• Научное сопровождение проектирования и строительства. "Строительная газета": Проектирование и возведение уникальных спортивных объектов требует научно-технического сопровождения со стороны специалистов Научно техническое сопровождение проектирования норма

    02.07.2023

    Научно-техническое сопровождение инженерных изысканий, проектирования и строительства зданий и сооружений повышенного уровня ответственности (класс КС-3) предусматривается Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений, Межгосударственным стандартом ГОСТ 27751-2014, СП 20.13330.2016 «Нагрузки и воздействия» СП 22.13330.2016 «Основания зданий и сооружений», СП 35.13330.2011 «Мосты и трубы», СП 267.1325800.2016 «Здания и комплексы высотные», СП 14.13330.2014 «Строительство в сейсмических районах», МРДС 02-2008.

    НИУ МГСУ выполняет полный комплекс работ, предусмотренный действующей нормативной документацией, по научно-техническому сопровождению на всех этапах инвестиционно-строительного проекта, который в общем случае включает в себя:

    I Инженерные изыскания:

    2. Оценка и анализ материалов инженерных;

    3. Оценка геологических рисков;

    4. Выполнение опытно-исследовательских работ для проектирования оснований, фундаментов и подземных частей сооружений.

    II Проектирование:

    1. Независимое составление расчетных моделей с использованием альтернативных сертифицированных программных средств, сравнительный анализ расчетных схем и полученных результатов расчета, осуществляемый организацией, отличной от той, которая разрабатывала.

      • определение соответствия принятых конструктивных решений требованиям действующих норм и правил проектирования;
      • определение правильности расчетных моделей, использованных при проектировании (проведение двух независимых расчетов с использованием независимо разработанных программных средств; в рамках НТС выполняется сравнительный анализ расчетных схем и результатов расчетов; для зданий повышенного уровня ответственности (класс КС-3 по ГОСТ 27751-2014) первый расчет выполняется генеральным проектировщиком, второй - организацией, выполняющей НТС);
      • проверка обоснованности принятых проектных решений, не регламентированных нормативными документами;
      • локальная проверка проектных решений, расчетов наиболее ответственных элементов конструкции;

    2. Выполнение испытаний новых конструкций, узлов и элементов соединений, применяемых при строительстве здания, интерпретация результатов испытаний;

    3. Уточнение распределения снеговых нагрузок по покрытию зданий и сооружений;

    4. Уточнение аэродинамических коэффициентов на основании модельных испытаний в аэродинамической трубе;

    5. Разработка нестандартных методов расчета и анализа при проектировании оснований, фундаментов и подземных частей сооружений;

    6. Прогноз состояния оснований и фундаментов проектируемого объекта с учетом всех возможных видов воздействий;

    7. Геотехнический прогноз влияния строительства на окружающую застройку, геологическую среду и экологическую обстановку;

    8. Выявление возможных сценариев аварийных ситуаций в части оснований, фундаментов и подземных частей сооружений;

    9. Разработка технологических регламентов на специальные виды работ;

    10. Геотехническая экспертиза;

    11. Совместные расчеты в объемной постановке системы «основание – фундамент – сооружение» в объеме, достаточном для разработки проектного решения по устройству фундамента.

    12. Разработка программы научно-технического сопровождения строительства, в том числе:

      • разработка программы технического мониторинга при возведении и эксплуатации новых сооружений;
      • разработка программы геотехнического и экологического мониторинга;

    III Строительство:

    1. Осуществление технического и геотехнического мониторинга;

    2. Обобщение и анализ результатов технического мониторинга при возведении;

    3. Обобщение и анализ результатов всех видов геотехнического мониторинга, их сопоставление с результатами прогноза;

    5. Все виды дополнительных работ, определенных на стадии научно-технического сопровождения подготовки проектной документации;

    6. Контроль качества СМР на всех этапах строительства:

      • рассмотрение и согласование ПОС, и на его основании разработка проекта организации производства сварочных работ, ТР отдельных видов работ (сборки болтовых соединений, арматурных и бетонных работ, неразрушающего контроля прочности бетона и т.д.);
      • выполнение локальных расчетов конструкций при выявлении отклонений от проектных решений и/или от норм на монтаж и изготовление конструкций (или составление рекомендаций для выполнения таких расчетов);
      • выполнение контрольных испытаний материалов, соединений, крепежных элементов;
      • разработка рекомендаций по выборочному контролю качества материалов, соединений, крепежных элементов;
      • разработку дополнительных требований по приемке смонтированных конструкций при отсутствии соответствующих требований в нормах на монтаж и изготовление конструкций;
      • выборочный входной контроль качества материалов и конструкций на строительной площадке;
      • контроль качества изготовления конструкций и крепежных элементов на предприятиях-изготовителях;
      • другие мероприятия, предусмотренные программой НТС,при реализации которых обеспечивается безопасность строительства и эксплуатации здания.

    Перечень работ, которые необходимо осуществить в рамках научно-технического сопровождения определяется индивидуально, в зависимости от характеристик объекта капитального строительства.

    Для получения технико-коммерческого предложения необходимо отправить запрос с приложением исходных данных в .

