• Квест «В поисках сокровищ»: несколько советов по подготовке игры. Краткий обзор основных понятий кладоискательства и юридических особенностей поиска сокровищ станция «Путешествие по компасу»

    06.10.2021

    Будь это день рождения, другой праздник или обычный день, охота за сокровищами – простой и увлекательный способ занять и развлечь ребенка. Такая игра не только принесет ребенку радость и веселье, но и поспособствует развитию его умственных и физических способностей. В этой статье мы расскажем, как организовать охоту за сокровищами с детьми.

    Шаги

    Подготовительные мероприятия

      Подумайте, с кем вы будете играть. Разным детям интересны разные подходы к игре. Обычно самым трудным моментом является сложность игры и маршрута, она должна быть подобрана в зависимости от возраста детей. Есть и некоторые другие важные моменты:

      • Возраст и пол детей. Убедитесь, что уровень сложности соответствует возрасту и умственным способностям детей.
      • Время, на которое рассчитана игра. Имейте в виду, что дети помладше быстро утомляются, а как только игра им наскучит – они станут раздражительными.
      • Узнайте, есть ли у кого-то из детей аллергия на продукты или какие-то сладости.
    1. Выберите большое (в зависимости от уровня сложности и возраста детей) место для проведения игры. Место, которое вы выберите, должно быть достаточно просторным для игры, но не таким большим, чтобы дети могли потеряться. Если вы организуете игру для детей младшего возраста, возможно, с ними должны играть взрослые, которые смогут сопровождать их, если вы выбрали какое-то большое помещение для игры.

      • Для детей 2-4 лет целесообразно организовать охоту за сокровищами прямо в доме. Это должно быть маленькое безопасное место.
      • Для детей 5-8 лет можно организовать площадку для игры внутри и снаружи дома. Опять же, площадка должна находиться под присмотром взрослых. Если площадка расположена снаружи, она должна быть подальше от общественных организаций.
      • Для детей 9-12 лет подойдет парк или школа. Так дети будут чувствовать себя более независимыми.
      • Для подростков лучше всего подойдет какой-то квартал или даже целый район, рынок или большое открытое поле.
    2. Подумайте о теме или формате игры. Намного лучше собрать всех детей за игрой, чем волей-неволей пытаться развлечь каждого. Самые удивительные игры получаются, когда охотников объединяет какая-то общая тема, например Хоббит или некий общий план, например, поиск ключей, рецептов и ингредиентов для приготовления какого-то блюда. Конечно, можно поиграть в классическую версию игры – с подсказками и картой!

      Подумайте, на какое время рассчитана игра. Считается, что ребенок будет сохранять терпение и интерес к игре, если подсказок будет в два раза больше, чем лет ребенку. Конечно, даже дети постарше устанут после 26 подсказок. Подсказок должно быть от 5 до 15 (в зависимости от того, как далеко друг от друга находятся ключи).

      Придумайте, каким будет клад. Самая последняя подсказка должна привести детей к сокровищам или чему-то веселому, что будет вознаграждением за их терпение и старания. Подумайте, как дополнительно вознаградить ту команду, которая найдет сокровища первой – это создаст условия для конкуренции.

      Придумывая подсказки, начните в обратном направлении: от финиша до старта. Когда вы знаете, каким будет следующий шаг, будет легче придумать настоящий. Каждый ключ должен привести детей к следующему ключу, так что в подсказке вам нужно намекнуть на следующее местоположение ключа, а затем спрятать записку. И так с каждым ключом. Убедитесь, что последний ключ, который вы напишите (он же будет первым, который найдут дети), приведет их к следующему ключу и так далее до финиша.

      • Имейте в виду, что первый ключ должен быть легким, а каждый следующий ключ должен быть сложнее предыдущего, чтобы немного усложнить игру.
    3. Придумайте простые правила. Напечатайте их или запишите на листочках и раздайте игрокам. Дети должны быть достаточно взрослыми, чтобы они смогли сами прочитать эти правила и придерживаться их. Если дети слишком маленькие, объясните правила сами или попросите об этом их родителей. На этом моменте можно сделать акцент на нескольких пунктах, например:

      Разнообразьте подсказки изображениями и картинками. Нарисуйте или сфотографируйте те места, которые дети должны исследовать, чтобы найти новые ключи. Это отличный вариант, если вы организовываете игру для детей младшего возраста, потому что так они смогут быстро двигаться дальше. Если вы играете с детьми старшего возраста, можете усложнить задачу, вложив в подсказку старинные фотографии, спутниковые снимки или снимки какого-то предмета крупным планом.

      Включите в некоторые подсказки мини-игры. Например, вы могли бы взять три одинаковых стаканчика, показать детям, под каким из них скрывается подсказка, затем быстро перемешать эти стаканчики и предложить детям отгадать, в каком из них скрывается подсказка. Также можно устроить гонки яйцами, небольшие гонки с препятствиями, любую мини-игру, после прохождения которой детям будет выдаваться ключ.

      • Это может быть отличный способ сделать паузу посреди игры. Первые 4-5 ключей могут быть обычными, а следующий может приостановить игру. Как только игра будет приостановлена, дети смогут покушать, выпить сока, отдохнуть или намазаться солнцезащитным кремом, а затем можно будет продолжить игру и отыскать остальные 4-5 ключей.
    4. Рисуйте и пишите подсказки невидимыми чернилами или придумайте секретные коды, чтобы усложнить задачу. Самый простой способ сделать невидимые чернила – написать что-то на белом фоне мелком, а затем предложить детям с помощью маркера расшифровать запись. Сделайте запись невидимыми чернилами , и пусть дети сами гадают, что же делать с «пустым» ключом.

      • Еще один интересный способ, который подходит для детей любого возраста: можно выключить свет в комнате, чтобы ничего не было видно. После этого предложите детям искать подсказки с фонариком или на ощупь.
    5. Спрячьте подсказку в какой-нибудь интересный предмет, который будет интересно исследовать. Например, можно поместить ключи в миску со спагетти, пусть дети представят, что это «мозги», в которых нужно покопаться, чтобы отыскать ключи. Если у вас есть непромокаемый картон или что-то, где можно написать подсказку, прикрепите его в глубине бассейна. Таким образом, детям придется нырять и плыть, чтобы найти ключ (важно приглядывать за ними). Подойдет любая идея, которая заставит детей двигаться и пробовать что-то новое.

      Подумайте о том, чтобы придумать подсказку, состоящую из нескольких частей (для детей старшего возраста). Например, вы можете заказать онлайн дешевые головоломки, распечатать их и вставить в подсказку. С каждой следующей подсказкой дети могут получать по несколько частей этой головоломки, в конце эти части нужно будет собрать вместе, чтобы найти последний ключ. Вот несколько других идей:

      • С каждым ключом можно открывать детям одну букву (как часть какого-то целого слова). Это слово будет паролем для следующего ключа или самим ключом, который укажет на клад.
      • Можете придумать тематические варианты, такие как: «окончательный ответ – это то, что есть общего у всех подсказок» или «последний ключ получится, если сложить первые буквы всех остальных подсказок».
    6. Включите в подсказки популярные песни и персонажей кино (соответствующие возрасту детей). Это будет особенно интересно, если вы планируете тематическую охоту за сокровищами. Например, в ключе может быть вопрос: «Что за часть дома, где Гарри Поттеру приходилось жить в детстве?» Этот вопрос направит детей к лестнице или шкафу, где можно будет найти следующий ключ.

      Вместо обычных ключей и подсказок пользуйтесь картой. Ее можно совместить с пазлами или мульти-ключами. Нарисуйте карту, добавьте в нее несколько картинок и несколько запутывающих моментов (например, «случайно» стертые обозначения в карте). Затем возле каждого пункта в карте укажите ключ или какой-то приз, который необходимо найти, чтобы добраться до сокровищ, таким образом, дети не смогут в считанные минуты дойти до финиша.

    Начните игру

      Пусть игроки заранее найдут подходящую одежду. Есть большая разница между домашней игрой и игрой во дворе или в парке, от этого зависит и подготовка ребенка. Как только вы решите, где будет проходить игра и придумаете ключи и подсказки, сообщите детям, как одеться для игры.

      Придумайте, как дети смогут найти первый ключ. Суть в том, что первый ключ должен указывать на место, где будет спрятан второй ключ и так далее, пока дети не найдут сокровища. Но первый ключ должен быть самым интересным и интригующим, он должен быть открытием игры:

      Если дети не могут справиться с заданием или оказываются в тупике, будьте готовы им помочь. Если дети более менее успешно справляются с заданиями, не стоит им помогать. Но дети быстро разочаруются, если у них не получится найти ключ или справиться с заданием. Придумайте несколько запасных ключей и подсказок на тот случай, если придется самостоятельно направлять детей. Используйте эти ключи, только если увидите, что дети не справляются и нервничают.

