• Сергей кушнерев жди меня причины смерти. Ушел из жизни создатель «Жди меня» Сергей Кушнерев. Дмитрий Муратов, главный редактор «Новой газеты»

    21.01.2024
    27 февраля 2017

    Сегодня стало известно о кончине журналиста.

    В середине февраля этого года в СМИ появилась информация о том, что 54-летний Сергей Кушнерев попал в больницу с инсультом. Близкие и друзья мужчины надеялись, что он пойдет на поправку. Сегодня генеральный директор «Говорит Москва» Владимир Мамонтов сообщил о смерти Сергея. Коллеги и родственники шокированы тем, что журналист так рано ушел из жизни. По словам Владимира, еще недавно он обсуждал с Сергеем его планы на жизнь. Кушнерев работал над собственной книгой, ради которой решил сделать перерыв в работе на телевидении.

    «Сергей Кушнерев умер. 54. Рано, дико. Его знают как создателя ТВ-программ «Жди меня», «Последний герой», ТЭФИ и все такое. Друг Сергея Бодрова, крестный его детей. Но он очень много незаметно важного сделал и для «Комсомольской правды». Он был первым, кто вообще обзавелся компьютером – спрашивали: «Серег, а что это, а зачем?» Он методом малых дел менял газетный формат – понимая, что постсоветских читателей надо брать за живое, боролся с длинными плохими очерками, деля полосу на «четвертушки». Потом это стало форматом А3. Но если ему попадался шедевр – он был самым щедрым ответсеком на свете», — рассказал Мамонтов.

    Сережа Кушнерев был в 28 лет ответственным секретарем «Комсомольской правды». Той «Комсомолки» рубежа 1990-х, тираж которой взлетел в перестройку от советских 11 млн экз. к двадцати с лишним миллионам. И была она самой тиражной газетой в мире.

    Сережа Кушнерев был среди тех, кто ушел из этой самой «Комсомолки» зимой 1992-1993-го в никуда. Они с Дмитрием Муратовым возглавили команду «ушельцев» и в апреле 1993-го основали «Новую газету».

    Сережа Кушнерев был главным редактором телекомпании «ВИD» в 1994-2014 годах. Лауреатом премии ТЭФИ в 2001, 2002, 2007 (как сценарист и продюсер), членом Академии Российского телевидения. Он привел в эфир Игоря Квашу, Сергея Бодрова-младшего,Чулпан Хаматову, Марию Шукшину. Он придумал и продюсировал замечательный телепроект «Сделай шаг». И много других: но «Сделай шаг» с ее чудаками, упрямцами, совершителями подвигов на тех квадратных метрах, куда поставила судьба, ---- уж очень Сережкина идея.

    И вот его главное «Сделай шаг»: Кушнерев создал, возглавлял пятнадцать лет, отстроил в национальную службу поиска пропавших людей телепроект «Жди меня».

    А еще он был самым блестящим мальчиком на нашем курсе: факультет журналистики МГУ, осень 1979-го. И самым румяным. И самым рассудительным - пока не взрывался гневом, хохотом или не начинал махать руками, излагая идею. Он был журналистом от Бога - и раньше других (как и многое) понял подлинную цену и мощь профессии. Тогда - притоптанной и припачканной: газеты-то были только казенные, других 17-летние граждане СССР увидеть не чаяли…

    Журналистом - от Бога, но не «по наследству». В семье - врачи и ученые. Английская школа на Ленинском проспекте. Отличник - круглей не бывает. Ни малейшего желания студбилет Советской власти почтительнейше возвращать и декадентствовать, диссидентствовать…

    О том, что хуже - делать дело в стране пятилеток, какова она есть, или бить баклуши и читать ксероксы? - спорили на крыльце журфака. Много и зло.

    И никакой застой, никакая цензура, никакие идейные разногласия вчерашних школьников той злости не стоили.

