• Московские высшие женские курсы. Открытие высших женских курсов Создание высших женских курсов

    02.11.2021

    Здание было построено в 1914 году как учебный корпус Московских высших женских курсов. Основной комплекс располагался в начале тогдашней Малой Царицынской (сейчас Малой Пироговской) улицы.

    Московские Высшие женские курсы (или женские курсы Герье) были открыты в 1872 году по инициативе историка, профессора Московского Университета Владимира Ивановича Герье, который и стал их директором. Основание этого частного учебного заведения было связано с возрастающим стремлением русских женщин получить доступ к высшему образованию, которого они были лишены – женщинам в России не было дано право поступать в университеты или другие высшие учебные заведения. Однако Высшие женские курсы поначалу получили лишь статус общеобразовательного заведения, и их окончание не давало права получить диплом университетского образца. Диплом, выдаваемый курсисткам, давал только право на преподавание некоторых дисциплин в женских гимназиях.

    Курсы сначала располагались в здании 1-й мужской гимназии на Волхонке, потом – в здании Политехнического музея. Обучение было рассчитано на два года, позже срок был увеличен еще на год. Курсы давали в первую очередь гуманитарное образование: основными дисциплинами были история, литература, история искусств, философия. Также курсисткам преподавали математику, физику, астрономию – но в меньшем объеме. Лекции читали в основном профессора Московского Университета, это было специально оговорено в уставе Курсов. Руководил работой Курсов педагогический совет во главе с профессором Сергеем Михайловичем Соловьевым. Обучение было платным, часть курсисток содержалась за счет благотворительных пожертвований.

    В 1886 году в связи с ужесточением политики государства в отношении учебных заведений прием на курсы был запрещен, а в 1888 году они вовсе были закрыты. Через 12 лет, в 1900 году было принято решение о возрождении Московских высших женских курсов, их директором вновь стал профессор В.И. Герье. Часть средств на содержание Курсов стало выделять Министерство народного просвещения. Срок обучения на Курсах увеличился до 4 лет, и было создано два отделения (факультета) – историко-философское (позже переименовано в историко-филологическое) и физико-математическое. Преподавали на Курсах лучшие педагоги Московского Университета. В 1906 году появился еще один факультет – медицинский, таким образом структура курсов почти приблизилась к структуре классического университетского образования. Окончательно статус Курсов как высшего учебного заведения был закреплен в 1915 году, когда Курсам было дано право выдавать ученицам дипломы о высшем образовании. Таким образом, Курсы по сути стали Московским женским университетом. Все это способствовало росту популярности Высших женских курсов: к 1918 году по численности учащихся – восемь с лишним тысяч человек – Курсы уступали только Московскому Университету.

    Поскольку количество курсисток год от года только увеличивалось, вскоре встал вопрос о строительстве для Курсов отдельных зданий. Московская дума выделила Курсам земельный участок на Девичьем поле, где в 1907 году (при новом директоре – профессоре Сергее Алексеевиче Чаплыгине) началось строительство новых учебных зданий. Главный аудиторный корпус был выстроен на углу Малой Царицынской улицы и Трубецкого переулка (сейчас – переулок Хользунова) по проекту архитектора Сергея Устиновича Соловьева. Рядом расположился медицинский корпус с анатомическим театром и корпус физико-математического факультета. Последним был построен корпус в конце Малой Царицынской улицы (Малая Пироговская улица, 29) по проекту архитектора Отто Вильгельмовича фон Дессина. Здание было оснащено обсерваторией – одной из немногих в Москве.

    После революции 1917 года Московские высшие женские курсы были преобразованы во 2-й Московский Государственный Университет. В 1919 году историко-филологический и физико-математический факультеты были включены в состав Московского Университета (1-й МГУ). Во 2-м МГУ в 1921 году был создан новый факультет – педагогический. Позже на базе этого факультета был основан Московский педагогический государственный институт (университет), который сейчас занимает бывший Главный корпус Женских курсов (Малая Пироговская улица, дом 1) и учебный корпус на Малой Пироговской – 29.

    Когда женщины в России впервые получили доступ к высшему образованию?? ? Ваше мнение??? и получил лучший ответ

    Ответ от Алексей Матюшевский[гуру]
    В настоящее время женщина с высшим образованием – дело привычное, даже обыденное. А ведь было время, когда женщина в России о высшем образовании и думать не могла. Кроме того, отношение к «ученой» женщине было крайне негативным. Не женское то дело «науки изучать» .Но, к счастью, не все так думали. Во второй половине девятнадцатого века развернулась настоящая политическая борьба по этому поводу. Прогрессивно мыслящие требовали разрешить доступ женщины к образованию, регрессивно – об этом и слышать не хотели.Наивысшим достижением этой борьбы стало разрешение женщинам в середине пятидесятых годов девятнадцатого века посещать вольнослушательницами лекции Петербургского университета. Но в 1859 году этого права их лишили.Однако борцы за равноправие женщин в получении образования не успокаивались. Такие знаменитые ученые как Менделеев, Сеченов, Бутлеров, Бестужев-Рюмин, возглавили общественное движение.И, наконец, в 1878 году пришла победа. На самом высоком уровне было принято решение об открытии Высших женских курсов. Открытие Высших женских курсов как частного учебного заведения состоялось 2 октября 1878 года в Петербурге. Директором курсов был назначен известный ученый-историк Константин Николаевич Бестужев-Рюмин. По имени первого директора, а пробыл он на этом посту четыре года, Высшие женские курсы получили название Бестужевских.Вначале курсы располагались в помещениях Александровской гимназии на Гороховой улице. Затем, в 1885 году, на 10-й линии Васильевского острова было построено новое трехэтажное здание.Обучение на Бестужевских курсах проходило на трех факультетах (историко-филологическом, юридическом и физико-математическом) и продолжалось четыре года. Хотя обучение на курсах было платным, 100 рублей в год, недостатка в курсистках (так называли учащихся Бестужевских курсов) не наблюдалось.На курсы принимались девушки не моложе 21 года. Желающие до 1 августа подавали заявление с просьбой принять их на курсы. Так как желающих всегда было больше, чем мест, то проходил отборочный конкурс по результатам оценок в гимназии. Вступительных экзаменов не было.Окончившие Высшие женские курсы получали право преподавать в женских средних учебных заведениях и младших классах мужских учебных заведений. На Бестужевских курсах лекции читали известные ученые и преподаватели. Курсистки получали хорошее всестороннее образование.Но так продолжалось недолго. В 1886 году, просуществовав восемь лет, Бестужевские курсы были закрыты по высшему распоряжению императора. Но в 1890 году после настойчивой борьбы прогрессивной интеллигенции Бестужевские курсы были вновь открыты.Закрыли Бестужевские курсы пришедшие к власти большевики в 1918 году, преобразовав первый женский университет в Третий Петроградский. Так закончилась история этого уникального учебного заведения. Многие бестужевки оставили значительный след в науке, литературе и общественной жизни России. Назовем некоторые известные имена.Анна Александровна Караваева (выпускница 1916 года) – русская писательница, дважды награждалась Государственной премией, орденом Ленина. Много лет была редактором журнала «Молодая гвардия» .Е. М. Прилежаева-Барская – детская писательница, автор замечательной книги о художнике Тропинине «Крепостной художник» .Е. В. Балабанова – знаменита тем, что написала первый в России учебник библиотечного дела.Ольга Антоновна Добиаш-Рождественская – первая в России женщина, защитившая докторскую степень по средневековой истории. Ее книга о Ричарде Львиное Сердце до сих пор пользуется популярностью среди ученых.Софья Васильевна Романская стала первой женщиной-астрономом, работала в Пулковской обсерватории.По-разному сложилась судьба курсисток, бестужевок, как их называли, но каждая до конца жизни гордилась, что в свое время училась на Бестужевских курсах.