      Заранее приготовьте воду, закуски и солнцезащитный крем, особенно если игра будет долгой. Пока дети будут искать сокровища и разгадывать загадки, они вряд ли будут думать о том, чтобы вовремя поесть или не сгореть на солнце. Так что позаботьтесь об этом сами или оставьте несколько бутылок воды и немного закусок рядом с каждой подсказкой, чтобы дети могли пить и кушать на ходу.

      • Это может быть пара ящиков мюсли или сухого завтрака, а также какие-то закуски, которые можно съесть на ходу. Закуски можно дать детям перед началом игры, а также на полпути к сокровищам.
    1. Если дети младше 10 лет, их нужно сопровождать, если игра проходит на небольшом участке. Нельзя оставлять маленьких детей без присмотра, даже если они будут недалеко от вас. Попробуйте разбить всех игроков по командам, где у каждого ребенка будет взрослый партнер, с которым игра пойдет быстрее и безопаснее.

    • Возможно, дети захотят пройти игру самостоятельно без вашей помощи (в зависимости от возраста детей и уровня сложности игры). Чтобы зря не гадать, спросите детей, чего они хотят.
    • Постарайтесь придумать побольше подсказок и ключей. Можно обыграть их разными кодами, письмами, головоломками, загадками, мини-играми. Имейте в виду, все это не должно повторяться.
    • Чтобы избежать сильной конкуренции, пусть дети читают загадки и подсказки по очереди.
    • Если подсказка написана на бумаге, будет весело разложить эти подсказки в разном виде. Например, вы можете сделать оригами или музыкальное сопровождение.
    • Обязательно приберегите какой-нибудь хороший приз на конец игры. Даже если детям понравится игра и вся эта возня с ключами, они все равно будут ждать, что в конце для них будет еще какой-то сюрприз.
    • Пусть некоторые подсказки будут одновременно головоломками – чтобы найти ключ, нужно разгадать головоломку. Например, можно поместить ключ на игрушечную лодку и положить рядом рыболовную сеть, чтобы дети с помощью сети вытащили лодку из воды.
    • Если вы играете с детьми старшего возраста, вы можете давать им указания по телефону или через электронную почту.
    • Эта игра может быть интересной не только детям, но и взрослым гостям, например, на семейном празднике это может быть охота за Пасхальным яйцом в саду.
    • Не придумывайте слишком много подсказок для маленьких детей, иначе они запутаются.

    Предупреждения

    • Каждый ребенок должен получить равную часть сокровищ! Вы же не хотите, чтобы кто-то из детей расстроился и заплакал, потому что у него будет меньше конфет и сладостей, чем у его друга.
    • Если вы проводите игру на чьей-то собственности, обязательно поговорите с владельцем этого участка или здания. Никому не понравится неожиданно появившаяся куча детей!
    • Имейте в виду, что детям может быть скучно даже во время игры, так что постарайтесь не обижаться!
    • Во время игры дети должны быть под присмотром взрослых, это зависит от места проведения игры.
      • Детей до шести лет обязательно сопровождать кому-то из взрослых или подростков.
      • Если вы проводите игру на открытой местности, за детьми в возрасте до 10 лет также нужно наблюдать.

    Екатерина Рудых

    Конечно, существует множество вариаций игр

    "Поиск сокровищ"

    В начале игры дети получают письмо от Робинзона Крузо, в котором, он предлагает ребятам найти его клад.

    Ответьте на вопросы в письме и получите первую подсказку.

    1. Вопросы:

    Без чего хлеба не испечь? (без корочки) ;

    Какую воду можно принести в решете? (замороженную) ;

    На какое дерево садится ворона после дождя? (на мокрое) ;

    Какой болезнью на суше никто не болеет? (морской) ;

    Что можно смотреть с закрытыми глазами? (сон) ;

    Белочка грибы сушила,

    Белых было 25,

    Да еще масляток 5,

    7 груздей и 2 лисички.

    У кого ответ готов

    Сколько было всего грибов? (39 грибов)

    Молодцы,справились с заданием,получайте подсказку: Не бьет, не ругает, а от него все плачут? (лук).

    Где он растет?

    (Все бегут к грядкам и находят следующий конверт на грядке с луком) .

    2 . На конверте написано задание.

    Придумайте рифмы к названиям различных овощей .

    Огурец (храбрец, молодец, стрелец);

    Картошка (окрошка, лукошко);

    Редис (ирис, нарцисс);

    Томат (маринад, автомат);

    Лук (друг, бурундук);

    Петрушка (игрушка, подушка);

    Салат (халат, мармелад).

    Вскрываем конверт, достаем следующую подсказку.

    Мы давно вас считаем друзьями,

    Дети наших садов и полей.

    Мы ухаживать будем за вами,

    Чтоб на клумбе цвели вы быстрей. (цветы)

    (Ищем следующий конверт на клумбах с цветами)

    3 . Задания:

    - Необходимо прополоть клумбы;

    - Назовите растений (детям показывается растения из заранее подготовленного гербария);

    Следующая подсказка :

    В сенокос горька, а в мороз - сладка,

    Что за ягодка? (рябина)

    (Ищем конверт на рябине )

    4. Задание:

    Кто любит музыку и песни,

    Тому живется интересней.

    А ну-ка, дети в круг вставайте

    И дружно танец начинайте!

    (Танцуем танец "Лавата")


    Подсказка:

    Во дворе у вас столбы, на них следующий конверт ищи.

    5. Задание:

    Разделитесь на команды, получите по заданию.

    Необходимо составить пословицы из слов.

    Что летом родится, то зимой пригодится.

    Что посеешь, то и пожнешь!

    Земля кормит, но и сама есть просит.

    Дерево смотри в плодах, человека- в делах.


    Подсказка:

    Много там колес цветных,

    Буду ждать я вас у них.

    (Конверт спрятан внутри одного из колес) - этот конверт дети искали очень долго.

    6. Задание:

    Пробегитесь по колесам справа налево

    Всем покажи как ты прыгаешь смело.

    (Дети перепрыгивают с колеса на колесо)


    Подсказка:

    Вдоль старой котельной,

    Мимо гаражей,

    На тропу к лесу беги поскорей.

    Красные знаки найдешь ты на ней,

    Они приведут тебя к поляне затей.

    Мы вышли за пределы нашего участка и побежали в лесополосу. На ветках деревьев были завязаны небольшие красные опознавательные ленточки, по которым ориентировались ребята.

    7. Задание:

    От последней ленточки между деревьев переплетена длинная веревка. Проходим дистанцию, держась за нее. В конце дистанции пролезаем через обручи. На последнем обруче подсказка:

    Течет, течет - не вытечет.

    Бежит, бежит - не выбежит. (река)

    Она течет, он рядом лежит. (камень)

    (Дети бегут к небольшой речке и ищут следующий конверт под камнем, лежащим на ее берегу).

    8 . Задание:

    Взрослым и детям знать пора,

    Что природа хороша.

    Создавайте красоту,

    Наведите чистоту!

    (Дети собирают мусор на берегу реки).

    Подсказка:

    Вернитесь туда, откуда начали вы

    И снова подсказку сумейте найти.

    Тут же нарисован опознавательный знак за которым искать следующий конверт.

    Возвращаемся на нашу площадку, откуда началась игра и ищем этот знак.

    9. Задание:

    Из каких геометрических фигур состоит рисунок? Сосчитайте их.

    Подсказка:

    Детям дается ключ, состоящий из букв. Необходимо составить слово. (песок)



    Бежим к песочнице и откапываем клад!

    - Ура! - мы его нашли!

    Поиск клада уже давно стал приборным и напоминает операцию по разминированию местности. Основной инструмент - металлоискатель, миноискатель или металлодетектор.

    Фирмы-производители металлоискателей (миноискателей, металлодетекторов):

    Цена:

    Профессиональный металлодетектор от 45000 - 50000 рублей и выше.

    Металлодетектор для новичков от 15000 рублей и выше.

    Покупая миноискатель впервые, старайтесь избегать как слишком дешевых моделей, так и дорогих профессиональных приборов. Дешевый, слабо чувствительный прибор может не оправдать Ваши ожидания и неоправданно разочаровать Вас в поиске. С другой стороны дорогой компьютеризованный прибор слишком сложно освоить новичку.