    …Он каждое утро отводил семилетнюю сестру Настю в школу - и делился заботами ее воспитания. Он разговаривал цитатами из Милна, Кэррола и Киплинга. Он пропадал на Птичьем рынке и долго писал о нем трактат для «Алого Паруса» - блаженной памяти «школьной страницы» «Комсомолки», маленького цветного острова свободы в журналистике 1970-х-начала 1980-х.

    Он был лучшим студентом легенды журфака - профессора античной литературы Елизаветы Петровны Кучборской. И собирался написать когда-нибудь книгу «Прометей в мировой культуре».

    Никто не сомневался: его карьера будет очень большой. С черными лимузинами и прочими ужасами из песен Галича. Я хмыкала: «Быть тебе новым Сувориным…». Он пожимал плечами.

    Осенью 1980 года, на университетской «картошке», в совхозе Бородино Можайского уезда Сережка вызвался быть шеф-поваром. Кормил с небольшой командой 230 душ. Выходил перед обедом в длинную столовку пионерлагеря, в белом колпаке, меланхолически сообщая:

    Сегодня мы едим корову Надежду. В виде макарон по-флотски.

    Нам особо везло осенью 1980-го, на Бородинском поле, на коровьи имена. Выделили курсу из совхозного стада на пропитание - Веру, Надежду и Любовь. И еще телку Ветку. Мы их съели.

    …Руки у Кушнерева в те недели были покрыты длинными шрамами ожогов. От горячих противней с сырниками и пончиками. Лучшие девушки курса бились за право их врачевать.

    Он работал в «Комсомольской правде» (продолжая, естественно, блестяще учиться на дневном) со II курса. Так делают самые умные сейчас: в 1980-м он был исключением. В 20 лет, в 1982-1983-м, он придумал и дважды организовал Всесоюзную выставку-ярмарку студенческих разработок «Комсомольской правды». Строго говоря, это была всероссийская ярмарка стартапов. Изобретений таких же третьекурсников - физиков, химиков, биологов, программистов.

    Только тридцать лет назад слова «стартап» никто в СССР не знал. И делала эту ярмарку не команда профи - а студент Кушнерев (с ресурсом «Комсомолки» за спиной, да). Не вылезал он из редакции часов по …надцать. И пахал уже тогда - все больше не как автор, а как редактор и организатор - так, как в начале 1980-х, до жесткого кнута новых времен, мало кому снилось.

    В 1986-1987 гг. мы делали новую студенческую вкладку «Комсомольской правды». Менялись времена. Впервые гремело «Собачье сердце», и мы повторяли: «Я московский студент, а не Шариков». В студенческом отделе (Кушнерев им заведовал) висел большой, как знамя, снимок Юры Феклистова: мальчишка в джинсах и майке, встав на бронзовое колено Ломоносова («нашего» Ломоносова, что на Моховой, у журфака МГУ), - умывает монумент из шланга.

    Сережа тогда ходил в старой летной кожанке. На все «ахи» (а шел ему кожан, как в 1943-м) лаконично говорил: «Семейный». Более ничего: он вообще умел быть строг с сотрудниками.

    В феврале 2017-го, в дни его болезни, я нашла в Сети интервью Кушнерева - продюсера «Жди меня» и лауреата национальной премии «Известность». Среди многого иного он рассказывал, как на телемосту «Жди меня» с Пекином бывший министр авиастроения КНР искал в России однокурсницу. Дальше- просто цитирую Сережу по «Комсомолке»-2010.

    из интервью «комсомольской правде». 2010

    Сергей Кушнерев:

    …Эту историю по странному стечению обстоятельств я мог бы рассказать и сам.

    …В 50-е годы прошлого века, когда будущий министр авиастроения был студентом и учился в Советском Союзе, у него была однокурсница, которой однажды он спел народную китайскую песню про летчика, который погиб, защищая Китай от захватчиков - сбил пять вражеских самолетов, а потом его самого подбили, его самолет упал в реку Янцзы, где теперь он и похоронен как народный герой, о чем говорится в китайских букварях и поется в китайских песнях.