    Проектирование уникальных большепролётных и высотных сооружений предполагает обязательное комплексное научно-техническое сопровождение, которое включает в полном объёме или частично: упомянутые ранее продувки макета сооружения в аэродинамической трубе и разработку рекомендаций по определению снеговых и ветровых нагрузок; изготовление и исследование физической модели сооружения; в особо сложных случаях не исключается и создание крупномасштабного прототипа сооружения, как это было сделано при проектировании Дворца спорта «Юбилейный» в Санкт-Петербурге (на такой натурной модели были испытаны не только несущие конструкции, но и отработаны монтажные операции). Научные бригады могут оказать существенную помощь при составлении и исследовании расчётной схемы сооружения, выполнении проверочных расчётов. Кроме того, на-

    учно-исследовательские и специализированные организации привлекаются к изготовлению и монтажу конструкций, разработке рекомендаций по обеспечению жизнеспособности сооружения в экстремальных ситуациях, проведению мониторинга основных несущих конструкций на стадии возведения и первых лет эксплуатации. Необходимо иметь систематическую обратную связь, контролируя поведение конструкций, для обеспечения долговечности объекта, обоснования новых требований к будущим подобным сооружениям.

    Экспериментальные исследования на крупномасштабных моделях, на прототипах и на натурных объектах, выполняются не только для выявления действительного напряжён но-деформированного состояния сложных систем, оценки надёжности расчёта, обоснованности принятых исходных предпосылок, но и для исследования таких сторон работы конструкций, которые трудно поддаются решению математическими методами.

    Другая важная задача - подготовка рекомендаций по выбору рационального варианта конструктивной схемы, оптимальных геометрических соотношений и жёсткостных параметров, исходя из оценки эффективности частей и системы в целом. Не все проектировщики сегодня могут охватить в сжатые сроки, которые отводятся на проектирование, этот комплекс проблем и найти ему подобающее решение. Подключение научных институтов к проектированию, как нельзя лучше, отвечает этим задачам.

    8. Некоторые специальные вопросы проектирования

    При проектировании уникальных сооружений необходимо учитывать также аварийные ситуации. Однако, при буквальном соблюдении ГОСТ"а «Надежность строительных конструкций и оснований» реальное проектирование становится невозможным, в виду неопределенности части требований п. 1.10 нормативного документа. Так, если пожарные воздействия более или менее полно определены нормативными документами, то ситуация с взрывом имеет весьма субъективное толкование. Заметим, что ГОСТ 27751-88 составлялся в СССР в 1984-87 г.г., когда рассматривались аварийные воздействия только промышленных взрывов. Сегодня этот термин (взрыв) некоторыми экспертами трактуется более широко, поскольку включает террористические акты. На основе анализа требований зарубежных норм предлагается следующая формулировка, вместо существующей (см. п.1.10 ГОСТ"а).

    Аварийная расчетная ситуация - эта работа несущих конструкций в исключительных условиях (например, пожар, промышленный взрыв, авария оборудования, при малой вероятности проявления и небольшой продолжительности), которая приводит в большинстве случаев к тяжелым последствиям, если не принимаются специальные меры.

    Возможные повреждения конструкций от аварий должны предотвращаться или ограничиваться за счет выбора и проведения одного или нескольких перечисленных ниже мероприятий:

    Предупреждение, исключение или снижение опасности, которой может подвергаться конструкция или объект;

    Выбор конструктивного решения, которое имеет малую чувствительность к перечисленным ранее воздействиям;

    Выбор конструктивного решения, которое при аварийном локальном

    повреждении или выходе из строя отдельного элемента или примыкающих к нему частей, не приводит к потере несущей способности всего сооружения;

    Применение конструктивных систем, потеря несущей способности ко-

    торых сопровождается предупредительным проявлением внешних признаков.

    Перечисленные требования должны выполняться за счёт выбора подходящих стройматериалов, квалифицированно!"*] выполнения проектных работ, выбора метода контроля на всех стадиях проектирования, возведения и эксплуатации сооружения.

    Отметим, что нормы РФ не регламентируют необходимость проверки несущих конструкций на живучесть. Эта ситуация непосредственно связана с необходимостью учёта в расчётах отказа какого-либо элемента конструкции. Естественно, возникают вопросы: какие элементы следует при расчётах исключить, в каком количестве, в какой последовательности, какие расчётные сочетания нагрузок принимать для этого случая? Следует ли при этом учитывать причину отказа, вид отказа и возможные его последствия? При этом необходимо иметь в виду, что каждому сооружению присуща некоторая вероятность разрушения. Попытка приблизить эту вероятность к нулю сопровождается стремлением стоимости сооружения к бесконечности. Повышенный уровень надежности уникального сооружения и, обеспечивающий его перечень дополнительных мероприятий, должен быть обязательно оговорен в «Техническом задании на проектирование», утверждаемом заказчиком.

    Очевидно, что в одном нормативном документе нельзя отразить все требования к разным конструктивным системам. Обеспечить существование уникального большепролетного или высотного сооружения после отказа любого конструкторского элемента невозможно (например, опорный контур висячих или выпуклых оболочек, несущие пилоны или колонны высотного здания, подвески вантовых систем и т.п.). Очевидно, что живучесть таких сложных систем должна достигаться, в первую очередь, необходимыми запасами несущей способности основных элементов конструкций, включая те, которые обеспечивают общую устойчивость сооружения, исключением прогрессирующего обрушения системы, вследствие отказа второстепенных элементов конструкции, узлов и деталей; а также комплексом антитеррори-

    стических организационных мероприятий, как это делается в авиационном транспорте и при охране мостов.

    Раздел, который никогда не выполнялся и не выполняется в отечественной практике. Но сравнить итоговые технико-экономические показатели только что выполненного проекта с соответствующими данными объектов-аналогов, которые изучались в самом начале проектирования - разве это не интересно, разве это не еще одна проверка, позволяющая в случае кардинального расхождения цифр задуматься - не допущена ли где-то ошибка или, напротив, сделано нечто такое, что выводит объект на новый более высокий технико-экономический уровень. Заключительный сравнительный технико-экономический анализ будет завершением проектной документации, подтверждающим надежность инновационных решений и положений бизнес-плана, то есть исходных идей.