    • GoldBug американской фирмы Fisher - самый простой в использовании металлоискатель (миноискатель)
    • Bounty Hunter Tracker IV

    Основные требования к хорошему металлодетектору:

    возможность получать как можно больше информации о найденном объекте

    прибор захватывает обширную площадь при обследовании поверхности

    прибор различает и цветной, и черный металл (дискриминация)

    возможность обнаружения маленьких артефактов, высокая чувствительность, например, очень ценится способность металлоискателя (миноискателя) уловить на предельной глубине монету-"чешуйку"

    высокая скорость распознавания, а значит и высокая скорость обследования поверхности

    большая глубина обнаружения. Надо учитывать, что реальная глубина, на которую зарывались клады, - максимум метр. Нормальный прирост культурного слоя в лесу 1-2 сантиметра за столетие, в городе - около метра за столетие. Отсюда можно рассчитать необходимую вам глубину обнаружения у прибора

    низкий уровень «глючности» То есть должна быть возможность устанавливать степень "отвержения" хлама, а также визуальное и звуковое распознавание. Чем меньше ложных аномалий, тем меньше ложных раскопок, тем меньше трудозатраты на работу с прибором. Самым часто встречаемым хламом являются на территории России пробки от водки, фольга, гвозди

    простота использования прибора, интуитивно понятный интерфейс

    питание заточено и под батареи, и под аккумуляторы

    Перед выбором металлоискателя (миноискателя) необходимо определиться, что именно вы хотите найти и где. Тогда какие-то из перечисленных выше требований к прибору выйдут на первый план. Например, если вы ищете военные артефакты или серьезные клады, то наилучшие результаты достигаются при использовании глубинных миноискателей, позволяющих искать на глубинах до 5 метров. Дискриминация (возможность различать тип металла) в подобных случаях не столь важна. Предположим, что клад золотых монет был спрятан в железном ведре или в сундуке, обитом железом. Железо создаст экран для золота, дискриминатор определит находку как железо, и клад будет пропущен. Если же вы ищете монеты россыпью, пуговицы и старинные бытовые предметы, то глубина поиска не настолько важна. Она будет максимум 50-60 сантиметров. Актуальнее чувствительность и высокая точность дискриминатора. Таким образом, выбор прибора полностью зависит от цели кладоискателя.

    Первые шаги в использовании металлодетектора

    Сначала необходимо привыкнуть к звукам прибора и диаграммами на дисплее, научившись различать крупные и мелкие предметы, изделия на разной глубине и из разного металла. Для этого можно самим создать «лабораторный огород», закопав на участке обручальное кольцо, свинцовые грузила, пробки от водки, гвозди, монеты и пр. Обручальное кольцо особенно хорошо, потому что жена не позволит вам прекратить поиски до тех пор, пока вы его не найдете, и у вас будет прекрасный предлог для тренировок.

    После того, как вы привыкните к показаниям миноискателя, начинайте раскопки. Сначала прослушайте прибором окружающую поверхность и найдите ближайшее место, где прибор молчит. Положите туда заготовленный лист фанеры для перспективной почвы. Сгребите с раскапываемого места немного почвы и положите на фанеру. Прослушайте металлодетектором раскоп и фанеру. Цель может остаться на месте или вместе с почвой оказаться на фанере. Если на фанере ничего нет, сбросьте с нее пустую породу. Повторять такую процедуру надо до тех пор, пока цель раскопок не окажется на фанере. Если цель сравнительно большая, то ее легко можно увидеть. Маленькую цель, например монеты-«чешуйки», придется поискать внимательнее. Для этого разложите землю на фанере тонким слоем, разделите условно пополам и прослушайте, в какой половине находится цель. Пустую половину стряхните с фанеры. Потом еще раз поделите оставшуюся землю пополам. И так до тех пор, пока ее не останется совсем мало, и цель поиска не станет явной. Найдя "нежелательную находку" (гвозди, проволоку и пр.), никогда не выбрасывайте ее в зоне поисков, чтобы не натыкаться на нее вторично. Отложите мусор подальше, чтобы не вызвать ложную реакцию металлоискателя (миноискателя).

    ДЛЯ ТОГО, ЧТО БЫ ВЫБРАТЬ МИНОИСКАТЕЛЬ ВЫ МОЖЕТЕ,ЗАЙТИ НА САЙТ...

    Лопаты и совки

    Цена в среднем 300-1700 рублей

    Лопата должна выдерживать максимальные нагрузки и в то же время быть легкой и удобной. Обычная российская садовая лопата быстро ломается, поэтому не подходит. Ценятся лопаты из легкой и прочной стали финской фирмы «Fiskars». При выборе лопаты обязательно ее проверьте. Возьмитесь правой рукой за рукоятку, наклоните лопату на длину опущенной руки и с силой надавите ногой примерно на середину штыка. У хорошей лопаты штык спружинит. Можно увеличить срок эксплуатации финской лопаты, усилив штык. Для этого сразу после покупки надо приварить аргоном поверх штыка металлическую пластину в ближайшей мастерской.

    Для разных целей нужны разные лопаты. Например, для работы в колодце лучше использовать складную саперную лопатку. Важно, чтобы штык у такой лопатки был заостренный, имел ребра жесткости, а кронштейн крепления рукоятки к штыку был не приварен сваркой, а приклепан. Можно также использовать для раскопов геологический молоток, совок, строительный мастерок или очень легкую кайлу.

    Совок также нужен для расчистки выкопанного предмета. Ценятся пластмассовые совки финской фирмы «Fiskars». Они не создают помех при работе с металлоискателем.

    Одежда и обувь

    Во время поисков лучше снять с рук часы, кольца и браслеты, а также одежду с металлическими пуговицами и заклепками на рукавах и около обуви. В противном случае, вам гарантирована ложная реакция металлоискателя.

    Одежда не должна быть свободной, чтобы не цепляться за выступающие гвозди, ветки, куски кровли, срубы колодцев и пр.

    На голове желательно иметь обычную строительную шапку.

    Из обуви лучше всего иметь резиновые сапоги, потому что на них нет металла. Если резиновые сапоги скользят, то их лучше не использовать при поиске на чердаках, около рек и в колодцах.

    Вам потребуется несколько разновидностей фонарей от головного «циклопа», длинного «маглайта», до мини-фонарика, напоминающего карандаш. Фонарь, который крепится на голове, позволяет освободить для работы руки. Вместе с тем фонарь в руке имеет больше маневра и возможностей для подсветки труднодоступных мест. Дорогие модели лучше не покупать, потому что фонари теряются чаще другого снаряжения. Лучше чтобы фонарик был легкий.

    Карты, пригодные для поиска кладов, найти с одной стороны просто. В Интернете много карт для кладоискателя. в свободном доступе или за небольшие деньги. Однако есть вероятность, что практически все места, изображенные на этих картах, давно изучены не одним десятком людей. И все ценное там уже найдено. Лучше всего искать карты в библиотеках и архивах. Для поиска наиболее актуальны старые карты масштаба 1-3 версты в дюйме (в 1 см - 420-1260м). Современные топографические карты должны быть не мельче, чем в 1 см - 1 км, а еще лучше 500 м и даже 250 м. Лучше одновременно иметь при поисках сокровищ как современную, так и старинную карты крупного масштаба. Эксперты рекомендуют Карты Шуберта (1860 год), Менде (1858 год), Планы Генерального межевания (1792 год).

    Дополнительная экипировка

    Лоток для промывки породы при поиске вблизи водоемов

    Запасные комплекты батарей для фонаря

    Запасная лампочка для фонаря

    Система спутниковой навигации, GPS - навигатор

    Лист фанеры или пластика 30 см на 30 см для поиска мелких предметов

    Аккумуляторы для металлоискателя

    Мотопомпа для откачки воды из колодцев

    Последовательность действий при поиске кладов

    1. Определить, что ищем
    2. Определить, где ищем, перелопатив сотни источников информации. Это самый важный пункт. Профессионалы-кладоискатели считают, что клады ищут головой, а не лопатой.
    3. Подобрать хорошее снаряжение в зависимости от цели и места поиска
    4. Изучив юридическую сторону вопроса, необходимо решить вопрос о легальности своих поисков. Например, запросив разрешение на раскопки в том случае, если того требуют обстоятельства
    5. Начать поиск, призвав удачу
    6. Оценить значение находок и решить, куда эти находки девать

    Кроме того, кладоискатель должен понимать, что он может вернуться с поисков с пустыми руками. Поэтому надо уметь не поддаваться отчаянию и не обращать внимания на общественное мнение. Удачи всегда перемешаны с неудачами.