    Будущий министр спел эту песню своей однокурснице потому, что ее фамилия показалась ему созвучной имени летчика. И он не ошибся, это была его дочь, которая в то время ничего не знала о своем отце, кроме того, что еще в тридцатых он откуда-то не вернулся с задания... Все было засекречено - не вернулся, и все. И вдруг она слышит песню о том, что ее отец - народный герой Китая и похоронен именно там...

    Я знал эту историю еще до того, как мне ее рассказали наши китайские коллеги, потому что этот летчик, капитан Григорий Акимович Кулишенко - мой дедушка. А его дочь и соответственно однокурсница бывшего китайского министра, которую он ищет, - моя мама.

    Осенью 1987-го я ушла из «Комсомолки» в аспирантуру. Расцвет газеты в 1988-1992 гг., конфликты, уход из редакции в никуда большой компании, любившей повторять «Я московский студент, а не Шариков», пронеслись где-то за стенами Румянцевки… Тем паче, что шоковая терапия в 1992-м ударила по академическим институтам (ну и по мне) сразу, прямой наводкой.

    Зимой 1993-го, вечером, в метели, я бежала по Маросейке. У края тротуара стоял Кушнерев. Выражение лица у самого блестящего мальчика нашего курса, ответсека газеты с 22-миллионным тиражом, было такое, что я с лепетом «Сережа, Сережа, как я рада!» бросилась к нему.

    Он вышел из оцепенения:

    Дьякова? У меня все очень хорошо. И в полном порядке.

    И с тех пор при словах «прибить флаг гвоздями к мачте», «держаться храбро» и протчая - я это всегда и вижу. Не чего-нибудь из русской классики. Не «Белую гвардию», не Дюма, не Реверте.

    Маросейка, темень, огни, метель, зима 1993-го, выпрямивший плечи светловолосый Сережка:

    У меня все в полном порядке. И мне особенно некогда болтать.

    …Позвонил он примерно через полгода, ворчливо сказав:

    У нас теперь своя газета. Две комнаты в Нагатино. Ты бы зашла…

    У «Новой ежедневной газеты» были эти две комнаты на окраине, снятые в погибающем НИИ. Восемь компьютеров, подаренных М.С.Горбачевым «с Нобелевской премии». Никаких инвесторов: на том стояли. Никаких ресурсов - кроме партизан в опорках, числом душ тридцать.

    Сигареты в Нагатино делили поштучно: три «пегасины» на брата-сестру - было уже хорошо.

    Нигде и никогда не работалось и не дружилось так храбро, так тепло, так талантливо, как там.

    Это вы тут пишете, солируете. А мы - бойцы невидимого фронта… - хмыкал Кушнерев, давно выбравший себе самый тяжелый и самый донорский в журналистике труд редактора. Начальника. Придумывателя тем и проектов. Настройщика смыслов и интонаций. Организатора… да всего: репортажа «Ларек как скворечник капитализма», сказок для новогоднего номера, спецвыпуска о путче 3-4 октября 1993 года. (Полредакции тогда работали на улицах Москвы. «Новая» - с ее тогдашним тиражом чуть не три тыщи - первой сказала: это общая трагедия. Бой своих со своими).

    И вот: как раз на рубеже 1990-х, ветер перевешивал вывески. Вовсю сбывались слова Талейрана «Революция - это сотни вакансий». Людей выносили вверх волны, смерчи, пена.

    Сережка же… словно не позволил волнам, смерчам и пене так с собой обойтись. Ибо не был ни пуст, ни легок. Знал профессиональный азарт. Но ничего в нем не было от авантюриста.

    И он пахал. Много, тяжело, всегда. Фонтанируя идеями, строя газеты, студии и команды.

    И всегда работая «на земле». Ни с идеологиями, ни с какими еще потоками. А с людьми.

    Поэтому его главным делом в конце концов, видимо, оказалась программа «Жди меня». Огромный труд поиска людей - и отбора историй, которые станут сюжетами. Жестко отстроенный социальный проект с полутысячей добровольных помощников, спецгруппой поиска в МВД, телемостами - и киоском на Казанском вокзале, куда может прийти человек без Интернета.