    20 сентября 1878 года в Петербурге открыты Высшие Бестужевские курсы — первый женский университет страны. Здесь слушали лекции революционерка Надежда Крупская, писательница Ольга Форш, актриса Любовь Блок. Бестужевские курсы стали не только рупором женского образования, но и помогли появлению женщины нового типа — решительной, активной, имеющей одинаковые с мужчинами права.

    Страх перед «учёной» женщиной

    Невзирая на то, что девятнадцатое столетие славится всевозможными реформами на тему политики, экономики и образования, женщины по-прежнему не допускались к ученической парте, а, обнаруживая явным интерес к науке, вызывали со стороны консервативно настроенного общества недоумение и осуждение. Русский географ и историк Пётр Кропоткин вспоминал, что Александр II не только с недоверием относился к «учёным» женщинам, но даже боялся их. Особенно это было заметно, когда он, встречая девушку в очках и гарибальдийской шапочке, думал, что перед ним стоит настоящая нигилистка, пугался и ожидал, что она вот-вот «выпалит в него из пистолета».

    Как бы то ни было, попытки создания специальных курсов были предприняты ещё в 1869 году, когда в Петербурге появились Аларчинские, а в Москве — Лубянские курсы. Годом позже в Петербурге попытались организовать подобие университета, который наравне с мужчинами смогли бы посещать женщины. Лекции получили название Владимирских курсов (по имени Владимирского училища, где они проходили). Для того, чтобы дать верный окрас разрешению, которое дало царское правительство на учреждение такого заведения, нужно отметить, что за деятельностью курсов сразу же установили полицейский надзор.

    Александр II не только с недоверием относился к «учёным» женщинам, но даже боялся их. Фото: Commons.wikimedia.org

    Первые попытки женщины получить образование

    Свой вклад в развитие женского образования внёс военный министр Дмитрий Милютин, благодаря которому в 1872 году в Петербурге открываются курсы образования учёных акушерок при Медико-хирургической академии. Появление академии стало прямым следствием понимания, что без привлечения женщин жёсткая потребность в медработниках никогда не будет полностью удовлетворена.

    Одновременно с созданием этого учреждения, набирало силу движение за создание высших женских курсов по университетской модели. Здесь своё активное участие проявили учёные Андрей Бекетов, Дмитрий Менделеев, Александр Бутлеров, Константин Бестужев-Рюмин, а также лидеры женского движения Анна Философова, Надежда Стасова, Ольга Мордвинова, Варвара Тарновская.

    «Бесстыжевки» и «бестужевки»

    «Курсистка», картина Н. А. Ярошенко (1880). На картине изображена А. К. Дитерихс, в пору написания картины — слушательница Бестужевских курсов. Фото: Commons.wikimedia.org

    Подготовив таким образом почву для создания достойного учреждения, 20 сентября 1878 года в Санкт-Петербурге в здании Александровской гимназии на Гороховой улице состоялось торжественное открытие первого высшего учебного заведения для женщин в России — Высших женских курсов. Первым директором курсов стал историк Константин Бестужев-Рюмин, который руководил ими на протяжении четырёх лет. Именно в его честь курсы получили неофициальное название «Бестужевские», а ученицы, посещавшие их, стали «бестужевками». Однако не обошлось и без курьёзов: в народе, девиц, проявляющих склонность к получению образования «обласкали», назвав «бесстыжевками».

    Так как идея женского образования так и не получила одобрения со стороны правительства, курсы стали частным учебным заведением, которое было не в праве рассчитывать на государственные дотации. Впрочем, Министерство народного просвещения выделяло ежегодно по 3 тысячи рублей на нужды курсов, которых, разумеется, не хватало. Основное финансирование происходило за счёт созданного «Общества для доставления средств Высшим женским курсам», деньги для которого выделялись из оплаты обучения.

    Музыкальный и художественный критик Владимир Стасов, чья сестра, общественная деятельница Надежда Стасова, являвшаяся одним из инициаторов и создателей курсов, вспоминал те героические годы, когда активисты по рублю собирали деньги, чтобы позволить курсам стать не одной лишь бесплотной мечтой: «мы начинали действовать, имея на текущем счету немногим более 200 рублей, которые большие и малые, дала вся страна. Какое нужно было чудо, какая потребна была храбрость, чтобы с двумястами рублей в кармане затеять и выстроить дом в 200 000 рублей».

    Нечего и говорить, что члены общества, преподававшие на курсах, не получали жалованья и работали, как сейчас говорят, «за интерес». Невзирая на столь немилосердные условия, на курсах сложилась своя школа долгожителей, которые работали, несмотря на отсутствие финансирования. Так Варвара Павловна Тарновская 25 лет исполняла обязанности казначея курсов, которому вменялся многообразный перечень обязанностей: бухгалтерский учёт и управление финансами Курсов, начинавшееся от сбора взносов со слушательниц до работы с банковскими закладными и процентными бумагами.

    К слову, начиная с 200 рублей первоначального капитала и получая 3 тысячи рублей от правительства, курсы впоследствии доказали свою нужность и «окупаемость»: к концу 1903 года материальный актив курсов составлял миллион рублей, и к тому времени удалось построить три дополнительных корпуса, хорошую библиотеку, лаборатории и астрономическую вышку.