    Цель поиска зависит от опытности кладоискателя.

    Новичкам лучше всего начать освоение технологий:

      • на любом пляже, вдоль рек, по берегам озер. Однако необходимо убедиться, что законодательство страны, которой принадлежит пляж, лояльно по отношению к людям с металлоискателями. Так, например, в Израиле поиск с металлоискателями строго запрещен. В России таких ограничений нет. Во время поиска на пляже, как правило, находят современные кольца и браслеты. То есть этот способ отточить технологии поиска кладов интересен быстрым заработком, но минимальной удовлетворенностью от исторической значимости находки
      • на своем огороде, на садовом участке бабушки
      • в земле любого города, разыскивая любые черные и цветные металлы. Находки можно сдать в пункт приема металлов. То есть, как и в предыдущем случае, заработок есть и достаточно быстрый, но азарта нет. Гораздо увлекательнее найти спрятанное, чем потерянное или выкинутое.
      • лучшее место для новичков - заброшенные деревни и поселки, а также чердаки старых домов. Вот тут и азарт, и результат гарантирован - находки будут в 90% случаев.

    Профессионалы чаще всего увлекаются знаменитыми ненайденными кладами, посвящая этому значительную часть жизни. Их экспедиции по степени серьезности подобны научным раскопкам. Они точно знают, что ищут. Среди них много историков и археологов по образованию. На сто легенд о ненайденных кладах более-менее правдивыми окажутся примерно десять, и только одна может оказаться реальной. При этом надо учитывать, что в силу скрытности большинства кладоискателей-профессионалов, а также из-за возможной нелегальности некоторых поисков сокровищ, «ненайденный» клад уже давно могли обнаружить. Только официально об этом никому не сказали. И знаменитые артефакты давно осели у самого кладоискателя либо, через черный рынок, в какой-нибудь частной коллекции.

    Кстати, есть еще один путь для новичков - присоединиться к уже существующим экспедициям за кладами, внедриться в транснациональные поисковые отряды. Пусть даже на самые черновые работы. Это практически нереально, но прецеденты есть. Опыт, который можно приобрести в результате нескольких месяцев работы в такой экспедиции, колоссален. Кроме того, большой плюс в том, что, еще не вкладывая свои личные финансы, новичок сможет определиться, захватывает ли его азарт от поиска кладов или нет, получает ли он удовольствие от процесса. Однако есть и минусы. Начинающий кладоискатель в транснациональном поисковом отряде должен отлично владеть языками, как минимум английским, и, кроме того, располагать ничем неограниченным запасом времени, потому как работник на пару недель законного отпуска в таких экспедициях, конечно же, не нужен. Поиски кладов мирового значения длятся месяцы, а то и годы.

    Где взять информацию о месте поиска клада?

    Основные известные находки связаны в первую очередь с кропотливыми многолетними изысканиями, включая подробнейшее изучение архивных материалов. Так, на изучение только бумаг может уйти до 15 лет. И хотя эта цифра скорее исключение, чем правило, суть от этого не меняется. Без детального изучения всех документальных источников, шансы на успех равны практически нулю. Прежде чем выезжать на место, необходимо очень хорошо подготовиться информационно. Это касается как тех, кто ищет знаменитые ненайденные клады, так и тех, кто нацелился на обычную крестьянскую «кубышку».

    Основные документальные источники для кладоискателя:

    Кладовые записи, старые карты в наследство от прабабушек, прадедушек. Надо учитывать, что не всем кладовым записям можно верить. В давние времена существовала такая профессия «торговец кладовыми записями», многие записи сочинялись в целях сиюминутной наживы. Если человек не находил клад по такой записи, то всегда можно было это объяснить тем, что клад нечистый. Кроме того, кладовые записи могли быть зашифрованы.

    Исторические архивы, отчеты археологических экспедиций

    Библиотеки

    Местные краеведческие музеи

    Архивы газет и журналов

    Фольклор местного населения (легенды, семейные предания, мнения)

    Старые письма

    Интернет

    Магазины старых книг, книжные развалы

    При изучении документальных источников необходимо иметь в виду, что рельефы местности могут измениться. Реки могут пересохнуть, озера смениться болотами, в горах случаются обвалы и разрушения скальных пород. ТО, что служило ориентиром много лет назад, сейчас может уже не существовать. Поэтому не стоит ограничиваться одним источником информации. Лучше брать несколько, причем из разных временных периодов. Чтобы иметь возможность наблюдать картину изменения местности в динамике. Это уменьшит погрешность поиска.

    Также стоит иметь в виду, что клады будут находить всегда там, где жили люди, а также вдоль дорог, по которым передвигались в военное время войска с награбленным добром, и вдоль активных торговых путей. То есть там, где были возможности для грабежа. На местоположение таких объектов обязательно надо обращать внимание при изучении документальных источников. Интересно, что наиболее ценные находки делаются в городах, а вот по количеству находок лидирует сельская местность.

    Как искать клад в заброшенном поселке?

    Самое простое - это искать утерянные монеты. Для этого всего-то и нужно, что последовательно обследовать всю поверхность бывшего населенного пункта с металлоискателем. Особенно много монет (буквально россыпью) можно найти вдоль улиц, на центральной площади, возле бывших торговых мест, ярмарок и постоялых дворов.

    Специально схороненные вещи искать сложнее. Их, как правило, прятали там, где люди бывают редко, чтобы обеспечить сохранность. Чаще всего - на огородах, на задних дворах, в садах, в сараях, то есть там, где можно легко замаскировать лишний и свежий грунт, реже в фундаментах домов. Попав в заброшенный поселок, первое что надо сделать - это определиться с расположением домов по остаткам срубов и фундаментов. Затем прикинуть, где располагались задние дворы, сараи, огороды, выгребные ямы, хлев, конюшни и т.д. Подумать, ориентируясь на конкретной местности, где было бы удобнее всего выкопать яму, и особенно тщательно обследовать эти места металлоискателем. Также клады находят в кладке печей, в старых сифонах сантехники, в деревянных подоконниках, в оконных рамах и дверных косяках, на чердаках и в подвалах; встречаются и качественно сделанные тайники в стенах, полу, в старинной мебели.

    Чтобы найти клад, спрятанный в фундаменте дома, надо придерживаться следующей последовательности действий:

    • обкопать сначала печку со всех сторон узкими шурфами
    • затем обкопать шурфами углы фундамента
    • затем пробить шурфы вдоль стен
    • Все отвалы земли из шурфов тщательно обследовать металлоискателем.

    Часто клады прятали в старых колодцах близ деревень. В некоторых колодцах предметный слой может достигать нескольких метров! Отличительная черта таких находок - это их превосходная сохранность, особенно если грунт глиняный. Прежде чем спускаться в колодец необходимо расчистить его сруб, убрав из соображений безопасности все сгнившие бревна. Для этого надо обкопать сруб и убирать гниль до тех пор, пока из земли не покажутся нормальная, твердая древесина. Если в колодце есть вода, то ее нужно откачать мотопомпой. Только после этого в колодец можно спускаться. Для спуска и подъема желательно воспользоваться альпинистской спусковой системой, надежно закрепленной на поверхности земли, например, за ствол дерева. Менее желательна веревочная лестница. Она не позволяет оперативно реагировать на непредвиденные ситуации. Желательно разрабатывать колодцы не в одиночку, чтобы наверху вас всегда могли подстраховать напарники. Работая в колодце, на голове лучше носить строительную каску. Потому как есть откуда падать на голову кладоискателю палкам, камням и прочему мусору. Чтобы на голову не прилетело ведро с поднимаемым на поверхность грунтом, желательно каждый раз перед подъемом проверять состояние веревки и ручки ведра. Для раскопок в колодце лучше воспользоваться укороченной саперной лопаткой. В колодцах может скапливаться удушающий газ. Поэтому, если в процессе раскопа был сделан большой перерыв, лучше подстраховаться и провентилировать колодец. Для этого надо погонять в течение некоторого времени вверх-вниз пустое ведро. После завершения раскопа колодца, его необходимо заложить бревнами, чтобы никто туда не провалился.

    Снаряжение для поиска в колодце:

    1. Мотопомпа для откачки воды из колодца
    2. Альпинистская спусковая система или веревочная лестница
    3. Строительная каска
    4. Фонарик
    5. Ведро для земли и находок
    6. Складная саперная лопатка или совковая лопата

    Как искать клад в городе?

