• Что такое обедня и проскомидия. Объяснения церковных и домашних молитв. Божественная Литургия. Проскомидия

    31.12.2023

    ЧТО ТАКОЕ ЦЕРКОВНАЯ ЗАПИСКА?

    До революции для поминовения в церкви священнику обычно давали специальные маленькие книжечки с именами живых и отошедших в иной мир православных христиан - помянники. Современная церковная записка представляет собой разовый помянник «О здравии» или «О упокоении». Т.е. это список имен тех, о ком вы просите помолиться во время богослужения.

    ЕСЛИ Я ЛИЧНО ПРИДУ В ЦЕРКОВНУЮ ЛАВКУ И ПОДАМ ЗАПИСКИ «О ЗДРАВИИ» И «О УПОКОЕНИИ», ТО ЭТО БУДЕТ БОЛЕЕ СИЛЬНАЯ МОЛИТВА, ЧЕМ ЗАКАЗ ПОМИНОВЕНИЙ НА САЙТЕ МОНАСТЫРЯ?

    Сильная молитва - молитва со вниманием, благоговением и покаянием. Вы можете, не покидая рабочего места или оставаясь дома, подать записки на проскомидию сроком на 40 дней (сорокоуст) или год на официальном сайте Свято-Никольского мужского монастыря Поминовение, которое будет совершаться на Божественной литургии после заказа в интернете, точно такое же, как если бы вы лично передали список имен в иконную лавку. Важно не то, на сайте или в самом храме вы попросили совершить церковную молитву о здравии и упокоении ваших близких, важно, обращаетесь ли вы сами к Господу со словами благодарности, просьбы и прославления. Неслучайно святитель Феофан Затворник говорил: «Каково наше отношение к Богу, такова и молитва; какова молитва, таково и отношение наше к Богу».

    КОГДА НАЧНУТ ПОМИНАТЬ ИМЕНА, КОТОРЫЕ Я НАПИСАЛ(А) В ПОДАННЫХ ЧЕРЕЗ САЙТ ЗАПИСКАХ?

    Все имена, которые вы указали в специальной форме на сайте Свято-Никольского мужского монастыря , записывают в синодики и начинают поминать, начиная со следующего дня в течение сорока дней (сорокоуст) или года.

    В некоторые дни Великого поста и другие даты, когда по уставу не совершается проскомидия с выниманием частиц, записки, поданные на длительные сроки, просто прочитываются во время богослужения.

    ХОЧУ, ЧТОБЫ О МОИХ БЛИЗКИХ ПОМОЛИЛИСЬ НА ТОЙ СЛУЖБЕ, ГДЕ МОЖНО ПРИЧАСТИТЬСЯ. КАКУЮ ЗАПИСКУ МНЕ ПОДАТЬ - НА ЛИТУРГИЮ, НА ЕВХАРИСТИЮ, НА ПРОСКОМИДИЮ ИЛИ НА ОБЕДНЮ?

    Давайте сперва разберемся, что означают слова «Божественная литургия», «Евхаристия», «проскомидия» и «обедня».

    Литургия (с греческого «общее дело») - самое важное церковное богослужение, совершаемое ради таинства Причащения, иначе называемого Евхаристией.

    Евхаристия (с греческого «благодарение») - главное таинство Церкви, установленное Самим Спасителем накануне крестных страданий, смерти и воскресения. В этом таинстве после предварительной подготовки, а в особых случаях и без нее, может участвовать каждый православный христианин, причащаясь (вкушая) под видом хлеба и вина Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную.

    (с греческого «принесение») - первая часть Божественной литургии, когда священник приготовляет хлеб и вино для совершения таинства Евхаристии. Хлеб - это просфоры, т.е. круглые хлебцы из дрожжевого пшеничного теста, а вино - кагор, красное крепкое сладкое натуральное вино, не теряющее вкусовых качеств при разбавлении водой.

    Именно во время поминовения на проскомидии священник вынимает из просфор частицы о здравии и упокоении тех христиан, чьи имена перечислены в записках, поданных с помощью работника иконной лавки или в интернете. В Свято-Никольском мужском монастыре вы можете заказать поминовение на проскомидии в течение сорока дней (сорокоуст) или года. Сделать это можно на сайте обители

    Также имена тех, о ком просили помолиться, могут поминаться священнослужителями на ектении (гласно, т.е. вслух, или тайно, т.е. про себя, в зависимости от традиции прихода и количества записок) и во время пения «Достойно есть».

    В конце Божественной литургии после причащения мирян частицы, извлеченные из просфоры за наших ближних, погружаются в Святую Чашу с Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа. При этом священник произносит молитвословие: «Отмый, Господи, грехи зде поминавшихся Честною Твоею Кровию, молитвами святых Твоих». Просфорные частицы, напитываясь Животворящей Кровью Христовой, освящаются, и это освящение передается душам живых и преставльшихся людей, за которых они принесены. Когда в алтаре совершается потребление Святых Даров, священником или диаконом потребляются и эти частицы.

    Именование первой части Литургии связано с обычаем ранних христианских общин приносить с собой хлеб, вино, вообще всё нужное для совершения Таинства (и масло для лампад, и ладан и прочее). Поэтому хлеб, употребляемый на проскомидии, получил на-звание просфора, что означает «приношение».

    До сих пор в некоторых Православных Церквях (например, в Греции или Сербии) можно найти маленькие приходы, где верующие сами пекут простые просфоры и передают их в алтарь вместе со списками имен тех, о ком они желают помолиться во время Литургии.

    Обедня (от всем понятного слова «обед») - простонародное название Божественной литургии, возникшее оттого, что эта служба обычно совершается в первой половине дня, до обеда.

    Таким образом, записки на литургию, на евхаристию, на проскомидию или на обедню - это записки на одно и то же богослужение. Обычно в церковных лавках они называются записками на проскомидию.

    МОЖНО ПОПРОСИТЬ СВЯЩЕННИКА, ЧТОБЫ ОН ВЫНИМАЛ ЧАСТИЦЫ НА ПРОСКОМИДИИ ИЗ МОЕГО ДОМАШНЕГО ХЛЕБА?

    В наши дни это не принято. Теперь мы просто жертвуем деньги, а храмовые сотрудники сами приобретают муку, дрожжи, кагор и прочее, необходимое для совершения службы, сами пекут просфоры.

    При проскомидии используются пять особых больших просфор и неограниченное число обычных маленьких. Не вдаваясь в подробный рассказ о первых трех больших просфорах, остановимся на четвертой и пятой. Именно ради четвертой просфоры мы подаем перед Божественной литургией записки «О здравии». Из этой просфоры священник вынимает частицы за ныне живущих членов Церкви Христовой, начиная со Святейшего Патриарха и правящего епархиального архиерея. Как правило, записок с именами много, поэтому частицы за поминаемых живых вынимаются и из
    дополнительных просфор. Пятая просфора приготовлена ради нашей молитвы о усопших. Когда все записки «О упокоении» прочитаны, священник опять берет четвертую просфору и вынимает частицу за себя самого со словами: «Помяни, Господи, и мое недостоинство и прости ми всякое согрешение вольное же и невольное».

    Частицы, вынутые по нашим запискам, помещаются на особом богослужебном блюде - дискосе, где уже лежат Агнец и другие частицы, символизируя всю Церковь. Агнец - центральная часть первой просфоры, вырезанная в форме куба. Именно Агнец во время совершения Евхаристического канона становится истинным Телом Христовым. Прочие частицы имеют треугольную форму, они посвящены Богородице и святым.