    Экспертиза проектов

    Отметим, что в практике проектирования стандартных объектов государственная экспертиза выполняется только на стадии «проект». Для уникальных сооружений справедлива обязательная независимая экспертиза законченной рабочей документации перед её сдачей в производство. Цель такой экспертизы - снизить вероятность фатальных ошибок.

    1. Статистические данные, информация об авариях уникальных объектов, опыт выявления причин обрушения большепролетных покрытий показывают, что в большинстве случаев катастрофические ситуации становятся результатом комплекса ошибок, в ряду которых первое место занимают просчеты проектировщиков.

    2. Нарушение технологии проектирования, отсутствие чётких формализованных регламентов, описывающих последовательный набор обязательных действий при проектировании, плохая информированность основных действующих лиц - конструкторов - об опыте проектирования родственных объектов, увлечение компьютерными расчётами без чёткого представления работы конструкции, проверенной приближенными расчётами на ранних стадиях проектирования, провоцируют появление грубых ошибок в проектах.

    3. В технических заданиях не фиксируется степень ответственности сооружения, не узаконены необходимость физического моделирования, научного сопровождения проектирования и строительства. Авторский надзор

    ведется формально, заказчик и эксплуатирующие службы не всегда ведут с помощью научных бригад наблюдения за строительными конструкциями во время строительства и после сдачи объекта.

    4. Сложные конструктивные системы рассматриваются без учёта физической и геометрической нелинейности, в железобетонных элементах не принимаются во внимание нарастание прогибов от влияния длительной ползучести бетона.

    5. Динамические характеристики сооружений не выявляются, хотя в ряде случаев только динамическими расчетами можно выявить недостатки выбранных расчетных схем.

    6. Инженерные изыскания, как правило, недостаточны по объёму и методически не соответствуют рангу возводимых уникальных объектов.

    Вышесказанное позволяет ориентировать проектировщиков при работе над уникальными объектами на необходимость:

    Чтобы продуктами предпроектной деятельности обязательно стали: «Техническое задание на проектирование», «Специальные технические условия проектирования, изготовления конструкций и их монтажа», материалы геофизических, геодезических и геологических изысканий, «Бизнес-план строительного объекта»;

    Чтобы проектирование велось в 3 стадии: эскизный проект {концепту-

    альная стадия), «Проект» (выявление основных технико-экономических характеристик) и рабочее проектирование (выполнение чертежей, по которым будет возводиться сооружение и расчёты на прочность, де форматив но сть и устойчивость сооружения);

    Чтобы в технических заданиях обязательно предусматривалось выполнение параллельных расчётов конструкций сторонними специалистами с использованием комплекса расчётных программ, не применённого авторами проекта;

    Чтобы проводилась экспертиза не только «Проекта», но и рабочей (3-ей) стадии, как это было предусмотрено еще в 1976 - 1979 г.г. при разработке спортивных объектов Олимпиады-80;

    Чтобы обязательным разделом а номенклатуре проектных работ стало

    научное сопровождение будущего объекта, включающее: продувку макета сооружения в аэродинамической трубе, разработку рекомендаций по определению снеговых и ветровых нагрузок; исследование физической модели сооружения; составление и исследование расчётной схемы сооружения, максимально приближенной к натурной системе; выполнение проверочных расчётов несущих конструкций. Кроме того, должны привлекаться научно-исследовательские и специализированные организации к изготовлению и монтажу конструкций,

    разработке рекомендаций по обеспечению жизнеспособности сооружения в экстремальных ситуациях, в т.ч. противопожарных и антитеррористических, к проведению мониторинга основных несущих конструкций на стадии возведения и первых лет эксплуатации; чтобы было принято за правило: при разработке концептуального (эскизного) проекта использовать приближенные расчёты, дающие возможности конструктору понять «жизнь конструкции»; чтобы проектирование, как процесс, было формализовано, контроль и приемка отдельных частей проекта, скрытых работ, изготовление конструкций строго расписаны;

    чтобы разработка проекта уникальных сооружений учитывала специальные факторы, такие как: статическая и динамическая реакция сооружения на различные сочетания нагрузок и воздействий, включая монтажные; местную и общую устойчивость системы в целом и отдельных структурных элементов; физическую и геометрическую нелинейность, кратковременную и длительную ползучесть; надёжность и запасы прочности материалов, в том числе усталостной и т.п.;

    Чтобы расчёт уникальных сооружений выполнялся для единой пространственной системы, включающей фундаменты, каркас, большепролётное покрытие;

    Чтобы инженерной общественностью было признано, что живучесть таких сложных систем должна достигаться, в первую очередь, необходимыми запасами несущей способности основных элементов конструкций, включая элементы, обеспечивающие общую устойчивость сооружения; исключением прогрессирующего обрушения системы, вследствие отказа второстепенных элементов конструкции, узлов и деталей; и не в последнюю очередь, комплексом антитеррористических организационных мероприятий;

    Чтобы повышенный уровень надёжности уникального сооружения и, обеспечивающий его перечень дополнительных мероприятий, был обязательно оговорен в «Техническом задании на проектирование», утверждаемым заказчиком.

    Лекция шестая*

    Устойчивое развитие - что это такое?

