• План по самообразованию в доу. План самообразования воспитателя доу по фгос. примерные темы самообразования воспитателей доу. Построение плана самообразования воспитателя

    07.09.2020

    Профессия педагога относится к тем, которые требуют для постижения актуальных педагогических методик, тенденций учебно-воспитательной работы, специфики психофизиологического развития детей, поскольку устаревшие методы работы могут мешать гармоничному развитию дошкольников.

    Инициатива осознания потребности в самообразовании должна исходить от педработника, которому оказывают содействие методисты и администрация детского сада.

    Новые знания педагоги получают на курсах повышения квалификации. Проходить их обязаны все педработники как минимум раз в три года. Проще всего учиться дистанционно без отрыва от работы. Предлагаем рассмотреть два способа и выбрать тот, который вам больше подходит.

    В результате систематической работы формируется образ:

    1. компетентного профессионала;
    2. специалиста, способного на самосовершенствование и активное изучение нового;
    3. воспитателя, достигающего высоких результатов в учебно-воспитательной деятельности;
    4. коммуникабельного и ответственного педагога.

    План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС

    Педагог должен постоянно учиться, чтобы передавать опыт и знания своим воспитанникам - в этом принцип непрерывного самообразования. регулярно пополняется новыми методиками и технологиями, издаются новые учебники, разрабатываются новые способы педагогической деятельности, меняется законодательная база. Знания и навыки, которые были получены давно, забываются, а поскольку процесс общественного развития ни на секунду не останавливается, педагогам в детском саду не обойтись без плана самообразования воспитателя в ДОУ по ФГОС .

    Самообразование - это систематический процесс самостоятельного изучения новых педагогических методик, технологий и принципов, творческая и познавательная деятельность педработника, которая предполагает творческую интерпретацию и внедрение нового в педагогическую практику; целенаправленная работа по углублению и расширению багажа знаний, совершенствованию апробированных и приобретению новых профессиональных навыков.

    Считается, что лучшая тема для самообразования педагога - та, которая является предметом острого интереса специалиста или вызывает у него определенные затруднения. Чтобы обнаружить пробелы в знаниях, следует консультироваться с коллегами и учиться всесторонне анализировать изучаемую тему. Воспитатели детского сада осознанно планируют работу по самообразованию , учитывая актуальные направления обучения:

    • изменения в законодательной базе, касающейся дошкольного образования;
    • изучение инновационных методических рекомендаций и учебно-методической литературы;
    • осведомленность в вопросах передовых достижений педагогической мысли, возрастной психологии и физиологии дошкольников;
    • знакомство с актуальными времени педагогическими технологиями, парциальными программами, передовым опытом других детских садов;
    • повышение общекультурного уровня, мировоззрения и кругозора.

    Условия эффективноого самообразовательного процесса:

    • владение методикой самопознания и познания, ;
    • реализация потребности в профессионально-личностном росте;
    • способность рефлексировать, осмысливая собственные чувства, успехи и действия, максимально объективно оценивая свою деятельность;
    • практическое применение опыта и знаний, полученных в процессе самообразования, что позволяет закрепить результат и определить горизонты для дальнейшей работы над собой.

    Для повышения уровня педагогического мастерства воспитатели используют все доступные формы самообразования, в том числе бесплатные и те, которые требуют помощи коллег или дополнительного финансирования:

    • работа с монографиями и периодикой, библиотечным фондом;
    • формировнаие собственной тематической картотеки;
    • взаимовыгодное сотрудничество с коллегами и методистами в контексте тренингов, семинаров или научных конференций;
    • консультирование в профессиональных учебных центрах повышения квалификации, на кафедрах профильных вузов;
    • взаимодействие с региональными центром развивающих и психолого-диагностических методик.