    «На проскомидии образно представляется собранной около Агнца, вземлющего грехи мира, вся Церковь небесная и земная… Какая тесная связь находится между Господом и святыми Его, между Ним и благочестно живущими на земле и умершими в вере и благочестии: помни, какая тесная связь между нами и святыми и умершими во Христе, и всех воз-люби, как членов Господа и своих членов, - увещевает святой праведный Иоанн Кронштадтский. - В какой близости друг к другу находятся и небожители и землежители, и Божия Матерь и все святые, и все мы, православные христиане, когда совершается божественная, всемирная, пренебесная, всеобщительная Литургия! Боже мой! Какое прерадостное, животворное общение!»

    Что затем происходит с этими частицами, вы уже знаете из ответа на первый вопрос.

    Я МОГУ ВО ВРЕМЯ ПРИЧАЩЕНИЯ ПРИНЯТЬ ТЕЛО ХРИСТОВО ПОД ВИДОМ ЧАСТИЦ ТЕХ ПРОСФОР, ИЗ КОТОРЫХ ВЫНИМАЛИСЬ ЧАСТИЦЫ О ЗДРАВИИ И УПОКОЕНИИ МОИХ БЛИЗКИХ?

    Нет. Для причащения употребляется только одна просфора, называемая агничной.

    ДОСТАТОЧНО ЛИ ПОДАТЬ ЗАПИСКИ НА ПРОСКОМИДИЮ ИЛИ НЕОБХОДИМО ЗАЙТИ В ХРАМ, ПОСТАВИТЬ СВЕЧКУ?

    Подавая записки на проскомидию, старайтесь как можно чаще молиться за Божественной литургией, принимать участие в Евхаристии. Помните, что причащение Телу и Крови Христовым - заповедь Господа, повелевшего всем нам: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» и «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета » (Мф. 26:26-28).

    Как сказано в документе «О участии верных в Евхаристии», «сама Церковь есть Тело Христово, а потому Таинство Тела и Крови Христа видимым образом являет мистическую природу Церкви, созидая церковную общину. Духовная жизнь православного христианина немыслима без причащения Святых Таин. Приобщаясь Святых Даров, верующие освящаются силой Святого Духа и соединяются со Христом Спасителем и друг с другом, составляя единое Тело Христово».

    Документ «О участии верных в Евхаристии» одобрен на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года в Храме Христа Спасителя в Москве. С его полным текстом вы можете ознакомиться на странице http://www.patriarchia.ru/db/text/3981166.html Из этого документа вы узнаете, как подготовиться самим и подготовить детей ко святому причащению.

    ЗАЧЕМ МНЕ ПИСАТЬ ЧЬИ-ТО ИМЕНА В ЗАПИСКАХ НА ПРОСКОМИДИЮ? Я И ТАК САМОСТОЯТЕЛЬНО ПОМОЛЮСЬ О СВОИХ ЛЮБИМЫХ.

    Через упоминание человека на Литургии мы испрашиваем у Господа помощи и благословения. Многовековой опыт Церкви свидетельствует о том, что поминовение на проскомидии, изъятие частиц о здравии и о упокоении, а потом погружение их в потир со Святыми Дарами является самой действенной молитвой. Бескровная жертва совершается за всех поминавшихся на проскомидии, они тоже участвуют в Божественной литургии.

    Старец Голосеевского скита Киево-Печерской лавры Алексий, прославленный ныне как местночтимый святой, будучи иеромонахом, нес послушание у мощей святителя Феодосия Черниговского. Однажды он в изнеможении заснул рядом с ракой и увидел святителя Феодосия, который благодарил его за труды и просил помянуть на Литургии своих родителей иерея Никиту и Марию. Отец Алексий изумился, неужели святой муж нуждается в молитве священника на земле, если сам стоит пред престолом Божиим на небесах. Святитель Феодосий кратко вразумил собрата: «Приношение на Литургии сильнее моих молитв».

    Святитель Григорий Двоеслов вспоминал о загробной участи одного нерадивого монаха, грешившего сребролюбием. Согласно повелению святителя, помимо общей молитвы братии, по усопшему отслужили тридцать заупокойных литургий. Когда совершилась тридцатая Божественная литургия, душа монаха явилась, чтобы ободрить и утешить своего родного брата. «Доселе, брат, я жестоко и страшно страдал, теперь же мне хорошо, и я нахожусь во свете», - сказал монах.

    Поминовение на Божественной литургии - наивысшее благо для тех, кто нам дорог.

    ЧТО, КРОМЕ ИМЕНИ КРЕЩЕННОГО ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНИНА, НУЖНО ПИСАТЬ В ЗАПИСКАХ НА ПРОСКОМИДИЮ?

    Помимо имени, данного при крещении или (для монахов) при постриге, следует указать священный сан или степень монашества, если таковые имеются.

    Допустимо, но вовсе не обязательно писать краткие сведения о живых и усопших, например, мл. (младенец, то есть дитя до 7 лет), отр. (отрок или отроковица - до 14 лет), в. (воин), бол. (болящий, болящая), закл. (заключенный, заключенная), пут. (путешествующий, путешествующая), уб. (убиенный, убиенная).

    Фамилии, отчества, мирские звания и титулы, степени родства не нужны, как и определения, вроде «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего» и т.п. Исключение - слова «новопреставленного» или «приснопоминаемого», если вы подаете записку «О упокоении». «Новопреставленным» усопший именуется в течение сорока дней по кончине, а «приснопоминаемым» - ежегодно в день рождения, день именин, день смерти.

    ЗАПИСКА НА ПРОСКОМИДИЮ «О ЗДРАВИИ» ПИШЕТСЯ РАДИ ТЕХ, КТО ЗА-БОЛЕЛ?

    Не обязательно. Под «здравием» мы понимаем не только хорошую физическую форму, бодрость, высокий тонус, но и духовное состояние человека, гармонию с Богом, с Церковью, с окружающими. В записке на проскомидию «О здравии» пишите имена всех, кому вы желаете спасения и благоденствия.

    НЕ ЗНАЮ, СТОИТ ЛИ ВПИСЫВАТЬ В ЗАПИСКУ НА ПРОСКОМИДИЮ «О ЗДРАВИИ» ИМЯ ДУХОВНИКА И ТЕМ БОЛЕЕ ИМЕНА НАШЕГО ПРАВЯЩЕГО АРХИЕРЕЯ И СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА - О НИХ И ТАК МНОЖЕСТВО ЛЮДЕЙ МОЛИТСЯ…

    В духовном мире сильна не арифметика, а любовь. Конечно, за Патриарха вся Церковь молится, и если мы, по любви, тоже хотим за него помолиться, то напишем его имя в сво-ей записке. А уж о духовнике всегда молиться - наш долг, равно как о родителях.

    По традиции первым пишется имя Патриарха, следом - архипастыря, духовника и других священнослужителей, которые вас наставляют и заботятся о спасении вашей души, после имена родителей, членов семьи, близких и родных.

    ЕСЛИ У МЕНЯ ЕСТЬ НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЬ ИЛИ ЗАВИСТНИК, ПИСАТЬ ЛИ ЕГО ИМЯ В ЗАПИСКУ НА ПРОСКОМИДИЮ «О ЗДРАВИИ»?

    Непременно. Так вы исполните повеление Христово: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас » (Мф. 5:44). Молитва за Божественной литургией о примирении враждующих - великая сила для водворения мира.

    ЗАПИСКА НА ПРОСКОМИДИЮ «О УПОКОЕНИИ» ПОДАЕТСЯ ТОЛЬКО ЗА КРОВНЫХ РОДСТВЕННИКОВ?