    Фото: Сергей Кузнецов, специально для «Новой газеты»

    Я еще процитирую его интервью.

    из интервью «Российской газете», 2008.

    Сергей Кушнерев:

    Закономерность, обнаруженная уже нами: на каждые 200-250 человек в России приходится один, - которого кто-то ищет. …Если вы зашли в магазин, где находится одновременно тысяча человек, то в этой толпе есть примерно четверо, которых ищут, любят и ждут.

    из интервью «комсомольской правде», 2010.

    Сергей Кушнерев:

    Революции, войны, передел границ, экономический кризис - любые социальные потрясения вторгаются в естественные человеческие связи… Можно написать не одну докторскую диссертацию про то, например, что происходит и в душе отдельного человека, и в социуме в целом, когда один брат вдруг оказывается за белых, другой за красных... Или про то, что поджидает человека со здоровой психикой, когда он приезжает из небольшого городка на заработки в абсолютно враждебный к нему мегаполис…

    Б езопасно и предсказуемо у нас не было никогда. И ломало людей, и перемалывало их в нашей новейшей истории так, что нужны еще долгие годы терпения, заботы и любви, чтобы искореженное сознание общества потихоньку выздоравливало, а жизнь, хотя бы постепенно, становилась и более безопасной, и более предсказуемой, и более достойной, что ли...

    По официальным данным, в России ежегодно пропадают без вести от 70 до 100 тысяч человек…. Потери почти такие же, как от печально известного цунами в Индийском океане, только у нас это происходит каждый год. Каждый год пропадает целый город. Больше, чем в ДТП и авиакатастрофах, вместе взятых.

    На день Сережиной смерти - 27 февраля 2017 года, в Чистый понедельник - 203 477 человек нашли друг друга, благодаря программе и службе поиска пропавших «Жди меня».

    2 581 721 заявки на поиск поданы и ждут на сайте программы.

    Кушнерев и его команда занимались микрохирургией нашего, всеми саблями XX века изрубленного социума. Сшиванием его разрезанных сосудов поштучно. По капиллярам судеб.

    С весны 2014-го Сергей на телевидении не работал. Жил в любимом доме под Москвой. Писал книги. Цикл книг «Мой XX век». По тому на год столетия. С выстраиванием внутренних связей века, логики его взлетов и пропастей. Он успел написать «1900 год» - и издать том в 900 страниц в маленьком издательстве. Без шума, пыли и презентаций. Работал над вторым томом - «1901 год».

    Надо собрать сценарии его документальных фильмов конца 1990-х. Надо перечитать сумасшедшую и отчаянно талантливую «Новую ежедневную газету» 1993-1994 гг.: там будет вводка, сям три абзаца, заметка… Тень человека на странице. Отпечаток его руки.

    Несомненно: тот же отпечаток лежал на сценариях программ «Сделай шаг», «Другая жизнь», «Завещание XX века», «Невероятные истории про жизнь», «Жди меня».

    Надо найти эссе, которое он вдруг написал для «Московских новостей»-1995. О рыбной ловле: Сережа ее всегда любил. (Как и другой очень усталый человек - А.П.Чехов). О ловле с каким-то навороченным, новомодным эхолотом, от которого рыбе не уйти. О том, что эта вечно победоносная ловля не стоит - как оказалось - обычной. С ее неопределенным исходом, с тайной течения, с равноправием рыбы, человека и реки.

    Текст был мудрый, как «Ветер в ивах». И по-взрослому грустный.

    В конечном счете - был он написан о том, что от судеб защиты нет.

    Прощание с Сергеем Кушнеревым начнется 2 марта в 10.00 и будет продолжаться до 11.45. Это большой ритуальный зал ЦКБ. Адрес: ул. Маршала Тимошенко, 25.

    В 12.15 отъезд в церковь на отпевание. Оно пройдет в храме Иоанна Предтечи на Хованском кладбище.