    Планирование работы над собой ставит целью достижение определенных результатов самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС :

    1. Рост педагогического мастерства, подтвержденный конкретными показателями.
    2. Разработка инновационных средств и методов педагогической деяытельности.
    3. Написание докладов, текстов мастер-классов, выступлений, подготовка семинаров и выставок.
    4. Создание методических рекомендаций и учебных пособий, различных программ и авторских разработок.
    5. Провкдение воспитательных мероприятий и открытых уроков.
    6. Формирование комплекса разработок и обновление уже имеющихся учебно-методических материалов.

    Самообразование для воспитателей детского сада по ФГОС: принципы планирования

    Планируя самообразование, воспитателю достаточно остановить свой выбор на любом аспекте профессиональной деятельности, который вызывает сложности; на одной из задач ДОУ на текущий год; на теме, в которой к уже имеющемуся опыту и достигнутому результату можно будет добавить новые навыки и знания.

    В вопросах планирования работы по самообразованию воспитателям оказывают помощь штатные методисты или старшие воспитатели. Именно они помогают сформулировать тему работы , определить задачи и цели, организовать работу воспитателя на ближайшее время или на долгосрочную перспективу (на несколько лет), составить план самообразования воспитателя ДОО и содействовать его реализации, а после - оценить результаты проделанной работы.

    Самообразование для воспитателей детского сада по ФГОС должно осуществляться сознательно и добровольно. Образовательный процесс для воспитателей условно делится на пять этапов работы.

    Определяя темы самообразования по ФГОС, воспитель в ДОУ может столкнуться с рядом затруднений, однако при правильном подходе можно найти решение каждой из проблем.

    1. Если сложно выбрать и сформулировать тему, стоит определить значимую в ближайшей перспективе тематику, а идеи формулирования темы почерпнуть из государственного стандарта или учебных программ.

    2. Если сложно подобрать методическую литературу, обратившись в библиотеку или методический кабинет, стоит обращать внимание на аннотации и оглавление, которое поможет оперативно сориентироваться в содержании. Чтобы упростить поиск литературы, достаточно четко сформулировать вопросы в рамках тематики самообразования.

    3. Если сложно понять методический материал, следует использовать ключевые тезисы и конспектирование прочитанного, тщательно систематизировать информацию, определяя важные понятия, основные факты и значения. Новые термины лучше растолковывать с помощью справочников и словарей.

    Выбор темы самообразования воспитателя детского сада по ФГОС

    Подготовка к написанию плана самообразования начинается с выбора темы, определить которую воспитателю поможет методист или старший воспитатель. Если педагог уверен в своих силах, он может самостоятельно проанализировать практическую значимость и актуальность выбранной темы.

    Считается, что на выбор темы самообразования воспитателя детского сада по ФГОС влияет 7 ключевых факторов:

    • Ежедневный поток информации - воспитатель нуждается в поиске, изучении и анализе новой информации в ходе подготовки к занятиям, общим мероприятиям, родительским собраниям или выступлениям на педсовете.
    • Творческий порыв - творческий человек нуждается в новшествах, поскольку он не может на протяжении долгих лет работать по единому плану или методике. Работа воспитателя будет доставлять удовольствие, если он постоянно будет хотеть большего.
    • Развитие общества - все изменения, которые происходят в жизни общества, в первую очередь отражаются на детях, которые формируют образ современного педагога.
    • Конкуренция - престиж воспитателя, его профессиональная репутация во многом определяют наполняемость групп, потому педагоги работают на свое имя, чтобы в дальнейшем оно привлекало к нему воспитанников.
    • Материальный стимул - педагогическое мастерство и квалификация влияют на квалификационную категорию, назначение премии, надбавок, муниципальных или правительственных наград.
    • Общественное мнение - вопрос престижа и восприятия педагога окружающими важен для воспитателя (никто не хочет быть непрофессионалом).
    • Личный интерес - потребность в получении новых знаний.
    • изучением практики проведения конструктивной работы;
    • освоением базового уровня педагогического мастерства;
    • осознанием важности и значимости реализации развивающей концепции и индивидуальной модели воспитания и образования.