    Нет. На проскомидии вынимаются частицы не только за наших ближайших сродников, но и за весь род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, наставил, поддержал. Или наоборот - за тех, с кем мы не успели примириться в земной жизни, за обидчиков, за тех, кто враждовал с нами или нашими близкими.

    Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших.
    СОРОКОУСТ - ЭТО МОЛИТВА О УПОКОЕНИИ?

    Вовсе не обязательно. Сорокоуст - это сорокадневное поминание усопшего или здравствующего христианина за Божественной литургией.

    СОРОКОУСТ СЛЕДУЕТ ЗАКАЗЫВАТЬ ТОЛЬКО В ДЕНЬ СМЕРТИ ТОГО ЧЕЛОВЕКА, О ЧЬЕЙ ДУШЕ Я ПРОШУ МОЛИТЬСЯ?

    Прекрасно, если у вас получится подать записку «О упокоении» в день кончины (имя в этом случае пишется с прибавлением «новопреставленный»), но и в других случаях не отказывайтесь от сорокоуста или годового поминовения души преставльшегося православного христианина.

    Мы понимаем, сколько сложностей связано с похоронами и другими заботами в этот трудный период. Чтобы сберечь время и силы, вы можете написать записку «О упокоении» на сайте Свято-Никольского мужского монастыря

    СОРОКОУСТ - ЭТО СОВРЕМЕННАЯ ВЫДУМКА ИЛИ «ПРЕДАНЬЕ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ»?

    В Новозаветной Церкви существует древний обычай, пришедший еще из практики Ветхозаветных иудеев, оплакивать умерших сорок дней. Христиане усиленно молятся о душе усопшего в продолжение сорока дней (сорокоуст) и особенно в сороковой день (сорочины). Святитель Симеон Солунский писал: «Сорокоусты совершаются в воспоминание вознесения Господня, случившегося в сороковой день после Воскресения, и с тою целью, чтобы и умерший, восстав из гроба, вознесся в сретение Господу, быв восхищен на облацех, и тако был всегда с Господом».

    Заздравный сорокоуст вошел в церковную традицию позже, чем молитва о новопреставленном. Мы молимся о здравии сорок Литургий, вспоминая, как Христос победил дьявола, пробыв сорок дней в посте и молитве. Принося бескровную жертву, мы просим у Гос-пода благодать победить врага, воздушного князя тьмы, и получить в наследие Царство Небесное.

    ВО МНОГИХ ХРАМАХ ПОМИМО ОБЫЧНЫХ ЗАПИСОК НА ПРОСКОМИДИЮ «О ЗДРАВИИ» И «О УПОКОЕНИИ» ПРИНИМАЮТ ЗАКАЗНЫЕ ЗАПИСКИ. ЧЕМ ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ, КРОМЕ РАЗМЕРА ПОЖЕРТВОВАНИЯ?

    Заказную записку прочитывают на проскомидии (и вынимают частицы за тех, кто там записан), а затем эту же записку поминает диакон вслух (а если записок много - и священники в алтаре) на Литургии, во время великой или заупокойной ектении.

    Что касается пожертвований за поминовение на проскомидии и за возгласное поминовение на Литургии, то последнее обычно больше хотя бы для того, чтобы количество возглашаемых вслух имен не превращало Божественную литургию в многочасовое чтение записок.

    ЕСЛИ Я ПОДАМ ЗАПИСКИ НА ПРОСКОМИДИЮ В ИНТЕРНЕТЕ, ТО НЕ УВИЖУ, КАК ИХ ЧИТАЛИ, ВЫНИМАЯ ЧАСТИЦЫ О ЗДРАВИИ И УПОКОЕНИИ. А ВОТ, ЗАЙДЯ В ЦЕРКОВЬ, СМОГУ УБЕДИТЬСЯ, ЧТО МОИХ БЛИЗКИХ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОМЯНУЛИ…

    Каждая поданная на проскомидию записка обязательно прочитывается, вне зависимости от того, где вы ее подали - на странице сайта
    или в иконной лавке. А вот своими глазами увидеть проскомидию вам вряд ли удастся в любом случае, поскольку без благословения на вход в алтарь это невозможно.

    Проскомидия совершается священником на алтарном жертвеннике (четырехугольном столе, который стоит слева от престола) при закрытых Царских вратах. Даже услышать в этот момент имена дорогих вам людей вы не сможете, т.к. они читаются вполголоса, а в центральной части храма громко разносятся молитвы, произносимые чтецом. Какие именно молитвы - о здравии и упокоении? Нет, обычно это Третий и Шестой час. Возглас «Благословен Бог наш», предваряющий чтение Третьего часа, является также началом проскомидии.

    Внимательно вслушивайтесь в слова Божественной литургии, и вы не пропустите те мо-менты, когда вся церковь будет молиться о здравии или упокоении своих братьев и сестер во Христе.

    На проскомидии все записки читаются в алтарной части храма, куда мирянин не может войти без благословения настоятеля (женщины в алтарь не входят). Делают это священнослужители или церковнослужители.

    Подав записки на проскомидию, не оставляйте «самостоятельную» молитву. Преподоб-ный Паисий Святогорец учит: «Когда вы про себя поминаете имена, то ваше сердце должно соучаствовать в боли каждой поминаемой вами души, будь это живой или усопший человек. Приводите себе на ум все человеческие нужды вообще и конкретно того, о ком вы молитесь, и просите: «Помяни, Господи… Марию, Николая… Ты, Боже мой, знаешь, какие у них трудности. Помоги им». Имена, которые вам дают для поминовения, поминайте на нескольких Божественных литургиях - какие-то на трех, какие-то на пяти. Остальные имена поминайте во вторую очередь. А то что же - одних ты поминаешь постоянно, а других, которые нуждаются в молитвенной помощи, не поминаешь совсем? Я такого не понимаю. Имена католиков, иеговистов и прочих еретиков поминать на проскомидии нельзя. Нельзя ни вынимать за них частичку, ни служить панихиду. А об их здравии и просвещении мы молиться можем, и даже петь молебный канон».

    СКОЛЬКО ИМЕН МОЖНО НАПИСАТЬ В ОДНОЙ ЗАПИСКЕ НА СОРОКОУСТ ИЛИ НА ПРОСКОМИДИЮ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА?

    Число имен неограниченно. При составлении списка стоит учесть, что от количества имен зависит размер предлагаемого пожертвования за сорокадневное (сорокоуст) или годовое поминовение.

    Вы можете подать записки на проскомидию «О здравии» и «О упокоении» с именами всех православных христиан, которых вы желаете помянуть за главным богослужением Православной Церкви, на сайте Свято-Никольского мужского монастыря

    Скромное пожертвование на монастырские нужды вам будет предложено внести за каждое имя, которое будет поминаться на Божественной литургии ежедневно в течение сорока дней (сорокоуст) или года.

    Если записок немного (например, день будний и приход маленький), то священник читает их сам. Если речь, скажем, о кафедральном соборе в двунадесятый праздник или Родительскую субботу, то, разумеется, священнику помогают чтецы и пономари. Они стоят рядом с жертвенником и негромко читают имена, а священник вынимает из просфор частицы со словами: «Помяни, Господи».