    В последнее время в специальной литературе, посвященной развитию городов, стали активно использоваться термины «устойчивое развитие» «устойчивое проектирование», «устойчивое строительство». Английское существительное «stability», превращенное в русское прилагательное, в сочетании со словами «развитие», «проектирование», «строительство» приобрело двусмысленное значение. Интересно покопаться в термине «устойчивое развитие» и задуматься над его антиподом - «неустойчивое развитие». Разве такое может быть? Ну уж об устойчивом строительстве и говорить нельзя без содрогания: если мы стремимся к нему, значит ли это, что мы сегодня строим неустойчиво? Если продолжить экскурс в значение слова «стабилизация», выяснится, что у латинского «stabilis» (устойчивый) есть и несколько иное толкование - упрочение, постоянство, приведение в постоянное, устойчивое состояние поддержание этого состояния. Такое определение внушает надежду. Очевидно, стабильность следует" понимать как непрерывное развитие, как осознание факта, что нельзя развить одно, разрушая другое. Это и есть то, что следует понимать под «устойчивым развитием».

    Тогда не «проектирование» и не «строительство» становятся главными в ранее приведенных словосочетаниях, а стабильность. А проектирование и строительство должны создавать предпосылки к постоянному развитию общества, взаимосвязей искусственной, создаваемой человеком среды, с природным окружением, к укреплению этих связей, а не уничтожению их, в чем в последнее столетие мы весьма преуспели.

    Однако, и проектирование, и строительство существуют не сами по себе и не для себя, а призваны выполнять социальный заказ. Чтобы этот заказ был направлен и на удовлетворение нужд человека, и не нарушал «покой Земли», следует воспитывать новое отношение человека к своему окружению.

    Это очень трудная задача. Нас на земле много. Мы расточительны, торопливы и ленивы. Придумывая и используя новые технологии, мы заботимся лишь о сиюминутной выгоде. Мы производим и потребляем больше, чем нужно, и стремимся убедить себя в необходимости постоянного роста потребления. «Совершенствуя» привычный образ жизни, мы уговариваем себя, что способствуем прогрессу, но при этом забываем сохранять естественные тысячелетние связи с Природой, И, как ни высокопарно это звучит, Природа возвращает нам долги с лихвой. «Нечеловеческая сила в одной давильне всех калеча, нечеловеческая сила Земное сбросила с Земли» (А.Кочетков). Поэты, как всегда, правы, потому что их устами говорит Бог. Неужели мы не чувствуем сужающихся стен тупика, куда упрямо спешим, заклиная: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять, взять, взять их!»...

    * Лекция написана совместно с д.т.н. Тетиором А.Н.

    Очевидно, чтобы развитие общества, страны, города было устойчивым, предстоит сделать так много, что его итог представляется столь далеким, масштабы работы столь грандиозными, что кажется, прекрасное будущее никогда не наступит.

    И оно не наступит для нас, сейчас живущих, для наших детей, внуков и более отдаленных потомков, если не работать сегодня во имя этой великой цели - сделать жизнь на земле красивой и радостной.

    Город может считаться устойчиво развивающимся, если создается и поддерживается искусственная здоровая среда обитания, основанная на экологических принципах и эффективном использовании природных ресурсов, если обеспечивается высокое качество жизни, если деятельность горожан не препятствует самовосстановлению окружающей среды, не чинит вред собственному здоровью, если наряду с использованием обычных источников энергии используются возобновляемые природные ресурсы. Вышеприведенные условия не полны, не абсолютны, поскольку деятельность человека многогранна, она связана не только с материальной средой. Городская жизнь - это центр, средоточие духовных ценностей, именно в городах они активно воспроизводятся и именно здесь должны создаваться условия для новых духовных, этических, эстетических, социальных, философских, политических и культурных устремлений. Насыщенность ими общества, ступень их реализации отличает устойчивое развитие общества от утилитарного роста материальных благ. Это особенно важно потому, что скученность населения в городах без постоянной заботы о духовном благополучии порождает чувства и действия, далекие от солидарности, общительности, терпимости, сострадания и т.п. Как это ни парадоксально, именно последние наполняют смыслом словосочетание «устойчивость развития». Роль архитектуры в «воспитании чувств» общеизвестна. В этой связи интересна цитата из «Декларации взаимосвязей для устойчивого будущего» {принята на Всемирном Конгрессе архитекторов в Чикаго в 1993 г.): «Архитекторы обязуются ставить устойчивость природной среды в центр своей практики и профессиональной ответственности. Они должны просвещать своих коллег, строителей-практиков, клиентов, студентов и публику о важности и реальной возможности подобного проектирования; включать охрану природы в проектирование, строительство, эксплуатацию и использование вторичных ресурсов, разрабатывать стандарты проектирования для устойчивого развития мест поселения».

    Так с чего следует начинать?

    С обучения, с изменения образа мысли и действия. С осознания продолжения своей жизни в жизни потомков. Каждый момент нашей жизни может быть рассмотрен под углом зрения: все, что я (мы) делаю (ем), помогает улучшать жизнь города, его жителей за пределами сегодняошего дня. Если ответы, рассмотренные всесторонне, носят позитивный характер - значит, город устремлен в завтра, значит, его развитие устойчиво. Если нет -

    значит, я (мы) способствую (ем) его умиранию, и третьего не дано. Вот несколько из этих вопросов:

    Красива ли архитектурно-ландшафтная среда города? Есть ли она вообще сегодня и будет ли завтра?

    Уменьшается ли последовательно в городе рост использования энергии и ресурсов, насколько полно утилизируются отходы, насколько безопасно для здоровья жителей и природы «запрятано» то, что уже не может быть вторичным ресурсом?

    Предоставляет ли город каждому человеку широкие возможности в выборе профессии, места работы, создает ли город условия для профессионального и духовного роста?

    Обеспечиваются ли в городе равные возможности для различных этнических, возрастных, культурных, профессиональных и других групп?