    Для воспитателей ДОУ с опытом работы более пяти лет по самообразованию, связанные с:

    • освоением методов прогнозирования образовательного процесса с целью повышения качественных показателей в рамках вариативного образования;
    • раскрытием творческого таланта;
    • применением учебно-методических знаний на практике.

    Педагоги с большим опытом и высоким уровнем профессионального мастерства чаще выбирают темы, затрагивающие:

    • развитие профессиональной гибкости, подстраивание профессиональной деятельности под реалии современного общества;
    • практику наставничества и помощи молодым специалистам;
    • раскрытие творческих возможностей;
    • исследовательскую работу, основанную на собственном многолетнем опыте.

    Воспитателям ДОУ, не имеющим профильного образования, предлагаются темы:

    • изучение основ методической работы с дошкольниками младших групп;
    • адаптации к образовательному и воспитательному процессу в ДОУ;

    Условно темы подразделяются на два вида: краткосрочные (реализуются в течение года) и долгосрочные (реализуются от трех до пяти лет).

    Темы самообразования воспитателя детского сада по ФГОС: основные сложности

    Темы по самообразованию для воспитателей в детском саду по ФГОС формулируются в зависимости направления развития детей: социально-коммуникативной, познавательной, художественно-эстетической, развитие речи и физической формы.

    ​Самообразование воспитателя в ДОУ: темы по ФГОС

    На выбор педагога ФГОС дошкольного образования предлагает ряд тем:

    Тетрадь по самообразованию воспитателя детского сада ФГОС

    По завершению учебного года воспитатель отчитывается по работе по самообразованию, заполняя отчетные документы, давая открытые занятия, мастер-классы или отчетные мероприятия, выступая с докладом на заседании педагогического совета. Одной из форм отчетности является тетрадь по детского сада по ФГОС , содержание которой отражает все этапы работы над самосовершенствованием педагогического мастерства специалиста:

    1. Наименование темы, ее актуальность, цели и задачи работы.
    2. Способы и пути решения поставленной проблемы (методическая работа, взаимодействие с родителями и воспитанниками, работа с нормативной базой и методической литературой).
    3. Выход темы.
    4. Список использованной литературы.

    В отчетной документации подаются сведения, подтверждающие совершенствование профессиональныз навыков и знаний, внедрение на практике инновационных методик и педтехнологий, анализ работы по самообразованию, систематизированные выводы.

    Со стороны администрации ДОУ итоги самообразования воспитателя подводятся в форме наблюдения и контроля за реализацией учебно-воспитательного процесса, распространения передового опыта на заседаниях педсовета и в СМИ, презентации процесса самообразования на местном уровне.

    Если процесс самообразования был организован правильно, педагог отметит более глубокое развитие личности, конкретизацию знаний, рост профессиональной компетентности, возможность анализировать работу с детьми, результативный поиск приоритетных приемов взаимодействия с воспитанниками и взрослыми, овладение исследовательской и диагностической деятельностью, формирование гибкости мышления, раскрытие творческого потенциала.

    Узнать больше об самообразовании воспитателей в ДОУ можно в статьях:
    1.

    Заугарина Надежда
    План по самообразованию воспитателя средней группы «Приобщение дошкольников к книжной культуре в условиях введения ФГОС»

    Тема самообразования: Приобщение дошкольников к книжной культуре в условиях введения ФГОС

    Актуальность те мы: ознакомление детей с основами книжной культуры выступает на дошкольном этапе как эффективное средство позновательно-речевого развития ребёнка, помогает ему быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учить перенимать нормы поведения.

    Сентябрь-Октябрь

    Ознакомление с положениями ФГОС ДО и методическим

    обеспечением;

    Подбор методической и практической литературы для

    изучения данной темы;

    Организовать сотрудничество с детской библиотекой;

    Создание библиотеки и «места книги», для детей в группе;

    Обогащение предметно- развивающий среды играми,

    иллюстрациями в работе с книгой;

    Подбор портретов русских и зарубежных писателей.

    Ноябрь

    Тематическая неделя К. И. Чуковский.