    Конечно, бывают исключения, но они очень редки. К примеру, уже упоминавшийся святой праведный Иоанн Кронштадтский молился на проскомидии особым образом. «На проскомидии, совершаемой отцом Иоанном, просфор было так много, что их приносили большими корзинами. Многие лично подходили к батюшке с просьбой помянуть своих родственников, вынуть частичку хотя бы из одной просфоры. Кроме того, отец Иоанн получал ежедневно свыше тысячи писем и телеграмм с просьбами помолиться об исцелении больных, признанных врачами безнадежными. Писали не только со всех концов России, но и из других стран, из Азии и из Америки. У батюшки были секретари для прочтения этих писем и телеграмм и для ответов на них. Возникает вопрос: как получали исцеление по молитвам отца Иоанна те больные, о которых просили родные в этих письмах и телеграммах, ведь батюшка физически не успевал их прочитать? А вот как… Перед отцом Иоанном лежали горы корреспонденции, и он, вынимая частицы из просфор, дерзновенно, с упованием на милость Божию, взывал: «Помяни, Господи, всех заповедавших мне молиться о них». Этой краткой молитвы великого угодника Божия было достаточно, чтобы Божественной благодатию, пребывавшей в батюшке, совершались чудеса во всех концах вселенной» (Виктория Корхова «Дивный батюшка»).

    В ЦЕРКОВНОЙ ЛАВКЕ МНЕ ДАЛИ ПРОСФОРУ, ИЗ КОТОРОЙ КТО-ТО ВЫКОВЫРЯЛ КУСОЧЕК, ТАК И ДОЛЖНО БЫТЬ, ИЛИ МНЕ ДОСТАЛАСЬ «БРАКОВАННАЯ» ПРОСВИРКА?

    Всё в порядке. Священник вынимает частицу из просфоры за каждое имя, написанное в записке на проскомидию. Если записок сотни, то одна частица вынимается за несколько имен. Освящаются не только вынутые частички, но и все просфоры. После проскомидии просфоры передаются в свечной ящик (иконную лавку).

    КУДА ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ ПОПАДУТ ЗАПИСКИ С ИМЕНАМИ ДОРОГИХ МНЕ ЛЮДЕЙ? Я НЕ ХОЧУ, ЧТОБЫ ОНИ ВАЛЯЛИСЬ В КУЧЕ МУСОРА.

    После поминовения все записки сжигаются.

    ЗАПИСКИ НА ПРОСКОМИДИЮ Я МОГУ ПОДАТЬ В ЛЮБОЙ ДЕНЬ ГОДА?

    Да, вы можете подавать записки на проскомидию накануне богослужения или за несколько дней до желаемой даты поминовения. Однако стоит уточнить, будет ли служиться Божественная литургия именно в тот день. Ежедневно Божественная литургия совершается только в крупных храмах, а в небольших приходах - лишь по воскресеньям и в церковные праздники.

    Есть дни, когда Литургия вообще не служится, это:
    1. Перед Великим постом в заключительную неделю (Сырную, или в простонародье Масленицу) в среду и пятницу.
    2. В Великий пост по понедельникам, вторникам и четвергам, а также в Великую Пятницу.
    3. В пятницу перед праздниками Рождества Христова и Богоявления Господня, когда они выпадают на воскресенье или понедельник.

    Если в нужный вам день (именины, день рождения, годовщина смерти и т.д.) Божественная литургия не служится, вы можете подать записку на проскомидию на ближайшую дату (уже без указания «приснопоминаемый» и т.п.).

    КАК ЧАСТО РАЗРЕШАЕТСЯ ПОДАВАТЬ ЗАПИСКИ ДЛЯ ПОМИНАНИЯ НА ПРОСКОМИДИИ?

    Никаких ограничений не существует, ведь мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуждаемся в милости Божией, очищающей и спасающей нас. Просите молитв Церкви и принесения о нас и о наших близких, живых и усопших, жертвы Святых Даров как можно чаще. Если у вас нет возможности ежедневно присутствовать в храме, подайте записки сразу на сорок дней или на год. Сделать это можно на сайте Свято-Никольского мужского монастыря

    ЗНАЮ, ЧТО БЫВАЮТ РАЗНЫЕ ЛИТУРГИИ, А ЗАПИСКИ НА ПРОСКОМИДИЮ ТОЖЕ ЧЕМ-ТО ОТЛИЧАЮТСЯ?

    В современной приходской практике Русской Православной Церкви распространены три вида Божественной литургии:
    1. Литургия святителя Иоанна Златоуста,
    2. Литургия святителя Василия Великого и
    3. Литургия преждеосвященных Даров (она же Литургия святителя Григория Великого, Двоеслова, папы Римского).

    Записки на проскомидию бывают «О здравии» и «О упокоении». Души живых и усопших христиан, за которые священник вынимает частицы из просфоры, одинаково поминаются на Литургии по любому чину. При этом формально проскомидия не входит в состав Литургии Преждеосвященных Даров, поскольку Святые Дары для этой Литургии приготавливаются заранее.

    ЕСЛИ Я ЗАКАЖУ СОРОКОУСТ В СОРОКА ХРАМАХ, ТО ЭТА МОЛИТВА БУДЕТ ОСОБО СИЛЬНОЙ?

    Вы можете подавать записки на проскомидию о здравии и упокоении в любое число православных церквей, в зависимости от вашего благочестивого усердия и материальных возможностей, но мнение о подобном механическом «усилении» молитвы глубоко ошибочно, оно из области предрассудков и магизма.

    МОЖНО ЛИ В ЗАПИСКЕ «О ЗДРАВИИ» НА ПРОСКОМИДИЮ ПИСАТЬ СВОЕ ИМЯ, ИЛИ ЭТО ГРЕХ ГОРДЫНИ?

    Конечно можно. Во многих церковных молитвах есть прошения о самих себе. Например, в завершении ектеньи в чине Великого повечерия мы «рцем и о себе самех». Если вы опасаетесь впасть в грех гордыни, можете, в знак смирения перед Господом, писать свое имя в записке «О здравии» последним.

    У МЕНЯ МНОГО НЕКРЕЩЕНЫХ РОДСТВЕННИКОВ, КАК ЖИВЫХ, ТАК И УМЕРШИХ, КАК МНЕ ПОМЯНУТЬ ИХ НА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ?

    Человек, который не желает соединить себя с Церковью Христовой, не может поминаться за Божественной литургией. В записках на проскомидию мы пишем имена лишь тех, кто принял Святое крещение. Ваша духовная обязанность - молиться о некрещеных родственниках дома, стараться изменить свою жизнь к лучшему, быть верным Христу.

    Поминая усопших некрещеных родственников, вы можете делать добрые дела в их честь и память.

    БЛИЗКИЙ МНЕ ЧЕЛОВЕК ПОКОНЧИЛ С СОБОЙ, БУДУЧИ В СОСТОЯНИИ ТЯЖЕЛОГО ПСИХИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА. ОН БЫЛ КРЕЩЕНЫМ, ПОЭТОМУ Я ХОЧУ ВПИСАТЬ ЕГО ИМЯ В ЗАПИСКУ НА ПРОСКОМИДИЮ. ЭТО ВОЗМОЖНО?

    Вопрос об отпевании и церковном поминовении самоубийцы может решить только правящий архиерей той области, где жил почивший. Вы имеете право обратиться к нему с просьбой признать самоубийство неосознанным. Только после положительно решения этого вопроса архиереем, вы сможете подать записку на проскомидию. Пока же поминай-те усопшего в домашней молитве, творите в его память дела милосердия.

    Если крещеный человек покончил с собой осознанно, то лучше приступать даже к домашней молитве о его душе только после благословения священника.

    СРЕДИ МОИХ РОДНЫХ И ДРУЗЕЙ ЕСТЬ БАПТИСТЫ, КАТОЛИКИ, ИУДЕИ И МУСУЛЬМАНЕ. ИМЕНА ПОСЛЕДНИХ Я В ЗАПИСКАХ НА ПРОСКОМИДИЮ НЕ ПЕРЕЧИСЛЯЮ, А ВОТ ИМЕНА ХРИСТИАН, ПУСТЬ И НЕМНОГО ДРУГОЙ ВЕРЫ, А ТАКЖЕ НЕКРЕЩЕНЫХ ЕВРЕЕВ ХОЧУ НАПИСАТЬ, ВЕДЬ ГОСПОДЬ У НАС ОДИН. ЭТО ПРАВИЛЬНО?