    Группа первых деятелей по организации Бестужевских курсов: (слева направо, стоят) О. А. Мордвинова, А. Н. Бекетов, А. П. Философова, П. С. Стасова; (сидят) Н. А. Белозерская, В. П. Терновская, Н. В. Стасова, М. А. Менжинская. Фото: Commons.wikimedia.org

    Чему учили на Бестужевских курсах

    На Бестужевских курсах было открыто три отделения: историко-филологическое, юридическое и физико-математическое (с химическим курсом). Минимальный срок обучения составлял четыре года, но многие слушательницы увеличивали время пребывания на курсах для того, чтобы освоить дополнительные дисциплины. Бестужевки посещали лекции по богословию, психологии, истории древней и новой философии, истории педагогики, теории эмпирического познания, истории литературы, русского, французского, немецкого и английского языков. Студентки физико-математического отделения слушали лекции по математике, физике, химии, ботанике, зоологии, минералогии, кристаллографии и, физической географии. Также в число необязательных предметов входила латынь и хоровое пение.

    Несмотря на то, что обучение было платным (за год вносилась плата в сто рублей), в желающих посещать лекции отбоя не было. Порядок поступления был следующим: девушки, которым сравнялся 21 год, должны были до 1 августа подать заявление, и приложить к нему документы: метрическое свидетельство, аттестат о полном среднем образовании и свидетельство о политической благонадёжности. Последний документ был актуален для слушательниц, которые поступали не в год окончания школы. В случаях, когда заявления не переставали поступать, а вакантных мест не хватало, устраивали конкурс аттестатов. К слову, чтобы поступить на обучение, вступительные экзамены не сдавали.

    Химическая лаборатория Бестужевских курсов. Фото: Commons.wikimedia.org

    Вместе с тем, положение слушательниц зачастую оказывало не самым сладким. Невзирая на пожертвования, поступавшие от меценатов, и, несмотря на то, что к 1885 году курсы обзавелись новым зданием, переехав на десятую линию Васильевского острова, курсистки из небогатых семей жили трудно. Мария Константиновна Цебрикова, русская писательница, литературный критик, и борец за равноправие женщин, посещавшая лекции, вспоминала: «Эти сырые и холодные углы, где набиваются по три, по четыре слушательницы, нередко одна постель на троих, которой пользуются по очереди; этот в трескучий мороз плед поверх пальто, подбитого ветерком; эти обеды грошовых кухмистерских, а зачастую колбаса с чёрствым хлебом и чаем; эти бессонные ночи над оплачиваемой грошами перепиской вместо отдыха…».

    Полицейская слежка за курсистками

    Также негативный осадок оставляла политика Александр II, проявившая себя в год учреждения Курсов. Император требовал от шефа жандармов Александра Дрентельна собирать сведения о политических настроениях среди женщин. Полицейский оправдал ожидания царя и представил отчёт, из которого следовало, что слушательницы не довольствуются одними лишь знаниями, а «стремятся подражать прискорбным уклонениям от правильного пути, которыми в последнее время отличается учащаяся молодёжь».

    Царь отреагировал моментально: бестужевские курсы не давали своим выпускницам никаких, даже самых призрачных, надежд и прав на преподавание. Так, петербургский обер-полицмейстер Пётр Грессер ставил специальную печать на все аттестаты, в которых было написано, что их обладательница — курсистка. Таким образом Александр II контролировал, чтобы бестужевки не допускались к учительству.

    Впрочем, отчёт полицейского едва ли можно было считать клеветническим. Уже в первый учебный год за принадлежность к «Народной воле» была арестована группа курсисток. Сестёр Юшиных задерживали по делу о покушении на Александра II, а по подсчётам Департамента полиции, за 1880-1885 годы из 1988 бестужевок 241 из них обратила на себя внимание полиции, что составило 12,07 % слушательниц. Таким образом, в 1886 году решением министра Ивана Делянова приём на курсы был прекращён «до особого рассмотрения вопроса о высшем образовании для женщин.

    Слушательницы Бестужевских курсов (слева направо): Надежда Крупская, Ольга Форш и Любовь Блок. Фото: Коллаж АиФ

    Жёсткие меры

    Тремя годами спустя было опубликовано Временное положение о Санкт-Петербургских Высших женских курсах, из которого следовало, что количество слушательниц должно быть сокращено, а для зачисления требуется письменное разрешение родителей или опекунов. Помимо этого, плату за обучение повысили до 200 рублей в год. Также приём зависел от личного усмотрения директора, а сами курсистки имели право жить только дома или у родственников: наёмные квартиры исключались. Прежних преподавателей уволили, а некоторые дисциплины были исключены из списка предметов. Как ни странно, резкие реформы не только не запугали слушательниц, а, напротив, подтолкнули их к бунту: если до 1886 года ни одна курсистка не привлекалась по политической статье, то в конце 80-х годов это стало вещью обыкновенной.

    Отношение к Курсам изменилось, когда Николай II взошёл на престол: в 1903 году царём было утверждено положение Опекунского совета о допущении к преподаванию лиц, с успехом окончивших Высшие женские курсы.

    Последние годы

    Первая мировая война внесла свои коррективы в благополучие «Бестужевки», относительно наладившееся за последние десять лет. Финансирование стало нестабильным, и здание, где располагались курсы, стали по частям сдавать под общежития. Однако проблема заключалась не только в этом. Бессистемность образовательного процесса и ухудшение дисциплины сделали своё: в 1918 году большевики закрыли Бестужевские Курсы. В здании, где они раньше располагались, открыли Третий петроградский университет, который войдя в 1919 году в состав Петроградского университета, позже превратился в Санкт-Петербургский государственный университет.

    1. Первое женское высшее учебное заведение

    20 сентября 1878 года. 18 часов. Здание Александровской гимназии на Гороховой улице в Санкт-Петербурге. Здесь, в это самое время состоялся молебен и торжественное открытие первого высшего учебного заведения для женщин в России – Высших женских курсов (ВЖК). Множество посетителей с трудом размещается в большой зале. Присутствуют первый директор Курсов – профессор К.Н. Бестужев-Рюмин, Университет представляет его ректор профессор А.Н. Бекетов, от Министерства народного просвещения – помощник попечителя Петербургского учебного округа К.П.Яновский. После «сочувственных речей и пожеланий» слушательницы разошлись по аудиториям, и первую лекцию прочел профессор древней истории Василий Васильевич Бауер.

    Открытию Курсов предшествовала двадцатилетняя борьба, которая объединила в одном лагере поборников женского образования видных общественных деятелей, таких как А.П. Философова, Н.В. Стасова, О.А. Мордвинова, В.П. Тарновская, Н.А. Белозерская, Е.И. Конради, М.А. Менжинская, и профессоров Санкт-Петербургского университета: Бекетова, Менделеева, Сеченова, Бутлерова, Бестужева-Рюмина. Различные проекты и эксперименты по претворению в жизнь высшего женского образования на протяжении долгих лет наталкивались на сопротивление министерских инстанций и чиновничества. Пореформенная Россия с трудом усваивала перемены.