    Одно из самых популярных мест для поиска в городской черте - это русла рек. Намыв производится в местах наиболее вероятного скопления предметов: вдоль набережных, у мостов и бывших пристаней, около казино, ресторанов и церквей, стоявших на берегу и т. п. Стоит подыскать наиболее мелкое место, чтобы можно было стоять в болотных сапогах. Технология проста - лопатой зачерпывается грунт, высыпается на лоток и исследуется металлодетектором. Вообще, поисковую катушку на приборе можно погружать в воду, нельзя мочить только "мозги" металлодетектора.

    Снаряжение для поиска в водоемах:

    1. Болотные сапоги.
    2. Лоток.
    3. Совковая лопата.
    4. Веревочная лестница, чтобы спуститься с набережной.
    5. Мешок для находок.
    6. Металлодетектор.

    Можно обследовать дома, идущие под снос. В каждом городе есть такие здания. В них стоит просканировать фундамент, кладку печей, старые сифоны сантехники, деревянные подоконники, оконные рамы и дверные косяки, а также чердаки и подвалы. Самые популярные в этом списке - чердаки. Осмотр чердака начинают с кровельных балок и стропил. Однако если дом подвергался ремонту, и кровля на нем заменялась, то балки можно не осматривать. Поскольку все возможные «схороны» на них уже обнаружили. После балок на очереди все приметные углубления в стенах, ниши, вентиляционные отверстия, щели между кирпичами в кладке и другие пустоты. Часто бывает, что кирпич, визуально вроде бы вписывающийся в стену, на самом деле маскирует тайник. Затем следует прокопать песок вдоль стен и несущих конструкций на ширину не меньше 20 см. Если чердак засыпан не землей и песком, а угольной крошкой и мелким гравием, то период засыпки - 60е годы 20 века, то есть время, когда клады практически не закладывались. Вероятность обнаружить что-то интересное на таком чердаке очень низка. Металлоискатели на чердаке практически не используют, так как они активно реагируют на строительный металлический мусор. В центре чердака искать бесполезно. Еще стоит проверить пустоты между полом чердака и потолком верхнего этажа дома. Для этого необходимо расчистить пол и поднять доски. Как правило, на это требуется время и нужно быть уверенным, что жильцы квартиры под эпицентром поисков не вызовут в результате поднятого шума милицию. Разбор вещевых завалов на чердаке также может иногда привести к интересным находкам. Хотя чаще всего это хлам, скопление предметов обихода, от которых стремились избавиться, а не которые хотели сберечь.

    Снаряжение для поиска на чердаках:

    1. строительная каска
    2. импортный медицинский респиратор или ватно-марлевую повязку от пыли
    3. сумка через плечо для находок и инструмента
    4. несколько разновидностей фонарей от головного «циклопа», длинного «маглайта», до мини-фонарика, напоминающего карандаш
    5. саперная лопатка или маленькая тяпка с короткой ручкой и длиной лезвия 7-10 см
    6. маленький ломик или фомка (чтобы отжать железные листы или балки)
    7. отмычки для чердачного замка, если принципиально не вскрываете чердаки ломиком
    Что делать с находками?

    Все находки следует принести домой, а уже здесь в нормальных условиях, при свете и с горячей водой под рукой с ними разбираться. Не пытайтесь чистить находку ничем, кроме мягкой щетки с мыльной водой. Для удаления окислов с поверхности металла ни в коем случае не используйте кислоту или абразивные материалы. Ценность находки можно проанализировать, опираясь на специальные каталоги старинных и современных монет, медалей, украшений и пуговиц. Также, в случае, если вы не профессиональный историк, важно проконсультироваться со специалистом. Каталоги можно найти в библиотеках вашего города, а специалистов вам присоветуют в краеведческом музее или в НПЦ (научно-практическом центре по охране памятников, есть в каждом регионе, в каждой стране).

    Примеры каталогов для определения монет:

    Каталог Щелокова. Хорош для российских монет периода 1917 - 1991 гг.

    Каталог Орлова, каталог Узденникова. Хороши для российских монет дореволюционного периода, от начала регулярной монетной чеканки при Петре I в 1700 г. до 1917 г.

    Каталог Мельниковой. Хорош для российских монет периода от Ивана Грозного до Петра I.

    Каталог Орешникова, изданный в конце 19 века. Хорош для монет удельных российских княжеств

    Каталог Краузе, в котором представлены монеты всего мира с 17 по 20 век.

    Татарские монеты, ходившие на Руси в период Ига Золотой Орды, а также арабские дирхемы, обращавшиеся до начала 11 века, лучше определять с помощью музейных работников, специалистов-нумизматов.

    В зависимости от результатов анализа ценности находки ее можно продать или сохранить в домашнюю коллекцию.

    Примеры стоимости некоторых находок

    Как и все люди, на заработок которых может оказать серьезное влияние везение, то есть абсолютно неподконтрольная субстанция, кладоискатели суеверны. В каждой стране существуют свои ритуалы, выполнение которых призывает удачу к процессу поиска сокровищ.

    Дни, когда особенно легко найти клад (Россия)

    Согласно верованиям, закопанные в земле Клады поднимаются на поверхность, открываются или светятся из-под земли, тогда их можно увидеть и забрать. Такое бывает накануне Ивана Купалы (7 июля по новому стилю), в Вербное воскресенье (шестая неделя великого поста, воскресенье перед неделей пасхи) , в полночь перед большими праздниками: перед Рождеством (в ночь с 6 января на 7 января), Новым годом (в ночь на 1 января), Благовещением (25 марта), Юрьевым днем (6 мая по новому стилю, 9 декабря по новому стилю), Пасхой.

    Помимо указанных дней в году есть еще один особо любимый кладоискателями день. 23 мая по новому стилю - день Святого Симона Зилота, одного из апостолов, покровителя кладоискателей.

    Как преодолеть заговор или заклятие на кладе (для православных кладоискателей). То есть, как найти клад, и чтоб за это ничего не было. (Россия)

    Отслужить молебен святому Иоанну Новгородскому.

    С собой захватить просвирку в честь девяти чинов ангельских.

    Прежде чем приступить к раскопкам, предполагаемое местонахождение клада окропить святой водой, окурить ладаном и прочитать особую заклинательную молитву: «Подаждь, Боже, рабу твоему (имя кладоискателя) приставников злых от поклажи стегнати, злата из земли на добрые дела взяти, сиротам малым на утешение, Божьих храмов на построение, всей нищей братии на разделение, а мне на честную торговлю купецкую (можно указать и другую благопристойную цель)».

    Во время работы нельзя оглядываться, поддаваться сонливости и разговаривать, в особенности матерно ругаться - лишишься помощи святых сил. Лучше просто молчать.

    С собой иметь плакун-траву (дербенник), он отгоняет злых духов, стерегущих клад.

    До найденного клада не дотрагиваться, не осенив себя сначала крестным знамением и не прочтя опять вышеупомянутую молитву. Иначе даже если сокровища и дадутся и руки, счастья они не принесут.

    Как искать клады в пасхальную ночь (Россия)

    В субботу с наступлением темноты нужно было отправиться за околицу искать клады, пытаясь по огонькам определить их местонахождение.

    С собой взять крест, херувимский ладан, страстную свечку

    Во время поиска клада ни в коем случае нельзя ругаться.

    Как искать клады в Новогоднюю ночь (Россия)

    Только под Новый год могут вспыхнуть разом все ценности, спрятанные в земле. Полыхают они, как правило, ярким синим пламенем.

    Кто замечал этот огонь, должен был тотчас снять с себя что-нибудь и бросить в пламя. Горящие деньги нужно копать только тому, кто заметил их, иначе никому другому они в руки не дадутся.

    Чистые клады надо искать перед рассветом, а нечистые - с вечера.

    Как искать клады в ночь на Ивана Купалу (Россия)

    Самое подходящее время для поиска кладов.

    Ровно в полночь при луне надо взойти на вершину кургана, глянуть на свою тень и измерить ее - на этом расстоянии и зарыт клад. Можно допустить погрешность примерно плюс-минус две ступни на случай несовпадения роста закапывающего и раскапывающего клад.

    Цветущий папоротник, а также цветковый звон покажут более точно то место, где зарыт клад

    Как искать чистый клад или клад, заложенный «на счастливого» (Россия)

    Клад, заложенный "на счастливого", часто открывает сам себя. Обычно он является кому-либо в виде черной кошки, которая как бы приглашает идти за собой. Увидев такой знак, нужно следовать за кошкой, а там, где она остановится и замяучит, ударить ее и крикнуть "Рассыпься!", а потом копать на этом месте.

    Другой способ: Нужно взять свечу в ореховом подсвечнике и зажечь ее не предполагаемом месте захоронения клада. Чем ближе будет клад, тем сильнее будет мерцать пламя, а там, где оно совсем потухнет и нужно копать.