    Что касается поминовения на проскомидии, то нет разницы, к какой религиозной традиции принадлежит человек, если он не находится в лоне Православной Церкви. Люди любой иной веры поминаются как некрещеные. Их имена не следует писать в записках на Божественную литургию. Молитесь о них дома и, если кто-то из них уже ушел из жизни, совершайте в их память добрые дела.

    ХОЧУ НАПИСАТЬ В ЗАПИСКЕ НА ПРОСКОМИДИЮ ИМЕНА «СУПРУГОВ», КОТОРЫЕ В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ ЖИВУТ В БЛУДЕ (Т.Е. БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ В ЗАГСЕ), НО НЕТ УВЕРЕННОСТИ, ПОЗВОЛИТЕЛЬНО ЛИ ЭТО …

    Разумеется, церковное поминовение на проскомидии людей, сознательно совершающих смертный грех, недопустимо. Но здесь главное - именно мера сознательности. Одно дело, если пара грешит целенаправленно. Другое, если один человек стремится к браку, а второй против. Третье, если оба далеки от воцерковленности. Лучше попросить совета священника, знакомого с этой конкретной семейной ситуацией.

    Я ЛЮБЛЮ СВОИХ ДОМАШНИХ ПИТОМЦЕВ, ОНИ ЧЛЕНЫ МОЕЙ СЕМЬИ, МОГУ Я НАПИСАТЬ ИХ КЛИЧКИ В ЗАПИСКУ НА ПРОСКОМИДИЮ?

    Мы призваны заботиться о домашних животных, но поминать их за Божественной литур-гией или за любой другой церковной службой не принято. В таинствах Церкви мы молимся о бессмертной человеческой душе, а с молитвой о здоровье питомца вы можете обраться к Господу дома, при этом не стоит помазывать больное животное освященным маслом или кропить святой водой.

    ЕСЛИ Я ПОДАМ ЗАПИСКИ НА ПРОСКОМИДИЮ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ-САЙТ, ТО ГДЕ Я ПОЛУЧУ ПРОСФОРУ?

    Практика выдавать просфоры тем, кто подает записки на проскомидию, - не более чем местный обычай. Он никак не связан с церковной молитвой о здравии и упокоении христиан, чьи имена вы написали в записках на проскомидию.

    ЧТО ТАКОЕ АРХИЕРЕЙСКАЯ ПРОСКОМИДИЯ? МОЖНО ПОДАТЬ ЗАПИСКИ НА ЭТУ ПРОСКОМИДИЮ?

    При служении Божественной литургии архиерейским чином владыка входит в алтарь, когда священником уже совершена первая проскомидия, на которую мы подали записки «О здравии» и «О упокоении». При этом предложение Честных Даров находится на жертвеннике, и в начале Великого входа происходит вторая проскомидия, когда архиерей поминает живых и усопших чад Православной Церкви. Для этого он так же, как и прежде священник, вынимает частицы из просфор. Все наши записки к этому времени уже прочитаны.

    Придя в православный храм, можно столкнуться с тем, что нам часто не знакома терминология. Такая ситуация произошла из-за того, что многие термины происходят от греческого либо старославянского языка. Например, предлагают подать записку на проскомидию, а человек, который впервые зашел в храм, недоумевает: проскомидия, что это и за кого можно подавать просьбу о поминовении? Нужно попросить тех, кто их принимает, немного объяснить суть этого обряда.

    Слово «проскомидия» с греческого языка можно перевести как приношение. В первые века христиане приносили хлеб для богослужения.

    Священник молился над ним, изымал частичку о здравии или за упокой душ, а остальной хлеб возвращался тому, кто его принес, либо раздавался больным, нищим, сиротам или вдовам. От этого пошло название – приношение.

    Но основная задача проскомидии не эта. Это богослужение, совершаемое перед божественной литургией (обедней), на котором заготавливаются вино и хлеб для евхаристии. На ней хлеб, оставаясь хлебом материально, предлагается в настоящее тело Иисуса Христа, а вино в Его настоящую кровь.

    Необходимые атрибуты:

    • Жертвенник. Принадлежность алтаря. Небольшой стол, предназначен для совершения проскомидии. Он символизирует вертеп, где родился Иисус Христос, а также Голгофу, где Он был распят.
    • Потир (Чаша) – как чаша вина во время Тайной вечери.
    • Дискос – вертеп.
    • Звездица – символизирует Вифлеемскую звезду.
    • Копие – копье, которым был пробит бок Господ Иисуса.
    • Покровцы – пелены, которыми был укутан Богомладенец.
    • Просфоры на проскомидии (5 штук).

    Чин совершения проскомидии

    Перед службой священник, облачившись в одежды, стоит перед жертвенником, произнося молитву, во время которой целует принадлежности, необходимые для богослужения.

    Провозгласив: «Благословен Бог наш…», начинает проскомидию. Берется первая (агничная) просфора и изымается из нее Агнец путем обрезания ее краев.

    Остается часть просфоры в форме куба или пирамиды. Этот Агнец будет пресуществляться в тело Христово, также им причащаются. Агнец символизирует самого Иисуса Христа, принесенного в жертву как агнца (ягненка) ради жизни мира. По этой причине первая просфора называется агнечной.

    В потир вливается вино, смешанное с водой. Так как из ребра Иисуса распятого потекла кровь и вода. Вино во время евхаристии прелагается в Кровь Христову.

    Вторая просфора называется богородичной. Она символически изображает Богородицу. Из неё вынимается частица, а затем кладется на дискос справа от Агнца.

    Третья просфора называется «девятичинная». Такое название она получила из-за того, что из нее изымается девять частиц за:

    • Иоанна Крестителя,
    • пророков,
    • апостолов,
    • святителей,
    • мучеников,
    • преподобных,
    • бессребреников,
    • тех, кому праздник дня, и какого святого храм,
    • составителя Литургии (Иоанна Златоуста либо Василия Великого).

    Девять частиц покладаются на дискос тремя рядами справа от Агнца.

    Четвертая просфора – «о здравии». Из нее вынимаются частицы за живых. Сначала одна большая вынимается за здравие всех священнослужителей, затем вторая частица за страну и ее жителей.

    Третью частицу вынимает священник за самого себя. Также вынимаются частицы за тех, ради кого поданы записки на проскомидию. Вот что такое проскомидия о здравии.

    Пятая просфора – проскомидия за упокой. Вынимается частица о почивших строителях, жертводателях, а также служителях храма. Вторая частица вынимается за всех почивших православных христиан. Затем также вынимаются мелкие частицы за тех, за кого они поданы.

    Дискос накрывается звездицей и покровцем, затем чаша накрывается покровцем, а вместе дискос с чашей накрываются воздухом (большой покровец). Затем священник с молитвой кадит приношение, после этого произносит отпуст.

    Интересно! В элладской православной церкви (греческой) проскомидия совершается на одной большой просфоре. Агнец вынимается из ее центральной части, а остальные частицы из разных сторон этой просфоры.

    После отпуста дары считаются уготованными к совершению Божественной Литургии. В чаше налито вино и вода, на дискосе выложены все частицы. Дискос символизирует всю полноту церкви. В центре стоит Агнец Иисус Христос, возле Него Богородица и все святые. Окружают Его все члены церкви.

