживающие недостатки динамика. Например, большинство добавляют басы, но это также не сказывается в лучшую сторону на качестве звука. Смешивание динамиков трудно воспринимается на слух, при этом резонансные вибрации от сабвуфера только портят звучание средних и высоких частот.

    Особенности конструкции, повышающие качество широкополосных динамиков

    Как уже было упомянуто ранее, широкополосные динамики чаще ориентируются на средние и высокие частоты, упуская из внимания низкие. При этом большинство слушателей стремятся обеспечить себя и басами в том числе, поэтому прибегают к различным ухищрениям для устранения этого недостатка. Именно из-за проблем с отсутствием басов многие не рассматривают динамики с полипропиленовым конусом, который никак не показывает себя с положительной стороны. Лучшее звучание динамика достигается при наличии конуса, сделанного из бумаги. Современной альтернативой является кевлар.

    При выборе широкополосного динамика следует обращать внимание на диафрагму, которая не должна быть большого размера. Движение конуса также должно быть умеренным, иначе возникнет проблема с передачей высоких частот, что также приведет к значительным искажениям. Для увеличения баса можно увеличить размер конуса при этом ход конуса оставить на прежнем уровне. Правда, такие действия помогут только в том случае, если в динамик встроен качественный диффузор.

    Для широкополосных динамиков лучше всего использовать бумажные, пластиковые, например, полипропиленовые, диффузоры. Также большой популярностью пользуются кевлар, алюминий и смола. Бумага хороша тем, что она не обладает высокой жесткостью, как металл, но от этого ее резонанс уменьшается. Чтобы улучшить этот параметр, материал можно покрыть лаком.

    Таким образом, при желании остановиться на широкополосном динамике, нужно быть готовым к искажениям звука. Качественное устройство способно выдавать наиболее приемлемое звучание, но найти его практически невозможно. По этой причине многие стремятся усовершенствовать модель излучателя, изменяя его внутренние параметры, что всегда сопровождается затратами времени и сил, но не в каждом случае приводит к положительному результату.

    Переход на новые принципы организации звучания динамиков обычно подкрепляется или даже обуславливается внедрением последних технологий, что, как правило, дает немало преимуществ. Однако встречаются и обратные процессы, когда новые технологические решения позволяют выявить еще более ценные качества работы некогда забытых и ушедших в прошлое концепций. Нельзя сказать, что широкополосная акустическая система, обзор которой представлен ниже, сегодня полностью обделена вниманием, но центральное направление развития звуковой аппаратуры с ней едва ли можно связать. В этом отношении прочное место занимаю многоканальные динамики, у которых есть свои очевидные преимущества. Тем не менее неспроста крупные фирмы наподобие Jordan, Reps, Lowther и другие продолжают вкладывать серьезные ресурсы в сегмент широкополосников.

    Особенности широкополосных систем

    Оценивая современные акустические системы, опытный клиент обязательно разузнает все мельчайшие подробности о кроссовере динамика. Это дополнение, в основе которого находится конденсатор с катушками индуктивности, ничем себя не выдает, но обеспечивает важную функцию - разделение электрического звукового сигнала на отдельные полосы. В итоге формируются частотные линии, среди которых обязательными будут верхние и нижние полосы. Звучание сегментировалось на разные поддиапазоны, что позволяло распределять звуковой фон по окружающему пространству. Но внимание на кроссовер обращается не столько по причине выяснения качества его работы, сколько для понимания потенциального ущерба, который он может нанести чистоте звука. В свою очередь, широкополосная акустическая система избавлена от кроссовера и, следовательно, не предусматривает разделение сигнала на полосы. На первый взгляд, это должно обеспечивать сплошные преимущества, но по-настоящему качественное исполнение таких динамиков встречается крайне редко.