    Предварительно надо пообещать отдать часть найденного бедным, либо потратить на какие-то другие благие цели, иначе клад уйдет так глубоко под землю, что откопать его станет невозможно.

    Как искать нечистый клад (Болгария)

    Посыпать пеплом от бадняка (пень, ветка, сжигаемые в сочельник, 6 января) предполагаемое место, где находится клад.

    На следующий день на пепле будут видны следы.

    По следам определить, какую жертву нужно принести кладу. Если видны следы животного или птицы - закалывают ягненка, барана или петуха, если следы человека - считается, что демон - «хозяин» Клада ждет человеческой жертвы. Решить, возможно ли искателю клада совершить такое жертвоприношение.

    Как искать нечистый клад (Чехия)

    Положить в бледный огонек на месте нахождения клада четки, белую тряпку или кусок хлеба.

    Тогда клад выйдет на поверхность и его легче будет выкопать.

    Опасности при поиске кладов

    Поиск кладов нельзя отнести к экстремальным, опасным приключениям. Однако форс-мажорные ситуации возможны и здесь.

    Интерес со стороны местных жителей

    Чаще всего жители деревенской глубинки чрезвычайно любознательны и одновременно не слишком смышлены. Опасность от них может возникнуть только, если они догадаются, что вы ищете сокровища. Тогда аборигенов может обуять жажда стяжательства и наживы, что может привести к нападению на кладоискателя. Рекомендации здесь простые:

    Искать клады не в одиночку, а в группе. Да, придется делится, но зато безопасно

    С собой иметь средства самообороны, например, газовый пистолет

    Сохраните в тайне цель ваших изысканий. Человек с металлоискателем может быть кем угодно, геологом, почвоведом, археологом. Лучше притвориться такими людьми от науки. Остерегайтесь в разговорах с местными жителями любого упоминания о материальной стороне дела.

    Во время раскопа кладоискателя может завалить

    Завалить может во время поисков в колодце, в заброшенном доме, в пещере, в горах. На этот случай просто необходимо иметь с собой заряженный сотовый телефон, номер ближайшего отряда спасения в чрезвычайных ситуациях, а также хотя бы одного напарника, который, оставаясь вне зоны риска, сможет быстро вызвать МЧС и организовать операцию по добыванию вас из зоны обвала.

    Ну и, конечно, желательно «на берегу» не допускать поисков в потенциально опасных условиях, например в колодце с гнилым срубом или под шатающимся камнем-скалой.

    Находка военного снаряда

    В случае, если вы нашли мину, патрон, гранату, не стоит интересоваться, что там у них внутри, тем более кидать их в костер! Лучше всего, если вы их вернете на прежнее место, завершите раскопки и сообщите о местоположении находки в ближайший милицейский участок. Хотя насчёт МВД мнения расходятся - некоторые эксперты утверждают, что не стоит сообщать в милицию о находках военных снарядов, потому как именно с этого момента для кладоискателя и начнутся настоящие "приключения".

    Законы о кладах

    В штате экспедиций, организованных профессиональными кладоискателями, одна из самых почетных профессий - это юрист или адвокат. Прежде чем искать клад, необходимо изучить законодательную базу страны, где будут производиться раскопки. В противном случае вам грозит прослыть черным копателем со всеми вытекающими отсюда уголовными и административными последствиями. Особенно тщательно изучите закон в части:

    • Кому принадлежат найденные сокровища (помимо самого кладоискателя доли могут иметь государство, владелец земли, наследник сокровища , и пр.)
    • Каков размер налога на найденные сокровища
    • Возможно ли будет вывезти и каким образом из этой страны находки

    Могут также быть ограничения на использование тех или иных видов поискового снаряжения . В России федеральных ограничений на использование металлоискателей нет. Однако необходимо уточнять районные, областные законы. Там могут быть ньюансы.

    Одновременно с легальным рынком артефактов, существует и черный рынок, на котором работают черные копатели. Естественно с финансовой точки зрения кладоискателю выгоднее реализовать старинный предмет на черном рынке. Так, в России, в случае легальной продажи кладоискатель получит за артефакт около 20-25% от его стоимости на черном рынке. Бывают, конечно, лазейки в законодательстве, и легальный заработок может быть практически так же высок, как и доход черного копателя. Так, например, вы нашли у себя чердаке меч великого князя древнерусского, и заявили этот меч как находку в милицию согласно . И если через 6 месяцев князь за своим мечом не явится, то владельцем меча, согласно , автоматически становитесь вы, и доход ваш в этом случае равен рыночной стоимости этого древнего меча. В не фигурирует время потери вещи, нет разницы - 600 лет назад ее обронили или позавчера. Но такие лазейки скорее исключение, чем правило. В целом доход «белых кладоискателей» меньше в 3-4 раза заработков черных копателей на черных рынках. Зато отсутствует риск понести административное или даже уголовное наказание.

    Если вы решили искать клады легитимно, первое, что вам нужно сделать перед раскопками на территории России, это определить, является ли место поиска памятником истории и культуры . Как это сделать? Для этого необходимо изучить , , а также . В противном случае, если вы не идентифицируете место раскопок и начнете работы, вам может грозить вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет.

    Если место поиска вы определили, опираясь на документальные источники, достаточно точно, а оно вдруг оказалось памятником истории и культуры, то необходимо запросить разрешение. Право на раскопки предоставляет только Открытый лист, выдает его исключительно Совет Отдела Полевых исследований Института Археологии РАН. Разрешение может быть с большой долей вероятности выдано вам в том случае, если у вас есть диплом археолога, опыт и рекомендации. Это хоть какие-то гарантии того, что вы не нанесете непоправимый вред историческому наследию государства. Однако особо важно отметить, что диплом археолога еще не гарантирует получение права на раскопки. Ситуация каждый раз решается индивидуально. Что делать, если у вас есть четкий план, огромное желание действовать, но нет даже диплома? Нужно заинтересовать кого-то из археологов своей идеей. И объединить усилия. Такое встречается достаточно часто. Однако придется делиться с напарником славой, признанием, деньгами, наконец. Еще способ - стать черным копателем, искать тайком, без официального разрешения, и быть готовым понести за свои действия.

    Муниципальное учреждение дополнительного образования

    «Центр дополнительного образования «Созвездие»

    Тутаевского муниципального района

    Методическая разработка учебного занятия

    квест-игра «В поисках сокровищ!»

    Составитель: Рязанова Юлия Дмитриевна,

    зам. директора по НМР, педагог дополнительного

    образования МУ ДО «ЦДО «Созвездие»

    города Тутаева Ярославской области

    Тутаев 2016

    О тайне пиратского клада слышали все.

    Но как его отыскать…

    Об этом знают лишь избранные

    Пояснительная записка

    Наиболее эффективными в плане активизации познавательной активности являются интерактивные технологии обучения. Особенно эффективным видом современных интерактивных технологий становится интерактивная игра, создающая наилучшие условия развития. Большую популярность приобретают образовательные квесты. Собственно понятие «квест» (транслит. англ. quest - поиски ) и обозначает игру, требующую от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету .

    Данное занятие ориентировано на обучающихся 2-го года обучения в объединении «Юные экологи» и объединения «Юные исследователи».

    Возраст обучающихся: 12-13 лет

    Время проведения: 1 час

    Цель квест-игры: организация досуга обучающихся в рамках осеннего исследовательского сбора

    Задачи:

    Обучающая:

    Способствовать расширению кругозора обучающихся;

    Научить обучающихся активно действовать друг с другом, быстро принимать правильное решение;

    Развивающая:

    - закреплять умения соревноваться в коллективно-игровой деятельности;

    Формировать у обучающихся навыки работы в группах;

    Развивать умственные, творческие способности, эрудицию;

    Воспитательная:

    - воспитывать чувства коллективизма, умения работать в команде

    С оздать детям хорошее настроение, дружескую атмосферу в группе.

    Обеспечение:

    1. Призы для всех команд (сладкий приз для каждого обучающегося).

    2. Ручка или карандаш, листы бумаги для заданий и расчетов.

    3. Воздушные шарики – 5 штук.

    4. Пакет чая или кофе для состаривания листов бумаги с заданиями.

    5. Свеча или зажигалка для формирования краев бумаги.

    7. Шкатулка (контейнер)

    8. Бутылка.

    9. Таз или другая емкость.

    10. 4 мини-контейнера из киндер-сюрприза.

    11. Искусственное дерево – береза.

    12. Черепаха (игрушечная, можно использовать живую).