    Частички о здравии – это земная церковь, а частички о усопших – небесная (торжествующая). Обедня, тут уже Господь начинает священнодействовать. Теперь время сотворить Господеви, т.е. священник уготовал, и пришло время творить Господу. Так заканчивается первая часть и начинается Литургия. Теперь участвуют все верующие, ведь Литургия означает общее дело. Здесь совершается пресуществление Даров, заготовленных ранее.

    Полезное видео: записки о здравии и упокоении

    Виды записок

    В храме могут предложить различные виды записок. Кроме того, что они отличаются о здравии или об упокоении, есть еще много разновидностей:

    1. Записка на проскомидию. Еще ее иногда называют заказной. Здесь за каждое имя, которое написано, священник вынимает частицу из просфоры и покладает ее на дискос. Важно, чтобы все, за кого подают поминовение на проскомидии, были обязательно крещеными. Ведь частицы кладутся на дискос, который символизирует церковь, а быть членом церкви может только крещеный человек.
    2. На ектению. Ектения значит «протяжное прошение». После чтения Евангелия совершается прошение о здравии живых и о упокоении усопших. Во время этих прошений читаются просьбы о поминовении, поданные на ектению.
    3. На молебен. После Литургии или независимо от нее часто совершаются молебны. Это богослужение отличается от проскомидии и обедни, посвящено Господу, Богородице, ангелам либо кому-то из святых. На молебнах не молятся об упокоении, поэтому записки подаются только о здравии.
    4. На панихиду. Служба, совершаемая за умерших, поэтому записки подаются только о упокоении. Такая служба совершается после Литургии или по мере необходимости.
    5. Простые. Если приход большой, то священник физически не успевает молиться обо всех, он молится только о тех, кто подал заказную записку. Простые читаются обычно прислужниками алтаря.
    6. На псалтирь. Принимаются такие записки преимущественно в монастырях, где ежедневно читается псалтирь, а во время чтения поминаются те, чьи имена в поданных записках.
    7. Сорокоуст. Записка подается на 40 дней. Если служба совершается не ежедневно, то сорокоуст читается 40 служб. Сорокоусты бывают также полугодовые, годовые, пожизненные.

    Интересно! Часто люди возмущаются по поводу того, что они подали записку, а ее не прочитали. Объясняется это тем, что, если служит не один священник, то записки распределяют на всех. Один читает вслух, а остальные молятся про себя или тихо.

    Также причиной может быть человеческий фактор. Но не следует волноваться, виновный будет отвечать перед Богом, а прошение, если подали, то оно уже принято на Небе. Даже если оно по какой-то причине не было прочитано священником во время службы, то обязательно прочитано Богом.

    За кого можно подавать записки

    Когда человек приходит в храм впервые, ему следует подойти к церковной лавке, где продаются свечи, иконы, книги, там же можно подавать записки.

    Во многих храмах есть уже готовые бланки. Листочки, где написано «о здравии» или «о упокоении» с полями для имен.

    Можно взять бланк и написать имена. Здесь важно их не перепутать. Затем дать, чтобы их оформили. Хорошо, когда есть образец записки, как ее заполнять.

    В записке пишутся только полные имена. Не Алешенька, Маша, Жорик, а Алексей, Мария, Георгий, причем в родительном падеже. Писать следует исключительно имена крещеных людей. Если человека крестили другим именем, не тем, которое он носит, то нужно подавать именно имя, которым крестили. Если имя может принадлежать как мужчине, так и женщине, то следует сделать пометку в виде букв «м» или «ж» напротив имени, для уточнения.

    Часто можно увидеть пометки перед именем, что это и что они означают:

    Важно! Если нет специального бланка, то можно взять листик (обычно они уже подготовлены), сверху написать «О здравии» или «О упокоении», подчеркнуть, а ниже имена тех, о ком нужно помолиться.

    Полезное видео: можно ли подавать записки на проскомидию за людей, которые далеки от Церкви?

    Вывод

    Подавать записки на проскомидию очень важно. Ведь в конце службы священник погружает все частички, за кого молился, в чашу с Кровью Христовой с просьбой омыть все грехи. Господь омывает поминавшихся на проскомидии Своей мученической кровью. Но не стоит думать, что листок бумаги, поданный священнику, освобождает от собственной молитвы.

    Православная вера имеет столько нюансов и особых священнодейств, что знать их все просто невозможно, и разобраться в них обычному человеку бывает крайне тяжело. Итак, проскомидия: что это такое и что собой представляет данное действие - именно об этом и хочется поговорить в статье.

    Обозначение

    Стоит сказать о том, что самой важной церковной службой является обедня, или литургия, где совершается таинство причащения. Для данного обряда необходимо обязательно красное виноградное вино, а также хлеб, или просфора. Готовятся они обязательно до начала литургии особым способом. Для этого священник вместе с диаконом, облачившись в нарядные священные одежды, совершают на жертвеннике, алтаре, особые действия и читают специальные молитвы. Можно сделать вывод: перед литургией необходимы определенные приготовления, которые по своей природе являются очень важными. Вот именно они и называются проскомидией. Стоит сказать и о том, что бывает проскомидия об упокоении, а также о здравии.

    О слове

    Также необходимо разобраться в понятиях. Итак, проскомидия: что это такое? В переводе с греческого языка это слово означает приношение. Однако на основании этого очень сложно сделать какие-либо выводы. Ведь в первой части обедни не совершалось никакого таинственного приношения Богу, однако делались особые приготовления, благодаря которым хлеб и вино становились не обыкновенными, а священными. Уже на этапе проскомидии их нельзя было смешивать с обычными продуктами и употреблять вместе.

    О приготовлении к проскомидии

    Разобравшись с понятием «проскомидия» - что это такое, и из какого языка оно произошло - также стоит рассмотреть само приготовление вина и просфоры. Как уже стало понятно, это те продукты, которые употреблял сам Иисус при установлении таинства. Стоит поговорить и о просфоре. В переводе ее название означает «приносной дар». Откуда произошло это слово? В древности для приготовления священного хлеба люди приносили в церковь различные его сорта и виды, чтобы можно было избрать наилучший для церковного действия. Часть использовалась при выборе, остальное же потребляли за дружеской трапезой, которая обязательно случалась после литургии, и куда приглашены были все присутствующие на обедне миряне. При этом в церковь приносились и иные продукты, такие как вино, и т. д. Все это объединялось одним словом - просфора. Сегодня же все обстоит немножко не так. В церковь не принято приносить всякие яства, поэтому просфорою называется исключительно хлеб, который уже не приносят верующие, а пекут при церквях в специальных помещениях просфорини (женщины из числа жен священников или честные вдовы).

    О хлебе

    Итак, проскомидия (что это такое, мы уже разобрались) - важнейший этап приготовления к литургии. Стоит сказать, что сам хлеб для этого изготавливается обязательно из пшеничной муки (именно такой потребляли иудеи во времена жизни Христа). Значение его было весьма важным: он представлял собой искупительную смерть Иисуса Христа. Согласно верованиям, все можно познать в сравнении: ведь только умерев и став хлебом, пшеница может принести много пользы. Однако если она просто осыплется на поле, то не выполнит свое важнейшее предназначение. Это же касается и жертвы Иисуса Христа. Само же приготовление просфоры считается священным действием: хлеб должен быть белым, ничем не помазанным на этапе приготовления (молоком, яйцами), в меру соленым. Подается он только свежим, не заплесневелым, не твердым. Интересен и тот факт, что хлеб состоит из двух половин, которые символизируют человеческое и божественное подобие Христа.