    Знакомство с произведениями К. И. Чуковского, чтение произведений, просмотр мультфильмов по его произведениям, беседы.

    Развлечение «В гости к дедушке Корнею»

    Просмотр презентации «История создания книги»

    Декабрь

    Консультация для родителей «Приобщение детей к книжной культуре», «Читаем дома»

    Организация праздника «Моя любимая книга»

    Посещение детской библиотеки

    Январь Тематическая неделя С. Я. Маршак.

    Знакомство с творчеством С. Я. Маршака;

    Беседы о книге: о бережном отношении, какие бывают книги, кто делает книги

    Работа с родителями: оформление выставки «Книга своими руками» по произведениям С. Я. Маршака.

    Февраль

    Проведение недели русского творчества

    Оформление альбомов; загадки, пословицы, скороговорки.

    Составление памятки для родителей «Примерный список художественной литературы, для чтения дома»

    Конкурс чтецов «Моё любимое стихотворение»

    Март

    Тематическая неделя С. А. Пушкин.

    Знакомство с биографией А. С. Пушкина и его произведениями

    Досуг «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»

    Оформление выставки «Наши русские сказки»

    Апрель Тематическая неделя В. Г. Сутеев

    Знакомство с творчеством В. Г. Сутеева, рассматривание иллюстраций к сказкам.

    Книжная больница (ремонт книг)

    Изготовление настольной игры «собери картинку» по мотивам произведений В. Г. Сутеева

    Обобщающее занятие «В мире сказок»

    Подведение итогов о проделанной работе.

    Публикации по теме:

    Организованная модель проектирования образовательной деятельности в условиях введения ФГОС ДО 1 слайд Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой «образование длиною в жизнь», эпоха, которая.

    Перспективный план по самообразованию воспитателя средней группы «Использование развивающих игр» Актуальность – внимание детей средней группы очень неустойчиво. Для прочного усвоения знаний их необходимо заинтересовать работой. Непринужденный.

    План по самообразованию «Социально-нравственное воспитание детей в условиях реализации ФГОС» ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ 1. Ф. И. О. педагога - Косолапова Анжелика Юрьевна 2. Образование – высшее 3. Тема самообразования: «Социально-нравственное.

    План по самообразованию «Речевое развитие детей в условиях реализации ФГОС ДО» Тема: «Речевое развитие детей в условиях реализации ФГОС ДО». Актуальность: Федеральные государственный образовательный стандарт основной.

    План по самообразованию воспитателя дошкольной группы Тема: «Использование дидактических игр для формирования математических способностей детей дошкольного возраста» Проблема: как обеспечить.

    План по самообразованию воспитателя подготовительной группы «Формирование патриотических чувств у дошкольников» План по самообразованию воспитателя подготовительной группы Степановой Е. С. Тема: Формирование патриотических чувств у дошкольников. Цель:.

    «Экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников». План воспитателя по самообразованию План работы по самообразованию на 2017\2018 учебный год. МБДОУ «Д/с «Золотая рыбка" «Экспериментальная деятельность детей, как средство.

    Самообразование воспитателей ДОУ

    В этом списке обязательно должны быть руководитель и старший воспитатель детского сада. В плане четко определяется, кто, над какой темой работает и в какой форме отчитывается. Отчеты по самообразованию могут заслушиваться на педагогических советах, а также быть частью любого методического мероприятия. Формой отчета руководителей могут быть консультации или семинары для педагогов ДОУ. Отчет на рабочем месте предполагает включение в оперативный контроль данной тематики и последующее наблюдение педагогического процесса, с целью оценки применения на практике полученных знаний путем самообразования. Это наиболее демократичная форма отчета. Чтобы работа была успешной, в методическом кабинете для этого создаются необходимые условия. Организуются выставки "В помощь занимающимся самообразованием", "Это интересно знать", "Новинки" и др. Постоянно обновляется и пополняется фонд справочной и методической литературы.
    Очень важно, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению дополнительной отчетной документации (планы, выписки, конспекты). Подводя итог, еще раз подчеркнем, что формы самообразования многообразны:
    работа в библиотеках с книгами, периодическими изданиями;
    участие в работе научно-практических конференций, семинаров;
    ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.
    Результатом усилий педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства.
    Несколько советов занимающимся самообразованием
    ВАЖНО, чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.
    ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами.
    Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.
    В нашем детском саду следующие темы по самообразованию в период с 2015 г. по 2020 г. с учетом выбора приоритетного направления деятельности - позновательно-речевого.