    Выбор по характеристикам

    Номинальные рабочие параметры могут соответствовать аналогичным показателям многоканальной акустики. Начинать подбор следует с чувствительности динамиков, которая будет свидетельствовать о качестве звучания. Эта величина измеряется в децибелах и в среднем составляет 80-90 дБ. Низший уровень характеризуется жестким, но отчетливым и динамичным звучанием. По мере повышения количества децибел динамик работает мощнее и громче. К слову, непосредственная мощность определяется диапазоном 50-100 Вт. Это величины для домашнего применения, а если речь идет об организации небольшого мероприятия, то меньше 150 Вт и рассматривать не стоит. Что касается частотного диапазона, который в данном случае не разделяется, то средняя широкополосная акустическая система располагает спектром 20-20 000 Гц. Далее учитывается сопротивление. Существуют значения 4, 6, 8 Ом. Они указывают на способность акустики работать в условиях баланса высокой громкости и слышимости звука.

    Что предпочесть - центральный колпак или конус-визер?

    Конструкционной особенностью широкополосных систем является устройство динамика. Модели с центральным колпаком можно назвать классическими - по сути, это обычный динамик, ничем особым в рабочих качествах себя не выдающий. Так называемые динамики-дудки, то есть конус-визерные модели отличаются тем, что помимо основного конуса также имеют и второй дополнительный рядом. Наличие вспомогательного воспроизводящего конуса тоже призвано имитировать разделение частот, но подобные решения оправдывают себя лишь в случае с малогабаритными комплектами. Если стоит выбор широкополосного динамика для акустической системы средних или крупных размеров, то лучше полагаться на стандартное устройство без кроссовера. Одиночные динамики с мощным потенциалом способны обеспечивать достаточно четкий, естественный и полнокровный звук без искажений.

    Выбор оптимального баса

    Специалисты рекомендуют для качественного проигрывания «Бас-Хорн», который характеризуется гибкими переходящими параметрами и живым звучанием. И напротив, не рекомендуются длинные полипропиленовые рупоры-конусы, так как они даже в номинальных значениях выдают низкокачественный неестественный бас. Отчасти это связано с материалом изготовления. Желательно выбирать широкополосные динамики из современной акустической бумаги или кевлара. Такие устройства на порядок лучше звучат. И здесь же надо отметить одно противоречие в характеристиках широкополосных систем. Конфликт обусловлен не сочетаемостью широкого частотного спектра и полным проигрыванием баса. Поэтому оптимально себя в этом качестве показывает активная широкополосная акустическая система, в которой, впрочем, высокие частоты могут ослабевать. Для пассивных же систем рекомендуется применять усилители, а в крайнем случае можно модернизировать динамики кустарным способом, расширив их рабочую поверхность.

    Выбор конструкции

    Отталкиваться, конечно, следует от характеристик места эксплуатации системы, ее способности к отражению звука и другие физические качества. Не стоит бояться предметов мебели, оборудования и различных установок в помещении - при отражении от них звук становится живее и естественнее. Универсальным решение будет дипольная колонка, один динамик которой можно и вовсе направить прямо к стене. Как отмечают инженеры, направленный эффект отражения выступит минимизатором других, уже негативных биений о предметы, выравнивая тем самым звуковую картину. Пользуется спросом и широкополосная акустическая система, обеспеченная фазоинвертором. Это колонка с отверстием-воздуховодом, наличие которого позволяет системе лучше справляться с обработкой гармоник. Впрочем, в этом случае придется пожертвовать четкостью, детальностью и естественностью звучания.

    Производители акустики

    Как уже отмечалось, разработкой акустики с одной полосой звучания занимаются вполне именитые бренды Reps, Jordan, Lowther и другие. Однако популярные и модные на сегодняшний день фирмы наподобие DALI, Sony и Yamaha экспериментов в этой области не поддерживают. Из наиболее удачных систем, которые сегодня можно встретить на рынке, выделяется акустическая широкополосная система EVM CS 2153 профессионального назначения. Ее частотный диапазон составляет 45-20000 Гц, сопротивление - 4 Ом, а чувствительность - 101 дБ. Но, мнения о качестве ее звучания расходятся. Одни отмечают размытость звучания, металлические тона и завалы в середине спектра, а другие подчеркивают живость и сбалансированность «волны», а недостатки списывают на использование неподходящего усилителя.