    О вине

    Вместе с хлебом для таинства Евхаристии должно быть приготовлено вино. Оно обязательно будет красным (представляет кровь Христову) и виноградным (потому что такое вино потреблял Сам Установитель, о чем сказано в

    Просфоры

    Стоит сказать о том, что частицы в честь всех святых, священнослужителей, а также людей, живущих и умерших, изымаются из четырех просфор: Богородичной, девятичинной, заздравной и заупокойной. Если брать во внимание обязательную просфору Агнца, то богослужение будет совершаться на пяти единицах. Могут быть принесены еще и иные просфоры, однако в общей сумме сегодня их не должно быть меньше пяти. Трижды поклонившись, священнослужитель берет в руки первую просфору, которая обычно больше остальных, и вырезает из нее Агнца четырехугольной формы, произнося специальные слова и кладя его на дискос. Из второй просфоры священник вынимает частицу Богородицы. Третья просфора - девятичинная, предназначена для памяти девяти святых: пророков, апостолов, мучеников, а также святых, которых почитают в данной церкви или городе. Стоит сказать о том, что во время всей литургии имена живых и довольно часто. И впервые это происходит на проскомидии. Сначала идет проскомидия о здравии, далее - об упокоении. После того, как закончилось поминовение живых и усопших, священник почти всегда вынимает частицу и за самого себя, читая при этом особые молитвы.

    Записка

    В церковной терминологии существует такое понятие, как записка на проскомидию. Что же это такое? Перед литургией все желающие могут подать определенное прошение, записанное на бумаге о тех людях, за которых будет молиться священник. Не раз все видели, что из кусочка хлеба, который дает батюшка на таинстве Евхаристии, как будто изъят кусочек. Таких дырок по всей просфоре будет ровно столько, сколько имен занесено в записку. Все эти мякиши собираются на дискосе, во время литургии они находятся рядом с Агнцем (большой просфорой), а после такие символические «души» погружаются в чашу с вином. При этом священнослужитель должен читать особую молитву. Важным окажется тот факт, что в записку можно вносить имена только православных крещенных людей. Существуют также простая и заказная записки. Сведения об этом необходимо уточнять непосредственно в самой церкви. Однако в общем, согласно простой записке, имя человека просто будет вынуто на проскомидии, согласно заказной - еще и будет звучать на молебне.

    Виды записок

    Стоит сказать, что существует два вида записок. Первый - может быть заказана проскомидия о здравии. Перед началом служения необходимо на специальный листок, который чаще всего будет находиться около свечного прилавка, записать имена людей, за здравие которых нужно помолиться. По такому же документу совершается проскомидия за упокой. Записывая имена людей, важно внимательно читать надписи сверху и не перепутать листочки. Если же необходимо заказать поминовение на проскомидии, подать записку можно еще с вечера, просто указав нужное число.

    О живых и усопших

    Поминовение на проскомидии за живых и усопших совершается в силу бескровной жертвы, уготованной к проскомидии. Стоит сказать и о том, что важнейшее значение она имеет не только для живущих на земле, но и умерших людей. Существует сказание о брате, который за определенные грехи перед церковью был после смерти на 30 дней лишен погребения и чтения молитв. По окончании этого времени, когда все было сделано по законам христианским, дух явился живому брату и сказал, что только сейчас он обрел покой, только после того, как была принесена бескровная жертва.

    Приготовления к проскомидии

    Священник и диакон должны тщательно приготовиться к такому священнодействию, как проскомидия. Тут должно быть выполнено несколько важных нюансов.

    1. Обязательны молитвы перед входом в алтарь и перед самим алтарем.
    2. Священнослужители должны быть облачены в специальные одежды.
    3. Обязательна процедура омовения рук с чтением стихов из 25-го псалма.

    Сама проскомидия

    Различными способами можно узнать, как проходит проскомидия: фото помогут вам в этом. Однако лучше все же предварительно узнать, что будет происходить в это время. Основная часть проскомидии состоит из недлительного по времени действия. Священник и диакон становятся перед жертвенником, где размещены священные сосуды: потир, дискос, копие, звездица, покровцы. Под чтение молитв совершаются обряды с просфорами (священным хлебом).

    Окончание проскомидии

    После окончания проскомидии священнослужители готовятся к более торжественной части - литургии. Однако все это должно проходить согласно определенным правилам.

    1. Каждение святой трапезы и всей церкви диаконом.
    2. Прочтение специальных молитв.
    3. Прошение диакона у священника разрешения начать следующую часть литургии.

    Что заказать для поддержания во здравии близких людей молебен или проскомидию? Ответ лучше всего получить у своего духовника.

    Порядок проведения проскомидии

    Священники особым образом готовятся к проведению литургии, после которой православные могут принять причастие, одно из семи Таинств Церкви.

    Прихожане на первую часть Литургии приносят хлеб, другие приношения, церковнослужители готовят вино и специальный хлеб для причастия.

    Священнослужители надевают наряд, соответствующий Литургии, чтобы в алтаре совершить особый обряд - представление перед Господом людей, за которых просят родные и близкие.

    Священнодействие происходит при закрытых вратах, в алтаре, подчеркивая таинство прихода Спасителя, невидимое многими. Священник каждое имя провозглашает вслух, при этом произносит «Помяни, Господи (имя)».

    После чтения входных молитв, иерей надевает праздничные одежды и производит омовение рук.

    Из первой агничной просфоры священником вырезается средняя часть в виде четырехугольника - Агнец.

    До рождения Иисуса Христа по Ветхому Завету искупить грехи можно было только жертвой убитого животного. Грешил человек, а убивали невинную тварь. Бог больше не захотел крови невинных животных, послал на землю Своего Сына, который стал последним Агнцем, принесенным в жертву за грехи мира. Только верующий в Иисуса Христа, принявший его жертву за свои грехи, спасется.

    Вынимание середины напоминает одновременно о рождении и смерти Христа.

    Дискос, потир, звездица, копие, лжица

    Значение предметов в Литургии

    Каждая вещь, используемая в первой части Литургии, имеет особое значение. Дискос, на него кладется вырезанная середина из первого хлеба, символизирует ясли, в которых родился Спаситель, и гром, где Он был погребен.

    Протыкание копьем правой стороны середины вынутого куска делается в память о том, как стражник пробил правое ребро Иисуса, и из него полилась Кровь с водой.

    Для наливания вина, разбавленного водой, используется специальная чаша - потир.

    Из второй, Богородичной просфоры, вынимают середину в виде треугольника, при этом поминают Богородицу. Треугольную часть кладут справа от четырехугольной части - символа Агнца.

    С левой части Агнца выгладывают 9 частей «девятичинной», третьего священного хлеба, символизирующих святых.

    Под «ноги Агнцу» кладутся 2 части, вынутые из четвертой просфоры. Она часть - живущие священнослужители, вторая - все миряне православной церкви.

    Часть пятого хлеба - символ памяти усопших.

    Для справки! Из хлебов, поданных мирянами, священник вынимает столько частиц, сколько имен записано в поминальных списках. Далее читается молитва за здравие.