    Скачать Оформление папки воспитателя

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 г.Ростова-на-Дону

    ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ

    ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

    Могилиной Алёны Александровны

    (Ф.И.О.)

    воспитатель

    (Должность )

    Тема:

    «Игровая деятельность детей дошкольного возраста».

    ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ.

    Тема : Игровая деятельность детей дошкольного возраста.

    Актуальность темы:

    Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

    В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, растения, животных. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В игре ребёнок получает впервые урок коллективного мышления.


    Цель самообразования: Повышение педагогической компетентности.

    Задачи:



    через игровую деятельность.
    деятельность.
    игровой деятельности.

    ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

    ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

    Работа с документацией.

    Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов

    Знакомство и анализ документации.

    Повышение педагогической компетентности

    Планирование работы с детьми на новый учебный год.

    Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.

    Повысить уровень педагогических знаний.

    Подбор материала

    Публикация материала
    «Консультация для воспитателей. Развитие игровой деятельности дошкольников»

    Изучение литературы по теме.

    Подбор материала

    Обмен опытом по проблеме.

    Октябрь

    Разработка дидактического материала из фетра для игры
    «Домашние животные»

    Интернет-ресурсы

    Через игру изучить части тела, способы передвижения. Кто что ест и как говорит. Словообразование (назови ласково, один-много и т.д.). Составление словосочетаний, предложений, рассказов.

    Ноябрь


    О.А. Степанова «Развитие игровой деятельности ребёнка»

    Знакомство с литературой.

    Анализ и рассмотрение игры как формы организации жизнедеятельности детей дошкольного возраста

    Разработка дидактической игры по ЗОЖ
    «Будь здоров»

    Подбор материала по теме.
    Интернет-ресурсы.

    Изучать, развивать и обогащать игровой опыт детей

    Декабрь

    Изготовление дидактической игры «Продукты питания»

    Интернет-ресурсы

    Развитие игровой деятельности дошкольников

    Работа над темой
    «Классификация театрализованных игр»

    Подбор материала по теме.

    Через различные формы театральной игры совершенствовать нравственно-коммуникативные качества, творческие способности, психические процессы.

    Январь

    Работа над созданием методических папок.

    Подбор материала.

    Накопление опыта

    Разработка игрового проекта сюжетно-ролевой игры
    «Детское кафе»

    Интернет-ресурсы

    Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Детское кафе».

    Февраль

    Разработка развивающего пособия «Времена года: Дерево»

    Подбор материала.
    Интернет-ресурсы.

    Ознакомление детей с сезонными изменениями в природе, закрепление счета, состава числа, цвета, развитие мелкой моторики

    Разработка картотеки
    «Игры на сплочение детского коллектива»

    Подбор материала

    Научить устанавливать доверительный контакт друг с другом, оказывать взаимопомощь, прислушиваться к мнению партнера.

    Март

    Изучение методической литературы
    «Игры-забавы на участке детского сада»

    Чтение литературы, подбор материала.

    Формировать систему осознанно-правильных экологических представлений о природе.

    Работа над картотекой игр по ФЭМП

    Подбор материала

    Развитие интеллектуальных способностей.

    Апрель

    Разработка дидактической игры из фетра «Космос»

    Интернет-ресурсы

    Закрепить и систематизировать представления детей о космосе, аппаратах для его исследования и космонавтах

    Разработка картотек:
    подвижные игры;
    сюжетно-ролевые игры;
    пальчиковые игры;
    дидактические игры.