    Производители динамиков для акустики

    Любителям проектировать собственные акустические системы стоит рекомендовать и производителей непосредственно динамиков. Лидером в сегменте является компания Fostex, на комплектующих которой, к слову, собирает свою продукцию Gemme Audio. Из средних по размерам динамиков этой фирмы может получиться вполне достойная широкополосная акустическая система. Фото ниже, в частности, демонстрирует 120-миллиметровый динамик Fostex чувствительностью 98 дБ. Также в сегменте присутствуют такие производители, как Peerless, Beyma и Visaton, но их продукция не так востребована.

    Вопрос цены

    В силу оптимизированности начинки, такие колонки пользуются менее богатым набором высокотехнологичных компонентов, поэтому и стоимость у них невысокая. В премиальном для своего уровня классе ценник может составлять 30-40 тыс. руб. Например, модификация EVM CS 2153 доступна в среднем за 30-35 тыс. Опять же, поскольку широкополосная акустическая система базируется на соответствующих динамиках, то на них ложится основная ценовая нагрузка. Один высококачественный элемент Fostex, например, может стоить 7-9 тыс.

    Что еще учесть при выборе акустики?

    Когда речь заходит о классических концепциях в сфере аудиоаппаратуры, то винтажные системы напрашиваются сами собой. Это направление достойно внимания, но только с точки зрения дизайна и стилистики. В современных же комплектах внимание скорее заслуживает набор интерфейсов и средств коммуникации. Поскольку акустические системы с широкополосными динамиками никак не ограничиваются в этом плане, то можно смело предусматривать несколько клемм для усиления. Высокотехнологичные модели также обеспечиваются беспроводными средствами соединения - это решения для ценителей гибкой и комфортной организации звучания.

    Преимущества и недостатки широкополосников

    По своей природе широкополосные системы призваны звучать чище, натуральнее, объемнее и в целом качественнее. По той причине, что процесс распространения и обработки сигнала не искажается вспомогательными средствами - кроссоверами, фильтрами и т. д. Кстати, те же кроссоверы в многоканальных установках не просто модифицируют звуковой сигнал, но и вносят в него сторонние оттенки. Но с другой стороны, есть и логичные проблемы с охватом всего частотного диапазона, который в принципе не способна на всех уровнях качественно прорабатывать широкополосная акустическая система. Преимущества натуральности звука нивелируются его же естественной слабостью в верхнем спектре. Встречаются модели, в которых этот недостаток минимизирован, но это значит, что были ухудшены другие характеристики аппаратуры.

    Заключение

    При всех плюсах широкополосные модели акустики не способны конкурировать с аппаратурой, которая доминирует на рынке Hi-End-класса. Опять же, дело не в самой идее однополосного обеспечения звука, а в востребованности многоканальной конфигурации, которая и обуславливает интерес разработчиков к этому направлению. Тем не менее ценителям альтернативных решений не составит труда найти и подходящую широкополосную акустическую систему. Как выбрать оптимальный комплект? Понимая все особенности звучания таких систем, важно сконцентрировать внимание на слабых местах. Определить, чем придется жертвовать ради целевой «картины» звучания. По большому счету выбор будет между верхними и нижними частотами. В своем стандартном исполнении проигрывать будут верхи, но посредством переработки ситуацию можно исправить в обратную сторону. Если же планируется покупать акустику для домашнего использования в небольшом помещении, то и переработка может не понадобиться. Оптимальное сочетание характеристик поможет обеспечить правильно подобранный усилитель. По крайней мере, он сбалансирует весь спектр относительно баса и выровняет качество звука в условиях высокой громкости.



    Похожие статьи