    В 14.00 захоронение на Северном Хованском кладбище.

    Личная жизнь Сергея Кушнерова была всегда интересна пользователям. Он принимал активное участие в разработке многих отечественных телевизионных проектов и сделал необычайно большой вклад в эту отрасль.

    В настоящее время его вспоминают только добрым словом. 27 февраля 2017 года нас покинул Сергей Кушнеров, который был создателем программ «Последний герой» и «Жди меня».

    Это был человек, который всегда оставался в тени своих проектов, несмотря на то, что передача «Жди меня», без каких-либо преувеличений, изменила жизни людей к лучшему, помогла найти друзей и родственников, связь с которым, кажется, была навсегда потеряна.

    Легендарная личность Сергей Кушнерев

    Ему было 54 года, он ушёл рано и ситуация выглядит дикой — сколько было впереди амбициозных идей. Наладить личную жизнь Сергею Кушнерову так и не удалось.

    В настоящее время, программы, которые он создал, пользуются необычайно большой популярностью. Но вопрос, который регулярно возникает в сети по поводу его кончины, не дает многим жить.

    Истинная причина смерти Сергея Кушнерова является инсульт, который и не дал ему создать свою личную жизнь. Врачи долгое время боролись за его здоровье, но он скончался прямо на реанимационном столе.

    Биография

    Сергей Кушнеров родился в Москве. Произошло это 8 марта 1962 года. Уже в 20 лет он начал работать в «Комсомольской правде», что стало основой для получения колоссального опыта. К тому же, его непосредственное начальство сразу поняло — молодой человек пойдёт далеко.

    Дело в том, что Сергей Кушнеров был не оппозицией старом, он был новатором и действительно предлагал свежие идеи, которых в его голове, кажется, было рекордное количество. Уже во время работы в «Комсомольской правде» он начал постепенно менять газетный формат.

    Сергей Кушнерев в молодости

    Никогда он не врывался в старые традиции резкими переменами, никогда не шёл против руководства, но при этом умудрялся маленькими шажками двигаться к поставленной цели. Таким образом, газетный формат стал гораздо более динамичным и интересным.

    Он понял, что постсоветский читатель уже не хочет погружаться в медлительные и огромные истории, что нужна динамика, движение, что нужно больше свежих историй. Именно Кушнеров постепенно начал уходить от длинных скучных очерков и стал умещать сразу 4 истории на одной полосе. Постепенно это стало форматом А3.

    Сергей никогда не стремился подавлять и властвовать, но стремился добавлять в интересные идеи ещё дров, чтобы они поглощали всё скучное и бесполезное.

    Сергей Кушнерев в начале карьеры

    Если ему попадался в руки шедевр, он не скупился на похвалу, помогал продвигаться талантам всё выше и выше. Иногда это в шутку называли личным питомником Сергея Кушнерова, потому что за своих молодых журналистов он отвечал лично, но и требовал от них многого.

    Именно ему удалось сделать, казалось, просто невозможное — он вытеснил из газет рутину, штампы, «галочки» и смог сделать каждый выпуск настоящей историей, максимально приблизив газету даже не к книге, а скорее к отражению действительности.

    Таким образом, работая в «Комсомольской правде», Сергей Кушнеров прошёл путь от стажера до ответственных и высоких постов.

    Сергей Кушнерев: дает интервью

    Уже в 1993 году он стоял у истоков создания «Новой газеты» и стал едва ли не основой её грядущего успеха. Тот опыт, те знания и то невероятное трудолюбие, которые пронёс через свою жизнь Сергей Кушнеров, были своеобразным двигателем любых процессов. Затем следует не менее успешная работа в газете «Московские новости».

    Многие почитатели таланта и работ Сергея Кушнерова интересовались раньше,есть ли у него дети или личная жизнь. На самом деле он был раскрепощенным человеком, но свою семью так и не удалось создать. Его карьера не давала время на отдых, может быть и поэтому он так рано скончался. Ни жены, ни детей, ни личной жизни в Сергея Кушнерова не было, что для такого человека являлось большим упущением.