    13. Лимоны (имитация роста лимонника на подоконнике с растениями).

    15. Портфель.

    16. Вахтер/гардеробщик в качестве помощника.

    Условия игры

    Квест рассчитан на 8-12 человек (1 команда). Перед началом квест-игры необходимо сделать подготовить подсказки, разместить заданиями и подсказками.

    Сперва печатаем текст заданий на бумаге. Для состаривания бугами скомкаем ее, это будет дополнительный эффект из-за образования складок, которые будут имитировать эффект сделанного вручную пергамента (Приложение 1). Заварите 3-5 чайных пакетиков чая. Чем больше пакетиков вы возьмете, тем темнее будет окрашена бумага. Подождите 5-20 минут, прежде чем вынуть пакетики и приступить к окрашиванию. Возьмите поднос, налейте чай прямо на бумагу. Дайте высохнуть. Для создания внешнего вида потемневшей бумаги, которая за долгое время своего существования пострадала от времени и обстоятельств возьмите свечу. Держите лист бумаги на высоте 1-2 сантиметра над огнем свечи и двигайте им вперед-назад. Предупреждение : не держите одно место долго над свечой. Если вам нужны небольшие отверстия в бумаге или неровные края, поместите лист в 2 сантиметрах над огнем свечи и просто подержите его там. Когда на бумаге появится маленький огонек, подуйте на него.

    Для задания №2 возьмите воздушный шар, поместите в него следующее задание. К воздушному шару привяжите нитку, соединяющуюся со шкатулкой, которую, необходимо хорошо спрятать (в ней находится следующее задание).

    Для задания №4 возьмите бутылку, приклейте к ней готовую этикетку (Приложение 2) .

    Для задания №5 возьмите 4 мини-контейнера из киндер-сюрприза, поместите в один из них следующее задание. Мини-контейнеры поместите в воздушные шарики, заполните их водой и уберите в морозилку для образования ледяных шаров. Достать желательно перед использованием.

    Ход квест-игры

    Педагог: Добрый день! Приветствую участников на нашей развлекательной квест-игре «В поисках сокровищ». Тема нашей игры выбрана не случайно. Приключенческие фильмы всегда нравятся детям, и наверняка каждый из вас мечтает найти огромный сундук, набитый сокровищами. Сегодня мы отправляемся за пиратскими сокровищами. Вы готовы отправиться в дальнее путешествие на встречу опасностям и приключениям? В отличии от многих кладоискателей прошлого нам сегодня обязательно повезет. Нам непременно улыбнется удача. Иначе и быть не может, ведь вы такие храбрые, умные, дружные. Педагог вручает первое задание.

    Задание №1. Участники игры читают задание на листе бумаги.

    Разрази меня гром! Как давно мы не виделись! Вы, конечно, не узнали меня? Я капитан Джек Воробей. Но я отыскал вас для того, чтобы вы смогли мне помочь. Проклятый капитан Морган похитил у меня сокровища, затопил мой корабль» Черную Жемчужину», а команду переманил к себе. Настала у меня Черная полоса. Но не все потеряно! Я прознал, что Морган в приступе подозрительности спрятал сокровища и скрылся в неизвестном направлении, чтобы затаиться и выждать время. Вы, я слышал, хорошо знаете здешние места?

    Ну, Морган, мы еще посмотрим, кто кого! Смекаешь?

    Вот первое задание на проверку сноровки для поиска сокровищ. Вы должны ТОЧНО посчитать, сколько ступенек в здании (Центр «Созвездие», корпус №2, бывший Доме Природы). И это число будет первой частью кода. Вторая часть кода это количество рыб в холле здания. Соедини два этих числа и ты получишь номер кабинета, в котором вы найдете следующее задание (сложить до одного целого числа) .

    Дети: Считают количество ступеней и рыб в холле. Сложив эти числа, получают номер кабинета, в котором их ждет следующее задание.

    Задание №2.

    Педагог: открыв кабинет, участники игры видят воздушный шар, внутри которого находится записка, в ней сказано что делать дальше для поиска сокровищ.

    Друзья! Вы правильно напали на след сокровищ. Одноглазый Джо! Вы, конечно, не помните его, но он был когда-то боцманом на моей Черной Жемчужине. Этот книжный червь всегда веселил народ, любил загадывать разные задачки. Вот и он предал меня, покинул корабль вместе с капитаном Морганом. Этот подлец хочет сам забрать сокровища у капитана Моргана и пустить вас по ложному следу!

    Вот и теперь нам придется решить задачу, чтобы не сбиться с пути.

    Разгадав кроссворд – собери слово, внутрь которого надо заглянуть и найти новую подсказку для поиска заветного сокровища!

    Педагог: о каком кроссворде идет речь? Где он? Как его найти?

    Дети: высказывают предположения, смотрят по сторонам, пытаются найти кроссворд.

    Педагог: Посмотрите внимательно, от воздушного шара идет тоненькая ниточка, возможно, она нас и приведет к кроссворду, который надо разгадать. Ниточка приводит участников квест-игры к шкатулке, в которой находится кроссворд.

    Впиши по горизонтали соответствующие слова и в желтых клеточках по вертикали прочитайте ключевое слово. Из букв, находящихся в красных клеточках составьте слово, которое укажет на следующую подсказку (Приложение 4).

    1. Драгоценный камень синего цвета.

    2. Молчание как драгоценный камень.

    3. Головной убор монарха.

    4. Драгоценный металл, обладающий бактерицидными свойствами.

    5. Украшение, которое носят на пальце.

    6. «… сокровищ» - книга Роберта Луиса Стивенсона.

    7.Очень красивый камень-минерал, давший название зеленовато-голубому цвету.

    8. Согласно сказкам, это царь «над златом чахнет».

    9.Король драгоценных камней.

    Ответив на вопросы, участники прочитают ключевое слово «Сокровища». Из букв в красных клеточках дети собирают слово «Портфель».

    Педагог предлагает найти портфель, который находится в этом же кабинете. Дети находят портфель, внутри которого спрятано следующее задание.

    Задание №3. Дети читают задание, которое нашли в портфеле.

    В этом задании вам нужно найти послание, которое Морган отправил после того как его корабль потерпел крушение. А как вы знаете, все пираты, попавшие на необитаемый остов, отправляют свои послание в запечатанных бутылках, найди бутылку в самом мокром месте этого здания, и Морган на бутылке поведает тебе свой секрет.

    Дети обследуют все возможные мокрые места, в котором они должны найти бутылку с посланием. Проверяют места рядом с аквариумами, искусственное озеро, заходят в туалет. Если дети затрудняются, педагог может подсказывать, загадывать загадки:

    Я не море и не речка,

    Я не озеро, не пруд,

    Но как утро или вечер -

    Люди все ко мне бегут

    Плещет теплая волна,

    Под волною белизна.

    Отгадайте, вспомните,

    Что за море в комнате?

    Отгадав загадки, участники обнаруживают бутылку с посланием в хозяйственной комнате, в которой есть ванна.

    Задание №4. Участники зачитывают послание с новым заданием.

    Думаю что вряд ли кто-нибудь найдет мое письмо, но если найдут, пусть знают, что тут записаны скорее всего последние слова капитана Моргана.

    Сейчас 12 августа 1675, вчера произошло крушение моего Фрегата. Я оказался на необитаемом острове. Скорее всего у меня осталось мало времени т.к. провизии у меня осталось всего на несколько дней. Я хочу воспользоваться своим шансом на спасение и рассказать, что за свое спасение готов отдать сокровища. В наших кругах этот остров называется «Остров проклятых», на этом острове я оставляю несколько знаков соединив их вместе ты получишь координаты острова на котором я закопал свои сокровища. Возможно, одноглазый Джо вам поможет.

    Что бы получить координаты нужно:

    1. Решите пример 2+2*(2*2-2)+2/2-2+2=?

    2. Решите пример (5+5+5) - (5+5) * 0 =?

    3. Решите пример 2,3 + (- 1,3) =?

    4. Год моего рождения.

    Далее напиши получившихся числа вместе без пробелов и ты получишь координаты острова на котором я закопал сокровища, а их не мало уж поверь старине капитану Моргану. Но этого мало чтобы попасть на остров. Сложи вторую и пятую цифру этих координат и отправляйся далее, они приведут тебя к следующей загадке. Вы все ближе и ближе к сокровищам!!!