    Достаточно ли экологичны все формы жизни и деятельности человека в городе (транспорт, промышленность, энергетика, здания и инженерные сооружения и др.)?

    Обеспечивается ли в городе экологическое воспитание жителей и формирование новой экологичной этики?

    Что мы используем полностью, стопроцентно, и не выбрасываем раньше времени?

    Попробуйте ответить и вы поймете, что наши города в своем большинстве требуют экологической и социальной помощи.

    Поэтому создание норм экологического восстановления города и его районов, новых архитектурно-планировочных решений и конструктивных систем зданий и сооружений, использование возобновляемых источников энергии, нетрадиционных для нашей энергетики, - становятся первоочередными мерами этой помощи. В ближайшее время чрезвычайно актуальными окажутся программы воспитательного характера, направленные на рациональное потребление энергии. Пример западных стран говорит, что бережное отношение к ресурсам страны нужно прививать с детских лет - и чем раньше, тем лучше.

    Выезжая за рубеж, в европейские страны, мы не перестаем восторгаться чистотой улиц, озелененными пространствами, частыми вкраплениями естественной среды в городской ландшафт. Чтобы и у нас это стало привычным, необходимы нормы проектирования, позволяющие сохранять и восстанавливать естественные ландшафты и их компоненты, поддерживать биоразнообразие, повышать устойчивость искусственных ландшафтов. Жизнь в опрятном городе воспитывает жителей, создает условия для формирования уютных дворов, свободных от автотранспорта тротуаров и проездов, а построенные в районах города здания общественных собраний (театров), экологических центров образования и воспитания с видеозалами, библиотеками усилят воспитательное воздействие.

    Городской транспорт в развивающемся городе - это транспорт, не подавляющий пешеходное движение, а включающий в свою структуру сеть велодорожек и стоянок для велосипедов. Эффективная очистка воздуха, почвы, воды, восстановление их свойств, внедрение безотходных технологий - это все черты города будущего, города развивающегося.

    Таким образом, проектирование и строительство в развивающемся городе - это исключительно важная деятельность. Поэтому необходимо сосредоточить усилия научных работников и проектировщиков на создании теоретических основ и детальных разработок здоровых городов, районов, зданий и инженерных сооружений.

    И еще одна проблема, без которой невозможны ни устойчивость, ни развитие. Качество нашей работы. Качество - проблема национальная. Никому в мире не нужны никудышные товары, услуги, изделия. Нельзя строить развивающееся общество без обмена технологиями и продуктами этих технологий. Замкнутое на себя общество не может развиваться, оно обречено. А мы торгуем ресурсами: нефтью и газом. К ним нет претензий. Качество продукта обеспечила природа. Что же касается плодов нашего технологического умения, то их не так много, в чем заинтересован мир. Разве что «МИГи», «СУшки» и ракетные комплексы. И это для устойчивого развития? Большая часть предприятий промышленного комплекса занимает непомерно огромные территории. Используя эти территории нерационально, отравляя воздух, воду, почву, реки и подземные воды отходами своего производства, они наносят огромный ущерб всему живому. Казалось бы, выполняя социальную задачу, - градообразующий фактор заводов и фабрик несомненен, - город получает «дивиденды», диаметрально противоположные ожидаемым.

    Обратимся к наиболее стабильной отрасли московского городского хозяйства - жилищному строительству. Если наши будущие жилища мы строим плохо, значит, мы провоцируем будущих владельцев жилья полностью переустраивать и переоборудовать квартиры. На слом и выброс идет весь внутренний обустрой. Значит, мало того, что на один и тот же объект идет двойная порция ресурсов и двойной живой труд, мы просто способствуем истощению природных богатств, обесцениваем свою деятельность. Два примера - лишь малая часть антиприродной деятельности человека. Разрушение природы, истощение недр - следствия жизни порознь человека и природы, неразумного, расточительного хозяйствования, жизни без устремления в будущее.

    Приведенная ниже таблица показывает как далека еще Москва от показателей, характеризующих устойчивое развитие, как много еще предстоит сделать.

    Стадионы, которые строятся сегодня в Москве, Казани, Сочи, Санкт-Петербурге, Самаре, Волгограде, Нижнем Новгороде, Калининграде, Саранске, Ростове-на-Дону и Екатеринбурге, предназначены для самой популярной игры в мире - футбола. Но для нас работа над ними - далеко не игра. Наша главная забота - надежность, функциональность и красота. Эти три кита и легли в основу наших усилий.

    Надо отметить, что все сооружения с пролетами свыше 100 метров и консолями покрытия над трибунами более 20 метров по Градостроительному кодексу относятся к уникальным сооружениям. Уникальность сооружения определяется и значимостью объекта: количеством людей, постоянно или временно находящихся на его территории, стоимостью восстановления сооружения в случае аварии.

    Инновации на потоке

    Большая часть стадионов, возводимых к ЧМ-2018, отличается конструктивным новаторством, обладает броским обликом, сочетанием оптимальной и эффективной формы конструкции, применением новых материалов, методов проектирования и строительства. В этой связи возникают дополнительные требования к номенклатуре и объемам изысканий и проектных работ, изготовлению и монтажу конструкций, правилам их приемки и эксплуатации. При проектировании таких сооружений возникают проблемы, выходящие за рамки существующих нормативных документов. Работа институтов НИЦ «Строительство» направлена на решение этих проблем с учетом минимизации расходов.

    Обеспечение надежности уникальных объектов требует научно-технического сопровождения при их проектировании и возведении - комплекса работ научно-методического, экспертно-контрольного, информационно-аналитического и организационного характера.