    Подбор материала

    Всестороннее развитие ребёнка

    Май

    Работа над картотекой дидактических игр по патриотическому воспитанию

    Формировать представление о государственной символике, окружающем мире, малой родине.

    Разработка плана по самообразованию на новый учебный год.

    Подбор методической литературы

    Отчет по теме самообразования.

    Тема: Игровая деятельность детей дошкольного возраста.

    Я решила взять тему по самообразованию «Игровая деятельность дошкольников в условиях введения ФГОС дошкольного образования». Свою работу по теме я начала со старшего дошкольного возраста.

    Составила личный перспективный план по самообразованию.
    Изучила нормативные документы:
    Письмо Минобразования РФ от17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию на июль 2011 года)

    Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. №03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»

    Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ)

    Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384

    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

    Изучила методическую литературу по данной теме.
    О.А. Степанова «Развитие игровой деятельности ребёнка».
    «Игры-забавы на участке детского сада».
    В.А. Деркунская «Игры-эксперименты с дошкольниками».
    В.А. Деркунская, А.Г. Рындина «Игровые приёмы и коммуникационные игры
    для детей старшего дошкольного возраста».
    О.А. Скорлупова, Л.В. Логинова. Педагогическое руководство играми детей
    дошкольного возраста.
    О.В.Дыбина. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с
    предметным миром».
    Н.Лунина. «Играем в буквы и слова».
    Е. Волкова «Играем в учёных».

    Определила:
    1. факторы реализации игры:
    - установление содержательной связи между знаниями детей об окружающей действительности (содержание познавательной сферы) и их игрой;

    Включение всех видов игр в педагогический процесс;

    Своевременная организация развивающей предметно-игровой среды;

    Квалифицированное участие педагогов в педагогическом процессе, обеспечивающем право ребенка на игру;

    Индивидуальный подход к воспитанию, обучению, развитию детей в игровой деятельности;

    Перспективное планирование развития игры (комплексный метод);

    Использование эффективных методов и приемов, способствующих развитию игры

    2. условия эффективности развития игры:
    -свободное и добровольное включение детей в игру;

    Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила,
    идею каждой игровой роли;

    Игра должна положительно воздействовать на все сферы её участников;

    Достаточное количество времени для игры и наличие необходимых

    игрушек для осуществления детского замысла;

    При создании игровой среды следует учитывать половое различие детей;

    Осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом

    обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их

    интересами, настроением

    3. целевые ориентиры по ФГОС

    Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в … игре … Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

    - …Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

    Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре.

    Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

    Может фантазировать вслух, играть звуками и словами.

    В своей работе использовала обмен опыта по данной теме с другими педагогами .
    Для этого зарегистрировалась на сайтах :
    http://pedrazvitie.ru
    http://www.maam.ru

    Принимала участие в конкурсе «Игровая деятельность дошкольников».

    Для практической части поставила следующие задачи:
    - Определение роли игры в организации жизнедеятельности детей.

    Развитие интеллектуальных способностей у детей посредством
    применения игровых технологий.
    - Создание условий для психологического и физического здоровья
    через игровую деятельность.
    - Создания условий для эмоционального благополучия через игровую
    деятельность.
    - Активно воздействовать на всестороннее развитие детей посредством
    игровой деятельности.

    С целью изучения и обогащения опыта детей создала дидактические пособия:
    дидактический материал из фетра для игры «Домашние животные»;
    дидактическая игра по ЗОЖ «Будь здоров»;
    дидактическая игра «Продукты питания»;
    дидактическая игра «Космос»;
    Дидактическое пособие «Дорожные знаки»
    Разработка развивающего пособия «Времена года: Дерево»;
    Разработка игрового проекта сюжетно-ролевой игры «Детское кафе».
    С целью развития игровой деятельности дошкольников применяла в игре эти пособия.