    По настоящему его интересовала только работа на телевидении, которой он отдавал большую часть времени. Как и многие знаменитости, Сергей Кушнеров ушел из жизни вследствие тяжелой нагрузки,которая привела к инсульту.

    Приход на телевидение

    В 1994 году началась активная работа Кушнерова на телевидении. Его огромный опыт, знание людей, жизни, российских и мировых событий принесли много пользы.

    Александр Любимов тогда особенно-то не раздумывал и пригласил Сергея в кресло главного редактора телевизионной передачи «Взгляд». Спустя всего два года работы он смог стать главным редактором компании ВИД.

    Сергей Кушнерев: на телевидении

    Именно Первый канал он избрал для себя основой для дальнейшего развития и внедрения уже личных идей. Стать обладателем премий ТЭФИ ему позволило создание таких рейтинговых и просто интересных передач как «Жди меня», «Последний герой», «Женский взгляд» Оксаны Пушкиной.

    Программа «Жди меня»

    Дело не только в премиях ТЭФИ в номинациях «Лучший продюсер», «Лучший сценарист». Дело не в 20 годах стабильно-эффективной работы на телевидении. Дело в том, что Сергея Кушнерова коллеги по цеху характеризуют как настоящего человека.

    Телевидение Сергея Кушнерова – это телевидение информативное, поднимающее актуальные вопросы и позволяющее рассматривать эти вопросы со всех сторон. Это время, когда телевизор смотрят, чтобы стать умнее, узнать что-то новое, чтобы послушать интересных людей и научиться у них чему-то.

    Реалити-шоу «Последний герой» было создано по идее Сергея Кушнерова

    Говоря о Сергее вне профессии, друзья отмечают его как человека отзывчивого и вдумчивого. Сергей везде искал новые идеи, он обязан был знать людей, изучать их, находить в них что-то хорошее – на этом основывались все его идеи. Удивительно, но, создавая новое телевидение, он был первопроходцем, хотя действовал как человек с огромным опытом.

    Умение быть на один шаг впереди стало основой того, что Сергей контролировал всё и знал работу каждого сотрудника лучше, чем он сам. Таких профессионалов не бывает много, потому мнение коллег по цеху о Сергее Кушнерове и не могло быть иным – человек, каких мало.

    Последние годы жизни

    Умер Сергей Кушнеров как-то скромно и незаметно. Эта невозможность хвастаться достижениями и скромность была пронесена им через всю жизнь. За неделю до смерти он был госпитализирован с инсультом, лежал в реанимации и находился в стабильно тяжёлом состоянии.

    Сергей Кушнерев получил награду за свою работу на телевидении

    Возможности для восстановления его организма не было – это возможно только в том случае, если сразу после инсульта вернуться к нормальной жизни и заставить организм латать образовавшиеся поломки.

    У Сергея такой возможности не было. Стабильно тяжёлое состояние после инсульта станет предпоследней записью в его биографии, а дальше – конец истории, скорее даже конец целой эпохи.

    Сергей Кушнерев: фото

    Никогда ранее средства массовой информации не были такими «человеческими», ведь это были передачи, которые приковывали добрую часть страны, заставляли переживать и погружаться, находить для себя что-то новое и делать удивительные открытия.

    Если будет в средствах массовой информации ещё хотя бы один человек, который дотянет до уровня Сергея Кушнерова, то можно спать спокойно.

    На самом деле основной вопрос остается для многих открытым была ли жена у Сергея Кушнерова или личная жизнь. В интернете об этом нет совершенно ничего. Может он пытался скрывать от всех, а может быть прожил всю свою сознательную жизнь в одиночестве. Конечно же, это сложно для человека найти себе вторую половинку, когда ты постоянно работаешь.