    В число основных задач институтов НИЦ «Строительство» входят разработка «Специальных технических условий» на проектирование, научно-техническое сопровождение на всех этапах проектирования, исследование (при необходимости) физической модели сооружения, испытания сложных натурных узлов, обеспечение безопасности сооружения от прогрессирующего обрушения, сопровождение изготовления и монтажа конструкций, проведение мониторинга на стадии возведения и эксплуатации сооружения.

    «Специальные технические условия» (СТУ) - нормы, которые содержат отсутствующие или дополнительные, более высокие, требования по надежности и безопасности зданий и сооружений, отражающие особенности проектирования, строительства и эксплуатации применительно к конкретному уникальному объекту. Требования к разработке СТУ являются неотъемлемой частью проектной документации на объект.

    СТУ включает перечень вынужденных отступлений от действующих нормативных документов, детальное обоснование их необходимости и мероприятия, компенсирующие эти отступления для конкретного объекта. В СТУ должны быть приведены данные об уровне проектированию основных конструкций, по применению и объемам опытно-конструкторских и исследовательских работ, перечень основных нормативных документов, необходимых для проектирования.

    Сопровождение при проектировании

    Если говорить о стадионах для ЧМ по футболу, то институты НИЦ «Строительство» на этапе эскизного проектирования провели исследование и анализ существующего мирового опыта возведения аналогичных объектов, разработку и научное обоснование новых рациональных вариантов конструктивных предложений, максимально используя современные достижения в области конструкций, материалов.

    На стадии «проект» для принятых технических решений исследованы схемы с различной компоновкой и расположением несущих конструкций, выполнен анализ их работы в составе системы при варьировании геометрических и жесткостных параметров, проработаны отдельные узлы и детали с учетом различных факторов.

    На стадии «РД» осуществлено исследование новых конструктивных решений, подготовлены рекомендации на их проектирование и оптимальные параметры основных элементов. Разработаны методики расчета, не входящие в действующие нормативно-технические документы, моделирующие действительные условия работы конструкции, поэтапную последовательность монтажа с учетом фактических нагрузок и физико-механических свойств примененных материалов. При этом расчетные схемы включали основание, фундаменты, каркас сооружения и трибун, пространственное покрытие.

    Выполнены поверочные статические и динамические расчеты конструкции в геометрически нелинейной постановке с применением современных вычислительных комплексов, численное моделирование работы отдельных узлов и деталей. В ряде случаев учитывалась физическая и конструктивная нелинейность. Для конструкций, непосредственно воспринимающих многократно повторяющиеся вибрационные или другого вида нагрузки, проводились исследования на выносливость. Узлы, в которых возникают пластические деформации противоположных знаков (при двух возможных сочетаниях расчетных нагрузок и воздействий), подлежали дополнительной проверке на малоцикловую усталость.

    Надежность конструктивных решений была подтверждена анализом расчетных схем с оценкой принятых методов и средств выполнения расчетов, исследованием результатов расчетов (в том числе проверочных) на прочность и устойчивость пространственной системы сооружения, сопоставлением теоретических данных с экспериментальными. Проведены многофакторный анализ конструктивно-технологических показателей качества и согласование проектной документации.

    В нормативных документах, как правило, отсутствуют данные по климатическим нагрузкам на большепролетные покрытия с пространственной формой поверхности. Для таких сооружений разрабатывались специальные рекомендации по определению снеговых и ветровых нагрузок на основании продувок модели сооружения в специализированной аэродинамической трубе, позволяющей моделировать действительные ветровые воздействия.

    Моделирование переноса снега в аэродинамической трубе дает возможность получить качественную характеристику возможных отложений снега на покрытиях сложной формы. Ввиду того, что предполагаемый срок эксплуатации таких сооружений более продолжителен, чем рядовых построек, расчетные климатические нагрузки принимались соответствующей обеспеченности, что приводит к необходимости увеличения этих нагрузок по сравнению с действующими нормами.

    Возможные цели исследований уникальных конструкций на физических моделях включают оценку несущей способности и надежности конструкций на основе экспериментального определения напряженно-деформированного состояния; проверку расчетной модели и методики расчета, обоснованности принятых исходных предпосылок; экспериментальное исследование особенностей работы конструкций, которые трудно поддаются решению математическими методами, и в связи с чем необходим синтез теории и эксперимента.

    Изготовление и монтаж конструкций

    Процесс научно-технического сопровождения изготовления и монтажа конструкций включает целый ряд задач. К ним относятся разработка «Технических условий на изготовление, монтаж и приемку конструкций», содержащих требования, не входящие в действующие нормативно-технические документы или регламентирующие более высокие требования; разработка рекомендаций по применению материалов нового поколения с более высокими рабочими свойствами, чем в требованиях нормативных документов. Кроме того, это еще и проведение технического контроля качества применяемых материалов, конструкций на стадии изготовления и возведения, испытание и сертификация стальных изделий зарубежной поставки.

    Институтами НИЦ «Строительство» разработаны рекомендации по обеспечению безопасности сооружения от лавинообразного (прогрессирующего) обрушения при аварийных воздействиях.

    Безопасность конкретного большепролетного сооружения от лавинообразного (прогрессирующего) обрушения конструкций при аварийных воздействиях обеспечивается правильным выбором и применением одного или нескольких перечисленных ниже мероприятий, в ряде случаев соответствующих определенному аварийному воздействию:

    1. Назначение необходимых запасов несущей способности основных («ключевых») элементов конструкций, в первую очередь обеспечивающих общую устойчивость сооружения.

    2. Исключение или предупреждение опасности аварийных воздействий, которым может подвергаться конструкция или объект.