    Предыдущие попытки открыть Курсы терпели крах из-за отсутствия административной поддержки, материального содержания, неопределенного правового статуса выпускниц.

    Необходимость снизить накал общественной борьбы, развернувшейся из-за непоследовательности реформ Александра II, побудила правительство пойти на ослабление своих позиций в решении «женского вопроса» - в 1876 году было дозволено открыть Высшие Женские курсы в университетских городах России (Петербург, Москва, Дерпт, Казань, Харьков, Варшава, Киев, Новороссийск).

    Открытие Курсов в столице, как и по всей Империи, было обставлено рядом трудностей, главные из которых недостаточное финансирование и поражение в правах. Министерство народного просвещения и Санкт-Петербургская Городская Дума выделяли пособие в размере 3.000 рублей в год, что не покрывало насущных нужд ВЖК. Основное финансирование шло по линии Общества для доставления средств Высшим женским курсам, специального фонда, учрежденного для того, чтобы общественность, сочувствующая делу женского образования, помогала ему выжить.

    Между членами Педагогического совета Курсов и Общества царило взаимопонимание, а малейшие разногласия по вопросам курсовой жизни обсуждались на общих собраниях. Весь опыт по созданию женского университета, все силы и стремления организаторов были направлены на поддержание Курсов, а в трудные моменты истории учебного заведения - на его выживание. Члены Общества для доставления средств ВЖК, работавшие на курсах, считались общественными деятелями и не получали материального вознаграждения. Например, В.П. Тарновская 25 лет несла на себе обязанности казначея курсов, Е.В.Балабанова около 20 лет заведовала курсовой библиотекой, О.К.Нечаева 13 лет вела дела в общежитиях курсов. Это – энтузиасты и первопроходцы высшего женского образования в России. Рядом с ними всегда была передовая университетская профессура.

    Высшие женские курсы просуществовали 40 лет. Они прошли через прокрустово ложе контрреформ 1880-х годов и не были закрыты подобно другим ВЖК в Российской империи. В 1918 году в качестве Третьего Петроградского университета Курсы были слиты с Первым Петроградским университетом. Благородная миссия ВЖК была логически завершена – равноправие женщин в области образования и применения своих знаний в жизни было прочно завоевано.

    2. Юридический факультет Бестужевских курсов

    Осенью 1906 года на Высших женских (Бестужевских) курсах открылся третий, самый проблематичный для власти факультет – юридический. Ведь нигде более не раскрывались так отчетливо изъяны тогдашнего российского государственного устройства и законодательства. В январе 1905 года грянула революция, и общественно-политическая дискуссия, усугубленная восстаниями и сражениями на баррикадах, развернулась со всем ожесточением. Среди важнейших вопросов внутренней политики, которые замалчивались правительством, находился вопрос о допуске женщин к юридическому образованию и последующей практической деятельности в сфере юриспруденции. Революция настоятельно потребовала дать на него ответ.

    Та часть общественности, которая связывала будущее России с прогрессом образования и усилением роли женщин в обществе, ратовала за допущение женщин к юриспруденции уже в дореволюционную пору. Еще в 1903 году 47 слушательниц ВЖК обратились к Совету про­фессоров с ходатайством о введении специальных курсов по вопросам экономики и юридических наук. В. П. Тарновская, председательница Общества доставления средств ВЖК обратилась 14 мая 1904 года к директо­ру курсов с заявлением: «Ходатайство слушательниц совпадает с дав­ним желанием Комитета организовать наряду с уже существующими двумя отделениями… отделение юридических наук. Будучи уверены в Вашем и гг. профессоров сочувственном отношении ко всякому начина­нию в деле расширения преподавания на курсах и стремлению содейст­вовать полному уравнению курсов с университетом…».

    Была созвана специальная комиссия в составе профессоров Д. Д. Гримма, А.С. Постникова, И. А. Ивановского, Л. И. Петражицкого, В. И. Сергеевича, И.А. Покровского, И. Я. Фойницкого, В. Э. фон Дена. Комиссия признала важность допущения женщин до юридического образования ввиду того, что они могут примять свои знания, оказывая юридическую помощь населению и занимаясь преподаванием. Однако судебная деятельность по-прежнему оставалась закрытой для лиц женского пола; высшие лица Российской империи, включая императорскую семью, высказывались против допущения женщин в адвокатуру и судебное производство. События 1905 года отодвинули разрешение вопроса о женском юри­дическом факультете на ВЖК. 12 марта 1906 года созванная ранее комиссия, пополненная рядом новых лиц, возобновила свою работу. 13 мая 1906 года было получено «высочайшее» разреше­ние на открытие юридического факультета на ВЖК.

    Первоначально Юридический факультет открыл в составе одного (первого) курса, который с каждый следующим годом младшим курсом. Курс обучения был установлен четырехлетний. В отличие от других факультетов на юридическом была сохранена курсовая система: экзамены производились два раза в году – в мае и сентябре по сессионной си­стеме. Только экзамены по латинскому и иностранным языкам разреша­лось сдавать в течение всего года.

    На факультете 18 предметов были обязательны: энциклопедии права, истории философии права, истории римского права, догме римского права, общему государственному праву, русскому государственному праву, истории русского права, политиче­ской экономии, статистике, финансовому праву, гражданскому праву, гражданскому судопроизводству, уголовному праву, уголовному судо­производству, полицейскому праву, церковному праву, международному и торговому праву.

    Среди необязатель­ных специальных курсов были римское семейное и наслед­ственное право, децентрализация и автономия, самоуправление, история экономических учений, история германского права, граж­данское право прибалтийских губерний, история демократических доктрин и др. Участие в семинариях не было обязательным, но многие слушательницы юридического факультета участвовали в них, а некоторые даже одновременно в нескольких.

    Увлечение слушательниц теоретическими проблемами частично объясняется тем, что на юридический факультет женщины шли главным образом, чтобы получить те основы общего образования, которые необходимы для участия в общественной и политической жизни, а также из особого интереса к теоретическим проблемам. Ведь о каком-либо прак­тическом применении специальных юридических знаний не было и ре­чи - путь к профессиональной деятельности был закрыт. Рассчитывать на применение своих специальных знаний по окончании юридического факультета могли только те курсистки, которые специализировались по статистике. Этот курс вел профессор А.А. Кауфман . Руководимый им статистический семинарий создал обобщающий портрет курсистки.