    Для накопления опыта работала над созданием методических папок:
    подвижные игры;
    сюжетно-ролевые игры;
    пальчиковые игры;
    дидактические игры;
    дидактические игры по патриотическому воспитанию;
    картотека игр по ФЭМП;
    игры на сплочение детского коллектива;
    классификация театрализованных игр.

    Работая над данной темой самообразования, сделала следующие выводы:

    Игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
    Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных, общественных качеств ребёнка являются первоочерёдными.

    Игра, в старшем дошкольном возрасте должна носить самодеятельный характер и всё более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства.

    Важной особенностью игры как формы жизнедеятельности детей является её проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима, и игра.

    Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Наша задача состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть детям многообразие мира игры.

    Обучение детей наиболее успешно осуществляется в игре, поэтому игра является основной формой и содержанием занятий.
    Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра - один из них, и она даёт хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.

    Интересная игра повышает умственную активность ребёнка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии.
    Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его интеллектуальные способности. В игре отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.

    Используя игру как форму организации жизни детей, мы будем стараться добиться того, чтобы эта жизнь была интересна, содержательна, легка для всего детского коллектива. Чтобы в ней были ситуации, побуждающие детей к более высоким формам общественного поведения и чувствам. Ценность игры заключается не только в том, что она расширяет возможности познания сфер действительности, но и подготавливает подрастающее поколение к жизни в обществе

    Игра сама по себе универсальный стимулятор.

    Главное, в поддержании игрового интереса – чуткость, наблюдательность педагога, проявление творческого подхода в организации игры, умение заинтересовать ребенка игровым сюжетом.

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка»

    План работы по самообразованию на тему: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».

    Воспитатель:

    М. В. Орешкина

    Актуальность темы

    Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

    Воспитание подрастающего человека путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача. Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека.

    В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.

    Как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт. Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

    В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

    Следует помнить, что художественная литература является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе.

    Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями.

    Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.

    Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком.

    Особенно важно донести до современных родителей, какое значение оказывает книга на развитие ребёнка.

    Гипотеза.

    Планирование и проведение различных мероприятий с участниками образовательных отношений с использованием художественной литературы, применение приемов, направленных на анализ произведений художественной литературы создает условия для всестороннего развития детей, в частности: развития творческих способностей ребенка, формирования общечеловеческих ценностей и культуры речи в общении.

    Цель работы по теме самообразования: создать условия для обеспечения всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе.

    Задачи:

    Проанализировать методическую литературу по данной теме;

    Повысить своё профессиональное мастерство.

    Составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.

    Разработать серию наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, которые способствуют воспитанию положительного эстетического отношения к произведению, умению чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса.

    Создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (уголок книги).

    Способствовать формированию целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

    Способствовать приобщению детей к словесному искусству;

    Формировать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;

    Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой в семье;

    Формировать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;

    Предполагаемый результат:

    Составлен и проанализирован план изучение методической литературы;

    разработана серия наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов;

    составлена картотека игр-драматизаций;

    пополнена предметно-развивающей среды (уголок книги).

    интересуются художественной литературой, используют в общении литературную речь, бережно относятся к книгам;

    имеют представление о семье, о малой Родине, о гендерной принадлежности;

    самостоятельно составляют рассказы на определенные темы, сочиняют четверостишия, инсценируют отрывки из произведений.

    Родители:

    регулярно используют чтение произведений художественной литературы в повседневной жизни;

    проявляют интерес к взаимодействию с воспитателем, детьми.

    План

    работы над темой самообразования

    1 этап. Подготовительный (выявление)

    Сроки реализации

    Определение темы по обобщению опыта работы, обоснование ее актуальности, необходимости рассмотрения

    сентябрь

    Постановка целей, задач работы

    сентябрь

    Выдвижение гипотезы

    сентябрь

    2 этап. Аналитический (изучение)

    Сроки реализации

    Составление плана работы по самообразованию

    сентябрь

    Проведение обследования детей по интересующей проблеме (диагностика)

    сентябрь

    3 этап. Организационный (обобщение)

    Сроки реализации

    Теоретическая часть:

      Изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, Ознакомление с требованиями оформления теоретической части работы

    В течение года

    Практическая часть:

      Составление картотеки игр-драматизаций с использованием художественных текстов, разработка серии наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, Изготовление пособий для пересказа текста, атрибутов для театральной деятельности, пополнение РППС.