    3. Выбор рациональных конструктивных решений и материалов, обеспечивающих несущую способность сооружения.

    4. Проектирование «ключевых» элементов с учетом возможности восприятия аварийных воздействий в дополнение к стандартным проектным нагрузкам и воздействиям.

    5. Мониторинг состояния несущих конструкций и организация надлежащей эксплуатации.

    На стадии проектирования большепролетных сооружений рекомендуется рассматривать несколько взаимосвязанных подходов по обеспечению безопасности конструкций от лавинообразного (прогрессирующего) обрушения при аварийных воздействиях, а именно: системный принцип - оценка уязвимости примененных конструктивных схем при аварийных воздействиях и лавинообразном обрушении, разработка решений, которые являются эффективными для уменьшения последствий при различных сценариях угрозы; превентивные меры безопасности - снижение степени опасности аварийных воздействий; замедление обрушения - для обеспечения достаточного времени и путей эвакуации из здания после начала локального повреждения конструкции.

    При принятии решений должны учитываться: причины и вид аварийных воздействий; возможные последствия лавинообразного обрушения, включающие опасность для жизни и увечий людей, экономические и социальные потери; стоимость и сложность мероприятий по обеспечению безопасности конструкций от лавинообразного (прогрессирующего) обрушения при аварийных воздействиях.

    Повышенные требования к надежности уникальных большепролетных сооружений определяют необходимость их контроля по техническому состоянию с организацией системы мониторинга - оценка и прогноз фактической несущей способности конструкций, прогнозирование на этой основе остаточного ресурса сооружения, принятие решений о продлении срока их безаварийной эксплуатации.

    Вишенка на торте

    На начальных стадиях проектирования институтами был выполнен анализ различных решений с учетом всевозможных, зачастую противоречивых, факторов, при тесном творческом сотрудничестве с ведущими архитекторами и инженерами. В ряде случаев институтами АО «НИЦ «Строительство» по ходу проектирования вносились предложения по улучшению принятых решений, с целью снижения сметной стоимости. Так, например, стадион в Калининграде - сокращение расхода металла на покрытие с 13500 до 5000 тонн; стадион в Ростове-на-Дону - сокращение расхода металла на покрытие с 11000 до 4500 тонн.

    В рамках работы, помимо решения основной проблемы по обеспечению повышенного уровня надежности стадионов, НИЦ «Строительство» решена задача по уменьшению стоимости возведения при обязательном выполнении требований FIFA.

    Научное сопровождение проектирования и строительства

    "...Научно-техническое сопровождение строительства (НТСС) - комплекс работ научно-аналитического, методического, информационного, экспертно-контрольного и организационного характера, осуществляемых специализированными организациями в процессе изысканий, проектирования и возведения объектов строительства для обеспечения качества строительства, надежности (безопасности, функциональной пригодности и долговечности) зданий и сооружений, с учетом применяемых нестандартных проектных и технических решений, материалов и конструкций..."

    Источник:

    " МРДС 02-08. Пособие по научно-техническому сопровождению и мониторингу строящихся зданий и сооружений, в том числе большепролетных, высотных и уникальных (Первая редакция)"

    "...Научное сопровождение проектирования и строительства - участие специализированных научных организаций в процессе изысканий, проектирования и строительства объекта..."

    Источник:

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 22.04.2003 N 288-ПП

    "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МОСКОВСКИХ ГОРОДСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ (МГСН) 2.07-01 "ОСНОВАНИЯ, ФУНДАМЕНТЫ И ПОДЗЕМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ"


    Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

    Смотреть что такое "Научное сопровождение проектирования и строительства" в других словарях:

      Научное сопровождение - участие научной организации в процессе проектирования и строительства сооружения по вопросам внедрения новых материалов, конструктивно технологических решений, а также при выполнении сложных расчетов и т. д. Источник: Справочник дорожных терминов … Строительный словарь

      ООО «Научно исследовательский институт транспортного строительства» (ОАО ЦНИИС) Тип Открытое акционерное общество Год основания 1935 Расположение … Википедия

      Паймушин, Виталий Николаевич - Паймушин Виталий Николаевич действительный член Академии наук Республики Татарстан (2008), доктор физико математических наук, профессор. Заслуженный деятель науки и техники РФ и РТ, лауреат именной премии им. Х. М. Муштари АН РТ и … Википедия

      Инфраструктура - (Infrastructure) Инфраструктура это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов Транспортная, социальная, дорожная, рыночная, инновационная инфраструктуры, их развитие и элементы Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

      Инженерные изыскания - для строительства работы, проводимые для комплексного изучения природных условий района, площадки, участка, трассы проектируемого строительства, местных строительных материалов и источников водоснабжения и получения необходимых и… … Википедия

      жизненный цикл - 4.16 жизненный цикл (life cycle): Развитие системы, продукта, услуги, проекта или других изготовленных человеком объектов, начиная со стадии разработки концепции и заканчивая прекращением применения. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    "...Научно-техническое сопровождение строительства (НТСС) - комплекс работ научно-аналитического, методического, информационного, экспертно-контрольного и организационного характера, осуществляемых специализированными организациями в процессе изысканий, проектирования и возведения объектов строительства для обеспечения качества строительства, надежности (безопасности, функциональной пригодности и долговечности) зданий и сооружений, с учетом применяемых нестандартных проектных и технических решений, материалов и конструкций..."

    Источник:

    " МРДС 02-08. Пособие по научно-техническому сопровождению и мониторингу строящихся зданий и сооружений, в том числе большепролетных, высотных и уникальных (Первая редакция)"

    "...Научное сопровождение проектирования и строительства - участие специализированных научных организаций в процессе изысканий, проектирования и строительства объекта..."