    Занятия у М. И. Туган-Барановским . заключались в чтении I тома «Капитала» Маркса и дискуссиях, в которых активно участвова­ло около 50-60 человек. Серьезный круг слушателей собирался на семинарии по общей теории гражданского права у И. А. Покровского . После его увольнения из Университета чтения лекций по гражданскому праву принял на себя профессор Пергамент, а ведение практических занятий, заключавшихся в разборе казусов, – Д. Д. Гримм.

    Блестящее ораторское мастерство привлекало множество слушательниц на специальный курс по истории демократи­ческих доктрин профессора М. М. Ковалевского .

    Профессор М. А. Дьяконов руководил также очень интересным семинарием по истории русского права. Результаты работы этого семина­рия в 1906/07 учебном году - «Сводный текст крестьянских порядных, XVI в.» - были опубликованы в 1910 году.

    Профессор В. М. Гессен читал лекции и вел практические занятия по административному праву. На его занятиях читались и обсуждались рефераты на разные темы, в том числе: о роли земства в деле народного образования,обохране детского труда, о свободе собраний и другие.

    Исключительно интересные практические занятия, на которых разбирались подлинные дела из архива Окружного суда, изучался дореформенный процесс по делам 1789-1840 годов, читались доклады, реферировались монографии и, кроме того, посещались музей уголовного права и жен­ская тюрьма, вел профессор П. И. Люб­линский .

    В последующие годы были введены лекции по судебной медицине, патологической психологии, по психиатрии в связи с судебной психопа­тологией. Проводились систематические занятия в психиатрических заведениях, в приютах, в колониях для малолетних пре­ступников.

    Норма первого приема на юридический факультет была велика, но далеко не все ходатайства о приеме были удовлетворены. Такой наплыв желающих изучать юридические науки объясняется тем, что на этот новый факультет шли не только для того, чтобы изучать право, а что­бы приобщаться к основам общественной жизни.

    В последующие годы прием на юридический факультет сократился с 600 до 500 человек, а в 1915/16 году - около 300. В условиях военного кризиса девушки были вынуждены во многом отказываться от борьбы за право работать по специальности и искать заработок. Так продолжалось до 1917 года, когда по решению Временного правительства женщины-юристы получи­ли доступ в адвокатуру и судебные органы. Тогда снова возросло количество желающих изучать юридические науки: на 1917/1918 учебный год были приняты уже 800 женщин. Большинство юристок-бестужевок были приняты в сословие адво­катов в качестве помощников присяжных поверенных.

    Источник:
    С. А. Красинская-Эльяшева, А. И. Рубашова-Зорохович. Юридический факультет. //
    Санкт-Петербургские высшие женские (Бестужевские) курсы, 1878 - 1918: Сборник статей /
    Под ред. С. Н. Валка. Л.: Изд-во ЛГУ,1973. С. 148 – 163.

    3. Из воспоминаний выпускницы юридического факультета ВЖК


    М.М. Ковалевский

    В 1915 г., когда я поступила на юридический факультет, вступительную лекцию для всех курсов читал в большом актовом зале Максим Максимович Ковалевский . После запрещения ему в 1887 г. чтения лекций по конституционному праву в Московском университете он провел 15 лет за границей, где занимался литературно-научной деятельностью, прерываемой чтением курсов в Оксфорде, Париже, Брюсселе, Чикаго, Стокгольме. … Нам, бестужевкам, Ковалевский дорог также тем, что он должен был стать мужем знаменитой С. В. Ковалевской. Их свадьба была назначена на лето 1891 г. Однако, возвращаясь из Генуи, где Софья Васильевна встречалась с Максимом Максимовичем, она простудилась и умерла от воспаления легких (29 января 1891 г.).

    Естественно, что слушать М. М. Ковалевского пришли курсистки с разных факультетов. Зал был переполнен, сидели на подоконниках, на полу у кафедры. Мощная импозантная фигура лектора, белоснежные волосы, красиво откинутые назад, плавная речь, уверенные жесты опытного оратора, внушали уважение и почтение, гордость, что он, известный социолог, историк, юрист, общественный и государственный деятель, выступает перед нами. На курсах М. М. Ковалевский читал специальный курс по истории демократических доктрин.

    Историю римского права на первом курсе (4 часа) и догму на втором (6 часов вместе с практическими занятиями) читал Давид Давидович Гримм - пожилой, сухонький, с ежиком седоватых волос, удивительно умными, проницательными голубыми глазами. Влюбленный в логически точные и краткие формулировки, самое звучание латыни, он с вдохновением читал и заставлял нас читать отрывки из Пандект. В своих лекциях Д. Д. Гримм показывал, как под влиянием исторических и экономических причин происходило развитие Рима из государства-города в мировую империю, как римские юристы, толкуя старое право, приспосабливали его к новым условиям, создавали новое, как они пришли к определению “право есть искусство доброго и справедливого”. На практических занятиях профессор наряду с чтением Пандект предлагал реферировать отдельные главы из 3-х томного труда Р. Иеринга «Дух римского права». Комментарии и заключения Д. Д. Гримма по рефератам были очень интересны. Особое оживление на семинаре вызывало реферирование брошюры Иеринга «Борьба за право». Д. Д. Гримм увлекался римским правом и сумел увлечь нас этим, казалось бы, сухим и мертвым предметом.<…>


    Петражицкий Лев Иосифович

    Большой популярностью в то время пользовалось имя профессора Л. И. Петражицкого , крупного ученого, создателя психологической теории права, преподававшего в Санкт-Петербургском университете. Он читал Энциклопедию и историю философии права. Непосредственно на Курсах Петражицкий в этом году не преподавал. Поэтому мне пришлось записаться вольнослушательницей в университет.

    Для того чтобы быть допущенной к слушанию лекций Петражицкого, требовалось пройти специальное собеседование и показать свое знание его книги «Введение в изучение права и нравственности» (1905 г.), в которой ученый излагал основы психологии и логики, без чего считалось невозможным как изучение его 2-томного труда «Теория права и государства в связи с теорией нравственности», так и слушание лекций. Преодолев все преграды, я стала два раза в неделю посещать университет. Это было на 2-м курсе.
    Слушать Петражицкого было трудно, речь его была медленной и тихой, фразы весьма длинными, он как бы переводил с немецкого языка, на котором раньше писал свои труды. Кроме того, будучи поляком по происхождению, Петражицкий говорил с польским акцентом и употреблял какие-то особенные, только ему присущие выражения.

    Лекции Петражицкого походили на импровизацию, надо было ухватиться за их логическую нить, чтобы понять, что он хотел сказать. Но затем логичность излагаемого покоряла своей оригинальностью и кажущейся неотразимостью. Аудиторию привлекали также высокие моральные начала, которые ученый считал руководящими принципами права.