    Помяни, Господи Иисусе Христе, Боже наш, милости и щедроты Твоя от века сущия, ихже ради и вочеловечился еси, и распятие и смерть, спасения ради право в Тя верующих, претерпети изволил еси; и воскрес из мертвых, вознеслся еси на небеса и седиши одесную Бога Отца, и призираеши на смиренныя мольбы всем сердцем призывающих Тя: приклони ухо Твое, и услыши cмиpeннoe моление мене, непотребнаго раба Твоего, в воню благоухания духовнаго, Тебе за вся люди Твоя приносящего. И в первых помяни Церковь Твою Святую, Соборную и Апостольскую, юже снабдел еси честною Твоею Кровию, и утверди, и укрепи, и разшири, умножи, умири, и непреобориму адовыми враты во веки сохрани; раздирания Церквей утиши, шатания языческая угаси, и ересей востания скоро разори и искорени, и в ничтоже силою Святаго Твоего Духа обрати. (Поклон )

    Спаси, Господи, и помилуй Богохранимую страну нашу, власти и воинство ея, огради миром державу их, и покори под нозе православных всякаго врага и супостата, и глаголи мирная и благая в сердцах их о Церкви Твоей Святей, и о всех людех Твоих: да тихое и безмолвное житие поживем во правоверии и во всяком благочестии и чистоте. (Поклон )

    Спаси, Господи, и помилуй Великаго Господина и Отца нашего Святейшего Патриарха Алексия, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, яже поставил еси пасти словесное Твое стадо, и молитвами их помилуй и спаси мя грешнаго. (Поклон )

    Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя его), и святыми его молитвами прости моя согрешения. (Поклон )

    Спаси, Господи, и помилуй родители моя (имена их), братию и сестры, и сродники моя по плоти, и вся ближния рода моего, и други, и даруй им мирная Твоя и премирная благая. (Поклон )

    Спаси, Господи, и помилуй по множеству щедрот Твоих вся священноиноки, иноки же и инокини, и вся в девстве же и благоговении и постничестве живущия в монастырех, в пустынях, в пещерах, горах, столпех, затворех, разселинах каменных, островех же морских, и на всяком месте владычествия Твоего правоверно живущия и благочестно служащия Ти, и молящияся Тебе: облегчи им тяготу, и утеши их скорбь, и к подвигу о Тебе силу и крепость им подаждь, и молитвами их даруй ми оставление грехов. (Поклон )

    Спаси, Господи, и помилуй старцы и юныя, нищия и сироты и вдовицы, и сущия в болезни и в печалех, бедах же и скорбех, обстояниих и пленениих, темницах же и заточениих, изряднее же в гонениих, Тебе ради и веры православныя, от язык безбожных, от отступник и от еретиков, сущия рабы Твоя, и помяни я, посети, укрепи, утеши, и вскоре силою Твоею ослабу, свободу и избаву им подаждь. (Поклон )

    Спаси, Господи, и помилуй благотворящий нам, милующия и питающия нас, давшия нам милостыни, и заповедавшия нам недостойным молитися о них, и упокоевающий нас, и сотвори милость Твою с ними, даруя им вся, яже ко спасению прошения, и вечных благ восприятие. (Поклон )

    Спаси, Господи, и помилуй посланныя в службу, путешествующия, отцы и братию нашу, и вся православныя христианы. (Поклон )

    Спаси, Господи, и помилуй ихже аз безумием моим соблазних, и от пути спасительнаго отвратих, к делом злым и неподобным приведох; Божественным Твоим Промыслом к пути спасения паки возврати. (Поклон )

    Спаси, Господи, и помилуй ненавидящия и обидящия мя, и творящия ми напасти, и не остави их погибнути мене ради, грешнаго. (Поклон )

    Отступившия от православныя веры и погибельным ересьми ослепленныя, светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти. (Поклон )

    После молитвы все частички, символизирующие людей, поданных в записках, выкладываются на дискос. Сотворенный образ символизирует единство Церкви как земной, так и небесной, сердцем которой является Иисус Христос, Агнец Божий.

    Как в мире, на дискосе представлены живые, усопшие, больные, заблудшие - люди мира, которые так любимы Богом.

    После окончания Литургии все кусочки, символизирующие людей, за которых молились, опускаются в потир с вином. Это прообраз уникального действия - все, кто находится около Иисуса, будут очищены Его Кровью от всех грехов, получат прощение.

    Чем заканчивается проскомидия

    Заканчивают священный обряд выносом звездицы, символом Вифлеемской Звезды.

    Звездица покрывает Агнца и не допускает касание Его полотнами, покрывающими потир и дискос с хлебами по окончании проскомидии. Три полотна напоминают мирянам как о пеленках младенца, так и о погребальных пеленах, которыми был повит Иисус после смерти.

    Посмотрите видео о проскомидии

    Самой важной церковной службой является обедня, или литургия, где совершается таинство причащения. Для данного обряда необходимо обязательно красное виноградное вино, а также хлеб, или просфора. Готовятся они обязательно до начала литургии особым способом. Для этого священник вместе с диаконом, облачившись в нарядные священные одежды, совершают на жертвеннике, алтаре, особые действия и читают специальные молитвы.

    Можно сделать вывод: перед Литургией необходимы определенные приготовления, которые по своей природе являются очень важными. Вот именно они и называются проскомидией .

    Проскомидия бывает о здравии, а также о упокоении.

    Поминовение на проскомидии, изъятие частиц о здравии и о упокоении, а потом погружение их в потир – высшее поминовение в Церкви. За поминавшихся на проскомидии совершается бескровная жертва, они тоже участвуют в Литургии.

    Записка

    В церковной терминологии существует такое понятие, как записка на проскомидию. Что же это такое?

    Перед Литургией все желающие могут подать определенное прошение, записанное на бумаге о тех людях, за которых будет молиться священник. Не раз все видели, что из кусочка хлеба, который дает священник на таинстве Евхаристии, как будто изъят кусочек. Таких дырок по всей просфоре будет ровно столько, сколько имен занесено в записку. Все эти мякиши собираются на дискосе, во время литургии они находятся рядом с Агнцем (большой просфорой), а после такие символические «души» погружаются в чашу с вином. При этом священнослужитель должен читать особую молитву.

    Важно то, что в записку можно вносить имена только православных крещенных людей.

    Существуют также простая и заказная записки. Сведения об этом необходимо уточнять непосредственно в самой церкви. Однако в общем, согласно простой записке, имя человека просто будет вынуто на проскомидии, согласно заказной – еще и будет звучать на молебне.

    Виды записок

    Существует два вида записок. Первый – может быть заказана проскомидия о здравии . Перед началом служения необходимо на специальный листок, который чаще всего будет находиться около свечного прилавка, записать имена людей, за здравие которых нужно помолиться.

    По такому же документу совершается проскомидия о упокоении . Записывая имена людей, важно внимательно читать надписи сверху и не перепутать листочки. Если же необходимо заказать поминовение на проскомидии, подать записку можно еще с вечера, просто указав нужное число.

    Не следует поминать в записках (требах):

    Не крещенных в православной вере (атеистов, инославных, иноверцев);

    Самоубийц;

    - ο усопших, причисленных к лику святых. Например: блаженная Матрона, блаженная Ксения. Причина проста: находясь у Престола Божия именно они молятся за нас; ο убежденных атеистах и богоборцах, даже если они были крещены в Православие.


    У мощей святителя Феодосия Черниговского нес послушание иеромонах Алексий (ныне он прославлен как местночтимый святой), будущий старец Голосеевского скита Киево-Печерской лавры. Как-то он утомился и задремал у раки. Во сне ему явился святитель Феодосий и благодарил за труды. Он просил помянуть на литургии его родителей иерея Никиту и Марию. Когда иеромонах Алексий спросил святого, как он может просить молитв священника, когда сам стоит пред престолом Божиим, святитель Феодосий ответил: «Приношение на литургии сильнее моих молитв».

    Святитель Григорий Двоеслов рассказывает о том, что после смерти нерадивого монаха, страдавшего сребролюбием, он повелел отслужить по усопшему 30 заупокойных литургий, а братии творить общую молитву о нем. И вот после совершения последней литургии этот монах явился своему родному брату и сказал: «Доселе брат я жестоко и страшно страдал, теперь же мне хорошо, и я нахожусь во свете».



    Похожие статьи