    Источник:

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 22.04.2003 N 288-ПП

    "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МОСКОВСКИХ ГОРОДСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ (МГСН) 2.07-01 "ОСНОВАНИЯ, ФУНДАМЕНТЫ И ПОДЗЕМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ"

    • - проектирование автомобильных дорог и мостов с широким использованием компьютеров и математических методов...

      Строительный словарь

    • - авиационной техники - организационно-техническая система, обеспечивающая автоматизацию проектирования летательных аппаратов, двигателя и других объектов авиационной техники через...

      Энциклопедия техники

    • - применение средств вычислительной техники и оргтехники при проектировании приборов, машин, систем, сооружений и т. п. . Осн. направление развития А. п. - применение систем автоматизир...
    • - то же, что модельно-макетный метод...

      Большой энциклопедический политехнический словарь

    • - длина элементов продольного профиля жел.-дор. линии или протяжение участка жел.-дор. пути с однообразным уклоном...

      Технический железнодорожный словарь

    • - технология автоматизации труда разработчиков электротехнических устройств, обеспечивающая создание электротехнических приборов, аппаратов, машин, а также разработку прикладных программ, обеспечивающих...

      Финансовый словарь

    • - подход, при котором в первую очередь определяются вспомогательные модули, которые потребуются для проектируемой программы.См. также: Технологии программирования  ...

      Финансовый словарь

    • - система: - предназначенная для выполнения проектных работ с применением компьютерной техники; - позволяющая создавать конструкторскую и технологическую документацию на отдельные изделия, здания и сооружения...

      Финансовый словарь

    • - участие в дорожно-мостовом строительстве научных работников и инженеров на стадии принятия проектных решений и проведения строительных работ с целью внедрения новых эффективных научных разработок, повышения...

      Строительный словарь

    • - участие научной организации в процессе проектирования и строительства сооружения по вопросам внедрения новых материалов, конструктивно-технологических решений, а также при выполнении сложных расчетов и т....

      Строительный словарь

    • - допускаемые значения технико-экономических показателей и параметров основных элементов дороги. Нормы дифференцированы в зависимости от категории дороги и особенностей автомобилей...

      Строительный словарь

    • - регламентированные качественные и количественные требования, установленные для обязательного применения в проектировании строительных комплексов, отдельных сооружений, а также их элементов - норми за строително...

      Строительный словарь

    • - минимальное расстояние между точками перелома проектной линии продольного профиля дороги...

      Строительный словарь

    • - ".....

      Официальная терминология

    • - ".....

      Официальная терминология

    • - см. Аккомпанемент...

      Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

    "Научное сопровождение проектирования и строительства" в книгах

    Глава 1 Основные нормы и правила проектирования и строительства

    автора Казаков Юрий Николаевич

    Глава 1 Основные нормы и правила проектирования и строительства Нормы и правила застройки участка На сегодняшний момент (2009 г.) возведение домов на территории РФ и СНГ регламентируется строительными нормами и правилами, а также другими нормативными документами,

    Особенности проектирования и строительства стационарных бассейнов

    Из книги Благоустройство территории вокруг коттеджа автора Казаков Юрий Николаевич

    Особенности проектирования и строительства стационарных бассейнов Сделать на собственном участке бассейн – задача, конечно, нелегкая, но вполне осуществимая. Самой сложной конструкцией является стационарный бассейн достаточно больших размеров и глубины (рис. 4.33).

    Научное и вне-научное мышление: скользящая граница

    Из книги Эпистемология классическая и неклассическая автора Лекторский Владислав Александрович

    III. МИФ НЕ ЕСТЬ НАУЧНОЕ И, В ЧАСТНОСТИ, ПРИМИТИВНО-НАУЧНОЕ ПОСТРОЕНИЕ

    Из книги Диалектика мифа автора Лосев Алексей Федорович

    III. МИФ НЕ ЕСТЬ НАУЧНОЕ И, В ЧАСТНОСТИ, ПРИМИТИВНО-НАУЧНОЕ ПОСТРОЕНИЕ 1. Определенная мифология и определенная наука могут частично совпадать, но принципиально они никогда не тождественны Предыдущее учение об идеальности мифа особенно резко проявляется в понимании

    1.4 Научное творчество и научное образование.

    Из книги Очерки по истории естествознания в России в XVIII столетии автора Вернадский Владимир Иванович

    1.4 Научное творчество и научное образование. В истории науки еще больше, чем в личной истории отдельного человека, надо отличать научную работу и научное творчество от научного образования. Необходимо отличать распространение научных знаний в обществе от происходящей

    автора Автор неизвестен

    Статья 40. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства 1. Правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных

    Из книги Градостроительный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

    Статья 47. Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства 1. Инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального

    Глава 6.1. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ, АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ, КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

    Из книги Градостроительный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

    Глава 6.1. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ, АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ, КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА Статья 55.1. Основные цели саморегулируемых организаций и содержание их

    автора Дума Государственная

    Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

    автора Законы РФ

    Статья 13. 4. Нарушение правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств 1. Нарушение правил проектирования, строительства, установки или регистрации радиоэлектронных средств и (или)

    Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

    Статья 13. 7. Несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи Несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и

    автора Автор неизвестен

    Статья 13.4. Нарушение правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств 1. Нарушение правил проектирования, строительства, установки или регистрации радиоэлектронных средств и (или)

    Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

    Статья 13.7. Несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи Несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и

    Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

    Статья 23.69. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства,



    Похожие статьи