    Историю философии права нам читал В. Н. Сперанский . Самая большая аудитория не могла вместить всех слушателей, а количество желающих заниматься у него в семинаре было так велико, что приходилось вести занятия по отдельным группам, в разные дни. На семинары приходили слушательницы других факультетов, которых интересовали предлагаемые Сперанским темы: «Политические утопии древнего мира», «Проблемы кары у Достоевского», «Нравственная философия Канта», «Об исторической школе юристов».

    Манера чтения лекций Сперанского несколько удивляла, но в то же время и привлекала. Это был стройный, элегантный, сравнительно молодой человек с красивым римским профилем, блестящими глазами и чуть седеющей гривой волос, которые он отбрасывал назад привычным жестом. Говорил он громко, приятным баритоном. Ни записок, ни портфеля. Цитаты наизусть из Метерлинка, А. Франса. Шопенгауэра, Ницше, Канта.


    Библиотека Курсов
    Он уклонялся от объявленной темы, декламировал Гете или Пушкина, вновь возвращался к теме и вновь от нее уходил. После лекций Сперанского у меня был полный сумбур в голове, почти ничего от основной темы и восторженное, взволнованное состояние от соприкосновения с великими умами человечества.

    Деканом факультета был Михаил Яковлевич Пергамент , человек широко образованный и эрудированный. По окончании университета он готовился к профессорской деятельности в Берлине под руководством таких крупных романистов Германии, как Дернбург, Барон, а также ученых-цивилистов, олицетворяющих собой в начале XX в. передовую юридическую мысль. Все, что было ценного и передового в немецкой науке права, М. Я. Пергамент бережно доносил до своих слушательниц. На старших курсах он читал специальные курсы: «Гражданское право Германии и Швейцарии», «Французский гражданский кодекс», вел практические занятия по римскому и гражданскому праву. …Он пробуждал в нас живой интерес к истокам русского гражданского права. Нередко он с шуткой говорил: «Посмотрим, что сказал на этот счет наш друг Папиниан или наш друг Ульпиан». Такая манера чтения лекций Пергамента, его передовые взгляды очень нравились, возбуждали интерес к праву, к избранной профессии, и поэтому его лекции посещались безукоризненно. <…>

    Семейное право в 7 и 8 семестрах читал, а также вел практические занятия приват-доцент Александр Григорьевич Гойхбарг . Мы с большим интересом посещали его лекции. Увы, царские законы осуждали женщину - мать, жену, дочь на подчиненное положение. … Со жгучим вниманием слушали мы взволнованную критику этих законов. В лекциях Гойхбарга затрагивались животрепещущие вопросы, обсуждавшиеся в печати, в студенческих кружках, за чашкой чая. Поэтому Александру Григорьевичу задавались бесчисленные вопросы, разрешаемые в дружеской, товарищеской обстановке взаимного понимания и единства взглядов. А. Г. Гойхбарга любили и уважали, считали старшим товарищем. Он был одним из тех юристов, которые горячо приняли Октябрьскую революцию.

    На 4-м курсе исключительно интересно вел практические занятия по уголовному процессу проф. П. И. Люблинский . Мы разбирали подлинные дела из архива Санкт-Петербургского Окружного суда, изучали дореформенный процесс по делам 1789-1840 гг., реферировали монографии по уголовному процессу, был инсценирован процесс по «Анфисе» Леонида Андреева. Посещались Музей уголовного права, женская тюрьма, колония для несовершеннолетних преступников. Бестужевка Смоленская вспоминает, какое тяжелое впечатление произвело на всех посещение колонии.


    Люблинский Павел Исаевич

    Пиленко Александр Александрович

    Курс лекций по международному частному праву читал проф. А. А. Пиленко . Его интересные обзоры международной жизни появлялись в газете «Новое время» - самой обширной, осведомленной, но реакционной газете. Свое сотрудничество в ней он оправдывал тем, что выполняет свой долг, поскольку, мол, другой сотрудник газеты вел бы отдел международной жизни с реакционных позиций.

    Сейчас, на 82-м году жизни, я не могу не выразить глубокой признательности своим профессорам. Они научили нас сознательно и самостоятельно работать над книгой, дали широкий кругозор и пробудили чувство ответственности за порученное дело интерес к познанию. Каждый из них доносил до нас передовые идеи своей науки.

    Из воспоминаний выпускницы юридического факультета
    Высших Женских (Бестужевских) курсов
    Е. Р. Изместьевой-Новожиловой
    (опубликовано в Правоведении, 1977, № 6, с. 120 – 124.)

    4. Воспоминания юристки первого выпуска

    Окончив 8-й педагогический класс в гимназии М. Н. Стоюниной в Петербурге весной 1906 года, я стала мечтать о поступлении на юридический факультет. Но я прекрасно сознавала, что мои мечты останутся только мечтами, так как доступ в университет женщинам был закрыт. И вдруг неожиданно в газетах появилось извещение об открытии юридического факультета на Высших женских (Бестужевских) курсах в Петербурге. Мечта становилась явью… Несложные формальности в канцелярии курсов заняли немного времени, и я уже студентка I курса юридического факультета ВЖК. С волнением вхожу в самую большую аудиторию курсов -10-ю, где читаются лекции I курсу юристок - нас было принято несколько сот человек.

    В этой же аудитории через несколько дней состоялся многолюдный митинг, на котором директор курсов В. А. Фаусек сообщил нам о смертной казни двух курсисток – Бенедиктовой и Мамаевой, так как ходатайство Совета профессоров перед генерал-губернатором об их помиловании было отклонено и приговор военного суда приведен в исполнение. На митинге я впервые услышала пламенные призывы к беспощадной революционной борьбе; митинг закончился скорбным пением «Вы жертвою пали в борьбе роковой».

    Очень скоро по поступлении на курсы я полностью приобщилась к академической жизни. В числе наших профессоров был известный в то время историк права профессор В. И. Сергеевич. На первой же его лекции после вводных фраз, в которых он подчеркнул свое отрицательное отношение к революционной молодежи, поднялся такой шум и свист, что Сергеевич вынужден был уйти с кафедры и больше на курсах не появлялся. <…>

    Очень скоро меня захватил полностью своими лекциями профессор Л. И. Петражицкий. <…> Студенты острили: «Он думает по-польски, пишет по-немецки, а лекции читает по-русски». Но всё же я пыталась записывать. Это было нелегко как из-за формы изложения, так и по существу: он вводил нас в глубины психологии. На базе эмоциональной психологии профессор строил свою теорию права. Меня начал увлекать логически совершенный ход мышления лектора.