    Педагог сообщает, что итоговая цифра соответствует номеру кабинета, в котором находится следующая подсказка. Если возникают трудности с решением примеров, педагог может подсказать. Большой вопрос у детей возникает с годом рождения капитана Моргана. Они начинают доставать телефоны, чтобы посмотреть в интернете, искать подсказки на листе задания. Когда дети понимают, что им нужна помощь, педагог предлагает внимательно рассмотреть бутылку, так как на ней есть этикетка, в которой указан год его рождения, причем требуется указать именно год, а не число и месяц. Решив это задание участники переходят в другой кабинет, номер которого соответствует ответу.

    Задание №5.

    На столе лежит записка и таз с 4 ледяными шарами (один из них содержит подсказку).

    Вы прибыли на остров «Проклятых». Оказалось, что этот остров находится далеко на севере - сотни тысяч верст. Бррр… как здесь холодно. Средняя температура составляет -40 о С. План Капитана Моргана сработал, вы здесь на острове. Еще никому не удавалось покинуть его. Оказалось , что одноглазый Джо уже давно нашел сокровища и перепрятал их, оставив нам подсказку и шанс выбраться с острова живыми. Вам необходимо разбить шары, в одном из которых находится подсказка, куда дальше двигаться .

    Дети выполняют это несложное задание. Шары можно разбить прямо в тазу, ударив по стенкам таза, либо об другой шар. Кто-то разобьет об пол, но педагог контролирует процесс. Все осколки дети собирают обратно в таз.

    Задание №6.

    Дети разбив шары, достают мини-контейнеры, в одном находят следующее задание (загадку).

    Отныне медлить вам нельзя.

    Ищите там, где русская красавица

    Сидит на поляне в зеленой кофточке

    И белом сарафане.

    Она окажет верный путь,

    Вам остается лишь шагнуть.

    Педагог спрашивает детей ответ на загадку.

    Ответ детей: береза. Теперь они должны найти березу, которая находится в этом здании. Дети легко справляются с эти заданием, обнаружив ее в холле 1 этажа (сухое дерево с искусственными листьями березы). На одной из веток находится подсказка с заданием.

    Задание №7. Дети читают задание, на листе которого изображено много непонятных точек.

    Сокровища очень близко!

    Если вы обведете все точки по номерам, то сможете узнать какой предмет даст следующую подсказку в поиске сокровищ.

    Педагог выдает карандаш или ручку, дети начинают обводить точки, чтобы получился рисунок (приложение 3).

    В итоге у детей получается снежинка. Педагог просит найти снежинку в холле 1 этажа. Дети обнаруживают бумажную снежинку на стене, снимают ее и находят следующее задание.

    Задание №8. Дети читают текст задания.

    Капитан Морган уже очень давно путешествует в поисках великого и таинственного сокровища. Помогите найти ему сокровище, название которого придется разгадать. Найдете его и оно укажет дальнейший путь поиска сокровищ.

    Что за чудо? Вот так чудо:

    Сверху блюдо, снизу блюдо.

    Ходит чудо по дороге,

    Голова торчит да ноги.

    Педагог спрашивает, о чем идет речь в этой загадке. Дети дают ответ: «черепаха». Теперь им остается найти черепаху, которая укажет путь к сокровищам.

    Дети начинают искать черепаху в живом уголке, ищут наклейки с заданиями на аквариумах. Педагог может подсказать, если дети не справляются, так как нужно на самом деле найти игрушечную черепаху. Тогда все дети вспоминают об искусственном озере, которое сооружено на втором этаже. Там они находят черепаху, к которой прикреплено новое задание, приближающее их сокровищам.

    Задание №9. Дети читают текст задания.

    Спасибо! Вы помогли найти мне сокровище, которое я ищу с 8 лет (с тех пор как сказал себе, что стану пиратом). Это «Золотая черепаха», она исполняет любые желания, помогает странствующим найти путь домой. А вам «Золотая черепаха» укажет кротчайший путь к сокровищам. Вам необходимо отгадать ребус.

    Дети отгадывают ребус. Ответ: «Лимон». Педагог подсказывает детям, что теперь им нужно найти лимон, задает вопрос: «Где же в нашем Центре можно увидеть лимон? Обучающиеся Центра знают в «Зимнем саду произрастает огромное количество растений, среди которых есть и лимоны. Дети входят в «Зимний сад» и радом с лимонным деревом обнаруживают записку с новым заданием.

    Задание №10. Дети читают текст задания, который указывает, что нужно воспользоваться книгой, которая лежит рядом с лимонным деревом. В этой игре использовали книгу «Звери» (Динец В.Л., Ротшильд Е.В.) . Книга может меняться.

    На первый взгляд – это обычная книжка, но все истории только для отвода глаз. Используйте шифр, и вы будете в шаге от сокровища.

    183.1.

    142.4.34.

    20.11.23.

    20.12.1.

    45.13.15.

    70.3.2.

    216.9.1.

    276.2.25.

    319.1.1.

    247.2.3.

    135.12.3.

    Разгадайте шифр. Впишите результат по порядку, без пробелов и получите номер телефона, на который необходимо отправить смс-сообщение с кодом «Подсказка». Ждите ответа. Разгадаете загадку и сокровище ВАШЕ!!

    Если дети не смогли разгадать шифр, то педагог подсказывает, что первое значение указывает на порядковый номер страницы, второе – на порядковый номер строки, третье – на порядковый номер цифры слева направо.

    Ответ: 89622060129

    Участники игры пишут смс-сообщение с кодом «Подсказка» и получают последнее задание, разгадав которое найдут СОКРОВИЩА ПИРАТОВ.

    Задание №11. Дети получают смс с загадкой.

    Кто на страже в доме нашем,
    Он не сеет и не пашет,
    В своем домике сидит,
    На входящих он глядит.
    Не пропустит лишь таких,
    Кто не любит их самих

    Ответ: вахтер.

    Участники квест-игры подходят к вахтеру, которая выдает каждому игроку сладкие подарки. Педагог благодарит детей за выполнение всех заданий. Игра закончена.

    Литература

    1. Динец В.Л., Ротшильд Е.В. Звери. Энциклопедия природы. 2-е издание, дополненное и переработанное. – М.:1988.

    2. Кларин М.В. Интерактивное обучение инструмент освоения нового опыта / М.В. Кларин // Педагогика. 2000. - № 7.

    3. Соболева А.В. Загадки-смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей . -- М., 2000 4.

    5. (дата обращения 1.11.2016 г.)

    Приложение 1

    Фото 1. Внешний вид состаренной бумаги

    Приложение 2

    Фото 2. Этикетка для бутылки с посланием

    Приложение 3

    Фото 3. Схема снежинки

    Приложение 4

    Фото 4. Выполнение задания №2

    Поиск клада и раскрытие его тайны - это невероятно увлекательное приключение!

    Телеканал «Карусель» и «Treasure X» объявляют квест «В поисках сокровищ» !

    Любишь приключения? Тогда скорее присоединяйся к охоте за сокровищами!

    Как участвовать?

    • Нарисуй спрятанные сокровища;
    • Сфотографируй рисунок и пришли нам;
    • Зови всех друзей голосовать за твою работу;
    • 10 победителей выиграют крутые призы от Treasure X: игровые наборы - «В поисках сокровищ!», а главный победитель получит суперприз !

    Найди своё сокровище вместе с «Карусель» и «Treasure X»!

    Сокровищница

    Хочешь получить больше лайков к своей работе?

    • Ищи подсказки в эфире «Карусели» с 20:45 до 22:00 и на нашем сайте ;
    • Активируй подсказки в разделе «Сокровищница»;
    • Каждая подсказка прибавит 100 лайков твоей работе и приблизит к победе!

    Призы

    Игровой набор "Treasure X" - В поисках сокровищ.

    Захватывающее приключение обеспечено обладателю заветного набора! Игровой сценарий предусматривает последовательность действий, счастливому обладателю игры предстоит: состыковывать детали набора, проявлять наблюдательность, копать песчаную глыбу, находить и собирать коллекционных охотников за сокровищами, растворять при помощи воды содержимое сундука и в итоге поймать за хвост удачу, найдя скрытое сокровище. Почувствуйте жажду приключений, наблюдая, как внутри сундука что-то шипит и пенится, раскрывая настоящее сокровище...

    Суперприз

    МЕГА набор "Treasure X" - В поисках сокровищ.

    В данном наборе представлено сразу 3 песчаных глыбы со спрятанным кладом! А самое интересное: обладателю гарантировано попадется одно сокровище, покрытое самым настоящим «золотом» * ! Найдите настоящее «позолоченное» * сокровище в новом наборе из линейки Treasure X! Кто обнаружит его первым? Ведь в двух других пиратских сундуках скрыты обычные артефакты...

    * с элементами из металла



    Похожие статьи