      Проведение открытого мероприятия (НОД по развитию речи)

      Выступление на педагогическом совете

      Участие в работе творческих групп

    В теч. года

    В теч.года

    в теч. года

    4 этап. Завершающий (внедрение)

    Сроки реализации

    Оформление результатов обследования детей по проблеме

    В теч.года

    Оформление опыта работы:

      Систематизация теоретической части

      Систематизация практической материала

      Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, презентаций, фотоматериалов и др.)

    в теч. года

    5 этап. Презентационный (распространение)

    Сроки реализации

    Выступление на педагогическом совете:

    Предоставление опыта работы в методический кабинет электронного материала по развитию речи

    Подготовка материала к публикации на сайте ДОУ

    В теч. года

    Участие в дистанционных педагогических конкурсах

    В теч. года

    План работы на год

    Практические выходы

    Изучение методической литературы

    Сентябрь – май

    1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.

    2. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.

    3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.

    4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.

    5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.

    6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим

    дошкольников с литературой. – М., 1998.

    Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).

    Работа с детьми

    Сентябрь-май

    Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений.

    Ежедневный вечер чтения.

    Чтение сказок А.С. Пушкина.

    Выставка рисунков по сказкам А.С. Пушкина.

    Чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок.

    Конкурс «Кто больше, загадок, скороговорок, считалок знает?»

    Чтение любимых стихотворений.

    Развлечение «Расскажи стихи руками»

    Игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений.

    Спектакль с участием детей по мотивам русских народных сказок «Русская народная сказка глазами детей».

    Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.

    Вечер памяти.

    Работа с семьёй

    Сентябрь

    Информация в уголке для родителей.

    Подготовка фотографий детей во время инсценирования ими художественных произведений, чтения стихов на утренниках, рассматривания книг.

    Фотовыставка «Наши юные таланты»

    Привлечение родителей к участию в жизни детского сада.

    Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».

    Показ образовательной деятельности на тему «Чтение сказки В.Сутеева «Мешок яблок»»

    Родительское собрание

    Самореализация

    Сентябрь

    Подбор произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель.

    Список произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель.

    Консультация для педагогов ДОУ «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка».

    Выступление на педагогическом совете.

    Обобщение работы «Воспитание этических норм у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы».

    Оформление работы.

    Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

    Выступление на педсовете.

    Восприятие произведений художественной литературы зависит от возраста детей, их опыта, индивидуальности.

    Изучение возрастных особенностей показывает, что у дошкольников можно развить эмоциональное эстетическое восприятие литературы, т.е. умение понимать и чувствовать не только содержание, но и форму произведения, проявлять поэтический слух, сценическое творчество.



    Похожие статьи
    • Сколько калорий содержится в пиве и водке?

      Калорийность алкогольных напитков напрямую зависит от процента спиртосодержания. Так как один из них, самых популярных - пиво, с него мы и начнем «путешествовать» по информации. Калорийность пива: в 100 (ста) граммах продукта в среднем – сорок...

      Частный дом
    • Как приготовить пирог с черничным вареньем

      В данной статье вас ждет пошаговый рецепт, как приготовить вкусный песочный пирог с черничным вареньем на скорую руку. Сложного в приготовлении ничего нет, думаю, справится даже ребенок или человек, который ничего до этого дня не пек. Что касается...

      Теплый пол
    • Любимая рыба тушеная с овощами

      Морепродукты всегда считались блюдом изысканным и очень полезным, особенно если речь идет о чешуйчатых и хвостатых обитателях водоемов. Есть множество разнообразных вариантов приготовления улова, но сегодня мы поговорим о том, как правильно тушить...

      Лаги
     
    Категории