    Очень скоро вокруг Петражицкого у нас на курсах, как и в университете, образовался тесный кружок. Я записывала все его лекции и по просьбе некоторых однокурсниц составила программу к ним, по которой мы сдавали зачеты на II курсе, чем доставили профессору явное удовольствие (его печатный курс тогда еще не вышел).

    Свою дань теории Петражицкого я отдала, представив на III курсе в семинарии профессора Жижиленко доклад на тему «Эволюция идей о целях наказания в истории». Эпиграфом к этой работе я взяла цитату из книги общей теории права Петражицкого, вышедшей к тому времени из печати. В ней, следуя учению Л. И. Петражицкого, я доказывала, что представление о целях наказания исторически меняется в связи с изменением общественной структуры. Эту курсовую работу, по предложению профессора А. А. Жижиленко, я представила, сдавая государственные экзамены в университете, в качестве дипломной. Увы, моя дипломная работа получила у профессора И. Я. Фойницкого оценку «удовлетворительно». Я потом узнала от профессора Жижиленко, что Фойницкий, как впрочем и большинство наших профессоров, критически относился к теории Петражицкого и не мог простить, что она была положена в основу моей работы. <…>

    Мы были покорены сразу же и со всем пылом юности взялись за изучение догмы римского права. А когда И. А. Покровский на 2-й год наших занятий с ним объявил семинарий по теории гражданского права, обусловив прием в него знанием латыни и немецкого языка, вернее, умением читать в подлиннике Свод законов гражданских императора Юстиниана, нас не испугала трудность изучения латыни. Перед каждым семинарским занятием мы проводили вечера в Публичной библиотеке или в юридическом кабинете на курсах, изучая проект германского гражданского Кодекса (самого передового по тому времени) и мотивы к нему. Разве можно было забыть счастливые часы работы под руководством И. А. Покровского, его лекции, его напутствие нам после последней лекции. Это было более полувека назад, но и до сегодняшнего дня его напутственные слова слышатся мне. Он говорил, что представляет себе своих слушателей звездами большой и малой величины. Но даже самая маленькая звезда должна светить окружающим своим неотраженным светом, излучая людям добро, честность и знание.

    Быстро пролетели 4 года обучения, и вот у нас в руках дипломы об окончании курсов. Естественным было желание применить свои знания на практике, но осуществить это было нелегко. Бесплатная работа по специальности нашлась сразу же в районных юридических консультациях, где первое время мы работали под руководством опытных мужчин-юристов. Кроме того, меня привлекли к чтению лекций для рабочих во 2-м обществе образования Нарвского района.

    С платной работой было гораздо труднее, так как доступ в сословие присяжных поверенных был для женщин закрыт. На мое объявление в газете, где указывалось, что женщина с высшим юридическим образованием и знанием иностранных языков ищет работу по специальности, я получила, к своему удивлению, несколько предложений. Но что это были за предложения! Искали бонну к детям и из ряда претенденток предпочли меня, так как высшее юридическое образование за те же 25 рублей в месяц не мешало. Наконец, мне посчастливилось: в конце декабря 1910 года я получила работу в юридическом отделе правления общества Владикавказской железной дороги. Здесь в должности заместителя заведующего столом общих судебных учреждений, а позднее – заведующего я выполняла работу, где могла использовать свои специальные знания. <…>

    Комнаты в общежитии, которое находилось в здании курсов.

    В 1914 году, по предложению профессора Жижиленко, я была оставлена при курсах на кафедре уголовного права и в связи с этим принята в члены русской группы Международного союза криминалистов, где и участвовала на равных правах с мужчинами, членами группы, в работах съезда русской группы, происходившего до начала первой мировой войны. Мои впечатления на съезде были такими яркими, что и сейчас отдельные моменты всплывают в памяти. Я вхожу в помещение адвокатского клуба. Неожиданно ко мне подходит профессор, сенатор Н. С. Таганцев, автор многих трудов, по уголовному праву. Ласково улыбаясь, Таганцев спрашивает меня: «Вы действительно окончили университет или просто так надели университетский значок?» - «Нет, я действительно окончила университет», - смущенно отвечаю я. Таганцев горячо жмет мне руку, поздравляет и говорит об искренней радости видеть женщину-юриста, о той пользе, которую женщина может в этой области принести, когда, по русской пословице, «от тюрьмы и от сумы зарекаться не приходится». Его теплое отношение ко мне подняло мое настроение.

    Таганцев был избран почетным председателем съезда, а меня вместе с юристкой-криминалисткой Е. Ю. Эрлих-Макаровой выбрали в секретариат. Я, конечно, понимала, что это избрание было данью не мне, а первым женщинам-юристам, но все же оно льстило моему самолюбию... <…>

    С началом первой империалистической войны возросли мои общественные обязанности: я работала в городском попечительстве о бедных по оказанию помощи семьям призванных в армию, работала и в лазарете, открытом городом во вновь выстроенном курсами большом здании на Среднем проспекте; после рабочего дня через день я там проводила свои вечера. <…>

    Только революция широко распахнула перед нами двери во все области государственной и общественной жизни. Весной 1917 года женщины-юристы в торжественной обстановке были приняты в сословие присяжных поверенных.

    Хлытчиева, С. М.
    Воспоминания юристки первого выпуска / С. М. Хлытчиева //
    Санкт-Петербургские высшие женские (Бестужевские) курсы (1878-1918 гг.)./
    Под ред. С.Н. Валка. Л., 1965. - С. 249-255.

    5. Статистический портрет студентки юридического факультета ВЖК

    Материалы подобраны из книги:
    «Слушательницы Санкт-Петербургских Высших женских (бестужевских) курсов: По данным переписи анкеты выполненной
    статистическим семинаром в ноябре 1909 г. /Статистический семинарий С.-Петербургских Высших женских курсов.
    С.-Петербург,1912.

    Кауфман Александр Аркадьевич ,
    руководитель Статистического семинария на ВЖК


    Опросный лист Статистического семинария

    Сословие родителей:

    Оконченные средние учебные заведения:

    Что оказало влияние на миросозерцание?

    Расстановка ударений: ВЫ`СШИЕ ЖЕ`НСКИЕ КУ`РСЫ

    ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ КУРСЫ - высшие женские учебные заведения в дореволюционной России. Возникли под влиянием революционно-демократич. движения 60-х гг. 19 в.

    В 1863 в ответ на запрос Мин-ва нар. просвещения большинство ун-тов, за исключением Московского и Дерптского, высказалось за предоставление женщинам права на высшее образование. Несмотря на это, по университетскому уставу 1863 доступ в ун-ты женщинам не был разрешён.