    Опубликовано 27.02.17 13:45

    Умер журналист Сергей Кушнерёв. Об этом в своем Facebook сообщил генеральный директор радиостанции «Говорит Москва» Владимир Мамонтов. По его словам, Кушнерёв продолжительное время болел.

    vid_roll_width="300px" vid_roll_height="150px">

    "Сейчас сказали, что Сергей Кушнерев умер. 54. Рано, дико. Его знают, как создателя ТВ-программ Жди меня, Последний герой. ТЭФИ и всё такое. Друг Сергея Бодрова, крёстный его детей. Но он очень много незаметно важного сделал и для Комсомольской правды. Он был первым, кто вообще обзавёлся компьютером. Звонил ему недавно: поговорили про сейчас, он сказал, что на ТВ у него инткббээ пауза, что пишет книгу и помог в мне в моей просьбе. Жалко Серёжу ужасно", - написал Мамонтов.

    В середине февраля СМИ сообщали, что журналист был экстренно госпитализирован с инсультом. Медики оценивали его состояние как тяжелое: он находился в реанимации без сознания.

    Сергей Кушнерёв - советский и российский журналист, член Международной Академии телевизионных искусств и наук (ЭММИ), в течение 19 лет — главный редактор телекомпании «ВИД», автор множества проектов на «Первом канале», в частности, «Жди меня» и «Последний герой».

    Плодотворный труд Кушнерева был отмечен множеством наград. Так, в 1985 году он получил медаль "За трудовую доблесть", а в 2006-м - Орден Дружбы. За свою телекарьеру Кушнерёв не раз получал ТЭФИ и премию Союза журналистов Москвы.

    В понедельник, 27 февраля, от последствий повторного инсульта Сергей Кушнерев - журналист, известный телевизионный продюсер, неоднократный обладатель ТЭФИ. За 54 года он прошел путь от стажера в « » до влиятельного телепроизводителя, под руководством которого запустились проекты «Жди меня», «Последний герой», «Женские истории» с и другие культовые телепередачи. Он открыл стране , и как телеведущих. Долгие годы Кушнерев руководил телекомпанией «ВИД», и многие помнят его именно по рейтинговым телепроектам нулевых. Мало кто знает, что именно Кушнерев собственными руками сверстал первый номер «Новой газеты» и начинал карьеру во , чтобы хоть как-то прокормиться. Бывшие коллеги и друзья Кушнерева рассказали , каким они его запомнили и как, не будучи революционером, он разрушал стереотипы в редакциях.

    Играть его в капустнике было совсем просто - набычиться, громко сопеть, хлопать всех по плечу, говорить отрывисто. И при этом быть абсолютно в себе, закрыться, выглядеть немного чудаковатым - но это только для тех, кто его не знал. Потому что те, кто его знал, понимали, что за этой чудаковатостью, за этим сопением скрывается настоящий редакторский талант, страшная работоспособность, глубокий ум и журналистская чуйка. Прочитывать двести страниц материалов в день - еще в бытность ответсеком в «Комсомолке», причем понимая и обдумывая каждую фразу!

    На телевидении никто не помнит своих учителей - кто привел тебя в эфир, кто учил тебя этой работе. Я с гордостью могу сказать, что моими первыми учителями в телевидении были два великих телевизионщика - Сергей Кушнерев и . Сергея Анатольевича не стало.

    Все, кто работал в Останкино, знают: если уходит настоящий мастер (неважно, в какой должности), его фотография выставляется в холле подъезда номер один. Я давно не был в Останкино, поэтому в память о Сергее Анатольевиче поставлю его фотографию у себя в Facebook.

    Дмитрий Муратов, главный редактор «Новой газеты»

    Из «Комсомолки» Кушнерев ушел с нами делать «Новую газету». Денег не было, было только две комнатки в «Московских новостях» и какая-то каша, которую варила жена нашего генерального директора. Первый номер мы делали на коленках. Кушнерев освоил верстку, верстал первый номер «Новой газеты» весь день и всю ночь и, поставив точку, просто откинулся, встал, опустился в угол и заснул. Первый номер был сделан исключительно Сережкиными руками.