    Многие рус. женщины получали высшее образование в Цюрихе (Швейцария), где с 1867 был открыт приём женщин в ун-т и политехнич. ин-т. Царское пр-во, встревоженное тем, что женщины, получившие высшее образование в Швейцарии, "не могут возвращаться обратно иначе, как с идеями и направлением, не соответствующим строю", создало комиссию для обсуждения вопроса "о мерах, вызываемых постоянно возрастающим приливом русских женщин в Цюрихский университет и некоторыми прискорбными явлениями в их среде",

    Организации В. ж. к. в России предшествовала более чем десятилетняя борьба за создание женских ун-тов, в к-рой приняли участие широкие круги рус. общественности.

    Первые В. ж. к. с разрешения пр-ва были открыты в 1869 (Аларчинские в Петербурге н Лубянские в Москве), Одним из этапов борьбы за женский ун-т была организация в Петербурге в 1870 систематических "Публичных лекций" для мужчин и женщин. Эти лекции получили название "Владимирских курсов" по имени Владимирского уч-ща, где они помещались За деятельностью В. ж. к. был установлен надзор.

    В 1872 были открыты Высшие женские мед. курсы при Медико-хирургич. академии в Петербурге и В. ж. к. проф. Моск. ун-та В. Н. Герье в Москве. Открывшиеся в 1876 в Казани и в 1878 в Киеве В, ж. к. имели по 2 ф-та: физико-математический и историко-филологический. В 1878 в Петербурге кружком прогрессивной интеллигенции во главе с учёным и общественным деятелем А. К. Бекетовым были учреждены Бестужевские В. ж. к. (названы по имени проф. рус. истории К. Н. Бестужева-Рюмина, к-рый по требованию Мин-ва нар. просвещения был их официальным учредителем и возглавлял курсы в 1878 - 82).

    Подавив революционно-демократич. движение 70-х гг., царское пр-во в 1881 предрешило закрытие всех В. ж. к. В 1886 по распоряжению Мин-ва нар. просвещения приём на В. ж. к. был прекращён, и несколько позже они были закрыты. Возрождение В. ж. к. связано с революционным движением конца 19 - нач. 20 вв. В Петербурге и в Москве были восстановлены нек-рые В. ж. к., стали открываться новые, однако с целым рядом ограничений. В Петербурге в 1904 открылись Стебутовские высшие женские с.-х. курсы, в 1906 - Женский политехникум, Историко-литературные и юридич. женские курсы Раева, Юридпч. курсы Песковской, Естественно-научные курсы Лохвицкой. В Москве были организованы: Историко-филологич. и юридич. курсы Полторацкой, Высшие женские пед. курсы, Высшие женские мед. курсы, Высшие женские с.-х. курсы. В течение 1905 - 16 В. ж, к. были созданы в Одессе, Харькове, Киеве, Варшаве, Дерпте, Казани, Тифлисе, Новочеркасске, Томске. Курсы не финансировались правительством и существовали на благотворительные средства и плату за обучение.

    Значительную роль в развитии женского образования в России сыграли курсы Герье и особенно Бестужевские курсы. Общеобразовательные курсы Герье вначале были двухгодичными, с 1879 был введён трёхлетний, а затем и четырёхлетний срок обучения. Преподавали на курсах профессора Моск. ун-та, в т. ч. выдающиеся рус. учёные В. О. Ключевский, Ф. А. Бредихин, Ф. И. Буслаев, Д. Н. Анучин и др. Попытка добиться для оканчивающих курсы права преподавания во всех классах женских гимназий была отклонена правительством. Хотя курсы да вали знания в объёме историко-филологич. ф-та ун-та, выпускницам не присваивалось никакого звания. Как и другие В. ж. к., курсы Герье в конце 80-х гг. были закрыты. В 1900 они открылись в составе трёх ф-тов: историко-филологического, физико-математического и специально математического; в 1906 был создан мед. ф-т.

    Бестужевские курсы были первым женским ун-том в России. В состав курсов входили 3 ф-та: словесно-исторический, физико-математический и специально математический, в 1906 открылся 4-й ф-т - юридический. Срок обучения на курсах до 1881 был 3-годичный, а затем 4-годичный. Лекции читали профессора Петербургского ун-та, в частности Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Д. Н. Овсянико-Куликовский, О. Ф. Миллер и др. Менее других уч. заведений связанные опекой Мин-ва нар. просвещения курсы имели возможность применять передовые методы преподавания, основанные на самостоятельной работе слушательниц. В 1886 - 89 приём на курсы был прекращён, но они были единственными В. ж. к., к-рые продолжали работать в эти годы благодаря широкой общественной поддержке. В 1889 пр-во было вынуждено разрешить новый приём слушательниц на курсы, но лишило их автономии, к-рой они пользовались в первые годы; была повышена плата за обучение, слушательницам разрешено проживание только у родных или в общежитии и т. д. После 1905 на курсах была введена предметная система обучения. Число слушательниц на Бестужевских курсах в год их организации - св.880 чел. (в т. ч. 348 вольнослушательниц), в 1914 - ок. 7 тыс. Выпускницы курсов получали право преподавать в женских ср. уч. заведениях и в младших классах мужских ср. школ.

    На В. ж. к. учились многие деятельницы революционного движения, напр., на Бестужевских курсах - Н. К. Крупская, А. И. Елизарова-Ульянова, П. Ф. Кудели, К. Н. Самойлова, участница трёх революций Л. А. Фотиева, один из организаторов Болгарской компартии Н. Благоева и др. Многие курсистки участвовали в народовольческом движении и в первых марксистских кружках. Из среды слушательниц В. ж. к. вышло немало замечательных деятелей науки и искусства, в т. ч. действительный член АН СССР П. Н. Полубояринова-Кочина, чл.-корр. АН СССР В. Пигулевская, писательница А. Караваева и др.

    После Вел. Окт. социалистич. революции, когда женщины получили широкий доступ во все вузы, В. ж. к. как особый тип вуза перестали существовать.

    Лит.: Лихачева., Материалы для истории женского образования в России, [кн.] 2. СПБ, 1893; Некрасова В., Из прошлого женских курсов, М, 1886; Высшие женские курсы в С.-Петербурге Краткая историч. записка 1878 - 1903 гг., 3 изд., [СПБ], 1903; Мижуев П. Г., Женский вопрос и женское движение, СПБ. 1906; Кудрявцева А. А. и Цветаева Е. М., Высшие женские Голицинские сельскохозяйственные курсы, "Вестник высшей школы", 1958, № 10, Боброва Л. А., "Высшие женские курсы проф. Герье" в Москве (1872 - 1888), в кн.: Труды Моск. историко-архивного ин-та, М., 1961, № 16.


    Источники:

    1. Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М., "Советская Энциклопедия", 1964. 832 столб. с илл., 7л. илл.


    Похожие статьи
     
    Категории