    Как и в «Комсомолке», в «Новой» Кушнерев отвечал за производство и придумывание новых тем. Он с ходу выдумал несколько новых форматов. Например, вкладку «Латинский квартал», полностью посвященную студенчеству. Он придумал первый в нашей стране социологический журнал, в котором мы с помощью социологов делали опросы по остросоциальным темам. Мы выпускали красивые синие книжечки с графикой - это был печатный институт общественного мнения. Он придумал еще одну замечательную штуку - карманный журнал для девочек. Издание формата заднего кармана джинсов, даже обложка у него была джинсовая. Там публиковались дневники наших читательниц - задолго до появления «Живого журнала».

    Кушнерев собрал вокруг себя безумно талантливых людей, которые пришли за ним из «Комсомолки». Это и , и Эрик Шур, Влад Тупикин - ныне известный специалист по контркультуре, Юлия Будинайте, Владимир Умнов, Аня Рыбина, Павел Гутионтов. Можно бесконечно перечислять фамилии молодняка, который он воспитывал. Вся эта молодежь буквально вилась вокруг Кушнерева, любимой фразой которого было «Дух живет повсюду». Была у него и другая фраза: «Ты слишком натужно что-то делаешь, а должно учитывать, что самое технологичное чувство на свете - это кайф». Он считал, что в каждой, даже заурядной истории можно раскопать что-то интересное, и делал это с любопытством.

    В феврале 1995 года мы приостановили выпуск газеты. Кормить газету было нечем. Нас семь раз выселяли и гоняли по всей Москве. Это сейчас мы лучшая газета 2016 года по версии Международного конгресса издателей, а тогда мы были в полном дерьме. У всех ведь еще молодые семьи, маленькие дети… Мы ушли с хороших окладов в «Комсомолке» просто в никуда.

    Чтобы нашим сотрудникам было чем прокормиться, Александр Любимов предложил части нашей команды делать программу «Взгляд». И Кушнерев вместе со своими ребятами фактически провели жеребьевку: кто остается делать газету, а кто идет во «Взгляд». Тогда же нашли Сергея Бодрова-младшего, который был специалистом по культуре итальянского Возрождения - Кушнерев, в сущности, открыл его для страны.

    По дружеской договоренности мы отпустили часть коллектива на прокорм. Пара человек ушла в , еще кто-то - в «Огонек». Потом они возвращались, но Кушнерев уже плотно сросся с телевидением.

    Но у нас Кушнеревым никогда не было никакого разрыва, ни человеческого, ни идеологического. Тем более он отказался от любой идеологии. Можно расследовать, можно преследовать или разоблачать, а можно смягчать нравы и чувства. Он выбрал для себя такой путь. Он хотел, чтобы у человека очищались эмоции, чтобы люди ощущали чужое добро. Именно на этом построена программа «Жди меня». В жанровом смысле наши дороги разошлись, в человеческом - никогда.

    Что касалось работы, то в деле Сергей был талантлив и свиреп. Он никогда не был мягким и дипломатичным. Кушнерев - демиург, а талант нуждается в определенной диктатуре. Он пыхтел-пыхтел-пыхтел, настаивал на своем и доказывал свое, заднего хода у него не было. А иначе не было бы этого сложнейшего проекта «Последний герой», который делала армия народа. Я никогда не понимал, как он управляется со всей этой махиной.

    Но не влюбиться в него было невозможно. Он был человеком, которого очень любили женщины и белки. На даче в Валентиновке к его деревянному дому сбегались не только все окрестные белки, но и, казалось, белки всей средней полосы России. И каждый знал, что в гости к Кушнереву достаточно приносить только орешки. На таких качелях он и качался всю жизнь: от талантливого, но жесткого менеджера до нежнейшего в быту создания, абсолютной широты и расточительной доброты. Я до последнего получал от Пети Толстого СМС о состоянии здоровья Сережи, для меня его смерть полный шок. Я потерял близкого друга, а газета - отца-основателя.



    Похожие статьи